Гениальность и гениальные люди. Гениальность - это талант, одаренность или помешательство

Гениальность (от лат. genius -- «дух») -- высший уровень интеллектуального или творческого функционирования личности, который реально проявляется в выдающихся научных открытиях или философских концепциях, технических или технологических изобретениях, социальных преобразованиях, создании художественных произведений, имеющих отдалённые последствия во многих областях культуры. О гениальности говорят, когда достижения расцениваются как новый этап в определённой сфере деятельности, считаются опережающими своё время, формируя зону ближайшего развития культуры.

«Гениальность - это высшая степень, какой может достигать человеческая способность. В мысли, рожденной вдохновением гения, есть что-то непомерное, экстраординарное - этим и отличаются его творения. Но когда он не одержим вдохновением, он может быть лишь более или менее умным, более или менее образованным человеком».

В настоящее время феномен гениальности ещё подробно не изучен. Установлено, что дети-гении значительно чаще встречаются среди мальчиков, чем среди девочек. Медицинские авторитеты полагают, что сверходаренность - это результат высокого уровня гормонов в некоторых железах, включая гипофиз и надпочечники. Вундеркинды гениальны потому, полагают исследователи этого феномена, что их нервная система достигает своего наивысшего развития задолго до того, как разовьется весь организм. Известны различные точки зрения:

  • - по мнению Платона, гениальность - плод божественного наития;
  • - Чезаре Ломброзо постулировал связь между гениальностью и психическими расстройствами;
  • - в психоанализе гениальность определяется, как врождённое умение сублимировать свои глубинные сексуальные комплексы;
  • - бихевиоризм определяет гениальность в терминах поведения: гений замечает, воспринимает, созерцает, ощущает, мыслит, говорит, действует, создает, сочиняет, выражает, творит, сравнивает, разделяет, соединяет, рассуждает, угадывает, передает, думает так, как будто все это ему диктует или внушает некий дух, невидимое существо высшего рода; если же он делает все это так, как будто он сам существо высшего рода, то он есть гений;
  • - гештальтпсихология определяет гениальность как способность к умению видеть общее в частном;
  • - когнитивная психология тесно переплетается с гуманистическим направлением и определяет гениальность как способность обладать устойчивой целью при весьма широком выборе путей её достижения. Гуманисты вводят понятие «Я-концепции» и центральным предметом изучения ставят самоактуализацию;
  • - с точки зрения модной «квантовой психологии», гений - тот, кому в результате некоего внутреннего процесса удалось пробиться к седьмому нейрологическому контуру (называемому неопределенным термином «интуиция») и вернуться назад к третьему уже со способностью нарисовать новую семантическую карту - построить новую модель реальности;
  • - аналитическая психология, во главе с Карлом Юнгом, отстаивает мнение, что «… художественное произведение возникает в условиях, сходных с условиями возникновения невроза…».
  • - по Оксфордскому словарю, гений -- это «природная интеллектуальная сила необычайно высокого типа, исключительная способность к творчеству, требующему выражения, оригинального мышления, изобретения или открытия».
  • - в третьем издании Большой Советской Энциклопедии гениальность определяется как «наивысшая степень проявления творческих сил человека». «Термин «гениальность» употребляется как для обозначения способности человека к творчеству, так и для оценки результатов его деятельности, предполагая врожденную способность к продуктивной деятельности в той или иной области. Гений, в отличие от таланта, представляет собой не просто высшую степень одаренности, а связан с созданием качественно новых творений. Деятельность гения реализуется в определенном историческом контексте жизни человеческого общества, из которого гений черпает материал для своего творчества».

Во всех определениях наиболее важной, как четко разграничивающей гения от таланта, является констатация того, что можно выразить формулой: «Гений делает то, что должен, талант -- то, что может». Формула эта подразумевает подвластность гения той задаче, которую ставит перед ним его внутренняя сущность. Формула эта подразумевает роковую обреченность гения, его безысходность в подчинении своему творчеству, неизбежность напряжения им всех своих сил для достижения поставленной цели, для решения определенной задачи. Эта формула объединяет Александра Македонского, вопреки бунтам своих измученных солдат устремляющегося на восток и юг от Инда, который он перешел, победив царя Пора; Наполеона, идущего на Москву; Моцарта, накануне дня смерти проигрывающего Реквием, который, как он думает, означает его конец; Бетховена, написавшего большую часть из всех своих величайших творений, будучи глухим. Эта формула объединяет множество других гениальных людей, которые становились фанатиками своего творчества. Если бы у Моцарта, Бетховена, Шопена не было одержимости, фантастической целеустремленности, то они, при всех своих способностях, будучи «вундеркиндами», ими бы и остались. Но Бетховен написал в своем завещании, что он не может уйти из жизни, не свершив всего, к чему предназначен. Изучение биографий гениев всех времен и народов приводит к выводу: гениями рождаются. Однако только ничтожно малая доля народившихся потенциальных гениев -- в гениев развивается. И из подлинных, несомненных гениев лишь ничтожная доля реализуется. Рассмотрение механизмов гениальности, зарождение потенциального гения является, прежде всего -- проблемой биологической, даже генетической. Развитие гения -- проблема биосоциальная. Реализация гения -- проблема социобиологическая. На первый взгляд, сказанное приводит к пессимистическим выводам. Раз потенциальная гениальность отсутствует -- делать нечего, великого не будет. Но есть и оборотная сторона медали, заключающаяся в том, что не генетические, а биосоциальные и социобиологические тормоза приводят к тому, что реализуется лишь один гений из десятка тысяч потенциальных. Если признать гениями только тех, кто почти единогласно признан ими в Европе и Северной Америке, то общее число гениев за все время существования нашей цивилизации едва ли превысит 400--500. Примерно к таким цифрам приводит отбор знаменитостей, которым уделено максимальное место в энциклопедиях разных стран Европы и США, если из числа этих знаменитостей вычесть тех, кто попал в историю из-за знатности или по другим случайным заслугам.

Гениальность как качество личности – способность проявлять высочайшую степень одарённости и достигать результатов, составляющих эпоху в жизни общества или в какой-либо сфере жизнедеятельности.

Жил-был в советские времена некий дворник — колоритная личность с роскошной окладистой бородой. И так он был похож с этой бородою на гениального Карла Маркса, что люди на него приходили со всей столицы полюбоваться. Дошло сие безобразие до слуха компетентных органов. Пришли к нему товарищи в штатском и говорят: «Вы очень некстати похожи на одного гения. Может лучше сбрить вам бороду?» — Дворник, степенно оглаживая предмет конфликта, ответствовал: «Ну, положим, бороду я сбрею. А умище, умище-то куда девать?»

Природа гениальности – неразгаданная загадка. Когда речь заходит об этом редчайшем качестве личности, то почти всегда подразумевается либо божественный дар, либо патология психики. Древний грек никогда не сказал бы: «Я гений». Это не скромность, он сказал бы: «Меня посетил гений», «Меня посетила муза». В тексте «Бхагавад гиту» Бог говорит: «Я – вкус воды. Я – любовь в искренней любви возлюбленных. Среди гор Я – Гималаи. Среди рыб Я – акула. Я гений в человеке. Я гений, который приходит к человеку».

Через гениальность Бог разговаривает с миром. Многие гении, создав что-то сверхъестественное, находятся в прострации и, придя в себя, говорят, что я это не писал, я просто передал мысли, которые мне были надиктованы Богом. Гениальный Моцарт недоумённо произносит: «Мысли толпятся в моей голове, входя в нее с величайшей легкостью. Как и откуда они берутся, я не знаю и никак не причастен к этому. Стоит только возникнуть теме, как появляется другая мелодия, и сама связывается с первой в соответствии с требованиями композиции. Композиция приходит ко мне не последовательно, не по частям, разработанным в деталях, какими они станут позднее, а во всей полноте, так что мое воображение позволяет мне услышать ее целиком». Моцарт говорит о непонятном ему феномене, какой-то неизвестной сферы сознания, которая целиком, во всей полноте и ясности внезапно озаряет сознание. Все становится понятным и даже возникает досада, как это раньше не пришло в голову. Композитор свидетельствует, что он лишь проводник музыки Бога, что его телесная оболочка не причастна к Его музыке. Моцарт утверждает, что его роль и заслуга в этом действе состоит лишь в рутинной части творчества – детальной разработки композиции в соответствии с требованиями музыкальной грамоты. О необъяснимом феномене вдохновения писал и Эйнштейн: «Открытие в науке совершается отнюдь не логическим путем, в логическую форму оно облекается лишь впоследствии, в ходе изложения. Открытие, даже самое маленькое - всегда озарение. Результат приходит извне и так неожиданно, как если бы кто-то подсказал его».

Когда в обществе или в какой-то сфере жизнедеятельности назревает необходимость перемен, Бог посылает своего представителя в лице гения. Вкус счастья, испытанный гениями от полёта мысли, достижения вершин человеческого духа, превышает всё вообразимое счастье, которое испытывают люди от материальных благ, семьи, секса. Согласно Ведам, это подарок Бога гению за благочестие в предыдущих жизнях. Гении в прошлых жизнях своими благочестивыми поступками заслужили быть посланниками Бога на Земле.

Философы Шопенгауэр и Ницше считали гениев полубогами, высшими существами. Кант называет гения «любимцем природы», а Гёте – «высшим формосозидающим дарованием». Абсурдно объяснять их появление наследственностью или средой. Ницше писал, что «великие люди, как и великие времена, подобны взрывчатому веществу, в котором накопилась ужасная сила; их появление всегда исторически и физиологически, задолго до них подготовляется, собирается и скопляется. Если напряжение толпы достигает слишком большой силы, то достаточно случайного толчка, чтобы вызвать на свет «гения», великую судьбу».

«Если звезды зажигают – значит это кому-нибудь нужно!» – писал В. Маяковский. Гениальный поэт осознавал: неспроста появляются люди как ответ на запросы и потребности общества, как снайперский выстрел и неотвратимость рока. Чаще всего гении рождаются в феврале (зачатие в мае). Российский ученый Евгений Виноградов обработал демографическую статистику десяти европейских стран и вывел график рождаемости гениев. Результат получился однозначный - по количеству гениев всех времен и народов февраль является безусловным лидером. Средний возраст родителей гениальных детей — мать 27, отец 38 лет.

Основным качеством гения Ницше считал «творческую детскость» или, как говорил, Шиллер – «творческую наивность». Такое ощущение, что гениальность плохо училась в школе и, достигнув разумного возраста, решила перепроверить то, что внушали ей учителя. Всё подвергая сомнению, она решила по-новому всмотреться в абсолютные истины. Так действовал великий Эйнштейн, результат – теория относительности. Бальзак отметил одно из самых удивительных качеств гениальности: «Гений походит на всех, но никто не походит на него».

Если талант пашет на сегодня, то гений творит на века. Великий русский художник А. Иванов, автор знаменитой картины «Явление Христа народу», полагал, что гений производит для веков. У него некоторые части могут быть неправильны, но целое превосходно. Правила для него нет – он сам себе правило. А. Иванов полагал, что в отличие от гения талант сообразуется с требованием общества, он раб общества. Он пишет для настоящего времени, например, знаменитый историк Карамзин. Талантливость редко выходит за пределы старого знания. Если она и создаёт новое знание, оно не носит эпохальный характер, способный перевернуть представления людей в той или иной сфере жизни. Гениальность, напротив, связана исключительно с революционными переворотами в науке, созданием новых направлений в искусстве и исключительным новаторством. Талантливости редко удаётся «перекопать души» современников своими произведениями.

Исключительная непохожесть, непредсказуемость и незаурядность гениальности стала одной из причин интереса к проявлениям у неё болезненной психической симптоматики. В 1836 году литературный мир был шокирован заявлением Лелю о том, что физиологические показатели, отмеченные при жизни Сократа, являются неоспоримым свидетельством того, что «отец философии» систематически впадал в состояние транса, был подвержен приступам столбняка, искажения восприятия и галлюцинациям. Десятью годами позднее Лелю пришел к выводу, что это относится и к Паскалю, особенно отмечая тот факт, что Паскаля посещали видения религиозного содержания и галлюцинации. Эта ранняя работа Лелю послужила стимулом для дальнейшей разработки теорий гениальности и безумия, а также для появления огромного числа попыток сходного анализа патологических черт выдающихся людей.

На судьбах таких необычайных людей как гении можно доказать разные точки зрения, в том числе и безумие. Ван Гог считал себя одержимым бесом. У Гофмана была мания преследования и галлюцинации. Гоббс боялся оставаться в темной комнате, там ему мерещились привидения. Гончаров был ипохондриком, Врубель и Хармс лечились в психиатрических клиниках, Достоевский страдал эпилепсией и болезненной страстью к азартным играм, у Мандельштама был тяжелый невроз и попытки суицида. К гениальным безумцам относят Моцарта, Шумана, Бетховена и Генделя. У Анны Ахматовой была агарофобия – боязнь открытых пространств, Маяковский панически боялся инфекций, поэтому повсюду носил с собою мыльницу. Истерические припадки Скрябина предваряли приступы творчества. У Берлиоза, наоборот, музыкальные произведения вызывали приступы истерии. По свидетельству очевидцев, у Льва Толстого бывали припадки, возможно эпилептические. Страдал припадками и Алексей Толстой, только уже не эпилептическими, а истерическими. В одном из таких истерических припадков он даже написал стихотворение, а когда очнулся, то не помнил, каким образом он его создал. У Рафаэля было видение (говоря медицинским языком – галлюцинация) образа Мадонны, который он и воплотил в своих произведениях. Галлюцинации переживали Крамской во время работы над картиной «Христос на распутье», Державин во время написания оды «Бог». Мопассан иногда видел у себя в доме своего двойника. У Глинки было нервное расстройство, доходящее до галлюцинаций. Шумана в 46 лет стали преследовать всеведущие говорящие столы, видения звуков, складывающихся в аккорды. Бетховен и Мендельсон из могил диктовали ему свои мелодии. А в 1854 году он попытался утопиться в реке. Шиллер клал на стол гнилые яблоки перед творчеством. Поэт и композитор Гофман был способен творить только в состоянии опьянения. Эдгар По был алкоголиком и умер от запоя. Есенину был знаком не понаслышке алкогольный психоз. Мопассан писал целые страницы под влиянием наркотиков. Он употреблял эфир, морфий, кокаин, гашиш в борьбе с невралгиями. У Моцарта была мания преследования, он был убежден, что итальянцы пытаются отравить его. У Мольера были частые припадки сильной меланхолии. Россини был так расстроен покупкой дворца, что впал в страх нищеты и не мог даже слышать музыки, поэтому был вынужден лечиться у доктора. Во сне или в так называемом сноподобном (сомнабулическом) состоянии творили Гете, Моцарт, Рафаэль, Кольцов. Вальтер Скотт продиктовал свой роман Айвенго в болезненном состоянии, а потом совершенно ничего об этом не помнил, кроме основной идеи романа, которая пришла к нему до болезни. Золя считал, что пережитое им в юности воспаление мозга «изменила самый мозг, даже повела к развитию известных талантов». Гофман говорил своим друзьям, что когда он работает за фортепиано, то лишь воспроизводит то, что кто-то подсказывает ему со стороны. Вкус мышьяка, которым отравилась госпожа Бовари, был прочувствован Флобером настолько реально, что вызвал у него реальную рвоту два раза подряд. Диккенс признавался, что видит и слышит своих героев, а затем все это записывает. Огюст Конт, основатель позитивной философии, много лет лечился от психического расстройства, а когда выздоровел, то выгнал свою жену, которая заботилась о нем во время болезни, и объявил себя апостолом и священнослужителем материалистической религии. Высказанная им мысль, что когда-то будет возможно оплодотворение женщины без участия мужчины, для того времени была действительно безумна.

Петр Ковалев

), творческого формирования и изображения, а также , обладающий этой одаренностью. В нем. поэзии и философии 18 в., включая романтику, гений – это выдающийся, исключительный человек. Кант называет гениального человека «любимцем природы», а «гений» – это врожденное душевное , благодаря которому предписывает правила не только науке, но и (изящным) искусствам («Критика суждения», § 46 – 49). Гете, присоединяясь к Гаманну, Гердеру, а также к культу гения в период «Бури и натиска», еще более четко определяет гения как высшее формосозидающее дарование; подобно ему, Шиллер рассматривает его как творческую . Ницше также считал творческую детскость осн. качеством гения. В Новое предпринималась попытка поставить «гений» в один с сумасшествием (Моро де Тур, Ломброзо и др.); уже Платон говорит о «божественном безумии» поэтов. Действительно, многие гениальные люди впадали в (Тассо, Свифт, Ленау, Шуман, Галлер, Ницше); действительно, у гения иногда возникает внезапная жажда творчества, сходная с определенными оригинальными и идейно высокопроизводительными фазами, граничащими с областью легкой психопатологии (легкими фазовыми колебаниями гипомании – стадией, предшествующей шизофрении, для которой характерны видения и т. п.). Но если охарактеризовать гения, отличающуюся от жизни др. людей, как «извращение», то это не обязательно должно быть болезненное, неправильное, произвольное исключение, а с социологической точки зрения это в то же время творчески формирующая вершина человеческого существования, устанавливающая правила и созидающая законы. Современная не развила дальше теорий Ломброзо («Гениальность и помешательство»).

Философский энциклопедический словарь . 2010 .


Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "ГЕНИЙ" в других словарях:

    гений - я, м. génie f., нем. Genius, пол. geniusz <лат. genius. 1. По религиозным верованиям древних римлян бог покровитель человека, города, страны; дух добра и зла. Сл. 18. Римляне своему Ангелу или по их Гению приносили ладан, цветы и мед.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Это талант умершего человека. Эдмон Гонкур Талант это то, чем вы обладаете; гений то, что владеет вами. Малколм Каули Гений стреляет в цель, которую не видит никто, и попадает. Гений человек с талантом и прилежанием человека без таланта. Габриэль … Сводная энциклопедия афоризмов

    Гений - Гений ♦ Génie В начале XVIII века аббат Дюбо дал такое определение: «Гением называют способность, которую человек получил от природы и которая позволяет ему хорошо и с легкостью делать то, что другие делают очень плохо, даже если приложат к… … Философский словарь Спонвиля

    - (лат. genius, от gignere рождать, производить). 1) сила, к рая создает в науке или искусстве что либо выходящее из ряда обыкновенного, делает новые открытия, указывает новые пути. 2) человек, обладающий такой силой. 3) по понятию древн. римлян… … Словарь иностранных слов русского языка

    Филос. эстетич. понятие, сформировавшееся в Новое время (16 18 вв.) на основе древних представлении о “гении” “духе” (греч. , букв. “наделяющий”; лат. genius) как приданном человеку в качестве выражающего его личность и судьбу божества,… … Энциклопедия культурологии

    - (Genius). Дух, оживляющий известное лицо, место и т. д. и соответствовавший греческому Демону. Гений, по мнению римлян, был не только у каждого человека, но у каждого семейства, города, страны и т. д. Местных гениев представляли себе в виде змей … Энциклопедия мифологии

    См. способность, ум злой гений, непризнанный гений... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. гений мудрец, гениальность, величие, гениальный человек, зазнайка, умница, титан… … Словарь синонимов

    Гений многозначный термин: Гений (мифология) личный дух человека в римской мифологии «Гений человек с чрезвычайно выдающимися способностями, тот кто находит пути решение самых сложных проблем самыми невероятными и одновременно… … Википедия

    ГЕНИЙ, гения, муж. (лат. genius) (книжн.). 1. Высшая творческая способность в научной или художественной деятельности. Научный гений Ленина. 2. Человек, обладающий подобной способностью. Дарвин был гений. 3. В римской мифологии низшее божество,… … Толковый словарь Ушакова

    Я, муж. Нов.Отч.: Гениевич, Гениевна.Производные: Геня (Гена).Происхождение: (Употребление нариц. сущ. гений в качестве личного имени.) Словарь личных имён. Гений я, м. Нов. Отч.: Гениевич, Гениевна. Производные: Геня (Гена). [Употребление нариц … Словарь личных имен

Признайтесь, вы хоть раз пытались найти у себя признаки гениальности. Нет? А как же фраза: «Ну, разве я не гений?!» Сколько раз вы произносили ее, сделав что-то исключительное, до чего не додумались окружающие? Но гениальность заключается вовсе не в одной умной вещи, пришедшей на ум. Гениальность – это целый комплекс умственных, творческих и деятельных возможностей, которые выражаются в постоянном проявлении себя. Хотя вопросов в этой области очень и очень много. Кто такие гении? По каким параметрам определяют гениального человека? И можно ли воспитать в себе гениальность?

Определение и теории проявления

Понятие «гениальность» происходит от латинского genius, что означает дух, род. Определений у слова очень много, но все они сводятся к тому, что это наивысшая степень проявления человеческих умственных и духовных сил. Существует 5 теорий появления гениальности. Рассмотрим каждую из них подробно.

Биологическая

Суть теории: гении рождаются в результате особой перестройки генов. Исследования велись с разных точек зрения. Выдвигались версии, что на возможность родить гения может влиять все, что угодно, от активности сперматозоидов до силы материнского инстинкта. Сегодня ученые склоняются к мнению, что гениальность зависит не от одного гена, а от целой комбинации. Но почему тогда у гениальных родителей рождаются обычные дети. Недаром же говорят, что природа отдыхает на детях гениев. Возможно, что уникальное ДНК как-то переходит через поколения, но пока это только гипотезы.

Историческая

Эта теория по-своему отвечает на вопрос, что такое гениальность. Если современники признали твое творчество успешным и отличным от других, значит, ты вправе называться гением. Но на практике чаще бывает так, что признание человек получает не от современников, а уже спустя многие годы. Поэтому картины не особо известных в то время художников сегодня стоят миллионы долларов.

Психологическая

Суть: мозг гения уникален, благодаря самобытности человека. Т.е., сочетание свойств и качеств личности, отражение его интеллектуальных и нравственно-психологических черт и приводит к тому, что человек становится гениальным. Иначе говоря, гения отличает оригинальность. И в этом есть доля истины: почти у каждого поэта, художника или скульптора прослеживается собственный стиль.

Эзотерическая (мистическая)

Теоретики в этой области исходили из вопроса, как мыслят гении, и сделали вывод, что такой ум мог возникнуть у человека только под действием неведомых сил или некоего существа высшего рода. Это своеобразный феномен гениальности, отличительный признак гения. И создать его искусственно невозможно. Гений по эзотерической теории – ребенок высшего мира, который недоступен простому обывателю.

Патологическая

Наиболее правдивая на сегодняшний день. Гениальность в ней граничит с безумием или какими-либо психическими отклонениями. Возникла теория психопатологии из анализа биографий признанных гениев. Ведь известно, что Леонардо да Винчи страдал психическим расстройством – прокрастинацией. Он боялся откладывать важные дела на потом, но все равно постоянно отвлекался на бытовую ерунду. У Николы Тесла была фобия: он панически боялся человеческих волос. Неспроста и главного персонажа американского телесериала про ученых Шелдона Купера («Теория Большого взрыва») наделили различными странностями. Он страдал ананкастным расстройством личности, мизофобией, был ипохондриком и т.д.

Не гений ли я?

На основании различных определений гениальности и исследований на эту тему можно выделить 10 признаков того, что ты гений . Они неоднозначны, и кто-то может с этим поспорить, но если вы найдете у себя хотя бы треть, то впору говорить о своей гениальной натуре.

  1. Знание хотя бы одного иностранного языка. Особенно, если человек выучил его непроизвольно и легко. Хотя истинные гении обычно свободно говорят на нескольких языках.
  2. Высокий уровень IQ (более 150). Проверить его можно онлайн. Только, чур, не хитрить.
  3. Предпочтение кошек собакам. Те, кто больше любит спокойных домашних животных, менее общительны. Любители активных псов же, наоборот.
  4. Вы – старший ребенок в семье. Это связано не с генетикой, а с особым отношением родителей к первенцу.
  5. Вы неравнодушны к алкоголю. Никто не говорит об алкоголизме, но бокал вина за ужином или рюмка коньяка перед сном – благое дело для вас.
  6. Вы левша. Когнитивные способности у левшей выше, чем у правшей.
  7. Отличное чувство юмора. Это говорит об особенном восприятии окружающего мира и людей.
  8. Вы часто переживаете (за себя, за близких, за отдаленные вещи типа брошенных детей и т.п.)
  9. Вы лентяй. Прокрастинация присуща многим гениям.
  10. Вы сомневаетесь в своей гениальности. Действительно, мозг гения обычно отрицает эту информацию, чтобы было к чему стремиться.

Теперь вы знаете, как распознать гения в самом себе или другом человеке. Конечно, это не специфические и не характерные признаки. Поэтому не стоит впадать в крайность и на их основании делать вывод, что гений – это ленивый алкоголик-левша, который живет с кошками и занимается написанием юмористических сценариев. Но что-то гениальное в таком человеке точно есть.

Как развить?

И опять же, если основываться на признаках гениальности, кто-то может решить, что нужно начать пить или завести кошку. Гением считается человек, которого подсознательно влечет ко всему этому. В таком случае, можно ли стать гением, и как это сделать? Психология имеет ответ и на этот вопрос. Все-таки гениальность – не врожденный дар, и ее можно развивать. Еще Томас Эдисон писал, что «Гений – это только 1% вдохновения и 99% работы над собой».

Для самых целеустремленных и уверенных в себе людей психологи выделили 10 способов, как стать гением .

  1. Регулярная физическая активность. Это улучшает кровоснабжение и работу мозга.
  2. Полноценный сон. Во время отдыха мозг генерирует идеи еще более усиленно.
  3. Сбалансированное питание. Мозгу нужны определенные витамины и микроэлементы, которые есть в рыбе, мясе, сыре, овощах, фруктах, горьком шоколаде, орехах.
  4. Изучение языков. Отличная тренировка скрытых мозговых ресурсов. А знакомство с новой культурой помогает узнать много интересных вещей и пообщаться с иностранными лицами.
  5. Игра на музыкальном инструменте. Это стимуляция мелкой моторики, развитие таланта и гибкости ума.
  6. Творческий подход. Это поможет стать гениальным благодаря развитию неординарного мышления.
  7. Нейробика. Это как аэробика, только тренировать надо мозг. Попробуйте внести в свои привычные дела что-то новое. Пишите нерабочей рукой, спрячьте на неделю пульт от телевизора, освойте метод слепой печати и т.д.
  8. Умственная гимнастика. В Интернете полно логических задачек и примеров, решая которые, вы сможете развивать логику, восприятие, наблюдательность, память, внимание и скорость реакции, узнавать что-то новое.
  9. Решение сложных задач. Не бойтесь браться за те дела, которые вам поначалу кажутся невыполнимыми. Это в любом случае поможет получить опыт и развить стремление.
  10. Регулярная мозговая активность. Нельзя проводить ни одного дня в пассивных мыслях. Мозгу требуются ежедневные нагрузки для сохранения остроты ума.

Генетическая психопатология

Если взглянуть на так называемую гениальную элиту, то примерно 80-85% всех ее представителей окажутся психически неуравновешенными людьми. И у многих из них были проблемы в семье. Возьмем даже самых известных людей. У А.С. Пушкина была вспыльчивая мать. Критика Белинского В.Г. в детстве били родители. Дедушка А.А. Блока закончил жизнь в психбольнице. Отец Д.Байрона лишил себя жизни. А А.Шопенгауэр стал философом во многом благодаря своей гениальной матери, которая написала порядка 25-ти литературных сочинений. Список можно продолжать очень долго: в биографии почти каждого одаренного человека есть подобные истории.

В 30-е годы ХХ века доктором психотехнических наук Г.В. Сегалиным был введено такое понятие как «эвропатология», которое обобщало психопатологию и генетическую предрасположенность гениев. Ученый долго изучал, как становятся гениями. Сегалин был уверен, что гениальность нельзя рассматривать только с точки зрения психических отклонений. Иначе говоря, не все гении – психи, и не все психи – гении. Но на вопрос: есть ли на свете нормальные гении, Сегалин отвечает прямо. Все же, по его мнению, у гениального человека не может быть абсолютного психического здоровья.

Наивысшую ступень развития способностей, проявляющихся в творческой деятельности, результаты которой имеют историческое значение в жизни общества, в развитии науки, литературы, искусства, называют гениальностью. Гениальность отличается от талантливости общественной значимости тех задач, которые человек решает. Гений выражает передовые тенденции своего времени.

Индивидуальные особенности способностей оказываются в разносторонности или односторонности их развития. Разносторонние способности имели М. Ломоносов, Д. Менделеев, Н. Бородин, Т. Шевченко и др. Например, М. В. Ломоносов достиг выдающихся результатов в различных областях знаний: химии, астрономии, математике и в то же время был художником, литератором, языковедом, превосходно знал поэзию.

Однако это «…не означает, что все индивидуальные качества гения развиты в одинаковой степени. Гениальность, как правило, имеет свой «профиль», какая-то сторона в ней доминирует, какие-то способности проявляются ярче» .

Индивидуальные особенности способностей каждого человека является результатом ее развития. Поэтому для развития способностей нужны соответствующие социальные условия, активность личности в деятельности.

«В жизни гениальных людей бывают моменты, когда эти люди представляют большое сходство с помешанными, например усиленная чувствительность, экзальтация, сменяющаяся апатией, оригинальность эстетических произведений и способность к открытиям, бессознательность творчества и употребление особых выражений, сильная рассеянность и наклонность к самоубийству, а также нередко злоупотребление спиртными напитками и, наконец, громадное тщеславие» Psylist.net [Электронный ресурс] - режим доступа к ст.: http://psylist.net/difpsi/genials.htm.

Сходство гениальных людей с помешанными

“Гений - человек одержимый, но он творец...” , - Н. А. Бердяев.

Как ни жесток и печален такого рода парадокс, но, рассматривая его с научной точки зрения, можно сказать, что в некоторых отношениях он вполне основателен, хотя с первого взгляда и кажется нелепым.

О гениальных людях, точно так же как и о сумасшедших, можно сказать, что они всю жизнь остаются одинокими, холодными, равнодушными к обязанностям семьянина и члена общества. Микеланджело постоянно твердил, что “его искусство заменяет ему жену”.

Нередки случаи, когда вследствие тех же причин, которые так часто вызывают сумасшествие, то есть вследствие болезней и повреждения головы, самые обыкновенные люди превращаются в гениальных. Вико в детстве упал с высочайшей лестницы и раздробил себе правую теменную кость. Гратри, вначале плохой певец, сделался знаменитым артистом после сильного ушиба головы бревном. Мабильон, смолоду совершенно слабоумный, достиг известности своими талантами, которые развились в нём вследствие полученной им раны в голову.

Этой зависимостью гения от патологических изменений отчасти можно объяснить любопытную особенность гениальности по сравнению с талантом: она является чем-то бессознательным и проявляется совершенно неожиданно.

Юрген Мейер говорит, что талантливый человек действует строго обдуманно. Он знает, как и почему он пришел к известной теории, тогда как гению это совершенно неизвестно: всякая творческая деятельность бессознательна.

Те из гениальных людей, которые наблюдали за собою, говорят, что под влиянием вдохновения они испытывают какое-то невыразимо приятное лихорадочное состояние, во время которого мысли невольно родятся в их уме и брызжут сами собою, точно искры .

Наполеон говорил, что исход битв зависит от одного мгновения, от одной мысли, временно оставшейся бездеятельной. При наступлении благоприятного момента она вспыхивает, подобно искре, и результатом является победа. Сократ первый указал на то, что поэты создают свои произведения не вследствие старания или искусства, но благодаря некоторому природному инстинкту. Таким же образом прорицатели говорят удивительные вещи, не сознавая этого.

“Все гениальные произведения, - говорит Вольтер в письме к Дидро, - созданы инстинктивно. Философы целого мира вместе не могли бы написать Армиды Кино или басни “Мор зверей”, которую Лафонтен диктовал, даже не зная хорошенько, что из нее выйдет. Корнель написал трагедию “Гораций” так же инстинктивно, как птица вьет гнездо”.

Таким образом, величайшие идеи мыслителей, подготовленные, так сказать, уже полученными впечатлениями и в высшей степени чувствительной организацией субъекта, родятся внезапно и развиваются настолько же бессознательно, как и необдуманные поступки помешанных. Этой же бессознательностью объясняется непоколебимость убеждений в людях, фанатически усвоивших известные убеждения. Но как только прошел момент экстаза, возбуждения, гений превращается в обыкновенного человека или падает еще ниже, так как отсутствие равномерности (равновесия) есть один из признаков гениальной натуры. Не подлежит никакому сомнению, что между помешанным во время припадка и гениальным человеком, обдумывающим и создающим свое произведение, существует полнейшее сходство. Латинская пословица гласит: “Aut insanit homo, aut versus fecit” (“Или безумец, или стихоплет”) .

Очевидно, все они инстинктивно употребляли такие средства, которые временно усиливают прилив крови к голове в ущерб остальным членам тела. Здесь кстати упомянуть о том, что многие из даровитых и в особенности гениальных людей злоупотребляли спиртными напитками.

Замечено, что почти все великие создания мыслителей получают окончательную форму или, по крайней мере, выясняются под влиянием какого-нибудь специального ощущения, которое играет здесь, так сказать, роль последней капли. Факты доказывают, что все великие открытия были сделаны под влиянием органов чувств. Несколько лягушек, из которых предполагалось приготовить целебный отвар для жены Гальвани, стали причиной открытия гальванизма. Изохронические (одновременные) качания люстры и падение яблока натолкнули Ньютона и Галилея на создание великих систем.

Следует еще прибавить, что вдохновение, экстаз всегда переходят в настоящие галлюцинации, потому что человек видит предметы, существующие лишь в его воображении. Так Баль рассказывает о сыне Рейнолдса, что он мог делать до трехсот портретов в год, так как ему было достаточно посмотреть на кого-нибудь в продолжение получаса, пока он набрасывал эскиз, чтобы потом уже это лицо постоянно было перед ним, как живое. Лютер слышал от сатаны аргументы, которых раньше он не мог придумать сам.

Если мы обратимся теперь к решению вопроса - в чём именно состоит физиологическое отличие гениального человека от обыкновенного, то, на основании автобиографий и наблюдений, найдем, что по большей части вся разница между ними заключается в утонченной и почти болезненной впечатлительности гения.

По мере развития умственных способностей впечатлительность растет и достигает наибольшей силы в гениальных личностях, являясь источником их страданий и славы. Эти избранные натуры более чувствительны в количественном и качественном отношении, чем простые смертные, а воспринимаемые ими впечатления отличаются глубиною, долго остаются в памяти и комбинируются различным образом. Это является одной из важнейших предпосылок создания гениями чего-либо принципиально нового, именно поэтому они способны в мелочах увидеть то, что другим не заметно и сделать из этих мелочей величайшее открытие . Многие гениальные ученые падали в обморок от восторга при чтении сочинений Гомера. Живописец Франчиа умер от восхищения, после того как увидел картину Рафаэля. одаренность способности гениальность маттоид

Но именно эта слишком сильная впечатлительность гениальных или только даровитых людей является в громадном большинстве случаев причиною их несчастий, как действительных, так и воображаемых. Гений раздражается всем, и что для обыкновенных людей кажется просто булавочными уколами, то при его чувствительности уже представляется ему ударом кинжала. Болезненная впечатлительность порождает также и непомерное тщеславие, которым отличаются не только люди гениальные, но и вообще ученые, начиная с древнейших времен.

Поэт Люций не вставал с места при появлении Юлия Цезаря в собрании поэтов, потому что считал себя выше его в искусстве стихосложения. Шопенгауэр приходил в ярость и отказывался платить по счетам, если его фамилия была написана через два “n”.

Все, кому выпало на долю редкое счастье жить в обществе гениальных людей, поражались их способностью перетолковывать в дурную сторону каждый поступок окружающих, видеть всюду преследования и во всём находить повод к глубокой, бесконечной меланхолии. Эта способность обусловливается именно более сильным развитием умственных сил, благодаря которым даровитый человек более способен находить истину и в то же время легче придумывает ложные доводы в подтверждение основательности своего мучительного заблуждения. Отчасти мрачный взгляд гениев на окружающее зависит, впрочем, и от того, что, являясь новаторами в умственной сфере, они с непоколебимой твердостью отталкивают от себя большинство людей.

Но все-таки главнейшую причину меланхолии и недовольства жизнью избранных натур по Ч. Ломброзо составляет закон динамизма и равновесия, управляющий также и нервной системой, закон, по которому вслед за чрезмерной тратой или развитием силы является чрезмерный упадок той же самой силы.

Иногда чувствительность искажается и делается односторонней, сосредоточиваясь на одном каком-нибудь пункте. Несколько идей известного порядка и некоторые особенно излюбленные ощущения понемногу приобретают значение главного (специфического) стимула, действующего на мозг великих людей и даже на весь организм. Пуассон говорил, что жить стоит лишь для того, чтобы заниматься математикой. Д"Аламбер и Менаж, спокойно переносившие самые мучительные операции, плакали от легких уколов критики. Лючио де Лансеваль смеялся, когда ему отрезали ногу, но не мог вынести резкой критики Жофруа.

Следует еще заметить, что среди гениальных или скорее ученых людей часто встречаются те узкие специалисты, которых Вахдакоф называет “монотипичными” субъектами. Они всю жизнь занимаются одним каким-нибудь выводом, сначала занимающим их мозг и затем охватывающим его всецело. Так, Бекман в продолжение целой жизни изучал патологию почек, Фреснер - луну, Мкейер - муравьев, что представляет огромное сходство с мономанами .

Вследствие такой преувеличенной и сосредоточенной чувствительности великих людей и помешанных чрезвычайно трудно убедить или разубедить в чём бы то ни было. И это понятно: источник истинных и ложных представлений лежит у них глубже и развит сильнее, нежели у людей обыкновенных, для которых мнения составляют только основную форму, род одежды, меняемой по прихоти моды или по требованию обстоятельств. Крайнее и одностороннее развитие чувствительности, без сомнения, служит причиной тех странных поступков вследствие временной анестезии и анальгезии, которые свойственны великим гениям наравне с помешанными.

Так, о Ньютоне рассказывают, что когда ему случалось уходить из комнаты, чтобы принести какую-нибудь вещь, он всегда возвращался, не захватив ее. Бетховен и Ньютон, принявшись - один за музыкальные композиции, а другой за решение задач, до такой степени становились нечувствительными к голоду, что бранили слуг, когда те приносили им кушанья, уверяя, что они уже пообедали. Джиоия в припадке творчества написал целую главу на доске письменного стола вместо бумаги .

Подобным же образом объясняется, почему великие гении не могут иногда усвоить понятий, доступных самым дюжинным умам, и в то же время высказывают такие смелые идеи, которые большинству кажутся нелепыми. Дело в том, что большей впечатлительности соответствует и большая ограниченность мышления. Ум, находящийся под влиянием экстаза, не воспринимает слишком простых и лёгких положений, не соответствующих его мощной энергии. Так, Монж, делавший самые сложные дифференциальные вычисления, затруднялся в извлечении квадратного корня, хотя эту задачу легко решил бы всякий ученик.

Гаген считает оригинальность тем качеством, которое резко отличает гений от таланта. Точно так же Юрген Мейер говорит: “Фантазия талантливого человека воспроизводит уже найденное, фантазия гения - совершенно новое. Первая делает открытия и подтверждает их, вторая изобретает и создает. Талантливый человек - это стрелок, попадающий в цель, которая кажется нам труднодоступной; гений попадает в цель, которой нам даже и не видно. Оригинальность - в натуре гения”.

Гений обладает способностью угадывать то, что ему не вполне известно: например Гёте подробно описал Италию, не видев ее. Именно вследствие такой прозорливости, возвышающейся над общим уровнем, и благодаря тому, что гений, поглощенный высшими соображениями, отличается от толпы в сверхпоступках или даже, подобно сумасшедшим (но в противоположность талантливым людям), обнаруживает склонность к беспорядочности, - гениальные натуры встречают презрение со стороны большинства, которое, не замечая промежуточных пунктов в их творчестве, видит только расхождение сделанных ими выводов с общепризнанными и странности в их поведении .

Если некоторые из этих последних и обнаруживают недюжинные умственные способности, то это лишь в сравнительно редких случаях, и притом ум их всегда односторонен: гораздо чаще мы замечаем у них недостаток усидчивости, прилежания, твердости характера, внимания, аккуратности, памяти - главных качеств гения. И остаются они по большей части всю жизнь одинокими, необщительными, равнодушными или нечувствительными к тому, что волнует род людской, точно их окружает какая-то особенная, им одним принадлежащая атмосфера.

Резюмируя эти положения, можно прийти к следующим выводам: в физиологическом отношении между нормальным состоянием гениального человека и патологическим - помешанного существует немало точек соприкосновения. Среди гениальных людей встречаются помешанные и среди сумасшедших - гении. Но было и есть множество гениальных людей, у которых нельзя отыскать ни малейших признаков умопомешательства, за исключением некоторых ненормальностей в сфере чувствительности .

Установив такое близкое соответствие между гениальными людьми и помешанными, природа как бы хотела указать нам на нашу обязанность снисходительно относиться к величайшему из человеческих бедствий - сумасшествию и в то же время предостеречь нас, чтобы мы не слишком увлекались блестящими призраками гениев, многие из которых не только не поднимаются в заоблачные сферы, но, подобно сверкающим метеорам, вспыхнув однажды, падают очень низко и тонут в массе заблуждений.

Статьи по теме: