Дети смешанных национальностей казах русская. Дети от родителей разных национальностей (15 фото)

И героев сайт удалось запечатлеть уникальные лица детей-метисов, проживающих на данный момент в Казахстане. В каждом портрете улавливается красота, в каждом взгляде - характер. Мамы и папы наших маленьких героев живут в эпоху глобализации. Они знают, каково это с каждым новым разом восхищаться внешностью своего ребенка, учить его разговаривать на разных языках, прививать ему любовь к разным культурам, и привыкать к удивленным взглядам прохожих. Мама Раднуша встретила мужа - иранца во время обучения в Индии, а Индира познакомилась с папой Алины во время прыжка с парашютом, и другие не менее интересные истории послужили поводом к рождению наших героев. Наш фотопроект еще раз доказывает, что у интернациональных семей - один язык, язык любви! Мы задали родителям метисов единственный вопрос: "Что такое интернациональная семья?". Смотрим фотографии и читаем ответы!

САРА, 5 ЛЕТ. СМЕШЕНИЕ КАЗАХСКИХ И РУССКИХ КРОВЕЙ

Рустам Адилов: Интернациональная семья - это счастливая и красивая семья. Очень интересно, когда обычаи переплетаются, и дети понимают несколько языков.


АЛЬ- КАССАС ЮСУФ АЛЯУДДИН, 2 ГОДА. СМЕШЕНИЕ ингушских И АРАБСКИХ КРОВЕЙ

ВАСИЛИСА, 4 ГОДА. СМЕШЕНИЕ РУССКИХ И КАЗАХСКИХ КРОВЕЙ

Алина Джетыбаева: интернациональная семья - это обычная семья, но уже со своими обычаями и традициями. Главное, чтобы брак был по любви, тогда все вопросы можно решать спокойно. И дети в таких семьях получаются необычными как внешне, так и внутренне.

БАТЫРХАН, 7 ЛЕТ. СМЕШЕНИЕ КАЗАХСКИХ И ТУРЕЦКИХ КРОВЕЙ

ГАБРИЭЛЛА, 6 ЛЕТ. СМЕШЕНИЕ КАЗАХСКИХ, НЕМЕЦКИХ, БОЛГАРСКИХ И РУССКИХ КРОВЕЙ

ИЛАХАН, 9 ЛЕТ. СМЕШЕНИЕ УЙГУРСКИХ И БАЛКАРСКИХ КРОВЕЙ

Касимова Индира: Интернациональная семья - это, в первую очередь, самая обычная семья, решающая тысячи текущих вопросов, как и тысячи других казахстанских семей. Отличие лишь в том, что она богаче на традиции, обычаи и блюда разных национальностей. Так, для меня открылась богатая уйгурская кухня. У детей в таких семьях несколько родных языков. Это все является примером того, как несколько разных культур могут находиться рядом и дополнять друг друга.

САБИНА, 10 ЛЕТ. СМЕШЕНИЕ КАЗАХСКИХ И УКРАИНСКИХ КРОВЕЙ

КАРИМ, 3 ГОДА. СМЕШЕНИЕ узбекскИХ, татарскИХ, таджикскИХ, казахскИХ, башкирскИХ, русскИХ КРОВЕЙ

Зарина Нугуманова: Интернациональная семья - это обычная семья со своими радостями и горестями. Это маленькое государство, пропитанное обычаями и традициями.

АМИРА, 6 ЛЕТ. СМЕШЕНИЕ КАЗАХСКИХ, ТУРЕЦКИХ И КОРЕЙСКИХ КРОВЕЙ

ДАРХАН, 7 ЛЕТ. СМЕШЕНИЕ КАЗАХСКИХ, РУССКИХ, ТАТАРСКИХ И УКРАИНСКИХ КРОВЕЙ

Марина Уаисова: Интернациональная семья – это наша гордость, достоинство и наша индивидуальность!Самое главное в том, что все мы мы любим друг друга и очень близки. А это значит, что мы должны быть всегда готовы принять и понять родного человека, прийти ему на помощь в нужную минуту, поддержать словом и делом.

РАМИНА, 5 ЛЕТ. СМЕШЕНИЕ КАЗАХСКИХ, РУССКИХ, УЙГУРСКИХ И БЕЛОРУССКИХ КРОВЕЙ

ЯРОСЛАВ, 10 ЛЕТ. СМЕШЕНИЕ РУССКИХ, УКРАИНСКИХ, ГРЕЧЕСКИХ, МОЛДАВСКИХ, ЕВРЕЙСКИХ КРОВЕЙ


КАРИНА, 1 ГОД. СМЕШЕНИЕ КАЗАХСКИХ, КИРГИЗСКИХ, ТАТАРСКИХ, УЗБЕКСКИХ, РУССКИХ И УКРАИНСКИХ КРОВЕЙ

ДАМИР, 4 ГОДА. СМЕШЕНИЕ КАЗАХСКИХ И РУССКИХ КРОВЕЙ

ЭЛИЯ СЕРЕСО МОНТОЙЯ, 2 ГОДА. СМЕШЕНИЕ КАЗАХСКИХ, испанских, греческих, польских и украинских кровей

АЛАН, 4 ГОДА. СМЕШЕНИЕ РУССКИХ, КАЗАХСКИХ, УКРАИНСКИХ, ЕВРЕЙСКИХ, БАШКИРСКИХ И ТАТАРСКИХ КРОВЕЙ

АСИ, 4. СМЕШЕНИЕ КАЗАХСКИХ, УЗБЕКСКИХ, ТАТАРСКИХ И УЙГУРСКИХ КРОВЕЙ

РАДНУШ, 3 ГОДА. СМЕШЕНИЕ ИРАНСКИХ И РУССКИХ КРОВЕЙ

РАМИНА, 3 ГОДА. СМЕШЕНИЕ АРМЯНСКИХ И КАЗАХСКИХ КРОВЕЙ


ЛАУРА, 3 ГОДА. СМЕШЕНИЕ КАЗАХСКИХ И ИТАЛЬЯНСКИХ КРОВЕЙ

ДАВИД, 7 ЛЕТ. СМЕШЕНИЕ РУССКИХ, КОРЕЙСКИХ, ТАТАРСКИХ КРОВЕЙ

АЛИНА, 2 ГОДА. СМЕШЕНИЕ КАЗАХСКИХ И УЙГУРСКИХ КрОВЕЙ

ДАВИД, 2 ГОДА. СМЕШЕНИЕ КАЗАХСКИХ И РУССКИХ КРОВЕЙ

виктория, 6 ЛЕТ. СМЕШЕНИЕ НЕМЕЦКИХ И КОРЕЙСКИХ КРОВЕЙ

Наталья Шабдиз: Интернациональная семья - это любовь, труд, компромисс.

Самоназвание - казах, коренное население Казахстана. Общая численность казахов более 14 млн. человек, в том числе в Казахстане 654011 млн. 245 тысяч человек. В Российской Федерации проживает 648 тысяч казахов, в том числе в Самарской области - 15 602 человек.

Говорят на казахском языке тюркской группы алтайской семьи. Становление и развитие языка, близкого к современному казахскому языку, происходило в XIII-XIV веках. Следует отметить, что современный казахский язык в целом очень близок к староказахскому. Письменность на русской графической основе. Верующие - мусульмане-сунниты.

Сложение казахского народа происходило в условиях длительного взаимодействия разнородных кочевых племён. Древние тюркские народы, впоследствии ставшие предками в том числе и современных казахов, сыграли заметную роль в истории Евразии. Завершающая стадия тюркизации была связана с включением Казахстана в зону влияния разнородных тюркоязычных племён с середины 1-го тысячелетия. С возникновением Казахского ханства во второй половине XV века произошло завершение этногенетического процесса, оформилась казахская этническая общность. В её составе сложились три хозяйственно-культурных объединения - жуза, каждый из которых включал группу племён и занимал обособленный район: Семиречье - Старший жуз (улы жуз), Центральный Казахстан - Средний жуз (орта жуз) и Западный Казахстан - Младший жуз (киши жуз).

В 1731 году добровольно вошли в состав России казахи Младшего жуза, в 1740 - казахи Среднего и части Старшего жуза; присоединение Казахстана к России завершилось в 60-е годы XIX века. В составе РСФСР в 1920 была образована Киргизская АССР, переименована в 1925 в Казахскую АССР, которая в 1936 преобразована в Казахскую ССР. С 1991 - Республика Казахстан.

Традиционное занятие - полукочевое и кочевое скотоводство (овцеводство, в основном грубошёрстных курдючных пород, крупный рогатый скот, козы), в том числе коневодство и верблюдоводство, базировавшееся на круглогодичном пастбищном содержании скота. Радиус перекочёвок достигал 1000-1200 км. Каждая кочевая группа имела строго определённые пастбища и кочевые пути. Пастбищные угодья разделялись по сезону: зимой располагались в основном на юге - при меридиональном кочевании, в речных долинах и предгорной полосе - при вертикальном кочевании; летом - соответственно в степной и лесостепной зонах и в горах. Земледелие (поливное) носило вспомогательный характер.

Присоединение Казахстана к России вызвало значительные изменения в хозяйстве казахов, в частности способствовало развитию земледелия. Сеяли главным образом просо и пшеницу. Интенсификация скотоводства, а также сокращение пастбищных территорий и развитие земледелия приводили к оседанию части кочевников.

Традиционные ремёсла у женщин - прядение овечьей и верблюжьей шерсти, изготовление ковров и войлоков, вышивание, шитьё золотом и бисером, плетение циновок; у мужчин - ювелирное, обработка металла, резьба по дереву и кости, тиснение кожи.

Коренные изменения в экономической и социальной жизни казахов произошли в годы советской власти. Казахи перешли к оседлости, главным образом в принудительном порядке. Животноводство стало отгонно-пастбищным. Широкое развитие получило механизированное земледелие (зерновые, технические и другие культуры). Создана развитая многоотраслевая промышленность.

Традиционное поселение - аул. Основной вид традиционного жилища - юрта (сохраняет подсобную роль). При перекочёвках она перевозилась во вьюках в разобранном виде. Юрту 2-3 человека могут установить за 1 час. Были широко распространены зимние постоянные жилища: каменные шошала, или тошала, и юртообразные постройки из дерева, плетня, дёрна и камыша, а также землянки.

Традиционная мужская одежда состоит из рубахи, штанов и бешмета - узкой наплечной одежды до колен со стоячим воротником. Верхняя одежда - халат (шапан); у богатых казахов халат был из бархата и расшит золотом или галуном; иногда оторочен мехом. Непременная часть мужской одежды - кожаный пояс. Головной убор мужчин - тюбетейка, поверх неё надевали или войлочную шляпу с разрезными отгибающимися полями, или башлык, или шапку в виде колпака мехом внутрь с отгибающимися наружу полями, или тымак - зимнюю шапку, подбитую мехом, с широкими полями, спускающимися на шею и плечи.

Традиционная женская одежда - рубаха-платье, штаны, хлопчатобумажное платье - тёмное или белое у пожилых и цветное у молодых, безрукавка. У молодых женщин - нагрудник из сукна и других тканей, расшитый нитками, галуном и разнообразными украшениями. Женские головные уборы различались в зависимости от племенной принадлежности, возраста и семейного положения. Характерен свадебный убор (саукеле) - высокий колпак из красного сукна или бархата, часто богато украшенный подвесками, бусами и цепочками, у замужних женщин кимешек - род капюшона из белой хлопчатобумажной, реже шёлковой ткани, закрывающий голову, плечи, грудь и спину, с вырезом для лица; поверх капюшона надевался белый тюрбан. Женщины носили серебряные, медные и стеклянные украшения: серьги, бусы, браслеты, кольца и др.

Основу традиционного питания с весны и до осени составляло молоко, в основном в сквашенном виде (катык или айран - из овечьего и коровьего молока, кумыс - из кобыльего), сыр; с ноября - мясные и растительные продукты. Одно из популярных казахских блюд - бешбармак, из варёной свежей баранины с кусочками раскатанного варёного теста. К основным блюдам нередко относят также и разнообразные варёные колбасы. Наиболее распространёнными мучными изделиями являются жареные в масле баурсаки и лепешки-шелпек, Из напитков основным является чай. Любой дастархан заканчивается чаепитием.

Основа традиционной социальной организации - кочевая община, главной ячейкой которой была малая семья с патриархальными устоями. Традиционно сохраняется и воспитывается у молодых уважение к старшим. Заключению брака предшествовало сватовство, неоднократное посещение женихом невесты, взаимные одаривания между сватами и выплата калыма. До сих пор проводится обряд «Тусау кесу» - обрезание пут на ногах, когда ребёнку исполняется один год, он знаменует, что ребёнок теперь начнёт ходить самостоятельно.

У казахов сохраняется богатый фольклор (песни, эпические сказания, исполняемые сказителями-жыршы, творчество поэтов-импровизаторов - акынов). Большую роль в духовной культуре играют генеалогические предания, эпос («Кобланды», «Козы-Корпеш» и «Баян-Слу» и др.) и сказания.

Среди праздников обязательно отмечается Наурыз мейрамы (21 марта). По поверьям, в этот день народ избавлялся от зимних тягот, радовался за благополучную сохранность богатства – скота. К Наурызу каждая семья заранее готовила ритуальное блюдо (наурыздык), состоящее из семи традиционных продуктов. Отведав их, казахи надеялись питаться ими в течение всего года. Празднование Наурыза продолжалось три дня, и все аульчане поздравляли друг друга, желая счастья и благополучия.

Как и во всех странах, где был распространен ислам, принято было отмечать два ежегодных религиозных праздника – разговения или окончания поста Ураза-айт, Курбан-айт.

Всем Добрый день!
Вот моя история: Свою судьбу я повстречала летом, устроившись на работу в магазин бытовой техники. Работали вместе, общались, закрутилось все очень быстро. Я чувствовала, что это мой человек, а он в свою очередь так же сильно любил меня, носил на руках, каждый день говорил о том какая я красивая, что ему со мной повезло и я у него самая лучшая. После 4-рех месяцев встречь, мы начали жить вместе в его квартире.
В этом городе он живет всего 5 лет. И родители его так же живут неподалеку от нас. Но сам он и его родители, родом совсем из другого (небольшого) городка.
А сейчас мы живем в столице города.
Раньше он жил вместе с родителями, но потом решил съехать и жить отдельно.
Так мы и стали жить вдвоем.
Я познакомилась с его родителями, а он с моими. В общем как положено.
Живя вместе мы строили планы на будущее, сначала хотели переехать за границу, потом в другой город, ну а потом просто купить квартиру по больше, никуда не уезжая из города.
Но далее, все крупно поменялось. Дело в том, что он по нации казах, а я русская.
У казахов есть традиция, что единственный сын в семье, либо самый младший, должен остаться жить с родителями, невесту естественно привести в родительский дом и жить одной большой дружной семьей. Родители напомнили ему об этом, мол ты не должен отстраняться от нас, мы хотим, чтобы ты с невестой жили с нами, как положено по традициям.
Мой Любимый был не против, так как он тоже считал это правильным и не хотел оставлять родителей, хотел жить с ними.
У них в планах было:покупка большого двухэтажного дома и жить всем вместе.
Думаю это не так и плохо.
Но я в свою очередь была этому НЕ рада. Я была против, но он настаивал на своем.
Из-за этой ситуации, я начала недолюбливать его родителей, я не хотела с ними общаться, я не поддерживала с ними хорошие отношения. (как же я сейчас об этом жалею).
В общем у нас были такие планы: у его родителей были некие накопления, и мой Любимый говорил мне о том, что нужно будет помочь родителям с покупкой большого дома. Для этого нужно продать нашу квартиру (т.е. его квартиру) и эти деньги добавить в те самые накопления, тем самым купить дом. Я естественно (хоть и нехотя) но согласилась.
Ведь я выбрала его, и я должна следовать за Любимым.
Время шло, квартира не продавалась.
Но вот настал день, все начиналось как обычно, я проводила Любимого на работу, поцеловала и обняла.
И вдруг приезжает его отец, и начинает со мной разговаривать: Ты должна нас уважать, принять нашу веру, любить, свои праздники в нашем доме не отмечать, ведь мы их не понимаем. и.т. д. и т.п. (его родители уже в возрасте и они придерживаются своих обычаев)
Так же он сказал, что квартира продалась и я приехал за вещами сына. Но, мама против того, чтобы ты сейчас переезжала к нам.
Я была в ужасе, была расстроена и подавлена. И я осознала, что это все моя вина, что, если бы я хорошо с ними общалась, меня бы сейчас приняли в семью и все было бы хорошо.
Я тут же поехала на работу к Любимому и начала рассказывать ему, что сейчас услышала, начала плакать. Любимый успокаивал меня, говорил: держи себя в руках, веди себя как взрослая, не плачь и успокойся, в жизни всякие ситуации бывают, все будет хорошо, я обязательно заберу тебя с собой. А пока, езжай к своим родителям, дай мне несколько дней, я поговорю с родителями и скажу, что кроме тебя мне никто не нужен. Я вроде немного успокоилась. Собрала вещи и, его отец отвез меня к моим родителям назад домой.
И тут я совершила еще одну ошибку, я снова начала плакать и делать несчастный и подавленный вид. Мои родители, увидев мое состояние, возненавидели моего Любимого и его родителей. Они то и дело, что говорили мне, какой он плохой, что он бросил меня и не любит больше.
Прошло 2 дня.....
От Любимого не было ни сообщений, ни звонков. Я звонила ему, переживала, плакала, закатывала истерики. Он был очень зол на меня. Говорил: Я же сказал тебе успокоиться и ждать, а ты мне истерики закатываешь и всякий бред пишешь.
Я вроде успокоилась, извинилась, но у меня была ломка. Ведь впервые за год совместной жизни,я так долго его не вижу и не слышу.
Я жалела, что закатывала ему истерики, вместо того, чтобы как любимая девушка (в скором жена) поддерживать его. Ведь ему было тоже тяжело. С одной стороны давила работа, с другой ситуация с родителями, и с третьей стороны давила я. Жаловалась и ныла.
Когда я звонила ему, он пообещал, что на днях придет и мы поговорим.
Прошёл еще один день, и вновь от него ни сообщений ни звонков. Вечером сидя с родителями за столом, я плакала, а родители все говорили мне, что он меня оставил, бросил, сними розовые очки, забудь его и.т.д.
И тут я допустила еще одну ошибку, я приняла слова родителей, как чистую правду. Но, они видят все поверхностно, откуда им знать как и что у нас происходит, какие у нас отношения, ведь у все люди разные и отношения у всех происходят по разному. И в тот вечер я написала Любимому, все, что сказали мне мои родители.
Я написала ему: Ты оставил меня, ты был у меня первым во всем, я тебе всю себя отдала, а ты просто оставил меня, за что ты так со мной? На что он отвечал мне, что я несу бред, что он физически и морально сдох,что я эгоистка, что думаю только о том, как мне плохо, а о том, что чувствует сейчас он, я не думаю совсем.
Он написал, что уже уладил ситуацию с родителями,а тут я всякий бред пишу. Я просила его приехать прямо сейчас и обсудить все, но он был очень зол на меня за эти слова и сказал, что приедет через пару дней.
И вот настал тот самый день, он приехал, приобнял меня, и разговор наш начался с моих извинений. Я извинилась, за все. За то, что выносила мозг, за то, что недолюбливала его родителей. Он отвечал очень спокойно и вроде принял извинения.
И начал рассказывать о том,как он поговорил с родителями.
Услышала я от него следующее: что он за 5 лет жизни в этом говоде уже устал и, что его родители тут, как белки в колесе крутятся, что он с родителями решил уехать назад в родной город. Он говорил мне, что любит меня и будет любить всегда, но он устал от того, что я часто выношу ему мозг.
У меня внутри все болело, но мне не хотелось плакать, я спрашивала его: Любимый ты меня оставляешь? Бросаешь? На что он отвечал: А ты сможешь уехать со мной? Сможешь ужиться с родителями? Жить в небольшом городе?
Мне было плохо, и обидно, ведь и я тоже не хочу покидать своих родителей.
На что он отвечал, что девушки всегда уходят от своих родителей и живут с мужем в его родительском доме (По казахским традициям).
Я говорила ему, что он поступает несправедливо, что он оставляет меня тут,бросает.
На что он отвечал что хочет, чтобы я поехала с ним.
Я не могла этого принять. Я отдала ему свое кольцо и напоследок сказала, что Любящий мужчина не уехал бы и не оставил любимую. Затем я ушла. Он пытался меня остановить, но я говорила ему, что смысла нет нам больше разговаривать, ничего не изменится, ты все равно уедешь.
Потом я спрашиваю: ты так любишь меня, что хочешь, чтобы я поехала с тобой? Он отвечал: да.
Но в итоге я не хотела это принимать, просто развернулась и ушла.
Вечером я уснула, но проснувшись утром у меня началась паника, когда я представляла, что буду жить без него, как я вообще буду без него? Я просто не смогу. Я подумала, что лучше умру, чем проживу жизнь без него. Он во всем был у меня первый, и других мне не надо.
Я решила, что я готова отправиться с ним куда угодно, хоть на край света.
В это же утро я написала ему: Я согласна уехать с тобой, только если ты сам придешь ко мне домой, и заберешь меня, докажи моим родителям,что ты любишь меня. Приедь и скажи: Я люблю ее и хочу забрать с собой.
На это он ответил: Я на днях приеду и поговорим.
Я почувствовала облегчение, я убедилась в том, что он любит меня и хочет забрать с собой.
Прошёл день,от него вновь ни сообщения ни звонка.
Я приезжаю к нему на работу, смотрю на него, а он очень сердитый. Я спрашиваю, почему ты сейчас так расстроен, разве все скоро не наладится? Не нужно так переживать. Я просила его обнять меня, но он был очень зол.
И тут я осознала, что я нагло требую от него, чтобы он просто взял и закрыл глаза на все то, что я ему писала и говорила. Я осознала, что совершила ужасную вещь, я засомневалась в Любимом и родном человеке, который делал для меня абсолютно все. Я поняла за что он так сердится на меня. Я осознала, что совсем не слушалась его. Когда он говорил ждать, успокоиться и потерпеть, я то и дело что бегала к нему на работу и извинялась.Не слушала его, а делала по своему.
Это был последний раз, когда я приехала к нему. В тот вечер, он был по прежнему очень зол на меня, он говорил, что я совсем не слушаю, что он говорит мне.
Я поняла,что действительно эгоистка. Я говорила ему в тот вечер, что изменюсь и стану прежней,такой какой была, когда мы только начинали встречаться.
В тот вечер он вновь повторил, я же сказал, что на днях приеду, а ты все равно делаешь по своему, так как тебе хочется, а меня не слушаешь. Работа это не место для выяснения отношений.
Я сам приеду на днях и поговорим.
Но в тот вечер я пришла не для выяснения отношений, я пришла чтобы просто извиниться и дать ему понять, что я осознала, что неправильно поступаю. И я ушла.
Это все началось ровно неделю назад.
Вспоминая, что я делала и писала, мне становится страшно. Я жалею об этом.
Как бы я хотела, вернуть время назад и просто послушаться его. А я слушала родителей и свою фантазию.
На днях он должен прийти. Теперь я просто жду. Молюсь и жду. Я молюсь о том, чтобы он приехал и сказал, что забирает меня с собой.
Я решила для себя: Если он меня заберет, я проживу эту жизнь счастливо. Я изменюсь,я буду слушаться его во всем, я больше ни посмею закатить ни одной истерики. Я жду тебя,Любимый.
Но, если он меня оставит, то я оставлю эту жизнь.
И пусть Бог меня простит за это.
Это не конец моей истории.
Я жду продолжения. Я жду конца. Счастливого конца.

Казахи к воспитанию детей относятся очень серьезно. «Бала үйдің патшасы» («Ребенок — царь семьи») — это неписаный закон, который появился много веков назад и сегодня выполняется беспрекословно. Любить детей такое же незыблемое правило, как и уважать старших. Все это находит свое отражение в обычаях и традициях народа.

comode.kz

У казахов существовали магические приемы, которые, как считалось, были направлены на защиту жизни и здоровья ребенка, нейтрализацию отрицательного внешнего влияния и формирования его счастливой жизни.

Например, после рождения малыша у изножья ставили адалбақан (дословно переводится как честный шест, столб). Адалбақан воспринимался как древо жизни, считалось, что он его способствует выживанию.

Этнограф Акселеу Сейдимбек описывает интересную традицию. Прежде чем впервые приложить новорожденного к груди матери, к малышу прикасались языком сороки, чтобы он обучился семи иностранным языкам. Если же прикасались домброй, то прочили будущее музыканта, а если куском курдючного сала — хотели, чтобы ребенок стал богатым.

Слабого или недоношенного ребенка называли шақалақ. Такого младенца для обеспечения тепла и во избежание опрелостей клали в меховой зимний головной убор – тымақ. Он заменял ему колыбель до достижения 9-месячного возраста.

Тымақ летом подвешивали на зазубрины кереге юрты в разных местах, а зимой – на гвоздь, вбитый в стену қыстау (зимовки). При этом количество гвоздей должно было равняться числу дней, которые мать не доносила ребенка.

Согласно этикету, при кормлении малыша при посторонних женщине следовало прикрывать грудь во избежание сглаза. 40 дней после рождения матери запрещалось мыть руки холодной водой. Считалось, что иначе младенец мог вырасти жестоким.

Еще одна примета:

если при кормлении ребенок крепко держится за грудь, он вырастет жадным, если нет — щедрым

Сразу после рождения проводили той «Шілдехана», куда приглашали только молодых.

В те времена дети часто умирали в младенчестве, поэтому обязательно проводился обряд «үзеңгіден өткізу» (проведение через конский стременной ремень).

Ребенок дедушки и бабушки

Примет, обрядов и традиций, касающихся детей, у казахов очень много.

Первого ребенка называют «тұңғыш» (первенец), последующих – ортаншы (средний), а самого младшего – кенже.

У казахов не принято называть количество детей. Также нельзя интересоваться, сколько детей в семье

Можно только поинтересоваться, есть ли дети, на что дается ответ — «жаратушының бергені бар» (есть, подаренные Создателем).

Согласно этикету, при старших родственниках и родителях молодая чета не ласкала своих детей, говоря им, что они атасының баласы, апасының баласы (дети дедушки и бабушки).

Признание внука младшим ребенком дедушки и бабушки — древняя казахская традиция

Причину ее появления хорошо описал Аип Нусипокасулы в своей книге «Тал бесіктен жер бесікке дейін» («От деревянной до земляной колыбели»):

«Казахский народ создал эту традицию в силу того, что более старшие имеют большой жизненный опыт в воспитании детей. Поэтому они и брали себе на воспитание первых, вторых и даже третьих внуков сразу после окончания кормления их грудью. Внука они называли «кенже» (младший). Бабушки-дедушки заботились о них и делали все, чтобы ребенок вырос достойным членом общества.

Ата и әже забирали внуков, зная, что молодые родители еще не имеют необходимого опыта в воспитании

Среди казахов до сих пор бытует древняя пословица «Екі баланың ортасындағы кәрі – бала болады, екі қарияның ортасындағы бала – дана болады» (Старец среди двух детей становится ребенком, а ребенок среди двух старцев – мудрецом).

Дети, получившие воспитание дедушки и бабушки, обычно вырастают людьми, которые прекрасно знают и чтят традиции. Считается, что они более человечны и справедливы».

Кенже-современники

Казахи и сейчас придерживаются этой традиции.

Певца Димаша Кудайбергена воспитали дед Кудайберген и бабушка Миуа

Казахи всегда относились с открытым сердцем к представителям других национальностей. Нередки случаи, когда они становились родителями для детей других наций. В Алматы живет Клара Александрқызы — так по-казахски себя именует дочь корейского народа, президент «Общества дружбы «Казахстан – Корея» Клара Александровна Хан, свободно владеющая казахским языком.

В Казахстан она приехала с родителями Александром Ханом и матерью Марией Ким 10 декабря 1937 года в вагонах для скота. Тогда ей было 2 года. Депортированных корейцев казахи приняли как своих близких и делились всем, что у них было. Семья Ханов начала новую жизнь среди казахов Кзылординской области.

Александр учился в педагогическом институте, там подружился с Байшаковым Абжамилем, который был 17-м ребенком в семье. К большому несчастью, 16 детей его родителей умерли еще в младенчестве.

Когда Александр с женой приехали в аул своего друга, родители Абжамиля приняли его как родного сына и сказали: «Бог нам дал еще одного сына. Ты будешь нашим старшим сыном. У нас, казахов, по традиции первый внук считается младшим ребенком дедушки и бабушки, поэтому Клару мы берем себе».

Так девочка стала жить с казахскими дедушкой и бабушкой.

Продолжая традиции

Новые дедушка и бабушка души не чаяли в Кларе. В ауле тоже все полюбили маленькую девочку. Вскоре она заговорила на казахском.

Клара Александркызы с удовольствием рассказывает, как ей было хорошо жить с дедушкой и бабушкой, как они любили ее и баловали. Самое вкусное они отдавали Кларе, всегда брали с собой в гости, на тои и другие торжества.

Спать она ложилась между дедом и бабушкой, а поскольку усы и борода деда кололись, девочка отворачивалась от него и обнимала бабушку. А та просила внучку: «Пожалуйста, обними дедушку», тогда маленькая Клара поворачивалась к деду, который тут же спешил ее обнять.

До школы Клара говорила только по-казахски. В Кызылорду ее привез отец и отдал в первый класс школы с русским языком обучения. В первое время девочка не понимала, о чем говорила учительница. Она часто спрашивала у одноклассников на привычном для нее казахском языке: «Ана кемпір не деп қақсап жатыр?» (О чем говорит эта старушка?). Одноклассники громко смеялись, но вскоре она выучила и русский.

Казахский язык Клара считает родным и знает множество казахских народных традиций

В настоящее время Клара Александркызы живет со старшим внуком. Говорит, взяла к себе на воспитание, как и полагается по казахской традиции.

«Немере алу» – признание внука младшим ребенком — и сегодня является одной из самых популярных казахских народных традиций.

2448

Все мы знаем, что у детей от родителей разных национальностей очень яркая и красивая внешность, скажем так, с изюминкой. Продемонстрировать это решила в своем необычном фотопроекте под названием Красота смешанных кровей (The beauty of mixed blood) фотограф Наира Оганесян.

«Уже много лет я постоянно ловила себя на мысли, какие же невероятно интересные дети получаются у родителей разных национальностей. Чаще всего дети берут лучшее от каждой нации, и мне всегда было очень любопытно за этим наблюдать: какой разрез глаз, цвет волос и форму носа унаследует ребенок. И природа умеет каждый раз приятно удивлять.

Я долго носила эту мысль в голове, а потом в одну минуту просто взяла и написала объявление в одну родительскую группу, что ищу разнонациональных детей для проекта. Откликнулось, на мое удивление, более 200 родителей. Мне было очень сложно отбирать, ибо все дети по-своему очаровательны, поэтому я поставила себе определенные ограничения и старалась их соблюдать. Например, возрастные мне нужны были детки в возрасте 6-9 лет, хотя бы потому, что они могут сидеть на стуле ровно более 1 минуты. Или я старалась не брать детей с одинаковой смесью, хотя соблазн был велик и я даже один раз не удержалась.

Отдельное спасибо родителям, которые очень помогли осуществить мою идею, были организованы, ответственны и всячески поддерживали.»

Наира Оганисян.

2. Даниэль, 6.5 лет. Папа нигериец, мама русская

3. Лукьян, 5 лет. Папа украинец/русский, мама туркменка/татарка

4. Ксения, 9 лет. Папа немецкий еврей, мама русская/татарка

5. Вагиф, 9 лет. Папа азербайджанец/русский, мама армянка/русская

6. Тимур, 7 лет. Папа азербайджанец, мама русская

7. Ева, 5 лет. Папа кореец, мама русская/украинка/еврейка

8. Лукас, 5 лет. Папа бельгиец, мама русская

9. Сальма, 4,5 года. Папа узбек, мама армянка

10. Даниил, 7 лет. Папа татарин, мама грузинка

11. Анна, 8 лет. Папа армянин, мама русская

12. Леон, 5 лет. Точная национальность неизвестна

Статьи по теме: