"дидактические игры и ситуации по формированию нравственных качеств с детьми старшей и подготовительной к школе групп". Конспект дидактической игры в средней группе «Хороший или плохой поступок
Вариант 1 . Для игры выбирается объект безразличный ребенку, т.е. не вызывающий у него стойких ассоциаций, не связанный для него с конкретными людьми и не порождающий эмоций. Ребёнку предлагается проанализировать данный объект (предмет) и назвать его качества с точки зрения ребенка положительные и отрицательные. Необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте плохо, а что хорошо, что нравится и не нравится, что удобно и не удобно. Например: карандаш.
- Нравится, что красный. Не нравится, что тонкий.
- Хорошо, что он длинный; плохо, что он остро заточен – можно уколоться.
- Удобно держать в руке, но неудобно носить в кармане – ломается.
Рассмотрению может быть подвергнуто и конкретное свойство предмета.
Например, хорошо, что карандаш длинный - может служить указкой, но плохо, что не входит в пенал.
Вариант 2 . Для игры предлагается объект, имеющий для ребенка конкретную социальную значимость или вызывающий у него стойкие положительные или отрицательные эмоции, что приводит к однозначной субъективной оценке (конфеты – хорошо, лекарство – плохо). Обсуждение идёт также как и в варианте 1.
Вариант 3 . После того, как дети научатся выявлять противоречивые свойства простых объектов и явлений, можно переходить к рассмотрению «положительных» и «отрицательных» качеств в зависимости от конкретных условий, в которые ставятся эти объекты и явления. Например: громкая музыка.
– Хорошо, если утром. Быстро просыпаешься и бодрым себя чувствуешь. Но плохо, если ночью - мешает уснуть.
Не следует бояться затрагивать в этой игре такие категории, которые до этого воспринимались детьми исключительно однозначно («драка», «дружба», «мама»). Понимание детьми противоречивости свойств, заключенных в любых объектах или явлениях, умение выделить и объяснить условия, при которых проявляются те или иные свойства, лишь способствует воспитанию чувства справедливости, умению в критической ситуации найти правильное решение возникшей проблемы, способности логично оценить свои действия и выбрать из множества различных свойств объекта те, которые соответствуют выбранной цели и реальным условиям.
Вариант 4 . Когда выявление противоречивых свойств перестанет вызывать у детей трудности, следует перейти к динамическому варианту игры, при котором для каждого выявленного свойства называется противоположное свойство, при этом объект игры постоянно меняется, получается своеобразная «цепочка». Например:
- Есть шоколад хорошо – вкусно, но может заболеть живот;
- Живот болит – это хорошо, можно в детский сад не ходить;
- Сидеть дома – плохо, скучно;
- Можно пригласить гостей – и т.д.
Одним из возможных вариантов игры «Хорошо – плохо» может быть ее модификация, отражающая диалектический закон перехода количественных измерений в качественные. Например, конфеты: если съесть одну конфету – вкусно и приято, а если много – заболят зубы, придётся их лечить.
Желательно, чтобы игра «Хорошо – плохо» стала частью повседневной жизни ребенка. Для её проведения не обязательно специально отводить время.
В нее можно доиграть на прогулке, во время обеда, перед сном.
Другие новости по теме.
Основная функция дидактической игры представляет собой многоплановое сложное
педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.
Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Взрослый одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя учатся. Детям предлагаются задания в виде загадок, предложений и вопросов.
Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, её правилам и действиям, если её правила ими усвоены.
Воспитатель заботится об усложнении игр, расширении их вариативности. Если у ребят угасает интерес к игре (а это в большой мере относится к настольно – печатным играм), необходимо в месте с ними придумать более сложные правила.
Предлагаем Вам несколько дидактических игр которые можно использовать на занятиях и в совместной деятельности.
Дидактическая игра "Что такое хорошо и что такое плохо".
Цель:
- Учить детей отличать хорошее поведение от плохого;
- Обратить внимание на то, что хорошее поведение приносит радость, здоровье как тебе самому, так и окружающим тебя людям, и, наоборот, плохое поведение может привести к несчастию, болезни.
Игровая задача:
Ребенку предлагается определить, "что хорошо, а что плохо", объяснить свое решение.
Правила игры:
выражать мимикой свое отношение детям следует только после вопроса "Ребята, это хорошо или плохо?"
Демонстрационный материал:
Отрывки их художественных произведений, жизненные факты о хорошем и плохом поведении человека, детей, группы.
Ход игры:
Дети мимикой и жестами выражают свое отношение к хорошему и плохому поведению (плохое поведение - делают сердитое лицо, грозят пальцем; хорошее - улыбаются, одобрительно кивают головами). Отвечают на вопросы воспитателя.
Примерный тест.
Сегодня Сережа опять ел снег. Ребята, это хорошо или плохо?
Дети мимикой и жестами показывают, что это плохо.
Что может случиться с Сережей? Дети отвечают.
Дидактическая игра "Опасно - не опасно".
Цель:
1.Учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие их здоровью и здоровью окружающих, от неопасных;
2. Уметь предвидеть и предупредить результаты возможного развития ситуации;
3. Закреплять и соблюдать правила безопасного поведения в различных ситуациях;
4. Развивать охранительное самосознание.
5. Воспитывать чувство взаимопомощи;
Игровая задача:
Определить степень угрозы предлагаемой ситуации для жизни и здоровья.
Определить, какая из описанных ситуаций представляет угрозу для здоровья.
Поднять нужную карточку в зависимости от степени опасности.
Правильно разложить дидактические картинки.
Правила игры: дети не должны мешать друг другу слушать, и отвечать, при необходимости могут дополнять ответы товарищей, но не подглядывать, не подсказывать и не пользоваться подсказкой.
Демонстрационный материал:
набор дидактических картинок с изображением опасных и неопасных для жизни и здоровья ситуаций, карточек разных цветов в зависимости от вариантов игры.
Ход игры:
1.Внимательно прослушав рассказ воспитателя, дети поднимают красную карточку, если есть опасность, и белую, если ее нет.
2. Ребята внимательно рассматривают дидактические картинки, которые показывает воспитатель, затем поднимают красную карточку, если есть угроза для жизни и здоровья; желтую карточку - когда опасность может возникнуть при определенном поведении; синюю - если опасности нет. При этом в каждом случае объясняют свое решение.
3. Воспитатель предлагает детям самостоятельно поработать с дидактическими картинками; под красную карточку надо положить картинки с изображением опасных для жизни ситуаций, под белую - с изображением неопасных ситуаций.
Ребята объясняют выбор.
^
Игра-лото «ХОРОШО или ПЛОХО» для детей 4-7 лет. Серия "ЗЕРКАЛО".
Уважаемые взрослые!
Предлагаем Вашему вниманию развивающую игру «Хорошо или плохо». Цель этой игры знакомство детей дошкольного и младшего школьного возраста с общепринятыми нормами поведения, правилами безопасности и личной гигиены. Важнейшим фактором развития эмоционально-чувственной сферы ребенка является сама жизнь, взаимоотношения с окружающим миром. Именно поэтому в данной игре предлагаются 18 ситуаций из жизни, которые знакомы детям и доступны для их понимания. Подбор этих ситуаций продиктован еще и тем, что ребенку будет легко давать положительную или отрицательную оценку ситуаций. Оценивая поведение изображенных в игре детей, несомненно, малыши усваивают нормы поведения. Кроме того, игра тренирует внимание, мышление, поскольку ребенку нужно наблюдать и анализировать поведение человека по мимике и пантомимике, развивает речь. В игре принимают участие от 1 до 6 человек и ведущий.
Комплектность:
6 больших карт;
4 разрезных карты, состоящих из 18 карточек-картинок и 21 фишки «Хорошо!», «Плохо!»;
Правила;
Конверт для хранения разрезных карт.
Подготовка к игре
Разрежьте листы по пунктирным линиям на отдельные карточки и фишки.
Правила игры
1 вариант: «Хорошо или плохо»
Перед началом игры выложите перед детьми игровые фишки, познакомьте с ними и предложите пояснить, что для них означают эти понятия «хорошо» или «плохо». Важно, чтобы малыши давали не односложные, а более развернутые ответы. Затем в игру вступают большие карты, где в центральном столбике изображены темы, предметы ситуаций, а слева и справа варианты поведения детей. Ребята должны отследить каждую ситуацию по горизонтали, рассказать, что они наблюдают и выложить напротив на пустое место свою фишку-оценку поведения детей на картинке При этом необходимо, чтобы малыши объясняли свой выбор. К оставшимся после игры трем фишкам предложите детям самим подобрать свои ситуации и варианты положительного-отрицательного поведения в них.
2 вариант: «Найди противоположное»
В игре участвуют большие карты и отдельные карточки-картинки, Детям предлагаете; подобрать к каждой картинке-ситуации на большой карте соответствующую ей карточку-картинку, противоположную по поведению героев. Карточки предлагает ведущий; игроки заполняют пустые места на картах; побеждает тот, кто быстрее и правильнее заполнит свою карту.
3 вариант: «Собери ситуацию»
Предлагаем разрезать по линиям большие карты на отдельные карточки-картинки и маленькие карточки-темы ситуаций. В игре будут участвовать все отдельные карточки. Задача игроков собрать вместе картинки одной или нескольких ситуаций. Ведущий отдельно перемешивает маленькие карточки и раздает игрокам поровну. Затем ведущий наугад выбирает и показывает детям отдельные карточки-картинки. Если изображение на картинке содержит тему маленькой карточки игрока, тот берет ее себе. Так нужно собрать положительные и отрицательные картинки к каждой карточке. Выигрывает тот, кто соберет свои ситуации первым. Удачной игры!
Разработка Ждановой Л.В.
наталья янц
Цель игры : развивать адекватную оценочную деятельность дошкольников, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей , умение оценивать положительные и отрицательные поступки .
Ход игры.
Воспитатель : По дороге в детский сад мне повстречался Зайчик и передал вот этот конверт. Давайте посмотрим, что в нем?
Воспитатель показывает конверт, на котором написано : «хороший или плохой поступок » , в конверте находятся картинки (тучка, солнышко, изображения отрицательных и положительных поступков ).
Воспитатель : Ребята, а в конверте еще записка, давайте ее прочтем.
«Помогите разложить правильно поступки хорошие вокруг солнышка , а плохие поступки вокруг тучки ». Ваш Зайчик»
На столе выкладываются изображение солнышка и тучки. Детям раздаются картинки с изображением хороших и плохих поступков . Детям предлагается разложить картинки хороших поступков рядом с изображение солнышка, а плохих с изображением тучки. Дети должны объяснить свой выбор (почему они положили картинку с изображением плохого поступка рядом с тучкой , а хорошего рядом с солнышком ).
После проведения этой игры дети получают знания о плохих и хороших поступках , о том, что нужно помогать ближнему, не обижать его, что нельзя засорять природу, а необходимо ее беречь. Учатся анализировать свои поступки .
Публикации по теме:
Конспект НОД по развитию речи для детей средней группы «У природы нет плохой погоды» Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад № 2 Авторский конспект непосредственной образовательной деятельности.
Конспект дидактической игры «Путешествие паровозика» Еще К. Д. Ушинский заметил и доказал, что игра – ведущий вид деятельности ребёнка. Игра способствует заинтересованной, непринужденной обстановки,.
Конспект дидактической игры «Лото» План- конспект дидактической игры Название игры «Лото». Вид игры Дидактическая задача учить находить парные картинки; развивать внимание;.
Конспект дидактической игры в коррекционной группе «Найди нужную тарелку» Цель: Закрепление геометрических фигур, счета от 1 до 5, обогащение словарного запаса. Образовательные задачи: Упражнять в умении называть.
Конспект дидактической игры «Самый внимательный» Цель: Оборудование: корзина, бумажные листочки Ход игры Ребята, сегодня к нам из далекого, сказочного леса пришел в гости Старичок – лесовичок.
Конспект проведения дидактической игры в старшей группе «Дикие животные» Цель: Пополнение и активизация словаря
Игра – беседа «Что такое хорошо, что такое плохо»
Задачи:
Обобщить и расширить знания детей о хороших и плохих поступках.
Повторить и закрепить с детьми формы вежливых обращений с людьми.
Обратить внимание детей на то, что добрые слова должны сочетаться с добрыми поступками.
Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, стремление поддерживать друзей, заботиться о них.
Цель:
Формировать у детей элементарные умения общения посредством вежливых слов;
Расширение активного словаря;
Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям и сверстникам.
Планируемые результаты: может повторить формы вежливых обращений, отличить хорошие и плохие поступки. Проявляет дружеские взаимоотношения, стремление поддержать друзей.
Ход занятия : (Стоят)
Наше сегодняшнее занятие пройдёт в этом зале. Посмотрите сколько гостей пришло к нам, давайте с ними поздороваемся. Доброе утро, ребята. Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Возьмитесь за руки и молча, глядя в глаза соседу, подарите ему улыбку. Ведь улыбка это радостное настроение.
Ребята, сегодня я приглашаю вас в телестудию на детскую передачу, тема нашей передачи «Что такое хорошо и что такое плохо». Вы согласны быть участниками этой передачи, тогда предлагаю пройти в студию и занять свои места (дети садятся). Участники телепередачи готовы? Ну, тогда начали.
Добрый день, уважаемые телезрители. Начинаем нашу передачу – «Что такое хорошо и что такое плохо». и я, ее ведущая Зинира Илшатовна, приветствую вас. Сегодня в нашей студии гости программы и участники, ребята детского сада «Айгуль», группы «Радуга». Ребята пришли в нашу студию для того, чтобы рассказать о себе, о своих поступках, о своих дорогих и близких людях. В начале нашей передачи я предлагаю участникам встать возле своих мест и представиться.
Дети: Меня зовут … (имя и фамилия)
Молодцы ребята!
Ребята, у каждого из вас есть друг или много друзей, которых вы любите, с которыми вы делитесь игрушками и, конечно, не ссоритесь из-за пустяков.
Кто твой друг?
Расскажите, как вы подружились со своим другом?
А бывает, что друзья ссорятся?
В какие игры вы с ними играете?
А может ли твоим другом быть взрослый человек? (бабушка, папа, мама, дедушка). Да, ведь они нас любят, заботятся о нас, читают нам книги. Учат нас, покупают нам игрушки, конфеты… (Ответы детей).
А сейчас послушайте стихотворение.
Друг всегда меня может выручить
Не разлить водой скажут все вокруг,
Друг в беде не бросит,
Лишнего не спросит
Вот что значит настоящий верный друг.
Предлагаю поиграть в игру вежливые слова.
Словесная игра «Вежливые слова».
Воспитатель: Скажите, как можно поприветствовать взрослых и детей?
Дети: Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет.
Воспитатель: А как можно поблагодарить? (Спасибо, большое спасибо, благодарю).
Воспитатель: А, как можно пожелать что -то приятного? (Всего хорошего, всего доброго, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути).
Воспитатель: Какие слова помогают извиниться? (Простите, извините, пожалуйста, прошу прощения, приношу извинения, прошу меня извинить).
Воспитатель: А когда нам надо что-то попросить, как мы это делаем? Какие слова могут помочь? (Пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас; помогите, пожалуйста).
Воспитатель: И наконец, скажите мне все способы прощания. (До свидания, до скорой встречи, прощайте, пока).
Воспитатель: Молодцы! Все вежливые слова вспомнили.
А сейчас на вопросы ответить предлагаю. Скажите, чтобы быть хорошим человеком, достаточно ли только знать вежливые слова? Кто из вас может объяснить, что значит быть хорошим?
Посмотрим на экран.(презентация)
Игра «Хорошо-плохо»
Здесь картинки: веселые и сердитые. Давайте покажем, какое выражение лица здесь нарисовано. (Дети «улыбаются» и «сердятся» )
Сейчас я каждому дам картинку, вы посмотрите и подумаете, хороший это поступок или плохой. Картинку с хорошим поступком вы положите к цветочку…. какому? (веселому, доброму) А почему? А с плохим поступком? (сердитому) . Договорились? Не забывайте объяснять свой выбор. (Дети получают картинки с изображениями хороших и плохих поступков , помещают их к соответствующим цветочкам и объясняют свой выбор).
«Мирилка» (физминутка)
Хватит ссориться и злиться (дети стоят спиной друг к другу)
Ну, давай скорей мириться! (поворачиваются, берутся за руки)
Прочь, обида, уходи (машут руками)
Ждет нас дружба впереди! (берутся за руки)
Воспитатель: Когда человек совершает добрые дела и поступки, какое у него лицо бывает в эту минуту?
Дети: Незлое, приятное, с добрыми глазами, с улыбкой.
Воспитатель: Сейчас подарите друг другу добро, улыбнитесь, посмотрите друг на друга ласковым взглядом. (Обратить внимание детей на демонстрационный материал).
Воспитатель: Ребята, смотрите, как много здесь разных предметов- зернышки, цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чаша. Скажите, какой добрый поступок можно совершить с их помощью?
Дети: Зернышками накормить птичек, цветок подарить, игрушку отремонтировать, книгу подклеить, грязную чашку вымыть.
Воспитатель: Молодцы ребята! Доброта это важное человеческое качество, которое имеет волшебные слова, вы знаете, ребята, что это за слова?
Дети: Спасибо, пожалуйста, извините, простите, добрый день утро и т.д.
Воспитатель: Ребята, а за что нужно извиняться?
Дети: За плохой поступок, за обидные грубые слова.
Воспитатель:
Да ребята, нужно извиняться и просить прощения, чтобы тебя простили, не обижались. Надо помириться и тогда веселее будет играть.
Дорогие мои ребятушки, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, начинаем игру « Мы с тобой одна семья».
Игра «Мы с тобой одна семья»
Дети встают в круг, держась за руки, воспитатель предлагает повторять всем вместе текст и движения к нему.
Мы с тобой одна семья:
Вы, мы, ты и я.
Потрогай нос соседа справа,
Потрогай нос соседа слева,
Мы с тобой - друзья!
Мы с тобой одна семья:
Вы, мы, ты и я.
Обними соседа справа,
Обними соседа слева,
Мы с тобой друзья!
Мы с тобой одна семья:
Вы, мы, ты и я.
Поцелуй соседа справа,
Поцелуй соседа слева,
Мы с тобой друзья!
О чём мы сегодня вели с вами беседу?
Каких больше поступков мы должны стараться делать?
Хочется ли вам о сегодняшнем разговоре рассказать своим родителям? - Почему?
На этом наша телепередача заканчивается. До свидания! До новых встреч дорогие гости и участники телепередачи «Что такое хорошо и что такое плохо».