Арт терапия упражнение маски. Упражнение «Создание маски

психологические упражнения для тренингов

Тренинг «Маска мифов и метафор»

«В маске мы ощущаем древнюю силу; в маске мы отваживаемся сделать то, что и в мыслях себе не можем представить.
Именно скрываясь за маской, я ощущаю энергию окружающего, мой голос звучит как извержение вулкана.
Маски скрывают, творят, влюбляются»
Alekos Fashions

Концептуальное введение : Метод Арт-терапии относится к древним и естественным способам коррекции эмоциональных состояний. Техники Арт-терапии могут быть использованы при решении широкого спектра проблем: внутри- и межличностные конфликты, кризисные состояния, травмы, потери, посттравматические расстройства, невротические и психосоматические расстройства, развитие креативности и др. Арт-терапия является средством преимущественно невербального общения, что делает ее особенно ценной для тех, кто затрудняется в словесном описании своипереживаний. Особенности методов Арт-терапии позволяют использовать их в работе как с взрослыми, так и с детьми, они уместны как в индивидуальной, так и групповой работе. Маскотерапия – издавна известный метод психологической работы, основанный на переводе глубинных комплексов и проблем клиента в неживую материю маски. В маске сочетаются изобразительное искусство и драма, Арт-терапия и драматерапия. Маску можно рассматривать как разновидность скульптуры, произведение искусства, которое можно повесить на стену, рассмотреть, а затем, с помощью воображения, привести в движение. Хозяин маски может ее переносить куда захочет, оживлять и заставлять двигаться. Мы обе работаем с масками, и для нас это своеобразный переход между мирами изобразительного искусства и драмы. Маски могут помочь человеку продолжить движение вперед, если он чувствует, что «застрял». Миры терапии и религии, по меньшей мере, имеют двойственное отношение к маскам и их использованию. Часто маски рассматриваются как наш «ложный» или даже «злой» двойник – как та часть «Я», которая может выйти из-под контроля, пробудить демонов и вообще потрясти больное воображение. «Снимите маску», или «вы видите всего лишь маску, а не человека», или «надел маску» – все эти выражения мы используем, желая подчеркнуть искусственность в личности человека. Идея снятия маски и способности быть «честным и искренним» – главная идея драматерапии. Современная драматерапия – сложное и многогранное явление, представленное разными подходами, школами, концепциями. Драматерапия используется в работе с межличностными и внутриличностными проблемами, в семейной и детско-родительской терапии, в оргконсультировании, развитии креативности в определенной профессии, с пограничными расстройствами, психосоматикой. Театр исторически создавался как терапевтическое воздействие (теория катарсиса Аристотеля), и всегда театральное действие было чрезвычайно сильным по эмоциональному воздействию. Возвращение драмы как психотерапевтического действа в культуру началось с конца 19 в., когда стали возникать психотерапевтические театры в Германии, Австрии, США, России, Франции. Кроме всего, необходимо помнить, что драматерапия – это всегда игра, т.е. вид деятельности, ориентированный на процесс и на удовольствие в этом процессе. Сила и глубина воздействия драматерапии связана со способностью выражать события и переживания ярко, ясно, точно, что дает возможность вспоминать и переживать иначе определенные жизненные события, посмотреть на них другими глазами. Несомненно, маска дает возможность испытать чувства и ощущения, которые иначе не могут быть выражены никакими другими средствами придуманными в процессе терапии. Изготовление масок (постепенное обретение маской форм и очертаний) – часть терапевтического процесса и преобразования. Любая маска – часть нашего «Я». Используя маску, мы можем увидеть себя с разных сторон. Маска – это особенно надежное хранилище опасной части нашего «Я» или той части «Я», которая ощущает опасность. Главный эффект нашего тренинга, связан со снятием маски. Маска здесь представляет собой способ безопасной конфронтации с теми мыслями и чувствами, которые нуждаются в нашем признании в качестве составной части своего «Я». В ходе тренинга, человек, сбросив с себя психологическую маску, надевает драматическую, которая предназначена раскрывать чувства, а не скрывать их. При этом даже у самых застенчивых и скромных людей, появляется возможность изготовить себе маску и создать свой новый образ. Таким образом, маска придает смелость и помогает отойти от своей привычной роли. Во время тренинга мы лепим маску, рисуем маску, танцуем с маской. Мы выражаем себя через маску. Создаем с ее помощью ту часть нашей души, которая нам нужна, важна и работаем с ней.

Цель : формирование осознанного отношения к процессу самопознания собственного «Я» через маски познать самого себя и заглянуть в сокровенные уголки собственной души, освободится от боли и страданий, гнетущих переживаний.

Задачи:

  • осознание своих телесных и поведенческих паттернов,
  • развитие спонтанности и импровизационности;
  • развитие телесной пластичности и пластики(телесной, эмоциональной, когнитивной);
  • расширение репертуара поведенческих паттернов;
  • возможность стать иным(развитие множественности личности).

Материалы : бумага (белая и цветная), картон, ножницы, краски, карандаши, кисточки, клей, стразы, ленточки, пуговицы, маски животных и растений, аудиопроигрыватель, спокойная музыка, презентация или изображения масок.

Этапы работы:

I. Этап – разогрев:

Цель : Помочь каждому участнику подготовить свое тело к работе.

Материалы

Упражнение «Броуновское движение»

Цель : невербальное общение, сближает членов группы. Оно направлено на раскрепощение членов группы, на установление контактов друг с другом.

Материалы : Музыкальный проигрыватель, музыкальные записи.

Время : 5-7 мин.

Процедура : Все члены группы располагаются в комнате, стоя на некотором расстоянии друг от друга. Стулья отодвигаются в сторону. Участникам предлагается закрыть глаза и представить себя атомами. По команде тренера атомы начинают хаотично двигаться по комнате с закрытыми глазами. Через некоторое время тренер дает команду остановиться и объединиться в молекулы по два, или по три, или по четыре атома. Все участники должны объединиться в молекулы, открыв глаза, с теми, кто оказался поблизости. Так делают несколько раз, меняя количество атомов в молекуле..Выполнение упражнения обычно не обсуждается.

Упражнение «Движение с присоединением»

Цель : переживание внутренних движений и экспериментирование с внешним движением; стимулирование идентификации со своим телом и телом партнера; установление участниками связи чувств и движений.

Материалы : Музыкальный проигрыватель, музыкальные записи.

Время : 7-10 мин.

Процедура : проводится в парах под музыку.

Инструкция : «Пусть кто-то один из вас (или оба вместе) начнет делать любые движения, прислушиваясь к музыке и к себе. Второй пусть попытается делать движения в гармонии (не синхронные, а гармоничные движения) с первым. Побудьте в гармонии с музыкой, с собой, друг с другом».

Выполнение упражнения обычно не обсуждается.

II. Этап – Основная деятельность:

Упражнение «Маски животных и растений или Я – в другом образе»

Цель : развитие воображения, наблюдательности, сообразительности, выразительности движений, самопринятие, раскрепощение, самопознание собственного «Я» через маски.

Материалы : маски животных и растений, музыкальный проигрыватель, музыкальные записи.

Время : 10-15 мин.

Процедура:

  • 1 этап: каждый выбирает себе роль животного.
  • 2 этап: затем описывает в словах свое животное, например, «Что я за кошка?»
  • 3 этап: участники по очереди изображают свое животное. Участники идут друг за другом по кругу.

Инструкция : «Представьте себя хищной птицей... маленьким цыпленком... кошкой (домашней или дикой, как вам больше нравится)... слоном... снова птицей... рыбой... бабочкой... Представьте себя любым зверем. Таким, который вам ближе всего, на которого вы похожи, побудьте им. Как он двигается, какие звуки издает? Каково вам в обличье этого зверя... А теперь вы снова – люди. Темп движения – спокойный. Сделайте несколько глубоких вдохов. Упражнение закончено».

Вопросы для обсуждения:

  1. Подумайте, какую привычную роль вы играете в жизни?
  2. Обратите внимание на то, что окружающие воспринимают вас обычно по этой роли, и когда вы выходите из нее, многие вас не понимают?
  3. Подумайте, есть ли сходство между поведением вашим и выбранного вами животного?
  4. Что нового узнали сегодня о себе из этого упражнения?
  5. Какие чувства возникали в процессе выполнения упражнения?

Упражнение «Прогулка по лесу»

Цель : развитие воображения, и познания своих внутренны уголков души.

Материалы : бумага, краски, карандаши, кисточки, музыкальный проигрыватель, музыкальные записи.

Время : 30-40 мин.

Процедура : 1. Представьте, что вы в лесу. Небольшим словесным рассказом оживить воображение участников: «Жил-был Зеленый Лес. Это был не просто Зеленый Лес, а Поющий Лес. Березы там пели нежные песни берез, дубы – стародавние песни дубов. Пела речка, пел родничок, но звонче всех пели, конечно, птицы. Синицы пели синие песни, а малиновки – малиновые». Как прекрасно идти тоненькой ленточкой тропинки и, забывая обо всем, растворяться в величественной красоте леса! Он будто бы раскрывает для тебя свое объятие, и ты замираешь в немом удивлении. Тишина восхищает тебя. Ты стоишь неподвижно, словно ждешь чего-то. Но вот налетает ветер, и все сразу оживает. Просыпаются деревья, сбрасывают из себя солнечную листву – письма Осени и Леса. Ты ждал их так долго! Перебирая каждый листок, в конце концов, находишь письмо, адресованное только тебе. О чем думает Лес? О чем мечтает? Вглядываясь в оранжевые прожилки Кленового письма, можно обо всем узнать: Лес пишет тебе о Лете с солнцем, которое смеется, и соловьиных трелях, о весне с ее первыми цветами, журавлями и цветущими деревьями. О волшебнице-зиме, которая в скором времени придет, накроет Лес своим снежным ковром, и он заблестит на солнце. Пока же Лес живет в Осени и радуется каждому мгновенью, не обращая внимания, что плывут дни, месяцы... И Осень изменяется. Она все чаще грустит и плачет осенним дождем. А как чудесно сидеть в лесу под елкой и наблюдать за серебристыми каплями! Дождь наполняет лес неповторимой свежестью. Тебе совсем не грустно, наоборот – ты радуешься, когда вдруг видишь маленькие разноцветные грибы, которые незаметно появились под деревом.Твоя душа взлетает высоко к небесам. И это чувство полета ты прячешь глубоко в сердце, чтобы донести его к следующей Осени, а может, чтобы пронести через всю жизнь...

2. Участникам предлагается нарисовать запомнившейся лес.

3. Обсуждение и интерпретация рисунков.

Вопросы для обсуждения:

  1. Как вы себя чувствуете?
  2. Как бы вы назвали свой рисунок?
  3. Что изображено расскажи?
  4. Какие чувства вызывают рисунки других участников?
  5. Постарайтесь найти в группе сходный с вашим образ или рисунок?

Упражнение « Создание маски»

Цель : развитие самоинтереса, осознание многогранности своего «Я» в системе отношений с окружающими, принятие различных сторон своего «Я», развитие рефлексии, повышение самооценки.Материалы: бумага (белая и цветная), картон, ножницы, краски, карандаши, кисточки, клей, стразы, ленточки, пуговицы, аудиопроигрыватель, спокойная музыка, презентация или изображения масок.

Время : 30-50 мин.

Процедура : Маски издревле создавались для того, чтобы отразить какой-то образ. Ваша маска должна отражать то, что, на ваш взгляд, видят в вас – ваши положительные и отрицательные стороны. Нарисуйте на листе овал лица, глаза, рот и, используя любые материалы, сделайте маску. Маска есть олицетворение архетипа «Персона». Я себя так презентирую миру. Человек, живущий в социуме, необходимо имеет определенный набор масок как один из копинг-механизмов. Маска – это то, что дает возможность спрятаться, «замаскироваться», не показать себя настоящего. Целью процесса психологического развития, процесса индивидуации является снятие всяких и всяческих масок, идентичность самому себе, аутентичность. Психотерапевтическая помощь становится необходимой в тех случаях, когда: масок слишком мало (низкая адаптивность), масок слишком много (низкая адаптивность), ношу чужие маски (сценарные проблемы), путаю маску со своим собственным лицом (низкая аутентичность), не знаю, для чего мне эта маска (дезадаптивные паттерны поведения) и т.п. Следовательно, использование масок в психотерапии (арттерапии) чрезвычайно широко: при работе со взрослыми и подростками, в групповой и индивидуальной работе, в работе с самым широким спектром проблем, вплоть до психосоматических расстройств. Способы изготовления масок: рисование на бумаге, картоне, пластике; использование готовых масок; изготовление из папье-маше, глины, гипса и пр. Помним, что каждый материал имеет свою внутреннюю метафору.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что это за маска? Как бы вы ее назвали, или охарактеризовали?
  2. Что видят друзья, когда они смотрят на маску?
  3. Что маска им показывает?
  4. Что ей хотелось бы показать?
  5. Чего маска боится?

Упражнение «Диалог масок»

Цель : оценка себя и оценка других, самопринятие, развитие умения видеть положительное в других. Материалы: изготовленные участниками маски или готовые по желанию участников, музыкальный проигрыватель, музыкальные записи.

Время : 7–10 мин.

Процедура : Звучит музыка, участники двигаются под музыку. По окончанию музыки все участники разделены на пары. Ведущий сообщает, что на Маскарадах есть интересные традиции. Одна из них – обмен масками. Участникам предлагается поменяться масками в создавшихся парах. Надев на себя маску партнера, участнику предлагается выслушать более подробный рассказ хозяина маски о ней (привычки, особенности, что для маски является ценным, чем она отличается от других, в чем ее уникальность). «Хозяин» маски и его новый «носитель» фиксируют свои чувства и мысли и выражают их ассоциативно при помощи разноцветных геометрических фигур на листе или просто запоминают. Затем те же действия совершаются с другой маской. Выполнение упражнения обычно не обсуждается, так как работа идет в парах по желанию участников обсуждается в группе.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что маска показывает?
  2. Что ей хотелось бы показать?
  3. Чего маска не хочет показывать?
  4. Чего маска боится?
  5. Какое самое заветное у маски желание?

III. Этап – Завершение.

Упражнение «Без маски»

Цель : – снятие эмоциональной и поведенческой закрепощенности; – формирование навыков искренних высказываний для анализа сущности «я».

Материалы : карточка с написанной фразой, не имеющей окончания.

Примерное содержание карточек : «Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня...» «Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это...» «Иногда люди не понимают меня, потому что я...» «Верю, что я...» «Мне бывает стыдно, когда я...» «Особенно меня раздражает, что я...» и т.п."

Время : 10-15 мин.

Процедура : Каждому участнику дается карточка с написанной фразой, не имеющей окончания. Без всякой предварительной подготовки он должен продолжить и завершить фразу. Высказывание должно быть искренним. Если остальные члены группы почувствуют фальшь, участнику придется брать еще одну карточку. Итог все участники снимают маски.

Литература:

  1. Арт-терапия / Сост. и общая редакция А.И. Копытина. – СПб.: Питер, 2001. – 320 с: ил. – (Серия «Хрестоматия по психологии»),
  2. Дженнингс С, Минде А. Сны, маски и образы. Практикум по арт-терапии/ Пер. с англ. И. Динерштейн. – Изд-во Эксмо, 2003. – 384 с, илл.
  3. Колошина Т.Ю. Арт-терапия: методические рекомендации. – М.: Изд-во Института терапии, 2001. – 76 с.

Составители: Иванова А.А., Богданова Н.Н.


25.03.2012
Наталия
спасибо за тренинг! Интересные упражнения, проникающие в душу. Действительно, про самопознание.
09.12.2014

Шабсина Виктория Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №15
Населённый пункт: г Пушкино Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Создание дидактических материалов по использованию масок и грима младшими школьниками в арт-терапии.
Дата публикации: 26.08.2018
Раздел: дошкольное образование

Создание дидактических материалов по использованию масок и

грима в работе с дошкольниками и младшими школьниками в арт-

терапии.

Работа с масками и гримом в арт-терапии.

индивидуальном

групповом

рисование масок, маски из папье-маше, работа с готовыми масками.

Возможности

сочетания

маскотерапии

драм ат ичес кой

импровизацией

музыкотерапией.

создания

терапевтической маски. Методы терапии в работе с маской. Работа с

психическое

состояние

Психотерапевтические возможности работы с гримом.

Лекция.

Маскотерапия

р а с п р о с т р а н е н н ы й

и з в е с т н ы й

психологической работы.

Маскотерапия основана на переводе глубинных

комплексов

сочетаются изобразительное искусство и драма, Арт-терапия и драматерапия.

Маску можно рассматривать как разновидность скульптуры, произведение

искусства,

повесить

рассмотреть,

помощью воображения, привести в движение.

Маска («личина») – очень

серьезное

изобретение

человечества.

человека

основная часть его образа, на которую мы чаще всего смотрим при общении

друг с другом. Лицо - это проекция нашего психологического состояния и

настроения.

Создавая

изобразительных

инструментов

маски, образы, и формы, человек, обретает самого себя, а вместе с этим и

возможность разрешить для себя многие кризисные и проблемные ситуации,

выстроить эффективную модель поведения.

У каждого человека есть свои маски. Иногда, мы так привыкаем к этим

образам (маскам), что не можем быть теми, кто мы есть на самом деле. Но в

особом месте у каждого из нас лежит «специальная» маска, с помощью

которой мы прячемся сами от себя и иногда недоумеваем, почему другие

воспринимают нас не так, как нам этого хочется. Нам удобно находиться в

этой маске, и с ее внутренней стороны мы видим ее по своему, порой, не

догадываясь о том, что таит в себе ее внешняя сторона. Лишь жизненные

неудачи, чаще всего повторяющиеся, как по сценарию, подсказывают, что мы

изменить

достаточно просто познакомиться со своей маской. При этом избавление от

привычных,

стереотипных

возможность

освободиться

«ненужного» и изменить свою жизнь.

средневековье

карнавала

предполагало

временный отказ от собственного лица, индивидуальности и норм морали. В

современном мире, полном стрессов, психологических травм, конфликтов,

вынужденные

соответствовать

ожиданиям

других, многие

люди

проживают свою жизнь в невидимой символической маске . Основной

смысл маски заключается в том, что она скрывает настоящий облик человека,

защищает его, отвлекает от него внимание и, вместе с тем, вводит в обман

окружающих. При

этом

ощущение

безопасности

защищенности

является ложным и для самого человека, надевшего «маску».

Снять «маску» и быть собой – вот одна из терапевтических идей

работы с маской.

С другой стороны, часто маска скрывает другую часть нашего Я, ту,

которая нуждается в защите . Например, под маской «Хулигана» может

скрываться очень ранимая натура, а под маской «Добряка», выполняющего

своенравие

независимость.

образом, другая

терапевтическая идея заключается в том, что познакомившись со своей

маской, увидев ее со стороны, человек может понять и почувствовать,

какую

часть

защищает .

например,

ранимость, свое своенравие и независимость, человек в дальнейшей работе с

психологом получит опыт выстраивания новых границ в отношениях с

другими людьми .

Изготовление

маски

часть

терапевтического

процесса

преобразования (рис. 1.).

Рисунок 1. Примеры масок для детей.

Художники создают маски из различных материалов:

– древесной коры, дерева, картона;

– травы, меха, костей;

– глины и гипса;

– металлов, камней, раковин;

– настоящих звериных голов, и т.д.

ритуальных

действиях главной

функцией

маски

является

преображение

перевоплощение

сущности

человека,

создание

определенного

образа

(животного,

бога) и

действие

перевоплощаемого от имени этого образа .

арт-терапии

участник

некоторое

другой, не свойственной ему в жизни роли. Например, застенчивый человек

может надеть маску «Хулигана». Это возможность рассмотреть себя с разных

сторон, не изученных ранее, принять эти стороны в себе и дать им право на

жизнь (рис 2.).

Рисунок 2. Варианты масок для детей, сделанных своими руками.

сочетании

методами

драматерапии

и музыкотерапии

маскотерапия дает возможность испытать новые чувства и ощущения,

которые не могут быть выявлены никакими другими средствами.

Надевая на себя маску и исполняя роли в представлении, созданном

участниками

группы, ребенок получает новый жизненный опыт - опыт

чувствовать силу, уверенность в себе, свободу . И что очень важно - этот

опыт он сможет использовать в реальной жизни .

1.Варианты заданий для масок:

Я себя такого не знаю.

Я себя такого боюсь.

Моя любимая маска.

Твоя любимая маска.

Я не хочу, чтобы меня таким видели.

Я хочу, чтобы вы меня таким видели.

Такого меня никто не знает и т.п.

2.Диалог масок.

3.Рефлексия "Благодаря тебе я узнал…"

4.Расширение репертуара (изготовление набора масок под роли,

субличности, состояния).

5.Выбор амплуа под готовую маску (этюд без слов).

6. Тень (архетипическое амплуа).

Идея снятия маски и способности быть «честным и искренним» –

главная идея драматерапии.

Современная драматерапия – сложное и многогранное явление,

представленное

подходами,

концепциями.

Драматерапия

используется

межличностными

внутриличностными

проблемами,

семейной

детско-родительской

терапии, в оргконсультировании, развитии креативности в определенной

профессии,

пограничными

расстройствами,

психосоматикой.

исторически

создавался

терапевтическое

воздействие

катарсиса Аристотеля), и всегда театральное действие было чрезвычайно

эмоциональному

воздействию.

Возвращение

психотерапевтического действа в культуру началось с конца 19 в., когда

возникать

психотерапевтические

Германии,

США, России, Франции.

Драматерапия

д е я т е л ь н о с т и,

ориентированный на процесс и на удовольствие в этом процессе. Сила и

глубина воздействия драматерапии связана со способностью выражать

переживания

возможность

вспоминать

переживать

определенные

жизненные

посмотреть

Несомненно,

возможность испытать чувства и ощущения, которые иначе не могут

выражены

никакими

средствами

придуманными

процессе терапии. Изготовление масок (постепенное обретение маской

форм и очертаний) – часть терапевтического процесса и преобразования.

В ходе упражнений, человек, сбросив с себя психологическую маску,

надевает драматическую, которая предназначена раскрывать чувства, а

не скрывать их. При этом даже у самых застенчивых и скромных людей,

появляется возможность изготовить себе маску и создать свой новый

образ. Маска придает смелость и помогает отойти от своей привычной

роли. Во время занятий по арт-терапии дети лепят маску, рисуют маску,

танцуют с маской, выражают себя через маску.

Одной из разновидностей маскотерапии можно назвать грим ,

который наносится на лицо ребенка или взрослого человека.

Варианты работы с гримом.

терапевтические

возможности, хотя имеет противопоказания и не так проста, как кажется

с первого взгляда. Это трудоемко и требует много времени, но вполне

окупает затраты.

Разрисовывать можно только лицо (грим), лицо и тело (body art)

или создавать любые варианты (например, одна рука и половина лица и

используется

театральный

декоративная

косметика,

акварель,

декоративная

косметика).

Возможные варианты заданий для грима детей:

Разделить лицо чертой пополам и гримировать (я себя

такого знаю и не знаю, люблю и не люблю, показываю и не

показываю другим);

2. “Моя любимая маска”;

3. Взаимное парное гримирование (“Я тебя таким вижу, хочу

видеть, не хочу видеть”);

4. “Маска страха”;

5.Гримирование

(на себе или другого) напряженных и

расслабленных зон на лице;

6. Фантазийное гримирование (себя или другого);

7. “Тень”;

8.“Сражение”

(конфликтные

участники

сталкиваются

одновременно);

9. Грим на себе на заданную тему (любовь, гнев, смирение,

гордыня, равновесие, закрытость);

10.“Мое животное” (грим включает лицо, тело до пояса, руки).

Вопросы для самопроверки:

Какие терапевтические ресурсы содержат маскотерапия и

драматерапия?

Что для ребенка значит «снять маску»?

Перечислите

возможные

варианты

Джениннгс С., Минде А. Сны, маски и образы. Практикум по арт-

терапии/ Пер. с английского И. Динерштейн. – М.: Изд-во Эксмо, 2003.

Колошина Т.Ю.,Трусь А.А. Арт-терапевтические техники в тренинге:

характеристики и использование. Практическое пособие для тренера.-

Татьяна Данилова
Конспект арт-терапевтического занятия «Страшная маска»

«Страшная маска »

Цель : Создание условий для проявления страхов и работа по их преодолению.

Задачи :

Формировать у детей умения выражать эмоции с помощью мимики, пантомимики, понимать эмоциональное состояние другого;

Расширять представления об эмоциях, в том числе и об эмоции страха ;

Дать возможность детям спроецировать, проявить свои страхи , выразить их в виде маски (лица, побыть этим страхом ;

Дать возможность ощутить победу над страхами ;

Способствовать снятию психо-эмоционального и мышечного напряжения;

Методы и приемы : изотерапия, драма, телесно-ориентированная техника;

Контингент : дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Ход работы:

Здравствуйте, ребята. Я рада видеть всех вас снова. Наше занятие мы начнем как обычно : с игры «Я сегодня вот такой!»

Игра «Я сегодня вот такой!»

Психолог : Все участники становятся в круг. Каждый участник занятия по очереди делает шаг в круг со словами «я сегодня вот такой» и показывает с помощи мимики свое настроение. Остальные участники отгадывают, какое настроение показывается, и называют его все вместе.

Музыкальный фрагмент

Психолог : Теперь я прошу всех присесть на стулья и послушать музыку, которую я для вас подготовила. Но не просто послушать, а ответить на вопрос : какую эмоцию, чувства у вас вызывает данная музыка?

Беседа :

Психолог : Вы прослушали музыку. Итак, какую эмоцию, чувства она у вас вызывала?

Ответы детей. (Если дети не отвечают, психолог задает стимулирующие вопросы) .

Психолог : Да, вы правы, эта музыка вызывает эмоцию страха . Все с этим согласны?

Ответы детей.

Психолог : Хорошо. И сегодня мы с вами поговорим о страхах . У каждого - и у взрослых, и у детей - есть свои страхи . Скажите, дети, а чего можно бояться?

Ответы детей.

Психолог : А может кто-нибудь из вас расскажет, чего боится именно он, или вспомнит, когда ему было страшно ?

Ответы детей.

Психолог : Хорошо, спасибо! Сегодня на занятии я предлагаю победить все наши страхи ! Но для этого мы должны их нарисовать. Предлагаю всем пересесть за столы.

Дети проходят за столы и садятся.

Изотерапия «Страшная маска »

Психолог : Я уже приготовила для вас лица страхов . И предлагаю каждому взять маску и раскрасить ее так , как выглядит для вас лицо страха . Маску можно также украсть - для этого есть различные лоскутки, бусинки, перышки. Сделайте свой страх . Можете начинать. Если кому-то нужна помощь, я готова помочь.

Дети раскрашивают и украшают лица страхов . Психолог сидит рядом и при необходимости помогает.

Психолог : Я вижу, все страхи готовы . Предлагаю взять маски и переместиться на полянку, сесть в кружок.

Дети переходят на ковер, усаживаются кругом.

Драма «Проявление страхов »

Психолог : Теперь я предлагаю вам побыть страхами ! Примерьте маски , по очереди выходите в круг и расскажите : что вы за страх ? Где вы живете? Покажите, как вы пугаете?

Дети по очереди выходят в круг, рассказывают о своем страхе . Педагог-психолог помогает, стимулирует проявления ребенка! Также у каждого ребенка педагог-психолог спрашивает, как его страх можно победить ?

Драма «Победа над страхами »

Психолог : Молодцы, какие страшные страхи у нас получились . Дети, а теперь снимите маски ! Сегодня мы с вами победим все наши страхи раз и навсегда ! Посмотрите, что я вам принесла.

(Показывается дом страхов ) .

Помните, на предыдущем занятии мы с вами раскрашивали дом для страхов .

Ответ детей.

Психолог : А теперь давайте заселим в этот дом жителей. Я предлагаю избавиться от страхов - сложить их в этот специальный дом!

Дети встают и складывают маски в дом .

Психолог : А чтоб страхи больше не появлялись, давайте произнесем волшебное заклинание. Запоминайте : «Я сильный, я смелый, я тебя не боюсь! Я тебя запер - и к тебе не вернусь!» Все повторяйте за мной : «Я сильный, я смелый, я тебя не боюсь! Я тебя запер - и к тебе не вернусь!» Давайте скажем очень громко, чтоб страхи в доме испугались : «Я сильный, я смелый, я тебя не боюсь! Я тебя запер - и к тебе не вернусь!»

И чтоб страхи остались навсегда в этом специальном доме, я запру их на большой волшебный замок, который никто не сможет больше открыть. А ключ от этого замка я выброшу.

Психолог : Все страхи заперты ! Мы вместе с вами их победили! А если вдруг вам когда-нибудь станет страшно , произнесите наше заклинание : «Я сильный, я смелый, я тебя не боюсь! Я тебя запер - и к тебе не вернусь!», и все пройдет.

Телесно-ориентированное упражнение

«Сказочный дождь»

Психолог : А теперь я предлагаю вам прогуляться под дождем! Встаньте в круг друг за другом. Закройте глаза. Представьте, что вы стоите на поляне, скоро пойдет теплый дождик. А сейчас дует свежий ветерок, давайте глубоко его вдохнем, и подуем на тех, кто стоит впереди. Почувствуйте свежесть ветерка : вдох-выдох, вдох-выдох.

А теперь откройте глаза, дождик начался. Он очень осторожно капает сначала на голову (участники легким постукивающими движениями делают впереди стоящему массаж головы, затем на плечи, затем он капает по спине, опускается ниже по ногам. Немного усиливается на ногах и спине, а затем опят успокаивается на голове. Дождь закончился. А теперь давайте развернемся в другую сторону, дождик пойдет опять. (Массаж повторяется) .

Упражнение заканчивается, дети остаются в кругу.

Психолог : Спасибо, вы молодцы. А теперь давайте все возьмемся за руки. Я благодарю вас за работу и жду нашей следующий встречи. До свидания, дети.

Упражнение «Маски»

Задачи: развитие самоинтереса, осознание многогранности своего Я и принятие различных его сторон, повышение самооценки.

Необходимые материалы: бумага, краски, фломастеры, карандаши, восковые мелки, ножницы, журналы, газеты, цветная бумага.

Ход работы: подросткам предлагается сделать маску. Темы работы над масками могут быть разными: «Маска для родителей», «Маска для друзей», «Персона», «Тень» и др. Главное, чтобы маска отражала его внутренний мир, характеризовала его. Перед началом работы следует рассказать о том, что есть маска для человека, для чего в разных культурах применяются маски. На листе бумаги рисуется овал по размеру лица подростка, определяется место для глаз и рта, затем с использованием красок, карандашей, журналов и др. маска наполняется содержанием. В своей творческой работе дети остаются свободными от каких-либо правил. Подросток сам должен придумать ее и воплотить на бумаге. Следующий этап: маску необходимо вырезать, одеть себе на лицо. Затем маска «оживает» и ей предоставляется время для выступления. Далее группа делится на пары и внутри каждой пары происходит обмен масками. Надев на себя маску партнера, подросток повторяет те слова, которые сказала его маска. «Хозяин» маски должен сказать о том, что он чувствует, когда видит свою маску и слышит свои слова. Затем те же действия совершает второй партнер.

Забронировать билет

Упражнение «Маски»

Цель : Самовыражение, самосознание. Работа с различными чувствами и состояниями. Развитие навыков, активного слушания, эмпатии, умения безоценочно относиться друг к другу.

На заранее заготовленных трафаретах масок нарисовать те лица какими Вы бываете и те лица, какими хотели бы быть. Рассказать историю от лица каждой маски. По окончании работы устроить выставку масок. Найти среди всех масок похожие друг на друга маски.

Упражнение «Процарапывание»

Графическая работа на мыльной подкладке. Работа, выполненная таким образом, напоминает гравюру, так как создается линией разного направления длиной, плавностью и получается бархатистой за счет углубления процарапывания поверхности.

Материал : лист бумаги, заранее приготовленный (лист бумаги сначала намыливают, затем покрывают гуашью, тушью или краской), ручка с пером звездочкой.

Графическая работа на восковой подкладке. Для выполнения этой работы необходимы кусочек стеариновой свечи, акварельные краски, тушь.

Красками делают рисунок или закрашивают лист сочетаниями различных тонов, в зависимости оттого, что вы задумали. Затем тщательно протирают кусочком свечи так, чтобы стеарином была покрыта вся плоскость листа. После чего тушью покрывают всю работу (весь лист). Иногда два раза. Процарапывают после высыхания.

Арттерапия стресса

Цель : Упражнение из практики арттерапии, задача которого – позволить выявиться и быть осознанными (при поддержке группы, в том числе при помощи полученной от группы обратной связи) стрессогенным впечатлениям и побуждениям индивида.

Процедура : Участники группы получают листы бумаги и цветные мелки, садятся за круглый стол. Руководитель предлагает им нарисовать себя на данном этапе жизненного пути (это может быть портрет, пейзаж, жанровая сценка или абстракция – что угодно) и четырех своих проводников (родственников, предков, знакомых и незнакомых, домашних животных, символические изображения хобби или личных качеств – «проводниками» тоже может считаться кто и что угодно). Завершив работу, участники группы должны дать название своим рисункам и показать их всем с необходимыми комментариями. Руководитель и участники группы могут высказывать свои ассоциации, активированные элементами и цветовой гаммой каждого изображения (руководителем сразу подчеркивается, что мастерство художника в данном случае значения не имеет).

Упражнение «Создание маски»

Цель : развитие самоинтереса, осознание многогранности своего «Я» в системе отношений с окружающими, принятие различных сторон своего «Я», развитие рефлексии, повышение самооценки.

Материалы : бумага (белая и цветная), картон, ножницы, краски, карандаши, кисточки, клей, стразы, ленточки, пуговицы, аудиопроигрыватель, спокойная музыка, презентация или изображения масок.

Время : 30-50 мин.

Процедура : Маски издревле создавались для того, чтобы отразить какой-то образ. Ваша маска должна отражать то, что, на ваш взгляд, видят в вас – ваши положительные и отрицательные стороны. Нарисуйте на листе овал лица, глаза, рот и, используя любые материалы, сделайте маску. Маска есть олицетворение архетипа «Персона». Я себя так презентую миру. Человек, живущий в социуме, необходимо имеет определенный набор масок как один из копинг-механизмов. Маска – это то, что дает возможность спрятаться, «замаскироваться», не показать себя настоящего. Целью процесса психологического развития, процесса индивидуации является снятие всяких и всяческих масок, идентичность самому себе, аутентичность. Психотерапевтическая помощь становится необходимой в тех случаях, когда: масок слишком мало (низкая адаптивность), масок слишком много (низкая адаптивность), ношу чужие маски (сценарные проблемы), путаю маску со своим собственным лицом (низкая аутентичность), не знаю, для чего мне эта маска (дезадаптивные паттерны поведения) и т.п. Следовательно, использование масок в психотерапии (арт-терапии) чрезвычайно широко: при работе со взрослыми и подростками, в групповой и индивидуальной работе, в работе с самым широким спектром проблем, вплоть до психосоматических расстройств. Способы изготовления масок: рисование на бумаге, картоне, пластике; использование готовых масок; изготовление из папье-маше, глины, гипса и пр. Помним, что каждый материал имеет свою внутреннюю метафору.

Статьи по теме: