Фольклорный праздник "осенние посиделки".

Медведева Оксана Викторовна, учитель начальных классов
Курская область

Цель: воспитание творческой личности, культурного человека, знающего и уважающего традиции своего народа. Задачи: -формировать чувство причастности к истории родного края через знакомство с праздниками и традициями; -развивать художественный вкус через восприятие красоты изделий народных промыслов(куклы-обереги); -развивать двигательную активность детей, умение сотрудничать друг с другом через знакомство со старинными играми; -формировать чувство гордости, знакомя детей с народными песнями, музыкой и хореографией.



Скачать свидетельство о публикации
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту

Сценарий фольклорного праздника «Осенние посиделки»

воспитание творческой личности, культурного человека, знающего и уважающего традиции своего народа. Задачи: -формировать чувство причастности к истории родного края через знакомство с праздниками и традициями;

Развивать художественный вкус через восприятие красоты изделий народных промыслов(куклы-обереги);

Развивать двигательную активность детей, умение сотрудничать друг с другом через знакомство со старинными играми;

Формировать чувство гордости, знакомя детей с народными песнями, музыкой и хореографией.

Оформление: зал украшен элементами русской избы:

Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!

Веселья вам да радости!

Давно мы вас поджидаем, праздник без вас не начинаем.

Отведайте,гости дорогие наш Хлеб –соль.

От хлеба и соли царь не отказывался.

Без соли и хлеба – худая беседа.

Хлеб – соль кушай, да правду слушай.

Проходят гости, отламывают хлеб.

Песня «Хлеб-соль»

Ведущий 1: Пригласили мы вас сегодня, чтобы рассказать об одном старинном обычае в Курской губернии – о посиделках. Много на Руси было праздников, но самые щедрые, самые радостные были осенью, когда люди, убрав с полей и огородов урожай, сделав заготовки на долгую зиму, собирались на посиделки.

Ребёнок: На завалинке, в светелке

Иль на бревнышках каких,

Собирали посидели

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод

Говорили, песни пели

Да водили хоровод.

Добрым чаем угощались

С медом,явно без конфет

Как и нынче мы общались.

Без общенья жизни нет.

А играли как! В горелки!

Ах, горелки хорошие

Словом эти посиделки

Были праздником души.

Ведущий 2:.В каждой деревне, в каждом селе были свои посиделки. Молодые люди собирались, чтобы себя показать, на других посмотреть, переброситься частушкой, посоперничать в потехах да забавах.

Ведущий 1:Вот такие были правила и традиции у русского народа. Это вам не нынешние дискотеки. Давайте же и мы начнем наши посиделки.

Ребёнок:Наш досуг порою мелок

И чего там говорить

Скучно жить без посиделок

Их бы надо возродить.

Если вы в своей тарелке

И пришли к нам не на час

Предлагаем посиделки

Провести вот здесь, тотчас.

Отдых- это не безделки,

Время игр, новостей.

Начинаем посиделки

Открываем посиделки

Для друзей и для гостей.

Ведущий 2:В старину люди не расставались с песней – и в горе, и в радости;в работе, и в веселье исполняли они различные песни, отчего на душе светлей становилось. Самыми добрыми и ласковыми были песни, которые родители пели для своих детей. Например: колыбельные.

Изучая фольклор курского края, мы побывали в разных сёлах нашего района, познакомились с колыбельными.

Фонограмма плач ребенка(бабушка отходит от прялки и поёт)

КОЛЫБЕЛЬНАЯ –

Ведущий 1:Любил русский народ сочинять и рассказывать всякие дразнилки и небылицы. Небылица – это шуточный рассказ о том, чего не может быть и не бывает на свете. Их рассказывали на посиделках, чтобы развеселить народ и поднять настроение.

А вот вам наши небылица!

НЕБЫЛИЦЫ Щигровского уезда.

1. Чепуха, чепуха, 2. Между небом и землей Это просто враки! Поросенок рылся Куры съели петуха, - И нечаянно хвостом Говорят собаки. К небу прицепился.

3. Сидит ежик на березе - 4. На горе стоит телега, Новая рубашечка, Слезы капают с дуги. На головке сапожок, Под горой стоит корова,На ноге фуражечка. Надевает сапоги.

Ведущий2:Вот такие смешные небылицы придумывали наши прабабушки и прадедушки на посиделках.

Ребёнок: Да это что! Я ещё и скороговорки знаю! А ну кто смелый, выходи на состязания скороговорящих.

Ведущий1:Еще на посиделках устраивали настоящее состязание скороговорящих. Для скороговорки важно, чтобы её произнесли не только как можно скорее, но и как можно правильнее. Ведь недаром народ дал скороговоркам ещё одно имя – чистоговорки. Выходят дети.

Проходят состязания(участникам призы)

Ведущий2:В старину на Руси песни звучали во все времена года. Для каждого праздника и любого дела были свои песни. С песней любая работа ладилась

Песня «Во кузнице»

Ведущий1:А ещё на посиделках взрослые вместе с ребятнёй делали куклы обереги для дома.

Ведущий1:Мы предлагаем вам сделать такую куклу своими руками, как это делали наши прапрабабушки и прапрадедушки.

Мастер класс.

Выходит вокальная группа.

Мед.:Не только обереги изготавливали взрослые и дети вместе, также они совместно просили помощи у Бога исполняя песенные прибаутки и приговоры для того чтобы вырастить богатый урожай, собрать его и сохранить.

Прибаутки –приговорки.

Ведущий1: Но не только пели и плясали наши прадеды, они еще и играли в разные игры. Сейчас мы поиграем в игру Курской губернии, Щигровского уезда «Чёрный- вороной».

Ведущий2:Проходит время, меняются люди, но любовь к русской песни до сих пор хранится в наших сердцах и как и много лет тому назад звучит в наших домах гармонь и поёт под неё и стар и мал.

« У нас нынче субботея»

Ведущий2:Членов этой семьи сдружила любовь к русской песни. УВладимира Николаевича нет музыкального образования, в 8 лет он сам научился играть на гармошке, а сейчас в его доме часто звучат песни собственного сочинения.

Ведущий2:Но какие посиделки без задорной, веселой частушки?

Частушки.

Песня «Тимон».

Ведущий1:Много прекрасных традиций было на Руси. Нам надо их помнить и не забывать! Чтобы по-настоящему глубоко и преданно любить свою Родину, надо знать ее прошлое.

Желаю вам, уважаемые гости, чтобы вы были, как и наши предки, трудолюбивыми, веселыми, гостеприимными! Пусть в каждом доме будет всегда тепло и радостно, пусть звучат народные песни.

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Дети: Мы делились новостями, Мы старались вас развлечь, Мы прощаемся с гостями. Говорим:

ВСЕ хором: До новых встреч!

Приложение.

Хлеб - соль

Хлеб да соль, хлеб да соль за тебя молюсь

Хлеб да соль, хлеб да соль мать святая Русь

Хлеб да соль, хлеб да соль мы подносим вам

Хлеб да соль и наш поклон Дорогим гостям

Частушки

1.Мы – щигровские ребята вам частушки пропоет.

То, что было у нас раньше, чем сегодня мы живем.

2.Без обрядов и былин жить не мог крестьянин,

Мы их бережно храним дорогой курянин.

3.Печка русская, родная, и согреет, хлеб спечет,

Без нее беды не зная выжил курский наш народ.

4.В дни печали и тревог песней тешился народ

Наших песен нет милей с нами курский соловей.

5.С верой крепкой и любовью все одолеваем

По законам Божьим славным жизнь и проживаем.

6. С хлебом солью всех встречаем, добрым словом провожаем,

Чтобы каждый из гостей становился веселей.

7. Не забудем никогда русскую гармошку

Полюбили навсегда курского Тимошку.

Он дружочек хоть куда, ножки так и пляшут

Становитесь- ка, друзья пусть про нас расскажут.

Прибаутка, приговор

Уж дождь, дождем поливай ковшом Дождик, дождик припусти,

Поливай весь день на наш ячмень, Я поеду меж кусты

На Ивану рожь, поливай как хошьБогу молиться, Христу поклониться

На девичью гречу, я ее посечу. Я убогий сирота, отворяю ворота

Дождик, дождик припустись! Ключиком, замочком, золотым платочком

Мы поедем за попом-

Богу молиться, Христу поклониться.

СКОРОГОВОРКИ.

1.Пётр Петру пёк пироги.2.Шесть мышат в камыше шуршат.3.Борона боронила неборонованное поле.4.Дали Глаше простокваши, а у Глаши - каша.5.На возу лоза, у воза коза. 6.Влас у нас, Афанас у вас.7.Оса боса и без пояса.8.Один Клим клин колотил, колотил и выколотил.9.У Кондрата куртка коротковата.10.На рынке Кирилл крынку и кружку купил.11.Поля пошла полоть петрушку в поле.12.Баран буян залез в бурьян.13.У ежа и ёлки иголки колки.14.У четырёх черепашек по четыре черепашонка. 15.У гусыни усов ищи не ищи - не сыщешь.16.Проворонила ворона воронёнка.17Батон, буханку, баранку пекарь испёк спозаранку.18.Огурцы-молодцы зеленобелогубы.19.Веселей, Савелий, сено пошевеливай.20.Сух сук нёс барсук.

21.Наш Полкан попал в капкан.22.Шёл Егор через двор, Нёс топор чинить забор.

23.У перепела и перепёлки пять перепелят.

24.тридцати трёх полосатых поросят Тридцать три хвостика висят.25.Зимой поле белое - Промёрзло заледенелое.

26.У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.27.Купили Валерику и Вареньке - варежки и валенки.28. Бежит лиса по шесточку: - Лизни, лиса, песочку!

29. Летели лебеди с лебедятами.30.Купила бабуся бусы Марусе.

ВО КУЗНИЦЕ

Во ку, во кузнице,

Во ку, во кузнице,

Во кузнице молодые кузнецы,

Во кузнице молодые кузнецы.

Они, они куют,

Они, они куют,

Они куют, приговаривают,

Молотками приколачивают.

Пойдём, пойдём, Дуня,

Пойдём, пойдём, Дуня,

Пойдём, Дуня, во лесок, во лесок,

Сорвём, Дуня, лопушок, лопушок.

Сошьём, сошьём Дуне,

Сошьём, сошьём Дуне,

Сошьём Дуне сарафан, сарафан,

Сошьём Дуне сарафан, сарафан.

Носи, носи, Дуня,

Носи, носи, Дуня,

Носи, Дуня, не марай, не марай,

По праздничкам надевай, надевай.

Есть у нас в деревне Тимоня,Недотрога парень-тихоня Он выступает так чинно, Улыбнётся - солнца не видно!

Только заиграет на гармони - Сердце моё тянется к Тимоне! Коник у него всегда подкован - Где ещё найдёте такого?

В нашем селе пересуды - У Тимони горы посуды! Надо ж такому случиться - Видно он задумал жениться!Колесит Тимоня по дороге, Словно самовар колченогий, Топором танцует по полену, И не попадёт по колену!Удалью Тимонигоржуся, Ваших наговоров не боюся, Так шутить над парнем негоже - Мой Тимоня самый хороший!Эх, поработали на славу, И теперь гуляем по праву! С музыкой, пляской и песней Жить на земле интересней!

Встреча осени всегда сопровождалась особыми обрядами, которые должны были обеспечить благополучие и хороший урожай на следующий год. Соблюдение исконных ритуалов и в нынешнее время может способствовать процветанию вашего дома.

Осенины, называемые также «Оспожники», — традиционный народный праздник урожая и встречи осени, который наши предки отмечали 21 сентября (8 сентября — по старому стилю), в день осеннего равноденствия. Ночь и день в это время приравнивались друг к другу, природа разворачивалась к зиме — наступало время благодарить землю и божественные силы за природные дары. По дате Осенины совпадают с великим православным праздником Рождества Пресвятой Богородицы, которая очень почиталась на Руси. Богородица считается заступницей людей перед престолом Господа, покровительницей всех матерей и младенцев. Поэтому множество традиций празднования Осенин связано с чествованием Матери Божьей.

Праздничные традиции и приметы

Двадцать первое сентября завершает период бабьего лета, которое длится от Семенова дня . Осень окончательно вступает в свои права, потому про этот день говорят: «Всякому лету аминь».

Встреча осени традиционно начинается с ритуала обновления огня. В ночь на Осенины во всех домах тушили источники света. Огонь необходимо было погасить даже в лампадах — он мог гореть только в церковных божницах. После этого зажигали новый огонь, причем искры, из которых он должен родиться, высекали из кремня или добывали при помощи трения двух кусков дерева.

Считалось, что пламя, зажженное в ночь на Осенины, способствует обновлению всего окружающего, дает людям и животным новые силы. Поэтому с зажженным огнем обходили дом, от него зажигали поленья в печи. Дымом от нового огня окуривали скот для предупреждения заболеваний и других угроз.

Если живое пламя обычно добывали мужчины, то в ритуале встречи Осенин у воды принимали участие исключительно женщины. На рассвете они выходили к берегам рек и озер с овсяным хлебом и киселем. Держать в руках хлеб полагалось самой старшей из женщин. Она стояла в центре хоровода, остальные девушки окружали ее и пели песни. Старшая должна была обратиться с небольшой молитвой к Пресвятой Богородице , попросить ее уберечь семью от несчастья, вселить в их дом благополучие и гармонию. Овсяный каравай разламывали на такое количество частей, которое было равно количеству присутствующих на ритуале. Этим хлебом по возвращению домой кормили скот — это должно было привлечь в дом материальный достаток.

На Осенины обязательно устраивалась большая трапеза, в которой принимали участие все жители села. Обязательными атрибутами праздничного стола была кутья из крупы и меда, хлеб, блюда из молока. За столом обязательно благодарили родную землю за то, что она преподнесла им свои дары.

Распространена была традиция ходить в этот день в гости к новобрачным. Молодая невеста должна была устроить богатый обед для родных и близких, а затем показать им, как молодая семья обустроила свой быт в доме. Хозяин показывал двор, открывал двери в амбар и сараи. Гости по обычаю должны были внимательно осмотреть все, что им показали молодые, похвалить их, но и не забыть дать им полезный совет — «поучить уму-разуму».

Молодые матери и бездетные женщины в день Осенин обращали свои молитвы к Богородице. Матери просили Небесную Царицу защитить их ребенка , оградить его от людского зла, жизненных невзгод и болезней. Бездетные женщины молили Богородицу о том, чтобы она послала им дитя. Существует обычай, согласно которому женщина, желающая родить ребенка, накрывала в этот день стол и созывала на обед всех нищих с просьбами помолиться за ее детей.

Осенины — время подведения итогов одного периода и начало другого. В этот день люди благодарили вышние силы за их благосклонность и просили о такой же благосклонности в будущем, гадали на грядущие события . Помните о традициях наших предков, берите из прошлого лучшее и не забывайте нажимать на кнопки и

21.09.2015 00:30

Сочельником называют канун Крещения, одного из самых главных праздников в православии. 18 января соблюдают обычаи, ...

В СЦЕНАРИИ СОБРАНО ПОЧТИ ВСЕ ОБ ОСЕНИ: ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, ЗАГАДКИ, НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ, СТИХОТВОРЕНИЯ РУССКИХ КЛАССИКОВ. РАССКАЗЫВАЕТСЯ О КАПУСТНИКЕ, СТАРИННОМ РУССКОМ ОБЫЧАЕ, ПРО ПОКРОВ ДЕНЬ И ПАРАСКЕВУ ПЯТНИЦУ. МОЖНО ВЕЧЕР СДЕЛАТЬ С ЧАЕПИТИЕМ, ТАК КАК В СЦЕНАРИЙ ВКЛЮЧЕНЫ СТИХИ О ЧАЕ И ЧАЙНЫЕ ЧАСТУШКИ. СЦЕНАРИЙ НЕСЛОЖНЫЙ, ЛЕГКО ВАРЬИРУЕТСЯ, ПОДХОДИТ КАК ДЛЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА, ТАК И ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Осенние посиделки

(Сценарий осеннего фольклорного праздника)

Действующие лица:

  1. Ведущий
  2. Ведущая
  3. Хозяин дома
  4. Хозяйка дома
  5. Осень
  6. Октябрь
  7. Покров
  8. Параскева Пятница

Ход праздника.

  1. Хозяин и хозяйка встречают гостей:

Хозяин: Здравствуйте, гости званые и желанные!

Хозяйка : Добрый день!

Хозяин : Гость на гость – хозяину радость.

Хозяйка : Просим в избу: красному гостю – красное место.

Хозяин : Будьте как дома, присаживайтесь к столу.

Хозяйка : Чайку откушать да нас послушать, милости просим на наши посиделки.

Хозяин иХозяйка: Всех приглашаем! Душевно встречаем!

Уходят, появляются ведущие

  1. Ведущий и ведущая говорят по очереди :

Ведущая : В эти дни все чаще вспоминаются пушкинские строки:

Ведущий : Октябрь уж наступил – уж рожица отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей

Ведущая : Дохнул осенний клад – дорога промерзает.

Журча еще бежит за мельницу ручей…

Ведущий : Сегодня наши посиделки посвящены осени, народным праздникам и приметам октября.

Ведущая : Десятый месяц года – октябрь в старину называли позимником, листобоем, грязником, свадебником.

Ведущий : Октябрю посвящено много пословиц и поговорок. Я предлагаю провести небольшой конкурс.

Ведущая : Мы будем называть первую половину пословицы, ваша задача – продолжить (Читают пословицы по очереди )

  1. Сентябрь пахнет яблоками, октябрь…

(капустой)

  1. В октябре – ни на колесах, ни на…

(санях)

  1. В октябре до обеда осень, а после обеда…

(зима)

  1. Быстро тает октябрьский день – не привяжешь…

(за плетень)

  1. Октябрь месяц ненастья – начало семейного…

(счастья)

  1. В октябре на одном часу и дождь и…

(снег)

  1. В октябре только ягод, что…

(рябины)

  1. В октябре с солнцем распрощайся, ближе к тучке…

(подбирайся)

  1. Плачет октябрь холодными…

(слезами)

  1. Октябрь – месяц близкой…

(пороши).

Молодцы ребята!

3. Выходит Осень :

Осень - удивительное время года. Многие поэты посвятили этой поре свои стихи. Для вас – литературная викторина. Я буду зачитывать строки из популярных стихов об осени, а вы будете угадывать, чьи это стихи.

  1. Унылая пора! Очей очарованья!

Приятна мне твоя прощальная краса… (Пушкин)

  1. Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный

И лучезарны вечера… (Тютчев)

  1. Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу…

Смело топчу я ногой

Внешнюю леса красу… (Майков)

  1. Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком… (Есенин)

  1. Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льется,

Лужи у крыльца… (Плещеев)

  1. Осень! Обсыпает наш бедный сад,

Листья пожелтелые на ветру летят,

Лишь вдали красуются там, на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин. (Толстой)

4. –Ребята, а сейчас отгадайте- ка загадки про меня!

  1. Пришла без красок, без кистей

И перекрасила все листья. (Осень)

  1. Жаль озябшего бедняжку –

Всем ветрам и веркам

Он последнюю рубашку

Раздарил по лоскуткам. (Лес)

  1. Летит без крыльев и поет,

Прохожих задирает,

Одним проходу не дает,

Других он подгоняет. (Ветер)

  1. Мешено, квашено, валяно, на стол поставлено. (Хлеб)
  2. Стоит изба из кирпича,

То холодна, то горяча. (Печь)

  1. Маленький-удаленький

Сквозь землю прошел,

Красную шапочку нашел. (Гриб)

  1. Все мрачней лицо природы,

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился? (Октябрь)

Молодцы ребята!

5. Осень уходит, появляется Октябрь:

Октябрь отличен не только пословицами, поговорками, стихами, но и различными народными приметами, позволяющими предвидеть, какая ожидается зим и что нас ждет весной. Народные приметы вот на этих листочках. Ваша задача – соединить обе части, т.е. подобрать пары. Мне нужны добровольцы. Кто желает?

  1. Если лист с дуба и березы упал чисто – к легкому году,

А нечисто - строгой, суровой зиме.

  1. Октябрьский гром –

Зима бесснежная.

  1. Осенний иней –

К сухой и солнечной погоде.

  1. В октябре луна по кругу –

Лето сухое будет.

  1. Если лист ложится на землю изнанкой –

К урожаю.

  1. Если много орехов, а грибов нет –

Зима будет снежная и суровая.

6. Выходят ведущие:

Ведущая : На октябрь приходилось много обычаев и обрядов.

Ведущий : Так, к примеру, 8 октября в некоторых местах начинались капустники – рубили капусту на закваску, устраивали посиделки с угощением капустой.

Хозяин с кочаном в руках

Хозяйка : Уж вы, кумушки, подруженьки мои!

Вы придите поработать у меня,

Пособите мне капустку порубите,

Пособите-ка ее мне, усолите.

Хозяин : Уродилась на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи,

Меня там ищи!

Хозяйка : Посмотрите на кочан капусты. На что он похож? Правильно, на голову. По-латыни «голова» называется капуста. Отсюда и произошло название капуста. С давних пор капуста – народная любимица. В старину русская деревня почти круглый год кормилась капустой, которую можно засолить, заквасить, запасти впрок. Отсюда и поговорки: «Щи да каша - пища наша.»

Хозяин : «Где щи, там нас и ищи». А ведь родина капусты – это берега Средиземного моря. Почему же иностранка прижилась на чужой земле? На юге, где жарко и сухо, капусте не уродиться, зато привольно ей на русской равнине, где осенью и летом частые дожди, ведь за сутки капуста испаряет полведра воды. Насчитывается более ста видов капусты.

Ведущая : Из капусты варят щи,

А какие вкусные

Пирожки капустные!

А ребята шалунишка

Любят кочерыжки.

Ведущий : Предлагаю провести конкурс загадок о капусте. Кто больше назовет, тот получит приз. А если не знаете, то нас послушайте:

  1. Сидит на грядке,

Одета в шумные шелка

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли полведра

  1. Был ребенком – не знал пелёнок,

Стал стариком – сто пеленок на нем.

  1. Вот на грядке новая загадка –

Сто листов, а вовсе не тетрадка.

  1. Стоит Ермошка,

На одной ножке,

На нем сто одежек,

Не шиты, не кроены,

Все в рубцах.

(кочан капусты)

7. Ведущий : - Приз наш сладкий, ароматный,

Удивительно приятный!

Подходите, получите,

Лишь считалку предъявите.

Ведущая : - Кто из вас знает больше считалок?

  1. Катилось яблоко

Мимо сада

Мимо града.

Кто поднимет

Тот и выйдет

  1. Месяц – заяц

Вырвал травку,

Положил на лавку,

Кто возьмет –

Вон пойдет.

  1. Трынцы, брынцы, бубенцы

Раззвонились удальцы

Диги, диги, диги, дон,

Выходи скорее вон

  1. За морями, за горами,

За железными столбами,

На пригорке теремок,

На дверях висит замок.

Ты за ключиком иди

И замок отомкни.

  1. Под горою у реки

Живут гномы – старики,

У них колокол весит,

Позолоченный звонит.

Диги-лиги, диги-дон –

Уходи скоре вон.

8. Выходит Покров:

Здравствуйте, люди добрые! С давних пор на Руси 14 октября празднуется Покров-день. Считают, что Покров приносит на землю белое снежное покрывало. Существует такая легенда, связанная с происхождением Покрова-дня.

В 910 году враги осадили Константинополь, и ему грозило разорение. И вот в ночь на 14 октября во Влахернском храме, где хранилась риза Богородицы, Андрею и Епифанию, известным своей святостью, явилась Божья Матерь. Сияющая светом Пресвятая Дева Богородица стояла в воздухе и молилась за спасение города.

Затем простерла над собравшимися в храме свой покров, как бы защищая и помогая страждущим. Видение скоро исчезло, а противник действительно снял осаду и отступил.

Ведущий: - День Покрова исстари совпадал с самым обеспеченным периодом жизни крестьянина. К этому времени увозились с полей последние снопы, заканчивалась вспашка зяби, убирались все овощи с огородов. На Покров в деревнях начинали по-зимнему топить печи, конопатил стены, чинили крыши. Оживлялись осенние базары и торги. В деревнях начинался период свадеб.

Ведущая: - Покров славился началом посиделок. Собирали зерно, муку, пекли блины, угощали гостей, пели песни, играли, матери снабжали девушек рукоделием. Веселье было немыслимо без частушек под гармонь, балалайку или любой другой инструмент.

Хозяйка: - Притащили, принесли

Тридцать три пирога!

Запрягу я вола,

Повезу пироги!

А мой вол не везет,

Он и с места не сойдет…

Запрягу и комара –

Ловкача, силача!

Он повез целый воз –

Тридцать три пирога!

Хозяйка: Хочешь есть пироги,

Поскорей за мной иди!

Хозяин: А вот и чай пожаловал,

Горячий, бодрящий.

Пей с вареньем

Для хорошего настроения!

Хозяйка: Чай не пил –

Откуда сила?

Чай попил –

Совсем пропал.

Хозяин: Чай наш крепкий, русский, сладкий,

Он дает здоровье, чай,

Если холодно, - согреет.

Жарко – жажду утолит.

Заболеешь или устанешь –

Надо крепкий чай попить!

Ведущий: - На столе у нас и чай, и блины, и пироги. Мы напоминаем вам старинную присказку, славящие пироги…

Ведущая: - Мы будем спрашивать: «Пироги хороши?», а вы дружно отвечайте: «Пироги хороши!»

Шли семеро стариков,

Говорили старика про пироги.

1-й говорит: «Пироги хороши?»

2-й говорит: «Пироги хороши?»

3-й говорит: «Пироги хороши?»

4-й говорит: «Пироги хороши?»

5-й говорит: «Пироги хороши?»

6-й говорит: «Пироги хороши?»

7-й говорит: «Пироги хороши?»

Эта присказка прославляет хозяев, умеющих печь вкусные пироги. Не зря говорили: «Не красна изба углами, а красна пирогами». И по старинной традиции ни один праздник без пирогов не обходился и не обходится теперь.

Ведущий: - Мы вспомнили присказку о пирогах, а теперь вспомним шуточное стихотворение середины 19 века о чае:

Раз привез мне Барин чаю

И велел его сварить,

А я отроду не знаю,

Как проклятый чай варить

Взял тогда, налил водички,

Всыпал весь, тогда, в горшок

И приправил перцу луку

Да петрушки корешок.

Разлил варево по плошкам,

Гости с барином плевались,

Сам он ажно озверел,

И отправив на конюшню,

Меня выпороть велел.

Долго думал, удивлялся,

Чем же мог не угодить?

А потом то догадался,

Что забыл я посолить.

Остудил его немножко,

Хорошенько размешал,

На господский стол подал.

Ведущая: На столе у нас пироги,

Пышки и ватрушки…

Так споем же под чаек

Чайные частушки!

9. Исполняются «Чайные Частушки»

  1. Хорошо пропелись песни,

Милые подружки,

Только что за посиделки

Без частушки?

  1. На осеннем на лугу

Укусил комар блоху,

Сидит заяц на березе,

Помирает со смеху!

  1. В пляске не жалей ботинок,

Подавай-ка чай друзьям,

Если в чашке есть чаинки,

Значит, письма пишут нам.

  1. Я чай пила,

Самоварничала,

Всю посуду перебила –

Накухарничала.

  1. Мы частушки вам пропели,

А теперь торопят нас,

До свидания, мы с частушкой

К вам приедем еще раз.

10. Появляется Параскева Пятница:

27 октября празднуется Параскева Пятница. Издавна покровительницей ярмарки и торговли считалась Параскева.

Одну из девочек, родившуюся в 3 веке в городе Икония, нарекли Параскеваю. В ее житие сказано, что родители особенно почитали день страданий Господних – пятницу, поэтому и назвали дочь, родившуюся в этот день, Параскеваю, что в переводе с греческого означает «пятница».

Повзрослев, она дала обет безбрачия, и посвятила себя служению Христовой веры. На Руси Параскева почиталась особо, преимущественно женской частью населения. Ее считали суровой, твердой, волевой женщиной.

Существовало поверье, что Пятница ходит по земле в виде молодой красивой крестьянки или монашки и примечает, кто как живет, как соблюдает христианские правила и обычаи, богоотступников наказывает, а благочестивых награждает.

Русские иконописцы изображали Параскеву Пятницу высокой, строгой, в белом одеянии, с лучезарным венком на голове.

В народе ее считали покровительницей домашнего хозяйства, пособницей в женских заботах. В этот день не работали. Нельзя было ни мыть голову, ни купать детей. Нельзя прясть, а шить можно. Поговорка предостерегала: «Кто в пятницу много смеется, тот в старости будет много плакать».

За нарушение запретов, связанных с пятницей и пряжей, Параскева Пятница сурово наказывает.

  1. Параскева – грязниха, льняниха, порошиха.
  2. На грязниху не бывает сухо
  3. На грязниху большая грязь – четыре седмицы до зимы.
  4. Если грязь велика, лошадиное копыто заливает водой, то выпавший снег сразу устанавливает зимний путь.
  5. На Парасковию – льняницу начали мять и трепать лен.

В Москве и других больших городах в День Параскевы Пятницы устраивали ярмарки.

Ведущая: - А не пора ли дорогим гостям и любезным хозяевам налить чаю и отведать пирогов? Чай наливай – режь каравай!

Ведущий: - Наша встреча подошла к концу. Что-то нам сегодня удалось, что-то нет. Но все старались сделать праздник веселым. Давайте поблагодарим друг друга за это.

До свидания!


Сценарий осеннего фольклорного праздника "Капустки" (для детей старшего дошкольного возраста от 5-7 лет)

В последнее время многие философы, педагоги и психологи начали говорить об изменении смысла и целей образования от «человека образованного» к «человеку культуры», о тесной взаимосвязи образования и культуры, где элементы культуры должны составлять ядро обновленного содержания образования и развивать у детей культуру деятельности, культуру мышления, культуру общения, эстетико-художественную культуру, психологическую культуру и другие культуры. Главное теперь – не вложить в голову ребенка как можно больше знаний, а воспитать его гармонически развитым, и научить его творчески мыслить, показать ребенку, как велик и многообразен мир, научить его жить в гармонии с ним.
Так же в последнее время начало повышаться национальное самосознание людей, вновь возродился интерес к народной культуре, традициям, народным праздникам. Мы стараемся возродить исконно русские традиции, И это не удивительно – ведь фольклорное искусство представляет собой особую художественно-коммуникативную, образовательную и развивающую систему и, как показывает многовековой педагогический опыт, является действенным средством в воспитании творческой личности.
Творческая основа фольклорного искусства - его вариативность и импровизационность, синкретизм способов коммуникативного общения (слово, музыка, движение) - позволяет раскрыть художественную индивидуальность личности ребёнка, способствует формированию его творческой активности, которая является одним из показателей развитой музыкально-эстетической культуры.
Для меня эта тема актуальна потому, что в русском фольклоре отражена вся многовековая мудрость народа, он просто пронизан любовью к своей родине, природе, семье. Он удивительно гармоничен, и очень трудно найти человека, которого бы оставили равнодушным задушевные русские песни или кого бы не захватила веселая русская пляска.
И свою основную задачу как педагога я вижу в том, что бы как можно полнее познакомить своих воспитанников с русским народным творчеством, народными промыслами, привить им любовь к русской культуре и русским традициям.
Праздники в русской деревне прошлого составляли важную сторону общественной и семейной жизни. Крестьяне даже говорили: «Мы целый год трудимся для праздника».
Современная система народных праздников это своеобразное педагогическая система, которая органически связана со всей воспитательной работой. Она обеспечивает постоянное воспитательное воздействие на людей, отражает их мировоззрение.
Следует также выделить существенные стороны народного праздника в его фольклорной традиции.
Во-первых: обязательность праздника, его неотвратимость. В народной жизни будни чередовались с праздниками и были наполнены их ожиданием. Весь год был подчинен ритму смены работы и праздника.
Во-вторых: массовость. На праздник собирались все, и все в нем участвовали. Кульминационными моментами праздника являются совместное пение, совместный танец, трапеза.
В-третьих: праздник – это веселье, смех.
Функции народных праздников:
- развивающая
- информационно-просветительная
- культурно-творческая
- рекреативно-оздоровительная.
Фольклорные праздники в детском саду имеют особое значение в формировании культуры ребенка. Через такую форму деятельности дошкольник знакомится с народной культурой, у него воспитывается любовь к родному краю.
Цель: формирование познавательного интереса у детей к истории своей страны, к обычаям старины, к русскому народному фольклору.
Задачи:
1. Дать представление о русском народном празднике «Капустник», «Осенины»; расширить и обогатить социально-нравственный и эмоциональный кругозор детей.
2. Развивать творческую самостоятельность в создании художественных образов, используя русские народные песни и танцы.
3. Воспитывать любовь к природе, умение чувствовать ее красоту.
4. Вызывать у детей положительные эмоции, используя художественное слово, музыку, русский фольклор.

Предварительная работа:
1. Наблюдения за сезонными изменениями в природе осенью.
2. Рассматривание картин об осени известных художников.
3. Знакомство с осенними народными праздниками, русским народным творчеством, стихами, рассказами об осени, народными приметами, песнями хороводами.

Атрибуты:
Для засолки капусты: 2 столика; капуста, морковка, соль; терка, нож, разделочная доска; таз с водой и салфетками
2 пары больших галош + 2 стойки
Шишки – 10 штук
8 обручей, 2 ведра, 4 картошки, 2 лейки
2 грузовика с лентами, 2 лука, 2 огурца, 2 помидора, 2 свеклы, 2 картошки
Шапочки: огурцы – 2 шт., фасоль, горох, кабачок, грибы – 3 шт.
Шляпа для Пугало

Персонажи:
Ведущая
Тетушка Слякоть

Зал празднично украшен в осеннем стиле.
Под звуки вальса “Осенний сон” А.Джойса вбегают дети.

Ведущая: Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые гости приглашаем всех вас в нашу горницу, на деревенские посиделки, садитесь поудобнее. Как гласит народная пословица: «В тесноте, да не в обиде».
- Ребята, отгадайте загадку:
Несу я урожай,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю.
Но не касаюсь сосени ёлочек. Я ……..(осень)

- Посмотрите за окно. На дворе грустная пора осень. Что именно вызывает у вас грусть? (Хмурое небо, мелкий дождь, ненастная погода, холодно и т.д.)
- Но у осени есть и свои радости. А теперь представим себе, что мы живём много-много лет назад. Наступила осень. Работы в поле и огороде закончены. Можно было и отдохнуть. Люди выполняли по дому мелкую работу, пели песни и шутили. С обрядом одного такого праздника мы сегодня и познакомимся. Чему он был посвящён вы узнаете отгадав загадку еще одну загадку:

Голова - на ножке,
Зелены одёжки.

Ведущая: Ребята, а вы знаете как капусту надо солить?
-Что нужно взять из продуктов? (капусту, морковь, соль)
-Какие инструменты и посуда нам понадобятся? (Разделочные доски, ножи,
шинковка, сечка, тёрки, кадушка, толкушка).
- Капусту можно нашинковать ножом или шинковкой, или нарубить сечкой. Эта
работа трудная мы её поручим мама. Девочки у нас почистят морковку, а мальчики её
натрут.

ЗАСОЛКА КАПУСТЫ
Чтоб капуста сладкая хрустящая была надо морковку натереть.
А сейчас мы будем капусту в кадушку складывать, морковкой перекладывать, солью посыпать, да толкушкой толочь, чтоб капуста сок дала.
Чтобы капуста заквасилась её надо в тепле подержать несколько дней. Завтра мы её проткнём до самого дна, чтобы вышла вся горечь. А через 5-6 дней закроем деревянным кружком и положим сверху гнёт, и тогда кадушку можно опускать в погреб.



Ведущая: Вот мы и закончили солить капусту, но из неё можно приготовить и многое
другое. А что можно приготовить из капусты? (дети перечисляют блюда из капусты)
Ведущая: Кончил дело, гуляй смело. После работы начинается настоящее веселье. И вам я предлагаю повеселиться, и начать веселье с песни.

Хоровод «Капуста»



Ведущая: Скорей, ребята, поспешите,
И через лужу перейдите

Игра «Перейди лужу в калошах» (ст.гр.)
Участвуют по два ребенка. "Лужа" - ковер в центре зала. По сигналу дети надевают калоши и бегут с одного конца ковра до другого и обратно. Побеждает тот, кто прибежит быстрее.



Под музыку “Осеннее настроение” входит тетушка Слякоть и брызгает детей водой.

Тетушка Слякоть: Я на праздник торопилась,
Вот так славно нарядилась.
Смогу вас развеселить,
Очень щедро одарить.


Ведущий: Дорогая гостья, очень странно
Вы себя ведете на празднике у нас.
Чувствую я, что-то тут неладно –
Прекратите брызгать воду на ребят.

Тетушка Слякоть: Ой-ой-ой! Скажите-ка на
милость, ну подумаешь немного сырость
развела. Лучше загадку отгадайте
Маленькие детки
Расселись на ветках,
В коричневых рубашках
С орешками в кармашках. (Шишки)

Тетушка Слякоть: Шишки быстро разбирайте,
С ними в круг большой вставайте.
А потом уж не зевайте,
Шишки с пола поднимайте.

Игра «Шишки»
Дети разбирают шишки и, образуя круг, кладут их перед собой. Под музыку дети без шишек бегут по кругу. Осень убирает несколько шишек. По окончании музыки дети разбирают шишки. Оставшийся без шишки выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока останется одна шишка.

Тетушка Слякоть (сердито): Пока вы тут веселитесь, на поле уже давно урожай поспел. Собрать его некому, пропадает совсем.

Ведущая: Ты Тетушка, не переживай, сейчас наши ребята все исправят…

Игра «Посади и собери урожай»
Оборудование: 8 обручей, 2 ведра, 4-5 картофелин, 2 лейки.
Участвуют 2 команды по 4 человека.

1-й участник «пашет землю» (кладет обручи).
2-й участник «сажает картошку» (кладет картошку в обруч).
3-й участник «поливает картошку» (обегает каждый обруч с лейкой).
4-й участник «убирает урожай» (собирает картофель в ведро).
Побеждает более быстрая команда.



Тетушка Слякоть: Урожай-то мы набрали, теперь нужно перевезти его в хранилища.

Игра «Перевези с поля урожай» (ср.гр.)
В одной стороне зала стоят 2 грузовика, в другой стороне на пол раскладывают муляжи лука, огурцов, помидоров, свеклы и картофеля, по 2 штуки каждого. В игре участвуют по двое. По сигналу они везут грузовики на противоположную сторону зала, заполняют их овощами и возвращаются назад. Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием.
Более сложный вариант: перевозить по одному овощу.


Ведущий: Молодцы! Все справились с заданием. Тетушка Слякоть, а наши ребята тебе сейчас исполнят песню, «Урожайную»

Песня «Урожай собирай»




Тетушка Слякоть: Вот вы какие шустрые, урожай собрали, песни спели, а вот скажите-ка мне, кто все лето охраняет огород? Верно – Пугало!

Музыкальная игра «Пугало»

Елена Пиянзина
Фольклорный праздник «Осенние посиделки»

Термин «фольклор » (в переводе «народная мудрость» ) Духовно-нравственное воспитание детей в нашей стране стало первоочередной задачей для всего общества. К этому стремятся и педагоги дошкольного образования. Согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования педагогическая деятельность в ДОУ должна быть ориентирована на «… формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных…» и других качеств личности.

Одним из действенных средств приобщения дошкольников к культурным ценностям своего народа и к культуре в целом являются фольклорные праздники , так как именно они обладают большими воспитательными возможностями.

Древней религией славян являлось язычество, оставившее неизгладимый след в народной культуре, в том числе и праздничной . Отголоски этой народный культуры дошли до нас в таких языческих праздниках как «Масленица» , «Иван Купала» и другие. Проводя «Осенние посиделки » в детском саду, мы стремились познакомить детей с народными обрядами и праздником «Кузьминки» .Дети группы № 8 вместе с педагогами готовили театрализованное представление, пригласили на посиделки родителей , педагогов из других детских садов, детей из старшей группы. Встретили дорогих гостей, как водится хлебом- солью. Воспитанники детского сада участвовали в таких играх как собери букет из листьев, сложи осенний листок , перенеси картошку ложкой, репка и т. д. На музыкальных занятиях ребята заранее разучивали осенние песни , частушки, хороводы, потешки, которые исполняли на фольклорном празднике . В процессе этой деятельности было замечено, что именно на таких мероприятиях дошкольники имеют возможность проявить творческие способности и таланты, научиться общаться со сверстниками, познакомиться с традициями и обычаями своего народа. Стоит отметить, что правильно организованная подготовка фольклорных праздников - одно из условий успешного их проведения. В ходе проведения праздников дети почувствовали всенародность торжества, свою сопричастность к нему. Это быть заметно во всём : в нарядности персонажей и зала, особом эмоциональном настрое детей. Эмоциональность восприятия праздника усилилась благодаря активному участию родителей. На свои праздники мы часто приглашаем родителей воспитанников. Ведь праздник - это еще одна прекрасная возможность пообщаться с близкими, заняться вместе приятным делом.

Публикации по теме:

Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые! Рада вас видеть в нашей горнице. Здесь для вас, гостей дорогих будет праздник большой, праздник радостный.

В стародавние времена, когда заканчивались полевые работы, собран урожай, хлеб убран в закорма- люди собирались на посиделки. Там они веселились,.

Фольклорный праздник «Бирюлевские посиделки» Сценарий фольклорного праздника «Посиделки». в старшей группе Воспитатель: Шукшина Н. Н. Зал украшен в стиле.

Фольклорный праздник ко Дню матери «Посиделки» Зал украшен под русскую горницу. Под русскую народную мелодию выходит хозяйка. Хозяйка: На завалинках, в светелке Иль на бревенках каких.

Фольклорный праздник: «Посиделки на Покров» средняя группа, Воспитатель: Самойлова В. А Музыкальный руководитель: Костылева А. Г Вот так чудо.

Сценарий развлечения (старшая, подготовительная группы) «Осенние посиделки» (проводится русской избе) Цель: Приобщать детей к русской.

Сценарий развлечения «Осенние посиделки» Осенние посиделки /старшая группа/. Задачи: Стимулировать совместную музыкально-игровую деятельность, развивать эмоциональную отзывчивость.

Статьи по теме: