Федеральный закон о трудовых пенсиях в российской федерации. Федеральный закон о трудовых пенсиях

Пенсионное реформирование 2015 года является своего рода следующим шагом в развитии пенсионной системы и законодательства, которое ее регулирует. Однако сейчас как перед аналитиками, так и перед простыми гражданами все острее встает вопрос: а не был ли этот шаг шагом назад? В правильную ли сторону пошла пенсионная система? Разумеется, четкого, а главное правильного ответа на этот вопрос нет.

Для того, чтобы понять суть этой реформы, необходимо проанализировать законодательство, регламентировавшее пенсионную систему до 2015 года, а затем оценить, каким образом оно было изменено действующими новыми законами.

Законодательство до реформирования пенсионной системы

До введения новых законов (именно ее мы будем рассматривать как самую распространенную в Российской Федерации) рассчитывалась и назначалась согласно Федеральному закону от 17.12.2001 N 173-ФЗ . Исходя из этого документа данный можно определить, как ежемесячную денежную выплату, назначаемую застрахованным лицам, которые утратили трудоспособность в связи с , либо если они являлись таких лиц (кормильцев) и перестали получать средства к существованию в связи с их смертью.

При рассмотрении пенсионной системы до 2015 года следует учитывать тот факт, что являлась единой выплатой, состоящей из страховой и накопительной частей .

Закон N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

Как уже было сказано выше, основным документом до 2015 являлся Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» . Все, что касается выплат и условий, по которым происходило назначение , содержалось именно в нем. Для лучшего понимания изменений, которые принесла реформа пенсионной системы 2015 года, стоит обозначить основные моменты, которые отражены в данном документе.

Виды трудовых пенсий:

  • - данный вид пенсионных выплат назначается лицам, которым была установлена инвалидность ;
  • - выплачивается нетрудоспособным иждивенцам застрахованных лиц в случае их смерти;
  • - назначается мужчинам и женщинам 60 и 55 лет соответственно при наличии у них страхового стажа не менее 5 лет.

Также стоит отметить такое понятие, как - период, в течение которого в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) поступали .

Немаловажным фактором являлась в том числе индексация размеров трудовой пенсии, возможность досрочного выхода на нее отдельным категориям граждан, а также реализация перерасчета размеров выплат в случае, если у граждан появились обстоятельства для этого.

До 2015 года основными составляющими формул для расчета трудовых пенсий являлись такие величины как: базовый размер, сумма пенсионных накоплений, ожидаемый период выплат и коэффициент (страховой стаж в месяцах/180 месяцев).

Новая пенсионная реформа 2015 года в России

С 2013 по конец 2014 года Государственной Думой разрабатывались законопроекты, которые должны были в третий раз (за последние 25 лет) реформировать систему, касающуюся трудовых пенсий.

Основным изменением, которое принесла , явилось упразднение трудовой пенсии как таковой: теперь вместо двух ее составляющих частей появилось две самостоятельных пенсии, исчисление и назначение которых регламентируются двумя разными законами - это и .

Кроме того, новое законодательство изменило формулу, по которой рассчитывается страховая пенсия - теперь в ней присутствует индивидуальный пенсионный коэффициент (пенсионный балл или ИПК), а также его стоимость. Именно эти величины являются определяющими с 2015 года при исчислении страхового пенсионного обеспечения.

Изменения в пенсионном законодательстве

В первую очередь, стоит посмотреть на реальные шаги, которые руководство страны уже сделало в этой сфере :

  • повышение пенсионного возраста для госслужащих;
  • заморозка пенсионных накоплений;
  • изменение правил .

Однозначного ответа на вопрос «каким путем будет развиваться пенсионная система?» , конечно, нет. Однако видно, что Минфином и Минтруда лоббируются законопроекты (которые, по мнению экспертов, могут претвориться в жизнь уже в 2017 году), фактически, сводящие на нет те преимущества, которые можно было найти в реформе 2015 года:

  • прекращение выплат пенсии и ;
  • в который раз планируется изменить порядок формирования накопительной пенсии - теперь капитал для нее должен будет формироваться из условно-добровольных взносов.

Заключение

К реформе 2015 года можно относиться по-разному: кто-то увидит в ней плюсы, кто-то будет ратовать на усложнение . Однако единственное, что граждане могут сделать в данной ситуации - стать более подкованными в пенсионной сфере: читать литературу, следить за новостями, наконец, не стесняться обращаться за консультациями к сотрудникам пенсионных отделений.

Со 100% уверенностью сказать, явилось ли реформирования пенсионной системы шагом в нужном направлении, пока что не может никто - даже среди людей, вносивших эти законы на рассмотрение в палаты парламента, до сих пор не утихают споры, так ли она нужна была обществу и стране.

Не успели улечься страсти по обсуждению пенсионной реформы 2013-2015 гг, как на подходе закон о пенсиях 2018 года? Решение о повышении принято, о чем объявил Дмитрий Медведев 14 июня 2018 года, поэтому пенсионные реформы неизбежны. Рассмотрим тенденции законодательства в области пенсионного обеспечения ближе.

Пенсионный возраст

Правительство предлагает поэтапно повысить пенсионный возраст до 65 лет для мужчин и 63 лет для женщин, переходный период начнется в следующем 2019 году и продлится до 2028 года для мужчин и до 2034 года для женщин. Об этом заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на заседании кабинета министров, где рассматривается соответствующий законопроект.

Что касается работников с Крайнего Севера и приравненных к ним территорий, то там для мужчин возраст выхода на пенсию будет установлен на уровне 60 лет, для женщин — 58 лет.

Схема повышения пенсионного возраста

Первыми повышение пенсионного возраста затронет мужчин 1959 года рождения и женщин 1964 года рождения: они получат право выйти на пенсию в 2020 году в возрасте соответственно 61 года и 56 лет. Мужчины 1960 г. р. и женщины 1965 г. р. выйдут на пенсию в 2022 году в возрасте соответственно 62 лет и 57 лет. Мужчины 1961 г. р. и женщины 1966 г. р. — в 2024 году в возрасте 63 лет и 58 лет; мужчины 1962 г. р. и женщины 1967 г. р. — в 2026 году в 64 года и 59 лет; мужчины 1963 г. р. и женщины 1968 г. р. смогут выйти на пенсию в 2028 году в возрасте соответственно 65 и 60 лет.

На этом, достигнув 65 лет, переходный период увеличения пенсионного возраста для мужчин закончится. Женщины 1969 года рождения получат право выхода на пенсию в 2030 году в возрасте 61 года; женщины 1970 г. р. — в 2032 году в возрасте 62 лет; женщины 1971 г. р. — в 2034 году в возрасте 63 лет.

Увеличение пенсионного возраста не затрагивает нынешних пенсионеров — это около 46,5 млн человек. Тех, кто ждет назначения пенсии в ближайшее время, этот закон тоже не коснется и пенсия будет назначена по старому законодательству.

Большинство людей обращаются к изучению пенсионного законодательства незадолго до достижения пенсионного возраста или после наступления события, дающего право на пенсию (инвалидность, потеря кормильца). Однако такой подход нельзя назвать верным. Пенсионная реформа в России привела к тому, что право на пенсию тесно связано со стажем для назначения пенсии, величиной официального дохода и некоторых других показателей.

На сайте представлены статьи, посвященные основным видам пенсий в РФ и условиям их назначения, порядка обращения за назначением пенсии и осуществления выплат. Обращение к размещенной информации поможет грамотно строить свою профессиональную деятельность с целью получения достойного пенсионного обеспечения, а также помочь своим близким реализовать в полной мере предоставленные пенсионным законодательством права (например, на минимальную пенсию и др.).

Реализация права на пенсию в пенсионном законодательстве РФ

Пенсионное законодательство включает в себя несколько Федеральных законов (о страховых пенсиях, о государственном пенсионном обеспечении, о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу ми др.), постановлений Правительства РФ и ведомственных нормативных актах. На сайте размещена актуальная информация, которая поможет разобраться в основах нормативного регулирования порядка назначения пенсий. Кроме того, посетитель всегда может обратиться с вопросом к юристу в специальной рубрике и получить интересующую его информацию.

Условия назначения пенсий и законодательное регулирование отличаются в зависимости от вида пенсии. В то же время, сам пенсионер при реализации права на пенсию должен обладать инициативностью. Например, обратиться с заявлением о перерасчете пенсии в большую сторону, определить порядок выплаты и доставки пенсии, реализовать право на льготную пенсию, а если необходимо, то и защитить его путем подачи искового заявления о назначении пенсии.

Реформа пенсионного законодательства в РФ

Современное пенсионное законодательство стимулирует граждан осуществлять трудовую деятельность официально, получать высокую заработную плату для того, чтобы отчисления в фонды были также достаточно высокими. В зависимости от экономической ситуации государство решает по-разному вопросы индексации пенсий, осуществления выплат работающим пенсионерам и т.п. Изменения пенсионного законодательства вы можете отслеживать самостоятельно, или обратиться к интересующей Вас информации на сайте.

Российское законодательство содержит массу нормативных актов, регулирующих методы и порядок социальной защиты граждан. На двух таких документах, а конкретнее на ФЗ РФ, регламентирующих порядок выплат и начислений по трудовым и страховым пенсиям, предлагаем сегодня остановиться более подробно.

Федеральный закон о трудовых пенсиях в Российской Федерации

Долгое время в России активно использовался исключительно ФЗ РФ о трудовых пенсиях в Российской Федерации от 17.12.2011 173-ФЗ. Закон регламентировал порядок пенсионных начислений, пенсионный возраст и прочие важные моменты для государственного обеспечения относительно беззаботной старости.

В 2013 году пенсионная система России и всех ее федеративных регионов претерпела существенных изменений, и уже с января 2015 года ФЗ No173, регламентирующий порядок внесения трудового стажа и соответствующих начислений, используется только в крайних вариациях. Его, почти полностью, заменил новый законопроект: ФЗ РФ 400, регламентирующий порядок страховых пенсий, принятый в декабре 2013.

Новый правительственный проект полностью сменил понятия: если ранее для пенсионных начислений государственные органы руководствовались исключительно трудовым стажем, то уже сегодня он не имеет такого значения, теперь учитывается страховой, т.е. периоды, когда гражданин РФ делал взносы в ПФР (учитываются страховые отчисления). Предлагаем углубиться в основные тезисы и понятия.

Закон 400-РФ о трудовых пенсиях в РФ в последней редакции с комментариями

В настоящем ФЗ РФ, регулирующего порядок трудовых начислений установлены:

  1. Общие положения и понятия.
  2. Виды пенсионных начислений:
    по старости;
    по инвалидности;
    по утере кормильца.
  3. Основное толкование понятия «страховой стаж».
  4. Порядок пенсионных начислений, согласно этому значению.
  5. Размеры и формулы начислений.
  6. Право на досрочный выход на пенсию.
  7. Доставка выплат, порядок выхода на пенсию по страховому стажу и прочие моменты.

По сути, этот Федеральный Закон во многом повторяет предыдущий законопроект (о трудовых начислениях), однако комментарии к каждой его статье поясняют основную разницу, и дают понимание их полного различия. Самые важные тезисы закреплены в части настоящего ФЗ, регламентирующего порядок учета (внесения) страхового стажа. В частности, к таковому, помимо рабочего времени с учетом неизменных взносов в ПФ РФ, относят такой список:


  • прохождение воинской или приравненной к ней службы;
  • выплаты пособий по временной нетрудоспособности;
  • уход за каждым рожденным или усыновленным ребенком (здесь уточняется: этот период в общем обсчете не должен превышать 6 лет);
  • периоды, которые гражданин числился в службе занятости населения;
  • периоды, в которые граждане находились под стражей либо отбывали наказание, но при условии их дальнейшей реабилитации;
  • периоды ухода за гражданином старше 80 лет, либо за инвалидом 1 группы, в т.ч. учитывается время ухода за ребенком инвалидом;
  • периоды, в которые семья военного контрактника не имела возможности трудоустроиться и с условием, что в это время пребывала вместе с ним по месту его службы;
  • время дипломатической работы за рубежами РФ (максимально – 5 лет).

В положении Федерального Закона указано, что все эти периоды учитываются для обеспечения государственными страховыми пенсиями граждан только если до и после них соответственное лицо регулярно делало (без удержания) страховые перечисления в ПФР. Ознакомиться с полным текстом настоящего законопроекта или скачать его онлайн с дополнениями и комментариями можно на профильных ресурсах, например, на портале Консультант Плюс.

Кстати, найти закон о страховых пенсиях в РФ 2017, действующий, с комментариями, можно в следующей статье .

173 ФЗ последние изменения на сегодня и комментарии

Настоящий закон 173 РФ о трудовых пенсиях в РФ в последней редакции с начала 2015 года (конкретнее с января) уже не применяется. Исключение — глава номер два, пункты и подпункты регламентирующие порядок пенсионных начислений (в данном варианте трудовых) для дальнейшей возможности определить страховой стаж, но только по части, которая не входит в противоречия с ФЗ РФ No400.

Данный закон (ФЗ №173) разделяет трудовую пенсию на две части: накопительную и страховую. Первую часть граждане собирают самостоятельно на собственном счете, вторую — гарантирует государство, поэтому для нее важен стаж. В новой редакции также имеются сведения об уменьшении надбавки для работающих пенсионеров, но коснуться они только тех из них, кто имеет среднегодовой доход более 1 млн. рублей.

Каждый работающий человек, на протяжении всех рабочих лет, обязан выплачивать взносы в социальный и страховой фонды Российской Федерации. Производятся отчисления для получения пенсии при достижении определенного возраста и страхового стажа. Все нюансы, касающиеся размера пенсионных выплат и метода их начисления описаны в Федеральном Законе № 400.

В 18 статье ФЗ № 400 указываются условия проведения индексации пенсий работающих пенсионеров. Перерасчет (повышение, уменьшение) выплат производиться по формуле:

СПст = СПстп + (ИПКi / К / КН x СПК), где

  • СПст — размер выплат по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца;
  • СПстп — установленный размер пенсии на 31 юля года, в котором производится расчет;
  • ИПКi — индивидуальный пенсионный коэффициент;
  • К — специальный коэффициент;
  • КН — второй специальный коэффициент;
  • СПК — стоимость одного пенсионного коэффициента.

По закону, минимальный размер пенсии устанавливается исходя из показателя прожиточного минимума. Поэтому по законодательству не может быть ниже, чем установленный прожиточный минимум.

Скачать текст

Страховые выплаты назначается в определенные сроки, установленными законом России:

  • выплаты по старости начисляются со следующего дня после увольнения с работы. Необходимо обратиться за данной пенсией в максимально установленный срок 30 дней после увольнения;
  • страховые выплаты по инвалидности назначаются со дня признания человека инвалидом, если он или его представитель обратились за начислением в течении года со дня установления факта инвалидности;
  • чтобы получить пенсию по случаю потери кормильца, по закону, следует обратиться в течении года со дня смерти данного человека.

Все нюансы начисления пенсий и их выплат подробно изложены в законе № 400. Ознакомиться с последней редакцией Федерального Закона «О страховых пенсиях» можно . Подробно рассмотреть внесенные изменения, согласно закону № 143, можно по

Статьи по теме: