Доброжелательность - это полезное для общения качество. Значение и примеры

Программное содержание.

  • Познакомить детей с содержанием рассказа «Шар в окошке». Раскрыть идейный смысл произведения. Учить отвечать полным ответом по содержанию рассказа.
  • Подвести детей к пониманию доброты, как основы взаимоотношений между людьми. Показать, как приятно дарить друзьям красоту мира. Учить отличать добрые поступки от дурных. Продолжать формировать положительные взаимоотношения между людьми. Побуждать их к добрым поступкам. Систематизировать и обобщать правила доброго вежливого поведения.
  • Воспитывать заботливость, ответственность, чувства товарищества причастности к общим делам, к д\с и сверстникам. Воспитывать не только желание, но и потребность проявлять доброту и предупредительность к окружающим, и другие гуманные чувства по собственному побуждению.
  • Создать эмоциональный контакт с детьми по чтению художественного произведения, развивать воображение, эмоции, представления. Развивать интонационную выразительность речи.

Ход занятия.

Под музыку («Дружба») дети заходят на занятия.

Ребята к нам сегодня пришли гости, посмотрите на них, поздоровайтесь, а теперь будьте внимательны. Посмотрите на меня, сядьте, спины выпрямили, глаза смотрят только на меня.

Ребята, а какое у вас настроение?

Покажите, какое у вас настроение?

Хорошо, вижу, что вы готовы заниматься, настроение хорошее.

Загадка:

Кто всегда спешит помочь,

И в грозу, и в дождь, и в ночь,

Кто придет на день рождения

И подарит поздравления?

А сейчас я вам прочитаю произведение А. Митт « Шар в окошке»

Шар в окошке.

Коля заболел. Лежит в постели, на шее компресс, в ушах вата, нос от капель щиплет. И никто к нему в гости не придет. Нельзя, заразится, могу.

Лежит Коля, глядит в окно. А что с третьего этажа увидишь лежа! Только небо. Редко когда самолет пролетит, да и только слышно бывает, а не видно.

И вдруг видит Коля: красный шарик поднялся! К самому окну. Поднялся и встал у стекла. Постоял, стал дёргаться. Вверх-вниз, вверх-вниз. Что такое? Не поймет Коля.

Пригляделся: на шарике рожица нарисована. Тогда Коля догадался: « Это, наверное, Миша придумал». Стало Коле хорошо. Кажется, пустяк – шарик в окошке, а Коля лежит и представляет себе, как Миша за веревочку дёргает. А рядом, наверное, Катя стоит и смеётся. И все ребята, наверное, стоят, советы дают.

Хорошо, когда о тебе друзья помнят!

1. Ребята, о чем говорится в этом рассказе?

2. Что случилось с Колей, почему нельзя его навещать?

3. А что они придумали, чтобы порадовать Колю?

4. Какими словами можно охарактеризовать ребят, которые пришли к Коле? (заботливые, внимательные, хорошие..)

5. Как вы думаете, какое настроение стало у Коли. Когда он увидел шар в окошке? (он обрадовался, стал веселым, а был грустным. И мне кажется, поэтому он выздоровел.)

6. А как вы думаете?

7. А кто вам понравился вам в этом рассказе и почему?

Вывод: в этом рассказе видно, какие друзья у Коли. Внимательные, заботливые, изобретательные, надули шар, нарисовали рожицу на шарике, чтоб порадовать Колю.

Ребята, а вы знаете, положительные эмоции влияют на скорейшее выздоровление.

Ребята, а как вы думаете, кого можно назвать дружными?

Какие они дружные ребята?

А) которые относятся с уважением друг к другу.

Б) прислушиваются к мнению других.

В) не ссорятся, не ругаются, делятся игрушками, ходят, друг к другу в гости. Дарят подарки.

Ребята, а вы любите дарить подарки?

А какие можно дарить подарки друзьям?

Купленные в магазине или еще какие- то?

Но самый дорогой подарок, если вы сделайте своими руками

Мы же готовим подарок в д\с подарки мамам и папам

Ребята приятно не только получать, но и дарить, тогда другому вдвойне удовольствие.

Юля у тебя есть друг?

А почему ты считаешь, его другом и что в нем тебе нравится?

Ребята, а сейчас мы с вами отдохнем.

Ссорится не смейте

Без друзей нам не прожить

Ни за что на свете.

Не бросай друзей своих будь за них в ответе

Не давай в обиду их

Никому на свете.

А у нас в группе дружные ребята?

Ребята, дружба – это близкие отношения, привязанность интереснов, дружбой надо дорожить, дружбой народ силен, и поэтому в народе сложено много песен, стихов и пословиц.

Ребята, возьмем за правило в нашей группе «Другу всегда помогай, друга всегда выручай».

1. Дружба и братство, дороже богатства

2. Нет друга так ищи, есть береги

3. Человек без друзей, что дерево без корней

4. Друзья познаются в беде

5. Старый друг лучше новых двух

6. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей

7. Другу всегда помогай, друга всегда выручай

Молодцы

Вывод:

Ребята, настоящий друг познается не только в радости, но и в беде, он всегда поможет, утешит, удержит от дурного поступка. Никогда не обижай, ни словом, ни поступком, заботься о младших, помогай, защищай тех, кто слабее тебя. Живи, поступай так, чтобы окружающим взрослым и детям было радостно и приятно.

Ребята, покажите какое у вас настроение?

Молодцы, я рада, что у всех хорошее настроение.

Опыт проведения классных часов в начальной школе показывает: порой дети не умеют налаживать доброжелательные отношения во взаимодействии друг с другом, перебивают собеседника, переходят на крик, чтобы привлечь к себе внимание. Впрочем, многие взрослые тоже так себя ведут, и эта модель поведения уже отчасти усвоена нашими детьми. Важно научить младших школьников не только высказывать свои мысли, но и слушать других. В данной статье представлены упражнения и игры, направленные на воспитание доброжелательных отношений среди школьников, которые могут быть использованы при проведении классных часов.

При проведении таких классных часов важна организация пространства. Лучше, чтобы дети сели в круг или полукруг — так они все находятся в равных условиях, видят друг друга, что способствует возникновению чувства общности, сплоченности, защищенности, располагает к общению. Такая организация пространства становится для детей символичной, повышает их интерес к происходящему, а именно интерес стимулирует развитие всех психических процессов учащихся, активизирует их деятельность и дает необходимый педагогический результат.

Упражнение «Ласковое имя»


Цели: способствовать эмоциональному раскрытию каждого учащегося; стимулировать к проявлению доброжелательности во взаимоотношениях с одноклассниками.
Оборудование: листы бумаги, ручки.

I этап
Учитель спрашивает у детей, какими ласковыми словами они называют родителей; просит записать эти слова на листках бумаги.

II этап
Ученики по кругу отвечают на вопросы: какими ласковыми словами ты называешь маму, папу, бабушку, дедушку, сестричку, братика? а как ласково они называют тебя? что ты чувствуешь при этом?

III этап
Ученики по кругу говорят соседу справа комплимент. Упражнение начинается со слов: « Мне нравится в тебе...» или « Мне нравится, что ты...»

Рефлексия
Приятно ли вам, когда вас называют ласковым именем? Тяжело ли называть окружающих ласковым именем? Почему? Хорошо ли было бы, если бы все обращались друг к другу ласково?

Упражнение «Настроение»


Цели: создать условия для изучения самого себя, особенностей и возможностей своей личности; стимулировать к проявлению доброжелательности по отношению к одноклассникам.
Оборудование: листы бумаги, фломастеры.

I этап
Учитель говорит, что каждому человеку иногда бывает грустно, и спрашивает у детей, почему, на их взгляд, так происходит.

II этап
Сообщается, что настроение — это или положительное (когда чувствуешь радость, восторг и под.) или отрицательное (когда испытываешь скуку, печаль) эмоциональное состояние человека. Нужно учиться контролировать проявление плохого настроения, чтобы от этого не страдали окружающие. Совместно придумываются различные способы поднять настроение.

III этап
Учитель предлагает детям нарисовать что-нибудь для соседа справа, чтобы поднять ему настроение.

Рефлексия
Какое у вас настроение? Кому понравился рисунок, подаренный одноклассником? Какие новые способы поднять настроение узнали?

Игра «Цветик-семицветик»


Цели: самоактуализация личности, развитие доброжелательных отношений с одноклассниками.
Оборудование: листы бумаги формата А4, фломастеры, ручки.

I этап
Дети по кругу заканчивают предложение: «Если бы я был волшебником, я бы непременно...»

II этап
Организуется беседа, у кого из ребят желания были полезны для:

  • всех людей на Земле;
  • страны, в которой мы живем;
  • окружающих людей (родителей, родственников, друзей);
  • самого себя.

  • III этап

    Дети рисуют цветик-семицветик, записывают на его лепестках свои желания. Условие: одно из семи желаний должно быть связано с одноклассниками.

    IV этап
    Дети зачитывают желания для себя (если хотят), затем для одноклассников, предполагают, какое из них может сбыться и когда.

    Рефлексия
    Какое задание для вас было наиболее трудным? Что может сделать каждый из вас, чтобы пожелания для нашего класса сбылись?

    Упражнение «Вопросы»


    Цели:
    осмысление ценностей человеческой жизни; изучение самого себя, особенностей и возможностей своей личности; развитие индивидуальности, доброжелательных отношений с одноклассниками.
    Оборудование: листы бумаги, ручки.

    I этап
    Дети по кругу отвечают на вопросы учителя:

  • Зачем нужно ходить в школу?
  • Зачем люди улыбаются друг другу?
  • Зачем делать друг другу подарки?
  • Почему люди совершают плохие поступки?
  • Почему нельзя ходить по газонам?
  • Почему надо убирать в своей комнате?
  • Почему люди любят природу?
  • Зачем нужно читать?
  • Для чего нам музыка?

  • II этап
    Учитель просит детей придумать интересные вопросы и записать их на листках бумаги.

    III этап
    Дети перечитывают составленные вопросы, выбирают из них самый интересный и задают его соседу справа.

    Рефлексия

    Чей ответ на вопрос был самым интересным? Ответ на какой вопрос оказался для вас наиболее трудным? Тяжело ли было задавать вопросы? Для чего люди задают друг другу вопросы?

    Игра «Пиктограмма»


    Цели: изучение возможностей своей личности; развитие воображения, творческих способностей, умения объективно себя оценивать.
    Оборудование: листы бумаги А4 (по 4 для каждого ученика), ручки или фломастеры.

    I этап
    Учитель сообщает: пиктограмма — это графическое изображение всякого рода информации, нарисованный знак. Например, ложка и вилка крест-накрест — столовая; крест — аптека или пункт медицинской помощи. Дети придумывают и рисуют пиктограммы: «У нас дружный класс», «У нас перемена», «У меня плохое настроение», «Мне весело».

    II этап
    Дети демонстрируют нарисованные пиктограммы.

    III этап
    Дети меняются пиктограммами с соседом справа, выставляют друг другу отметки. Затем оценивают себя.

    Рефлексия

    Что нового узнали о себе? О ребятах нашего класса? Чья пиктограмма показалась вам самой удачной?

    Игра «Рюкзак в поход»


    Цели: осмысление ценностей личности человека; развитие чувствительности в восприятии окружающего мира, умения объективно оценивать себя и окружающих.
    Оборудование: рюкзак.

    I этап
    Дети по кругу заканчивают предложение: «Поход — это здорово, потому что...»

    II этап
    Учитель просит детей представить, что они отправляются в поход. Для этого надо собрать рюкзак. В центр круга ставится пустой рюкзак. Дети по очереди перечисляют предметы, которые понадобятся всему классу в походе.

    III этап
    Дети отвечают на вопросы: какие человеческие качества важны в походе и почему? Какие человеческие качества в походе мешают?

    Рефлексия
    Чей предмет в рюкзаке оказался самым полезным для всего класса? Какое качество человека особенно помогает в походе? Кто из ребят нашего класса обладает этим качеством?

    Упражнение «Подарок»


    Цели: о
    смысление важности нежного, внимательного отношения к родным, друзьям, другим людям; формирование доброжелательности, щедрости.
    Оборудование: небольшие подарки для одноклассников (открытки, ручки, блокнотики и др.).

    I этап
    Учитель предлагает поразмышлять над вопросом: «Зачем нужны подарки?» Каждый ученик по кругу продолжает фразу: «Подарок — это то, что...»

    II этап
    Учитель говорит, что получать подарки приятно и взрослым, и детям. Подарки могут быть маленькими и большими, дорогими и дешевыми, съедобными и несъедобными и т. п., главное, чтобы они делались от души.

    III этап
    Дети по кругу отвечают на вопросы: какой подарок ты бы хотел получить на день рождения от родного человека? какой подарок лучше всего вручить другу? а человеку, которого ты мало знаешь?

    IV этап
    Дети по кругу дарят своему соседу справа подарок. Отмечается, что делать это надо от души, с пожеланиями, а человек, получивший подарок, должен обязательно за него поблагодарить.

    Рефлексия
    Чем понравился подаренный сувенир? Что было приятнее: дарить или получать подарок?

    Упражнение « Улыбка »


    Цели: развивать наблюдательность; учиться понимать людей, быть доброжелательными и приветливыми с окружающими.

    I этап
    Каждый ученик приносит на занятие фотографию близкого человека (мамы, папы, бабушки и др.). Учитель озвучивает задание: рассказать в нескольких предложениях о родственнике (кто это, какой у него характер, чем он занимается, чем увлекается).

    II этап
    Выступления учеников.

    III этап
    В класс входит не знакомый детям человек. (Учитель может пригласить кого-либо из своих знакомых. ) Этот человек должен обязательно улыбаться. Учитель представляет незнакомца детям и спрашивает их: « Что вы можете сказать об этом человеке» ?

    I
    V этап
    Организуется совместная беседа об улыбке, ее значении при первом знакомстве людей друг с другом, при общении людей. Учитель зачитывает афоризмы: « От улыбки станет всем светлей» , « Улыбка человеку ничего не стоит, но много дает» , « Улыбка обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает» и др.

    Рефлексия
    Как чувствовали себя на занятии? Что нового узнали?

    Упражнение « Добрые слова »


    Цели: способствовать эмоциональному раскрытию каждого учащегося; стимулировать детей к использованию добрых слов в общении друг с другом; развивать умение доброжелательно взаимодействовать с одноклассниками.
    Оборудование: листы бумаги формата АЗ, ручки.

    I этап
    Учитель рассказывает, что на свете есть слова красивые, добрые. Дети вспоминают добрые слова (мама, улыбка, солнце, радость и др.), записывают их.

    II этап
    Дети по кругу называют одно из записанных добрых слов, а сидящий справа одноклассник придумывает с этим словом предложение.

    III этап
    Учитель сообщает, что кроме добрых, красивых слов существуют злые, некрасивые, грубые слова. Они могут расстроить, обидеть человека, разозлить его, поэтому такие слова нельзя употреблять.

    Рефлексия
    Какое доброе слово вы использовали редко, а сейчас будете произносить чаще? Почему люди не хотят слышать злых слов? Какие предложения с добрыми словами особенно запомнились?

    Упражнение « Хороший класс »


    Цели: развивать умение позитивно взаимодействовать друг с другом; учиться быть приветливыми и доброжелательными с одноклассниками.

    I этап
    Дети по кругу завершает фразу: « В нашем классе хорошо, когда...»

    II этап
    Организуется беседа о том, что каждый ученик может сделать для того, чтобы класс был дружным. Каждый по кругу высказывает положительное мнение о классе, продолжая фразу: « Я считаю, что ребята нашего класса молодцы, потому что...»

    Рефлексия

    Что делает класс дружным? А что мешает классу быть дружным?

    Формирование доброжелательных отношений дошкольников

    1-этап. Общение без слов

    «Жизнь в лесу»

    Я села на пол и предложила детям сесть рядом. Все дети сразу откликнулись. Костя и Дима остались заниматься своим делом - строили гараж для машин. «Давайте поиграем в животных в лесу. Звери не знают человеческого языка. Но ведь им надо же как-то общаться, поэтому мы придумали свой особый язык. Если хотим поздороваться, мы трёмся друг о друга носами (показываю, как это делать), когда хотим спросить как дела, мы хлопаем своей ладонью по ладони другого (показываю), когда хотим сказать, что всё хорошо, кладём свою голову на плечо другому, когда хотим выразить другому свою дружбу и любовь - трёмся об него головой (показываю). Готовы? Тогда - начали. Сейчас - утро, вы только что проснулись, выглянуло солнышко, лес просыпается, звери радостно потягиваются и желают друг другу доброго утра» (дети трутся носами друг о друга). Звери улыбаются друг другу и спрашивают, как дела? (дети хлопают ладонью по ладони другого ребенка). Костя с Димой стали наблюдать, но в игру не вступают. «Звери, улыбаясь, отвечают, что всё хорошо» (дети кладут свою голову на плечо другого ребенка). Костя и Дима наблюдают, но видно, что они хотят присоединиться к игре. Я их приглашаю, Костя присоединяется. «Звери умываются, чистят зубки. Они решили позавтракать вместе. Звери угощают друг друга фруктами и овощами» (дети моют лицо, чистят зубы, протягивают друг другу овощи и фрукты). Проделывают все движения с желанием. «Звери, улыбаясь, говорят друг другу спасибо» (дети выражают свою благодарность, трутся головой друг о друга). «Вдруг подул холодный ветер, закапал дождь, и животные спрятались под большое дерево, прижавшись, друг к другу» (дети прижались друг к другу, показывая, что им холодно). С заданием все справились хорошо. «Выглянуло солнышко, и звери улыбнулись друг другу» (дети трутся носами друг о друга). Это задание детям понравилось, и они выполнили его с удовольствием. «Звери взялись за руки, и пошли гулять» (дети взялись за руки, но при этом Костя хотел взять за руку Полину, но та взяла за руку Глеба). Тогда Костя подошел к Диме и протянул ему руки. Дима не сразу, но все же подал руки Косте. «Звери весело и радостно танцевали и улыбались друг другу» (дети, не отпуская рук, продолжили танец). Дима с Костей присоединились в нашу игру. «Так прошёл солнечный, весёлый день. Звери попрощались, пожелали друг другу спокойной ночи, пошли спать» (дети потерли друг о друга носами и пошли спать, присев на пол, сложили руки под щечку). Задание было выполнено хорошо. На этом я игру закончила, детям очень понравилось, и они изъявили желание поиграть ещё, Главной целью этого этапа было переход к непосредственному общению, что предполагало отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия. Правило этой игры – запрещение разговоров между детьми. Игра показала, что дети могут привыкнуть к свободному взаимодействию.

    2-й этап. Внимание друг к другу

    «Общий круг»

    Собираю детей вокруг себя. «Давайте сейчас сядем на пол, но так, чтобы каждый из вас видел всех других ребят и меня, и чтобы я могла видеть каждого из вас (все дети садятся в круг). А теперь, чтобы убедиться, что никто не спрятался и я вижу всех, и все видят меня, пусть каждый из вас поздоровается глазами со всеми по кругу. Я начну первая; когда я поздороваюсь со всеми, начнет здороваться мой сосед». Заглядываю каждому ребенку в глаза по кругу и слегка киваю головой. Когда я “поздоровалась” со всеми детьми, я дотронулась до плеча сидящей рядом Алины, предложив ей поздороваться с ребятами. Алине сложно было выполнить это задание - здороваться со всеми детьми, так как её взгляд блуждал по комнате. Я упростила правила игры и Алина здоровалась только с несколькими детьми, Остальные угадывали, с кем она поздоровалась. Аналогично провела игру с другими детьми. С заданием справились все. При повторном проведении игры все дети смогли поздороваться со всей группой, только Костя не смог удержать свое внимание, его взгляд так и блуждал по группе.

    «Разговор сквозь стекло»

    Предложила детям разбиться на пары. Дима встал с Сашей. Настя взяла инициативу в свои руки и взяла Костю, а сама встала рядом с Димой. «Представьте, что один из вас находится в большом магазине, а другой - ждет его на улице. Но вы забыли договориться о том, что нужно купить, а выход - на другом конце магазина. Попробуйте договориться о покупках сквозь стекло витрины. Но помните, что вас разделяет такое толстое стекло, что попытки кричать - бесполезны: партнер вас все равно не услышит. После того как вы «договорились», вы можете обсудить, правильно ли вы поняли друг друга». Показала, как нужно это сделать. Дети старались изобразить нужный предмет, если партнер затруднялся, то он прибегал к помощи других детей. Ребята с удовольствием оказывали помощь друг другу. После игры дети еще долго делились впечатлениями.

    Целью этого этапа было формирование способности видеть сверстника, обращать на него внимание. В процессе игр слабое внимание было у Левы, он сосредоточен на себе. Дима, Костя и Саша старались выполнить задание, и это им удалось.

    3-й этап. Согласованность движений

    «Составные фигуры»

    Я рассадила детей вокруг себя и говорю: «Тот из вас, кто был в цирке или в зоопарке наверняка видел слона. А кто не был - видел его изображение на картинке в книжке. Давайте попробуем его изобразить. Сколько у него ног? Правильно, четыре. Кто хочет быть ногами слона? Кто будет хоботом?». Таким образом, выбираются дети, каждый из которых будет изображать какую-нибудь часть тела слона. Помогаю детям расположиться в правильном порядке. Впереди - хобот. За ним - голова, по бокам - уши и т.д. Когда слон составлен, предлагаю ему пройтись по группе: каждая часть слона соблюдает очередность. Затем в таком же порядке были изображены волк, собака. При движении дети имитировали походку, озвучивали животных. В игре приняли участие все дети. Основная задача этого этапа заключалась в том, чтобы научить ребёнка согласовывать собственное поведение с поведением других детей.

    Дети с заданием справились. Чувствовалась сплочённость действий, направленное внимание на другого ребёнка. Настораживало поведение Кости, он все время отвлекался и мне пришлось ему напоминать, чтобы он согласовывал свое действия с действиями других детей.

    4-й этап. Общие переживания

    «Злой дракон»

    В начале игры предлагаю детям стать гномами, живущих в маленьких домиках. Детям предложено 4 домика. Когда дети заняли места в домиках - коробках, говорю: «В нашей стране - большая беда. Каждую ночь прилетает большой-пребольшой дракон, который уносит людей в свой замок на горе, и что с ними случается дальше, никто не знает. Существует единственный способ спастись от дракона: когда на город надвигаются сумерки, люди прячутся в свои домики, сидят там, обнявшись, и уговаривают друг друга не бояться, утешают друг друга, гладят. Дракон не выносит ласковых и добрых слов и когда слышит, как они доносятся из дома, старается побыстрее пролететь этот дом и продолжает поиски другого дома, из которого такие слова не доносятся. Итак, последние солнечные лучи медленно гаснут, на город спускаются сумерки и люди спешат спрятаться в свои домики и покрепче обняться». Я хожу между домиками, изображаю дракона, устрашающе вою, угрожаю, останавливаясь у каждого домика и заглядывая внутрь. Убедившись, что дети внутри домика поддерживают и утешают друг друга, перехожу к следующему.

    Этот этап состоял из игры, направленной на переживание общих эмоций. Совместное переживание эмоциональных состояний - положительных (отрицательных) объединило детей, породило чувство близости, общности и желание поддержать друг друга, разрушило отчуждение.

    5-й этап. Взаимопомощь в игре

    На данном этапе дети играли в игру, требующую от них проявления сопереживания другому, взаимопомощи. Перед игрой дети вместе играли в хороводную игру, конфликтов не возникало.

    «Живые куклы»

    Разбиваю детей на пары. «Давайте представим, что ваши куклы оживают не только по ночам, но и днем. Они умеют говорить, просить, бегать. Давайте представим, что один из вас - ребенок, а другой - его кукла-девочка или кукла-мальчик. Кукла будет что-то просить, а ее хозяин - выполнять ее просьбы и заботиться о ней». Предлагаю помыть кукле ручки, покормить, погулять, уложить спать. При этом предупреждаю, что хозяин должен выполнять все капризы куклы и не заставлять ее делать того, чего она не хочет. Все дети приняли игровую ситуацию и продолжали играть сами. Дима и Настя помогали друг другу, поддерживали сверстников. Когда Костина кукла начала капризничать, мальчик проявил по отношению к ней физическую агрессию. Дети отреагировали однозначно - кукла маленькая и ее нельзя обижать, она будет плакать. Дима сказал: «Мамы не злые и не бьют своих детей, а ты злой». Костя не понял, почему дети осудили его и, проявив словесную агрессию по отношению к играющим, ушел. Все дружно продолжили игру, не обращая внимания на Костю. Мальчика это не расстроило, он ходил по группе, мешая играть то одной паре, то другой.

    Все дети, кроме Кости, справились с заданием. Они помогали, сопереживали друг другу. Алина даже успевала давать советы растерявшимся детям.

    6-й этап. Добрые слова и пожелания

    В группе тихо – мальчики строят из кубиков, девочки играют в настольные игры. Костя спокойно сидит и рисует. Задача данного этапа - научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей. Предлагаю детям поиграть - все соглашаются.

    «Добрые волшебники»

    Дети сидят в кругу. Рассказываю сказку: «В одной стране жил злодей – грубиян. Он мог заколдовать любого ребенка, обозвав его нехорошими словами. Заколдованные дети не могли веселиться и быть добрыми. Расколдовать таких несчастных детей могли только добрые волшебники, назвав их ласковыми именами. Давайте посмотрим, есть ли у нас такие заколдованные дети. А кто сможет стать добрым волшебником и расколдовать их, придумав добрые, ласковые имена?» Предложила детям самостоятельно выбрать роль. Но все захотели стать «заколдованными». Пришлось выбирать по считалке. Дети, представляя себя добрыми волшебниками, по очереди подходят к «заколдованным» сверстникам и пытаются расколдовать, называя их ласковыми именами. Дети по очереди менялись ролями, игра всем понравилась. В группе царила доброжелательная атмосфера.

    «Конкурс хвастунов»

    Дети сидят в кругу. Говорю: «Сейчас мы проведем с вами конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно - иметь самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нем хорошего. Что он умеет, какие хорошие поступки совершил, чем может понравиться. Не забывайте, что это конкурс. Выиграет тот, кто лучше похвалится своим соседом, кто найдет в нем больше достоинств». Дети активно вступили в игру, называя достоинства соседа (придумывали то, чего и быть не могло. Например, Полина – принцесса и живет в настоящем замке. Дима и Настя прямо «светились» от счастья, когда хвалили их. Трудно было выбрать победителя, но с моей помощью все-таки выбрали. Победителем стала Алина. Ее наградили короной хвастуна, все остальные получили сладкие призы.

    7-й этап. Помощь в совместной деятельности

    На заключительном этапе, когда между детьми были установлены доброжелательные и неконфликтные отношения (были срывы лишь у Кости) проводились игры - занятия, предполагающие различные формы просоциального поведения: дети должны делиться со сверстником, помогать ему в процессе совместной деятельности. Впервые вводится соревновательный момент, но дети соревнуются не за свой успех, а за успех другого.

    «Закончи рисунки»

    Дети садятся кругом. У каждого - набор фломастеров, карандашей и листок бумаги. Говорю: «Сейчас каждый из вас начнет рисовать свою картинку. По моему сигналу вы прервете рисование и тут же отдадите свою незаконченную картинку соседу слева. Он продолжит рисовать вашу картинку, затем по моему хлопку прервется и отдаст ее своему соседу. И так до тех пор, пока тот рисунок, который вы начинали рисовать, не вернется к вам». Дети начинают дружно рисовать, затем, по моему сигналу, передают ее соседу и одновременно получают от другого соседа его картинку. После того как рисунки обошли полный круг и вернулись к своим первоначальным авторам, мы обсудили, что в результате получилось, и кто из ребят что нарисовал на каждом общем рисунке. Дети действовали очень дружно, поддерживали и подсказывали друг другу, радовались успеху, легко воспринимали замысел другого. Алена, Алина, Дима долго восхищались полученным рисунком: »Как красиво получилось». У детей была радость за всех, что у них все получилось. Соревновательный момент ушел на второй план - это была команда.

    «Мастер и подмастерья»

    Делю детей на подгруппы по четыре человека. Один ребенок мастер, остальные - подмастерья. Я говорю: «В нашем поселке объявлен конкурс на самую лучшую аппликацию, в котором принимают участие самые знаменитые мастера. У каждого мастера есть свои подмастерья, которые в точности должны выполнять все его инструкции. Аппликация должна быть создана как можно быстрее. Мастер придумывает сюжет и распределяет обязанности: один должен вырезать детали нужной формы, другой - искать нужные цвета, третий - намазывать клей. Мастер будет наклеивать детали на лист бумаги». Дети начинают дружно и быстро работать, помогают и подсказывают друг другу. По окончании работы обсуждают свой коллаж и друзей. Ни одного отрицательного замечания, все довольны.

    Работа по данной коррекционной программе дала заметный положительный результат: в группе стала заметно меньше конфликтов и ссор. Значительно снизилась агрессивность, Дима и Настя вообще не проявляет агрессии. У Кости уменьшилось количество демонстративных реакций (но они не исчезли совсем). Рома, игравший раньше в одиночестве, стал постоянно участвовать в совместных играх. Вся коррекционная работа с подгруппой детей была направлена не только на коррекцию имеющихся нарушений, но и на профилактику возникновения эмоционального дискомфорта у детей в детском саду, характеризующимся доброжелательным отношением друг к другу. В начале коррекционной работы дети с неблагополучным статусом не сразу включались в игры и совместную деятельность, были застенчивы, не активны, не сразу шли на контакт, наблюдались вспышки агрессии (Костя, Дима, Настя). Дети с благополучным статусом, в свою очередь, с большой неохотой общались с детьми, себе противоположными. Через несколько занятий дети с противоположными статусами стали проявлять интерес друг к другу. К концу курса коррекционной работы обе подгруппы не испытывали дискомфорта в общении друг с другом. Хочу отметить, что проведенные игры детям очень понравились. Они подходят и просят поиграть ещё. Костя стал регулировать своим поведением и когда прихожу на смену, подходит ко мне и говорит: »Я себя вел хорошо, детей не обижал, а мы сегодня будем играть, как вчера».

    Для развития полноценного общения детей, для становления гуманных отношений между ними недостаточно простого наличия других детей и игрушек. Сам по себе опыт посещения детского сада или яслей не дает существенной «прибавки» к социальному развитию детей. Так, было обнаружено, что у детей из детского дома, имеющих неограниченные возможности общения друг с другом, но воспитывающихся в дефиците общения с взрослыми, контакты со сверстниками бедны, примитивны и однообразны. Эти дети, как правило, не способны к сопереживанию, взаимопомощи, самостоятельной организации содержательного общения. Для возникновения этих важнейших способностей необходима правильная, целенаправленная организация детского общения.

    Однако какое именно влияние должен оказывать взрослый для того, чтобы взаимодействие детей складывалось успешно?

    В младшем дошкольном возрасте возможны два пути, во-первых, это организация совместной деятельности детей; во-вторых, это формирование их субъектного взаимодействия. Психологические исследования показывают, что для младших дошкольников предметное взаимодействие оказывается малоэффективным. Дети сосредоточиваются на своих игрушках и занимаются в основном своей индивидуальной игрой. Их инициативные обращения друг к другу сводятся к попыткам отобрать привлекательные предметы у сверстника. На просьбы и обращения ровесников они либо отвечают отказом, либо не отвечают вовсе. Интерес к игрушкам, свойственный детям этого возраста, мешает ребенку «увидеть» сверстника. Игрушка как бы «закрывает» человеческие качества другого ребенка.

    Значительно более эффективным является второй путь, при котором взрослый налаживает отношения между детьми, привлекает их внимание к субъектным качествам друг друга: демонстрирует достоинства сверстника, ласково называет его по имени, хвалит партнера, предлагает повторить его действия т. д. При таких воздействиях взрослого возрастает интерес детей друг к другу, появляются эмоционально окрашенные действия, адресованные сверстнику. Именно взрослый помогает ребенку «открыть» сверстника и увидеть в нем такое же существо, как он сам.

    Одной из наиболее эффективных форм субъектного взаимодействия детей являются совместные хороводные игры для малышей, в которых они действуют одновременно и одинаково («Каравай» , «Карусели» др.). Отсутствие предметов и соревновательного начала в таких играх, общность действий и эмоциональных переживаний создают особую атмосферу единства со сверстниками и близости детей, что благоприятно влияет на развитие общения и межличностных отношений.

    Однако что делать, если ребенок явно демонстрирует какие-либо проблемные формы отношения к сверстникам: если он обижает других, или постоянно обижается сам, или боится сверстников?

    Сразу следует сказать, что объяснения, как нужно себя вести, положительные примеры, а тем более наказания за неправильное отношение к сверстникам оказываются малоэффективными для дошкольников (впрочем, как и для взрослых). Дело в том, что отношение к другим выражает глубинные личностные качества человека, которые нельзя произвольно поменять по просьбе родителей. В то же время у дошкольников эти качества еще не являются жестко фиксированными и окончательно сложившимися. Поэтому на данном этапе можно преодолеть негативные тенденции, но делать это надо не требованиями и наказаниями, а организацией собственного опыта ребенка.

    Очевидно, что гуманное отношение к другим основано на способности к сопереживанию, к сочувствию, которая проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Значит, нужно воспитывать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, но прежде всего нравственные чувства, которые позволяют принимать и воспринимать чужие трудности и радости как свои.

    Наиболее распространенным методом формирования социальных и нравственных чувств считается осознание эмоциональных состояний, своеобразная рефлексия, обогащение словаря эмоций, овладение своеобразной «азбукой чувств». Основным методом воспитания нравственных чувств как в отечественной, так и в зарубежной педагогике является осознание ребенком своих переживаний, познание себя и сравнение с другими. Детей учат рассказывать о собственных переживаниях, сравнивать свои качества с качествами других, распознавать и называть эмоции. Однако все эти приемы концентрируют внимание ребенка на самом себе, своих достоинствах и достижениях. Детей учат прислушиваться к себе, называть свои состояния и настроения, понимать свои качества и свои достоинства. Предполагается, что ребенок, уверенный в себе, хорошо понимающий свои переживания, легко может встать на позицию другого и разделить его переживания. Однако эти предположения не оправдываются. Ощущение и осознание своей боли (как физической, так и душевной) далеко не всегда приводит к сопереживанию боли других, а высокая оценка своих достоинств в большинстве случаев не способствует столь же высокой оценке других.

    В этой связи возникает необходимость новых подходов к формированию отношений дошкольников. Основной стратегией этого формирования должно стать не рефлексия своих переживаний и не укрепление своей самооценки, а, напротив, снятие фиксации на собственном Я за счет развития внимания к другому, чувства общности и сопричастности с ним.

    В последнее время формирование положительной самооценки , поощрение и признание достоинств ребенка являются главными методами социального и морального воспитания. Этот метод опирается на уверенность в том, что положительная самооценка и рефлексия обеспечивают эмоциональный комфорт ребенка, способствуют развитию его личности и межличностных отношений. Такое воспитание направлено на самого себя, на самосовершенствование и подкрепление своей положительной оценки. В результате ребенок начинает воспринимать и переживать только самого себя и отношение к себе со стороны окружающих. А это, как было показано выше, является источником большинства проблемных форм межличностных отношений.

    В результате сверстник зачастую начинает восприниматься не как равный партнер, а как конкурент и соперник Все это порождает разобщенность между детьми, в то время как главной задачей воспитания является формирование общности и единства с другими. Стратегия воспитания должна предполагать отказ от конкуренции и, следовательно, оценки. Любая оценка (как отрицательная, так и положительная) фокусирует внимание ребенка на собственных положительных и отрицательных качествах, на достоинствах и недостатках другого и в результате провоцирует сравнение себя с другими. Все это порождает желание «угодить» взрослому, самоутвердиться и не способствует развитию чувства общности со сверстниками. Несмотря на очевидность этого принципа, его сложно выполнить на практике. Поощрения и порицания прочно вошли в традиционные приемы воспитания.

    Необходимо также отказаться от соревновательного начала в играх и занятиях. Конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания весьма распространены и широко используются в практике дошкольного воспитания. Однако все эти игры направляют внимание ребенка на собственные качества и достоинства, порождают яркую демонстративность, конкурентность, ориентацию на оценку окружающих и в конечном итоге разобщенность со сверстниками. Именно поэтому для формирования доброжелательных отношений к сверстникам желательно исключить игры, содержащие соревновательные моменты и любые формы конкурентности.

    Часто многочисленные ссоры и конфликты возникают на почве обладания игрушками. Как показывает практика, появление в игре любого предмета отвлекает детей от непосредственного общения, в сверстнике ребенок начинает видеть претендента на привлекательную игрушку, а не интересного партнера. В связи с этим на первых этапах формирования гуманных отношений следует по возможности отказаться от использования игрушек и предметов, чтобы максимально направить внимание ребенка на сверстников.

    Еще одним поводом для ссор и конфликтов детей является словесная агрессия (всевозможные «дразнилки», «обзывалки» и т. д.). Если положительные эмоции ребенок может выразить экспрессивно (улыбка, смех, жестикуляция), то самым обычным и простым способом проявления отрицательных эмоций является словесное выражение (ругательства, жалобы). Поэтому развитие гуманных чувств должно свести к минимуму речевое взаимодействие детей. Вместо этого в качестве средств общения можно использовать условные сигналы, выразительные движения, мимику, жесты и пр.

    Таким образом, воспитание гуманных отношений должно базироваться на следующих принципах:

    Базовые принципы воспитания гуманных отношений

    1. Безоценочность. Любая оценка (даже положительная) способствует фиксированности на собственных качествах, достоинствах и недостатках. Именно этим обусловлено ограничение высказываний ребенка сверстнику. Минимизация оценочных суждений, использование экспрессивно-мимических или жестовых средств общения может способствовать безоценочному взаимодействию.

    2. Отказ от реальных предметов и игрушек. Как показывает практика, появление в игре любого предмета отвлекает детей от непосредственного взаимодействия. Дети начинают общаться «по поводу» чего-то, и само общение становится не целью, а средством взаимодействия.

    3. Отсутствие соревновательного начала в играх. Поскольку фиксированность на собственных качествах и достоинствах порождает яркую демонстративность, конкурентность и ориентацию на оценку окружающих, лучше исключить игры и занятия, провоцирующие детей на проявление данных реакций.

    Каждый из нас повседневно общается с различными людьми, отличающимися друг от друга темпераментом, характером. Для нас самих и для окружающих важно сохранить доброжелательные отношения, что положительно сказывается на психике, а психическое спокойствие весьма важно для здоровья и долголетия. Это отмечено еще в книге о старости, принадлежащей перу начальника Высшего Медицинского управления в России (1760 г.) Иоганна Фишера. Автор пишет: «Нужно признать, что отсутствие душевного спокойствия гораздо более способствует укорочению жизни, чем наличие всех благоприятных факторов - ее удлинению».

    Еще в средние века было замечено, что одним из факторов, сокращающих жизнь, являются такие чувства, как страх, печаль, уныние, малодушие, зависть, ненависть.

    В прошлом веке отечественные клиницисты говорили о психических травмах (длительные сильные аффекты, горе, страх и т. п.) как причинах болезней (М.Я. Мудров, В.М. Монасеин, А.А. Остроумов, С.П. Боткин, Г.А. Захарьин). А. И. Яроцкий указывал, что острыми заболеваниями, например, нередко заболевают в момент тяжелых душевных переживаний.

    И. П. Павлов также отмечал, что нервную систему поражают слишком сильные или сложные раздражители, которые могут вызвать различные болезни. Одним из таких раздражителей является слово. «Слово благодаря всей предшествующей жизни взрослого человека связано со всеми внешними и внутренними раздражениями, приходящими в большие полушария, все их сигнализирует, все их заменяет, а потому может вызвать все те же действия, реакции организма, которые обусловливают те раздражения». Эти положения И.П. Павлова находят подтверждения в жизни. Мы все знаем, как словом можно обидеть человека. Слово, неосторожно сказанное врачом, может вызвать тяжелые переживания, привести иногда к осложнению заболевания. Напротив, умелое использование слова врачом, медицинским персоналом и окружающими в повседневной жизни часто оказывает лечебное действие, и медикаменты, назначаемые врачом с добрым напутствием, действуют эффективнее. Для предупреждения любых заболеваний необходимо всячески беречь нервную систему и с малых лет воспитывать свой характер. На этом настаивал еще Богомолец; он говорил, что чрезмерная раздражительность, ведущая к склоке, сокращает жизнь. Как правило, долголетние люди на жизнь смотрят оптимистично, отличаются жизнерадостностью, общительностью, приветливо относятся к окружающим людям, любят природу, не поддаются унынию и мрачному настроению; черствых, нелюдимых и злых среди них нет. Каждый человек должен вырабатывать в себе гуманное и доброжелательное отношение к окружающим, укреплять и развивать у себя чувства товарищества и коллективизма.

    Для того чтобы поддерживать душевное равновесие, очень важно найти для себя полезный и увлекательный труд, а в свободное время посещать театры, концерты, читать хорошие книги, встречаться с интересными людьми, участвовать в танцах и играх. Все это способствует поддержанию хорошего настроения.

    Мелкие психические травмы, накапливаясь, как ржавчина разрушают сосуды, повреждают органы и создают наклонность к другим заболеваниям. Всякие неприятности в жизни угнетают человека, вызывая тоску, горе, уныние, печаль, а иногда злобу и ненависть. Они часто повреждают нейрогуморальный аппарат, ослабляют защитные механизмы в организме и создают наклонность к ангинам, гриппу, дерматитам, даже раку. Медики давно отмечали, что возникновение рака часто связано с отрицательными эмоциями, угнетением. М.К. Петрова в эксперименте на собаках наблюдала рак, дерматиты и другие заболевания, возникающие в результате невроза.

    Приятное слово, хорошее отношение к человеку повышают работоспособность и придают человеку силу и устойчивость к заболеваниям. Хорошее, бодрое настроение важно как здоровому, так и больному. Врачи могут подтвердить, что и тяжелобольные выздоравливают, если они жизнерадостные, приветливые, добродушные и веселые.

    Для всех возрастов полезно хорошее настроение. Состояние психики оказывает влияние на все функции организма. От глубокой древности дошла до нас поговорка: «в здоровом теле - здоровый дух», и можно добавить: «без здорового духа не может быть здорового тела». Значение бодрого душевного состояния для здоровья отмечено давно.

    Гуфеланд писал: «Из всех телесных движений, потрясающих тело и душу вместе, смех есть самое здоровое; он благоприятствует пищеварению, кровообращению, испарению и ободряет жизненную силу во всех органах».

    Однако в повседневной жизни мы часто недооцениваем значение схема, зачастую мы бываем чересчур серьезны, недостаточно шутим, мало смеемся. Смех - это признак здоровья, удовлетворения жизнью, это выражение победы над скукой и житейскими трудностями, это лучший спутник рационального отдыха.

    Большое значение для плодотворного труда и отдыха имеют доброжелательные отношения в семье. Одинокий человек никогда не бывает счастлив, ему нужно участие. Большинство долголетних живут дружной семьей; холостяков среди них мало.

    Учеными установлено, что брачная жизнь способствует долголетию, конечно, если семья основана на взаимопомощи, дружеской поддержке.

    Таким образом, большое значение для долголетия имеет сохранение нормального состояния нервной системы, особенно высших отделов ее, которые обеспечивают нормальное состояние нашего организма в окружающей среде.

    Статьи по теме: