Истерики у ребенка — что делать. Что такое истерия у детей? Ее симптомы и лечение

Содержание статьи:

Истерика у ребенка - это своеобразный сигнал к действию, активный способ высказать внутренние чувства (обиду, нежелание что-либо делать, отвращение, боль) и показать их с помощью самого эффективного метода. В первую очередь он хочет привлечь к себе внимание. Иначе он бы просто подошел и высказал свою позицию, мнение или недовольство. Очень часто истерики детей начинаются совершенно внезапно и в самом неподходящем месте (в лечебных, образовательных и других учреждениях, на людях) и тогда, когда ждешь этого меньше всего. Разгадать причину такого поведения в конкретном случае можно далеко не всегда, поэтому родителям необходимо знать, как успокоить ребенка во время истерики.

Причины возникновения истерик у детей

Эмоциональная реакция в виде плача и криков - один из эффективных сигналов о дискомфорте, который может послать ребенок. В некоторых случаях такая реакция свидетельствует не только о прямых потребностях, но и выявляет другие желания, которые малыш привык реализовывать этим способом.

В целом можно определить несколько непосредственных причин возникновения истерик:

  • Единственный способ выражения . Эта причина встречается у крох до 1-го года жизни, когда они не умеют никакими другими путями выразить свои недовольство, дискомфорт, боль, эмоции. Груднички слишком маленькие, чтобы по-другому реагировать на происходящее, поэтому часто закатывают подобные истерики. Чаще всего это происходит, если режутся зубки, болит животик, голова. Ребенок воспринимает такие ощущения, как сильную угрозу,и часто плачет.
  • Незрелость эмоциональной системы . Дети чуть постарше постепенно учатся говорить и могут в некоторых случаях сказать о том, что их не устраивает. Часто ребенок от 1 до 3 лет, несмотря на то, что он может выразить свои чувства иначе, закатывает истерику, так как этот метод ему более знаком. Такое случается и в более старшем возрасте. Это происходит из-за того, что эмоциональная составляющая психики ещё только созревает. Многие процессы не развиты на достаточном уровне, чтобы обеспечить нормальную реакцию на стресс или по-другому выразить внутренние переживания.
  • Манипуляция . Этому своеобразному искусству ребенок начинает учиться уже с 3 лет. В некоторых случаях дети могут манипулировать с помощью истерик в более раннем возрасте, но это случается редко. До этого периода практически все потребности малыша сразу же удовлетворялись, поэтому принять отказ для ребенка впервые очень сложно. Кроме того, дети первый раз сталкиваются с понятием компромисса и разумного выбора. В этом возрасте они быстро понимают, что с помощью истерики можно добиться большего, чем просто словами. Часто это свидетельствует о том, что ребенку уделяется очень мало внимания и к его словам не прислушиваются, поэтому он вынужден выбирать более громкий способ выражения собственных чувств и эмоций.
  • Смена обстановки . Практически для каждого малыша очень важно ощущать стабильность внешних обстоятельств, которые его окружают каждый день. Установленный способ жизни обеспечивает ему чувство благополучия, которое может улетучиться при смене обстоятельств. Рождение второго ребенка в семье, переезд в другой дом/квартиру, начало посещений детского дошкольного заведения, развод родителей и другие причины истерик у ребенка тяжело влияют на психику маленького человека. Часто даже взрослые не в силах справиться с подобными новостями, а для детей они становятся потрясениями. Именно на них часто может развиваться истерическая эмоциональная реакция.

Основные признаки истерики у ребенка


Проявление эмоционального всплеска у детей может быть совершенно разным. В первую очередь это зависит от характера и склонностей малыша. Для некоторых плакать в людном месте неприятно, они стесняются окружающих, а для других лишнее внимание только усиливает истерику. Поэтому на один и тот же фактор разные дети могут реагировать совершенно по-разному. Кроме того, признаки истерики зависят от конкретного возраста, в котором ребенок может себе что-либо позволить, его воспитания и манер.

Существует несколько форм, которые могут быть составляющими эмоционального всплеска ребенка:

  1. Крик . Зачастую это первая реакция, которая запускает собой каскад других. Свидетельствует об остром возмущении, обиде, боли или другом ощущении, которое остро беспокоит малыша в конкретный момент времени. То есть ребенок внезапно начинает кричать, при этом пугая не только родителей, но и окружающих взрослых и детей, что спешат ему на помощь. Во время крика малыш может не видеть и не слышать происходящего вокруг, поэтому слова, обращенные к нему в тот момент, редко приносят пользу.
  2. Плач . Обычная эмоциональная реакция в виде громкого проливания слез чаще всего происходит на публику и с расчетом на ответную защитную реакцию родителей, которые тут же кинутся успокаивать малыша. Простой плач привлекает к себе внимание других детей и ставит ребенка в выгодное положение. Взрослые обращают на него внимание и стараются побыстрее удовлетворить пожелания маленького истерика. Иногда такой плач действительно свидетельствует об физической или психологической боли, которая беспокоит ребенка.
  3. Рыдания . Часто малыш плачет навзрыд, успевая захлебываться собственными слезами при этом. Это признак развернувшейся истерики, которая только набирает обороты. При этом слезы текут ручьями, а всхлипывания добавляют драматичности и горечи в печальный образ. У детей с астмой подобные рыдания могут вызывать чувство нехватки воздуха. Если этот плач правдоподобен, он может навредить здоровью и даже вызвать проблемы с нервной системой в будущем. Длится такая форма истерики достаточно долго, пока родителями (окружающими) не будут предприняты действия, что позволят ребенку успокоиться. Нахлынувшие эмоции забирают много сил, поэтому ребенок даже среди дня после таких рыданий может уснуть, забирая при этом ночной сон.
  4. Поведенческие изменения . Частым спутником истерик у детей являются различные двигательные и моторные реакции, которые могут нести даже агрессивный характер. То есть в наиболее легких вариантах протекания таких поведенческих истерик наблюдается раскидывание вещей вокруг, топот ногами, бросание игрушек на пол. Ребенок самостоятельно израсходует энергию, чтобы успокоить внутреннюю эмоциональную бурю. Иногда он разламывает, разрывает игрушки, ломает какие-то детали, бьется кулаками или головой о стену и при этом может даже пораниться. Агрессивное поведение несет угрозу не только здоровью малыша, но и окружающим детям, взрослым. Разбив стеклянные предметы, ребенок рискует пораниться или же нанести вред кому-то ещё. В момент таких вспышек дети часто не чувствуют боли, она приходит потом с осознанием сделанного или же с видом выступившей крови.

Способы борьбы с истериками у детей

Однозначно истерика у ребенка требует вмешательства со стороны родителей, а иногда и помощи стороннего специалиста. Очень часто такое поведение может свидетельствовать о наличии внутренних психологических проблем, что способны проявиться во взрослой жизни. Важно оказать малышу своевременную помощь и проследить, чтобы такая реакция не стала основной в будущем. Правильное воспитание и наставления родителей уберегут его от психологических детских травм и незрелой психики во взрослом возрасте.


Как известно, самое эффективное лечение - это профилактика. Правильно воспитав ребенка и привив ему с детства нормы поведения, можно избавиться в будущем от необходимости гасить истерику. Именно поэтому следует уделять общению с ребенком много времени и обучать не только с помощью кружков, развивающих игр и телепередач, но и обычных бесед. Социализация маленького человека должна начинаться с объяснения родителями правил внешнего мира и тех установок, которые помогут в будущем давать верную эмоциональную реакцию.

Есть несколько важных аспектов такого воспитания, которое позволит избавить детей от истерических взрывов:

  • Установление рамок . Например, ребенку с первых лет нужно рассказывать, что нельзя вести себя так, как хочется, абсолютно везде. Существуют специально отведенные места, где можно порезвиться, поиграть, попрыгать. Это детские площадки, специальные точки развлечений в торговых центрах, парк. Если мама, к примеру, не разрешила побегать в очереди к кассе в банке, то это нормально, так как там вести себя подобным образом нельзя. Малыш должен с первых лет понимать разницу между общественным местом и домом и вести себя соответствующим образом. Категорически нельзя оправдывать несдержанное поведение тем, что это ребенок и он должен играть. Своевременно не воспитанный ребенок - это трудный подросток и проблемный взрослый в будущем. Поэтому, чтобы максимально социализировать малыша, необходимо с малых лет приучать к правилам общества и вежливого поведения дома.
  • Разговоры и отказы . Обязательно нужно разговаривать с ребенком, спрашивая его мнение по поводу разных вещей. Например, что он хотел бы на ужин, куда сегодня он хочет пойти погулять, что предпочитает одеть. Необходимо, чтобы он чувствовал важность своего «Я» в глазах родителей. Только так он сможет самоутвердиться без закатывания истерик. Обязательно следует объяснять ему, почему в тот или иной раз малышу не купили игрушку. Обычно родители отнекиваются или же говорят, что нет денег на подобные покупки. Это тактически неверно, так как ребенок будет чувствовать себя ущемленным из-за несостоятельности своих папы и мамы. Важно объяснить, что у него и так достаточно игрушек, а новую можно будет купить только в следующем месяце или позже. То есть аргументом в отказе ребенку должен служить не финансовый семейный кризис, а мощный авторитет слова родителей. Только научив ребенка уважать собственно мнение, можно рассчитывать на понимание с его стороны.
  • Научить выражать эмоции . Естественно, детская психика со временем развивается и приходит к общепринятым нормам. Если ребенок склонен к истерикам или же подобным всплескам эмоций, родителям нужно помочь малышу правильно реагировать на бурю чувств внутри себя. Очень важно помогать вербализировать те ощущения, которые внутри у маленького человека не могут найти выхода. Например, малыш плачет, так как разбил/порвал/потерял случайно свою любимую игрушку. Необходимо установить визуальный контакт и проговорить те чувства, которые переполняют ребенка: «Я знаю, ты очень любил эту игрушку и тебе обидно, что ты больше не можешь с ней играть. Тебе очень жаль, что она потерялась/порвалась/разбилась, но ты не виноват в этом, ты ничего не смог сделать. Кроме нее, у тебя есть ещё игрушки, с которыми ты можешь играть».

Как успокоить ребенка


Иногда важно знать, как быстро вывести малыша из такого эмоционального состояния. Как бороться с истериками ребенка, следует уяснить абсолютно всем родителям тех детей, которые склонны к развитию подобных всплесков.

Первые шаги к успокоению:

  1. Сохранять невозмутимость и покой . Нужно не подавать раздраженный вид и не нервничать ещё больше, чем ребенок. Это приведет к тому, что родитель будет вести себя хуже малыша. Следует контролировать свои эмоции и не выпускать их наружу.
  2. Разговор . Необходимо выйти на беседу с ребенком, убедив его в том, что во время истерики его нельзя понять. Если бы малыш конкретней сказал, что он хочет, возможно, его просьбу бы удовлетворили.
  3. Запрет на агрессию . Ни в коем случае нельзя кричать и срываться на ребенке. Даже если его поведение поставило вас в неудобное положение, следует держать свои эмоции под контролем. С помощью крика нельзя добиться ничего, кроме как усугубления ситуации.
  4. Изоляция . Важно дать ребенку время на усмирение внутренней бури. Если он негативно реагирует на попытки поговорить, нужно отвести его в укромное место (если он на улице) или же оставить одного в комнате. Со временем он осознает бесполезность своих слез и успокоится.
  5. Копирование поведения . Дети крайне часто смотрят на родителей или близких, а затем действуют так же. Если малыш вдруг стал агрессивно себя вести, следует разобраться, где же он мог видеть такую модель поведения. В первую очередь нельзя при ребенке ссориться, проявлять агрессию и другие яркие негативные эмоции. Малыш впитает в себя такой шаблон и будет использовать в своих целях.

Важно! Если подобное поведение никак не устраняется на протяжении долгого времени, следует обратиться к детскому психологу. Специалист поможет найти корень проблемы и скорректирует поведение ребенка.


Естественно, воспитание играет огромную роль, но иногда нужно знать, как реагировать на истерики ребенка, чтобы быстро его успокоить. Важно понимать тактику поведения малыша и подстраиваться под нее.

В этом поможет несколько простых приемов, которые базируются на основах детской психологии:

  • Отвлечение . Такой метод работает исключительно в начале эмоционального приступа и действует далеко не всегда. Многие родители используют его достаточно часто, полностью не осознавая важности такого приема. Детское внимание очень легко отвлекается, и доминантная мысль или переживание быстро может смениться на другие. Поэтому родителям можно показать ребенку красивую игрушку, птичку в небе, машину или другого человека, чтобы отвлечь его от истерического всплеска. Буквально доля секунды заинтересованного взгляда - и малыш уже будет вести себя более спокойно, так как эмоциональную бурю вовремя остановили.
  • Предупреждение . Очень многих истерик можно избежать, если ребенку своевременно сообщить, что его ждет. Например, появление в семье второго ребенка всегда является стрессом для первого. Поэтому перед этим необходимо разговаривать с малышом и рассказывать, что его ждет, какие изменения коснуться его жизни и что именно изменится с появлением сестрички/братика. Тогда для него не будет неожиданностью новый(ая) любимец(ица) его семьи. Он должен до его рождения понять, что их будет двое, причем на равных правах. Такая же схема предупреждения работает и с детским садом, и с посещением общественного места, и в любом другом случае.
  • Тактика . Очень важно, чтобы родители не меняли собственного мнения из-за истерики ребенка. Если малыш увидит, что мама или папа могут уступить, стоит лишь разреветься, следует ждать такой реакции каждый раз, когда это будет нужно. Любая истерика должна завершаться объяснением ребенку его неправоты. Поэтому категорически не рекомендуется идти на попятную и позволять то, что до этого было запрещено. Нельзя допускать, чтобы истерики стали новым инструментом манипуляции малыша. Отговорки, что он ещё в очень юном возрасте и не понимает слова «нет», совершенно не имеют под собой смысла. Ребенок начинает понимать запреты ещё с первого года жизни. Родитель же не разрешит малышу совать мелкие предметы в розетку только потому, что он маленький и ещё не поймет опасность. Это же касается запретов на несдержанное поведение в общественном месте, капризы и другие поступки.
  • Выбор . Кроме внимания, которое ребенок должен обязательно получать, важно также предоставлять ему некую свободу. Это заключается в выборе элементарных условий жизни. Например, если малыш закатывает истерику каждый раз, когда ему вручают какую-то игрушку, в следующий раз нужно его спросить. При этом необходимо обозначить варианты выбора из доступных, чтобы малыш определился среди них. Также это касается истерик по поводу нежелания кушать какое-то блюдо. Если прямо спросить малыша, будет ли он кушать что-то, он может ответить отрицательно, и ничего нельзя добиться в этом случае. Следует предоставить ему вариант из нескольких блюд. Свой выбор он должен осуществить самостоятельно, выбрав лучшее из имеющегося.
Как бороться с истерикой у ребенка - смотрите на видео:


Детские истерики - довольно распространенный способ показать собственное мнение, если с ним никто не считается, рассказать о беспокоящих проблемах или же проявить собственную обиду. Малышу очень сложно отличить одну эмоцию от второй, а также проставить приоритеты между ними, поэтому время от времени они захлестывают с головой, и ребенок закатывает истерики. Для родителей важно уметь вовремя предупредить такой всплеск, распознать и погасить, а также объяснить, почему такого нельзя больше делать.

Известный ученый И. П. Павлов посвятил всю свою научною деятельность двум большим полушариям головного мозга, которые отвечают за два главных процесса – это раздражение и торможение.

Именно эти процессы уравновешивают друг друга, тем самым обеспечивая нормальную работу коры головного мозга.

В отдельных случаях может преобладать тот или иной процесс, он собственно, и обуславливает поведение человека.

И если преобладают раздражительные процессы, то развивается неврастения, и как ее следствие – истерия. У детей такое состояние развивается достаточно часто. Возникает истерия на фоне какого-либо патологического состояния. К подобным следует относить нарушения, связанные с работой высшей нервной системы.

Истерия начинает развиваться у детей, которых неправильно воспитывают родители. И тогда у ребенка начинается своеобразная реакция. Данная реакция подразумевает появление у ребенка не свойственных нормальным детям поступков. При этом у ребенка проявляются симптомы органического выпадения. Если говорить понятным для всех языком, то это ни что иное, как отсутствие органического поражения центральной нервной системы при неадекватном поведении ребенка.

Истерические реакции начинают проявляться у детей, которые в своем окружении видят постоянное проявление истерии, особенно со стороны взрослых. Также истерия может развиться в результате наказаний, тяжелых переживаний, а также сильного испуга.

Чаще всего истерии подвержены дети школьного возраста. Особенно это касается девочек в период полового созревания. У детей истерия проявляется не совсем так, как у взрослых. Практически всегда в поведении преобладает какой-то один ярко выраженный симптом. Картина истерики у детей разнообразна и главным образом зависит от той психологической обстановки, которая окружает ребенка в повседневной жизни.

Развитие истерии у детей может выть вызвано наследственностью. Например, если истерический ребенок в жизни встретит заику, это состояние может вызвать у него такое же заикание. Заболевание глаза может привести к истерическому и судорожному смыканию век даже после исчезновения причины подобного состояния.

Чем старше становится ребенок, тем больше увеличивается вероятность развития сложных форм истерии, которые встречаются у взрослых.

Самая известная форма истерии у детей – астазия-абазия. При ней дети не могут ни стоять, ни ходить самостоятельно. Однако это состояние характерно для детей только в присутствии взрослых. Очень часто истерия может проявляться параличом конечностей. Бывает также, что начинает развиваться болевая кожная чувствительность на каком-то отдельно участке тела, или, наоборот, полная бесчувственность.

Однако не стоит сильно волноваться – детская истерия поддается лечению. В большинстве случаев истерия вылечивается, но гарантий, что она не наступит снова, нет.

Профилактика истерии у детей

Тут следует обратить особое внимание на организацию среды, в которой живет ребенок. Благоприятно на психику ребенка влияет пребывание в коллективе. Именно там ребенок сможет общаться со сверстниками, заниматься физкультурой. Такое влияние внешней среды способствует изменению в лучшую сторону психики и поведения ребенка. И так вы сможете быть уверены в том, что у ребенка не будут проявляться истерические реакции.

Вы должны обеспечить своему ребенку тихую обстановку. На некоторое время следует оградить малыша от чрезмерного влияния близких, которые больны истерией.

Лечить истерию нужно, учитывая индивидуальные особенности характера и психики ребенка. Бывает, что достаточно профилактических мероприятий. Но если случай тяжелый, то ребенка нужно лечить в стационаре с использованием психотерапии.

В самых тяжелых случаях следует прибегать к лечению гипнозом.

Самые болезненные переживания родителей связаны с моментами, когда дети выходят из-под контроля и ведут себя неадекватно, особенно в присутствии посторонних людей. Ситуации, когда истерика у ребенка проходит настолько интенсивно, что малыш кидается на людей, причиняет себе вред, не слышит обращенных к нему слов, способны вывести из себя даже самую уравновешенную маму. Справляться с подобными приступами бывает сложно, их причины могут быть неочевидны, реагировать спокойно не всегда получается – все это вызывает растерянность, негодование родителей, и никак не решает проблему.

Чтобы понимать, почему ребенок истерит, достаточно посмотреть на особенности его развития. Малыш переходит из одного кризиса в другой практически без передышки, нервная система испытывает колоссальные нагрузки, в течение первых лет жизни ребёнок получает и перерабатывает огромное количество информации, учится способам взаимодействия с близкими людьми «с нуля».

Как правило, детская истерика проходит через три стадии: крики, двигательная экспрессия, и наконец безутешное рыдание. Сквозь все этапы дитя игнорирует слова, действия, просьбы родителей, ведет себя агрессивно, размахивает конечностями, пытается драться, падает на асфальт. Малоприятное зрелище, знакомое большинству родителей.

Психологи выделяют следующие истоки возникновения истерических приступов:

  • Несовершенство эмоциональной сферы, если речь идет о карапузе младше двух лет;
  • Кризисы: одного года, трёх лет;
  • Неумение рассказать о своих желаниях, словесно выразить недовольство;
  • Плохое самочувствие, голод, усталость, желание спать, сходить в туалет;
  • Состояние нервного перевозбуждения;
  • Стресс, проблемы в семье, серьезные изменения в жизни;
  • Копирование поведения взрослых или других детей;
  • Желание получить родительское внимание по причине недостатка уделяемого малышу времени, когда он чувствует себя ненужным, недолюбленным;
  • Негативные эмоции как ответ на какие-либо действия взрослых или ребенка (обиделся, что не дали игрушку, не купили сладость, заставляют уходить с площадки);
  • Недальновидное поведение родных: чрезмерная опека, несогласованность требований, излишняя строгость или наоборот отсутствие границ;
  • Индивидуальные особенности нервной системы.

Особенность истерик и их отличие от капризов заключается в непроизвольности и полной бесконтрольности. Знаменитый доктор Комаровский отмечает, что к капризам по любому поводу детишки прибегают намеренно, стремясь получить желаемое. Истерики же случаются от невозможности управлять своими эмоциями.

Как себя вести – возрастные особенности истерик

Детские истерики протекают по-разному и требуют разных ответных действий – на это влияет возраст, особенности психики, обстоятельства. Что нужно учесть взрослым, имеющим дело с истеричными детьми разных возрастов?

  • Поведение ребенка 2 лет начинает становиться осознанным. Полуторагодовалый карапуз постигает смысл запретов, постепенно овладевая нехитрым приемом получить желаемое – капризами. Пытаясь пробить стену всевозможных «нельзя», кроха испытывает серьезную фрустрацию. Им овладевает буря эмоций, но он еще не в силах ими управлять, что и приводит к истерикам.

Взрослому нужно помнить о том, что малышок в 2 года даже в спокойном состоянии не всегда способен подчиниться, поддаться уговорам, воспринять наставления. В приступе кроха вас тем более не услышит. Поэтому нужно обеспечить его безопасность и подождать, пока малыш угомонится. Некоторым детям помогают объятия, для других важно, чтобы мама просто находилась рядом, или держала за руку. Третьи затихают на руках. Не стоит пугаться и стремглав выполнять требование маленького упрямца. Взрослые должны быть тверды, спокойны и уверены в своей правоте.

Если скандал происходит в общественном месте, как можно быстрее покиньте его и действуйте так, как вы действуете в подобных случаях наедине. Реакции окружающих посторонних людей разобьются о стену вашей уверенности, если вы сами будете понимать, что все делаете правильно. Почувствовав нестерпимое желание накричать на скандалиста или наоборот уступить ему, сделайте глубокий вдох и сосчитайте до пяти.

В моменты детских истерик родители также испытывают гамму неприятных чувств: стыд, растерянность, беспомощность, вина, гнев. Таким образом, взрослый сам впадает в состояние ребенка. Обнаружив у себя негативные эмоции в разгар скандала, примите их как данность, на которую вы имеет полное право, но не забывайте о том, что в вашей власти контролировать себя, свои реакции, поведение, слова.

  • Кризис трех лет накладывает свои отпечатки на поведение крохи – появляется осознание себя как отдельной личности. Обычно истерики у ребенка 3 лет проходят под девизом «не хочу и не буду». Маленький бунтарь на все просьбы реагирует отказом, ведет себя своевольно, беспардонно, упрямо. Кроха истерит из-за недостатка опыта, неумения коммуницировать иначе, невозможности справиться с собственным эмоциональным состоянием. Подобное поведение вполне нормально и, при грамотном подходе родителей, через несколько недель сходит на нет.

Что делать родителям, если их отпрыск в 3 года закатывает истерики? Не пытайтесь ругаться или пытаться договориться с малышом, находящимся в истерическом приступе. Переждите этот сложный момент, сохраняя максимальное спокойствие. Не поддавайтесь соблазну прекратить все немедленно, вручив крикуну желаемое – родительское решение должно оставаться неизменным, тогда кроха быстро поймет, что скандалы не работают, и перестанет их использовать, а вместо этого будет учиться договариваться. Если ситуация случилась в людном месте, уведите чадо в сторону, обнимите. Когда увидите, что кроха успокаивается, переключите его внимание на что-то другое: предложите заняться чем-то, что он любит, поехать домой поиграть. С детками обязательно нужно проговаривать случившееся: дома в спокойной обстановке обсудите, что произошло, выслушайте дитя и попытайтесь понять. Расскажите, какие эмоции вызывают у вас подобные происшествия, дайте понять, что это не тот способ общения, который поможет получить желаемого.

Если истерика случилась дома, самым мудрым решением будет игнорирование воплей. Спокойно сообщите чаду, что вы поговорите после того, как он успокоится, и продолжайте заниматься своими делами.

Обычно родители видят заранее, что кроха находится в плохом настроении и настроен покапризничать. В таких случаях сосредоточьтесь на предотвращении конфликта – не допускайте переутомления, по возможности избегайте общественных мест, ставьте отпрыска в ситуацию выбора, лишая его шанса противостоять вам твердым «нет».

Приближаясь к четырем годам, детишки становятся более покладистыми, с ними можно выстраивать полноценный диалог, обсуждать ожидания друг друга, находить компромиссное решение. Капризы и истерики прекращаются сами собой, становясь ненужными.

  • Если с четырехлетними детьми все еще случаются регулярные истерики, обратите внимание на обстановку в семье и свою линию воспитания. Дошкольнику необходимо единство предъявляемых требований и санкций от всех взрослых, четко обозначенные правила поведения, набор непреложных «можно» и «нельзя». Сами родители должны демонстрировать отношения и способы взаимодействия, которых они ждут от отпрыска. Поводом к посещению детского невролога могут стать следующие тревожные признаки: учащение скандалов, их агрессивность, длительность, физиологические проявления вроде задержки дыхания, резкого непроизвольного падения на спину, потери сознания, появление ночных кошмаров.

Ребенка любого возраста нужно учить договариваться и совместно находить выход из затруднительных положений. Быстрее всего детки учатся, наблюдая за близкими взрослыми, поэтому самая мудрая тактика родителей – положительный пример, контроль собственных эмоций. Наказывать малышей за истерики нельзя, такие меры приведут к ухудшению отношений и психологической травме дитя.

Превентивные меры

Впервые столкнувшись с детской истеричностью, взрослые задаются сложными вопросами – как отучить ребенка от истерик, снизить их количество и интенсивность, научить малыша самоконтролю и безопасному проявлению чувств? Детские психологи рекомендуют сосредоточиться на предотвращении конфликтов, создании такой среды, в которой детишкам просто не нужно скандалить:


Знакомьте детвору с альтернативными способами выражения гнева: можно рвать бумагу, рисовать сердитые каляки-маляки, бить подушку или кричать в нее, топать ногами или рычать. Но самый главный способ безопасно выразить свою злость – сказать о ней словами. Этому можно и нужно учить карапуза с самого раннего детства.

  • Готовить к существенным изменениям заранее: рассказывать о скором начале детского сада, переезде, отпуске, командировке папы;
  • Рассказывать план на день, вечер, «после сна», чтобы кроха знал, чего ждать;
  • Слышать и уважать ребенка, откликаться на его потребности, проводить вместе достаточно времени; уделять внимание качеству общения, использовать семейные ритуалы – чтение перед сном, совместное приготовление завтрака, послеобеденная настольная игра;
  • Правильно себя вести при приближении «бури» — предложить крохе попить, покушать, сходить в туалет, обнять, мягко отвлечь его внимание на что-то интересное или на предстоящую активность. «Я вижу, что ты устала, нам нужно немножко дойти до машины, а потом мы поедем домой и вместе поиграем».

В поисках наиболее эффективных способов борьбы с истериками чуткие родители используют все доступные источники информации: советы психолога, воспитателей, друзей, собственные идеи, «подгоняют» рекомендации под индивидуальные особенности своего малыша. Дети разные, каждая ситуация требует особого подхода, и иногда решение находится само в самый неожиданный момент.

Универсальные способы погашения истерики

Что же делать, если не удалось предотвратить истерику, и катастрофа уже в самом разгаре? Ниже представлены советы специалистов о том, как реагировать на истерики ребенка, чтобы максимально быстро их гасить, выходить из них с минимальными потерями для собственной и детской психики.


Если не получилось сдержаться, и вы все-таки накричали или в сердцах ударили малыша, попросите прощения, когда страсти улягутся, объясните, что вы чувствовали, и скажите крохе, что вам очень жаль, что вы не справились со своими эмоциями. Таким образом вы сохраните близость с ребенком, научите его признавать свои ошибки, сожалеть, извиняться.

Мало кто из нас способен спокойно смотреть на истошно вопящего, падающего на пол и размазывающего по щекам слезы ребенка… Тем не менее с такими ситуациями приходится сталкиваться многим родителям или бабушкам и дедушкам. Как правило, если истерика у ребенка началась в тесном домашнем кругу, то успокоить плачущее чадо пытается каждый член семьи, идя на всяческие ухищрения и поблажки. Но если истерика происходит в поликлинике, общественном транспорте, магазине или в другом людном месте, то сложившаяся ситуация выбивает почву из под ног не только у мамы или другого близкого родственника, но и окружающие люди чувствуют себя некомфортно и неловко.

Детские истерики могут вызывать в нас настороженность, чувство беспомощности или острое чувство сострадания и жалости, утомление или раздражение. Возникновение таких неприятных ситуаций хотели бы избежать все родители и при часто повторяющихся истериках у ребенка, которые возникают буквально на ровном месте, у его близких возникает множество вопросов. Почему ребенок так себя ведет? Как избавиться от таких истеричных припадков? Кто виноват – ребенок или родители? Как отличить, каприз это или «показательная» истерика?

В этой статье вы получите ответы на эти вопросы о детских истериках. Мы рассмотрим основные , которые и делают его истеричным. Эта информация поможет вам избежать множества острых углов, возникающих при истерике.

Почему возникают истерики?

Взросление ребенка всегда сопровождается появлением собственных интересов и желаний, которые могут расходиться с желаниями и интересами взрослых. Отказ от воплощения таких желаний и вызывает у ребенка раздражение, неприятие и злость. Т. е. столкновение интересов ребенка и взрослых и приводит к возникновению истерики – малыш как бы испытывает взрослых на прочность, пытаясь настоять на своем.

К появлению истерик могут приводить такие типичные ситуации:

  • ребенок переутомился;
  • ребенок не получает желаемого от окружающих;
  • ребенок был оторван от интересного занятия;
  • ребенок не может выразить свои желания или чувства;
  • ребенок хочет привлечь еще большее внимание со стороны взрослых;
  • ребенок играет с игрушками, которые не сопоставимы с его возрастом и его игра из-за этого становится безуспешной и злит его.

Чем капризы отличаются от «показательных» истерик?

Приступ истерики у ребенка часто провоцируется обидой или отказом со стороны взрослых.

Капризы и истерики – эти два понятия нуждаются в четком дифференцировании со стороны родителей.

Ребенок капризничает для того, чтобы добиться от мамы или папы чего-то желаемого, невозможного или запретного в данный момент. Т. е. он сознательно пытается выстроить ситуацию так, чтобы конфликт состоялся.

Например, ребенок капризничает и не хочет есть кашу с ягодами, хотя сам просил об этом. Но если мама, папа, брат или сестра сообщают ему о том, что готовы съесть его порцию, то чадо немедленно заявляет о том, что это его тарелка и начинает есть кашу.

Детская истерика – это такая ситуация, которая, в большинстве случаев, возникает непроизвольно, сопровождается проявлениями агрессии, раздражением и отчаянием. Т. е. ребенок не может совладать с возникающими эмоциями и такой «сброс» негатива выливается в появление таких негативных проявлений как плач, истошные крики, битье кулаком по поверхностям, царапание лица, битье головой об пол и т. п. Во время истерики ребенок не может контролировать свою моторику в полной мере, он почти не ощущает боли при битье головой об пол и часто не слышит слов родителей. В тяжелых случаях у ребенка могут появляться , и он может выгибаться дугой (так называемый «истерический мост»).

Главное отличие детской истерики от капризов состоит в том, что она возникает в ответ на какое-то неприятное событие или известие, вызывается обидой или категорическим отказом со стороны родителей. Приступ истерики всегда усиливается при внимании со стороны окружающих ребенка людей и быстро прекращается после исчезновения этого внимания.

Например, сын просит маму купить машинку и получает желаемую игрушку. На протяжении всего времени пока в магазине совершались остальные покупки, мальчик играл с машинкой, но вдруг увидел другую игрушку и стал просить купить и ее. Мать отказалась покупать новую игрушку, и в ответ на такое ее решение мальчик швыряет машинку, кричит, плачет и бросается на пол. Далее развитие этой неприятной ситуации может протекать по двум вариантам:

  • если мама начинает пытаться успокоить или пожалеть ребенка, то он остается совершенно неконтактным и истерика только усиливается;
  • если мать говорит ребенку спокойным, но строгим тоном, что не желает видеть его истерики и такое его поведение ничего не изменит, и при этом спокойно уходит в сторону (например, для покупки молока или хлеба), то истерика прекращается.

По мнению ученых с детскими истериками приходится сталкиваться около 90% родителей детей . Часто истерики впервые возникают в возрасте 1,5 лет, а пиком упрямства и капризности становится возраст 2,5-3 года. В кризисные моменты истерики могут случаться по 10-15 раз в день, и возникают они практически на ровном месте или по любому самому безобидному поводу. Уже к 4 годам истерики в большинстве случаев прекращаются, т. к. ребенок уже в состоянии выразить свои эмоции и чувства словами.

Ошибка №1 – ребенку позволено все

Многие родители, глядя на искренние и сильные желания ребенка, не выдерживают натиска и исполняют их. Они полагают, что выполнение всех желаний – это залог любви ребенка к родителям, и их исполнение повышает его самооценку.

Ребенок всегда чувствует эту «слабинку» и пользуется своим умением капризничать и добиваться желаемого во что бы ни стало. Совершенно естественно, что отсутствие отпора в прихотях рано или поздно приводит к плачевному результату – родителям такого ребенка приходится сталкиваться с появлением нервозности и истерик.

Ведь маленький человечек еще не может справляться с бременем такой ответственности. Если, как ему кажется, вдруг он не получает ожидаемого результата, то захватившие его чувства и эмоции настолько переполняют его, что «выплескиваются» в крик, плач и катание по полу.

В таких случаях виноваты в появлении подобных сцен только сами родители, которые не сумели привить своему ребенку понимание слов «нет» и «нельзя». Ребенок должен понимать, что он слишком мал для такого «командования», и взрослые люди не могут быть марионетками в его руках.

Ошибка №2 – ребенку не позволяется ничего

Такая ошибка в воспитании ребенка диаметрально противоположна предыдущей, и многие родители после совершения ошибки №1 приходят к ошибке №2. Совершая ее, родители полагают, что их ребенок еще очень мал, ничего не понимает и принимать решения за него должны только они.

Такой подход в воспитании нередко сопровождается тем, что любая попытка малыша сделать что-то по-своему пресекается на корню, даже если эти попытки проявления собственного мнения невинны. Например, мать будет с упорством и безаппеляционностью заставлять ребенка выпить после сытного завтрака именно молоко, а не чай или сок, думая о том, что именно молоко полезно для зубов. Или будет игнорировать попытки дочери выбрать цвет платья, настаивая на том, что синее ей не к лицу и следует надеть красное. И так во всем…

Живя в таких постоянных ограничениях, ребенок, рано или поздно, примет решение разорвать эти тесные для него рамки. И эта «акция протеста» выльется в скандал или истерику. Более того: если эта попытка протеста не увенчается успехом, новые скандалы или нервный срыв у ребенка будет обеспечен.

Ошибка №3 – несоблюдение режима

Если ребенок не ходит в детский сад или ходит туда не часто, то эта причина не является поводом для отсутствия такого понятия как режим дня. Казалось бы, что может быть прекрасней, чем отсутствие каких-либо временных рамок?

Однако такое отсутствие четкого режима вызывает у ребенка ощущение нестабильности жизни. Малыш не в состоянии понять, по каким законам существует окружающий его мир и по каким правилам необходимо жить ему. Кроме этого, отсутствие распорядка дня и четкого графика сна и питания приводит к тому, что ребенок быстро начинает испытывать физический дискомфорт и психологическую усталость. В результате переутомление приводит к срывам в виде истерик.


Ошибка №4 – отсутствие наказаний

Некоторые родители считают, что наказание - это признак слабости со стороны матери или отца и пережиток прошлого. Такие родители даже при безобразном поведении своего чада позволяют себе только показывать свое недовольство. Со временем такие взаимоотношения приводят к тому, что ребенок не чувствует никаких рамок дозволенности. В результате полное отсутствие наказаний за любые, даже самые непозволительные, проступки приводит к появлению истерик.

Такое развитие событий происходит из-за того, что отсутствие рамок дозволенного вызывает у маленького ребенка страх. Это ощущение накапливается и негативно сказывается на психике малыша. Он пытается их найти самостоятельно, пытаясь привлечь к себе внимание со стороны взрослых хотя бы путем истерик и скандалов.

Ошибка №5 – непоследовательность родителей

Все мы подвержены колебаниям настроения: вчера мы себя хорошо чувствовали, а на следующий день наше настроение было испорчено с утра или неприятной новостью, произошел конфликт с начальством, заболел близкий родственник или старший ребенок получил двойку… Такие изменения в настроении вполне понятны – мы не роботы, а живые люди. Поэтому с ребенком мы тоже часто ведем себя по-разному: иногда мы терпим все его выходки или взрываемся из-за самого незначительного проступка, включаем мультики или компьютер лишь бы ребенок не мешал и не отвлекал от отдыха и важных дел или запрещаем смотреть лишние мультфильмы.

В результате таких резких изменений в воспитательном процессе маленький ребенок не может понять, почему мы совершаем такие кардинально разные поступки. А между тем, именно родители и их модель поведения является образцом поведения для малыша. Именно мы сами формируем его жизненные установки и границы дозволенного.

Что же происходит с ребенком, если этот образец его подражания искажен, а правила поведения постоянно меняются? У малыша пропадает ощущение ясности и стабильности, а в результате – он становится истеричным.


Ошибка №6 – крики при общении с ребенком

Ребенок очень расстроил вас своим поведением, неаккуратным обращением с игрушками или одеждой, неловкостью или той же самой истерикой, и вы не просто рассердились и сделали ему замечание, а накричали на него. Вполне возможно, что крик подействовал на ребенка, и он перестанет делать то, что так вас рассердило. Однако, кроме этого, малыш получил от вас отличный урок крика, и он обязательно воспользуется им для достижения своих капризов, беря пример с вас. Стоит ли потом удивляться, что такую же реакцию на ваш запрет вы получите уже от своего малыша? Разумеется – нет. Помните о том, что крик в адрес ребенка – это верный путь к его истеричности в будущем.

Ошибка №7 – отсутствие ограничений на время игр за компьютером и просмотр любимых мультфильмов


Способствуют возникновению истерик перевозбуждение и переутомление ребенка в результате длительных компьютерных игр.

Кто из нас в детстве не любил смотреть мультфильмы? Дети готовы смотреть мультики часами. Они запоминают сюжет, у них появляются любимые герои. Такое же «магическое» действие на ребенка оказывают и игры.

В определенной мере такие развлечения являются обучающими: развивается память, появляются новые увлечения, ребенок учится отличать положительного героя от отрицательного. Но всякое развлечение или обучение должно быть дозированным, и причин для этого множество: ребенок устает, перенапрягаются глаза и мышцы спины, а еще незрелая нервная система перевозбуждается. Такое накопление перевозбуждения непременно будет искать своего выхода и найдет его в систематических истериках.

Ошибка №8 – открытое выражение негативных эмоций и истеричности со стороны родителей

Некоторые родители не считают нужным сдерживать себя в присутствии ребенка при выражении негативных эмоций, возникающих в повседневной жизни из-за каких-то неприятных моментов. Например, вы потеряли ключи, разбили любимую чашку или наступили коту на хвост. Такие неприятные моменты могут вызывать ругань, крик или плач у многих из нас.

Вполне естественно, что ребенок не осудит вас за ваше несдержанное поведение, но он обязательно запомнит вашу реакцию и повторит при удобном, с его точки зрения, случае. Именно поэтому помните о том, что ваш малыш считает вас образцом для подражания и задумывайтесь над проявлением негативных эмоций в его присутствии.

Статьи по теме: