История появления обуви. История обуви

Новая пара обуви – повод для радости и блистания в подходящем наряде. Коллекции обуви известных модниц насчитывают тысячи экземпляров и продолжают ежедневно разрастаться, вызывая восхищение и зависть у многих женщин и мужчин. Но так было не всегда. На заре человечества люди охотились и занимались сбором растений, ягод и съедобных корней босиком, не отягощая ступни лишним грузом. История появления обуви стала предметом изучения многих историков и антропологов. Оказалось, что она пестрит множеством интересных фактов и цифр.

Сейчас этот элемент гардероба считается неотъемлемым и привычным. Выбирая, что обуть, люди в первую очередь обращают внимание на красоту, комфорт и удобство. Тем не менее за всю историю человечества требования к внешнему виду и материалам стремительно изменялись.

Зарождение

Человек приходит в этот мир голым и босым. В таком виде первобытные люди и проводили всю свою жизнь, не нуждаясь в добавочных «слоях кожи». Этому способствовал тёплый климат, который стоял в тех широтах, где селились первопроходцы.

Но затем пришли времена глобального похолодания и оледенения. Первым средством защиты от холода стали шкуры, надеваемые на тело, а потом пришла пора утеплять и ступни. Примечательно, что экспериментаторами на этом поприще стали мужчины, которым требовалось выходить на охоту в любое время года при любой погоде. Они были вынуждены каким-либо способом защитить свои ноги от обморожений.

Американский историк Эрик Тринакус, всю жизнь занимающийся изучением этого вопроса, провёл широкомасштабные исследования и предоставил данные о том, что массовое ношение обуви наблюдалось уже 25 – 30 тыс. лет тому назад. Такой вывод можно сделать по изучениям ископаемых останков кроманьонцев, найденных в западной части Евразии. Их мизинец уже деформирован по сравнению с более ранним периодом: он постепенно утратил подвижность и мышечную массу, что стало результатом ношения обуви. После этого изменения коснулись и формы стоп.

Но на момент серьёзных анатомических изменений обувь должны были носить уже много сотен поколений, поэтому историки считают, что зарождение этой практики началось около 50 тыс. лет тому назад. Скорее всего, первым материалом стала грубая кожа и шкуры, которым было далеко до комфортности и удобства современных материалов. Зато такие «портянки», обмотанные верёвками, прекрасно справлялись с сохранением тепла. Внутри располагалась сухая трава, которая служила ещё одним слоем (сейчас эту функцию выполняют стельки).

Такое подобие башмаков обнаружили на ногах мумии мужчины, останки которого нашли в Альпах на границе Италии и Австрии. Учёные установили, что он погиб около 5,3 тыс. лет назад. Несмотря на то, что ходить и бегать в таких шкурах было не так удобно, как в современных кроссовках, без них было ещё хуже.

Древний Восток

В истории Древнего Востока произошёл резкий подъём культуры, что сказалось на всех сферах жизни. Не обошло стороной общее веяние и обувную индустрию. Самыми распространёнными тут становятся сандалии. Материал для их изготовления был всегда под рукой: папирус и пальмовые листья встречались здесь повсеместно. Функция обуви в этом климате была совершенно другой: защита от мороза не требовалась, а вот распечённый песок и камни очень обжигали стопу, поэтому обувь тут стала защитой от ожогов кожи стоп.

Восточные сандалии уже надёжно крепились к ноге при помощи кожаных ремешков. Тут же появились первые шлёпанцы, которые можно было быстро обувать и снимать людям, не нуждающемся в повседневном беге.

Именно на Древнем Востоке впервые в истории появилась тенденция к пышному украшению предметов одежды. Мастера, которые умели украшать сандалии искусными рисунками и камнями, были в большом почёте и даже охранялись законом. Египтяне, занимавшие высокие посты, старались подчеркнуть свой статус наличием в украшении драгоценных камней, стоивших целое состояние.

В Древнем Египте носить сандалии разрешалось только фараону и его советникам: таким образом подчёркивался высокий статус правителя. Даже его жена не имела такой привилегии, не говоря о простых египтянах. Изготовление одной пары обходилось очень дорого: в трудах Геродота есть упоминания о том, что цена пары башмаков составляла годовой бюджет среднего по размерам города.

В истории древних евреев насчитывалось уже три разных вида обувных изделий: лёгкие сандалии, башмаки, которые неизменно были с возвышением наподобие каблуков и крепились шнурками, а также сапоги, впервые появившиеся у солдат и путешественников. Знать норовила выделиться на общем фоне, поэтому к роскошному декору добавлялись эпатажные детали типа флаконов с духами, помещаемых внутрь каблуков.

Развитие во времена античности

В этот период отмечается появление революционного новшества в обувной индустрии, которое быстро закрепилось и осталось навсегда: возникновение пары, где учитывались анатомические особенности правой и левой ноги. До этого башмаки были совершенно одинаковыми, что сказывалось на удобстве во время носки, но с развитием отрасли пришла пора усовершенствования.

В это же время впервые появляются обувные мастера, которые занимаются ремонтом и починкой. Это делает обувь более доступной, что позволяет даже детям не бегать по улицам босиком. Здесь же достигает большого развития мода на женскую модели: появляются сапожки со шнуровкой, визуально делающие ногу стройнее, многие носят кожаные сапоги-чулки и даже кокетливые сапоги без носка.

Не особо баловало во время античности цветовое разнообразие, которое чётко разграничивалось по половой принадлежности: женщинам предписывалась обувь из белой кожи, а мужчинам – из чёрной. Для самых праздничных случаев (свадьба, рождение ребёнка, восхождение на престол) допускался красный или пурпурный цвет.

Античный театр подарил ещё одно новшество обувной индустрии – платформу. Появление высокой платформы смогло увеличить рост актёров, находящихся на сцене. Платформа котурнов (так называлось это изделие) позволяла видеть происходящее на сцене действие даже тем зрителям, которые сидели на задних рядах. Новинка прижилась и быстро вышла за пределы театральных подмостков.

Произошли изменения, повлиявшие и на женскую моду: носить сандалии стало неприличным, поскольку это считалось признаком ветрености и лёгкого поведения, которые проявляли только продажные женщины. В истории начался период целомудрия, которое объединяло все наряды, что стало общим признаком эпохи.

Скифы

История учит, что предки восточных славян – скифские племена – носили сапоги из мягкой кожи, по внешнему виду напоминающие чулки. В них заправляли штаны, что было очень удобно, особенно, в холодные периоды. К ноге они крепились благодаря ремням, которые стягивали ногу в голени.

Выполнены они были очень причудливо: из чередующихся меховых и кожаных кусочков, которые сшиты между собой и напоминают мозаичный узор. Такие сапоги выглядят настолько своеобразно, что получили отдельное название – «скифские». Женские полусапожки у скифов были красными. На них вышивали традиционные орнаменты, украшали при помощи бисера и тесьмы.

Скифы первыми стали надевать под сапоги прототипы современных носков, чтобы уберечь стопу от натирания и надавливания.

Средневековье

Менялись эпохи и изменяли вместе с собой обувную моду. В Средневековой Европе наметился расцвет вычурности, что сразу сказалось на том, во что обувались европейцы. Особая популярность коснулась пуленов – специфических туфлей, на которых были острые носки, причудливо загнутые вверх, а иногда даже обёрнутые вокруг себя в несколько оборотов. Сверху пулены были увенчаны звонкими колокольчиками или бубенцами. Чем громче звенели они при ходьбе, тем моднее был их обладатель.

По тому, как обувается человек, можно было безошибочно определить его ранг и происхождение: придворные и персоны из знатных семей имели самые длинные носки, которые, конечно, мешали при ходьбе, но любые неудобства меркли перед желанием быть модным. Для регламента длины загнутых носков король Франции – Филипп IV – издал закон, в котором прописывались конкретные размеры для всех сословий.

Барокко

Менялись эпохи и менялась мода. С приходом барокко тенденции изменились: юбки перестали закрывать щиколотки и стали намного короче, что сразу предъявило новые требования. На арену вышли туфли из шёлка, парчи, бархата, которые были гораздо изящнее, чем мужские. Победное шествие начали каблуки – неотъемлемая часть современной обувной индустрии.

Увеличению высоты каблуков в истории способствовало восхождение на трон Людовика XIV. Он был невысокого роста и комплексовал по этому поводу, пытаясь различными методами показаться как можно выше. На помощь ему пришли каблуки, которые тогда активно использовались в Персии. Изначально они были привилегией мужчин, причём чем выше был этот элемент, тем более высоким титулом владел его обладатель.

В 1690 году такая мода становится повальной, женщины ходят на таких высоких каблуках, что самостоятельное передвижение становится невозможным. Иногда с ними рядом идёт прислуга, чтобы предотвратить падение, а иногда модницы опираются на тросточку. Всё чаще происходили случаи, когда у женщин случался выкидыш из-за падения во время ходьбы, поэтому для остановки безумия появился закон, запрещающий каблуки слишком большого размера.

Классицизм

С приходом классицизма в моду вошли танцы во время светских собраний, поэтому высокая обувь ушла в небытие. Её место заняли удобные тапочки из шёлка и бархата, которые напоминают современные балетки. В них можно было отплясывать на балах часами, ни капельки не уставая.

Однако, удобная подошва и комфорт были доступны только богатым людям. Простолюдины ходили в громоздких сапогах и деревянных сабо, которые были неудобными, но зато дешёвыми.

Просвещение

Век Просвещения отразился в истории не только на культуре и науке, он повлиял и на то, что носили люди. В первой половине XIX века модными становятся классические туфли – оксфорды. Они очень удобны, и носить их могут как знатные, так и обычные мужчины. Впервые они появляются в Шотландии и быстро распространяются по всей Европе.

Не всегда в истории законодателями мод становится элита, иногда новые веяния приходят из нижних социальных слоёв. Так произошло и с брогами – ботинками с перфорациями на верхней стороне. Впервые их применили шотландские крестьяне. Главной целью было проникновение воздуха и хорошая аэрация во время работы, чтобы нога не потела так сильно. Эти дырки для вентиляции приглянулись многим мастерам и стали воспроизводится сапожниками во всех европейских странах. Современные мужские туфли произошли именно от оксфордов и брогов.

XX век

В России к началу XX века сложилась двойственная ситуация: обувная индустрия тут была на высоте, к русским мастерам обращались для индивидуального пошива богатые заказчики из-за границы, но оплата за их работу была крайне низкой. Им приходилось работать по 12 – 14 часов не покладая рук в тяжёлых условиях. С тех пор слово «сапожник» стало нарицательным для малокультурного человека, который курит и пьёт.

В начале века механизация начинает вытеснять ручное производство обуви, что увеличивает масштабы выпуска. После Первой мировой войны встаёт вопрос об использовании более дешёвых материалов, таких как резина, кирза, войлок, парусина и пр. В настоящее время качество синтетических материалов настолько возросло, что оно практически не уступает натуральным.

Современный человек не представляет себе жизни без обуви, являющейся необходимым предметом в гардеробе. Если изначально мужская обувь и женская просто спасала ноги от холодов или сильной жары, то в современном мире она стала неотъемлемой частью гардероба, на улице и дома, превратившись для некоторых в настоящий культ.

Стоит отметить, что изначально подобие обуви появилось в конце палеолитной эпохи. Глобальное похолодание повлекло за собой необходимость предкам людей укутываться в шкуры, спасаясь от холодов. Без внимания не остались и ноги, которые обматывались кусками кожи, с прокладыванием между ее прослойками высушенной травы, а чтобы обувь не спадала, ее привязывали с помощью лыка из коры деревьев.

Обувь социального значения

Позднее обувь начала свое триумфальное шествие во времена Древнего Египта. Именно здесь люди стали использовать сандалии, изготовленные из папирусных и пальмовых листов, имеющие кожаные крепления. Подобная обувь спасала от раскаленной поверхности, но использовалась исключительно для улицы. Впрочем, представители богатых сословий использовали свой вариант обуви, чем-то напоминающий закрытые тапочки.

Древние греки также носили сандалии, используя для их крепления шнуровку. При этом в Древней Греции были разработаны лекала, по которым изготавливали обувь для правой и левой ноги. Уже в то время мода начала брать свое, так как у женщин был свой вариант обуви – высокие сапоги – эндромиды, сшитые из кожи и имеющие переднюю шнуровку. Самые дорогостоящие сандалии были у гетер, которые всячески украшали их. Кстати, именно греки ввели моду на обувь с каблуком. Изначально высокий каблук применялся исключительно в практичных целях, чтобы зрители издалека могли видеть артистов на сцене.

Уже в Древнем Риме обувь, плотно вошедшая в обиход, стала предметом социального различия. Здесь каждое из сословий имело право носить свою обувь. Для плебеев использовались простые туфли с завязками и закрытыми носами. Обычное население носило сандалии, но у бедняков был один ремешок для крепления, а патриции могли позволить себе обувь с четырьмя ремешками. Древние греки носили черную обувь, а женщины носили белую. При этом в Древней Греции существовала еще и праздничный вариант обуви – красная, декорированная вышитыми узорами и драгоценностями. Свои модели были также у военных и артистов. Если первые использовали башмаки особой прочности, то творческие люди могли носить только тапочки с веревочными креплениями.

В древние времена особым спросом пользовалась обувь, изготовленная на территории древнего Израиля. Здесь в качестве материала использовали не только кожу, но и шерсть, дерево, делали обувь из тростника. Именно здесь было образовано первое производство различной обуви от сандалий до туфель, сапог на каблуке. Для того чтобы обувь не пропитывалась потом, мастера в каблуки помещали специальные емкости с различными ароматическими маслами.

Скифы предпочитали носить сапоги, изготовленные из меховых и кожаных кусочков. Такая обувь имела свой узор и украшалась различными предметами, от цветного войлока до бисера. При этом обязательной составляющей сапог служили войлочные чулки. А штаны забирались вовнутрь голенища сапог, чтобы все могли видеть красоту обуви.

Европейский обувной бум

Первой «ласточкой» моды на обувь в Средневековой Европе стали своеобразные туфли-пулены, которые имеющие очень длинные носы с бубенчиками. Носить их было весьма неудобно, но необходимо, потому что так приказал король Франции для всех представителей знати.

А вот модели ботинок с тупыми носами стали появляться только в 16 веке. Учитывая, что передняя часть такой обуви была значительно больше задней, ее необходимо было подвязывать в подъеме, чтобы не потерять при ходьбе. Увлечения охотой и поездками на лошадях ввели в моду специальные сапоги с завышенными голенищами – знаменитые ботфорты.

Стоит отметить, что в эти века именно мужчины могли похвастаться красотой свое обувки. Ведь женские туфельки, несмотря на свою изящность, скрывались под длиннополыми платьями и многочисленными юбками. Впрочем, уже в 17 веке ситуация изменилась, юбки стали короче, а интерес представительниц прекрасного пола к моделям обуви заметно вырос.

Позднее тканевые туфли сошли на нет, уступив обувной трон кожаным моделям, подтвердившим свою практичность. Ботинки стали шить для представителей обоих полов, используя шнуровку и застежки в качестве креплений. При этом все модели получили небольшой каблучок.

Еще одной обувной новинкой в Европе в Средние века стали модели из дерева. Они имели толстую подошву и крепления в виде специального металлического обруча. Такую обувь использовали представители знати, избегая излишней уличной грязи. А крестьяне надевали на ноги галоши, с кожаным верхом и деревянной подошвой, в которых было весьма комфортно бродить по горным тропам.

Армейская обувь

Во все времена для военных людей применялась особая обувь. Если в древности это были сандалии, имевшие крепления из ремней и подошву, прибитую гвоздями, в которой можно прошагать не одну тысячу километров, то позднее для армий стали использоваться сапоги, преимущественно из красной кожи, чтобы не были видны раны.

Европейская мода затронула и армейский наряд. Так сапоги стали исключительно черного цвета и шились из особо прочного материала, обладающего удобством при носке. При этом сапоги имели высокие голенища. Уже в 20 веке на смену сапогам пришли ботинки со шнуровкой и синтетической подошвой, которая позволяет носить их длительное время.

Русская простота

Что касается русских предков, то здесь популярностью пользовались долгое время лапти, изготовленные из лыка различных пород деревьев. Зимой также использовались лапти, в которые подкладывали солому, а внизу подшивали конопляную веревку. Позднее на Руси стали появляться мягкие кожаные туфли и сапоги, но позволить их себе могли уже богатые сословия. Особой популярностью пользовались сафьяновые сапоги, сшитые из окрашенной кожи. Уже в середине 17 века в России появился первый завод по изготовлению таких сапог.

А вот истинно русская обувь – валенки стали новой тенденцией только в 19 веке. Для их изготовления применялась овечья шерсть. Стоили они дорого, поэтому в семье, как правило, было лишь по одной паре, которую носили все по очереди.

Обувная промышленность набирает обороты

Популярность различных моделей обуви росла из века в век. Мастера-одиночки уже не справлялись с количеством заказов, а государственные власти понимали, что обувь может приносить неплохой доход в казну. Поэтому в Европе уже в 18-19 веках стали появляться заводы по изготовлению обуви самых различных моделей. Массовое изготовление обуви на специализированных мануфактурах началось в 19 веке, тканевые модели исчезают, оставляя место изделиям из кожи.

Постепенно процесс становится автоматизированным, появляются специальные станки, что позволяет изготавливать до 500 пар каждому работнику за определенное время. Позднее этот объем вырастает до 3-5 тысяч пар.

Именно в начале 20-го века обувные мастера и заводы стали вновь задумываться о разнообразии. Это касалось женской обуви. Вновь стали делать модели из атласа, замши. На ботинках и сапогах стали появляться крючки и пуговицы для крепления, а затем и молнии. Первые обувные дизайнеры начали свою карьеру в 30-х годах прошлого века. Ими стали Феррагамо и Арпад, создававшие уникальные фасоны и оригинальные модели обуви.

Уже в 50-е годы 20-го века обувной мир получает каблук в виде шпильки и модели без каблуков, имеющих особую популярность для любителей энергичных танцев. А моду на обувь определяют лучшие французские и итальянские дизайнеры. Объем производства достигает нескольких тысяч моделей в месяц.

Современный обувной мир не стоит на месте. Дизайнеры и модельеры придумывают новые варианты колодок, используют необычные фасоны и предлагают уникальные модели на все случаи жизни. Обувь стала максимально доступной для людей самых разных социальных слоев. На рынке обуви представлены модели, как для эконом-класса, так и элитные изделия, имеющие дорогостоящее обрамление. Бутики, магазины активно соперничают с интернет салонами, а множество современных моделей обуви – это своеобразный взгляд на прошлое, на обувь, которую носили предки современного человека, получившую новую жизнь в современном мире.

Оцените новость

2 октября 2015, 18:23

История обуви насчитывает не одно тысячелетие. Наиболее достоверные сведения о том, какую обувь носили наши предки относятся ко времени существования Древнего Египта и Древней Греции. В то время были популярны всевозможные сандалии, которые изготовлялись таким образом, что по обуви можно было различать представителей разных сословий. Кроме того, мужская и женская обувь различалась по цвету, а вышивка и жемчужные украшения указывали на то, что такая обувь предназначена для особых случаев.

Средневековая Европа на замену сандалиям предложила туфли с длинными, загнутыми вверх носами. С тех времён моду на обувь проследить стало легче – по картинам, гравюрам и иллюстрациям. Кроме того, обувь того времени достаточно широко представлена в музеях.

В эпоху Средневековья особенно интересны пулены – туфли с длинными, загнутыми вверх носами, которые часто украшались колокольчиками или бубенцами.

Французский король Филипп IV даже издал специальный закон, согласно которому вся знать должна была носить только такую обувь. В XIV веке длина туфель демонстрировала знатность их владельца: нос туфель возрастал по длине в зависимости от ранга. Чтобы ходить было удобно и не спотыкаться, очень длинные носы привязывали загнутый кончик туфли к ноге бечёвкой. Такая форма носов туфель сохранялась даже в доспехах.

Пулены в живописи и элемент доспеха, выставленный в музее:

Фрагмент картины и экспонаты музеев (примерно XIV-XV век):

Моду на остроносую обувь - пулены (poulaines - нос корабля), в 14 веке ввели рыцари, подчеркивая тем самым свою непричастность к труду. Длина носов была строго регламентирована: принцам крови разрешалось носить обувь с носами в 2,5 ступни, родовитым дворянам - в 2 ступни, рыцарям - в 1,5 ступни, горожанам - в 1 ступню, простолюдинам - в 0,5 ступни.

Пустой носок забивали паклей. Пулены были символом флирта. Ими, во время званных вечеров, под столом, могли довести до оргазма соседку, сидящую напротив.

Церковь видела в этой обуви угрозу благопристойности. Кроме того в пуленах было неудобно вставать на колени во время молитвы. Обувь была названа когтем Сатаны и проклята Ватиканом. Черную чуму объявили наказанием за пулены.

Это было время Филиппа Красивого и его жены Жанны (Хромоножки). Красивого и жадного.

Именно в этой области (обуви) и начали изошряться подданные, стремясь хоть как-то выделиться.


Это была обувь с более или менее динными носами, в зависимости от того, кто ее носил: в соответствии с королевским эдиктом тут же утвердилась иерархий костюмов, которую все признавали.Так, принцы и могущественные феодалы носили пулены в два фута длиной, богачи - в один фут, простой люд – в полфута.
(Отсюда пошло выражение жить на широкую ногу.)

На широкую ногу (жить).

Оговоримся сразу: за достоверность истории возникновения этой поговорки ручаться трудно. Но она занимательна.

В рождении этого сочетания слов, как еще рассказывают, повинна мода, которая возникла в Англии еще в XII веке. На большом пальце правой ноги английского короля Генриха II Плантагенета появился уродливый нарост. Король никак не мог изменить форму обезображенной ноги. Поэтому он заказал себе башмаки с длинными, острыми, загнутыми кверху носками.
законодательном порядке: обыкновенным гражданам разрешалось носить башмаки с носком не длиннее полуфута (15 сантиметров), рыцарям и баронам - в один фут (около 30 сантиметров), а графам - в два фута.

Размеры обуви стали, таким образом, свидетельством богатства и знатности. Про богатых людей заговорили: "Ишь, живет на широкую ногу (или на большую ногу)!"
Чтобы огромные ботинки не сваливались, модникам приходилось набивать их сеном. Поэтому во Франции, которую эта мода тоже не миновала, родилось и другое выражение: "иметь сено в башмаках"; оно также означает: "жить в довольстве".

Почему же все-таки приходится сомневаться в достоверности этой истории?

Да потому, что законодателем этой моды называют также отца Генриха II - Готфрида Плантагенета.
Эффект оказался потрясающим. Уже на следующий день сапожники были завалены заказами на "носатую" обувь; каждый новый заказчик стремился перещеголять предыдущего. Король счел за благо ограничить длину носков в

Другие относят появление длинной обуви к XIV веку. Испанцы считают, что идиома "жить на широкую ногу" является испанской, немцы - немецкой, и т. д.
Одно лишь несомненно: выражение это - точный перевод с немецкого - стало широко употребительным в России каких-нибудь сто с лишним лет назад, после того, как в 1841 году Литературная газета поместила заметку о его происхождении.

Чтобы длинные носы не мешали ходить, их пристегивали цепочками к браслету у колена. Щеголи украшали их колокольчиками, различными фигурками зверей, маленькими зеркальцами.

Женская обувь была похожа на мужскую, но носы ее не были настолько длинными: этого не позволяли длинные юбки.

В эпоху Возрождения обувь изготавливали из кожи, бархата, шёлковой и шерстяной ткани разных цветов. Носили сапожки и туфли из мягкой кожи или замши. Внешне туфли тех времён всё больше приближались к тем моделям, которые мы носим сегодня. Обувь украшалась узорной перфорацией, в изготовлении использовались материалы разных цветов.

Изображение на деревянном холсте: Святой Геогрий, убивающий дракона:

В XV веке на смену длинным пришли тупые и широкие носки, а чтобы вид у туфель был более эстетичным, к ним стали прибивать каблуки. Но все эти изменения не затрагивали женскую обувь, так как выставлять даже край ножки в то время было верхом неприличия.

В XV веке туфли стали удобнее за счёт того, что изменились, став короче и шире (такие модели называют «коровьи морды»). С увеличением и расширением передней части пары сужалась и уменьшалась задняя, и уже в 20-х годах XVI века башмаки стали так мелки, что едва держались на ногах и поэтому крепились завязками на подъёме.


Lucas Cranach l"Ancien " La M"elancolie ", 1532.


Hans HOLBEIN the Younger
Darmstadt Madonna (detail)
1526 and after 1528


sodoma
Deposition from the Cross (detail)
1510-13
Oil on panel
Pinacoteca Nazionale, Siena



PICHORE, Jean
Illumination from a Manusсript
1503



Luca SIGNORELLI-
Apocalypse (detail)
1499-1502
Fresco
Chapel of San Brizio, Duomo, Orvieto

Женские туфли, сделанные в Италии (1605 г):

Элемент доспехов; кожаные туфли, выполненные в Англии (XVI век):

Вместе с модой на многочисленные разрезы в костюме, вошли в моду «медвежьи лапы»- туфли из цветной кожи или бархата, без каблуков с широкими носами, модными в середине XVI столетия. Их украшали разрезами, через которые была видна подкладка другого цвета.

Портрет Филиппа II; фрагмент живописного изображения:

Kaiser Karl V. (1500-1558) mit seinem Englischen Wasserhund
Date
1532

В XVII веке, в эпоху барокко в моду вошли каблуки и банты на туфлях. На балах даже мужчины обязаны были появляться в туфлях, украшенных огромными бантами из лент (таких бантов могло быть даже по два: один, побольше, - на подъёме, другой, поменьше - около носка). Но во всех прочих случаях жизни они предпочитали ботфорты - высокие сапоги с квадратными носами, голенища которых заканчивались широкими раструбами. Их обычно опускали до уровня колен и носили вместе с канонами - своеобразными гамашами и вверху отделывали тонкими кружевами.

Ботфорты из музея; картина питера де Хоха «Пустой стакан»:

Своего предела высота подошвы и каблуков достигла в XVII веке, в годы правления Людовика XIV (считается, что король, будучи небольшого роста, ввёл моду на высокие каблуки намеренно, чтобы казаться выше). Высокие каблуки красного цвета (иногда даже расписанные изящными миниатюрами) надолго вошли в обиход придворных кавалеров.

Портреты Людовика XIV, 1670 и 1701 годы:



Eglon van der Neer (1634–1703) Link back to Creator infobox template
Title
English: Elegant Couple in an Interior
Date 1678

Обувь из музеев----------


England)
1700



Pair of shoes
England,
1690– 1710

Очень интересная форма туфель, платформа не давала каблукам тонуть в грязи, но шлепала при ходьбе:


Woman’s slapshoe
Leather, 1625-1649 AD, England

Мужские портреты начала XVII века.
Дамы носили в то время изящные, лёгкие туфельки из бархата, шёлка и парчи. Примечательно, что одной из популярных моделей стали туфли slap-sole shoes, идея которых была позаимствована из мужского гардероба. Изначально такие туфли были мужскими и использовались они во время верховой езды. Принцип их работы был следующий: каблук удерживал ногу в стремени, но при спешивании он проваливался в землю, что доставляло неудобства. Поэтому, для защиты каблука и удобства на обувь надевалась отдельная подошва. Её особенностью было то, что при ходьбе она стучала о каблук.

Женские портреты начала XVII века

Предположительно итальянские туфли, примерно 1670 год; французские туфли из шёлка и кожи, 1690–1700 гг:



Туфли, сделанные в 1651 году; предположительно итальянские туфли, 1690–1720 гг:

Итальянские туфли с паттернами- подставками для защиты от луж и грязи, 1660-е гг; туфли slap-sole shoes.
В XVIII веке, эпоху рококо, ещё больше возрастает значение украшений и декора в обуви: пряжек, шнуровок и бантов. Для дамской обуви тех лет характерен каблук в форме рюмочки и туфли без задников.

Мужские портреты первой и второй половины XVIII века:

Иллюстрация конца XVIII века; женский портрет, 1763 год:

Франсуа Буше «Туалет», 1742:

Европейские туфли, 1750–1760 гг; предположительно английские туфли, начало 1730-х гг:


Gents 18th C


Court shoes
Date: 1780–1800

Характерен каблук в форме рюмочки и туфли без задников:


18th century shoes mules


Jean Francois de Troy (1679–1752) La D"eclaration d"amour
Date 1731



William Hogarth (1697–1764) »Mariage `a la Mode«, 1743-1745

Французские туфли, начало XVIII века; европейские туфли, 1780–85 гг:

Женские туфли с защитными паттернами:


Maurice Quentin de La Tour (1704–1788)
Portrait en pied de la marquise de Pompadour
Date between 1748 and 1755

Silk shoes with yellow silk covered heels

Possibly French, 1760s

Туфли первой половины XVIII века
Во время и после Революции во Франции в моде тоже произошла настоящая революция под знаком «возвращение к античному костюму». Это был своеобразный протест против аристократии. Исчез каблук, популярность приобрели разноцветные туфельки на завязках, напоминающие современные «балетки» и ботиночки в том же стиле. Часто туфельки украшали вышивкой шерстью, шёлком и бисером.

Томас Лоуренс «Портрет Георга IV», 1816; Портрет Луизы Орлеанской, 1830:

Портрет Фелисите-Луизы Дюрфор, 1808; портрет Варвары Голицыной, 1792:

Туфли, 1820 год; ботинки, 1851 год:


Pair of shoes
1830s-1840s (made)


Pair of boots
Great Britain, UK (made)
1835-1840 (made)

Evening boots
1850-55 С возвращением в моду кринолинов, а позже – турнюров, юбки практически полностью закрывают обувь. С середины XIX века начинает появляться обувь на каблучке, место шёлковых туфель занимают удобные и практичные кожаные ботинки. Форма обуви становится более жесткой, появляется шнуровка и застежки. Самая модная модель того времени - полуботинки и высокие ботинки на каблучке-«рюмочке» средней высоты с пуговицами и шнуровкой. Slippers
Hellstern and Sons (French)
1911

Pietro Yantorny (Italian, 1874–1936)
Date:
1914–19

Slippers
Hellstern and Sons (French)
1910


1913

Boots
Stetson Shoe Company
Date:
1910–20

Evening boots
Bray Bros. (American)
Date:
ca. 1918


«Жить хорошо!» - радостно заявил наш далёкий предок, зажаривая на костре мясо добытого во время недавней охоты медведя. «А хорошо жить - ещё лучше!» - добавил он, закончив трапезу. После этих слов охотник эпохи неолита вырезал из шкуры зверя меховые портянки, обмотал ими свои ноги, подложив сухой травы, и закрепил всю конструкцию сухожилиями. Теперь он стал не просто «человеком разумным», но ещё и «человеком обутым».

28 тысяч лет до нашей эры

Абсолютной гарантии, что всё обстояло именно так, у нас, конечно, нет, но мы можем с уверенностью говорить, что привычка ходить в обуви появилась у людей около 30 тысяч лет тому назад. Об этом красноречиво свидетельствует изменение формы мизинцев ног, которое начало наблюдаться именно с этого времени.

5 тысяч лет до нашей эры

Примерно к 5 тысячелетию до нашей эры человечество начало свою обувь шить, используя в качестве материалов всё те же шкуры, лыка и сухожилия, а в качестве инструмента - кремниевые ножи и костяные шила. Внешне изделия древнейших мастеров немного напоминали современные мокасины.

3 тысячи лет до нашей эры

Картина кардинально изменилась тогда, когда центр цивилизации сместился южнее. Жаркий климат Древнего Египта подталкивал его жителей к тому, чтобы обуться во что-то полегче. У подданных фараонов распространение получили сандалии.

Подошву древнеегипетских сандалиев изготовляли из пальмовых листьев, папируса или сандалового дерева (от которого сандалии и получили своё название) и крепили к ней ремешки, удерживающие подошву на стопе. Именно в этот момент обувь начала выполнять не только утилитарную, но и представительскую функцию.

Если уделом простонародья были грубые образцы с кожаной стелькой, то знать носила сандалии из дорогой тиснёной кожи, а под ступню подкладывались сафьяновые подкладки. На подобных сандалиях зачастую изображались связанные нубийцы и хетты. Таким образом, верхушка египетского общества как бы попирала при ходьбе своих исторических врагов. О гендерном равноправии в ту эпоху никто не думал, и женщины, включая жён фараона, ходили босиком.

2 тысячи лет до нашей эры

Греки усовершенствовали египетское изобретение.

  • Во-первых, они разработали специальные сандалии на массивной (шириной в ладонь) платформе. Такие сандалии использовались актёрами в театре, чтобы визуально увеличить некоторых персонажей.
  • Во-вторых, они задумались о гибкости ступни и начали изготавливать составные подошвы сандалий из нескольких подвижно соединённых частей.
  • В-третьих, не стоит забывать, что Греция - не Египет, на родине философии и олимпиады иногда выпадает снег. В греческом обиходе появились эндомины - ожаные сапоги на шнуровке.

Вот тут античные дизайнеры разгулялись! Некоторые эндомины украшались резными костяными пластинами, некоторые - чеканными металлическими бляшками, существовали модели, оставляющие пальцы ног открытыми, а полностью закрытые эндомины зачастую оторачивались мехом.

Низшее сословие использовало в быту или обычные сандалии или эмбады - просторные грубо сшитые башмаки на шнуровке из воловьей кожи или войлока. В отличие от египтянок, гречанки добились права ходить обутыми наравне с мужчинами. Быть может, сказалось влияние демократии, а может, сыграла свою роль знаменитая сварливость ахейских женщин.

Дальние предки славян - скифы в это время начали использовать сапоги из мягкой кожи. Носили их как женщины, так и мужчины, заправляя в подобную обувь цветные шаровары. Традиционно скифские сапоги были «мозаичные» — шились из большого количества кожаных и меховых лоскутков и крепились на ноге ремнями. Под кожу поддевались войлочные чулки.

Богатое убранство подошв скифской обуви свидетельствует о «азиатской» привычке этого народа сидеть ступнями наружу.

I век

Римляне привнесли в дело развития мировой обувной индустрии три существенных изобретения.

  • Во-первых, они начали подкладывать под шнуровку язычок. Этот элемент, который изначально был создан с сугубо утилитарной целью, быстро приобрёл ещё и декоративное значение. Язычки стали иногда делать чрезвычайно длинными и свисающими поверх шнуровок.
  • Во-вторых, римляне первыми вводят в обиход каблук. В те времена эта деталь изготовлялась из дерева. По легенде, римские куртизанки заказывали себе каблуки, оставляющие отпечаток с надписью: «Следуй за мной».
  • В-третьих, римляне были первыми, кто начали изготавливать «шиповки». Калиги - армейские шипованные сандалии стали символом римского солдата наряду со специализированным военным поясом - балетусом.

Само собой понятно, что знатные римляне желали выделиться. В этот период допустимые фасоны обуви для каждого сословия определялись законодательно. А особый интерес представляло то, что было на ногах патрицианок - матерчатые изделия в виде перчаток. Фактически это были носки. К слову, подобные носки вновь вошли в моду в начале 21-го века - ничто не ново под луной!

Варвары, погубившие Римскую Империю, слыли людьми простыми и практичными. Они носили удобные мягкие кожаные сапоги и туфли с ремнями, крепящимися чуть выше щиколоток. Украшались эти конструкции пуговицами и большими отворотами, за которыми удобно было прятать хорошо отточенный нож.

XI век

Зачастую поверх сапог надевались шерстяные гамаши. К 11 веку в обиход входят мягкие сапоги с высоким голенищем и женские туфли с острыми носами, крепящиеся ремнями к голени.

XIV век

Впрочем, время шло, варварство отступало, и практичность вновь уступила место вычурности. По преданию граф Анжуйский, страдавший большим наростом на пальце ноги, начал носить обувь, существенно превосходящую естественный размер его обуви. За популярным графом последовали подражатели, не имеющие никаких болезней вовсе. Так в оборот вошли знаменитые остроносые башмаки «пигаши». Европа начала переживать период «готической остроконечности».

Остроконечными были не только своды соборов, остроконечными стали головные уборы, рукава одежды, носки туфель. Последние к 14 веку доросли до абсолютно несуразных размеров, и их начали сворачивать спиралями и цепочками закреплять на башмаках, а кроме того крепить к самим башмакам бубенчики. Нетрудно догадаться, что длиной носка и количеством бубенчиков пытались обозначить уровень знатности.

На королевских балах звучал постоянный перезвон, а чтоб не наступить случайно соседу на ногу требовалось немало старания. В итоге, французский король в 14 веке издал указ, лимитирующий длину носочной части обуви. Принцы и великие князья могли появляться в обществе, обутые в туфли с носочной частью до 75 сантиметров, именитые дворяне - до 60 сантиметров, рыцари - до 45 сантиметров, горожане - до 30 сантиметров, простолюдины - до 15 сантиметров.

XV век

К 15 веку стремление к длинноносым туфлям ослабло. Европейское общество ненадолго ударилось в другую крайность. Башмак начал становится всё шире, а его владельцы стали напоминать гуляющих гусей. Одновременно начинают использоваться деревянные цоколи и галоши. Их использование обусловила всё большая скученность городской жизни и, как следствие, всё более ужасающая грязь в городах Европы. Кроме того, женщины Эпохи возрождения преимущественно носили длинные платья и тапочки, которые не являлись водонепроницаемыми.

Помимо гигиенических нужд милые дамы использовали подобные деревянные платформы с целью увеличения собственного роста. По этой причине платформы модниц порой достигала полуметра.

В Англии даже пришлось ввести специальный закон, в соответствии с которым брак мог быть расторгнут в том случае, когда удавалось доказать, что невеста сфальсифицировала свой рост.

XVI век

В 16 веке в обиход входит корк (пробковое дерево). Это вызывает бум каблуков, применяемых при производстве женской обуви. Пробку располагали под подошвой из кожи, поднимая пятку. До этого момента каблуки были атрибутом лишь мужского костюма, что было сопряжено с верховой ездой и необходимость располагать ногу в стремени.

XVIII век

В конце 18-го века появляется лакированная кожа. Это позволило существенно расширить цветовую гамму обуви. Первоначально лакированная кожа использовалась только для женской обуви, но к 19 веку лакированные туфли начинают носить и мужчины. Кроме того, к этому времени начинают отдельно производить обувь на левую и правую ногу. В настоящий момент это может показаться невероятной дикостью, но до 19-го века обувь шилась «на прямую канорку». Даже тяжело себе представить - какое это могло вызывать количество мозолей у наших предков!

XIX век

В 19-м веке человечество изобрело каучук и швейную машину. Фактически с этого момента производство обуви было поставлено на поток. В это же время отверстия для шнурков стали снабжаться металлическими пистонами. И произошло всё это невероятно вовремя! Новая индустрия как раз успела обуть миллионы солдат перед тем, как они отправились умирать на поля Первой мировой войны. Классические сапоги с высокими голенищами и привычные для нас армейские ботинки - детища именно этого времени.

50-е годы

50-е годы дарят женским ногам каблук-стилет. Кожа в это время начинает заменяться синтетическими материалами, натуральность в тот период никого не волновала. Прослеживалось стремление к броским, «неприродным» цветам.

70-е годы

В 70-е годы в моду вошла бижутерия, послужившая средством украшения женской обуви. А в 1976 году в СССР впервые на немецком оборудовании была произведена обувь на литой подошве. Такая основа использовалась для производства сапог-дутиков, обладавших поистине «космическим» дизайном. Когда подобные сапоги дополнялись «дутыми» куртками, шапками и даже перчатками, обладатель подобного гардероба начинал напоминать Юрия Гагарина. В стране хронического дефицита за упомянутыми вещами вырастали громадные очереди.

Альтернативой «дутикам» были «буратины» — узконосые сапоги, обильно покрытые заклёпками. От «буратин» веяло чем-то запретным и западным, их носитель принимал облик байкера, ковбоя и рок-музыканта одновременно. Стоила такая обувь непомерно дорого, но при появлении в продаже мгновенно раскупалась.

80-е годы

80-е годы 20-го века принесли новации в сфере спортивной обуви. В спортивные ортопедические подошвы научились добавлять воздух, что позволило существенно снизить усталость ног при длительных нагрузках.

90-е годы

В 90-е годы компьютерные технологии, микрофибра и стрейч-ткань породили громадное количество стилей. В то же время стала более востребованной натуральность. Многие потребители вернулись к естественным материалам.

Основной тенденцией «нулевых» большинство специалистов считают обращение к «этнике». В частности, именно в это время в моду входят унты и угги.

В современном мире в развитых странах люди не могут представить свою жизнь без обуви, а несколько тысяч лет назад человеку приходилось ходить на босую ногу и он даже не задумывался, что их потомки, жившие 30 000 лет назад станут прародителями обуви. На создание обуви наших предков подтолкнули разные причины, в основном климатические - горячий песок пустыни, колючие камни скал, буйные холода Арктики и многие другие причины. Первая обувь была сделана как и одежда из шкуры животных. Закреплялась она кусочками шкуры, похожими на шнурки. Летом прикрывала обувь лишь ступни, а в холода всю ногу. Для мягкой ходьбы в обувь подкладывали траву. Но в наше время в мире огромное разнообразие обуви, но самую лучшую обувь вы можете приобрести в модном доме Egle по адресу - http://egle.ua/cholovikam . Как вы уже поняли речь пойдет о самых интересных фактах об обуви.

В истории становления обуви вообще очень много интересностей, так вряд ли вы знали, что правый и левый ботинок был придуман древнегреческими проститутками. Сапоги делали специально на заказ, да еще и набойки сапог должны были оставлять следы в виде фразы: "Иди за мной!".

А вот каблук, как это принято понимать, был изобретен далеко не в средневековой Европе, а брутальными монгольскими наездниками, у него было не эстетическое применение, а чисто бытовое, ведь с каблуком нога не выскакивало из стремени, при езде на лошади. А вот в средневековой Европе каблук наоборот нес эстетический характер - чем выше был каблук или платформа, тем знатнее был уважаемый человек, поэтому короли и принцы не стеснялись одевать "метровую" обувь. Слугам приходилось нести господ под руки, да бы те не упали. При чем, женщинам категорически запрещалось носить каблук.

Еще одна интересная средневековая традиция той знати. Они носили туфли с огромным загнутым носом, украшенным бубенцами. По этому поводу король Франции Филипп IV издал указ, в связи с котором все господа должны носить такие туфли, при чем чем знатнее, тем больше носок. Ходьба знати усложнилась, но богатеи принаровились и стали привязывать носики к ногам шнурками.

В 1792 году Джемсом Смиттом был создан иерархия размеров обуви, то есть размеры обуви, что упростило и выпуск и выбор обуви покупателями.

Пожалуй, про историю создания обуви сказать больше нечего, поэтому предлагаю познакомиться с порцией интересных фактов:

1. Племена индейцев из Южной Америки использовали необычный способ для приготовления резиновых галош - в той местности очень распространено растение гевеи, из сока которого получается каучук - ноги мочили в соке растения - так и получались галоши.

2. На другом континенте в Тунисе перед свадьбой жених дарит своей возлюбленной белые тапочки, если невеста принимает подарок - значит быть свадьбе.

3. На Курильском острове Кунашире, ранее японские солдаты хранили левую и правую обувь в разных хранилищах, во избежание воровства.

4. Когда-то культовые обувные бренды - Адидас и Пума - были единым целым - совладельцами были два богатых брата Адольф и Рудольф Дасслеры. Но после 1945 года между ними произошел конфликт, из-за которого они разделили фирму и назвали - Адидас в честь Адольфа - Adi Dassler, Пума в честь Рудольфа, так как она ранее называлась РуДа - Rudi Dassler.

5. В СССР был очень известный завод по производству резиновых тапок "Полимер", который располагался в городе Сланцы, Ленинградская область - чтобы запечатлеть город-производитель на подошве печаталось слово Сланцы. Большинство покупателей думали, что это - название обуви.

Статьи по теме: