История обуви (37 фото). История возникновения обуви

«Многие женщины считают, что туфли не так уж и важны, но настоящее доказательство элегантности дамы – это то, что надето на ее ноги.»
© Кристиан Диор

Неотъемлемая часть гардероба любой красавицы – это, конечно, обувь. Самая разнообразная, нарядная и повседневная, спортивная и элегантная, цветная и сдержанная. Давайте разберемся, как нам ориентироваться во всем многообразии обувного мира!

Самое интересное из истории обуви

Трудно представить, что первая обувь была из кожи животных и, скорее всего, ей просто обматывали ноги, чтобы спастись от холода. Обувь делали из древесной коры, травы или толстых шерстяных нитей. Плетеные сандалии были обнаружены археологами в пещерах, где жили в древности люди – и они были из травы!

Самая древняя обувь была найдена в Армении. В Древнем Египте обувь была из пальмовых листьев, к ее подошве с загнутым носком крепились кожаные ремешки, которые поддерживали сандалии. Знатные люди украшали ремешки разными камешками. У древних евреев, кроме сандалий, встречаются башмаки на шнурках, с каблуками. Богачи в каблуки встраивали флакончики с духами. В Древней Греции изготавливались полуботинки с задником, сапоги без носка и сапоги-чулки из мягкой кожи. Женщины скифских народов носили красные полусапожки из тонкой кожи. Украшением такой обуви были кожаные аппликации и бисер.

Средневековая Европа вместо сандалий носила туфли с загнутыми носами с украшением из бубенчиков. Позже, в 14 веке размер туфель отражал знатность их обладателей, чем больше был размер обуви, тем выше статус владельца. Последующий век избавил от такого неудобства — туфли стали шире и короче. А в 16 веке туфли изготавливали из кожи и ткани, и они были такие мелкие, что крепились на подъеме тесемками. Мастера-обувщики начали для красоты прибивать к обуви деревянные каблуки.

Самые же высокие каблуки носили в годы Людовика XIV. В 19 веке туфли сменяются кожаными ботинками на шнурках, с каблучком средней высоты, застежками и меховой отделкой. Обувь в 20 веке становится отличительным признаком социального положения. Аристократы носили узкую остроносую обувь на фигурном каблуке.

Обувь и современность

В наше время дизайнеры обуви создают самые невероятные модели всевозможных видов, пытаясь удовлетворить вкусы даже самых изысканных модниц. А уж разнообразие украшений просто невозможно перечислить! Как же нам не потеряться в таком многообразии, и выбрать нужную пару? Прежде всего, обувь должна быть удобной и комфортной. Такая обувь, конечно же, должна быть изготовлена только из натуральных материалов. Если понравившаяся пара оказалась неудобной, то лучше набраться мужества и отказаться от покупки. Обувь на каблуке необходимо проверить на устойчивость, иначе вам не избежать перенапряжения позвоночника и, возможно, головных болей.

Здесь еще надо учитывать то, что резкая смена высоты каблука также может неблагоприятно отразиться на здоровье как, впрочем, и чрезмерное увлечение плоской подошвой. Размер обуви – немаловажный момент. Так летняя обувь должна соответствовать реальному размеру ступни. Зимняя, наоборот, должна быть более просторной, чтобы можно было утеплить ее стелькой или носком.

Стиль и этикет

Подобрать обувь для различных ситуаций нам поможет обувной этикет. Если вы идете устраиваться на работу, то деловой стиль одежды подчеркнет вашу серьезность. В таком случае понадобятся однотонные классические туфли, гармонирующие с цветом вашей сумки. Самым оптимальным вариантом офисной обуви были и остаются туфли, выдержанные в темных тонах без каких-либо украшений и супермодных новшеств. Туфли на каблуке в пять сантиметров или лодочки на плоской подошве отлично впишутся в служебный стиль и создадут чувство комфорта в течение всего рабочего дня.

Обувь не должна быть тесной, должна обязательно соответствовать размеру стопы и быть удобной. Иначе вам обеспечена быстрая усталость, отеки и в дальнейшем искривление позвоночника и заболевания суставов. Стоит напомнить и о колготках. К светлой обуви лучше подойдут колготки нейтрального телесного цвета, а к темной – черные.
Для торжественного мероприятия подойдет обувь нейтрального цвета. Также туфли на высоком каблуке, туфли различных цветов с украшениями, босоножки на шпильке.


Для повседневной носки отлично подойдут балетки, туфли и босоножки с открытой пяткой или носком. С обтягивающими джинсами хорошо будет смотреться обувь на платформе или каблуке, а зимой высокие сапоги. А к прямым джинсам лучше надевать строгие туфли-лодочки на каблучке или танкетке, причем ваши джинсы должны быть такой длины, чтобы могли прикрывать каблук.

Чтобы не испортить себе летний отпуск, стоит приобрести обувь нескольких видов. На пляже и после бассейна не обойтись без вьетнамок и сланцев. На экскурсии лучше отправляться в босоножках на легкой пробковой платформе не выше трех сантиметров или сандалиях с нескользящими стельками.

Если вы любите долгие пешие походы, то вам просто необходимы легкие кроссовки (лучше с вентиляцией стопы) или кеды. Лучше выбирать обувь из натуральных материалов.

Спортивная обувь обеспечит вам безопасность передвижения и удобство. Ну а вечером будут актуальны матерчатые или из натуральной кожи балетки.
Для первого свидания подойдут классические туфли или босоножки на высоком каблуке, в соответствие с выбранным вами стилем одежды. В дальнейшем надо ориентироваться на характер встреч. Если это продолжительная прогулка по улице, то это легкие и удобные мокасины или ботинки (в зависимости от времени года). По случаю похода в ресторан отдайте предпочтение классике — туфлям на каблуке.


Чтобы создать гармоничный образ необходимо правильно сочетать одежду и обувь. Классические туфли сочетаются практически с любым нарядом. Здесь важно правильно определиться с цветом к выбранной одежде. Удобные балетки можно сочетать с узкими джинсами и шортами, короткой юбкой и платьем.

Босоножки на высоком и низком каблуке подчеркнут вашу женственность и подойдут к легким платьям и юбкам средней длины.
Сапоги и ботинки

Сапоги-чулки на стройных ножках должны обратить на себя внимание и, поэтому, рекомендуется носить их с короткими платьями и юбками. Сапоги до середины голени, наоборот, лучше носить с брюками, чтобы визуально не уменьшить рост. Короткие сапожки или ботильоны настолько универсальны, что их можно носить с чем угодно. Единственный момент, который нельзя оставить без внимания при создании образа — это то, что данная модель может, как подчеркнуть красоту ног, так и указать на их недостатки.

Полезные советы

1. Обувь лучше покупать в конце рабочего дня, так как ноги могут отекать.
2. Обувь должна быть по размеру.
3. Летняя обувь должна быть открытой, чтобы ноги могли дышать.
4. При покупке обуви на каблуке, убедитесь, что ваша походка остается красивой, а осанка стройной. Самая безопасная высота каблука для женской обуви до пяти сантиметров.
5. Лучший материал для обуви – натуральный. Учтите, что замшевая обувь и обувь из нубука требует специального ухода, и боится влаги. Для слякоти подойдет лаковая обувь, которая хорошо также переносит соль и морозы до 15 градусов. Для зимы лучше подойдет обувь из жесткой и прочной яловой кожи.
6. Запомните производителя понравившейся в носке обуви, чтобы в следующий раз облегчить поиск удобной колодки.
Не пожалейте своего драгоценного времени для поиска подходящей вам пары обуви. Ведь это позволит вам гармонично завершить созданный вами образ, и обеспечит удобство и привлекательность.

.

Обувь — элемент одежды. Надевается на ноги. Применяется в первую очередь для тепловой и механической защиты ног. Интересно узнать, что носили наши предки, откуда появилось такое название и кто во что был обут. Познавательная информация со средних веков до XIX века.

История обуви
История обуви такая же древняя, как и история человеческой культуры, и форма обуви, подобно всем прочим частям одежды, изменялась во все времена и у всех народов. Хотя ремесленники, солдаты и люди низших сословий древнего Египта ходили босыми, но египтяне, принадлежащие к высшим сословиям, носили сандалии, которые всегда снимались в присутствии или во дворце царя. Египетские сандалии, сделанные из пальмовых листьев или папируса, прикреплялись к ноге поперечным ремнем, от которого шел вниз во всю длину ноги второй ремень, закрепляющийся между большим и вторым пальцами у клювовидной на конце и загнутой вверх сандалии. Ремни нередко богато разукрашивались. Высокопоставленные египтянки носили, обыкновенно, кроме изящно скроенной сандалии, на ноге, золотой, украшенный цветной эмалью, браслет.
У семитского воинственного племени ассирийцев существовали, кроме сандалий, снабженных задником для защиты пятки, прикрепляющихся к ноге также ремнями, высокие башмаки, сильно напоминающие современную обувь. Древние евреи носили обувь из кожи, шерсти, тростника или дерева. В доме они снимали обувь во время траура или в присутствии гостя, которому хотели выразить свое уважение. Воины носили железную и медную обувь.
У греков кроме простых сандалий, изображенных на на большей части древних статуй, полубашмаки с задником, а также и сапоги на шнуровке, которые преимущественно носили женщины. На найденных глиняных фигурках из Танагры, изображенных обутыми в такого рода сапоги, последние окрашены в красный цвет, целиком, кроме подошвы, рант которой, желтый. Ремни, служившие для шнуровки, также раскрашивались и разукрашивались. Затем был сорт красивой обуви белого цвета под названием "персидской", которую носили в преимущественно куртизанки. Лаконской или, по имени лакедемонского города Амикль, называли обувь лакедемонян, которая была красного цвета.
У римлян существовало два вида обуви: один "calceus",закрывающий всю ногу и завязывающийся спереди ремнем, ленточкой или шнурком; другой - "solea" (сандалия), прикрывающая только подошву ноги и прикрепляющаяся ремешками. Римлянин появлявшийся публично, носил всегда "calceus". Женщины, выходя на улицу, надевали сандалии. Обувь сенаторов была черного цвета и доходила до щиколотки; на поднаколеннике прикреплялись изображения месяца из серебра или золота,служившие отличительным знаком сенаторов - патрициев и называющиеся "luna patricia". Женская обувь была обыкновенно белого цвета, но иногда и пурпурная, алая и даже желтая, и украшалась вышивками и жемчугом. Мужская обувь была черного цвета, некоторые носили также красную. Во времена императоров обувь украшали золотом, серебром и драгоценными камнями. По словам некоторых авторов, сенаторы прикрепляли свою обувь четырьмя ремнями, а плебеи - одним. Бедный класс населения носил деревянную обувь; она же надевалась на осужденных за отцеубийство.
Из истории женской обуви . Столетиями женская обувь оставалась скрытой под рюшами широких платьев и недоступной даже самому любопытному взгляду. Еще с давних времен обувь считается и признаком благосостояния. Аристократки XIX века опускали свои нежные ножки в парчовые туфельки, в то время как их служанки стучали своими грубыми деревянными башмаками. Сандалии с золотыми подметками римских императриц, туфли с красными каблуками, которые носили при дворе Людовика XIV, и туфельки от Гуччи наших времен - все это визитные карточки столетий, показывающие благосостояние и социальный статус их владельцев. Но не только это находит отражение в нашей обуви. Она способна расставить вехи в жизни любого человека, вызвать воспоминания об определенном месте, дне и времени. Она как своего рода старенький, но бережно хранимый фотоальбом - крохотный башмачок вашего первенца, пара свадебных туфелек, до сих пор стоящих в коробке в шкафу, чудом сохранившиеся бабушкины ботики с массивной пряжкой.

Как рождается туфелька?
Путь от разработанного на бумаге дизайна до готового образца обуви насчитывает до 100 рабочих этапов. Самым первым и наиболее важным шагом является, конечно же, изготовление колодки. Колодка - это вырезанная вручную из дерева или вылитая из искусственного материала копия ступни. Одна лишь колодка решает многое о будущей комфортности обуви, т.к. именно она определяет кривизну подошвы и как следствие ее устойчивость. Для каждого типа обуви, будь то образец ручной работы или же массовый продукт, необходима своя индивидуальная колодка. Для начала делается отпечаток или слепок ступни, с которого сапожник снимает до 35 мерок. По ним он судит о симметрии пальцев, определяет высоту подъема и обхват ступни, вычисляет длину большого пальца и кривизну подошвы. Кроме того еще и необходимо предусмотреть то, как будет двигаться нога в будущем образце обуви. Настоящим мастерством при изготовлении колодки является умение учесть все проведенные расчеты и сохранить при этом выработанный дизайн обуви. По готовой колодке сначала вырезаются наружные и внутренние заготовки передней и задней частей обуви, затем они сшиваются вместе и некоторое время размачиваются. Заготовка натягивается на колодку и сушится около двух недель. Теперь остается лишь добавить подошву и каблук, а затем и стельку.
Сандалия . Сандалии были самой ранней формой обуви, придя на смену примитивным портянкам. Каждая культура имела свой вариант сандалий. Они как правило состояли из твердой подошвы, которая поддерживалась при помощи ремешка, обвитого вокруг ноги или проведенного между пальцев. Уже в 3500 г. до нашей эры египтяне изготовляли с помощью отпечатков ступней на мокром песке точно подогнанные подметки из сплетенного папируса; креплениями служили ремешки, сплетенные из необработанной кожи. Эти сандалии защищали ступни от горячего песка и неровной поверхности, однако нога все же оставалась полностью открытой - этим недостатком воспользовались египетские женщины, которые носили на ногах различные украшения. Подошвы сандалий римских императриц были вылиты из чистого золота, а ремешки украшали драгоценные камни. Персы и индусы вырезали сандалии из дерева и прикрепляли к ним колышек, на который опирались пальцами при ходьбе. Славяне изготовляли сандалии из войлока, а испанцы плели из тесемок. Даже британские солдаты несмотря на холодную и дождливую погоду носили сандалии, прототипы которых они впервые увидели у римских войск. Символом чего только не была сандалия на протяжении времен - бедности и престижа, целомудрия и кокетства. Оставаясь долгое время в тени от высокой моды, сандалиипережили настоящий бум в двадцатые годы нашего столетия. Предприимчивые дизайнеры решили снабдить сандалию каблуком. Благодаря изобретенной Феррагамо металлической вставке, поддерживающей изгиб подошвы, обувь на высоком каблуке могла обойтись теперь и без закрытого носка, служившего ранее опорой для пальцев ступни.

Обувь, которая вошла в историю. Невидимая сандалия Феррагамо.
Когда наконец голодные и бедные годы второй мировой остались за плечами Европа, изголодавшаяся по люксу и экстравагантности, наконец вздохнула свободно. Диор и Феррагамо поразили мир своими выдумками, о которых в годы войны приходилось лишь мечтать. Длинной до икр головокружительные в несколько слоев юбки от Диора, на изготовление которых уходило до 80 метров ткани, служили воплощением черезмерной романтики, а "невидимые сандалии" Феррагамо фасцинировали еще сильнее. В годы войны большая часть кожи шла, конечно же, на изготовление солдатских сапог. Поэтому дизайнеры вынуждены были экспериментировать с другими доступными материалами - войлоком, пенькой или даже соломой. Многие покорно смирялись с обстановкой, но Феррагамо воспринял этот кризис как вызов, брошенный его дизайнерским способностям. Он экспериментировал даже с целлофаном, в который заворачивали сладости, и плел из него и серебряной нити нежные ремешки для своих туфелек. Однажды после войны, наблюдая за работой рыбаков во Флоренции, дизайнеру пришла идея изготовить босоножки, используя вместо кожи нейлоновые нити. Чтобы создать иллюзию "невидимой" туфельки Феррагамо вырезал из дерева клинообразный каблук так, чтобы нога казалась просто невесомой в воздухе. Кожаные перемычки он заменил нейлоновыми нитями, проведя их от одной стороны подошвы к другой. В зависимости от световых условий верхняя часть таких сандалий - босоножек часто казалась невидимой, в то время как под определенным углом казалось, будто бы пятка плыла по воздуху. Несмотря на всю виртуозность и настоящую лавину паблисити сандалии почти не покупались. Феррагамо объяснял это тем, что женщины чувствовали себя в такой обуви слишком откровенно раздетыми, другие же считали, что виной всему была цена. "Кто же захочет купить себе пару невидимых туфелек за 29,75 долларов, если за те же деньги можно купить 4 тонны угля ?" - писала одна газета. Возможно, что гениальная дизайнерская идея была слишком призрачной и незначительной для женщин послевоенной поры, которые жаждали настоящего изобилия и излишеств. В 60-е годы "невидимые" туфельки пережили настоящий фурор. Каблуки и окантовки этих модных в то время образцов модельеры украшали блестящими камешками. Оставаясь прозрачными и порой невидимыми взгляду, туфельки притягивали все взоры на себя, и ножки, на которые они были одеты, несомненно, должны были быть ухоженными и иметь превосходную форму.


Как люди придумали обувь?

Испанские пещерные рисунки давностью более 15000 лет показывают людей в шкурах и с мехом, обернутым вокруг их ног. Наши предки почти 5000 лет покрывали ноги соломой или шкурами убитых животных. Обувь, в той или иной форме, была важным атрибутом для человека на протяжении многих столетий. Эволюция обуви, от сандалий до современной спортивной обуви, которую признают настоящим чудом швейной техники, продолжается и сегодня, когда кутюрье находят новые материалы для украшения и защиты наших ног. Сандалии - старейшая обувь, известная нам до сегодня. Мокасины тоже были известны еще несколько веков назад. В самом деле, многие виды обуви, которую мы носим до сих пор, была популярной в другие эпохи. «Платформа», одна из самых узнаваемых особенностей обуви в 1970-х и 1990-х годах, появилась на самом деле в 16-го веке. Тогда обувь на высокой подошве была жизненно необходима, чтобы защититься от грязи - тротуаров-то не было. Сегодня платформу носят только ради модных тенденций. Обувь с длинными носками, которую носили в 1960-х годах, мало чем отличается от обуви сборщиков мусора в 17-м веке - такой обувью было удобно выковыривать мусор из придорожных ям.
Глядя на обувь разных стран мира, можно увидеть несомненное сходство. Обувь венецианцев на деревянной подошве сильно напоминает японский стиль - деревянные башмаки на высокой подошве, которые называются гэта. Хотя форма этих изделий несколько отличается, идея остается той же. Венецианцы не контактировали тогда с японцами, так что это не имитация - это приверженность разных народов к одной и той же форме обуви.
Эпоха возрождения. Трудно было разглядеть обувь под длинными платьями этого периода, мы знаем, что женской обувью в Эпоху Возрождения были в основном мягкие тапочки. Они были сделаны из тонких тканей, парчи, шелка или вышитой кожи. И ни один из этих видов ткани не был водонепроницаемым. Люди нуждались в изобретении галош на деревянной подошве. Они были сделаны из осины, а покрыты были кожей. Обувь для богатых отличалась от моделей для бедных тем, что на ту же самую кожу просто наносились узорные рисунки из шелка. Шелк был модной деталью обуви Эпохи Возрождения, но обувь в этом веке носили только при необходимости. Галоши на высокой платформе - изобретение, которое практиковалось в те годы в Венеции. Такая обувь была особенно популярна среди куртизанок Венеции, и эта мода быстро распространилась по всей остальной части Европы, особенно ее любили в Италии и Испании. Эти галоши носились как тапочки, но награждали владельца еще и более высоким ростом. Они были сделаны из дерева, окрашенного и позолоченного. Некоторые из них были инкрустированы перламутром и другими драгоценными камнями или покрыты кожей либо бархатом. Эта обувь была очень высокой, до тридцати дюймов (более 60 см!), поэтому, когда женщина выходила на улицу, ей требовалась служанка, чтобы помочь той оставаться в вертикальном положении. Церковь ненавидела крайности моды, но этот вид обуви не запрещала. Дело в том, что высота этих импровизированных галош не давала возможности быстро двигаться. Особенно танцевать, уменьшая тем самым возможности для греха. К тому же, такая обувь дарила владельцу набор просто уникальных проблем. Дополнительная высота обуви приводила к осложнениям после свадьбы, когда жених внезапно обнаруживал, что на самом деле он женился на очень низенькой невесте. Кстати, это породило и еще более невероятные законы: в Англии брачные узы могли быть аннулированы, если невеста фальсифицировала свой рост с помощью обуви. В Венеции деревянные галоши на платформе в конечном итоге провозгласили вне закона после того, как возросло количество выкидышей у женщин после падения с этой обуви.
Елизаветинской период 1560 - 1620гг. Обувь этого периода была сделана в основном из кожи, либо тонкой и мягкой, либо грубой, в зависимости от цены. Специальные заказы на бархат, атлас, шелк или парчу были призваны украшать обувь для богатых. Корк (пробковое дерево) или обычные пробки были тогда популярным материалом для подошвы и каблука. Первую форму каблука составляла именно пробка - ее помещали между кожаной подошвой и верхом обуви, поднимая таким образом пятку. Эта мода скоро стала популярной. Новые каблуки были сделаны либо из пробки либо из дерева, но покрывались той же тканью, что и верх. Передняя часть обуви поднимались, пока не придумали язычок. Его часто делали цветным, и это соответствовало цветам одежды знати. Вышивка на язычке обуви была важным элементом в Англии после Реформации. Ремесленники, которые очень старались показать свои таланты, могли их проявлять в церковной вышивке на одежде и обуви ей под стать. Всевозможные цвета использовали для каблуков. Коричневый, цвет шафрана, черной, белый, красный, зеленый, синий, желтый, розовый - все это можно увидеть на сохранившихся картинах той эпохи. Женскую обувь можно было
редко увидеть в этот период, она была прикрыта длинными юбками. Обувь была относительно мягкой, с невысокой подошвой и каблуком не больше двух сантиметров в высоту. Подошва была сделана из пробки около половины дюйма (1,25 см) толщиной. Носки тапочек и туфлей были слегка закруглены. Женскую обувь делали с высокими языками, а на Елизавете I красовались туфли с языками из белого шелка, который был в тон ее белой одежде. Королева Элизабет гордилась своими крошечными ногами, именно она тогда ввела моду на юбки чуть выше лодыжки, чтобы показать свои тонкие щиколотки и маленькие ножки, украшенные туфлями на высоком каблуке. Да-да, именно во время правления Елизаветы в Англии появились каблуки на туфлях. Обувь окончательно утратила округлость носка и стала более узкой. Новый стиль позволял плотнее охватывать стопы и держаться на ноге за счет введения кожаных ремешков на туфлях.
Галантный век, или мода эпохи Людовика XIV В 1660-1715 году мода на обувь изменилась под влиянием французского двора. Это был расцвет монархии. Мода на обувь прокатилась по Европе и докатилась до Нового Света. В ту пору были популярны пышные вычурные формы одежды и обуви. Если раньше мужчины носили только черные и коричневые туфли, то теперь стала популярна белая кожа, причем подошва и каблук были вызывающе красными. Кожа стала чередоваться с набиравшей популярность замшей. Женскую обувь той торы стали делать из бархата, шелка, атласа. Широкое использование аппликации в виде кос стало очень популярным, создавая полосатый эффект. Каблуки были тогда обычным явлением для мужчин. До 1700 года считалось, что каблуки стройнят мужчину и придают ему мужественность.
Эпоха революции 1775-1815гг. Наибольшие изменения в обувной моде в этот период пришли с новыми изобретениями. С 1790-х на рынке появляется лакированная кожа. Еор сначала такую обувь носили только женщины. Затем в 1780-х году лакированную коду стали носить и мужчины. Появились разные цвета кожаных лакированных туфель: красный, белый, желтый. Обувь приобрела шикарный внешний вид. Второе важное нововведение относится к концу этого века. Туфли стали делать на правые и левые. До 1800 года такого не было.

1815-1870гг.
На протяжении всего этого периода в обувной моде появилось много нововведений. Например, металлические отверстия для шнуровки. Они были запатентованы в 1823 году Томасом Роджерсом, хотя и медленно адаптировались к потребностям рынка. Очень долго люди не могли принять этого нововведения, и наконец в 1874 году ушки для шнурков стали делать машинным способом, увеличивая популярность металлических деталей. В 1830-х годах начали использование каучук. Эти изобретения привели к новой обувной моде, которая не менялась на протяжении длительного периода.
Первая мировая война и 40-е годы. Первая мировая война оказала огромное влияние на весь мир. Война резко изменила образ жизни каждого. Женщины заменяли мужчин на заводах, отдавая им свои деньги в первые месяцы войны. Претерпела изменения и обувь. Самыми популярными были сапоги с высокими голенищами и тяжелые армейские ботинки. Эту традицию сегодня с удовольствием продолжают подростки - армейские бутсы считаются писком молодежной моды. Сапоги в те времена шили лишь из натуральной кожи. И подгоняли по ноге их очень необычным способом: мокрая кожа натягивалась на ногу и так носилась два дня. Сапоги в итоге идеально ложились по ноге, хотя и сильно натирали поначалу. Зато их форма была сугубо индивидуальна и очень хорошо подходила каждому отдельно взятому владельцу. Только в 1937 году, просчитав, что кожа все-таки слишком дорога, изобрели и стали шить знаменитые кирзовые сапоги. Кирза - это не кожа, а хлопчатобумажная ткань, но не в один слой, а в несколько, обработанная специальными веществами в виде пленки. Эти вещества делали кирзу непромокаемой, хорошо защищающей ноги солдат от любых походных условий. Использовался также валяный сапог, в простонародье - валенок. Они были предметом воинского обмундирования, особенно зимой. Существовали даже специальные тонкие и кривые валенки для верховой езды. У модников 50-х годов впервые появился стилет-каблук - высокий, стройный каблук со встроенным металлическим шипом - он был, пожалуй, самой узнаваемой инновацией обуви в 50-х годах.
60-е годы. С изобретением мини-юбки появились модные сапоги-ботфорты. В шестидесятые годы свободные сапоги с передним швом уступили сапогам, которые очень плотно прилегали к ноге, так называемому сапогу-чулку. Их делали из кожи и текстиля. Сапоги «гоу-гоу» были одной из самых запоминающихся модных тенденций 1960-х годов. Их делали разной высоты, в том числе до лодыжки, высокие до бедра. Что-что, а эти сапоги должны были стать обязательным атрибутом в гардеробе молодой женщины. А затем верх в моде взяла обувь хиппи. Она характеризовала целое десятилетие. Сложно описать эту обувь в двух словах. Дети цветов, хиппи ходили босиком, носили простые сандалии и мокасины и покупали обувь в подпольных ретро-магазинах. Хиппи могли носить что угодно, лишь бы это не соответствовало модным тенденциям сегодняшнего дня.
Семидесятые. Цвет и ткань выбор в этом десятилетии был очень ограничен. Пластмасса, изделия из кожи, ткани, дерева и бесчисленное множество других более причудливых материалов использовались для создания и украшения обуви. Очень немногая обувь в этот период была сшита из простой кожи. Очень популярной тенденцией стало объединение нескольких различных цветов и материалов. С тех пор как в 1976 году в Москве на фабрике под названием «Парижская коммуна» установили немецкий станок «Десма», там стали выпускать модели на литьевой подошве. Это был последник крик моды. Который подражал западным образцам обуви типа «аляска» - сапоги «дутики». Правда, советские модели были намного более неуклюжими, они промокали и быстро рвались, зато были дешевыми и доступными - их тогда носила вся страна. Такой ажиотаж на дутые сапоги на литьевой подошве был вызван достижениями космоса. Дутыми, как у космонавтов, были не только сапоги, но и куртки, и шапки, и даже перчатки. Они привлекали потребителя теплом и удобством. В то же время в моду вошли другие, совсем не похожие на «дутики» модели - сапоги с узкими носами и железными заклепками. Их называли буратинами. Эти сапоги было крайне трудно достать, они стояли людям целой зарплаты, но очереди за ними были так длинны и эмоциональны, что рядом непременно находился отряд конной милиции.
Восьмидесятые. Самая большая инновация в это время пришлась на долю спортивной обуви. Теннисные туфли семидесятых годов на Западе превратилась в сотни разных стилей и брендов, каждый со своей специальной конструкцией. В подошвы уже научились добавлять воздух - это было комфортно и эргономично. Именно тогда впервые стали использовать понятие ортопедической обуви, которая снижала усталость ног и позволяла людям двигаться быстрее и дольше.
Девяностые годы. В этом десятилетии новые технологии оказали огромное влияние на обувь. Появились такие материалы, как микрофибра, стрейч-ткань и различные синтетические материалы. Модели в основном повторяли ретро-стиль с небольшими изменениями. Был улучшен производственный процесс, появилась компьютерная вышивка и другие новые методы украшения обуви. Это были уже более сложные возможности украшений обуви, которые использовались не для дворян и правителей, как раньше, а для массового рынка. В нашей стране в девяностых у женщин появилась возможность выбирать из широкого диапазона стилей, чтобы удовлетворить любое свое настроение, пойти на бизнес-вечеринку или любое другое событие. Удобные ботинки на низком каблуке, высокие шпильки, и обувь со средней высотой каблуков выполнялась из разных видов кожи, замши и ткани.

События

На фото – самый древний образец кожаной обуви из всех известных в мире, найденный в одной из пещер Армении. Этот "удивительно современный", как считают специалисты, башмак сохранился благодаря сухости и… органическим отходам жизнедеятельности обыкновенных овец.

Самый древний образец обуви, сделанный из кожи, поразил одного из самых известных дизайнеров обуви в мире. "Это изумительно! - сообщил Блахник (Blahnik) в своем письме, отправленном электронной почтой. - Как похожа эта обувь на современную!"

На прошлой неделе во время раскопок, проводимых в одной из пещер Армении, была найдена похожая на мокасины обувь, возраст которой примерно 5500 лет ! Она набита травой, которая выступала, видимо, в роли одной из первых распорок для обуви. Обувь превосходно сохранилась до наших дней – судя по всему, благодаря органическим отходам жизнедеятельности овец.

Размер этой туфли соответствует примерно 25-му размеру обуви для современных женщин. Туфля была сшита на заказ на правую ногу ее предполагаемого владельца. Сложно сказать с уверенностью, был ли этот заказчик мужчиной, или женщиной – слишком уж мало известно о размерах ног людей, живших в те незапамятные времена на территории современной Армении.

Эта древняя мокасина сделана из цельного куска коровьей кожи . Среди современных производителей обувь, сделанная подобным образом, ценится особенно высоко и позволяет им запрашивать за нее высокую цену. Найденный башмак переплетен кожаным шнуром вдоль швов на носке и на пятке.

"Кусок кожи был разрезан на две полоски и обработан посредством дубления, что было, судя по всему, новейшей, по тем временам, технологией", - сообщил Рон Пинхаси (Ron Pinhasi) , один из руководителей раскопок в Армении, археолог Ирландского Университета.

Иветт Уоррелл (Yvette Worrall) , производитель обуви компании Конкер Хенд-мейд-шу кампани (Conker handmade-shoe company) , Великобритания, добавляет: "Как я себе представляю, кожа вначале была вымочена, а уж затем разрезана и подогнана под ногу, при этом нога использовалась, как форма (модель), под которую обувь сразу строчили".

Конечный результат выглядит на удивление похожим на современную обувь для такой древней вещи. И это мнение не только одного Блахника.

"Она сразу же напомнила мне что-то очень похожее на традиционную форму балканской обуви, известной как опанке , которую одевают и сейчас, как часть национальной одежды в данном регионе, на праздники, - говорит Элизабет Семмелхак (Elizabeth Semmelhack) , смотритель Музея обуви Батя (Bata Shoe Museum) , Торонто, Канада. - Я думаю, как это ни удивительно, не многое изменилось с тех пор".

Набольшее удивление вызывает тот факт, что самая старая кожаная обувь на земле сохранилась на удивление превосходно!

Радиоуглеродный анализ, определивший возраст туфли в районе 3500 лет до нашей эры, относит обувь к, так называемой, Армянской Медной Эре. Доисторическая обувь сжата в пятке и носке, как будто бы в ней прошагали не один километр. Туфля эта, вне всякого сомнения, достаточно изношена.

Образцы обуви подобного возраста – явление чрезвычайно редкое, потому что кожа и растительный материал обычно разрушаются очень быстро. Но в данном случае, содержимое ямы в пещере под названием Арени-1 в Армении, было, что называется, запечатано несколькими слоями отходов жизнедеятельности овец, которые накапливались в пещере после того, как жители Медной Эры покинули ее.

"Среда пещеры сохранила обувь в холоде и сухости, и находка была надежно зацементирована под отходами", - говорит Пинхаси, который также является ведущим инициатором исследования, опубликованного в журнале PLoS ONE, в минувшую среду.

Зачем вообще было надо изготавливать эту древнейшую кожаную туфлю по такой сложной технологии, если в тот период были широко распространены гораздо более простые способы изготовления обуви?

Защита ног была одной из главных причин, почему люди вообще начали носить обувь, и, вне всякого сомнения, это также послужило причиной для изготовления и этой самой древней кожаной обуви на земле. В окрестностях этой Армянской пещеры "территория труднопроходимая, завалена острыми камнями и покрыта колючими кустарниками", - говорит археолог Калифорнийского Университета и соорганизатор исследования Грегори Арешян (Gregory Areshian) , который частично субсидировался Комитетом по Исследованиям и Открытиям (Committee for Research and Exploration) Национального Географического Общества . Кроме того, подобная обувь давала возможность людям справляться с экстремальными температурами в этом регионе – до 45°C летом и ниже нуля зимой – и путешествовать на сравнительно большие расстояния.

"Эти люди проходили большие расстояния. Мы обнаружили вулканическое стекло в пещере, которое принесли туда с места, находящегося как минимум на расстоянии 120 километров от пещеры", - говорит Арешян.

Блахник, дизайнер обуви, поделился размышлениями на тему, что даже обувь с таким простым дизайном носили не только с практической целью, но и для красоты.

"Обычно задача обуви – это защитить ногу, но у меня нет никаких сомнений, что внешний облик найденной туфли указывает на принадлежность ее владельца к определенному клану, - говорит Блахник, который является большим специалистом в своей области и очень неплохо разбирается как в одежде, так и в социальном статусе людей, носящих эту одежду. - Я уверен, что эта обувь является частью снаряжения, которое определенное племя или клан носили для того, чтобы отличать себя от других".

Но действительно ли найденный образец обуви является одним их самых древних на Земле?

Ранее, самая старая обувь с закрытым носком принадлежала Отци , так называемому Ледяному человеку, найденному в Австрийских Альпах в 1991 году. Отци умер примерно 5300 лет тому назад.

Между тем, такая обувь, как сандалии, имеет еще более древнюю историю, о чем говорят древнейшие их образцы, найденные в пещере Арнольда, в центре штата Миссури. Эти образцы имеют возраст более 7000 лет!

Однако очевидно, что люди начали носить обувь очень давно, гораздо раньше того периода, к которому относится старейший из найденных экземпляров обуви. К примеру, в окаменелостях, возраст которых около 40000 лет, были найдены останки древних людей с притупленными большими пальцами ног. Этот факт, несомненно, указывает на то, что эпоха обуви уже наступила…

По мнению Джакуи Вуда (Jacqui Wood) , независимого великобританского археолога, который изучал Отци, самый древний кожаный башмак выглядит абсолютно открытым по сравнению с обувью Отци.

"Обувь Ледяного человека относилась к совсем другому классу, - объясняет Вуд. Каждая подошва была сделана из кожи бурого медведя; бока были сделаны из оленей кожи; а внутренняя часть сплеталась из древесной коры, которая плотно затягивалась вокруг ноги. В сравнении с этой обувью, армянский образец является более простым. Подобную обувь, по-видимому, изготавливали во всем мире еще с тех пор, когда люди вообще решили носить обувь".

Действительно, похожую обувь находили по всему миру, в разных местах раскопок и в разные времена. И исследование Пинхаси и Арешян находит вполне правдоподобным, что сам стиль подобной обуви зародился в Армении.

"Многие другие открытия, такие как гончарное колесо, клинопись и производство шерсти эволюционировали в древние времена на Ближнем Востоке, - говорит Пинхаси. - И, вполне возможно, что мы нашли в Армении самое раннее доказательство того, что подобная обувь зародилась там и впоследствии распространилась по всей Европе".

Ребекка Шоукросс (Rebecca Shawcross) , специалист Музея и Картинной Галереи г. Нортхемптона, Великобритания, говорит: "Вы даже можете найти подтверждения того, что данный башмак, а вернее его дизайн, является прообразом мокасин в Северной Америке, которые создали впоследствии очень популярный стиль обуви. Влияние этого стиля можно наблюдать и в наши дни - парусиновые туфли; мягкая, похожая на тапочки мужская обувь; и так далее".

Однако загадок, связанных с самой старой обувью на свете также хватает . Наряду с самым старинным башмаком, исследовательская команда в Арени-1 обнаружила немало других тайн и загадок. Вместе с обувью, под окаменелыми экскрементами древних овец были найдены рога дикого козла, кости благородного оленя и перевернутый разбитый горшок.

"Странный набор предметов! - говорит Пинхаси. - "И я не удивлюсь, если окажется, что они появились там не случайно, а имеют определенное символическое значение".

Возможно, новый сезон раскопок в Арени-1 поможет ответить на этот вопрос?

История обуви насчитывает около 30 тысяч лет. За это время сменилось множество фасонов и моделей, но по-прежнему она остается самым необходимым и важным предметом гардероба.

Обувь древнейших времен

По заключению ученых, которые изучали и анализировали найденные останки первобытных людей, строение их скелета и костей ног, первые образцы древнейшей обуви появились в конце эпохи палеолита в западной части Европы. Именно в этот период начали происходить изменения в строении стопы древних людей: мизинец стал уменьшаться вместе с общей формой стопы, что происходило из-за ношения узкой обуви.

Начало истории обуви положило произошедшее в этот период похолодание и основание первых древних цивилизаций: чтобы уберечься от холода, люди стали одевать на себя шкуры животных, а ноги обматывать кусками кожи. Для утепления между кожей клали слой сухой травы, в качестве креплений использовали лыко из древесной коры.

История появления обуви в более жарких странах, таких как Древний Египет, связана с появлением сандалий, которые люди одевали, чтобы защитить ноги от горячего песка, причем в помещении они всегда ходили босиком. Сандалии сшивались из папируса или листьев пальмы, к ноге привязывались кожаными ремнями. При их изготовлении пользовались лекалами, которые были одинаковы для обеих ног. Более богатые египтяне носили сандалии с красиво декорированными ремешками. Другой вид популярной в Древнем Египте обуви, найденной на раскопках поселений, очень похож на современные тапочки с закрытым носком.

Обувь в Древней Греции

Как выглядела обувь в Древней Греции, можно судить по фрескам, изображающим греческих богов: это были сандалии «крепиды», которые крепились к ноге шнуровкой почти до колена. По историческим данным, именно греки впервые стали шить обувь по симметричным лекалам для правой и левой ног.

Кроме сандалий, среди древнегреческих женщин были популярны «эндромиды» — высокие сапоги, имеющие подошву и пришитое к ним голенище из кожи, которое перетягивалось длинным шнурком спереди, причем пальцы ног выглядывали наружу. Законодательницами моды были гетеры, которые носили самую изысканную, богато декорированную обувь. Сандалии женские, которые оставляли на песке надпись «Иди за мной» были в моде именно у гетер, также большой популярностью пользовались «персикаи» (сапоги-чулки).

Еще одна разновидность обуви — «котурны» на высокой платформе — стала известна благодаря греческим актерам, которые одевали ее во время спектаклей, чтобы их было видно всей публике.

Обувь в Древнем Риме

Древнеримская обувь делилась по социальному статусу и полу:

  • calceus — закрытые туфли с завязками впереди носили только плебеи;
  • solea — сандалии с ремешками, похожие на греческие, бедные римляне могли использовать только 1 ремешок, а богатые патриции — 4;
  • женщины носили только белую обувь, мужчины — черную;
  • праздничная обувь была красного цвета и богато украшена вышивкой и камнями;
  • военную обувь, которую одевали римские солдаты,— прочные башмаки, у которых подошва была прибита гвоздями, называли caligae;
  • актеры могли одевать только тапочки на веревках socci.

Большим разнообразием прославился древний Израиль, где обувь шили очень высокого качества, применяя шерсть, кожу, дерево и тростник. Это были башмаки и сандалии, туфли и высокие сапоги. На древнеизраильской земле появилась и обувь с высоким каблуком, в эксклюзивные модели которой в каблуки крепились красивые флаконы с благовониями.

Скифская обувь

История обуви скифских народов, которые являлись прародителями восточных славян, свидетельствует, что наибольшей популярностью у них пользовались высокие мягкие кожаные сапоги, которые перетягивались ремнями, в качестве украшения применяли разноцветные орнаменты, сшитые из лоскутов. Одевали сапоги поверх войлочных чулок. Голенища таких сапог сшивались мозаикой из кусочков меха, цветного войлока и кожи. Штаны специально заправляли внутрь сапог, чтобы продемонстрировать именно красоту обуви.

Обувь скифских народов была внешне похожа на унты, которые носят северные народности в России. Женские сапожки были не такими высокими, но делались из красной кожи, они украшались узорами, в месте стыка головки и голенища вшивалась красная шерстяная полоска с

Самая оригинальная черта скифской обуви — богато украшенные подошвы сапог, вышитые бисером, разноцветной нитью из сухожилий. Похожая тенденция украшения подошвы существовала у азиатских степных народов, имевших обычай сидеть со сложенными ногами, выставив пятки наружу.

Обувь в Средневековой Европе

История обуви европейской была ознаменована в Средние Века модой на туфли-«пулены» с загнутыми носами, которые были настолько длинные и так обильно украшены бубенчиками, что их приходилось подвязывать к ноге, чтобы можно было нормально ходить. Такую обувь в 14 веке представители знатных семей были обязаны носить по указу короля Франции Филиппа 4-го.

15 век принес новую моду на обувь: сапожники начинают шить только тупоносые модели, причем по мере расширения и увеличения носовой части, задняя стала сужаться. Уже в начале 16 в. башмаки приходилось привязывать к ногам на уровне подъема. В это время появляются высокие каблуки, отделанные кожей, а также, вследствие увлечения охотой, в моду входят сапоги с очень высокими голенищами - «ботфорты», которые были удобны во время езды верхом на лошадях.

Модная обувь в 16 веке была мужской: именно мужчины могли пощеголять новыми красными ботинками с каблуками, а женщины прятали свои туфельки под пышными юбками, и их никто не видел.

И только с начала 17 в., когда стали модными более короткие юбки, женщины смогли показывать своим поклонникам изящные шелковые, парчовые и бархатные туфли на небольших каблучках. Богатые дамы носили туфельки, богато вышитые и украшенные камнями.

Эпохи барокко и рококо ознаменовались расцветом роскошной бальной обуви, обильно украшенной бантами, бисером, лентами. Сами модели шили из дорогих тканей и кожи разнообразных цветов (красный, желтый, голубой и др.). Для украшения мужских ботфорт и для удобства верховой езды к ним добавили шпоры.

В конце 18 века в эпоху Просвещения место тканевых туфелек заняли более практичные ботинки из кожи, которые с удовольствием стали носить и женщины, и мужчины. Ботинки имели удобные застежки или шнуровку, небольшой каблук-рюмочку, зимние модели украшали мехом.

Деревянная обувь

В древние времена дерево как материал для изготовления обуви использовалось редко, потому что оно считалось достаточно грубым и сковывающим движение. Единственным исключением можно считать изготовление подошв для сандалий, которые в Древнем Риме привязывали к ноге кусками ткани и одевали на ноги пленников, чтобы они не сбежали.

В Европе в 16-18 веках в моду вошли деревянные «клоги» (или сабо) с толстой подошвой, которые крепились металлическим обручем к ноге. Богатые женщины одевали их, чтобы не запачкаться уличной грязью. У бедных крестьян в ходу были галоши, имеющие деревянный низ и кожаный верх, в которых было удобно ходить по горам.

Большую популярность клоги и галоши приобрели в Нидерландах и на севере Франции из-за прочности и удобства: в такой обуви можно ходить по заболоченным районам без риска промочить ноги. Изготовляли ее из пород дерева, которые не растрескивались: тополь, ива и др. В 1570 г. была создана гильдия сапожников, специализирующихся на изготовлении клогов, такую деревянную обувь до сих пор одевают некоторые голландские крестьяне во время полевых работ.

Деревянные башмаки позднее стали популярны и в Англии, где их носили крестьяне в качестве повседневной обуви, которую в праздничные дни заменяли кожаными ботинками.

Обувь для воинов

Древнеримские воины начали использовать сандалии в качестве обуви в связи с тем, что им приходилось проходить большие расстояния по пересеченной местности. Военные сандалии были укреплены ремнями, гвоздями. Позднее стали использовать ботинки, которые шнуровали по верхней части голени, причем по декоративным элементам можно было определить сословие и звание воина.

Начиная с античных времен, воины одевали сапоги, чаще всего красного цвета, потому что на них была не видна кровь во время сражения или кровавые мозоли после учений. Позднее, при введении униформы, военная обувь стала изготовляться черного цвета. В Европе сапоги стали популярны после нашествия степных армий в эпоху Переселения народов, их стали носить не только кавалеристы, но и скотоводы.

В Средневековье, когда состояла из металлических доспехов, также из металла делались и носки рыцарской обуви (сабатонов). Острый латный носок на таком сапоге служил дополнительным орудием для воина: им можно было смертельно поразить врага. Позднее сабатоны стали делать с округлым носком, их называли «утиными лапами».

В 19 веке армия Британии стала шить для своих войск высокие сапоги со шнуровкой, прозванные «блюхерсами». По легенде такие сапоги носили солдаты армии Блюхера во время наполеоновских войн. Они просуществовали в качестве войсковой обуви много лет.

В 20 в. во время Первой мировой войны армии европейских государств оснащались «траншейными ботинками» на прочной подошве из толстой кожи. Начиная с 1941 г., армия США использует кожаные ботинки на шнуровке на синтетической подошве.

Обувь на Руси

История обуви в Древней Руси начинается с самой распространенной, которую носили не только крестьяне, но и бедные горожане — это лапти. Такая обувь существовала только на Руси, материалом для ее изготовления служило березовое лыко (липовое, ивовое, дубовое и др.). Для получения одной пары лаптей нужно было ободрать 3-4 дерева.

Существовали лапти лыковые будничные и праздничные, более нарядные: розовые или красные. Для утепления зимой в лапти стелили солому, а снизу подшивали веревку из конопли. К ноге их крепили оборами (узкими ремешками из кожи) или моченцами (веревками из конопли). Одной пары лаптей хватало крестьянину на 4-10 дней, но стоили они дешево.

Самая древняя кожаная русская обувь — поршни, мягкие туфли из куска целой кожи, присобранной по краю на ремешок. Большую популярность на Руси со временем приобрели сапоги, которые шились одинаково, как для мужчин, так и женщин. Кожаные сапоги появились на Руси благодаря набегам кочевых азиатских племен. Делали их кожевенно-сапожные мастера, которые самостоятельно подготавливали и Подошву шили из нескольких слоев воловьей кожи, из нее же со временем стали делать каблуки.

Голенище древних сапог срезали наискось так, что передняя часть была выше задней. Обычно их делали из черной кожи, а праздничные сафьяновые сапоги, шили из красной, зеленой, голубой кожи, окрашивая ее при выделке. Такие сапоги изготавливались на Руси сначала из привозного материала, затем с середины 17 в., сафьян стали делать в Москве на заводе царя Алексея Михайловича.

Сафьяновые сапоги шились из кожи козы, которую специально вымачивали 2 недели в известковом растворе, а затем тщательно полировали камнем, чтобы получить блестящую поверхность. Окрашивали обычно анилиновыми красителями, дополнительно коже придавали специальный рисунок (шагрень).

В 19 в. появилась исконно русская валяная и катанки, которые делались из овечьей шерсти. Цена их была велика из-за трудоемкости изготовления, поэтому чаще всего в семье имели одну пару валенок, которые одевали по очереди.

В 20 в. в России сапожники получили прозвище «волчки» из-за того, что они работали на отшибе (башмачные мастерские располагались в Марьиной роще), и трудились как волки-одиночки.

19-20 век и появление обувной промышленности

Первые гильдии и обувные цеха появились в Европе в эпоху развития феодализма, тогда же обувь начали изготавливать уже небольшими партиями по заказам. На первое место в их деятельности выходят качество и внешний вид продукции.

В эпоху Возрождения стали основываться мануфактуры, когда обувь начали делать поэтапно, однако каждая пара по-прежнему делалась по индивидуальному заказу. И только в 19 в. на смену бархатным туфлям приходят более практичные и комфортные кожаные ботинки и сапоги.

В эти годы начинается массовое изготовление обуви с учетом конфигурации стопы, асимметрии и разделения пары на левую-правую. Обувная промышленность становится более механизированной, появляются фабрики обуви, где ручной труд заменяют станки. К началу 20 в. производство обувной продукции дорастает до 500 пар на каждого работника, а к середине — до 3 тыс. пар.

В 20 веке обувь стала играть важную роль при создании женского имиджа: вследствие укорочения юбок женщины получили возможность демонстрировать свои красивые ножки и элегантные туфельки или ботинки, опять вошли в моду женские сандалии. В зависимости от погоды и назначения туфли одевали из кожи, атласа, замши или шелка, а ботинки научились делать не только на шнурках, но и с использованием крючков и пуговиц.

В 1930 годы мода на обувь стала меняться: появляются платформы и танкетки. В это время начинают свою деятельность дизайнеры С. Феррагамо и С. Арпад, которые стали профессионально заниматься изготовлением современных моделей и придумывать новые фасоны. Со временем туфли и ботинки начинают делать не только из кожи, применяются также ткани и дерево, резина для изготовления «бот».

Начало 1950 годов ознаменовало появление новинки — небольшого каблука-шпильки, а также фасонов без каблуков, предназначенных для удобства во время танцев (рок-н-ролла и др.). До сих пор не прекращаются споры по поводу того, кто стал родоначальником шпилек: французы Р. Вивьер, Р. Массаро или итальянец
С. Феррагамо.

Фабрики обуви второй половины 20 века работают уже с невероятными мощностями, где процесс полностью автоматизирован и управляется программно. Они производят тысячи пар модной обуви каждый месяц, которая делается, как из натуральных, так и синтетических материалов.

Модная обувь в 21 веке

21 век — время постоянного совершенствования обуви (регулярно придумываются и изготовляются новые колодки, фасоны и стельки), а также изменения форм ее продажи. Обувь теперь можно купить, как в маленьком бутике, большом супермаркете, так и через Интернет.

Коллекции новейших моделей представляются на подиумах в каждом сезоне большим количеством стран и известнейшими дизайнерами, где есть и летняя, и зимняя, и демисезонная, и вечерняя обувь. Современная обувь — это многообразие фасонов и моделей, которых были популярны и много веков назад, и появились совсем недавно: это и сандалии, и ботинки, туфли, мокасины, сабо, сапоги, кроссовки и множество других разнообразных видов. Современные дизайнеры и изготовители, оснащенные по последнему слову техники, могут без труда воплощать все свои идеи в жизнь.

Сегодня в центрах торговли обувью модницы легко подберут для себя стильную и удобную обновку по разумным ценам - дилемма выбора между удобными сапогами с низкой посадкой или модными на шпильках осталась в прошлом. Но еще в XX века женских сапог вообще не существовало в торговой сети.

Первые сапоги

Прежде определимся - сапогами называется высокая обувь, закрывающая голени их владелицы. С полной уверенностью назвать место и временной период, подарившие современному миру обувь с высоким голенищем, сейчас уже невозможно. Большинство ученых склоняются к версии о древнегреческом происхождении сапог, летние модели которых - с высокой шнуровкой, обхватывающей голени - популярны по сей день.

Греческие сапоги-сандалии носили мужчины и женщины Древней Греции. Кстати, именно в этой стране были созданы еще два вида модных сапог - ботфорты с голенищем-чулком и летние модели с открытым носом. Их расцветка варьировалась от классических черного и белого тонов до ярких оттенков, в том числе красного. Сапоги считались праздничной обувью - древние греки обоих полов обували их, собираясь на званый прием.

Сапоги скифов

Племена, населявшие обширные равнины от Азии до Восточной Европы в античном периоде и раннем средневековье, относились к сапогам, как к непременному элементу своего гардероба. Особым предпочтением среди скифов пользовались сапоги с широким и мягким голенищем, позволяющим заправлять внутрь нижнюю часть штанов.
Каждая пара сапог отделывалась тонкой вышивкой или мозаичной аппликацией, подчеркивающей принадлежность владельца к племени скифов. Женщины этого народа носили невысокие красные сапоги из мягкой кожи, отороченные мехом.

Средневековая обувь с высоким голенищем

Среди населения Европы в эпоху средневековья сапоги не были популярны, прежде всего, из-за неприглядного вида - кожа грубой выделки и очень длинное голенище, закрывающее колено. Такую обувь носили лишь мужчины, обувая ее перед длительной верховой поездкой. Элегантность женских ножек в те времена подчеркивалась при помощи миниатюрных ботинок из мягкой кожи.

Сапоги народов Древней Руси

Надежная защита ног владельца от холода и влаги обеспечили сапогам популярность во время холодных сезонов среди населения Руси. По мнению исследователей, сапоги были завезены Древнюю Русь кочевниками тюркских племен, носивших эту обувь во время верховой езды.
Сапоги определяли статус их владельца - носить их могли лишь представители русской знати, крестьяне же в любое время года обували лапти. Среди населения Сибири были распространены жесткие сапоги из толстой кожи и на массивной подошве, мехом внутрь. Для северных народов такие сапоги были остро необходимы, их носили все слои населения, независимо от пола и возраста.

Современные модели сапог

В конце XIX века технологии обувного производства подверглись глубокой модернизации. Стельки асимметричной формы, технология создания обуви, максимально совпадающей с формой стопы, разработка дешевых материалов для пошива - сапоги впервые становятся доступны по цене для населения нашей планеты. Первые десятилетия прошлого века эту обувь носили исключительно мужчины.
Женские сапоги впервые появились около середины XX века - оснащенные молнией, украшенные аппликацией, вышивкой и бантами, они стали шедеврами обувного дизайна. А вот у современных мужчин сапоги мало популярны - они превратились в элемент военной амуниции и спецодежды.

Статьи по теме: