Что делать, если ребенок врет: советы психолога. Почему дети врут

Вопреки нашим ожиданиям, все дети врут, и это, к сожалению, факт. Дети разного возраста делают это по разным причинам, однако чаще всего лгут маленькие дети.

Давайте рассмотрим несколько возрастов детей, чтобы понять ПОЧЕМУ дети врут и ЧТО с этим делать:

Ребенок 2-4 года

Малыши порой даже не осознают, что они говорят неправду, выдавая желаемое за действительное. Дети в этом возрасте обладают очень развитым воображением, и пока не ощущают грани между настоящим и придуманным. Нередко их фантазии превращаются в истории, которые они рассказывают взрослым.

Девочка Оля принесла домой из садика плюшевого мишку, сказав при этом, что воспитательница ей разрешила забрать его. Причина такого поведения, по мнению психолога, что девочке настолько хотелось иметь эту игрушку, что она поверила в то, что может забрать мишку домой.

Действия родителей:
Наказывать за ложь в этом возрасте нельзя, нужно просто разъяснить ребенку, что не всегда то, что хочется - осуществимо, не слишком углубляясь в размышления о нравственности. Малышу пока еще будет не понятно, почему важно говорить правду. Не акцентируйте внимание ребенка на неподчинении взрослым, иначе он будет врать и дальше, просто скрывая от вас свои поступки. Лучше хорошенько объясните ребенку, что есть существенные различия между тем, что значит «хочу» и «можно», и тогда малыш скоро сможет отличать действительное от выдуманного, перестанет брать без спроса чужие вещи или врать.

Ребенок 5-7 лет

«Катя, я просила тебя поменять воду рыбкам. Почему ты этого не сделала?»
«А они еще не выпили ту, в которой они плавают».

В этом возрасте дети взрослеют и начинают догадываться, что с помощью лжи можно разрешить свои проблемы или уйти от наказания. Их обман становится более похожим на правду. Для того, чтобы защитить себя дети тщательно продумывают то, что они скажут родителям.

Поскольку теперь ребенок при помощи обмана проверяет родителей, то действовать нужно решительно, и пресекать обман во всех его проявлениях. Ребенок проверяет, пройдет его обман или нет, и делает выводы, врать ему в будущем, или нет, можно ли решать проблемы в дальнейшем при помощи лжи.

Действия родителей:
Лучший способ в этом возрасте воспитания такого качества, как правдивость - самому быть честным с ребенком, личный пример. Ведь первый, на кого смотрит ребенок и кого подсознательно копирует - это Вы. А если вы будете делать наоборот, то ребенок не поймет причины вашей лжи, и скорее всего будет копировать то, как вы это делаете. На данном этапе воспитания он еще не в состоянии понять когда нужно или не нужно лгать.

Приложите максимум усилий для того, чтобы объяснить ребенку, что даже самая маленькая неправдочка может принести много вреда. Приводите убедительные доказательства и примеры из его собственной жизни. Если вы все-таки хотите наказать его, то сначала узнайте истинную причину его лжи, и объясните ребенку, за что его наказываете.

8 лет и старше

Урок по истории:
- В 988 году в России ввели православие. А в 1000-м что было?
- Было 12-летие православия в стране!

В возрасте восьми лет и старше дети чувствуют себя более самостоятельными и независимыми. Для родителей они не редко становятся закрытым сундуком за семью печатями, хотя и кажутся с виду раскрытой книжкой. Становясь старше, дети все чаще проявляют агрессию, они начинают скрывать свою личную жизнь. Чем больше родители пытаются разузнать у ребенка о том, о чем он не хочет говорить, тем больше он пытается отстраниться и начинает придумывать всякие небылицы.

В подростковом возрасте дети умеют уже очень неплохо врать, достаточно убедительно, используя мимику лица и соответствующую интонацию, так, что взрослые и не замечают этого. Они прекрасно понимают, для чего они лгут, преследуя определенные цели, и часто говорят именно то, что от них хотят услышать родители или кто-либо еще. Последствия обмана их не беспокоят, так как они уверены, что с помощью того же вранья смогут выйти "сухими из воды".

Причиной такого поведения чаще всего бывает чрезмерная родительская опека и внимание. Ребенку хочется, чтобы его оставили в покое, не контролировали каждый его шаг, поэтому ребенок периодически врет, чтобы только отвязаться. Кроме того, его может сильно беспокоить, что он не оправдает ожидания родителей. Если же он что-то натворил и боится наказания, он также, скорее всего, скажет неправду. Дети часто боятся, что родители будут недовольны результатами их учебы или поведением, и поэтому врут своим родителям.

Действия родителей:
Прежде всего обеспечьте в семье хорошую неконфликтную доверительную атмосферу, чтобы ребенку было спокойно и комфортно, ведь дома ему нужна психологическая поддержка и понимание, а не постоянный стресс. Старайтесь чаще разговаривать с ребенком на разные, интересные ему темы. Если возникла непростая ситуация, помогите ребенку разобраться в ней, но сделайте это ненавязчиво, направьте его мысли в нужное русло, чтобы он как бы "сам" нашел решение этой проблемы, но с помощью вас. Это возможно только в доверительной обстановке, когда ребенок спокоен и уверен, что вы не будете его ругать, унижать или задевать его самолюбие, и он не пожалеет, что выдал вам свой секрет.

Объясните ему убедительно, и приведите примеры из его собственной жизни, что обман:
- можно очень быстро выявить;
- обман исправляет ситуацию лишь на время;
- на обмане не построишь настоящей дружбы;
- обман - это плохо. Если ты постоянно врешь, то и другие люди так поступят с тобой. Тебе это понравится? К тому же люди перестанут уважать тебя.

Докажите ребенку, что вы ему доверяете полностью и без всяких «но». Доверьте ребенку самостоятельно решать свои проблемы, чтобы он почувствовал ответственность. Не разговаривайте с ребенком на темы, которые провоцируют его на ложь. Скажите ему, что все мы не идеальны, и у всех есть свои недостатки, и вы хотите ему помочь. Приободрите его.

Если вы видите, что ребенок врет, то не показывайте ему свое недоверие, чтобы не задевать его достоинство, не обижайте его, а сделайте так, чтобы возникла ситуация, когда ему ничего не останется, кроме как сказать правду.

Обман следует предугадывать и предупреждать.
Обман возникает из-за того, что человек неуверен в себе. Создайте такую обстановку, чтобы ребенку не нужно было врать. Старайтесь воспитывать его по всем нормам физического, интеллектуального, психологического воспитания. Если ребенок будет доверять вам, ему просто незачем будет лгать и обманывать. Ведь он живет на «два фронта», абсолютно разных между собой: с одной стороны, мир его друзей и сверстников, а с другой стороны, мир взрослых, для него это очень нелегко. Поэтому ему постоянно необходимы ваше доверие, любовь, участие, а также поддержка и похвала.

А главное - уделяйте ему максимум своего внимания, станьте его другом, будьте с ним вежливы. Ваш ребенок должен получить ответы на все интересующие его вопросы, чувствовать, что вы уважаете его и его точку зрения, разделяете его радость и горе. Лишь в этом случае доверие будет абсолютно полным и гармоничным.

В связи с этим для них часто не существует четкой границы между правдой и вымыслом.
Тем не менее примерно после 6 лет дети уже могут четко отличить правду от выдумки. В результате если ребенок обманывает, он знает, что несет ложную информацию.
Заставить ребенка врать могут многие источники давления. Чаще всего, если ребенок вырос в любящей доверительной семье, первый раз он солжет, когда столкнется с тем, что сделал что-то неверно, боясь при этом расстроить родителей или быть наказанным. Уже испытывая чувство вины, ребенок будет стараться защитить себя от сурового, как ему кажется, дисциплинарного наказания.
Во многих случаях у родителей, дети которых лгут, завышенные требования к поведению и ожидания в отношении ребенка. Такие дети четко знают разницу между тем, что правильно и что неправильно, и когда сталкиваются со сложной ситуацией, пытаются не уронить своего достоинства.
Иногда дети лгут, когда находятся под сильным давлением необходимости удовлетворить невыполнимые для них требования. Например подростки, которым тяжело учиться в школе и они не справляются с учебой, могут чувствовать себя подавленными и обманывать, что они выполнили домашнее задание. В таких ситуациях ложь должна быть связана с окружающими ребенка событиями.
Помните: ложь свидетельствует о том, что ребенок осознает, что сделал что-то неправильно. Пытаясь защитить себя от реакции расстроенных родителей и их осуждения, ребенок тем самым показывает, что у него есть совесть. Родители, проявляющие чрезмерную негативную реакцию, могут, сами того не желая, поставить ребенка в такие условия, что ему придется лгать снова и снова, чтобы защитить себя.
Дети среднего подросткового возраста также могут растеряться из-за того, что в доме существует двойная мораль относительно лжи - это означает, что в принципе в доме лгать запрещено, но родители иногда используют «ложь во спасение», искажая правду для своего удобства. Такие действия сбивают с толку детей, от которых всегда требовали честности, а теперь они слышат, как один из родителей использует в разговоре по телефону или с соседями так называемую «невинную ложь». Детям - максималистам в этом возрасте - сложно уловить едва ощутимую грань в таких ситуациях.

Чаще всего дети лгут по трем основным причинам: желание быть социально значимым, стремление нанести обиду кому-то и из-за боязни последствий правды.
От взрослых зависит, чтобы период лжи был минимальным, пресечь его нужно в зародыше, распутав все узлы проблемы. Для этого надо разобраться, зачем ребенок лжет и почему. Что заставляет его это делать? Какие выгоды он извлекает? Его ложь нападение или защита, он наступает или обороняется?
Давайте попробуем понять, почему дети так легко искажают правду.

Это не ложь: это фантазия. Один тип детской фантазии - выражение желания. Фантазии ребенка реальны. Они выражают желаемые мысли. Вот как рассказывает пятилетний ребенок своему товарищу о поездке в Диснейленд, где он никогда не был. «Почему он говорит неправду, - думаете вы. - Что случилось с ним?» Он не лжет (по крайней мере по детским стандартам), он рассказывает о своих желаниях. Мало того, что мысли о желаемом позволяют ребенку пребывать в мечтах, это впечатляет его друзей и поднимает его социальный статус. «Ты действительно играл с Микки Маусом?» - спрашивают восхищенные друзья. Дети придумывают фантастические рассказы, зная, что у них всегда есть аудитория слушателей.
Если двое детей рассказывают небылицы, это не ложь. Эта стадия пройдет к семи или девяти годам, когда образное мышление пойдет на убыль, а сверстники станут менее доверчивыми. (Если это продолжается после девяти лет, то могут возникнуть трудности в общении со сверстниками или потребуется внимание врача-психолога.) Вы подслушали рассказ ребенка о его вымышленной поездке в Диснейленд: «Мы ездили в Диснейленд в мой день рождения...» Не называйте его лгуном. Это оскорбительный выпад. Вместо этого, уважая его мечты, скажите: «Ты хочешь поехать в Диснейленд. Это было бы приятно. Теперь, расскажи нам, что ты действительно делал в свой день рождения». Ребенок знает, что вы все поняли и не сердитесь. Он также поймет, что нет необходимости выдумывать. «Ты хочешь ехать в Диснейленд. Возможно, я помогу твоему желанию сбыться. Давай планировать поездку...» - это. успокоит ребенка и он будет знать, что некоторые мечты сбываются.

Фантазия и действительность. «Я не делал этого. Это сделал Тоби». Кто такой Тоби? Воображаемый друг ребенка, - тигр, который разбил стакан.
Ребенок дошкольного возраста путает реальность и вымысел. Это нормально. Дети часто создают воображаемые символы и любят жить в придуманном мире. Оцените творческое мышление вашего дошкольника и наслаждайтесь этой способностью. Фантазируйте вместе с ребенком. Иногда дети приходят ко мне на прием со своими воображаемыми друзьями. Я ставлю дополнительный стул для невидимого компаньона и даже делаю краткий опрос. Мы вместе смеемся. Для детей мир не только реальность, но и то, в чем они нуждаются или о чем мечтают. Образное мышление фактически помогает ребенку справиться с реальным миром. Дети периодически отступают в свой придуманный мир, которым они могут управлять, Это способ справиться с реальным миром, которым они управлять не могут. Если ваш ребенок лжет, делая своего вымышленного друга «козлом отпущения» («Тигр Тоби сделал это»), подыграйте ему: «Скажи мне подробно, как Тоби разбил стакан». Поскольку ребенок будет рассказывать подробности, чтобы отвести от себя подозрения, он быстро станет участником инцидента. Подумайте, почему ребенок придумал всю эту историю, чтобы скрыть правду. Может быть, вы реагируете на происшествия или эксперименты слишком резко?
Уважайте творческое мышление малыша, относитесь с пониманием к его фантазиям.
«Тебе проще, когда ты говоришь, что стакан разбил Тоби. Я понимаю. Теперь скажи мне, что действительно случилось. Я не буду сердиться на тебя». Убедите ребенка, что правда не принесет вреда, поэтому нет надобности сочинять легенду. Вы будете любить и примете его независимо от того, что он скажет. Иногда история, рассказанная ребенком, отражает то, что отсутствует в его реальном мире. Мать шестилетней девочки консультировалась у меня по поводу ее «сочинительства». Дочь рассказывала друзьям забавные истории, которые происходил, когда она оставалась с папой: походы в магазин игрушек, полеты на самолете, поездки на лошадях и так далее. Правда была в том, что она редко видела своего папу. Он много путешествовал, и даже когда находился дома, мысли были связаны только с работой. Этот ребенок формировал свой фантастический мир для самозащиты, чтобы оградить свое растущее самосознание от потерь.

Удобное угождение. Дети хотят нравиться своим родителям, поэтому иногда прибегают ко лжи, веря тому, что поступают правильно. Мать спрашивает пятилетнего ребенка: «Ты навел порядок у себя?» и получает утвердительный ответ, потому что ребенок хочет, чтобы мать улыбнулась и поблагодарила его. Позже, когда она обнаружит, что работа (или большая ее часть) все еще не выполнена, она должна объяснить ребенку, что ложь вызывает большее недовольство, чем беспорядок. Семилетний ребенок будет отвечать «Да» на этот вопрос, потому что он не хочет причинять беспокойство себе в настоящее время и идти наводить порядок. В конечном счете он поймет, что мама собирается идти с проверкой. Он должен понять, что его тактика не будет работать. Он отвечает за хранение игрушек в порядке, убирая их каждый вечер перед сном. Это семейное правило.

Ложь для удобства. Это общая форма лжи у старших детей. Ложь по поводу оценок - типичный пример. Родители девятилетней Шэрон требовали, чтобы она получала хорошие оценки. Шэрон думает, что их любовь и одобрение зависят от ее результатов, и боится сообщать правду. Ее плохая оценка вызвала бы недовольство родителей, поэтому она говорит им, что получила высокий балл. Она оправдывает свою выдумку тем, что расстраивать родителей хуже, чем говорить правду. Шэрон чувствовала себя неуютно, обманывая родителей. Однако ее обман не работал. Мудрые й заботящиеся родители поняли, почему их ребенок лгал по поводу оценок, и прекратили оказывать давление на нее. Один из наиболее важных воспитательных моментов состоит в том, чтобы ребенок понимал - он любим и дорог.

Ложь для самозащиты. Дети придумывают небылицы для самозащиты из опасения наказания. Дети, которых часто наказывают, защищают себя, становясь обычными лгунами. Если ребенок знает, что разбитая ваза вызовет гнев, он рассуждает, что лучше солгать. То же самое происходит с детьми, которые получают серьезное наказание за незначительные проступки. Это несоответствующее наказание может препятствовать развитию у ребенка совести и положительных качеств. Дети, которые боятся наказания, говорят что угодно, чтобы избежать его.
Мы помогли нашим детям преодолеть страх сказать правду, делая это так: «Мы обещаем, что не будем сердиться. Независимо от того, что вы сделали, скажите нам правду, хотя вам все равно придется столкнуться с последствиями. Однако если мы узнаем, что вы обманываете нас, последует серьезное заслуженное наказание».
Однажды кто-то оставил велосипед Эрин на дороге. Она сказала мне, что это сделал Метью, потому что он катался последним. Чтобы определить, кто это сделал, я обратился к сыну, убеждая его, что я не стану сердиться, если он скажет правду: «Метью, ты знаешь, что я не сержусь за правду, я сержусь за обман». Если ребенок боится последствий, которые наступают после того, как он сказал правду, он может стать обычным лгуном. Когда ребенок доверяет вам, он будет способен рассказывать честно, что случилось. Слушайте спокойно, будьте справедливы и помогите ему исправить поведение. Лучший способ против лжи - поддержать ребенка, когда он говорит правду.

Ребенок, который много лжет. Иногда «сочинительство», нормальное для детства, развивается в целеустремленную ложь, которая может стать обычной. Ребенок намеревается обмануть. Коренная причина - сердитый ребенок, который не удовлетворен реальной жизнью и боится реакций родителей. Это происходит не от обычной неловкости или недопонимания. Просто ему сказали, что он плохой.
Отец семилетнего Чарли исчез из его жизни, когда ему было шесть лет. Чтобы защититься от действительности, Чарли создавал фантастический мир с замечательными историями отца и сына. Постепенно он нашел, что мир фантазии был более удобен, чем реальный мир. И уже к восьми годам он обычно и открыто лгал и о других вещах: куда он ходил после школы, где он взял новую вещь. Ложь стала его образом жизни, защитой от собственного гнева; Исправление от лжи помогло Чарли научиться справляться с проблемами реальной жизни. Терапия помогла ему понять, что его отец не вернется. Это была не его ошибка. Мать поддерживала его, и выслушивая, направляла действия сына. Чарли записался в футбольную секцию, и тренер проявил к нему особый интерес. Скоро ложь стала неприятным воспоминанием прошлого.

Как определить, что ребенок нечестен
В большинстве случаев о нечестности ребенка можно узнать даже без слов, только по его поведению. Выражение лица обычно очень красноречиво передает состояние ребенка. Однако некоторые дети очень скрытны, и даже проницательным родителям приходится сталкиваться с проблемами. Пробуйте применить наши советы: ребенок преднамеренно избегает смотреть прямо в глаза, когда рассказывает историю? (Этот признак особенно значим, если он обычно стремится к зрительному контакту.) Следите за его движениями. Если он расслаблен, спокоен и открыт, скорее всего, малыш говорит правду. Дети нуждаются в доверии.
Выясните подробности. Если при большом количестве подробностей рассказ ребенка становится более неопределенным, можно подозревать неправду. Если каждый раз он рассказывает историю, главные пункты которой различны, такая история подозрительна. Он ведет себя необычно? У него есть причины лгать, не говорить правду? Если ребенок вообще боится вас, он настроен лгать.
Те же самые принципы можно использовать для выяснения истории появления у ребенка какой-то вещи или предмета. Ваш ребенок не может определенно объяснить, как к нему попали эти игрушки? У вашего ребенка подозрительный взгляд, который родитель признает немедленно? Когда история не похожа на правду или цена игрушки - вне средств ребенка, подозревайте воровство. Если ребенок из любви к родителям дарит дорогое ожерелье без внятного объяснения, у вас есть причина подозревать, что товар получен нечестным путем. В большин-"стве случаев, если родители и дети находятся в тесном контакте, ребенок почувствует, что вы все знаете.

Действия родителей

Если вы обнаружите, что ваш ребенок солгал, сразу же сообщите ему, что вам известно, что он сказал неправду. Суровые наказания, как правило, в таких случаях не действуют. Вместо этого своими словами и поведение покажите следующее:

  • «Я хочу, чтобы ты говорил мне только правду, а я всегда буду говорить правду тебе - так мы всегда сможем верить друг другу».
  • «У тебя будет гораздо меньше проблем, если ты вместо того, чтобы лгать, будешь говорить правду».

Также помните, что ваши собственные действия и правило говорить только правду служат самыми важными способами, при помощи которых вы можете научить ребенка быть честным.

Когда следует обращаться к специалистам

Ребенка, который на протяжении долгого времени постоянно лжет, необходимо показать консультанту или специалисту в области психического здоровья либо отвести в детскую консультацию-поликлинику. У хронических лгунов зачастую ранее имелись сложности с установлением истинного сознания, которое помогает ребенку четко определять, что правильно, а что неправильно. Такие дети также могут взывать о помощи ввиду неблагоприятной обстановки дома или за его пределами.

Обман

Дети обманывают. Но, как ложь и воровство, «обман» - категория взрослых людей,-плохо понимаемая ребенком до семи лет. Обман взрослого человека сродни лжи или воровству. Но ребенок, который создает собственные установки в процессе роста, еще не понимает, почему правила неизменны. Даже шестилетний ребенок может понимать «честную игру». Объясните ребенку, что обманывать нельзя, потому что это несправедливо по отношению к другим детям. Спросите его, как бы он чувствовал себя, если бы он вел себя честно, а его друзья так не сделали. Обратите внимание, что дети от шести до девяти лет часто изменяют правила в свою пользу. Нет никакой проблемы с изменением правил, если все игроки принимают их до начала игры. Этот вид изменения правила добавляет творческий потенциал в обычную (или надоевшую) игру.
Ребенок старшего возраста, который обманывает в школе, нуждается в пристальном родительском внимании. Ребенок обманывает без раскаяния? Часто дети вынуждены обманывать, чтобы противостоять родительскому давлению или для повышения своего авторитета в классе. Желание понравиться родителям также может спровоцировать на обман. Искушение обмануть особенно сильно у детей со слабым характером, которые часто сопоставляют свои успехи с достижениями других. Если достижения ребенка выше, он победитель; если нет - проигравший. Поэтому он должен победить, даже если для этого придется пойти на обман.
Вы должны помочь ребенку избежать искушения обманывать дома и в школе. Будьте внимательны, оказывая правильное воспитательное давление на ребенка. Слишком слабое - и ребенок станет грустным и ленивым. Слишком сильное - и он может обмануть, чтобы достичь требуемых результатов. Попытайтесь найти равновесие, которое соответствует именно вашему ребенку. Мы объясняли нашим детям, что хорошие оценки дают возможность чувствовать себя уверенно, и они являются одним (но не единственным) ключом к успеху. Но хорошие оценки нужны в первую очередь им, а потом уже чтобы доставить удовольствие нам.
Основываясь только на качестве и количестве проделанной работы, они могут достигать собственных целей. Мы и будем довольны, если они искренне стараются, - никто не может требовать большего.

Чувство вины
Большая часть этой книги посвящена тому, как вырастить чувствительных детей, внимательных к себе и своим поступкам. Дети должны грустить, когда они действуют плохо, чувствовать раскаяние, если совершили проступок. Это здоровое чувство вины, которое помогает ребенку поступать правильно и корректировать неправильные действия.
Однажды мы услышали, как в нашем доме разбилось окно. Когда мы вышли в палисадник, к нам подошел восьмилетний Метью. Он слышал, как мы зовем соседского мальчика, так как он был единственным, кто находился в это время рядом. Однако мы поняли, что виновником происшествия был Метью. Ему было очень трудно сознаться в этом, но все же степень доверия, существовавшая между нами, не позволила ему утаить правду.

  • 07.05.2008
  • 116892 просмотра

Здравствуйте, Ксения. Дочери 10 лет, после развода живем вдвоем. Что делать : вырывает листы из тетрадей, сама ставит себе в дневник хорошие оценки, не говорит о дополнительный занятиях, не записывает все домашние задания, очень ленива, одну и ту же просьбу ей приходится повторять по 3–5 раз и не всегда с результатом. И при этом очень ласковая, веселая и активная во всем что не касается домашних дел и учебы. Как себя вести, как построить разговор, если уже казалось бы все объяснила ей, не бью, только временным лишением каких-либо удовольствий, как то: запрет в просмотре телевизора, запрет на прогулки, отказ в покупке новых наклеек, поездки на отдых и т. д..

Я много работаю, общаться столько сколько бы хотелось не получается, очень хочется добиться от ребенка понимания и помощи, а на деле только слова о том как она меня любит и полное отсутствие действий это подтверждающих. В чем моя ошибка? Что я делаю неправильно? Как научить ее брать на себя ответственность за свои поступки и думать о последствиях того, что она делает?

Спасибо. С уважением, Наталья.

Ксения Швецова , психолог

Здравствуйте, Наталья!
Прежде всего, нужно разобраться, почему Ваша , понять мотивы обмана. Вот некоторые причины, почему ребенок начинает врать:

  1. Ложь нередко служит средством, облегчающим жизнь ребенка. Особенно, если родители всё время говорят ему «нельзя»
  2. Часто ложь говорит о том, что заперто в душе ребенка, что его беспокоит и мучит, вызывает сильный страх, возможно, есть проблемы, требующие решения.
  3. Избегает стрессовых ситуаций.
  4. Ребенок может врать в том случае, если знает, что Вы способны превратить маленький проступок в «слона».
  5. С помощью лжи ребенок избегает наказания. Подумайте, не слишком высокие у Вас требования к ребенку, соответствуют ли они его возможностям? Не унижаете ли Вы его постоянными нотациями и нравоучениями? Нет ли у ребенка страха перед наказанием?
  6. Ребенок начинает врать, если родители не уделяют ему достаточно внимания. И она пытается привлечь к себе Ваше внимание любой ценой. Раз Вы заметили, что она солгала - значит, она Вам не безразлична. Такова детская логика.
  7. Дети врут, чтобы избежать насмешек, когда случайно «упали в грязь лицом».
  8. Имеет желание казаться лучше, чем есть на самом деле.
  9. может быть рассмотрена как попытка защитить свою приватную жизнь, показать свою независимость, избежать трудностей. Конечно же, обман может также расцениваться, как попытка уйти от наказания, либо попытка получить то, чего не могли бы добиться, если бы сказали правду.
  10. Другой часто встречающейся причиной детской лжи является страх разочаровать родителей. Ребенок старается соответствовать ожиданиям. Дети находятся под большим давлением ожидания того, что они будут хорошо учиться, будь то со стороны родителей или учителей. Многие дети также считают, что от хороших оценок зависит их будущее. И если они не соответствуют этим ожиданиям, не успевают в школе, то ребенок чувствует, что у него нет другого выхода, кроме как обманывать, и тогда обман носит функцию защитного механизма от чрезмерного прессинга.

Если Вы хотите научить ребенка быть честным, то надо быть готовыми выслушать от него подчас и горькую правду, а не только «приятную». Если Вы хотите, чтобы ребенок вырос честным, нельзя позволять ему говорить неправду о своих чувствах, будь они положительными, отрицательными или же смешанными. Наши реакции на выражаемые им чувства помогают ему понять, действительно ли честность - лучшая политика.

Как ложь передает правду. Если детей наказывают за правду, они лгут из чувства самозащиты. Иногда они фантазируют, выдумывают что-то невероятное, чего им не хватает в повседневной жизни, в реальности. Детская ложь передает нам правду о душевном состоянии ребенка, о его страхах и надеждах, о том, кем бы он хотел стать, что хотел бы сделать. Чуткому слушателю ложь поведает то, что она, казалось бы, призвана скрыть. Правильная реакция на ложь должна выражать понимание, а не отрицание истинного ее значения. Чтобы помочь ребенку провести границу между желаемым и действительным, надо использовать информацию, заключенную во лжи. Если мы узнаем, что дочь завалила контрольную по арифметике, не стоит спрашивать ее: «Ну, как прошла контрольная? Ах, хорошо? На этот раз ты меня не обманешь! Я говорила с учительницей и знаю, что ты написала работу очень плохо». Вместо этого нужно прямо сказать ребенку: «Учительница сказала мне, что ты завалила контрольную по арифметике. Я волнуюсь и думаю, как бы тебе помочь».

Короче говоря, мы не должны провоцировать так называемую «ложь ради защиты», а также расставлять детям ловушки. Если ребенок все же лжет, не надо устраивать истерику или читать нотации. Нужно отвечать словом и делом, реалистически отражающими положение вещей. Ребенок должен понять, что лгать родителям нет необходимости.

Ложь действительно имеет множество смыслов и значений. Ложь во спасение. Ложь, как способ манипуляции. Ложь, ради самой лжи, «для красного словца». Чем старше ребенок, тем более изощренно он использует ложь. Вначале почти неосознанно, потом вполне осознанно и расчетливо. И как только ложь становится инструментом для достижения цели ребенка пора призывать к ответу. Здесь заканчивается детство и начинается взрослая ответственность за свои слова.

Как предотвратить детское вранье?

Создайте в семье такую атмосферу, при которой ложь будет не нужна в принципе. Если ребенок знает, что может доверить родителям свои тайны, его поступки обсуждаются и принимаются, а наказание, не используется как инструмент воспитания, то мотива для лжи может никогда не возникнуть.

Прежде чем гневно пресекать обман и выводить врунишку на чистую воду постарайтесь понять мотивы его поступка. Даже у самого тяжелого проступка бывает другая сторона. Ребенок должен знать, что его поступок не делает его однозначно плохим. Поступок может быть плохим, но не человек! Никогда нельзя спекулировать такими понятиями, как люблю - не люблю. «Уйди отсюда, я не люблю тебя ТАКОГО!» Естественно, в следующий раз ребенок захочет приукрасить себя, чтобы заслужить любовь матери или отца.

Большая часть детской лжи проистекает из желания доказать значимым людям: «Я хороший». Школьник, совравший о потере дневника боится не только гнева родителей, но и обвинения в никчемности. «Вот я в твоем возрасте был отличником!» - кричит дедушка. А ребенок чувствует свою вину! И ложь здесь оказывается просто способом психологической защиты.

Научите его справляться с поражением. Многие дети обманывают из-за страха перед неудачами. Рассказывайте ребенку, как вы сами справляетесь с проблемами и поражениями, чтобы и он тоже этому научился. Предложите альтернативу обману - признание и исправление своих ошибок.

Не хотите, чтобы ребенок врал? Станьте честными сами!

Если родители хотят научить ребенка говорить правду, то они сами в первую очередь должны:

  • Всегда держать свое слово. Если в каком-то случае Вы не можете выполнить обещание, объясните ребенку, почему Вы это не можете выполнить и извинитесь.
  • Если так окажется, то Вы сами соврали перед ребенком, объясните, чем обусловлена ложь и обязательно признайте сам факт обмана.
  • Не ждите, что дети сразу начнут различать понятия «белая ложь» и более серьезный обман.
  • Поощряйте ребенка, когда он говорит правду, особенно в тех случаях, когда сказать ее было нелегко.
  • Не навязывайте ребенку много правил и не ждите от него много, помните: больше правил - больше шансов, что они могут быть нарушены ребенком, и чаще ребенок будет прибегать к обману как к средству избежать наказания.
  • Говорите ребенку, что Вы его любите даже тогда, когда он врет и что он неплохой ребенок, несмотря на то, что обманул.

Если Вы вдруг обнаружили, что ребенок соврал Вам, не стоит тут же кричать, ругаться на ребенка. В таких случаях нет ничего лучшего, чем спокойный и рассудительный разговор без повышенных тонов. Ведь если на ребенка начать кричать, то, скорее всего можно добиться противоположного: он еще больше начнет обманывать, лишь бы только избежать Вашего порицания и наказания. В случае обмана, не делайте вид, что Вы поверили, а спокойно объясните, что Ваш ребенок сочиняет, и это очевидно. Фантазии ваших детей еще не являются обманом как таковым. Ведь дети сами по себе рождаются на этот свет чистыми, как белый лист бумаги. Кляксы и кривой наклон букв зависит от Вас. Если Вы видите, что ребенок начал ложь использовать во благо себе, то есть с корыстной целью, Вам стоит призадуматься. Значит, существует пробел в Ваших взаимоотношениях с ребенком. Проанализируйте ситуацию и постарайтесь выяснить причины появления лжи. Просто так ребенок не будет лгать, вынуждают его к этому сложившиеся обстоятельства. И если родитель не впадет в «гневные ругательства», а с пониманием и нежностью отнесется к ребенку, положительный результат будет очевиден.

Полностью обман нельзя искоренить, можно просто объяснить ребенку: «что такое хорошо и что такое плохо». В таком случае очень важен пример самих родителей. Поэтому, прежде чем попросить ребенка ответить на телефонный звонок фразой - «мамы нет дома», подумайте о последствиях. Не забывайте чаще общаться с детьми на эту тему. Рассказывайте им разные истории о себе, своих родителях и задавайте вопросы. По ответам будет видно, как ребенок поступит в подобной ситуации. Так же помогите детям выучить «вежливую ложь». Именно, когда не надо говорить «правду в глаза». Например, вашему ребенку дарят подарок. Ему не нравится вещь, и он говорит: «я не хотел такую игрушку», тем самым, обижая подарившего. В такой ситуации стоит сказать спасибо, а эмоции придержать.

Что делать?

Понять причину лжи и проанализировать её. Подумать, как можно изменить ситуацию и что нужно изменить в себе (родителям, ребенку), чтобы решить эту проблему.

Столкнувшись впервые с детской ложью, родители теряются и отчаянно пытаются понять, что они упустили в процессе воспитания? Как это могло произойти? Ведь в любой семье из своего чада стараются вырастить честного и порядочного человека. Но часто мама и папа не задумываются о том, что даже незначительная ложь, легкое искажение фактов, которое ребенок каждый день наблюдает в своей семье, со временем становится причиной детского обмана.

Но как бы там ни было, возникают вполне логичные вопросы: что делать, если ребенок врет? Как отучить малыша говорить неправду?

Почему дети врут?

Первое, о чем думают ответственные родители, которых первый раз обманул маленький карапуз, – это то, что они допустили какую-то глобальную ошибку в воспитании. Но прежде чем делать такие выводы, стоит определиться с пониманием детской лжи. Так почему дети врут?

Психологи определяют понятие лжи как сознательное решение предоставить неверную информацию тому, кому она предназначена, без уведомления о своем намерении. Но если ребенок совсем маленький, естественно, никаких злых намерений у него нет, не стоит подозревать малыша в обдуманном искажении информации. В этом возрасте дети живут в мире сказок и, рассказывая фантастические истории или приукрашивая действительность, ребенок воспринимает это как часть правды.

Придумывание историй наподобие встречи с Бэтменом или задушевного разговора с плюшевым мишкой никакого отношения ко лжи не имеют, и волноваться по этому поводу не стоит. Наоборот, нужно радоваться, что у малыша все в порядке с воображением, а также стараться поддерживать и развивать в нем творческое начало.

По большому счету, до четырехлетнего возраста детям нет необходимости врать, они и делать этого не умеют. Если и случаются попытки обмана, то чаще всего это происходит неосознанно, ведь маленький ребенок просто живет, не задумываясь о нравственности своих поступков и действий. Он каждое свое решение считает правильным и думает, что так делают все. Говорит малыш первое, что придет в голову, ведь в этом возрасте у него еще отсутствует так называемая внутренняя речь (способность мысленно проговаривать сказанное). Потому в этот период задаваться вопросом о том, что делать, если ребенок врет, не стоит – это пока не актуально.

Став старше, малыш учится размышлять, стоит ли говорить что-либо или нет. Кроме того, начинают появляться мысли: «Почему взрослые на меня сердятся?», «Что я могу сделать, чтобы меня не наказывали?», «Если похвалили, то чем я могу заслужить повторное одобрение?».

Все мы стремимся к психологическому комфорту – и взрослые, и дети. Потому нет ничего удивительного в том, что малыши начинают говорить неправду, поняв, что таким способом могут сделать свою жизнь проще. Именно с этого момента ложь становится осмысленной и легко может войти в привычку.

Теперь родителям самое время задуматься: почему дети врут и что делать, если ребенок врет? А причины могут быть разными, все они зависят от конкретной ситуации и мотивов, движущих маленькими обманщиками. Самые частые причины детской лжи:

  • Желание казаться лучше;
  • Привлечение внимания;
  • Страх перед наказанием;
  • Стремление оправдаться перед собой;
  • Изучение реакции на обман;
  • Постоянные запреты родителей;
  • Манипуляция;
  • Нездоровая ложь.

Как отучить ребенка врать?

Так что делать, если ребенок врет? Дадим несколько советов, которые могут пригодиться в решении этой проблемы:

  1. Главное – доверие, ведь это основа всех отношений. Постарайтесь понять, что любой малыш достоин уважения и имеет на это право. Поэтому столкнувшись один раз с детским обманом, не стоит каждый последующий раз подвергать слова своего ребенка сомнению. Умение выслушать, а не сразу скептически воспринимать информацию, предоставленную детьми, – качество, достойное умных родителей;
  2. Если ложь незначительна, отнеситесь к ней с юмором. Особенно когда это касается деток, которые только пробуют обман «на вкус» и едва научились отличать настоящее от выдуманного. Реагируя на вранье шуткой, родители включаются в игру и как бы дают понять, что ложь раскрыта;
  3. Как только вы заметили, что малыш соврал, нужно поговорить с ним и объяснить, какие последствия могут быть у этого поступка. Но только делать это следует один на один – ребенок должен вам доверять, а не чувствовать себя униженным;
  4. Детям необходимо понимать, что за серьезный обман их ждет соответствующее наказание. В возрасте 5-9 лет такой воспитательный момент может остановить вранье. И наказывать нужно, ведь разговоры о последствиях поступка, которые так и остаются разговорами, в конечном итоге перестают действовать, а перед родителями опять возникает все тот же вопрос: почему дети врут? Причина тому – безнаказанность. Обманув несколько раз, в какой-то момент ребенок понимает: «Я солгал, и ничего не произошло. Почему бы не сделать это еще раз?» Наказывать следует незамедлительно и всегда соразмерно совершенному проступку. Но, естественно, сама кара не должно отбиться на здоровье или развитии ребенка, наиболее действенное наказание за ложь – это запреты на важные для маленького обманщика развлечения или удовольствия;
  5. Не стоит воспринимать детский обман как конец света, главное – не упустить из виду патологическую ложь, ведь она нуждается в неотложном вмешательстве взрослых. Определить ее не так уж и сложно: патологический лжец не может не обманывать, он врет постоянно;
  6. В попытках воспитать свое чадо честным, родители нередко начинают вести себя несогласованно, не замечая, что ложь в семье – обычное явление. Так откуда же у малыша появится понимание честности и порядочности? Он копирует эту модель отношений, не понимая, что может быть как-то по-другому. Поэтому старайтесь собственным примером научить ребенка быть правдивым;
  7. Ни в коем случае не вешайте ярлыки, называя малыша обманщиком, вруном, лжецом. Это только занизит его самооценку и спровоцирует новый обман.

Ваш ребенок – ваша же копия, поэтому есть смысл помнить, что от честности и искренности в семье, от теплоты и доверительности отношений зависит то, насколько он будет с вами правдив. Помня это, вопрос, как отучить ребенка врать, станет для вас неактуальным.

Заметили за малышом склонность приукрашивать события? Не дайте ему превратиться в патологического врунишку.

Не правду в той или иной степени говорят все: и взрослые, и дети. Для ребенка это нормальная реакция на разные обстоятельства. До 5 лет малыши лгать не умеют. Они еще не отличают, где реальность, а где вымысел, и просто фантазируют. К 7 годам формируется мораль, и ребята уже понимают разницу между добром и злом, правдой и неправдой. И тут многие начинают приукрашивать реальность, стремясь повысить авторитет среди сверстников. С 8 до 10 лет детям свойственно выяснять, у кого богаче родители, новомоднее гаджеты. Не стоит волноваться, дети повзрослеют и перестанут сочинять небылицы.

Если в 12 лет школьник обманывает всех по любому поводу, лучше обратиться за помощью к специалисту. Причина может крыться в психологических проблемах, проблемах в семье. Чтобы не доводить ситуацию до критической, правильно воспитывайте маленького фантазера.

Почему ребенок врет. Причины лжи

Чаще всего за враньем кроется крик о помощи. И в некоторых случаях в этом виноваты родители. Возможно, ваш малыш обманывает, потому что:

1. Боится наказания. Если вы с ним излишне строги, ребенок будет скрывать правду, чтобы избежать гнева.

2. К нему предъявляют много требований. Чем выше планку ставите, тем сильнее дети боятся разочаровать маму и папу.

4. Не доверяет. Если не взаимопонимания, ребенок будет постоянно что-то скрывать.

5. Его часто критикуют. Когда родители вечно недовольны, ложь станет защитой. Школьник будет утаивать плохие оценки.

6. Очень любит вас и не хочет огорчать. Твердите, что хулиганства сводят вас с ума, сильно переживаете из-за разбитой тарелки? Ребенок это запомнит и сделает все, чтобы замести следы.

7. Ему не хватает тепла и заботы. Придуманными историями он пытается привлечь к себе внимание родителей.

Как отучить ребенка врать

Подавайте пример

Последите за своим поведением. Папа, который покупает сыну мороженое со словами: «Только маме об этом не говори», учит обманывать. Следите за своей речью — иногда вы даже не замечаете, что при детях говорите неправду, а ведь они все фиксируют.

До 7 лет научите ребенка разграничивать правду, ложь, фантазию и вымысел

Малыши прекрасно усваивают информацию по книгам и мультфильмам. Возьмите на вооружение рассказ Носова «Фантазеры» или «Тайное становится явным» Драгунского.

Играйте, вместе придумывайте истории, подчеркивая, что все это сказка, не имеющая отношения к реальности.

Не требуйте от ребенка абсолютной открытости

У него могут быть личные секреты. Но сын или дочь должны уяснить, что нельзя лгать о том, что касается их жизни, здоровья, безопасности. Говорите прямо: «Если хочешь, чтобы я тебе доверяла, отвечайте честно. А я хочу знать, где ты, с кем, чем занимаешься, чтобы в случае необходимости тебе помочь». Делать это надо мягко, не настаивая, иначе ребенка замкнется в себе и перестанет вам доверять. Прежде всего, вы должны оставаться ему хорошим другом.

Разоблачайте мягко

Если ребенок явно говорит неправду, вы, конечно, должны вывести его на чистую воду. Скажите просто: «Я расстроена тем, что ты мне соврал». Ругать не нужно. Дети должны чувствовать, что родители на их стороне в любом случае.

Не наказывайте за вранье

Это только усугубит ситуацию, и вы потеряете контакт друг с другом.

Давайте право выбора

Если школьник скажет честно: «Я не хочу идти на занятия» и вы позволите ему остаться дома хотя бы раз, у него не возникнет желания врать про больной живот, чтобы прогулять уроки. Тут важно решить, что для вас более важно и ценно: доверительные отношения со своим ребенком или быть «родителем-занудой».

Не паникуйте

Пока ложь никому не навредила, она не опасна. Но делать вид, что проблемы не существует, не стоит. Надо внушать ребенку, что на хитрости и лжи далеко не уедешь, ничего хорошего в них нет.

Будьте другом своему ребенку и внимательны к его чувствам. Доверительные отношения сблизят вас, и мыслей соврать не появятся.

Статьи по теме: