Беседа для детей старшей - подготовительной группы. День защитника Отечества

Тема занятия: «Беседа о Дне защитников Отечества»
- продолжить знакомство детей с историей и традициями праздника 23 февраля - День Защитника Отечества;
- закрепить знания об армии, о родах войск;
- воспитание уважительного отношения к защитникам нашей Родины.
Оборудование: карточки по теме 23 февраля, картинки и фото с изображением родов войск.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
-Ребята, отгадайте загадку:
Хоть он стоек был и смел,
Но в огне не уцелел.
Младший сын столовой ложки,
Он стоял на крепкой ножке.
Не железный, не стеклянный,
Был солдатик… (Оловянный)
У нас в гостях оловянный солдатик. Он хочет найти себе друзей среди других солдатиков. Давайте ему поможем.

2. Введение в тему.
- Ребята, приближается праздник «День защитников Отечества». Кто знает, кто такие защитники Отечества?
Мы с вами живем в стране, которая называется Россия. Россия - это наше Отечество. В нашей стране есть армия, как и в других странах. В армии служат солдаты, моряки, летчики, пограничники. Их называют защитниками Отечества. Скоро наступит праздник нашей армии – День защитника Отечества. Он отмечается 23 февраля.
В армии есть различные рода войск - такая армия сильная: она может защитить свою страну и на море, и на суше, и в воздухе.

3. Знакомство с родами войск.
Итак, первый род войск, с которым мы сегодня познакомимся, это:
Погранвойска. (Пограничники).
- Кто из вас знает, кто такие пограничники?
Пограничники – это солдаты, которые охраняют границу. Они первыми встречают вражеские войска, когда переходят границу. Пограничники, как и все военные, являются защитниками нашего Отечества. В пограничном отряде есть проводник с собакой. Собака помогает пограничникам, идёт по следу.
Военно – воздушные войска.
-Кто из вас знает, кто такой десант?
Военно – воздушные силы готовы защищать в случае необходимости наше Отечество с воздуха. Лётчики – члены экипажа самолёта или вертолёта – должны не бояться высоты и уметь в критической ситуации брать ответственность на себя.
Военно – морской флот. Морские просторы нашей Родины защищают военные корабли. Там служат моряки, среди них есть и капитаны. Это командиры корабля, они в ответе за весь корабль. Большие надводные корабли оснащены пушками, зенитками, ракетами, бомбами. Они могут защищать нашу Родину на воде.

Сухопутные войска.
В сухопутных войсках служат пехотинцы, артиллеристы, ракетчики, танкисты. Танки – самоходные машины на гусеничном ходу, что позволяет им проходить по любой местности. Танки снабжены пушками и пулемётами. Ещё в сухопутных войсках служат связисты, минёры, военные строители.
- Ребята, но ведь сейчас нет войны, зачем же нужная армия в мирное время?
Армия всегда должна быть готова к тому, чтобы отразить нападение врагов.
- Ребята, а что же делают солдаты в армии в мирное время?
Солдаты тренируются.
-Как солдаты тренируются?
Солдаты должны быть сильными, смелыми, крепкими, здоровыми, мужественными.

4. Физкультминутка.
Раз, два, дружно в ногу,
Три, четыре, твёрже шаг.
На парад идут солдаты
И чеканят дружно шаг.
Воспитатель. Молодцы, дети, здорово вы полетали! А теперь, я предлагаю вам занять места за столами, на которых лежать конвертики с заданием.

5. «Собери картинку»
(дети собирают картинки самолетика)
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Давайте с вами посмотрим презентацию о защитников Отечества.
6. Игра «Один – много».
Танкист – танкисты – много танкистов;
лётчик – лётчики – много лётчиков;
моряк - моряки- много моряков;
солдат- солдаты- много солдатов;
воин- войны- много войнов;
герой- герои- много героев;
ракета- ракеты- много ракетов;
пилотка – пилотки- много пилотков;
пехотинец- пихотинцы- много пихотинцов;
десантник-десантники- много десантников;
пограничник- пограничники- много пограничников.

7. Итог: «Пограничники, лётчики, моряки и другие военные, о которых мы сегодня говорили» – это военнослужащие Российской армии. Наша армия не нападает, а защищает и российских военных справедливо называют защитниками. В армии служат самые достойные, сильные, мужественные и смелые. Служба в армии – почётная обязанность каждого российского мужчины».
Ребята, у вас многих папы служили в армии, они защищали нашу Родину. Когда вы, мальчики, вырастите, то тоже будете служить в армии. Будете хорошими защитниками нашей Родины.

Задать вопросы:
- Какие рода войск вы знаете? (перечисляют)
-О каком празднике мы сегодня говорили?
-Кого мы поздравляем в этот день?

Цель: знакомстводетей с праздником «День Защитника Отечества».

Задачи:

Образовательные:

  • Расширить и уточнить знания детей о защитниках Отечества.
  • уточнить и активизировать словарь по теме «День Защитника Отечества»;

Развивающие:

  • развивать внимание, память, мышление, речь, воображение.
  • развивать координацию речи с движением.

Воспитательные:

Воспитывать чувство уважения к Российской Армии, любви к Родине.

Ход занятия

- Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Назовите, пожалуйста, какой сейчас месяц? А какой праздник мы с вами будем отмечать в этом месяце?
- Ответы: месяц – февраль, а праздник – День защитника Отечества. Мы в этот день поздравляем пап, дедушек, братьев и т.д.
- Ребята, посмотрите, какие картинки развешены у нас в группе. А как вы думаете, что бы это значило?
- Ответы – рассуждения детей.
- Правильно, близится праздник «День защитника Отечества». И сегодня мы с вами поговорим на эту тему.
- Посмотрите, внимательно на картинки, что там изображено? (Слайд 1)

Ответы детей.
- Совершенно верно, солдаты, матросы, офицеры. А как, одним словом назвать этих людей?
- Ответы детей.
- Конечно это военные? А что означает – Военные?
- Это люди, которые защищают нас и всю страну, Родину, Отечество.
- А как вы думаете, что такое Отечество? Правильно, ребята, Отечество – это наша Родина.
- Как называется наша Родина?
- Ответ: Россия.
Сегодня мы отмечаем замечательный праздник - День защитника Отечества. (Слайд 2)

Этот праздник напоминает нам о том, что всё самое дорогое, что у нас есть, может подвергнуться опасности. И долг каждого из нас, если придется, защитить своё Отечество. Ещё в давние времена воины не боялись с мечом в руках сражаться за свою родину. (Слайд 3)

В древние времена боролись с врагами богатыри. Вот какие были смелые защитники Отечества. И каждый мальчик должен быть таким же сильным и умным и быть готовым, когда вырастет, в любой момент защитить свою Родину. (Слайд 4)

Начиная с седой древности, воины и солдаты пользовались уважением общества как защитники жизни и имущества мирных граждан своей страны. Их жизнь, полная опасностей, приключений, дальних походов и богатая добыча, которую они из этих походов привозили, вызывали любопытство и гордость. (Слайд 5)

У этого праздника было несколько названий:
- День Советской Армии;
- День рождения Красной армии;
- День рождения вооруженных сил и военно-морского флота.
Сейчас этот праздник называется Днем Защитника Отечества…

23 февраля поздравляют пап, дедушек, братьев, всех тех, кто служил или служит в рядах Российской армии. Почему же именно 23 февраля считается Днем Защитников Отечества, а не любая другая дата? (Слайд 6)

Сначала с этим праздником поздравляли собственно воинов - кадровых военных и ветеранов гражданской, а позже и Великой Отечественной войны. (Слайд 7)

Постепенно традиция видоизменилась и сложилась так, что поздравлять и дарить подарки 23 февраля стали не только военным, но и всем мужчинам и даже мальчикам. Армейский праздник превратился в праздник мужчин и мужского пола в целом. (Слайд 8)

Выполнение физических упражнений:

1. Как солдаты на параде,

Мы шагаем ряд за рядом,

Левой – раз, правой – раз!

Посмотрите вы на нас!

2. Приседаем быстро, ловко.

Морякам нужна сноровка

Чтобы мышцы укреплять

И по палубе шагать!

Приседания, руки вперёд (осанка).

Ребята, а какие виды войск вы знаете? (Слайд 9)

Российская армия - это вооруженные силы нашей Родины, которые защищают ее независимость и свободу.

В вооруженные силы Российской Федерации входят:

ü сухопутные войска,

ü военно-воздушные силы,

ü ракетные войска стратегического назначения,

ü военно-морской флот,

ü войска противовоздушной обороны страны.

Военно-воздушные силы –

бомбардировочные истребительные,

а также вертолетные части и соединения.
(Слайды 10-11)

Ракетные войска –

части, вооруженные мощными ракетами, которые могут доставить в любую точку земного шара всесокрушающий атомный заряд.

(Слайды 12-13)

Военно-морской флот –

Соединения различных боевых кораблей, морская авиация, береговые базы, на которых располагаются боевые корабли и самолеты.

(Слайды 14-15)

Войска противовоздушной обороны –

вооружены зенитными ракетами и самолетами-истребителями.

(Слайды 16-17)

А можете, назвать, что делают летчики, пехотинцы, моряки?

Ответы: летчики – защищают небо, моряки – море, а пехотинцы – сушу.

Ребята, а кто является главным защитником Отечества в мирное время?

Ответ: Солдаты.

Каким должен быть солдат?

Ответ: Сильным, смелым, ловким, выносливым, упорным, отважным, внимательным, любить свою Отчизну и свой народ, а самое главное, он должен быть здоровым, чтобы мог нас защищать.

Ребята, но ведь сейчас нет войны, зачем же нужная армия в мирное время?

Армия всегда должна быть готова к тому, чтобы отразить нападение врагов.

Ребята, а что же делают солдаты в армии в мирное время?

Солдаты тренируются, проводят учебные учения, сражения, изучают военную технику.

Д/и «Продолжи предложение».

«Танком управляет» - продолжите предложение (танкист).

За штурвалом самолета сидит (пилот).

Из пушки стреляет (артиллерист).

Границу охраняет (пограничник).

На корабле служит (моряк).

На подводной лодке несет службу (моряк - подводник).

С парашютом прыгает (десантник).

В ракетных войсках служит (ракетчик).

Молодцы, ребята, Вы справились с заданием. Чтобы стать настоящими защитниками Отечества нужно многому учиться. Ребята, я желаю Вам стать надёжными защитниками Отечества.

Наше занятие подошло к концу, надеюсь, Вам понравилось.

Всех поздравляем с наступающим праздником.



ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА

Цель : воспитание чувства любви к историческому прошлому, гордости за героическое прошлое; развитие уважительного отношения к ветеранам Великой Отечественной войны.

Задачи:

    способствовать патриотическому воспитанию учащихся, готовности к защите Родины,

    вызвать чувство гордости за людей, живших и живущих среди нас, их доблесть и мужество.

Ход мероприятия

- Приветствие

Защитник Отечества – мир на Земле,
Вода в роднике, свежий хлеб на столе,
Надежда, уверенность в завтрашнем дне,
Стабильность и счастье в огромной стране.

Я бы хотела, чтобы тему нашего классного часа вы определили сами. Посмотрите, на доске написаны слова: память, герои, защитники, доблесть, честь, Отечество, любовь к Родине, Победа. С каким событием они связаны? (Эти слова связаны с войной. С Великой Отечественной войной).

С каким праздником могут быть связаны эти слова? (Они могут быть связаны с Днём Защитника Отечества).

Вы правы, сегодня мы с вами будет говорить о Великом дне - Дне защитника Отечества, который отмечается 23 февраля. И не случайно эпиграфом к нашему классному часу я выбрала следующие слова… (чтение эпиграфа).

Мы ежегодно отмечаем этот праздник, но не знаем ничего о его истории.

День защитника Отечества

День защитников Отечества возник в 1918 году как день рождения Красной Армии в ознаменование победы под Нарвой и Псковом над германскими завоевателями.

Но особое значение День защитника Отечества приобретает после Победы в Великой Отечественной войне 1941 -1945 г.г. С 1946 года праздник стал называться Днём Советской Армии и Военно-Морского Флота.

10 февраля 1995 года Государственная Дума России приняла федеральный закон "О днях воинской славы России", в котором этот день назван так: "23 февраля - День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии в 1918 г. - День защитника Отечества".

Интересно, но 18 января 2006 года Госдума приняла решение исключить из описания праздника фразу касательно победы над Кайзеровскими войсками. Кроме того, слово "защитник" стало писаться в единственном числе.

Мы хорошо знаем, что мирное небо над головой, покой граждан страны, ее честь и достоинство защищают воины Российской Армии: солдаты, летчики и танкисты, пограничники и матросы.

Сегодня большинство граждан России рассматривают День защитника Отечества не столько, как годовщину Великой Победы или День Рождения Красной Армии, сколько, как день настоящих мужчин. Защитников в широком смысле этого слова.

В этот день мы по традиции поздравляем тех, кто с оружием в руках сражался за свободу и независимость нашей Родины в годы Великой Отечественной войны, кто сейчас несет военную службу, кто завтра будет стоять на защите Отчизны.

Каждый представитель сильной половины человечества, будь то школьник, студент, курсант, военный, гражданский, водитель, врач, спортсмен, ученый, брат, племянник, отец, дед, сосед по площадке, просто прохожий - каждый из них является защитником своей семьи, своих друзей, защитником Отечества, защитником России.

Кто такой защитник Отечества? Какими качествами он должен обладать? (защитник должен быть смелым и сильным, отважным и самоотверженным, добрым и любящим, умным, терпеливым и т.д.).

П очему мы отмечаем этот день? ( Да потому, что для каждого гражданина Российской Федерации эта дата свята и непреложна. Как и люди, которые выполняли, выполняют и будут выполнять долг перед Родиной).

- А только ли взрослые мужчины вставали на защиту Отечества? (Нет. И старики, и женщины, и дети).

Как вы думаете, что соединило всех людей? (Воля к победе, желание защищать свой отчий дом).

А только ли оружием сильна армия? (Нет, она сильна храбростью и стойкостью своих солдат).

Кто были эти люди? Что нас связывает с этими людьми? Так какие два главных слова мы выделим? Память, герои. Давайте подчеркнём слова : память, герои, и к концу классного часа попробуем дать им определение.

Подумайте, как можно защищать свою Родину, не будучи военным?

А сейчас мы с вами немного поработаем в группах. Первым трем группам:

Зачитывается фраза, произнесенная одним из выдающихся людей, полководцев и ставшая впоследствии крылатой. Необходимо объяснить смысл фразы.
1. "Побеждают не числом, а умением". (А.В. Суворов)
2. "Промедление смерти подобно". (Петр I)
3. "Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет". (Александр Невский)

Вторым трем группам:

На доске записаны пословицы об армии, войне, службе. Но слова перепутались. Ваша задача – поменять слова местами, чтобы получилась пословица.

*В учении, в бою, тяжело, легко (Тяжело в учении, легко в бою).

*Русскую, знай, в бою, заповедь, не зевай (Русскую заповедь знай – в бою не зевай).

*Правое, за, дело, смело, стой (За правое дело стой смело).

*Кто, примерен, Родине, верен, тот, в бою (Кто Родине верен, тот в бою примерен).

*К нам, кто, с мечом, от меча, придет, тот, и погибнет (Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет).

*Мужественный, а трусливый, на себя, пеняет, на товарища (Мужественный пеняет на себя, а трусливый – на товарища).

Ребята, мы с вами уже сказали, что в День защитника Отечества мы поздравляем всех мужчин. Но кто в этот день заслуживает особенного внимания и слов благодарности? (Конечно, это наши ветераны).

На прошлой неделе у нас был своего рода подготовительный этап к празднику. Я имею в виду письма – поздравительные открытки, которые вы писали нашим ветеранам. Каждый из вас нашел свои слова благодарности, свои пожелания. Объединяло все письма, наверно, одно – ваша признательность за мирную жизнь. Я бы хотела, чтобы сейчас мы прочитали одно из таких писем, но написано оно учеником 10-А класса.

А теперь давайте вернемся к тому, с чего начинался классный час и дадим определение словам ПАМЯТЬ И ГЕРОИ.

1. Что же такое память ? ( Это то, что люди помнят на все времена. Память живет в каждом из нас, и в наших семьях, т.к. у каждой семьи есть предки, воевавшие на полях сражений).

2. Кто такие герои ? ( Это люди, совершившие подвиг, как во время войны, так и в мирное время, и защищавшие свою Родину от врагов).

I команда

1. Сухопутные войска, действующие в пешем строю (Пехота)

2. Летательный аппарат с винтом (Вертолёт)

3. Зенитная установка с женским именем («Катюша»)

4. Как назывались первые воины? (Дружинники)

5. Здание, в котором живут солдаты? (Казарма)

6. Головной убор моряка (Бескозырка)

7. Первое русское огнестрельное оружие (Пищаль)

8. Вид холодного оружия морских офицеров (Кортик)

9. Какое оружие называют «карманной артиллерией»? (Граната)

10. Военный китель (Мундир)

II команда

1.Все корабли Вооруженных сил (Морской флот)

2. Наступательная операция (Атака)

3. Подросток, обучающийся военному делу на корабле? (Юнга)

4. Повозка для пулемёта во время гражданской войны (Тачанка)

5. Одежда, любимая моряками (Тельняшка)

6. Меткий стрелок (Снайпер)

7. Воин во времена Ивана Грозного (Стрелец)

8. Из какого металла делались первые пушки? (Железо)

9. Древнейшее русское оружие. Название из 3 букв (Меч)

10. Смотр войск (Парад)

Поздравительная открытка.

День защитника Отечества – это всенародный праздник, вселяющий в нас радость. В этот день чествуются все защитники от мала до велика. Мальчики нашего класса - будущие защитники, поэтому все девочки нашего класса хотели от всего сердца поздравить вас, мальчики, с мужским праздником. Мы приготовили для вас поздравительную открытку. Но слова на ней получались какие-то формальные. Мы договорились хорошенько подумать дома, а сегодня с утра дописать. Да не успели, забот перед праздником было много. Пожалуйста, давайте вместе завершим начатое. Мальчики, помогите подобрать нужные прилагательные для поздравительной открытки, прилагательные должны быть яркими, звонкими, точными. Мы впишем их в текст и затем прочитаем, что получилось. Пожалуйста, предлагайте! Больше выдумки, больше чувства!

Мальчики называют прилагательные.

Итак, вот какая получилась поздравительная открытка:

Замечательные и фантастические наши мальчики!

В этот спортивный и забавный день мы от всей души поздравляем вас с задорным и вкусным праздником! Мы осознаём, что вы представляете самую громкую часть нашего класса. Мы гордимся, что учимся с такими громадными и бородатыми людьми. Мы нисколько не сомневаемся, что в прикольном будущем вы сумеете сделать жизнь класса и школы ещё более умной и красивой . Желаем вам экзотических оценок, беззубых радостей и сумасшедших успехов в личной жизни. Оставайтесь такими же сильными и смешными , какими мы вас знаем.

Ваши яркие одноклассницы.

Конкурс «Награда нашла героя».

Нет, ребята, я не гордый.
Не загадывая вдаль,
Так скажу: зачем мне орден?
Я согласен на медаль.

Вот и у нас сегодня есть комплект медалей. Приступим к награждению!

Вручаются медали: «Самый смелый»: ............................................... «Самый сильный»: .....................................

«Самый веселый»: ................................... «Самый скромный»: ................................

23 февраля – по-настоящему всенародный праздник, которому уже более 90 лет. Более девяноста лет сильная половина человечества отмечает праздник силы, выносливости, патриотизма и добра. Февраль - самый суровый месяц года! Может быть, именно поэтому самый большой и суровый мужской праздник появился в феврале?!

Защитник Отечества! Как гордо звучат эти слова! Защищать Родину долг каждого гражданина, почётная обязанность каждого мужчины.

Заключительное слово У каждого человека есть Родина. Наша Родина - Россия. Поэтому в День Защитника Отечества мы отдаем дань благодарности, уважении и памяти всем, кто стоит на страже нашей великой Родины. Я надеюсь, что когда придет время вы с честью выполните свой гражданский долг, ведь если не вы, то кто же защитит Родину, свою мать, жену, детей. И на последок задумайтесь над содержанием этого текста:

Материнский наказ

Не мало, сын мой, будет в жизни сложной

Нападок разных, сплетен и интриг

Не опускайся до людей ничтожных

Не обращай внимания на них.

Владей собой. Укус клопа не страшен.

Носи во всем достоинство свое.

Горох на сковородке вон как пляшет,

А все ж не может расколоть ее...

Тематическая беседа для старших дошкольников "День защитника Отечества" - 23 февраля. Конспект

Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ№43 г. Колпино Санкт - Петербург
Описание: Материал разработан для детей старшего, подготовительного дошкольного возраста. Будет полезен воспитателям.
Цель: Расширить знания детей о празднике-Дне защитников Отечества.
Задачи:
- Воспитывать у детей уважительное отношение к защитникам Отечества.
- Вызвать чувство гордости за Российскую армию, желание быть похожими на сильных, смелых воинов.
- Развивать память, воображение, речь.
Материал: иллюстрации, открытки, плакаты с изображением защитников Отечества.
Предварительная работа: чтение художественной литературы об армии; рассматривание иллюстраций «армейские будни»; беседы об армии.

Ход мероприятия:

- Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Назовите, пожалуйста, какой сейчас месяц? А какой праздник мы с вами будем отмечать в этом месяце?
- Ответы: месяц – февраль, а праздник – День защитника Отечества. Мы в этот день поздравляем пап, дедушек, братьев и т.д.
- Ребята, посмотрите, какие картинки развешены у нас в группе. А как вы думаете, что бы это значило?
- Ответы – рассуждения детей.
- Правильно, близится праздник «День защитника Отечества». И сегодня мы с вами поговорим на эту тему.
- Посмотрите, внимательно на картинки, что там изображено?


- Ответы детей.
- Совершенно верно, солдаты, матросы, офицеры. А как, одним словом назвать этих людей?
- Ответы детей.
- Конечно это военные? А что означает – Военные?
- Это люди, которые защищают нас и всю страну, Родину, Отечество.
- А как вы думаете, что такое Отечество? Правильно, ребята, Отечество – это наша Родина.
- Как называется наша Родина?
- Ответ: Россия.
- Ребята, а какие виды войск вы знаете?
- Ответы: военно – воздушные силы,


военно – морские силы,


сухопутные или наземные.


- А можете, назвать, что делают летчики, пехотинцы, моряки?
- Ответы: летчики – защищают небо, моряки – море, а пехотинцы – сушу.
- Ребята, а кто является главным защитником Отечества в мирное время?
- Ответ: Солдаты.
- Каким должен быть солдат?
- Ответ: Сильным, смелым, ловким, выносливым, упорным, отважным, внимательным, любить свою Отчизну и свой народ, а самое главное, он должен быть здоровым, чтобы мог нас защищать.
- Ребята, но ведь сейчас нет войны, зачем же нужная армия в мирное время?
- Армия всегда должна быть готова к тому, чтобы отразить нападение врагов.
- Ребята, а что же делают солдаты в армии в мирное время?
- Солдаты тренируются, проводят учебные учения, сражения, изучают военную технику.
- Давайте и мы с вами проведем физминутку, представьте, что вы на учениях.

Выполнение физических упражнений:
1. Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом,
Левой – раз, правой – раз!
Посмотрите вы на нас!
2. Приседаем быстро, ловко.
Морякам нужна сноровка
Чтобы мышцы укреплять
И по палубе шагать!
Приседания, руки вперёд (осанка).

Молодцы, присядьте на стульчики и давайте поиграем.
Д/и «Продолжи предложение».
«Танком управляет» - продолжите предложение (танкист).
За штурвалом самолета сидит (пилот).
Из пушки стреляет (артиллерист).
Границу охраняет (пограничник).
На корабле служит (моряк).
На подводной лодке несет службу (моряк - подводник).
С парашютом прыгает (десантник).
В ракетных войсках служит (ракетчик).
- Молодцы, ребята, Вы справились с заданием. Чтобы стать настоящими защитниками Отечества нужно многому учиться. Ребята, я желаю Вам стать надёжными защитниками Отечества.
- Наше занятие подошло к концу, надеюсь, Вам понравилось.
За то, что солнце светит нам,
За то, что нет войны,
Спасибо тем, кто бережёт
Покой родной страны.


Всех поздравляем с наступающим праздником.

Классный час-беседа в начальной школе о защитниках Отечества.

Кондратьева Алла Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа», Курская область

“Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории” В.М. Васнецов
Назначение: классный час-беседа будет полезен широкому кругу читателей: воспитателям дошкольных учреждений, учителям начальных классов, классным руководителям, педагогам дополнительного образования, родителям и просто любознательным людям.
Цель: расширение кругозора обучающихся об истории своей Родины, становлении и развитии русской армии, русского государства.
Задачи:
1.Закрепить представления детей о том, кто такие защитники Отечества.
2.Познакомить обучающихся с историей русских воинов, русского офицерства.
3.Развивать речь детей, пополнять словарный запас, развивать логическое мышление, внимание, память, наблюдательность.
4.Содействовать патриотическому воспитанию обучающихся, любви к Родине, интереса к истории родной страны, ее лучших представителей.
Предварительная работа: беседа о Родине, о воинах, рассматривание иллюстраций, картин о защитниках Отечества, чтение художественной литературы, загадывание загадок, знакомство с пословицами и поговорками, рассматривание предметных картинок о родах войск.
Ученик:
Ничего нет лучше, краше
Милой родины твоей!
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом.
Слава им бойцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава нашей старине!
Учитель:
Дорогие ребята! Прекрасна наша родная земля. Она дарит нам хлеб и воду из родников. Мы любуемся её красотой. Но защитить себя она не может. Поэтому защита родной земли – обязанность всех, кто ест её хлеб и пьет воду, любуется её красотой. Это очень высокое звание – Защитник Родины! Люди веками помнят имена отважных воинов. Наш классный час сегодня посвящен знаменательной дате: 23-го февраля мы отмечаем День защитника Отечества. В этот день мы вспоминаем и поздравляем всех защитников нашей Родины: прошлых, настоящих и будущих. Сегодня я приглашаю вас совершить небольшую экскурсию в прошлое, “полистать страницы” истории, узнать, какие они, защитники земли русской?
История возникновения праздника День защитника Отечества
День защитника Отчества отмечается 23 февраля уже почти 100 лет!
Изначально, 23 февраля праздновался как день рождения Красной Армии в честь победы под Нарвой и Псковом над немецкими войсками.
Позднее день 23 февраля ежегодно отмечался в СССР как всенародный праздник – День Советской Армии и Военно-Морского Флота.
После распада СССР 23 февраля было переименовано в День защитника Отечества.
История Дня защитника Отечества – неотъемлемая часть истории нашей страны. Этот настоящий праздник настоящих мужчин, которые в любой момент готовы встать грудью на защиту своей Родины. У каждого народа, в каждой стране есть своя армия. И она не раз защищала свой народ от захватчиков. Любит и ценит наш народ российских воинов. Защитники Отечества - это воины, которые защищают свой народ, свою Родину от врагов.
В давние - давние времена, в Древней Руси стояли на страже нашей родины очень сильные люди-богатыри. Это выносливые и храбрые люди. Они славились богатырской силой, об их подвигах слагались сказки и былины.
-Каких богатырей Древней Руси вы знаете?
(Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Никита Кожемяка…)


Кому служили русские богатыри? (Князьям)
Князь нуждался в военной силе, как для обеспечения внутреннего порядка, так и для обороны от внешних врагов. Княжеское войско называлось дружиной. Дружинники были реальной военной силой, всегда готовой к бою, а также советниками князя. Для дружинников война была профессией, привычным ремеслом. Княжеская дружина по любому зову князя приезжала к нему. Численность княжеской дружины, как правило, не превышала десяти тысяч человек.


С древнейших времен русские воины славились своим боевым искусством, храбростью, силой и самоотверженностью. Войско славян было хорошо вооруженным, грозным и дисциплинированным.


В вооружении у воина для рукопашного боя была секира, булава, меч, копье, палица, топор, нож и другое оружие. Из метательного и стрелкового оружия – лук, дротик, самострел и т.д. Воина защищала боевая броня. Это кольчуга – железная рубаха, сделанная из металлических колец, а поверх кольчуги знатные воины носили доспехи или панцирь, изготовленный из цельных металлических пластин. Мощные хорошо обученные кони тоже имели свою броню: налобники, нагрудники. Князя в бою охраняла дружина из самых профессиональных воинов. Как правило, войском командовал князь или воевода.
Великие князья Руси


Александр Ярославич Невский (ок. 1220 – 1263 гг.) - полководец, князь в 20 лет он разгромил шведских завоевателей на реке Неве (1240 г.), а в 22 – немецких «псов–рыцарей» в ходе Ледового побоища (1242 г.)


Дмитрий Донской (1350 – 1389 гг.) – полководец, князь.


Под его руководством была одержана величайшая победа на Куликовом поле (1380 г.) над полчищами хана Мамая, которая явилась важным этапом освобождения Руси и других народов Восточной Европы от монголо-татарского ига.
Первых представителей регулярных войск на Руси именовали стрельцы.


Изначально, древнее славянское слово «стрельцы» обозначало лучников, являвшихся важной частью любого средневекового войска.Первое постоянное войско на Руси появилось 1 октября 1550 года при Иване Грозном. Сначала стрельцы набирались из свободного посадского и сельского населения. В дальнейшем их служба стала пожизненной и наследственной. Московские стрельцы охраняли Кремль, несли караульную службу, принимали участие в военных действиях. На вооружении стрелецкого войска были пищали, бердыши, полупики, клинковое оружие -сабли и шпаги, которое носили на поясной портупее.
При царе Петре Первом появилась в России мощная регулярная, то есть постоянная армия.


В связи с этим ликвидируется поместное дворянское ополчение и стрелецкое войско. Основу армии стали составлять регулярные пехотные кавалерийские полки. Создатель регулярной российской армии Петр I терпеливо и настойчиво призывал своих воинов все помыслы и действия подчинять одному – благополучию России и служению государству.
” Разве может быть героем человек, который воюет ради собственной славы, а не для обороны Отечества?” - спрашивал Петр I.


Перед развернутыми боевыми штандартами воины клялись “Отчизне служить верно, послушно, во всем поступаться так, как честному, верному, храброму солдату быть надлежит”. На протяжении всей истории России передовые офицеры бескорыстно служили Отчизне. Мы вправе гордиться ратной доблестью русских воинов. Память о наших предках, их делах и свершениях должна жить в сердцах людей.


Пётр I – русский царь, выдающийся полководец. Является основателем российской регулярной армии и военного флота. Он проявил высокие организаторские способности и талант полководца в ходе Азовских походов (1695 – 1696 гг.), в Северной войне (1700 – 1721 гг.) во время Персидского похода (1722 – 1723 гг.) Под непосредственным руководством Петра в знаменитой Полтавской битве (1709 г.) были разгромлены и пленены войска шведского короля Карла XII.
Александр Данилович Меньшиков (1673 - 1729 гг.) – светлейший князь, сподвижник Петра I. Генералисимус морских и сухопутных войск.Участник Северной войны со шведами, сражения под Полтавой.


Великие полководцы времен правления Екатерины Великой .


Участник русско-шведской войны, Семилетней войны. Наиболее крупные победы были им одержаны в ходе первой русско-турецкой войны (1768 – 1774 гг.), особенно в битвах при Рябой могиле, Ларге и Кагуле и многих других боях. Турецкая армия была разгромлена. Румянцев стал первым кавалером ордена Святого Георгия I степени и получил титул Задунайского.
Александр Васильевич Суворов (1729-1800 гг.)


Светлейший князь Италийский, граф Рымникский, граф Священной Римской империи, генералиссимус российских сухопутных и морских сил, генерал-фельдмаршал австрийских и сардинских войск, гранд Сардинского королевства и принц королевской крови (с титулом «кузен короля»), кавалер всех российских и многих иностранных военных орденов, вручавшихся в то время. Ни разу ни в одном из данных им сражений не потерпел поражения. Более того, почти во всех этих случаях он убедительно побеждал при численном превосходстве неприятеля. Он взял штурмом неприступную крепость Измаил, разгромил турок при Рымнике, Фокшанах, Кинбурне и т. д. Итальянский поход 1799 г. и победы над французами, бессмертный переход через Альпы был венцом его полководческого искусства.
Великие полководцы XIX-XX веков
Фёдор Фёдорович Ушаков (1745-1817 гг.) - выдающийся русский флотоводец, адмирал.


Русской православной церковью причислен к лику святых как праведный воин Феодор Ушаков.
Он заложил основы новой морской тактики, основал Черноморский военный флот, талантливо руководил им, одержав ряд замечательных побед на Черном и Средиземном морях: в Керченском морском сражении, в сражениях у Тендры, Калиакриии и др. Знаменательной победой Ушакова было взятие острова Корфу в феврале 1799 г., где успешно использовались комбинированные действия кораблей и сухопутного десанта. Адмирал Ушаков провел 40 морских сражений. И все они завершились блестящими победами. В народе его называли «Флотским Суворовым».
Михаил Илларионович Кутузов (1745 – 1813 гг.) - прославленный русский полководец, генерал-фельдмаршал, светлейший князь.


Герой Отечественной войны 1812 года, полный кавалер ордена Святого Георгия. Воевал против турок, татар, поляков, французов в различных должностях, в том числе Главнокомандующим армиями и войсками. Образовал не существовавшую в русской армии легкую конницу и пехоту.
Михаил Богданович Барклай де Толли (1761-1818 гг.) – князь, выдающийся российский полководец, генерал-фельдмаршал, военный министр, герой Отечественной войны 1812 года, полный кавалер ордена Святого Георгия.


Командовал всей русской армией на начальном этапе Отечественной войны 1812 года, после чего был замещён М. И. Кутузовым. В заграничном походе русской армии 1813-1814 годов командовал объединённой русско-прусской армией в составе Богемской армии австрийского фельдмаршала Шварценберга.
Пётр Иванович Багратион (1769-1812 гг.) – князь, российский генерал от инфантерии, герой Отечественной войны 1812 года.


Князь Багратион - потомок грузинского царского дома Багратионов. Ветвь карталинских князей Багратионов (предков Петра Ивановича) была внесена в число российско-княжеских родов 4 октября 1803 года при утверждении императором Александром I седьмой части «Общего гербовника».


Шло время. В России свергли царя. На смену царской армии пришла Красная Гвардия. Принято было считать, что 23 февраля 1918 года отряды Красной гвардии одержали свои первые победы под Псковом и Нарвой над регулярными войсками кайзеровской Германии. В 1922 году эта дата была официально объявлена как «День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии и День рождения Красной Армии».


Советская Армия до февраля 1946 года называлась Рабоче-Крестьянская Красная Армия. С 1946 года 23 февраля ежегодно отмечался в СССР как всенародный праздник - День Советской Армии и Военно-Морского Флота.


Вооружённые Силы Союза Советских Социалистических Республик - были предназначены для защиты советского народа, свободы и независимости Советского Союза. К середине 1980-х годов Вооружённые Силы Союза были крупнейшими в мире по численности.
В многолетней героической истории Советской Армии и Военно-морского флота количество исторических побед и подвигов не знает своего точного числа. В годы Великой Отечественной войны, в жестокой битве с немецким фашизмом, Советская Армия смогла отстоять свободу и независимость нашей Родины, спасла мировую цивилизацию от фашистского варварства, оказала мощную поддержку освободительной борьбе соседских и европейских народов ценой миллионов жизней и изломанных судеб советского народа.
Георгий Константинович Жуков (1896-1974 гг.) - советский полководец. Маршал Советского Союза, четырежды Герой Советского Союза, кавалер двух орденов «Победа», множества других советских и иностранных орденов и медалей. В послевоенные годы получил народное прозвище «Маршал Победы». Министр обороны СССР.
Статьи по теме: