Что такое любовь и влюбленность — виды любви. Виды любви в психологии

Из древних литературных источников можно проследить, что люди обращали внимание на то, что одни любят пылко с надрывом, другие спокойно, надежно до самой смерти. Эти наблюдения даже нашли свое отражение в греческом языке, происходящем из наиболее древней, культурной цивилизации. В нем есть несколько терминов, которыми обозначают разные оттенки, особенности любви.

Наиболее известная систематизация типов любви принадлежит канадскому психологу и социологу Джону Алану Ли, он описал шесть типов любви, обозначив их греческими терминами. Они отчасти зависят от темперамента человека, имеют значение: культурные нормы общества, уровень его духовной зрелости, воспитание. Нужно учитывать, что чистые виды любви (так же, как чистые виды темпераментов) встречаются нечасто, и любовь бывает смешанной: к основе одного типа любви могут добавляться черточки от других типов.

Любовь — агапэ

Она сосредоточена на «ты», полна альтруизма и обожания, она терпелива и полна негаснущей привязанности. Любящий такой любовью готов простить все, даже измену.

Агапэ — основана на традиционном христианском взгляде, согласно которому любовь ничего не требует взамен, она добра, терпелива и постоянна. Эта любовь ассоциируется с Иисусом Христом.

По данным Ли примерно 7% людей предрасположены к переживанию такого типа любви.

Примером любви — агапэ могут являться чеховская Душечка, любовь супругов Ломоносовых. Академией Наук России Михаил Васильевич Ломоносов (в 26 лет) был направлен на обучение в Германию в город Марбург. Там он поселился на квартиру в семью Цирьх, с дочерью хозяев, Елизаветой Христиной (ей было 16 лет) у него возник роман. Через два года обучения у Михаила Васильевича с некоторыми профессорами марбургского университета возник конфликт, из-за которого он перевелся в университет Фрейбурга. К этому времени их роман перерос в большое и глубокое чувство, Елизавета была беременной. После рождения дочери они обвенчались, хотя родители Елизаветы были не в восторге от этого брака.

После возвращения в Москву Михаила Васильевича назначили на должность адъюнкта с небольшим жалованьем, и еще несколько лет он не мог привезти из Германии жену и дочь. Как только у него улучшилось материальное положение, он сразу перевез семью в Москву. Они прожили с Елизаветой Андреевной (такое имя она приняла после православного крещения) почти 30 лет душа в душу. Современники называли ее берегиней. Елизавета Андреевна жила для мужа, она понимала, что он неординарный ученый и человек, поэтому старалась сделать все, чтобы ему хорошо работалось и жилось. Михаил Васильевич был вспыльчив, а иногда и резок и его любящая жена умела погасить его гнев, успокоить, избавить от нервных перегрузок. Тем самым избавила его от многих служебных и житейских неприятностей.

Елизавету Андреевну можно назвать первой русской женщиной — предпринимательницей, так как после смерти Михаила Васильевича она пыталась продолжить его дело — строительство фабрики по производству цветного стекла. Завершить строительство фабрики ей не удалось, не хватало средств. А через полтора года после смерти горячо любимого мужа она умерла.

Любовь — сторгэ

Это любовь, похожая на родительскую нежность, понимание, любовь опека, покровительство, обожание «без лихорадки, без смятения и безрассудства, мирная и чарующая привязанность» (Прудон). Она развивается постепенно — не как «удар стрелы», а как медленное расцветание бутона, прорастание корней и уход их в глубину.

Для них не существует быта, любящим нравится обычный ход домашних дел, привычка не гасит их чувства. Они испытывают удовольствие, зная близкого, предвидя, как он отзовется на их поступки. Они глубоко доверяют друг другу, они не боятся неверности, зная, что их внутренняя тяга друг к другу не угаснет от увлечения одного из супругов на стороне. Секс в такой любви ясен и прост, любящие считают его продолжением душевной близости, и он входит в их отношения не сразу, на поздних ступенях сближения.

Сторгэ — прочный и устойчивый тип любви, который выдерживает любые испытания. Такая любовь может перенести даже долгую разлуку, как перенесла знаменитая любовь Пенелопы к Одиссею, древний прообраз сторгэ.

Любовь — прагма

Уравновешенная и в определенном смысле «практическая» любовь. Прагма это не только тип любви, а и способ ее обретения, прагмик подбирает партнера исходя из хорошо продуманных требований к нему. Когда подходящий кандидат, наконец, найден и достигнуто взаимопонимания, прагмическая любовь развивается в более сильное и глубокое чувство. Настоящий прагмик не может любить того, кто не достоин любви. Он до мелочей видит всю ценность или неценность человека. Любовь для него — столько же дело головы, сколько сердца, и он сознательно руководит своим чувством.

Он бескорыстно относится к любимому: помогает ему раскрыть себя, делает добро, облегчает жизнь, остается преданным ему в испытаниях. У прагмы есть преимущество перед другими любовными чувствами: со временем она делается теплее, душевнее, желаннее.

Прагма — совсем не «низшее», а полноценное, естественное для человека чувство, дающее положительные эмоции, здоровое, полноценное потомство.

Мания

Мания — бурное и всепоглощающее чувство. Оно ассоциируется с безумием и смятением. Влюбленный постоянно охвачен стремлением «требовать знаков любви и внимания со стороны любимого». В этом состоянии экстатические всплески перемежаются погружениями в отчаяние. Такое чувство подобно «американским горкам»: крутые головокружительные подъемы и спуски ведут к внезапному и стремительному окончанию.

Людус

Людус разновидность чувства, которое напоминает флирт. По этой схеме любовники легко вовлекаются в игру и, как правило, не требуют друг от друга каких бы то ни было серьезных обязательств. У людянина могут быть несколько партнеров, что дает возможность выбирать, и позволяет избежать зависимости от кого-то одного. Людяне сексу отводят скорее роль занятной игры, хобби, нежели глубокого интимного чувства.

Эрос

Эрос подразумевает чувство, основанное на физическом влечении и соответственно проявляющееся в сильном чувственном, сексуальном притяжении. Д.А. Ли считает, что «эротическая любовь» подобна искре: легко вспыхивает и тут же гаснет. Она редко приводит к глубоким и прочным отношениям.

Типы любви и их особенности больше всего интересовало исследователей, а простых людей интересовало какую любовь считать настоящей, какую нежеланной и как избавиться от слишком навязчивой влюбленности.

Во втором тысячелетии за исследования взялись психоаналитики, первым шагом можно считать работу З.Фрейда «Об особом типе „выбора объекта“ у мужчины» и результаты получились неожиданными. Типов любви оказалось — 16. А вот из 6 типов любви, известных в течение многих веков, только три типа: агапэ, сторгэ и прагма являются полноценными любовными чувствами, а мания, людус и, в большинстве случаев, эрос это недоброкачественные, любви подобные чувства. Наиболее тяжелое из них мания, в острых случаях является болезнью, которую нужно лечить. (Недоброкачественные влюбленности будут подробно рассмотрены в последующих статьях).

Психологи манию нередко называют «наркоманической любовью». Вряд ли такая терминология является удачной. Зачем абсолютно положительное чувство — любовь использовать в названии психического расстройства? Именно к этой группе расстройств относятся наркомания, алкоголизм, курение, игромания, трудоголизм и др.

Еще одной неожиданностью стало то, что влюбленность и любовь это не этапы одного процесса, а самостоятельные, имеющие различные истоки, течение и завершение чувства. Именно путаница между влюбленностью и любовью приводит к большому количеству разводов, ведь влюбленность проходит всегда, а любовь — нет.

Если одну многовековую задачу любви удалось решить — отделить зерна от плевел, то другую еще предстоит решить. Какую любовь считает истинной общественное сознание? А вот в нем накал чувств, их, если можно сказать «количество», а не «качество», стали признаваться «настоящей любовью», это высокое звание закрепилось за болезненной — манией, сметающей все преграды, или эросом с его пылкостью чувств. Именно эти чувства люди ставят на первое место, пишут большими буквами и поклоняются, в то время как настоящая любовь оказалась в стороне от всеобщего внимания.

В истории человечества было немало версий классификации любовных отношений.

Кама — Сутра

Знатоки, сведущие в этой науке, различают четыре рода любви.

Любовь, порожденная постоянной привычкой.

Это род любви — результат постоянного вовлечения чувств в такие действия, как охота, верховая езда и т.д.

Любовь, возникшая вследствие воображения.

Это род любви — результат не прямых действий, продиктованных чувствами, а их предвосхищением.

Любовь, возникшая из веры в себя и веры в других.

Любовь, возникшая в результате восприятия внешних объектов.

Восприятие внешних объектов и наслаждение от этого также являются результатом любовного удовольствия, которое мы легко узнаем. Этот род любви, по существу, порождает и включает в себя три вышеотмеченные.

Руководствуясь текстом, человек способен различить эти типы любви и решить для себя, какой из них он в подходящее время примет, после определения склонности к нему другого лица.

Стендаль в своем трактате «О любви» писал о четырех видах любви.

1. Любовь — страсть:

любовь Элоизы к Абеляру…

2. Любовь- влечение,

которое царило в Париже в 1760 году и которое можно найти в романах того времени.

Это картина, где все, вплоть до теней, должно быть розового цвета, куда ничто неприятное не должно вкрасться ни под каким предлогом, потому, что это было бы нарушением верности обычаю, хорошему тону, такту и т.д. Человеку хорошего происхождения заранее известны все приемы, которые он употребляет и с которыми столкнется в различных фазисах этой любви: в ней нет ничего страстного и непредвиденного, и она чаще бывает изящнее настоящей любви, ибо ума в ней много; это холодная и красивая миниатюра по сравнению с картиной одного из Карачи, и в то время как любовь — страсть заставляет нас жертвовать всеми нашими интересами, любовь — влечение всегда умеет приноравливаться к ним.

3. Физическая любовь.

Подстеречь на охоте красивую и свежую крестьянку, убегающую в лес.… Всем знакома любовь, основанная на удовольствиях этого рода; какой бы сухой и несчастный характер ни был у человека в шестнадцать лет, он начинает с этого.

4. Любовь — тщеславие.

Огромное большинство мужчин, особенно во Франции, желают обладать и обладают женщинами, которые в моде, как красивыми лошадьми, как необходимым предметом роскоши молодого человека; более или менее польщенное, более или менее возбужденное, тщеславие рождает порывы восторга».

П.Успенский, известный американский эзотерик, ученик Г.Гурджиева, свою классификацию любви сделал через классификацию женщин.

«…Для каждого мужчины все женщины в мире делятся на несколько категорий, это деление зависит от степени их возможного физического и эмоционального влияния на него — и совершенно не связано с тем, какие он или она выражают вкусы, симпатии, склонности.

Женщина первой категории, которых у каждого мужчины очень мало, пробуждают в нем максимум чувств, желаний, воображения и мечтаний. Они влекут его к себе с непреодолимой силой, вопреки всем преградам и препятствиям, часто даже к большому его изумлению. В случае взаимной любви они вызывают у него максимум ощущений. Такие женщины остаются для него вечно новыми и вечно неизвестными. Любопытство мужчины по отношению к ним никогда не ослабевает; их любовь никогда не становится для него привычкой, возможной или объяснимой. В ней всегда остается элемент чудесного и невозможного, и его чувство остается неувядающим.

Женщины второй категории, которых у каждого мужчины существует гораздо больше, также привлекают его; но в этом случае чувства легче поддаются контролю со стороны разума или внешних обстоятельств. Такая любовь более спокойна; она легче укладывается в условные нормы, как внешние, так и внутренние; она может перейти в чувство дружбы или симпатии, может ослабнуть и исчезнуть, но всегда оставляет после себя теплые воспоминания.

Женщины третьей категории оставляют мужчину равнодушным. Если они молоды и привлекательны, они могут воздействовать на его воображение, но не прямым путем, а через какой-то другой жизненный интерес: (например через гордость, тщеславие, материальное соображение, общность интересов, симпатию, дружбу). Но это чувство, приходя извне, длится недолго и быстро исчезает. Ощущения при этом слабы и бесцветны. Первое удовлетворение, как правило, полностью истощает всякий интерес. Если первые ощущения были достаточно живыми, они превращаются иногда в свою противоположность — антипатию, враждебность и тому подобное.

Женщины четвертой категории интересуют мужчину еще меньше. Изредка они привлекают; он может обманывать себя, думая, что они привлекают его. Но физические взаимоотношения с ними содержат трагический элемент: мужчина совсем их не любит. Продолжение интимных отношений с ними является механическим насилием над личностью и может тяжело повлиять на нервную систему, вызвать половое бессилие и прочие явления, свойственные низшему полу.

Конечно, нужно иметь в виду, что женщины, принадлежащие к одной категории для одного мужчины, могут принадлежать к совершенно другой категории для другого мужчины; кроме того, у разных людей число категорий может быть большим или меньшим».

В отдаленной истории были и другие предложения, отношения к любовному чувству мужчины и женщины.

…В утопии Платона брак заключается на год, через год он сменялся, чтобы каждый мужчина имел за жизнь пятнадцать — двадцать жен, каждая женщина — пятнадцать — двадцать мужей.

Мужей и жен у него выбирают по жребию. Дети не знают отцов и матерей, со дня рождения их передают в общественные дома. Семьи у Платона нет, есть только любовные пары, которые возникают и распадаются каждый год.

Вот, что пишет Плутарх о древней Спарте в своих «Сравнительных жизнеописаниях». «Ликург первый решил, что дети принадлежат не родителям, всему государству». Когда мальчикам исполнялось 7 лет, Ликург забирал их у родителей, и распределял по отрядам, чтобы они вместе жили, играли, трудились. «Главным следствием такого образа жизни были привычка повиноваться.

В те времена у спартанцев не было ревности и не было собственнического отношения к женам. Спартанец разрешал вступать в связь со своей женой тому, кто об этом просил, чтобы та от него понесла, но женщина по-прежнему оставалась в доме мужа, и узы законного брака не расторгались».

…В утопическом городе Солнца Кампанеллы было три правителя — Мощь, Мудрость и Любовь. Но эта Любовь — еще далеко не любовь. Любви у Кампанеллы, в общем-то, нет, есть любовные связи, которые идут под надзором врачей и начальников. Людей у него называют «производителями», а на месте любви стоит «производство потомства».

«Начальники определяют, кто способен и кто вял к совокуплению, и какие мужчины и женщины по строению своего тела более подходят друг к другу. Женщины статные и красивые соединяются только со статными и крепкими мужами; полные же — с худыми, а худые с полными, дабы они хорошо и с пользой уравновешивали друг друга».

Пожалуйста, скопируйте приведенный ниже код и вставьте его на свою страницу - как HTML.

В своей работе с клиентами я часто и успешно пользуюсь этой классификацией – особенно в семейных консультациях. Так что спасибо вам, древние греки! Вот – делюсь. И так, поехали.

Популярное на сайте: Зачем нам любовь и семья? (прим.ред.)

Мания

Данный вид любви древние греки называли "безумие от богов". Любовь-манию считают наказанием. Это любовь-одержимость. Она заставляет страдать влюбленного человека. Писать стихи. Не есть или не спать. В краткосрочном варианте она допустима и в здоровых отношениях, особенно в ранней юности.

Если затягивается – это говорит о тяге к нездоровым отношениям, обеднению личности и требует обращения к специалисту. Особенно если любовь-мания несет страдания и объекту страсти. Тогда "любящий" стремится все время быть рядом с возлюбленным, пытается контролировать его, испытывает безумную страсть и ревность.

Также, влюбленный испытывает душевную боль, смятение, постоянное напряжение, неуверенность и тревогу. Он полностью зависим от объекта обожания. Объект же – если в порядке – от такой пылкой любви, начинает, наоборот, избегать влюблённого в него и делает попытки разорвать отношения, исчезнуть из его жизни.

Данный вид любви деструктивен. К счастью, он недолговечен, за исключением садомазохистских отношений – что не очень здорово и лечится. Подумать только, то что столько воспевалось поэтами и считалось чуть-ли не эталоном любви – оказалось болезнью. Иронично. Но человеческое общество ещё и не так заблуждалось.

Людус

Это любовь-спорт, любовь-игра, любовь-азарт или состязание. Данная любовь основана на половом влечении, но без желания одарить. Это потребительская любовь. То есть любовь наоборот. Ну все слышали о пикаперах. Такие люди могут вести списки партнёров и считают победы, либо просто бесконтрольно находят себе партнёра на вечер – не особо запоминая случившееся.

Как вы понимаете, больше к этому отношений склонны мужчины – но нет правил без исключений. Чувства в Людусе носят поверхностный характер, а значит не могут удовлетворить партнеров полностью, им всегда чего-то не хватает в отношениях, и тогда начинается поиск других партнеров. Параллельно такие сексоголики могут сохраняться отношения и со своим постоянным партнером.

Агапе

Это жертвенная, бескорыстная или безусловная любовь. Любящий готов к самопожертвованию во имя любимого. Данная любовь сочетает в себе милосердие, нежность, надежность и преданность. Такой вид любви известен всем счастливым родителям. И наши дети, пожалуй, единственные, кто достоин такой любви, и то – в раннем детстве. А когда подрастут, родителям лучше выстроить такие правила, чтобы обошлось без жертв.

Агапе находит своё выражение в непрекращающейся отзывчивости и постоянном беспокойстве по поводу других людей. В партнёрских же отношениях грань между Агапе и мазохистической зависимостью исчезает и превращается в равно. То есть это не допустимо. Почему? Стремление больше давать чем брать – истощает дающего. Здоровые отношения подразумевают справедливый обмен.

Если от вас требуют Агапе – объясните, что партнёр что-то путает и вы ему не родитель. Агапе можно встретить в сердце церковной служки, прислуживающего крупному чину, в сердце религиозного фаната, члена секты. Тут она смешивается с Манией.


Все три типа отношений, основаны на чувстве любви – но совершенно не подходят для здоровых партнёрских отношений. Кроме того, несут страдания одному из партнёров.

Но что же нам делать? Взращивать в своих сердцах другие виды любви и учиться распознавать их – хотя бы в потенциале – в окружающих. Полезны же и приятны для души и тела, а так же для семейной жизни в целом следующие виды любви.

Эрос

Восторженная, пылкая влюбленность, основанная в первую очередь на привлекательности любимого, а также на сексуальном влечении. То что раньше называлось романтикой. А сейчас – просто романом. Это любовь-радость от обладания партнёром, удовольствие от его тела. На этой фазе любви происходит идеализация любимого. А потом – сами понимает что Эрос – это начало всех любовных отношений в мире.

Считается, что эта фаза влюблённости длится в среднем три года плюс минус год, но у каждой пары своя индивидуальная история. Счастливы те пары, которых Эрос посещает много раз на протяжении совместной жизни. На этой фазе совершаются ранние поспешные браки, рождаются счастливые дети, которые растут в любви родителей. Но эти же дети могут и разрушить любовь-эрос – ведь с их появлением пора переходить на следующую стадию любви (см. ниже), а не все оказываются к этому способны.

Филия

У греков считалась видом платонической любви. Это любовь-дружба. Но сейчас оказалось хороший брак без этого тоже не обходится. Более того, когда Эрос угасает – именно Филия подбрасывает дровишки, согревающие семейные любовные отношения. Если у вас Филия – значит вам с партнёром хорошо проводить досуг.

Вам приятно иногда посмотреть вместе кино, или футбол, поиграть в карты, пойти с детьми в поход или в гости, послушать музыку или просто проговорить до утра. Платон превозносил её как настоящую любовь. О таком партнёре говорят – мы очень привязаны друг к другу. В таких отношениях и дружеских и семейных – часто царит равноправие и гармония.

Сторге

Под этим загадочный словом скрывается любовь к родственнику. К родному человеку. Такие люди вместе много прошли. И может они и не в восторге от своего объекта – но они за него порвут. И выложатся – если будет нужна помощь. Это любовь к тому, кого не выбирают или выбрали очень давно. Этот тип любви мы все испытываем к своей Родине. Это наша любовь к родителям. И даже двоюродной тёте из Киева – если про неё кто-то скажет кривое слово.

Прагма

Это то же вид любви. Этого слова так боятся романтики, инфантилы и творческие личности – но совершенно напрасно. Ведь именно не ней держится главная ценность человечества – семья. Это рациональная любовь или любовь по "расчету". Но не тому расчёту, когда человек манипулирует другим ради собственной выгоды. А когда рассчитывает, что вот он хороший партнёр для того, чтобы вместе шагать по жизни. Хорошая доля Прагмы в отношения обогащает обоих партнёров. Потому что один хорошо умеет это, а другой – то. И когда они вместе – пара или семья получает всестороннее обогащение.

Так же Прагмой я называю комфорт от нахождения вдвоём. Общие взгляды на быт, количество и способ воспитания детей, планы на отпуск. Это когда у людей общие ценности. Например, мы оба любим хорошо поесть, закупаем много продуктов, говорим о том, что бы приготовить на ужин, зовём гостей. Или – мы с этим вообще не заморачиваемся. Как отсутствие Прагмы может мешать, становится понятно, если представить, что один любит поесть и вкусно готовит, а второму непонятно, как на это можно тратить время и деньги.

Если такому партнёру будет свойственно обесценивать ценности другого – он начнёт осуждать и критиковать любителя поесть. И тот будет чувствовать себя непонятым и несчастным. Но если Прагмы нет – но есть взаимное уважение к ценностям другого – отношения выдержат и это.

Так как же выбрать партнёра на первом этапе? Посмотрите любит ли он вообще кого-то в своей жизни. И как любит? Деятельная ли это любовь – или только слова. Если человек не любит никого на свете – но любит только вас – скорее всего, это зависимость или симбиотическая привязанность. А если любит маму, папу, детей, кота наконец – и хорошо заботится о них – вы в надёжных и любящих руках.

Любовь многолика. Приходя к людям, она приобретает отпечаток их личностей. И потому нет одинаковой любви. Однако, на протяжении истории культуры (а значит, и истории любви) человечество неоднократно предпринимало попытки выделить некие типические ее проявления, ее различные виды. Одним из первых это сделали греческие мыслители.

Так, Платон в своем понимании любви шел от мифа об андрогине. В соответствии с ним, изначально люди делились на три пола - мужчины, женщины и андрогины. Андрогин - существо, округлое по форме, обладающее удвоенным числом частей тела и двумя повернутыми в противоположные стороны лицами. Эти создания были настолько хорошо приспособлены к жизни, что боги решили ослабить их совершенство, разделив каждого надвое и вызвав мучительную тягу к воссоединению. Древние греки полагали, что это взаимное тяготение выражает себя в четырех основных формах. Первая из них - эрос.

"Эрос" - любовь-страсть, безумное по силе чувство, которое стремится "вобрать в себя" свой объект. "Эротическая любовь", прежде всего, включает в себя чувственное влечение и ревность. Она выражает полярность мироздания и непреодолимую тягу к ее андрогиническому преодолению. Этот вид любви находит свою персонификацию в боге Эросе (Эроте). В мифопоэтической традиции он - сын Афродиты. Это ослепительно прекрасный, но жестокий мальчик, ради забавы вселяющий в сердца людей муку любви. По Платону же, Эрос - сын Бедности и Богатства, унаследовавший от родителей не самые лучшие качества - не знающую преград жажду обладания, капризный эгоизм и силу воления. Его колчан со стрелами - символ любовных терзаний, наносимых не только людям, но и богам. При этом эротическое чувство недолговечно: уничтожая своего носителя, вместе с ним оно уничтожает себя.

"Филиа" - любовь-дружба. Она чрезвычайно многогранна: именно к этому виду любви относятся дружба равноправных граждан в полисе, преданность Отечеству, стремление к свободе, к добродетели, к наслаждению искусством (филомусиа). Что объединяет все эти разнообразные эмоции? Понятие связи. Филиа - в первую очередь, означает связь людей, обусловленную социальным или личным выбором. Это любовь, выросшая из совместных взглядов и взаимопонимания. Несмотря на отличие филии от эроса, можно найти в них общий исток. Оба эти чувства зиждутся на необходимости воссоединения, слияния, дополнения. Только в случае филии предполагается дополнение не по принципу противоположности, а по принципу подобия.

Третий вид любви - "сторге". Сторге во многом пересекается с филией: так, и то, и другое чувство, например, свойственно родственным отношениям. Однако, они различаются нюансами, оттенками. Сторге - это органическая любовь, имеющая, скорее, отношение не к индивидуально-личностному, а "родовому" чувству. Это глубокая привязанность, имеющая началом инстинктивное ощущение тождественности.


И, наконец, вершина вершин - "агапе". Это гармоничная, интеллектуальная, "аполлоническая" любовь. Она основана не на страсти, а на разумной воле к взаимопониманию. Не случайно у ранних христиан именно этим термином выражалась новозаветная любовь: "агапами" назывались их братские трапезы.

В средневековье любовь трактуется как высшая форма блага, доступного человеку. Соответственно этому пониманию Аврелий Августин выделяет три формы любви:

· любовь человека к Богу (amor Dei ). Это священная любовь, ибо своим предметом она имеет высшую Истину - Господа как нетленное и совершенное первоначало мироздания. Потому любовь к людям истинна в первую очередь, когда она существует во имя Бога, а не во имя конкретного человека.

· любовь к ближнему, возможная в силу того, что он - подобие Божие. Что касается земной любви, то "это вожделение является не благом супружества, а необходимостью для продолжения рода, позорным пятном на браке", "слугой" брака" .

· любовь Бога к человеку. Бог есть любовь. Но поскольку Он непостижим, постольку непостижима и Его любовь к смертным. Ее нельзя познать, можно лишь почувствовать. Ведь именно посредством любви Бог сотворил все сущее и постоянно дарует человеку отпущение от грехов.

К Новому времени любовь обогатилась новыми ипостасями. Так, в трактате "Любовь" А. Хейнлинк (17 в.) разделяет ее на два подвида - чувственную и действенную. Чувственная любовь сама по себе не хороша и не плоха: важно, скорее, то, какое содержание в нее вкладывает сам человек. Чувственная любовь выражается в страсти и желании, причем, страсть порождается душой, а желание - телом.

Действенная любовь являет себя в трех формах. Первая из них - любовь-уважение. Именно она формирует нравственность и разумное начало человека. Вторая, любовь-доброжелательность, в своих истоках исходит от Бога: именно так Бог относится к своей пастве. И, наконец, любовь-стремление имеет наиболее действенно-нравственную выраженность.

Р.Декарт в трактате "Страсти души" утверждает, что любовь "есть волнение души, вызванное движениями духов, которое побуждает душу добровольно соединиться с предметами, которые кажутся ей близкими, а ненависть есть воление, вызванное духами и побуждающее душу к отделению от предметов, представляющихся ей вредными" . Обратим внимание на характерное для Нового времени рациональное отношение к любви: она понимается, в основном, как стремление к приятному. Но при этом в своей классификации видов любви Декарт находит место и для модификации греческого понятия "эрос". Любовь, по Декарту, выражается в трех формах:

· Желание добра любимому. Главная черта такой любви - способность на самопожертвование. Самый яркий ее пример - отношение родителей к детям.

· "Любовь-вожделение", связанная с желанием обладания. Однако, при этом она может содержать в себе черты любви как "желания добра".

· Всепожирающая огненная страсть, являющаяся началом человеческих заблуждений и страданий. Эта страсть проявляется не только в эротическом чувстве. Так, и честолюбец, и скупец, и пьяница, и насильник стремятся к обладанию предметами их страстей. При этом Декарт отмечает, что сам по себе предмет любви для них не значим: он важен лишь в одном качестве - как инструмент, служащий удовлетворению желаний. Если такая любовь носит сексуальный характер, то объект страсти понимается столь же утилитарно- не как цель, а как средство.

На почве пропагандируемой моралистами Просвещения идеи равенства вырастает еще одна форма любви - любовь-дружба. Несмотря на то, что ее исток - в греческом понятии "филиа", "нововременная" дружба имеет характер не только взаимосвязи и взаимодополнения, но и доверия, понимания. Потому она гораздо более личностна. "Главный плод дружбы заключается в облегчении и освобождении сердца от переполненности и надрыва, которые вызывают и причиняют страсти", - писал Ф.Бэкон . В этом понимании любовь-дружба полярно противостоит любви-Эросу. Не случайно Ж.Лабрюйер утерждал, что любовь и дружба исключают друг друга. Другие "плоды" дружбы - раскрытие разума в беседе, в рассуждении, помощь и участие в делах и заботах.

Роль любви-страсти, любви-томления в этот период снижена: мужская дружба представляется куда более продуктивной силой. И это не случайно. В час политических, социокультурных, экономических изменений, в час воцарения нового мироотношения, страстная любовь воспринимается, скорее как помеха. Женщина считается недостаточно разумным и идейнным существом, для того, чтобы быть товарищем мужчине. Не случайно Ф. де Ларошфуко в своих "Максимах" пишет: "Женщины в большинстве своем оттого так безразличны к дружбе, что она кажется им пресной в сравнении с любовью" . Что касается физической любви, то в среде просветителей она признается неизбежным злом. Неизбежным - поскольку физиологическая страсть неподвластна контролю и не отменима декретом. Злом - потому что человек, призванный властвовать над миром, оказывается в огромной зависимости от этого глубоко неразумного, подтачивающего его созидательные силы чувства.

Рубеж 18-19 вв. "реабилитировал" физическую сторону любви. Уже у Лессинга и Гете любовь "распространяет" Божественное дыхание по дольнему миру, а потому является священной в самой своей чувственной природе. Отныне, помимо "чувственной" и "духовной" любви, появляется третий ее образ - "чувствительная любовь", которая является своеобразным посредником между ними.

Наиболее известную типологию видов любви в 19 в. создал Стендаль в работе "О любви":

· Любовь-страсть (такой была любовь Элоизы и Абеляра).

· Любовь-влечение, свойственная аристократии при дворе Людовика ХV. "Это картина, где все, вплоть до теней, должно быть розового цвета" . Это холодная и красивая миниатюра, в первую очередь, основанная на самолюбовании.

· Физическая любовь, по-прежнему отождествляемая с Эросом. В этом понимании влюбленный - никто иной, как охотник, подстерегающий добычу.

· Любовь-тщеславие. Огромную роль в ней играют соображения престижа, в силу которого мужчина желает обладать яркими, популярными в его среде женщинами. Такая любовь немногим отличается от азарта, с коим владелец конюшни приобретает все новых и новых скаковых лошадей. Что касается тщеславных дам, то для большинства из них мужчина без титула не является мужчиной.

Как мы видим, любовь в понимании Стендаля имеет по преимуществу утилитарный характер, где объект любви тождествен объекту желания, тщеславия, игры.

20 в. создает новые типологии любви. Так, Э.Фромм в работе "Искусство любви" превыше всего ставит "братскую любовь" равноправных. Именно из нее, по Фромму, и проистекают все иные типы любви. В качестве особой формы любви Фромм также выделяет "материнскую любовь". Главное ее наполнение - попечение, ответственность, привитие ребенку ощущения радости бытия. Оба эти типа не ограничены единственным любимым, ведь может быть несколько братьев, несколько детей. Третий же тип - "эротическая любовь" - есть исключительное предпочтение одного всем. Но при этом истинная эротическая любовь по своей сути космична: она возможна лишь как любовь ко всему человечеству в лице одного человека.

Одну из наиболее ярких типологий любви 20 в. создал английский литературовед, философ, автор всемирно известных "Хроник Нарнии" К.С.Льюис.

Типология Льюиса зиждется на разграничении двух основных форм любви - любви-нужды (типичным примером которой является испуганный ребенок, кидающийся к матери) и любви-дара (наиболее ярко выражающейся в жертвенном и щедром отношению матери к ее детям). Обе они истинны. Но если вторая дается от Бога, то первая - следствие Бедности (нехватки). Третья, интегрирующая форма любви, выделяемая Льюисом, - любовь к тому, что вне человека: к природе, понимаемой не как набор ландшафтов, а как праобраз Божественного мира; к своей стране и т.д.

В работе "Четыре любви" на основе этих основных форм автор выделяет четыре вида любви.

Самая смиренная и неприхотливая любовь, по Льюису, привязанность : именно этот характер имеет любовь молодого ученого к старой няне, хозяина - к домашнему животному. Мы можем гордиться другими видами любви - влюбленностью или дружбой. Привязанности мы можем даже стыдиться. Чаще всего мы начинаем различать достоинства милых нам людей, когда их с нами нет. Тем не менее, влюбленность без привязанности может существовать очень недолго. Привязанность обусловливает глубину и умение любви. Потому поистине любит людей лишь тот, кто привязан к своим каждодневным спутникам. Но привязанность подчас оборачивается своей недоброй стороной - "хищной любовью"- вымогательством, ревностью, грубостью по принципу "с родными незачем церемониться". Став богом, любовь становится бесом. Потому привязанности как таковой недостаточно. Необходима более глобальная любовь, лежащая в основе привязанности.

Может быть, это - дружба ? Ведь недаром в старину именно ее считали самой полной и счастливой из человеческих связей. Увы, современный человек мало ценит дружбу. Причина этого - то, что дружба наименее инстинктивна, наименее естественна. Она не имеет под собой биологической необходимости. Без влюбленности никто из нас бы не родился, без привязанности никто из нас бы не вырос, а без дружбы - сколько угодно. Дружба - сугубо культурное изобретение: она соединяет не индивида с индивидом, а личность с личностью. От других видов любви дружбу отличает ее несамодостаточность: ее целью является не она сама как таковая, а то дело, которое объединяет людей. Потому в дружбе исключительно важен элемент оценки: человека любят за его достоинства. Но при всех ее замечательных качествах дружба, как и привязанность, не идеальна. Хорошего человека она сделает лучше, а плохого хуже. Дружбе свойственна отгороженность от мира, порой даже презрение к людям "не нашего круга".

Но если не дружба, что же является "основой основ" любви? Возможно, влюбленность ? Говоря о влюбленности, Льюис, прежде всего отличает ее от вожделения. Вожделеющему нужно удовольствие, невозможное без женщины. Влюбленному же нужна его возлюбленная, а не наслаждение, которое она может ему дать. Вожделение без влюбленности связано с самим вожделеющим, влюбленность - с предметом любви. Влюбленность уничтожает разницу между словами "брать" и "давать". Потому в браке судьба влюбленности часто неутешительна. Его опасность - в комарином рое каждодневных забот, отрывающих влюбленных друг от друга и их влюбленности. Влюбленность выводит за пределы самости, и в этом смысле она - весть из другого мира. Но все же она - не изначальная, не первичная Любовь. Ведь Любовь есть предельное Добро, а влюбленность может привести и ко злу, она нередко пожирает человека ревностью, подозрениями, досадой и т.д.

Так где же она, истинная Любовь? Льюис находит ее в милосердии . Ведь только в милосердии естественное наполнение любви облагорожено образом Бога. Через веру в Бога возникает вера в человека - в то, что человек создан по Его образу и подобию; в то, что если земная любовь наполнена Божественным сиянием, она не кончается "отныне, и присно, и во веки веков". Кроме того, Бог дает нам еще одну любовь - любовь к себе. Это не эгоизм, а вера в беспредельность собственного совершенствования, к которому человек стремится не только ради себя, но и - главным образом - ради других людей.

Дарина Катаева

Любовь… Одно слово, и столько смысла. У каждого человека с ним связаны самые разные впечатления и ассоциации. Это чувство очень нежное, приятное, неуловимое и всем знакомое. Для кого-то это обыденность, для других – вся жизнь. Но какое есть значение у любви? Зачем она нужна мужчинам и женщинам? И как ее выявить в своем сердце?

4 вида любви

С давних времен люди, испытывающие новое и непонятное для них чувство, пытались найти ему объяснение. Одни искали причины, другие стремились определить ее тип. Наиболее распространенной классификацией является та, что была предложена Аристотелем – древнегреческим философом.

Этот тип любви философы и психологи называют самым благородным. Само слово «агапе» или «агапи» — греческое. Аналога в русском языке ему нет, поэтому переводчики агапе заменяют или на «любовь», или оставляют в прежней форме.

К отличительным чертам агапе относится:

— Самопожертвование. Ради объекта своей любви человек готов на все, даже в ущерб себе.

— Тесная связь ума и сердца. Если указывают на задействование эмоций и мимолетных ощущений, агапе подразумевает задействование разума. Однако она – не бесчувственная любовь, ведь в данном случае агапе стала бы холодной справедливостью.

— Одаряющая любовь. Агапе – это чувство, которое побуждает делать, а не принимать. Проявляя данное чувство, у вас и мысли не возникнет об ожидании чего-то взамен.

— Твердость принципов. Проявление чувств в агапе необязательно. Даже если объект любви не заслуживает этого, агапе побуждает не отступать от своих принципов и по-прежнему проявлять любовь. По сути сама агапе – это принцип по жизни.

Сфера проявления агапе довольно широка. Она нашла свое воплощение в отношениях с другими людьми, в философских понятиях, в литературе и даже в религии. Во всех своих проявлениях агапе остается возвышенным, прекрасным чувством, проявлять которое не так просто. Иногда даже приходится учиться, чтобы проявить любовь агапе. Хотя для некоторых данный тип является олицетворением отрицательных качеств и принципов. Некоторые руководствуются тем, что принесет им выгоду и начинают любить что-то или кого-то.

Любовь-филия находит ярко проявление в . Это долговечное качество, которое является осознанным выбором человека.

К отличительным характеристикам филия относится:

— Не основывается на внешнем. Филия делает акцент на положительных качествах личности.

— Не безгранична. Агапе долговечная и прочная любовь, так как ее основа – принципы. Филия часто возникает между личностями, привлекающими друг друга своим характером и поведением. Поэтому если человек изменится и перестанет нас удовлетворять в эмоциональном плане, от филия не останется и следа.

— Возникает со временем. Чтобы любовь филия появилась между людьми, требуется время. Необходимо узнать друг друга, понять, насколько схожи ваши мнения, и в чем они расходятся.

— Руководствуется разумом. Филия обусловлена личным выбором человека, она не спонтанна, ее можно контролировать.

— Отсутствие двойных стандартов. У филия нет лицеприятия и лицемерия. Она не снисходительна по отношению в друзьям, будучи строгой по отношению к другим людям.

При переводе слова «филиа» с греческого языка на русский часто встречаются выражения: «Насколько ты мне дорог?», или «Я тебя уважаю!». Это указывает на разумную привязанность, которая существует между друзьями.

Какое счастье принадлежать . Узы, объединяющие ее членов, довольно крепкие. Древние греки их называли сторге. Данная любовь неразрывно связана с родственными чувствами.

К отличительным характеристикам сторге относится:

— Проявляется даже тогда, когда человек этого не заслуживает. Сторге – довольно крепкое чувство. Его испытывают матери даже к тем детям, которые этого не заслуживают.

— Привычка. Сторге входит в число тех качеств, которые вырабатываются со временем в кругу семьи. В итоге появляется сильная привязанность между родственниками.

— Нежность. Сторге свойственно проявление заботы, внимания и нежности к родному человеку, даже в ущерб себе.

— Полная открытость. Сторге не меняется, даже когда мы знаем все о другом человеке, даже его недостатки.

Недостаток сторге выражается в том, что женщины делают аборт или бросают детей, другие испытывают нежелание заботиться о престарелых родителях. В последнее время все реже сторге замечается в сердцах людей.

Чувственная любовь – вот главная отличительная черта эрос. Всепоглощающая, необъемлемая и бесконтрольная. Эрос свойственна молодым людям, которые в силу своей неопытности с головой уходят в объект своей безудержной любви. Это любовь между мужчиной и женщиной.

К отличительным характеристикам эрос относится:

— Бесконтрольное чувство. Любовь эрос приходит внезапно и не покидает даже при усилиях разума.

— Не долговечна. Хотя эрос возникает между мужчиной и женщиной, данный тип любви быстро покидает пару.

— Может переходить в другой тип любви. Если партнеры испытывают чувственную любовь по отношению друг к другу, то следующий этап – любовь-дружба. Они узнают друг друга, их все устраивает, и в результате они заключают брак. Однако лучше, чтобы в отношениях было наоборот, так как чувственная любовь слепая.

— Закрывает глаза не недостатки.

— Непостоянная. Эрос то возникает, то утихает. Ей не свойственна стабильность.

Это 4 главных вида любви, которые были выделены в греческой философии.

Дополнительные виды любви

Древнегреческие философы выделили 3 дополнительных виды любви:

Мания. Эту любовь еще называют одержимостью. Она не свойственна нормальным взаимоотношениям, скорее это уход от нормы. Данная любовь основана на ревности. Человек, который ее испытывает, полагает, что только он имеет право обладать объектом своей любви. Такая любовь приводит к печальным последствиям и даже к со стороны человека.
Прагма. Эта любовь тесно связана с усилиями разума и мыслей. Люди, которые ее испытывают, больше думают не о своих чувствах, а том, насколько им выгодно или удобно их проявлять. Уже после мужчина или женщина пытается выяснить, что они получат в результате таких отношений. Такая рассудочная любовь противоестественная. Людям все же стоит к рассудку добавлять чувства, иначе любовь будет холодной и не долговечной, хоть она основана на усилиях наших мыслей. Брак по расчету – не это результат прагма. Скорее любовь по расчету. Молодых людей далеко не всегда объединяет материальная выгода в такой любви. Часто прагма появляется, если мужчина и женщина довольны другими сферами жизни, их все устраивает, и они готовы к длительным отношениям.
Людус. Еще одна из форм «ненормальной» любви, которую могут испытывать люди. Людус основывается только на половом влечении. Ни о каком рассудке или высоких человеческих качествах здесь не идет и речи.

Изменение понятия любви

Со временем началось смешение греческих слов, каждый из философов выделял разные виды любви, считая их более важными. Дж. А. Ли выделял эрос, людус и сторге как три основных вида, а агапэ, мания и прагма – чувства, которые возникают в результате смешения.

В. С. Соловьев также тщательно изучал любовь и ее виды. Он подразделил это чувство на такие три типа:

Любовь, которая дает. Главное проявление этого вида любви наблюдается у родителей, в частности у матерей к ребенку. Этот тип любви жертвенный, мать готова идти на все, ради малыша. Защита, забота, нежность – все это характеристики данной любви. Взамен родителям при этом ничего не требуется. Главное качество в этом типе – жалость.
Любовь, которая получает. Дети по отношению к родителям испытывают такую восходящую любовь. Их привязанность ответная на чувства близких людей. Этой любви присуще уважение и благоговение.
Любовь, которая и дает, и получает. Отношения между супругами – яркое проявление такого вида любви. Их объединяют и чувства, и качества, и отношения. Эта любовь довольно сложная, так как она основывается и на принципах, и на глубокой эмоциональной привязанности.

С древнего времени менялось и воспринималось окружающими по-разному, в зависимости от принятых норм и правил в обществе. Некоторые и до сих пор не могут дать четкое определения этому сложному и глубокому чувству. Для кого-то это химия, для других – неудержимая болезнь. В зависимости от объекта своей любви, силы чувства и мотивов меняется и характеристика этого понятия. Очевидно, что в чистой форме оно не проявляется в сердце, человека, скорее это пряная смесь испытываемых чувств и качеств.

17 февраля 2014

Любовь изучается на протяжении не одной сотни лет. Поэты, писатели посвящали ему свои произведения, врачи, ученые, социологи проводили и проводят до сих пор исследования, разрабатывают тесты.

Изучают виды любви и в психологии, что позволило разработать успешные методы терапии.

Понятие и свойства

Любовь - понятие трудно описуемое , она выражается у каждого человека по-своему.

Это чувство глубокой привязанности к человеку, желание быть рядом с ним.

Нередко истинную любовь путают с , манией, эмоциональной зависимостью от определенного индивида.

Когда человек влюблен, он идеализирует другую сторону . Объект кажется привлекательным, интересным, ярким, добрым. Негативные качества личности практически незаметны либо им не придается большое значение.

Нередко это становится причиной глубоких проблем, зависимости от человека.

Любовь, как и другие психологические феномены, имеет свойства:

Любовь - это то, что позволяет создавать и сохранять семью.

Однако существуют несколько видов этого чувства, и не все они способны приносить радость. Поэтому надо учиться распознавать настоящую любовь от мнимой.

Классификация

Какие разновидности любви существуют? Разные исследователи вводят свою классификацию любви. Традиционно выделяют и исследуют следующие пять видов:


Основываясь на этом, психологи могут предсказать поведение личности и найти наиболее удачный способ терапии.

Разновидности в философии

Философия также занималась изучением любви. Это позволило выделить классификацию и лучше понять происхождение и развитие этого чувства.

  1. Агапе . Классическая любовь. Здесь сочетается сердце и разум, присутствует сила воли. Основные компоненты: самопожертвование, самоотдача, верность. Агапе характерна для сильных и зрелых личностей, чтобы достичь подобного состояния может потребоваться много лет. Именно этот вид философ Аристотель считал истиной любовью.
  2. Филия . , возникает постепенно, значение имеют личностные качества человека, присутствует разум. Чувства спокойные, глубокие. Есть взаимоуважение и поддержка.
  3. Сторге . Родственная любовь. Возникает в счастливых семьях. Присутствует нежность, опека, поддержка. Члены семьи принимаются такими, какие они есть, со своими достоинствами, недостатками, потребностями, интересами. К этому виду относится материнская любовь.
  4. Эрос . Вспышка, страсть. Разум не имеет власти, присутствуют лишь эмоции. Чувства возникают внезапно, их сложно контролировать. Человек не замечает недостатков в объекте обожания. Любовь непостоянна - то угасает, то разгорается с новой силой, что выматывает самого человека.

    Такая любовь может дать много положительных моментов, ощущение счастья, но может и стать причиной глубокого страдания, если она не взаимная или, испугавшись, партнер предпочитает уйти.

В греческой философии эти четыре вида являются основными. Однако были выделены еще три вида, на которые тоже стоит обратить внимание:

В философии выделяются и другие виды любви: материнская, братская, любовь к себе, Богу, дружеская.

Соловьев выделяет три вида:

  • нисходящая . В этом случае любовь дает. Один из примеров - чувства матери к ребенку;
  • восходящая . Это любовь, которая получает;
  • любовь , где есть два вида отношения: давать и получать. К этому типу можно отнести чувства между супругами.

Философам удалось достаточно хорошо изучить феномен любви , что отразилось в дальнейшем и на теориях психологии.

Какая может быть любовь? Виды любви по учению Платона:

Типы в психологии

Психологи, изучая феномен чувства, предлагают различные классификации любви.

Одна из известных принадлежит Роберту Стенбергу:

  1. Приязнь . Чувства, которые испытывают к другу. Здесь нет страсти, сильных эмоций, обязательств.
  2. Страстная любовь. В основе - физиология, желание. Возникает внезапно. Нет интереса к личности партнера, половое влечение - основной момент.
  3. Формальная . Основана прежде всего на чувстве долга.
  4. Романтическая . Здесь присутствует и романтика, и физическое влечение.
  5. Дружеская . Отличается от первого типа наличием некоторых обязательств перед другим человеком.
  6. Совершенная . Здесь присутствует романтика, физическая близость и ответственность.

Психологи выделяют и другие виды. Это облегчает поиск методов работы, когда требуется излечиться от негативной зависимости, лучше понять себя и партнера:

Личность не всегда способна самостоятельно оценить уровень и тип своей любви. Поэтому, если в душе дискомфорт, сильные переживания, то лучший выход - посетить психолога, который поможет создать баланс во внутреннем мире.

В литературе

Чувство любви - одно из центральных во многих литературных произведениях. Описание его дает возможность читателю сопереживать героям, сильнее погружаться в историю.


О 5-ти видах любви в этом видео:

Настоящее чувство — какое оно?

В связи с многогранным пониманием чувства возникает вопрос - какая же настоящая любовь? Как определить ее наличие у себя или другого человека?

Каждая личность любит по-своему, но все же надо отличать любовь мнимую , к которой относится зависимость, и истинную.

Мнимая любовь, зависимость истощает нервную систему, является причиной глубоких негативных и трагических переживаний. Человек тянется к партнеру, но в то же время рядом с ним плохо.

Такая раздвоенность приводит к глубоким проблемам личности, нередко становится причиной опасных действий и аутоагрессии. Любовь-зависимость требует долгой терапии.

Настоящая любовь - она другая. Это гармония, в отношениях, в душе. Это тепло и нежность. Партнеры не только дают, но и берут.

Настоящая любовь - это понимание, что другой человек свободен, способность отпустить, не навязывать, не требовать. Истинная любовь приносит счастье и спокойствие обоим партнерам.

Человек обладает осознанностью, а значит, для личного счастья может научиться контролировать свои эмоции. Любовь - прекрасное чувство, и оно должно приносить радость и гармонию.

12 признаков того, что вы нашли настоящую любовь:

Статьи по теме: