Игры на сплочение коллектива игра «говорящие вещи. Говорящие вещи
Цели: Это упражнение представляет собой интересный способ косвенного самоописания. При этом у детей развивается творческая активность. Кроме того, игра является хорошим тренингом эм-патии и чуткости, а обсуждая ее, дети имеют возможность получить от одноклассников доброжела-тельную обратную связь.
Таким образом, в ходе упражнения дети самым безопасным способом знакомятся с различ-ными составляющими своей личности и характера.
Материалы: Бумага и карандаш - каждому ребенку.
Инструкция: Вы можете представить себе говорящие вещи? Возникало ли у вас когда-ни-будь ощущение, что окружающие вас предметы будто бы хотят что-то сказать вам? Например, телевизор хочет сказать: "Включи меня, и я разгоню твою скуку". А футбольный мяч готов доба-вить: "Пошли, поиграем со мной. Ведь когда ты гоняешь меня по полю, ты чувствуешь себя гораздо лучше!" Или велосипед: "Давай, залезай на меня. Я отвезу тебя к твоему другу Мише". А дверь говорит: "Открой меня, выгляни наружу, и ты увидишь столько всего интересного..."
Представьте себе, что какой-то предмет научился говорить. Что он рассказал бы о вас? Выберите из этого списка три предмета и напишите все, что каждый из них смог бы рассказать о вас.
Запишите на доске названия следующих предметов:
§ зубная щетка, автобус, пальто;
§ ботинки, шкаф, расческа;
§ шариковая ручка, зеркало, обеденный стол;
§ кровать, телевизор, тарелка;
§ велосипед, радио, учебник по русскому языку;
§ мыло, письменный стол, лампа;
§ футбольный мяч, мягкая игрушка, домашнее животное.
Дайте детям примерно двадцать минут времени, чтобы они могли нарисовать три рисунка, изображающие эти предметы. Затем от имени каждого предмета ребенок должен составить рассказ о самом себе и записать его.
И
дея перевоплощения
используется в процессе проведения тренингов
многими психологами. Особенно естественно
применение указанной идеи в тренингах,
построенных на использовании метафоры и сказки.
Впрочем, цели реализации психотехник
перевоплощения могут оказаться самыми разными.
Описываемая ниже процедура является
многоцелевой: в качестве важнейших целей в ней
могут выступать развитие рефлексии, пробуждение
творческих ресурсов и ресурсов воображения,
тренировка умений воспринимать мир глубоко и
нестандартно, преодоление стереотипов,
осознание своего отношения к вещам и многое
другое. Конкретная ситуация тренинга и задачи,
которые ставит перед собой ведущий, определяют
те акценты, что будут особенно важны в данный
момент работы с данной группой.
Упражнение предназначено для использования в
тренинге с младшими подростками. Но его
потенциалы значительны, что позволяет применять
эту психологическую технику в разных
модификациях в работе не только с детьми, но и со
взрослыми, например с учителями. Это упражнение
может быть включено в программу тренинга первого
этапа, когда участники еще недостаточно знакомы
друг с другом. Время на всю процедуру - около
полутора часов.
ПЕРВЫЙ ЭТАП
Ведущий.
Друзья, сегодня мы узнаем
нечто новое о себе и других участниках нашей
группы. Для этой цели можно применять разные
средства. Сегодня к нам на помощь придет...
волшебство. Каким образом? Об этом - чуть позже.
А сейчас я хочу попросить вас вспомнить, есть ли у
вас с собой какая-либо вещь, которая достаточно
давно находится с вами. Может быть, эта вещь вам
чем-то памятна, с ней могут быть связаны
воспоминания о каких-то событиях вашей жизни.
Возможно, эта вещь вам симпатична, чем-то вас
привлекает. Выберите что-то из того, что
находится в ваших карманах, в ваших сумках, а
может быть, даже на вашем теле...
Когда вы определитесь с вещью, возьмите ее в руки.
Если для этого потребуется встать и покинуть на
время круг (если вещь находится в сумке), то
сделайте это.
Когда количество участников тренинговой
группы не слишком велико (восемь-девять человек),
то делить ее на подгруппы нет необходимости. Но
если участников больше, то есть смысл произвести
разбивку на подгруппы. Наиболее подходящее
количество участников в подгруппах - шесть
человек. Формирование таких подгрупп можно
провести самыми разными способами, помня об
обычном тренинговом правиле: лучше, если такие
подгруппы каждый раз будут иными по составу,
чтобы каждый из участников получил возможность
взаимодействия с разными людьми.
В итоге все члены группы оказываются сидящими в
одном или нескольких кружках, а ведущий
оказывается вне этих кругов.
Ведущий.
Посмотрите на те вещи,
которые находятся в руках у ваших товарищей по
команде. Это не простые вещи. Вы еще не знаете об
этом, но именно сегодня должно произойти чудо.
Через несколько секунд я произнесу заклинание, и
вещи, которые вы выбрали... оживут! Люди, сидящие в
кружках, исчезнут, и останутся только предметы,
которые получат уникальную, невероятную
возможность поговорить друг с другом. Они смогут
рассказать о себе, о своей судьбе, своей истории,
может быть, поведают о своей хозяйке или о своем
хозяине, об отношениях, которые складываются
между ними.
Итак, внимание, звучит заклинание, после которого
произойдет чудо...
Итак, у нас есть тридцать волшебных
минут на то, чтобы вещи могли поговорить. А теперь
тот человек, до которого я дотронусь, окажется
первым, превратившимся в предмет. Он должен будет
начать говорить, например, так: «Я записная
книжка Галины, я живу у нее уже два месяца, и за
это время...» Когда записная книжка закончит свой
рассказ, все остальные предметы могут задать ей
вопросы, обратите внимание - именно записной
книжке! И если она сочтет возможным, то ответит на
эти вопросы. Каждой вещи на рассказ о себе и
ответы на вопросы дается пять минут. По истечении
этого времени я даю команду, и говорившая вещь
передает слово другому предмету.
Ведущий подходит к каждому кругу и кладет ладонь
на плечо одного из участников. Можно шепотом
подсказать ему, как начать свою речь: «Я медальон
Сергея...» В течение получаса ведущий внимательно
следит за временем, дает команды о передаче хода
и вслушивается в рассказы «говорящих вещей».
Если в подгруппах оказалось неравное количество
участников, то одна из них закончит общение
раньше. Ведущий может подойти к этой подгруппе и
предложить вещам еще побеседовать друг с другом,
пока завершается работа других участников, и
задать те вопросы, которые по разным причинам не
были заданы раньше.
Ведущий.
Время не останавливает
своего хода. И наши волшебные тридцать минут
истекают. Сейчас снова прозвучит заклинание, и
ваши вещи потеряют - возможно, только на время! -
свою способность говорить. Итак...
Вещи стали обычными вещами... Они не
говорят. Однако они остаются с вами, а значит,
только от вас зависит, смогут ли они в какой-то
момент вашей жизни подать свой голос и, может
быть, даже что-то посоветовать вам.
Все участники возвращаются в общий круг, и
организуется обсуждение.
Сложно или легко было выполнять это упражнение?
Было ли что-нибудь интересное, неожиданное в
рассказах вещей?
Что нового вы узнали о себе и о других?
Какая вещь вас особенно удивила?
Разные ли характеры оказались у вещей?
Изменилось ли ваше отношение к вещи, от лица
которой вам пришлось говорить?
Следует заметить, что практически всегда
кто-либо из участников обращает внимание на то,
что ведь все равно говорили не вещи, а люди. И
люди, по сути, рассказывали сами о себе. Просто
посредством неодушевленного предмета это
оказалось легче сделать. То, что вряд ли рискнул
бы сам сказать о себе, в устах вещи прозвучало
естественно и просто.
Но вещь в этом упражнении - это не просто
посредник во взаимодействии с окружающими. На
самом деле это еще и важная часть нас самих,
несущая в себе информацию о наших собственных
качествах. Это особенно ярко становится видно
при осуществлении второго этапа упражнения.
ВТОРОЙ ЭТАП
Ведущий.
Мы убедились, какими
разными оказались принадлежащие нам вещи.
Выяснилось, что они обладают яркими и
своеобычными характерами. Возьмите, пожалуйста,
чистый листок и положите перед собой
горизонтально. Разделите лист на две части
вертикальной чертой. В верхней части
получившегося левого столбца напишите название
выбранной вами на первом этапе нашей игры вещи. А
теперь запишите в этом столбце пять-семь качеств
характера, которыми обладает эта вещь.
Ведущему необходимо дать участникам достаточное
время для этой работы. Ведь это бывает совсем не
просто - оценить вещь как живое существо. Можно
обратить внимание участников группы, что чем
больше качеств зафиксировано, тем лучше.
Ведущий.
На вашем листе остался пустым
правый столбец. В нем я прошу записать такие
качества, которые, по вашему мнению, являются в
чем-то противоположными названным. Подчеркиваю:
это необязательно должны быть явные антонимы.
Они должны быть именно противоположными - на
уровне ваших ощущений и понимания обозначенных
качеств...
А теперь, когда эти качества записаны, подумайте:
есть ли в вашем окружении, среди принадлежащих
вам вещей, может быть в вашей квартире, такие пред
меты,
которые - если бы они ожили, обладали бы именно
теми качествами, что вы записали в правом
столбце.
Задание кому-то может показаться неожиданным. Но вот что удивительно - почти все участники обычно находят такие вещи! Этот факт и должен стать предметом дальнейшего обсуждения. Противопоставления порой оказываются довольно забавными: брелок и унитаз; авторучка и подушка; медальон, подаренный любимым человеком, и компьютер. В качестве пояснения приведу набор качеств последних двух предметов:
Медальон | Компьютер |
Открытый | Закрытый (он сам не может открыться - включиться) |
Скромный | Наглый (ведет себя безобразно, «подвисает») |
Активный | Пассивный (подчиняется программам, сам ничего не может) |
Теплый | Холодный (равнодушный, механистический, неэмоциональный) |
Веселый | Безразличный |
Не всегда умный | Умный (знает много) |
Несдержанный | Спокойный (невозможно его вывести из себя) |
Участники рассказывают о своих
предметах и их качествах, обсуждают неожиданно
вскрывшееся отношение к этим вещам. Некоторые,
бывает, говорят о том, что ведь на самом-то деле
медальон и компьютер, авторучка и подушка - это
ипостаси их собственной личности. Порой такая
мысль - для некоторых самый настоящий инсайт...
Это упражнение и его результаты можно
истолковывать по-разному. Приверженцы
нейролингвистического программирования сказали
бы, что за счет «якорения» на вещи извлекаются
дополнительные ресурсы человека. Поклонники
Карла-Густава Юнга заметили бы, что образы
выбранных участниками вещей явно имеют
архетипический характер. Еще, наверное, сказали
бы о том, что с той вещью, которая фигурировала на
первом этапе упражнения, участники себя
идентифицируют, а значит, в определенном смысле
можно говорить об отражении в этой вещи их Эго. А
вот предмет, возникший из совокупности качеств,
противоположных качествам вещи-эго, скорее
всего, несет в себе сущность Тени.
Сторонники субъектного подхода наверняка
говорили бы о феномене субъектификации, явно и
отчетливо проявляющемся в этой процедуре.
Возможно, все это так. Самое важное, что в
результате такой работы и подростки и взрослые
делают значимые для них психологические
открытия и узнают нечто новое о самих себе.
ИГРЫ НА СПЛОЧЕНИЕ КОЛЛЕКТИВА
Игра «ГОВОРЯЩИЕ ВЕЩИ»
Вы можете представить себе говорящие вещи? Возникало ли у вас когда-нибудь ощущение, что окружающие вас предметы будто что-то хотят сказать вам? Представьте себе, что какой-то предмет научился говорить. Что он рассказал бы о вас? Выберите из этого списка три предмета и напишите всё, что каждый из них смог бы рассказать о вас. Запишите на доске названия следующих предметов: Зубная щётка, автобус, пальто; ботинки, шкаф, расчёска; шариковая ручка, зеркало, обеденный стол; кровать, телевизор, тарелка; велосипед, радио, учебник по русскому языку; мыло, письменный стол, лампа; футбольный мяч, мягкая игрушка, домашнее животное. Даётся примерно 20 минут на то, чтобы ребята могли нарисовать три рисунка, изображающие эти предметы. Затем от имени каждого предмета ребёнок должен составить рассказ о самом себе и записать его. А теперь разбейтесь на четвёрки и покажите друг другу свои рисунки и рассказы. Спросите остальных, что они думают по этому поводу. Какие предметы ты для себя выбрал? Что из того, что сказали о тебе предметы, тебе понравилось больше всего? Рассказали ли предметы о каких-нибудь твоих слабых сторонах? Чьи рассказы были для тебя самыми интересными? Что бы сказал о тебе стол за которым сидит учитель?
Возможны различные вариации.
Игра «УГАДАЙКА»
Один человек выходит за дверь, группа тем временем договаривается о том, по какому признаку делиться и расходится на две группы (например, те, у кого есть шнурки, и те, у кого их нет). Задача вошедшего – угадать по какому признаку группа разбита на две части.
^ Задание: Поставьте на листе бумаги столько отпечатков, чтобы получился сюжет на следующую тему:
"Моя семья";
"Моя квартира";
"Мой автомобиль";
"Моя дача";
"Мои любимые домашние животные";
Игра «КВАДРАТ»
Все играющие встают квадратом (так, чтобы было занято все пространство внутри квадрата) как можно теснее, можно даже заранее очертить квадрат, в который они должны поместиться. Затем ведущий отдает команды, а квадрат их выполняет, стараясь не увеличить занимаемую им площадь, например:
Квадрат пошел влево. - квадрат идет влево.
- Квадрат садится. - квадрат с криками и воплями пытается сесть.
- Квадрат прыгает. - квадрат с не менее интенсивным шумом прыгает.
Игра «КТО Я?»
У каждого подростка есть потребность во внимании и уважении, каждый стремится быть замеченным другими. Поэтому подросткам очень нужны такие упражнения в ходе которых они оказываются в центре всеобщего внимания, при этом находясь в психологически наиболее безопасной и комфортной атмосфере. Инструкция: “Я прошу каждого сейчас написать загадку, в которой он описывает самого себя. Например, кто-нибудь из мальчиков может написать: “Я мальчик. Я живу в небольшом белом доме. Я люблю гулять с огромной чёрной собакой. Я умею рисовать красивые картинки. Я с удовольствием играю в футбол. Иногда я проявляю нетерпение. Кто я?” Напишите пять или шесть предложений и завершите загадку о себе вопросом: “Кто я?” Написав, ребята складывают листики со своими сочинениями вчетверо и складывают в одну общую коробку. Коробка “проходит” по кругу, и каждый достаёт одну из загадок. Тот, кто случайно вытащит своё сочинение, должен вернуть его и взять из коробки другое. После этого каждый ученик зачитывает вслух доставшуюся ему загадку и предлагает всему классу угадать, кто имеется в виду. Когда загадка будет разгадана, сочинение зачитывает следующий человек. Чья загадка понравилась больше всего? Твою загадку быстро разгадали? Ты загадал слишком сложную загадку?
Цели:
развитие умения перевоплощаться и входить в необычную роль;
Помощь участникам в самораскрытии;
Развитие эмпатических умений;
Формирование навыков самосознания.
Размер группы; от 6 человек.
Ресурсы: личные вещи участников, листы бумаги формата А4, авторучки на (каждого). Время: 50–60 мин.
Ход упражнения:
Первый этап
Ведущий . Друзья, сегодня мы узнаем нечто новое о себе и других участниках нашей группы. Для этой цели можно применять разные средства. Сегодня к нам на помощь придет… волшебство. Каким образом? Об этом – чуть позже. А сейчас я хочу попросить вас вспомнить, есть ли у вас с собой какая-либо вещь, которая давно находится с вами. Может быть, эта вещь вам чем-то памятна, с ней могут быть связаны воспоминания о каких-то событиях вашей жизни. Возможно, эта вещь вам симпатична, чем-то вас привлекает. Выберите что-то из того, что находится в ваших карманах, а может быть, в ваших сумках или даже на вашем теле… Когда вы определитесь с вещью, возьмите ее в руки. Если для этого потребуется встать и покинуть на время круг (если вещь находится в сумке), то сделайте это.
Когда количество участников тренинговой группы не слишком велико (восемь-девять человек), то делить ее на подгруппы нет необходимости. Но если участников больше, то есть смысл произвести разбивку на подгруппы. Наиболее подходящее количество участников в подгруппах – 6 человек. Формирование таких подгрупп можно провести разными способами, помня об обычном тренинговом правиле: лучше, если такие подгруппы каждый раз будут иными по составу, чтобы каждый из участников получал возможность взаимодействия с разными людьми.
В итоге все члены группы оказываются сидящими в одном или нескольких кружках, а ведущий оказывается вне этих кругов.
Ведущий . Посмотрите на те вещи, которые находятся у ваших товарищей по команде. Это не простые вещи. Вы еще не знаете об этом, но именно сегодня должно произойти чудо. Через несколько секунд я произнесу заклинание и эти вещи… оживут! Люди, сидящие в кружках, исчезнут. Останутся только предметы, которые получат уникальную, невероятную возможность поговорить друг с другом. Они смогут рассказать о себе, о своей судьбе, своей истории; может быть, поведают о своей хозяйке или о своем хозяине, об отношениях, которые складываются между ними. Итак, внимание, звучит заклинание, после которого произойдет чудо…
Шорох-морох, в серых норах
Слово вспыхнуло, как порох!
Слово ярко и светло,
Словом утро расцвело.
До небес огонь горит!
ВЕЩИ МОГУТ ГОВОРИТЬ!
Итак, у нас есть тридцать волшебных минут на то, чтобы вещи могли поговорить. А теперь тот человек, до которого я дотронусь, окажется первым превратившимся в предмет. Он должен будет начать говорить, например, так: «Я записная книжка Галины, я живу у нее уже два месяца и за это время…». Когда записная книжка закончит свой рассказ, все остальные предметы могут задать вопросы – обратите внимание! – именно записной книжке! Если она сочтет возможным, то ответит на эти вопросы. Каждой вещи на рассказ о себе и ответы на вопросы дается 5 мин. По истечении этого времени, я даю команду и говорившая вещь, передает слово другому предмету.
Ведущий подходит к каждому кругу и кладет ладонь на плечо одного из участников. Можно шепотом подсказать ему, как начать свою речь: «Я медальон Сергея…». В течение получаса, ведущий внимательно следит за временем, дает команды о передаче хода и вслушивается в рассказы говорящих вещей. Если в подгруппах оказалось неравное количество участников, то одна из них закончит общение раньше. Ведущий может подойти к этой подгруппе и предложить вещам еще побеседовать друг с другом, пока не завершат работу другие участники, и задать вопросы, которые по разным причинам не были заданы раньше.
Ведущий . Наши волшебные 30 мин. истекают. Сейчас снова прозвучит заклинание, и ваши вещи потеряют – возможно, только на время! – свою способность говорить. Итак…
Шорох-морох, шелест трав,
шепот затихает,
Чтобы мысль была слышна,
НАСТУПАЕТ ТИШИНА!
Вещи стали обычными вещами… Они не говорят. Однако они остаются с вами, а значит, только от вас зависит, смогут ли они в какой-то момент вашей жизни подать свой голос и, может быть, даже что-то посоветуют вам.
Все участники возвращаются в общий круг и обсуждают упражнение:
Сложно или легко было выполнять это упражнение?
Было ли что-нибудь интересное, неожиданное в рассказах вещей?
Что нового вы узнали о себе и о других?
Какая вещь вас особенно удивила?
Разные ли характеры оказались у вещей?
Изменилось ли ваше отношение к вещи, от лица которой вам пришлось говорить?
Следует заметить, что практически всегда кто-либо из участников обращает внимание на то, что все-таки говорили не вещи, а люди. И люди, по сути, рассказывали сами о себе. Просто посредством неодушевленного предмета это оказалось легче сделать. То, что вряд ли рискнул бы сам сказать о себе, в устах вещи прозвучало естественно и просто.
Но вещь в этом упражнении – это не просто посредник во взаимодействии с окружающими. На самом деле это еще и важная часть нас самих, несущая информацию о наших собственных качествах. Это особенно ярко становится видно на втором этапе упражнения.
Второй этап
Ведущий . Мы убедились, какими разными оказались принадлежащие нам вещи. Оказывается, они обладают яркими и необычными х арактерами. Возьмите, пожалуйста, лист бумаги и положите перед собой горизонтально. Разделите поверхность листа на две части вертикальной чертой. В верхней части левого столбца напишите название выбранной вами на первом этапе вещи. А теперь запишите в этом столбце пять-семь качеств, которыми обладает эта вещь.
Ведущему необходимо дать участникам достаточное время для этой работы. Ведь это бывает совсем не просто – оценить вещь как живое существо. Можно обратить внимание участников группы, что чем больше качеств зафиксировано, тем лучше.
Ведущий . На вашем листе остался пустым правый столбец. В нем я прошу записать такие качества, которые, по вашему мнению, являются в чем-то противоположными названным. Подчеркиваю: это необязательно должны быть явные антонимы. Они должны быть именно противоположными – на уровне ваших ощущений и понимания обозначенных качеств… А теперь, когда эти качества записаны, подумайте, есть ли в вашем окружении, среди принадлежащих вам вещей, может быть, в вашей квартире такие предметы, которые – если бы они ожили – обладали бы именно такими качествами, теми, что записаны в правом столбце.
Задание кому-то может показаться неожиданным. Но вот что удивительно – почти все участники обычно находят такие вещи! Этот факт и должен стать предметом дальнейшего обсуждения. Противопоставления порой оказываются довольно забавными: брелок и унитаз; авторучка и подушка; медальон, подаренный любимым человеком, и компьютер. В качестве пояснения приведу набор качеств последних двух предметов:
Медальон |
Компьютер |
Открытый |
Закрытый (он сам не может открыться – включиться) |
Скромный |
Наглый (ведет себя безобразно – «подвисает») |
Активный |
Пассивный (подчиняется программам, сам ничего не может) |
Теплый |
Холодный (равнодушный, механический, неэмоциональный) |
Веселый |
Безразличный |
Не всегда умный |
Умный (знает много) |
Несдержанный |
Спокойный (невозможно его вывести из себя) |
Участники рассказывают о своих предметах и их качествах, обсуждают неожиданно вскрывшееся отношение к этим вещам. Некоторые, бывает, говорят о том, что на самом-то деле медальон и компьютер, авторучка и подушка – это ипостаси их собственной личности. Порой такая мысль для некоторых самый настоящий инсайт.
Человеку свойственно накапливать вокруг себя вещи. Такова, так сказать, человеческая природа. Где бы ты ни жил – в студенческом общежитии, на съемной квартире, в старом бараке… Вскоре ты с удивлением обнаруживаешь, как в твоем жизненном пространстве скопилась куча барахла.
Семен Золотарев – не исключение из этого правила. Он прожил некоторое время на Коуровской турбазе под Свердловском – и, конечно, тут же “оброс” какими-то вещами. Что-то было взято с собой из Ставрополья, что-то приобретено на новом месте. Уходя в поход вместе с группой Дятлова, Золотарев оставил свои вещи у студента Согрина – все это затем было передано его матери (матери Дятлова, конечно). Давайте посмотрим, что имел в наличии Семен Алексеевич – ведь есть же соответствующий список.
А открывают его часы наручные марки “Победа” 1-го мчз (то есть, Московского часового завода) на ремешке. Часы в тот период были одновременно и необходимой вещью, и предметом роскоши. “Победой” (хорошая марка, популярная) Золотарев явно дорожил, поэтому в поход с собой не взял. Мало ли что там могло произойти – побьются или вообще потеряются.
Затем идет шарфик штапельный. То есть, я так понимаю, достаточно простой. Ну, шарфик, понятно. Горло – место деликатное, в холода должно быть укутано.
Галстук зеленый шелковый. А вот это, что-то мне подсказывает, элемент гардероба не совсем стандартный. Не из шкафа ли стиляги подобная вещь – зеленый да еще и шелковый?
Парусиновые туфли. Похоже, простая и распространенная в СССР обувь. Сразу вспоминается прочитанное из каких-то книжек, что именно такие туфли чистились зубным порошком.
Полуботинки старые. И полуботинки теплые новые. И ботинки лыжные старые. Тут все понятно.
Рубашка зеленая. Галстук не в тон ли ей?
Шляпа. О. чрезвычайно популярный предмет, который уважали советские мужчины. Помню, что у моего отца их было штук пять – разных фасонов.
Шапка. Ну, шапка – она и в Африке шапка.
Пуловеры синий и коричневый. Золотарев явно любил разнообразие в одежде.
Полотенце. Почему-то одно, но остальные (хотя бы еще одно), видимо, были взяты в поход (та же речь о носках, которые напрочь отсутствуют в списке).
Брюки. Галстук. Рубашки штапельные и вискозные. Трусы 2 шт. Комментариев не требуется.
Чемодан старый. То есть, все перечисленные вещи туда были сложены. Но вместились ли они в один чемодан?
Деньги семьсот рублей. По возвращении из похода Семен вроде бы собирался ехать навестить мать в Краснодарском крае – как раз сумма на дорогу.
Облигации 3 % займа на 300 рублей. Это те же деньги, только требовали обналичивания в сберкассе. То есть, советский человек мог хранить деньги в сберегательной кассе (помните фильм: если они у вас есть…), получая за это 2 или 3 % годовых. А мог покупать облигации 3 % займа, которые тоже предлагали три процента дохода и плюс к этому здесь проводились регулярные розыгрыши (в хорошем смысле этого слова) таких облигаций и можно было выиграть достаточно крупную сумму. Облигации 3 % займа покупались всеми сберкассами страны сразу же по предъявлению. То есть, у Золотарева оставались в Свердловске деньги в общей сумме 1000 рублей - дореформенных, понятно.
Потом в списке идут облигации госзайма 1957 года на общую сумму 630 рублей. Но это были совершенно другие облигации. Их сдать в сберкассу было нельзя. Такие финансовые бумаги государство распространяло в добровольно-принудительном порядке, обещая в будущем владельцу данных облигаций их погасить (погашены были лишь в брежневскую эпоху и без процентов, по номиналу с учетом денежной реформы 1961 года). Впрочем, розыгрыши денежных сумм по ним проводились и теоретически можно было вдруг в одночасье на этом деле разбогатеть. Кстати, именно такая облигация, только более раннего года выпуска, оказалась выигрышной (выпала крупная сумма и право на эту сумму купить дефицитный автомобиль) у персонажа знаменитого романа и телесерила “Место встречи изменить нельзя”.
Затем мы обнаруживаем трудовые книжки 2 шт. на имя Золотарева С. А. Тут возникает вопрос: почему две? За свою жизнь Золотарев сменил не очень много мест работы, с лихвой хватило бы одной трудовой. Я могу судить, потому что держу в руках трудовую книжку отца, датированную 1959 годом. Трудовая книжка была достаточно важным документом в жизни советского человека. Когда совгражданин устраивался на работу, в книжку заносилась соответствующая запись. Когда увольнялся – тоже. Но одно дело было записать “уволен по собственному желанию”. И совершенно другое – “уволен по статье за нарушение трудовой дисциплины”. Или в связи с утратой доверия (например, продавец). После такой записи кадровики быстро заворачивали клиента подальше от своего предприятия.
Но гомо советикус – существо хитрое. Человек, уволенный по статье, мог заявить, что он потерял трудовую книжку, заводите новую. А на самом деле предыдущая у него благополучно лежала дома. Таким образом некоторым товарищам удавалось проскочить между дождевыми струйками. Однако Золотарев вроде бы злостным нарушителем трудовой дисциплины не был. Почему тогда две трудовые книжки? И почему они на руках? Обычно сей документ хранился в отделе кадров той конторы, где человек работал. На турбазе, где трудился Золотарев, явно своего собственного отдела кадров не существовало, но таковой имелся, допустим, в облсовпрофе. Трудовая книжка еще оказывалась на руках у владельца, когда он увольнялся. Может, и Золотарев покидал Коуровскую турбазу. Но тогда что за спешка с походом? В общем, в ситуации с трудовыми книжками пока больше вопросов, чем ответов.
И, наконец, последняя вещь, или, скорее, документ – диплом на имя Золотарева об окончании им Минского института физкультуры.
А где же паспорт? Таковой среди вещей Семена на перевале Дятлова не обнаружился. Куда же он подевался? Загадка.
Ну вот, мы имеем полный список вещей Золотарева. О чем эти вещи говорят? О многом. Но самое главное утаивают. Здесь нет ничего такого, что раскрывало бы индивидуальность нашего героя. Отсутствуют книги, газеты, какие-либо тетрадки, записные книжки, письма, открытки, фотографии, какие-то сувениры, предметы просто быта типа ниток, иголок, предметы мужского быта типа отверток, плоскогубцев… Этого не было вообще или куда-то подевалось? Тогда – куда?
Лично у меня вот какое сложилось впечатление по этим вещам. Семен Золотарев был высокомобильным человеком, мог очень быстро собраться и ехать куда угодно сразу же, буквально через час после объявления задачи. И еще. Похоже, что он опасался чужих глаз и не имел при себе ничего такого, что могло бы как-то в чем-то его раскрыть, выдать то, что он никоим образом не хотел выдавать.