Что нужно для вожатого. Что необходимо знать вожатым

Моё долгожданное лето... Думаете, началось? А вот и нет. К большому сожалению, я отдохнула за все лето только около недельки в самом начале июня. Спросите, почему? Отвечу, только не сейчас...

Что же, завтра мне нужно будет отправиться в самое длинное путешествие в моей жизни - поездка в лагерь ждёт меня. Думаете, еду отдыхать? Ага, конечно, работать вожатой!

Вечером, собрав огромный чемодан и положив всё нужно-ненужное и, конечно, любимый плед, я улеглась спать. Ночь выдалась нелегкая: столько мыслей приходило, как же всё-таки откосить от поездки. Да, честно признаюсь, я очень не хотела никуда ехать. Нет, детей я люблю, но я дико боялась, что во время отдыха они попадут в какую-нибудь неприятную историю с очень плохим завершением. Днём я пересмотрела все ужасные ролики, как дети развлекаются в лагере, поэтому ночью не сомкнула глаз.

Утро. Час сборов прошел незаметно, и вот уже стою на остановке, выпив дома от нервов валосердина и закусив валидолом. Стояла я не одна - в качестве поддержки (или что б не сбежала) стояла моя мама. Она успокаивала меня, говорила, что всё нормально будет, но я задала ей один вопрос: "Мам, валерьянку положила?". Она вздохнула и кивнула головой.

Автобуса долго не было, и я опять обратилась к маме: "Мамусь, автобуса что-то уже долго нет, может, это судьба? Сам Боженька, наверное, не хочет, что б я поехала в лагерь. Пошли домой? Давай еще 10 минут - и домой пойдём, и преподавателям так и скажем, что транспорта не было, и возможности тоже, ну ведь пару раз прокатывало, когда пары прогуливала, и сейчас, может, сгодится".

Мама была в негодовании, но понимала моё волнение, поэтому на все эти глупости отвечала с юмором и с шутками. В итоге автобус, к моему огромному сожалению, приехал.

Вожатые, дорога в лагерь

40 минут тряски в автобусе, и я в городе, в колледже. Увидев родные лица однокурсниц и поняв, что я не одна такая с недовольным фейсом, выдохнула с облегчением. Вначале нам сказали, что мы поедем в комфортабельном автобусе, так как нас 20 человек, но вместо этого за нами приехала маршрутка. Мы, бедные 19-летние детки, кое-как залезли в эту маршрутку на 17 или 18 мест, поверх нас оказались наши чувалы, в общем, было тяжело и дышать, и двигаться, а говорить даже не хотелось. Дверь закрыта, а нас ждали чудесные 200 км, или же 4 часа поездки в лагерь.

Как ехали, рассказывать не буду, скажу одно: было всего одно окно, дальше понимаете, думаю, каково нам было.

Добравшись кое-как, с опозданием на час, мы наконец-то вышли из парилки, и не важно было, куда мы приехали. Увидев вывеску "Добро пожаловать в летний оздоровительный лагерь!" мы перекрестили и боялись сделать шаг в эти чудные ворота, но нужно было идти. С ужасным настроением, с уставшим видом, измученные мы дождались администрацию.

Первое вожатское собрание, после которого мы еще больше хотели вернуться домой, было совсем не весёлым. Нас загружали всякой информацией и штрафами - да, про штрафы мы запоминали лучше, ведь это наши денежки. В общем, идя расселяться по корпусам, мы рыдали.

Разложив свои вещи, поделив кровати и полки, чуть не подравшись, где кто будет спать, девочки 19 лет пошли осматривать комнаты своих подопечных. Ничего особого там не было: 4 кровати, душ, туалет и розетки.

Поняв, что завтра тут будут дети, и их будет много, очень много, мы решили чем-нибудь их порадовать. Думаете: "Какие хорошие вожатые, готовятся самостоятельно к приезду деток". Ага, нас заставили это делать в час ночи! Т.е. мы уставшие после дороги должны были вырезать что-нибудь оригинальное, положить деткам на кровати, и чтобы там были надписи типа: "Мы вас ждали", "Вы лучшие", "Мы рады вашему приезду". В общем, нам пришлось выжать из себя все эти милости и создать праздник. Создавали мы его недолго, нам хватило часа, и в два ночи, дорыдав последние слёзки, уснули.

Первый рабочий день

В 7:00 мы с опухшими лицами после ручьёв слёз начали собираться к трудовому дню. Мы думали, что нам привезут деток, выдадут - и все, мы их только расселим. Ага, не тут-то было!

В лагере было такое место - КПП, это мини-дворик внутри лагеря, там находились столики и лавочки, и только там дети встречались со своими родителями, мы сразу назвали его мини-тюрьмой. Так вот, нас вызвали на это КПП, возглавляла всю процессию директриса. Когда приехал первый автобус было легко: директрисе дали список детей, и она быстро расписала кого куда.

Мы отвели первых двоих к себе в отряд, и очень хотели, чтобы больше в нашей "семье" никого не было, но потом автобусы приезжали один за другим, и все ничего не успевали. Мы были как заведенные спортсменки по бегу - туда-сюда-обратно, и так раз 200. В общем, набежало к нам 30 человек детей в отряд, и мы не знали, радоваться или нет.

Было видно сразу, что дети очень шустрые. Собрав всех на первый "отрядный совет", я и моя напарница стали детям доносить информацию о том, что можно делать, а что нет. Но у детей было иное представление о жизни в лагере. Началось все с того, что один мальчик ушел, как оказалось, проведать своего друга в другой корпус, а мы не знали, что делать и куда он мог ускользнуть. Потом он зашел как ни в чем не бывало и спросил: "Я ничего не упустил?". Все начали шуметь, нас уже не слушали, и мы их распустили по комнатам распаковывать чемоданы. В общем, мы осознали, что отдыхать тут точно не будем.

Так и оказалось. Первые три дня я была вся в детях, в документах и в звонках их родителей. Напарница в то время была в депрессии, но и в детях тоже. Я думала, что умру, и мысли о переводе в другое училище казались очень реальны.

Наши первые дни казались адом, а дети - дьяволятами, которые так и норовят что-нибудь сломать, кого-нибудь ударить, ну, или же в крайнем случае послать вожатых. Мы в свою очередь были готовы ко всему: с утра 2 пачки кофе, 7-8 таблеток валерьянки, в обед доза лекарств чуть меньше - вот и день прошел. Вечерами мы плакали, хотели домой, но детей встречали с улыбкой каждое утро. Дети же ни при чем.

Мы к ним привязались

На вторую неделю мы свыклись со всем, что происходило, и старались держаться, так как валерьянка закончилась, а кофе закончилось еще раньше. Мы работали, играли, угождали, учили, журили, участвовали, лечились, пели, танцевали, учились чему-то новому, открывали в себе разные таланты, в общем, круто проводили время.

Последняя неделя тянулась, дети почувствовав, что скоро домой, начали сносить крышу всему лагерю. Были попытки бежать в "Страну чудес", как рассказал один мальчик, которого я поймала возле выхода из лагеря. Произошел такой диалог:

Ты куда собрался?

Куда-то.

Так, расскажи, пожалуйста, что у тебя случилось, может, я тебе смогу помочь?

Нет, я иду искать "Страну чудес".

Озадачившись ответом, отвела его в корпус, спросила у напарницы, что будем делать, а она расхохоталась и сказала, что "Страна чудес" - это какая-то игра, которую придумали дети, правда, правил никто не знает.

Неделя тянулась, а дети съезжали с планки "пиратов, крушащих всё подряд" до "мамонтёнка, который хочет к маме". Стараясь подарить любовь детям, на протяжении всей смены мы незаметно к ним очень привязались. Да, пускай мы не спали из-за них, крышевали их, ручались головой за них перед их родителями, нас ругало начальство из-за их поведения, но мы их сильно полюбили. Это были наши дети, и за них мы готовы были порвать всех и вся. Мы с детьми стали бандой, положительной.

В последние дни, хоть и распорядок был четкий, мы большую часть времени проводили за беседами. Разговаривали о лагере, смеялись, придумывали шутки, да и просто развлекались все вместе.

В предпоследний день, стоя в орлятском кругу, мы с напарницей разрыдались, хоть и дали друг другу обещание, что плакать не будем. Нам было сложно представить, что завтра в корпусе будет тихо, никого не будет в комнатах. Дети плакали вместе с нами. Они подходили после этого круга, обнимали и говорили, как они нас любят и, главное, за что.

Ко мне подошел обниматься не только мой отряд, но и ребята из других отрядов. Во время смены мне удалось пообщаться чуть ли не с каждым ребёнком, и это происходило невзначай. Кто-то сидел горевал на лавочке о расставании с любимым, кто-то не хотел переводится в другой отряд, кто-то убегал от вожатой, кто-то грустил о несчастной любви и многое другое. И в эти моменты я не могла пройти мимо. С теплыми объятиями, с улыбкой, с облегчением на душе, с новыми позитивными мыслями ребята уходили по корпусам.

Я ничего особого не делала и не говорила, просто выслушивала и как-то быстро подбирала хорошую цитату из книг либо совет. Они уж сами решали, то ли слушать, то ли развернуться и уйти снова в себя. Все выбрали первый вариант. Они доверяли мне и слушали очень внимательно, а после ни одного из них я не видела с поникшими лицами.

От слов, которые говорили мне ребята, я таяла и плакала. Настолько не хотела уезжать и оставлять рябят.

Лагерь закончился, как и моя педагогическая летняя практика, и сказав в самом начале самой себе: "Я сюда больше ни ногой", собираюсь на последнюю смену в этот прекрасный лагерь. И думаю, что валерьянку брать не придётся.

Алина Жданова

Комментировать статью "Как я работала вожатой в летнем лагере"

Вожатые -студенты с приблатнеными песнями под гитару, тоже память сохранила:"Сорок Пару раз мне лагерь меняли на санаторий для детей с заболеваниями бронхо-легочной системы. Приезд в летний лагерь. Программа лагеря "Ждановичи". Экскурсии в детском лагере: Минск...

Обсуждение

а я такая ненормальная, что опять стала в лагерь ездить, работаю теперь там в отпуске
но это надо прочувствовать)
главное отличный коллектив и тогда и сортир не страшен))) хотя найти теперь обычный сортир в лагерях это еще потрудится надо)

Ни разу не была в пионерском лагере.
Моим пионерским лагерем была строящаяся родителями 10 лет дача с огородным участком.
Нормально:)

26.06.2018 19:53:29, НачинкаЯ

Подростки устраиваются работать в детские лагеря - вожатыми, но там курсы надо окончить, в... Скажите ребенку, что ещё в лагере будут вожатые - это люди, которые на протяжении смены будут его лучшими друзьями, наставниками и Летний лагерь и 15-летние подростки.

Обсуждение

Просто к слову пришлось: за последние 5 лет мои девочки ровно 11 раз ездили в летние лагеря. 5 математических, 2 компьютерных, 2 языковых, 2 спортивных. В языковые больше не поедут никогда. То ли там не умеют подбирать вожатых, то ли возвышенно-гуманитарные взрослые парят в облаках, не обращая внимания ни на что, но по рассказам дети там делали что хотели, легко уходя от контроля. К примеру, через год моя проговорилась, как здорово было гулять ночью по крышам зданий. Во всех остальных детей пасли достаточно жестко, из спортивного двоих отправили через неделю после начала смены "за несоответствующее поведение".
При этом оба языковых лагеря были раза в полтора дороже прочих.

Ваши опасения понятны. Но если вам напишут про ужасы-ужасы, то какая альтернатива? Три месяца она будет сидеть дома? На даче или вф берете отпуск? Моя вот хочет работать. Хотя бы месяц. Но негде:(

Раздел: Дети и общество. О безопасности в детских лагерях. Лагерь в Сямозере закрыли. А кто задавался вопросом, как обстоят дела с безопасностью в остальных детских лагерях, особенно с элементами экстремального туризма.

Обсуждение

Ничто не поможет, пока исполнение закона не для всех обязательно, а судебная система не имеет цели защищать права всех граждан подряд. Понимая это, в суд с претензиями против действий организации или администрации никто не обращается, пустая трата времени и денег.
Скорее посадят уличного музыканта, который собрал вокруг себя слушателей.

1. Сплав, парусный спорт на озере, поход с ночевкой в палатках, скалолазание, лошади, горные лыжи
2. Возраст детей 10-14 лет, в отряде 7-12 чел. Группы для активных занчтий формировались исходя из подготовки детей, 1 инструктор на 5-6 детей
3. Частный лагерь, макс 35 чел детей, на всю эту компанию - инструкторов (включая сертифицированных по определенному виду деятельности) - из расчета 1 взрослый (18-35 лет) на 5-6 детей, админ. состав (старший инструктор, начальник) и свой врач. Все инструктора проходят подготовку к данной конкретной смене в Москве.
4. Все в пределах 2-х часов на машине.
5. Все продумано хорошо, насколько я могу судить. Нештатные ситуации - травмы. Решение принимает врач, при необходимости отправляется вместе с ребенком в больницу для оказания необходимой помощи. Родителям сообщают в этот же день. Обычно после установки точного диагноза. Все смены проходили заграницей. Доверенность оформлены на врача и на начальника смены, чтобы была возможность кому-то одному транспортировать ребенка домой.
6. По самочувствию - врач. По погодным условиям - старший инструктор и начальник.
7. Образца договора нет. Могу дать ссылку на сайт лагеря.

Вся эта безопасность дорого стоит. Я лично знаю организатора, поэтому могу доверять. Безопасность и комфорт ребенка там на первом месте, поэтому о заработанных миллионах речи не идет. Путевки стоят дорого, иногда бывали случаи, что смены проводились с небольшим недобором и еле-еле выходили в плюс по деньгам, потому, что экономия на безопасности недопустима.

Посещение детей в лагере. Скажите ребенку, что ещё в лагере будут вожатые - это люди, которые на протяжении смены будут его лучшими Сегодня существует много детских лагерей, совсем не похожих на пионерские лагеря, в которых выросло старшее поколение.

Обсуждение

Девочки, спасибо всем, кто поучаствовал в теме. Все уладилось (ттт) : ребенку мою переселили, деньги вернули. Как оказалось, одна из бывших соседок настроена к моей дочери очень тепло, даже плакала, когда та переселялась... В родительский день мы гуляли вместе с этой девочкой и ее родителями. Выяснилось, чтр наши девочки неплохо находят общий язык и с удовольствием играют вместе. Вторая девочка действительно нагловатая, но она по комплекции заметно мельче моей дочки, хотя и старше на 2 года. Не понимаю, почему моя растерялась и не смогла оказать должное сопротивление ее наглости, да еще и первая девочка оказалась ведомой...

На 7е бывает директор этого лагеря, Баядерка, если не ошибаюсь. Звоните! И просите урегулировать все эти вопросы прям сегодня

31.07.2015 13:40:38, Агар

Вожатой в лагере не понравилось обращение ребенка за помощью к родителям. Сначала все было в пределах разумного - ребенок позвонил с проблемой, я позвонила вожатой, ситуация вроде бы нормально разрешилась. Но параллельно свое "фи" ребенку именно по поводу...

Обсуждение

Это ребенок в первою очередь, и это абсолютно нормально что он звонит вам, если вы корректно разговаривали с вожатой, вожатая не должна была ничего говорить ребенку. Но это в идеале, вожатые на мой взгляд сейчас случайные люди.
Вы ребенку объясните что он сделам все правильно, в след раз когда возникнет минорная ситуация может ведь и в себе держать. А так учить взаимодействовать с детьми со взрослыми самостоятельно, но и вам все рассказывать. Это ребенок не надо на него взрослую модель взваливать, он все поймет и разберется, а пока если не уверен, сомневается, родители должны помогать.

а ребенку в лагере нравится? вариантов от забрала в ту же секунду, а вожатый полетела бы на крыльях с выговором,до забить и забыть.От ребенка зависит.

Я отправляю своего ребенка в лагерь со словами,что это всего лишь оплаченный из нашего кармана отдых.И никто не имеет право его омрачать.
А кто решит,что у него есть на это право,будет доказывать его в других местах.

Про детские лагеря. -- посиделки. Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных детей Я бы беспокоилась по поводу того, что с детьми он конфликтный, т.к. и в лагере он стопудово наберет себе синяков. А вот по поводу...

Обсуждение

Всё зависит от того, куда Вы собрались дитя отправить. Детские лагеря бывают ОЧЕНЬ разные. Я в этом году Эдичку (10 лет) отправила летом в супер-пупер дорогой лагерь с миллионным штатом вожатых, кучей развлекаловок, всё супер модно, современно, ребята из очень хороших семей, по крайней мере из семей высокого достатка. И что? В комнате Эдика мальчики его обзывали, дитя мне звонил - плакал. Правда сам лагерь ему понравился и вожатые тоже, но без душевных травм не обошлось.

Детский коллектив - это всегда жестокость. Надо очень тщательно отбирать детские лагеря, желательно знать, что там и как.

Я бы беспокоилась по поводу того, что с детьми он конфликтный, т.к. и в лагере он стопудово наберет себе синяков.

А вот по поводу одежды я бы не беспокоилась, обычно вожатые следят за ними, хотя будет зима и дитя может здорово простудиться, если будет ходить в мокрых вещах.

Огромное спасибо всем, кто ответил. Еще больше захотела отправить на неделю в лагерь. Если еще есть места. Правда, муж к этому не расположен. Но поговорим. Ответе еще на вопрос – санаторно-курортную карту оформляют в школе или поликлинике?

14.10.2012 00:08:06, ----------

спортивный лагерь, крик души. Я первый раз отправила ребенка,смена короткая - 10 дней. Попробовать. Всего 4 дня прошло,и в воскресенье я его навещала,но меня цжас как потряхивает:(Ему не нравится. Но это пол-беды. У детей забрали телефоны,по факту прибытия,до оплаты...

Обсуждение

Ну вот меня бы тоже потряхивало-поддерживаю. Я вообще не могу понять отъема телефонов у детей в каком бы то ни было лагере, хоть бы и в олимпийского резерва, по двум причинам: я вполне адекватна, и не буду названивать каждые пять минут, вполне адекватен мой ребенок, который знает и время и место как разговорам по телефону, так и всяким развлекательным манипуляциям. Если Вас проинформировали о том что телефоны не забирают, то по факту я бы предложила Вам позвонить тренеру, и твердо но вежливо и спокойно, сообщить о том что наличие телефона в свободном доступе является существенным моментом и оговорен был вами заранее до поездки, и соответственно попросить вернуть телефон, уточнив что он не будет использован в ущерб чему-либо.

Знаю, что сейчас периодически случается без всякого лагеря. так что мне кажется, что для мальчика ранний секс и лагерь не особо связаны. у нас тоже дача и почти все лето он там. соблазнов там больше, и шансов на секс не меньше, чем в лагере.
в лагерь отправляю сейчас с английским языком, они там и больше заняты и условия там лучше. как-то отправила в обычный через 3 дня пришлось забрать, очень плохо кормили

Мой рассказ про лагерь. Родительский опыт. Другие дети. Мой рассказ про лагерь. С чего бы начать? Наверное с того что поехали мы втроем - я, Сеня и наш папа. Одна я ехать побоялась, да и оказалось что была права.

Другие вожатые ставили детей в коридор, дети не терялись и там тоже находили развлечения, например, ловили руками слепней. Девочек никогда не наказывали и не было за что. Единственный выход я нашла - "выматывать" детей днем всякими играми, на ночь читать...

Обсуждение

Можно и нужно (вспоминаю свой п/л). По заднице кедом или 100 приседаний (20 отжиманий) или (самое страшное) - сообщить на работу родителям. Без этого невозможно. А вот еще помится - гусиным шагом (на корточках) вокруг футбольного поля. Тоже забавно.

Никакого негатива не оставалось - наказывали и в самом деле за дело.

Думаю, да. Но действительно способы не должны унижать его достоинство, быть заранее известны ему и родителям.

Что вам стоит взять с собой? Всё! Всё, что бы вы не взяли - оно вам может пригодиться на смене!

Именно по этим вещам, по нашему мнению, можно обнаружить вожатого где угодно - краски, скакалка, кофе и, конечно же, галстук!)) Но ведь у каждого свое представление этого набора, потому что все мы абсолютно разные! А, значит, пришло время для нашего интерактива - "Вожатский набор"!

Если вы впервые едете в лагерь не в качестве отдыхающего, а в качестве сотрудника – вожатого или воспитателя на отряд, вам полезно будет иметь под рукой следующий список необходимых и желательных в лагере вещей.

Сразу оговоримся: есть лагеря, где очень хорошая материальная база, а значит, часть списка можно смело вычеркивать, не рискуя попасть впросак. Есть вожатые (как правило, отработавшие не одну смену), которые могут обойтись без большей части перечисленных здесь вещей, но если вы новичок в этом деле, лучше перестраховаться.

Список вещей универсальный:

  • Паспорт и санитарная книжка (без бумажки ты – букашка…), справка о присвоении идентификационного кода, и если есть – трудовая книжка и свидетельство пенсионного страхования, а также страховой медицинский полис.
  • Вожатский блокнотик и вожатская ручка - без этого, как без рук. Желательно, чтобы он был всегда при вас. Если строевки с карманами нету, можно придумать какую-нибудь сумочку на шею или пояс. Если учесть, что туда можно будет положить и мобильный телефон и кучу разных мелочей, такая сумочка становится необходимостью.
  • Магнитофон (как вариант - mp3-плеер и колонки помощнее) - очень приятная вещь. Можно использовать в ежедневной побудке детей и в их ежедневном отбое. Естественно, нужно брать с собой кучу различной музыки. Если вам нравится группа Ленинград или ваш любимый альбом МС Вспышкина называется "Секс"- воздержитесь. Детям эта музыка тоже может нравится, но мы все-таки должны нести детям разумное-доброе-светлое. Для младшего возраста очень хорошо идут детские песенки. Еще пригодятся для всяких игр мидишки - мелодии без слов.
  • Ноутбук - заменит половину снаряжения современного вожатого: можно и музыку на выступления "нарезать", и почитать конспекты и шпаргалки вожатого, и подготовить отчет для администрации... да много ли для чего нужен:) если есть и выход с интернет, то вообще замечательно (тогда вычеркиваем магнитофон)
  • Песенник (тетрадка или книжка со словами популярных песен) и диск с музыкой и минусовками (если не на чем играть самим, обратитесь к ди-джею);
  • Пригодится удлинитель и переходник для евророзеток:)))
  • План-сетки. Удобно вешать такую план-сетку на стенку вожатской или сдавать ее (заполненую!) начальству, бланки расписаний дежурств детей по комнатам.
  • Игры. Те, которые в план-сетке написаны. Прорюханные и с материалами для их немедленного проведения. Список игр можно взять с данного сайта. Такие игры как бокс, Любовь с первого взгляда, крестики-нолики и тд не требуют знания местности лагеря (в отличие от Шерлока Холмса или Бинго), поэтому подготовьте задания для них еще перед отъездом в лагерь. И напишите список игр, которые не требуют подготовки (прятки, выше-ноги-от-земли и тп) в вожатский блокнотик - в стрессовой ситуации они могут вылететь из головы, а вот из блокнотика им вылететь сложнее.
  • Тетрадочку в которой написано чем еще детей можно развлекать.
  • Бумага.- Бумага.- Бумага.- Бумага. Да, именно так - четыре раза (если у вас младший возраст, то все шесть раз.) Потому что бумаги понадобится ровно в четыре раза больше, чем вы хотели взять с самого начала. Это незаменимый материал для поделок и рисования, так что его не бывает много. Берите как минимум пачку. Не надейтесь, что вам все дадут на месте - лагерь выдаст вам бумагу в количестве двух альбомчиков для рисования по 10 страниц.Только ватманов дают, как правило, много. Ну или так, чтобы хватало - из дома волочь гигантские листы - это просто утопия. Хотя часто канцелярию выдают уже после оформления отрядного уголка.
  • Цветная бумага. Если только чуть-чуть. Потому что из белой бумаги можно сделать цветную, а из цветной ничего не сделаешь. Так что берите по минимуму. Сюда же можно вписать и гофру - удобный материал.
  • Картон. Полезнее всего белый. И старые открытки (для тех же целей, потому что выданного все равно будет крайне мало) Различные ненужные дома журналы, старая одежда и прочий «хлам» (которые можно порезать на костюмы, подарки и поделки);
  • Веревка или толстые нитки, пуговицы, палочки от мороженого, обрезки тканей и прочее (для тех же целей);
  • Старая косметика или грим (для выступлений или детям на растерзание)
  • Карандаши-ручки-фломастеры-краски-кисточки-точилку-стирательную резинку. Берите всего по немножку. Если есть возможность - побольше. И попрощайтесь с этим всем - домой вы привезете в лучшем случае набор огрызков карандашей... На моем опыте, в лагерях обычно нет перебоев с красками, но их выдают только на энный день приезда, после того, как прошли открытие и оформление отрядного уголка. Учтите, что отдавая детям что-то для рисования, вы прощаетесь с этим, поэтому для личных нужд возьмите простые карандаши, стирательную резинку, точилку, ручку... Короче часть того, что вы дадите детям.
  • Краски и всякие пишущие и режущие предметы......
  • Скотч. Супернужная вещь. Заменяет скрепки и кнопки. Берите тонкий, широкий и двухсторонний. Широкого лучше больше. Мотка три. И не оставляйте его с детьми без присмотра, иначе получите скотчевую мумию из одного из них. Вариации: малярный скотч (позволяет клеить даже там, где нельзя), цветной скотч или сигнальная красно-белая лента (огораживать территорию, например)
  • Клей чтобы обклеивать плакатами вожатскую и не только вожатскую.
  • Скрепки и кнопки. Для тех случаев, когда скотч не может их заменить.
  • Несколько маркеров, стикеры, цветные карандаши, кнопки (писать записки и объявления, украшать отрядный уголок);
  • Ножницы
  • Клей "Момент" - ПВА и клей-карандаш безполезны, когда надо чтобы склейка держалась, а вот "Момент" схватывает хорошо. Кстати, прочитайте инструкцию - чтобы склейка удалась надо сначала намазать склеиваемые части, подождать немного, а потом только совместить. Иначе клей не сработает.
  • Заготовки для отрядного выступления. Если отряды 7-8, то лучше заранее все придумать, а потом ненавязчиво пихнуть детям. Придумать надо как минимум название отряда и отрядное выступление, какие-то костюмы. Учтите, что выступлений на смене будет несколько, поэтому стоит придумать несколько сценок. Можно вспомнить старое или поискать в интернете идеи.
  • Чайник-кипятильник. Чайник должен быть один - для вожатских чаев. Если в вожатской будет стоять чайник, то увеличивается риск устроить себе чаепитие посреди рабочего дня, а это ой как пожирает время, которое вы можете провести с детьми. Поэтому лучше не искушать себя и других. И тем более не стоит держать чайник для того, чтобы детям наливать чай и заваривать им лапшу бп. Наличие чайника у детей исключается строгой вожатской ревизией.
  • Всё от комаров. Фумигатор для вожатской и мазь для леса. То есть для тела.
  • Конспект данного сайта – может очень пригодиться, если вы добросовестно его вели! (еще лучше сохранить на ноутбук)
  • Свечку для для анализа дня. И вообще стоит продумать, как будут проходить свечки (огоньки, круги, анализ дня) и какой материал вам может понадобиться кроме свечек.
  • Спички или зажигалка (добывать огонь… чтобы зажечь, например, свечку);
  • Книжку на ночь (детям читать, естественно). Лучше всего подойдут короткие рассказы. Для младших детей и детей среднего возраста рекомендую сказки народов мира (особенно хороши итальянские сказки). Еще есть такой любимый детьми жанр, как страшилки. Смотрите, чтобы они не напугали детей, обращайте страшилки в комедию например интонацией чтения.
  • Книжки с играми и сценками для разных возрастов (будете знать, чем занять детей, когда нет общелагерных мероприятий);
  • Сборник легенд, притч или сказок (зависит от возраста детей – чтобы им что-нибудь почитать на ночь);
  • Гитару. Подумайте о том, какие песни вы будете петь детям. Среди старших хорошо пойдет и Кино, и современный рок, и совсем детские песенки. А вот совсем мелким лучше подобрать репертуар повеселее.
  • Ткань, бантики, нитки, швейную фурнитуру - может быть после смены вы привезете всё домой, но если на смене вам понадобится сделать костюм для выступления, отличительные феньки для отряда или материалы для огоньков, вы будете жалеть об оставленных дома тряпочках-ниточках.
  • Призовые фенечки. То, что можно давать детям за победу: игрушечки, чупсы... То что дешево и весело одним словом.
  • Одежда. Тут вы сами разберетесь, ну а примерно чуть ниже... Не забудьте только про кепку от солнца и покрывало для пляжа.
  • теплая кофта с длинным рукавом или куртка (на случай похолодания);
  • 3-4 майки с коротким рукавом, 2 пары шортов, сменное нижнее белье, спортивный костюм, джинсы и пижама или ночная рубашка (необходимый минимум одежды);
  • Взять с собой купальник (плавки). Бандану и темные очки (кепка отбрасывает тень на лицо, потом на фотографиях вместо себя Штирлица какого-то видишь).
  • Удобную обувь, пары три-четыре. По порядку: кроссовки (кеды), сланцы, босоножки (они же сандалии, как вариант еще – домашние тапочки, ходить в корпусе). И туфли, да-да, парадно-выходные, ведь отдых в стиле шоу - дефиле, показы, концерты, праздники… Естественно, чем смогут, помогут, но чтобы быть на высоте… Решайте сами!
  • Джинсы для дискотеки. Штаны для походов (если будут таковые). Парадную тенниску. Комплект носков: темные, средние, белые.
  • Нитки (белая и черная) и 2-3 иголки (пришивать все оторванное у себя и детей). Нет, много иголок, потому что в лагере они часто ломаются и быстро кончаются.
  • Зубная щетка, зубная паста, мыло в мыльнице, мочалка, шампунь, гель для душа, пемза и полотенце (и другие необходимые гигиенические принадлежности);
  • Бумажные носовые платки и влажные салфетки (вытирать потекшую ручку, мокрые руки или кофе, пролитый на стол);
  • 2-3 ручки, 2-3 простых карандаша и толстенький блокнот (вести дневник вожатого и делать другие полезные записи и зарисовки на планерках); Нет, лучше кучу авторучек(все равно все потеряются), рулон обоев, веревку и мыло:)
  • Кружка, ложка, вилка и ножик (пить кофе, когда нельзя спать, а также иногда есть всякую всячину быстрого приготовления), а также кипятильник (если в лагере не дают чайник);
  • Телефон, для связи с миром, ну а если рации-пятикилометровки для себя и напарника – так вообще шик!!!
  • Свисток - пригодится для игр, для построения отряда, для каких-нибудь прикольчиков. А ещё можно взять с собой дудку (ну такую как у футбольных болельщиков) чтобы с помощью её сбивать пионеров в кучу, особенно в лесу – удобно, забавно и горло бережет.
  • Вообще, еще нужна бывает туалетная бумага
  • Аптечка (йод, зеленка, перекись водорода, бинт – широкий и узкий, вата, активированный уголь, анальгин, нашатырь и пластырь и те лекарства, которые необходимы вам, если таковые есть);
  • Будильник
  • Фотоаппарат с комплектом запасных батареек (запечатлевать незабываемые моменты жизни отряда);
  • Несколько грамот (наградить в конце смены самых-самых в отряде).
  • Распечатки игр. Если какая-то игра предполагает расходные материалы(бумага А4, скрепки, нитки), тоже взять.
  • Деньги, чтобы было чем скидываться на дни рождения и т.д.!

Некоторые вещи понадобятся только вожатым младших отрядов, некоторые – только старших. Работа на младших и старших отрядах имеет определенные различия, что отражается и на списке необходимых вожатому вещей. Так что же брать с собой дополнительно, если вы заранее знаете, с каким возрастом придется работать?

Список вещей для вожатого младших отрядов:

  • Пара носовых платков (придется частенько утирать слезы и сопли);
  • Несколько воздушных шаров (на случай дня рождения малыша неплохо было бы украсить корпус или его комнату);
  • Книжка со сказками или детскими рассказами (читать что-то на ночь придется обязательно);
  • 1-2 настольные игры (если остались от младших сестер-братьев – дети будут довольны);
  • Конверты (в них можно складывать деньги, которые родители отдадут на сохранение именно вам, а не самому ребенку - если конечно это разрешено в вашем лагере).

Список вещей для вожатого старших отрядов:

  • Книжки с популярными психологическими тестами (подростки очень любят узнавать о себе что-нибудь новое);
  • Брошюры по здоровому образу жизни и с информацией о наркомании, СПИДе и т.д. (вам придется проводить беседы, а так – все материалы будут под рукой);
  • Тройник (розеток часто бывает мало, а вам и детям нужно зарядить мобильный, вскипятить воду или подсушить волосы).

Это самые основные вещи, которые мало зависят от лагеря и его материально-технической базы. Может вам пригодиться и

  • Фонарик, если туалет находится не в домике, а ночью вдруг понадобится до него добраться;
  • Стиральный порошок – если его не выдают в лагере; средство от комаров (или тараканов – по специфике лагеря)
  • Туалетную бумагу - уже говорили. :)
  • И так далее. В любом случае, все предусмотреть невозможно, но подстраховаться будет не лишним!
  • Помните: человек, который хочет стать хорошим вожатым, а таким является интересная и талантливая личность, на 75% заполняет свои сумки материалами для работы с детьми, и лишь 25% - это его вещи.
  • Желание работать и любовь к детям

Многие хотя бы раз в детстве ездили в летний лагерь. У большинства, хотя и у не у всех, остались положительные впечатления. Поэтому неудивительно, что, став старше, некоторые стремятся вернуться в лагеря, но уже в качестве вожатых. Как же это сделать? Как стать вожатым в лагере? И какими качествами нужно обладать, чтобы справиться с этой работой?

Почему вожатый?

Работа с детьми может быть разной. Психолог, врач, воспитатель в садике, учитель в школе, спортивный тренер, аниматор. Все эти профессии имеют различные плюсы и минусы, свою специфику и, разумеется, они будут интересны разным людям. Но есть деятельность, в какой-то степени объединяющая все это - работа "вожатый в лагере". Она позволяет получить совершенно уникальный опыт неформального общения с детьми, научиться ладить с ними, понимать их и находить к каждому подход. На их примере можно изучить, как формируются отношения между людьми, и это будет полезно, к примеру, социологам. Кроме всего прочего, это очень интересное занятие, которое позволяет компенсировать отсутствие некоторых знаний огромным запасом энтузиазма. Но как стать вожатым в лагере?

Необходимые знания и качества

Прежде всего это, пожалуй, харизма. Невозможно хорошо выполнять обязанности вожатых, не умея заинтересовать детей, завоевать их расположение и любовь. Далее это ответственность. Работа "вожатый в лагере" предполагает постоянный контроль за детьми, что, однако, не означает жесткого ограничения в самовыражении.

Необходимо также обладать рядом качеств. Характеристика вожатого лагеря должна включать такие слова, как "стрессоустойчивость" и "умение находить подход к самым разным характерам". Необходимы и основные знания педагогики и конфликтологии. Стоит сказать, что при этом профильное образование желательно, но необязательно, ведь можно пройти специальные курсы, которые дадут все необходимые сведения.

Есть очень жесткое правило для тех, кого интересует, как стать вожатым в лагере. Претендент должен быть совершеннолетним и иметь санитарную книжку. Вряд ли найдутся родители, готовые доверить своего ребенка тому, кто сам еще не взрослый по закону. Утешением для тех, кто пока не дотянул до 18, но очень хочет получить подобный опыт, может служить возможность поработать помощником вожатого, к ним возрастные требования менее жесткие.

Как устроиться?

Как правило, задолго до начала в педагогических вузах распространяют все необходимую информацию о том, как стать вожатым в лагере. Тем же, кто никак не связан по специальности с детьми, придется находить контакты самостоятельно. Сделать это можно, связавшись с администрацией лагеря по телефону или найдя объявление о наборе на сайте. Разумеется, еще один способ - с указанием желаемой должности, но вероятность звонка от администрации детских комплексов отдыха минимальна.

Не стоит отчаиваться, если до начала лета устроиться не получилось. Достаточно часто вакансии открываются и в июле-августе, когда кто-то просто устает выполнять обязанности вожатых или покидает место работы по личным причинам. Поэтому стоит мониторить рынок труда в желаемом сегменте на протяжении всего сезона. Но, разумеется, лучше сделать все заранее и без спешки. Тогда, возможно, будет даже выбор, поехать к морю или остаться, например, в средней полосе.

Обязанности

До того как стать вожатым в лагере, нужно понять, что предполагает эта работа. Фактически это круглосуточное общение и поддержка детей. На самом деле это вряд ли можно назвать отдыхом, даже если лагерь расположен на берегу теплого моря. Это настоящая работа, к тому же непростая. Вожатые занимаются в основном воспитательной и организационной работой: следят за чистотой комнат и организуют уборку, помогают персоналу лагеря, принимают участие в планировании и реализации различных мероприятий как на уровне отряда, так и в по всему лагерю. Кроме того, именно вожатый несет ответственность за детей, когда они выходят за территорию. В общем и целом это связующее звено между администрацией и отдыхающими. Но это формально.

Карьера

Разумеется, работать только на опыт, зная, что никаких перспектив в этой области нет, совершенно неинтересно. Но это не совсем так. Даже у вожатых есть надежда на карьерный рост.

Для начала стоит сказать о том, что работа на этой должности может быть включена в что может быть существенным при расчете трудовой пенсии.

Кроме того, существует такая должность, как "старшая вожатая", как правило, в школах, а не в лагерях, что еще ближе к работе учителя. Преимуществом перед преподавательской деятельностью в данном случае является необязательность высшего профильного образования, а также опыта. Старший вожатый занимается общей организацией учебного процесса и всесторонним развитием воспитанников, а также контролем их безопасности.

Со временем, разумеется, можно выйти на еще более высокий уровень. Получив соответствующее образование, можно продолжить педагогическую деятельность, совмещая ее с воспитательной. Выбор профессии зависит от многих факторов, а вожатый - прекрасная попытка самоопределения, которая позволит оценить свои силы и умения в деле взращивания следующих поколений и развития их талантов.

Смежные профессии

Не стоит забывать, что работа "вожатый в лагере" - в первую очередь педагогическая, воспитательная. А выбор деятельности, предполагающей тесный контакт с детьми, достаточно широк. Поэтому даже если не удалось побывать вожатым, можно все равно найти способ заняться любимым делом. Воспитатель, репетитор, гувернер, няня - конечно, эти профессии не совсем похожи на то, чем занимаются педагоги в детских лагерях, все же не всегда предполагают специальное образование, но помогают найти свое призвание.

За день до заезда

Сегодня вы приехали в лагерь. Если это ваша первая смена, то настраивайтесь на то, что этот день будет очень насыщенным.

Минимум, что вам предстоит сделать

Устроиться на работу;

Узнать как можно больше о лагере (ведь завтра вы будете проводить экскурсию для вашего отряда);

Уточнить месторасположение медпункта, столовой, охранника и др.;

Получить информацию о том, с каким отрядом вы будете работать (возраст детей);

Познакомиться с вашим напарником (напарницей);

Узнать, в каком корпусе вы будете жить, получить постельное белье и спортинвентарь;

Провести уборку вокруг корпуса со своим напарником;

Наконец, на общем собрании вожатых внимательно прослушать инструктаж по технике безопасности и поставить свою подпись в журнале, в котором четко прописано, что вы несете ответственность за жизнь и здоровье детей, которые завтра приедут в ваш отряд. Все это займет у вас большую часть дня.

Пришло время включить второе дыхание, ведь теперь вам предстоит сделать все, чтобы мальчишки и девчонки, которых вы будете встречать завтра в отряде, почувствовали желание остаться в лагере. И первое, на что они обратят внимание, как вы подготовились к их приезду.

Что необходимо для этого

Украсить помещение, в котором будет жить ваш отряд (фасад корпуса, холл, коридоры);

Повесить плакаты с надписями «Мы вас ждали!», «Ах, как здорово, что вы приехали!», «Добро пожаловать домой!

Твои вторые мама и папа», «Здесь живут самые веселые мальчишки и девчонки!»;

Яркие веселые картинки, смешные рожицы, воздушные шарики, новогодняя мишура и т. д.

В общем, все, что может вызвать у ребят хорошее настроение, должно быть приготовлено и привезено вами в лагерь.

Надеюсь, вы не забыли взять из дома все, что пригодится для работы вожатым: методические разработки, сценарии, сборники стихов и песен, диски для музыкального сопровождения мероприятий, фонарик, свечи, линейку, листы ватмана, цветные карандаши, бумагу, ручки, иголки, нитки, ножницы, скрепки, кнопки, скотч, клей, свисток, средство от комаров, краски, маскарадные костюмы, магнитофон, упаковку листов формата А4.

Что делать, если дети не хотят спать?

Первым делом нужно понять, почему он этого не хочет. Как и в любой ситуации: понять – это уже наполовину решить, так и в этом случае. Если вы поставили диагноз отсутствия сна, вы отчасти уже решили проблему. Чтобы решить её полностью, нужно совершить ряд действий. Прежде всего, запланировать, что один час после отбоя вы посвятите детям, и не будете заниматься в это время ничем другим. Хорошо, если вы возьмете за правило и договоритесь с детьми, что ровно в … часов вы будете входить в комнату и гасить свет. К этому времени все должны умыться, раздеться, сложить одежду и ждать вас. После того, как вы погасили свет в комнате, в силу вступает ещё одно правило, о котором следует договориться заранее, что разговаривать только шепотом (и то недолго). Бывает очень эффективно и полезно научить ребят основам релаксации, которые можно обсудить предварительно с психологом. Для ребят помладше очень подходят засыпательная история или спокойная песенка.

Что делать, если ребенок заскучал по дому?

Выясните истинную причину «скучания». Ребенок должен чувствовать уют, иметь друзей и быть включен в интересную деятельность. Организуйте насыщенную жизнь с плотным распорядком дня и смены, с учетом колебания эмоционального маятника и с учетом интересов и возможностей детей. Чтобы в конце дня было приятно оглянуться на прожитое и сказать: «Сегодня было здорово!». И чтобы приятнее было предвкушать радость завтрашнего дня. Чтобы, засыпая, ребенок думал о маленьких и больших удовольствиях, которые ждут его утром.

Что делать в родительский день?

Родительским днем в лагере называют тот день, когда к детям приезжают родители. Обычно это происходит в воскресенье. В этот день все родители приглашаются в лагерь, где они могут погулять, посмотреть, где живет их ребенок, чем он занимается, получить ответы на интересующие вопросы: «Хорошо ли кормят?» «Не обижают ли моего ребенка?» «Здоров ли он?» «Не скучно ли моему ребенку?» «Есть ли у моего ребенка чистый носовой платок?» и массу других подобных вопросов. Для того чтобы положительно ответить на все вопросы родителей, нужно тщательно подготовиться. Начните с того, что накануне проведите «большую стирку» вместе со своими детьми в специально предназначенном для этого месте. Пусть все соберут грязные мелкие вещи (более крупные предметы гардероба лучше не трогать) и попытаются с вашей помощью выстирают их. Проконтролируйте, чтобы тщательно выстиранные вещи, дети хорошо прополоскали, а затем развесили для сушки. Заканчивая «большую стирку», наведите порядок в тумбочках, шкафах, сумках, чемоданах. Следующий этап подготовки к родительскому дню – организация концертов, ярмарок и выставок детских работ. Напомните детям, что их родителям будет приятно увидеть их, как активных участников в деятельности лагеря. Утром же того дня, когда ожидается массовое прибытие родителей, необходимо встать раньше, чем обычно, приготовить свою самую «приличную» одежду.

Следующее, что нужно сделать в это утро, проверить, во что одеваются дети. Они должны выглядеть чистыми, опрятными, причесанными (особое внимание следует обратить на девочек с длинными волосами). Помните, что первую информацию о состоянии дел в лагере родители получают в момент созерцания внешнего вида своего ребенка. Другим источником информации для родителей будет внешний вид и внутреннее убранство корпуса, комнат и прилегающей территории. Поэтому постарайтесь вместе с детьми до завтрака обойти и прибрать все лишнее, портящее «пейзаж».

А еще – это главное – вам нужно подготовиться к личному контакту с родителями. А для этого договоритесь с детьми, что они, как только сами поздороваются с родственниками, сразу подведут их к вам и представят: «Вот, это ко мне приехали». Обмен приветствиями и любезностями с родителями может быть очень коротким – 20 секунд, но он должен быть. Если вам необходим обстоятельный разговор, попросите родителей подойти к вам попозже. Если необходимости беседовать нет – поинтересуйтесь. Намерены ли родственники «забрать» детей для общения «в семейном кругу» где-нибудь за пределами корпуса и лагеря. Если такое намерение есть, то проявите бюрократическую дотошность, - попросите написать заявление или расписку. Образец вам надо подготовить заранее:

Расписка.

Я, Иванова Татьяна Николаевна, беру на себя ответственность за жизнь и здоровье моего сына Иванова Александра с 11.00 до 17.00 27 июня 2001 года. Подпись.

Поскольку у родителей вряд ли найдется бумага и пишущие принадлежности, подготовьте ручку и стопку чистых листов заранее. Только по совершении этой процедуры дети могут получить «увольнительную» – у вас должна быть железная уверенность, что дети находятся под опекой родителей, а не гуляют где-то сами по себе. Когда же родители захотят расстаться с ребенком и уехать, они должны не бросать его у лагерных ворот, поцеловав на прощание, они должны подвести его к вам.

Бывают такие ситуации, когда родители хотят забрать своих детей на день или два. В этом случае необходимо написать заявление на имя директора: Директору ДОЦ «XXX» Ермоленко Т.Г. от Ивановой Татьяны Николаевны заявление Прошу Вас отпустить моего сына Иванова Александра, отряд №5, с 14 часов 10 июля до 16 часов 11 июля 2001 года под мою личную ответственность. 10.07.01г. Подпись.

Данное заявление подписывают у куратора, и оно хранится у него до возвращения ребенка в отряд. В случае если ребенка забирают насовсем, поставьте в известность куратора и других представителей администрации (бывают вопросы, которые не стоит решать самостоятельно), так же необходимо написать заявление с указанием причины отъезда.

Директору ДОЦ «XXX» Ермоленко Т.Г. от Ивановой Татьяны Николаевны заявление Прошу Вашего разрешения забрать сына Иванова Александра, отряд №5, в связи с отъездом в санаторий. 10.07.01г. Подпись.

На заявлении должна стоять пометка о сдаче книг в библиотеку и подпись библиотекаря. Заявление обязательно подписывается директором ДОЦ и хранится у директора. Для особо восторженных и благодарных родителей хорошо было бы подготовить «книгу отзывов и пожеланий» или какую-нибудь другую форму проявления чувств по этому поводу. А вечером, после того, как родители покинут территорию лагеря, а вы соберете детей и расспросите их о впечатлениях, вам надо тактично решить еще одну проблему: поговорить с ребятами о привезенных съестных запасах и о сроках их реализации. Чем скорее будет съедена родительская «гуманитарная помощь», тем лучше, т.е. безопаснее. В этот день особое внимание нужно уделить деятельности и развлечениям. Он должен быть более интересным, насыщенным и увлекательным, чтобы дети, к которым еще не приехали родители были заняты делом, а не висели на воротах в ожидании любимых родственников.

Если один вожатый забрал игральные карты у подростка, может ли другой вернуть?

Нет, это говорит о несогласии между вожатыми.

Когда вожатые заезжают в детские оздоровительные учреждения?

За несколько дней до заезда детей.

Нужно ли, выезжая в лагерь, брать с собой документы?

Да, для устройства на работу вам понадобятся следующие документы:

  1. Паспорт или временное удостоверение личности.
  2. Социальный номер, пенсионное удостоверение.
  3. Медицинские документы (санитарная книжка), заключение о состоянии здоровья.
  4. Трудовая книжка или справка о последнем занятии.
  5. Документы, подтверждающие профессиональное образование.

Как предотвратить побег ребенка, которого в лагерь заставили поехать родители против его воли?

Держать этого ребенка постоянно в поле зрения. Выяснить причины нежелания поехать в лагерь. Стремиться заинтересовать лагерной жизнью, не претендовать на его свободу. Помочь найти занятие по душе. Обратиться за помощью к психологу.

Какие темы запрещены для разговоров с детьми?

  • Выяснение отношений между педагогами.
  • Обсуждение детей.
  • Обсуждение администрации оздоровительного лагеря, их решений.
  • Решение вопросов личного характера.

Если мальчик долго не моется и от него дурно пахнет, как ему сказать об этом?

Как помирить детей-драчунов?

Дать объединяющее задание.

Когда начинается выходной у вожатого: утром, днем, вечером?

Начало выходного дня регламентируется правилами внутреннего распорядка.

Разрешаются ли в оздоровительном лагере прогулки детей у водоемов без сопровождения взрослых?

Пребывание детей у реки, водоема, моря, а также прогулки детей без сопровождения взрослых сотрудников лагеря категорически запрещаются.

Что делать вожатому, если родители или лица их заменяющие не привели вовремя ребенка в отряд?

Необходимо доложить об этом куратору или заместителю директора по воспитательной работе. Предъявить расписку или заявление, оставленное родителями или лицами их заменяющими.

С кем должны находиться дети и подростки во время проведения спортивных мероприятий?

Во время отрядных спортивных тренировок, сборов, мероприятий все дети и подростки должны находиться вместе с вожатым, тренером на участке или в помещении, где проходит данное мероприятие.

Кто несет персональную ответственность за жизнь и безопасность детей во время занятий их в студиях, мастерских?

Только после согласования с руководителем студии или мастерской, вожатый может оставить детей на определенное время под ответственность руководителя студии или мастерской. Пока вожатый не придет за детьми, они должны находиться в мастерской или студии.

Как оформить выход за территорию?

Выход за территорию оздоровительного лагеря допустим только с разрешения директора или заместителя директора по воспитательной работе. Вожатый письменно информирует директора или заместителя директора по воспитательной работе о планировании выхода за территорию оздоровительного лагеря. В заявке указывается:

  • Цель выхода за территорию;
  • Маршрут следования;
  • Время выхода и возвращения.

После прибытия на территорию оздоровительного лагеря вожатый информирует директора или заместителя директора о возвращении.

Как оформить выход в поход?

Заранее пройти медицинский осмотр и написать заявление на имя директора:

Директору ДОЦ «XXX» Ермоленко Т.Г. от вожатого отряда №4 Петрова И.С. заявление. Прошу разрешить выход в поход14, 15 июля 2001г. отрядам №4, №5 и №7 в количестве 34 человек + 4 взрослых. 12.07.01г. Подпись.

Если в отряде есть дети, которым медики не разрешили идти в поход, вожатый информирует куратора о том, к какому отряду прикреплены данные дети на период отсутствия отряда. По прибытии отрядов из похода, вожатые информируют директора или заместителя директора о возвращении.

Что делать, если ребенок страдает лунатизмом?

Вожатый должен особенно внимательно следить за такими детьми, следовать таким правилам:

  • Не будить ребенка во время его ночных прогулок и не давать никаких приказаний;
  • Уменьшать освещенность детской постели ночью, помещая постель такого ребенка дальше от окна;
  • Подложить под ноги движущегося ребенка во время его ночной прогулки мокрую холодную тряпку, это способствует самостоятельному медленному пробуждению ребенка и избавляет его от испуг

Что необходимо учитывать вожатому при подготовке к мероприятию?

Учитывать возраст детей, ожидания детей, длительность подготовки, условия для подготовки, возможности вожатых, их умение организовать тот или иной вид деятельности и использовать различные методы воспитания, настрой детей и подростков на нужное дело и пробудить интерес у детей к нему, наличие соответствующего материала (сценария или отдельных заготовок, соответствующего музыкального оформления), инвентаря и др.

Что должно учитываться при выборе форм и методов работы с детьми и подростками в оздоровительном лагере?

Цели и задачи воспитания, развития и оздоровления, возраст детей, интересы детей, способности вожатых, краткость подготовки, массовость занятости детей и подростков, условие соблюдения этики при проведении игр, отсутствие пошлости.

Каким образом сделать так, чтобы задуманное вожатым стало достоянием каждого? Как объединить различные интересы?

Учесть следующие моменты:

  1. Вожатый должен быть сам убежден в правильности выбора, тогда он сможет увлечь отряд своей идеей.
  2. Задуманное должно обязательно соответствовать интересам детей данного возраста, их возрастным возможностям.
  3. Подготовка к игре должна создавать радость в работе, включать в себя поиск различных решений, предоставлять возможности развития творческих способностей детей.
  4. Коллективное творческое дело должно стать полем для самораскрытия личности ребенка.
  5. Любая разумная идея, прозвучавшая из уст детей, должна быть услышана и, по возможности, принята в том или ином варианте сегодня или завтра.
  6. Каждый ребенок должен найти при подготовке к игре, как и в самой игре, роль для себя: сценариста, художника, оформителя, костюмера, парикмахера, стилиста, болельщика, игрока, музыкального оформителя, ведущего, организатора, распределителя и т.д.

Можно ли вожатому отлучаться в родительский день, если ко всем детям приехали родители?

Родительский день не является причиной для отсутствия на работе.

На что обратить внимание в день отъезда?

  1. Собрать белье по комнатам, сосчитать его и сдать сестре-хозяйке.
  2. Убрать комнаты, оставить их чистыми.
  3. Проверить, чтобы дети собрали все вещи.
  4. Напомните детям, как нужно вести себя в автобусе, каков порядок ухода с родителями.

Когда все дети встретятся со своими родителями в день отъезда.

Что делать, если ребенок боится темноты?

Нельзя преуменьшать серьезность страхов. Не говорите ребенку, что он маленький и глупый. Не высмеивайте его, выслушайте его. Дайте ему выговориться. Признайтесь, что боязнь темноты или чего-то безымянного и невыразимого – вещь вполне понятная. Убедите ребенка, что большинство людей, будучи маленькими, чувствовали то же самое. Скажите ему, что вы в детстве были трусихой (трусом), а потом, пожурив себя, рассмешите его, и весело посмейтесь над этим.

Какова тактика поведения с нервными детьми?

Таким детям необходимы понимание взрослых и эмоциональная поддержка, признание в среде сверстников, непосредственность проявляемых к ним чувств, обретение уверенности в своих действиях и поступках, способности легко устанавливать контакты с окружающими и поддерживать их, гибкость в отношениях к ним со стороны воспитателей.

Можно ли наказать непослушного ребенка?

Учитывая психологический риск, связанный с наказанием, постарайтесь не применять его. Попытайтесь терпеливо разрешить ситуацию. Терпение – это самая большая добродетель, которая может быть у вожатого. Воспользуйтесь очень кратким объяснением, почему подобное поведение ребенка неправильно; отвлечением, предложив что-нибудь более привлекательное, чем то, что хочется; наградами, они более эффективны, чем наказание.

Как относиться к идеям и поступкам ребенка, которые выглядят необычными и не отвечают принятым стандартам?

Внимательнее разобраться в его способностях и возможностях, в его внутреннем мире.

Что нужно делать в процессе воспитания?

  • Принимать ребенка таким, каков он есть.
  • Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.
  • Внушать ребенку, что он выполнит задуманное, если только поверит в себя, и будет работать.
  • Жить с ребенком общей жизнью.
  • Чаще вспоминать, какими вы были в возрасте ребенка.
  • Помнить, что воспитывают не слова, а пример.

Как разрешить конфликтную ситуацию?

Лучше всего не доводить дело до конфликта. Устранить назревающий конфликт можно:

  • методом сглаживания разногласий, т.е. убеждением другого, что все не так уж страшно, особых причин для конфликта нет и т.д.
  • методом совместного обсуждения разногласий.

Как задать вопрос ребенку, чтобы получить правдивый ответ?

Как утверждают ученые, абстрактно поставленный вопрос не сковывает воображение ребенка и не заставляет его «оправдываться» в глазах взрослого.

Когда и кому следует писать объяснительную записку?

Объяснительная записка адресуется директору оздоровительного лагеря, пишется по его требованию.

Перед кем в оздоровительном лагере необходимо отчитываться вожатому, студенту-практиканту?

Студент-практикант в оздоровительном лагере отчитывается перед заместителем директора по воспитательной работе.

Какие дни лучше не планировать для личных выходных?

Первые и последние дни смены.

К кому обратиться в оздоровительном лагере в случае возникновения проблем с детьми?

К куратору, заместителю директора по воспитательной работе, психологу.

О чем следует говорить с родителями?

Обо всем, что волнует вожатого и имеет смысл для решения вопросов, касающихся общения с другими детьми.

Что следует обсуждать с директором оздоровительного лагеря?

Обсуждать можно все вопросы, связанные с вашей работой в оздоровительном лагере, с условиями жизни, касающиеся как вас лично, так и вверенных вам детей и подростков.

В каких случаях необходимо обращаться к врачу в оздоровительном лагере?

По всем вопросам, связанным со здоровьем детей, необходимо обращаться к врачу.

Следует ли обращаться к врачу, если вопрос или проблема возникли ночью?

Да, в случае необходимости время суток для обращения к врачу не имеет значения.

Сколько раз необходимо повторять одно и то же детям?

Пока они этого не поймут.

Следует ли на отрядные дела приглашать куратора или заместителя директора по воспитательной работе?

Как правильно строить свои взаимоотношения с руководством оздоровительного лагеря?

На основе взаимного уважения, с учетом опыта, взаимной ответственности, заинтересованности.

Можно ли на нецензурные выражения детей отвечать так же, считая, что «иначе они не понимают»?

Как быть, если подростки любые взгляды, подмигивания, мимолетные ухаживания другого пола принимают за любовь?

Разъяснять в индивидуальных беседах, что такое любовь.

Как следует поступать, если дети ничего не хотят делать?

Вовлекать детей в разрешение ближайших, сиюминутных проблем.

Подросток плачет. Вожатый пытается успокоить его и выяснить причину слез. Ответа нет. Как поступить?

Стоит на некоторое время оставить подростка одного, не приступать к нему с расспросами, дать ему возможность успокоиться, занять интересным делом. Подросток сам расскажет о причине слез, если сочтет нужным.

Можно ли поручать укладывать детей другим вожатым, инструкторам?

Нужно стремиться выполнять свои обязанности самостоятельно.

Когда можно общаться с вожатыми из других отрядов?

Если нет особых причин, связанных с работой, то лучше в то время, когда дети спят.

Следует ли иметь план работы отряда на смену, на день, если этого не требует руководство?

Да, следует.

Как часто нужно пересчитывать количество детей в отряде?

Перед отбоем, после отбоя, ночью во время обхода, при построении на зарядку, перед завтраком, после завтрака, перед выходом за территорию, во время прогулок, после возвращения с прогулки, перед купанием, во время купания, после купания – при каждом удобном случае.

Есть ли необходимость в обучении детей, независимо от возраста, правильному поведению в местах общего пользования?

Да, необходимо проводить профилактические беседы регулярно.

Как поступить, если руководство оздоровительного лагеря высказывает в адрес вожатого несправедливое замечание?

Выслушать и принять к сведению.

Возможен ли приезд в оздоровительный лагерь друга (подруги), мужа (жены)?

Все встречи желательно планировать в свои выходные дни, приезд близких людей отвлекает от основной работы.

Могут ли дети сотрудников пользоваться какими-либо привилегиями?

Все дети в оздоровительном лагере отдыхают на равных условиях.

Можно ли отпускать ребенка с родителями под честное слово, если родители являются сотрудниками данного оздоровительного лагеря?

Нет, для всех родителей существуют одинаковые правила.

Суровость руководства лагеря – это норма, правило..?

Часто под видимой суровостью скрывается забота о сотрудниках, об обеспечении условий для работы лагеря, озабоченность общим делом, наличие большого количества проблем. Будем помнить, что постоянный, круглосуточный контроль за работой персонала – его обязанность.

Что делать, если вожатому кажется, что подросток употребил спиртное или нюхал неизвестные вещества?

Срочно обратиться к врачу.

Как объединить интересы детей в разновозрастном отряде?

Старших детей привлечь к работе с младшими.

Можно ли курить в присутствии детей?

Удобно ли появляться в столовой в жаркую погоду в купальнике, плавках?

Нет, это не этично.

Как быть, если ребенок убежал?

Не паникуя, собрать детей и немедленно сообщить об этом куратору, заместителю директора или директору.

Нужно ли вожатому в оздоровительном лагере подчиняться сложившимся традициям?

Если они способствуют хорошему отдыху детей, то да.

Как не растерять малышей во время приёма?

Каждому прикрепить визитку с номером отряда и именем ребёнка.

Кто стирает детские вещи, если к ребёнку 6-8 лет не приезжают родители?

Если нет возможности сделать это в прачечной, нужно стирать вместе с ребёнком.

Что делают воспитатели (вожатые) до приезда детей в детские оздоровительные учреждения?

Готовят помещения отрядов к приёму детей, занимаются планированием работы.

Когда воспитатели (вожатые) выезжают в детские оздоровительные учреждения?

Желательно до приезда детей.

Кто должен сообщить приехавшим родителям, о том, что ребёнок находится в изоляторе?

Воспитатель (вожатый) отряда.

Кто распределяет задания отрядам при проведении общелагерных мероприятий, игр?

Задания отрядам распределяет организатор игры, он может также создать условия для реализации детских идей.

Кто должен регламентировать пребывание детей на воздухе в жаркую погоду?

Нужно ли, выезжая в лагерь, брать с собой документы (паспорт и т.д.)?

Да, документ, удостоверяющий личность, медицинские документы.

Есть в детских палатах замки, крючки на дверях?

Много ли должно быть в лагере игрушек?

Это зависит от финансовых возможностей каждого лагеря.

Когда воспитатели (вожатые) получают оплату за свою работу?

По окончанию работы, согласно КзоТ РФ.

Как запоминать имена детей?

Изучая списки детей и сведения о них, в игре, на вечерней сверке.

Можно ли проводить утреннюю зарядку воспитателю (вожатому) самостоятельно?

Да, согласовав это решение с директором детского лагеря.

Какой подход выбрать в работе с трудными подростками?

Нужно стремиться к пониманию их.

Кто будет замещать воспитателя (вожатого) в случае его болезни?

Подменный воспитатель (вожатый).

Что делать, если воспитатель (вожатый) не понравился начальству?

Работать.

Что делать, если воспитателя (вожатого) будут дразнить?

Отнестись к этому с юмором.

Если ребёнок поранился или ударился, обязательно ли вести его в медпункт?

Да, его надо отвести в медпункт.

Как предотвратить побег ребёнка, которого в лагерь заставили поехать родители против его воли?

Стремиться заинтересовать лагерной жизнью, не претендовать на его свободу.

Если в отряде есть ребёнок, который не слушается воспитателя (вожатого), можно ли от него отказаться?

Отказаться от него слишком легко, нужно стремиться завоевать его доверие.

Можно ли детям в лагере слушать плеер, собственный магнитофон?

Можно, если это не вредит здоровью.

Сколько детей может находиться в воде одновременно?

Допустимо пребывание в воде одновременно не более 10 детей.

Когда лучше провести учёт детей и подростков при купании?

Перед входом в воду и при выходе из воды.

Что делать воспитателю (вожатому), если родители или лица их заменяющие не привели вовремя ребёнка в отряд?

Необходимо доложить об этом директору оздоровительного лагеря письменно.

Можно ли разрешать переезды детей из палаты в палату во время смены?

Не желательно, В противном случае смена будет состоять из одних переездов.

Что делать с детьми, которые..., "я не пойду на ужин", "я не буду спать"?

В каждом отряде, бывает парочка таких... Не назвать их уж, прям, "грубыми нарушителями", но постоянно идет "нудеж": "ну заче-е-е-ем зарядка?", "ну поче-е-е-ему кататься только четыре часа-а-а-а?", "ну я не хочу-у-у-у...".

Что касается режима.

  1. Ссылки на автортеты. На утвержденные нормативные документы по организации детского отдыха. Можно - абстрактно, если ребенок "подкованный", покопаться в инете, вполне себе находятся. Везде зарядка является обязательной. Есть рекомендованные нормы сна. Ну и еще чё-нить приплести можно. Если вы, конечно, не полным самоуправством занимаетесь. Ссылки на "живых" авторитетов: людей "специально обученных". Врача, физруков. Они подтвердят обоснованность (научно, как угодно) ваших требований по соблюдению режима.
  2. Хотя это - близко. В лагере существуют Программа, Правила и прочее. Твои родители (на Родительском Собрании, при приобретении путевки, при подписании документов и пр. прикидывайте варианты, которые были) были с ними ознакомлены и они не вызвали у них ни вопросов ни возражений. И вот ты здесь. Будь добр тада...
  3. Ограничение "бонусов", завязанное на нарушения. Ты не был на зарядке, инструктор считает, что ты недостаточно готов к (походу, велопрогулке, занятиям и пр.). Будь добр, или посиди в корпусе, или разомнись дополнительно. Можно, прям счас. Если успеешь. Вы (отряд, группа) опоздали на зарядку. Долго просыпались. Наверное, вам не хватает времени, чтоб выспаться? Ну... Давайте сегодня вечерком вместо дискотеки поспите подольше... Заметьте, не предлагается наказывать лишением дискотеки, а лишь дается ребятам возможность достаточно выспаться, чтоб они с утра были бодры и веселы. И вышли на зарядку. Которая является обязательной. (см. выше).

Что касается "не пойду на ужин" или еще куда-то не пойду - если есть возможность оставить с ним кого-то в корпусе - так пусть сидит скучает. Если нет... Ну... Наверное как-то надо заставлять (чтоб ребенок не болтался один).

"Не буду спать в тихий час..." Не хочет спать, пусть не спит. Пусть тихо почитает книгу, или разгадывает кроссворд. Чтобы не быть "Цербером" уделите детям после того как они лягут по кроватям минут 10-15. Дайте им привыкнуть к тому что они в кроватях. Есть еще релаксационная музыка. Включите ее во время сонного часа. Увидите результат.

"Не буду спать (ночью)..." Наверное, общее правило. Программа дня должна быть достаточно выматывающей. Чтоб ребенку и в голову такой бредовой мысли, как не спать ночью не пришло.

“Пересчиталка” по ладошкам - отличный способ держать под контролем количество людей в отряде во время походов, экскурсий и других выездных мероприятий. Кроме того, он позволяет легко пересчитывать детей в ходе движения по маршруту следования и не “мучить” дисциплинированных детей после объявления общего сбора перед уходом из промежуточного пункта. Как только большая часть отряда уже в сборе, громогласно объявляете отход. Тогда первый вожатый уходит вперед, а второй - становится на выходе и подставляет свою ладонь под хлопки выходящих ребят. Разумеется, при этом ведете счет хлопков. Вы сразу заметите, как заторопятся “засони” и “лежебоки”, когда увидят, что отряд уже уходит. Вам останется лишь замкнуть уходящий отряд. Весело, совсем не нудно и вполне эффективно!

Что делать если дети плохо убираются в комнатах?

Операция вертолёт (Уборка в комнате). Не смотря на все увещевания, дети очень часто раскидывают вещи так, как будто ожидают прихода домработницы. Напоминания, увещевания, просьбы, требования, угрозы не помогают… В лагере «Орленок» придумали действенный метод борьбы с повышенным беспорядком. Когда состояние спальни начинает приближаться к критическому, вожатый предостерегает детей, что если они не уберутся, будет проведена операция «вертолет». Ну, вертолет и вертолет - детей такая непонятная угроза обычно не пугает… На следующий день вожатый еще раз предостерегает - лучше приведите свои вещи в порядок, а то пройдет операция «вертолет»… Однако, причем здесь вертолет - по-прежнему никто не объясняет… А на следующий день операция «вертолет» и правда проводится - все вещи, лежащие не на месте, «перелетают» на другие места в спальне. Ох, замучаются дети разыскивать свои носки, книжки и куртки на люстрах, шкафах и соседних кроватях… Зато теперь всем будет очевидно, зачем вещи нужно убирать на место а то опять «улетят».

Есть более мягкий способ приучения детей к порядку. На кровати самых отъявленных нарушителей порядка кладется специальная табличка с симпатичной свинкой и надписью «хрю»… Вроде бы шутка, но, по отзывам детей, когда тебя один раз «удостоили» звания «хрюшки», повторения совсем не хочется… Такую же табличку могут повесить и на дверь спальни самого неряшливого отряда - так что ребята прилагают усилия, чтобы этого избежать…

Вы собираете неубранные вещи к себе, а после проверки устраиваете "раздачу" на фанты. Дети сначала придумывают фант, а потом вы достаете вещь.

Нужно ли ходить строем?

Уметь ходить строем отрядом - желательно да. Потренироваться под предлогом официальных мероприятий и быстрого нетравматичного продвижения по территории. В столовую, потому что так принято, малышам – опять же да, так удобнее и вожатому, и им проще.. Надо ли водить строем 15-летних тинейджеров? Ну… вы ходите в жизни строем? А хотели бы? В общем, правил лагеря по этому поводу нет. Утеряны. Так что решайте сами.

Как привлечь внимание к событию?

За несколько дней до мероприятия (к которому не требуется подготовки от детей) на доске объявлений повесить название этого праздника, но только заглавные буквы: например: если вы проводите игру " Расследование похищения вожатых", то в первый день появляется надпись РПВ, на следующий день - дата игры, на другой день - время и т.д. Это привлечет внимание, и дети будут думать, а что же такое РПВ до тех пор пока в назначенное утро, проснувшись, не обнаружат записку, что их вожатый похищен...

(См. продолжение Похищение вожатых - Дети просыпаются утром и обнаруживают, что их вожатый похищен. (за несколько дней до этого об этом событии были сделаны расплывчатые намеки на доске объявлений. Но их умный вожатый оставил для них ключи - подсказки (это могут быть загадки, ребусы и т.д., которые будут указывать, где находится следующая подсказка, а, в конце концов, и вожатые). Похититель (это может быть специально приглашенный для этого вожатый) может потребовать выкуп (привести 5 причин, зачем им нужен вожатый, или рассказать о нем что-нибудь хорошее и т.д.))

Система очков...

Все дети любят участвовать в соревновании и получать призы. Введите в вашем лагере систему очков (не солнцезащитных, конечно, а систему баллов). Т.е. группа может зарабатывать очки за чистоту в помещениях, за активное участие в мероприятиях лагеря, за первые места в той или иной игре и т.д. Рекомендуется давать очки только в качестве поощрения, но не забирать их в случае наказания. Если же какая-то из команд была хуже всех или провинилась, то лучше оставить ее без поощрения, а другие команды поощрить. Система зарабатывания очков действует на протяжении всего потока, а в конце образуются две команды победителей (одна команда девочек и одна команда мальчиков). Победителей не забудьте наградить призами.

Например - Так за добровольные хорошие дела вручаются награды 4-х степеней "радужки". Так, например:

  • красные "радужки" выдаются каждому за командную победу в соревнованиях или как поощрение группе (или индивидуально);
  • желтые - за хорошую уборку территории, или комнат;
  • зеленые - за активное участие в мероприятиях;
  • синие – за добрые добровольные дела.

Цена "радужек" - различная. Самая маленькая у красной, последующие цвета (в порядке мной описанном) на одну красную больше: так желтая равна 2-м красным; зеленая - 3-м красных; синяя - 4 красных. В конце лагеря проводится ярмарка, на полученные награды что-то можно купить.

Чтобы ребята не опаздывали на линейку, придумали наказание, которое называется "адарган" (награда наоборот). Те, кто провинился, (это может быть отряд, группа ребят, или один человек) получают "адарган" и должны его отработать и отчитаться перед директором или координатором. Отработка заключается в уборке территории, комнаты или столовой (можно придумать что угодно). Действует неплохо.

Если вам важно знать мнение детей...

Если при обсуждениях во время анализа дня, дети не очень хотят высказывать свое мнение, а вам важно знать, что они думают, то вы можете воспользоваться следующим методом. Натяните между деревьями бельевую веревку, отметьте середину. С одной стороны веревки нужно прицепить надпись " Согласен", а с другой "Не согласен". Каждому мальчику или девочке выделить по прищепке. На занятия дети приходят с прищепкой и оформленным листком бумаги, где написано их имя. Например: вчера в конце дня вы попросили их подумать над таким вопросом... при этом дается на выбор два варианта ответов. Перед следующим анализом они вывешивают свои прицепки, и вожатый может увидеть, кто на какой стороне, даже если ребенок не хочет высказывать своего мнения при всех. Позднее вы можете с кем-то поговорить отдельно.

Ящик с вопросами...

Наверняка у детей по ходу проведения лагеря возникают вопросы. А руководству лагеря важно знать, что для них непонятно. Повесьте на территории лагеря (в палатке или столовой) ящик для вопросов. Пускай они пишут свои вопросы на листочках и опускают туда.

Статьи по теме: