Что делать если у 8 месячного ребенка. Кризисный период: что должен уметь ваш ребенок в восемь месяцев

К концу 8 месяца малыш вырастает примерно на 3 см и его рост составляет 67-71 см. Мальчики могут расти немного быстрее девочек.

Вес ребенка в 7-8 месяцев

Что касается прибавки веса, то кроха набирает около 500-600 грамм. Может проявиться очевидная разница между малышами разного пола: девчушки могут весить 7,1-9,1 кг, а мальчуганы 7,7- 9,6 кг.

Но иногда в семьях растут довольно крупные барышни, или миниатюрные парни. С возрастом генетика возьмет свое и из пампушек вполне могут вырасти стройные красавицы, а из маленьких ребят крепкие симпатяги.

Прививки в 7-8 месяцев ребенку

На 8 месяце малыша не прививают (согласно принятого ), вакцинация возможна, если ребенок проходит эту процедуру в рамках индивидуального графика, либо когда вы наметили проведение дополнительных прививок.

Как выглядит ребенок на восьмом месяце жизни

Перед вами вполне сознательный смышленый малыш. Несмотря на приятные округлости, кроха очень подвижный и активный. У него гладкая кожа, круглые розоватые щечки, пухленькие пальчики и складочки.

Что умеет ребенок в 7-8 месяцев

  • Переворачивается

В этом возрасте малыши уже полностью освоили переворот со спины и обратно, а также научились вертеться в обе стороны. Лежа на животе, малыш приподнимается на живот, приподнимает и по-пластунски подтягивает собственное тело, чтобы схватить игрушку.

Шалун свободно регулирует положение головки, чтобы к чему-то прислушаться или рассмотреть интересующий предмет. Малыш забавно укладывается на бочок и уютно мостится перед сном - учится владеть своим телом.

  • Прыгает

Если вы будете держать малыша под мышки, он с удовольствием начнет подпрыгивать и пружинить в ваших руках. Ребенку доставляет особое удовольствие присаживаться в самый низ и выталкивать свое тело силой собственных ножек. Дети очень любят подобное развлечение, потому приготовьтесь к тому, что совсем скоро вы сможете гордиться невиданной силой своих рук.

  • Ползает

Скорее всего ребенок уже освоил свой собственный способ ползания, довольно быстрый. Он может попеременно перебирать руками и ногами, а может подтягиваться на двух ручках сразу, подминая ноги под себя.

Некоторые детки проявляют чрезмерный интерес к путешествию по лестнице вверх. Ребенку доставляет особое удовольствие то, что он «убегает» от мамы и взбирается к недостижимым ранее высотам. Подобное приключения захватывает дух и многие детки проявляют невероятный восторг от собственных успехов. Разобраться в том, как можно спуститься вниз малыш пока не понимает, поэтому он может просто спустить ноги вниз по типу, как нужно съезжать с горки. Задача взрослого сводится к тому, чтобы следить за тем, чтобы ребенок не скатился вниз и не ударился. Чаще забирать малыша с самой верхней ступени, и страховать его на пути к вершине придется именно вам.

Если малыш не ползает, бить тревогу рано, вполне возможно, он сразу .

  • Шагает

Сидя на попе, малыш довольно ловко подтягивается на ручках. На одном месте он сидит совсем недолго и как только хочет взять, что-то на возвышении, подтягивается, встает и делает пару шагов, держась за быльца, диван, или мамину руку. Часто в качестве опоры малыши выбирают просто ближайший к ним предмет. Иногда в ход идут неустойчивые или не совсем подходящие для этого вещи, например, низкий табурет, таз с бельем или домашний кот, потому малыш рискует не удержаться и упасть.

В Мамином Магазине можно купить с нескользящей подошвой (безопасность и устойчивость гарантирована).

  • Правильно держит предметы

Ваш малыш досконально освоил ранее сложный «пинцетный захват» двумя пальцами - большим и указательным. Теперь мелкие предметы легко попадают в крошечные ручки и прямиком в рот для изучения. Поэтому если раньше вы еще могли позволить себе немного расслабиться в плане крошек или бусинок, то теперь нужно всегда быть начеку. Имейте ввиду что ребенку очень интересны бытовые предметы, поэтому он с удовольствием выковыряет кнопки из пульта управления или залезет в ваш кошелек, поживиться монетками. Ребенок также с удовольствием рвет бумагу на мелкие кусочки и разбрасывает ее повсюду. Помните, что маленькие кусочки бумаги также могут быть незамедлительно проглочены. Поэтому в первую очередь берегите малыша, а также книги и важные документы.

Ребенок крепко держит предметы в обеих руках, он перекладывает, пересыпает, мнет то, что попало в его цепкие пальчики.

  • Многое узнает и понимает

Ваш малыш очень взрослый, он знает свою семью, привычные процессы (гулять, купаться, спать, кушать), части тела и знакомые предметы. Ребенок веселится, если любимого или пупсика вы неожиданно перевернете верх тормашками. Для него, смешно болтающиеся лапы или голова куклы означают все те же игрушки.

Если вы позовете кроху по имени, он обернется, назовете человека, вошедшего в комнату, ребенок посмотрит его сторону. Когда попросите показать или подать знакомый предмет, малыш станет искать его глазами, а заметив, обрадуется тому, что все, что ему знакомо на месте и никуда не исчезло.

Малыш внимательно следит за движением вашей руки, особенно, когда вы хотите что-то скрыть с его глаз. Он уже может запомнить, куда именно вы положили телефон, который брать , и настойчиво стремится именно к этому месту.

  • Играет в прятки

Сейчас малыш осознает, что игра в прятки - это интересно, он с удовольствием ищет то, что вы просите, в том числе маму или папу. Он может сам забавно прятаться под одеялом, выставляя попу. Ребенок хорошо владеет своим телом, поэтому легко выбирается из-под простыни, либо сбрасывает шляпу, которую вы на него наденете.

Ребенку нравится выглядывать из-за угла, призывая вас к участию в его поисках.

  • Не любит одеваться

Смена одежды пожалуй один из самых нелюбимых процессов всех детей. Малыши вертятся, переворачиваются со спины на живот, стягивают шапку. Можно сказать, что всеми возможными способами маленький хулиган пытается избежать переодевания и стремится удрать.

Часто детвора с хитрым выражением лица, сбрасывает носочки. Последнее можно наблюдать по сто раз в день, это становится тренировкой маленьких ножек и своеобразной игрой, ведь мама почему-то очень быстро находит носки и возвращает их на любимые пяточки.

Вам сильно облегчит жизнь удобная и практичная одежда для крохи. В Мамином Магазине можно выбрать и купить:

  • и с удобными кнопочками;
  • яркие ;
  • Различает текстуры и свойства предметов

Маленький человек постепенно осознает, что пол гладкий и холодный, а ковер - теплый и пушистый. Мамина красивая шуба пушистая, как котик, а смешная папина щетина колючая, как щетка. Чай горячий, а каша вязкая, вода мокрая, а песок - сыпучий. Плюшевая игрушка мягкая, а погремушка - твердая, ей можно стучать, извлекая разные звуки. Стучать можно громко или понемножку - тихо. Из таких простых и понятных вещей постепенно складывается прекрасный мир глазами ребенка.

  • Сам ест и пьет

Пока что «сам» - это весьма условно. Но настойчивое желание держать ложку и попытки отправить кашу именно в рот, а не в нос будет присутствовать и даже нарастать. Ребенок может самостоятельно пить из поильника, держа его обеими ручками.

Может появиться еще один забавный навык, попытка повторять за мамой все ее движения во время кормления. Малыш хватает ложку, набирает порцию еды и отправляет ее в рот маме, угощает.

Это замечательно, у вас растет настоящий помощник.

Будьте внимательны, во время такого кормления, ребенок ненароком может направить пластиковую вилку прямо маме в глаз - из личного опыта.

  • Изучает «отходы производства»

Малыш уже достаточно сообразительный, и если ему неприятно лежать или сидеть в грязном подгузнике, он постарается снять его любой ценой. Это означает, что содержимое может оказаться где угодно, и в том числе в ладошках маленького чистюли. Ребенок совершенно не понимает «масштабов трагедии», и не разделяет негодования взрослых. По мнению малыша это всего лишь интересная субстанция, которую можно мять и размазывать. Тоже самое можно сказать и о лужах, которые малыш еще долго будет оставлять по всей квартире.

Многие люди считают, что в этом возрасте необходимо срочно приучать ребенка к горшку. Мы не разделяем такого мнения, потому что здоровый малыш имеет полное право справлять нужду на горшке после достижения 2 лет. Именно в этом возрасте дети понимают истинное предназначение данного предмета и обучаются процессу быстро и с удовольствием.

Конечно, можно задаться целью и начать обучение уже сейчас, чтобы потом хвастаться перед другими родителями важными достижениями. Но зачем? Даже если малыш исполнит ваши «предписания» и освоит горшок, он будет делать это чисто автоматически, как дрессированный щенок. Но ведь задача мамы дать несколько другие знания. Важно, чтобы малыш понимал причинно-следственные связи, а в первую очередь умел контролировать собственное тело. До двух лет, это в принципе невозможно. Поэтому все дети, которые ходят на горшок раньше двух лет, делают это для мамы, не для себя. Если вам очень хочется осваивать горшок уже сейчас, начните, но имейте ввиду, что наказывать малыша за то, что он проигнорировал данное приспособление и испачкал штанишки, не только бессмысленно, но и вредно.

Пора присмотреться к покупке , чтобы малыш начинал привыкать к этому предмету в доме, знал его место и предназначение.

  • Копирует действия взрослых

В ближайшее время вам предстоит жить в настоящем театре пародий. То как взрослые держат телефон, перебирают экран пальцами, красят губы, стучат молотком, складывают вещи или моют посуду, все подлежит немедленному сканированию. Ребенок «снимает» взрослые жесты и стремится реализовать их, сопровождая характерным интонированием лепета.

Поэтому обращайте внимание в первую очередь нас свое поведение, чтобы потом не удивляться, откуда у ребенка такие познания или словечки в лексиконе.

  • Играет

Можно сказать, что у мамы появилось 10-15 минут тишины и безделья. Именно на такое непродолжительное время малыш может увлечься своим важным делом. Он перебирает предметы, складывает разноцветные емкости одну в другую, пытается нанизать пирамидку или достать содержимое из мешочка. Таким образом, малыш определяет порядок вещей и положение предметов в пространстве.

Не удивляйтесь, все, что малышу удается схватить, тут же направляется в рот для детального изучения. На данном этапе развития это главный способ определения формы, фактуры и других свойств предметов. Главное, чтобы маленький исследователь не подавился или не проглотил что-то вредное.

Если во время игры ребенка что-то отвлечет, то со временем он снова сможет вернуться к прежнему занятию. Малыш неплохо различает основные цвета и наощупь определяет формы игрушек. Теперь вы можете говорить: «Дай мне красный мячик», или «А где у мишки синий бантик», малыш с удовольствием продемонстрирует вам свои познания.

Особое удовольствие доставляет ребенку возня с бытовыми предметами. Кастрюля с маленькими ложками, небольшим половником крышечками и пластиковыми чашками - то, что нужно. Самое главное, чтобы эти предметы не возможно было сломать, разбить или отгрызть небольшой кусочек. Вы можете столкнуться с тем, что для игры ребенку понадобится именно та кастрюля, которая нужна вам для приготовления пищи. Не жадничайте и поделитесь, ваш малыш изо всех сил старается быть похожим на вас.

Также шалуну нравится бросать игрушки на пол и наблюдать за тем, как вы их поднимаете и кладете на место. Это занятие может продолжаться до бесконечности, точнее пока у мамы не сдадут нервы. Ребенку нравится разбрасывать содержимое ящиков, особенно если они легко доступны. Поэтому в сотый раз проверьте, нет ли в них потенциально опасных предметов.

В жизни малыша могут появиться любимые игрушки, часто музыкальные. Ребенок постоянно требует, чтобы их включали и забавно пританцовывает в такт мелодии. Учтите что большое количество игрушек мешает концентрации ребенка, распыляет его внимание. Поэтому если игрушек в доме много, каждый день выбирайте 2-3 и предлагайте их малышу, на следующий день прячьте отработанный материал и предлагайте новый. Не ждите, что ребенок будет учиться всему сам, в освоении новых знаний, как и жизни в целом, ему нужна мама.

Ребенок любит потешки, короткие стишки и песенки. Он с удовольствием расправляет ладошки для игры в «сороку-воровку», делает «ладушки», «шарики-фонарики», ку-ку, «полетели-полетели на головку сели», машет гостям на прощание. Все эти забавные действия нравятся малышу и он с каждым днем оттачивает новые знания и умения на радость молодым родителям.

Так как за эти 8 месяцев набралось уже большое количество игрушек, то пришло время покупать в Мамином Магазине , запасные , куда отлично поместятся и , а так же новые развивающие и . Чтобы покупки были для вас максимально приятны и доступны, мы обеспечиваем быстрое и приятное обслуживание .

  • Проявляет характер

Малыш понемногу осознает, что он тоже может выражать свои предпочтения и понимает, как добиваться от мамы исполнения своих желаний.

Вас может удивить, что ребенок активно выражает протест и оказывает настоящее сопротивление, если что-то идет не по его плану. Это нормально, ведь перед вами растет и развивается новая сильная личность и очень важно не подавить ее своим авторитетом и излишними запретами.

Переключайте внимание малыша, ведите его сами и следуйте за ним, а не упирайтесь, чтобы доказать, кто тут главный. Безусловно, ребенку нужно объяснять почему именно вы не можете разрешить ему трогать те или иные предметы, но перед этим не забудьте сказать о том, что вы понимаете, как сильно малышу этого хочется. Так вы позволите малышу разделить «горе запрета» с мамой или папой.

Помните также о том, что все детки разные по , и это во многом определяет его поведенческие реакции и предпочтения.

  • Улыбается себе в зеркало

Наверняка ребенок уже не раз заглядывал в зеркало, с удивлением наблюдал за собой, действиями папы или мамы, если они держали его на руках. Но именно сейчас к малышу приходит первое понимание, что симпатичный человек «за стеклом» - это он сам.

  • Обижается

Ваш повышенный голос, сердитый тон, недовольный взгляд или одергивания малыша, когда он шалит, могут не на шутку расстроить или даже испугать ребенка. Он чувствует родительское раздражение и принимает все на свой счет. Вы можете наблюдать смешно надутые губы, насупленные брови, полные слез глаза. Теперь определить причину детского плача становится гораздо легче. Скорее всего о глубокой обиде вас оповестят опущенные плечи, недоумевающий взгляд и сдержанные рыдания.

Что может беспокоить ребенка в 7-8 месяцев

  • Повышенная тревожность

Обычно на 8 месяце с малышами происходит нечто странное. Общительный до этого периода ребенок начинает требовать постоянного внимания матери. Он ни за что не хочет оставаться с кем-то из членов семьи, плачет и настойчиво просится на руки к маме. Некоторые женщины не могут даже на минутку выйти из комнаты. Малыш постоянно держит маму в поле зрения и закатывает истерику каждый раз, когда она исчезает.

Родители и родственники недоумевают, думая, что ребенок деградирует, а его развитие тормозится. Еще месяц назад он был таким общительным, а теперь интересуется только мамой. На самом деле это и есть важная часть младенческого развития. Мама - определенная константа, которая говорит, что у ребенка априори есть любовь, еда, забота, защита и пр. А если мамы нет, то что?

До малыша «дошло», что с уходом мамы все эти приятные, очень важные и нужные вещи могут исчезнуть. Ребенок не чувствует времени и те 15 минут пока вы ходили за хлебом могут казаться ему вечностью.

  • Чужие

Малыш избегает и даже боится чужих людей. К чужим снова относятся и близкие родственники, которые появляются в доме довольно часто. Несмотря на общение с ними до этого возраста, сейчас ребенок может отстраниться от любимых бабушек и находить утешение лишь на руках у матери. Часто у гостей это вызывает обиду и возникают ссоры по типу «Мама ребенка нам его не дает». На самом деле, мама тут вообще не причем.

Сейчас ребенок чувствует себя защищенным только рядом с мамой, а еще лучше у нее под грудью. Она определил свои границы и как бы очерчивает круг собственной безопасности, за пределами которого малышу очень страшно. Этот страх настолько силен, что практически граничит с паникой. Поэтому передавать малыша из рук в руки, кому бы то ни было, нельзя ни в коем случае. Особенно, если при этом он заливается горькими слезами.

Относиться к подобным проявлениям нужно спокойно, но настойчиво держать оборону и быть на стороне ребенка. По возможности, не оставляйте малыша с другими людьми.

Напряженная ситуация сохранится на какое-то время, но естественно, что необщительность малыша вовсе не навсегда. Если сейчас вы позволите ребенку быть рядом с вами столько, сколько нужно для его спокойствия, можете быть уверенными в том, что постепенно его доверие к окружающему миру и другим людям восстановится. Покажите малышу, что наша жизнь прекрасна, добра и удивительна. Улыбайтесь, доброжелательно общайтесь с другими людьми и находите позитив во всем, что вас окружает.

  • Бытовые предметы

Поскольку ребенок на 8 месяце жизни может испытывать общее напряжение, он начинает бояться новых звуков или предметов. Например, шумно работающий пылесос, стиральная машина, фен или дрель, вызывают у детворы неподдельный ужас. Вам нужно набраться терпения и каждый раз разъяснять трусишке что именно вы собираетесь использовать и с какой целью. Прежде чем включить бытовой прибор на виду у малыша рычите или жужжите, чтобы подготовить его к предстоящему шуму.

Имейте ввиду, что наряду с беспокойством ребенка могут интересовать окружающие предметы, особенно те, которые открываются и закрываются, например, холодильник или раздвижной шкаф. Также ребенок приходит в восторг от бытовой техники, оснащенной привлекательными кнопочками и отверстиями. Поэтому оглядитесь вокруг, не сможет ли малыш прищемить пальчик, или настроить технику исходя из собственных предпочтений.

Например, дочь моей подруги, которой сейчас 15 лет, в возрасте 8 месяцев засунула в приемник для видеокассет резиновый вьетнамок. Мой муж не смог назвать эту неожиданную находку приятной.

  • Зубы

Процесс появления молочных зубов - испытание для молодой семьи. Одни проходят через него, постоянно вытирая детские слезы, другие сбивая температуру. В любом случае этот естественный процесс неприятен ни вам ни ребенку. Изменить этого нельзя, можно только смириться и правильно воспринимать все особенности прорезывания зубов.

На этом этапе у малыша уже выросли от 4 до 8 зубов, но бывают небольшие отклонения от графика. Сейчас малышу полезно укреплять десны, это значит, что может становиться чуть тверже, чтобы ребенок как следует пережевывал пищу, сдавливал ее деснами, а если зубки уже есть, то и грыз.

  • Новое место

Перемены в привычном укладе смущают и даже пугают малыша. Он испытывает серьезное беспокойство по отношению ко всему новому, например, если купается в незнакомой обстановке, обедает за чужим столом, ложится спать не в свою кровать.

Если временная смена места жительства состоялась, старайтесь сохранять временные рамки для проведения всех необходимых процедур: кормления, купания, отхода ко сну. Вы должны быть готовы, что ребенок может начать капризничать без повода. На самом деле повод есть, малыш пребывает в состоянии стресса, поэтому будьте рядом, чтобы его уверенность в собственной безопасности восстановилась.

  • Прикорм
  • Мужчина - это тот кто принимает решение, не боится брать на себя ответственность, помогает и защищает. Безусловно, этот список можно расширять, но основные задачи «самца» заключаются в том, что он главенствует в семье, обеспечивает ее комфорт и защиту.

Это не означает, что мужчина только зарабатывает деньги, или становится бездельником, раздающим команды. Его роль также не сводится к "размахиванию дубиной" в случае опасности. Нет, речь идет о внутренней уверенности мужчины в себе и самодостаточности, которая позволяет ему быть сильным внутренне и мужественным.

Это прививается в детстве, когда крошечный мальчик делает простые, но важные вещи, которые помогают его маме - женщине, хоть на секундочку становиться слабой, когда он - такой сильный и мужественный приносит ей сумку или помогает сложить вещи.

  • Женщина - она красива, ухожена, притягательна, приятна, легка и остроумна. Именно женщина создает семейную атмосферу, в которой мужчине комфортно и он искренне желает заботиться и защищать это слабое, хрупкое создание.

Подобные характеристики вовсе не преуменьшают роль женского интеллекта и ума, наоборот, умная женщина не пилит, не придирается и не устраивает скандалы. Она выглядит и ведет себя так, что позволяет мужчине реализовываться и с удовольствием заботиться о ней, опекать ее и защищать.

Но современном обществе все смешалось, некоторые мужчины «сидят на шее» у своих мам или жен, а женщины «пашут» на работе, чувствуя себя подавленными и несчастными.

Это вызвано тем, что большинство родителей постсоветского пространства, либо были вообще скупы на похвалу, либо захваливали мальчиков по любому поводу. А девочкам было совсем не просто, они не могли чувствовать себя красивыми, воздушными принцессами, они должны были похвалу заслужить. Убрала, сварила суп, постирала - молодец! Надела нарядное платье - чего вырядилась! Подобное воспитание стимулировало мужскую безответственность и «забивало» природную женственность.

В некоторых семьях подобные ошибки воспитания сохраняются и сейчас. В результате вырастают слабые, трусливые мужчины и сильные, но несчастные женщины, которые всю жизнь трудятся, стараются "быть хорошими", чтобы заслужить одобрение.

Поэтому, помните, что когда мальчик получает похвалу за то, что он помог маме (подал ложку, притащил подушку, убрал игрушки, вымыл руки и пр.) - он совершает поступок. Т. е будущий мужчина берет на себя ответственность за свои действия и это заставляет чувствовать себя сильным, главным. Подобные ситуации также учат его быть последовательным, выполнять обещанное, соответствовать ожиданиям.

Похвалы для мальчика: сильный; настоящий мужчина; чемпион; мой помощник; я так тобой горжусь; мне было так сложно, а ты все исправил; ты так много сделал; ты очень талантливо выступил/нарисовал; ты здорово придумал; ты отлично сложил; я еще попрошу тебя спасти меня и пр.

Что касается девочек, то их нужно хвалить за вещи, которые могут показаться весьма банальными. Например, ваша дочь расчесала волосы - моя ты красавица! Она сама оделась - какая ты умница!

Если в семье растет девочка, в вашей речи должны появиться слова: Принцесса, волшебница, куколка, обворожительная, любимая, солнечная, чудесная, танцовщица, сообразительная, талантливая, ах ты моя проказница, хохотушка, художница, хозяюшка и пр.

Есть еще несколько важных правил:

  • Хвалите детей, но не захваливайте.

Если сейчас, когда малыш совсем крошечный, он будет восприимчив к каждому вашему слову, то со временем, некоторые похвалы перейдут в разряд вещей, которые ребенок перестанет слышать, особенно по отношению к бытовым процессам. У ребенка должны появиться определенные «рефлексы», например на то, что если игрушки и вещи разложены по местам, а посуда помыта - это нормально, а не причина для восхищенных возгласов и праздника в семье. Поэтому похвалы в более старшем возрасте должны быть действительно заслужены.

  • Не ругайте за неумение.

Никогда не ругайте малыша, если у него что-то не получилось потому что он проявил неуклюжесть. Родители, которые неистово орут на своих детей за то, что те что-то уронили, разбили, разлили, разбросали, не понимают, что таким образом они надолго, если не навсегда лишают малыша уверенности в собственных силах, губят его желание что-то исследовать, узнавать.

Некоторые люди могут посоветовать вам сделать несколько «полезных» покупок, которые по их мнению сильно облегчат вам жизнь. Чаще всего подобные рекомендации касаются родителей, у которых малыши очень активны, либо тех, чьи детки научились вставать на ножки. Окружающим кажется, что первых детей непременно нужно оградить от мира, посадив в манеж. А вторых - срочно научить ходить, определив их в специальные ходунки на колесиках.

И манеж и ходунки, наверное были бы не плохими изобретениями, если бы родители использовали их минут 15 в день. Например, мог бы сослужить хорошую службу для , которые не могут или не хотят возить объемную или складную кроватку с собой.

Но в реальности такого правильного использования этих аксессуаров не происходит никогда, и маленький человек вынужден отклоняться от естественного развития, сидеть запертым в манеже, вместо познания мира, либо «бесстрашно шагать» тогда, когда его возрастные физические данные к этому событию совершенно не подготовлены.

Поэтому, все что тормозит или чрезмерно перегружает развитие ребенка лучше вообще не использовать.

Что спросить у педиатра на 8 месяце жизни ребенка?

Если в этот период вы планируете встречу с доктором, заготовьте стандартный перечень вопросов, например:

  • Как доктор оценивает общий уровень развития малыша?
  • Нужно ли сдать какие-либо анализы или пройти обследования?
  • Нужно ли обратиться к специалисту, чтобы провести сеансы ?
  • Как врач оценит ваши успехи в освоении первого прикорма?
  • Нет ли предпосылок к развитию или ?

В возрасте 8 месяцев малыш становится более активным и любознательным, его речь наполняется множеством новых звуков, а игры отличаются большим разнообразием – кроха интенсивно развивается. На этом этапе закладываются основы для дальнейшего формирования речи, моторики, психики и физиологии. Каждого заботливого родителя волнует вопрос: что должен уметь делать кроха? Все младенцы развиваются по-разному: кто-то к 8 месяцам уже пытается совершить первые самостоятельные шаги или произнести отдельные короткие слова, другие же продолжают передвигаться только ползком и лишь издают звуки. Однако существуют обобщенные нормы (обычно их описывают в специальных таблицах), характеризующие умения и развитие малышей.

В 8 месяцев ребенок активно развивает новые навыки и пытается копировать поведение взрослых

Активность и физические способности

К 8 месяцам мышечная система ребенка становится крепче, а двигательные навыки - совершеннее. Большинству малышей удается удерживать равновесие, они приподнимаются и могут стоять, придерживаясь за опору. Если кроха падает на пол, не стоит бояться – он просто еще не понимает, как аккуратно присесть, его придется этому учить. Некоторым малышам к 8 месяцам еще не удается вставать на ножки, они даже ползают неуверенно, но поводов для беспокойства не должно быть – после 9 месяцев кроха окрепнет и всему научится. Обычно мальчики активнее ведут себя и быстрее растут, чем девочки.

В 8 месяцев у ребенка сформированы следующие навыки:

  1. большинство детей активно и уверенно ползают, а некоторые встают, опираясь ручками на какой-то предмет, пытаются делать маленькие шаги;
  2. малыш должен самостоятельно садиться из положения лежа и возвращаться без посторонней помощи в исходное состояние;
  3. сами переворачиваются с животика на спинку и обратно;
  4. дети могут хлопать в ладоши, махать взрослому ручкой;
  5. могут брать небольшие предметы, игрушки двумя пальчиками и удерживать их в руке;
  6. тянутся ручками за игрушками, показывают на предметы пальчиком;
  7. бросив игрушку, обязательно следят за ее траекторией взглядом;
  8. у малыша получается ставить игрушки (например, кубики) друг на друга, толкать их и тянуть или катить к себе;
  9. ребенок самостоятельно способен снимать носок с ноги;
  10. малыш откусывает и пережевывает мягкую пищу, пьет из кружки.

Эмоциональное развитие и коммуникация

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

На 8 месяце жизни происходит большой скачок в развитии психики ребенка (подробнее в статье: ). Теперь кроха ярче проявляет свои эмоции, стремится к контактам с окружающими, лучше распознает интонацию и речь.

Основные навыки малыша:

  1. в этом возрасте роль мамы в жизни малыша значительно возрастает, он постоянно ищет ее глазами, остро переживает разлуку с ней, никто из родственников не способен заменить ее крохе;
  2. ребенок быстро идет на контакт с другими людьми, если видит их доброжелательность, улыбается им в ответ, тянется ручками;
  3. остро реагирует на громкие звуки, иногда даже пугается, услышав их;
  4. проявляет живой интерес к новым предметам, показывает на них пальчиком (если не получается дотянуться), пытается взять их, пощупать или погладить, стремится открыть шкафы, холодильник, окно;
  5. кроха теперь сам может находить себе занятия и уделять им некоторое время, если ребенка отвлечь, то через несколько минут он возвращается к прежней игре;
  6. малыш лучше отзывается на просьбы, различает интонации, может обижаться на запреты;
  7. способен видеть и узнавать предметы под разным углом зрения и на расстоянии;
  8. ребенку удается управлять и манипулировать предметами, игрушками, он с легкостью различает их по цвету, форме, фактуре;
  9. малыш с интересом смотрит на свое отражение в зеркале, улыбается ему;
  10. для ребенка на данном этапе важно чего-то добиться и достичь цели, он остро реагирует на неудачу или наоборот радуется своему успеху, задача родителей – поддерживать кроху и подбадривать его похвалой;
  11. появляются первые манипуляции близкими, но родителям необходимо правильно реагировать на них – не поддаваться и объяснять крохе, что существуют и запреты.

Малыш настойчиво требует сотрудничества от взрослого, не получив его, может обидеться и расплакаться

Уже в этом возрасте закладываются основы будущей личности, поэтому родителям стоит очень внимательно следить за своей речью и поведением. Ребенок замечает и понимает гораздо больше, чем кажется на первый взгляд.

Сводная таблица базовых умений малыша в 8 месяцев

Сфера развития Что происходит?
Двигательная активность Держась за опору, пытается вставать на ножки, сидит хорошо, не теряя равновесие. Подолгу ползает, изучая пространство вокруг.
Действия с предметами Подолгу играет с игрушками. Если обе ручки заняты, а взрослый дает малышу еще одну игрушку, то бросает ненужную, чтобы взять то, что дают. Любит вынимать детали, снимать крышечки, вынимать предметы из коробки. Знает и показывает такие действия, как «пока» и «ладушки».
Навыки Пьет из чашки, которую держит взрослый. При этом сам старается придерживать ее. Ест кусочек фрукта или хлеба, держа в его в руке.
Эмоции Расположение к окружающим пропадает. Наступает кризис 8-ми месяцев: обостряется чувство привязанности к близким членам семьи, других воспринимает настороженно и застенчиво (подробнее в статье: ). При этом от родных ждет сотрудничества: хочет, чтобы ему все показывали-рассказывали, подносили к интересующим вещам.
Речь Громко и четко произносит серии слогов (ай, аля, хэ, адять, адеде, бидеде, баба). Но соотнесения слогов с определенными понятиями еще нет.
Интеллект Действия носят целенаправленный исследовательский характер. Учится предвосхищать события. По несколько раз пробует сделать то, что не получилось. В 8 месяцев у малыша усиливается чувствительность к звуковому сопровождению: голосу мамы, музыке.

Освоение простых двигательных навыков осталось позади, теперь кроха сосредотачивается на мире предметов, старается стать более мобильным - делает первые попытки переступать, держась за опору

Как понять, что кроха развивается правильно?

С целью убедиться в том, что развитие ребенка соответствует нормам, родители могут провести тест:

  • младенец должен различать и узнавать на фотографиях родителей и близких, пытаться назвать их, произнося слоги;
  • если положить рядом с малышом небольшой предмет, тот должен ухватить его двумя пальчиками;
  • во время игры в прятки кроха, увидев лицо взрослого, обрадуется ему и рассмеется;
  • при попытке забрать игрушку, которую малыш держит в ручке, тот предпримет усилие, чтобы вернуть ее себе;
  • у ребенка в таком возрасте одинаково хорошо развиты обе ручки, когда он в одной руке держит игрушку, можно дать ему еще один предмет, и кроха попытается схватить его другой рукой;
  • если сидящего младенца накрыть пеленкой, он попытается снять ее с себя;
  • в 8 месяцев малыш умеет копировать действия других людей, повторяет за ними движения;
  • когда малыш лежит в кроватке, можно показать ему игрушку на расстоянии, он должен потянуться за ней, самостоятельно привстать и сесть;
  • если крохе назвать несколько знакомых ему предметов, тот начнет их искать глазами и указывать на них жестами.

Родителям обязательно стоит забеспокоиться и обратиться за помощью к специалистам, если в 8 месяцев малыш:

  • не стоит на ножках, когда его придерживают или под руками есть опора;
  • не садится, не ползает, не способен переворачиваться и не старается встать;
  • не произносит отдельные звуки, не «агукает», на лице не проявляются эмоции;
  • не тянется к предметам, которые ему дают, не удерживает их пальчиками, не умеет перекладывать их одной руки в другую.

Ребенок в этом возрасте должен узнавать привычные предметы и реагировать на них, уметь произносить по слогам соответствующие им слова

Подведение итогов

К возрасту 8 месяцев большинство малышей умеют пользоваться жестами для общения - например, показывают пальчиком на интересующую их вещь, тянутся за нужными им предметами. Кроха начинает проявлять повышенное внимание к окружающему пространству: активно ползает, хватает ручками все, что ему попадется, и засовывает это в рот. Родителям необходимо следить за безопасностью, обращая внимание на некрупные предметы, которыми ребенок может подавиться. У малыша хорошо получается удерживать мелкие вещи и игрушки, зафиксировав их между большим и другими пальчиками (противостояние большого пальца).

К этому возрасту ребенок способен узнавать родителей и других близких, отличать их лица, тогда как появление незнакомых может вызвать у него испуг или плач. К чужим людям младенцы относятся настороженно, но могут и улыбнуться, заметив хорошее отношение к себе. По отношению к каждому взрослому малыш уже выстраивает свою линию поведения.

В этот период нежелательно оставлять ребенка наедине с чужими (няней, подругой), если только он не успел ранее привыкнуть к человеку. В отсутствие мамы малыш все же испытывает определенный стресс, больше пугается и капризничает.

Речь ребенка обогащается новыми звуками, некоторые даже произносят слоги и подобия слов. Малышу нравится слушать сказки, стихотворения, потешки, песни. Родителям на этом этапе необходимо побольше общаться с ним, проговаривая каждое свое действие, рассказывая об окружающих вещах: игрушках, еде, одежде. Все слова должны произноситься правильно и полностью, так как кроха запоминает новую информацию. Эти же рекомендации дает в своих видео-беседах доктор Комаровский.

Ребёнок в 8 месяцев уже умеет делать достаточно много. Его действия осознаны, он более активный. Лежать уже неинтересно, множество эмоций переполняют. Возникает великое многообразие звуков, могут появиться первые слова. Но на фоне такой активности родители задумываются, а правильно ли их малютка развивается? Стоит помнить, что все детки индивидуальны, но всё же есть общепринятые стандарты, по которым и определяют уровень развития.

Физическое развитие

8 месяцев период, в который многие уже садятся самостоятельно. Даже лежать на животике крайне неинтересно, ручки, на которые они опирались раньше, теперь совершают множество манипуляций. Они берут игрушки, стучат ими друг об дружку, возвращают в исходное положение перевёрнутые предметы. Многие ползают, потягиваются из сидячего положения. Некоторые активисты могут потихоньку встать, держась за опору. Особенно часто ей становится спинка кроватки. Из-за незрелости нервной системы, которая не успевает за физическим развитием, родителям часто приходится нормализовать сон малютки. Всё дело в том, что даже во сне неосознанно карапуз пытается встать, поползти, сесть в кроватке.

В восемь месяцев кроха с интересом включается в игру. Он с удовольствием прячется за маленькими ладошками, радуется, когда катается машинка, даже сам пытается её покатать. Неуклюже берёт ручками мячик и катит его по полу или кидает. Несколько занятий могут заинтересовать его одновременно. И когда малютку отвлекут от игры, через время он вновь к ней вернётся. Это период, когда дитя всё ещё ищет поддержки у родителей при нежданных событиях. К примеру, от незнакомых людей. Но есть и другая масса непосед, которые, не отпуская маму, с живым интересом рассматривают посторонних людей. Таких меньшее количество, и родители для тех и других являются основой.

Психология крохи

Разнообразие собственных эмоций и понимание окружающих делают малыша участником радостных и печальных событий родственников. Они способны сопереживать и плакать, если рядом плачет дитя. Но плохое настроение мигом может сменить улыбка и смех, так как дети быстро переключаются.

8 месячный карапуз больше всего боится потерять маму. Он теперь многое осознаёт и может закатить настоящий скандал, если родная мама куда-то отлучилась. В этом случае нельзя настраивать чадо против окружающих, объяснять терпеливо. Конечно, на это может уйти не один месяц, но результат будет, если что-то делать.

Кроме этого страха может появиться страх работающей бытовой техники. Даже если включённого дома пылесоса кроха не боится, то у бабушки может испугаться. Произойдёт это потому, что другой издаёт более шумный звук. Поэтому не стоит включать технику неожиданно, нужно терпеливо объяснять, для чего этот предмет создан. А включать лучше, когда дитя находится на руках, сочетая это различными прибаутками. Ну а если есть возможность отнести его в другую комнату и оставить с кем-то из родных, лучше так и делать. Это поможет избежать лишних стрессов.

Малыш способен различить речь взрослых, любит, когда ему поют и читают. С любопытством рассматривает книжки. Ищет глазками игрушку, когда её называют. Лепет 8 месячного грудничка содержит многие звуки родного языка. И тут можно услышать первые долгожданные слова. Чаще всего они относятся к близким людям: «ма-ма», «па-па», «ба-ба». Деда появляется немного позднее, так как эти буквы сложнее для восприятия крохи.

Навыки

Сравнивая умения своего малютки с общими данными, не стоит впадать в панику, если он не подходит под какие-то рамки. Развитие деток индивидуально. И если карапуз родился недоношенным, то ориентируйтесь на ту дату, когда ему исполнилось бы 8 месяцев, если бы он родился вовремя.

  • Переворачиваться со спинки на животик и обратно.
  • Самостоятельно садиться и ложиться.
  • Держась за опору, вставать. Но далеко не все способны на этот подвиг.
  • Особый интерес вызывают игры с подражанием взрослым.
  • Слушают то, что им рассказывают с большим интересом. Важно читать стихи и сказки с активным выражением, это привлечёт внимание карапуза.
  • Нанизывать кольца на стержень, поэтому хорошо иметь игрушку под названием «пирамидка». Повторяет, когда взрослый катает мячик, укачивает куклу, сопровождая звуками.
  • Рассматривая семейный альбом, умеет найти себя на фотографии. Радуется, когда видит себя в зеркале, понимая, что это он.
  • Возвращается к незаконченному заданию.
  • Издавать большое количество звуков и слогов. Возможно, произношение первых слов.
  • Пить самостоятельно, пытаться держать ложку.
  • Весёлая музыка очень забавляет, делает под неё активные движения.
  • Выполнять простейшие просьбы, например, дать ручку.
  • Способен брать мелкие детали в ручку.
  • Радуется, когда играет в понравившуюся несколько дней назад игру. Это свидетельствует о развитии памяти.

Как видите, умений достаточно много. Так как развивается речь, необходимо обязательно часто разговаривать с крохой. Рассказывать обо всём происходящем вокруг. На улице показывать деревья и животных, говорить о том, какого цвета у малыша кофточка и т. д. Уделять внимание нужно и развитию мелкой моторики рук. Просите карапуза подать Вам близлежащую ту или иную вещь.

Помощь в развитии

В любом возрасте крохотное существо нуждается в помощи и поддержке родных людей. Именно от этого в большей степени зависит правильное развитие физических навыков, умственных способностей, психического здоровья. Нужно показывать и направлять.

  1. Хорошо делать 8 месячному малышу лёгкий массаж. Профессиональный может быть назначен только врачом. От родителей требуются лёгкие прикосновения и поглаживания. Это усиливает положительные эмоции и кровообращение.
  2. Хорошо развивать мускулатуру занятиями в ходунках, но не более 40 минут в день. Иначе позвоночник будет испытывать колоссальную нагрузку, а это может навредить.
  3. Показывайте большое количество действий: нанизывайте кольца на стержень, укачивайте куклу, играйте в «сороку ― сороку», стройте домик из кубиков. Малышок с радостью будет пытаться за Вами повторить.
  4. Хорошо стимулировать грудничков, которые не умеют ползать. Положите его на кровать или пол, а впереди поставьте его любимую игрушку. Так он постепенно поползёт. Это же упражнение можно проделывать для деток, не спешащих сесть.
  5. Если у крохотули более 3 зубов, ему можно давать мягкое детское печенье, кусочки банана. Делать это необходимо для развития навыков жевания.
  6. Обязательно приобретите простейшие детские книги. Там должны быть крупные яркие картинки и минимум слов. Разучите пару стишков, это послужит прекрасным развлечением или отвлекающим манёвром, когда чадо чем-то расстроено.

Наступает время активности малыша. Он не предупредит, когда соберётся встать и пойти. Поэтому не оставляйте его одного, а также позаботьтесь о надёжно закрытых шкафах, тумбочках. Есть специальные фиксаторы, не позволяющие малютке открывать двери. Ведь там дитя может не только нанести урон вещам, но и придавить себе ненароком пальчик. То же самое относится к межкомнатным дверям. Подстрахуйтесь, чтобы детёнок не смог их закрыть полностью, во избежание опасных травм.

Рост и вес

Многих родителей волнуют показатели роста и веса в восемь месяцев. Конечно, это немаловажный фактор, но стоит помнить о том, что он зависит не только от питания. Важна тут и наследственность и рождение малютки в срок. Если ваш грудничок родился преждевременно, общие стандарты не подходят. Лучше следите за тем, сколько он набирает ежемесячно, хорошо ли кушает. Да и остальным родителям тоже расстраиваться нет смысла, если кроха немного не влезает в общепринятые рамки. Просто контролируйте, настроение, общее развитие и сытость карапуза.

По нормам вес мальчика в восемь месяцев от 8,3 до 9,5 кг. Девочки в этом возрасте весят в среднем 8 ― 9 кг. А по росту показатели для мужского пола от 69 до 72 см, тогда как у маленьких принцесс 68 ― 71 см.

Как видите, мальчики не намного, но обогнали прекрасную половину в этих величинах. Хотя, порой может быть и девочка крупнее, например, если она изначально родилась большого веса. Так что, отчаиваться тут не стоит. Ведь главным показателем всегда оставалось и остаётся здоровье.

Что должен уметь ребенок в 8 месяцев? Двигательные навыки настолько совершенствуются, что малыш пробует самостоятельно садиться и ползать. Также в этом возрасте у ребенка возникает потребность в эмоциональной поддержке и постоянном общении.

Яркая примета этого возраста - страхи малыша. Ребенок может вдруг начать бояться шума пылесоса, бабушкиной шубы или дедушкиной бороды. Любая перемена в пространстве или во внешности близкого человека может напугать малыша. Психологи считают, что эти страхи вполне оправданы и говорят о формировании чувства безопасности и личностных границ у младенца. Не рекомендуется воспитывать смелость в столь нежном возрасте.

Моторные навыки малыша в 8 месяцев

Что должен уметь малыш в 8 месяцев?

  • Первые попытки ползать. Ребенок свободно и ловко делает переворот со спины на живот. Малыш старается принимать именно эту позицию, потому что она дает возможность видеть окружающий мир. Это положение также позволяет крохе передвигаться. Можно заметить, как грудничок пробует встать на четвереньки, но пока что стоит неуверенно, раскачивается. Чаще всего ребенок начинает ползать не на четвереньках, а по-пластунски. Не все восьмимесячные дети начинают ползать, но большинство, оказавшись на животе, активно двигаются всем телом, вытягивают ноги, подтягиваются на руках, вращаются в разные стороны.
  • Положение сидя. У старшего поколения бабушек почему-то сложилось мнение, что в 6 месяцев грудничок уже должен сидеть. Однако согласно международным нормам психомоторного развития младенец может самостоятельно сесть в период от 7 до 9 месяцев. Восьмимесячный малыш уже может свободно сидеть, при этом у него не должна округляться спина. Без поддержки взрослых младенец может усидеть около 5 секунд, после чего может завалиться набок или опереться одной рукой для равновесия. В сидячем положении у младенца обычно много позитивных эмоций. Ведь поза позволяет хорошо видеть все, что происходит вокруг него. Есть ли какая-то разница в сроках высаживания девочки и мальчика? Этот вопрос часто задают мамы. Медики утверждают, что пол никак не влияет на этап высаживания, и относят эту информацию к разряду мифов. Подробнее о том, когда ребенок начинает сидеть самостоятельно, во сколько месяцев можно сажать девочек и мальчиков, читайте в других статьях.
  • Подтягивание на руках. Можно провести такой эксперимент. Грудничок лежит на спине, перед ним нужно выставить большие пальцы, направленные друг на друга (в виде перекладины). Ребенок хватается за пальцы и пытается подтянуться, чтобы сесть. В этот момент не надо помогать крохе и тянуть его за ручки. В этом возрасте малыш прекрасно справляется с задачей самостоятельно и принимает вертикальное положение. Мышцы спины, живота, рук, шеи у грудничка уже хорошо развиты.
  • Развитие координации движения и равновесия. Ребенок может принимать различные позы, благодаря равновесию, дополнительной опоре рук, балансированию ногами. Для этого возраста характерно лежачее положение на боку с опорой на одну руку («поза садового гнома»), при этом другая рука у малыша свободна, он может ею манипулировать. Верхняя нога в этой позе также свободно двигается и создает равновесие. Зачем грудничку эти сложные трюки? Эти упражнения подготавливают малыша самостоятельно сесть из положения на животе и боку.
  • Закрепление навыка хватания и удерживания предмета в руке. В 7 месяцев грудничок уже умел одновременно брать два предмета в обе руки. Этот навык в 8 месяцев усовершенствуется. Если предложить крохе две одинаковых игрушки небольшого объема, он должен учиться брать их одновременно. Бывает, что малыш возьмет один предмет, увлечется им и забудет о другом. В этой ситуации нужно предложить ему вторую игрушку еще раз. В этом возрасте уже можно определить рабочую руку и сказать, будет ребенок правшой или левшой. Важно понимать, что никакой коррекции проводить не нужно. Но нагружать необходимо обе руки.
  • Мелкая (тонкая) моторика. Мелкая моторика (работа пальчиков) развивает мышление. Правая рука соответствует левому полушарию и связана с логическим, рациональным мышлением. А левая рука «дружит» с правым полушарием и отвечает за творчество и воображение. Когда малыш нажимает на кнопки пульта, крутит пуговицы на одежде, пытается сложить матрешку или пирамидку, работают не только его руки, но и мозг. Что должен уметь ребенок в восемь месяцев, если говорить о мелкой моторике? Кроха уже способен взять маленький предмет в руку и удерживать его только пальчиками, не вкладывая полностью в ладонь. Важно, чтобы этот навык вырабатывался одинаково на правой и левой руке.

Пришла пора перебираться с дивана или кровати в «нижний ярус», то есть на пол. Во-первых, это безопасно: отсюда малыш точно не упадет. Во-вторых, появляется возможность освоения новых территорий. Открытое пространство важно для психофизического развития грудничка. Но «нижний ярус» также нужно обезопасить: поставить заглушки на розетки, крючки на дверцы шкафов, убрать острые и тяжелые предметы, бытовую химию. Чтобы лучше увидеть опасности, следует опуститься вниз и взглянуть на мир глазами крохи.

Формирование базового чувства безопасности

У грудничка во втором полугодии жизни формируется важнейший в жизни, базовый механизм безопасности. Отсюда вытекает доверие миру, в котором он живет. Кто развивает это доверие? Конечно, мама. Она является зеркалом состояний малыша. И хорошо, когда мама отражает и позитивные, и негативные эмоции. Радостному и довольному ребенку она непременно улыбнется, а плачущего и обиженного приголубит и погорюет вместе с ним. Мама и ребенок находятся на одной эмоциональной волне. И чем больше эмоций у мамы, чем они искреннее, тем шире и приветливее становится окружающее пространство для малыша. Понимание эмоциональности в этом случае - не экзальтация, не восторг, а живое включение в переживания крохи. Эмоции делают любого человека живым и присутствующим, а это крайне важно почувствовать младенцу.

Психомоторные навыки ребенка в 8 месяцев развиваются интенсивнее, когда у малыша формируется механизм безопасности. Если мама будет с каменным лицом и в депрессии, у крохи повышается тревожность и чувство незащищенности. Он с меньшим желанием будет осваивать и познавать мир.

Психоэмоциональное развитие и общение

Какие реакции могут быть у ребенка в этом возрасте при общении с близкими и посторонними людьми? Как он воспринимает мир, осмысливает действия и явления, взаимосвязи между предметами?

  • Быстрое переключение внимания. Родители замечают, что грудничок этого возраста не может долго играть в одну и ту же игру. Интерес к старому занятию у него быстро пропадает, когда в поле зрения появляется новый объект. Психологи не рекомендуют перегружать малыша информацией и предлагать ему много новых игр сразу.
  • Отношение к незнакомцам. Настороженное отношение к незнакомым людям растет. В этом возрасте даже самый общительный малыш может проявить недоверие к незнакомцу. Это абсолютно нормальная реакция, которая говорит о формировании дистанции с людьми. Также дети могут проявлять избирательность: к одним незнакомым идут на руки, а к другим нет, одним начинают улыбаться, а при виде других - плакать. Многие дети в этом возрасте сильно привязаны к матери. И если она исчезает на какое-то время, испытывают тревогу и беспокойство.
  • Восприятие взаимосвязи предметов и действий, изучение свойств предметов. Малыш начинает улавливать, что если предмет исчезает, то не растворяется в пространстве, а перемещается. Теперь ему интересно все, что движется. Можно провести такой эксперимент. Один взрослый сидит за столом и усаживает кроху к себе на колени, а другой - выкладывает на стол игрушку (кубик, мячик, машинка). Как только грудничок потянется за игрушкой, взрослый толкает ее так, чтобы она перекатилась через стол и упала на пол. Малыш пристально следит за движением и наклоняется, чтобы рассмотреть игрушку на полу. Также в 8 месяцев дети умеют находить спрятанные предметы, перекладывать их, вкладывать один в другой.
  • Наблюдение за окружающим миром и явлениями природы. Во время прогулок в коляске ребенок теперь может находиться в сидячем или полусидячем положении. Пространство расширяется для него до «космических» масштабов. Теперь ребенок может наблюдать за движениями людей, животных, птиц, машин, чувствовать ветер, капли дождя, солнечные лучи на лице и т.д.
  • Возражение и проявление характера. В этом возрасте малыш может выразить протест, если ему что-то не нравится. Это может быть визг, крик, плач. Также у ребенка появляются любимые занятия и игрушки в зависимости от типа темперамента. Если ребенок проявляет в этом возрасте негативные эмоции - это абсолютно нормально. Но в большинстве случаев здоровый восьмимесячный грудничок все-таки радостный и довольный жизнью. Ребенок может повторять одни и те же действия много раз, если они приносят ему радость.
  • Прятки - любимая игра. Младенец в этом возрасте осознанно поддерживает игру в прятки. Когда кто-то из близких прячется за мебелью или под покрывалом, грудничок с нетерпением ждет появления и громко смеется, если ему говорят «ку-ку» и окликают по имени.

Закрепление позитивного опыта в этом возрасте крайне важно. Рекомендуется уже сейчас хвалить ребенка и подбадривать его, если при освоении нового вида деятельности, у него что-то не получается.

Речевое развитие

В 8 месяцев малыш умеет не только громко лепетать и вскрикивать, но и «говорить» шепотом. Ребенок открывает для себя, что можно произносить звуки с разной силой и интонацией. Речевые навыки, которые сформировались в 7 месяцев, усовершенствуются.

  • Слоговые цепочки. В этом возрасте грудничок способен воспроизводить различные комбинации закрытых и открытых слогов: «да-да», «ма-ма», «дай-дай», «та-та», «ба-ба», «ма-ба», «ге-хе», «йэ-йэй» и другие варианты. Некоторые слоговые цепочки становятся более устойчивыми и произносятся с четкой артикуляцией. Для лепетной речи, ближе к концу второго полугодия жизни, характерно обеднение слоговых цепочек. Это нормальный процесс доречевого развития.
  • Мелодический лепет. Малыш уже умеет воспроизводить интонацию родной речи, ставит ударения в слогах, имитирует звуки речи взрослых. Также важное открытие этого возраста - обозначение объектов окружающего мира слогами, то есть лепетная речь становится осмысленной.

Грудничка нужно стимулировать к активной вокализации. Обычно дети начинают лепетать, когда пребывают в хорошем настроении, чем-то увлечены, общаются с близкими людьми. Также стимулировать малыша к лепету может речь его сверстников.

Что может ребенок в 8 месяцев? Моторные навыки этого периода: попытки самостоятельно усаживаться и ползать, уверенное захватывание и удерживание мелких предметов пальчиками, совершенствование координации движения и равновесия. В этом возрасте малыш осознает причинно-следственные связи между предметами и действиями, быстро переключает внимание, любит играть в прятки, наблюдать за движением и уже проявляет характер.

Распечатать

В 8 месяцев продолжает совершенствоваться развитие ребенка во всех направлениях: физическом, психическом, социальном. Малыш открыт миру и начинает активно взаимодействовать с окружающими – улыбается, гулит, играет в «ладушки», и усердно лепечет новые слоги. Этот возраст можно охарактеризовать как время начинаний и обретения новых навыков.

Рост и развитие ребенка в 8 месяцев

К восьми месяцам темпы роста грудного ребенка несколько снижаются. Малыш прибавляет в весе 400-500 г в месяц, а в росте – от 1,5 до 2 см.

Важно! В некоторых случаях ребенок уже со второго полугодия жизни может опережать средние показатели по своему физическому развитию. Чаще всего это связано с тем, что в родословной малыша преобладают крупные члены семьи. Такие дети растут здоровыми, крепкими и сообразительными, и их ускоренное развитие не должно вызывать у родителей переживаний.

У восьмимесячного малыша уже могут вырасти 2-4 зуба, обычно первыми прорезываются два нижних и два верхних центральных резца. Но если у вашего ребенка еще не прорезался первый зубик, то не стоит волноваться – это вполне нормально, ведь каждый организм индивидуален.

Различия в развитии мальчиков и девочек

Существует мнение, что с самого рождения мальчики и девочки развиваются в абсолютно разных темпах, что приводит к многочисленным спорам «кто в чем сильней». Наиболее часто встречающиеся отличия, которые зачастую видны родителям невооруженным взглядом, мы отобразили в таблице.

Умения, навыки, развитие Мальчики Девочки
Физическое развитие ребенка Рождаются крупнее девочек, отличаются большей окружностью головы и весом. В среднем 8-месячный мальчик весит в среднем от 6,5 до 8 кг. Рождаются меньше ростом и весом, чем мальчики. Девочки в 8 месяцев весят примерно на 250-350 г меньше.
Ходьба Мальчики начинают ходить на 2-3 месяца позже девочек Делают первые шаги еще до 1 года
Осязание С рождения обладают меньшей чувствительностью, чем представительницы женского пола, их менее раздражает телесный дискомфорт Больше развито ощущение прикосновения, любят ласку и проводить много времени на руках взрослых
Зрение Мальчики с младенчества опираются на дальнее зрение, более активно используя все окружающее их пространство В игре девочки чаще опираются на ближнее зрение, занимаясь в ограниченном пространстве
Слух Острота слуха у мальчиков выше, чем у девочек Более чувствительны к шуму
Речь Начинают говорить на 4-6 месяцев позже, чем девочки Первые слова произносят в 8-9 месяцев

Несмотря на столь противоречивые различия, наблюдения педиатров доказывают, что нет абсолютно никаких половых отличий в освоении навыков: каждый ребенок развивается и «взрослеет» в собственном ритме.

Психологи объясняют подобные заблуждения касаемо развития детей разных полов так называемыми «родительскими ожиданиями». Это говорит о том, что часто мамы физически крепких мальчиков переоценивают их моторные навыки, а у девочек те же достижения остаются незамеченными.

Навыки малыша в 8 месяцев: что умеем делать

Восьмимесячный ребенок необычайно подвижен. Малыш к этому возрасту уже вполне уверенно сидит и может сам пересаживаться с одного места на другое. Он активно пробует вставать, держась за что-нибудь крепкое. Привыкнув к вертикальному положению и оттолкнувшись от опоры, ребенок попробует несколько секунд удержать свое вертикальное положение без неё.

Что умеет делать ребенок к 8-ми месячному возрасту:

  • из положения лежа малыш умеет сам присаживаться, опираясь на руки, а также из положения сидя может лечь обратно;
  • ребенок переворачивается во всех направлениях без труда, по собственному желанию;
  • держась за бортик кроватки, может мелкими шажками передвигаться по ней. А если взять кроху за ручку, то малыш будет пытаться шагать вперед, но лишь на несколько секунд – его мышцы еще не готовы к полноценной ходьбе;
  • грудничок машет на прощание ручкой «пока-пока», хлопает в ладони, играя в «ладушки»;
  • в восемь месяцев малыш активно и быстро ползает, может перемещаться с удержанной в ладони небольшой игрушкой/предметом;
  • маленькие предметы кроха удерживает двумя пальцами;
  • выполняет с игрушками простейшие действия – катает мяч, стучит кубиками друг о друга, складывает мелкие детали в сортер и т.д.;
  • показывает на себя в зеркале, некоторые дети в этом возрасте узнают себя на фотографии;
  • показывает рукой (пальцем) в сторону предмета, называемого взрослым («где кукла?», «покажи, где машина»);
  • пытается самостоятельно пить из чашки. Кушает маленькие кусочки пищи (сыр, творог, печенье). Пытается «накормить» маму;
  • при высаживании на горшок сидит с интересом, не сопротивляется;
  • узнает близких из своего окружения (маму, папу) среди других взрослых.

А теперь небольшой видео обзор того, что умеет ребенок в 8 месяцев:

Нейро-психомоторное развитие восьмимесячного ребенка

Моторика и психическое развитие ребенка в 8 месяцев продолжают развиваться и претерпевать изменения. Малыш с каждым днем все лучше понимает взрослую речь. Он уже способен выполнять простые просьбы, что говорит о правильном и всестороннем развитии ребенка. Привязанность к маме становится еще сильнее, чем в предыдущие месяцы. Кроха с плачем переносит расставания, а когда мама рядом – он спокоен. Некоторые дети в этом возрасте быстрее идут на контакт к незнакомому человеку, если он всячески играет с ребенком, проявляет к нему дружелюбие.

Чему научился малыш к 8 месяцам:

  • новые предметы ребенок изучает не только взяв в руки и потрогав, в восьмимесячном возрасте ему становится интересно пощупать материал, погладить его ладошкой или пальчиками;
  • просится на руки и тянется ко всему, что находится за пределами его доступности – к створкам шкафа, полкам, окну. При приближении к объекту, с интересом рассматривает все, пытается открыть закрытое, все трогает ручками;
  • понимает, если ему что-то запрещают, настораживается и обижается на строгий тон;
  • может 10-15 минут самостоятельно занять себя игрой, а если пришлось прерваться, то после краткого перерыва может снова вернуться к незаконченному занятию;
  • ребенок уже испытывает ощущения радости и неудачи, при невозможности достигнуть чего-то он расстраивается. С этого возраста родителям нужно уделять время для поддержки малыша, хвалить его и радоваться вместе с ним его первым успехам;
  • первые попытки манипуляции для достижения желаемого могут начаться как раз в 8-9 месяцев. Здесь важно осторожно, но настойчиво установить рамки – что можно, а что нельзя;
  • проявляет интерес к другим детям, стремится установить с ними эмоциональный контакт: улыбается, отвечает гулением на разговор, старается прикоснуться или, наоборот, стесняется и прячется за мамой.
Речь Ребенок обращает на речь много внимания, пытается имитировать речь лепетом. Долго и с удовольствием «рассказывает» нараспев, придавая слогам разную интонацию. Появляются узнаваемые звуковые сочетания «ма», «па», «ба».
Слух Услышав шум, ребенок прислушивается и поворачивает голову в его сторону. На неприятные, слишком громкие звуки малыш реагирует отрицательно – испуганно, с плачем. Понимает простые произнесенные просьбы («дай», «на», «где?»), также знает значения слов «нельзя», «нет».
Зрение Малыш следит за всем предметами в его поле действия. Координация движений глазных яблок хорошо сформирована, ребенок не косоглазит. Обращает внимание на незнакомые предметы, интересуется ими, часто проявляет удивление.
Эмоции От взрослого ребенок требует уже не только внимания и ласки, но и помощи в действиях с предметами и игрушками. Например, малыш выбрасывает игрушку на пол и ждет, когда мама её поднимет, при этом радостно смеется. Кроха постоянно занят чем-то, и в своих играх привлекает взрослого к совместной деятельности.
Моторика Кроха способен устойчиво сидеть, самостоятельно садиться из любого положения. Встает на четвереньки, ползает. Активно пытается вставать на ножки, держась за опору. Уронив предмет, может наклониться и взять его, придерживаясь опоры.
Игра Катает машинку, выбрасывает игрушки из кроватки или манежа и наблюдает за ними, разбирает пирамидку. У ребенка растет умственное развитие, он настойчиво и целенаправленно отталкивает предметы, любит играть с неваляшкой. Может складывать мелкие предметы в крупные. С интересом перебирает мягкие шуршащие книжки, играет на развивающем коврике.

Примерный режим дня: как проходит день в 8 месяцев

Восьмимесячный ребенок спит больше времени проводит в бодрствовании, изучая окружающий мир, а времени на сон с каждой неделей уходит все меньше. Если говорить о продолжительности сна, то общий показатель отдыха во сне для этого возраста держится в пределах 15 часов. Ночью кроха может спать до 10 часов, а в дневное время остаются в большинстве случаев два сна по 1,5-2 часа.

Примерный распорядок дня у ребенка в 8 месяцев может выглядеть так:

6:30 Пробуждение.

1 кормление (грудное молоко/молочная смесь)

7:00 Утренний туалет, гигиенические процедуры
7:30 Бодрствование
9:00 Легкая гимнастика
10:00 2 кормление
10:30 Бодрствование, игры с мамой
11:30 Прогулка + первый дневной сон
13:30 3 кормление
14:00 Бодрствование, активные игры, чтение
15:00 Прогулка + второй дневной сон
17:30 4 кормление
18:30 Период бодрствования, спокойные игры
20:30 Купание
21:00 5 кормление (грудное молоко/молочная смесь)

Гигиенические процедуры, подготовка к ночному сну

Ночное время Детки на грудном вскармливании – прикладывание к груди 3-5 раз,

дети-искусственники спят всю ночь и не просыпаются на кормление.

Гулять с карапузом в возрасте 8 месяцев педиатры рекомендуют не менее двух раз в день. Лучше, если первая прогулка выпадет на утренние часы (с 11 утра до 13 часов дня), а второй сон уже после обеда (в 15-18 часов). Некоторые малыши продолжают спать в коляске во время прогулок. Но многие дети уже не спят все время пребывания на улице, предпочитая рассматривать все вокруг.

Едим с аппетитом – что на столе у 8-месячного ребенка

Грудной ребенок в 8 месяцев продолжает получать грудное молоко 2-3 раза в сутки (в зависимости от количества молока у матери). От дневного кормления грудью идет постепенный отказ, его заменяют кефиром с размоченным детским печеньем, фруктовым пюре или соком. В остальных кормлениях преобладают:

  • каша;
  • творог;
  • йогурт (предназначенный для малышей);
  • овощное пюре с добавлением шпината, листовой петрушки, лука;
  • овощные протертые супы;
  • мясное пюре, в т.ч. с добавлением субпродуктов (печени, языка);
  • отварное филе рыбы;
  • фруктовое пюре или скобленое яблоко;
  • детский травяной чай.

На заметку! Меню у детей на грудном и искусственном вскармливании к данному возрасту практически совпадает.

4 собенности кормления 8-месячного грудничка:

  1. В возрасте 7-8 месяцев важно тренировать десна для постепенного приучения к жеванию более твердой пищи. Для этого малышу можно давать сухарик, который он будет обсасывать и пытаться разжевать.
  2. Если кроха уже уверенно может самостоятельно сидеть, то кормить его можно за столом, усаживая на специальный детский стульчик. На шею надевается слюнявчик или завязывается салфетка. В руки ребенку дается ложка, которая пока играет символическую роль для формирования навыка самообслуживания (младенца кормит взрослый, пользуясь другой ложкой).
  3. Необходимо всячески поощрять малыша пользоваться чашкой для питья. Удерживать в 8 месяцев чашку ребенок еще не может, поэтому его должен поить взрослый, а кроха пусть держится за неё рукой.
  4. Перед кормлением каждый раз необходимо мыть ребенку руки. Это не только процедура соблюдения гигиены, – вода играет роль раздражителя нервных окончаний кожи. При регулярном мытье рук перед едой образуется условный рефлекс, стимулирующий выработку пищеварительных соков, что усилит аппетит и создаст нужный настрой малыша к предстоящему приему пищи.

Учимся играя –занятия с грудным ребенком 8 месяцев

Понять, правильно ли развивается ваш ребенок, очень просто – предлагаем пройтись по пунктам и попробовать поиграть с малышом в незамысловатые игры. Если кроха с легкостью выполняет намеченное вами, то вы на верном пути.

  • Ваш малыш находится в положении лежа. Сядьте перед ним и покажите ему интересный предмет (игрушку, книжку и т.д.). Ребенок должен потянуться за ней и принять сидячее положение без вашей помощи и поддержки.
  • Посадите ребенка и играючи набросьте на него легкую пеленку. Малыш должен самостоятельно сбросить её с себя.
  • Проверьте реакцию сопротивления: дайте младенцу игрушку и через пару секунд попытайтесь забрать её у него из рук. Малыш в 8 месяцев должен показать протест – оттолкнуть вашу руку, игрушку отнять обратно или же потянуть её на себя.
  • Поиграйте с крохой в «ку-ку» (прятки). Ребенок при вашем появлении должен проявлять радость, смеяться, и показывать ручкой, чтобы вы спрятались снова.
  • Покажите ребенку на фото лица тех, кто находится в его постоянном окружении. Хорошо, если малыш покажет пальчиком, где он, или папа/ мама. К девяти месяцам ребенок может сопровождать показывание пальчиком еще и слогами «ма», «па».
  • Положите перед ребенком несколько небольших предметов. Хотя бы один из них он должен взять двумя пальчиками – «пинцетным» захватом.
  • Грудной ребенок в 8 месяцев уже способен повторять действия за взрослым. Покажите малышу, как нанизываются кольца на пирамидку – он повторит за вами, пусть сделает это и неправильном порядке.

Что должно насторожить родителей?

  • Ребенок не проявляет интереса к физической активности – не ползает, не стает, не пытается сесть.
  • Малыш не пытается подняться и встать возле опоры даже с вашей поддержкой.
  • Не интересуется игрушками, не берет их в руки, не перекладывает из одной ладони в другую.
  • Не проявляет речевой активности – отсутствует лепет, не пробует произносить простейшие слоги.
  • Кроха не проявляет эмоций, не улыбается, не выражает удивление, грусть.

Перед заключительной частью статьи обязательно посмотрите интересное видео, снятое на основе опыта. Ребенку 8 месяцев – обзор мамы:

Выбираем правильные игрушки для малыша

  • Музыкальный молоточек с встроенной пищалкой укрепит мышцы рук и разовьет координацию. Покажите крохе, как можно им стучать по кубикам, полу, забивая «невидимые гвозди».
  • Для развития мелкой моторики давайте крохе играть с самодельными мешочками, содержащими разные наполнители (рис, фасоль, горох и т.д.).
  • Предлагайте ребенку игрушки с музыкальным сопровождением – детское пианино, барабан, микрофон. Такие предметы не только вызывают у грудничков большой интерес, но и развивают сообразительность, а также логическое мышление.
  • Не обходите стороной и книжки, пусть в вашем арсенале будут мягкие текстильные экземпляры, а также картонные книжки с кнопками – ребенок уже сможет переворачивать странички самостоятельно. Выбирайте книги с красочными иллюстрациями и разными тематиками – о животных, о цветах и т.д.
  • Игры в ванне лучше всего развивают мышление и учат впоследствии обращаться с предметами быта. Дайте младенцу волю, пусть переливает жидкость из одной баночки в другую, играйте в вымышленную «рыбалку», ловя резиновых рыбок детским сачком, или просто покажите, как можно хлопать ладонями по воде. Ребенку эти занятия непременно понравятся.
Статьи по теме: