Формирование сексуальной ориентации у подростков. К вопросу о диагностике подростков с нетрадиционной сексуальной ориентацией

А если мой ребенок - гей?... Формирование сексуальности у подростка - всегда волнительная тема. Пробуждая множество страхов, она всегда отсылает нас к собственной сексуальности. Какую модель семьи мы транслируем своему подростку? Ведь всё, что происходит в семье, ощущается на уровне эмоций. И ребенок, как губка, впитывает наши страхи, предубеждения и комплексы. Вместе с родителями подростков мы пытаемся найти лучший способ пройти этот непростой период.

Интервью Марии Тихоновой для портала Я-родителель . Беседовала Ирина Корнеева

Почему появляется интерес к сверстникам своего пола?

Подростковый период – это время поиска себя. Кроме серьезных психологических изменений, это еще и физиологические, гормональные перестройки. У подростка начинается период вхождения в сексуальность, который длится, примерно, с 11 до 18 лет: в этом возрасте подросток интересуется своим телом, телами сверстников, у него появляются новые импульсы, просыпается либидо.

В этот момент подросток не всегда способен до конца осознать, что с ним происходит и почему он так реагирует на происходящее вокруг. Например, если девочка в душевой бассейна почувствовала импульс влечения к другой девочке, она не понимает, что это просто ее либидо, которое ищет какой-то выход. Это совсем не означает склонность к гомосексуальности. Но поскольку сексуальная идентификация только начинает формироваться, подросток задает себе множество вопросов, среди которых может появиться и этот: «А что, если я нетрадиционной ориентации?».

Именно в этот период очень важна поддержка, чтобы подросток мог разобраться в происходящем. Ведь если ребенок замечает в себе склонность к однополым отношениям и от этого страдает, то ему фактически некуда обратиться – у нас нет институтов, которые с этим работают. Тема гомосексуальности в нашем обществе табуирована, но, вопреки ожиданиям, это приводит к обратному эффекту – всё больше детей делают выбор в пользу нетрадиционной ориентации. Из-за резко негативного отношения к гомосексуальности подростки чувствуют себя запутанными и испуганными, а значит, делают преждевременные выводы – «наверное, я другой» и пытаются проживать с этим всю жизнь. А ведь сексуальность только формируется, в подростковом возрасте невозможно ответить на данный вопрос окончательно.

Что такое нетрадиционная ориентация?

О гомосексуальной ориентации мы можем говорить только тогда, когда ребенок уже живет отдельно и строит отношения с представителями своего пола. В психологии нет общего мнения, что же такое гомосексуализм: нечто врожденное, поведенческий выбор или влияние социума и окружения, когда дети перенимают модель поведения? У каждого человека это происходит на стыке всех трех компонентов. Вопреки распространенному в последнее время мнению, что гомосексуальность 100% врожденная, убедительных данных на этот счет нет. Ориентация может меняться с течением жизни, это не приговор.

Когда человек говорит категорическое «нет» традиционным отношениям (например, со стороны женщины: «Я никогда не позволю мужчине прикоснуться к себе»), это «звоночек» для психолога – в чём дело? Почему такое резкое отрицание? Что произошло в жизни человека?

Что влияет на выбор однополых отношений?

Когда подросток постепенно входит во взрослый мир, он психологически готовится к первому сексуальному опыту – это период внутреннего, интимного выстраивания «психологического кокона» вокруг вопросов сексуальности. Он понимает, что сексуальность есть, но что с этим делать? С одной стороны, есть влечение, с другой стороны – понимание, что этот процесс очень волнительный и непростой.

К этому возрасту мальчики больше общаются с мальчиками, а девочки с девочками. Как подступиться к противоположному полу – тоже вопрос. Подойти и пообщаться – настоящее преодоление, ведь не понятно чего они хотят, как отреагируют. Со сверстниками своего пола намного проще, с ними хотя бы можно договориться. Поэтому иногда первые околосексуальные эксперименты случаются с представителями своего же пола, особенно у девочек. Например, девочки могут учиться целоваться друг на друге. В компаниях мальчиков такое происходит гораздо реже из-за резкой общественной нетерпимости (женская пара вызывает меньшее негодование, чем мужская), но тем не менее это происходит. Для большинства такой опыт становится проходящим, «учебным» событием.

Именно в этот момент очень важно, что происходит вокруг ребенка. К сожалению, если детей застали за такими экспериментами и предали это огласке, последствия бывают очень печальными. Взрослые (и непосвященные сверстники) часто принимают это за гомосексуальность и ставят на ребенке клеймо, от которого потом практически невозможно избавиться. Таким образом, человек вынужден проживать с ним всю свою жизнь.

Также важно, как к ребенку относятся в его семье. Если дома обстановка тяжелая, подросток не чувствует поддержки и принятия со стороны родителей, если ребенок в принципе считает, что он плохой и к нему огромное количество претензий (не убирается в комнате, не следит за вещами, плохо учится и т.д.), то он для себя подсознательно выискивает дополнительное подтверждение своей «некачественности». Поэтому если в его жизни случается «однополый эксперимент», а обсудить переживания не с кем, он решает, что «я из этих» и продолжает себе искать неправильные похожие отношения. Второй момент, это протестное формирование у подростков. В тех семьях, где присутствует насилие, где подросток чувствует себя задавленным, он реагирует острым сопротивлением на происходящее. «Я – гомосексуалист» – может стать очередным протестом, желанием идентифицировать себя с меньшинством. Фактически, это как заявления «Я – эмо», «Я – гот», «мы гонимые, не такие как все». Подростка здесь привлекают страдания, возможность выделиться, объединиться с аутсайдерами.

Еще одна причина – резко негативный посыл от матери (отца) в сторону противоположного пола. Ребенок начинает думать, что с мужчинами (женщинами) не всё в порядке, и это влияет на его выбор. Однако негативный посыл может привести как к гомосексуальности, так и к обратному. Например, девочка, может решить: «Я тебе докажу, что мужчины нормальные, я не проживу свою жизнь такой несчастной как ты!». Но как в голове у ребенка сложится этот пазл, мы заранее знать не можем.

Что делать родителям?

Когда формируется сексуальность ребенка, полезно время от времени задавать себе вопрос: «Какую модель парных отношений я как родитель передаю?».

Когда у мамы и папы много любви и нежности, ребенок на подсознательном уровне считывает, что в гетеросексуальных отношениях можно быть очень счастливым. Если ребенка воспитывает один родитель, важно отслеживать как с его стороны транслируется отношение к отцу (матери) и вообще противоположному полу – есть ли рядом партнер, который может выступать примером. Это важно для психологически нормального формирования ребенка.

Также необходимо дать своему ребенку хотя бы базовое сексуальное образование. Если родители готовы говорить на эту тему – хорошо, не готовы – есть возможность найти обучающую литературу, фильмы. или обратиться к специалисту.

Родителям нужно обращать внимание, чтобы в окружении ребенка были и мальчики, и девочки. Например, если девочка занимается балетом и у нее кроме подружек больше никого нет, а мальчик играет целыми днями в футбол в мужской компании, родителям под силу создать вокруг своего подростка доброжелательное окружение и противоположного пола тоже. Подросткам иногда бывает сложно сделать это самостоятельно.

И, конечно же, внимание к ребенку и к тому, что с ним происходит. За все истории, связанные с принуждением со стороны других взрослых и сверстников, с изнасилованиями и другими подобными ситуациями, родители несут свою ответственность. Необходимо отслеживать измененные состояния ребенка, замечать их, оказывать своевременную помощь и обращаться к специалистам. Если ребенок стал слишком замкнутым, безрадостным, большую часть времени проводит у себя в комнате, мало разговаривает – всё это говорит о том, что он страдает. Период формирования сексуальности очень сложный для подростка, его психика фактически обнажена – это очень хрупкий и чувствительный момент. Если что-то идет не так, если о чем-то знают одноклассники и дразнят его – это всё очень тяжело переживается. Подростку важно, чтобы было с кем поговорить. Какая бы у него ни была сексуальность – необходимо ее защитить.

Как правильно построить разговор с ребенком?

Если у вас появились подозрения относительно нетрадиционной ориентации ребенка, то, в первую очередь, необходимо задать себе вопрос: «Как я отношусь к гомосексуальности?». Если вы понимаете, что это настолько неприемлемо, что вы готовы выгнать ребенка из дома или «лечить его электрошоком», не пытайтесь начинать разговор. Отсутствие принятия, резко негативная реакция могут серьезно осложнить ситуацию вплоть до появления разных перверсий. Сначала самостоятельно побеседуйте со специалистом-психологом. Одного мотивирующего разговора может быть достаточно, чтобы понять, 1) гомосексуализм – это не патология, а выбор сексуальности, 2) этот выбор может быть не окончательным, 3) наша первая родительская задача – принимать ребенка таким, какой он есть. Это поможет найти в себе силы пережить ситуацию. Приступать к разговору можно тогда, когда ваш внутренний ответ: «Да, я хочу, чтобы мой ребенок был счастлив в традиционных отношениях, но если сложится не так – это всё равно мой ребенок и я его люблю».

  • Общайтесь максимально спокойным тоном.
  • Узнайте, всё ли у него в порядке и верны ли ваши подозрения.
  • Объясните ребенку, что бывают проходящие эксперименты или случайности, но это не означает, что выбор окончательный.
  • Дайте понять, что вы принимаете ребенка, каким бы ни был его выбор.

Самое важное – это дать ощущение базовой поддержки. Потому что только в этот момент, в момент спокойного разговора, мы можем внести возможность альтернативного пути для ребенка. Только так он сможет понять, что склонность к гомосексуальности – это не клеймо, что выбор всегда остается за ним и он в любой момент может его пересмотреть.

Одной из самых непростых тем в области детской сексуальности является вопрос формирования половой ориентации. Об этом мы решили поговорить с Марией Тихоновой , психологом, психотерапевтом, ведущей тренингов и руководителем образовательного проекта МОСТ, и обсудили, как происходит выбор в пользу гетеро- или гомосексуальных отношений у подростков, а также какой должна быть позиция родителей, если всё складывается не так, как они ожидали.

Почему появляется интерес к сверстникам своего пола?

Подростковый период – это время поиска себя. Кроме серьезных психологических изменений, это еще и физиологические, гормональные перестройки. У подростка начинается период вхождения в сексуальность, который длится, примерно, с 11 до 18 лет: в этом возрасте подросток интересуется своим телом, телами сверстников, у него появляются новые импульсы, просыпается либидо.

В этот момент не всегда способен до конца осознать, что с ним происходит и почему он так реагирует на происходящее вокруг. Например, если девочка в душевой бассейна почувствовала импульс влечения к другой девочке, она не понимает, что это просто ее либидо, которое ищет какой-то выход. Это совсем не означает склонность к гомосексуальности. Но поскольку сексуальная идентификация только начинает формироваться, подросток задает себе множество вопросов, среди которых может появиться и этот: «А что, если я нетрадиционной ориентации?».

Именно в этот период очень важна поддержка, чтобы подросток мог разобраться в происходящем. Ведь если ребенок замечает в себе склонность к однополым отношениям и от этого страдает, то ему фактически некуда обратиться – у нас нет институтов, которые с этим работают. Тема гомосексуальности в нашем обществе табуирована, но, вопреки ожиданиям, это приводит к обратному эффекту – всё больше детей делают выбор в пользу нетрадиционной ориентации. Из-за резко негативного отношения к гомосексуальности подростки чувствуют себя запутанными и испуганными, а значит, делают преждевременные выводы – «наверное, я другой» и пытаются проживать с этим всю жизнь. А ведь сексуальность только формируется, в подростковом возрасте невозможно ответить на данный вопрос окончательно.

Что такое нетрадиционная ориентация?

О гомосексуальной ориентации мы можем говорить только тогда, когда ребенок уже живет отдельно и строит отношения с представителями своего пола. В психологии нет общего мнения, что же такое гомосексуализм: нечто врожденное, поведенческий выбор или влияние социума и окружения, когда дети перенимают модель поведения? У каждого человека это происходит на стыке всех трех компонентов. Вопреки распространенному в последнее время мнению, что гомосексуальность 100% врожденная, убедительных данных на этот счет нет. Ориентация может меняться с течением жизни, это не приговор.

Когда человек говорит категорическое «нет» традиционным отношениям (например, со стороны женщины: «Я никогда не позволю мужчине прикоснуться к себе»), это «звоночек» для психолога – в чём дело? Почему такое резкое отрицание? Что произошло в жизни человека?

Что влияет на выбор однополых отношений?

Когда подросток постепенно входит во взрослый мир, он психологически готовится к первому сексуальному опыту – это период внутреннего, интимного выстраивания «психологического кокона» вокруг вопросов сексуальности. Он понимает, что сексуальность есть, но что с этим делать? С одной стороны, есть влечение, с другой стороны – понимание, что этот процесс очень волнительный и непростой.

К этому возрасту мальчики больше общаются с мальчиками, а девочки с девочками. Как подступиться к противоположному полу – тоже вопрос. Подойти и пообщаться – настоящее преодоление, ведь не понятно чего они хотят, как отреагируют. Со сверстниками своего пола намного проще, с ними хотя бы можно договориться. Поэтому иногда первые околосексуальные эксперименты случаются с представителями своего же пола, особенно у девочек. Например, девочки могут учиться целоваться друг на друге. В компаниях мальчиков такое происходит гораздо реже из-за резкой общественной нетерпимости (женская пара вызывает меньшее негодование, чем мужская), но тем не менее это происходит. Для большинства такой опыт становится проходящим, «учебным» событием.

Именно в этот момент очень важно, что происходит вокруг ребенка. К сожалению, если детей застали за такими экспериментами и предали это огласке, последствия бывают очень печальными. Взрослые (и непосвященные сверстники) часто принимают это за гомосексуальность и ставят на ребенке клеймо, от которого потом практически невозможно избавиться. Таким образом, человек вынужден проживать с ним всю свою жизнь.

Также важно, как к ребенку . Если дома обстановка тяжелая, подросток не чувствует поддержки и принятия со стороны родителей, если ребенок в принципе считает, что он плохой и к нему огромное количество претензий (не убирается в комнате, не следит за вещами, плохо учится и т.д.), то он для себя подсознательно выискивает дополнительное подтверждение своей «некачественности». Поэтому если в его жизни случается «однополый эксперимент», а обсудить переживания не с кем, он решает, что «я из этих» и продолжает себе искать неправильные похожие отношения. Второй момент, это протестное формирование у подростков. В тех семьях, где присутствует насилие, где подросток чувствует себя задавленным, он реагирует острым сопротивлением на происходящее. «Я – гомосексуалист» – может стать очередным протестом, желанием идентифицировать себя с меньшинством. Фактически, это как заявления «Я – эмо», «мы гонимые, не такие как все». Подростка здесь привлекают страдания, возможность выделиться, объединиться с аутсайдерами.

Еще одна причина – резко негативный посыл от матери (отца) в сторону противоположного пола. Ребенок начинает думать, что с мужчинами (женщинами) не всё в порядке, и это влияет на его выбор. Однако негативный посыл может привести как к гомосексуальности, так и к обратному. Например, девочка, может решить: «Я тебе докажу, что мужчины нормальные, я не проживу свою жизнь такой несчастной как ты!». Но как в голове у ребенка сложится этот пазл, мы заранее знать не можем.

Что делать родителям?

Когда формируется сексуальность ребенка, полезно время от времени задавать себе вопрос: «Какую модель парных отношений я как родитель передаю?».

Когда у мамы и папы много любви и нежности, ребенок на подсознательном уровне считывает, что в гетеросексуальных отношениях можно быть очень счастливым. Если ребенка воспитывает один родитель, важно отслеживать как с его стороны транслируется отношение к отцу (матери) и вообще противоположному полу – есть ли рядом партнер, который может выступать примером. Это важно для психологически нормального формирования ребенка.

Также необходимо дать своему ребенку хотя бы базовое сексуальное образование. Если родители готовы говорить на эту тему – хорошо, не готовы – есть возможность найти обучающую литературу, фильмы. или обратиться к специалисту.

Родителям нужно обращать внимание, чтобы в окружении ребенка были и мальчики, и девочки. Например, если девочка занимается балетом и у нее кроме подружек больше никого нет, а мальчик играет целыми днями в футбол в мужской компании, родителям под силу создать вокруг своего подростка доброжелательное окружение и противоположного пола тоже. Подросткам иногда бывает сложно сделать это самостоятельно.

И, конечно же, внимание к ребенку и к тому, что с ним происходит. За все истории, связанные с принуждением со стороны других взрослых и сверстников, с изнасилованиями и другими подобными ситуациями, родители несут свою ответственность. Необходимо отслеживать измененные состояния ребенка, замечать их, оказывать своевременную помощь и обращаться к специалистам. Если ребенок стал слишком замкнутым, безрадостным, большую часть времени проводит у себя в комнате, мало разговаривает – всё это говорит о том, что он страдает. Период формирования сексуальности очень сложный для подростка, его психика фактически обнажена – это очень хрупкий и чувствительный момент. Если что-то идет не так, если о чем-то знают одноклассники и дразнят его – это всё очень тяжело переживается. Подростку важно, чтобы было с кем поговорить. Какая бы у него ни была сексуальность – необходимо ее защитить.

Как правильно построить разговор с ребенком?

Если у вас появились подозрения относительно нетрадиционной ориентации ребенка, то, в первую очередь, необходимо задать себе вопрос: «Как я отношусь к гомосексуальности?». Если вы понимаете, что это настолько неприемлемо, что вы готовы выгнать ребенка из дома или «лечить его электрошоком», не пытайтесь начинать разговор. Отсутствие принятия, резко негативная реакция могут серьезно осложнить ситуацию вплоть до появления разных перверсий. Сначала самостоятельно побеседуйте со специалистом-психологом. Одного мотивирующего разговора может быть достаточно, чтобы понять, 1) гомосексуализм – это не патология, а выбор сексуальности, 2) этот выбор может быть не окончательным, 3) наша первая родительская задача – принимать ребенка таким, какой он есть. Это поможет найти в себе силы пережить ситуацию. Приступать к разговору можно тогда, когда ваш внутренний ответ: «Да, я хочу, чтобы мой ребенок был счастлив в традиционных отношениях, но если сложится не так – это всё равно мой ребенок и я его люблю».

  • Общайтесь максимально спокойным тоном.
  • Узнайте, всё ли у него в порядке и верны ли ваши подозрения.
  • Объясните ребенку, что бывают проходящие эксперименты или случайности, но это не означает, что выбор окончательный.
  • Дайте понять, что вы принимаете ребенка, каким бы ни был его выбор.
Самое важное – это дать ощущение базовой поддержки. Потому что только в этот момент, в момент спокойного разговора, мы можем внести возможность альтернативного пути для ребенка. Только так он сможет понять, что склонность к гомосексуальности – это не клеймо, что выбор всегда остается за ним и он в любой момент может его пересмотреть.

Беседовала Ирина Корнеева

Ваш шестнадцатилетний ребенок приходит к вам за помощью абсолютно во всех вопросах, начиная с иностранного языка в школе и заканчивая дружескими отношениями. Вы можете часами разговаривать о политике, спорте и последнем телевизионном сериале. Вам кажется, что нет ничего, о чем вы не смогли бы с ним поговорить. И это действительно так, пока не наступает тот момент, когда ваш ребенок признается вам, что он гей. Реакция родителей на такое признание может быть разной: кто-то может абсолютно спокойно отнестись к этому, а кто-то может запаниковать, разозлиться, погрузиться в депрессию и так далее. Вот что вам нужно делать, если такой день настанет в вашей семье.

Просветитесь

Читайте книги, просмотрите Интернет, пообщайтесь со школьными консультантами. Точно так же, как вы бы сделали с любым своим ребенком, пообщайтесь с сыном или дочерью открыто о безопасном сексе, в частности о ВИЧ, СПИД и других заболеваниях, передающихся половым путем. Вы и ваш ребенок не одиноки, помощь всегда найдется. Вы всегда можете посетить соответствующие сайты в Интернете, чтобы получить больше информации.

Оставайтесь открытыми

Это критическое время для вашего ребенка. Хотя эти новости могут быть сложными для вашего восприятия, для него это очень эмоциональный момент. Постарайтесь не демонстрировать чрезмерного желания помочь. Позвольте вашему ребенку понять, что вы всегда рядом, но при этом не берите на себя главенство в решении всех его проблем.

Будьте бдительны

Не рассказывайте об этом другим. Берегите его личную жизнь и право на приватность. Решение касательно того, кому рассказывать и когда это сделать, полностью принадлежит вашему ребенку, а не вам. Будьте бдительны касательно его эмоционального, психического и физического здоровья, а также обращайте внимание на признаки депрессии или физического насилия. При необходимости обратитесь за профессиональной помощью.

Будьте терпеливы

Хотя вы определенно будете понимающим родителем, который всегда готов поддержать своего ребенка, ваши чувства могут отличаться от этого. Многие родители чувствуют себя так, как будто они сделали что-то не так, однако в большинстве случаев это эмоциональное состояние быстро проходит.

Будьте адвокатом нетрадиционных отношений

Когда будете готовы, говорите об этом громко. Присоединитесь к местной организации родителей детей нетрадиционной ориентации, принимайте участие в гей-прайдах (акциях, которые являются демонстрацией существования в обществе ЛГБТ). Начните высказываться против гомофобии. Пишите письма в местные, городские и даже государственные учреждения, требуя соблюдения гражданских прав для каждого. Если вы вступаете в гей-сообщество и активно принимаете участие в его деятельности, вы поддерживаете своего ребенка таким, какой он есть, а также показываете ему, как много он для вас значит.

Причем это касается не только выбора будущей профессии и жизненных целей, но и осознания своей сексуальной ориентации.

Мы с подругой давно не виделись и, наконец-то, встретились в кафе. Поговорили о том о сем, а потом перешли на детей. Ее дочь и мой сын - ровесники, обоим по 15 лет. Я стала рассказывать про подружку сына, с которой мой парень уже целый год встречается. Слушая меня, подруга на глазах мрачнела.

Наконец, рассказала мне под большим секретом, как однажды, придя с работы раньше обычного, она застала свою дочь в постели с одноклассницей. Обе были без одежды и лежали, обнявшись. Ошарашенная мать устроила скандал.

Дочь молчала, как партизан, а после этой истории с матерью перестала разговаривать вовсе. Подруга всплакнула: «За что мне это? Вырастила лесбиянку!». Потом стала сетовать, что жизнь кончена и у нее никогда не будет внуков. Я успокаивала, как могла: «Да брось ты, все это возрастное. Наиграется твоя девчонка и будет, как все».

Эге, гей!

Долгое время ученые спорили по поводу гомосексуализма, решая, что это: норма или аномалия. Например, З. Фрейд считал тягу к своему полу неврозом. А в СССР этот «грех» и вовсе приравнивался к преступлению. Однако с 1974 года мировая медицинская общественность признала гомосексуальность естественным явлением. А с 1999 года и в России ее перестали считать болезнью. Сейчас в некоторых странах официально разрешены однополые браки, а отношение к гомосексуализму стало более лояльным. Но легко быть толерантным, если дело касается кого-то другого, а не твоего собственного ребенка.

По мнению психологов и сексологов, абсолютно все дети экспериментируют во время полового развития, при этом в партнеры они могут выбирать как мальчиков, так и девочек. Сверстники своего пола обычно более доступны, они легче идут на контакты. Поэтому, увидев двух девушек, слившихся в страстном поцелуе, не стоит делать поспешных выводов: скорее всего, подружки просто тренируются в умении целоваться или просто подражают известным персонам шоу-бизнеса.

По статистике, в Америке каждая 12‑я женщина имела гомосексуальный опыт. Однако лесбиянками большинство из них не стали. В России подобной статистики нет, но вряд ли она принципиально отличается от американской.

Среди юношей-подростков тоже могут происходить гомосексуальные контакты. Это явление носит название временного, или транзиторного (переходного) гомосексуализма. Особенно сильно оно проявляется в закрытых учебных заведениях, вроде военных училищ. Но чаще подростки не заходят так далеко, а ограничиваются лишь эротическими фантазиями, которые могут быть окрашены и в «голубые» тона.

И если в мыслях подросток представляет себе близость с человеком своего пола, это еще не значит, что он гей. У большинства молодых людей со временем природа возьмет свое, и они выберут себе в партнеры людей противоположного пола.

В отличие от транзиторного, при истинном гомосексуализме полностью отсутствует эротическое влечение к лицам другого пола. Истинных гомосексуалистов среди подростков, переживавших платоническую (или не совсем невинную) влюбленность в человека своего пола - единицы (всего 2% среди женщин и 4% - среди мужчин).

Нас не найдут. Нас не изменят

Среди специалистов долгое время не было единодушия в определении причин, приводящих человека к выбору нетрадиционной сексуальной ориентации. Одни исследователи считают определяющим фактор генетический (итальянские ученые высказали предположение, что «ген гомосексуализма» может передаваться по материнской линии). Другие «винят» биологию (например, гормональный сбой в период внутриутробного развития). Третьи называют эндокринные причины (избыточную или недостаточную выработку половых гормонов). Многие основным фактором считают влияние среды, в которой развивается ребенок.

Немалую роль отводят и воспитанию. Бытовала теория, что гомосексуалисты чаще появляются в неблагополучных или неполных семьях. Также считалось, что развитие у юношей «голубых» наклонностей связано с воспитанием в семьях с чрезмерно ласковой и опекающей матерью и безразличным отцом или, наоборот, с авторитарной матерью и отцом-тряпкой.

Но впоследствии оказалось, что гомосексуалисты одинаково часто рождаются как в благополучных, так и в неблагополучных семьях. И темпераменты, и характеры родителей, и даже их отношение к детям в этом плане тоже большой роли не играют. Как и особенности личности самих детей, такие как недостаточная мужественность мальчиков и недостаточная женственность девочек. Девчонки-сорвиголовы, вырастая, не реже, чем «хорошие девочки», заводят мужей и детей. А из слабохарактерных и изнеженных маменькиных сынков впоследствии чаще получаются подкаблучники или, наоборот, домашние тираны, а вовсе не геи.

Другое дело, если родители сознательно пытаются вырастить из девочки подобие мальчишки и наоборот. Так, увы, бывает, когда рождается ребенок не того пола, который «заказывали». Тогда мама, так и не дождавшаяся дочки, начинает наряжать сына в платья и банты, а папа, мечтавший о наследнике, не позволяет дочке играть в куклы и носить юбки, а покупает ей только мальчиковую одежду и учит разбираться в технике.

По-видимому, более значимым для формирования гомосексуальной ориентации является факт совращения ребенка в детском возрасте человеком его пола. Но говорить об одной какой-то ведущей причине гомосексуальности специалисты не берутся. По мнению Американской академии педиатрии, сексуальная ориентация определяется не каким-либо единственным фактором, а непостижимой комбинацией генетических, гормональных и средовых влияний. При этом она, как правило, устанавливается в раннем детстве, а вовсе не в подростковый период. Однако осознание своей «инаковости» приходит позже. По данным наблюдений, юноши осознают себя геями в 14-16 лет, а девушки - в 18 лет.

Ситуация help. Ситуация SOS

Для самого гомосексуалиста факт осознания своей нетрадиционной ориентации редко переживается как трагедия. Проблема возникает, когда об этом узнают окружающие. Подростки часто сталкиваются с оскорблениями и насилием. У них появляются мысли о самоубийстве. Нередки злоупотребления наркотиками. Исследования показывают, что только родительская поддержка помогает избежать этих опасных последствий.

Мамы и папы на это неожиданное известие могут реагировать по-разному. Одни устраивают скандалы и применяют наказания (в том числе физические), чтобы выбить из ребенка «дурь». Другие уговаривают лечиться, воспринимая гомосексуализм как болезнь.

Третьи игнорируют опасную тему, надеясь, что проблема исчезнет сама собой со временем. А некоторые даже отказываются от своих детей, выгоняют их из дома.

Все эти меры жестоки и бессмысленны. «Вылечиться» от гомосексуализма невозможно. Раньше предлагались такие методы лечения, как кастрация, электрошок, гормонотерапия, аверсивная терапия (с вызыванием тошноты, рвоты при показе «голубых» и «розовых» картинок)…

Были даже попытки хирургических вмешательств - разрушались области головного мозга в месте предполагаемых сексуальных центров.

Сегодня используется репаративная психотерапия, которая заключается в осознании «больным» своего истинного пола, но и этот метод редко приносит положительный эффект, зато впоследствии приводит к серьезным проблемам с психикой.

Поэтому, если уж так вышло, что ребенок выбрал для себя нетрадиционную ориентацию, лучше всего принять это как данность. Конечно, смириться с тем, что твой ребенок - не такой, как все, трудно. Но это лучше, чем потерять его вовсе.

Нетрадиционная ориентация – факт человеческой жизни, который существовал во все времена наряду с традиционной ориентацией (что достаточно ясно доказывают исторические документы из разных мест и эпох).

Влечение к людям противоположного пола существовало в среде людей как бы «по умолчанию», было очевидно, что это – доминирующий тип сексуального влечения. Однако оказалось, что не все способны испытывать влечение только к противоположному полу.

В разные периоды истории и в разных культурах формировалось разное отношение к тем, чья сексуальная ориентация была нетрадиционной – от открытого преследования до принятия такого рода контактов в качестве ритуальных практик, от брезгливости до утверждения равенства перед законом.

С одной стороны, эти люди действительно оказывались и оказываются в меньшинстве, а большинство продолжает испытывать влечение к представителям противоположного пола. С другой – это меньшинство достаточно устойчиво. По разным оценкам оно составляет 3-7% от общего числа людей.

Естественно, статистические данные трудно собрать из прошлых исторических эпох, однако исследователи склоняются к мнению, что этот процент остается практически постоянным во все времена.

Сексуальная ориентация в природе не предполагала полной однозначности: в среде животных нетрадиционное сексуальное поведение встречается во многих видах, от червей до млекопитающих, причем примерно в том же процентном соотношении, что и у людей. И следовательно – сложно говорить о том, что нетрадиционная ориентация – что-то «неестественное».

Итак, что такое сексуальная ориентация ? Откуда берется нетрадиционная ориентация ? И какие вообще существуют виды сексуальной ориентации ? Об этом мы поговорим в первой части цикла о различных формах сексуальных предпочтений.

Навигация по статье «Виды сексуальной ориентации и ее формирование»:

Современное научное сообщество так и не выработало единой гипотезы по поводу того, как формируется сексуальная ориентация. Где только не искали – в генах, исследовали различные участки мозга, гормональные факторы, и, конечно же – культурный, социальный контекст, ранний детский опыт и воспитание вообще.

Обо всем этом можно прочесть в любой современной энциклопедии. Но есть то, в чем сходится большинство ученых однозначно: сексуальная ориентация и сексуальность вообще – то, что формируется как минимум с раннего детства, а глубинные основы сексуальности человека закладываются еще во внутриутробной среде.

Если мы посмотрим на развитие плода, то выяснится, что любой человек в утробе матери проходит стадию гермафродитизма: зародыш имеет зачатки как мужских, так и женских половых органов.

Под действием различных биохимических факторов (в том числе и гормонов) зародыш в итоге приобретает черты того или другого пола. Однако, это происходит не со всеми – есть и те, кто даже при рождении имеет не вполне определимый анатомический пол. Существование гермафродитов было известно во все времена – достаточно посмотреть на некоторые древнегреческие статуи.

Этот феномен внутриутробного развития позволил некоторым исследователям (в частности, Фрейду, Кинси, Вейнигеру) сделать вывод о том, что человек в своей основе является бисексуальным, даже если его анатомический пол к моменту рождения сформирован без отклонений.

Однако позже, с развитием полового сознания один из векторов – влечение к противоположному полу или к своему, конкретная сексуальная ориентация – начинает доминировать, а бисексуальность становится латентной, т.е. скрытой, не осознаваемой, остается в потенциале.

На формирование плода и того, с каким набором внутренних, не осознаваемых пока самим человеком, склонностей придет он в этот мир, влияет слишком многое: биохимия организма матери, наследственные (генетические) факторы, даже эмоциональный фон окружения, в котором протекает беременность, может влиять на формирование будущей сексуальности ребенка.

Но мы пока не в состоянии точно проследить всю цепочку формирования такого сложного комплекса реакций, как сексуальная ориентация: ведь младенец не может рассказать о том, как он осознает себя, свой пол, свои пробуждающиеся влечения. Да и осознает он пока крайне мало.

И намного раньше того, как пол и сексуальная ориентация вообще осознаются, на ребенка начинают влиять социальные факторы: ожидания родителей, нормы полового поведения, принятые в данной культуре, представления о приемлемости проявлений сексуальности в конкретной семье.

К тому моменту, когда человек заканчивает период полового развития и становится, к тому же, полноценным членом общества (а совершеннолетие, 18 лет, принято считать статистически средним возрастом завершения полового развития) – он, по сути, уже сформирован и его сексуальная ориентация тоже.

Но не все так просто. Только в случае если сексуальная ориентация – традиционна, она не вызывает вопросов. Подростка поддерживают в его пробуждающихся влечениях или, как минимум, не придают этому значения.

Но в случае, когда так или иначе проявляется нетрадиционная ориентация, или подросток не может определиться, к кому он испытывает больше влечения, развитие происходит с большим компонентом невротических факторов – возникающих вопросов к самому себе, страхов, тревоги, неприятия себя или наоборот – открытого протеста.

Вызвано это тем, что в обществах разных культур нетрадиционная ориентация является чем-то негативным, неприемлемым, патологией. И об этом ребенок узнает достаточно рано, как правило.

Несмотря на длинную историю попыток ученых доказать, что нетрадиционная ориентация – вариант сексуальной нормы, обывательское сознание страшится подобных проявлений.

Углубляться в объяснения, почему нетрадиционная ориентация отвергалась представителями разных культур в разные времена можно долго. Скажу лишь, что нечто отличающееся от большинства так или иначе пугает многих, создает ощущение небезопасности, а дальше люди уже мало задумываются о том, есть ли для страха основания – многим проще запрещать, чем разбираться, и это – уже вопрос ограниченности интеллектуальных ресурсов.

В современном нам обществе большинству родителей кажется, что если ребенок проживет свою жизнь по понятным и привычным для родителей схемам, он проживет ее более безопасно.

И к моменту совершеннолетия такой подросток уже не может в полной мере отличить, что в его пробуждающейся сексуальности – действительно истинно, что – является плодом его же собственной веры в то, «как правильно», сформированной под большим воздействием мнения родителей и социума, а что – протестным поведением или защитным механизмом.

К моменту, когда человек начинает разбираться в себе с этой темой – он уже сформирован полностью, и у внутри сложилось его подлинное ядро влечения, но многое в нем самом вытеснено в бессознательное, а потому поиск того, какова его истинная сексуальная ориентация, может продолжаться уже во взрослом возрасте.

Но давайте поговорим о том, что же вообще бывает в этом смысле с человеком.

Основные виды сексуальной ориентации – гетеросексуальная (влечения к людям противоположного пола), гомосексуальная (влечение к людям своего пола) и бисексуальная (влечение к обоим полам, но не обязательно в равной степени и в один и тот же период жизни).

Иными словами, бисексуал может в один период жизни испытывать влечение к женщинам, в другой – к мужчинам, может быть так, что выбор сексуального объекта зависит не столько от его пола, сколько от человеческих качеств, а может быть и так, что в один период жизни его увлекают то женщины, то мужчины в равной степени.

Однако, виды сексуальной ориентации этим не исчерпываются. Асексуальность тоже считается одной из разновидностей сексуальной ориентации, когда человек в принципе не испытывает полового влечения или испытывает его в очень слабой степени.

Чем это вызвано и считать ли это вариантом нормы – тема для отдельной статьи, однако сами люди, идентифицирующие себя как асексуалы, могут быть вполне реализованы во всех остальных сферах жизни, и исследования не подтверждают наличие у большинства из них каких-либо психических отклонений и патологий личности.

Виды сексуальной ориентации могут иметь и более сложную структуру. Например, в моей практике были клиенты, которые были в большей степени сфокусированы на влечении не к анатомии человека, а скорее к его психологическому гендеру.

Например, мужчина испытывал влечение к молодым людям, как к анатомическим мужчинам, так и к анатомическим женщинам-трансгендерам, планировавшим операцию по смене пола или частично совершившим переход.

Важно было не то, какие анатомические особенности характеризовали данную личность, а то, что психологически это был мужчина – это было самым важным в возникновении и развитии влечения у моего клиента.

Этот мужчина считал себя гомосексуальным, а в случае контакта с женщиной, идентифицировавшей себя как мужчина и стремившейся занять подобающую социальную роль, выглядевшей соответственно и готовившейся к операции по смене пола, он считал, что анатомия ему просто «не мешала» получать удовлетворение от отношений и сексуального контакта.

Также помню женщину, идентифицировавшую себя как гетеросексуалку, при этом у нее было два эпизода отношений с маскулинными женщинами, в которых она чувствовала себя все той же женщиной, за которой ухаживает мужчина. Психология для нее тоже была важнее, чем анатомические особенности.

Или, например, мужчину, считавшего себя бисексуальным, однако однозначно предпочитавшего или женщин-натуралок или мужчин-транссексуалов, выглядящих как женщины, надевающих женскую одежду, при этом не обязательно стремящихся сменить пол.

Все это, теоретически, можно относить к бисексуальности, однако, виды сексуальной ориентации включают в себя термин «пансексуальность», который подчеркивает влечение к людям с определенным набором качеств вне зависимости от их анатомии.

По поводу терминологии ученые продолжают спорить, однако, я привел эти примеры лишь с одной целью: показать, что сексуальная ориентация включает в себя не только фактор анатомии. Как и пол не состоит только из конфигурации половых органов, а включает в себя и психологию, и социальную роль, и идентификацию.

Стоит также сказать о варианте сексуальной нормы. В сексологической практике принято следующее определение:

Сексуальная норма – сексуальные действия достигших половой и социальной зрелости дееспособных субъектов, осуществляемые по взаимному согласию и не предполагающие нанесения ущерба здоровью а также не нарушающие границ третьих лиц.

Проще говоря, если эти взрослые люди отвечают за свои действия, осознают их, не совершают насилия, не прибегают к сексуальным действиям с не осознающим себя полностью человеком (ребенок, психически больной человек), не вовлекают в процесс тех, кто не давал своего согласия на участие, и не наносят друг другу серьезные увечья – они имеют право на все, что в этих рамках могут осуществить.

Но в каждом обществе существуют дополнительные ограничения, которые, как правило, проистекают из множества факторов, в основном, ценностных, моральных и порой как следствие – законодательных, которые могут ограничивать право людей заниматься сексом так, как им хочется.

Рассматривать все виды сексуальных действий с позиции «норма/патология» — не задача данной статьи, но если возвращаться к теме сексуальной ориентации, то половой контакт двух взрослых людей одного пола, осуществляемый по обоюдному согласию и без причинения вреда здоровью, является вариантом сексуальной нормы.

Было бы просто и легко, если бы мир был устроен однозначно. Белое или черное, плохое или хорошее, верх или низ, право или лево. «Чистые» гомосексуалы и такие же «чистые» гетеросексуалы. Но в реальности поделить мир на такие простые и понятные уму категории не удается.

Зоолог и сексолог Альфред Кинси, исследуя половое поведение людей и животных, пришел к выводу, что «чистая» однозначность в этом вопросе бывает редко. Посмотрите на эту шкалу, и вы все поймете сами:

Кинси подтвердил свою гипотезу обширными статистическими данными, но выяснился еще один интересный факт. Мало того, что человек может не быть «чистым» представителем своей ориентации, его не представляется возможным оценить по этой шкале раз и навсегда, потому что разным возрастным периодам могут быть свойственны разные проявления.

Например, в подростковом возрасте, когда сексуальность только пробуждается, достаточно легко перепутать ситуационные проявления гомосексуальности с истинной гомосексуальностью. В те периоды жизни девочки и мальчики существуют в своих, преимущественно однополых, компаниях или по парам друзей.

Дружба в этом возрасте может иметь очень важное значение, она по-настоящему интимна в этот период, и многие мои клиенты признавались, что испытывали влечение, например, к подруге или другу собственного пола.

Иногда это приводило даже к каким-то ситуативным половым контактам, любопытство относительно сексуальности было сильно, а на контакты с противоположным полом еще было сложно и страшно решиться.

Но потом подобные порывы угасали, а с дальнейшим взрослением и при появлении более широкого доступа к противоположному полу, выработки навыка общения и знакомства, поддержания отношений, те «случайные приключения» начинали восприниматься как игра и даже надолго забывались.

Нередко при работе с подростками я сталкивался с тем, что восторженное обожание, например, старшего по возрасту учителя принималось за влюбленность и подросток начинал задавать себе вопрос: у меня – нетрадиционная ориентация?

Но, как правило, для большинства подобные влюбленности не несут в себе никакой информации о том, какой будет реальная сексуальная ориентация взрослого человека в будущем.

Они служат совершенно иной цели: открыть самому подростку силу его эмоций, они позволяют проявить сексуальное любопытство, изучить себя, свои реакции. Зрелые чувства и настоящие сильные влечения приходят, как правило, позже.

Бывает и строго наоборот. Человек, который в подростковом возрасте был «ни сном ни духом» относительно сверстников своего пола, повзрослел, живет обычной гетеросексуальной жизнью, вдруг начинает уже в зрелом возрасте испытывать сильное влечение к своему полу.

Как такое возможно? Как правило – это следствие жесткого воспитания. Если ребенку с ранних лет активно внушать ужас перед гомосексуальностью, подчеркивать, что нетрадиционная ориентация – это позор и кошмар, то даже латентные проявления собственной бисексуальности (которая – помним! – заложена в каждом природой) ребенок постарается изо всех сил подавить и вытеснить.

В результате его влечение начнет формироваться не так, как требует его природа, а так, как требует социум. Причем, у девочек и мальчиков это происходит по-разному. Мальчикам какое-то время под действием сильных юношеских гормонов кажется, что девочки вполне удовлетворяют их желания.

На деле же сказывается общая неразборчивость мужских юношеских влечений, особенно у тех, кто обладает сильной сексуальной конституцией . Инстинкт в момент пика сексуальности настолько мощно требует выхода, что порождает способность удовлетворяться практически любым более или менее подходящим объектом.

А с учетом того, что девушка всеми вокруг награждается ярлыком «правильный объект», то всеобщее одобрение этого шага юноши подогревает его пыл. И только когда тема самоутверждения в социуме отступает на второй план, может проявиться истинная сексуальная ориентация человека.

В моей практике случались клиенты-мужчины, которые успевали на волне самоутверждения жениться и даже завести детей. Но позже, когда для влечения нужны были уже иные факторы, более глубокие, влечение к жене пропадало начисто, а нетрадиционная ориентация «вдруг» заявляла о себе неожиданной, но страстной и непреодолимой влюбленностью.

С женщинами чаще происходило несколько иначе: многие из них заводили отношения с мужчинами, вообще не руководствуясь сексуальными порывами, если только любопытством. Для многих важно было другое – душевная дружба, обеспеченность, поддержка в желании женщины стать матерью.

«Я думала, что секс – не самое главное, — говорила про тот период жизни одна моя клиентка, — мы прекрасно ладили, у нас родился ребенок. И только позже я поняла, что уже действительно хочу получать удовольствие в постели, мне искренне захотелось секса , но при этом я поняла, что этот секс я по-настоящему хочу не с мужем и даже не с мужчиной вообще…»

Встречались примеры и такие, когда человек осознает свою ориентацию, развивает вполне «обычные» отношения, но при этом вдруг испытывает порыв «попробовать новое» именно с партнером своего пола. В общем, вариантов развития очень много.

Все эти примеры я привел для того лишь, чтобы показать: сексуальная ориентация сама по себе формируется рано, но проявляется по-разному, в разные периоды жизни, с разной интенсивностью, и самое важное – может быть до определенной поры не осознаваемой, особенно если это – нетрадиционная ориентация.

Не так уж много людей попадают на крайние точки шкалы сразу, как только вообще осознают свою сексуальность. И в этом нет ничего страшного: человеческая природа пластична не просто так, это – определенный ресурс, который человеку дан природой.

Для чего? Ну, хотя бы для того, чтобы в ситуации отсутствия половых партнеров противоположного пола мочь хотя бы на какое-то время переключиться на партнеров своего. Секс – функция, существующая не только для продолжения рода, и среди животных встречается непродуктивный (не ведущий к зачатию) секс.

Секс помогает выживать виду вообще, потому что, среди прочего, служит формой закрепления союза между людьми, источником творчества, способом самовыражения и т.д. У него очень много важных функций помимо деторождения.

Как один из интересных примеров – некоторые рыбы меняют пол в процессе жизни. Так природа контролирует равновесие самок и самцов в популяции. А в отношении людей некоторые ученые склонны предполагать, что нетрадиционная ориентация – способ регуляции численности популяции.

Как минимум до появления вспомогательных репродуктивных технологий эти люди были теми, кто, по сути, отказывался от активного размножения, сохраняя при этом способность к зачатию, и мог при необходимости все-таки принять участие в процессе размножения.

А в следующей части статьи мы поговорим о том, можно ли изменить сексуальную ориентацию , какие вещи могут этому препятствовать и для чего вообще это может понадобиться.

Если у Вас возникли вопросы по статье:

« »

Вы можете задать их нашему психологу Online:

Если Вы по каким-либо причинам не смогли связаться с психологом онлайн, то оставьте свое сообщение (как только на линии появится первый свободный консультант - с Вами сразу же свяжутся по указанному e-mail), либо на .

Статьи по теме: