Формирование чувства патриотизма у учащихся начальных классов. Особенности формирования патриотических чувств школьников

Формирование чувства патриотизма у учащихся начальных классов.

Для того, чтобы человеку хорошо прожить свою жизнь, ему надо знать, что он должен и чего не должен делать. Для того чтобы знать это, ему надо понимать что такое он сам и тот мир, среди которого он живет. Об этом учили во все времена самые мудрые и добрые люди всех народов. Л.Н. Толстой.

С раннего возраста детям необходимо прививать любовь к героическому и историческому прошлому и культуре своего народа, гордость за родной язык и красотам родной природы. Данная проблема очень актуальна в наше время, так как будущее нашей страны зависит от подрастающего поколения. Воспитание гражданина - одна из важнейших задач современного образовательного учреждения. На сегодняшний день перед школой стоит такая цель патриотического воспитания – способствовать формированию гражданско-патриотического сознания, нравственных позиций (воспитание интереса к истории родного края и Отечества, расширение представлений детей о родном городе, о героях Великой Отечественной войны, воспитание чуткости, доброты и милосердия)

Гражданско-патриотическое воспитание является очень важным и значимым компонентом в процессе формирования всесторонне развитой гармонической личности. Патриотизм, по мнению философов, - одно из наиболее глубоких чувств человека, закрепленных веками, тысячелетиями обособленных отечеств. Оно присуще всем народам. Это важное качество человека, предполагающее любовь к Родине, готовность служить её интересам, своему народу, выполнять гражданский долг и конституционные обязанности по защите своей страны. Именно патриотизм является тем фундаментом, который во все времена объединял все слои российского общества.

Вместе с тем патриотизм – это естественная привязанность к родным местам, языку, национальным традициям. Чувство патриотизма возникает под воздействием окружающей природы, народного искусства и практической деятельности учащегося.

Поскольку без формирования в человеке нравственных идеалов чувства любви к Родине, стремления к миру, без воспитания в нем сознательности и ответственности не только за свою жизнь, но и за судьбы других людей, народа не возможно полноценное развитие государства. Оно предполагает привитие уважения к Государственной символике, героическому и историческому прошлому, культуре своего народа, любви к родному языку, красотам родной природы. Патриотизм и гражданственность имеют огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Они выступают как составные элементы его мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности. Содержание гражданского воспитания в школе и семье составляет работа учителей, воспитателей и родителей по патриотическому воспитанию, по формированию правовой культуры, воспитанию в духе мира и ненасилия. Такое воспитание предполагает формирование у учащихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры и спорта. Это направление воспитательной работы школы достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, писателей, художников, актеров и др. В урочное и во внеурочное время учащиеся углубляют знания сущности и содержания Конституции РФ и РТ, на фоне исторического развития экономики Республики Татарстан, знакомятся с современным состоянием и перспективами развития промышленности и сельского хозяйства республики, с состоянием и развитием науки, культуры. В младших классах у ребят формируются самые общие представления о Родине как о стране, где они родились и растут, а представления учащихся средних и старших классов становятся гораздо шире и глубже. Значимым воспитательным фактором стали сегодня информационные ресурсы.

Проблема патриотического воспитания младших школьников волнует нас сейчас в большей степени. Целостное педагогическое осмысление её приводит к необходимости действенных путей ориентаций учителей начальных классов на гуманистическую и практическую сущность воспитания.

Сегодня патриотическое воспитание – это систематическая деятельность педагогов по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, а его основная цель – формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов.

Системно-деятельностный подход сегодня реально приходит в образование. Трудно сразу это воспринять, невероятно трудно. Потому что через него мы дадим ребенку полезную информацию для развития, стремясь научить ребенка учиться, а не превращать его в славного хомяка, который держит запас знаний, умений и навыков в своих защечных пазухах. А.Н.Леонтьев говорил, что горе нашего образования заключается в том, что в нашем образовании наблюдается обнищание души при обогащении информацией. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования. Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования, как в системе образования, так и в системе воспитания подрастающего поколения. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, его социализация в обществе и адаптация к существующим условиям общества являются важнейшими задачами учебно-воспитательного процесса. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, семьи рассматривается как одно из основных направлений государственной образовательной политики.

Гражданственность, являясь интегративным качеством, включает в себя целый ряд качеств, присущих человеку-гражданину: гражданская ответственность, умение сочетать и подчинять личные интересы общественным, умение осознанно и самостоятельно делать свой выбор, гуманизм, этническая толерантность, патриотизм и т. д.

Цель гражданского воспитания обусловлена социальным заказом современности. Ориентиром при целеполагании служит определение требований развитого гражданского общества. Конечный результат формирования гражданственности – личность, которой присуща высокая социальная активность.

Фундамент гражданского поведения личности закладывается в младшем школьном возрасте, так как именно этот возраст является наиболее главным периодом для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма.

В. И. Даль в своём словаре даёт следующее определение: «Патриот – любитель Отечества, ревнитель о благе его, отечественник, отчизнолюб».

В Философском словаре «патриотизм» определяется как нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.

Формирование чувства патриотизма в системе воспитательной работы нашей школы осуществляется посредством реализации деятельностного подхода.

Развитие личности человека – это развитие системы «человек – мир». В этом процессе человек выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, он строит себя сам. Взаимодействуя в мире, происходит саморазвитие и самоактулизация его личности. Через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой.

Ребёнку нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность: игровая, познавательная, трудовая, творческая и досуговая. Ведь только в деятельности укрепляются и изменяются отношения между детьми. Но деятельность учащегося нужно организовать таким образом, чтобы ребёнок раскрывался с разных сторон и развивал все свои личностные качества. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. В нашей школе в проектно-исследовательскую деятельность активно включены дети, начиная с первого класса. Подготовка к любому проекту начинается задолго до его выполнения. Важнейшие черты детского поведения – это стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. И это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение. Чувство гражданственности и патриотизма у младших школьников формируется не только в процессе проектно-исследовательской деятельности, а также через игровую деятельность .

Ребята участвуют в различных играх и конкурсах, акциях: «Игра на местности», «Путешествие по родным местам», «Символика России и Татарстана», ролевая игра «Ваши права», конкурс « Моя родословная», фольклорные мероприятия «Нардуган», «Науруз », «Бабушкин сундук», фестиваль-конкурс патриотической песни, конкурс чтецов «Нет в мире краше Родины нашей».

Итак, чтобы обеспечить формирование патриотизма и гражданственности младших школьников, необходимо организовать их участие в разнообразных видах деятельности и постепенно расширяющихся отношений – от отношений в классе и до включения в общественно-политическую жизнь взрослых.

Роль и значение патриотического воспитания длительное время всячески принижались, ставились в противовес интернациональному, а деятельность, направленная на воспитание патриотизма подвергалась деструктивной критике в средствах массовой информации, в произведениях искусства, в иных научных публикациях. Все это дискредитировало идею формирования и развития личности гражданина, патриота России. Сегодня еще более очевидной становится вся сложность реализации этой идеи, ее нерешенность, запущенность, обусловленные отсутствием научной концепции, способствующей возрождению Отечества.

В ключевое понятие «Отечество» включается такое понятие как патриотизм. К. Д. Ушинский писал: «Самое резкое, наиболее бросающееся в глаза отличие западного воспитания от нашего состоит в том, что человек западный, не только образованный, но даже полуобразованный, всегда, более всего и ближе всего знаком со своим Отечеством: с родным ему языком, литературой, историей и так далее. А русский человек всего менее знаком именно с тем, что всего ближе к нему, со своей Родиной и со всем, что к ней относится».

Что же относится к Родине? Что мы включаем в понятие «патриотизм»?

Философский словарь дает такое определение: «Патриотизм (греч. patris - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. Исторические элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку и традициям формируются уже в древности».

Как можно воспитывать чувство патриотизма?

Вот что на это говорил В. А. Сухомлинский: «Воспитывать чувство патриотизма - значит добиться, чтобы жизнь постоянно выходила за рамки интересов семьи, родного очага, родного города. Но именно для этого начинать познание мира нужно с того, что ближе - с семьи, судьбы деда и прадеда. Род человеческий состоит из поколений - это великая мудрость нашего бытия. Мудрость веков хранится в книгах и нашей истории, богатства же народной души хранятся в памяти, в сердце, поступках старших поколений. Тем, чем ты стал и станешь в будущем, ты обязан старшим поколениям. Уважение и почитание старших поколений - закон нашей жизни. Долг детей перед родителями нельзя измерить никакой мерой».

Никто не будет отрицать, что воспитание патриотизма должно начинаться в семье, семья - это не только отец и мать, но и дети, поведение и поступки. Истоки, тончайшие корни нравственного развития ребенка сосредоточены в разуме, чувствах, душевных порывах матери. В отцовстве же заключена великая миссия продолжения рода человеческого, творение нового человека, преемственность поколений, нравственное совершенствование личности. Поэтому уже в школьном возрасте так важны совместные усилия педагогов и родителей.

На наш взгляд, критериями сформированности чувства патриотизма могут служить: любовь и уважение к своей семье, любовь и бережное отношение к природе, знание и проявление интереса к истории своей семьи, доброжелательность к людям, потребность трудится на благо Родины, интерес к культуре родной страны, любовь к родному городу, деревне. Основным критерием сформированности чувства патриотизма применительно к нашей теме является любовь к своей семье, знание семейных традиций, бережное отношение к семейным реликвиям. Многие родители могут заявить, что семья у них самая обыкновенная и традиций в их семье нет, хранить и почитать особо нечего. Но не надо понимать под традициями что-то сверхсложное и искусственно созданное. Семейными традициями могут быть явления такие обыденные, что не бросаются в глаза. Например, празднование семьей именин всех родственников или традиция членов семьи в свой день рождения отправляться в городскую библиотеку и отыскивать по газетной хронике события того же дня и месяца, но столетней давности. В каждой семье найдется масса разных «чудачеств» и особенностей. Задача же родителей обратить внимание своих детей на эти особенности, уважать и сохранять их.

Любовь к семье включает в себя чувство привязанности к семье, заботу о членах семьи, посильную помощь каждому их них, проявление интереса к жизни старших поколений, знание своих истоков, доверие к членам семьи. Одним из способов осуществления этих признаков является совместная деятельность родителей и детей, через которую ребенок сможет ощутить себя ни одинокой песчинкой в море людей, а звеном в цепи надежного и здорового механизма семьи, испытывать чувство счастья от сопричастия к своей семье (а затем и народу, стране). Нужно учить думать о счастье - о счастье каждой семьи, о счастье народа в целом.

Л. М. Мищенко, занимающийся проблемами патриотического воспитания младших школьников, определяет патриотизм как «сложное интегральное морально-психологическое образование, в котором воплощается единство патриотического сознания, чувств и поведения. Это качество проявляется в эмоциональном положительном отношении к Родине, укоренившемся в поведении личности и устойчиво проявляющемся в разнообразных ситуациях. Его развитие включает в себя и формирование социально-ценных мотивов, побуждающих личность к деятельности на пользу Родины, и необходимых для такой деятельности способов поведения. Это качество проявляется в отношении личности к людям, к коллективу, к семье и др. Оно проявляется в отношении к труду и материальным ценностям.

Анализ социально-психической сущности патриотизма в значительной мере предопределяет и пути патриотического воспитания. Оно заключается в организации систематического проявления любви к Родине; в усвоении знаний о Родине, ее прошлом и настоящем; в развитии любви к Родине, сознания чувства долга и ответственности перед ней, выступающих мотивами патриотического поведения и формирования качеств, характеризующих в своем единстве отношения личности к себе, к коллективу и Родине, к труду и его результатам. Развитие этих качеств личности происходит под воздействием объективных факторов: социально-общественных отношений в стране (производственных, национальных, бытовых) и субъективных факторов: целенаправленной воспитательной работы».

Своеобразие патриотического воспитания в младшем школьном обществе предопределяется особенностями этого возраста, а также спецификой нравственного развития личности младшего школьника в целом. Эта специфика предопределяется прежде всего общими особенностями этого возраста - весьма сильная восприимчивость младшего школьника к внешним влияниям, большая возбудимость его эмоциональной сферы, предрасположенность к усвоению нового, свежего и яркость восприятия, импульсивность поведения. На фоне этих возрастных особенностей младшего школьника Л. И. Мищенко определяет следующие тенденции в его нравственном развитии:

а) интенсивное формирование нравственных представлений и чувств, их последовательное обогащение, подготавливающее формирование соответствующих понятий;

б) постепенное осознание на этой основе социальной значимости учения и общественно-полезной работы, развитие стремления к деятельности на общую пользу;

в) формирование заинтересованного отношения к совместной работе с одноклассниками;

В рамках нашего исследования и предлагаемой программы можно выделить следующие направления нравственного развития ребенка:

Формирование положительного отношения к своему имени - положительного отношения к себе - любви к близким людям - положительное отношение ко всем окружающим людям.

Формирование интереса к истории семьи - к истории города - к истории страны.

Формирование нравственных представлений и чувств через определенную подачу конкретных знаний.

Интересно проследить как по мере составления своей родословной расширяются представления ребенка о своей стране, формируется интерес от истории своей семьи к истории страны. Если в начале младший школьник соотносит себя только с городом, в котором родился и рос, то по мере работы по составлению родословной круг его представлений значительно расширяется, так как он узнает, что родители мамы у него из Воронежа, а родители отца были сибиряками. А какой был уклад жизни в то время в Воронеже, какие исторические события происходили, как могли повлиять на жизнь его предков?. И вот уже факты собираются в живые картинки и тянет самому посмотреть на этот город - он стал частичкой твоего сердца. И теперь это уже не просто название одного из городов твоей страны, это «говорящее» название. И теперь для него Родина не только его родной Магнитогорск, где живет он и его родители, друзья и родственники, а еще и Воронеж, Сибирь, откуда родом его предки, и Вятка, Москва - где сражались за Родину его деды, и так далее, и так далее. Понятие «Родина» расширяется, углубляется и становится понятным и реальным.

Патриотизм младшего школьника как одна из сторон нравственного облика его личности характеризуются яркостью и эмоциональностью проявления и в то же время недостаточной осознанностью, недостаточной связью патриотических представлений и чувств с общей направленностью личности. Способность согласовывать личное с общественным, подчинять ему личное как один из критериев патриотизма еще не достаточно развито в младшем школьном возрасте. Широкие социальные мотивы (любовь к Родине, сознание и чувство общественного долга) даже у наиболее воспитанных младших школьников не развиты на столько, чтобы выступать непосредственными побуждениями социально-ценной деятельности. В лучшем случае они предают определенный смысл и эмоциональную окраску этой деятельности. Мотивами, непосредственно побуждающими к патриотическому воспитанию в этом возрасте, могут и должны выступать «узкие, социальные» мотивы - чувство единства с семьей, ответственность перед родителями, учителями, друзьями, стремление проявлять заботу об окружающих.

Л. И. Мищенко рассматривает развитие патриотизма у младших школьников через приобщение его к общественному (идеалам, труду, коллективу и т. д.). И, исходя из этой концепции, выделяет такие общие и частные условия формирования этого чувства. Общие условия:

Организация воспитательного коллектива как фактора и формы функционирования системы в классе, школе и т. д.

Развитие коллективной деятельности и формирование положительного отношения к ней.

На фоне этих общих условий эффективности воспитательного процесса должны систематически реализовываться более частные условия, непосредственно влияющие на патриотическое воспитание младших школьников. К таким частным условиям относятся:

Целенаправленное использование разнообразных форм воздействия, использование в решении этой задачи процесса обучения, внеклассной работы.

Соединение этого процесса с практической деятельностью школьников.

Постепенное накопление опыта личной и общественно полезной деятельности.

Мы считаем возможным начинать формирование чувства патриотизма младших школьников с того, что всего ближе для понимания и осознания детьми этого возраста - с интереса и любви к своему имени, к собственной семье. Исходя из этого частные условия формирования патриотизма остаются, но общие принципиально изменяются и выглядят так:

Формирование положительного микроклимата в семье через совместную деятельность родителей и детей.

формирование положительного микроклимата в классе как фактора образования коллектива.

Педагог должен постоянно учитывать «двойную» мотивацию патриотической деятельности и поведения младших школьников, видеть и учитывать влияние на нее двух групп мотивов - широких социальных, придающих смысл, эмоциональный фон этой деятельности и мотивов личностных и узких социальных непосредственно побуждающих к этой деятельности.

Мы видим следующие критерии, по которым можно проследить степень сформированности чувства патриотизма у младших школьников:

Критерии

Любовь к матери, отцу.

Знание своих корней. (родословная)

Забота о родителях, посильная помощь.

Любовь к своей природе.

Знание законов природы, знание экологических цепей.

Бережное отношение к природным ресурсам, забота об окружающей среде, животных.

Любовь и интерес к истории своей семьи.

Знание истории и умение ориентироваться в исторических событиях.

Уважительное отношение к истории своей Родины.

Гордость за людей, прославляющих Родину, доброжелательность к людям.

Знание национальных особенностей соотечественников.

Посильная помощь окружающим людям, друзьям, соседям, знакомым.

Потребность в труде.

Знать как развивать свои способности, чтобы в дальнейшем труд принес оптимальную пользу.

Труд на благо семьи, школы, города, страны.

Культура

Интерес к культуре родной страны, к ее традициям.

Знание родного языка, народных традиций (песен, танцев, художественных промыслов и др.

Бережное отношение к культуре страны, участие в культурных процессах.

Я и Родина (взаимоотношения)

Привязанность к Родине, любовь к Род-ному городу, деревне.

Осознание себя частью семьи, рода, народа, страны.

Реализация личности на благо Родины.

Данная таблица только приблизительно охватывает разные сферы жизни человека, через которые можно воздействовать на формирование чувства патриотизма. Чувства, знания и действия находятся во взаимосвязи и взаимодействии.

В соответствии с качественными изменениями основных проявлений патриотизма младших школьников можно выделить три уровня его сформированности: высокий, средний и низкий. Деление носит условный характер, так как ярко выраженное чувство патриотизма у младшего школьника не встречается, поскольку оно еще не сформировано, но выделение уровней дает возможность примерно увидеть движение в развитии данного качества у младшего школьника, а также ориентировочно определить некий идеал, к которому следует стремиться в процессе воспитания. Рассмотрим такой критерий сформированности патриотизма как «семья», так как в предложенной нами программе именно на этот критерий делается основной акцент.

Таблица для выявления уровня воспитанности чувства патриотизма (ребенок и семья).

Признаки

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Любовь к своей семье.

1. Проявление чувства привязанности к своей семье.

Постоянно проявляет чувство привязанности к своей семье.

Постоянно проявляет чувство привязанности к своей семье.

2. Проявление заботы о членах семьи

Охотно проявляет заботу о членах семьи.

Проявляет заботу о членах семьи.

Редко проявляет заботу о членах семьи.

3. Проявление помощи.

Постоянно оказывает помощь старшим и младшим членам семьи.

Оказывает помощь только когда его побуждают и поощряют.

Помощь родным оказывает после то-го как его заставят.

4. Проявление доверия родным.

Делится позитивным и негативным опытом с родными.

Не всегда делится негативным опытом.

Редко делится позитивным опытом и не делится негативным.

5. Осознание своей роли и функции в семье.

Осознает свою роль и функцию в семье.

Считает себя центром семьи.

Часто чувствует себя одиноким и ненужным в семье.

Традиции семьи.

1. Проявление интереса к традициям семьи.

Постоянно проявляет интерес к традициям семьи.

Проявляет интерес к традициям семьи в большинстве жизненных ситуаций.

Интерес к традициям семьи проявляет изредка или не проявляет совсем, т. к. Может не знать, что это традиции, поскольку в семье нет понятия традиций.

2. Совместная деятельность.

В совместной деятельности активен, инициативен и самостоятелен.

В совместной деятельности активен, но редко бывает инициативен.

В совместной деятельности мало активен, не самостоятелен.

3. Знание истории жизни предков.

Достаточно много знает о жизни предков.

Знания о истории жизни предков не-достаточные.

Практически не знает истории жизни предков.

4. Проявление бережного отношения к реликвиям семьи.

Бережно относится к реликвиям семьи.

К реликвиям семьи (если таковые имеются) в большинстве случаев равнодушен.

Итак, с позиции нашего времени рассматривая формирование чувства патриотизма мы предлагаем посмотреть на эту проблему с точки зрения воспитания у ребенка любви к своему имени, к себе, к своей семье. Исходя из этой позиции мы разработали критерии формирования чувства патриотизма и составили таблицу для выявления уровня воспитанности этого чувства. Все это поможет точнее увидеть и определить некий идеал, к которому следует стремиться.

«Воспитание патриотических

чувств у обучающихся».

Учитель: Алтухова И. В.

Полищук Ирина Александровна соискатель кафедры педагогики и психологии профессионального образования Московского педагогического государственного университета, заместитель директора по воспитательной работе средней общеобразовательной школы № 894 г. Москвы

Аннотация: В данной статье рассматривается диагностический этап опытно-экспериментальной работы по гражданско-патриотическому воспитанию школьников, выявляются причины, влияющие на уровень гражданско-патриотического воспитания в школе и обуславливающие создание в школе музеев гражданско-патриотической направленности.

Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание, школьный музей, диагностика, гражданственность, обучающиеся, молодежь.

В качестве экспериментальной базы исследования нами был выбран музейнообразовательный комплекс ГБОУ СОШ № 894 г. Москвы гражданско-патриотической направленности: военно-патриотический музей боевой славы «Отечество», музей «Отечественной войны 1812 года» и этно-краеведческий музей «Русского быта».

В работе была осуществлена диагностика состояния гражданско-патриотического воспитания школьников. Цель диагностического этапа исследования состояла в определении особенностей гражданско-патриотических качеств обучающихся и уровней их выраженности. В исследовании были применены следующие методы диагностики: беседа (с обучающимися, родителями, педагогами), метод наблюдения, анкетирование, проективное сочинение, ранжирование, социометрия.

Результаты опроса показали, что такие понятия, как «патриотизм», «коллективизм», «Родина», «отечество» недостаточно сформированы у обучающихся школы.

По результатам опроса были обнаружены следующие уровни сформированности представлений обучающихся о данных понятиях: отношение к родной природе, отечеству: высокий уровень - 17 %, средний уровень - 24 %, низкий уровень - 59 %; уважительное отношение к старшим, дружелюбие, милосердие, честность: высокий уровень - 16 %, средний уровень - 46 %, низкий уровень - 38 %; отношение к себе как гражданину: высокий уровень - 69 %, средний уровень - 18 %, низкий уровень - 13 %.

Анализ результатов исследования показал, что больше половины респондентов не имеет четкого представления о том, в чем проявляется любовь к Отечеству, к своей малой Родине. Понятия патриотизма, коллективизма, Родины и отечества недостаточно осознаются школьниками. Многие из них отмечали, что они не испытывают чувства гордости за школу, в которой учатся.

Осознание собственного «Я» у школьников преобладает над понятием «мы», им важнее ближайшее окружение (дом, семья), менее значимы интересы школы, отечества. Данные опроса показали, что многие обучающиеся сомневаются в наличии гражданско-патриотических чувств у современной молодежи.

Так, на вопрос: «Как Вы думаете, какую часть молодежи можно назвать патриотами?» − 27,5 % респондентов выбрали вариант «меньшинство»; 8,9 % - «никого». Третья часть опрошенных (33,4 %) остановилась на ответе «половина», и только 4,1 % считают патриотами всех россиян, 26,1 % − считают патриотами большинство.

Ответы школьников на вопрос: «Что значит, по Вашему мнению, быть патриотом?» − были следующие: любить Родину − выбрали 19,0 % опрошенных, верить в будущее России − 13,2 %, защищать интересы страны − 12,1 %, иметь определенные моральные и нравственные ценности − 11,6 %, гордиться славным прошлым - 11,2 %, знать и ценить культуру народов России - 9,8 %, ставить государственные и общественные интересы выше личных - 5,2 %, такого понятия сейчас нет - 1,2 %, готовность к подвигам во имя интересов Родины - 0,3 %.

На вопрос: «Считаете ли Вы себя патриотом?» − 36,9 % опрошенных обучающихся ответили положительно, 29,6 % респондентов не считают себя патриотами, 33,5 % не смогли ответить на вопрос. Согласно полученным в ходе опроса данным выявлено, что 37,8 % школьников испытывают гордость за свою страну; 25,4 % − за место, в котором родились; 26,3 % − за принадлежность к гражданству Российской Федерации; не испытывают чувство гордости ни за что из перечисленного выше - 5,0 %; затруднились ответить − 18,2 %. ‘

Главным предметом гордости обучающиеся считают такие факты, как победу в Великой Отечественной войне - 67,2 %; победы российских спортсменов − 20,5 %; природу России − 25,8 %; страны − 27,5 %; культурное наследие − 25,3 %; полет Ю.А. Гагарина в космос − 19,4 %; полезные ископаемые страны − 11,8 %; принадлежность к своей национальности − 24,0 %; отечественную науку, технику, производство − 10,1 %

На вопрос: «Как Вы считаете, нуждается ли современная молодежь в примерах для подражания?» − «да» ответили 38,8 % обучающихся; «скорее да, чем нет» - 45,6 %; «скорее нет, чем да» - 8,8 %; «нет» - 3,2 %; «затрудняюсь ответить» - 3,6 %

Таким образом, большинство школьников признают необходимость информации о гражданах России, жизнь которых может служить примером для подражания (см. теги , - прим. сайт), определения собственных критериев гражданственности и патриотизма. Несмотря на разнообразную и сложную мотивацию проявления гражданско-патриотических чувств, гражданственность и патриотизм остаются ценностями социально одобряемыми.

Кроме того, это понятие остается важным инструментом для оценки других людей. Интересна позиция школьников относительно деятельностной составляющей патриотизма, то есть осмысление ими дел и поступков, по которым можно назвать человека патриотом и гражданином. 40,5 % респондентов назвали активную гражданскую позицию; преданность Родине и умение ее защищать - 66,4 %; жизнь в соответствии с моральными ценностями, законопослушность - 21,6 %; служение народу, конкретные дела - 15,3 %; готовность жертвовать своими интересами - 10,4 %, честный и бескорыстный труд - 8,2 %. Одним из аспектов нашего исследования являлось определение места гражданскопатриотических качеств в общей системе ценностей школьников.

Лидирующими у школьников являются такие ценности, как развлечения (9,2 %), свобода (8,6 %), отсутствие обязанностей (8,1 %), любовь к близким (7,8 %), общественное признание (7,7 %). На втором месте самостоятельность (7,4 %), творчество (7,0 %), уверенность в себе (6,7 %), познание (6,8 %), возможность расширения своего кругозора и культуры (6,1 %), любовь к Родине (5,4 %). Наименее значимы для респондентов такие понятия, как счастливая семейная жизнь (4,9 %), счастье других (4,3 %). На вопрос: «Можете ли Вы сказать, что жалеете, что родились и живете в своей стране?» − положительно ответили 11,2 % школьников; «Скорее да, чем нет» − 9,6 %, «Скорее нет, чем да» − 15,6 %, «Нет» − 58,4 %, «Затрудняюсь ответить» − 4,8 %.

Анализ данных анкетирования показал, что чаще всего те обучающиеся, которые «жалеют, что родились в своей стране», называют гораздо меньше поводов гордиться своей страной, чем остальные опрошенные. Несмотря на это, большинство опрошенных считают, что гражданско-патриотическое воспитание необходимо − 62,3 %; отрицают эту необходимость всего 12,5 % и 25,2 % опрошенных затруднились ответить на данный вопрос.

Проанализировав мнения респондентов, мы проранжировали по степени значимости мероприятия гражданско-патриотической направленности, осуществляемые в школе: 53,2 % обучающихся считают приоритетными мероприятия по созданию в школе музеев гражданско-патриотической направленности, на базе которых будут осуществляться культурно-досуговые, развлекательно-познавательные программы, реализоваться проектно-исследовательская деятельность, способствующая воспитанию гражданственности и патриотизма; 31,4 % школьников положительно оценивают осуществление гражданско-патриотического воспитания средствами музейной педагогики через практическое знакомство с российской культурой, искусством (экскурсионные поездки по историческим местам, знакомство с культурным наследием); 12,3 % -создание на базе музея военно-патриотического клуба; 10,8 % - проведение бесед на гражданско-патриотическую тематику, конференций, «круглых столов», брифингов, политинформаций.

Субъективная оценка уровня гражданского самосознания обучающихся и их готовности к участию в общественной жизни школы недостаточно высока.

Высокий уровень гражданского самосознания и готовности к участию в общественной жизни («Я активно участвую в общественной жизни школы») проявило 24,4 % обучающихся; средний уровень «Я не всегда принимаю участие в общественных делах, проводимых в школе» - 41,6 %; низкий уровень «Я не хожу на школьные мероприятия и никак не проявляю свою гражданскую активность, мне кажется, что это никому не нужно» - 20,4 %; не смогли оценить свою гражданскую позицию - 15,6 % обучающихся. Большинство респондентов утвердительно ответили на вопрос: «Нужен ли музей в школе?», положительно оценили значение пилотной площадки и уголка боевой славы. Большая часть опрошенных учителей (96 %), родителей (85 %), учащихся (79 %) признает необходимость создания в школе музея, причем респонденты указывают на профиль, отдавая приоритет гражданско-патриотической направленности музея.

Среди школьников идея гражданско-патриотического воспитания достаточно востребована, обучающиеся недовольны отсутствием мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию и ожидают определенных шагов в этом направлении. В ходе диагностики состояния гражданско-патриотического воспитания в школе были выявлены следующие проблемы: - снижение уровня патриотизма и гражданского самосознания школьников, отсутствие чувства гордости, любви и привязанности к Родине; - падение интереса к истории своей страны, народа, культурным богатствам России, национальной культуре, - проявление среди школьников негативизма, равнодушия, эгоизма, индивидуализма, цинизма, демонстративного отношения к взрослым, жестокости и немотивированной агрессивности, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.

В связи с появлением таких проблем возникает необходимость создания и открытия музеев гражданско-патриотической направленности с целью качественно нового подхода к воспитанию молодежи, который способствовал бы осмыслению сущности патриотизма и гражданственности у молодежи, активной позиции по отношению к отечеству, а также поиска и внедрения эффективных средств гражданско-патриотического воспитания детей и подростков.

Статьи по теме: