Анализ занятия по изобразительной деятельности. Анализ занятия по изо

14.1.Анализ занятия по изобразительной деятельности

Тема занятия: «В гости к весне»

Работа велась с подгруппой из 8 человек.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «художественное творчество», «Музыка», «Физическая культура», «Здоровье»

Была проведена предварительная работа: беседа о весне, заучивание стихотворения, знакомство с игрой «Веснянка»

В ходе занятия предполагалось решить следующие задачи:

Образовательные

1. Закрепить знания детей о весне, её признаках, особенностях, уметь понимать приметы весны.

2. Закрепить умение работать в разной нетрадиционной технике рисования: тычком, тычком жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой, оттиск из овощей, печать по трафарету.

3. Учить подбирать соответствующую цветовую гамму.

4. Учить умению располагать предметы в пространстве на листе бумаги.

5. Продолжать учить детей передавать в рисунке радостное настроение, связанное с приходом весны, умение придумывать содержание своей работы.

6. Продолжать учить вести беседу по картине, чётко и выразительно читать стихи, активизировать словарь детей.

Развивающие

Развивать у детей образное мышление, восприятие, фантазию, формировать чувство цвета, творчество.

Воспитательные

Воспитывать любовь к природе, интерес к занятию, продолжать учить работать коллективно.

Для успешного решения обозначенных задач подготовила следующий материал: картина о весне, гуашь, кисти, жесткие кисти, тычки, печатки из овощей, мятая бумага, цветная бумага, трафареты «животные», простой карандаш, палочки, салфетки, спокойная музыка.

Для обеспечения интереса детей к теме, эмоционального отклика на нее я использовала мотивацию поездка на поезде под музыку «в гости к весне» и создала проблемную ситуацию «Полянка грустная. Наверное, её зима заколдовала. Давайте её расколдуем и как настоящие художники нарисуем картину о весне. »

Занятие состояло из четырех частей.

Первая: Психологический настрой -создание атмосферы психологической безопасности: эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка ребенка

Вторая: Вводная часть. Организационный момент-загадывание загадки о весне

Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах.

Формирование интереса к содержанию ОД; направление внимания детей;

раскрытие образовательной задачи.

Третья: Основная часть- Формирование умений слушать и руководствоваться указаниями взрослого. На том тапе мы рассматривали картину, беседовали о весне. » Создала проблемную ситуацию «Полянка грустная. Наверное, её зима заколдовала. Давайте её расколдуем и как настоящие художники нарисуем картину о весне»

Подведение детей к разрешению проблемной ситуации. Организация взаимодействия в достижении результата.

Самостоятельная творческая деятельность. Оказание необходимой помощи и эмоциональной поддержки. Организация взаимодействия в достижении результата

Четвертая: Заключительная часть- Подведение итогов ОД, обобщение полученного ребенком опыта.

На протяжении всего занятия обращала внимание на речь детей: добивалась полных ответов, ставила вопросы.

Дифференцированный подход к детям в ходе занятия проявился в ходе выполнения творческой деятельности.

Для удовлетворения двигательной активности детей и сохранения их здоровья мною была организована физкультминутка «Веснянка»

В процессе занятия дети были активны

Сохранялся интерес, были внимательны

ВЫВОДЫ: – Заявленная тема полностью соответствовала содержанию занятия.

Я считаю, что мне удалось полностью реализовать поставленные задачи.


14.2.Анализ занятия по художественному ручному труду

Дата 20.04.2016 Воспитатель Бухонина О. С.

Тема: «Весенние деревья»

Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Форма организации: фронтальная, индивидуальная.

На занятии решались следующие цели и задачи: учить вырезать сердечки из бумаги зеленого и розового цвета, совершенствовать технику вырезания бумаги, сложенной вдвое по диагонали. Познакомить детей с оттенком зеленого цвета (салатовым цветом); развивать мелкую моторику рук; учить составлять композицию из готовых элементов; упражнять в работе с шаблонами; развивать творческое мышление; развивать чувство формы, цвета и композиции; вызвать у детей радостное настроение, рассказывая о весне; воспитывать бережное отношение к природе.

В 1 части ОД решалась развивающие задачи: развивать воображение, воспитывать потребность создавать что-то своими руками. Во второй части ОД:

–образовательные: закреплять навык наклеивания, знание геометрических фигур; закреплять умение работать с клеем чисто и аккуратно; здоровьесберегающие задачи - обеспечивать двигательную активность детей, использовать здоровьесберегающие технологии (физминутки) .

В заключительной части ОД:

Воспитательные: воспитывать у детей интерес к аппликации, высказывать положительные эмоции (интерес, радость, восхищение).

Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, помогающие решить в интересной и занимательной форме программные задачи. На каждый момент занятия были подобраны наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве. В ходе занятия предлагались детям разнообразные виды деятельности: познавательная, коммуникативная, продуктивная, двигательная. Структура занятия: состоит из трёх частей, все они взаимосвязаны одной темой. Первая часть занятия состояла из сюрпризного момента

ребятам почтальон принес письмо,вопросов к детям о весне, художественного слова, презентации «Признаки весны»),стихотворений о весне. Были использованы различные методы и приёмы: наглядные для привлечения внимания детей, словесные вопросы к детям, беседа для активизации, пояснения, повторение, обобщения самостоятельного мышления (художественное слово). Вторя часть

основная, были использованы: проблемные вопросы по изготовлению весенних деревьев, показ, объяснение самой продуктивной деятельности. При совершенствовании умения создавать в аппликации сюжетную композицию, ориентироваться на листе, особых трудностей дети не испытали, так как это задание было для них не впервые. Длительность занятия соответствует гигиеническим нормам для детей старшего возраста -25 минут. Воздушный, тепловой, санитарный режим были соблюдены.

Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности. Отгадывание загадок, физминутка. Я считаю, что поставленные программные задачи в ходе занятия были решены. В заключительной части ОД дети решили подарить Весне свои работы, было уделено внимание картинке каждого ребенка.

15. Изучение особенностей работы по речевому развитию детей 15.1. Анализ занятия по развитию речи

Характеристика группы.

В моей группе 20 человека, из них 8 девочек, 12 мальчиков. На занятии присутствовало 10 детей.

Характеристика проекта.

Данное по блоку занятие знакомство с русской народной сказкой «Гуси-лебеди» первое. Чтение сказки я вынесла в предварительную работу, так как объем сказки велик по содержанию, тем самым сэкономила время для творческого задания детей.

Цель занятия: продолжить знакомство с русской народной сказкой «Гуси-лебеди». Закрепить умение детей отвечать на вопросы по содержанию сказки. Развивать воображение; придумывание новых эпизодов сказки. Развитие умения обозначать свое отношение к персонажам сказки при помощи символических средств.

В свое занятие я внесла: игровую мотивацию – приход Сказочницы, проблемную ситуацию в конце занятия – «Какими бы были гуси, если жили бы не у Бабы-Яги, а у Маши с Ваней?» Занятие закончила стихотворными строчками, позволяющими детям более ярко осмыслить содержание, т.к. стихи способствуют более легкому запоминанию материала, а также активизируют внимание детей, которые прекрасно усваивают информацию на слух.

Краткое структурное изложение занятия: для лучшего усвоения программного материала я продумала посадку детей, пригласив их на импровизированную поляну из цветов, а также использовала технические средства: музыкальные произведения Петра Ильича Чайковского «Подснежник» (современная обработка с использованием голосов птиц).

Структура занятия предусматривала несколько блоков заданий, а именно:

вхождение в сказку,

творческое задание детей,

итог занятия.

На занятии использовались следующие методы:

Словесные методы (это перцептивный аспект) были использованы неоднократно:

при создании игровой мотивации «В гостях у Сказочницы»,

придумывание новых эпизодов сказки,

анализ выполненных работ.

Наглядные методы использовались в следующем моменте. Показ иллюстрации из сказки (книга-театр «Гуси-лебеди»)

Данный метод был направлен на детей, которые воспринимают информацию больше на зрительный образ.

Практические методы (перцептивный аспект). Выполнение творческого задания – создание ковриков для избушки Бабы-Яги, и для домика Маши и Вани.

Для снятия утомления детей провела короткую физкультурную минутку: пластический этюд «Бабочки».

Методы контроля. Так как занятие проводилось с подгруппой детей, и количество их было небольшим, то было уместно и возможно провести фронтальную проверку знаний и навыков детей. Индивидуальная помощь оказывалась только детям, нуждающимся в этом. На занятии использовались и методы стимулирования, итог подводился после каждой части занятия, в виде одобрения, похвалы.

Длительность занятия 25 минут, что соответствует нормам СанПиНа.

Анализируя, проведенное занятие можно сказать, что поставленные задачи

были успешно выполнены.

Считаю, что занятие построено логично, а этапы занятия взаимосвязаны.

Логичность построения занятия позволила провести его, не выходя за рамки времени, отведенного на выполнение задания.

Думаю, что игровая мотивация вызвала интерес у детей и активность была достаточно высокая. Однако двое детей работали в своем темпе, и творческое задание выполнили чуть позднее из-за медлительности, в силу своих индивидуальных возможностей. Хотя это не свидетельствует о том, что навыков и знаний у них меньше.

Дети порадовали меня тем, что доброта детской души отразилась в их собственных сочинениях. Каждый герой был положительным.

Но, однако, дети удивили меня тем, что творческие рассказы были менее содержательны, чем могли бы быть. По опросу детей после занятия было выявлено, что занятие детям понравилось.

Оценка деятельности студента в ходе производственной практики в ДОУ (выставляется руководителем практики совместно с администрацией ДОУ, по пятибалльной системе)

Критерии оценки Оценка
1. Социально-психологическая готовность к педагогической деятельности (умение устанавливать контакт с детьми, родителями, коллегами) Отлично
2. Участие в методической работе ДОУ (проведение консультаций, участие в педагогическом совете и др.) Отлично
3. Установление личностно-доверительного контакта с родителями воспитанников Отлично
4. Умение изучать индивидуальные особенности воспитанников и межличностные отношения в группе Отлично
5. Умение руководить игровой деятельностью детей, используя прямые и косвенные приемы Отлично
6. Организация и руководство трудовой деятельностью детей Отлично
7. Организация работы по физическому воспитанию детей Отлично
8. Организация и проведение режимных процессов с детьми Отлично
9. Организация работы по экологическому воспитанию детей Отлично
10. Организация работы по формированию элементарных математических представлений детей Отлично
11. Организация работы по социальному развитию детей Отлично
12. Организация работы по развитию детского изобразительного творчества Отлично
13. Организация работы по речевому развитию детей Отлично
14. Изготовление пособия (дидактического, методического) Отлично
15. Ведение документации Отлично
16. Трудовая дисциплина Отлично
Итоговая оценка Отлично

М.П. Руководитель практики _____________________________________

Заведующая ДОУ __________________________________________

Методист ДОУ ____________________________________________

Отзыв студента о прохождении практики

В ходе практики я познакомилась с нормативными и методическими материалами, принимала участие в плановой работе воспитателя, изучила и подобрала психолого-диагностические методики, позволяющие определить готовность детей к обучению в школе, присутствовала на занятиях разных групп развития; самостоятельно провела ряд методик, анализировала результаты, подбирала коррекционно-развивающие упражнения, посетила родительское собрание в старшей группе.

На мой взгляд, практика прошла очень успешно. Я приобрела много новых знаний. Практика дала мне хорошую возможность получить представление о работе в реальном образовательном учреждении. Помимо этого, она позволила мне закрепить свои теоретические знания по дошкольной психологии. Также отмечу, что работа воспитателя в детском дошкольном учреждении мне доставила удовольствие и практический опыт, полученный в ходе практики, несомненно, пригодится в дальнейшем, при построении своей профессиональной деятельности.

Кроме того, в ходе практики, собран теоретический и практический материал для выпускной квалификационной работы.

ХАРАКТЕРИСТИКА

Настоящая характеристика дана Павловой Юлии Александровне, проходившей практику в МБДОУ ДС №379 с 28.03.2016 - 24.04.2016 в должности воспитателя.
В функциональные обязанности Павловой Юлии Александровны в этот период входило:

1. Ознакомление с документацией ДОУ. Установление контакта с детьми.

2. Анализ проведения режимных моментов в группе раннего возраста

3. Проведение дидактических игр и упражнений с детьми.

4. Анализ непосредственной образовательной деятельности, организуемой воспитателем в группе

5. Изучение организации предметно-пространственной среды дошкольного учреждения

6. Работа с документацией (отчёты, анализ, заключения).

7. Наблюдение за диагностической, консультативной, просветительской работой; посещение коррекционно-развивающих занятий.

Юлия Александровна со всей порученной ей работой справлялась на «отлично».
Нарушений правил внутреннего трудового распорядка не допускала. Добросовестно выполняла требования руководителя практики. Проявляла инициативу и профессиональные знания. Будучи студентом, она зарекомендовала себя в коллективе и в работе, как специалист и работник высокой квалификации.

«отлично».

Заведующий
МБДОУ ДС №379 Смолина Галина Федоровна
(расшифровка подписи)

Приложение №1

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе на тему:

«Удивительные свойства воды»

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить детей со свойствами воды: без цвета, прозрачная, без запаха, без вкуса.

2. Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека.

3. Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов:

Закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.

Учить пользоваться пипеткой.

Воспитательные:

1. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде.

Развивающие:

1. Развивать у детей фонематический слух.

2. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

3. Учить отгадывать загадки.

Предварительная работа:

1. Беседы о воде, ее роли в жизни человека.

2. Проведение экспериментов с водой.

3. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».

4. Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Четыре стихии», «Разрезные картинки».

5. Чтение художественной литературы по теме «Вода».

6. Наблюдениеза водой на прогулке.

Материал для занятия: кроссворд, прозрачные стаканчики, пипетки, пуговицы, картинки, молоко, гуашь, ватные палочки, моющее средство, схемы.

Ход занятия .

Часть 1

Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я хочу вас пригласить в волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. Но, чтобы попасть в лабораторию и узнать тему нашего занятия, нам надо разгадать кроссворд и прочитать ключевое слово, которое откроет нам двери волшебной лаборатории. Помогут нам в этом загадки.

Он так бесстрашен и могуч,

Что не боится горных круч-

Привык он с них всю жизнь срываться

И головою вниз бросаться,

И, поднимая тучи брызг,

О камни разбиваться вдрызг!

(водопад)

Над лесами, городами,

Над просторами полей

Проплывают караваны

Небывалых кораблей.

Держат путь вокруг земли

Эти чудо корабли.,

Меня ждали,

Меня звали,

Показался - убежали.

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днем

Ищем, ищем – не найдем.

Какое слово у нас получилось? Правильно, «Вода».

Сегодня мы поговорим о воде, ее свойствах и о значении воды.

Какая бывает вода? (теплая, горячая, холодная, пресная, прозрачная, газированная и т.п.).

Что вода делает? (течет, льется, журчит, растекается, капает, замерзает, тает)

Для чего вода нужна человеку? (пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду и т.п.).

Теперь мы знаем ключевое слово, и я приглашаю вас в волшебную лабораторию, где мы будем проводить опыты и узнаем о свойствах воды, т.е. какая она вода?

(Дети садятся за столы)

Часть 2

Опыт 1 «Вода не имеет вкуса »

Ребята, попробуйте воду из стакана, какой у нее вкус? (ответы детей)

А теперь добавьте в стаканчик с водой кусочек лимона или сахара. Что изменилось? (Вода стала сладкая, вода стала кислая). Мы изменили вкус воды.

Вывод: вода не имеет вкуса.

На фланелераф выставляется схема.

Опыт 2 «Вода не имеет запаха»

Ребята, понюхайте воду в стаканчике. Как она пахнет? (ответы детей)

Теперь добавьте в воду чеснок, перемешайте ложечкой и опять понюхайте. Что произошло с водой? (вода изменила запах, пахнет чесноком).

Вывод: вода не имеет запаха.

На фланелеграф выставляется схема.

Опыт 3 «Вода без цвета, прозрачная».

Ребята, что произойдет с водой, если добавим в нее краску? (добавляем, перемешиваем). Что изменилось? (вода изменила цвет). Растворилась ли краска? (краска растворилась и изменила цвет воды).

Давайте теперь сравним воду и молоко. В оба стакана положим пуговицы. В каком стакане мы видим пуговицы? (ответы детей).

Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная.

Вы хорошо поработали и можно отдохнуть.

Физкультминутка «Ходят капельки по кругу».

Воспитатель говорит, что она мама Тучка, а дети –Капельки, и им пора отправляться в путь. Звучит музыка, напоминающая звуки дождя. Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой(капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой-пребольшой океан(дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. (Появляется солнышко, танцует.) Стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась.

Часть 3

Игра-эксперимент «Цветное молоко»

Налейте молоко в тарелку.

Добавьте в него по несколько капель краски. Старайтесь делать это аккуратно, пользуйтесь пипеткой, чтобы не двигать тарелку.

А теперь хотите верьте, хотите нет, но мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства! Возьмите ватную палочку, окуните ее в моющее средство и дотроньтесь ею до центра тарелки с молоком. Посмотрите что произойдет! Молоко начнет двигаться, а краска перемешиваться. Настоящий салют в тарелке!

Часть 4

Итог занятия

Подвести детей к выставке детских работ и иллюстраций на тему « Вода», спросить чем они сегодня занимались, что нового узнали о воде, понравилось ли им занятие, и что понравилось больше всего?

Конспект занятия на тему:
"Обрывная аппликация. Весеннее дерево "

Цель: познакомить учащихся с новым приёмом работы с бумагой: обрыванием, выполнить работу в технике обрывной аппликации.

Задачи:
образовательные - познакомить детей с историей возникновения аппликации, видами аппликации, с новым приёмом работы с бумагой «обрыванием»;
коррекционно-развивающие - развивать и корригировать познавательные процессы учащихся (внимание, восприятие, воображение, мышление, память); логическое мышление и способность действовать согласно алгоритму; творческие способности, эстетический вкус; мелкую моторику и тактильное восприятие;
воспитательные - воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютерные слайды, выполненные в программе Power Point в виде презентации , запись лёгкой музыки; образцы различных видов аппликации, готовый образец(рис 4 ); цветная бумага, клей, салфетки для рук, клеёнка.

Ход занятия: 1.Орг. момент. Психологический настрой. - Ребята, сейчас у нас с вами будет творческое занятие, на котором будем делать удивительную вещь. Прежде чем начать работу, нужно правильно и удобно сесть, а теперь давайте проверим готовность, ваши рабочие места. На столе должно быть:
белый лист бумаги (с изображением дерева, рис.1),
клей-карандаш, цветная бумага, клеёнка..
-Ребята, с каким материалом мы будем сегодня работать? (Мы будем работать с бумагой)

2. Введение в тему
-Ребята, напомните мне пожалуйста какое сейчас время года? -Верно, весна. Молодцы. (повторить названия весенних месяцев, назвать признаки и приметы весны; рассмотреть весенний пейзаж «Времена года»)

Сегодня, мы будем с вами делать… -А вот,что именно мы будем делать, догадайтесь, отгадав загадку:

В шубе летом, а зимой раздето. (Дерево)

(Если дети не догадываются попросить их перевернуть лист.) Презентация.
-Верно, сегодня мы будет делать дерево, а для этого мы с вами будем использовать технику которая называется "аппликация". Кто знает, что это за техника?(ответы детей)
Аппликация - в переводе с латинского языка означает «прикладывание». Это очень древний вид искусства, когда из кусочков кожи, ткани или бумаги вырезают фигурки, а затем наклеивают на основу – фон. Основой может быть и дерево, и бумага и картон.

3. Постановка темы и цели занятия.
Воспитатель на доску вывешивает картинки с различными аппликациями, сделанные разным видом (обрывная, и с использованием ножниц). Дети внимательно рассматривают работы. Воспитатель показывает детям обрывную аппликацию,затем не обрывную, далее задает вопрос:
- В какой технике выполнена эта 1-я работа? (высказывают мнения )
- В какой технике выполнена эта 2-я работа? (высказывают мнения)
- Что интересного заметили? (в 1 работе - края у деталей неровные, во 2 - при вырезании деталей воспользовались ножницами.) - Вы уже знаете, что с помощью ножниц можно вырезать различные предметы, фигурки, формы, цветы и составить из них узоры. А можно ли обойтись без них?
(учащиеся высказывают предположения)
- Оказывается, можно вместо ножниц использовать свои руки.
- Как же называется данный вид аппликации? (высказывания детей)
- Если мы с вами будем не резать бумагу, а рвать, значит она называется "ОБРЫВНАЯ"(повторяем хором).
Для изготовления наших работ мы будем с вами использовать интересный и необычный вид аппликации: «Обрывная аппликация»
Давайте еще раз повторим:
- Как получаются такие аппликации?
(Такие аппликации получаются, если бумагу не резать, а обрывать.)
- Как получить неровные края?
(Такие края можно получить путём обрывания, то есть все детали аппликации мы будем вырывать из листа бумаги, а не вырезать ножницами.)
- Что придают аппликации такие неровные края?
(края выходят более живыми, работа кажется объёмной, пушистой, мягкой).

4.Физминутка. Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо,

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо все ниже, ниже…

5. Основная часть (практическая работа).
Алгоритм выполнения аппликации:
-возьмите нужный цвет бумаги и нарвите ее на мелкие кусочки (воспитатель демонстрирует пример)
-откройте клей (вспомнить правила работы с клеем)
- намазать изделие клеем и приклеить на фон.
- Так как мы будем работать, даже можно сказать творить руками, то давайте подготовим наши руки.

6. Физкультминутка для рук.
Дружно пальчики сгибаем,
Крепко кулачки сжимаем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем разгибать.
(Вытянуть руки вперёд, сжать пальцы в кулачки как можно сильнее, а затем расслабить и разжать.)

Чтобы вам было приятнее работать, я включу спокойную, тихую музыку.

7. Самостоятельная работа учащихся. Оказание индивидуальной помощи.

8. Саморефлексия. Выставка работ.
- Музыка остановилась, прошу вас закончить работу.
- Возьмите свои работы и покажите друг другу, соседу.
- Какие красивые работы у вас получились!!! –Каким видом творчества мы сегодня занимались? Чему научились? (ответы детей)

9. Итог
-Я посмотрела на ваши работы и считаю, что вы сегодня постарались и ваша работа очень понравится вашим родным. Я уверена, кому бы вы ни преподнесли работу, тот человек обязательно порадуется, т.к. ваша работа выполнена аккуратно, красиво, а главное – своими руками, вы вложили в неё своё мастерство, старание, частичку хорошего настроения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996

2. Процкая, Т.И. Работа воспитателя вспомогательной школы: Книга для воспитателя[Текст]: Из опыта работы / Т.И. Пороцкая – М.: Просвещение, 1984 . – 176с 3. Кузнецова Л.А. Технология: Ручной труд: Учебник для специальных (коррекционных) образ. учрежд.VIII вида. –СПб.: филиал изд-ва «Просвещение»,2012.-110с.: ил.

ПРИЛОЖЕНИЯ.

Рис.1. Рис.2.


Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Московской области Педагогическая академия последипломного образования
(ГОУ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ)
Кафедра адаптивного образования

Анализ образовательной области по ИЗО с использованием пальчиковых красок.
(для средней группы)
«Развивающий и коррекционно-развивающий потенциал использования на занятиях ИЗО нетрадиционных техник рисования»
Кораблиновой Елены Вячеславовны
Группа №
2013 г.
Нетрадиционные техники рисования на занятиях ИЗО несут в себе развивающий и коррекционно-развивающий потенциал, так как отвечают возрастным особенностям и потребностям ребенка, соответствуют современным тенденциям образования.
В качестве примера предлагаю анализ проводимого мною занятия по ИЗО с использованием пальчиковых красок. Данный урок имеет ряд положительных, как мне кажется, сторон:
наличие в основе инновационных форм работы;
разнообразие использования наглядности;
сочетание различных видов искусств (изобразительная деятельность, поэзия, музыка):
наличие игровых форм работы.
На протяжении всего дошкольного возраста развитие моторики и мелкой моторики рук необходимо. Работа пальцами развивает речь, вот почему специалисты уточняют: рисовать детям так же необходимо, как и разговаривать.
Цель работы – обучение рисованию с использованием нетрадиционных техник детей дошкольного возраста на занятиях. При планировании занятия нами учитывались возрастные особенности, подготовленность детей, доступность. Дети рисовали не только на бумаге, но и на оргстекле, срезе дерева, выпуклых и объемных фигурах.
Цель занятия: развивать фантазию, воображение, детское творчество.
Задачи: вызвать интерес детей к оформлению воздушного шара снежинками; получить эмоциональный отклик; закрепить навыки нетрадиционной техники рисования пальчиками.
Материалы: Воздушные шары, гуашь разных цветов, бумажные салфетки, влажные салфетки.
Зрительный ряд:
снежинки на окнах, нарисованные белой гуашью;
снежинки на новогодней елке.
Музыкальный ряд: П.И. Чайковский “Времена года”: “Декабрь”, “Январь”, “Февраль”.
Предварительная работа: беседы о зиме, о снеге, о снегопаде; рассматривание картин и иллюстраций; заучивание стихотворения:
Снег, снег кружится,
Белая все улица,
Собрались мы все в кружок,
Завертелись, как снежок,
Как снежинки сели,
Сели – посидели…
А потом все встали
И дружно улетели…
рассматривание снежинок различной формы и конфигурации;
рисование на объемных фигурах.
Ход занятия
Организационный момент
Воспитатель приглашает детей в ИЗО студию, оформленную к новогоднему празднику. Музыка звука метели. Появляется преподаватель, одетый в костюм “Зимушки-зимы”. Входит и удивляется.
Зимушка-зима: Ах, как все красиво и сказочно, куда я попала? Как здесь у вас тепло и уютно!
Здравствуйте, ребята, а вы узнали меня? Я – “Зимушка-зима”.
Ребята, скоро Новый год, а я не успеваю к нему подготовиться, у меня столько хлопот. Укрыть поля, укутать деревья белым пушистым снегом. Да и дом свой к Новому году украсить. У меня есть волшебные шары, но мне кажется они какие-то не зимние, не новогодние, что-то в них не хватает! Скажите, ребята, а вы знаете, как должны выглядеть новогодние шары?
Дети перечисляют варианты ответов.
– Я поняла, ребята, и придумала свой узор для волшебных шаров – это снежинки. Я их так сильно люблю, ведь они бывают только зимой. Они такие нежные и пушистые, правда? Скажите, пожалуйста, какие еще бывают снежинки? (Дети перечисляют.)
– Молодцы! Ребята, шаров много, а я одна. Помогите мне их украсить снежинками. Я вижу, у вас на столах уже есть гуашь, а где же кисточки? Ой, я забыла их взять, чем мы будем рисовать? Ну, ничего, не зря меня называют волшебницей, сейчас я дотронусь до каждого из вас волшебной палочкой, и вы сами сможете творить чудеса и украшать шары с помощью ваших пальчиков. Ну что, вы готовы? Тогда начинаем волшебство. А чтобы снежинки были красивыми, сейчас вы услышите сказочную, зимнюю музыку.
Звучит музыка, дети рисуют.
“Зимушка-зима” подходит к каждому ребенку и перечисляет эпитеты к слову “снежинка”, с целю обогащения словаря ребенка: нежная, пушистая, легкая, воздушная, сверкающая, ясная, кружевная, ажурная, холодная, серебристая, сказочная, красивая.Дети заканчивают рисовать.
– Какие красивые у вас получились шары! Давайте их соберем вместе!
“Зимушка-зима” собирает шары.
– Ребята, давайте шарики оставим здесь, а сами превратимся в снежинки и полетим, полетим, полетим.
Музыка звуков метели.
“Зимушка-зима” приглашает детей в зал для игры, дети делают круг, держась за руки. “Зимушка-зима” вместе с детьми читает стихи.
Снег, снег кружится,
Белая вся улица,
Собрались мы все в кружок,
Завертелись, как снежок,
Как снежинки сели,
Сели – посидели,
А потом все встали,
И дружно улетели.
Музыка звука метели. Дети, словно снежинки возвращаются в ИЗО студию.
“Зимушка-зима” обращается детям.
За старанье и уменьеЯ вас всех благодарю,И нарядный зимний шарикЯ вам всем сейчас дарю.
“Зимушка-зима” раздает детям шары.
– Дети, 31 декабря вы к этому шарику можете прикрепить свое желание и выпустить его в небо, он прилетит на мою сказочную елку, я узнаю ваше желание и в Новом году очень постараюсь его исполнить. А сейчас, мне пора, ведь у меня столько дел и хлопот перед Новым годом.
В студии снова музыка звука метели, а “Зимушка-зима” покидает ИЗО студию.
После занятия остается воспитатель группы и обращается к детям:
– Ребята, давайте сейчас пойдем к малышам и расскажем, кто приходил к вам в гости, покажем им свои волшебные шары.
Таким образом, мною было проведено занятие по изобразительному искусству с применением нетрадиционных техник рисования, а именно - пальчиковых красок. Был составлен и проведен проект образовательной области, представляющий собой синтез видов искусств- изобразительной деятельности, поэзии, музыки. Были разработаны и подобраны также игровые задания. На уроке с дошкольниками я проводила беседы, рассматривали картины и иллюстрации, заучивали стихотворение, прослушивали музыкальное произведение, оформляли воздушные шары снежинками с помощью пальчиковых красок.

Проведение и анализ открытого занятия - один из самых эффективных способов повышения компетентности воспитателя. Самое ценное в этой форме методической работы - это наглядный пример практической работы. Но не менее важна вторая часть мероприятия, где все педагоги становятся участниками разбора увиденного, его анализа.

Я имею большой опыт работы в должности старшего воспитателя, однако считаю, что не всегда удается эффективно и качественно провести анализ просмотренного занятия. Иногда воспитатели ведут себя сдержанно и не желают высказывать критических замечаний в адрес коллеги. Может быть, щадят его чувства, не желают испортить отношений. Во всяком случае роль старшего воспитателя в создании ситуации общения, где воспитатели открыто высказывают мнение, оценку увиденных приемов работы, приводят аргументы в пользу результативности этой работы (или отсутствия результатов).

Хочу привести пример анализа занятия в младшей группе (провела Ск-ова Н.Г. 27 апреля 2015г. "Чтение и пересказ сказки с опорой на наглядные символы (мнемотехника)" (см. приложение)
Целью занятия является обучение пересказыванию детей 3,5 лет.
Задачи: познакомить с текстом, учить устанавливать последовательность событий, развивать память, способствовать пониманию событий сказки.

1. Воспитатель сделала пояснения: выбрала это занятие для показа ввиду того, что считает прием мнемотехники (события сказки изображаются воспитателем в виде несложных пентаграмм) очень эффективным. Применение на практике в течение 2 месяцев этого приема дало видимый результат. Дети стали активнее отвечать на вопросы по тексту, их внимание сохраняется на протяжении всего занятия, пересказы стали точнее, часто близки к тексту.

2. Оценили результативность занятия: очень эффективно. Аргументы: высокая речевая плотность, каждый ребенок высказался не менее 2 раз. Если в 1 части занятия (в организационном моменте) и во второй части (в ответе на вопросы воспитателя) ответы детей были фразовыми, то в 3 части (рисование таблицы-подсказки) и в 4 части (пересказ) они состояли из сложно-сочиненных предложений. Максимальное количество предложений -6, минимальное - 2. Интерес детей сохранялся до конца занятия.

3. Выделили используемые приемы.
Мотивация деятельности детей. Прием использовался в каждой части занятия.
Сначала появилась собака (игрушка), и дети объяснили, что это домашнее животное и почему.
Затем они были заинтригованы вопросом о той собаке, которая искала себе друга, и согласились послушать эту историю.
Перед физ-минуткой воспитатель предложила поиграть в знакомую игру в волшебницу и превратила всех в маленьких щенков. После разминки не забыла превратить их обратно в детей и проверила, все ли дети вернулись. Это собрало внимание, вернуло к делу.
Воспитатель напомнила детям, что им может помочь табличка, "наша помощница, которую мы научились сами создавать". Дружно приступили к делу, и стали делать пояснения (пересказ текста по последовательным эпизодам). Всего 8 участников, высказывания по 1-3 предложения. При необходимости помощь воспитателя: подсказка, уточнение, одобрение.
Обратилась с вопросом, кто хочет рассказать сказку. Дети активно среагировали, воспитатель пригласила мальчика, который стал проявлять активность совсем недавно. Всего 5 высказываний от 2 до 6 предложений, иногда близко к тексту. Второй и последний ребенок - с хорошо развитой речью.

4. Оценили своевременность приемов. Физ-минутка не отвлекла детей. Продуманы переходы между частями занятия. Во время рисования пентаграмм дополнительной подсказкой для детей иногда служил рисунок.

5. Оценили речь воспитателя. Как речь воспитателя способствовала созданию атмосферы мышления, привели примеры.

6. Оценили развивающую среду, созданную воспитателем на занятии.

Считаю, что главным во время анализа занятия является умение педагогов аргументировать свои высказывания. Мнения могут быть противоположными. В педагогическом общении ценится умение убедить, привести пример.

Приложение

Как собака друга искала

Мордовская сказка
Давно-давно в лесу жила собака. Одна-одинешенька. Скучно ей было. Захотелось собаке друга себе найти. Такого друга, который никого не боялся бы.
Встретила собака в лесу зайца и говорит ему:
- Давай, зайка, с тобой дружить, вместе жить!
- Давай, - согласился зайка.
Вечером нашли они себе местечко для ночлега и легли спать. Ночью бежала мимо них мышь, собака услышала шорох да как вскочит, как залает громко. Заяц в испуге проснулся, уши от страха трясутся.
- Зачем лаешь? - говорит собаке. - Вот услышит волк, придет сюда и нас съест.
«Неважный это друг, - подумала собака. - Волка боится. А вот волк, наверно, никого не боится».

Утром распрощалась собака с зайцем и пошла искать волка. Встретила его в глухом овраге и говорит:
- Давай, волк, с тобой дружить, вместе жить!
- Что ж! - отвечает волк. - Вдвоем веселее будет.
Ночью легли они спать. Мимо лягушка прыгала, собака услышала да как вскочит, как залает громко. Волк в испуге проснулся и давай ругать собаку:
- Ах ты такая-разэтакая! Услышит медведь твой лай, придет сюда и разорвет нас.
«И волк боится, - подумала собака. - Уж лучше мне подружиться с медведем».

Пошла она к медведю:
- Медведь-богатырь, давай дружить, вместе жить!
- Ладно, - говорит медведь. - Пошли ко мне в берлогу.
А ночью собака услышала, как мимо берлоги уж полз, вскочила и залаяла. Медведь перепугался и ну бранить собаку:
- Перестань! Придет человек, шкуры с нас снимет.
«Ну и дела! - думает собака. - И этот оказался трусливым».

Сбежала она от медведя и пошла к человеку:
- Человек, давай дружить, вмести жить!
Согласился человек, накормил собаку, теплую конуру ей построил возле своей избы. Ночью собака лает, дом охраняет. А человек не ругает ее за это - спасибо говорит.

С тех пор собака и человек живут вместе.

АНАЛИЗ ЗАНЯТИЙ по изодеятельности

1. Соответствует ли содержание занятия программе данной возрастной группы, времени года, изобразительным возможностям детей. Сочетание нового и знакомого детям, связь с предшествующими занятиями. Эмоционально-творческая, учебная нагрузка, воспитательное и познавательное значение содержания занятия.

2. Оценка организации занятия, качества материалов и наглядных пособий, подготовленности детей и воспитателей (умение показывать приемы работы). Роль дежурных в подготовке занятия, сочетание работы дежурных с самообслуживанием.

3. Правильность и доступность объяснений воспитателя. Соответствие использованных приемов обучения виду занятия (например, в декоративном рисовании используется образец в виде графического изображения, в предметном - анализ натуры и показ способов ее изображения и т. д.), характеру программных задач (новое или повторное содержание), возрасту детей (например, ведущим приемом обучения детей младших групп является показ, в старших группах наряду с наглядными приемами обучения большое значение приобретают точные словесные инструкции, задания самостоятельно определить, каким способом и в какой последовательности следует выполнять работу).

4. Длительность занятия по этапам и в целом, причины задержки, если она имела место.

5. Поведение детей на занятии: организованность, дисциплинированность, самостоятельность, заинтересованность, наличие у них чувства времени, темп работы.

6. Разбор детских работ: умение работать в соответствии с полученными указаниями, технические и изобразительные умения и навыки, творческий подход к решению поставленной задачи, тщательность или небрежность работы.


7. Заведующий вместе с воспитателем просматривает и анализирует работы каждого ребенка, выполненные на данном занятии. В отдельных случаях (если качество работы ниже, чем у большинства детей) необходимо просмотреть работы ребенка, выполненные на предыдущих занятиях. При этом отмечается:

· Соответствует ли работа предложенной теме и указаниям, закончил ли ребенок свою работу;

· Есть ли сходство между изображением и действительным предметом (натурой, образцом);

· Какие признаки предмета изображены: характерные или малосущественные или те и другие;

· Правильно ли передано строение предмета (расположение его частей);

· Передана ли разница в размерах частей предмета. Воспроизводит ли ребенок окраску предмета реалистически. Что свидетельствует о наблюдательности ребенка, о работе его воображения. В чем проявилось отношение ребенка к изображаемому (в красочном оформлении рисунка, в использовании размера, в динамике образов);

· Как ребенок заполнил пространство листа бумаги. Имеются ли у ребенка представления о пространственном расположении предметов в соответствии с их реальными и смысловыми связями (рядом, на расстоянии, перед, за, выше, ниже и т. д.);

· Самостоятельно ли ребенок воспроизвел содержание предложенной темы (для ответа на этот вопрос необходимо сравнить рисунки всех детей группы);

· Качество технических навыков и умений (правильно ли изображен контур предмета, аккуратно ли закрашен рисунок, пользуется ли ребенок тонким концом кисти для изображения мелких деталей, правильно ли воспроизведена форма предмета в лепке, сглажена ли поверхность, прочно ли скреплены части, нет ли деформированных элементов, правильно ли вырезан контур предмета, аккуратно ли наклеены части предмета).

8. Общая оценка занятия, положительные стороны и недостатки, какие изменения целесообразно внести в методику данного занятия.

    Целесообразность выбора темы данного вида занятия по изобразительной деятельности (рисованию, лепке, аппликации).

    Соответствие программного содержания уровню знаний, умений и навыков детей, теме занятия. Наличие в программном содержании:

    заданий, связанных с техническими навыками изображения;

    заданий, связанных с передачей определенных признаков предмета (строения, формы, пропорции, расположения, цвета);

    воспитательных задач.

    Подготовка к занятию:

    анализ наглядности (образцы, картинки, игрушки и т.д.), подготовленной воспитателем к занятию.

    подготовка материала, оценка со стороны эстетических, методических требований;

    подготовка детей к занятию:

а) наличие знаний о предметах и явлениях окружающей жизни;

б) привлечение детей к подготовке занятия.

    Ход занятия.

    четкость поставленного перед детьми задания;

    длительность начала занятия, процесса выполнения работы, конца занятия.

    Состояние детского коллектива в ходе занятия: стойкость внимания, интерес, активность, самостоятельность в выполнении задания, проявление творчества.

    Анализ занятия воспитателем; оценка качества работы, отдельных поступков детей (положительных и негативных), мышление детей, их участие в оценке товарищей и самооценке.

Схема анализа занятия

По формированию элементарных математических представлений

Анализ программного содержания занятия:

а) соответствие занятия программе данной группы;

б) взаимосвязь степени сложности программных задач с содержанием материала;

в) связь занятия с предыдущими занятиями;

г) конкретность формулировки программного содержания.

    Подбор дидактического материала.

    Организация работы детей.

    Анализ деятельности воспитателя на занятии:

а) грамотность, четкость указаний, объяснений;

б) умение организовать практическую самостоятельную деятельность детей;

в) умение активизировать мыслительную деятельность детей;

г) речь воспитателя (конкретность, четкость, точность вопросов);

д) умение подводить детей к обобщению;

е) индивидуальная работа с детьми на занятии;

ж) воспитательное влияние на детей.

    Анализ деятельности детей на занятии:

а) дисциплинированность, внимание;

б) умение действовать в соответствии с указаниями воспитателя;

в) умение отвечать на вопросы воспитателя;

г) активность детей, интерес к занятию.

    Итог занятия. Постановка задачи для последующей работы.

Схема анализ физкультурного занятия

    Сведения о занятии (дата, время, место проведения, количество детей, их одежда и обувь, физкультурный инвентарь, атрибуты).

    Правильность определения и формулировки задач физкультурного занятия.

    Соответствие упражнений поставленным задачам, возрасту детей, их подготовленности, условиям проведения.

    Правильность сочетания основных движений в основной части за­нятия, последовательность физических упражнений.

    Взаимосвязь частей занятия.

    Правильность методики проведения занятий:

    дозировка физических упражнений; темп их выполнения;

    правильность объяснений, указаний, команд, распоряжений;

    индивидуальный подход к детям.

    Организация детей на занятии (способы организации; наличие графического изображения размещения детей, воспитателя, расположения физкультурного инвентаря).

    Подготовка детей к занятию.

    Правильность описания физических упражнений.

    Внешнее оформление плана-конспекта.

    Общая оценка и предложения по совершенствованию плана-конс­пекта занятия.

Статьи по теме: