Бордюрный гост. Камень бортовой

Современное ландшафтное благоустройство может включать в себя самые разные элементы. Например, очень эффективны бетонные бортовые камни по ГоСТу 6665 91.

Предназначены они для следующего:

  • разделения проезжих частей дорог и улиц от площадок, тротуаров, остановок общественного городского транспорта;
  • обособления трамвайных путей;
  • для отделения различных территорий, площадей, тротуаров и пешеходных дорожек от газонов.

Особенности изготовления и укладки

  1. Инструкция подчеркивает, что применение таких элементов позволяет укрепить откосы и обочины дорог, а также исключить их размывание грунтовыми, дождевыми и талыми водами.
  2. Бетонный бортовой камень способен исполнять не только важные практические задачи. Он может нести и декоративные функции. Например, если скомбинировать камни, имеющие разный цвет окраски, то это даст возможность украсить транспортные артерии города.

Производство изделий

Изготавливаются дорожные бордюры из различных камневидных материалов, наиболее распространены:

  • бетон;
  • железобетон;
  • природный камень;
  • гранит.

Обратите внимание!
Важно, чтобы материал изделий был достаточно прочным и массивным.
Так, для отделения дорожного полотна, оптимально использовать бортовые бетонные камни марки 400.
В этом случае бордюр будет долговечным, надежным, устойчивым к механическим воздействиям и экстремальным погодным условиям.

Бортовые железобетонные камни могут производиться двумя методами.

  1. На данный момент популярны изделия, произведенные при помощи технологии полусухого вибропрессования . Подобные конструкции более всего подходят к условиям города. Они обладают высоким уровнем надежности, плотности и прочности. Помимо этого, цена их невысока, если сравнивать с гранитными аналогами.
  2. Метод опалубочного бетонного литья менее надежен . Технология эта более старая и качество бордюров, получаемых с ее помощью, оставляет желать лучшего. Спустя 3/4 года службы они начинают разрушаться.

Производители выпускают нижеследующие разновидности бордюров:

  • магистральные;
  • садовые;
  • мостовые;
  • дорожные.

Независимо от их предназначения, все изделия должны, согласно стандарту, производиться только из качественного кварцевого песка, цемента, щебня и модифицирующих добавок.

Технологии монтажа

Бортовой камень можно монтировать разными методами.

Стандарты выделяют два из них.

  1. Бордюр. В данном случае элементы устанавливаются заподлицо, иными словами, ступеньки не образуют. (См. также статью .)
  2. Поребрик. При такой установке камней создается отделяющее ребро. Например, бетонные бортовые газонные камни по ГоСТу №52289/2004 должны иметь боковую поверхность и верхнюю часть с нанесенной на нее разметкой. Особенно строго регламентируют стандарты установку своими руками описываемых элементов на проезжей части.

Так, «островки безопасности» на дорогах должны выделяться разметкой либо бортовым камнем. Последние устанавливаются вблизи пешеходных переходов, если интенсивность передвижения транспортных средств по данному участку дороги составляет не меньше 40 километров в час. При этом высота приподнятой над уровнем земли части «островка безопасности» должна составлять строго 10 сантиметров.

ГоСТ Р №52767/2007, который был принят в 2007 году, определяет нижеследующее.

  1. «Направляющие островки». Высота бордюра данных дорожных элементов должна определяться с применением уровня (по требованиям ГоСТ №9392), а также измерительной линейки (согласно ГоСТ №427).

Обратите внимание!
Уровень высоты ограждения должен определяться в ходе измерения промежутка меж дорожным полотном и нижней частью уровня, поставленного горизонтально на верх бортового камня.
Высота ограждения в любой месте его не должна быть больше 10 сантиметров.

  1. «Островки безопасности». Высота их поребриков измеряется так же, как и в предыдущем пункте. При этом ее показатель в любой точке ограждения должен равняться 10 сантиметров (± 1 см).

При установке бортовых камней часто возникает ситуация, когда их необходимо обрезать.

Например, при монтаже конечных участков ограждений.

  1. Оптимальный метод – это резка железобетона-бетона алмазными кругами. При этом можно использовать как стационарные либо переносные камнерезные станки, так и ручной инструмент, например – большую болгарку.
  2. Помимо этого может возникнуть и необходимость просверлить элемент. Для этого применяется алмазное бурение отверстий бетоне.
  1. БР/100.30.15. Тип камня — БР (дорожный прямой). Его длина 100 мм, высота 30 см, ширина 15 см.
  2. БК/100.30.18.8. Тип бордюра — БК (дорожный радиусный). Длина его 100 см, высота 30 см, ширина 18 см, радиус кривизны 8 метров.
  3. БР/600.30.18-AIV. Тип камня — БР (магистральный прямой).

Его длина 600 см, высота 30 см, ширина 18 см. Использована арматура категории АIV.

Вывод

Ознакомьтесь с видео в этой статье. Оно содержит немало интересной информации.

А о том, как происходит резка железобетона алмазными кругами и алмазное бурение отверстий в бетоне читайте в других статьях на нашем информационном портале.

1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1. Камни следует изготовлять в соответствии с требованиями настоящего стандарта и технологической документации, утвержденной в установленном порядке.

1.2. Основные параметры и размеры

1.2.1. Камни делят на типы:

БР - прямые рядовые;

БУ - прямые с уширением;

БУП - прямые с прерывистым уширением;

БЛ - прямые с лотком;

БВ - въездные;

БК - криволинейные.

1.2.2. Марки, форма и класс бетона по прочности на сжатие камней должны соответствовать указанным в табл. 1, а размеры и показатели материалоемкости камней - приложению 1.

Допускается по согласованию с институтом «Мосинжпроект» Главмосархитектуры Мосгорисполкома и потребителем другие формы и размеры камней, а также изменения армирования камней без увеличения расхода арматурной стали.

1.2.3. Верхние, нижние и вертикальные грани камней должны быть взаимно перпендикулярны.

Марки и форма камней

Таблица 1

Марки

Форма

Класс бетона по прочности на сжатие

Справочная масса, t

Назначение камней

БР 100.30.15

БР 300.30.15

БР 60.30.15-А-IV

0,10

0,32

0,61

БР 100.30.18

БР 300.30.18

БР 600.30.18-А-IV

В30

0,12

0,38

0,77

Для отделения проезжей части улиц и дорог от тротуаров, газонов, площадок-остановок общественного транспорта и обособленного полотна трамвайных путей

БР 300.45.18

БР 600.45.18-А-IV (А-V)

0,58

1,17

Для отделения проезжей части дорог от тротуаров на съездах с насыпью высотой менее 2 м и разделительных полос

БР 300.60.20

БР 600.60.20-А-IV (А-V)

0,88

0,76

Для отделения проезжей части дорог от тротуаров в тоннелях, рамповых частях тоннелей и на съездах с насыпью высотой более 2 м

БР 100.20.8

В22,5

0,04

Для отделения пешеходных дорожек и тротуаров от газонов

БУ300.30.29

БУП300.30.29

В30

0,40

0,34

Для отделения проезжей части внутриквартальных проездов от тротуаров и газонов

БУ300.30.32

БУП300.30.32

БУП600.30.32-А-IV

0,47

0,41

0,79

Для отделения проезжей части улиц, дорог от тротуаров и газонов

БЛ300.32.68

БЛ300.32.93

БЛ300.32.118

1,05

1,37

1,60

Для отделения проезжей части улиц, дорог от тротуаров и газонов и устройства полос безопасности

БВ 100.30.15

0,10

Для отделения проезжей части внутриквартальных проездов при устройстве въездов на тротуары в сочетании с камнями марок БР100.30.15 и БР300.30.15

БВ 100.30.18

В30

0,12

Для отделения проезжей части улиц и дорог при устройстве въездов на тротуары в сочетании с камнями марок БР100.300.18 и БР300.30. 18

БК 100.30.18.5

БК100.30.18.8 БК100.30.18.12

БК 100.30.18.15

0,12

Для отделения проезжей части внутриквартальных проездов от тротуаров и газонов на закруглениях в сочетании с камнями марок БР 100.30.15 и БР300.20.15

БК100.30.21.5

БК100.30.21.8

БК 100.30.21.12

0,14

Для отделения проезжей части улиц и дорог от тротуаров и газонов на закруглениях в сочетании с камнями марок БР 100.30.18 и БР 300.30.18

Камень-аппарель

По проекту

Для сопряжения покрытий велосипедных дорожек и тротуаров с интенсивным движением детских и инвалидных колясок и др. с покрытием проезжих частей улиц и дорог на пересечениях

Примечание. Длину аппарели (lа) при тротуарных покрытиях из сборных плит принимают кратной размеру плит, а другие размеры - в зависимости от марки камня.

Допускается изготовление камней с технологическим уклоном нелицевых вертикальных граней до 5 %, закруглением лицевых граней радиусом до 5 мм и нелицевых - до 15 мм или фасками шириной до 10 мм.

1.2.4. Армирование камней приведено в приложении 2, при технико-экономическом обосновании допускается вариант армирования, приведенный в приложении 3.

1.2.5. Камни длиной 1,0 м из мелкозернистого бетона следует изготовлять по технологии вибропрессования или другой технологии, обеспечивающей физико-механические характеристики по настоящему стандарту.

Камни длиной 3,0 и 6,0 м следует изготовлять из тяжелого бетона, армированными.

Примечание. Камни длиной 1,0 м из тяжелого бетона допускается изготавливать до 01.01.96.

1.2.6. Камни обозначают марками в соответствии с ГОСТ 23009.

Марка камня состоит из буквенно-цифровых групп, разделенных тире.

Первая группа содержит обозначение типа камня, длину, высоту и ширину камня в сантиметрах, радиус кривизны в метрах для криволинейных камней; вторая - класс напрягаемой арматуры.

Пример условного обозначения камня типа БР длиной 1000 мм, высотой 300 мм и шириной 180 мм:

БР 100.30.18

То же, типа БК длиной 1000 мм, высотой 300 мм и шириной 180 мм с радиусом кривизны 8 м:

БК 100.30.18.8

То же, типа БР длиной 6000 мм, высотой 300 мм и шириной 180 мм с напрягаемой арматурой класса А- IV :

БР600.30.18-А IV

1.3. Характеристики

1.3.1. Камни должны быть прочными и трещиностойкими. Армированные камни при испытании на прочность и трещиностойкость нагружением должны выдерживать контрольные нагрузки, приведенные в табл. 2.

1.3.2. Бетон камней марки БР 100.20.8 должен соответствовать классу бетона по прочности на сжатие не менее чем В22,5, а бетон остальных марок камней - не менее чем В30.

Класс бетона по прочности на растяжение при изгибе принимают не менее чем В tb 3,2 для камней марки БР 100.20.8 и не менее чем В tb 4,0 - для остальных марок.

Таблица 2

Марка камня

по проверке прочности

по проверке трещиностойкости

БР300.30.15

13,75 (1,40)

7,55 (0,77)

БР300.30.18

13,44 (1,37)

7,35 (0,75)

БР300.45.18

5,96 (0,61)

3,28 (0,33)

БР300.60.20

5,38 (0,55)

2,96 (0,30)

БР600.30.15-А-IV

5,43 (0,56)

2,99 (0,31)

БР600.30.18-А-IV

6,73 (0,69)

3,70 (0,38)

БР600.45.18-А-IV

9,37 (0,96)

5,15 (0,53)

БР600.45.18-А-V

8,55 (0,87)

4,70 (0,48)

БР600.60.20-А-IV

14,43 (1,47)

7,93 (0,81)

БР600.60.20-А-V

14,53 (1,48)

7,99 (0,82)

БУ300.30.29

13,28 (1,36)

7,30 (0,75)

БУ300.30.32

12,86 (1,31)

7,07 (0,72)

БУП300.30.29

13,61 (1,39)

7,49 (0,76)

БУП300.30.32

13,22 (1,35)

7,27 (0,74)

БУП600.30.32-А-IV

10,85 (1,11)

5,97 (0,61)

1.3.3. Значение нормируемой отпускной прочности мелкозернистого бетона должно составлять 90 % от класса бетона по прочности на сжатие и класса бетона по прочности на растяжение при изгибе в любое время года.

Значение нормируемой отпускной прочности тяжелого бетона должно составлять 90 % от класса бетона по прочности на сжатие и класса бетона по прочности на растяжение при изгибе в холодный период года и 70 % - в теплый период года.

Примечание. Периоды года принимают, начиная и кончая месяцами, характеризующимися среднемесячной температурой наружного воздуха в соответствии со СНиП 2.01.01 и ГОСТ 13015.0.

Передачу усилий обжатия на бетон (отпуск натяжения арматуры) следует производить после достижения бетоном нормируемой передаточной прочности.

Фактическая прочность бетона должна соответствовать требуемой по ГОСТ 18105 в зависимости от нормируемой прочности и показателей фактической однородности прочности бетона.

1.3.4. Марку бетона по морозостойкости принимают по проекту строительства, но не ниже указанной в табл. 3, в зависимости от расчетной температуры наружного воздуха наиболее холодной пятидневки района строительства и указывают в заказе на изготовление камней.

1.3.5. Водопоглощение бетона камней не должно превышать по массе, %:

6 - для камней из мелкозернистого бетона;

5 - для камней из тяжелого бетона

Таблица 3

Расчетная температура наружного воздуха наиболее холодной пятидневки района строительства, ° С

Марка бетона по морозостойкости

Ниже - 45

F 300

От - 15 до - 45 включ.

F200

» ‑5 до -15 включ.

F150

» 0 до -5 включ.

F100

1.3.6. Подбор состава бетона производят в соответствии с требованиями ГОСТ 27006 и рекомендаций, пособий и методик научно-исследовательских институтов, утвержденных в установленном порядке.

Водоцементное отношение (В/Ц) должно быть не более 0,40.

1.3.7. Бетонные смеси приготавливают по ГОСТ 7473 с применением воздухововлекающих добавок.

Бетонные смеси для тяжелого бетона с маркой по удобоукладываемости П2 или П3 с подвижностью не более 12 см следует приготавливать с обязательным применением пластифицирующих добавок.

1.3.8. Объем вовлеченного воздуха в бетонных смесях с применением воздухововлекающих добавок должен быть от 4 до 5 %.

1.3.9. Для приготовления бетонной смеси следует применять бездобавочный портландцемент, портландцемент с минеральными добавками до 5 % или портландцемент для бетонов дорожных и аэродромных покрытий марки не ниже 400, содержащий в цементном клинкере не более 5 % М gO (оксида магния) и не более 8 % С 3 А (трехкальциевого алюмината), соответствующие ГОСТ 10178.

1.3.10. В качестве заполнителей для бетона следует применять:

природные обогащенные и фракционированные, а также дробленные обогащенные пески по ГОСТ 8736, удовлетворяющие требованиям ГОСТ 26633;

щебень из естественного камня, гравия и доменного шлака по ГОСТ 8267, ГОСТ 10260, ГОСТ 3344, удовлетворяющие требованиям ГОСТ 26633.

Для оптимального состава мелкозернистого бетона применяют пески с модулем крупности не менее 2,2, а для тяжелого бетона - не менее 2,0. Наибольший размер зерен крупного заполнителя 20 мм.

1.3.11. С целью экономии цемента для бетонов следует применять и другие материалы - золы-унос, шлаки и золошлаковые смеси ТЭС по ГОСТ 25592 и ГОСТ 25818, удовлетворяющие требованиям ГОСТ 26633.

1.3.12. Марка щебня по прочности на сжатие должна быть не ниже 1000.

1.3.13. Марка щебня по морозостойкости должна быть не ниже F 200 и обеспечивать получение бетона проектной марки по морозостойкости.

1.3.14. Добавки, применяемые для приготовления бетонной смеси, должны отвечать требованиям ГОСТ 24211, ГОСТ 26633 и обеспечивать получение бетона, удовлетворяющего требованиям по морозостойкости.

Виды и объем (массу) вводимых добавок определяют опытным путем в зависимости от вида и качества материалов, используемых для приготовления бетонной смеси, режимов пропаривания (твердения) бетона.

1.3.15. В качестве ускорителя твердения для бетонных смесей неармированных камней из мелкозернистого бетона следует применять кальций хлористый по ГОСТ 450 или нитрит-нитрат-хлорид кальция по ТУ 6-03-7-04 в объеме до 3 % от массы цемента.

1.3.16. Вода для приготовления бетона - по ГОСТ 23732.

1.3.17. При тепловлажностной обработке бетона следует соблюдать мягкие режимы твердения (температура не выше 70°С) с предельной скоростью подъема и снижения температуры обработки не более 25°С/ч.

1.3.18. Для армирования камней следует применять арматурную сталь:

в качестве напрягаемой арматуры - стержневую горячекатаную периодического профиля сталь классов А-IV и А- V по ГОСТ 5781;

в качестве напрягаемой арматуры допускается применять стержневую термомеханически и термически упрочненную периодического профиля сталь классов Ат-IV и Ат- V по ГОСТ 10884;

в качестве ненапрягаемой арматуры - стержневую горячекатаную сталь классов А- III и А- I по ГОСТ 5781 и арматурную обыкновенную проволоку периодического профиля класса Вр- I по ГОСТ 6727;

для монтажных петель следует применять стержневую горячекатаную гладкую арматуру из стали класса А- I марок ВСт3сп2 и ВСт3пс2 диаметром 6-12 мм по ГОСТ 5781.

1.3.19. При расчетной зимней температуре ниже минус 40 °С для монтажных петель запрещается применение стали марки ВСт3пс2 по ГОСТ 5781.

1.3.20. Значения напряжений в напрягаемой арматуре, контролируемое по окончании натяжения на упоры, должны быть:

695,8 МПа (7100 кгс/см 2) - для арматуры класса A - V ;

499,8 МПа (5100 кгс/см 2) » » » A - IV .

Отклонения значений напряжений не должны превышать при натяжении арматуры:

±88,2 МПа (±900 кгс/см 2) - электротермическим способом;

5, +10 % - механическим способом.

1.3.21. Сварные арматурные изделия должны соответствовать ГОСТ 10922 и ГОСТ 23279.

1.3.22. Типы, конструкция и размеры сварных соединений арматуры - по ГОСТ 14098.

1.3.23. Значения действительных отклонений геометрических параметров камней не должны превышать предельных, указанных в табл. 4.

Таблица 4

мм

Наименование отклонения геометрического параметра

Наименование геометрического параметра

Пред. откл.

Отклонение от линейного

Длина камней:

размера

1000

±6

3000

±10

6000

±10

Высота:

до 200

±4

св. 200 до 500

±5

» 500

±6

Ширина:

по верхней кромке

±4

по основанию

±6

Отклонение от

Длина камня:

прямолинейности профиля

1000

верхней поверхности по всей

3 000

длине

6000

Отклонение от перпендикулярности торцевых и смежных граней при высоте камня:

до 500

св. 500

1.3.24. Для армированных камней отклонение от толщины защитного слоя бетона не должно превышать ±5 мм.

1.3.25. Отклонение профиля лицевой поверхности криволинейных камней от номинальной кривизны не должно превышать 5 мм.

1.3.27. Трещины на поверхности камней не допускаются, за исключением поверхностных шириной не более 0,1 мм и длиной до 50 мм, в количестве не более 5 шт. на 1 м 2 поверхности армированных камней из тяжелого бетона.

1.4. Маркировка

Маркировка должна быть нанесена несмываемой краской на торцевую грань не менее чем 10 % камней от партии в соответствии с ГОСТ 13015.2.

В марке камней длиной 3,0 и 6,0 м следует дополнительно указывать их массу.

2. ПРИЕМКА

2.1. Камни принимают партиями по ГОСТ 13015.1 и настоящему стандарту.

2.2. Камни принимают:

по результатам периодических испытаний - по показателям прочности, трещиностойкости, морозостойкости, водопоглощению;

по результатам приемосдаточных испытаний - по показателям прочности (классу бетона по прочности на сжатие, передаточной и отпускной прочности), соответствия арматурных изделий, настоящему стандарту, прочности сварных соединений, точности геометрических параметров, толщины защитного слоя бетона до арматуры, ширины раскрытия трещин, категории бетонной поверхности, марки по удобоукладываемости бетонной смеси, объему вовлеченного воздуха бетонных смесей с воздухововлекающими добавками.

2.3. Периодические испытания нагружением предварительно напряженных камней для контроля их прочности и трещиностойкости, а также определения прочности бетона на растяжение при изгибе проводят перед началом массового изготовления камней и в дальнейшем - при внесении в них конструктивных изменений, изменении технологии изготовления и качества материалов в соответствии с требованиями ГОСТ 13015.1.

В процессе серийного производства камней испытания на трещиностойкость нагружением, а также на прочность на растяжение при изгибе проводят не реже одного раза в 6 мес.

2.4. Бетон камней на морозостойкость и водопоглощение испытывают при освоении производства, изменении номинального состава бетона, технологии, вида и качества материалов, но не реже одного раза в 6 мес.

2.5. Удобоукладываемость бетонной смеси проверяют не реже одного раза в смену.

2.6. Объем вовлеченного воздуха в бетонных смесях с воздухововлекающими добавками проверяют не реже одного раза в смену.

2.7. Камни по показателям точности геометрических параметров, толщине защитного слоя бетона до арматуры, расположению арматуры, наличию монтажных петель, категории бетонной поверхности и ширине раскрытия технологических трещин следует принимать по результатам выборочного контроля в соответствии с табл. 5 для камней из тяжелого бетона и в соответствии с табл. 6 - для камней из мелкозернистого бетона, изготовленных по способу вибропрессования.

Таблица 5

шт.

Объем

Объем

Браковочное число

Объем партии

первой выборки

второй выборки

для первой выборки

для двух выборок

До 90

От 91 до 150

» 151 » 280

» 281 » 500

» 501 » 1200

» 1201 » 3200

Св. 3200

Таблица 6 5

Св. 1200

Партия камней, не принятая по результатам выборочного контроля, должна приниматься поштучно. При этом приемка камней должна производиться по показателям, по которым партия не была принята.

Возможность использования камней, не соответствующих по показателям прочности и морозостойкости, устанавливает проектная организация.

2.8. Контроль прочности бетона камней проводят по ГОСТ 18105.

2.9. Потребитель имеет право проводить контрольную проверку соответствия камней, указанных в заказе, требованиям настоящего стандарта.

2.10. Документ о качестве - по ГОСТ 13015.3. В документ о качестве необходимо вносить марку бетона по морозостойкости и показатели водопоглощения бетона.

По требованию потребителя в документ о качестве вносят результаты контрольных испытаний камней на прочность и трещиностойкость по ГОСТ 8829.

3. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

3.1. Испытание камней нагружением для контроля их прочности и трещиностойкости проводят по ГОСТ 8829.

Схема и положение камня при испытании приведены на черт. 1 и в табл. 7.


Р -

Черт. 1

Таблица 7

Марка камня

Положение камня при испытании

l , мм

а, мм

БР300.30.15

БР300.30.18

3000

750

БР300.45.18

БР300.60.20

БР600.30.15-A-IV БР600.30.18-A-IV БР600.45.18-A-IV(A-V) БР600.60.20-A-IV(A-V)

6000

1500

БУ 300.30.29

БУП300.30.32

ГОСТ 6665-91. Камни бетонные и железобетонные бортовые


В дорожном строительстве и ландшафтном дизайне применяются различные виды бордюрных ограждений. Они устанавливаются вдоль автодорог, на остановках общественного транспорта. Ими окантовывают пешеходные дорожки, а также отделяют зеленые насаждения в парковых зонах и скверах. В промышленных изделиях сочетается функциональность и привлекательный внешний вид. Зная назначение, важно правильно подобрать по габаритам и форме бордюрный камень, размеры ГОСТ регламентирует для всех типов. Остается только приобрести и качественно установить необходимое изделие.

Особенности применения разных видов изделий

Согласно терминологии, применяемой в действующем стандарте, бордюрный камень называется камнем бетонным или железобетонным бортовым.

Он используется на протяжении столетий в различных областях:

  • в дорожном строительстве для отделения зоны движения пешеходов от проезжей части. Это позволяет создать безопасные условия для передвижения, а также фиксирует полотно дороги;
  • при благоустройстве зон отдыха, ландшафтном дизайне, а также для оформления садовых участков. Он отделяет зеленые насаждения, предохраняя грунт от размывания водой.

Изделие производится из качественной бетонной смеси методом полусухого вибрационного прессования, что позволяет обеспечить повышенные эксплуатационные характеристики. Нормативный документ допускает изготовление из гранитного камня, а также железобетона.

Бордюры, изготовленные методом полусухого вибропрессования обладают высокими качественными характеристиками

Бортовой камень ГОСТ классифицирует по видам, которые отличаются областью применения:

  • дорожный. Он востребован при строительстве автодорог в населенных пунктах, при создании границы между проезжей частью и пешеходным участком. Камень обеспечивает целостность полотна дороги, затрудняя его смещение под воздействием нагрузок, а также усиливает тротуарное покрытие;
  • магистральный. Используется в области дорожного строительства при сооружении автомобильных магистралей, расположенных за пределами населенных пунктов. Согласно стандарту изготавливается из бетона повышенных марок, что повышает его прочность и ресурс эксплуатации. Отличается увеличенной длиной;
  • тротуарный. Незаменим при осуществлении мероприятий по благоустройству парковых зон, городских скверов, дорожек, площадей, тротуаров. Обеспечивает защиту газонов, цветников, клумб от размывания в результате интенсивных осадков. Характеризуется разнообразием форм и цветовых решений;
  • садовый. По форме сечения напоминает тротуарный камень, однако имеет увеличенную, по сравнению с тротуарным, длину и уменьшенную ширину. Применяется при создании зон отдыха, благоустройстве парков, оформлении скверов, а также декоративной отделке газонов на дачных участках;
  • газонный. Является достаточно популярной разновидностью бордюрных камней. Используется в качестве декоративного элемента при оформлении дорожек и клумб, расположенных на дачных участках, а также при разбивке садовых зон. Отличается уменьшенным размером по высоте, небольшим весом.

Все виды бордюрного камня применяются с целью организации водоотвода, так как они возвышаются над основной поверхностью. Это позволяет направить поток воды в нужном направлении.

Основные виды вибропрессованого бордюра – магистральный бордюр, дорожный бордюр и садовый бордюрный камень

Какими характеристиками обладает дорожный бордюр ГОСТ 6665-91

Изготовленный в соответствии с требованиями стандарта, бордюр обладает множеством достоинств:

  • повышенной прочностью и износостойкостью. Эти свойства достигаются изготовлением по прогрессивной технологии с использованием высоких марок бетона или путем изготовления продукции из природного камня;
  • стойкостью к воздействию влаги. Гранит влагу практически не поглощает, а формованные изделия отличаются пониженной гигроскопичностью. Это достигается путем введения различных присадок;
  • устойчивостью к воздействию отрицательных температур. Благодаря пониженной гигроскопичности сохраняется целостность изделия при кристаллизации воды. Однако при нарушении технологии изделия могут быстро разрушиться.

Бортовой камень отличается следующими параметрами:

  • конфигурацией;
  • размерами;
  • формой сечения.

Результаты Голосовать

Где вы предпочли бы жить: в частном доме, или квартире?

Назад

Где вы предпочли бы жить: в частном доме, или квартире?

Назад

Применяются различные изделия прямой и радиусной формы, которые, в зависимости от исполнения, могут иметь желоб для отвода воды.

Устанавливают дорожный бордюрный камень на городских дорогах, в дворовых проездах, парковочных зонах

Как определяется длина бордюрного камня по маркировке

Все изделия маркируются специальным обозначением. Буквенная маркировка расшифровывается довольно просто:

  • БР – обозначение рядового бордюра;
  • БУ – изделие прямоугольной формы с уширением;
  • БУП – аналогичен БУ, но уширение является прерывистым;
  • БЛ – аббревиатура продукции с лотком для отвода воды;
  • БВ – выездной вариант со скошенным бортом;
  • БК – криволинейный бордюр со скошенной верхней частью.

Мнение эксперта: Бордюрный камень, размеры по ГОСТу

Дорожные бордюры ежедневно применяются при благоустройстве городских дорог, парковых зон и улиц. Существует несколько видов изделий, каждому из них соответствует своя маркировка из двух букв. В маркировке изделия также указана длина, высота и ширина камня. ГОСТ 6665-91 является действующим и распространяется на бетонные и железобетонные бортовые изделия изготовленных из песчаного и тяжелого бетонов.

Дмитрий Орлов

Длина, а также ширина и высота изделия легко определяются по его маркировке. Рассмотрим обозначение БР100.30.18:

  • цифра 100 – обозначает длину, выраженную в сантиметрах;
  • индекс 30 – соответствует высоте, которая составляет 300 мм;
  • обозначение 18 – характеризует ширину камни, равную 18 см.

По маркировке легко определить тип изделия, а также его габариты. Это позволяет рассчитать потребность в продукции для благоустройства участка с определенными размерами.

Бортовые камни или бордюры – это строительные изделия, изготавливаемые из бетона или из изверженных, осадочных и литых горных пород, которые широко применяются в дорожном строительстве для обустройства дорог и отделения проезжей части улиц и дорог от тротуаров, газонов, площадок, остановок общественного транспорта и т.д.


Высокопрочные бетонные и железобетонные камни бортовые помимо основной функции – отделение проезжей части от тротуаров, препятствуют смещению грунта, укрепляют дорожное полотно и тротуарную плитку, не позволяя ей расползаться. Бортовые камни выдерживают любые механические нагрузки (в том числе столкновение с транспортными средствами), воздействие климатических условий и влаги, не разрушаются от действия химических соединений. Таким образом, можно сделать вывод, что применение бордюров благоприятно сказывается на эксплуатационном сроке дорожных и тротуарных покрытий.


Бортовые камни делятся на тротуарные и дорожные. Тротуарные камни бортовые, как правило, имеют меньший размер и изготавливаются из мелкозернистого бетона, дорожные – размером от 1 до 6 м изготавливаются только из тяжелого бетона, армированного стальным каркасом. Немаловажную роль бортовые камни играют и в безопасности дорожного движения. Они устанавливаются на определенной высоте относительно проезжей части, ограничивая движение пешеходов и транспортных средств и препятствуя случайному заезду транспортных средств на тротуар или на встречную полосу.


Бетонные и железобетонные камни бортовые достаточно просты в монтаже. Они устанавливаются непосредственно в грунт или на бетонное снование, как правило, до начала устройства дорожного покрытия. Сначала выкапывают траншею, которую трамбуют песком, щебнем или заливают монолитным бетоном. Ширина траншеи должна быть чуть больше ширины бордюров. Затем устанавливаются бортовые камни, причем таким образом, чтобы заглубленная часть бордюра по высоте была равна надземной ее части. В зазоры, которые остались с каждой стороны вследствие большей ширины траншеи, заливается укрепляющий раствор, состоящий из песка, цемента и воды. Еще одним преимуществом применения бетонных и железобетонных бортовых камней в качестве бордюров является легкость ремонта: в случае повреждения изделий их просто заменяют на новые.


Бортовые камни делятся на следующие типы:

  • БР – прямые рядовые. Представляют собой прямоугольную плиту со скосом на одну сторону. Применяются на прямых участках дорог;
  • БУ – прямые с уширением. Имеют специальное уширение для обеспечения дополнительной защиты от размытия;
  • БУП – прямые с прерывистым уширением. Имеют несколько специальных уширений, распределенных по длине бордюра. Используются на нестандартных участках дороги;
  • БЛ – прямые с лотком. Широкие камни бортовые, имеющие специальный скос в виде лотка для создания водоотвода;
  • БВ – въездные. Имеют больший скос по сравнению с рядовыми, для обеспечения беспрепятственного въезда транспортных средств на тротуар;
  • БК – криволинейные. Имеют закругленную форму с двумя скосами с каждой стороны. Применяются на поворотах и других закругленных участках дорог.

Железобетонные бортовые камни допускается изготавливать с технологическим уклоном нелицевых вертикальных граней до 5%, закруглением лицевых граней радиусом до 5 мм и нелицевых – радиусом до 15 мм или фасками шириной до 10 мм.


Железобетонные камни бортовые изготавливаются в соответствии с ГОСТ 6665-91 «Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия» из мелкозернистого или тяжелого бетона. Класс бетона по прочности на сжатие – не менее В22,5. Класс бетона по морозостойкости назначается в зависимости от расчетной температуры наружного воздуха наиболее холодной пятидневки района строительства. При расчетной температуре выше -5°С класс бетона по морозостойкости F100, при температуре от -5°С до -15°С включительно – F150, от -15°С до -45°С – F200, при температуре ниже -45°С – F300. Водопоглощение бетона бортовых камней не должно превышать 6% от массы для камней из мелкозернистого бетона и 5% от массы – для камней из тяжелого бетона.


Бортовые камни армируются сварными сетками и объемными каркасами из стали. В качестве предварительно напрягаемой арматуры используется стержневая горячекатаная сталь периодического профиля классов А-IV и А-V по ГОСТ 5781. В качестве напрягаемой арматуры также допускается применять стержневую термомеханически и термически упрочненную сталь периодического профиля классов Ат-IV и Ат-V по ГОСТ 10884. В качестве ненапрягаемой арматуры используют стержневую горячекатаную сталь классов А-III и А-I по ГОСТ 5781 и арматурную обыкновенную проволоку периодического профиля класса Вр-I по ГОСТ 6727. Подъемные петли для удобства монтажа изготавливаются из стальной стержневой горячекатаной гладкой арматуры класса А-I марок ВСт3сп2 и ВСт3пс2 диаметром 6 - 12 мм по ГОСТ 5781.


В дорожном строительстве отделение зоны, предназначенной для движения пешеходов от проезжей части осуществляется при помощи бордюрных камней. Их технические характеристики и геометрические параметры определены ГОСТ 6665-91. В соответствии с положениями данного стандарта маркировка дорожных бордюров осуществляется при помощи группы букв и цифр, которые несут в себе информацию о наименовании изделия и его размерах.

Так, БР 100.30.15 означает:

  • БР - бортовой рядовой камень
  • 100 - длина в сантиметрах
  • 30 - высота в сантиметрах
  • 15 - ширина в сантиметрах

Особенности дорожного бордюра 1000х300х150: характеристики, цена

Учитывая неизменно высокий спрос на данный вид продукции, компания «КомплектСтройИндустрия» освоила производство бортового камня с использованием передовой технологии вибропрессования. Этот метод позволяет создавать высококачественные изделия из бетона без применения армирующей стальной основы. При сохранении всех качественных и эксплуатационных характеристик в пределах, установленных ГОСТ, бордюрный камень нашего производства отличается более точными геометрическими параметрами и характеристиками лицевой и не лицевой поверхности против аналогов литьевого метода с применением армирования.

Еще два важнейших параметра, предопределяющих длительность срока службы:

  • Прочность на сжатие соответствует классу бетона В30 (соответствует марке М400)
  • Морозостойкость - F200

Указанные характеристики свидетельствуют об отличном качестве БР 100.30.15 производства «КомплектСтройИндустрия». Главным же аргументом в пользу его приобретения является уникально низкая стоимость, достигнутая за счет оптимизации производственных затрат.

Статьи по теме: