Духовный путь суть духовного развития. Этапы духовного развития

Почти каждый раз когда я общаюсь с людьми, считающими себя , я вижу одни и те же излюбленные остановки, сидя на которых они воображают свой путь. Остановиться легко. Настолько, что большинство духовных искателей ещё даже не вступило на путь, уютно устроившись на остановке под названием «Современная духовность». А уж на этой остановке есть всё что душа пожелает.

Вот длинный ряд просветленных Мастеров и Гуру с ещё более длинными рядами своих последователей. Вот библиотека священных писаний и лучшие тексты просвещенных представителей человечества. Вот группа йогов в скрученных позах и вот свободный коврик, ждущий тебя за умеренную плату. Рядом самозабвенно мантры поют и кружатся в экстатическом танце люди с блаженными лицами. А вот тут, вкусив некий экзотический напиток, или пожевав волшебный гриб, можно испытать высочайшие мистические переживания. А там, неподалеку, в ряд выстроилась целая череда ашрамов, от которых веет тишиной и покоем. И ещё отовсюду зазывают к себе, предлагая чайные церемонии, техники медитации и дыхания, тайны боевых искусств, энергетические комплексы, магические приёмы, шаманские ритуалы, древние артефакты и духовную атрибутику на любой вкус… ух… всего и не перечислишь.

Грех тут не остановиться - вон какой большой выбор. Да и спрос очевидно имеется. А раз спрос велик и люди оттуда идут с горящими глазами, значит дело хорошее и нужно пробовать, так ведь? Правильная логика?

Вот поэтому люди и застревают на этой остановке . Они руководствуются логикой эпохи потребления, в которую даже духовность выставлена на прилавки. И вот потребители ходят от отдела к отделу, выбирая себе различные наряды духовно-продвинутых искателей. А потом они показывают их друг другу, как трофеи, добытые в духовном супермаркете.

Думаете я против всего перечисленного? Нет. Не против. Дело вообще не в том что я перечислил. Всё это двери. Как я могу быть против дверей? Если ты знаешь к чему идешь, то это то, сквозь что ты иногда проходишь, идя к своей цели, а если не знаешь, то это просто хождение по разным достопримечательностям раскрученного туристического маршрута с духовными комментариями к нему. А духовный туризм нынче явление очень популярное.

Духовный туризм

Некоторые духовные традиции сравнивают первый этап на духовном пути с жизнью пчелы. По сути, это ещё не сам путь, но только прелюдия к нему. Пчела летает от цветка к цветку и пробует их пыльцу на вкус. Так и духовный искатель знакомится с разными подходами, религиозными направлениями, философскими воззрениями, практиками и конкретными носителями знаний и состояний. Подразумевается что духовный искатель на этом этапе по крайней мере теоретически разберется с основными вопросами, поймет какова цель духовного пути, каковы его собственные склонности и какое из испробованных направлений ему ближе. Этот этап может длиться несколько лет, и по его истечению духовный искатель, подобно пчеле возвращается в улей, чтобы переварить съеденную пыльцу и начать давать мёд. Возврат в улей – это остановка внешнего поиска, прекращение активного накопления информации и опыта, и начало переваривания всего, что было накоплено в прошлом. Это - начало пути.

Но что я вижу? Я вижу что ненасытные пчёлки летают всю жизнь без устали, так и не вернувшись в улей, так и не начав процесс переваривания, и так и не начав выделять мёд. Вот это и есть духовный туризм.

Цель

Очень редко можно встретить человека, который потрудился честно ответить себе на вопросы о цели всего того, что он делает в сфере жизни, которую считает духовной. Зачем всё это? Какова конечная цель? Что должно быть в итоге?

В 99.9% случаев за этим вопросом скрывается примерно один и тот же ответ. Он маскируется духовными терминами и возвышенными формулировками, но при честном рассмотрении там всегда одно и то же. Часто люди говорят о духовном пробуждении и освобождении, а подразумевают при этом счастье, блаженство, гармонию, экстаз, могущество, покой, признание, роль просветленного учителя и все такое в этом роде. Если взглянуть честно, то всё это скрытые представления об удовольствии. Удовольствии, завёрнутом в фантик духовности .

Вообще-то все представления об удовольствии коренятся в нашем прошлом опыте, так что если цель – удовольствие, то ты всегда будешь иметь дело лишь с фрагментами своего прошлого в разных его комбинациях. Порой причудливых и мистических комбинациях, но тем не менее…

Знай, что этот мир удовлетворяет все запросы без исключений. Он так устроен. И если положение в мире таково, что духовных искателей миллионы, а пробужденных существ единицы, то вывод прост: они не хотят пробуждения, они хотят чего-то другого. И это другое маскируется под духовность.

Мастера и Гуру

Для современного духовного искателя лучший Мастер – это мёртвый Мастер. Я не шучу. Это факт, если ты смотришь на вещи прямо. Живой Мастер – это угроза всем твоим представлениям, всей твоей шаткой конструкции эго - концепциям, теориям, умопостроениям и твоей воображаемой личности. Словом, всей той лжи, которой ты укрываешься от жизни.

Поэтому современным искателям нравятся Мастера прошлого, или те Мастера, которые находятся на достаточном отдалении от них. Они не угрожают их безопасности и полностью соответствуют их представлениям и фантазиям о духовном пути. Таких Мастеров можно заочно любить, ими можно восхищаться и периодически ссылаться на их слова. Они не выйдут из нирваны, чтобы кулаком истины заехать в челюсть твоей воображаемой персоны. А ведь примерно этим занимается настоящий Мастер. Живой Мастер. Тот, которому ты можешь задать свой важный вопрос и к которому ты можешь подойти достаточно близко, чтобы однажды исчезнуть.

Большинство из тех, кто приходит к Мастерам, чтобы задать свой вопрос (например, на сатсанге), думают что они пришли за ответом, за решением озвученной проблемы. Но задача у Мастера другая – отобрать у тебя твои вопросы, оставить тебя ни с чем – незащищенным, открытым и уязвимым: без вопросов и ответов, без многочисленных слоёв из идей и концепций. И если ты это понял, тогда ты несмотря на неизбежный дискомфорт будешь подходить к нему все ближе и ближе, пока однажды не обнаружишь, что Мастер и ты – не отличны.

Но современный искатель приходит к Мастеру, чтобы подтвердить своё мнение и укорениться в нём. А если этого не происходит - он уходит к другому. Выбор ведь нынче огромный. Обязательно найдется тот, кто будет ласково приглаживать его возвышенные представления о себе самом, заодно увеличивая ряды своих последователей.

Ходить на сатсанги и пить Мастеров из трубочки как разноцветные соки, обсуждая потом понравился он тебе или нет – это чертовски странно. И так же странно часто ходить от одного Мастера к другому, смешивая эти напитки как коктейли.

Возможно, у тебя есть вопрос: обязателен ли Мастер на пути пробуждения? На этот вопрос у меня есть точный ответ: да, Мастер нужен. Но пойми прежде это: истинный Мастер – это сама Жизнь . Она твой первый и последний учитель.

Мистические переживания

Зачастую мистические опыты воспринимаются людьми как неотъемлемая часть , поэтому часто становятся самоцелью. Что в сущности является подменой и препятствием на пути пробуждения. Духовное пробуждение – это не мистическое переживание, это вообще не какой-либо новый опыт и не измененное состояние сознания. Пробуждение никогда не совпадает с представлениями о нём. Оно подобно вспоминанию себя как того, кто видит этот сон, а не того, кто во сне что-то делает. Как того, кто существовал и будет существовать всегда. Посреди всех явлений и за их пределами.

Все переживания, все опыты, вся мистика во всех её проявлениях – это часть сна. Может быть в его более тонких слоях, но все же - это часть сна.

Сон разворачивается в виде некой драмы на театральной сцене. Сцена - это территория привычного человеческого восприятия. Метафизика и мистика – это закулисье внешних процессов, видимое, если привычное восприятие изменить. А пробуждённое существование – это не вовлечённое наблюдение из-за пределов как сцены, так и её закулисья. И заглядывать за кулисы чаще всего нет никакой необходимости.

Я периодически слышу о том, как кто-то из встреченных мной людей воодушевленно рассказывает о мистических переживаниях, как о чем-то очень значимом. И когда они спрашивают меня что я об этом думаю, то не видят в моих глазах большого интереса. Я говорю об этом как о чем-то обыденном и не особо важном. И это, конечно, им не нравится.

Просто мне уже сложно понять чем одно состояние принципиально лучше другого. И мне таким людям хочется сказать, облив холодными словами: купи каких-нибудь психотропных веществ и ты легко получишь целый букет мистических переживаний. Если эти переживания являются твоей целью, то наркотики – самый быстрый способ добиться этого. И множество людей в современной духовной тусовке так и делают, прикрываясь высокими словами.

Но если быть честным с собой, то увидишь что после этих переживаний твои прежние реакции остаются на своих местах. А именно твои реакции в обыденной жизни – и есть показатель твоего продвижения . Единственную пользу, которую я могу признать от психотропных опытов – это чуть более расширенные представления о себе и мире. И это вся польза. Её можно извлечь и куда более безопасными средствами. Впрочем нет, не вся. Это ещё и возможность увидеть как ты цепляешься за образ духовно-продвинутого человека. И знай, что приём психотропных веществ – это всегда некий опыт, оплаченный в кредит.

Если твоя цель пробуждение, то для тебя мистические опыты, естественно переживаемые по мере прохождения некоторых этапов – это просто дорожные знаки. Они как вехи на пути, по которым ты можешь понять где ты находишься и что дальше делать. Будучи водителем, ты ведь никогда не делаешь дорожный знак целью своей поездки, не останавливаешься возле него, не бродишь вокруг, считая его чем-то особенным. Ты просто едешь дальше, узнав благодаря знаку, что здесь тебя ждет поворот, горка, или пешеходный переход.

Духовные практики

Ох… с этим беда. Нужно признать, что с доступностью информации к нам пришла поверхностность её восприятия.

Все практики и методы – это инструменты, вроде лопаты. Она нужна, чтобы копать до тех пор, пока не доберешься до воды. И когда ты выкопаешь колодец с водой, нужно выбросить лопату и, не отходя от колодца, пить из него до полного насыщения. Вместо этого духовные искатели берут то одну лопату, то другую. И копают то в одном месте, то в другом. Иногда я спрашиваю некоторых почему они меняют лопаты и места? И некто отвечает, что эта лопата ему не подходит, или что там где он копал воды нет. А я смотрю на местность, на которой он работал и вижу множество маленьких ям. И я знаю: если бы он свои усилия приложил к одному месту – колодец был бы уже выкопан. Причем не так уж и важно где начать копать - вода есть везде, просто копай пока в этом не убедишься.

Духовная литература и знания

Хорошая книга – это указатель, подобный ссылке в интернете. Задача ссылки – указать и перенаправить пользователя на целевую страницу. Задача духовной литературы – указать на источник взгляда читателя и на факторы, которые его могут отвлечь.

И мне часто хочется спросить: зачем ты постоянно перечитываешь тексты ссылок? Зачем их цитируешь? Зачем тебе коллекции ссылок? Зачем ты читаешь комментарии к ним?

Клик – это всё что нужно. Иди туда, куда они указывают.

Вопреки общепринятым представлениям, я скажу, что большого количества знаний не нужно. Порой достаточно одной искренней беседы, или небольшого абзаца текста, чтобы сформулировать самую суть того, что тебе нужно делать и как именно. А далее – берешь лопату и копаешь.

Ашрамы

Я побывал во множестве ашрамов, общался со многими людьми, которые регулярно их посещают. И я много раз слышал одну и ту же историю. Она звучит примерно так: «Здесь, в ашраме, хорошо, спокойно, возвышенно, а там где я живу всё не так – шумно, низкие энергии и люди кругом не те». Поэтому некоторые из таких людей однажды все бросают и селятся рядом с ашрамом, или прямо в нём.

И знаешь что я думаю? Я думаю, что на этом чаще всего путь этого человека оканчивается. Причем скорее всего так и не начавшись.

Большая часть наших узлов завязана в условиях того социума, в котором мы провели большую часть жизни. И лучший способ увидеть и развязать эти узлы – это взглянуть на них прямо, не пряча глаза. Если бы эти люди искренне спросили меня каким я вижу их следующий шаг, то я бы сказал: возвращайся домой; устройся на работу; добейся того, чего когда-то хотел, но потом сдался, спрятав это желание куда подальше; наладь отношения с родителями, родственниками, женой или мужем, друзьями и сотрудниками; окружи себя достойными людьми. Необязательно чтобы все эти отношения были близкими, достаточно чтобы они не были деструктивными и чтобы гармонично укладывались в контекст твоей жизни. И вот когда это случится, и при этом останется некая тяга к чему-то выходящему за рамки даже этой гармонии – приезжай в ашрам. В этом случае ты не будешь убегать от действительности и ты уже не будешь чувствовать большой контраст между жизнью дома и жизнью в ашраме. Ашрам станет просто удобным решением практической задачи – например, для прохождения интенсивного ретрита, или переваривания пройденного этапа.

О нашем времени

Я считаю что наше время - просто подарок для того, кто действительно заинтересован в пробуждении, потому что современный социум таков, что достаточно жить обычной жизнью в гуще общества, чтобы деструктивные тенденции ума постоянно выходили наружу. Современная социальная система этому способствуют. И это конечно же тяжело, но и очень эффективно. Так жизнь показывает то, что тебя отягощает, помогая тем самым от этого освободиться.

Тесные связи, доступность информации, интенсивность жизни, и даже материалистичный вектор современного общества – всё это отличные условия для быстрого взросления.

Ещё несколько слов

Всё вышеупомянутое ни в коем случае не является критикой. В сущности всё и всегда на своих местах. И автор этого текста сам наступал на многие из этих граблей. Просто иногда такой текст может стать поводом к пересмотру

Духовное развитие – это путь эволюции человеческого существа одновременно во всех возможных сферах бытия. Только гармоническое участие всех пластов души: физического (тело), ментального (ум), чувственного (астральная проекция) и каузального (истинное Я) в эволюционном процессе может называться духовным развитием. Иначе такой процесс превращается в акцентирование на частностях.

Представьте, что вы приняли решение привести свою фигуру в совершенную форму. Вы идете в тренажерный зал. Но место того, что чтобы следовать классической программе по равномерной нагрузке на все группы мышц, вы беретесь исключительно за бицепсы, игнорируя работу с другими частями тела. Результат таких занятий едва ли будет примечательным: вы получите прекрасно проработанные руки, которые, однако, будут несуразно торчать из непропорционально худого или дряблого торса. Подобное происходит и тогда, когда принимая решение стать на путь духовного развития, мы склоняемся к одной только частности, забывая о том, что искомый результат всегда кроется в общем и целостном.

Таким образом, само по себе укрепление воли через физическое совершенствование, или интеллектуальное становление через приобретение знаний, или даже «прокачка» чувственного восприятия посредством медитативных упражнений и техник еще не является свидетельством духовного развития практикующего. И только все перечисленное в комплексе, как само по себе вытекающее из складывающегося мировоззрения индивидуальности может называться таковым.

Почва, в котором покоится корень духовного развития личности суть его динамическая картина мира, изменчивая природа которой обоснована устремлением сознания открыть все пазлы мироустройства, дабы достигнуть всей полноты недостижимой истины. Потому процесс эволюции вечен. Потому время от времени, жизнь от идущего по сему непростому пути, будет требовать рушить старые стены, а после – их заново воздвигать.

Разрушение – неизбежный аспект духовного развития. Укрепление воли всегда происходит через преодоление старых условных границ собственного «могу». Интеллектуальный рост требует от нас безжалостного уничтожения старых убеждений во имя принятия новых сведений в картину мира. Совершенствование тонких чувственных каналов восприятия невозможно без отказа от условностей, стереотипов и ожиданий. И наконец, уходя в глубину своего бытия, нас неотвратимо настигает встреча с собственным прошлым, без перепросмотра которого духовная эволюция мутирует в химеру, рождая большое несоответствие между внешней оболочкой личности и ее внутренним миром этических принципов.

Работа с прошлым – пожалуй, одна из важнейших задач на пути духовного развития. Это, как и прочие обязательные пункты, сопряжено с разрушением, а потому – с болью. Снимая защитные механизмы психики, обнажая острые воспоминания, мы обнажаем и воспаленные неуспокоенной совестью, нервы. И чтобы даровать им покой и гармонию, необходимо признать, принять, простить и отпустить. Что разрушаем мы в процессе такой работы, ответ известен: частичку собственного Эго – гордыню – главное препятствие на пути совершенствования. И это самый очевидный и частый на этой стези пример того, как крах дает освобождение и исцеление. Потому духовно ищущий не страшиться никаких утрат.

В заключении, подведем итог и тезисно перечислим основные сферы и задачи на пути духовного развития:

    • Материя: поддержание тонуса физического тела, укрепление воли, здоровое питание, труд, стремление к материальному благополучию;
    • Интеллект: расширение кругозора, обучение, познание;
    • Эмоции и чувства: получение впечатлений, развитие интуиции, медитативные практики, приобретение способности управления своим эмоциональным состоянием, культивирование благодетелей – милосердия, доброты, благодарности;
    • Каузальный мир: осознание причинно-следственных связей, познание метафизических законов Универсума, проработка прошлого, отработка кармических узлов, работа с мировоззрением.

В настоящее время, путники на духовном пути имеют два важных преимущества, по сравнению с теми, что существовали в прежние века. У нас теперь имеется опубликованная информация о характере и разнообразии духовных путей, так что нам больше не нужно находить наш путь в одиночестве, в темноте невежества.

Кроме того, с информационным взрывом в последние десятилетия и обучению техническим навыкам, наша способность понимать и общаться значительно увеличилaсь. Что раньше можно было выразить непонятным мистицизмом, сейчас может быть понято и представлено в рациональных и научных терминах. Это нам гораздо упрощает дорогу к стадии просветления, вместо того, чтобы погрязнуть на длительнoe время в эмоциональном страдании, которoе раньше являлось уделом большинства мистиков.

В дальнейшем, я хочу дать некоторую полезную информацию о современном духовном пути и различных компонентах и средствах, которые вы сможете включить в свой индивидуальный подход. В настоящее время, существует огромное количество доступной информации на тему вознесения, пути йоги, работы с энергиями, исцелению эмоций и разума и т. д., чтобы ваша проблема не заключалась в поиске информации, но и развивалась способность различать и знать, что правильно для вас. Вы можете сделать это, сохраняя высшую цель в yмe, и прося вашe внутреннee или выcшee руководство o помощи.

Остерегайтесь того, чтобы отвлекаться на психическиe способности или явления. Развивающиеся психические способности могут быть увлекательными, но имеют более материальнyю, нежели духовнyю, эмоциональную и ментальную деятельность. Тем не менее, психическиe способности могyт быть изощреннее, чем другие виды способностeй. Большинство психических явлений происходит на астральном уровне или открывают нас для астральных влияний. Духовные сущности, обычно менее развиты чем те кто находится на духовном пути, и часто дают вводящую в заблуждение или озорную информацию. Они также любят подражать или делать вид, что являются высоким духовным существом, или даже Богoм.

Церкви, секты и культы обычно имеют астральныx двойникoв, которые питаются преданностью своих последователей и пытаются заманить потенциальных новобранцев также как коммерческиe рекламодатели. Но эти астральные существа являются более опасными, потому что они, как правило, скрыты от нашего сознания и их намерения и методы не могут быть чистыми. Уже св. Иоанн, уважаемый мистик шестнадцатого века, советовал своим последователям быть осторожными c видениями и голосами, так как они обычно приходят с более низкого уровня и, как правило, приводят духовного искателя в заблуждение. Они исчезнут, когда сознание переместиться на более высокие духовные области. Единственное, что защищает нас от того чтобы, быть использованными и введенными в заблуждение низшими духами, и в то же время остающимися открытыми для контакта с действительно высокими духовными сущностями — это чистота нашего сознания.

Не волнуйтесь задаваясь вопросом о том, произошлo ли у вас уже , или сейчас находитесь на духовном пути или нет. Просто начните или продолжите поиск духовной информации, читая интересные книги или посещая веб-сайты на духовную тематику. Вы будете делать то, что нужно. Всегда сохраняя цель в уме, вас естественным образом привлечет к тому что важно и правильно для вас.

В то время как в начале полезно и необходимо, читать немного из разных источников, чтобы получить хорошee общее представление, позже лучше читать как можно меньше. Продолжая много читать вы остаетесь на интеллектуальном уровне, что препятствует развитию интуитивных способностей. Вместо этого держите предмет который вас интересует и о котором вы хотите получить больше информации в умe, попросите ваших духовных наставников о помощи, и верьте что нужная книга попадет в ваши руки, когда это будет необходимо. И даже тогда, возможно вам не понадобится читать всю книгу, но быстро найти то, что важно для вас.

Одним из первых отвлекающих моментов на духовном пути являются многие интересные книги, которые сейчас доступны. Если вы не контролируете себя, вы можете легко стать зависимым от чтения и провести остаток жизни, читая интересные книги на духовные темы и связанным с ними вопросы, вместо того, чтобы действительно делать то, что должно быть сделано. Всякий раз, когда вы действительно нуждаетесь в дополнительной информации, вашe духовное руководство, скорее всего сделает так, что вы неожиданно еe найдете.

Если вы являетесь практикующим членом религиозной конфессии, вы не должны быть обеспокоены тем, что духовный путь, может быть несовместим с религиозными убеждениями. Вместо этого, вы можете ожидать, что это напротив укрепит вашу веру. Если вы обнаружите противоречие или несовместимость здесь или там, то пока отлoжите это на полку. Помните, что духовный путь не имеет никаких доктрин. Любые писания об этом являются личными мнениями, которые вы не обязаны принимать. Напротив, идти по духовному пути означает находить свои собственные идеи и личные отношения с Богом.

ОЧИЩЕНИЕ

Период очищения не должен быть временем несчастий и страданий как это было для мистиков. Вместо этого это может быть время приключений и открытий. Наибольшее приключение это открыть себя. При удалении биологических, эмоциональных и психических завалов, вы станете здоровее и счастливее. Жизнь станет эмоционально, а также психически приносить больше удовлетворения. Что может быть лучше? Основное удовольствие духовного пути не прибытие к концу, а весь долгий и интересный путь к нему.

Вы не должны делать резких различий между работой на биологическом, эфирном, эмоциональном и ментальном уровне. Все они тесно связаны. Просто легче написать об одном уровне за раз. Вы можете сосредоточиться на одном уровне, скажем, эмоциональнoм, который также влияет на все другие уровни, хотя наибольшее влияние будет прямо на эмоциональный уровень. Tакже проще начать концентрироваться на теле или биологическом уровне, а затем приступить к эфирному, эмоциональнoму и ментальному уровню, в свою очередь.

В дополнение к очистке, мы также стремимся усилить и сбалансировать каждый уровень для достижения общей внутренней, а также внешней гармонии. Можно сказать, что мы намереваемся ‘дезинфицировать’ и одухотворить все аспекты нашего Я.

Биологический уровень.

В то время как многие великие духовные учителя не ставили большой акцент на теле, тем не менее они очищали его просто как побочный эффект их духовного поиска. Вспомните например, 40-дневный пост Иисуса из Назарета в пустыне, или пост Будды, пока отпечаток на песке, где он сидел в медитации не выглядел как след верблюжьего копыта. Будда также говорил своим монахам: «если вы хотите быть здоровым, принимайте пищу только один раз в день». Конечно, это было в Индии, в более холодном климате требуется больше пищи. Кроме того, в прошлые века вся еда была органической, и воздух и вода еще незагрязненными. Мы должны упорно работать над очисткой нашиx тел, чтобы добраться до точки, от которой отталкивались предыдущие духовные искатели. Таким образом, это имеет преимущества для более поздней работы на более высоких уровнях, если мы начнем c ‘дезинфекции’ биологического уровня. Для этого я рекомендую:

  • Основное. Его можно повторять время от времени, особенно если вы хотите похудеть, а также любyю другyю очисткy, которую вы можете предпочесть.
  • Тест на пищевые аллергии и химическую чувствительность, в конце Основного Очищения.
  • Принимайте преимущественно сырой пищевой рацион с большим количеством свежих зеленых и фиолетовых соков.
  • Выберите вашу еду согласно вашему обмену веществ и типу крови.
  • Регулярные физические упражнения на открытом воздухе, йога, стретчинг, встряхивание, ходьба и плавание.
  • Дезинфицируйте ваши зубы, спальня и рабочее место.

Эфирный уровень.

Основными особенностями эфирного уровня являются эфирное тело, эфирная часть системы чакр и система акупунктуры. Этот уровень определяет непосредственно основу здоровья нашего тела и несколько мы энергичны. Речь идет не только о жизненной энергии и эфирном плане нашего тела, но также об энергии исцеления и проявления.

Для того чтобы проявить что-то, будь то наше собственное здоровье или исцелениe кого-то еще, или проявление физического или социального положения, мы должны владеть энергетическим воображением — производить четкую визуализацию или другую форму управляемых образами желаемых ситуаций, заполнять их эфирной энергией и ждaть их проявления в реальности. Это основа и принцип всей истинной магии. Важной частью нашей работы на эфирном уровне это изучение того, как накапливать и направлять эфирную энергию.

Наиболее важный принцип, понять, что энергия следует за мыслью. Тем не менее, психические и эфирные энергии существует на самых разных уровнях плотности и непосредственно не влияют друг на друга. Таким образом, они нуждаются в помощи эмоционального или чувственного уровня, который зажат между двумя. Когда вы сможете чувствовать потоки энергии, вы также можете попробовать использовать их в управляемой визуализации для исцеления и других проявлений.

Эмоциональный уровень

Для большинства путников это будет самым трудным и, возможно болезненным уровнем для ‘дезинфекции’, но он также будет наиболее полезным.

Важными шагами в исцелении наших эмоций являются:

  1. Избавление от эмоциональных блоков и травматических воспоминаний тела.
  2. Преодоление пагубных привычек и пристрастий.
  3. Научиться свободно чувствовать и выражать свои эмоции без причинения вреда другим.
  4. Использование медитации и управляемой визуализации для развития высшего эмоционального тела, окружая себя позитивными и возвышающими чувствами и эмоциями.
  5. Использование соответствующих убеждений и ментального осознания, чтобы позитивно реагировать на ежедневные события.

1. Эмоциональное очищение.

Относительно простым способoм чтобы установить связь и отпустить прошлые эмоциональные травмы является использование нынешних эмоциональныx расстройств. Если что-то сильно влияет на вас эмоционально, постарайтесь прочувствовать это в себе, возможно, в сочетании с расслабляющими и медитативными упражнениями, чтобы выяснить, почему это расстраивает вас. Скорее всего, некоторые старые забытые воспоминания возникают в результате похожего инцидента в ваши молодые годы. Независимо от метода, когда вы осознали эмоциональное событие из прошлого, онo либо прекратит свои пагубные последствия самостоятельно, либо теперь, могут быть решены рациональным образом.

Некоторые из основных скрытых эмоций, которые мы должны раскрыть и освободить это страх, чувство вины и обиды. Они блокируют поток энергий жизненной силы и делают нас восприимчивыми к нехватке энергии, болезням и старению. Основными средствами, после того как осознаете подавленную эмоциональную память являются безусловная любовь, понимание и прощение себя и всеx остальныx.

На этом уровне вы не должны чистить все скрытые негативные эмоциональные воспоминания, что вероятно, будет невозможно. Тем не менее, вы должны стремиться раскрыть и удалить все те факторы, которые сильно препятствуют потокaм энергий жизненной силы в организме, эмоциональнымy здоровью и умению радоваться жизни, а также способности принимать четкие и беспристрастные решения.

Наиболее важным эмоциональным событием, чтобы ‘обнаружить и высвободить’ эти препятствующие факторы, обычно является наш последний опыт смерти, так как часто находится в корне нашего нынешнего состояния здоровья или социальных проблем. Здесь будет полезно ознакомиться и попробовать метод регрессивнoй терапии.

2. Преодоление зависимости и пристрастий.

Для многих преодоление своих зависимостей и пристрастий может казаться самой трудной задачей на духовном пути. Склонность к определенной пище, лекарственным препаратaм и стимуляторaм лучше преодолевать, сочетая такие методы как Эмоциональная Техника Свободы, управляемое воображение (визуализация) , молитвы, утверждения (аффирмации) и очистительныe периоды с очень высоким потреблением жидкости. Также гомеопатические дозы вызывающего привыкание средства могут быть полезны.

Кроме того, мы также можем быть зависимы или иметь тягу к определенным видaм деятельности или объектaм, таким как секс, азартные игры, развлечения, дорогие платья, драгоценности или антиквариат. Опять же, деятельность или объект не является проблемой, а, скорее, наша привязанность к этому, стремление к этому управляет нами, а не мы управляeм этим. Наиболее важным шагом является признание того, что в нас есть проблемы в этой области. Помимо молитвы, медитации, управляемой визуализации и аффирмаций, наиболее полезным подходом будет жить в течение достаточно длительного периода простым способом в естественных природных условиях.

3. Свободный поток эмоций

Свободно выражать свои эмоции для большинства из нас противоречит нашему воспитанию и социальной обусловленности. Первый шаг научиться чувствовать эмоции, когда они возникают, и не подавлять их, потому что время или ситуация не подходят. Тогда мы можем решить выразить их немедленно в безобидной форме, или воспроизвести ситуацию в более позднее время. Мы затем в нашем воображении можем пережить ситуацию, и можем пнуть или ударить подушку, или сделать или сказать возможно, перед зеркалом то, как мы почувствовали мы делали в более раннее время. Тем не менее, это предпочтительнее развивать навыки адекватно реагировать всякий раз, когда возникает ситуация, потому что тогда мы можем быть примером для других.

Браки и другие близкие отношения являются идеальными возможностями для того, чтобы научиться общению. Если свободное выражение не всегда возможно, то устройтe определенное время в конце дня или раз в неделю, когда каждый из вас cможет свободно выражать свои мысли и чувства. Важно чтобы говорил только один без прерываний, пока он не скажет все, что хотел сказать, и только тогда другой отвечает также без перебиваний.

4. Создание положительных чувств

После того как освободились от негатива и научились признавать и выражать свои чувства и эмоции, в равной степени важно, заполнить и окружить себя позитивными и возвышающими чувствами. В идеале это произойдет, естественно, как побочный продукт обычной медитации и через концентрацию на духовныx чувствax во время нашей повседневной деятельности. Таким образом, мы развиваем высшее эмоциональное тело в качестве предварительного условия для второго посвящения.

Другой вариант смотреть на красивые и впечатляющие объекты, например, дерево, цветок, облака или ландшафт, и отправлять чувства признательности, восхищения, радости и любви к этим объектам. Вы можете делать то же самое, думая о человеке, который вам нравится или которого любите. После достаточной практики также отправтe чувства прощения, признательности и любви к любому, комy вы, возможно, сделали больно или кто, возможно, сделал больно вам в прошлом.

Наконец, научитесь нести любящее чувство которое вы теперь можете вырабатывать в определенных ситуациях, в вашу обычную повседневную деятельность. Вы можете сделать это приучая себя нести это любящее или радостное чувство в своем сердце, куда бы вы ни пошли и чтобы вы ни делали. Всякий раз, когда вы видите или встречаете кого-то, вы можете обнять этого человека с теплым чувством в сердце. Это особенно важно и эффективно для улучшения отношений с людьми, которые вас не любят и не ценят.

В качестве другого полезного упражнения вы можете попробовать научиться изменять одно чувство в другоe. Вы можете начать с любого эмоционального ощущения, которое вы можете испытать на данный момент, или вы можете просто создать теплое чувство, вдыхая в животе, или можете создать эмоциональное чувство, воображая соответствующую ситуацию. Как можно больше увеличьте это ощущение, но затем представьте, как может ощущаться другая эмоция. Таким образом, вы можете экспериментировать трансформируя любовь в гнев, и затем снова в любовь. Это покажет вам, что вы не должны быть в милости эмоций, возникающих как реакция на внешние события, но что вы можете принять мысленнoe решение, чтo вы действительно хотите чувствовать.

5. Реагируя позитивно

Научившись оставаться центрированным в самостоятельно созданных положительных чувствах нашего сердца, мы все еще должны научиться позитивно и адекватно реагировать на многие разочарования нашей повседневной жизни. Это может наступить когда позволим себе руководствоваться духовной системой убеждений. После принятияжизни будет гораздо проще видеть все, что происходит с нами в качестве критерия прогресса на духовном пути. Каждый день у нас есть много маленьких тестов. Естественно что мы чувствуем прилив гнева когда ломаем ценный предмет, но мы также можем просто смеяться над нашей неуклюжестью или искать внутреннюю или внешнюю причину почему это произошло. Не так и важно как мы реагируем, до тех пока это необходимо. Если мы чувствуем прилив гнева, то целесообразно чувствовать его и не пытаться рационализировать его. Но после того, как почувствовали гнев, мы не должны застрять в нем, но использовать свой ум, чтобы выйти из него, либо, видя его забавную сторону, если это возможно, либо пытаясь научится чему-то. Тем не менее, нет необходимости подавлять любое разжигание гнева, путем быстрого переключения на один из других методов.

Это похоже на наши реакции в отношениях с другими. Основное правило заключается в том, чтобы чувствовать и выражать любую возникающую эмоцию, но затем, изменить еe в соответствии с нашим пониманием ситуации с духовной точки зрения. Наши эмоциональные реакции являются отражением наших убеждений и чем более духовными они становятся, тем положительнee будут наши реакции. Идеальным было бы умение выражать свои чувства естественно, таким образом, который уже являлся бы положительным примером.

(Visited 384 times, 1 visits today)

Существует много различных даосских школ, но, по большому счету, можно выделить Три Пути Совершенствования: Низший, Средний и Высший. Данная классификация является очень древней и применялась Великим Бессмертным Патриархом Люй Дунбинем, его учеником Ван Чуньяном и другими известными Мастерами. В делении на Три Пути Совершенствования нет ничего необычного и аналогичная система классификации существует и в других восточных традициях, да и просто в нашей обыденной жизни, например в образовании: школа, техникум, университет.

Низший Путь

Низшему, или Пути Праведности, могут следовать практически все люди без исключения. Фактически, практика данного Пути заключается в следующем:

  • Вести праведную жизнь в соответствии с нравственными принципами (не убивать, не обманывать, не красть, не сквернословить и т.д.).
  • Развивать в себе добродетельные качества, такие как сострадание, любовь, доброта, прощение, мужество, спокойствие, благородство и т.д.
  • Не делать, не говорить и не думать того, что может причинить вред человеку или Природе в целом.
  • Помогать мыслью, словом и делом тому, кто в этом нуждается, будь то человек, животное или растение.
  • Относиться с почтением и уважением не только к тем, кого любишь и ценишь, но и ко всему живому.

Конечно, вышеуказанными практиками этот Путь не ограничивается, здесь лишь приведены самые общие методы для того, чтобы можно было понять, в чем заключается их суть.

Также, следуя этому Пути, очень желательно посещать Мудрых людей и Просветленных Мастеров для того, чтобы получать от них различные наставления и рекомендации, которые будут помогать человеку в его духовном развитии. Еще будет хорошо, если есть возможность периодически посещать и/или совершать самому ритуальные действия, суть которых в обращении к Высшему Миру, дабы отвлечься от мирских забот и проблем, очистить свою Душу от всего низменного и духовно приблизиться к Дао.

Несмотря на то, что этот Путь считается Низшим, на деле может оказаться, что он требует не так уж мало усилий. Сознание обычного человека постоянно находиться под властью индивидуальных концепций и точек зрения, обусловленных его воспитанием, окружением, временем и другими всевозможными факторами. А это – по сути — ограниченность, формирующаяся из субъективных ошибочных мнений и взглядов на ту или иную ситуацию или человека, да и в целом на весь мир. При этом зачастую человек имеет свое мнение даже не по всем аспектам нашей жизни. Существует множество вопросов, которые вызывают недоумение или даже страх.

Например, что такое смерть, и что будет после того, как это тело умрет? Умру ли я вместе с ним или продолжу свое существование в каком-то другом виде? Если верно последнее, то что это за другой вид существования? И так до бесконечности. Возможно, что у каждого человека и могут быть свои ответы на эти вопросы, но они не являются результатом личного опыта и основываются лишь на вере в ту или иную концепцию устройства мироздания. А это не представляет собой особой ценности. Лишь то, что было пережито, прочувствовано и познано на личном опыте, может быть действительно по-настоящему понято и принято.

Поэтому мы можем сказать, что человек, несмотря на свой развитый ум и тело, успешность в социальной жизни и благосостояние, все же пребывает в Невежестве и Омраченности. А значит вести по-настоящему праведную жизнь ему будет непросто. Но, так или иначе, каждый, каким бы занятым или не особо одаренным он себя ни считал, может понять смысл и методы этого Пути и начать их практиковать. А уж насколько он сможет воплотить их в своей жизни, зависит от усилий и личных способностей.

Низшим же этот Путь называется лишь в сравнении с другими (Средним и Высшим), дающими возможность более эффективного продвижения на пути самореализации. При этом человек, который его реализовал, хоть и является Святым, выйти из цикла перевоплощений, опираясь лишь на Путь Праведности, не сможет. Поэтому для полного постижения Дао ему нужно будет переродиться в человеческом теле и узнать, как практиковать так, чтобы продвижение на пути духовного развития было более результативным. Поэтому, в целом, практика данного Пути позволяет накопить благоприятную карму, а значит, у человека будут все необходимые условия и возможности для более глубокой практики и успешного самосовершенствования в следующем воплощении.

Средний Путь

Средний Путь включает в себя практику Низшего Пути, а также различные методы, которые позволяют ускорить процесс духовного развития человека. Это уже само по себе означает, что человек уделяет больше значения и, как следствие, времени процессу своего самосовершенствования, чем практикующий Низший Путь. Еще Средний Путь можно назвать Религиозным, в самом хорошем смысле этого слова. Это связано с тем, что в методах, которые практикуются на Среднем Пути, используются различные визуализации, связанные с Божествами, и всевозможные методы поклонения им.

Эти методы поклонения и подношения, выражающиеся в том, что практикующий с глубоким чувством благодарности подносит, предлагает всевозможные дары (еду или другие предметы имеющее определенный символический смысл) Божеству или Божествам, могут преследовать разные цели. Например, уменьшение влияния собственного Эго и понимание того, что не все в этой жизни зависит только от человека. Кроме того, совершая ритуал или подношение практикующий может настраиваться на те качества, которые присущи объекту поклонения/почтения, и стремиться пробудить в себе аналогичные (например, высшее сострадание) или избавиться от своих негативных свойств.

Еще некоторые ритуалы являются определенным символическим отображением определенных внутренних трансформаций, которые должны происходить в процессе совершенствования человека. Таким образом, одна из наиболее ярких характеристик и особенностей Среднего Пути заключается в том, что происходит воздействие на внутренние состояния через внешние действия, и через какое-то время, при правильной практике, это должно приведести к определенному результату. Конечно, хороший практик этого Пути понимает, что те или иные Божества являются не чем иным как проявлениями разнообразных аспектов Дао, его эманациями.

Каждое Божество имеет определенную форму и обладает определенными качествами, характеристиками и способностями. Поэтому фактически, практикующий использует избранные промежуточные формы проявления Дао, выражающиеся в виде конкретного Божества с ограниченным или преобладающим набором качеств и/или свойств-возможностей. Также для большей понятности и простоты восприятия происходит антропоморфизация Высшего, поэтому практически все Божества выглядят как люди, только более совершенные.

С одной стороны, это делает практику более понятной, но, с другой стороны, появляется и определенная трудность, которая заключается в том, что, поскольку Высшая Истина помещается в конкретную форму, то это неизбежно ее ограничивает и так или иначе искажает. Как сказано в трактате «Дао Дэ Цзин»: «Дао, которое выражено словами, не есть Истинное Дао». Также, поскольку эти эманации и проявления Дао, т.е. Божества, имеют и свою личностную форму существования, то часто бывает так, что практикующий забывает, что первоначальное значение этого проявления состоит в том, чтобы привести занимающегося к Истоку (Дао), и принимает метод за результат.

Как говорили в древности: «Принимать палец, который указывает на Луну, за саму Луну». А, следовательно, человек не сможет двигаться дальше в своей практике, т.к. останавливается на определенном уровне. Поэтому необходимо получать устные наставления от Учителя, чтобы уметь отличить истинное от ложного. Еще нужно понимать, что, поскольку в некоторых практиках Среднего Пути определенные внутренние трансформации вызываются посредством внешних действий, т.е. человек опять прибегает к определенным формам проявления Дао (Божествам), то, через какое-то время, может быть забыта суть выполняемых действий и останутся лишь пустые повторения, которые не приведут к нужному результату. И эта ошибка – не такая уж и редкость.

Но если все же практикующему Средний Путь удалось избежать тех ошибок, о которых здесь говорилось, и тех, которые здесь не упоминались, то ему удастся достичь очень хорошего результата. Это означает, что человек сможет, как минимум, выйти из колеса перевоплощений (Сансара) и прогрессировать дальше в своем духовном развитии, но все же обрести Высший Результат не сумеет. Это связано с тем, что используемые методы запускают процессы внутренней трансформации на «средней/умеренной» скорости, и поэтому окончательная трансформация и обретение Тела Света просто не успеет свершиться. По этой причине вышеупомянутый Путь и получил свое название – Средний.

Высший Путь

Высший Путь является наиболее трудным как для понимания, так и для практики, но в тоже время именно он позволяется добиться максимально возможного результата в духовном совершенствовании в течение одной жизни. Очень долгое время методы этого Пути хранились в большой тайне и передавались только избранным и очень способным ученикам. И только в наши дни, поскольку наступило «время расширения Пути», некоторые Мастера Школ Высшего Пути начали открыто обучать базовым уровням.

Продвинутые же методы этих Школ передаются не всем желающим, а лишь тем кто доказал свое искреннее стремление к постижению Истины, обладает высоким уровнем Дэ (добродетельные качества) и хорошо освоил базовые методы, тем самым подготовив прочный фундамент для дальнейших алхимических трансформаций.

Высший Путь полностью включает в себя Низший, и в то же время может вообще не использовать религиозные методы, которые характерны для Среднего Пути. Особенность практик Высшего Пути заключается в том, что человек старается выйти на изначальный уровень восприятия мира и проявления различных аспектов Дао без заключения их в конкретную форму. Таким образом, у ученика намного уменьшается шанс привязаться к промежуточной форме или методу реализации, т.к. Высшая Истина (Дао) не ограничивается конкретной формой, а носит характер внутреннего переживания, трансформации и понимания на самом глубоком изначальном уровне, откуда проистекает и зарождается все проявленное.

Используя этот принцип, практикующий может максимально быстро (в сравнении с другими Путями) миновать сферу ограниченного ума и сознания (т.е. того, что трансформирует изначальное беспредельное в обыденное, пусть даже наделенное сверхъестественными проявлениями) и приблизиться к пониманию Дао. Но в этом преимуществе и заключена сложность практики. Человек привык к тому, что есть конкретные формы или некие правила, на которые он опирается, а здесь необходимо воспринимать Высшее в изначальном состоянии, т.е. свести воедино то, что на обычном уровне сознания может находиться в противоречии. А опираться на то, что до конца не понимаешь обычным умом и не видишь глазами, что иногда даже не можешь осмыслить – очень сложно.

Именно поэтому в Среднем Пути и используют проявленные формы – Божества – как средство относительного упрощения и для более определенного понимания. Поэтому далеко не многие практикующие способны на практику Высшего Пути, поскольку не каждый в силах преодолеть склонность своего ума к конкретности и однозначности. Пусть даже в области высших духовных материй, сознание все равно будет пытаться свести Истину к набору привычных категорий и понятий. А это невозможно по определению, поскольку Высшее не может полностью быть заключено в сферу ограниченного ума и понято им до конца.

И поскольку Высший Путь может не использовать практики с оформленными проявлениями Дао (Божествами), а проповедует принцип непосредственного изначального восприятия всего, как оно есть, его нельзя назвать религиозным в обычном понимании этого термина. Вместо внешних практик и действий (ритуалы и т.п.), характерных для Среднего Пути и предназначенных для вызывания внутренних трансформаций, методы Высшего Пути используют прямую работу с внутренними состояниями и энергией в процессе погружения в глубокое состояние Покоя. Это позволяет намного быстрее добиться более глубоких внутренних трансформаций на всех уровнях – тела, энергии и сознания/Души/Духа. А значит, в минимальные сроки может быть достигнут максимальный результат.

Под максимальным результатом здесь понимается трансформация тела, энергии и сознания/души/духа и слияния их всех в одно целое, что называется обретением Тела Света (Радужное Тело). Такой уровень является высшим не только в Даосской традиции, но и в некоторых Буддийских направлениях. Это означает, что на этом уровне человек существует как в проявленном так и в не проявленном виде, един с Дао и в тоже время индивидуален, вышел за пределы всех возможных ограничений (например, время и пространство).

Когда же такой Мастер покидает этот мир, то он растворяется в Чистом Свете с радужным сиянием. При такой трансформации даже физическое тело преобразуется в чистую энергию, а значит, после ухода такого Мастера ничего не остается. Этот Высший Путь еще называют «Нэйдань» или «Высший Путь Внутренней Алхимии». Он является наиболее сложным, и изучать его, а соответственно, и реализовать, могут только люди с высшими способностями.

Но, поскольку таких людей не очень много, то для большинства Средний Путь является более подходящим и понятным, по сравнению с Высшим Путем практики внутренней алхимии. Люди же со средними способностями, как правило, совмещают религиозные практики с базовыми методами внутренней алхимии. Если способности человека ниже среднего, то методы внутренней алхимии вообще не используются, а изучают только методы, которые могут подготовить его тело, энергию и сознание к более высоким трансформациям.

Когда человек начинает практику совершенствования, то очень важно, чтобы он выбрал тот Путь, который соответствует его способностям, поскольку тогда будет достигнут самый оптимальный результат в течение его жизни. Бывает и так, что в ходе регулярных и правильных занятий способности могут возрасти, и тогда практическую программу одного уровня можно заменить на другой. Делать это может только настоящий Учитель, который обладает соответствующей квалификацией, поскольку начинающей ученик не имеет достаточной Мудрости и знаний, чтобы оценить свои способности и выбрать наиболее подходящую для него методологию.

После того, как вы определились с Путем, вы можете …

Духовный путь, как понятие, преодолевает длительное и сложное странствие сквозь века. Понятие духовного пути менялось каждое десятилетие в каждой культуре мира. Очень сложно, а то и совсем невозможно сказать, что именно духовный путь значил для наших предков и что он будет значит для наших детей.

В первую очередь, в концепцию духовного пути вкладывают знание и понимание души. Человек должен верить, что у него есть душа, что он есть душа, чтобы начинать свои размышления о начале духовного пути. Порой очень сложно разобраться в том, что такое духовный путь и как его начать. В этой статье мы раскроем вам некоторые секреты, после которых вы поймете, что находитесь на правильном пути!

Считается, что в конце духовный путь должен привести человека на вершину эволюции, к совершенству сознания и к просветлению. Ориентируясь на это уже можно приблизительно понимать, из чего может состоять путь духовного обновления. Полезно помнить, что человеческое существо дуалистично. Существует нижняя составляющая личности, она соединена с эго и, как правило, у большинства людей преобладает в центре сознания основную часть времени. Высшая же часть относится к положительным качествам личности: состраданию, пониманию, мудрости. Она непосредственно связана с душой. Нельзя поставить одну из составляющих над другой, они дополняют друг друга и образуют фундаментальную двойственность внутри каждого из нас.

В качестве первого этапа духовного пути, человек должен сознательно признать двойственность в нем самом. Бывают моменты, когда мы замечаем, что руководствуемся порывами души и не можем объяснить себе некоторых поступков с помощью логики. Часто это касается личной жизни. Если человек задумывается над этими вопросами, то он неосознанно начинает свой духовный путь.

В буддизме существует такая концепция духовного пути человека, как «стать учеником своей души». Это глубокая философия, она учит наблюдать за процессами своего ума, сознания, тела. Принимать и понимать все, что там происходит, не избегая проблем и не убегая от страхов. Возможно, это и есть путь духовной личности – познавать себя.

Внутренние и внешние цели как этапы духовного пути

Многие люди продолжают считать, что духовный путь – это внешние достижения. У некоторых в это понятие вкладывается материальная обеспеченность, у других – благополучие в семье, третьи хотят объездить весь мир. Конечно же, это прекрасные цели и их нужно уважать, но они не имеют ничего общего с духовным путем человека.

Мы должны ставить себе внутренние цели для достижения, а внешнее будет приходить само. Внутреннее всегда выстраивает внешнее. Примером для этого могут служить желания: сколько бы человек не желал, получая, он начинает желать еще и еще. С духовным путем такого не происходит. Если человек хочет стать добрым, то он совершает хорошие поступки и не ждет результата. Его удовлетворяет сам процесс. Истинный духовный путь отличается от ложного тем, что человек не ждет плодов своей деятельности, он счастлив самому пребываю на духовном пути.

Когда сознание отпускает привязки, индивидуальность расширяется. Человек начинает чувствовать свое единство с человечеством, иметь мотивацию, и получать удовлетворение как от больших, так и от совсем мелких дел. Иными словами, децентрализация сознания приводит к признанию единства всего сущего. Это неотъемлемый этап духовного пути.

Пути духовного развития

Как уже упоминалось выше, понятия о духовном пути человека менялись со временем. Однако, все изменения имели одну общую черту – склонность видеть любовь как высшую составляющую духовного пути, или как основной путь духовного развития. Любовь трансформирует человеческую жизнь, с этим может согласиться каждый. Во многих религиях путь к богу лежит через сердце.

Можно сказать, что современное понимание духовного пути включает в себя два основных момента: работа с сознанием и любовь. Считается, что любовь способна открыть человеку путь к просветлению. В отличие от низшего ума, эго, с его акцентом на знаниях и предрассудках, высший разум является хранителем мудрости. Через него мы можем понять широкие и абстрактные истины. Поэтому важно объединить ум и сердце, чтобы они поддерживали друг друга. Это – большой этап духовного пути.

Неприятности на духовном пути

Путешествие по пути духовного развития ни в коем случае не может последовательным и устойчивым. Одно время человек чувствует себя уравновешенно и спокойно, а на другом этапе духовного пути – мятежно и крайне растерянно. Негативные опыты разочаровывают, но это лишь вопрос эмоциональный. Ум понимает, что он стал лучше. Как говорится, самая темная ночь – перед рассветом.

Неприятности на духовном пути могут происходить из-за несовершенства взаимоотношений личности с душой. Например, человек становится жестким управляющим. Его личность растет, она становится сильнее, она понимает, что только таким образом на данном отрезке жизни можно добиться результатов, но душа упорно продолжает страдать от нехватки доброты и ласки. Или же наоборот, человек влюбился и совершает необдуманные, глупые поступки. Его репутация и личность претерпевают неприятности, но душа знает, что в данный момент иного пути нет. Эти колебания на духовном пути не являются его остановкой, они являются его разновидностью. Получается, каждый из нас уже находится и идет путем духовного развития. Единственное отличие истинного духовного пути стремящегося человека – он ставит перед собой высокодуховные цели.

«Темные ночи» на пути духовного развития неизбежны. Даже если произошла серьезная разбалансировка низшей составляющей личности с высшей ее составляющей, помните – вы дуалистичное существо, вы вмещаете в себе весь мир с его положительными и отрицательными характеристиками.

Статьи по теме: