Что символизирует елка на рождество. Батюшка, благословите! Скажите, пожалуйста, как давно и откуда появилась традиция Рождественской ёлки в Православии, с чем она связана? Кто впервые нарядил хвойное дерево к Рождеству

Наряженная елка – обязательный атрибут празднования Нового года. С раннего детства мы знаем и любим этот обычай. В последнее время распространено словосочетание «рождественская елка». Некоторые люди даже наряжают елку не к Новому году, а к 7 января – к празднику Рождества Христова!

Я задавалась неоднократно вопросом о связи наряженной елки и Рождества, а в прошлом году услышала по телевизору вполне логичное объяснение, которое было примерно таким:

«Когда родился Иисус, на небе появилось новая звезда, которую назвали Вифлеемской. Это было чудо! Восточные мудрецы поняли, что родился необычный ребенок – будущий Царь и Бог! Три волхва – Мельхиор, Гаспар и Балтазар - пришли поздравить счастливых родителей и принесли новорожденному три подарка: золото, ладан и смирну. Но к новорожденному их не пустили, поэтому волхвы развесили свои подарки на дереве перед входом в хлев. В память об этом событии мы и наряжаем елку к Рождеству!»

Все понятно и логично. Только имя третьего волхва я забыла и решила уточнить в Интернете. Во время поисков я выяснила, что елка не имеет никакого отношения к празднику Рождества.

Оказывается, к моменту прихода волхвов, количество которых неизвестно, младенцу Иисусу было около двух лет: они пришли издалека, с Востока, неизвестно, сколько времени потратили на дорогу. По крайней мере Ирод, после разговора с ними, приказал убить всех младенцев в возрасте от двух лет и ниже! Значит, у родителей Иисуса не было причин не пускать волхвов к ребенку и развешивать подарки на деревьях не было нужды!

А как же елочка? Почему мы ее украшаем на Новый год и Рождество?

Обычай украшать деревья был у многих народов в древности. Даже в наше время он существует: в 1994 году мне один осетин показывал «дерево рода», под которым раз в году собираются все родственники, наряжают его, высказывают свои желания.

Родиной обычая наряжать рождественскую елку считают Германию. Там ещё в средние века в День поминовения прародителей Адама и Евы (24 декабря) в домах ставили украшенную яблоками ёлку, олицетворявшую райское дерево познания.

Красивый обычай постепенно распространился по всей Европе благодаря бракам с немецкими принцессами. Женился английский король Георг III на немецкой принцессе – в 1760 году ёлочка появлась в Англии. Вскоре ёлку полюбили богатые люди из различных городов Европы и Нового света. Сначала её украшали яблоками, шишками, конфетами, потом - игрушками из папье-маше. Позже стали делать удивительные шары из прозрачного стекла, расписанные фосфором и светившиеся в темноте.

В России первые ёлки стали устанавливать немцы в 40-е годы XIX века,
постоянно проживавшие в Санкт-Петербурге.

Получается, что наряжать елку – это красивый обычай, который вошел в МОДУ и стал ТРАДИЦИЕЙ!

С какой стороны не посмотри – к празднику Рождества елка не имеет никакого отношения!

Есть такое народное предание: когда Христос родился, понесли деревья ему подарки, яблоня - яблоки, вишня - вишни. Только елка не приближалась и плакала тихо, страшась уколоть Младенца. Но Он пожалел ее, сироту, и воздал ей игрушками и сластями, оттого и сегодня ее украшают. Кроме этой романтической, есть еще несколько версий появления елки как главного рождественского дерева.

Первая информация о елке как символе христианского Рождества встречается в рассказе о миссионерстве апостола Германии святого Бонифация. В VI веке апостол, рассказывая язычникам о Рождестве Христовом, срубил дуб, посвященный богу грома Тору. Святой Бонифаций хотел лишь показать бессилие языческих идолов. Но дуб, падая, повалил все деревья вокруг, кроме ели. С тех пор, по народной легенде, ель и стала главным рождественским деревом у германских племен Центральной Европы.

Вторая (тоже немецкая) версия относится к 1513 году: согласно ей, Мартин Лютер, глава Реформации в Западной Европе, показал себя реформатором не только в вопросах веры. По народному преданию, во время вечерней прогулки в канун Рождества Лютер, пораженный красотой зимнего леса, покрытого сверкающим снегом, срубил одно из деревьев, оказавшееся елкой, и принес к себе в дом. До нововведения Лютера немцы ставили в своих домах деревянное сооружение в виде пирамиды, под которую клались подарки.

Появившись в XVI веке в Центральной Европе, елка постепенно стала входить и в другие европейские дома, но повсеместно ее начали устанавливать лишь к концу XVII века. В Америку елки завезли немецкие поселенцы, в Болгарии, Югославии, Греции и Албании они появились только после Второй мировой войны. Эти хвойные проникли даже в мусульманские страны (Иран и Марокко), где Рождество праздновала лишь небольшая часть населения. В Турции же в 30-е годы XX века устанавливать елку на Рождество христианам запрещалось указом правительства: отказ мотивировался «опасением нанести вред природе».

В России традиция ставить елки на Рождество появляется со времен Петра I. До этого символом Рождества был вертеп, также пришедший из Европы. Среди указов, регламентирующих разные стороны жизни всех сословий, Петр I издал и указ ставить «по знатным и проезжим улицам у ворот и домов украшения из древ сосновых и еловых, на манер иноземных обычаев». Однако елка сначала никак не приживалась: еще в 30-е годы XIX века ее устанавливали только в домах петербуржских немцев и у самых знатных русских дворян, бедняки же и средний класс игнорировали нововведение. Лишь к концу XIX века рождественская елка вошла в дома всех слоев населения.

После падения монархии в 1917 году на елку ополчилась советская власть, считавшая ее символом религиозной пропаганды. Елка оставалась запрещенной до 1935 года, когда было решено праздновать не Рождество, а Новый год. С возрождением церковной жизни в России ель вернула себе статус символа Рождества.

Долгое время ель не украшали, только к середине XVIII века на нее сначала стали вешать орехи, сладости и куриные разукрашенные яйца. Первый стеклянный шарик - елочная игрушка - был выдут в Тюрингии в начале XVII века.

Но не везде елка - главный герой Рождества. Например, мексиканцы наряжают пальмы, в Новой Зеландии на праздник ставят похутукалу - растение, распускающееся красными цветами в канун католического Рождества. В Шанхае игрушки вешают на ветки ивы и бамбука, а китайцы привыкли видеть засахаренные фрукты и орехи на веточках карликовых мандариновых деревьев. Понять, что наступило Рождество в Израиле, можно по нарядному кипарису. И наконец, в жаркой Африке баобабы благовествует о Рождении Христа. В деревне срубают небольшие ветки гигантов и украшают их разноцветными ленточками и пучками трав. В городах же жители чаще вешают на двери венки из омелы, украшенные колокольчиками и цветными гирляндами.

ЕЛКА – СИМВОЛ РОЖДЕСТВА

Классный час

Цели: познакомить с историей возникновения традиции наряжать елку в Рождество и на Новый год.

Подготовка: сделать выставку рождественских открыток, раздать стихи для заучивания чтецам.

I. Вводная часть.

В е д у щ и й. Вы уже много чего узнали про Рождественскую ночь, познакомились с историей возникновения традиций и обычаев. Скажите, а без чего мы не можем представить себе празднование Рождества и Нового года? Как вы думаете, почему до сего времени сохранилась эта традиция – наряжать елку? Почему людям так нравится этот обычай? (В ысказывания детей).

– Знакома ли вам такая картина?

(Звучит фонограмма – “Щелкунчик”, муз. П. И. Чайковского.)

У ч е н и к. “Большая елка посреди комнаты была увешана золотыми и серебряными яблоками, а на всех ветках, словно цветы или бутоны, росли обсахаренные орехи, пестрые конфеты и вообще всякие сласти. Но больше всего украшали чудесное дерево сотни маленьких свечек, которые, как звездочки, сверкали в густой зелени, и елка, залитая огнями и озарявшая все вокруг, так и манила сорвать растущие на ней цветы и плоды”.

– Так пишет немецкий писатель Гофман в своей замечательной сказке “Щелкунчик”.

– Что особенного вы заметили в описании елки? Чем раньше наряжали ее? Как украшают елку сегодня? Задумывались ли вы, почему на Рождество украшают дерево?

– Но почему на Рождество украшают именно елку?

– Почему она стоит в центре праздника, а не береза, например, или орешник?

II. Рассказ учителя.

У ч и т е л ь. Послушайте древнюю сказку, ее рассказала одна очень старенькая женщина, которой в свою очередь поведала ее бабушка.

У ч е н и к (можно инсценировать) . Когда Христос родился, все деревья подошли поздравить его и принесли подарки, у кого что было: яблоня – яблоки, маслина – оливки, пальма – пахучее масло, орешник – орехи. Одна лишь елка стояла в отдалении и не приближалась.

– Что же ты не подойдешь поздравить Младенца? – спросили у нее другие деревья.

– Я ведь колючая, я боюсь уколоть маленького, – отвечала она.

– Ах ты, добрая печальная елка!

За это наградил ее Младенец и сделал так, что в день его рожденья елку украшают яблоками, золочеными орехами, сладостями и всякими игрушками.

– Интересно, как объясняют ученые, которые изучают обычаи и представления о мире у разных народов это событие?

У ч и т е л ь. В разных уголках света сложились мифы о Мировом дереве. Это не простое дерево, а мифологическое. Крона его уходит в небеса: там звезды. Если в космосе возникала угроза самой жизни на земле, мировое дерево уберегало мир от распада, устанавливало порядок во Вселенной.

Крона его раскинута в небе, в ней гнездятся птицы – это Верхний мир.

Ствол его прорастает сквозь Средний мир, где обитают звери и мы, люди.

Его корни углубляются в мир Нижний. Там покоятся умершие, там всяческая нечисть строит козни против людей. Вы читали о гномах, чародеях?

Конечно, украшая елку, люди не думают о М ировом дереве. Но ведь Рождество – совсем особенный, таинственный праздник.

– Но мы с вами уже говорили о том, что все традиции и обычаи, дошедшие до нашего времени, пронизаны следами древнейшего происхождения, древнейшими представлениями о мире наших далеких предков.

Вопросы для размышления:

– Какие примеры М ирового дерева можно обнаружить у нашей елки, когда она наряжена?

– Какие традиционные игрушки на ней указывают на то, что и она принадлежит к числу мифологических деревьев?

В е д у щ и й. У вас, наверное, сложилась впечатление, что елку наряжали еще в пещере? Конечно, нет, елки появились поздно, очень поздно. Говорят, в Германии мастеровые однажды вдруг вытащили на площадь хвойное дерево и украсили его стружечными лентами и яблоками.

А из Германии привезли этот обычай во Францию и Англию германские принцессы. Они выходили замуж за заморских принцев, уезжали в чужие страны, увозя с собой полюбившуюся традицию. Было это в конце XVIII века.

А в России эта традиция появилась примерно в 1830-е годы. Очевидно, еще одна германская принцесса и привезла в Россию обычай наряжать елку: это была Мария Федоровна, жена Николая I.

Вообще на Руси по разным случаям наряжали разные деревья: на Троицу украшали березу лентами, на Пасху – вербу, так что давняя привычка к наряженному дереву помогла в России принять и наряженную елку.

Вопрос для обдумывания: Почему пастухи, наряжая первую Рождественскую елку, украсили ее яблоками?

Дети читают стихи.

Ель украсим мы звездой

И гирляндой золотой.

Ведь сегодня торжество –

Рождество! Рождество!

Елочки красив наряд,

Огоньки на ней горят.

Ведь сегодня торжество –

Рождество! Рождество!

Будем петь и веселиться,

Возле елочки кружиться –

Ведь сегодня торжество –

Рождество! Рождество!

Ночь. Мороз. Сверкают звезды

С высоты небес.

Весь в снегу, как в горностаях,

Дремлет тихий лес.

Тишина вокруг. Поляна

Спит в объятьях сна,

Из-за леса выплывает

На дозор луна.

Звезды гаснут. С неба льются

Бледные лучи,

Заискрился снег морозный

Серебром парчи.

Широко раскинув ветви,

В шубе снеговой,

Посреди поляны елка

Ввысь ушла стрелой.

На красавицу лесную

Лунный свет упал,

И огнями лед кристаллов

В ветках заиграл.

Бриллиантовые нити

В хвое заплелись,

Изумруды и рубины

На снегу зажглись.

Ясной звездочкой у елки

Светлая глава…

Наступает день великий –

Праздник Рождества!

Н. Хвостов

III. Наряжаем елку. (И грушки сделаны руками ребят.)

Дополнительный материал

Ну а уж вечнозеленая ель занимала особое место среди всех деревьев. Она была священным центром, "мировым деревом", символизирующим саму жизнь и новое возрождение из темноты и мрака. Именно на ней, самой большой в лесу, ежегодно в конце декабря (когда начинался "солнечный" год) люди "развешивали разные подарки" для духов, чтобы сделать их добрее, чтобы получить богатый урожай.

Древние европейцы подвешивали к зеленым ветвям ели яблоки - символ плодородия, яйца - символ развивающейся жизни, гармонии и полного благополучия, орехи - непостижимость божественного промысла. Считалось, что наряженные таким образом ветки ели отводили злых духов и нечистую силу. Наряжали елку игрушками.

О праздновании Рождества Христова на Руси

(немного истории)

Рождественская ёлка, детские праздники с долгожданными подарками – всё это вошло в нашу жизнь вместе со светлым праздником Рождества Христова. Рождество на Руси начали отмечать в 10 веке, после введения христианства.

Перед праздником Рождества Христова есть день, когда вспоминают о святом Николае, который жил очень давно в далёкой азиатской стране Ликии. Николай был епископом в городе Миры. Он очень заботился о всех людях, особенно о тех, кто попал в беду.

Известно такое предание. У одного человека было три дочери. Отец неожиданно разорился, ему не на что было даже кормить своих дочерей. Тогда он решил отдать старшую дочь в позорный дом. Но ночью кто-то бросил в их дом мешочек с деньгами. Старшая дочь вышла замуж. То же самое повторилось со средней дочерью. Тогда отец решил раскрыть имя таинственного благодетеля. Ночью, очень тихо и незаметно какой-то человек подошёл к окну и осторожно, чтобы не было слышно, положил мешочек с деньгами и скрылся. Отец догнал этого человека и узнал епископа Николая, который попросил никому об этом не рассказывать. И только после смерти святителя Николая люди узнали эту историю. Дети верили, что под Рождество Христово святой Николай приносит каждому подарок, тайно и секретно. В Голландии имя святого Николая называли «Сийте-Клаас», а в других странах о известен как Санта-Клаус. А у нас в России зовут его Дед Мороз.

У русского народа есть обычай ставить на Рождество в своём доме наряженную ёлку. С чем это связано?

Всем известно, что ель – символ Рождественского праздника. Мы так любим этот святой обычай, что невольно считаем его вечным. Но рождественской ёлке не так уж много лет.

Первыми стали наряжать ёлку на Рождество пастухи в горах Германии. Потом этот весёлый и уютный обычай пришёл в города, проник в особняки и замки. А в замках росли принцессы. Вырастая, они выходили замуж за иноземных принцев и приносили немецкий зимний праздничный обычай в другие страны Европы. Именно юная немецкая принцесса, выданная замуж за наследника британского престола, нарядила в конце 18 века первую ёлку в Англии. Другая принцесса из Германии научила этому французов. Первая украшенная яблоками, печеньем и свечами ёлка появилась на площади Эльзаса в 1521 году. На Руси в ту пору дома украшали сливовыми, вишнёвыми и яблоневыми ветвями, которые предварительно ставили в воду, чтобы на них распустились листики. А еловые ветки появились благодаря Петру 1, который «подсмотрел» этот обычай у немцев, дома стали украшать еловыми, сосновыми, кедровыми ветками. Только на Рождество 1852 года первая ёлка была установлена на площади российской столицы. И самые изысканные ёлочные украшения пришли в дореволюционную Россию тоже из Германии.

Почему верхушку ёлки принято украшать звездой? Оказывается, этому есть объяснение, связанное с легендами о первых дарах природы новорожденному Христу.

Рождественская ёлочка

(старинное сказание)

Настала та ночь, в которую родился Младенец Иисус. Ангел, неслышно пролетая мимо деревьев, цветов, растений, ликовал. «Идём, поклонимся Младенцу, понесём ему вкусные плоды, понесём Ему лучшие душистые цветы», – говорили растения. Они пошли. Их вела яркая звезда.

Пошла за ними и скромная ёлка. Пришла она, стала печально в стороночке и плакала: у неё не было дара, чтобы порадовать светлое дитя. Ангел увидел, пожалел печальную ёлочку и кинул ей с высоты яркую звезду. Звезда упала на вершину ёлочки и рассыпалась яркими огоньками. Святой младенец взглянул и улыбнулся. С тех пор каждый год ёлочку украшают огнями и на вершину её прикрепляют Вифлеемскую звезду. С тех пор люди зовут новогоднюю ель Христовой ёлкой.

Мы тоже решили поддержать этот древний обычай.

Рождество Христово – наш любимый праздник, ведь Бог обещал устами пророков, что избавление от греха, принесшего на землю смерть, произойдёт через рождение Спасителя. Исполнение этого обещания мы и празднуем. К Рождеству на приходской праздник всегда наряжали ёлку всем миром: кто игрушку принесёт, кто мишуру, кто бусы, флажки, гирлянды…– каждый хотел пожертвовать свою игрушку для общей ёлки. Вот так и набралась коллекция ёлочных украшений и новогодних открыток, которая дорога нашему музею тем, что старшему поколению помогает вспомнить своё детство, молодость, а молодому поколению – приобщиться к истории страны. Огромное спасибо всем, кто принял участие в оформлении выставки, пожертвовал ёлочные украшения и новогодние открытки. Особая благодарность Барановым Людмиле Николаевне и Ольге Юрьевне, Ермаковой Екатерине Фёдоровне, Шамовой Анастасии Евгеньевне, Голодок Галине Иосифовне ветерану труда Зырянову Николаю Ивановичу и другим прихожанам.


Почему на новый год принято наряжать ёлку.

Все мы любим красивый и сказочный обычай наряжать на новогодние праздники елку. Эта всемирная традиция имеет очень богатую историю, и без нее вряд ли можно представить празднование главных зимних праздников. Почему же мы наряжаем именно ель и как появился этот обычай?

Н.Н.Жуков,Ёлка.

Согласно старинной легенде, ель стала символом Рождества по желанию небесных сил. Когда в Вифлееме, в убогой пещере, родился Спаситель, под пение ангелов на темном небе зажглась новая яркая звезда. Внемля божественному знамению, к пещере поспешили не только люди, но и животные и растения. Каждый старался показать новорожденному свою искреннюю радость и принести какой-нибудь подарок. Растения и деревья дарили Младенцу свои благоухания, цветы, плоды и листья.

Johann Bernhard Schmelzer "Christmas Dream"1833.

На радостное событие спешила с далекого севера и Ель. Она пришла самой последней и, стесняясь, встала в стороне. Все удивленно спросили ее, почему она не заходит. Ель ответила, что ей очень хочется войти, но ей нечего подарить Божественному Младенцу, и она боится испугать Его или уколоть иголками. Тогда растения поделились с Елью своими дарами, и на ее ветвях стали красоваться красные яблоки, орехи, яркие цветы и зеленые листочки. Ель очень обрадовалась, поблагодарила всех, и тихо подошла к Иисусу. Младенец улыбнулся, увидев красивую, разноцветную, добрую Ель, и тогда над самой ее верхушкой еще ярче засияла Вифлеемская звезда…

По другому, похожему преданию, Ель не пустили к Младенцу гордые Маслина и Пальма, насмеявшись над ее колючими иголками и липкой смолой. Скромная Елка не стала возражать и грустно смотрела в светлую благоухающую пещеру, думая о своей недостойности зайти в нее. Но Ангел, который слышал разговор деревьев, сжалился над Елью и решил украсить ее ветви небесными звездами. Ель великолепно засияла и зашла в пещеру. В этот момент Иисус проснулся, улыбнулся и протянул к ней ручки. Ель возрадовалась, но не загордилась, и за скромность Ангел наградил доброе деревце, сделав его отныне знамением светлого праздника Рождества.

В древние времена люди обожествляли природу и верили в существование духов, живущих, преимущественно, в лесах на хвойных деревьях. Считалось, что именно сверхъестественные лесные существа вызывают лютые морозы, насылают метели и запутывают охотников, а особенно смело духи ведут себя длинными декабрьскими ночами. И поэтому, чтобы уберечь себя и свое имущество от проделок лесных существ, люди старались всячески задобрить их: украшали ели различными плодами и угощениями, произносили специальные заговоры и совершали таинственные обряды. К тому же, вечнозеленая елка издревле символизировала саму жизнь.

Европейцы убеждены, что распространить обычай наряжать елку помог и глава немецкой Реформации Мартин Лютер. Однажды, в канун Рождества, морозной звездной ночью, он возвращался домой через лес и, решив сделать семье сюрприз, принес елку. Ее украсили свечками и бантиками. После этого случая многие стали брать с него пример.

Biczó, András Christmas Tree Twig.

Первое письменное свидетельство об украшенных елках, датированное 1605 г., звучит так: «В Страсбурге на Рождество приносят в дома еловые деревья, и на эти деревья кладут розы, сделанные из цветной бумаги, яблоки, вафли, золотую фольгу, сахар и другие вещи».

В начале XIX в. этот красивый немецкий обычай стал распространяться на территории Северной Европы. В Англии, Франции, Америке повсеместно ставить и украшать рождественские елки стали только в середине XIX в.

Carl Larsson.

В это же время елка стала рождественским деревом и в России. Правда, указ Петра I в канун 1700 г., закрепляющий перенос Нового года на 1 января, тоже гласил: «По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и мозжевелевых». Но о елке как украшении дома речь еще не шла. Немцы, жившие в России, соблюдали свои обычаи, но русские не спешили их перенимать.

Carl Larsson ,Christmas Tree Confett.

Есть упоминание в литературе о том, что первая рождественская елка в России была устроена Николаем I в конце 1830-х годов. В то время российская знать увлекалась немецкой литературой и западными манерами. Поспособствовали распространению традиции… петербургские кондитеры швейцарского происхождения, предлагавшие к празднику готовые наряженные деревца и сладости с елочной символикой. К концу 1840-х годов елка стала привычным атрибутом рождественского праздника. Деревья украшали поделками из цветной бумаги, фруктами, рафинадом и мишурой.

М.Матвеев 1981.

Кстати, о новогодней мишуре тоже существует предание. Очень давно жила одна добрая женщина, у которой было много детей, они были очень бедны, и ей приходилось очень много работать. Вечером перед Рождеством женщина нарядила елку, но украшений у нее было совсем мало. Ночью на ветки елки приползли пауки и сплели паутину. Увидев это, и пожалев бедную мать, Иисус Христос благословил дерево, и паутина превратилась в серебристую мишуру…

Blish Carolyn.

В конце 20-х годов XX столетия елка в России была запрещена вместе с празднованием Рождества и даже Нового года. Но в 1936 году вернулась как атрибут именно новогодних праздников и надеюсь, больше нас не покинет.

Екатерина Елизарова

0 RU Рождественские дни - одни из самых светлых и чистых дней года. Дни долгожданные, которые всегда приносят радость и веселье, как детям, так и взрослым. В каждом доме в эти радостные дни украшается ёлка. Появление обычая ставить в домах ель в праздник Рождества Христова предание связывает с именем апостола Германии св. Бонифация (+ 5 июня 754 г.). Проповедуя среди язычников и рассказывая им о Рождестве Христовом, он срубил дуб, посвященный богу грома Тору, чтобы показать язычникам, насколько бессильны были их боги. Дуб, падая, повалил несколько деревьев, кроме ели.

0 RU В результате рождественская елка была стерта с лица русской земли: ее заменили "новогодней елкой" - ничего общего не имеющей с Рождеством Христовым. Минули десятилетия. Миллионы детей вновь увидели над украшенной елкой путеводную звезду Вифлеема. А под ней - Богомладенца, Который родился для того, чтобы для нас окончилась духовная ночь. Будем надеяться, что по милости Божьей эта традиция вернётся назад и повсюду, где бы не находились православные люди, Рождество Христово будет отмечаться нашей традиционной рождественской елкой!

Тогда Бонифатий назвал ель деревом Младенца Христа. Первый письменный источник, упоминающий украшение елки, датируется 1561 годом. Как писал летописец, «на Рождество здесь устанавливают в домах елки, а на их ветви навешивают розы из цветной бумаги, яблоки, печенье, кусочки сахара и мишуру». Этот обычай скоро перешел к соседям-немцам, а затем распространился и по всей Европе. Около 200 лет назад пышных красавиц стали уже регулярно устанавливать в королевских и царских дворцах Франции, Германии, Англии, Норвегии, Дании и России. Повсеместное распространение в Европе рождественская елка получила лишь в XIX веке. В России впервые этот обычай попытался ввести Петр Великий, правда, не на Рождество, а на Новый Год. Но новая традиция приживалась с трудом. Традиция ставить ёлку, но уже не новогоднюю, а рождественскую, вернулась в Россию только в 20-х годах XIX века. Хотя сначала она была, скорее, частной, нежели общественной - в домах петербургских немцев. Отдавая дань национальным обычаям, небольшую ёлочку здесь ставили в центр стола, к ветвям прикрепляли свечи, конфеты, пряники, орехи. Не была исключением в этом смысле и царская семья: по инициативе Александры Федоровны, супруги императора Николая I, в 1819 году в Аничковом дворце впервые поставили рождественскую ёлку. Через три года эта замечательная традиция стала уже всеобщей. Сначала ослепительные огни на стройной зеленой красавице зажглись в помещении Екатерининского (ныне Московского) вокзала в Петербурге, а уже к концу XIX века ёлка стала главным украшением городских и деревенских домов повсеместно (на Рождество Христово, ведь Новый год был всего лишь естественным продолжением рождественских праздников). С началом гонений на Православие в немилость попала и рождественская елка. В ХХ веке рождественские ёлки «просуществовали» до 1918 года. Как символ Рождества, лку запретили на целых 17 (!) лет.Только в 1935 году был организован первый новогодний детский утренник - естественно, уже с новой смысловой окраской: праздничная встреча Нового года... Богоборческая коммунистическая сила вмешивалась во все детали жизни и обычаев русского православного народа; особенно в тех областях, где советской власти требовалось устранить все духовное

Статьи по теме: