(13)Ты ты за что меня, Ванька?! возопил я, задыхаясь и от страшной боли, и от жгучей обиды. (14) За что-о-о?! Что такое дружба? (по тексту М.Алексеева «Я ждал своего верного дружка Ваньку Жукова») (ЕГЭ по русскому)

Пояснение.

15.1 15.1 Грамматические средства играют важную роль в тексте. Они помогают оформить наши мысли и тем самым передать их суть. К грамматическим средствам относятся и знаки препинания, о которых говорила Е.И. Никитина: «Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами. А иногда … даже вместо слов».

Справедливость утверждения Никитиной подтверждают примеры из текста М. Алексеева. Так, с помощью восклицательных знаков в конце рядом стоящих предложений №13-15 передана напряжённость момента:

– (13)Ты… ты за что меня, Ванька?! – возопил я, задыхаясь и от страшной боли, и от жгучей обиды. (14)– За что-о-о?!

– (15)А ты… ты за что?! – в свою очередь закричал Ванька и вдруг размахнулся и ударил меня в лицо.

В этих же предложениях используется многоточие для передачи накала эмоций: у мальчишек даже не хватает слов выразить своё возмущение происходящим.

Таким образом, права была Е.И. Никитина, подчеркивая важную роль знаков препинания в тексте.

15.2 К сожалению, в жизни мы часто совершаем поступки, за которые потом раскаиваемся. Раскаяние наступает, когда приходит понимание, что можно и нужно было тогда поступить иначе. Часто бывает, что исправить всё уже слишком поздно. А ведь порой всего-то и надо было – поговорить, уступить, сказать «прости». Об этом финальные строки текста М. Алексеева: ««И хотя жажда примирения жила в нас, но она жила параллельно с чувством незаслуженной обиды, и, к сожалению, мы стеснялись отворить дверь и дать ей выход на волю».

Для героя-рассказчика Ванька был нужен как воздух, потому что дружили они по-настоящему: «(4)Да и всё без Ваньки не имело бы смысла: без него речка – не речка, лес – не лес, сады – не сады, да и для чего мне всё это, когда рядом не будет Ваньки Жукова!» Тем более обидно, что сохранить дружбу они не смогли. Да, уметь прощать и понимать - для дружбы вещь самая необходимая.

Печально, что даже понимая нелепость размолвки, мальчишки не сделали шаг навстречу друг другу. Горько звучат слова: «(25)Всё утратило свою привлекательность без друга».

И хочется крикнуть этим ребятам и сотням других: «Остановитесь! Не дайте обиде разрушить ваши отношения! Берегите друзей!»

15.3 Дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Кто, как не друг, поддержит или поможет; кто, как не подруга, разделит с тобой тайну и сохранит её; кто, как не друзья, станет за тебя горой и не даст бросить школу из-за проблем дома...Невозможно перечислить всё, что могут друзья. Вот почему желание иметь друга и дружить так естественно и так необходимо человеку.

Что испытывает человек, которому кажется, что его друг его предал, обидел ни за что? Смятение, обиду, разочарование и невероятную тоску по тем временам, когда всё было хорошо. Именно такие чувства в душах у мальчиков, люто рассорившихся из-за нелепой выходки одноклассника. Всё, что радовало прошлом, пока они не стали врагами, теперь казалось унылым и бессмысленным. А помириться мешало то чувство обиды, что жгло сердца ребят. Грустно звучат слова о том, что «жажда примирения жила в нас, ...но мы стеснялись отворить дверь и дать ей выход на волю…». Да, уметь прощать и понимать - для дружбы вещь самая необходимая. Смогут ли герои сделать шаг навстречу друг другу?

Я помню, как тяжело переживала предательство подруги (иначе я это не называла!). Мы жили рядом, мы учились в одном классе, мы дружили до восьмого класса. А в девятом пришла новенькая. И как говорят, вцепилась в мою Наташу мёртвой хваткой. И домой к ней, и за парту - с ней, и даже на свидание с парнем Наташи - тоже...Я не могла больше ни поговорить с подругой, ни даже просто подойти: новенькая всё время крутилась рядом. Это было очень больно....Со временем выяснилось, что Наташа ей была не нужна, а был нужен общий знакомый, и она использовала мою подругу, чтобы подобраться к нему. И знаете, я смогла простить свою подругу. Когда она выходила замуж, угадайте, кто был подругой невесты.

Друзья, обретённые в детстве - это самые верные друзья. Берегите своих друзей, и сами будьте настоящими друзьями для них.

Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
Вариант
1
2

Прочитайте текст и выполните задания 2
-
15

(1)
Я ждал своего верного дружка Ваньку Жукова, которого наш учитель задержал в классе.
(2)Уйти без

Ваньки я, разумеется, не мог.

(3)Во
-
первых, это было бы похоже на предательство. (4)Да и всѐ без
Ваньки не имело бы
смысла: без него речка

не речка, лес

не лес, сады

не сады, да и для чего мне всѐ это, когда рядом
не будет Ваньки Жукова! (5)Не будет его милой шепелявости, не будет и его разбойничьего свиста в
четыре пальца. (6)Как ни старался, я

так и не научился этому искусству, составлявшему предмет
моей зависти: Ванька свистел столь пронзительно, что по всему лесу сороки срывались со своих мест
и поднимали переполошный, панический крик. (7)Ванька успокаивал: «Ничего, Миш, научишься и
ты». (8)М
не многое хотелось у него перенять, и я перенимал от Ваньки, радовался, если что
-
то
получалось. (9)Даже, как он, чистил зубы тем, что жевал смолу, или вар, как звали эту вязкую,
упругую массу в нашем селе.

…(10)И вот, наконец, его лицо показалось в дверях
школы. (11)Я с кличем «ура» рванулся ему
навстречу. (12)И был ошеломлѐн, когда Ванька с ходу ударил меня в подбородок, да так сильно, что
из глаз моих посыпались искры.

(13)Ты… ты за что меня, Ванька?!

возопил я, задыхаясь и от страшной боли, и от жгуч
ей
обиды. (14)

За что
-
о
-
о?!

(15)А ты… ты за что?!

в свою очередь закричал Ванька и вдруг размахнулся и ударил меня в
лицо.

(16)Помутившись разумом, слепые в ярости, мы начали дубасить друг дружку с превеликим
усердием. (17)Откуда нам было знать, что н
аш одноклассник незаметно, очень умело подтолкнул
Жукова так, что тот угодил головой в мой подбородок в момент, когда я кинулся к товарищу.
(18)Подтолкнул и тут же скрылся, точно рассчитав свой ход: теперь и я, и Ванька были в полной
уверенности, что один
из нас и затеял эту драку

вот только непонятно почему. (19)Но могли ли мы,
ребятишки, распалѐнные боем, доискиваться истины, когда война между нами началась?.. (20)Не
было теперь у меня врага более лютого, чем Ванька.

(21)…Всѐ очевиднее становились после
дствия нашей размолвки. (22)Что
-
то тесновато стало на
душе. (23)Утраты и потери становились всѐ ощутимее. (24)Не приносили радости ни катание на
коньках, на санках, ни снежки, ни поездка с отцом за дровами, ни даже пойманный заяц. (25)Всѐ
утратило свою при
влекательность без друга.

(26)От многого приходилось отказываться. (27)От многого такого, что было бесконечно дорого
сердцу, что откладывается в памяти на всю жизнь тѐплыми и светлыми зернами и прорастает,
расцветая время от времени на лице такою же тѐплой

и светлой улыбкой даже в минуты совсем не
светлые. (28)И хотя жажда примирения жила в нас, но она жила параллельно с чувством
незаслуженной обиды, и, к сожалению, мы стеснялись отворить дверь и дать ей выход на волю…

(По М. Алексееву)

Михаил Николаевич

Алексеев

(19
18

2007
)

русский советский писатель и журналист,
военный корреспондент
.

Ответами к заданиям 2

14 являются цифра, слово, словосочетание, число или
последовательность чисел. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем
перенесите в
БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой
клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или
цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведѐнными в бланке
образцами.

В
каком варианте ответа
содержится информация, необходимая для

обоснования

ответа на вопрос: «
В
чѐм причина ссоры друзей

Каждый из них был уверен, что другой затеял драку без причины
.

Ванька Жуков отказался учить друга свистеть в четыре пальца
.

Рассказчик не стал ждать Ваньку после уроков
.

Рассказчик завидовал Ваньке Жукову
.

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является

фразеологизм
.

Не будет его милой шепелявости, не будет и его разбойничьего
свиста в четыре пальца
.

Я с кличем «ура» рванулся ему навстречу
.

И был ошеломлѐн, когда Ванька с ходу ударил меня в подбородок, да так сильно, что из глаз
моих посыпались искры
.

Не было теперь у меня врага более лютого, чем Ванька
.

Из предложений
13

17

приставки

зависит от
глухости
-
звонкости последующего согласного
.

Из предложений
18

20

выпишите слово, в котором правописание

суффикса

определяется
правилом: «
В
суффиксах полных страдательных причастий, образованных
от глаголов совершенного
вида,

пишется НН
».

Замените
разговорное

слово «
дубасить
» в предложении
1
6

стилистически
нейтральным

синонимом
. Напишите этот синоним.

Замените словосочетание «
в дверях школы
», построенное на основе
управления
,
синонимичным
словосочетанием со связью

согласование
.

Напишите получившееся
словосочетание.

Выпишите

грамматическую основу

предложения
2
.

Среди предложений
1
3

20

найдите предложение

обособленным
нераспространѐнным
приложением
. Напишите номер этого предложения.

приведѐнных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифр
у(
-
ы)
, обозначающ
ую
-
ие)

запят
ую

вводно
й

конструкции
.

И
хотя жажда примирения жила в нас,(1) но она жила параллельно с чувством незаслуженной
обиды,(2) и,(3)

к сожалению,(4) мы стеснялись отворить дверь и дать ей выход на волю
.

Укажите количество

грамматических основ

в предложении
17
. Ответ запишите цифрой.

В приведѐнных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифр
у(
-
ы
,
обозначающ
ую(
-
ие
)

запят
ую(
-
ые
)

между частями сложного
предложения, связанными
со
чинительной

Мне многое хотелось у него перенять,(1)

и я перенимал от Ваньки,(2)

радовался,(3)

если
что
-
то получалось
.

Среди предложений
6

8

предложени
е с
подчинительной

и бессоюзной

связью между частями
. Напишите номер

эт
ого

предложени
я
.

Среди предложений
16

19

найдите сложно
подчинѐнное

предложение

с
последовательным

подчинением

придаточных. Напишите номер этого предложения.

Используя
прочитанный текст из части 2, выполните на бланке ответов № 2 ТОЛЬКО
ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер
выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

Напишите сочинение
-
рассуждение, раскрывая смысл
высказывания
Е.И.Никитиной
:

«
Знаки,
как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами. А иногда … даже вместо слов
»
.

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры,
указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать
работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом матер
иале.
Начать сочинение Вы можете словами К.Г. Паустовского. Объѐм сочинения должен составлять
не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту),
не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или п
олностью
переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа
оценивается нулѐм баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2.
Напишите сочинение
-
рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл
финала

«
И
хотя жажда примирения жила в нас, но она жила параллельно с чувством незаслуженной
обиды, и, к сожалению, мы стеснялись отворить дверь и дать ей выход на волю
»
.

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши
рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте
цитирование. Объѐм сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение
представляет
собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы
то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулѐм баллов. Сочинение пишите
аккуратно, разборчивым почерком.

15.3.
Как Вы понимаете значение слова
ДРУЖБА
? Сформулируйте и
прокомментируйте данное
Вами определение. Напишите сочинение
-
рассуждение на тему: «
Что такое
дружба
», взяв в
качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два)
примера
-
аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один приме
р
-
аргумент приведите из
прочитанного текста, а второй

из Вашего жизненного опыта. Объѐм сочинения должен
составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или
полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было коммен
тариев, то такая
работа оценивается нулѐм баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(По материалам открытого банка заданий ФИПИ)

Ванька Жуков не плакса, для этого он был слишком горд, но тогда я увидел в полумраке церковного чердака, как глаза его сперва покраснели, а потом из них обильно потекли слезы, оставляя за собой на пыльных щеках две извилистые светлые дорожки. Позднее он признался мне, что не боялся отцовской выволочки (к ней он давно привык), больше всего его удручала встреча с Федькой – тот, конечно же, будет крайне огорчен, узнавши про этакую беду.

Пошарив еще немного по карнизу, порядком оцарапавшись торчавшими там и сям ржавыми гвоздями, мы выбрались на крышу, спустились, как и намечали, по водосточной трубе; молча, не глядя друг на друга, перелезли через ограду и ударились всяк своей дорогой, забыв попрощаться и, против обыкновения, не договорившись о завтрашних планах. Странно, но каждый из нас чувствовал себя виноватым перед товарищем. Ванька, похоже, оттого, что явился причиной плохой концовки счастливо начавшегося предприятия, я – оттого, что ничем не мог помочь приятелю.

В скверном расположении духа вернулся я домой, а наутро был очень удивлен, увидев возле школы Ваньку Жукова, затеявшего веселую возню с верзилой по имени Самонька. Парень этот третий год начинал свое учение в одном и том же классе, поскольку перейти в четвертый ему мешали выстроившиеся в несокрушимо строгий ряд сплошные «неуды». Видя, что Ванькиных силенок явно не хватает, чтобы сладить с Самонькой, я тотчас же подключил свои; вдвоем, хоть и не вдруг, мы все-таки уложили Самоньку на обе лопатки. «Ну, постойте, вам это так не пройдет», – пробормотал третьегодник и, отряхнувшись, подхватив валявшуюся поодаль ученическую свою сумку, нехотя побрел к школьным дверям. Мы не обратили никакого внимания на Самонькины слова. Для нас было важно, что Самонька нами повержен, а лично для меня важнее важного было то, что видел Ваньку прежним, веселым и озорным. Наверное, отцова порка неожиданно оказалась умеренной, а Федькино горе не столь уж безутешным.

Так или иначе, но, не задержи Иван Павлович Ваньку в классе, мы с ним наверняка нынешним вечерком наведались бы в церковь, прошмыгнули бы незаметно мимо глуховатого Ивана Морозова к лестнице, винтообразно взбирающейся к колокольне, и вдоволь поохотились бы за голубями.

Теперь все наши планы безнадежно рушились.

Понурившись, чувствуя себя совершенно уничтоженным, я медленно вышел на школьное крыльцо, еще медленнее спустился по ступенькам во двор; прислонившись к ограде, стал ждать Ваньку. Знал, что он теперь будет отпущен из класса последним, а потому и запасся терпением. Уйти без Ваньки я, разумеется, не мог. Во-первых, потому, что это было бы похоже на предательство. Да и само путешествие в намеченные места без Ваньки лишалось своей привлекательности, а стало быть, и смысла; без Ваньки речка – не речка, лес – не лес, сады – не сады, да и для чего мне все это, когда рядом не будет Ваньки Жукова! Не будет его милой шепелявости, не будет и его разбойничьего свиста в четыре пальца, как-то хитро положенных на язык, – как ни старался, но я так и не научился этому искусству, составлявшему предмет моей зависти: Ванька свистел столь пронзительно, что по всему лесу сороки срывались со своих мест и подымали переполошный, панический крик. Не будет и выворачивания единственного кармана, пришитого Ванькиной матерью к правой штанине, и выскребывания из уголков малой крохи самодельной махорки, похищенной Ванькой у отца, той самой, за которую приятель мой сечен был чаще всего. Любая плата, однако, ничто в сравнении с ощущением своего превосходства, когда ты на глазах восхищенного тобою товарища совсем по-взрослому ссыпаешь те табачные крохи на донышко ладони, а затем осторожно и солидно, как делает это отец, наполняешь ими «козью ножку». Закупориваешь ее, чиркаешь спичку и, чуть-чуть припалив ресницы (у Ваньки они длинные и светлые, как у теленка), начинаешь раскуривать и, демонстрируя высший пилотаж, выпускать через ноздри струйки дыма. Ванька дает и мне «курнуть разик», всего только один раз, не больше, но, видя, как я кашляю и задыхаюсь, говорит снисходительно:

«Тебе, знать, рано таким делом заниматься». Честно говоря, мне казалось, что и ему не приспело еще время заниматься этим самым делом, потому что видел, как Ванька изо всех сил пытается удержать рвущийся из груди кашель, как краснеют его белые галочьи глаза и как ему мучительно хочется скрыть все это от меня. Справившись с удушьем, пряча обильно выступившие слезы, он еще и успокаивает: «Ничего, Миш, научишься и ты».

Забегая вперед, скажу: не научился. Ни тогда, в конце двадцатых, ни в сиротские свои тридцатые, ни в сороковые, военные годы, хотя учителей по этой части было более чем достаточно. Один фронт мог сделать тебя заядлым курильщиком: иной без колебания отдавал свою пайку хлеба за крохотный «чинарик», за искуренную больше чем наполовину цигарку; ради одной затяжки мог расстаться с такой драгоценностью, каковой являлись знаменитые фронтовые сто грамм. Но и окопы не сделали меня трубкокуром. Положенную мне махорку, а позднее и папиросы, ротный старшина отдавал другим бойцам и командирам.

Мне многое хотелось перенять, и я перенимал от Ваньки. Даже, как он, чистил зубы тем, что жевал смолу, или вар, как звали эту вязкую, упругую аспидно-черную массу в нашем селе Монастырском на Саратовщине. Зубы от нее делались кипенно-белыми, как у молодого волчонка, а десны такими крепкими, что не кровоточили и тогда, когда мы разгрызали железной крепости ржаные сухари и перемалывали на зубах, точно на жернове, колючие плиты колоба .

Я уже признался здесь, что более всего мне хотелось научиться у Ваньки лихому свисту. Всякую прогулку с ним в лес ли, в сады, в поля, на луга, Большие и Малые, на гумна, тоже Большие и Малые, я старался использовать, чтобы по дороге взять у товарища урок свиста. Но либо педагогические способности Ваньки были невелики, либо я оказался непонятливым учеником – не знаю, отчего, но пока что успехами своими похвалиться я не мог. Из-под моих пальцев, засунутых в рот и зажимавших там язык, вместо свиста вырывалось какое-то жалкое, отвратительное шипение. В отчаянии я мог бы, кажется, и зареветь, но Ванька и тут приходил на выручку, утешая по обыкновению: «Ничего, Миш, научишься и ты. Это Федька, братка мой, меня научил. Знаешь, как он свистит!»

Ванька, как и все мои односельчане, у многих глагольных слов в разговорной речи уворовывал букву «е», и у всех у нас получалось: «работат» вместо «работает», «гулят» вместо «гуляет», «знат» вместо «знает», ну и тому подобное.

Село наше некогда основали монахи одного из владимирских монастырей, присланные в эти глухие тогда болотные и лесные саратовские края, чтобы сеять тут коноплю, лен, собирать пчелиный мед, а по осени отправлять добычу под охраной вооруженных мужиков за тысячу верст в свой монастырь. С ними-то и докатилось к нам круглое «о», на которое больше всего опирается, как на посох, житель села, нареченного Монастырским.

Иван Павлович Наумов и его жена Мария Ивановна были родом из волостного села Баланды, остановившегося где-то на полпути к городскому чину, разговаривали не по-нашему, из гласных звуков ими подчеркивался «а», и монастырское оканье было и непривычным, и малоусладительным для их уха. Этим только и можно объяснить, почему Мария Ивановна, умная, в высшей степени сдержанная, однажды, когда я учился, кажется, уже в четвертом классе, малость «сорвалась», не вытерпела, сделала мне замечание. «Алексеев, – сказала она, чуть морщась, – не говори „корова“. Неужели ты не слышишь, как это ужасно звучит?!» Первыми среагировали на ее замечание мои уши. Они мгновенно воспламенились, и, если бы это было ночью, класс, наверно, увидел бы над моей партой два красных фонарика. И все-таки я не растерялся – звонко, чтобы слышали все, почти прокричал:

«Марья Ивановна, но будет еще ужаснее, ежели я в диктанте напишу: „карова“.

Теперь наступила очередь покрыться румянцем смущения и ее умному лицу. «Несносный», – чуть внятно сказала она и улыбнулась. Ее улыбка, тихая и светлая, всегда означавшая для нас отпущение всех наших грехов, озарила весь класс, и класс разрядился дружным, сочным, радостным смехом. «Ну, ладно. Порезвились и довольно. Вернемся к уроку.»


1)Я ждал своего верного дружка Ваньку Жукова, которого наш учитель задержал в классе. (2)Уйти без Ваньки я, разумеется, не мог. (3)Во-первых, это было бы похоже на предательство. (4)Да и всё без Ваньки не имело бы смысла: без него речка – не речка, лес – не лес, сады – не сады, да и для чего мне всё это, когда рядом не будет Ваньки Жукова! (5)Не будет его милой шепелявости, не будет и его разбойничьего свиста в четыре пальца. (6)Как ни старался, я так и не научился этому искусству, составлявшему предмет моей зависти: Ванька свистел столь пронзительно, что по всему лесу сороки срывались со своих мест и поднимали переполошный, панический крик. (7)Ванька успокаивал: «Ничего, Миш, научишься и ты». (8)Мне многое хотелось у него перенять, и я перенимал от Ваньки, радовался, если что-то получалось. (9)Даже, как он, чистил зубы тем, что жевал смолу, или вар, как звали эту вязкую, упругую массу в нашем селе.
…(10)И вот, наконец, его лицо показалось в дверях школы. (11)Я с кличем «ура» рванулся ему навстречу. (12)И был ошеломлён, когда Ванька с ходу ударил меня в подбородок, да так сильно, что из глаз моих посыпались искры.
– (13)Ты… ты за что меня, Ванька?! – возопил я, задыхаясь и от страшной боли, и от жгучей обиды. (14)– За что-о-о?!
– (15)А ты… ты за что?! – в свою очередь закричал Ванька и вдруг размахнулся и ударил меня в лицо.
(16)Помутившись разумом, слепые в ярости, мы начали дубасить друг дружку с превеликим усердием. (17)Откуда нам было знать, что наш одноклассник незаметно, очень умело подтолкнул Жукова так, что тот угодил головой в мой подбородок в момент, когда я кинулся к товарищу. (18)Подтолкнул и тут же скрылся, точно рассчитав свой ход: теперь и я, и Ванька были в полной уверенности, что один из нас и затеял эту драку – вот только непонятно почему. (19)Но могли ли мы, ребятишки, распалённые боем, доискиваться истины, когда война между нами началась?.. (20)Не было теперь у меня врага более лютого, чем Ванька.
(21)…Всё очевиднее становились последствия нашей размолвки. (22)Что-то тесновато стало на душе. (23)Утраты и потери становились всё ощутимее. (24)Не приносили радости ни катание на коньках, на санках, ни снежки, ни поездка с отцом за дровами, ни даже пойманный заяц. (25)Всё утратило свою привлекательность без друга.
(26)От многого приходилось отказываться. (27)От многого такого, что было бесконечно дорого сердцу, что откладывается в памяти на всю жизнь тёплыми и светлыми зернами и прорастает, расцветая время от времени на лице такою же тёплой и светлой улыбкой даже в минуты совсем не светлые. (28)И хотя жажда примирения жила в нас, но она жила параллельно с чувством незаслуженной обиды, и, к сожалению, мы стеснялись отворить дверь и дать ей выход на волю…
(По М. Алексееву)

Начало формы
Выпишите грамматическую основу предложения 2.

Конец формы
Начало формы
Из предложений 13–17 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.

Конец формы
Начало формы

1) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Е.И. Никитиной: «Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами. А иногда … даже вместо слов».
Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Е.И. Никитиной.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) , не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

2) Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «И хотя жажда примирения жила в нас, но она жила параллельно с чувством незаслуженной обиды, и, к сожалению, мы стеснялись отворить дверь и дать ей выход на волю». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
3) Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое дружба», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргументприведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Конец формы
Начало формы
Среди предложений 6–8 найдите сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Конец формы

Начало формы
Среди предложений 13–20 найдите предложение с обособленным нераспространённым приложением. Напишите номер этого предложения.

Конец формы
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Начало формы
Укажите предложение, в котором средством выразительности является фразеологизм.
1) Не будет его милой шепелявости, не будет и его разбойничьего свиста в четыре пальца.
2) Я с кличем «ура» рванулся ему навстречу.
3) И был ошеломлён, когда Ванька с ходу ударил меня в подбородок, да так сильно, что из глаз моих посыпались искры.
4) Не было теперь у меня врага более лютого, чем Ванька.
Конец формы
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Начало формы
Замените разговорное слово «дубасить» в предложении 16 стилистически нейтральным синонимом.

Конец формы
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Начало формы
В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Мне многое хотелось у него перенять,(1) и я перенимал от Ваньки,(2) радовался,(3) если что-то получалось.

Конец формы
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Начало формы
В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции.
И хотя жажда примирения жила в нас,(1) но она жила параллельно с чувством незаслуженной обиды,(2) и,(3) к сожалению,(4) мы стеснялись отворить дверь и дать ей выход на волю.

Конец формы
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Начало формы
Укажите количество грамматических основ в предложении 17.

Конец формы
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Начало формы
Из предложений 18–20 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах полных страдательных причастий, образованных от глаголов совершенного вида, пишется НН».

Конец формы
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Начало формы
Среди предложений 16–19 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Конец формы
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Начало формы
Замените словосочетание «в дверях школы» (предложение 10), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Конец формы
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Начало формы
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «В чём причина ссоры друзей?»
1) Каждый из них был уверен, что другой затеял драку без причины.
2) Ванька Жуков отказался учить друга свистеть в четыре пальца.
3) Рассказчик не стал ждать Ваньку после уроков.
4) Рассказчик завидовал Ваньке Жукову.
Конец формы
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

Вариант 116 Задания 6-10.

Задание 6

Замените разговорное слово «дубасить» в предложении 16 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним

(1)Я ждал своего верного дружка Ваньку Жукова, которого наш учитель задержал в классе. (2)Уйти без Ваньки я, разумеется, не мог.

(3)Во-первых, это было бы похоже на предательство. (4)Да и всё без Ваньки не имело бы смысла: без него речка – не речка, лес – не лес, сады – не сады, да и для чего мне всё это, когда рядом не будет Ваньки Жукова! (5)Не будет его милой шепелявости, не будет и его разбойничьего свиста в четыре пальца. (6)Как ни старался, я так и не научился этому искусству, составлявшему предмет моей зависти: Ванька свистел столь пронзительно, что по всему лесу сороки срывались со своих мест и поднимали переполошный, панический крик. (7)Ванька успокаивал: «Ничего, Миш, научишься и ты». (8)Мне многое хотелось у него перенять, и я перенимал от Ваньки, радовался, если что-то получалось. (9)Даже, как он, чистил зубы тем, что жевал смолу, или вар, как звали эту вязкую, упругую массу в нашем селе.

(10)И вот, наконец, его лицо показалось в дверях школы. (11)Я с кличем «ура» рванулся ему навстречу. (12)И был ошеломлён, когда Ванька с ходу ударил меня в подбородок, да так сильно, что из глаз моих посыпались искры.

(13)Ты… ты за что меня, Ванька?! – возопил я, задыхаясь и от страшной боли, и от жгучей обиды. (14)– За что-о-о?!

(15)А ты… ты за что?! – в свою очередь закричал Ванька и вдруг размахнулся и ударил меня в лицо.

(16)Помутившись разумом, слепые в ярости, мы начали дубасить друг дружку с превеликим усердием. (17)Откуда нам было знать, что наш одноклассник незаметно, очень умело подтолкнул Жукова так, что тот угодил головой в мой подбородок в момент, когда я кинулся к товарищу. (18)Подтолкнул и тут же скрылся, точно рассчитав свой ход: теперь и я, и Ванька были в полной уверенности, что один из нас и затеял эту драку – вот только непонятно почему. (19)Но могли ли мы, ребятишки, распалённые боем, доискиваться истины, когда война между нами началась?.. (20)Не было теперь у меня врага более лютого, чем Ванька.

(21)…Всё очевиднее становились последствия нашей размолвки. (22)Что-то тесновато стало на душе. (23)Утраты и потери становились всё ощутимее. (24)Не приносили радости ни катание на коньках, на санках, ни снежки, ни поездка с отцом за дровами, ни даже пойманный заяц. (25)Всё утратило свою привлекательность без друга.

(26)От многого приходилось отказываться. (27)От многого такого, что было бесконечно дорого сердцу, что откладывается в памяти на всю жизнь тёплыми и светлыми зернами и прорастает, расцветая время от времени на лице такою же тёплой и светлой улыбкой даже в минуты совсем не светлые. (28)И хотя жажда примирения жила в нас, но она жила параллельно с чувством незаслуженной обиды, и, к сожалению, мы стеснялись отворить дверь и дать ей выход на волю…

(По М. Алексееву)

Задание 7

Замените словосочетание «в дверях школы» (предложение 10), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Задание 8

Выпишите грамматическую основу предложения 2.

Задание 9

Среди предложений 13–20 найдите предложение с обособленным нераспространённым приложением. Напишите номер этого предложения.

Задание 10 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции.

И хотя жажда примирения жила в нас,(1) но она жила параллельно с чувством незаслуженной обиды,(2) и,(3) к сожалению,(4) мы стеснялись отворить дверь и дать ей выход на волю.

Статьи по теме: