Игры и советы. Как научить ребенка различать цвета? Игры и советы Учим цвета с малышом от 2 лет

Знакомство ребёнка с окружающим миром - важная задача внимательных и заботливых родителей. Вам предстоит многое поведать крохе, многому его научить - и, среди прочего, научить распознавать цвета. Сделать это несложно, если заниматься постоянно, органично вплетая развивающие игры на изучение цвета в традиционный список ежедневных дел с малышом. Но давайте обо всём по порядку.

Основы цветовой грамотности

О том, с какого возраста целесообразно изучать цвета с дошкольником, специалисты единого мнения не выработали. Одни убеждают, что уже годовалые детки готовы верно перерабатывать соответствующую информацию, другие считают, что до 2 лет приступать к изучению цветов и тем более оттенков не имеет смысла. Но наши постоянные читатели знают, что мы за эффективное и разумное обучение. И наши методы позволяют развивать интеллект уже с пелёнок, при этом не перегружая мозг ребёнка, не вызывая отторжения новых знаний, не угнетая естественные процессы детской любознательности.

1. Обращайте внимание на цвета окружающих предметов. Делать это можно уже тогда, когда малыш в колыбели только-только учится фокусировать свой младенческий взгляд на окружающих предметах. Погремушка жёлтая, мамино платье синее, а сейчас мы отправимся купаться в зелёную ванночку. Это не сложно, правда же?

2. В возрасте 2 лет большинство детей уже хорошо знают основные цвета:

  • красный;
  • синий;
  • жёлтый;
  • зелёный.

3. Если малыш правильно называет цвет, который вы показываете, самое время закреплять и расширять его познания, предлагая ему быстро ориентироваться в цветовом многообразии и постепенно вводить новые цвета:

  • розовый;
  • голубой;
  • фиолетовый;
  • оранжевый и пр.

4. Очень хорошо работать с цветом во время творческих занятий. Рисование, лепка, аппликация - прекрасная возможность вспомнить уже известные колеры и познакомиться с новыми. А ещё, комбинируя между собой смешиваемые материалы, можно наблюдать воочию, как из двух цветов получается третий. Эксперимент простой, но очень увлекательный!

5. Не фокусируйтесь на изучении цветов как на серьёзных, сложных уроках. Не экзаменуйте кроху. Просто играйте с ним. Игры на изучение цвета можно придумывать на ходу. Идеи буквально витают в воздухе. Но если пока придумывать их самостоятельно не получается, ловите несколько готовых, многократно проверенных на практике рецептов.

Развивающие игры на изучение цвета

Важный этап изучения цвета - умение отождествлять разные предметы по этому признаку. Для его освоения вам понадобятся различные материалы:

  • листы цветной бумаги;
  • цветные скрепки и прищепки;
  • крышечки от пластиковых бутылок;
  • мозаика;
  • детали конструктора Lego или его аналогов.

Вообще приспособить к играм с цветом можно что угодно:

  • пластиковую посуду;
  • трубочки для коктейля;
  • одноцветные игрушки (отличный вариант - комплекты небольших пластмассовых машинок);
  • салфетки;
  • тряпочки и губки для посуды.

Можно распечатывать карточки для развивающих игр из интернета или покупать готовые игры в детских магазинах. Не сомневайтесь, стоит начать, и вы сами удивитесь, как легко придумываете собственные игры.

Ну а пока - несколько интересных вариантов в вашу родительскую копилку предложим мы, НИИ «Эврика».

Игра 1: Цветное чаепитие

Подготовка:

Нам понадобятся три игрушки: кукла, медведь и кот. Конечно, игрушки могут быть любыми - выбирайте из своих запасов. Обязательно нужна цветная посуда. Это могут быть наборы обычной пластиковой посуды. Проще всего воспользоваться детской посудкой, в которой есть всё, что нам необходимо: одноцветные яркие блюдца, чашки и ложечки. Если у вашего малыша ещё нет посуды - отличный повод её приобрести. Вопреки расхожему стереотипу, посуда - подарок универсальный, с равным успехом вызывающий восторг как у девочек, так и у мальчиков.

Постановка задачи:

Мы пригласили на чай гостей. Но есть проблема.

  • Кукла Маша согласна принимать угощение только в красной посуде;
  • Мишка Миша - только в синей;
  • Кот Котофей Тимофеич - только в жёлтой.

Мы должны проблему решить.

Решение:

  • Облегчённый вариант : вы расставляете блюдца и чашки, а малыш должен подобрать ложечки соответствующего цвета. Сами цвета вы проговариваете обязательно, но от ребёнка этого пока не требуете. Так играть можно даже в возрасте 8–10 месяцев, если ребёнок достаточно усидчив и внимателен. Минут на 5–7 интереса должно хватить J
  • Средний уровень : вы расставляете один предмет, остальные ребёнок подбирает самостоятельно. При этом проговаривая, что он делает и почему. Начинать играть таким образом можно года в полтора. Правда, особого рвения ждать не стоит лет до двух.
  • Задание для продвинутых : вы только называете нужные цвета, а всю цветную работу ваш будущий отличник проделывает самостоятельно.

Игра 2: Гаражи

Подготовка:

Из конструктора самостоятельно, а лучше вместе со своим юным архитектором мастерите гаражи разных цветов: белый, красный, синий, зелёный, жёлтый. А теперь достаёте машинки соответствующих цветов. Желательно, чтобы машинки были совершенно одинаковыми, не считая цветовых отличий.

Постановка задачи:

Машинки утром покинули свои домики, чтобы отвезти людей на работу, а деток - в детские сады. Но теперь они заблудились и не могут найти своё место. Мы должны помочь.

Примечания:

В данном варианте задача аналогична предыдущей. Вы можете видоизменить правила, предложив маленькому исследователю выявить, в чём несоответствие. Расставьте машинки по гаражам, намеренно не соблюдая цветовую гармонию. А теперь кроха должен определить, что не так, и исправить ситуацию.

Этот же комплект материалов отлично подходит для игр на внимательность и память:

  • расставьте машинки по гаражам;
  • пусть ребёнок внимательно посмотрит на игровое пространство, проговорив, как оно выглядит в текущий момент;
  • попросите малыша отвернуться и поменяйте машинки местами;
  • а теперь надо повернуться и понять, что же изменилось.

Вот вам ещё несколько вариантов для подобных игр, но с другой игровой ситуацией и без подробных объяснений.

Игра 3: Ковёр-самолёт

Листы цветной бумаги - ковры-самолёты, готовые отправиться в неизведанные дали. Они поднимутся в воздух, если пассажиры будут подходящими. Роль пассажиров могут играть маленькие цветные игрушки для купания, цветные резиновые мячики, детали конструктора, прищепочки, вырезанные из цветной бумаги человечки и пр.

Игра 4: Все по домам

Нужны цветные коробочки-домики и жители соответствующего цвета.

Игра 5: Не пролей

Из цветной бумаги вырезаем капельки. Капли «пролились» на ковёр. Их надо срочно собрать в цветные чашечки.

Игра 6: Каждый жучок знай свой цветок

У нас есть цветные жучки - маленькие пластмассовые заколочки (крабики, например), прищепки или крупные канцелярские скрепки. Цветок готовим из цветного картона. Каждый жучок должен сесть на «свой» лепесток.

Игра 7: Цветной магазин

Магазин - любимая игра для детей 2–3 лет, и даже в более старшем возрасте она вызывает большой интерес. Мы можем интерпретировать её так, чтобы кроха не только отрабатывал модели поведения в обществе, не только учился считать, но и осваивал цветовую грамоту.

  • Приготовьте одноцветные товары - игрушечные фрукты, бутылочки и баночки, посудку и вообще что угодно из подручных материалов. Главное: ребёнок должен чётко идентифицировать предмет по цвету;
  • Приготовьте одноцветные денежки, вырезав их из цветного картона. Можно сделать денежки разной формы, имитируя таким образом их номинал. Можно указывать номинал числами, если ребёнок уже знаком со счётом.
  • Правила простые: зелёный товар продаём только за зелёные денежки, синий - за синие, и т.д.

Игра 8: Цветные дни

Отличная игра на закрепление навыка определять цвета в окружающей среде. Можно объявлять цветные дни (как удачно, что количество цветов в радуге совпадает с количеством дней в неделе!) и весь день искать соответствующие предметы, а также сознательно стараться использовать вещи «правильного цвета».

  • В красный день мы едим из красной тарелочки, гуляем в красном платьице, считаем на улице красные машины.
  • Весь синий день мы ходим в синих колготах, компот пьём из синей кружки, а на улице ищем синие заборы, качели и лавочки.

В общем, направление мы задали. Фантазируйте!

А какие цветные игры для своих детей используете вы? Будем рады познакомиться с вашим опытом, если вы поделитесь им в комментариях к статье!

До новых встреч и счастливого вам родительства!

Здравствуйте, уважаемые читатели сайта Малышата! – этот вопрос волнует многих взрослых. Поговорим сегодня об этом

  • Почти каждый день наш маленький непоседа открывает для себя окружающий мир, узнает что-то новое и очень интересное.
  • Его мир постоянно наполняется множеством различных запахов, звуков, форм и цветов.

И тогда мамы и папы задают себе вопрос: как научить ребенка запоминать цвета?

Но не стоит волноваться, кроха различает цвета буквально с рождения.

  • Поэтому маленькая ручка сначала тянется к игрушке желтого цвета. Немного позже малыш начинает различать оранжевый и красный. Потом зеленый и синий, зеленый, а к шести месяцам – фиолетовый.
  • Когда педагоги и воспитатели говорят, об изучении малышом цветов, они подразумевают способность ребенка осознанно выделять один определенный цвет из множества других цветов, называть этот цвет и вместе с тем группировать данные предметы по цвету. А таким умениям уже нужно учить.
  • Малыш сначала цвет связывает с конкретными предметами, конкретными игрушками. Мы говорим ребенку: желтый перец или красный помидор. И мы взрослые, в тот момент совсем не задумываемся, что перец может быть и желтым или красным. А красный помидор может быть зеленым.
  • Поэтому очень важно приступая с малышом к изучению цветов и показывая ему помидор говорить: это - помидор, он красный, а это - перец, он зеленый.

Вы чувствуете разницу? Но почему это так важно?

  • Да все очень просто. Ребенок ПОКА два отдельных слова «красный помидор» воспринимает как название одного конкретного предмета “красныйпомидор”.
  • Но если родители постоянно будут говорить: вот – перец, он желтый, вот – баклажан он фиолетовый, вот – банан, он желтый, тогда малыш быстрее научиться разделять предметы и свойства предметов.
  • Поскольку кроха быстрее поймет, что красными могут быть и яблоко, и одежка, и машина. И только после этого Вы можете попросить: дай мне синий кубик – ребенок принесет вам именно синий

Но ? С чего начинать родителям?

Ответ на этот вопрос совсем простой - с игры сначала необходимо выучить базовые цвета: зеленый, синий, желтый и красный. И только после можете вводить и разные оттенки цветов.

  • Оглянитесь вокруг, Вы увидите, что цвета окружают нас со всех сторон. Если Вы дома – полюбуйтесь цветами на подоконнике - листочки зеленые, а цветочки желтые, наденьте футболку, она синяя.
  • Стройте с малышом башенки, собирайте пирамидки или мозаику, одевайте куклу и все время проговаривайте названия цвета.

Если в доме много разноцветных игрушек, посадите их в ряд и называть цвета. При этом малыш учит цвета и запоминает название игрушки.

Сортируем по цвету

  • Берем красивую мозаику, счетные палочки или большие яркие пуговицы и вместе с ребенком разложим их по чашечкам или тарелочкам соответствующих цветов. Эта игра хорошо развивает память и мелкую моторику рук.
  • Но будьте при этом очень осторожны, с мелкими предметами не оставляйте малыша. Не забывайте, что в этом возрасте крохи все пробуют на «зубок». Следите за тем, чтобы ребенок случайно не проглотил пуговицу или мозаику.

Найди такой же

  • Положите перед ребенком один кубик – красный, зеленый или желтый и попросите малыша принести и положить рядышком кубик такого же цвета. Если ребенку пока трудно это сделать, помогите ему.
  • Играя с малышом все время, говорите, комментируйте все свои действия. Например, вы можете сказать: «У меня кубик, он синий. Давай вместе будем искать такой же кубик. А вот и второй синий кубик. Смотри теперь у нас уже два кубика, и они оба синие».

Убери лишний

  • На теплом коврике выложите дорожку из желтых кубиков. И среди желтых кубиков положите один зеленый. После этого попросите ребенка найти лишний, не желтый кубик.
  • Возможно, сначала малыш Вас не поймет, тогда возьмите любую игрушку и проведите ее по этой сложенной из кубиков дорожке, комментируя при этом свои действия.
  • Например, Вы можете сказать: зайчик «подошел» к кубику, это кубик желтый, и этот желтый, а этот не желтый, он зеленый. Видишь, он здесь лишний, давай уберем его.

Во время игры, малыш учит цвета, запоминает их, но кроме того у него хорошо развивается анализ и мышление.

Игра своими руками

  • Покупаем в магазине два набора картона. Включаем фантазию, что же мы можем сделать из этого картона. А можем многое. Например, вырезать бабочки и цветы. Малышу предложите каждую бабочку посадить на цветок аналогичного цвета.
  • Или вырезаем блюдца и чашечки и сервируем стол – расставляем блюдца и к ним подбираем такую же по цвету чашечку. Можно вырезать ангары и самолеты или гаражи и машинки…..да все что угодно!

Игра Маленький спортсмен

  • Если Ваш непоседа уже хорошо ползает или бегает и прыгает, вырежьте из картона большие круги, и разложите их по комнате. И пусть малыш перепрыгивает или перебегает из одного круга в другой, из синего цвета на желтый, из зеленого на красный или желтый

Книги раскраски

  • Можете также купить в магазине или распечатать на принтере раскраски. Сначала сами покажите, малышу как правильно подбирать цвета, как раскрашивать рисунки. После дайте крохе фломастеры, карандаши, или краски и пусть малыш занимается творчеством.
  • Главное, не забывайте постоянно комментировать свои действия. Давая малышу в руку, фломастер или карандаш, говорите: это фломастер, он зеленый. Им можно раскрасить листочек или огурец. А это краска, она желтая. Раскрасим ею цыпленка или солнышко.

«Вкусные» краски

  • Это очень интересная игра. Когда будете покупать в магазине разноцветные конфеты, предложите малышу эту игру. Пусть выберет и скушает сначала конфетки красного цвета, потом желтого…. Попробуйте, вы будете приятно удивлены, как быстро ребенок выучит цвета.

Закрепляем полученные знания

  • Вы практически каждый день гуляете с малышом на детской площадке, в парке, сквере. А чтобы было интересней играть, назовите сегодняшний день «красным», смотрите по сторонам и называйте все предметы, которые имеют красный цвет. Завтра можете выбрать себе зеленый цвет, послезавтра – желтый.

Благодаря такой игре ребенок очень хорошо запоминает цвета, а кроме того развивает наблюдательность, внимание, повышается его словарный запас.

  • Хочется предупредить родителей, не торопите Ваше солнышко, ведь все малыши разные. Одни запоминает сразу, схватывают буквально на лету, другим необходимо время для того, чтобы хорошо запомнить. Не стоит волноваться, если Ваш ребенок не называет цвета.

Примерно в два года все крохи знают основные цвета и могут среди множества разноцветных игрушек найти нужный цвет. Но не все дети могут назвать цвет игрушки.

  • Напоследок хочется сказать родителям, постоянно играйте с ребенком, берите карандаши, краски и рисуйте вместе, постоянно называйте цвета, и результат не заставит себя долго ждать.

Уважаемые родители, если статья Как научить ребенка запоминать цвета была вам интересной и полезной нажмите на социальные кнопочки внизу и поделитесь с друзьями.

Вам будет интересно:

«Мой малыш не различает цвета, что делать?» - «Дочка считает, что все вокруг зеленого цвета», «До 3-х лет мой мальчик постоянно путал цвета», «нам уже три года, а сын до сих пор не различает цвета, не дальтоник ли он?»

С какого возраста ребенок может различать и называть цвет

Попробуем разобраться вместе - к какому возрасту различать цвета?

Все дети с раннего детства замечают и видят, что цвета не одинаковые, Но запоминать названия цветов, то есть слова, которыми они обозначаются, дети учатся уже после того, как научились говорить. А полностью различать и называть цвета – после достижения определенного уровня интеллектуального развития. Распознавание цветов и оттенков - относится к сфере лингвистики, поэтому учить ребенка узнавать цвета можно с раннего младенчества. Но малыш запомнит названия цветов и сможет их называть только тогда, когда сформируется речь.

Беспокойство родителей можно понять – но для начала следует запомнить один очень важный постулат: ваш ребенок уникален. Он не должен и не обязан к определенному сроку знать и уметь по таблице или по расписанию: ходить, четко говорить, знать цвета, буквы, цифры и так далее. Все развивается по-разному, кто-то быстрее, кто-то медленнее. Задумайтесь – разве вы видели взрослого человека, который вообще не знает цвет, буквы, цифры и т.п.? Но это не означает, что малыша не следует учить различать цвета – учить обязательно нужно , и чем раньше, тем легче ему будет запомнить и усвоить информацию: ведь в раннем возрасте мозг работает быстрее, а вся информация как бы накапливается, и по мере взросления ребенок учится ей пользоваться и применять.

К какому возрасту ребенок должен узнавать и называть цвета?

В два года ребёнок имеет полное право вообще не говорить, точно не должен различать цвета и сортировать предметы по размеру. Если с младенчества с малышом занимались, к 3-м годам он может уже называть основные цвета, узнавать их, отделять от других, но абсолютная норма в том, что в три года ребенок может ошибаться и путаться в названиях цветов.

Специалисты утверждают, что диагностировать ребенка по поводу нарушений цветовосприятия можно, как правило, в 7 лет, до этого времени ребенок может не понимать понятия «цвет» и имеет на это полное право. Если родители ребенка имеют нормальное цветоощущение, то, согласно законам классической генетики, исключен.Теоретически существует вероятность, что вы являетесь носителем гена дальтонизма. В таком случае у Ваших сыновей есть 50%-ная вероятность родиться дальтониками, девочки дальтонизмом не страдают. Но даже в случае наличия данного заболевания, это еще не приговор – дальтонизм бывает разной степени, например, ребенок может не различать всего один цвет.

Почему малыш может не различать цвета?

  • Поздно начали учить (ребенок не сможет сам запомнить цвета, если его не учить).
  • У каждого ребенка свой темп познания мира, многие дети сначала накапливают информацию, а через некоторое время она прорывается наружу, и выясняется, что малыш все знал – просто молчал.
  • Малыш может вредничать, потому что ему нравится ваша реакция – когда он говорит неправильно, и специально путать цвета.

Когда следует беспокоиться по поводу того, что малыш не может различить цвет?

Если вашему ребенку больше 5-ти лет и он совсем не различает цвета. Только начиная с 7-ми лет можно провести диагностику распознавания цветов по полихроматическим таблицам.

Как научить ребенка узнавать цвета или как научить ребенка правильно называть цвета

Дети быстрее учатся в коллективе, на развивающих занятиях например, в детском клубе или детском развивающем центре. Не следует спрашивать ребенка: какой это цвет – может привести к тому, что малыш будет бояться ошибиться и разовьется неуверенность в себе. Не стоит целенаправленно учить, как в школе, узнавать цвета, лучше упоминать их между делом, во время игры или рисования.

Правила обучения цветам ребенка

Начните с акцентирование внимания на цвете предметов, затем перейдите к сортировка предметов по цвету. Малыш не сможет выучить цвета, если вы просто будете называть что какого цвета, необходимо дать ему понять, что существуют разные цвета. После того, как ребенок освоит основные цвета, можно сортировать цвета на теплые и холодные.

  • Всегда произносите цвет в разном контексте, чтобы ребенок не воспринимал это как одно слово: это красный шарик, шарик красного цвета, это шарик, он красный и т.п.
  • Привязывайте цвета к предметам;
  • Не начинайте изучать новый цвет, пока ребенок не усвоит предыдущий! (начинаем с красного, а затем знакомимся с желтым, зеленым, синим)
  • Учите нецеленаправленно, а между делом и в игровой форме.
  • Учитывайте возраст ребенка, характер (есть дети, которые медленно усваивают информацию, зато запомнив в спокойной обстановке один раз, уже никогда не забывают, другим – достаточно повторить один раз, и они все запоминают, но только в подвижной игровой форме и т.п.)

Учим различать и называть цвета

До года – игровая форма

Начиная с рождения, малыш уже видит, что цвета разные. Вначале он различает желтый (не случайно выбирают именно желтые погремушки). В этом возрасте малыш пассивно воспринимает и впитывает информацию, которая впоследствии будет осознанна и переработана посредством речи. До года малыша уже можно знакомить с разными цветами, называть их в игре, рассказывать, что какого цвета, но не стоит ожидать, что он может это запомнить и тем более сказать.

Просто обращать внимание на то, какого цвета его кружка, одежда, лопатка, ведерко, игрушка.

С 1 года до 2-х лет

С этого возраста можно уже включать в процесс изучения цветов – сортировку по цветам: строить синие и зеленые башни из кубиков, проговаривать названия цветов пирамидки и т.п. Не нужно просить ребенка запомнить название цвета, главное в этом возрасте, научить ребенка правильно раскладывать и сортировать предметы по цветам. Пусть он путает названия, но правильно кладет зеленый кубик в зеленую коробочку. Чтобы ребенку легче было ориентироваться в цветах на первых порах, положите по одному кубику в каждую коробку и скажите: «Положи в эту коробку такие же кубики, как этот».

Уже можно лепить из пластилина одного цвета, называя его, рисовать, вместе наклеивать наклейки разных цветов.

К 3-м годам малыш уже вступает в активную фазу познания мира. А значит, для того, чтобы лучше усвоить цвета, он должен двигаться, трогать, бросать, кидать, перекладывать, сыпать и активно участвовать в процессе, например, рисовать, лепить из пластилина, наклеивать наклейки, кормить зверей и т.п.

Когда малыш рисует, достаточно просто упоминать, каким цветом он рисует « а глазки мы нарисуем синие, а волосы желтого цвета, травку нарисуем зеленую…» и т.п. Когда ребенок немного подрастет, можно попробовать вместе с ним смешивать краски и смотреть какой цвет получился.

Чтобы научить различать цвета нужно привязывать их к предметам, например, рассматриваете книжку и поясняете - зеленые листики на деревьях, желтое солнышко и т.д. Пусть ребенок все видит в сравнении, не надо требовать запомнить и повторять сто раз, пусть это будет естественно.

Несколько несложных правил обучения цветам

  • Когда одеваете ребенка, называйте цвет одежды;
  • Рассматривая на улице что-либо, называйте цвет;
  • Когда рисуете или играете с ребенком, называйте цвет;
  • Когда обедаете, сервируйте стол вместе с малышом, купите салфетки и тарелки разных цветов, когда даете кружку малышу – называйте цвет его любимой кружки (игрушки, горшка, вещи итп.)
  • Проговаривайте свои действия, упоминая цвета: в песочнице – ведерко красное, лопатка зеленая итп.

Простые игры для запоминания цветов

В игры, которые помогают запомнить цвета, можно играть где угодно: на детской площадке, дома, в транспорте.

  • 1. Найти как можно больше предметов одного и того же цвета (например в квартире).
  • 2. «А у тебя – а у меня» - у меня колготки черного цвета, а у тебя? У меня туфли красного цвета, а у тебя? И так далее.
  • 3. Рассыпьте разноцветные карандаши, покажите карандаш любого цвета и попросите малыша «Дай мне такой же».
  • 4. Дарить игрушкам предметы определенного цвета: мишке все коричневое, зайке все оранжевое и так далее.
  • 5. Что бывает зеленым? (или – что бывает красного цвета?).
  • 6. Сортируем игрушки: нет ничего проще, когда вы убираете вместе с малышом комнату, сортировать игрушки по цвету.
  • 7. Кормим зверей цветной едой. Например, кошка ест только белые кубики(молочные), обезьяна любит желтые бананы(все предметы желтого отдаем ей).
  • 8. Читать стихи о радуге.
  • 9. Учить цвета с помощью машин на улице. Это очень увлекает не только детей, но и взрослых.
  • 10. Самый вредный способ обучения цветам – учить различать цвета с помощью цветных конфет, драже. Угадал – съел. Не угадал, кладет в сторонку.
  • 11. Сделать цветные домики для любимых героев из мультфильмов.
  • 12. Взять цветной картон, вырезать цветные фигурки (кружочки, квадратики и пр.). Разложить целые цветные листы и просить ребенка отнести фигурку на коврик того же цвета, называя при этом цвета: отнеси желтый круг на желтый коврик, а теперь красный треугольник на красный коврик.

Фотобанк Лори

Совет №1: как можно больше рисовать

Конечно, пусть лучше малыш рисует сам, но, если он не любит или не умеет, рисуйте вместе с ним или даже вместо него. Рисование – это то, что интересно абсолютно всем детям вне зависимости от возраста. Словами не передать, сколько положительных эмоций вы получите.

Интересно: ученые доказали, что занятия рисованием формируют у ребенка чувство ритма, возможность соотносить свои действия со зрением, а также развивают мелкую моторику пальцев.

Совет №2: «доставлять удовольствие глазу»

Этот совет дал родителям известный педагог-новатор Я.А. Коменский еще в начале XVII века, который впервые рассмотрел вопрос формирования у детей чувства цвета. Коменский советовал предлагать детям с 2-х лет раскрашивать контурные картинки различными цветами, которые они выбирают самостоятельно. Когда кроха сам создаст разукрашенную композицию, он сможет не только замечать цвета, но и наслаждаться ими, выбрав для себя самые любимые. Педагог назвал это «эмоциональным отношением к цвету».

Фотобанк Лори

Интересно: Коменский также считал, что отношение детей к цвету напрямую зависит от его отношения к данному предмету: например, кроха любит апельсины и, как следствие, ему нравится оранжевый цвет.

Совет №3: весь день посвятите одному цвету

Чтобы подчеркнуть важность момента, пусть какой-то элемент вашей одежды будет красным или желтым, а возле детской кроватки закрепите воздушный шар нужного цвета. Нарисуйте вместе с малышом картину, используя тот цвет, который вы изучаете, продумайте подходящий сюжет. Наверняка произведение получится достойным, поэтому пусть кроха покажет его и бабушке и папе, сопроводив рассказом про выбранный цвет. К новому цвету нельзя переходить, пока не освоен предыдущий.

Интересно: по мнению педагогов, надо начинать обучение с красного цвета (многим детям он кажется самым ярким и красивым, кроме того, красный легче запоминается). Затем следует освоить синий, зеленый и желтый цвета, тут свою роль сыграет контрастность.

Совет №4: используйте методику ненавязчивого обучения

На прогулке, во время обеда или игры обязательно обращайте внимание на разные предметы и указывайте названия их цветов. Когда малыш запомнит, можно будет просить принести синий мяч или зеленый мелок. Рассматривая цветущую клумбу, называйте цвет каждого цветка.

Фотобанк Лори

Если детская одежда имеет яркие цвета, можно проговаривать их названия во время переодевания на прогулку. Пусть кроха сам решает, в чем ему пойти, но только для этого надо, чтобы он четко заявил, что наденет именно синие брючки. То же самое надо проделывать с игрушками.

Интересно: у малыша как раз начинает развиваться ассоциативное мышление, поэтому он может сделать вывод, что, если его мяч зеленого цвета, то все мячи обязательно зеленые. Надо ему сразу объяснить, что все мячи разного цвета.

Совет №5: используйте любой предлог, чтобы научить кроху

Например, у него в комнате разбросаны игрушки. Скажите ему, что уборку надо начинать с игрушек красного цвета. Кроха смотрит в окно: начинайте комментировать, какого цвета машины едут по улице. Читая книжку, объясняйте, что на картинке нарисован цыпленок желтого цвета, собачка с коричневой шерстью.

Интересно: самый первый цвет, который различает ребенок – желтый. Вспомните, ведь большинство погремушек желтые. И уже начиная с полугода можно рассказывать малышу про разные цвета.

Совет №6: рассказывайте про оттенки

Малыш наверняка запомнит, что небо может быть и синим, и серым, и голубым, а цветы не только красными, но и розовыми.

Интересно: количество оттенков в цветовом спектре бесконечно, а их названия и количество – всего лишь некая величина, которая обусловлена культурными традициями. Так что не стоит требовать от малыша быстро выучить оттенки.

Сейчас у родителей много помощников: специальные развивающие картинки, книги, игры. Используйте все, что возможно: в интернете найдите компьютерную игру «Шарики» (там можно стрелять по шарикам разного цвета), в магазине купите разноцветную пирамидку (она удобна тем, что цвета там располагаются в четком порядке). Очень хорошо дети воспринимают материал во время настольным игр - купите игру «Половинка цветка» или «Ура, радуга!», «Волшебный цвет». Конструктор «Малыш» поможет крохе научиться различать не только цвета, но и геометрические фигуры. Но самое главное - не торопите ребенка. Пусть все дети на площадке умеют называть даже оттенки, но, если ваш ребенок не знает ответа на вопрос о цвете, не ругайте его и не занимайтесь с ним целенаправленно только цветами. Вся учеба должна проходить в комфортной обстановке, как бы между делом. И последний совет: начинайте рассказывать ребенку про цвета сразу же, как он заговорит

Артемий Говорков

Ребенка закладывается в утробе матери. Направленность его развития определяется в первые годы жизни. От родителей зависит, что малыш знает и умеет в ясельном возрасте. Поэтому их часто интересует вопрос, как научить различать цвета детей.

В магазинах можно найти огромное количество развивающих дорогостоящих игрушек. Они интересны и занимательны, но для того, чтобы знания действительно накапливались, необходимо руководствоваться особенностями детского развития на каждом этапе, с любовью и вниманием применять их в общении с маленьким человечком.

Познание цветного мира до 1 года

Полугодовалый кроха начинает видеть мир цветным. Он реагирует на яркие вещи. Для этого возраста характерна кратковременная цветовая монохромность. Так, на протяжении нескольких дней или недель дитя выбирает игрушки и предметы одного цвета (например, желтого). Окружающие объекты для него полны неизвестности.

Что необходимо знать о том, как научить различать цвета детей на данном этапе?

  • Период является скорее информативным, нежели обучающим. Задача родителей - заинтересовать и рассказать.
  • Постоянное общение - фундамент раннего развития.
  • Осведомление об окружающей среде должно иметь системный характер.

Правила и методы раннего изучения «цветной» грамоты

В данном случае, как и в освоении любого дела, существуют определенные правила:

  • Вербальный метод - описание мира вокруг. Повторение - мать учения. Как можно чаще проговаривайте то, что вы видите. Гуляя с ребенком в парке, расскажите о листьях на деревьях, их цвете и форме. Сорвите листик и дайте тактильно ознакомиться с новым предметом. На следующей прогулке повторите то же самое. А в третий раз покажите травку в уже известной ему последовательности действий. Нелишним будет акцентировать внимание на том, что листики и травка - зеленые.
  • Не торопиться! Не нужно тараторить без умолку: ягодка - красная, лист - зеленый, солнышко - желтое. Если вы выбрали зеленый цвет для обучения первым, обращайте внимание лишь на вещи этого окраса на протяжении нескольких недель. Только тогда можно переходить к новым открытиям. Не забывайте напоминать об уже известном ранее.
  • Используйте Показывайте карточки с тоном краски, называйте его. Длительность воспроизведения - несколько секунд. Постепенное увеличение количества изображений и информации о них - залог более эффективного запоминания.
  • Учитывайте характер и настроение ребенка. Учить можно лишь тогда, когда он сыт, доволен и не испытывает других потребностей.

Как научить ребенка различать цвета: список методик

  • Вербальный метод (проговаривание).
  • Творческий (рисование, лепка).
  • Рифмованный (стишки и песенки).

Игра и творчество среди красок: от 1 года до 2 лет

Этот период уже более информативный. Малыш ознакомился с миром посредством родительских рассказов и собственных открытий. Он много знает, но только начинает говорить, понимает вопросы и может дать на них ответ, указывая пальчиком или кивая головой. На данном этапе уже можно научить ребенка различать фигуры и цвета. Именно в этом возрасте такие действия принесут наиболее заметные плоды.

Для этого необходимо знать важные нюансы. Далее - информация о том, как научить различать цвета детей:

  • Первые полтора года - накапливание понимания разговорной речи. После - развитие собственного речевого аппарата.
  • Ребенок активно узнает новое и запоминает в результате игровых задач и сравнений.
  • Период можно назвать «второй фундаментальный». Дитя, пока не выучит всю информацию наизусть, будет путаться и редко проявлять заинтересованность. Но от этого зависит, как маленький человечек будет ориентироваться в мире красок в трехлетнем возрасте.
  • Не нужно требовать регулярных правильных ответов. Не расстраивайтесь, если при вопросе о красном он указал на зеленый. Главное - процесс мышления.
  • Учим цвета без оттенков: до 2 лет - четыре основных.

Учиться в игре не только познавательно, но и очень интересно.

Потенциал и ограничения в процессе обучения от 2 до 3 лет

Малыш уже очень хорошо развит. На смену познанию мира приходит этап самостоятельности: кушать, одеваться, раздеваться чаще всего он предпочитает самостоятельно. При этом его мозг подготовлен получать новую информацию и успешно запоминать ее. После определенных достижений годовалого малыша важно не допустить торможения развития и помнить о том, как научить ребенка 2 лет различать цвета.

  • Расширяется цветовой диапазон. Он в состоянии запомнить уже больше четырех тонов. К основным добавляется черный и белый. К дополнительным - оранжевый и фиолетовый (индивидуально).
  • Эффективно играть и познавать теперь можно не только с помощью игрушек, но также одежды, бытовых предметов и книг.
  • Продолжайте использовать уже известные методики в соответствии с возрастными особенностями маленького человечка и прописных истин, как научить различать цвета детей.

Учитывая эти возрастные изменения, родители могут многому научить своего ребенка, в том числе и подготовить к адекватному восприятию цветовой гаммы.

  • Рисуем, лепим, клеим. Творчество - двигатель развития двухлетки, метод обучения и средство самореализации. Бумага, картон, соленое тесто, пластилин, акварель - главные помощники в «цветной» науке.
  • Не прекращаем рассказывать о красках вокруг нас. Маленький человечек лучше запоминает информацию в непринужденной обстановке. Увидели ворону? Расскажите о ней, о расцветке ее оперения. Вышли гулять в снежный морозный день? Играйте с белым снегом, проговаривая информацию. Позже периодически напоминайте об увиденном и его характеристиках. Это закрепляет ассоциации и стимулирует память.
  • Базовые игры те же, с соответствующим расширением палитры.
  • Приобщайте цветовую «грамоту» к гардеробным процессам. Одеваясь на прогулку, выберите с малышом вещи в одной гамме. В другой раз заранее оставьте на видном месте и попросите принести колготки или кофточку определенного оттенка.
  • «Цветные штучки». Необходимые предметы: заранее окрашенные крупные макароны, разноцветные бусины, элементы мозаики, а также 6-8 контейнеров или коробочек соответствующих основных расцветок. Задание: отсортировать «заблудившиеся» объекты по «домикам».
  • «Красочный мир». Заранее нарисуйте картину, к примеру, зеленую поляну, зеленое дерево, красный домик, желтое солнышко на небе, синюю тучку, летящего черного ворона, белого аиста, оранжевый мячик, фиолетовую машинку (разнообразие должно соответствовать уровню развития). Необходимо вырезать эти же изображения из цветной бумаги. Попросите кроху сделать аппликацию. Он может просто рассортировать предметы, а может использовать для этого клей.
  • «Ассоциации». Подготовьте разноцветные изображения. Вложите их в шарики соответствующего окраса. Надуйте их и дайте ребенку поиграть. Лопайте и делайте умозаключения.
  • «Цветные буковки». С этого возраста нужно начинать знакомство с буквами и цифрами. Это должно быть не заучивание, а процесс ознакомления. В данном контексте - это идеальный вариант. Сортируйте буквы, называйте основные из них. Просите найти «желтую букву А», «красную букву А», «синюю букву Б», «оранжевую букву Б». Количество букв для изучения - 2-3. Акцент при этом делается на цветах.
  • Читайте вместе стишки на эту тему, учите песенки. Очень часто дети лучше запоминают в стихотворной или песенной форме.

В канун кризиса 3-х лет ребенок регулярно проявляет характер. Важно прислушиваться к своему малышу, понимать его, уметь заинтересовать. Психоэмоциональная гармония и взаимопонимание - на первом месте, а уж потом - обучение.

Колористика в мире детства от 3 до 4 лет

Малыш уже достаточно взрослый и самостоятельный, он владеет определенным запасом знаний, который нужно продолжать пополнять. Важно проявлять изобретательность и терпение для того, чтобы научить ребенка 3 лет различать цвета. В связи с некоторыми особенностями возникают неизбежные, но преодолимые трудности.

Что важно знать о том, как научить ребенка различать цвета:

  • Кризис 3-х лет. Характеризуется настойчивостью чада в том, чего он хочет и протестом против всего того, что ему навязывают. Наступает период осознания собственного «я» и становления самостоятельности.
  • Важный период психоэмоционального развития. Цветовая гамма воспринимается иначе. Расширяйте существующие знания до 12 цветов (добавляем розовый, фиолетовый, оранжевый, голубой, коричневый). В зависимости от уровня усвоения материала, возможно ознакомление с оттенками основных цветов (малиновый, бордовый, бежевый, серый).

Говорите, запоминайте, напоминайте. Рассказывайте малышу обо всем, что находится вокруг, акцентируя внимание на цветовой гамме.

  • Играйте в основные игры: кубики и мячики, лото, паззлы, сортеры, ассоциации - и занимайтесь творчеством: «цветные штучки», «красочный мир», «цветной» анализ гардероба. Импровизируйте с известными игровыми ситуациями, переделывая их на новый лад.
  • «Радуга». Дети любят радугу. Попробуйте вместе выучить «запоминалку» о ней. Нарисуйте большую радугу. Заранее вырежьте разноцветные кружочки. Пусть ребенок разложит их по соответствующим дугам.
  • «Разноцветные машинки». Прогуливаясь по улицам города, находясь в ожидании общественного транспорта, малыши наблюдают за дорогой и всем происходящим вокруг. Хорошее занятие - считать проезжающие мимо авто. Еще интересней искать среди них машину заданного цвета. Также можно сосчитать количество красных или белых автомобилей на определенном участке шоссе.
  • «Мороженое». Нарисуйте или вырежьте и приклейте вместе изображения сладеньких «рожков» с шариками мороженого разного окраса. Пусть выберет свое любимое. Возможно наличие нескольких оттенков и задача сосчитать розовые (клубничные) или шоколадные (коричневые). Можно собирать вырезанные изображения любимого десерта в сумочку или корзинку для покупок.
  • «Кто больше?». Находясь на прогулке, выберите интересный объект (к примеру, авто). Сыграйте в игру, кто больше сосчитает машин определенного цвета.
  • Учите стихи, пойте песни. Многие дети запоминают лучше именно таким способом.

Если кроха не проявляет интерес к игре - не заставляйте. Пусть работает ваша фантазия в пользу его позитивных эмоций. Доверие - залог качественного обучения. Руководствуясь имеющимся опытом, взрослые обычно уже хорошо понимают, как научить ребенка различать цвета. 4 года - это возраст, когда наступает пора расширять и закреплять ранее полученные знания.

Повторяем, учим, понимаем

В этом возрасте малыш уже должен знать 12 основных тонов: он легко выбирает одежду по цвету, выполняет поставленные родителями задания, которые раньше давались с трудом, сам «обучает» окружающих цветовой гамме. Если трудности существуют, продолжайте настойчиво придерживаться описанных выше методик. Этот период - начало подготовительного дошкольного. Важно приучать к более усидчивой и спокойной форме восприятия знаний (сидя за столом, используя книги, альбомы, товары для творчества). При этом самое время учить оттенки: малиновый, бордовый, терракотовый, сиреневый, бежевый, кремовый, бирюзовый, салатный и прочие. Тут опять-таки нельзя торопиться. Лучше изучать медленней и дольше, но качественно.

Научно доказано, что интеллектуально развитый человек имеет более качественную и продолжительную жизнь. Вкладывайте в своего ребенка любовь и старания, а он будет радовать вас своими успехами день от дня.

Статьи по теме: