Доклад на тему: "Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников". Сказка как средство духовно — нравственного воспитания дошкольников Сказки как вид духовно нравственного воспитания

Организация: МБДОУ д/с № 65

Населенный пункт: Белгородская область, г. Белгород

Духовно–нравственное воспитание – это передача из поколения в поколение социального опыта, духовных и нравственных качеств, которые в дальнейшем станут некой «почвой» для развития личности ребенка, становления его характера. В результате духовно-нравственного воспитания у детей происходит формирование собственных взглядов, определённых привычек и правил поведения, убеждений, в основе которых гуманистические ценности: доброта, сопереживание, уважение к старшим, чувство справедливости, честность. Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться представления о добре и зле, дружбе, патриотизме справедливости. Все общественно-важные качества человека, являются «инструментами» для воспитателя. А неким образцом, откуда дети могут с большим интересом черпать нравственные и духовные качества, является сказка.
Что такое сказка? Сказка всегда вовлекает человека в какой-то небывалый потусторонний мир, где царит волшебство, существует какая-то тайна, загадка, которую главный герой должен разгадать. Сказка учит нас различать добро-зло, правду-ложь, любовь-предательство, храбрость-трусость. Именно на таких контрастах ещё в дошкольном возрасте и закладывается нравственность. С понятием «сказка» знаком каждый из нас. Первое знакомство произошло ещё в колыбели, когда мама, склонившись над изголовьем, читала про красивую принцессу, храброго принца и злого Кощея Бессмертного. Подрастая, мы шли в детский сад, где сказка приобретала для нас уже совершенно новый облик. Как раз-таки в этот период нашего детства и происходит духовно-нравственное воспитание ребенка. Именно в детском саду воспитатели закладывают детям те моральные качества, которые представляют собой правильные нормы и ценности, положительные для общества. Именно на таких людях строится нравственность, эстетические, моральные, корпоративные, религиозные нормы.
Проблема духовно-нравственного воспитания актуальна для современного мира. Именно в этот период, когда происходит раскол, размытие между нормами морали, семейными, религиозными, духовными ценностями, нельзя показывать ребенку то, что вокруг происходящее является нормой общества. Необходимо воспитывать и буквально по крупинкам вкладывать в каждого дошкольника те качества, которые служат идеалом, эталоном для всех людей и не подвергаются сомнению.
Зачем воспитывать духовность и нравственность именно в дошкольном возрасте? В период от 3 до 7 лет у ребёнка развиваются такие зрелые способности, как мышление, потребности, творчество, чувства. Именно в этом возрасте дошкольник способен впитывать информацию как губка. Немаловажным фактором так же является и то, что дети любят во всем подражать взрослым, а более часто этим взрослым как раз и является воспитатель в детском саду. Следовательно, на воспитателе лежит огромная ответственность кем станет этот ребенок в будущем, какие нормы морали и нравственности будут стоять у него на первом месте. Опыт, приобретенный детьми в дошкольный период, будет являться прочным фундаментом для дальнейшего становления личности.
Сказка - это лучший проводник для ребенка в в мир знаний. Художественный язык сказки наиболее доступен ребенку и на таком простом языке лучше всего получается объяснять дошкольнику о морали, духовности, нормах и правилах поведения в обществе. Сказка способствует развитию воображения, проведению простых логических операций, становлению мышления ребенка.
В сказке все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств.
Например, сказка «Теремок» учит быть дружелюбным, гостеприимным. Уроком служит то, что жить сообща всё же лучше. Слушая сказку «Курочка Ряба» дети вместе с курочкой учатся сочувствию к ближним, к поддержке, пониманию.Сказка «Репка» способна научить тому, что различные трудности стоит преодолевать вместе с близкими людьми, общими усилиями, дружно бороться с внезапно возникнувшей проблемой и ни в коем случае не опускать руки..
Сказки очень ценны тем, что они оказывают всестороннее развитие на ребенка, внушают уверенность на торжество правды, победы любви над злом, взаимовыручки над попыткой какого-либо отрицательного героя разделить друзей, влюблённых, близких людей.
Для того, чтобы ребенок вырос достойным гражданином общества, правильным, хорошим человеком, с ним необходимо работать с раннего детства, оказывая влияние на его только начинающуюся формирующуюся личность с помощью духовно-нравственного воспитания. А сказки, как одно из средств зарождения морали у ребенка, помогают воспитателю заложить в дошкольника духовность, милосердие, гуманность. Задача дошкольного учреждения – обращать сердца детей к добру, великодушию, совести, чести и справедливости.

Список использованной литературы:

  1. Гриценко З.А. «Ты детям сказку расскажи» М., 2003
  2. Доронова Т.Н. «Играют взрослые, и дети» Линка-Пресс 2006
  3. Фесюкова Л.Б. «Воспитание сказкой» Харьков 1996

Задачи: Помогать усвоению детьми духовно – нравственных категорий (добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость) и правил доброй совестливой жизни.

Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.

Развивать умение отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.

Месяц Тема Содержание работы Практический выход

Сентябрь Чтение знакомых сказок, рассматривание иллюстраций, речевые игры. Придумывание своих сказок. Изготовление книг «Сочиняем сами»

Октябрь Развивающие игры Никитина. Развивать познавательную активность детей, мышление, зрительную память, наблюдательность, речевую активность. «Сложи квадрат»

Ноябрь Работа над лексико - грамматическим строем речи и связной речи. Выставка книг со сказками

А. С. Пушкина

К. и Чуковского и т. Д. Просмотр сказки Гуси лебеди», пересказ (с использованием здоровьесберегающих технологий) .

Декабрь Слушание детской оперы «Золушка» муз М. Красева Развитие творческой самостоятельности в передаче образа. Конкурс рисунков «Моя золушка».

Январь Знакомство со сказкой «Лисичка сестричка и серый волк». Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками, помочь подобрать из предложенных пословиц соответствующее содержание сказки. Картотека по сказкам.

Февраль «Морозко». Работа над оценками характера и мотивы поступков героев, передавать диалоги героев с интонацией, насмешкой, обидой, просьбой. Показ сказки.

Март Работа над обогащением и активизацией словаря, закрепление знаний полученных по обучению грамоте. Активизация родителей на развитие у детей познавательной деятельности, внимательности, памяти. Консультация для родителей «Что за прелесть эти сказки».

Апрель Работа со словами и выражениями из текста, схемы, закреплять умение понимать смысл пословиц. Воспитывать интерес и развитие творческих способностей через театральную деятельность. Проект «Волшебная страна сказок».

Май Развивать познавательную и речевую активность детей, расширять словарный запас. Показать сказку как средство духовно нравственного воспитания, уточнить и обогатить знания о русских народных сказках, развивать воображение, воспитывать интерес к сказкам, обогащение эмоций. Литературная викторина «Петрушка со сказками»

Форма отчёта: Проект «Волшебная страна сказок».

www.maam.ru

План самообразования по теме «» (старшая группа)

План самообразования

воспитателя МКДОУ «Верхнемамонский детский сад №1»

на 2015- 2016 учебный год

ФИО Овчинникова Людмила Алексеевна

«Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Введение:

Зная возрастные особенности детей 6-го года жизни, я заметили, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека. Для решения данной проблемы я выбрали работу по ознакомлению детей со сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению.

Пояснительная записка

«Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений». (В. А. Сухомлинский)

Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка.

Цель сказки - не только развлечение, но и извлечение урока. Поэтому нужно понять «намек» сказки и правильно донести ее смысл до маленьких слушателей. Сказка прочно вошла в детский быт. По своей сущности она вполне отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Сказки развивают в детях нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Важно научить дошкольника общаться, взаимодействовать с окружающими. Но есть такие явления, понятия, которые очень трудно осознать ребёнку дошкольного возраста. Малыши нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать и воспитывать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался.

Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.

Методы по ознакомлению дошкольников со сказкой

Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя, т. е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, я рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.

Следующий метод – рассказывание, т. е. более свободная передача текста.

При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались. Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины. Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай мою сказку”, “Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я? ” (описание героев) и другие.

Приемы формирования восприятия сказки

Выразительность чтения. Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.

Следующий прием – повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать с рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребенку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети.

Один из приемов, способствующих лучшему усвоению текста, – выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок) .Можно задать ряд вопросов (Из какой сказки этот отрывок? Из рассказа или сказки этот отрывок? Чем закончилась эта сказка? Если после первого чтения сказка уже понята детьми, воспитатель может использовать ряд дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками.

Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Привлечением детей к участию в драматизации. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.

Можно использовать словесные приемы. Зачастую детям бывают непонятны некоторые слова или выражения. В таких случаях надо давать им возможность понять новое слово, строить фразы путем осмысления ситуации. Как правило, не следует прерывать чтение объяснением отдельных слов и выражений, так как это нарушает восприятие произведения. Это можно сделать до чтения. Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге. Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения. Следующий прием – беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая (заключительная) беседа после чтения. Во время заключительной беседы важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков. В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок.

Этапы работы со сказкой

Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.

Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.

Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.

Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

Образовательный процесс можно осуществлять:

1. в ходе непосредственно образовательной деятельности;

2. в ходе режимных моментов;

3. в процессе совместной деятельности педагога с детьми;

4. при организации самостоятельной детской деятельности.

1. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.

2. Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни.

3. Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.

4. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.

5. Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.

6. Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.

Cрок реализации: 1 год (2015- 2016 учебный год)

(заполняется в процессе реализации плана)

Теоретический этап

1. Изучение методической литературы по данной проблеме В течение года 1. Ульева Е. А. «Сценарии сказок для интерактивных занятий с детьми 2–6 лет»- Москва «ВАКО», 2014 г.

2. Малова В. В.

«Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников» Владос, 2010

2. Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Обуч» В течение года Изучить статьи из журналов по данной теме

Практический этап

4. Изучение инновационных методик и технологий В течение года «Сказкотерапия как инновационная технология духовно-нравственного воспитания»

5. Консультации для родителей В течение года 1.«Сказка как средство духовно-нравственного

воспитания детей дошкольного возраста»

2.«Роль сказок в развитии детей»

3. «Сказки помогут справиться с детским непослушанием»

7. Презентация Февраль «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

10. Презентация Март «В стране сказок»

11. Самоанализ проделанной работы

Проведение открытого мероприятия Апрель «Путешествие по русским народным сказкам»

12. Отчёт о проделанной работе Май Презентация проекта: «Какая прелесть – эти сказки»

13. Планирование деятельности и перспектив развития Июнь - август Составление плана работы на следующий год по теме самообразования

Подготовительный этап:

1. Подбор и изучение методической литературы;

2. Подбор дидактических игр

3. Составление перспективного плана

www.maam.ru

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Тема инновационного опыта:

Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования , его практическая значимость) .

Сухомлинский В. А. теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности.

М. Д. Маханева. Театрализованные занятия в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2003г.

Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко. Кукольный театр- дошкольникам: Театр картинок. Театр игрушек. Театр петрушек. - М. : Просвещение, 1982г.

Ведущая педагогическая идея

Результативность опыта.

www.maam.ru

Тема опыта: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами русских народных сказок» (стр. 1) | pandia.ru

Сетевой бизнес, одобрено вице-министром по туризму Северного побережья Доминиканы. Выстраиваем структуру. Поддержка в скайпе.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 1 «Семицветик»

ТЕМА ОПЫТА:

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами русских народных сказок»

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Ведущая идея опыта

o Создание условий для духовно-нравственного развития ребенка - дошкольника

o Способствование коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы детей в процессе художественной и продуктивной деятель­ности, связанной с нравственным содержанием русской сказки.

o Обеспечение социальной адаптации дошкольников путем введения их в куль­турную традицию народной и авторской сказки, ис­пользуя малые жанры фольклора (пословицы, поговорки) , знакомя детей с музыкальными и живописными произведениями на сказочные сюжеты.

Цели и задачи:

Общие цели:

1. Создавать условия для духовно-нравственного развития ребенка.

2. Способствовать коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы детей в процессе художественной и продуктивной деятель­ности, связанной с нравственным содержанием русской сказки.

3. Обеспечивать социальную адаптацию дошкольников путем введения их в куль­турную традицию народной и авторской сказки, ис­пользуя малые жанры фольклора (пословицы, поговорки) , знакомя детей с музыкальными и живописными произведениями на сказочные сюжеты.

Обучающие задачи:

1. Формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения.

2. Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доб­рой, совестливой жизни.

3. Расширять представления детей об окружающем мире посред­ством введения их в литературную и музыкальную культуру.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать послушание на основе любви и уважения к ро­дителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.

2. Способствовать формированию нравственных качеств в процессе установления пози­тивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дру­желюбие.

3. Воспитывать навыки доброжелательного, внима­тельного, заботливого поведения, стремление делиться впечатлениями от услы­шанного, увиденного, прочувствованного, потребность радовать близких результатами своего труда.

4. Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, ра­ботать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с ува­жением относиться к результатам чужого и своего труда.

Развивающие задачи:

1. Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, раз­витию образного строя и навыков связной речи.

2. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.

3. Развивать навыки произвольного поведения: внимательнос­ти, терпеливости, усердия.

4. Развивать у детей социальные умения и навыки поведения.

5. Содействовать развитию мотивационной сферы: формированию стремления подражать положительным героям сказок.

5. Содействовать развитию элементарных навыков продуктив­ной деятельности.

6. Создавать условия для активного включения детей в рече­вую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, свя­занную с образным строем и сюжетом сказки.

7. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

Накопление и систематизация опыта проходило в процессе организации образовательной деятельности воспитателя по организации дополнительных образовательных услуг – кружка «Волшебное лукошко».

Результативность представленного опыта

Ожидаемые результаты ориентированы не только на сформированность нравственно здоровой личности ребенка, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению.

Изучение группы воспитанников «Сказка как средство развития духовно-нравственной сферы у дошкольников»

Проблема педагогического исследования состояла в поиске психолого-педагогических методов и форм использования духовно-нравственного содержания сказки как средства коррекции эмоциональной сферы и социального поведения ребенка дошкольного возраста.

Мы предположили, что влияние сказок на гармоничное эмоциональное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.

В качестве системы целенаправленной педагогической деятельности использовалась программа, выстраивающая основные условия традиционной культуры воспитания в семье, "Воспитание сказкой" для детей и родителей. (См.: Воспитание сказкой: Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М., 2002. Серия "Духовно-нравственное воспитание дошкольного возраста") .

Изучение группы воспитанников проводилось с участием детей дошкольного возраста. Всего было обследовано 21 ребенок, из них 11 девочек и 10 мальчиков.

В процессе итогового диагностирования изучались изменения поведения и уровня эмоционального развития детей экспериментальной группы после внедрения программы "Воспитание сказкой".

Диагностика духовно-нравственного развития

Подробней pandia.ru

Сказка как средство нравственного воспитания дошкольников

Разделы: Работа сдошкольниками

В нравственном воспитании дошкольников очень помогает использование одного из мощных средств – сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного возраста и может оставаться с ним на всю жизнь.

Сказка, ее композиции яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей сути образы, выразительный язык, динамика событий особые причинно-следственные связи и явления – все это делает сказку особенной интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом нравственно здоровой личности ребенка.

Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому не нужно забывать, что в нравственном воспитании главное та атмосфера, в которой живет ребенок.

Известно, что дети взрослеют незаметно поэтому так важна сказка рассказанная малышу. Сказка не дает прямых наставлений детям – “Слушайся родителей, уважай старших”, “Не уходи из дома без разрешения”, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. В простой детской сказки содержится все самое нужное, самое главное в жизни, живое как сама жизнь.

Проблема

состоит в том, что в наш век духовного обнищания сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение. Именно в детском возрасте важно успеть заложить ростки доброты, ответственность за свои поступки, любви к людям, природе своего края.

Актуальность проблемы

состоит в том, что при помощи сказки ребенку легче приобрести эмоционально нравственный опыт и в дальнейшем сформироваться как личность. От совместной работы с родителями зависит дальнейшее формирование личности ребенка.

Целью нашей работы является изучение сказки, как средство нравственного воспитания дошкольника. Сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Задачи.

  1. Изучить и проанализировать методическую литературу по данной теме;
  2. Создать и организовать театрализованную среду для эффективного использования в процессе нравственного воспитания детей.
  3. Продолжить работу по имиджтерапии.

Новизна данной работы является организация в нашем детском саду уголка имиджтерапии.

I этап

Цель: изучение литературы по данной проблеме, работа с родителями по изготовлению костюмов и декораций.

  1. Проводилось с родителями анкетирование на тему: “Семья и книга”
  2. Изготовление костюмов и декораций, кукол – игрушек из бросового материалов, пошив кукол – варежек, изготовление детьми конусных кукол, масок, коллаж “В мире сказок”.

II этап

Цель: приобщить родителей к чтению книг детям и привитию любви к народному фольклору.

Работа с родителями:

Программа реализации темы по самообразованию:

"Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

в подготовительной к школе группе № 15

МБ ДОУ "ЦРР - детский сад № 71"

подготовила воспитатель: Трощенко Л. П.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

«Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников ».

Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость) .

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества.

Актуальность выбранной мною темы вижу в следующем: в настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом.

Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, главное - они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов)

Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира.

Сухомлинский В. А. теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем».

По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности.

Новизна моего исследования заключается в следующем:

Разработано перспективное планирование нравственного воспитания детей дошкольного возраста на основе использования сказки;

Определены педагогические условия повышения эффективности использования сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольника в процессе поэтапного овладения ими смыслового содержания нравственных ценностей и понятий, что позволило определить дидактический и воспитывающий потенциал, а также обосновать специфику использования сказки в условиях дошкольного, и семейного воспитания;

Разработаны методы, формы и средства педагогического руководства, процессом нравственного воспитания дошкольников обеспечивающих органическое единство организационных норм, средств и форм взаимодействия педагогов и воспитанников в процессе формирования ценностных ориентиров поведения детей;

Разработана непосредственно-образовательная деятельность с использованием сказок, реализуемая посредством трёх этапов: познавательно-мотивационного, эмоционально-оценочного и деятельностного.

В процессе использования деятельностного принципа развивающей работы в качестве основных методов применялись драматизация отдельных сюжетов по сказкам, продуктивные методы (рисование, лепка, аппликация на темы сказок, прослушивание музыкальных произведений, точно подобранных для сказочных сюжетов, что позволяет детям узнавать сказки, их героев. Разнообразные формы работы со сказкой (включая игровые технологии) позволяют формировать интерес к художественной литературе, воспитывать личностные качества ребенка.

Наличие теоретической базы опыта

В своей работе я использую следующую литературу: журналы «Дошкольное воспитание», «Детский сад будущего»; Гриценко З. А. «Ты детям сказку расскажи» М., 2003.; Доронова Т. Н. «Играют взрослые и дети» Линка – Пресс, 2006.; Рик Т. «Сказки и пьесы для семьи и детского сада» Линка – Пресс, ;

Рыжова Н. А. Коллекция увлечений. Линка – Пресс, 2005. ; Шорохова О. А. Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. М., 2006.; Безруких М. М. Сказка как источник развития творчества детей. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС., 2001.;

Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. Харьков. 1996.;

О. А. Шиян. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. Мозаика-синтез; М. :; 2012.;

Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко. Кукольный театр- дошкольникам: Театр картинок. Театр игрушек.

Театр петрушек. - М. : Просвещение, 1982г.

Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей, средней, старшей, подготовительной группах детского сада. – М. : Мозаика – Синтез, 2012, 2013.

Ведущая педагогическая идея

Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ведущая педагогическая идея моего исследования состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны.

Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Я считаю, что сказка, доступна пониманию дошкольника. Ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, делают ее особенно интересной и волнующей для детей. Сказка является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка, помогает понять на доступном ему языке красоту окружающего мира.

Оптимальность и эффективность средств

Главное достоинство опыта я считаю, заключается в том, что посредством событий в сказке детьми усваиваются духовно – нравственные категории (добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность) ;

Развивается образный строй речи, обогащается словарный запас, формируются навыки связной речи,

Развивается способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни;

Воспитывается у детей милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;

Воспитывается трудолюбие, доводить начатое дело до конца, с уважением относится к результатам чужого и своего труда;

Развивается эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

В результате поставленных задач у детей сформированы следующие знания, умения, навыки:

Знание определенных сказочных сюжетов;

Умение понимать сюжетную линию сказки;

Выделять проблему, актуализированную в сказке;

Выражать свои мысли и чувства в речи;

Умение передавать художественный образ в рисунке (иллюстрация, в словесной форме;

Умение продолжить сюжетную линию сказки, используя вербальное воображение, активный речевой запас;

Сочинение небольшой сказки на заданную или свободную тему;

Умение применить сказочный урок в свою «копилку жизненных ситуаций»;

Понимать эмоциональные состояния окружающих.

Результативность опыта.

Считаю, что результатом воспитания детей сказкой является:

Усвоение ребенком норм нравственно – духовного воспитания, открытость его к добру, позитивное отношение ребенка к окружающему миру, к другим людям и самому себе;

Знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах; деятельное отношение к труду, ответственность за свои дела и поступки;

Осознание ребёнком тех базовых нравственных качеств, которые я пытаюсь воспитать в детях: совестливость и порядочность, самоотверженность и незлобие, сопереживание и сочувствие, патриотизм;

Понимание необходимости развития таких волевых качеств, как послушание, почитание родителей и взрослых.

Результаты, которые мною достигнуты:

Дети знают определённые сказочные сюжеты, составляющие духовный опыт человечества;

Научились понимать сюжетную линию сказки, выделять проблему, актуализированную в сказке, выражать свои мысли и чувства.

В результате проделанной работы дети стали добрее, отзывчивее, внимательнее к окружающим.

Своим результатом работы я делюсь с коллегами на педсоветах, районных методических объединениях.

Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующие основные формы и приемы работы с детьми.

Календарные планы, разработки занятий, план работы с родителями, план профессионального саморазвития, наглядный материал, иллюстрации и репродукции к различным видам сказок; наглядно - дидактический материал по сюжетам знакомых сказок; игровые атрибуты для театрализованной деятельности; кукольный театр, подобраны дидактические, настольно - печатные игры.

Передовой педагогический опыт в детском саду

Сказка как средство духовно-нравственного
воспитания детей дошкольного возраста

Кондратьева Людмила Васильевна, воспитатель
МДОУ ЦРР – Д/С № 53 «Елочка» г.Тамбов

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом за­висит от системы воспитания и обра­зования, которая, в свою очередь, фор­мируется с учетом особенностей миро­воззрения и социально-культурного развития данного общества. Духовно-нравственное становление нового по­коления, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни - важней­шее условие развития России. Разре­шение проблем нравственного воспи­тания требует поиска наиболее эф­фективных путей или переосмысле­ния уже известных. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка.

Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образо­вательном материале, но и как о педа­гогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравст­венного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на кото­рых дети постигают многообразие ми­ра.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высоко­го мнения, что включил их в свою пе­дагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народ­ного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. Ушинский детально разработал во­прос о педагогическом значении ска­зок и их психологическом воздействии на ребенка.

В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, спо­собствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благо­родство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, стра­данию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый ис­точник воспитания любви к Родине. Интересен уникальный опыт этого педагога по созданию комнаты сказок, где дети не только знакомились с ней, но и учились создавать, вопло­щая в ней свои детские мечты.

Основоположник российской этнопедагогики Г. Н. Волков, анализируя роль сказки в формировании личности ребенка, делает вывод, что «духовный заряд, накопленный народом тысяче­летиями, может служить человечеству еще очень долго. Более того, он бу­дет постоянно возрастать и станет еще более могучим. В этом - бессмертие человечества. В этом - вечность вос­питания, символизирующая вечность движения человечества к своему ду­ховному и нравственному прогрессу».

Таким образом, сказка жила, несмо­тря на гонения и играла огромную вос­питательную роль. Сказки и былины о храбром богатыре Илье Муромце, о Добрыне Никитиче учат детей любить и уважать свой народ, с честью выхо­дить из трудных положений, преодо­левать препятствия. В споре народного героя с отрицательным персонажем решается вопрос о торжестве добра и наказании зла.

Сказка вызывает протест против существующей действительности, учит мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее человече­ства. Сложная картина жизни пред­ставляется детям в сказке в виде про­стой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действи­тельности.

В сатирических сказках народ вы­смеивает желание легко получить жизненные блага, «без труда выта­щить рыбку из пруда», жадность и, другие человеческие недостатки. Во многих сказках воспеваются находчи­вость, взаимопомощь и дружба.

Идеал человека, данный в сказках можно рассматривать как основную воспитательную цель, причем идеал этот дифференцирован: идеал девуш­ки, юноши, ребенка (мальчика или де­вочки) .

Итак, в народной сказке определи­лись герой, столь привлекательный и поучительный для детей, система об­разов, ясная идея, мораль, вырази­тельный, точный язык. Эти принципы легли в основу сказок, созданных классиками литературы - В. А. Жу­ковским, А. С. Пушкиным, П. П. Ершо­вым, К. И. Чуковским, а также совре­менными писателями, как отечествен­ными, так и зарубежными.

Для того чтобы максимально эф­фективно использовать сказку с це­лью воспитания нравственных качеств детей, необходимо знать особенности сказки как жанра.

Многие сказки внушают уверен­ность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок осо­бенно нравится детям и усиливает вос­питательное значение этого средства.

Увлекательность сюжета, образ­ность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весь­ма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей. Поэтому пра­вомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особеннос­ти детей, прежде всего неустойчи­вость и подвижность их внимания.

Образность - важная особенность сказок, которая облегчает их восприя­тие детьми, не способными еще к абст­рактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера, которые сближают его с национальным харак­тером народа: отвага, трудолюбие, ос­троумие и т. п. Эти черты раскрывают­ся и в событиях, и благодаря разнооб­разным художественным средствам, например гиперболизации.

Образность дополняется забавнос­тью сказок. Мудрый педагог - народ проявил особую заботу о том, чтобы сказки были занимательными. В них, как правило, есть не только яркие жи­вые образы, но и юмор. У всех народов есть сказки, специальное назначение которых - позабавить слушателей. Например, сказки-«перевертыши».

Дидактизм является одной из важ­нейших особенностей сказок. Намеки в сказках применяются именно с целью усиления их дидактизма. «Добрым мо­лодцам урок» дается не общими рас­суждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действия­ми. Тот или иной поучительный опыт как бы исподволь складывается в со­знании слушателя.

Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных ге­роев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое.

Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.

«Сказка - это зернышко, из которого

прорастает эмоциональная оценка

ребенком жизненных явлений».

(В.А.Сухомлинский)


Цель сказки - не только развлечение, но и извлечение урока. Поэтому нужно понять «намек» сказки и правильно донести ее смысл до маленьких слушателей. Сказка прочно вошла в детский быт. По своей сущности она вполне отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Сказки развивают в детях нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.
Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает вос­питательное значение этого средства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сказка, как средство духовно-нравственного

Воспитания личности дошкольника.

«Сказка - это зернышко, из которого

Прорастает эмоциональная оценка

Ребенком жизненных явлений».

(В.А.Сухомлинский)

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества. Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни - важнейшее условие развития России. Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка.
Цель сказки - не только развлечение, но и извлечение урока. Поэтому нужно понять «намек» сказки и правильно донести ее смысл до маленьких слушателей. Сказка прочно вошла в детский быт. По своей сущности она вполне отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Сказки развивают в детях нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.
В сатирических сказках народ высмеивает желание легко получить жизненные блага, жадность и, другие человеческие недостатки. Во многих сказках воспеваются находчивость, взаимопомощь и дружба.
Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особенности детей, прежде всего неустойчивость и подвижность их внимания.
Образность – важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т. п. Эти черты раскрываются и в событиях, и благодаря разнообразным художественным средствам, например гиперболизации.
Образность дополняется забавностью сказок. Мудрый педагог - народ проявил особую заботу о том, чтобы сказки были занимательными. В них, как правило, есть не только яркие живые образы, но и юмор.
Детство – счастливая, безмятежная пора. Сколько открытий готовит каждый миг, каждый день. А в условиях нового времени очень важно вырастить духовно-нравственного человека, умеющего думать, способного к анализу, самоанализу. Важно научить дошкольника общаться, взаимодействовать с окружающими. Но есть такие явления, понятия, которые очень трудно осознать ребёнку дошкольного возраста. Малыши нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать и воспитывать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался.
В детском саду знакомство со сказкой начинается с младших групп. Сказки для малышей должны быть простыми для восприятия, с ярким динамичным развитием сюжета, короткие по содержанию. Преимущество занимают сказки о животных. Знакомя малышей со сказкой, необходимо каждый раз напоминать о том, что это – сказка. И постепенно малыши запоминают, что «Курочка Ряба», «Теремок» - сказки. Перед чтением сказки можно провести дидактическую игру с участием героев сказки. Во время чтения воспитатель должен следить за реакцией детей. После чтения педагог спрашивает, понравились ли детям герои сказки. Дети данного возраста легко запоминают сказки.

В средней группе используются сказки более глубокого смыслового значения: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Жихарка», «Лисичка сестричка и серый волк», «Петушок и бобовое зернышко». Перед чтением сказки проводится соответствующая подготовка. В начале детей следует познакомить с новыми словами, давая им объяснения: лавочка – деревянная длинная скамейка, скалочка – деревянная палочка, которой раскатывают тесто (в сказке «Лисичка со скалочкой») и др.
После предварительной словарной работы воспитатель сообщает детям, что новые слова, услышанные ими сегодня, живут в сказке, которую он сейчас расскажет. После прослушивания сказки желательно провести с детьми беседу по её содержанию. Также в средней группе следует учить детей правильно оценивать поступки героев, самостоятельно находить нужные слова и выражения.

В старшей группе необходимо использовать народные сказки, требующие анализа, осмысления и рассуждения детей по проблеме произведения: «Лиса и кувшин», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Заяц - хваста», «Финист – Ясный сокол», «Сивка-бурка».

В старшей группе дошкольники учатся определять и мотивировать свое отношение к героям сказок (положительное или отрицательное). Дети этого возраста самостоятельно определяют вид сказки, сравнивают их между собой, объясняют специфику. Например, при знакомстве со сказкой «Крошечка - Хаврошечка» воспитатель сначала рассказывает сказку, а затем беседует с детьми: «Почему вы думаете, что это сказка? О чем в ней говорится? Кто из героев сказки вам понравился и чем? Вспомните, как начинается сказка и как заканчивается? Эти вопросы помогают дошкольникам глубже понять основное содержание сказки, определить характер героев.

В подготовительной к школе группе особую роль играет анализ текста сказки. При первом чтении важно показать сказку как единое целое. При вторичном ознакомлении следует обращать внимание на средства художественной выразительности. Здесь особую нагрузку несут вопросы: «О чем говорится в сказке? Что вы можете рассказать о героях сказки? Как вы оцениваете поступок того или иного действующего лица? Что произошло с героями сказки?». С помощью вопросов можно выяснить, какие средства выразительности используются в сказке. Необходимо давать детям творческие задания на придумывание сравнений, эпитетов, синонимов.

Дошкольный возраст – возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей.

Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, честность.
Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского трудового народа: свободолюбие, настойчивость, упорство в достижении цели. Сказки воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине. Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, но одобряет трудолюбие, смелость, верность Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек становится «красна девица» (умница, рукодельница), а для мальчиков – «добрый молодец» (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность.

Таким образом, в заключение сказанного, можно отметить, что нравственное воспитание по-прежнему не утратило своей актуальности. Задачи воспитания у дошкольников духовно-нравственных чувств можно решить с помощью народных сказок, которые предоставляют ребенку возможность в доступной ему форме познавать окружающий мир.


Духовно — нравственное развитие дошкольников — это совершенствование добрых моральных черт характера, духовных убеждений и эстетических норм. Особое внимание в духовном обучении ребят уделяется всестороннему совершенствованию личности и развитию верного миропонимания и семейных идеалов. В воспитании дошкольников значительна роль и родителей и преподавателей. Сказка как средство духовно — нравственного воспитания дошкольников, наиболее легкий способ привить детям правильное восприятие окружающего мира.

Средства нравственного воспитания дошкольников

К орудиям нравственного воспитания детей относят художественные средства, окружающую действительность, природу, занятия самих дошкольников.

Художественные средства – это детская литература, кино, живопись и др. Эти виды искусства помогают воспитывать проявление эмоциональных переживаний и этических понятий.
Природа пробуждает у дошкольников желание помочь слабым, заботиться и защищать их, дети проявляют лучшие качества: отзывчивость и сострадание.

Такие занятия детей, как труд, учеба, игра, прививают правила поведения в коллективе.
Окружение и атмосфера, в которой проходит развитие ребенка, также является средством воспитания. Дошкольник впитывает то, что его окружает.

Духовное воспитание ребенка с помощью скозкотерапии

Обучение детей должно проходить в доходчивой форме, соответствующей возрасту. Прививать привязанность к Родине лучше в дошкольном возрасте. Многолетней практикой доказано, что фольклор, воспитывает патриотизм и уважение к отечеству. Эффективный способ в развитии высоконравственных качеств — это изучение сказок.

Сказки знакомы с детства, именно поэтому приобщение к русским народным и художественным произведениям оказывает положительное влияние на ребят. Дети получают необходимые знания о жизни, природе и взаимоотношениях. Сказка помогает пережить и испытать разные чувства, учит отличать добро от зла.
К.Д. Ушинский, выдающийся педагог, считал, что простые и наивные по содержанию народные сказки помогают воздействовать на души дошкольников, воспитывают нравственные чувства.

От педагогов и родителей зависит, как дети воспримут сказку. Она должна оставить впечатление, чтобы оказать нравственное влияние. Сказка интересна и понятна, потому что в ней противопоставлено добро и зло, положительные герои наделены силой, отвагой, храбростью, лучшими качествами, достойными подражания, она насыщена яркими событиями, которые легко запоминаются и, конечно, они написаны неповторимым языком.

Дети используют в жизни знания, полученные из сказок. Образы сказочных героев, их поведение, необходимо анализировать и обсуждать, тогда детям проще разобраться в своих чувствах и переживаниях. Тем самым дошкольники , учатся чувствовать. Дети верят в сказки, хотя в их основе фантастика и вымысел. Дошкольники фантазируют и погружаются в сказочный мир.

В основе сказок лежат настоящие поступки и человеческие отношения. Сказка дает ответ, как нужно поступить в определенном случае, добро всегда побеждает. Сказкотерапия полезна для дошкольников, тем что помогает . Дошкольник использует этот опыт в жизни, начинает задумываться над своими поступками и поведением. В сказке нет нравоучений, но всегда есть урок, который понятен дошкольникам.

Статьи по теме: