Активная мама и медлительный малыш: как подстроить разные темпераменты. Детский темперамент – воспитание ребенка с учетом индивидуальных особенностей

С рождения каждому человеку свойственны определённые черты характера. Одна из таких черт – темперамент. Он не поддаётся перевоспитанию. Знать темперамент своего ребёнка – первостепенная задача родителей, так как отталкиваясь от него, строится модель воспитания.

Дети-меланхолики. Организация воспитательного процесса ребёнка с такой чертой характера должна быть тщательно продумана. При общении с маленьким меланхоликом важно не навредить его внутреннему состоянию.

Какие бывают темпераменты:

Всего, в психологии существуют следующие виды темпераментов:

  • Меланхолик

Чем выделяются меланхолики

При воспитании ребёнка-меланхолика необходимо знать основное качества такого темперамента:

  • Повышенная ранимость, чувствительность ребёнка;
  • Тонкая натура, сострадание к близким;
  • Спокойное состояние среди привычных вещей и обстановки, изменение которых могут напугать ребёнка, ввести в состояние паники или растерянности;
  • Главная черта меланхолика – нерешительность. Эту черту можно увидеть в каждом их действии, разговоре, жестах;
  • Речь у таких людей тихая и замедленная;
  • Даже незначительное событие может вызвать расстройство и переживание;
  • Контакт с новыми людьми затруднён – к ним тяжело привыкнуть, а смена обстановки может вызвать состояние паники;
  • Тем не менее такие дети мягкие в общении и послушны;
  • Трудность в сосредоточении затрудняет процесс обучения. Таким детям тяжело выделить главное, они рассеяны, часто невнимательны;
  • Повышенная утомляемость. Любое дело быстро вызывает усталость, будь то учёба или игры;
  • Меланхолики – верные друзья, но у них отсутствует инициатива, поэтому они самостоятельно редко заводят себе друзей;
  • Прекрасный слушатель;
  • Тяжело меняют род занятий с одного на другой;
  • Фантазия у них бурная, очень впечатлительные люди;
  • Отличаются особой медлительностью и пониженным тонусом;
  • Настроение таких людей подвержено частым перепадам;
  • Полное отсутствие оптимизма из-за частой задумчивости, обидчивости. И также меланхолики злопамятны.

Проблемы при воспитании меланхолика

При развитии ребёнка проблемы могут возникнуть вне зависимости от его темперамента. Главная задача родителей, понимать внутренний мир своего малыша и использовать это на пользу в обучении и воспитании.

  1. Задания понимаются тяжело, так как все психические процессы замедлены.
  2. Такие дети тяжело самостоятельно находят общий язык с ровесниками и незнакомыми старшими. Рассказать о своих проблемах ему тяжело даже близким людям.
  3. Так как меланхолик испытывает чувство паники в новом коллективе, в детском саду ему крайне тяжело, а иногда и невозможно, адаптироваться. Лучший выход из этой ситуации – домашнее обучение.
  4. Такие дети довольно плохо спят. Любые новые события за день мешают ему уснуть, он может капризничать и просыпаться всю ночь.
  5. Трудности в изучении чего-то нового, вызванные заниженной самооценкой и неуверенностью в своих действиях.
  6. Наказания для таких детей – сильный стресс.

Как правильно воспитывать меланхолика

Детям-меланхоликам необходима родительская любовь и понимание. Чем больше любви даётся ребёнку, тем проще проходят процессы обучения. Родители должны быть спокойными, уделять внимание деталям, проявлять такт и понимание.

  • Не забывать о меланхолическом темпераменте ребёнка никогда;
  • С рождения ребёнка стараться защитить его от внешних раздражителей. Ни в коем случае не изолировать его от внешнего мира, а постараться оградить от воздействий на ослабленную психику. Ребёнок должен регулярно ощущать любовь и защиту родителей;
  • Одна из главных задач родителей – оберегать внутренний мир ребёнка, ограждая его от обидчиков, оскорблений;
  • Умеренность в развитии. Не нужно требовать от ребёнка больше, чем он может. Не перегружайте его уроками;
  • Меланхолики тяжело идут на контакт. Родителям необходимо помогать им налаживать общение с ровесниками;
  • Общение только в мягкой форме. Избегать давления, наказаний, ругани;
  • Наказания должны быть в несколько раз мягче, чем у других детей;
  • Повышенное проявление чувств для этих детей очень важно: часты обнимания, поцелуи без повода, мягкие прикасания, например, погладить по головке;
  • Необходимо выстроить доверительные отношения со своим малышом, а также показать уважение к его чувствам;
  • Чтобы отвлечь ребёнка от негатива, свойственного меланхоликом, можно увлечь его в процесс заботы о близких людях, например, о младших братьях и сёстрах. Главное, чтобы ваши поручения были по силам малышу;
  • Необходимо как можно чаще общаться с ребёнком обсуждать его чувства и рассказывать о своих;
  • Поддерживать во всех ситуациях и стараться развивать оптимистичный настрой;
  • Меланхолики – творческие люди. Посещение мастер-классов и творческих занятий будет хорошо влиять на развитие малыша. Домашние занятия должны быть тоже разнообразны и интересны;
  • Важно научить ребёнка понимать, что неудачи могу случаться в его жизни, но расстраиваться нельзя. Что необходимо стараться и не опускать руки. Постараться сделать все заново, но с учётом прошлых ошибок;
  • Чтобы не развивать закомплексованность, необходимо работать с уверенностью в себе и своих силах;
  • Можно обратиться к хорошему психологу, который поможет в развитии личностных качеств малыша, без вреда его психическому состоянию.

В воспитании малыша-меланхолика всегда должны присутствовать безграничная любовь и доверие между родителями и ребёнком. Он должен знать, что родители всегда помогут в решении сложных проблем. Наказывать таких детей нужно очень мягко, а хвалить даже за самую мелочь. Творческий потенциал таких детей должен обязательно развиваться.

И снова здравствуйте, уважаемые читатели сайта Малышата!

Вот мы и подошли к последнему типу темперамента Ребенок меланхолик.

Ребенок меланхолик, кто же он такой, и как воспитывать ребенка меланхолика?

Ребенок меланхолик

  • Про такого малыша можно сказать, что он легкоранимый и глубоко переживающий все, что происходит вокруг него.

Такой ребенок очень чувствителен, осторожен и нерешителен. Дети меланхолики не любят перемен им трудно быстро привыкнуть к чужим, не знакомым людям и новой обстановке.

  • Но в то же время они очень чувствительны к малейшим оттенкам слов и эмоций. Они очень проницательны, безошибочно воспринимают внутренний мир окружающих их людей и точно угадывают отношение родителей и чужих людей к себе.
  • С посторонними они достаточно сдержанны, замкнуты. В привычной домашней обстановке совсем легко справляются с любыми заданиями. Внимательны, сообразительны, и очень отзывчивы.
  • Речь малышей обычно тихая, неспешная, размеренная. Ребенок меланхолик порой выражает тревожность и беспокойство в поведении.
  • Не нужно переделывать, «переламывать» его характер. У малыша должен сформироваться запас прочности, уверенности в себе, а этот процесс не быстрый, он достаточно длительный.
  • Поэтому наберитесь терпения и помогайте своему ребенку. Никогда не кричите на него, не наказывайте. От такого «воспитания» ребёнок замкнется в себе, ведь у него повышенная чувствительность нервной системы. Взрослым нужно быть тактичными и внимательными к малышу.
  • В привычной для себя обстановке, играя, общаясь с мамой и папой, малыш чувствует себя хорошо и уверенно, он испытывает настоящее счастье. Поэтому, дорогие взрослые, постарайтесь почаще оставлять свои дела и играть с малышом, уделять ему больше внимания и времени.
  • В играх не стремится стать лидером. Но если проиграет, конечно, очень расстроится, иногда может плакать, а иногда будет спокоен.

Как воспитывать ребенка меланхолика?

К ак воспитывать ребенка меланхолика, какие занятия ему подходят?

  • Ребенку нужно учиться смелости и самостоятельности. Для этого как нельзя лучше подойдут различные игры «с секретом», Например – игрушки, издающие различные звуки или когда неожиданно вспыхнет лампочка, или заиграет музыка. Матрешки или трансформеры, когда из, казалось бы, простой игрушки вдруг появится что-то совсем новое, неожиданное и интересное.
  • Постарайтесь поощрять интерес малыша, не нужно кричать на него за сломанную игрушку, а подскажите как из двух или трех сломанных можно сделать одну. А если ребенок захочет разобрать какую-то игрушку, пусть сделает это. Покажете потом, как ее правильно собрать, чтобы не оказалось лишних деталей.
  • Малышам полезны физические упражнения и занятия спортом:. Они учат упорству, умению преодолевать любые трудности, хорошо развивают двигательную активность.
  • Только постарайтесь не приказывать ему, иначе будет ответная реакция, перестанет играть, станет замкнутым. Обязательно помогайте, хвалите и подбадривайте ребенка. Но никогда не повышайте голос и не запугивайте его. Это и есть психология детского развития.
  • Не нужно устанавливать правила во время игры, пусть малыш играет так, как ему хочется. А если вы придумали что-то новое, постарайтесь вводить его постепенно в игру
  • Мальчикам можно предложит игрушечные танки и пистолеты, если, конечно они имеют мигающие лампочки, издают звуки и двигаются. Такими игрушками малыши будут играть с удовольствием

Уважаемые родители , если Вам понравилась статья ребенок меланхолик, как воспитывать ребенка меланхолика, нажмите на кнопочки, находящиеся чуть ниже и поделитесь с друзьями и знакомыми.

**********************************************

М еланхолик по характеру – замкнутый, мнительный и нерешительный. Его часто называют пессимистом, потому что проявление положительных эмоций встречается редко. Постоянное недовольство сопровождается нытьем, хныканьем и даже криком. Таким образом ребенок привлекает к себе внимание. Ребенок меланхолик любит играть один , предпочитает тишину и покой. Не смотря на слабое проявление внешних признаков активности, внутренний мир таких детей богат и красочен.

Т акие дети крайне чувствительны к внешним переменам, для них болезненны любые изменения, касающиеся распорядка дня, еды, окружения, места пребывания. Настороженно малыш относится к малознакомым людям. Любые перемены требуют времени для принятия их ребенком меланхоликом. При этом малыш плохо усваивает информацию и быстро устает, такие причины напрямую связанны с легкоутомляемой нервной системой. Если вы будете заставлять его делать то, что делать совсем не хочется, то такие действия приведут лишь к негативному результату.

М еланхолик не стремится попасть в детский коллектив, ему вполне хорошо и в домашней обстановке, где рядом знакомые и любимые лица. Если есть возможность отдать ребенка в садик в 5 лет, то рекомендуется ориентироваться на этот возраст. Не стоит вовсе избегать детского коллектива, поскольку малыш должен привыкнуть к распорядку учреждения, получить опыт общения с другими ребятами, чтобы потом легче пройти период адаптации к школе. , есть ни что иное как первый шаг вашего ребенка во взрослую жизнь.

П очти любое занятие для него - это работа, от которой дынный тип быстро устает. Со стороны, это может показаться бездельем и не желанием ничего делать. Отсутствие инициативы, долгая подготовка ко сну, трудные подъемы по утрам - это не капризы ребенка, для него это действительно трудно. Про них говорят "Ни рыба, ни мясо", но это ошибочное мнение со стороны, которое формируется у окружающих. Дети с данным типом темперамента в недалеком будущем склонны к творческим профессиям, искусству и философии, что проявляется уже в детском возрасте. По долгу обдумывать свои шаги и действия, взвешивать все "за" и "против" перед принятием окончательного решения, как следствие крайняя медлительность. Например они никогда не одеваются на прогулку в детском саду быстрее всех, если конкретно не зададутся такой целью.

Н икакая замкнутость меланхолика не позволит избежать проблем в виде утренних истерик, которые будут сопровождаться от кровати и до тех пор, пока взрослый не удалиться из детской группы настолько далеко, что не будет слышать крики. Некоторые ребята начинают высказывать протест против завтрашнего похода в учреждение еще с вечера. В нелюбимом саде меланхолик будет мстить всем на свете за то, что его здесь оставили. Он может отказывать от еды, туалета, сна, каждый свой отказ сопровождая криками и плачем. Но каждый случай лучше анализировать и разбирать отдельно. Сильно стеснительные дети, не будут выражать протест совсем накапливая все эмоции в себе и водин прекрасный день - это дает о себе знать.

Т актика поведения родителей ребенка с темпераментом меланхолика должна основываться не на приказах и силе. Отрицательные эмоции и напор спровоцируют отрицательные действия. Единственное решение проблемы лежит в плоскости разговоров и аргументирования. К тому, что завтра можно сходить в сад и поиграть там с ребятами, нужно готовить заранее. При этом родитель должен уметь придать походу в сад положительную окраску в глазах ребенка. Важно заинтересовать меланхолика. Должен быть организован «пряник», который можно дать не в этот же день, а, например, на выходные. Мирный договор рекомендуется составить в виде «целую неделю в сад – выходные на детской площадке/в парке/на аттракционах/в зоопарке».

Т аким детям не следует делать замечания на людях, такие действия ведут к проявлению серьезных комплексов. Если они слушают страшные истории или смотрели когда-либо страшные фильмы ужасов, то скорее всего они будут представлять себе, что в темноте за ним кто-то гонится, в следствие чего им очень страшно оставаться одним в комнате или квартире, где потушен свет. Такое состояние может сохранится и до совершенно взрослого возраста.

В знакомой и дружественно обстановке, такие дети приобретают новые силы, и могут выполнять порученные им обязанности за троих, вопреки своему темпераменту. Данный феномен принято называть "Феноменом-Феникса", что показывает два противоположно крайних состояния от полной апатии до черезмерной активности и позитивного настроя, правда второй вариант редок и не продолжителен, после чего все опять встает на свои места.

Р ебенку меланхолику крайне противопоказанна монотонная работа , долго ее он выполнять не сможет, это относится и к детям и к взрослым. Для них отлично подходит вид деятельности который требует глубокого изучения усидчивости и вдумчивого подхода. Но лишь тот который они изберут сами для себя, вам не стоит ошибочно полагать, что если изучение китайскоко языка является довольно трудным занятием, то оно как нельзя кстати подойдет для ребенка.

Если моя статья оказалась для вас полезной ставьте лайки и комментируйте, мне нужна обратная связь, спасибо... =)))

Ребенок-меланхолик обладает «слабым типом» нервной системы, имеется виду, что все мыслительные процессы могут легко включаться, но трудно тормозятся. Обычно, меланхолик не склонен к полноте и имеет астеническое телосложение. Речь у него - не быстрая, со слабовыраженной интонацией, мимика так же не выразительная, а движения не отличаются стремительностью и быстротой. В целом, у ребенка-меланхолика спокойное и неторопливое поведение, но внутренне он чрезвычайно впечатлителен и эмоционален. Он может принимать близко к сердцу все события и хорошо чувствовать состояние окружающих. Кроме этого, ребенок имеет богатую фантазию, восприимчив к искусству и литературе. Трудности обычно могут возникать при необходимости быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.

Особенности поведения

Ребенок-меланхолик избегает конфликтных ситуаций, так как сильно их боится. К примеру, если его обидит кто-либо из ровесников, то он не даст отпор обидчику. Скорее всего, он просто отойдет в сторону, сильно разнервничается и даже расплачется. Как показывает практика, меланхолики не могут за себя постоять в детстве. Иногда он может повести себя достаточно смело и дат отпор обескураженному обидчику, но только в критический момент, когда чувствует, что его загнали в угол. Стоит отметить, что в таких ситуациях противодействие является более сильным, чем действие обидчика. В большинстве случаев сам меланхолик будет удивлен собственной реакции и даже испытает из-за этого сильный стресс, более того, он будет переживать сильнее, чем «поверженный» противник.

Новое и непривычное

Характерная особенность ребенка-меланхолика в том, что он имеет определенные трудности с приспособлением ко всему новому. Ребенок будет весьма настороженно относиться к любой непривычной ситуации, чужому дому, незнакомому или малознакомому человеку. В любом случае он будет ощущать неловкость и неуверенность. Чувствовать себя уверенно, уютно и спокойно малыш может только в привычной обстановке.

Страхи меланхолика

Меланхолик в силу своей тонкой душевной организации подвержен многим фобиям в более сильной форме, чем другие дети. Он может испытывать страх перед посещением поликлиники, уколом врача, походом в детский сад, употреблением незнакомой еды, ездой на лифте и общением с малознакомыми людьми. В особо сложных случаях такая подверженность страхам, ранимость и впечатлительность по мере взросления ребенка перерастает в болезненную мнительность.

Отношение с другими людьми

Меланхолик в детстве отличается послушанием, пониманием и чуткостью. Он интуитивно разбирается в таких понятиях, как что такое хорошо, а что такое плохо, что значительно облегчает жизнь его родителей. В целом, он вызывает проблем в плане поведения даже в кризисные периоды - в 3 года, 7 лет и 12-13 лет. Можно отметить, что меланхолик в силу своего темперамента сильно привязан к маме и папе, чутко реагирует на перемену в их настроении и поэтому тяжело переносит разлуку с ними. Проблемы могут возникать только из-за его излишней стеснительности, застенчивости и робости, так как ему сложно заводить новые знакомства и адаптироваться в детском саду, школе и даже в институте. Его дружеские привязанности отличаются постоянством и глубиной.

Особенности воспитания

1. Беречь от тяжелых впечатлений и выяснять страхи. С ребенком-меланхоликом необходимо проявлять внимательность и предупреждать его страхи. Строго запрещается пугать его, и желательно контролировать, чтобы никто из окружающих также этого не делал. Не рекомендуется демонстрировать ему страшные фильмы, рассказывать истории с плохим концом и более внимательно относиться к выбору книг для чтения перед сном. В силу того, что меланхолик даже с родителями не может делиться некоторыми своими мыслями и переживаниями, его близким необходимо стараться замечать все изменения в его поведении и аккуратно задавать наводящие вопросы, чтобы выяснить причину его беспокойства.

2. Сохранять душевное равновесие, оберегая от отрицательных переживаний. Чрезвычайно развитая фантазия делает меланхолика предрасположенным к различным переживаниям и страхам. Ко всему прочему, у него сильно развито самовнушение, поэтому его родителям очень сложно угадать, как чадо может отреагировать в какой-либо ситуации, либо что может стать источником его страхов. Родителям в таком случае рекомендуется поддерживать у ребенка оптимистический настрой и помогать ему сохранять душевное равновесие, когда он сильно взволнован.

3. Помогать бороться со страхами и отрицательными эмоциями. Ребенок-меланхолик имеет привычку «застревать» на своих проблемах и переживаниях, что способствует развитие пессимизма, подавляет творческую энергию в ребенке и мешает учиться в школе. Задача родителей - помочь ему справиться со своими страхами и переживаниями, постепенно прививая ему определенные навыки:

Учить ребенка прощать других людей, объясняя мотив их поступков;

Прививать привычку радоваться по любому поводу, развивая оптимизм;

Создавать условия для получения новых позитивных эмоций и интересных впечатлений;

Организовывать для ребенка возможность заниматься интересными и разнообразными делами;

Стараться чаще приглашать в дом его друзей и знакомых семьи, чтобы расширить границы его внутреннего мира;

Приучать малыша заботиться об окружающих и получать удовольствие от этого;

Развивать у него чувство уверенности в собственных силах и доверие к окружающим;

Учить радовать успехам других людей;

Спокойно проявлять в его присутствии легкую легкомысленность и беспечность;

Выстраивать логическую цепочку событий с позитивным концом, когда ребенок чего-либо сильно страшится;

Не упрекать меланхолика в трусости и заставлять его выполнять особенно не приятные и страшные действия;

Всегда стараться помогать ребенку преодолевать собственные страхи;

Избегать разговоров о физических недостатках ребенка, особенно если он отличается слабым здоровьем.

Статьи по теме: