Детская, подростковая жестокость — причины появления, что делать? Подростковая жестокость.

История человечества полна страшных событий. Пытки, войны, насилие над детьми и женщинами, пренебрежение стариками — это только отдельные примеры жестокости, которая сопровождает развитие всякого общества. Люди уделяют огромное внимание преодолению агрессивности, считая ее одной из самых важных социальных проблем. Так, создаются всевозможные психосоциальные технологии, которые направлены на предупреждение у людей агрессивности. В нашей стране также есть проблема подростковой жестокости. Профилактика агрессивности детей - это объективная необходимость.

Как самые слабые и наименее защищенные члены общества, малыши первыми становятся жертвами плохого обращения в различных учреждениях, семье. Спустя короткий промежуток времени обществу за это они платят с лихвой. Из статьи мы узнаем, подростков, а также как ее можно скорректировать.

Культ злобы

Существует огромное количество фактов, которые подтверждают, что и в совершенно нормальных семьях иногда вырастают озлобленные дети. Поэтому семейное благополучие не дает гарантии, что ребенок при необходимости протянет руку помощи нуждающемуся. Жестокость подростков причины имеет в основном более глубокие. Часто она возникает из-за школьного воспитания. Не каждый учитель сегодня пойдет на выяснение истинной причины конфликта между учениками своего класса.

У ребенка характер проявляться начинает в раннем детстве. Классному учителю несложно выявить, кто из учеников лидер, кто - «мальчик для битья», а также кто по отношению к остальным людям часто проявляет агрессию. Не стоит игнорировать возникшую в классе накаленную атмосферу.

Известны грустные результаты того, как способна завершиться травля ученика его одноклассниками. Нельзя делать вид, что ничего не произошло. Есть возможность своевременным вмешательством даже спасти жизнь ребенка. Многие подростки, ощущая себя изгоями, находятся на краю самоубийства. Жестокие дети начинают травить ребенка, что абсолютно неприемлемо. Это ситуация, выходящая из ряда вон. Необходимо приложить все педагогическое мастерство для того, чтобы данное положение исправить.

Когда ребенок видит, что на жестокое обращение никто внимания не обращает, издевательства становятся еще более страшными. Нужно собирать класс как можно чаще для разъяснительной беседы, а также постараться найти общие точки соприкосновения и интересы. Зачастую такой контроль дает положительные результаты.

Специфика и причины проявления агрессивности

Личность ребёнка формируется в среде, окружающей его, а не самостоятельно. Особенно важна в этом роль небольших групп, где взаимодействует с остальными людьми. Изначально касается это семьи. Различные авторы выделяют типы неблагополучных семей, в которых проявляется жестокость девочек-подростков (да и мальчиков тоже). Данные классификации дополняют, а не противоречат, иногда друг друга повторяя.

Сочетание факторов

Стоит отметить, что сочетание неблагоприятных психологических, биологических, семейных и остальных социальных факторов искажает образ жизни детей. Для них становится характерным нарушение с окружающими людьми эмоциональных отношений. Они попадают под большое влияние группы лидеров, зачастую формирующей асоциальные жизненные ценности. Образ жизни, культура подростков, среда, и стиль способствуют развитию девиантного поведения.

Отрицательный микроклимат в разных семьях обуславливает появление грубости, отчуждённости, неприязни некоторой части подростков, а также стремления всё делать вопреки воле старших, назло. Это создаёт предпосылки для возникновения демонстративного неповиновения, разрушительных действий и агрессивности.

Семья

Детские психологи и специалисты по всему миру пробуют выяснить причины усилившейся агрессии, которой сейчас подвержены девочки и мальчики-подростки. Они приходят к выводу, что в семье именно в первую очередь происходят процессы, которые способствуют формированию озлобленности малыша. Как ни странно, в основном ее причиной становится родительская слепая любовь.

Если, к примеру, родители опекают и оберегают свое дитя, при этом в нем не видя личности и не ценя его индивидуальность, у него в душе зарождается желание доказать и показать, что он способен делать что-то по-своему и сам. И на данном пути девочки и мальчики-подростки зачастую совершают агрессивные поступки по отношению к людям, окружающим их. Для того чтобы избежать этой ситуации, ребенку нужно давать право выбора, предоставить ему личное пространство, при этом не потеряв контроль.

Отсутствие запретов

Вторым опасным порождением родительской слепой любви считается вседозволенность, которую никакие аргументы оправдать не могут. У ребенка возникает чувство безнаказанности. Игнорирование проступков и исполнение любых капризов не помогут построить нормальные отношения, а также установить связь с другими детьми. Чуть позже это станет причиной деструктивного и агрессивного поведения, и ребенка начнут называть «трудным подростком».

Друзья

Практически все дети критику сверстников воспринимают чувствительнее, чем доводы родителей. Всегда острой остается проблема «плохой компании» - агрессивный и наглый ребенок способен задать пример и тон поведения группе детей, при этом стремление соответствовать его стилю и внутренний диссонанс лишь усугубляют жестокость подростков.

Выходом из такой ситуации будет постепенное развитие новых интересов и ценностей: необходимо «прощупать», что именно интересует ребенка - спорт, танцы, творчество и пр. Он сможет уделять больше времени увлечениям, там обзаведется другими друзьями, в чем его необходимо только поощрять.

Школа

Практически каждый школьник сталкивался хотя бы раз с самыми распространенными сложностями - недопониманием учителей или неприятием одноклассниками. Ребенок, а тем более новичок, таким образом, может стать объектом издевательств и изгоем со стороны остальных учеников по различным причинам - он может быть приверженцем другой религии, принадлежать к другой национальности, быть глупым, умным, с особенностями внешности. Жестокость подростков границ не знает, они могут несправедливо обойтись со сверстниками лишь из-за их непохожести на всех остальных.

По тому же поводу они могут подвергнуться нападкам и со стороны части учителей. Скандальный нашумевший фильм «Школа» Валерии Гай Германики как раз повествует о трудностях сегодняшних учреждений среднего образования.

Интернет, телевидение

Жестокость подростков возросла до пугающих размеров в XX-XXI веках. Специалисты видят причину этого в доступности и распространении интернета и телевидения. Самые захватывающие и популярные фильмы обязательно содержат сцены насилия, сильно влияющие на детскую несформированную психику. Различные компьютерные игры предполагают убийства и сражения для выигрыша. Видеоролики, которые показывают разврат, безответственность и грубость, в интернете есть в свободном доступе.

Нашим детям скучно стало «просто» драться - необходимо это обязательно снять на телефон, после чего видео выложить в сеть. Что делать с этим? Внимание ребенка переключать на другие, конструктивные занятия, а также приводить аргументы в защиту того, что жестокость и агрессивность - это совсем не «круто».

Трудный подросток: выявление

Профилактика жестокости в подростковой среде начинается с выявления эмоционального и психического состояния каждого ребенка путем анкетирования учащихся. При помощи такой процедуры можно выяснить, как часто подростку приходится сталкиваться с несправедливым или жестоким отношением к себе, и другие вопросы.

Ребенок - жертва

Для выявления этой проблемы необходимо внимательно следить за поведением подростка, когда он приходит из школы. Следует обращать внимание на незначительные, малейшие перемены в обычном его поведении. Каждая мать увидит, если вдруг у ребенка исчезло желание бывать в школе, что он временами приходит в рваных вещах, пропал аппетит. Это признаки наличия проблемы. Следует с ним поговорить по душам. Конечно, вывести его на такой разговор будет очень сложно. Не в каждой семье есть доверительные отношения. Следует с малых лет своей дочери или сыну показывать, что родители - это самые лучшие и надежные друзья.

При конфликте ребенка со сверстниками найти выход вместе будет значительно легче. Если он делиться не хочет, необходимо постараться проявлять доброжелательность и осторожность. Не следует выпытывать под давлением информацию. Продемонстрируйте ему, что вы на его стороне целиком и полностью. Вероятно, в этом случае он сочтет нужным попросить помощи, раскрыться.

Ребенок в этом случае опасается, что только усугубит свою непростую ситуацию такими откровениями с близкими. Он полагает, что стремление рассказать все родителям - это показатель слабого характера. Следует убедить его, что это не так.

Вы вместе сможете выбрать адекватное решение, отыскать правильный выход из сложившегося конфликта. Над детскими проблемами не насмехайтесь, заявляя, что это все ерунда. Подобным отношением ранимую юную душу можно сильно обидеть.

Новостные сайты в последнее время буквально переполнены различными материалами о случаях повышенной агрессии у подростков. При этом обилие компьютерных игр с различными элементами насилия и расправы отражается не лучшим образом на психике ребенка. Большое количество подростков после избиения одноклассниками пытались покончить с жизнью. Кроме того, такие сцены, как уже говорилось выше, снимаются на камеру и выкладываются на всеобщее обозрение в интернет.

Как избежать агрессии?

Подростковая и уже стала определенным социальным феноменом. В нынешний момент коррекция агрессивного поведения подростков предполагает задействование всех общественных институтов. При этом начать нужно с семьи, продолжить - в садике и школе, затем привлечь секции и кружки, а закончить уже вузами и рабочими коллективами.

Стоит отметить, что насилие с использованием особой жестокости — это широко встречающееся понятие в уголовном праве. Следовательно, подростки, в особенности достигшие возраста уголовной ответственности, за свои проступки могут быть наказаны.

Но основное количество жестоких подростков не являются социопатами и садистами, а значит, они способны исправиться и без лечебных и исправительных учреждений. Им необходимо поддержка и помощь взрослых, родителей и учителей в первую очередь, потом наставников и тренеров, сознательных старших товарищей.

Конечно, серьезно наказывать нужно не всю группу совершивших насилие над другими детьми, а лишь их лидера, в особенности если тот - явный социопат или садист.

С другими же детьми и их родителями нужно провести профилактические серьезные беседы, а также взять на контроль органами власти.

Кроме того, для улучшения эмоционально-психологического семейного климата, для помощи подросткам и детям в преодолении психологических внутренних проблем хорошо было бы пройти у опытного психолога курс семейных консультаций.

И напоследок…

Подросткам требуется руководство взрослого, который должен обладать авторитетом, харизмой, внутренней силой. В архаичных обществах недаром всегда выдвигались на роль наставников самые яркие, интересные люди. Но сейчас педагогическая сфера с этой задачей справляется не всегда. К счастью, есть еще руководители кружков, тренеры, учителя, обладающие качествами наставника, только вот их все меньше.

Стоит отметить, что агрессия - это не обязательно плохо. Она дает возможность защищать свою территорию, потомство, бороться за жизнь, добиваться цели, преодолевать трудности. Когда агрессия функционирует нормально, она работает, словно вода, крутящая жернова жизни.

Что творят несовершеннолетние! Какие жестокие преступления они совершают! Вздрагиваем ли мы или не обращаем внимания, когда читаем и слушаем о жестокости подростков? Хотя нормальный, здравомыслящий человек понимает, что подростковая жестокость достигла уровня, когда надо решать проблему. Понять, что мы, взрослые, упускаем.

Рассмотрим экспертное мнение двух сторон. Одну точку зрения представил адвокат Шота Горгадзе в программе «Полный контакт» с Владимиром Соловьевым. Другую показывает системно-векторная психология (СВП) Юрия Бурлана.

Проблема жестокого поведения несовершеннолетних

«26 сентября в Свердловской области подростки избили инвалида 20 лет. Один подросток бил руками и ногами молодого человека, лежащего на земле, а другой снимал сцену избиения на телефон. Видео выложили в соцсети».

Шота Горгадзе : Кого-нибудь в наше время удивляют подобные видеоролики в интернете? На такие темы нужно говорить до тех пор, пока не будут приняты законодательные меры, которые будут защищать людей от таких жестоких преступников, независимо от того, сколько им лет.

СВП : В обществе происходит постепенная утрата преемственности социальной нормы. Преемственность - это то, что взрослые передают будущему поколению. Если посмотреть на жестокость подростков, то в ней мы увидим отсутствие воспитания взрослыми.

Ребенок развивается при взаимодействии с другими людьми: мама - школа - товарищи. Он желает развиваться, приобретать навыки и опыт. Дети сами по себе не растут. Как мы выучили, воспитали, что в них вложили, то и получим. Утрату преемственности социальной нормы несовершеннолетние изменить не могут, только взрослые.

Шота Горгадзе : Самое страшное - это сотни и тысячи пассивных участников, которые лайкают, гогочут и пишут одобряющие комментарии. Те, кто смотрят эти ролики в интернете, в основном ровесники, которые пишут «как круто, молодцы» - они потенциальные убийцы, насильники. Потому что, если подвернется случай, они совершат то же. Потом выложат в сеть и будут ждать множества лайков.

СВП : Наглядно-действенное восприятие - когда человек ориентируется не на слова, а на действия, поступки окружающих. Говорим правильные слова, а действуем иначе. Дети смотрят, сравнивают и повторяют. Они ориентируются не на слова учителей или родителей, а на их поведение и действия.

Мы говорим сколько угодно правильных слов, но если при этом поступки доказывают обратное, то подрастающее поколение их перенимает. Например, учитель в присутствии класса высмеивает или унижает подростка в назидательных целях. Своим поступком настраивает класс против него. Или родители жестоко обращаются с ребенком, растят с насилием и агрессией. Тенденциозно вырастет преступник.

Причины жестокости подростков

Шота Горгадзе: Когда подросток не достиг возраста уголовной ответственности, ему плевать на закон, нет внутренних тормозов. Ты себе разрешаешь делать все. И самое главное, чего ты опасаешься, это возможные последствия. А они не наступают. Значит, ты свободен.

СВП : Только неотвратимость наказания сдерживает людей от преступления. Социальный страх перед наказанием формируется в последнюю очередь. В 9 лет его еще нет. Ребенка до 12 лет нельзя ставить перед судьей. Если в 11 лет убивает, значит, так воспитали. За это преступление и по этой статье должны нести наказание родители.

Подростки без присмотра взрослых сбиваются в архетипичный, преступный коллектив - банду. Только взрослые создают безопасность и защищенность дома, в школе. Фильм «Чучело» Ролана Быкова, снятый в 1983 году, являлся обязательным для просмотра в советских школах. Показ фильма снизил стремление подростков преследовать и проявлять жестокость по отношению к сверстникам.

Шота Горгадзе : Главная проблема - извращенное понимание слова «свобода». Подростков не научили сопереживать другому человеку. Они потребители, любят только себя. Получают удовольствие от страданий жертвы. Снимают это на телефон и выкладывают в последующем в интернете. Они не сожалеют о совершенном жестоком акте насилия, а хвалятся этим.

Их задача не сейчас и здесь избить кого-то, а показать это широкой общественности. Посмотрите, какие мы «молодцы».

СВП : В чем причины подростковой жестокости, рассмотрим на примере трех составляющих.

1. Отсутствует защищенность и безопасность в школе.

Это начало начал. Система защищенности и безопасности в российском коллективистском менталитете регулируется стыдом. Закон мы воспринимает как то, что нас раздражает, ограничивает. Ребенок не защищает себя сам, защиту ему обеспечивают взрослые. Дома - родители, в школе - учителя. Помогать ближнему и защищать слабого - это ценности российского менталитета.

Школа - это социальный институт, куда родители делегируют защищенность и безопасность своих детей. Если ученик в школе испытывает стресс, утрачивает безопасность, это задерживает развитие и значительно снижает качество процесса обучения.

Если один подросток пристает то к одному, то к другому однокласснику, остальные дети ожидают, что они станут следующими. Теряется безопасность. Учебный процесс прекращается и идет в другую сторону.

Если школьнику приходится заботиться о своей защищенности, он не включается в учебу. Обучаемость - это развитие. Когда уроки приносят страдание, связаны с унижениями и оскорблениями, возникает задержка в обучении и развитии.

2. Когда взрослые орут на ребенка.

Благодаря звуковым вибрациям происходит связь с сознанием. Человеческое ухо - орган восприятия звуков. Через ухо налажена прямая связь с психикой. Тяжелые психотравмы, эмоциональные расстройства возникают, когда мы кричим не своим голосом на человека. Это знает любой полицейский в мире, когда криком подавляет волю преступника.

Если мама орет на ребенка на Западе, приезжает полиция и забирает его навсегда. Ювенальная юстиция приемлема там, где существует закон. В России, где ментальным регулятором является стыд, закон не работает. Родителям и учителям должно быть стыдно кричать на детей, травмировать неокрепшую психику.

Проявление вербальной агрессии со стороны взрослых повышает вероятность вырастить малолетнего преступника или жертву. Учитель должен вовлекать в свой предмет, а не орать на учеников во время урока.

Причина подростковой жестокости кроется в неумении рационально использовать систему запретов. Эмоционально заряженным стрессовым фактором являются слова «нет» и «нельзя». Если употреблять их постоянно в речи, не объяснять причину запретов и при этом кричать, у ребенка возникает агрессия. Он защищается агрессивным поведением.

Лучше заменять эти слова понятными формулировками. Объяснять и обязательно давать альтернативу, что можно. Иначе мы вводим ребенка в стресс запретами, а он потом плевать хотел на «нет». Сначала создать доверительное отношение с подростком, а потом уже переходить на то, что хотим ему донести, чтобы он услышал и усвоил.

Профилактика жестокости подростков

Шота Горгадзе : Если школа отстранена от воспитания, а родители не занимаются этим воспитанием, то мы теряем поколение. Для начала закрыть преступные сообщества, которые агитируют малолетних потенциальных преступников становиться на криминальный путь. Вот с этого нужно начать.

Необходима жесткая ответственность родителей, когда их дети совершают правонарушение. Не только материальная и административная, но и уголовная в том числе. Если они не воспитали своего ребенка, пусть уже несут ответственность за то, что он творит.

Надо снижать возраст привлечения к уголовной ответственности с 14 до 13 лет. Преступление, совершенное и в последующем выкладываемое в сети интернет ради похвалы, должно караться более жестко, чем просто совершенное преступление.

СВП : В России сложная ситуация, когда подрастающее поколение утрачивает преемственность социальной нормы. Что делать, как защитить ребенка от нападок в школе, жестокости со стороны сверстников? Перестать быть статистами и принуждать ответственных к исполнению закона, к правосудию. Что нужно сделать?

1. Задача школы - гарантировать детскую безопасность.

Родителям не оставаться пассивными наблюдателями, если подростка преследуют одноклассники. Если родители заставят директора школы отвечать за детскую безопасность в школе, то он вынужден выполнять это требование.

Родителям тех детей, которых унижают, объединяться, создавать чат, делать объявления, раскрывать факты. Публично выражать протест, подавать в суд и привлекать к ответственности руководство школы, которое не обеспечило детям безопасное пребывание в школе.

Школьников учить нравственным способам взаимодействия со сверстниками. Чтобы в школе ученики получали знания, развивали свои способности, а не думали о самозащите от архетипичных детских группировок. Они стихийно складываются, если учителя не ведут учащихся в правильном направлении.

2. Не настраивать подростка «уметь постоять за себя».

Идея научить ребенка драться, чтобы при случае постоял за себя, имеет негативные последствия. Подросток научится драться и начнет показывать освоенные умения. Нарочно будет нарываться, чтобы к нему приставали, а он при этом защищался.

Желание продемонстрировать поставленный удар приведет к одному из двух сценариев. Либо он изувечит другого человека и попадет в тюрьму, либо его изувечат, если противник окажется более сильным и умелым в драке.

3. Избежать агрессии и нападок сверстников - отдать в спорт.

Отдать ребенка в спортивную секцию: на плавание, гимнастику, легкую атлетику - ради здоровья и физического развития. Никто не задирает спортивного, физически развитого школьника. Если дело дойдет до драки, то инстинктивно человек сумеет сохранить себя. В нас от природы заложены необходимые реакции для самозащиты.

Что делать с агрессивными детьми? Учить их защищать слабых.

«…Всего каких-то несколько лекций, и все кардинально изменилось. Я стала спокойной, терпеливой. Я совсем перестала кричать на своего сына. Не кричу, и не хочется. Я хотела изменений в своей жизни, изменений в отношениях с сыном, особенно с сыном - это я получила от прохождения тренинга по СВП. И получила намного больше, чем хотела…»

Вывод : Невозможно решить проблему подростковой жестокости, если беспокоиться только о безопасности собственного ребенка. Нужно беспокоиться о безопасности всех детей: тех, кого унижают, и тех, кто агрессивно самоутверждается, унижая других. Мы, взрослые, несем ответственность за их счастливое детство. Только так можно спасти подрастающее поколение и будущее России .

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Часто читают

31 мая 2011, 15:12

Почему проявляется жестокость в детском и подростковом возрасте, откуда столько агрессии у современных подростков? Что это – влияние телевидения, дань моде, вызов обществу, попытка самоутвердиться? Как уберечь своего ребенка от проявлений агрессии? Как воспитать человеком, который не поднимет руку на слабого? Сложно ответить на эти вопросы, которые с ужасом задают себе родители, видящие множество роликов со сценами насилия в школе. Истоки жестокого поведения мы можем найти и в школе, и дома. Доказано, что чаще всего агрессию проявляют дети, чьи родители уделяют им мало внимания, ориентированы на карьеру. В данном случае, жестокость – это способ ребенка доказать миру, что он может быть независимым, что он отвергает ценности этого общества. В данном случае жестокость – это выплеск злости, обиды на недополученную ласку, внимание. К такому же результату приводит проявление жестокости в семье, как морального, так и физического подавления ребенка. В этом случае ребенок мстит окружающим за полученные травмы, моральное унижение. Но это еще далеко не все: дети, родители которых позволяют им все, также могут стать еще более жестокими и агрессивными. Они не понимают, что могут быть наказаны за какой-либо поступок, состоятельность родителей часто дает «иммунитет» перед работниками милиции. В таких ситуациях жестокость является следствием безнаказанности.
Но даже благополучная семья – не гарантия того, что подросток не будет проявлять жестокость. Как ни печально, но часто виновата школа. Учителя не замечают конфликтов внутри класса, закрывают на них глаза, хотя именно учителя и классные руководители отвечают за атмосферу в классе и легко могут заметить отклонения от нормальных взаимоотношений между школьниками. Скажем прямо, некоторые боятся, некоторые не хотят лишних хлопот и ответственности. Они оправдывают себя тем, что всегда в классе есть дети, которые становятся «козлами отпущения» и есть агрессоры, лидеры. Но разве это повод отпускать ситуацию на самотек, разве мало сейчас случаев самоубийства среди школьников, доведенных издевательствами одноклассников до предела? Ситуация, когда в классе начинается травля новенького или ребенка, который чем-то отличается от других, ненормальна. Ее можно избежать и контролировать. Опыт показывает, что беседы с детьми на эту тему приведут к положительному результату в подавляющем большинстве случаев. Чаще всего агрессия в классе появляется тогда, когда школьниками не интересуются, не пытаются найти индивидуальный подход к ним и привить какие-то моральные нормы. И тогда травля слабых и «не таких» расцветает вовсю. Если не пытаться исправить ситуацию, то могут быть печальные последствия.. Вспомните фильм «Цельнометаллическая оболочка» - к чему привели постоянные издевательства над неуклюжим парнем… А еще важно донести до подростка, что есть не только жертва и обидчик, есть еще соучастники – все те, кто бездействует. Те, кто просто смотрит или смущенно отводит глаза. Что родители могут сделать, чтобы их ребенок не проявлял жестокость по отношению к другим? Как ни банально звучит – подавать ему пример своим поведением. Разговаривать с ребенком, не игнорировать его проблемы, не злоупотреблять наказаниями, не требовать идеального поведения – вот некоторые правила. Подростку иногда бывает нужно выплеснуть энергию, пусть он это сделает без вреда для окружающих: на занятиях спортом, например. А еще ребенку с детства надо объяснить, что есть не только «я так хочу», но и обязанности, необходимость считаться с другими людьми. Как понять, что ваш ребенок – жертва жестокого поведения подростков? Если школьник постоянно подавлен, плохо спит, у него плохой аппетит, его вещи иногда испачканы и порваны, он не хочет идти в школу, то, скорее всего, проблема есть. Поговорите с ним. Хорошо, если ребенок доверяет родителям и расскажет обо всем. Если нет – вы не должны настаивать на ответах, пытайтесь помочь ему советом, проявите максимум доброжелательности. Подросток должен быть уверен, что вы на его стороне, что он может просить у вас помощи. Объясните, что рассказать об этой проблеме – не признак слабости, что вы сможете оказать адекватную помощь, что обсудите с ним пути решения и что это не «донос» на сверстников. Поймите, что ребенок боится, что вы можете ухудшить ситуацию. Ни в коем случае не говорите, что все его проблемы легко решаемы, не отмахивайтесь от мелочей. Вы должны быть союзником, авторитетом, помощником. Подростковая жестокость во всем мире приобретает ужасающие формы и масштабы: школьники расстреливают одноклассников; избивают сверстников, снимая действие на мобильный телефон и выкладывая видео в интернет; доводят одноклассников до самоубийства. Вот только некоторые факты, подтверждающие это: Россия. В одной из школ Благовещенска ученики 8-го класса избили свою соученицу, сняли избиение на видео и выложили в интернете. Девочку толпой пинали и оплёвывали. Россия. В Тюмени 14-летняя школьница Наташа Суворова выпрыгнула с 8-го этажа, не выдержав издевательств со стороны одноклассниц. Польша. 14-летняя ученица 2-й гимназии города Гданьска повесилась после того, как одноклассники во время урока раздели ее догола и сняли на видеокамеру мобильного телефона. В настоящее время в отношении пяти ее одноклассников возбуждено уголовное дело по статье “Доведение до самоубийства”. Россия. 19-летний Сергей Андрюшин в девять утра на узкой ульяновской дорожке повздорил с группой ребят помладше. Сергей приехал из другого района, по одной из версий, этого оказалось достаточно, чтобы на школьном дворе его забили железными прутьями и арматурой. Россия. Стая детдомовцев нанесла мужчине около 47 повреждений различной степени тяжести в области головы, на туловище - около 130 и на конечностях - около 160. Всего - более 300. Экспертиза показала, что погибшего не только жестоко убили, но еще и частично съели. Великобритания. В январе 2005 года в Великобритании завершился процесс над двумя школьницами, которые взяли в плен свою 12-летнюю подружку и издевались над ней в течение трех часов. Великобритания. В октябре прошлого года 12-летней ученице колледжа в Шиффелде изрезали лицо ножом только потому, что ее успехи в учебе кому-то из одноклассников не нравились. «Подросток, устроивший стрельбу в школе, был поклонником компьютерной игры-стрелялки», «Ассоциация обеспокоенных родителей обвиняет телевидение в приучении детей к жестокости», «Губернатор Калифорнии подписал закон, запрещающий продажу несовершеннолетним видеоигр со сценами насилия»... Почти все публикации на подобные темы - от академических исследований до сообщений информационных агентств - единодушны в причине детской и подростковой жестокости. Картина, которую они рисуют, выглядит прямо-таки катастрофической: индустрия зрелищ и видеоигр обрушивает на наших отпрысков нескончаемый поток жестокости, заглушая в них все человеческое. Но разве все повзрослевшие любители страшилок становятся бесчувственными убийцами? И из кого все же вырастают гуманисты? Это происходит с каждым из нас. Но, став взрослыми, мы задвигаем куда-то на задворки личности воспоминания о том упоении, с которым мы играли в войну, и уж совсем не хотим вспоминать собственные страхи по поводу вещей, кажущихся нам, взрослым, сущей ерундой. Нас вдруг начинает пугать доступность зрелищ такого рода для наших детей - и мы всегда готовы поверить, что это не они выбирают себе «ту сказку, которая нужна», а некие злые силы (например, киноиндустрия или индустрия видеоигр, заботящиеся, конечно же, только о своих прибылях) намеренно приучают их к жестоким и кровавым зрелищам. И действительность вроде бы подтверждает наши страхи: после каждой трагической вспышки беспричинной жестокости пресса с готовностью сообщает нам, что убийца увлекался кровавыми боевиками или компьютерными играми-стрелялками. Эрик Харрис и Дилан Клиболд, расстрелявшие в 1999 году в школе Коламбайн 12 своих товарищей и учителя, а затем покончившие с собой, увлекались игрой Doom. Коди Пози, застреливший в 2004-м отца, мачеху и сводную сестру, несколько месяцев перед этим играл в Grand Theft Auto, а Чо Сын Хи, в апреле этого года убивший 32 человека в Вирджинском политехническом институте, предпочитал Manhunt. И общественное мнение даже и без помощи экспертов (в которых, впрочем, тоже никогда не бывает недостатка) воспринимает их стереотипно: насмотрелись - и пошли стрелять! Такое простое объяснение для многих кажется очевидным. И нужно обладать незаурядным интеллектуальным мужеством и непредвзятостью, чтобы публично спросить: а из чего, собственно, нам это понятно? Когда сделанные игрушки детям недоступны, они с не меньшим упоением стреляют из самодельных пистолетов О том, чем вызвана агрессивность у подростков, рассказал практический психолог Олег Зонтов. Эмоциональная нестабильность. Подростки не могут себя контролировать во время конфликта и зачастую идут до конца. Там, где взрослый может остановиться, подросток полезет в драку и будет бить, пока не выплеснет эмоции. “Потому что мы стая”. Главное в таком возрасте - находиться в группе, “стае” и не стать “белой вороной”. При этом “стая” сама выбирает жертву и чаще всего по физиологическому признаку: “толстая”, “худая”, “очкарик”. “Кодекс чести”. У подростков есть нормы и правила поведения в группе, и того, кто их нарушает, сразу же отторгают и подвергают агрессии. Агрессия, кроме физической (применение физической силы) и вербальной (оскорбления), может выражаться в форме раздражительности, подозрительности, обидчивости. Это тоже проявления агрессии, только выраженные по-другому. Чтобы предупредить подростковую жестокость, взрослому необходимо сотрудничать с подростком, ценить его как личность. Пробел в воспитании закладывается с детства “Пробел в воспитании закладывается с детства, когда ребенок понимает только “хочу!” и “дайте!”, а не “должен” и “надо”, - говорит директор СШ № 4 г.Краматорска Евгения Сидорова. - Именно в этом я вижу истоки подростковой жестокости. Важно также, чтобы учитель не переносил свои проблемы на детей и ко всем был внимателен. Мне бы хотелось обратить внимание не столько на крайние формы проявления подростковой жестокости (драки, насилие), сколько на начальную форму, когда подросток грубит родителям, учителям, - говорит директор школы Евгения Сидорова. - Это отношение ребенка к взрослым и есть нижняя ступень жестокости”. Причинами ее возникновения директор считает недостаток родительского внимания, отношение учителей к ученику и информационное поле, в котором растет ребенок. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определила коэффициент подростковой жестокости в 35 странах Европы и Северной Америки. В ходе исследования выяснилось, что в Венгрии живут самые жестокие девочки, а в Чехии - мальчики. Определение агрессивности подростков - в возрасте с 11 до 15 лет - было произведено в рамках традиционного изучения поведения детей школьного возраста, результаты которого ВОЗ публикует каждые четыре года. В этот раз ученые исследовали 161 000 школьников из 35 стран. Социологи определили, что 32% венгерских девочек и 69% чешских мальчиков за прошедший год были вовлечены хотя бы в одну драку. Соответственно, обе страны получили самый высокий коэффициент подростковой жестокости. Эстония, Литва и Бельгия также вошли в пятерку стран с высочайшим коэффициентом агрессивности среди девочек, а Литва, Латвия и Израиль - среди мальчиков. Страной самых мирных подростков оказалась Финляндия, в которой лишь 13% девочек и 37% мальчиков дрались в 2005 году. Одна из авторов исследования, доктор Кандэйс Карри из Эдинбургского университета, говорит, что причины такой разницы в поведении у подростков из различных развитых стран пока не установлены. Особенно ученых поражает рекордно низкий коэффициент подростковой жестокости в Финляндии. Как помочь? Итак, вы знаете, что ваш ребенок страдает от жестокости своих сверстников. Какие шаги предпринять? Простейший выход, казалось бы – перевод в другой класс/школу. Но этот шаг далеко не всегда может решить проблему. Попытайтесь сначала решить ситуацию на месте. Сделайте все, что в ваших силах. Иногда действительно не помогают никакие доводы и действия – нужно обращаться к учителям, родителям обидчиков, если и это не поможет - в милицию. Покажите, что вы не дадите безнаказанно портить жизнь своему ребенку. Причем нужно не только поставить на место обидчиков, но и излечить психологическую травму, уже нанесенную ими. Есть смысл в беседах с психологом, ребенок должен повысить свою самооценку, потому что третируют в основном тех, кто не уверен в себе. Ребенок хочет пойти на секцию каратэ – отлично! Предоставьте ему такой шанс, он научится постоять за себя, но, прежде всего, это улучшит его дисциплину, организованность, уберет страхи. Умение драться не всегда срабатывает в случаях травли ребенка одноклассниками – тут не один враг, их много. Но все-таки умеющего защитить себя не будут задевать слишком активно. Толпа агрессивна, жестока, но и труслива. Что делать ребенку, как помочь в этой ситуации, какие советы вы можете дать подростку, как защитить детей от насилия?

Статьи по теме: