Беседы с младшими школьниками. Беседы с классом

1. Вечные общечеловеческие ценности

2.Истина абсолютная и относительная

3.Совесть – нравственное мерило человека

4. Уроки совести

5. Качества праведного поведения: долг и благодарность

6.Сотрудничество

7.Дисциплина

8.Искорки знаний о себе

9. Учителя и ученики - искатели и носители Света

10. Знания, которые я пронесу через всю жизнь

11. Красота души человека

12. Об отзывчивости и равнодушии

13. Сердце, отданное детям (о роли С. А. Назарбаевой в воспитании детей)

14.Мир, с которым я дружу

15. Мирные отношения

16.Мы - миротворцы

17.Я, ты, он, она - вместе дружная семья

18. Законы уважения

19. Верные друзья

20.Полет души (о свободе выбора)

21.Свобода и ответственность

22.Свобода и счастье

23.Как прекрасен этот мир, когда в нем есть любовь!

24.Пусть всегда будет солнце в душе!

25.БерегисвоюПланету!

26. Любовь в понимании – ненасилие

27.Практика ненасилия

28.Высокий дух лидерства (о лидерах, практиковавших ненасилие)

29. Источники здоровья и гармонии

30. Ценности расцветают в здоровом теле

31. Мы за здоровый образ жизни!

32. Я вас благодарю (творческаяработа - благодарственные письма родителям)

33.Иди, мой друг, всегдаиди дорогою добра!

34. Спасибо тебе, человек!

35. Жизнь - бесценный дар

36. Семья - начало начал

37.Гармония жизни в нравственности

38.Казахстан - вольная птица, несущая свет и радость людям!

39. Родная земля - для сердца услада!

40.Родина в душе моей

41.Что такое хорошо, что такое плохо?

42. Земля - мой дом

43.Добрый поступок

44.История возникновения праздника

45. Традиции встречи Нового года в других странах

46.Встречаем Новый год! (семейные традиции)

47.Духовные традиции разных народов

48.Наш единый шанырак

49.Начало жизни - истина

50.Путь к истине

51.Закон вечного счастья – истина

52. Светлыемысли, хорошие слова и добрые поступки (праведное поведение)

53. Праведноеповедение - основажизни

54. Взаимопониманиевсемье

55.Я имоидрузья(покой, мир в душе)

56.Я - самыйсчастливый

57.Постижениекрасотымира

58. Волшебнаясила бескорыстной любви

59.Умейте проявлять мудрость и милосердие

60. В зеркале дружбы и понимания

61. Золотоесердце(посвящаетсяСареАлпысовне)

62. Твори добро

63. Спасибо за сегодня!

64.Твоё предназначенье, человек!(ненасилие)

65. Тропинка к здоровью

66. Край,гдемы с тобойживем

67. Традициисемьи(истина)

68. Семьяиздоровыйобраз жизни

69. Берегите родных. Что может быть семьидороже?

70. ЭтотпрекрасныйЖенскийдень! (праведное поведение)

71. Светлый праздник- мамин день

72. Солнцематеринскойлюбви

73. Утро Родины моей(покой, мир в душе)


74.Роднаяземля - источниквдохновения

75. Мыдети твои, Казахстан!

76. Напевы степей (посвящается Наурызу)

77. Добрые чувства рождаются в семье(любовь)

78. Созвучие с окружающим миром

79. Я люблю этот мир

80. Истоки уважения(истина)

81. Смотрю на мир, как на чудо!

82. Дорожить временем

83. Счастье человека(праведное поведение)

84. Жизнь по законам красоты…

85. Связь поколений

86. В ладу с самим собой(покой)

87. Звуки природы даруют мир

88. Вклад каждого в процветание своей Родины

89. Казахстан - наш общий дом(ненасилие)

90. Миру -мир!

91.Какстать счастливым?

92. Не скудеющая сила мудрости(истина)

93. Живительные силыприроды в ее чистоте и бескорыстном служении!

94. Доброеимя связано с добрыми делами…

95. Спасибо за сегодня! Живи настоящим моментом!

МОУ >

ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
К ЭТИЧЕСКИМ БЕСЕДАМ
С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

Из опыта работы
учителя начальных классов Игнатовой Татьяны Алексеевны

Накопление нравственных знаний составляет основу для выработки убеждений, формирования устойчивости мотивов нравственного поведения. Так как убеждения на разумном понимании нравственной необходимости лично следовать так или иным нормам морали, опираются на уверенность в правоте и справедливости нравственных принципов, на которые ориентируется человек, то успешнее их (убеждений) формирование следует отнести к подростковому и старшему школьному возрасту. Вместе с тем следует отметить, что истоки быть отнесены и к младшему школьному возрасту.
Нравственное просвещение младших школьников осуществляется прежде всего в процессе обучения, который в умелых руках педагога становится средством и ознакомления учащихся с объективными моральными требованиями общества, и формирование у них нравственных отношений и мотивов поведения.
Безусловно, не всегда учитель может развернуть беседу на уроке о моральных нормах, о сложности человеческих отношений с необходимой полнотой, как требует порой обстановка. Систематическое моральное просвещение детей целесообразно проводить на специально запланированных, тщательно продуманных и подготовленных эстетических беседах во внеурочное время. Эстетическая беседа – беседа учителя с детским коллективом на темы нравственности – занимает большое место в учебно-воспитательном процессе. В школьной практике сообщение и разъяснение знаний о нравственных нормах и правилах происходит постоянно: в процессе обучения, в повседневной жизни и деятельности детей. В совокупности все источники: реальная деятельность и свойственные ей противоречия, содержание обучения, средства массовой информации, школьного и классного коллектива, личный опыт ребенка – дают достаточный материал о нормах морали. Но наблюдения за поведением школьников и даже подростков, изучение их знаний о нравственных нормах показывают, что у многих школьников их знаний о нравственных нормах показывают, что у многих школьников эти знания бессистемны, неполны, а иногда ошибочны. Бессистемность знаний проявляется в том, что дети не знают всех основных норм морали и узнают о норме в связи с данным, конкретном случаем. Недостаточность, неполнота знаний проявляется в том, что дети могут назвать минимальное (даже для их возраста) количество признаков того или иного этического понятия, видеть только одно проявление нравственных отношений. Они самостоятельно не обобщают имеющейся у них опыт реальной отношений, личных переживаний, т.е. извлекают недостаточно знаний из собственных правильных и ошибочных поступков.
У детей существуют и сложные представления о нормах морали.
Они могут отнести, например, к истинному товариществу круговую поруку, не различают честность и ябедничество, не всегда улавливают разницу между проявлением уважения к другому человеку и >, между мужеством и ухарством. Одна из причин этих явлений заключается в том, что у детей нет достаточно целенаправленных наблюдений за явлением моральной жизни, необходимых для доступных их обобщений.

Беседы в 1-4 классах проводятся по таким направлениям

1. Преданность Родине.
2. Об отношении к труду, людям труда и народному добру.
3. О коллективизме
4. О товариществе и дружбе.
5. О доброте, отзывчивости и скромности.
6. О справедливости.
7. О честности и умении держать слово.
8. О сознательной дисциплине и культуре поведения.
9. О непримиримости к равнодушию и злу.

К беседе >

НАШЕ ОТЕЧЕСТВО К.Д. Ушинский
Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родные; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет нас от всяких врагов... Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родина мать – одна у него родина.

ПОСМОТРЮ Я В ЭТО УТРО РАННЕЕ… М.Исаковский Посмотрю я в это утро ранее
На родине мирные края-
Нет на свете краше и желаннее,
Чем земля советская моя

Ты ветрами вешними овеяна,
Ты омыта светлою водой
И, руками нашими взлелеяна,
Наливаешь колос золотой.

Все твои богатства открываются
Для людей – в награду за труды,
И моря в пустынях разливаются,
И шумят на севере сады.

И напрасно свора людоедская
Угрожает счастью твоему:
Мы тебя, земля моя родная,
Не дадим в беду ни кому.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Тот герой, кто за Родину Герой.
Родимая сторона – мать, чужая мачеха.
Своя земля и горести мила.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Дружно за мир стоять – войне не бывать.

К беседе >

Надо всегда помнить, что любая вещь – результат многих людей. Чтобы сделать самую простую вещь, надо знать и уметь. В беседе дети должны уяснить общественное значение труда, понять, какую пользу приносит труд людей разный профессий, например, труд швеи, шофера, строителя. Надо обратить внимание детей на коллективный характер труда на предприятиях, на взаимоотношениях людей в труде. Можно проследить, например, сколько людей трудилось над школьной формой, как работа одного человека зависит от работы других, как люди помогают друг другу в труде.

Эту часть беседы можно закончить чтением группой детей стихотворения:
Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснёшь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба -
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба.
За все, что создано для нас,
Мы благодарны людям.
Придет пора, настанет час -
И мы трудиться будем.

Учитель подводит детей к тому, что много труда, сил умений, времени вкладывают люди не только в каждую тетрадь, учебник, не только в них, но и в другие вещи, которые окружают нас. Вот почему мы должны бережно относиться ко всем вещам. Закончить эту беседу можно словами:

Сами вещи не растут.
Вещи сделать - нужен труд.
Карандаш, тетрадь, перо,
Парты, доски, стол, окно,
Книжку, сумку, - береги,
Не ломай, не мни, не рви.


Учёба это главный труд школьника. Очень важно добиваться показателей в учебе не только самому, но и проявлять внимание к учебе своих товарищей. В некоторых рабочих коллективов есть замечательный девиз > Под этим девизом должны трудиться и учиться школьники.

К беседе >

ЗОЛОТЫЕ РУКИ Золотые руки у парнишки, Что живет в квартире номер пять. К мастеру приходят понаслышке
Сделать ключ, кофейник запаять.

Золотые руки все в мозолях,
В ссадинах и в пятнах от чернил
Глобус он вчера подклеил в школе, Радио соседке починил.

Нам спираль переменил на плитке,
Подновил дырявое ведро… У него гремят в карманах слитки- Олово, свинец и серебро.
Ходики собрать и смазать маслом Маленького мастера зовут. Если электричество погасло
Золотые руки тут как тут.

Мать руками этими гордиться.
Хоть парнишке десять лет,
Пробку сменит он – и загорится
В комнатах живой и яркий свет.

Не успев прочесть об этом в книжке,
До всего дошел он наугад. > -
Про него соседи говорят.

О ЧЕЛОВЕЧЕТСВЕ Готов для человечества
Он многое свершить,
Но торопиться нечего,
Зачем ему спешить?
Пока ещё он подвига
Себе не приглядел,
А дома (что поделаешь)
Нет подходящих дел!
Дед от простуды лечится,
Лекарство дать велит,
Но он не человечество,
А старый инвалид.
С утра Наташка мечется
(Гуляйте с ней с утра)
Она не человечество,
А младшая сестра.
Когда судьбой назначено
Вселенную спасти,
К чему сестренку младшую
На скверике пасти?!
Пока ещё он подвига
Себе не приглядел,
А дома (что поделаешь)
Нет подходящих дел.
В своём платочке клетчатом
В углу ревёт сестра:
- Я тоже человечество!
И мне гулять пора!
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Тот не чего не боится, кто умеет трудиться.
Кто пахать не ленится, у того хлеб родиться.
По работе и мастера знать.
Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.
Терпение и труд - всё перетрут.
Век живи, век учись.
Работа да руки - надёжные в людях поруки.
Без труда не вынешь и рыбку и пруда.

Учитель подводит детей к мысли, что тот испытывает радость от встречи с коллективом, кто вложил немало своего личного труда, усилий, стремиться всегда быть полезным коллективу. А для этого нужно прежде всего научиться каждому добросовестно выполнять то поручении, которое доверил коллектив.
К сожалению, в коллективах встречаются ребята, которые о своих поручениях забывают, или выполняют их небрежно. Есть и такие ребята, которые отказываются выполнять порученное дело, стремясь остаться в стороне. Во время беседы надо обсудить с детьми, как вовлечь всех ребят в общую работу.
В беседе раскрывается и такая мысль: коллективно работать, играть - это значит сообща, вместе, дружно выполнять общее дело, где на первом месте - общие дела, а не личный интерес. Поэтому иногда приходиться уступить, где-то пожертвовать своими интересами в пользу общего дела.


К беседе>

В беседе о справедливости учитель говорит с детьми о том, что каждому нужно уметь видеть и замечать добрые, подлинно товарищеские поступки. Эта мысль приобретает особое значения для младших школьников, которым свойственно прежде всего видеть неправильные действия и поступки своих сверстников.
Детям надо рассказать о необходимости уважать чужое мнение и чужие привычки, быть терпеливыми и справедливыми к другим людям, но и в тоже время показать, что справедливость требует борьбы с недостатками, неправильным мнением или поведением.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ
А. Митяев На фронте хлеб нам выдавали утром – сразу на весь взвод. Надо было делить его без весов. Один солдат, у которого был хороший нож, резал буханки равными дольками и раскладывал на плащ-палатке. Когда это дело кончилось, он просил кого-нибудь отвернуться. Кому! – спрашивал солдат-хлеборез и указывал ножом кусок хлеба. Отвернувшийся называл фамилию. Названный брал свою долю.
Фашисты при случае, когда их и наши траншеи были близко,
кричали со смехом >
Мы и тогда, в голодное время, не были жадными и расчетливыми, каждый готов был пожертвовать за товарища жизнью.
Хлеб же делили с такой справедливостью потому, что он требовал к себе глубочайшего почтения: все пахари и сеяльщики воевали, хлеб для солдат растили женщины и дети.
СИТУАЦИЯ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ С ДЕТЬМИ Сереже не везло. Играл с ребятами в > и вот уже полчаса как >. Ему так обидно, что вот-вот расплачется. А тут ещё Димка нет-нет да и закричит из-за угла: > Ребята, видимо, заметили его состояние, после каждого > говорят: >. Совсем обидно стало Сереже. Но вдруг к нему неожиданно подошла Марина и предложила подменить его. >
Как вы относитесь к предложению Марины? Чем оно было вызвано?

К беседе >

Воспитание гуманных чувств в младшем школьном возрасте является существенной стороной становление личности. В гуманных чувствах проявляются эмоциональное отношение ребенка к другим людям, к коллективу.
С самого раннего возраста ребенка учат различать поступки людей с точки зрения добра и зла. В беседах с детьми на конкретных примерах раскрываются проявления доброты. Учащиеся из своего опыта могут привести немало примеров доброты окружающих людей, рассказать о бесценной материнской любви к детям и заботе о них. Надо дать понять детям, что для них делается людьми, нужно отвечать тоже добром, проявлять внимание, чуткость ко всем людям – взрослым, своими сверстникам, к младшим. Детей нужно научить быть внимательными и чуткими к ветеранам и инвалидам войны и труда.

(Сказка) Л. Толстой
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка.
Волк вскочил и хотел ее съесть. Стала белка просить: - Пусти меня.
Волк сказал:
- Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы наверху все играете и прыгаете. Белка сказала:
- Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
- Тебе оттого скучно, что ты злой. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.
Пословицы и поговорки Делать добро спеши. Добрые дела красят человека. Без добрых дел нет доброго человека. Жизнь дана на добрые дела. Злой не верит, что есть добрые люди. Скромность каждому к лицу. Скромность украшает героя.

К беседе > Целесообразно обратить внимание детей на недопустимость ябедничества, проявления которого в поведении детей не так уж и редки. Младшие школьники близко к сердцу принимают требования и советы учителя, которые приобретают в них статус закона, и зорко следят за тем, чтобы они неукоснительно выполнялись всеми ребятами. В случае малейшего отклонения от этих требований дети тут же информируют учителя > и т.п. Возникают ссоры, взаимные упрёки, конфликты и драки. Учитель подводит ребят к выводу, что ябедничество – одна из причин, которая мешает установлению товарищеских отношений между детьми.
Необходимо внушать детям, что в совместных играх, труде и других занятиях не стоит спорить по пустякам, зазнаваться, если что-то лучше получается, а нужно научить своего друга всему, что умеешь сам, не завидовать, а радоваться успехам других. В дружбе необходимо уметь принять помощь и оказать ее, порою отказываясь оттого, что хотелось бы самому, что нравится тебе. Чуткость, внимание к людям проявляется не только в больших делах, но и в мелочах, в повседневных отношениях. Детей надо учить обращаться друг с другом, прислушиваться к тому, что говорит друг.
МОНОЛОГ О ДРУЖБЕ А. Рекемчук
Что такое настоящая дружба? Как проверяется она? Кого человек вправе называть своим другом?
Однозначных ответов на эти вопросы не существует. Но задумываться над этим должен каждый. Разговор о дружбе мне хотелось бы начать, как говориться >. Понятие, противоположное дружбе,- эгоизм. Если человек эгоист, у него не может быть настоящего друга… В.И. Даль в своем знаменитом > приводит такое определение дружбы: >. На первое место знаменитый ученный и писатель ставит бескорыстие.
Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он тебе близок. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир.
Случается, что ради дружбы необходимо поступиться своими личными интересами. И если дружба для тебя действительно ценна, ты делаешь это не задумываясь.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ Друга ищи, а найдёшь - береги.
Без беды друга не узнаешь. Друг познается в несчастии.
С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде.
Недруг поддакивает, а друг спорит.
Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось.

К беседе >

В беседах о честности учитель помогает детям уточнить и осознать важность в жизни человека этого ценного нравственного качества.
Раскрывая сущность понятия >, учитель рассказывает прежде всего о том, что каждый человек должен быть правдивым.
Честный, правдивый человек не говорит неправду, не обманывает, не допускает лжи.
Конечно, для младшего школьника быть всегда честным и правдивым – задача трудная. Учитель не раз встретится со случаями, когда дети говорят неправду, обманываю и взрослых и своих товарищей. Поэтому важно разъяснить детям, что совершив неправильный поступок, допустив ошибку в своем поведении, нужно чистосердечный признаться в своей неправоте, а последующем постараться не допускать новых проступков.
В процессе учебной деятельности школьник учится преодолевать трудности, развиваются навыки и привычки самостоятельности, добросовестности. В детском коллективе должна быть такая атмосфера, при которой каждый ученик выполняет любое дело с полной отдачей своих сил.
Честность и добросовестность человека в труде проявляются в том, что он выполняет свою часть общей работы качественно, добротно. Кроме того, такой человек активно участвует в общественной деятельности коллектива, не отказывается от сложных и трудных задач, не старается переложить выполнение на своих товарищей.
Учителю надо объяснить детям, что честный человек не хвастается незаслуженными успехами.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ Правда светлее солнца, правда чище ясного солнца.
Вчера солгал, сегодня лгуном называют.
За правду не судись; скинь шапку, да поклонись. Не давши слова – крепись, а давши – держись. Нет большего позора, как не выполнить уговора.
>, - а пришло: >.

К беседе > Основное содержания воспитания культуры поведения младших
школьников – это воспитания у них культуры внешнего вида, культуры речи и культуре общения в школе, дома, на улице, в общественных местах. Во всех беседах учителю необходимо связывать конкретные правила поведения с воспитанием детей у детей гуманного отношения к людям, уважения к личности человека.
Принципиальное значение имеет осознание младшими школьниками, что правила гигиены, опрятности и аккуратности нужно выполнять постоянно, самостоятельно, на основе самодисциплины, а не только по указанию и по требованию взрослых – учителей и родителей, подавляя возникающее порой желание сделать >, >, отложить выполнение на следующий день.
Аккуратность, внутренняя собранность, организованность нужна всегда и во всем: и на уроках, и во время выполнения домашних заданий, и на занятиях во внеурочное время – спорте, занятиях музыкой, рисованием и т.п.
Невнимательный на уроках, часто опаздывающий школьник, не умеет работать сосредоточенно, доводить начатое дело до конца. Он не только не достигнет хороших результатов в учебной и общественной деятельности, но и приносит своим поведением неприятности остальным учащимся, сбивает общий ритм работы. Так, например, появление на уроке опаздывающего ученика отвлекает учащихся, и для них немало труда стоит новое включение в работу. Да и сам ученик много потерял не только времени, но и сил, так как опоздание не могло не волновать его, сопровождалось неприятными переживаниями.
Во время беседы учитель разъясняет из правил для учащихся следующее: > и >.

К беседе >

Младшими школьниками уже накоплен, пусть небольшой, но все-таки определённый жизненный опыт. Они замечают, видят, что поступки сверстников и взрослых могут быть разными в одной и ой же ситуации.
В беседе важно довести до осознания детьми того, что нужно уметь проявлять устойчивость характера, уметь не поддаваться мимолетному желанию перенять от кого-либо его дерзкую >, насмешку, грубое слово.
Учителю в беседах с детьми нужно не только раскрывать мысль о том, что каждый человек должен уметь чувствовать другого, уметь жить среди людей, помнить, что ты не один на свете, но и активно выступать против зла, нечестности, несправедливости, бороться за утверждения подлинно чутких, товарищеских отношений в классном и школьном коллективах. При расширении круга общения у каждого ребёнка проявляются симпатии по отношению к одним сверстникам, которые могут не возникнуть по отношению к другим. Однако даже при этих обстоятельствах отношения между детьми должны быть уважительными, вежливыми, деликатными.
Во время беседы обсуждается вопрос о том, каким
b должны быть отношения детей к животным.
В конце беседы учитель подводит детей к самостоятельным выводам, которые нужно запомнить. Они могут быть сформулированы примерно так: >, >.

Алёна Макейкина
Беседа для младших школьников «Твой внешний вид»

Цели :

Прививать детям стремление одеваться соответственно требованиям; познакомить с историей костюма, изготовление одежды;

Развивать эстетический вкус;

Воспитывать аккуратность, чистоплотность, опрятность.

Оборудование :

У детей - куклы с различными моделями одежды, карточки с заданиями.

Ход мероприятия

I. Вступительное слово

Послушайте отрывок из сказки и скажите, о каком герое идет речь : «Бедную падчерицу заставляли делать самую грязную и тяжелую работу в доме : она чистила котлы и кастрюли, мыла лестницу, убирала комнаты мачехи и ее дочерей. Спала она на чердаке, под самой крышей, на колючей соломенной подстилке. Вечером, окончив работу, она забивалась в уголок возле камина и сидела там на ящике с золой».

Кто эта девочка?

Почему ее так звали?

- «И все же Золушка в своем стареньком платьице, перепачканном золою, была во сто раз милее, чем ее сестрицы, разодетые в бархат и шелк».

Ребята, существует даже поговорка : «По одежке встречают, по уму провожают» .

Как бы вы объяснили эту поговорку?

П. Объявление темы мероприятия

Сегодня мы поговорим с вами о том, что и как нужно носить, чтобы ваш внешний вид подчеркивал то , что вы воспитаны, красивы, аккуратны. Ведь вспомните, именно в красивом платье и хрустальных туфельках Золушку признали первой красавицей. «Все сразу стихло. Скрипки замолкли. И музыканты, и гости невольно загляделись на незнакомую красавицу, которая приехала на бал позже всех. «Ах, как она хороша!» - говорили шепотом кавалер кавалеру и дама даме. Придворные дамы были заняты только тем, что рассматривали ее платье и головной убор, чтобы завтра же заказать себе что-нибудь похожее, если только им удастся найти таких же искусных мастеров и такую же прекрасную ткань».

III. Беседа об истории платья

А теперь я приглашаю вас послушать информацию, из которой вы узнаете немного об истории костюма.

*** с давних пор одежде уделялось большое внимание. Но раньше общество было ярко разделено на бедных и богатых. Бедные люди не могли себе позволить иметь множество платьев и костюмов.

*** зато богатое общество блистало красотой тканей и фасонов. Роскошь и безделье позволяло носить такую одежду. В праздники, на балы надевались всевозможные украшения : кольца, браслеты, колье из драгоценных камней. Сами платья также были расшиты. Ведь яркий свет позволял переливаться всеми цветами этим камням - это только подчеркивало фасон платья. А платье шилось специально по единственному заказу. Да и ткани привозились из-за границы, чтобы такого платья больше ни у кого не было. Детей также одевали пышно и нарядно.

*** и только поступив в гимназию, дети должны были носить форму - все одинаковую. Это дисциплинировало, заставляло думать ученика, что он такой же как все вокруг.

*** а в школах для детей рабочих и крестьян дети были одеты в то, во что могли их одеть родители, и чаще всего это была одна вещь в семье для нескольких детей.

*** в советской школе также существовала единая школьная форма .

Сейчас мы живем с вами в демократическом обществе и имеем возможность даже в одежде проявить себя как личность. Ведь какой ты человек, говорит твой внешний вид .

IV. Игра «Характер»

Поиграем в игру «Характер» : я показываю рисунок, а вы по внешнему виду пробуете определить и рассказать о характере этого человека.

V. Назначение одежды

Скажите, ребята, что греет вас в мороз? Может быть, шапка,

пальто, сапоги?

Одежда имеет назначение удерживать тепло человека. Поэтому она должна соответствовать сезону года, климату. Для зимней одежды используют шерстяные ткани, которые хорошо сохраняют тепло. Летнюю одежду шьют из легких светлых тканей - они отражают солнечные лучи. И если вы будете в холодную погоду одеваться легко, а летом наоборот - это приведет к переохлаждению организма или к перегреванию и человек заболеет.

В доме ты должен иметь различную одежду. А еще одежда должна быть удобной, легкой и чистой. Будничная одежда должна отличаться от праздничной, одежда для прогулок - от той, в которой вы ходите в школу . Я хочу услышать от вас, что вы знаете о моде и о том, как надо одеваться? {Ответы детей)

VI. Игра «Одень куклу» и работа по карточкам

А теперь задание для девочек. Оденьте свою куклу так, чтобы она пошла :

В театр;

В школу ;

В туристический поход;

Поиграть с подружками на улице;

На день рождения к подружке;

Могла помочь маме на кухне.

Задание для мальчиков : выполните задание на карточках, выберите из предложенных видов одежды ту, которая подходит для предложенного места.

Пример карточки : «Школа » - спортивный костюм, джинсы, открытое платье, блузка, сарафан, костюм, шорты, грязная футболка, бальное платье, юбка.

VII. Беседа «Откуда приходят вещи»

Знаете ли вы, откуда приходят вещи? Одежду шьют из тканей -хлопчатобумажных, шерстяных или синтетических. На ткацких станках делают эту ткань. Ткань поступает к закройщику. От закройщика - к швее.

Обувь тоже шьют из кожи искусственных материалов. Умение сшить какую-либо вещь всегда пригодится в жизни. И учиться этому можно уже сейчас - с одежды для кукол.

VIII. Чтение художественного текста

А теперь поговорим о том, кто и одевается правильно и имеет удобную красивую одежду, а выглядит плохо. Давайте прочитаем стихотворение «Маша-растеряша» , и попробуем ответить на вопрос : почему люди выглядят неряшливо.

Текст читают ученики и рассуждают о необходимости быть аккуратным, следить за своей одеждой.

Такая же работа проводится по тексту стихотворения Дифшица «Неряха» .

Тротуар ему не нужен,

Расстегнувши воротник

По канавам и по лужам

Он шагает напрямик.

Он портфель нести не хочет,

По земле его волочит

Сполз ремень на левый бок

Из штанины вырван клок

Мне, признаться, непонятно

Что он делал? Где он был?

Как на лбу возникли пятна

Фиолетовых чернил.

Почему на брюках глина,

Почему фуражка блином,

И расстегнут воротник.

Кто он - этот ученик?

Как вы считаете, всегда ли красивая одежда всегда помогает выглядеть.

Сможете ли вы мне теперь ответить, что и как вы должны носить, чтобы ваш внешний вид мог рассказать о том, какой

вы человек, чтобы вы стали интересны и приятны для окружающих.

Приблизительные темы для духовно-нравственных бесед для детей младшего, среднего и старшего возрастов со списком необходимой литературы.

Предпросмотр тем

Младшие классы.
Как прекрасен этот мир, посмотри.


Купель 3/97
Книги о природе для детей (Сладков, Чарушин, Бианки и др.)
Прекрасный божий мир. Пособие по катехизации. Изд-е Моск. Свято-Даниловского м-ря и миссионерского отдела Элладской правосл. церкви. - М., 1996.
Любые фотоальбомы с репродукциями (природа, животный мир)
Янушкявичене О. Древо доброе. Учебное пособие для младших классов.
2-е изд. - М., 1996.

Русские праздники.

Высоцкая с. Чистый понедельник. - Нижний Новгород, 1997.
Купель 3/97.
Пчелка 1/91.
Прот. Серафим Слободской, "Закон Божий" (любое издание)
Шмелев И. Лето Господне, - (любое издание)
Чудакова Н.В. Праздники для детей и взрослых - в 2-х книгах. - М.: ООО "Изд-во АСТ", 1997.

Мама, папа, я.

Жития святых для детей (о преп. Сергии, о свв. Ксенофонте и Марии и др.)
Прот. Серафим Слободской, "Закон Божий" (любое издание)
Закон Божий для самых маленьких /сост. Куломзиной С.М. - М.: "Паломник", 1997.
Уроки о здоровье и добродетели. - М.: "Паломник", 1999.

Троице-Сергиева Лавра.


Что такое хорошо и что такое плохо?
Что из детства помогло мне стать верующим? - С-Пб, 1998.
Паустовский "Теплый хлеб", - (любое издание)
Иванова С.Ф. Введение во храм слова - М.: Школа. - Пресс, 1994.
Прот. Серафим Слободской, "Закон Божий" (любое издание)
Закон Божий для самых маленьких / сост. Куломзиной С.М. - М.: "Паломник", 1997.
Пляцковский М. солнышко на память. - М., 1975.
Воспитание детей дошкольного возраста в православной вере. - М.: "Отчий дом":, 1998.

Как мы дружим с животными.
Прот. Серафим Слободской, "Закон Божий" (любое издание)
Житие св. Герасима (любое издание)
Житие св. Сергия (любое издание)
Чудо в пустыне - м., "Паломник", !997.
Любые книги о животных для детей (Сладков, Чарушин, Бианки)

О сотворении мира.
Прот. Серафим Слободской, "Закон Божий" (любое издание)
Закон Божий для самых маленьких /сост Куломзиной С.М. - М.:"Паломник", 1997.
Киселев А. Семь дней творенья. - "Про-пресс", 1998.
Тарасар К. Наша жизнь с Богом. Пособие для катехизации детей младшего возраста. - М.: Госпел лайт, 1999.

Рассказы о русских святых.
Федотов Р.П. Святые древней Руси, (любое издание)

Любые жития, адаптированные для детей.
Купель 3/97
Супрун В.И. Православия святые имена. - Волгоград,1996.
Подвиг Ильи Муромца. - М.: подворье ТСЛ, "Новая книга", 1996.

Я рисую храм.
Тысяча лет. Сборник. - Нью-Йорк, 1985. (есть переиздания)
С нами Бог 3/94
Пчелка 1/91
Янушкявичене О. Древо Доброе. Учебн. пособие для младших классов.
Марченко В. Дом Божий (устройство храма). - Рос. отделение Валаамского общества Америки. - М., 1996.
Православные богослужения, Таинства и обычаи. - Белосток, 1992.

Когда поет душа.
Тысяча лет. Сборник. - Нью-Йорк, 1985. (есть переиздания)

Средние классы.
Где я живу?
Житие св. Сергия (любое издание)
Тургенев Н. О подвижниках и Троице-Сергиевой Лавре // Вера. Молитва. Любовь. - М., 1993.
Муравьев А.Н. Путешествие по святым местам русским. - М.: Книга,!990.
Любые краеведческие сборники, публикации в прессе.

Преподобный Сергий Радонежский.
Житие - любое издание.
Федотов Г.П. Святые древней Руси (любое издание)
Чарская Л. Один за всех. Повесть - ТПО "Светоч" всерос. фонда культуры, б. г. (репринт 1909г.)
Ключевский В.О. Значение преп. Сергия для русской истории // Ключевский В. О. Церковь и Россия. Три лекции. - "ИМКА-Пресс",1969.
Ключевский. Благодатный воспитатель русского народного духа // Вера. Молитва. Любовь. - М., 1993.

Преподобный Серафим Саровский.
Алмазов Б. Житие преп. Серафима, Саровского чудотворца. - С-Пб.: Лицей, 1993.
Житие батюшки Серафима Саровского. - Изд-во братства во имя св. князя Александра Невского, 1996.
Зайцев Б. Около св. Серафима // Купель 1/2000.

Святые защитники Отечества.
Федотов Р.П. Святые древней Руси. - любое издание.
Купель 3/97
Пчелка, 1996.
Жития святых для детей. - любые издания.

Икона и картина.
Тысяча лет. Сборник. - Нью-Йорк, 1985 (есть переиздания)
Купель 3/97
Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. - Новосибирск, 1991.

Евангелие и древнерусская литература.
Давыдова В.Н. Евангелие и древнерусская литература. - М.: Мирос,1992.
Притчи. Учебная книга Александра Княжицкого. 8-9 классы. - М.: Мирос, 1994.
Петров В. Евангелие в истории // Вера. Молитва. Любовь. - М., 1993.
Давыдова В.Н. Повесть о Борисе и Глебе. - М.: Мирос,1993.

Уклад жизни русской семьи.
Что из детства помогло мне стать верующим? - С-Пб, 1998.
Домострой - любые издания.
Шмелев И. Лето Господне - любое издание.

Любовь и дружба.


Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.
Свет Православия. Христианский собеседник. изд-е Макариево-Решемской обители, №41/1988. В содерж.: Переходный возраст (беседа со старшеклассниками).

Чудеса, святость, святые мощи.
Протопопов Д.И. О нетлении святых мощей. - М: Интердиалект, 1997.
Отец Арсений. - М.: Братство Всемилостивого Спаса, 1993.
Жития святых на усмотрение рассказчика.

Музыка духовная и светская.
Мартынов
Тысяча лет. Сборник. - Нью-Йорк, 1985. (есть переиздания)
Прот. Василий Металлов. Очерки истории православного пения в России.

Старшие классы.
Зачем я живу?
Вера. Молитва. Любовь. Сборник. - М.: Русский духовный центр, 1993.

Две модели истории земли.
Тростников В. Наука становиться религиозной // Православная беседа, 3/96.
Прот. Стефан Ляшевский. Библия и наука о сотворении мира. - М.: Изд-во имени свт. Игнатия Ставропольского, 1997.
Свящ. Тимофей. Православное мировоззрение и современное естествознание. - М.: "Паломник", 1998.
Свящ. Тимофей. Две космогонии. - М.: "Паломник", 1999.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.

10 заповедей - основа нравственности человека.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.
О вере и нравственности по учению православной церкви. - Изд-е Моск. Патриархии, 1991.
Свящ. Николай Успенский. Как жить православному христианину по заповедям Божиим. - Изд. отдел Владимирской епархии, 1997.
Зависть гибельнее войны. - б.м.: "Рарогъ", б.г.
Свящ. Тимофей. Пособие по аскетике для современного юношества. - М.: "Паломник", 1999.

Выбор веры Великим Князем Владимиром.
Прот. Петр Смирнов. История христианской Церкви. - М.: "Православная беседа", 1994.
Тальберг Н. История Русской Церкви. - М, 1997.
Даркевич В. Христианство на древней Руси // Наука и жизнь, 11/1998.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.

Добро и зло.
Что из детства помогло мне стать верующим? - С-Пб, 1998.
Вера. Молитва. Любовь. Сборник. - М.: Русский духовный центр, 1993.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.
О вере и нравственности по учению православной церкви. - Изд-е Моск. Патриархии, 1991.

Совесть.
Что из детства помогло мне стать верующим? - С-Пб, 1998.
Вера. Молитва. Любовь. Сборник. - М.: Русский духовный центр, 1993.
Иванова С. Ф. Введение во храм слова. - М.: Школа-пресс, 1994.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.

Любовь и влюбленность.
Прот. В Зеньковский. На пороге зрелости. - М., 1997.
Что необходимо знать каждому мальчику. / под ред. свящ. А.Грачева. - М.: Даниловский благовестник, 1996.
Что необходимо знать каждой девочке. / под ред. свящ. А.Грачева. - М.: Даниловский благовестник, 1996.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.
Свет Православия. Христианский собеседник. изд-е Макариево-Решемской обители, №41/1988. В содерж.: Переходный возраст (беседа со старшеклассниками). Как правильно выйти замуж.
Митр. Антоний (Блюм). Таинство любви.

О дружбе в современном мире.
Что необходимо знать каждому мальчику. / под ред. свящ. А.Грачева. - М.: Даниловский благовестник, 1996.
Что необходимо знать каждой девочке. / под ред. свящ. А.Грачева. - М.: Даниловский благовестник, 1996.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.
Жития святых, давших нам образцы дружбы.

Семья. Отцы и дети.
Что из детства помогло мне стать верующим? - С-Пб, 1998.
Проф. прот. Глеб Каледа. Домашняя церковь. - М.: Изд-во Зачатьевского м-ря,1998.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.
Отцовский крест.

Смерть. Жизнь после смерти
Вера. Молитва. Любовь. Сборник. - М.: Русский духовный центр, 1993.
Иером. Серафим (Роуз). Душа после смерти. - М., 1997.
Василиадис Н. Таинство смерти. - ТСЛ, 1998.
О правде Божией или предание о том, что ждет нас за гробом. // Путь к храму. - Самара, №3/99 .
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Беседы о нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.

Общая информация

Темы духовных бесед формулируются в соответствии с возрастными особенностями детей. Они предназначаются для учащихся светских общеобразовательных школ в рамках внеклассной работы. Библиотека педагогического кабинета подготовила список литературы для каждой из предлагаемых тем.

Разработчик nickhram.ru

Данные для воскресной школы

Возраст младший, средний, старший

Дисциплина Классный час, лектории духовно-нравственной тематики

Проводит Священнослужитель, обученный верующий педагог

Данные имеющегося файла

Формат Документ формата doc

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

г. Мончегорска Мурманской области

Этические беседы с учащимися начальной школы

Голуб Людмила Ивановна

Введение

Этические беседы как средство воспитания нравственных чувств и этического сознания младших школьников.

Важной целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного и компетентного гражданина России. В новом федеральном государственном образовательном стандарте процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетентностей, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

Этические беседы часто проводятся классным руководителем по плану его воспитательной работы. Методика проведения и тематика определяются возрастными особенностями школьников, уровнем их общей воспитанности. Цель этих бесед - помочь разобраться в сложных вопросах морали, сформировать твердую нравственную позицию, помочь осознать свой личный нравственный опыт, обогатить представления детей. В процессе этической беседы необходимо, чтобы ребята активно участвовали в обсуждении нравственных проблем.

Методика организации этических бесед включает в себя:

прослушивание отрывков литературных произведений, в которых ярко выступает нравственная категория;

игра «интервью», «ассоциации», целью которых является соотношение нравственного представления с литературными персонажами, героями сказок и мультфильмов;

рисование, изображение;

оценка нравственного понятия, значение, важность;

сюжетно-ролевые игры или проблемные ситуации, направленные на углубление знаний о нравственном понятии, и переход его в качество личности;

составление словаря нравственности (общий в классе и индивидуальный), что способствовало непроизвольному фиксированию внимания на данном нравственном качестве.

Большое количество этических бесед разработано в книге Т.М.Куреленко «Воспитание нравственности» (задания и упражнения) , Б.В.Бушелевой «Поговорим о воспитанности» , В.В.Пекелис «Как себя найти» . Богатый материал (рассказы) для этических бесед собран в книге В.А.Сухомлинского «Хрестоматия по этике» .

Опыт работы по организации этических бесед показал, что для формирования нравственных представлений и нравственных устоев можно эффективно использовать христианскую литературу. Чтение этой литературы не только расширяет кругозор детей, но и обогащает словарный запас, дает понятие истинных человеческих ценностей.

этический беседа нравственный

1. Ты не один на свете

Цель: Сформировать и углубить понятие эгоизма и чувства нетерпимого отношения к проявлениям эгоизма. Повторить понятия доброжелательность, чуткость, отзывчивость, внимательность, коллективизм.

Оборудование: рассказ И.Туричина «Дружба», словари, цветные карандаши, кроссворд.

Ход занятия:

Организационная часть

Чтение (или слушание) рассказа И.Туричина «Дружба».

Однажды Вася принес во двор пожарную машину. Подбежал к Васе Сережа:

Мы друзья! Поиграем вместе в пожарных. Давай, - согласился Вася. Сережа вытянул губы, прогудел и помчался по двору, таща за собой на веревочке машинку.

Пожар! Пожар! - кричит. Побежали другие ребята.

Мы тоже пожарные! Сережа заслонил машину от ребят.

Я - Васин друг! И я один буду в его машину играть! Обиделись ребята и ушли.

На другое утро Боря принес во двор паровоз с вагончиками. Подбежал к нему Сережа.

Я твой друг! Мы - друзья! Поиграем вместе в машинистов! Давай, - согласился Боря. Стали они в машинистов играть. Пришел Вася. И меня примите. Не примем, - сказал Сережа.

Почему? Удивился Вася. -- Ты же мой друг. Ты сам вчера

То было вчера, - сказал Сережа. - Вчера у тебя пожарная машина была. А сегодня у Бори паровоз с вагонами. Сегодня я с ним дружу.

Вопросы: Кто из детей вам не понравился? Почему?

Ознакомление с понятиями «эгоизм».

Отгадав кроссворд, вы узнаете Какое отрицательное качество есть у Сережи.

Кто на всех языках говорит? (эхо)

Как называется отрицательная черта человека, которая проявляется в неумении уважать и вежливо общаться с окружающими? (грубость)

Как называется понятие, проявляющееся в причинении окружающим вреда, неприятностей? (зло)

Как называется отрицательное качество личности, проявляющееся в нежелании делать что-либо, трудится? (ленивость)

Как называется хорошее качество человека, проявляющееся в хорошем отношении к окружающим? (доброта)

Как можно назвать обстановку в коллективе, в котором добрые, хорошие отношения? (мир)

«Ассоциации». Вспомните сказочных персонажей, которые поступали эгоистично. Чем это закончилось?

Рисование. Каким цветом можно обозначить это понятие. Почему?

Работа с литературными произведениями по теме. Анализ.

Заполнение словаря нравственности.

2. О чуткости и отзывчивости

Цель: Сформировать и углубить представление детей о нравственной

Оборудование: тексты рассказа В.Осеевой «На берегу реки»,

запись на доске (закрытое слово чуткость), цветные карандаши

Ход занятия:

Организационная часть

Чтение (или слушание) рассказа В.Осеевой «На берегу реки».

Юра и Толя шли неподалеку от берега реки.

Интересно - сказал Толя, - как это совершаются подвиги? Я бы очень хотел совершить подвиг.

А я об этом и не думаю, - ответил Юра и вдруг остановился. С реки донеслись отчаянные крики о помощи. Оба мальчика бросились на зов. Юра на ходу сбросил туфли, отшвырнул в сторону книги, и, достигнув берега, бросился в воду. А Толя бегал по берегу и кричал: - Кто звал? Кто тонет? Кто кричал?

Между тем Юра с трудом вытащил на берег плачущего малыша.

Вопросы: С кем из мальчиков вы бы хотели дружить? Почему?

Какая черта характера помогла Юре совершить подвиг?

Угадайте эту черту характера («Поле чудес»)

«Интервью». Вы корреспонденты.

Найдите персонажей, наделенных качеством личности отзывчивостью. Задайте ему вопросы.

Рисунок. Карандашом какого цвета вы бы изобразили чуткость? Почему? Раскрасьте этим цветом следующий лист словаря нравственности.

6. Сюжетно-ролевая игра «В школе».

7.Оформление словаря нравственности.

3. Один за всех и все за одного

Цель: Сформировать и углубить представление учащихся о коллективизме. Повторить понятия дружба, отзывчивость, чуткость.уважительность.

Оборудование: альбомы, цветные карандаши, серия картин вида «Сажаем деревья» и др., рассказ М.Водопьянова «Один за всех и все за одного», ребус.

Ход занятия:

1 .Организационная часть

2.Чтение (или слушание) рассказа В.Водопьянова «Один за всех и все за одного».

Выдающийся математик Лев Семенович Понтрягин ослеп, когда был учеником начальной школы. У него заболели глаза, была сделана неудачная операция, и мальчик навсегда погрузился в беспросветную тьму.

Удрученный внезапно постигшей его катастрофой, мальчик с тоской бродил по комнате, учась ходить в темноте. Родители, задумываясь над будущем сына, решили учить его музыке, но у мальчика не было никаких склонностей к музыке. Однажды домой пришли Левины товарищи.

Почему Лева не ходит в школу? -- спросили они мать слепого мальчика.

Как же он будет ходить? - удивилась та. А мы его первое время будем провожать, пока не привыкнет. Хорошо, но как же он будет учиться, ведь он ничего не видит? А мы поможем! Всем классом поможем! - твердо заявили ребята.

И они помогли. Каждый вечер кто-нибудь из товарищей по классу приходил к Понтрягину учить вместе с ним уроки, читать ему вслух учебники и книги. Сосед по парте во время уроков вполголоса рассказывал ему, что написано на доске, какой опыт показывает преподаватель. Учителя с большой чуткостью отнеслись к слепому, но очень старательному ученику. И не было случая, чтобы Лев Понтрягин не выучил заданного. Нелегко ему было учиться, но у мальчика были выдающиеся способности и великолепная память. Он научился писать, пользуясь трафаретом и уверенно водил карандашом по бумаге. Потом ему купили пишущую машинку, и он стал отстукивать свои школьные сочинения со скоростью, которой могла позавидовать любая машинистка. А для чтения вместо одной пары глаз у него было двадцать пять пар - глаза всего класса. Товарищи ходили с Левой и на каток, и в театр и на концерты, и на лекции. С помощью верных друзей Лев Понтрягин - с отличием окончил среднюю школу и поступил в Московский университет. И здесь нашлись хорошие товарищи. Студенты охотно и во всем помогали юноше, который ничего не видел. Понтрягин оказался талантливым математиком и в 23 года стал профессором. Молодого ученого избрали членом - корреспондентом Академии наук. Вопросы: Почему рассказ так называется?

«Ассоциации». Вспомните случаи из своей жизни, когда о вашем классе модно сказать: «Один за всех и все за одного»? Как называется это качество?

Рисование. Каким цветом можно изобразить коллективизм? Почему? Раскрасьте страничку словаря нравственности.

Решение проблемных ситуаций.

* На спортивные соревнования готовилась команда из 10 человек. Кто тренировался одеваться на время, кто читал книги по теме. В день соревнований Игорь не пришел. Он сказал: «Я сегодня не хочу соревноваться». Прав ли Игорь? Почему? Как могут развиваться события дальше? Придумайте концовку.

Оформление листа словаря нравственности.

Итог. Пословицы о коллективизме. Сказки.

4. Что такое сознательность?

Цель: Сформировать и углубить представление детей о нравственной категории сознательность. Повторить понятия трудолюбие отзывчивость, бережливость, чуткость.

Оборудование: рассказ В.Осеевой «Разделите так, как делили

работу», цветные карандаши, словари.

Ход занятия.

1.Организационная часть

Чтение (или слушание) рассказа В.Осеевой «Разделите так, как делили работу».

Старый учитель жил один. Ученики и ученицы его давно выросли, но не забывали своего бывшего учителя.

Однажды к нему пришли два мальчика и сказали:

Наши матери прислали нас помочь вам в хозяйстве. Учитель поблагодарил и попросил мальчиков наполнить водой пустую кадку. Она стояла в саду. Около нее на скамье были сложены лейки и ведра. А на дереве весело игрушечное ведерко, маленькое легкое как перышко - из него в жаркие дни учитель пил воду.

Один из мальчиков выбрал прочное железное ведро, постучал по его дну пальцем и не спеша направился к колодцу, другой снял с дерева игрушечное ведро и побежал за товарищем.

Много раз мальчики ходили к колодцу и возвращались назад. Учитель смотрел на них из окна. Над цветами кружились пчелы. В саду пахло медом. Мальчики весело разговаривали. Один из них часто останавливался, ставил на землю тяжелое ведро и стирал пот со лба. Другой бежал с ним рядом, расплескивая воду в игрушечном ведерке. Когда кадка была наполнена, учитель позвал обоих мальчиков, поблагодарил их, потом поставил на стол большой глиняный кувшин, доверху наполненный медом, а рядом с ним граненый стан, тоже наполненный медом.

Отнесите эти подарки своим матерям, - сказал учитель. -- Пусть каждый из вас возьмет то, что он заслужил. Ни один из мальчиков не протянул руки.

Мы не можем это разделить, - смущенно сказали они. Разделите это так, как делили работу, - спокойно сказал учитель.

Вопросы: Кто из мальчиков должен взять стакан, а кто кувшин? Почему?

3.Ознакомление с понятием сознательность. Составьте из букв слово. Как вы его понимаете?

4. «Ассоциации». Вспомните литературные персонажи, которые поступают сознательно. В каких поступках это проявляется.

Рисование. Каким цветом можно изобразить это понятие? Почему? Раскрасьте страничку словаря нравственности.

Разбор проблемных ситуаций. Инсценировка ситуаций.

5. Что такое скромность?

Цель: Сформировать и углубить представление учащихся онравственной категории скромность. Повторить понятия зазнайство, грубость, вежливость.

Оборудование: текст рассказа В.Донникова «Канавка»,альбомы, цветные карандаши, разрезные буквы, составляющие слово скромность.

Ход занятия.

1.Организационная часть

Чтение (или слушание) рассказа В.Донникова «Канавка».

Дождь перестал. Мальчики выбежали на поляну, играют в мяч. В поселке после дождя долго не просыхает. Трава вся в брызгах, края канавки влажные, и вода в ней блестит. Кто переходит канавку, тот непременно поскользнется, за ветки орешника схватится и канавку бранит.

Витя подбрасывает мяч, но все видит. Вот пожилая женщина прошла с бидоном - чуть не упала.

А чтоб тебя! - рассердилась она на канавку: - Вон сколько молока пролила! А вот девочка не удержалась, упала в глину рука. Вытерла руки - платье запачкала.

Противная канавища - топнула девочка ногой и убежала. Слышит Витя, как бранят его любимую канавку. «А чем она противная? - думает он. - Из нее птицы воду пьют. Возле нее незабудки растут. Сколько корабликов плавало в ней!»

Когда все ушли, Витя пошел в рощу, набрал сухих веток... сделал переход. Теперь можно было переходить спокойно. Люди переходили. Никто не падал. Никому не было скользко. И никто не знал, кто сделал такой удобный переход. Да это и не важно! Вопросы: Для кого постарался Витя, когда сделал переход через канавку? Важно ли было для Вити, чтобы люди узнали о его хорошем поступке? Какое нравственное качество присуще Вите? Составьте тему нашей беседы из букв.

Игра «Ассоциация». Вспомни сказочных героев,

которым присуще чувство скромности? Которые не отличаются скромностью? По каким поступкам этих героев ты судишь?

Рисование. С каким цветом у вас ассоциируется

понятие скромность. Почему? Раскрасьте 1 листок словаря нравственности в этот цвет.

Беседа. Почему нужно быть скромным?

Решение проблемных ситуаций.

Коля и Юра смастерили скворечник. Коля работал не торопливо и старательно. А Юра то в теплицу сбегает, то в лес дерево подыскать. Наутро вся школа знача, какие Коля и Юра молодцы!

Вписывание слова скромность в общие и индивидуальные словари.

6. Чужое возьмёшь - своё потеряешь

Цель: Сформировать и углубить представление учащихся о нравственной категории воровство.

Оборудование: текст статьи «Заповедь восьмая. Не укради», альбомы, цветные карандаши, разрезные буквы, составляющие слово воровство.

Ход занятия:

1. Организационная часть.

Слушание отрывка из статьи Святителя Николая Сербского «Заповедь восьмая. Не укради»

А) Некий юноша украл часы и носил их около месяца. После того как прошел месяц, он возвратил часы хозяину, признался в своем злодеянии и рассказал ему о том, что каждый раз, когда он доставал часы из кармана и хотел узнать время, он слышал, как они тикали: "Мы не твои; ты - вор". Вот так, братья, краденая вещь всегда напоминает человеку, что она украдена и не его.

Б) В одном арабском городе торговал неправедный торговец Исмаил. Каждый раз, взвешивая покупателям товар, он всегда недовешивал несколько граммов. За счет этого обмана богатство его умножилось весьма. Но дети его были больными, и он тратил много на докторов и лекарства. И чем больше он тратил на лечение детей, тем больше обманом добывал он вновь у своих покупателей. Но то, что он крал у своих покупателей, все уносила болезнь его детей.

Однажды, когда Исмаил был в своей лавке и очень переживал за своих детей, на мгновение разверзлось небо. Он поднял глаза к небу и видит, что там происходит нечто необычное. Ангелы стоят вокруг огромных весов, на которых меряют все блага, которые Бог дает людям. Дошла очередь до семьи Исмаила, и Исмаил видит, как Ангелы, подавая здоровье его детям, клали на чашу здоровья меньше, чем нужно, а вместо этого ставили гирю на весы. Разгневался Исмаил и хотел крикнуть возмущенно на Ангелов, но один из них обернулся к нему лицом и сказал: "Что же ты сердишься? Мера эта правильная. Мы кладем твоим детям гирю, которая весит столько, сколько ты крадешь у своих покупателей. И так творим правду Божию". Исмаил был потрясен ответом и начал горько каяться в своем тяжком грехе. И стал Исмаил с того времени не только правильно взвешивать, но и отдавать сверх меры.

А дети его выздоровели.

Игра «Литературное лото». На карточках даны названия литературных произведений. Вспомнить кто из героев этих произведений взял чужое и чем это закончилось?

«Золотой ключик»

Н. Носов «Огурцы»

Д.Милн «Вини-Пух и все, все, все»

Н.Носов «Приключения Незнайки»

«Царевна-лягушка»

А.Аксаков «Аленький цветочек»

Решение проблемных ситуаций.

Составление правил «Бюро находок»

Вписывание нового термина в словарь нравственности. 8. Итог занятия.

7. Нужна ли человеку правда?

Цель: Сформировать и углубить представление учащихся о нравственной категории правдивость. Повторить понятия зазнайство, грубость, вежливость.

Оборудование: текст статьи «Заповедь девятая. Не лжесвидетельствуй» альбомы, цветные карандаши, разрезные буквы, составляющие слово правдивость, карточки «Лото».

Ход занятия.

1.Орг. Часть.

2. Чтение статьи Святителя Николая Сербского

А) В одном селе жили два соседа, Лука и Илия. Лука разозлился на Илию, потому что Илия был более благополучный человек, чем Лука, который был пьяница и лентяй. Мучимый завистью, Лука объявил в суде, что Илия говорил хульные речи против царя. Илия защищался как мог и в конце концов махнул рукой и сказал: "Пусть Бог Сам откроет твою ложь против меня". Но суд присудил Илии тюремное заключение, а Лука вернулся домой. Когда же был он уже недалеко от дома, вдруг услышал плач в доме. Лука весь похолодел, вспомнив слова Илии. Войдя в дом, он ужаснулся. Его старый отец, упав в огонь, сжег себе глаза и все лицо. Когда увидел это Лука, он онемел и не мог ни говорить, ни плакать. А утром рано пошел в суд и признался, что оговорил Илию. Судьи тут же отпустили Илию, а Луку наказали за лжесвидетельство. И так Луку постигло два наказания за один грех: Божие и человеческое.

Б) В Ницце жил мясник, по имени Анатолий. Его подкупил один богатый, но нечестный торговец, что бы тот дал ложные показания против своего соседа, которого звали Эмиль. Анатолий будто бы видел, как Эмиль облил керосином и поджег дом этого торговца. И Анатолий как был научен, так и свидетельствовал на суде. Эмиль был осужден. Когда же он отбыл наказание, то зарекся, что докажет, что Анатолий соврал на суде. Эмиль был трудолюбивый человек и быстро заработал тысячу монет. Он решил с помощью этих денег заставить Анатолия признаться пред всеми в своем лжесвидетельстве. Первым делом Эмиль нашел людей, знакомых Анатолия. Договорился с ними, что они поступят следующим образом: позовут вечером Анатолия на ужин, напоят его крепко и тогда ему скажут, что им требуется свидетель, который бы на суде свидетельствовал против одного содержателя кофейни, будто бы тот является неким злодеем. Когда этот план поведали Анатолию, разложили перед ним тысячу золотых монет и спросили, не может ли он найти надежного человека, который бы на суде так свидетельствовал. У Анатолия загорелись глаза, когда он увидел такое количество золота перед собой, и он тотчас заявил, что сам примет участие в лжесвидетельстве. Но эти люди высказали свое сомнение в том, что он сумеет выступить на суде, ничего не спутав и не забыв. Анатолий же доказывал горячо, что именно он-то и способен. А они его спрашивают, есть ли у него опыт и пробовал ли он так поступать. Не заметив никакой ловушки, Анатолий им признался, что ему и раньше заплатил один господин, за то что он лжесвидетельствовал против Эмиля, и по его лжесвидетельству Эмиля осудили на каторгу. Когда люди это услышали, они все пересказали Эмилю. Утром Эмиль подал иск в суд. Анатолий был осужден на тяжелые работы. Так правда Божия настигла клеветника Анатолия и очистила честь и имя праведного Эмиля.

3. Игра «Лото». Составь из слов пословицы: * Лучше горькая правда, чем сладкая ложь»

4.Рисование. С каким цветом у вас ассоциируется понятие правдивость, лживость. Почему? Раскрасьте 1 листок словаря нравственности в этот цвет.

Беседа. Почему нужно быть правдивым?

Решение проблемных ситуаций. Вписывание слова скромность в общие и индивидуальные словари.

8. Мои родители

Цель: Сформировать понятие любовь к родителям. Показать значимость родителей в жизни ребёнка. Воспитание стремления любить и помогать родителям.

Оборудование: текст статьи «Заповедь пятая. Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен», словари, цветные карандаши, запись на доске.

Ход занятия:

1. Организационная часть

Чтение и обсуждение статьи Святителя Николая Сербского

Один богатый юноша-индиец путешествовал со своей свитой через долину Хиндукуша. В долине ему встретился старец, пасущий коз. Нищий старец в знак почтения склонил голову и низко поклонился богатому юноше. Юноша же, быстро соскочив со своего слона, распростерся перед старцем на земле. Удивился старец такому поступку юноши, удивились и все его слуги. Юноша же сказал так: "Кланяюсь твоим очам, которые прежде моих увидели этот свет, дело рук Всевышнего, кланяюсь твоим устам, которые прежде моих произнесли Его святое имя, и кланяюсь твоему сердцу, которое прежде моего затрепетало от радостного открытия Отца всех людей на земле - Царя Небесного и Господа всяческих".

Почитай отца твоего и матерь твою, потому что твой путь от рождения и до сего дня обеспечен усилиями родителей и их страданиями. Они тебя принимали и тогда, когда все друзья отворачивались от тебя, немощного и нечистого. Они тебя примут, когда все отвергнут. И когда все будут бросать в тебя камни, мать твоя бросит полевые цветы. Отец принимает тебя, хотя знает все недостатки твои. Знай, что нежность, с которой принимают тебя твои родители, принадлежит Господу, принимающему Свое творение как детей Своих.

Игра «Ассоциации» Вспомнить литературных героев, которые плохо относились к своим родителям, вспомнить литературных героев, которые почитали своих родителей.

Рисование. Портрет «Мои родители». Оформление выставки.

Составление списка «Я помогаю маме»

Изготовление цветика-семицветика. На каждом лепесточке написать ласковые слова для своих родителей.

Игра «Крокодил» Показ без слов. Как я помогаю маме?

9. Что такое трудолюбие?

Цель: Сформировать понятие трудолюбие. Воспитание желания добиваться успехов собственным трудом.

Оборудование: текст статьи «Заповедь четвёртая. Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему»», словари, цветные карандаши, запись на доске.

Ход занятия:

1. Организационная часть

2.Чтение и обсуждение статьи Святителя Николая Сербского

В одном городе жил богатый купец с тремя сыновьями. Был он торговец трудолюбивый и трудами своими нажил огромное состояние. Когда его спрашивали, зачем ему столько добра и столько забот, он отвечал: "Заботы мои лишь о том, чтобы сыновья мои были обеспечены и чтобы они не имели таких забот, какие имел их отец". Услышав это, сыновья его настолько обленились, что оставили всякую деятельность, а после смерти отца начали тратить накопленное состояние. Захотелось душе отца посмотреть с того света, как живут его любимые сыновья без хлопот и забот. Бог разрешил этой душе сходить в родной город. Вот приходит душа отца домой и стучится в ворота, но открывает какой-то незнакомый человек. Тогда спросил купец о своих сыновьях, и рассказали ему, что сыновья его на каторге. Привычка праздно проводить время в пьянстве и увеселениях сначала довела их до непотребств, а потом привела к окончательному разорению дома и погибели. Горько вздохнул отец и сказал: "Я думал, что устроил рай для своих детей, между тем я сам отправил их в адское пекло". И ходил по всему городу обезумевший отец, обращаясь ко всем родителям: "Не будьте, люди, такими, каким был я. Из-за слепой любви к своим детям я собственноручно отправил их в геенну огненную. Не оставляйте, братья, детям никакого имения. Научите их трудиться и это оставьте им в наследство. Все остальное богатство раздайте сиротам перед своей смертью. Нет ничего опаснее и душепагубнее, чем оставить детям в наследство большое состояние. Будьте уверены, что богатому наследству больше всех радуется дьявол, а не Ангел-хранитель. Потому что дьявол легче всего и быстрее всего уловляет людей через богатство". Поэтому трудись и научи своих детей трудиться. А когда работаешь, не смотри на труд только как на средство обогащения. Усматривай в своей работе красоту и наслаждение, которую дарит труд как благословение Божие. Знай, что ты унижаешь это благословение, если ищешь только материальной выгоды от труда. Такой труд, лишенный благословения, не идет нам на пользу, да и выгоды никакой не приносит.

Работа с пословицами:

Делу - время, потехе - час

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Как поработаешь, так и полопаешь»

Усердие и труд всё перетрут.

Игра «Крокодил» «Визитная карточка» трудолюбивых героев. Показать и угадать трудолюбивых героев.

Рисование. Нарисовать с закрытыми глазами трудолюбивых сказочных героев.

Папа Карло

Мужик из русской народной сказки «Мужик и медведь»

Падчерица из сказки «Морозко»

Общественно-полезный труд. «Убираем класс. Правила настоящего хозяина»

Запись нового нравственного понятия в словарь нравственности.

Использованная литература

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985

2. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся / http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=958

3. Православное христианское учение о нравственности. СПб. 1906, стр. 48.

4. lib.eparhia-saratov.ru/

5. Философский энциклопедический словарь. Советская энциклопедия. 1983

6. Шаповалова Ф.Д. Этическая беседа. Н.шк. № 7, 1997.

7. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. - М., Знание, 1988.

8. Библия для детей - Акционерное общество «Притэнс»,Эстония,г.Таллин,2003

9. Павловский А. Популярный библейский словарь. М.,»Панорама», 1994

10. «Жизнь Иисуса Христа и история первой церкви. Russian Edition, 1988

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Этика социальной работы как наука, изучающая этические принципы поведения при исполнении своих профессиональных обязанностей. Анализ проблем формирования этических основ социальной работы. Рассмотрение особенностей формирования этического сознания.

    курсовая работа , добавлен 18.05.2014

    Проблемы современного воспитания, разрушение социальных связей и нравственных устоев. Структура и функции нравственного воспитания. Функции организации процесса нравственного развития и совершенствования личности, целенаправленное воздействие на учащихся.

    контрольная работа , добавлен 28.01.2009

    Определение роли этических комитетов в современной медицине посредством изучения истории их возникновения и основных принципов, определяющих порядок их деятельности. Назначение этических комитетов, их сущность структура и функции. Этические комитеты РФ.

    реферат , добавлен 30.11.2010

    Значение и структура, технологический проект этической беседы по вопросам нравственного воспитания. Организация специальной работы педагога над разъяснением сущности нравственных норм и отношений человека к обществу, коллективу, труду, окружающим людям.

    контрольная работа , добавлен 05.04.2010

    История этических учений, условия их формирования и проблемы, основные периоды: общая характеристика европейской этики, этические учения Древнего Востока, эпохи античности, Средневековья и Возрождения, Нового времени и ХХв. Этическая мысль Беларуси.

    курсовая работа , добавлен 17.02.2009

    реферат , добавлен 10.06.2011

    Формирование имиджа фирмы. Деловой этикет как фактор эффективности управления фирмой. Деловая и организационная культура, их соотношение. Основные виды делового общения работников в организации. Качество этических норм в деятельности организации.

    контрольная работа , добавлен 25.04.2016

    Сущность, принципы и формы выражения морали. Этические категории и их значение. Норма и ценность как основные понятия морального сознания. Свобода как основание нравственности. Психология делового общения в контексте европейской этической традиции.

    шпаргалка , добавлен 27.09.2013

    История возникновения этических основ бизнеса. Непосредственная связь этики с жизненной практикой. Развитие этических норм бизнеса в России. Общие понятия благотворительности. Нравственные ориентиры в организации благотворительной деятельности.

    контрольная работа , добавлен 26.05.2009

    История этических учений. Этические учения древнего мира. Этические учения средневековья. Особенности и основные проблемы этики Нового времени. Этические направления в XIX веке. Некоторые учения в этике ХХ века. Историческое развитие нравственности.

Статьи по теме: