Детские дома семейного типа. Как организовать свой детский дом Правила создания детского дома семейного типа

Постановление №195
от 19.03.2001

В целях обеспечения защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила организации детского дома семейного типа.

2. Установить, что Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 мая 1996 г. №542 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, №19, ст. 2304), распространяется на лиц, осуществляющих воспитательную деятельность в детских домах семейного типа.

3. Дополнить пункт 1 Перечня образовательных и других учреждений, предприятий и организаций и должностей, работа в которых дает право на ежегодные удлиненные оплачиваемые отпуска, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1994 г. №1052 "Об отпусках работников образовательных учреждений и педагогических работников других учреждений, предприятий и организаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, №21, ст. 2397), словами: "детские дома семейного типа".

Председатель
Правительства Российской Федерации
М.Касьянов

Правила
организации детского дома семейного типа

1. Настоящие Правила определяют порядок организации детского дома семейного типа. Основными задачами детского дома семейного типа являются создание благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее именуются - дети), в условиях семьи.

2. Детский дом семейного типа организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных (удочеренных) детей (а с 10-летнего возраста только с их согласия).

Общее количество детей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновленных (удочеренных) детей находящихся в зарегистрированном браке супругов, не должно превышать 12 человек.

3. Организаторами детского дома семейного типа не могут быть лица:

  • находящиеся в кровном родстве с принимаемыми на воспитание детьми;
  • имеющие заболевания, при наличии которых нельзя взять детей на воспитание;
  • лишенные родительских прав или ограниченные судом в родительских правах;
  • признанные в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными;
  • отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;
  • являющиеся бывшими усыновителями, если отменено судом по их вине.

4. Детский дом семейного типа в организационно-правовой форме воспитательного учреждения создается, реорганизуется и ликвидируется по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Отношения между учредителем (учредителями) и детским домом семейного типа определяются договором, заключаемым между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Учредитель (учредители) создает детский дом семейного типа при наличии соответствующего заявления супругов, желающих взять на воспитание детей, и заключения органа опеки и попечительства о возможности супругов быть воспитателями и взять на воспитание детей, с учетом положений пункта 2 настоящих Правил.

6. Супруги для получения заключения о возможности быть воспитателями и взять на воспитание детей подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства соответствующее заявление и представляют следующие документы:

    a). заверенные в установленном порядке копии документа об образовании и свидетельства о браке;
    б). медицинское заключение лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья, оформленное в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации;
    в). выписка из трудовой книжки;
    г). паспорт, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, заменяющий его документ.

Предпочтение отдается супругам, имеющим опыт воспитания детей, работы в детских социальных, образовательных и лечебных учреждениях, являющимся усыновителями или опекунами (попечителями).

Заключение составляется органом опеки и попечительства на основании заявления и приложенных к нему документов, а также акта обследования условий жизни супругов в течение одного месяца со дня подачи заявления.

Отрицательное заключение доводится до заявителей в 10-дневный срок со дня принятия решения. Одновременно заявителям возвращаются все документы. Заключение может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

7. Орган опеки и попечительства по месту нахождения детского дома семейного типа осуществляет контроль за условиями жизни и воспитания детей, охраной их прав и законных интересов, а также обеспечивает обучение лиц, желающих взять детей на воспитание.

8. На воспитание в детский дом семейного типа передаются дети в возрасте от рождения до 18 лет. Срок пребывания ребенка в детском доме семейного типа определяется в договоре, который заключается между органом опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка и детским домом семейного типа.

Передача ребенка на воспитание в детский дом семейного типа осуществляется с учетом его мнения (а с 10-летнего возраста только с его согласия) и с согласия администрации образовательного или лечебно-профилактического учреждения, учреждения социальной защиты населения или другого аналогичного учреждения, в котором он находится, а также с согласия воспитателей этого детского дома семейного типа в целях обеспечения психологической совместимости.

9. На ребенка, передаваемого в детский дом семейного типа, орган опеки и попечительства или администрация образовательного или лечебно-профилактического учреждения, учреждения социальной защиты населения или другого аналогичного учреждения представляет следующие документы:

    а) решение соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о направлении ребенка в детский дом семейного типа;
    б) направление в детский дом семейного типа, выданное органом опеки и попечительства;
    в) свидетельство о рождении ребенка (подлинник), а при его отсутствии - заключение медицинской экспертизы, удостоверяющее возраст ребенка;
    г) выписка из истории развития ребенка;
    д) страховой полис обязательного медицинского страхования;
    е) документ об образовании (для детей школьного возраста);
    ж) акт обследования условий жизни ребенка;
    з) сведения о родителях (копия свидетельства о смерти, приговор или решение суда, справка о болезни, розыске родителей и другие документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими своих детей);
    и) справка о наличии и местонахождении братьев, сестер и других близких родственников;
    к) опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность;
    л) документы о закреплении за несовершеннолетним ранее занимаемой им жилой площади (о праве собственности на жилое помещение и (или) иное имущество);
    м) копия решения суда о взыскании , документы, подтверждающие право на пенсию, пенсионное удостоверение, документы о наличии счета, открытого на имя ребенка в банковском учреждении, и ценные бумаги (при их наличии);
    н) заключение психолого-педагогической и медико-педагогической комиссии (для детей с отклонениями в развитии).

10. Ребенок, переданный в детский дом семейного типа, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсии (по случаю потери кормильца, инвалидности), другие социальные льготы и гарантии, установленные законодательством Российской Федерации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

11. При выходе из детского дома семейного типа или переводе в образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или учреждение социальной защиты населения, а также при ликвидации детского дома семейного типа ребенку выдаются справка о пребывании в детском доме семейного типа и документы, указанные в подпунктах "в" - "м" пункта 9 настоящих Правил.

12. Медицинское обслуживание детей обеспечивается медицинскими работниками территориального лечебно-профилактического учреждения по месту нахождения детского дома семейного типа.

13. Дети обучаются в образовательных учреждениях на общих основаниях.

14. Детский дом семейного типа финансируется учредителем (учредителями), исходя из норм обеспечения воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

15. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов детского дома семейного типа являются:

    а) средства учредителя (учредителей);
    б) имущество, закрепленное за детским домом семейного типа собственником (уполномоченным им органом);
    в) добровольные пожертвования физических и юридических лиц;
    г) другие внебюджетные средства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

16. Воспитатели детского дома семейного типа ведут отчетность по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание детей. Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат.

17. На воспитателей детского дома семейного типа распространяются условия оплаты труда, предоставления ежегодных отпусков, а также льготы и гарантии, установленные для работников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

18. Воспитатели детского дома семейного типа пользуются преимущественным правом на получение для детей путевок, в том числе бесплатных, в санатории, оздоровительные лагеря, а также дома отдыха и санатории для совместного с детьми отдыха и лечения.

1.2 Идея семейного детского дома

Семейные детские дома придумал Детский фонд в прямом смысле этого слова. В 1988 году было принято постановление советского Правительства, подтвержденное чуть позже правительствами всех союзных республик, входивших в СССР, о поддержке этого проекта. В СССР было создано 468 семейных детских домов, и в них из казенных сиротских заведений вошло 4 тысячи детей. В России таких семей 368, и в них было 2700 детей. Все годы своего существования Детский фонд борется за семейные детские дома, отстаивая их законодательное право на существование, воюет с чиновниками на всех уровнях, помогает детям и их названным родителям как только может Занозина В.Н. Сиротство и беспризорность в России: история и современность. - СПб.: Лики России, 2008. - с. 39. .

Самое главное в семейном детском доме - приемные дети. Они в семейных детских домах растут в обстановке любви, поддержки и доброты, получают образование, многие - высшее, и строят новые семьи, не порывая родственных отношений с родителями-воспитателями, приёмными братьями и сёстрами.

Работа родителей-воспитателей семейных детских домов - это поистине гражданский подвиг. Каждая семья уникальна и замечательна по-своему. Она дает ребёнку тепло семейного очага, чувство уверенности в своих силах, убежденности в том, что он необходим людям, обществу, стране Заводилкина О.В. Особенности адаптации ребенка в приемной семье (По письмам родителей-воспитателей семейных детских домов) // Семья в России. - 2006. - № 1. - С. 63. .

Детский дом семейного типа -- форма воспитательного учреждения, являющаяся промежуточной между приемной семьей и детским домом (интернатом), правовое положение которого урегулировано Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 195 «О детском доме семейного типа» СЗ РФ. 2001. № 13. Ст. 1251..

Основными задачами детского дома семейного типа являются создание благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовки к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее именуются -- дети), в условиях семьи.

Детский дом семейного типа организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных (удочеренных) детей (а с 10-летнего возраста -- только с их согласия). Общее количество детей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновленных (удочеренных) детей, находящихся в зарегистрированном браке супругов, не должно превышать 12 человек Постановление правительства РФ от 19.03.2001 № 195 (ред. от 18.08.2008) «О детском доме семейного типа» .

Организаторами детского дома семейного типа не могут быть лица:

· находящиеся в кровном родстве с принимаемыми на воспитание детьми;

· имеющие заболевания, при наличии которых нельзя взять детей на воспитание;

· лишенные родительских прав или ограниченные судом в родительских правах;

· признанные в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными;

· отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;

· являющиеся бывшими усыновителями, если усыновление отменено судом по их вине.

Детский дом семейного типа в организационно-правовой форме воспитательного учреждения создается, реорганизуется и ликвидируется по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления Опыт и проблемы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства, в современных условиях. - М.: РГСУ, 2009. - с. 49. .

· средства учредителя (учредителей);

· имущество, закрепленное за детским домом семейного типа собственником (уполномоченным им органом);

· добровольные пожертвования физических и юридических лиц;

· другие внебюджетные средства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Медицинское обслуживание детей обеспечивается медицинскими работниками территориального лечебно-профилактического учреждения по месту нахождения детского дома семейного типа.

Дети обучаются в образовательных учреждениях на общих основаниях.

Детский дом семейного типа финансируется учредителем (учредителями), исходя из норм обеспечения воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов детского дома семейного типа являются:

а) средства учредителя (учредителей);

б) имущество, закрепленное за детским домом семейного типа собственником (уполномоченным им органом);

в) добровольные пожертвования физических и юридических лиц;

г) другие внебюджетные средства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Воспитатели детского дома семейного типа ведут отчетность по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание детей. Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат.

На воспитателей детского дома семейного типа распространяются условия оплаты труда, предоставления ежегодных отпусков, а также льготы и гарантии, установленные для работников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Воспитатели детского дома семейного типа пользуются преимущественным правом на получение для детей путевок, в том числе бесплатных, в санатории, оздоровительные лагеря, а также дома отдыха и санатории для совместного с детьми отдыха и лечения.

В настоящее время существуют следующие виды семейных детских домов:

1. Семейный городок, включающий в себя 8-12 жилых домов, построенных на 1-2 семьи. В одной семье несколько опекаемых и родные дети воспитателей. В городке обычно есть административный, культурный, хозяйственный, спортивный, медицинский и др. центры, школа, детский сад. Каждой семье выделяется земельный участок.

2. Семейный детский дом, являющийся частью населенного пункта. Размещаются семьи в специально построенном четырёхквартирном доме или автономном блоке жилой постройки.

3. К детским домам семейного типа относится и семья, принявшая на воспитание не менее 6 детей. Ей предоставляется отдельная квартира в жилом микрорайоне с соответствующим набором помещений.

Анализ функционирования детских домов

Семейный детский дом «Китеж» - довольно уникальный вид воспитательного учреждения для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Началом появления семейных детских домов относят к инициативе Детского фонда (1988 г.)...

Дети в детском доме

Дети-сироты, независимо от того, жили ли они в родительской семье или не помнят этого, вынуждены в силу возраста или иных обстоятельств, менять место жительства. Например, дети из дома ребенка могут переезжать в детский дом...

Дети в детском доме

Как отмечено выше, невозможность приспособления к существующей среде, может вызвать реакцию избегания, вплоть до самоубийства. Детей-сирот можно отнести к группе риска дезадаптации, девиации. «Согласно данным, опубликованным в печати...

Место и роль национальной идентичности в ситуации социокультурного кризиса в России конца XIX – начала ХХ века

Логика данного исследования предполагает уточнение нашей позиции в отношении понятия «национальная идентичность», для определения которого представляется необходимым рассмотреть исходное понятие «идентичность»...

В период летних каникул органам власти требуется решить множество вопросов: -Как организовать летний отдых, чтобы извлечь максимум пользы для детского здоровья? -Чем наполнить это время...

Особенности организации деятельности детей и подростков в детских оздоровительных лагерях (на примере Центра социального обслуживания населения и Дома детского творчества)

Особенности организации и постановки благотворительного театрализованного представления "От сердца к сердцу" Детского дома п. Мохсоголлох

Патронатное воспитание

Детство - период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность...

Проблемы социализации ребенка в детском саду

Социализация - процесс и результат усвоения и активного воспроизводства человеком социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. В результате социализации человек усваивает стереотипы поведения...

Разработка организационного проекта детского дома

Объектом исследования выпускной квалификационной работы является бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Омской области «Кировский детский дом-интернат для умственно отсталых детей»...

Теоретические аспекты проблем социализации личности детей-сирот

Объединение детей в разновозрастные группы, закрепление за ними постоянного состава воспитателей задает ее членам общую цель, побуждает к сотрудничеству, объединяет и по-настоящему роднит их души...

Устройство детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Детский дом семейного типа - семья, в которой супруги (один из них) или одинокие граждане выполняют обязанности по воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общее число которых, включая родных и усыновленных...

1. Если Вы житель Первомайского района и хотите создать детский дом семейного типа

Детский дом семейного типа - отдельная семья, которая создается по желанию супругов или отдельного лица, не состоящего в браке, которые берут на воспитание и совместное проживание не менее 5 детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки.

Общее количество детей в детском доме семейного типа не должно превышать 10 человек, учитывая родных детей.

Решение о создании детского дома семейного типа принимается Первомайской районной госадминистрацией на основании заявления лиц или лица, изъявившие желание создать такой дом, с учетом результатов обучения, представления Миколаъвського областного центра социальных служб для семьи, детей и молодежи и вывода службы по делам детей о наличии условий для его создания.

Какие дети могут быть устроены в детский дом семейного типа?

В детский дом семейного типа устраиваются дети, имеющие определенный статус ребенка-сироты или ребенка, лишенного родительской опеки.
В первую очередь в детский дом семейного типа устраиваются дети, которые находятся между собой в родстве, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или по другим причинам они не могут воспитываться вместе.

Детский дом семейного типа комплектуется детьми в течение двенадцати месяцев со дня создания. Контроль за его комплектованием осуществляет служба по делам детей.

Статус ребенка, лишенного родительской опеки, предоставляется детям:

1. Родители которых лишены родительских прав, что подтверждается решением суда;
2. Которые отобраны у родителей без лишения родительских прав, что подтверждается решением суда;
3. Родители которых признаны безвестно отсутствующими, что подтверждается решением суда;
4. Родители которых объявлены судом умершими, что подтверждается свидетельством о смерти, выданным органами РАГС;
5. Родители которых признаны недееспособными, что подтверждается решением суда;
6. Родители которых отбывают наказание в местах лишения свободы, что подтверждается приговором суда;
7. Родители которых находятся под стражей на время следствия, что подтверждается постановлением суда;
8. Родители которых находятся в розыске органами внутренних дел, связанному с уклонением от уплаты алиментов и отсутствием сведений об их местонахождении, что подтверждается определением суда или справкой органов внутренних дел о розыске родителей и отсутствие сведений об их местонахождении;
9. В связи с длительной болезнью родителей, препятствующей им исполнять свои родительские обязанности, что подтверждается заключением медико-социальной экспертной комиссии о наличии у отца, матери болезни, препятствующей выполнению ими родительских обязанностей, выданным в порядке, установленном МЗ;
10. Подброшенным, родители которых неизвестны, заброшенным в родильном доме, другом учреждении здравоохранения или которых отказались забрать из этих заведений родители, другие родственники, о чем составлен акт по форме, утвержденной Минздравом и МВД.

Ребенок-сирота - это ребенок, у которого умерли или погибли родители, что подтверждается свидетельством о смерти каждого из них.

Кто может стать родителями-воспитателями?

Родителями-воспитателями могут быть совершеннолетние и трудоспособные лица.

Лица, изъявившие желание стать родителями-воспитателями, в обязательном порядке должны пройти обучение, организованное Миколаъвським областными центром социальных служб для семьи, детей и молодежи с привлечением специалистов по вопросам психологии, педагогики, медицины и т.д., по специальной программе.

Следует учитывать, что лишь одному из кандидатов в родители-воспитатели не прошел курс подготовки, признанный в установленном порядке недееспособным или ограниченно дееспособным, лишенный родительских прав, или это бывший опекун (попечитель, усыновитель), лишен соответствующих полномочий за ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей, то вы не получите разрешения на создание детского дома семейного типу.

Существуют также ограничения для кандидатов в родители-воспитатели по возрасту. Устройство детей в детский дом семейного типа производится с учетом возраста родителей-воспитателей и детей, чтобы на время достижения обоими родителями-воспитателями пенсионного возраста все воспитанники достигли возраста выбытия из детского дома семейного типа (18 лет). Устройство детей в детский дом семейного типа рассчитан таким образом, чтобы до достижения родителями пенсионного возраста ребенок мог стать совершеннолетним. При достижении пенсионного возраста одним из родителей время пребывания детей определяется по возрасту младшего из родителей.

Также помехой созданию детского дома семейного типа могут стать недостатки физического или психического здоровья потенциальных родителей-воспитателей (инвалиды I и II группы, которые по заключению медико-социальной экспертной комиссии нуждаются в постороннем уходе, лица, имеющие глубокие органические поражения нервной системы, алкогольную и наркотическую зависимость, больные СПИДом, открытой формой туберкулеза, психотические расстройства, в которых официально зарегистрированы асоциальные проявления, склонность к насилию).

Соответствующие требования предъявляются и к членам семьи родителей-воспитателей. Если с Вами на общей жилой площади проживают члены семьи, имеющие глубокие органические поражения нервной системы, больные СПИДом, открытой формой туберкулеза, психотические расстройства, в которых официально зарегистрированы асоциальные проявления, склонность к насилию, то Вам будет отказано в создании детского дома семейного типа.

Теряет ли ребенок, который воспитывается в детском доме семейного типа, статус ребенка-сироты или ребенка, лишенного родительской опеки?

Нет. За воспитанниками детских домов семейного типу сохраняются льготы и государственные гарантии, установленные законодательством для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы.

Воспитанники имеют право поддерживать личные контакты с родителями и другими родственниками, если это не противоречит их интересам и не запрещено решением суда. Форму такого общения определяют органы опеки и попечительства по согласованию с родителями-воспитателями и с участием социального работника, который осуществляет социальное сопровождение.

Обязательно родителям-воспитателям иметь педагогическое образование?

Нет, требования о наличии у родителей-воспитателей любой, в том числе и педагогической, образования законодательством не предусмотрено. Создать детский дом семейного типа и взять детей на воспитание может каждый гражданин в соответствии с требованиями, которые излагаются в Положении о детском доме семейного типа, утвержденном постановлением Кабинета Министров Украины от 26 апреля 2002 года № 564.

Какие права и обязанности родителей-воспитателей?

Родители-воспитатели несут ответственность за жизнь, здоровье, физическое и психическое развитие воспитанников. Они являются законными представителями воспитанников во всех органах, учреждениях и организациях без специальных полномочий. Родители-воспитатели не могут использовать предоставленные им права вопреки интересам ребенка.

Родители-воспитатели детских домов семейного типа обязаны воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье, физическом, духовном и моральном развитии, обучении, создавать надлежащие условия для развития его природных способностей, уважать достоинство ребенка, готовить его к самостоятельной жизни и труду.

Воспитание ребенка должно направляться на развитие его личности, уважения прав, свобод человека и гражданина, языка, национальных исторических и культурных ценностей украинского и других народов, подготовку ребенка к сознательной жизни в обществе в духе взаимопонимания, мира, милосердия, обеспечения равноправия всех членов общества, согласия и дружбы между народами, этническими, национальными, религиозными группами.

Что такое орган опеки и попечительства?

Орган опеки и попечительства - это райгосадминистрация. Непосредственное ведение дел по опеке и попечительству до 2006 года осуществлялось отделами образования. В 2006 году эти полномочия переведен на службу по делам детей.

Что такое социальное сопровождение детских домов семейного типа?

Социальное сопровождение детских домов семейного типа осуществляется Первомайским районным центром социальных служб для семьи, детей и молодежи, что предусматривает предоставление комплекса правовых, психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-медицинских и информационных услуг, направленных на создание надлежащих условий функционирования детский дом семейного типа. Социальное сопровождение детского дома семейного типа осуществляется постоянно.

Для осуществления социального сопровождения за детским домом семейного типа закрепляется социальный работник районного центра социальных служб для семьи, детей и молодежи, который прошел специальную подготовку.

2. Финансовое и материальное обеспечение функционирования детского дома семейного типа

Как и кем обеспечивается функционирование детского дома семейного типа?

Орган, принявший решение о создании детского дома семейного типа, вне очереди предоставляет родителям-воспитателям индивидуальный жилой дом или многокомнатную квартиру, в случае наличия, по нормам, установленным законодательством. Предоставленное в пользование жилое помещение должно быть оборудовано необходимой мебелью, бытовой техникой и другими предметами длительного пользования, перечень которых определяется органом, принявшим решение о создании детского дома семейного типа. Пользования предоставленным жилым помещением осуществляется в порядке, установленном законодательством для пользования служебными помещениями.

По соглашению сторон соглашения детскому дому семейного типа может предоставляться в пользование земельный участок для ведения садоводства и огородничества вблизи, где расположен дом, а также транспортных средств.

Разные вопросы материального и финансового обеспечения детского дома семейного типа (проведение в случае необходимости текущего или капитального ремонта жилья и т.п.) решаются органом, принявшим решение о его создании.

За счет каких средств содержатся воспитанники детского дома семейного типа?

Государством принят единый механизм финансирования детского дома семейного типа из государственного бюджета по принципу "деньги ходят за ребенком".

Размер государственной социальной помощи на детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, составляет два прожиточных минимума для детей соответствующего возраста.

Прожиточный минимум составлял в разный период разную сумму, учитывая разные возрастные потребности детей. В 2006 году для детей до 6 лет: с 1 января 2006 года - 400 гривен, с 1 апреля - 410 гривен, с 1 октября - 418 гривен; детей от 6 до 18 лет: с 1 января - 514 гривен, с 1 апреля - 527 гривен, с 1 октября - 536 гривен.
На 2007 год проектом Закона Украины "О государственном бюджете Украины" прожиточный минимум предусмотрен для детей до 6 лет: с 1 января - 434 грн., С 1 апреля - 442 грн., С 1 октября - 450 грн.; Для детей от 6 до 18 лет: с 1 января - 558 грн., с 1 апреля - 568 грн., с 1 октября - 579 грн.

В 2008 году прожиточный минимум предусмотрен для детей до 6 лет: с 1 января 2008 г. - 526 грн.; С 1 апреля 2008 г. - 538 грн.; С 1 июля 2008 г. - 540 грн.; С 1 октября 2008 г.-557 грн.; детям от 6 до 18 лет: с 1 января 2008 г. - 663 грн.; с 1 апреля 2008 г. - 678 грн.; с 1 июля 2008 г. - 680 грн.; с 1 октября 2008 г. - 701 грн.

На 2009 год установлен помощь для детей до 6 лет - 1114 грн.; Детям от 6 до 18 лет - 1402 грн.

За воспитанниками сохраняются раньше предназначенные алименты, пенсия, другие виды государственной помощи.

В случае, когда ребенку выплачивается пенсия, алименты, стипендия, другие государственные пособия, размер пособия определяется как разность между двумя прожиточным минимумом и размером иных выплат.

Суммы средств, принадлежащих воспитанникам как пенсия, алименты и другие виды государственной помощи, переходят в распоряжение родителей-воспитателей и тратятся на содержание воспитанников.

Сохраняются выплаты, если ребенок достиг 18 лет?

Дети-воспитанники находятся в детском доме семейного типа до достижения ими совершеннолетия (18 лет), а в случае продолжения учебы - до 23 лет или до окончания ими соответствующего учебного заведения. Выплата государственной социальной помощи осуществляется в течение всего периода проживания ребенка в детском доме семейного типа.

Какое денежное и материальное обеспечение получают родители-воспитатели?

Законодательством предусмотрено отчисление страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование за неработающих родителей-воспитателей на суммы их денежного обеспечения.

Отчисления поступают на счета управлений Пенсионного фонда Украины в районах, городах и районах в городах, открытые в учреждениях уполномоченного банка.

С 1 января 2006 года родителям-воспитателям детских домов семейного типа выплачивается денежное обеспечение, которое определено в размере 35% от социальной помощи на каждого ребенка-воспитанника, но не более пяти прожиточных минимумов для трудоспособного лица. При этом денежное довольствие может получать один из родителей-воспитателей или по их общему согласию сумма денежного обеспечения распределяется между ними равными частями. В случае утверждения нового уровня прожиточного минимума размер социальной помощи и денежного обеспечения перечисляется без дополнительного обращения родителей-воспитателей.

Сэкономленные в течение года бюджетные средства изъятию не подлежат и используются родителями-воспитателями для удовлетворения потребностей воспитанников в следующем году.

Вопросы защиты жилищных прав родителей-воспитателей и лиц, проживающих с ними, регулируются соглашением.

Может детском доме семейного типа предоставляться благотворительная помощь?

Так, детскому дому семейного типа может предоставляться юридическими и физическими лицами благотворительная помощь.

3. Имущественные и жилищные права детей-воспитанников детского дома семейного типа

Как защищаются имущественные и жилищные права детей-воспитанников?

После окончания срока пребывания воспитанников в детском доме семейного типа и в случае отсутствия у них права на жилье органы опеки, попечительства обеспечивают воспитанников детского дома семейного типа во внеочередном порядке упорядоченным социальным жильем.

Кто обеспечивает сохранность имущества детей?

Сохранности имущества, в том числе жилья, воспитанников детских домов семейного типа по месту его нахождения обеспечивают органы опеки и попечительства, также ими осуществляют контроль за его использованием.

Кто осуществляет контроль за условиями проживания воспитанников?

Контроль за условиями проживания воспитанников осуществляющие орган опеки и попечительства и служба по делам детей райгосадминистраций, исполнительных комитетов городских советов городов республиканского значения Автономной Республики Крым и городов областного значения.

Раз в году служба по делам детей по месту нахождения детского дома семейного типа готовит отчет о состоянии воспитания, содержания и развития детей в детском доме семейного типа на основе информации, предоставляемой социальным работником, осуществляющим социальное сопровождение семьи, воспитателем дошкольного учебного заведения или классным руководителем общеобразовательного учебного заведения, где учится ребенок, участковым врачом-педиатром и участковым инспектором местного отдела милиции. Родители-воспитатели обязательно знакомятся с составленным отчетом, который утверждается начальником службы по делам детей.

4. Перечень документов, которые необходимо представить в орган, принимающий решение о создании детского дома семейного типа.

Вам нужно подготовить и передать в районную, районную в гг. Киеве и Севастополе государственной администрации или горисполком следующие документы:

* Заявление о создании детского дома семейного типа (от супругов принимается совместное заявление, подписанное обоими супругами);
* Копии своих паспортов;
* Справку о составе семьи (форма № 3);
* Копию свидетельства о браке (для семейных пар);
* Справку о состоянии Вашего здоровья и членов семьи, проживающих вместе с Вами (справка об отсутствии хронических заболеваний, обследование нарколога, венеролога, психиатра);
* Справку о прохождении курса обучения кандидатов в родители-воспитатели и рекомендацию Центра социальных служб для семьи, детей и молодежи о включении Вас в банк данных о семьях потенциальных усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей, родителей-воспитателей;
* Нотариально удостоверенное письменное согласие всех совершеннолетних членов семьи, проживающих вместе с Вами, на создание детского дома семейного типа или написанное собственноручно в присутствии должностного лица, осуществляющего прием документов;
* Справку о наличии или отсутствии судимости;
* Заключение службы по делам детей по месту жительства о возможности создания Вами детского дома семейного типа.

5. Перечень документов на детей, которые необходимо иметь родителей-воспитателей.

На каждого ребенка орган опеки и попечительства обязан предоставить родителям-воспитателям следующие документы:

* Решение органа опеки и попечительства об устройстве ребенка на воспитание и общее проживание в детском доме семейного типа;
* Свидетельство о рождении ребенка;
* медичну довідку про стан здоров"я або витяг з історії розвитку дитини;
* довідку (атестат) про освіту або висновок психолого-медико-педагогічної консультації про рівень розвитку дитини;
* документи про батьків або осіб, які їх замінюють (свідоцтво про смерть, вирок або рішення суду, довідка про хворобу, розшук батьків та інші документи, що підтверджують відсутність батьків або неможливість виховання ними своїх дітей);
* довідку про наявність та місцезнаходження братів і сестер чи інших близьких родичів дитини;
* опис належного дитині майна, у тому числі житла, та відомості про осіб, які відповідають за його збереження;
* пенсійну книжку на дітей, які одержують пенсію, копію ухвали суду про стягнення аліментів.

У разі коли на момент влаштування дитини до дитячого будинку сімейного типу деякі із зазначених документів відсутні, місцева служба у справах неповнолітніх зобов"язана надати їх протягом двох місяців. За достовірність відомостей у наданих батькам-вихователям документах відповідальність у межах своєї компетенції несуть органи опіки і піклування за місцем походження або місцем проживання дитини-сироти, дитини, позбавленої батьківського піклування, та керівник закладу, в якому перебувала дитина.

Положения о детском доме семейного типа

Изменения и дополнения:

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 января 2007 г. № 122 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 40, 5/24639) ;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 декабря 2007 г. № 1747 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 6, 5/26438) ;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 июля 2010 г. № 1095 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 184, 5/32249) ;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 августа 2011 г. № 1049 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 92, 5/34264) ;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 июля 2012 г. № 659 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 28.07.2012, 5/36004) ;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8 мая 2013 г. № 356 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 29.05.2013, 5/37295)

Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемое Положение о детском доме семейного типа.

2. Республиканским органам государственного управления привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

ПОЛОЖЕНИЕ о детском доме семейного типа

ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Детский дом семейного типа – семья, принявшая на воспитание от пяти до десяти детей-сирот и (или) детей, оставшихся без попечения родителей (далее – воспитанники), в рамках которой супруги или отдельные граждане (далее – родители-воспитатели) выполняют обязанности по воспитанию детей на основании договора об условиях воспитания и содержания детей и трудового договора.

2. Договор об условиях воспитания и содержания детей по форме согласно приложению заключается между управлением (отделом) образования районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту нахождения органа опеки и попечительства, принявшего решение о создании детского дома семейного типа (далее – управление (отдел) образования), и обоими родителями-воспитателями детского дома семейного типа.

Трудовой договор заключается управлением (отделом) образования с каждым из родителей-воспитателей на срок действия договора об условиях воспитания и содержания детей.

3. Число детей, которые могут быть переданы на воспитание в детский дом семейного типа, и очередность их передачи определяются управлением (отделом) образования.

В целях обеспечения защиты прав и законных интересов каждого из детей, передаваемых на воспитание в детский дом семейного типа, управления (отделы) образования либо органы, организации, уполномоченные органом опеки и попечительства, оказывают детским домам семейного типа социальную, педагогическую и психологическую помощь.

4. Управление (отдел) образования в пятидневный срок со дня заключения договора об условиях воспитания и содержания детей и трудового договора выдает родителю-воспитателю удостоверение на право представления интересов подопечного на срок действия договора об условиях воспитания и содержания детей.

При расторжении договора об условиях воспитания и содержания детей удостоверение на право представления интересов подопечного подлежит немедленному возврату в управление (отдел) образования.

5. Органы опеки и попечительства через управления (отделы) образования или уполномоченные ими организации осуществляют контроль за условиями воспитания, содержания воспитанников и получения ими образования, определяют периодичность контроля, анализируют исполнение родителями-воспитателями должностных обязанностей, обязанностей опекуна (попечителя) и договора об условиях воспитания и содержания детей. Формы контроля (беседы с педагогами воспитанников, родителями-воспитателями, воспитанниками, в том числе по телефону, посещение детского дома семейного типа и другие) и порядок контроля определяются договором об условиях воспитания и содержания детей.

Контроль за условиями воспитания, содержания воспитанников и обеспечением получения ими образования в детских домах семейного типа осуществляется:

в первые три месяца нахождения воспитанника в детском доме семейного типа – не реже одного раза в неделю;

после первых трех месяцев и до одного года – не реже одного раза в месяц;

во второй и последующие годы воспитания ребенка – не реже одного раза в квартал.

ГЛАВА 2 ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ДОМА СЕМЕЙНОГО ТИПА

6. Лица, желающие создать детский дом семейного типа (далее – кандидаты в родители-воспитатели), подают в орган опеки и попечительства по месту жительства документы, указанные в пункте 4.7 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 119, 1/11590) (далее – перечень).

7. В течение 5 дней со дня подачи заявления с просьбой о создании детского дома семейного типа управление (отдел) образования истребует из соответствующих органов и организаций следующие документы и (или) сведения:

справку о месте работы, службы и занимаемой должности кандидата в родители-воспитатели;

сведения о доходах за предшествующий созданию детского дома семейного типа год;

сведения о том, имеют ли кандидаты в родители-воспитатели судимость за умышленные преступления или осуждались ли за умышленные тяжкие или особо тяжкие преступления против человека;

сведения о том, лишались ли кандидаты в родители-воспитатели родительских прав, были ли дети кандидатов в родители-воспитатели отобраны у них без лишения родительских прав, было ли ранее в отношении них отменено усыновление, признавались ли недееспособными или ограниченно дееспособными;

сведения о том, признавались ли дети кандидатов в родители-воспитатели нуждающимися в государственной защите, отстранялись ли кандидаты в родители-воспитатели от обязанностей опекунов, попечителей за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей.

8. Для создания детского дома семейного типа обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи и воспитанника должна составлять не менее 15 квадратных метров.

9. Органы опеки и попечительства либо уполномоченные ими органы и организации в течение месяца со дня подачи заявления кандидатами в родители-воспитатели при необходимости рассматривают вопрос о возможности обеспечения детского дома семейного типа жилым помещением, соответствующим требованию, установленному пунктом 8 настоящего Положения, проводят обследование условий жизни кандидатов в родители-воспитатели, изучают их личностные особенности, уклад жизни и традиции семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценивают готовность всех членов семьи удовлетворить основные жизненные потребности детей и обеспечить защиту их прав и законных интересов, что отражается в акте обследования условий жизни кандидатов в родители-воспитатели (далее – акт обследования).

При рассмотрении заявления орган опеки и попечительства учитывает опыт воспитания ими родных и усыновленных детей и отражает в акте обследования информацию об успешности воспитания и социализации родных и усыновленных детей.

10. В случае, если кандидаты в родители-воспитатели изъявляют желание взять на воспитание ребенка с особенностями психофизического развития, ребенка-инвалида, в акте обследования должно быть указано о наличии у них для этого необходимых условий.

11. На основании заявления, документов, указанных в пункте 4.7 перечня, и сведений, указанных в пункте 7 настоящего Положения, а также акта обследования управление (отдел) образования в 20-дневный срок со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами готовит заключение о наличии в их семье условий, необходимых для воспитания детей (далее – заключение).

12. Орган опеки и попечительства на основании заключения и всех необходимых документов в трехдневный срок ставит на учет кандидатов в родители-воспитатели и информирует их об этом либо доводит до их сведения обоснованный отказ и одновременно возвращает им все документы.

13. Управление (отдел) образования организует для кандидатов в родители-воспитатели обучающие курсы (лектории, тематические семинары, практикумы, тренинги), направленные на формирование компетенции в решении вопросов защиты прав и законных интересов воспитанников (далее – обучающие курсы).

Учебные программы обучающих курсов должны обеспечить формирование у кандидатов в родители-воспитатели умений и навыков работы по удовлетворению основных жизненных потребностей воспитанников, их подготовке к самостоятельной жизни, организацию социальной, медицинской, педагогической и психологической коррекции проблем воспитанников.

14. Кандидаты в родители-воспитатели, прошедшие обучающие курсы и получившие справку об обучении, подлежат учету в управлении (отделе) образования по месту жительства.

Учет кандидатов в родители-воспитатели ведется управлением (отделом) образования в журнале, форма которого утверждается этим управлением (отделом) образования.

15. Управление (отдел) образования по месту создания детского дома семейного типа на основании заключения и при наличии жилого помещения, соответствующего требованию, установленному пунктом 8 настоящего Положения, выдает кандидатам в родители-воспитатели направление на знакомство с детьми.

16. В случае, если необходимое для создания детского дома семейного типа жилое помещение отсутствует, управление (отдел) образования при информировании кандидатов в родители-воспитатели о постановке их на учет сообщает о предоставлении им возможности участвовать в конкурсе на должности родителей-воспитателей в случае наличия жилых помещений в области (г. Минске) для создания детских домов семейного типа и берет на себя обязательство уведомить их о проведении конкурса в месячный срок со дня его объявления.

17. При наличии необходимых жилищных и материальных условий для создания детского дома семейного типа управление (отдел) образования объявляет конкурс на должности родителей-воспитателей. Условия проведения конкурса на должности родителей-воспитателей и состав конкурсной комиссии определяются управлениями образования облисполкомов, комитетом по образованию Минского горисполкома.

18. Кандидаты в родители-воспитатели, успешно прошедшие конкурс, получают в управлении (отделе) образования по месту создания детского дома семейного типа направление на знакомство с детьми.

19. При наличии жилых помещений, соответствующих требованию пункта 8 настоящего Положения, решение о создании детского дома семейного типа принимается органом опеки и попечительства в срок, указанный в пункте 4.7 перечня.

В решении о создании детского дома семейного типа орган опеки и попечительства указывает сведения о ребенке (детях), который передается на воспитание, назначает ежемесячные денежные выплаты на содержание воспитанников, поручает управлению (отделу) образования заключить договор (договоры) об условиях воспитания и содержания ребенка (детей) и трудовой договор (договоры).

20. Основанием для заключения договора об условиях воспитания и содержания детей и трудовых договоров является решение органа опеки и попечительства о создании детского дома семейного типа, принимаемое в соответствии с пунктом 4.7 перечня.

21. Договор об условиях воспитания и содержания детей в детском доме семейного типа должен предусматривать срок, на который дети помещаются в детский дом семейного типа, условия их содержания, воспитания и образования, права и обязанности родителей-воспитателей, обязанности органа опеки и попечительства по оборудованию и содержанию детского дома семейного типа, а также основания и последствия прекращения такого договора.

22. Детский дом семейного типа комплектуется воспитанниками в течение одного года со дня принятия решения о его создании.

По письменному заявлению родителя-воспитателя орган опеки и попечительства выдает ему заключение о наличии у него условий, необходимых для воспитания детей. На основании этого заключения родитель-воспитатель может заключить с руководителем детского интернатного учреждения, учреждения профессионально-технического, среднего специального, высшего образования договор патронатного воспитания в отношении детей, которые предложены ему для устройства на воспитание в детский дом семейного типа.

Администрация детского интернатного учреждения, учреждения профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, управление (отдел) образования по месту жительства ребенка обязаны ознакомить родителя-воспитателя с личным делом ребенка (сведениями о ребенке) и информацией о состоянии его здоровья.


Похожая информация.


СИРОТЫ 127: детские дома семейного типа June 20th, 2013

Апдейт: уточнил с помощью gelievna стат. данные: в России не 28 детей, а 76 сейчас в 4-х детдомах семейного типа (не сразу разобрался в формах отчетности). Но, правда, существа дела это не меняет. Этой формы устройства, некогда считавшейся перспективной, сейчас в России практически нет.

Осталось рассмотреть еще одну форму устройства сирот - «детский дом семейного типа» (ДДСТ); его обычно относят к семейным формам, хотя юристы пишут об «организационно-правовой форме воспитательного учреждения ». ДДСТ возникли раньше других семейных форм, в 1988 году. Из Постановления Совмина СССР: «Наряду с осуществляемыми мерами по улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот в домах ребенка, детских домах и школах-интернатах необходимо использовать другие гуманные формы воспитания этих детей. Принципиально новой формой, предложенной Советским детским фондом имени В.И. Ленина, для воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должен стать детский дом семейного типа. Использование опыта работы таких детских домов позволяет активнее вовлечь в процесс воспитания детей широкие круги трудящихся, эффективнее реализовывать важные способы утверждения личности ребенка, и прежде всего труд, высокую нравственность, приобщение к культуре ». Там, в этом Постановлении мало конкретики, но зато разворачиваются роскошные перспективы заботы государства о счастливом детстве: «детские городки и специализированные жилые дома с квартирами для семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зональные проекты детских домов семейного типа с учетом местных природно-климатических, социально-демографических условий и опыта зарубежных стран »... Предприятиям предлагается «с согласия трудовых коллективов» строить городки за свой счет, вузам и комсомолу создавать студенческие строительные отряды. Министерству лесной промышленности поручается обеспечить ДДСТ специальной мебелью, Министерству торговли организовать снабжение нужными товарами, Минздраву - обеспечить организовать санаторно-курортное лечение, Академии Наук исследовать опыт ДДСТ, а творческим союзам и спорткомитету создавать студии, кружки и секции...
Нормы конкретизировались в положениях союзных республик о ДДСТ: принимать на воспитание не меньше пяти и не больше десяти сирот, так чтобы вместе со своими было не больше 12. Детям предоставляются разнообразные льготы, а " ".
«В СССР было создано почти пятьсот семейных детских домов, и в них из казенных сиротских заведений вошло четыре тысячи детей ».
В современном российском законодательстве (в отличие, кажется, от украинского) ДДСТ как семейной формы нету, они «стали основой для появления такой формы опеки и попечительства как приемная семья. … Родителям-воспитателям предоставлена возможность самим определить, будет ли их семейный детский дом малокомплектным детский дом с действующим штатом сотрудников или станет приемной семьей ». Сейчас на всю Россию по статистике в ДДСТ находится 76 детей в 4-х ДДСТ.
Не так на Украине. Там, в ныне действующем Законе об обеспечении организационно-правовых условий социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки , ДДСТ везде перечисляется в одном ряду с приемной семьей, отличается от нее только большим размером и воспринимается самими воспитателями как «большая семья» (именно так о своей «семье» Ну и совсем другая статистика: на 1 апреля 2013 года 767 ДДСТ, в которых воспитывается 5131 ребенок .

Это факты. А теперь - мысли. Для меня ДДСТ - замечательный аргумент в опровержение ложного противопоставления детского дома и замещающей семьи . Подчеркиваю: замещающей, т.е. искусственной, создаваемой как «протез» потерянной родной семьи. Родная семья - это феномен, заключающий в себе сущность мистическую, действующую и через биологию, и, наверное, через ту родовую «систему», о которой писали Флоренский и в наше время Берт Хёллингер, и через незнамо что…
А вот чем принципиально отличаются «приемная семья» или, наглядней, ДДСТ от государственного (или негосударственного, церковного, например) детского дома? Количеством детей? Но (1) небольшой детский дом и ДДСТ могут быть равновелики, (2) внутри большого детского дома никто не мешает создавать (и создают в Израиле, например, а теперь и у нас) маленькие «семейки», наконец, (3) и семьи были в прошлом, реже бывают и сейчас очень большими.
Да и вообще, величина ведь важна не сама по себе, а, как я понимаю, ради того, чтобы каждому ребенку уделялся максимум внимания . Я в своих родовых очерках писал о прапрадеде Леонтии Давыдыче, у которого было столько дочерей, что он путал их имена («Як вас до бису богато!»). А вот император Николай Первый по некоторым свидетельствам знал по именам не только всех офицеров своей армии (а их к 1853 году было 31 тысяча), но и некоторых нижних чинов, и принимал участие в их судьбе… Почему бы директору и воспитателям детского дома не быть внимательными к каждому воспитаннику? Это вопрос отбора и подготовки персонала.
Важное отличие нынешних работников детских домов от ДДСТ - то, что они живут отдельно от воспитанников, разве что берут их иногда в гости. Это неправильно, говорю я, и должно быть изменено. Внутреннее деление на «семьи» с жизнью семей воспитателей вместе с воспитанниками - одно из возможных направлений преобразования. Хотя и не обязательно повсюду.
И не надо про любовь. Она, как и дух по Евангелию, «дышит, где хочет».

Статьи по теме: