Федеральный закон о трудовых пенсиях рф. Закон о повышении пенсионного возраста

Основания возникновения и правила реализации прав граждан на выплаты в связи с утратой способности осуществлять профессиональную деятельность регламентируются ФЗ-173 от 17.12.2001 г. Рассмотрим далее некоторые положения этого нормативного акта.

Ключевые понятия

В тексте нормативного акта "О трудовых пенсиях в Российской Федерации " используются следующие термины:


Субъекты права

Нормативный акт "О трудовых пенсиях в Российской Федерации " определяет конкретных лиц, имеющих возможность получать выплаты. Возможностью получать могут воспользоваться:

  1. Граждане, застрахованные в установленном порядке. При этом должны соблюдаться условия, предусмотренные нормами.
  2. Нетрудоспособные родственники застрахованных лиц в случаях, установленных ст. 9 ФЗ № 173.
  3. Иностранцы и лица, не имеющие гражданства, постоянно проживающие на территории страны. Исключение составляют случаи, предусмотренные в международном договоре или внутреннем законодательстве РФ.

Выбор выплаты

173-ФЗ (с изменениями) предусматривает следующие виды компенсаций:

  1. По старости.
  2. По инвалидности.
  3. Из-за потери кормильца.

Первые две выплаты могут содержать накопительную, страховую и базовую части. В пенсию, назначаемую из-за кормильца, включаются только два последних элемента. Порядок формирования накопительного элемента выплат по инвалидности и старости в настоящее время подвергнут корректировкам. Субъекты, которые по тем или иным причинам не имеют права получать пенсию, могут рассчитывать на социальную компенсацию. Она устанавливается в особом порядке. Правила и условия предоставления выплат социального характера регулируются в ФЗ "О пенсионном гособеспечении".

Финансирование

173-ФЗ (последняя редакция ) определяет, что в случае внесения корректировок в установленный порядок назначения выплат, требующих увеличения затрат, должны быть определены конкретные источники и правила компенсирования дополнительных расходов. В соответствии с этим, принимаются нормативные акты о внесении исправлений в положения о бюджетной системе. Формирование накопительного компонента осуществляется при наличии достаточных средств, учтенных в специальном разделе лицевого (индивидуального) счета застрахованного гражданина.

Элементы стажа

Закон 173-ФЗ устанавливает, что для расчета используются периоды рабочей либо иной профессиональной деятельности, которая осуществлялась на территории страны гражданами, застрахованными в установленном порядке. При этом в течение этих временных промежутков должны производиться отчисления в ПФР. Нормативный акт "О трудовых пенсиях в РФ " (173-ФЗ) допускает включение в стаж периодов осуществления деятельности за пределами страны. Это разрешается в случаях, предусмотренных нормативными актами или международными соглашениями, либо если за все соответствующие временные промежутки осуществлялись отчисления в ПФР.

Прочие периоды

Закон "О трудовых пенсиях" определяет, что наравне с рабочей или другой деятельностью, выполнявшейся на территории страны, засчитываются:


Указанные периоды будут засчитываться в стаж, если перед или после них субъект осуществлял рабочую или иную профессиональную деятельность, определенную в ст. 10 рассматриваемого нормативного акта. При этом не будет иметь значения ее продолжительность.

Расчет

Нормативный акт "О трудовых (173-ФЗ) устанавливает порядок определения размера страховой части выплат по старости. Он рассчитывается по формуле:

СЧ = ПК/Т, в которой:

  • страховая часть - СЧ;
  • величина расчетного капитала застрахованного гражданина, учтенная на дату, с которой ему назначается компенсация, - ПК;
  • число месяцев предполагаемого периода выплат, используемого для определения размера пенсии, - Т.

Последний показатель составляет 228 мес. (19 лет). Дополнительно нормативный акт "О трудовых пенсиях в РФ" (173-ФЗ ) устанавливает, что величина страховой части выплат по старости граждан не может быть меньше СЧ компенсации по инвалидности, если они получали ее не меньше 10-ти лет. В расчет принимается размер, установленный на дату, когда отчисления были прекращены.

Выплаты субъектам, выезжающим в другое государство на ПМЖ

Нормативный акт "О трудовых пенсиях в РФ" (173-ФЗ) допускает выплату по желанию гражданина, покидающего территорию страны, суммы, назначенной ему в установленном порядке, за полгода вперед. Дополнительно предусматривается еще несколько возможностей. В частности, субъект, который покидает страну, вправе написать заявление, в соответствии с которым отчисления будут осуществляться на имя доверенного лица, находящегося в России. Кроме этого, гражданин, уезжающий в другое государство на ПМЖ, может получать выплату на свой счет в отечественном или зарубежном банке. Отчисления могут совершаться как в рублях, так и в инвалюте. В последнем случае пересчет осуществляется по курсу ЦБ, действующему на дату выполнения операции. Закон "О трудовых пенсиях " допускает совершение переводов за границу начиная с месяца, который следует за периодом отъезда в другую страну. Но при этом выплаты должны совершаться не ранее дня, до которого была получена пенсия в рублях.

Правила перевода назначенных сумм гражданам, выехавшим или выезжающим на ПМЖ за границу, определяются правительством РФ. В случае возвращения субъектов обратно, производится отчисление выплат, неполученных за время пребывания в другой стране. Однако граждане могут получить пенсию не более чем за 3 года, предшествовавшие дате обращения в уполномоченные органы с соответствующим заявлением.

Надо заметить, что данный 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяется с 1 января 2015 года очень ограниченно. Имеют силу лишь те статьи, которые касаются исчисления размера трудовых пенсий. Основная часть пенсионного регулирования в России происходит согласно Федеральному Закону от 28.12.2013 N 400-ФЗ («О страховых пенсиях»).

Общая характеристика

Закон №173-ФЗ подробно говорит о способах начисления пенсионных выплат. Он включает в себя шесть статей. В начале Закона идут общие положения, присущие для многих нормативно-правовых актов. Далее разъясняются общие понятия - трудовой стаж, трудовая пенсия, лицевой счёт, пенсионный капитал, пенсионные накопления и иные. Также обозначаются виды лиц, которые имеют право на получение пенсионных выплат. Это мужчины, достигшие 60-летнего возраста, и женщины, достигшие 55 лет. Также это могут быть несовершеннолетние или недееспособные граждане, находившиеся на иждивении умершего (в случае назначения пенсии по потере кормильца).

Трудовой стаж

Глава 3 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" посвящена трудовому стажу. Минимальный трудовой стаж необходим для начисления пенсии по старости. Причем основным условием здесь является отчисление пенсионных взносов работодателем в Пенсионный Фонд России. То есть "серая" зарплата в конверте не влияет на увеличение трудового стажа.

В Законе также регламентируется порядок подсчета трудового стажа и обозначаются процедуры для его подтверждения (в случае необходимости).

Кроме работы также существуют иные периоды, которые засчитываются в трудовой стаж. Например, отпуск по уходу за ребенком. Перечень таких периодов четко зафиксирован в Законе.

Пенсионные выплаты

О размерах пенсионных выплат говорится в главе 14 Закона № ФЗ-173. Эта глава является, пожалуй, самой обширной и самой важной. Она изобилует формулами и фиксированными показателями, которые позволяют рассчитать размер трудовой пенсии. Для неискушенного читателя все эти рассчеты могут показаться непонятными. В этом случае рекомендуем вам воспользоваться комментариями Федерального Закона № 173-ФЗ или в любой информационный центр, где вам помогут разобраться.

  • размер трудовой пенсии по старости, зафиксироанный в нормативно-правовых актах;
  • сумму пенсионного капитала, подлежащего расчету;
  • ожидаемый период выплат в месяцах (на сегодняшний день этот период составляет 19 лет).

Выводы

Итак, рассматриваемый нами Закон "О трудовых пенсиях в РФ" № 173-ФЗ в последней редакции регулирует важнейшие вопросы, связанные с трудовым стажем и исчислением размера пенсионных выплат. Но данный Закон больше предназначен для государственных и муниципальных служащих, нежели для простых граждан, ввиду обилия специальной информации.

Каждый работающий человек, на протяжении всех рабочих лет, обязан выплачивать взносы в социальный и страховой фонды Российской Федерации. Производятся отчисления для получения пенсии при достижении определенного возраста и страхового стажа. Все нюансы, касающиеся размера пенсионных выплат и метода их начисления описаны в Федеральном Законе № 400.

В 18 статье ФЗ № 400 указываются условия проведения индексации пенсий работающих пенсионеров. Перерасчет (повышение, уменьшение) выплат производиться по формуле:

СПст = СПстп + (ИПКi / К / КН x СПК), где

  • СПст — размер выплат по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца;
  • СПстп — установленный размер пенсии на 31 юля года, в котором производится расчет;
  • ИПКi — индивидуальный пенсионный коэффициент;
  • К — специальный коэффициент;
  • КН — второй специальный коэффициент;
  • СПК — стоимость одного пенсионного коэффициента.

По закону, минимальный размер пенсии устанавливается исходя из показателя прожиточного минимума. Поэтому по законодательству не может быть ниже, чем установленный прожиточный минимум.

Скачать текст

Страховые выплаты назначается в определенные сроки, установленными законом России:

  • выплаты по старости начисляются со следующего дня после увольнения с работы. Необходимо обратиться за данной пенсией в максимально установленный срок 30 дней после увольнения;
  • страховые выплаты по инвалидности назначаются со дня признания человека инвалидом, если он или его представитель обратились за начислением в течении года со дня установления факта инвалидности;
  • чтобы получить пенсию по случаю потери кормильца, по закону, следует обратиться в течении года со дня смерти данного человека.

Все нюансы начисления пенсий и их выплат подробно изложены в законе № 400. Ознакомиться с последней редакцией Федерального Закона «О страховых пенсиях» можно . Подробно рассмотреть внесенные изменения, согласно закону № 143, можно по

Пенсионная система претерпела огромные изменения с советских времен.

На сегодняшний день пенсионная система неуклонно стремится к западной модели. Совершенствования в данной сфере производятся поэтапно и неуклонно. Вместе с изменилось и само формирование будущих социальных выплат. А их размер теперь может зависеть не только от уровня получаемых доходов и количества отработанных лет, но и способов их формирования.

В 2017 году каждый гражданин может сам для себя определять, каким образом он будет формировать свои накопления на старость. Можно довериться, как и раньше государству, обратившись в управляющую компанию государственного масштаба. Но есть и иные возможности, например, формируя накопления в негосударственном пенсионном фонде или вместе с частными управляющими компаниями.

Становление пенсионного законодательства в России имеет четкие временные вехи. До 90-х годов ХХ века пенсии по старости назначались государством без ориентировки на уровень получаемых доходов бывшего работника. устанавливалась единожды и не претерпевала никаких изменений на протяжении всех последующих лет. Такое положение дел было обусловлено отсутствием инфляции и тем фактом, что сами отчисления формировались иным путем, а именно отчислениями предприятий и бюджетным финансированием.

С 1990 года начались изменения в данной сфере, рассматривались различные законопроекты, потому что пенсии требовали индексации в связи с постоянным ростом цен. В этом году был сформирован Пенсионный фонд, который стал получать ежемесячные отчисления от юридических и физических лиц, за счет чего и производились регулярные начисления пенсий. Кроме того, сам расчет значительно изменился. А уже в 1992 году были введены негосударственные пенсионные фонды, которые позволяли работающим гражданам накапливать средства к старости.

Последующие годы вплоть до 2000 ситуация в данной сфере была крайне тяжелая, несмотря на количество проведенных реформ. Но с началом XI века пенсионное реформирование приняло новые обороты, постепенно стабилизируя ситуацию.

Закон «О трудовых пенсиях в РФ»

Законодательство о трудовых пенсиях в Российской Федерации долгие годы регулировалось 173 ФЗ. Федеральный закон о трудовых пенсиях в РФ 3 173-ФЗ был принят 17 декабря 2001 года.

Данный закон объединил в себе многие законопроекты, предложив принципиально новый подход к формированию . В частности, пенсии стали делиться по основаниям для их получения. Их можно получить не только при достижении пенсионного возраста, но также и по инвалидности, и при потере кормильца.

Пособия формируются из нескольких различных частей:

  1. Базовая часть — это тот минимум, на который можно претендовать при определенных условиях.
  2. Страховая, которая напрямую зависит от продолжительности отчислений в пенсионный фонд.
  3. , позволяющая самостоятельно корректировать уровень средств, отложенных на старость.

В 173-ФЗ было скорректировано понятие о периодах, которые считаются страховыми, а посему должны быть засчитаны при начислении пенсии. Согласно данному закону, учитываются не только фактически отработанные периоды, но и время когда:

  • гражданин проходил срочную воинскую службу;
  • женщина осуществляла уход за новорожденным;
  • производился уход за инвалидом первой группы или пожилым человеком ;
  • человек числился безработным и получал пособие и др.

Единственным условием для осуществления данного зачета в страховой период является факт наличия официального трудоустройства перед указанным сроком или сразу после него, вне зависимости от общей его продолжительности.

Закон «О страховых пенсиях»

В 2015 году вступил в силу новый закон «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ. В его основе лежит новый подход к формированию пенсионного пособия. Теперь пособие будет состоять из двух частей:

  1. Накопительных суммах.

Страховая часть - это те средства, которые наниматель отчисляет ежемесячно в бюджет за каждого своего работника. Ставка таких отчислений равняется 22%. Указанная сумма автоматически делится на две неравные части:

  1. 6% — именно такую сумму можно отчислять на незамедлительные инвестиции в различные проекты. То есть эти деньги могут работать и приносить прибыль, что впоследствии может существенно увеличить выплачиваемое пособие.
  2. 16% — сразу идут на страховую часть.

По желанию работника все 22% могут сразу отчисляться в страховую часть, минуя фондовый рынок.

Накопительные суммы могут скапливать в государственных или негосударственных управляющих компаниях. Выбор остается исключительно за гражданином. Если выбираются негосударственные компании, то данные средства инвестируют в фондовые рынки, принося прибыль как компаниям, так и инвесторам, то есть гражданам, вносящим данные накопления.

Применяется ли в настоящее время закон № 173?

Закон о назначении трудовых пенсий № 173-ФЗ фактически был заменен законом о страховых пенсионных пособиях №400-ФЗ. Произошло это в 2015 году. Но принятие нового Закона не полностью аннулировало действие предыдущего ФЗ № 173. Фактически на сегодняшний день действуют два этих документа. Основополагающим считается последнее издание под № 400. Все пункты, совпадающие с предыдущим ФЗ, теперь трактуются только в новой редакции. А вот те абзацы в ФЗ 173, которых не коснулись изменения, действуют и поныне в той же редакции. Без изменений остались те нормы, которые описывают порядок исчисления размера пенсионных пособий.

Следует учитывать, что если какая-либо из ранее описанных норм была установлена в новом Законе, то применяется та, что описана в ФЗ 400.

Фактически хоть № 173-ФЗ и утратил свое действие, но некоторые его пункты до сих пор применяются при .

Вам это будет интересно

Пенсионное законодательство играет огромную роль в становлении и развитии социальной политики государства. И одним из основополагающих нормативных документов при этом является закон, регулирующий выплаты трудовых пенсий.

Общая характеристика

ФЗ «О трудовых пенсиях» включает в свою структуру всего 32 статьи, которые объединены в 7 глав. Он был принят в 2001 году и неоднократно подвергался изменениям. На сегодняшний день он применяется в части исчисления размера трудовых пенсий, а также методики расчёта страховых выплат.

Несмотря на прекращение действия многих статей, этот закон помогает не только подготовиться к экзаменам по социальному обеспечению, но и понять способы начисления пенсионных выплат, полагающихся в результате плодотворной трудовой деятельности. Пенсионное законодательство в части регулирования труда фактически базируется на данном НПА.

Об общих положениях

Первая глава 173 ФЗ включает в себя 6 статей. С первых же строк нормативный документ обращает внимание граждан на то, что выплата трудовых пенсий осуществляется в соответствии с законодательством. В первой статье оглашаются общие положения, которые характерны для большинства нормативных актов. Например, что при расхождении международных норм и действующего законодательства, приоритет отдаётся первым. Здесь же перечисляется законодательная база, которая несёт вспомогательное значение для социальной политики, в целом.

В следующей статье приводится ряд понятий, которые необходимы для разъяснения и толкования НПА о Например, самыми часто используемыми здесь определениями являются: трудовая пенсия, стаж, пенсионный капитал, лицевой счёт, пенсионные накопления и многое другое. В первой главе также указывается на лиц, которые обладают правом получения данного вида выплат, а также на виды их пенсий:

  • по старости;
  • по инвалидности;
  • в случае потери кормильца.

Одновременно с этим указываются части, образующие целостную выплату: страховая и накопительная пенсии.

Об условии получения выплат

Вторая глава закона «О трудовых пенсиях в РФ» рассказывает о непосредственных условиях, которые должны существовать на момент требования выплаты. Так, гражданин, желающий получать трудовую пенсию, должен достигнуть установленного возраста (женщины - 55 лет; мужчины - 60). Трудовая пенсия в случае наступления старости выплачивается при наличии пятилетнего и более стажа.

Кроме того, в зависимости от вида пенсии, существуют и иные условия получения выплат. Так, пособие по потере кормильца могут получать все недееспособные граждане, которые находились на иждивении умершего или погибшего. Однако такие лица не могут воспользоваться правом на получение трудовой пенсии в случае совершения противоправных действий в отношении кормильца. Например, если дочь убила отца, чтобы получить выплаты.

Пенсионное законодательство предусматривает перечень лиц, обладающих правом получения данного рода выплат:

  1. Дети и внуки, братья и сёстры кормильца, не достигшие совершеннолетия.
  2. Один из родственников, в том числе и супруга, если он занят уходом за ребёнком или за нетрудоспособным гражданином.
  3. Дедушки и бабушки, достигшие пенсионного возраста.

Иждивенцами в данном случае признаются лица, которых умерший полностью обеспечивал либо выделял денежные средства, являющиеся единственным источником существования для первых. Важно учитывать, что трудовая пенсия по потере кормильца сохраняется даже при заключении брака в будущем.

О стаже

Глава 3 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» посвящается трудовому стажу. В данном разделе особое внимание обращается на периоды работы, которые официально засчитываются в трудовой стаж. Так, непременным условием получения трудовой пенсии являются отчисления работодателя, производимые в Пенсионный фонд РФ. Например, если вы в течение 5 лет работали на предпринимателя, который отдавал зарплату "в конверте", то за данный период вы не сможете потребовать трудовую пенсию, фактически, вы не имеет на неё права.

Кроме того, в законе в отдельной статье обращается внимание на иные периоды, которые могут быть засчитаны законодателем. В данной главе также указывается на порядок подсчёта и подтверждения страхового стажа.

О размерах выплат

Пенсионное законодательство, отражаемое в рассматриваемом законе, закрепляет размер положенных выплат. В статье 14 представлен ряд формул, благодаря которым каждый гражданин сможет рассчитать сумму причитающейся ему выплаты. Для того чтобы расчёты оказались правильными, вам необходимо узнать следующие показатели:

  • сумму расчётного пенсионного капитала;
  • фиксированный размер трудовой пенсии по старости;
  • количество месяцев ожидаемого периода выплаты, который составляет 19 лет (как бы это печально ни звучало, но для каждого пенсионера государство фактически определило длительность жизни - 228 месяцев, или 19 лет).

С первого взгляда данные показатели кажутся ужасно непонятными, однако в любом банке, налоговой службе или в едином информационном центре вам в считанные минуты объяснят алгоритм расчёта. Среди всех данная глава является наиболее обширной, так как содержит огромное количество формул и фиксированных сумм выплат.

И в завершение…

Что касается с 18 по 32 статьи включительно, то они посвящены перерасчётам, назначением, пересмотром пенсионных выплат, а также порядку выдачи и получения пенсионных начислений. Данные положения в большей степени касаются деятельности муниципальных и государственных органов, которые занимаются обслуживанием клиентов.

Кроме того, в данных главах рассматриваются редкие случаи перерасчёта в случае совершения ошибок, нарушения законодательства, а также невнимательности сотрудником пенсионного центра. В пятой главе обращаются внимание на такие нюансы, как способ доставки пенсии, кем она выплачивается, имеет ли право гражданин на её получение при осуществлении трудовой деятельности.

В 19 статье обращается внимание на сроки выплаты, например, трудовая пенсия по инвалидности выплачивается со дня признания инвалидом, если он обратился в соответствующие органы до истечения 12 месяцев после присвоения такого статуса.

Статьи по теме: