Игры на сплочение коллектива игра «говорящие вещи. Говорящие вещи

Цели: Это упражнение представляет собой интересный способ косвенного самоописания. При этом у детей развивается творческая активность. Кроме того, игра является хорошим тренингом эм-патии и чуткости, а обсуждая ее, дети имеют возможность получить от одноклассников доброжела-тельную обратную связь.

Таким образом, в ходе упражнения дети самым безопасным способом знакомятся с различ-ными составляющими своей личности и характера.

Материалы: Бумага и карандаш - каждому ребенку.

Инструкция: Вы можете представить себе говорящие вещи? Возникало ли у вас когда-ни-будь ощущение, что окружающие вас предметы будто бы хотят что-то сказать вам? Например, телевизор хочет сказать: "Включи меня, и я разгоню твою скуку". А футбольный мяч готов доба-вить: "Пошли, поиграем со мной. Ведь когда ты гоняешь меня по полю, ты чувствуешь себя гораздо лучше!" Или велосипед: "Давай, залезай на меня. Я отвезу тебя к твоему другу Мише". А дверь говорит: "Открой меня, выгляни наружу, и ты увидишь столько всего интересного..."

Представьте себе, что какой-то предмет научился говорить. Что он рассказал бы о вас? Выберите из этого списка три предмета и напишите все, что каждый из них смог бы рассказать о вас.

Запишите на доске названия следующих предметов:

§ зубная щетка, автобус, пальто;

§ ботинки, шкаф, расческа;

§ шариковая ручка, зеркало, обеденный стол;

§ кровать, телевизор, тарелка;

§ велосипед, радио, учебник по русскому языку;

§ мыло, письменный стол, лампа;

§ футбольный мяч, мягкая игрушка, домашнее животное.

Дайте детям примерно двадцать минут времени, чтобы они могли нарисовать три рисунка, изображающие эти предметы. Затем от имени каждого предмета ребенок должен составить рассказ о самом себе и записать его.

И дея перевоплощения используется в процессе проведения тренингов многими психологами. Особенно естественно применение указанной идеи в тренингах, построенных на использовании метафоры и сказки. Впрочем, цели реализации психотехник перевоплощения могут оказаться самыми разными. Описываемая ниже процедура является многоцелевой: в качестве важнейших целей в ней могут выступать развитие рефлексии, пробуждение творческих ресурсов и ресурсов воображения, тренировка умений воспринимать мир глубоко и нестандартно, преодоление стереотипов, осознание своего отношения к вещам и многое другое. Конкретная ситуация тренинга и задачи, которые ставит перед собой ведущий, определяют те акценты, что будут особенно важны в данный момент работы с данной группой.
Упражнение предназначено для использования в тренинге с младшими подростками. Но его потенциалы значительны, что позволяет применять эту психологическую технику в разных модификациях в работе не только с детьми, но и со взрослыми, например с учителями. Это упражнение может быть включено в программу тренинга первого этапа, когда участники еще недостаточно знакомы друг с другом. Время на всю процедуру - около полутора часов.

ПЕРВЫЙ ЭТАП

Ведущий. Друзья, сегодня мы узнаем нечто новое о себе и других участниках нашей группы. Для этой цели можно применять разные средства. Сегодня к нам на помощь придет... волшебство. Каким образом? Об этом - чуть позже.
А сейчас я хочу попросить вас вспомнить, есть ли у вас с собой какая-либо вещь, которая достаточно давно находится с вами. Может быть, эта вещь вам чем-то памятна, с ней могут быть связаны воспоминания о каких-то событиях вашей жизни. Возможно, эта вещь вам симпатична, чем-то вас привлекает. Выберите что-то из того, что находится в ваших карманах, в ваших сумках, а может быть, даже на вашем теле...
Когда вы определитесь с вещью, возьмите ее в руки. Если для этого потребуется встать и покинуть на время круг (если вещь находится в сумке), то сделайте это.
Когда количество участников тренинговой группы не слишком велико (восемь-девять человек), то делить ее на подгруппы нет необходимости. Но если участников больше, то есть смысл произвести разбивку на подгруппы. Наиболее подходящее количество участников в подгруппах - шесть человек. Формирование таких подгрупп можно провести самыми разными способами, помня об обычном тренинговом правиле: лучше, если такие подгруппы каждый раз будут иными по составу, чтобы каждый из участников получил возможность взаимодействия с разными людьми.
В итоге все члены группы оказываются сидящими в одном или нескольких кружках, а ведущий оказывается вне этих кругов.
Ведущий. Посмотрите на те вещи, которые находятся в руках у ваших товарищей по команде. Это не простые вещи. Вы еще не знаете об этом, но именно сегодня должно произойти чудо. Через несколько секунд я произнесу заклинание, и вещи, которые вы выбрали... оживут! Люди, сидящие в кружках, исчезнут, и останутся только предметы, которые получат уникальную, невероятную возможность поговорить друг с другом. Они смогут рассказать о себе, о своей судьбе, своей истории, может быть, поведают о своей хозяйке или о своем хозяине, об отношениях, которые складываются между ними.
Итак, внимание, звучит заклинание, после которого произойдет чудо...

Итак, у нас есть тридцать волшебных минут на то, чтобы вещи могли поговорить. А теперь тот человек, до которого я дотронусь, окажется первым, превратившимся в предмет. Он должен будет начать говорить, например, так: «Я записная книжка Галины, я живу у нее уже два месяца, и за это время...» Когда записная книжка закончит свой рассказ, все остальные предметы могут задать ей вопросы, обратите внимание - именно записной книжке! И если она сочтет возможным, то ответит на эти вопросы. Каждой вещи на рассказ о себе и ответы на вопросы дается пять минут. По истечении этого времени я даю команду, и говорившая вещь передает слово другому предмету.
Ведущий подходит к каждому кругу и кладет ладонь на плечо одного из участников. Можно шепотом подсказать ему, как начать свою речь: «Я медальон Сергея...» В течение получаса ведущий внимательно следит за временем, дает команды о передаче хода и вслушивается в рассказы «говорящих вещей». Если в подгруппах оказалось неравное количество участников, то одна из них закончит общение раньше. Ведущий может подойти к этой подгруппе и предложить вещам еще побеседовать друг с другом, пока завершается работа других участников, и задать те вопросы, которые по разным причинам не были заданы раньше.
Ведущий. Время не останавливает своего хода. И наши волшебные тридцать минут истекают. Сейчас снова прозвучит заклинание, и ваши вещи потеряют - возможно, только на время! - свою способность говорить. Итак...

Вещи стали обычными вещами... Они не говорят. Однако они остаются с вами, а значит, только от вас зависит, смогут ли они в какой-то момент вашей жизни подать свой голос и, может быть, даже что-то посоветовать вам.
Все участники возвращаются в общий круг, и организуется обсуждение.
Сложно или легко было выполнять это упражнение?
Было ли что-нибудь интересное, неожиданное в рассказах вещей?
Что нового вы узнали о себе и о других?
Какая вещь вас особенно удивила?
Разные ли характеры оказались у вещей?
Изменилось ли ваше отношение к вещи, от лица которой вам пришлось говорить?

Следует заметить, что практически всегда кто-либо из участников обращает внимание на то, что ведь все равно говорили не вещи, а люди. И люди, по сути, рассказывали сами о себе. Просто посредством неодушевленного предмета это оказалось легче сделать. То, что вряд ли рискнул бы сам сказать о себе, в устах вещи прозвучало естественно и просто.
Но вещь в этом упражнении - это не просто посредник во взаимодействии с окружающими. На самом деле это еще и важная часть нас самих, несущая в себе информацию о наших собственных качествах. Это особенно ярко становится видно при осуществлении второго этапа упражнения.

ВТОРОЙ ЭТАП

Ведущий. Мы убедились, какими разными оказались принадлежащие нам вещи. Выяснилось, что они обладают яркими и своеобычными характерами. Возьмите, пожалуйста, чистый листок и положите перед собой горизонтально. Разделите лист на две части вертикальной чертой. В верхней части получившегося левого столбца напишите название выбранной вами на первом этапе нашей игры вещи. А теперь запишите в этом столбце пять-семь качеств характера, которыми обладает эта вещь.
Ведущему необходимо дать участникам достаточное время для этой работы. Ведь это бывает совсем не просто - оценить вещь как живое существо. Можно обратить внимание участников группы, что чем больше качеств зафиксировано, тем лучше.
Ведущий. На вашем листе остался пустым правый столбец. В нем я прошу записать такие качества, которые, по вашему мнению, являются в чем-то противоположными названным. Подчеркиваю: это необязательно должны быть явные антонимы. Они должны быть именно противоположными - на уровне ваших ощущений и понимания обозначенных качеств...
А теперь, когда эти качества записаны, подумайте: есть ли в вашем окружении, среди принадлежащих вам вещей, может быть в вашей квартире, такие пред
меты, которые - если бы они ожили, обладали бы именно теми качествами, что вы записали в правом столбце.

Задание кому-то может показаться неожиданным. Но вот что удивительно - почти все участники обычно находят такие вещи! Этот факт и должен стать предметом дальнейшего обсуждения. Противопоставления порой оказываются довольно забавными: брелок и унитаз; авторучка и подушка; медальон, подаренный любимым человеком, и компьютер. В качестве пояснения приведу набор качеств последних двух предметов:

Медальон Компьютер
Открытый Закрытый (он сам не может открыться - включиться)
Скромный Наглый (ведет себя безобразно, «подвисает»)
Активный Пассивный (подчиняется программам, сам ничего не может)
Теплый Холодный (равнодушный, механистический, неэмоциональный)
Веселый Безразличный
Не всегда умный Умный (знает много)
Несдержанный Спокойный (невозможно его вывести из себя)

Участники рассказывают о своих предметах и их качествах, обсуждают неожиданно вскрывшееся отношение к этим вещам. Некоторые, бывает, говорят о том, что ведь на самом-то деле медальон и компьютер, авторучка и подушка - это ипостаси их собственной личности. Порой такая мысль - для некоторых самый настоящий инсайт...
Это упражнение и его результаты можно истолковывать по-разному. Приверженцы нейролингвистического программирования сказали бы, что за счет «якорения» на вещи извлекаются дополнительные ресурсы человека. Поклонники Карла-Густава Юнга заметили бы, что образы выбранных участниками вещей явно имеют архетипический характер. Еще, наверное, сказали бы о том, что с той вещью, которая фигурировала на первом этапе упражнения, участники себя идентифицируют, а значит, в определенном смысле можно говорить об отражении в этой вещи их Эго. А вот предмет, возникший из совокупности качеств, противоположных качествам вещи-эго, скорее всего, несет в себе сущность Тени.
Сторонники субъектного подхода наверняка говорили бы о феномене субъектификации, явно и отчетливо проявляющемся в этой процедуре.
Возможно, все это так. Самое важное, что в результате такой работы и подростки и взрослые делают значимые для них психологические открытия и узнают нечто новое о самих себе.


ИГРЫ НА СПЛОЧЕНИЕ КОЛЛЕКТИВА

Игра «ГОВОРЯЩИЕ ВЕЩИ»

Вы можете представить себе говорящие вещи? Возникало ли у вас когда-нибудь ощущение, что окружающие вас предметы будто что-то хотят сказать вам? Представьте себе, что какой-то предмет научился говорить. Что он рассказал бы о вас? Выберите из этого списка три предмета и напишите всё, что каждый из них смог бы рассказать о вас. Запишите на доске названия следующих предметов: Зубная щётка, автобус, пальто; ботинки, шкаф, расчёска; шариковая ручка, зеркало, обеденный стол; кровать, телевизор, тарелка; велосипед, радио, учебник по русскому языку; мыло, письменный стол, лампа; футбольный мяч, мягкая игрушка, домашнее животное. Даётся примерно 20 минут на то, чтобы ребята могли нарисовать три рисунка, изображающие эти предметы. Затем от имени каждого предмета ребёнок должен составить рассказ о самом себе и записать его. А теперь разбейтесь на четвёрки и покажите друг другу свои рисунки и рассказы. Спросите остальных, что они думают по этому поводу. Какие предметы ты для себя выбрал? Что из того, что сказали о тебе предметы, тебе понравилось больше всего? Рассказали ли предметы о каких-нибудь твоих слабых сторонах? Чьи рассказы были для тебя самыми интересными? Что бы сказал о тебе стол за которым сидит учитель?
Возможны различные вариации.

Игра «УГАДАЙКА»

Один человек выходит за дверь, группа тем временем договаривается о том, по какому признаку делиться и расходится на две группы (например, те, у кого есть шнурки, и те, у кого их нет). Задача вошедшего – угадать по какому признаку группа разбита на две части.

^ Задание: Поставьте на листе бумаги столько отпечатков, чтобы получился сюжет на следующую тему:

"Моя семья";
"Моя квартира";
"Мой автомобиль";
"Моя дача";
"Мои любимые домашние животные";

Игра «КВАДРАТ»

Все играющие встают квадратом (так, чтобы было занято все пространство внутри квадрата) как можно теснее, можно даже заранее очертить квадрат, в который они должны поместиться. Затем ведущий отдает команды, а квадрат их выполняет, стараясь не увеличить занимаемую им площадь, например:

Квадрат пошел влево. - квадрат идет влево.
- Квадрат садится. - квадрат с криками и воплями пытается сесть.
- Квадрат прыгает. - квадрат с не менее интенсивным шумом прыгает.

Игра «КТО Я?»

У каждого подростка есть потребность во внимании и уважении, каждый стремится быть замеченным другими. Поэтому подросткам очень нужны такие упражнения в ходе которых они оказываются в центре всеобщего внимания, при этом находясь в психологически наиболее безопасной и комфортной атмосфере. Инструкция: “Я прошу каждого сейчас написать загадку, в которой он описывает самого себя. Например, кто-нибудь из мальчиков может написать: “Я мальчик. Я живу в небольшом белом доме. Я люблю гулять с огромной чёрной собакой. Я умею рисовать красивые картинки. Я с удовольствием играю в футбол. Иногда я проявляю нетерпение. Кто я?” Напишите пять или шесть предложений и завершите загадку о себе вопросом: “Кто я?” Написав, ребята складывают листики со своими сочинениями вчетверо и складывают в одну общую коробку. Коробка “проходит” по кругу, и каждый достаёт одну из загадок. Тот, кто случайно вытащит своё сочинение, должен вернуть его и взять из коробки другое. После этого каждый ученик зачитывает вслух доставшуюся ему загадку и предлагает всему классу угадать, кто имеется в виду. Когда загадка будет разгадана, сочинение зачитывает следующий человек. Чья загадка понравилась больше всего? Твою загадку быстро разгадали? Ты загадал слишком сложную загадку?

Цели:

развитие умения перевоплощаться и входить в необычную роль;

Помощь участникам в самораскрытии;

Развитие эмпатических умений;

Формирование навыков самосознания.

Размер группы; от 6 человек.

Ресурсы: личные вещи участников, листы бумаги формата А4, авторучки на (каждого). Время: 50–60 мин.

Ход упражнения:

Первый этап

Ведущий . Друзья, сегодня мы узнаем нечто новое о себе и других участниках нашей группы. Для этой цели можно применять разные средства. Сегодня к нам на помощь придет… волшебство. Каким образом? Об этом – чуть позже. А сейчас я хочу попросить вас вспомнить, есть ли у вас с собой какая-либо вещь, которая давно находится с вами. Может быть, эта вещь вам чем-то памятна, с ней могут быть связаны воспоминания о каких-то событиях вашей жизни. Возможно, эта вещь вам симпатична, чем-то вас привлекает. Выберите что-то из того, что находится в ваших карманах, а может быть, в ваших сумках или даже на вашем теле… Когда вы определитесь с вещью, возьмите ее в руки. Если для этого потребуется встать и покинуть на время круг (если вещь находится в сумке), то сделайте это.

Когда количество участников тренинговой группы не слишком велико (восемь-девять человек), то делить ее на подгруппы нет необходимости. Но если участников больше, то есть смысл произвести разбивку на подгруппы. Наиболее подходящее количество участников в подгруппах – 6 человек. Формирование таких подгрупп можно провести разными способами, помня об обычном тренинговом правиле: лучше, если такие подгруппы каждый раз будут иными по составу, чтобы каждый из участников получал возможность взаимодействия с разными людьми.

В итоге все члены группы оказываются сидящими в одном или нескольких кружках, а ведущий оказывается вне этих кругов.

Ведущий . Посмотрите на те вещи, которые находятся у ваших товарищей по команде. Это не простые вещи. Вы еще не знаете об этом, но именно сегодня должно произойти чудо. Через несколько секунд я произнесу заклинание и эти вещи… оживут! Люди, сидящие в кружках, исчезнут. Останутся только предметы, которые получат уникальную, невероятную возможность поговорить друг с другом. Они смогут рассказать о себе, о своей судьбе, своей истории; может быть, поведают о своей хозяйке или о своем хозяине, об отношениях, которые складываются между ними. Итак, внимание, звучит заклинание, после которого произойдет чудо…

Шорох-морох, в серых норах

Слово вспыхнуло, как порох!

Слово ярко и светло,

Словом утро расцвело.

До небес огонь горит!

ВЕЩИ МОГУТ ГОВОРИТЬ!

Итак, у нас есть тридцать волшебных минут на то, чтобы вещи могли поговорить. А теперь тот человек, до которого я дотронусь, окажется первым превратившимся в предмет. Он должен будет начать говорить, например, так: «Я записная книжка Галины, я живу у нее уже два месяца и за это время…». Когда записная книжка закончит свой рассказ, все остальные предметы могут задать вопросы – обратите внимание! – именно записной книжке! Если она сочтет возможным, то ответит на эти вопросы. Каждой вещи на рассказ о себе и ответы на вопросы дается 5 мин. По истечении этого времени, я даю команду и говорившая вещь, передает слово другому предмету.

Ведущий подходит к каждому кругу и кладет ладонь на плечо одного из участников. Можно шепотом подсказать ему, как начать свою речь: «Я медальон Сергея…». В течение получаса, ведущий внимательно следит за временем, дает команды о передаче хода и вслушивается в рассказы говорящих вещей. Если в подгруппах оказалось неравное количество участников, то одна из них закончит общение раньше. Ведущий может подойти к этой подгруппе и предложить вещам еще побеседовать друг с другом, пока не завершат работу другие участники, и задать вопросы, которые по разным причинам не были заданы раньше.

Ведущий . Наши волшебные 30 мин. истекают. Сейчас снова прозвучит заклинание, и ваши вещи потеряют – возможно, только на время! – свою способность говорить. Итак…

Шорох-морох, шелест трав,

шепот затихает,

Чтобы мысль была слышна,

НАСТУПАЕТ ТИШИНА!

Вещи стали обычными вещами… Они не говорят. Однако они остаются с вами, а значит, только от вас зависит, смогут ли они в какой-то момент вашей жизни подать свой голос и, может быть, даже что-то посоветуют вам.

Все участники возвращаются в общий круг и обсуждают упражнение:

Сложно или легко было выполнять это упражнение?

Было ли что-нибудь интересное, неожиданное в рассказах вещей?

Что нового вы узнали о себе и о других?

Какая вещь вас особенно удивила?

Разные ли характеры оказались у вещей?

Изменилось ли ваше отношение к вещи, от лица которой вам пришлось говорить?

Следует заметить, что практически всегда кто-либо из участников обращает внимание на то, что все-таки говорили не вещи, а люди. И люди, по сути, рассказывали сами о себе. Просто посредством неодушевленного предмета это оказалось легче сделать. То, что вряд ли рискнул бы сам сказать о себе, в устах вещи прозвучало естественно и просто.

Но вещь в этом упражнении – это не просто посредник во взаимодействии с окружающими. На самом деле это еще и важная часть нас самих, несущая информацию о наших собственных качествах. Это особенно ярко становится видно на втором этапе упражнения.

Второй этап

Ведущий . Мы убедились, какими разными оказались принадлежащие нам вещи. Оказывается, они обладают яркими и необычными х арактерами. Возьмите, пожалуйста, лист бумаги и положите перед собой горизонтально. Разделите поверхность листа на две части вертикальной чертой. В верхней части левого столбца напишите название выбранной вами на первом этапе вещи. А теперь запишите в этом столбце пять-семь качеств, которыми обладает эта вещь.

Ведущему необходимо дать участникам достаточное время для этой работы. Ведь это бывает совсем не просто – оценить вещь как живое существо. Можно обратить внимание участников группы, что чем больше качеств зафиксировано, тем лучше.

Ведущий . На вашем листе остался пустым правый столбец. В нем я прошу записать такие качества, которые, по вашему мнению, являются в чем-то противоположными названным. Подчеркиваю: это необязательно должны быть явные антонимы. Они должны быть именно противоположными – на уровне ваших ощущений и понимания обозначенных качеств… А теперь, когда эти качества записаны, подумайте, есть ли в вашем окружении, среди принадлежащих вам вещей, может быть, в вашей квартире такие предметы, которые – если бы они ожили – обладали бы именно такими качествами, теми, что записаны в правом столбце.

Задание кому-то может показаться неожиданным. Но вот что удивительно – почти все участники обычно находят такие вещи! Этот факт и должен стать предметом дальнейшего обсуждения. Противопоставления порой оказываются довольно забавными: брелок и унитаз; авторучка и подушка; медальон, подаренный любимым человеком, и компьютер. В качестве пояснения приведу набор качеств последних двух предметов:

Медальон

Компьютер

Открытый

Закрытый (он сам не может открыться – включиться)

Скромный

Наглый (ведет себя безобразно – «подвисает»)

Активный

Пассивный (подчиняется программам, сам ничего не может)

Теплый

Холодный (равнодушный, механический, неэмоциональный)

Веселый

Безразличный

Не всегда умный

Умный (знает много)

Несдержанный

Спокойный (невозможно его вывести из себя)

Участники рассказывают о своих предметах и их качествах, обсуждают неожиданно вскрывшееся отношение к этим вещам. Некоторые, бывает, говорят о том, что на самом-то деле медальон и компьютер, авторучка и подушка – это ипостаси их собственной личности. Порой такая мысль для некоторых самый настоящий инсайт.

Человеку свойственно накапливать вокруг себя вещи. Такова, так сказать, человеческая природа. Где бы ты ни жил – в студенческом общежитии, на съемной квартире, в старом бараке… Вскоре ты с удивлением обнаруживаешь, как в твоем жизненном пространстве скопилась куча барахла.

Семен Золотарев – не исключение из этого правила. Он прожил некоторое время на Коуровской турбазе под Свердловском – и, конечно, тут же “оброс” какими-то вещами. Что-то было взято с собой из Ставрополья, что-то приобретено на новом месте. Уходя в поход вместе с группой Дятлова, Золотарев оставил свои вещи у студента Согрина – все это затем было передано его матери (матери Дятлова, конечно). Давайте посмотрим, что имел в наличии Семен Алексеевич – ведь есть же соответствующий список.

А открывают его часы наручные марки “Победа” 1-го мчз (то есть, Московского часового завода) на ремешке. Часы в тот период были одновременно и необходимой вещью, и предметом роскоши. “Победой” (хорошая марка, популярная) Золотарев явно дорожил, поэтому в поход с собой не взял. Мало ли что там могло произойти – побьются или вообще потеряются.

Затем идет шарфик штапельный. То есть, я так понимаю, достаточно простой. Ну, шарфик, понятно. Горло – место деликатное, в холода должно быть укутано.

Галстук зеленый шелковый. А вот это, что-то мне подсказывает, элемент гардероба не совсем стандартный. Не из шкафа ли стиляги подобная вещь – зеленый да еще и шелковый?

Парусиновые туфли. Похоже, простая и распространенная в СССР обувь. Сразу вспоминается прочитанное из каких-то книжек, что именно такие туфли чистились зубным порошком.

Полуботинки старые. И полуботинки теплые новые. И ботинки лыжные старые. Тут все понятно.

Рубашка зеленая. Галстук не в тон ли ей?

Шляпа. О. чрезвычайно популярный предмет, который уважали советские мужчины. Помню, что у моего отца их было штук пять – разных фасонов.

Шапка. Ну, шапка – она и в Африке шапка.

Пуловеры синий и коричневый. Золотарев явно любил разнообразие в одежде.

Полотенце. Почему-то одно, но остальные (хотя бы еще одно), видимо, были взяты в поход (та же речь о носках, которые напрочь отсутствуют в списке).

Брюки. Галстук. Рубашки штапельные и вискозные. Трусы 2 шт. Комментариев не требуется.

Чемодан старый. То есть, все перечисленные вещи туда были сложены. Но вместились ли они в один чемодан?

Деньги семьсот рублей. По возвращении из похода Семен вроде бы собирался ехать навестить мать в Краснодарском крае – как раз сумма на дорогу.

Облигации 3 % займа на 300 рублей. Это те же деньги, только требовали обналичивания в сберкассе. То есть, советский человек мог хранить деньги в сберегательной кассе (помните фильм: если они у вас есть…), получая за это 2 или 3 % годовых. А мог покупать облигации 3 % займа, которые тоже предлагали три процента дохода и плюс к этому здесь проводились регулярные розыгрыши (в хорошем смысле этого слова) таких облигаций и можно было выиграть достаточно крупную сумму. Облигации 3 % займа покупались всеми сберкассами страны сразу же по предъявлению. То есть, у Золотарева оставались в Свердловске деньги в общей сумме 1000 рублей - дореформенных, понятно.

Потом в списке идут облигации госзайма 1957 года на общую сумму 630 рублей. Но это были совершенно другие облигации. Их сдать в сберкассу было нельзя. Такие финансовые бумаги государство распространяло в добровольно-принудительном порядке, обещая в будущем владельцу данных облигаций их погасить (погашены были лишь в брежневскую эпоху и без процентов, по номиналу с учетом денежной реформы 1961 года). Впрочем, розыгрыши денежных сумм по ним проводились и теоретически можно было вдруг в одночасье на этом деле разбогатеть. Кстати, именно такая облигация, только более раннего года выпуска, оказалась выигрышной (выпала крупная сумма и право на эту сумму купить дефицитный автомобиль) у персонажа знаменитого романа и телесерила “Место встречи изменить нельзя”.

Затем мы обнаруживаем трудовые книжки 2 шт. на имя Золотарева С. А. Тут возникает вопрос: почему две? За свою жизнь Золотарев сменил не очень много мест работы, с лихвой хватило бы одной трудовой. Я могу судить, потому что держу в руках трудовую книжку отца, датированную 1959 годом. Трудовая книжка была достаточно важным документом в жизни советского человека. Когда совгражданин устраивался на работу, в книжку заносилась соответствующая запись. Когда увольнялся – тоже. Но одно дело было записать “уволен по собственному желанию”. И совершенно другое – “уволен по статье за нарушение трудовой дисциплины”. Или в связи с утратой доверия (например, продавец). После такой записи кадровики быстро заворачивали клиента подальше от своего предприятия.

Но гомо советикус – существо хитрое. Человек, уволенный по статье, мог заявить, что он потерял трудовую книжку, заводите новую. А на самом деле предыдущая у него благополучно лежала дома. Таким образом некоторым товарищам удавалось проскочить между дождевыми струйками. Однако Золотарев вроде бы злостным нарушителем трудовой дисциплины не был. Почему тогда две трудовые книжки? И почему они на руках? Обычно сей документ хранился в отделе кадров той конторы, где человек работал. На турбазе, где трудился Золотарев, явно своего собственного отдела кадров не существовало, но таковой имелся, допустим, в облсовпрофе. Трудовая книжка еще оказывалась на руках у владельца, когда он увольнялся. Может, и Золотарев покидал Коуровскую турбазу. Но тогда что за спешка с походом? В общем, в ситуации с трудовыми книжками пока больше вопросов, чем ответов.

И, наконец, последняя вещь, или, скорее, документ – диплом на имя Золотарева об окончании им Минского института физкультуры.

А где же паспорт? Таковой среди вещей Семена на перевале Дятлова не обнаружился. Куда же он подевался? Загадка.

Ну вот, мы имеем полный список вещей Золотарева. О чем эти вещи говорят? О многом. Но самое главное утаивают. Здесь нет ничего такого, что раскрывало бы индивидуальность нашего героя. Отсутствуют книги, газеты, какие-либо тетрадки, записные книжки, письма, открытки, фотографии, какие-то сувениры, предметы просто быта типа ниток, иголок, предметы мужского быта типа отверток, плоскогубцев… Этого не было вообще или куда-то подевалось? Тогда – куда?

Лично у меня вот какое сложилось впечатление по этим вещам. Семен Золотарев был высокомобильным человеком, мог очень быстро собраться и ехать куда угодно сразу же, буквально через час после объявления задачи. И еще. Похоже, что он опасался чужих глаз и не имел при себе ничего такого, что могло бы как-то в чем-то его раскрыть, выдать то, что он никоим образом не хотел выдавать.

Статьи по теме: