Как научить ребенка есть ложкой. Как научить ребенка есть ложкой самостоятельно, в любом возрасте

Взрослея, малыш проходит через важные этапы развития. Сначала он держит бутылочку своими руками, но вскоре уже наступает время учить карапуза есть самостоятельно без помощи взрослых. Для мамы это сложный и ответственный процесс, поэтому ей пригодятся полезные советы и уроки по самостоятельному приему пищи.

Как понять, что ребенок готов есть самостоятельно?

Нельзя однозначно ответить на вопрос о том, в каком возрасте малышу пора давать ложку. Это зависит от уровня развития и от любознательности самого ребенка. Одни дети хватают ложку уже в полугодовалом возрасте, хотя еще толком не могут ее удержать, другие - отказываются от столовых приборов до 2-х лет. Есть и такие малыши, которые начинают кушать самостоятельно лишь в 3-4 года.

Однако затягивать с обучением не нужно. Чем раньше ребенок начнет есть без помощи взрослых, тем проще будет маме. К тому же, эти .

Специалисты советуют учить ребенка держать ложку с возраста 9-10 месяцев. В таком случае к 1,5 годам он сможет уверенно орудовать столовыми приборами.

Понаблюдайте за малышом, убедитесь, что ребенок «созрел» для ложки и чашки. Только, если он готов, можно начинать обучение. Если он уже интересуется едой, берет кусочки пищи и тянет их в рот, пытается выхватить ложку из маминых рук - он созрел для того, чтобы кушать самостоятельно. Конечно, мама накормит быстрее, да и поначалу малыш будет разбрасывать еду по всей кухне. Однако этот этап все равно придется пройти всем родителям. Поэтому лучше не упускать момент.

Инструкция для родителей, которые хотят научить ребенка есть ложкой

Когда малыш начинает тянуться за ложкой, он уже готов попробовать кушать самостоятельно. Если вы все сделаете правильно, уже через несколько месяцев ребенок научится пользоваться столовыми приборами. Как бы вам не было дорого ваше время, как бы ни хотелось сохранить кухню в чистоте - не упускайте момент! Если кроха требует ложку - дайте ему ложку. И далее - действуйте по инструкции.

  • Запаситесь терпением. Ручки у годовалого малыша еще не окрепли. Поначалу ему будет очень сложно удержать ложку, и он будет промахиваться ей мимо рта. На обучение потребуется от 1 до 6 месяцев;
  • Тренируйтесь в разных местах. Отличный способ научить ребенка чему-то - превратить процесс в развивающую игру. Предлагайте карапузу кормить пластмассовых зайчиков песком с помощью лопатки, когда он играет на детской площадке. Так у него улучшится координация движений, что пригодится потом на настоящей кухне;
  • Не оставляйте малыша наедине с полной тарелкой - он может подавиться или раскапризничаться из-за того, что у него не получается поесть. Кроме того, поначалу у ребенка все равно получится поднести ко рту не больше 3-4 ложек. Потом он устанет, и вам придется ему помогать;
  • Выбирайте подходящую еду. Пища по консистенции должна быть такой, чтобы ребенок смог ее зачерпывать ложкой и подносить ко рту. Суп малыш прольет, а кусочки еды возьмет руками. Поэтому остановите свой выбор на густой каше, пюре или творожке. Не ставьте перед ребенком сразу полную тарелку, а лучше подкладывайте в нее пищу по чуть-чуть;
  • Не забывайте о вилке. Чередуйте столовые приборы, чтобы у малыша быстрее развивалась мелкая моторика рук. За завтраком ребенок пробовал подцепить кашу ложкой? На обед предложите ему съесть рыбные тефтельки с помощью безопасной вилки;
  • Подключайте всех домочадцев к обучению. Если вы будете учить карапуза пользоваться столовыми приборами, а бабушка продолжит кормить его с ложечки, процесс затянется. Кроха не поймет, зачем ему стараться что-то делать самому, если для этого есть взрослые. Объясните всем членам семьи ваши принципы обучения и попросите, чтобы они тоже их придерживались;
  • Соблюдайте расписание. Кормите ребенка строго в одно и то же время каждый день, постоянно закрепляя полученные навыки. Так вы сможете выработать у малыша привычку. Кроме того, прием пищи по расписанию улучшает пищеварение;
  • Избегайте принуждения. В процессе обучения ребенок иногда будет капризничать и отказываться есть самостоятельно. Если это произошло, покормите его сами, а обучение отложите до следующего приема пищи. Когда ребенок не в духе, научить его чему-то все равно не получится;
  • Обедайте всей семьей. Малышу будет проще освоить ложку, если он будет видеть, как ей орудуют другие люди. Он невольно начнет им подражать. По этой же причине в детских садах малыши быстрее учатся самостоятельно кушать, и ходить на горшок;
  • Придумывайте игры , чтобы подогреть интерес карапуза к обучению. Можно купить ему тарелку с забавной картинкой на дне и предложить съесть кашу, чтобы увидеть сюрприз;
  • Начинайте обучение с любимой еды ребенка и только на голодный желудок. Малыш не захочет прикладывать усилия, чтобы съесть что-то невкусное, тем более при отсутствии аппетита;
  • Хвалите ребенка даже за незначительные успехи. Чтобы снова порадовать маму, он будет стараться изо всех сил;
  • Поддерживайте на кухне уют. Купите цветную , постелите на стол красивую скатерть, украсьте блюдо. Такие мелочи повышают настроение и улучшают аппетит.

Алгоритм действий

Чтобы родителям было проще учить ребенка самостоятельному кормлению, специалисты разработали подробную инструкцию:

  1. Постелите на стол клеенку, а ребенку наденьте слюнявчик.
  2. Зачерпните ложку каши из детской тарелки и съешьте, причмокивая от удовольствия и изображая восторг.
  3. Отдайте ложку карапузу. Пока он не может ее удержать, зажимайте его ладошку своей рукой, помогайте зачерпывать еду и подносить ко рту. Помогайте, пока ребенок не сможет держать прибор самостоятельно.
  4. Когда ручки малыша окрепнут, научите его, как правильно держать ложку - не в кулаке, а пальцами.
  5. Давая ребенку ложку, сами берите другую. Пока ребенок учится кушать сам, помогайте ему другой ложкой. То есть, одна ложка - ему, одна - вам.



Первое время кроха будет просто играть с ложкой - помешивать кашу в тарелке, размазывать ее по лицу и столу. Дайте ему время, чтобы привыкнуть к столовым приборам. Если вы устали от того, что ребенок постоянно переворачивает посуду, поставьте на стол тарелку с присоской.

Таким же образом можно научить карапуза пользоваться вилкой и чашкой-непроливайкой (). Начинайте с маленьких порций, убедившись в заинтересованности ребенка, и никогда не показывайте своего негодования по поводу испачканной одежды и мебели.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Столовые приборы в помощь малышу


Для ребенка нужно подобрать специальную посуду и столовые приборы. Главные требования - безопасность и яркий дизайн, который будет стимулировать интерес карапуза к обучению. Для сервировки стола родителям потребуются:

  • Тарелка из пищевого термостойкого пластика. Она должна быть яркой, желательно с изображением персонажей любимых мультиков вашего чада. Чтобы их увидеть, карапуз быстро съест всю кашу. Хорошо, если у тарелки будет присоска для крепления к столешнице и наклонное дно - из него удобно зачерпывать еду;
  • Чашка-непроливайка из нетоксичных материалов. Рекомендуется выбирать модель с двумя ручками - такую карапузу удобнее держать. Проследите, чтобы у чашки был силиконовый или мягкий пластиковый носик без заусенцев, иначе малыш рискует поцарапать десны. Дополнительным преимуществом будет наличие резиновой подставки, которая придает посуде устойчивость;
  • Ложка анатомической формы, выполненная из безопасного пластика. Чтобы она не выпадала из детской ладошки, у нее должна быть округлая нескользящая ручка;
  • Вилка изогнутой формы, изготовленная из нетоксичного пластика. Выбирайте изделие с закругленными зубцами, чтобы ребенок не поранился;
  • Удобный детский стульчик. Тот, который идет в комплекте со столиком, не подойдет. Ребенок должен сидеть за одним столом с взрослыми, чтобы наблюдать, как они едят, и подражать им;
  • Непромокаемый слюнявчик. Многие дети сопротивляются кормлению и срывают с себя нагрудники. Поэтому лучше подобрать цветной слюнявчик с героями мультфильмов. Хорошо, если он будет изготовлен из мягкого и гибкого пластика, а нижний край изделия будет слегка загнут вверх - так вся пища останется в нагруднике и не запачкает одежду.

Что делать, если ребенок отказывается есть сам?

Дети бывают разные. Многие тянутся к ложке, воспринимая ее как очередную игрушку. Есть и такие, которые наотрез отказываются брать в руки столовые приборы. В любом случае нельзя принуждать малыша есть самому. Родительское давление приведет к тому, что у малыша сформируется негативное отношение к приему пищи.


Если ребенку уже исполнился год, а он все еще отказывается взять ложку, попробуйте пойти на хитрость:

  1. Покормите ребенка сами, дайте ребенку расслабиться, а через пару дней повторите попытку.
  2. Попросите братьев или сестер малыша показать ему, как они ловко орудуют ложками.
  3. Организуйте детский праздник - в компании друзей ребенок сможет отработать навыки.

Хотя принуждение недопустимо, надолго откладывать обучение самостоятельному кормлению тоже не стоит. Этот навык важен для общего развития ребенка и для его социальной адаптации.

Правила аккуратности и безопасности за столом

Маленький ребенок не сможет вести себя за столом, как аристократ. Однако родителям под силу приучить его есть аккуратно и соблюдать правила гигиены. Просто выполняйте следующие условия:

  • Учите ребенка на личном примере , как держать ложку и вилку, как есть, пить из чашки, вытираться салфеткой;
  • Мойте руки перед едой - себе и малышу. Это должно стать его привычкой;
  • Соблюдайте режим питания. Ешьте только на кухне и в определенное время. Это важно для аппетита и крепкой нервной системы ребенка;
  • Ешьте в спокойной обстановке. Не позволяйте малышу смотреть мультики, баловаться и отвлекаться за обедом;
  • Повторяйте ритуалы: мама моет ребенку руки, сажает его на стул, повязывает слюнявчик, ставит на стол тарелку с едой. Все действия важно пояснять, чтобы малыш понял их смысл ();
  • Украшайте стол и блюда - это стимулирует аппетит. Стелите на стол свежую скатерть, ставьте салфетницу, красиво выкладывайте блюда на тарелки;
  • Собирайтесь за одним столом всей семьей. Сделайте обеды и ужины в кругу близких людей вашей семейной традицией. Садитесь за стол в хорошем настроении, во время еды не спешите и тщательно прожевывайте все кусочки. Так вы сможете насладиться вкусом блюд и окажете помощь своему пищеварению;
  • Не поднимайте еду, которая упала на пол. Приучите малыша к тому, что нельзя поднимать пищу с пола. То, что упало, может отправиться в миску собаки или кошки, но только не в тарелку человека;
  • Постепенно давайте ребенку новые приборы и посуду. Когда крохе всего 1 год, ему хватает тарелки и чашки-непроливайки. Однако к 2-м годам ему уже требуется своя вилка, чайная и столовая ложки, кружка, как у взрослых;
  • Соблюдайте порядок и правила этикета. Приучайте малыша быть аккуратным за столом, вытираться салфетками, когда он испачкается. Делайте замечания ребенку, если он качается на стуле, балуется с едой, кладет локти на стол или берет что-то из чужой тарелки. Пусть вся семья соблюдает правила хорошего тона - и для вашего сына или дочки они станут естественными.

Ошибки родителей, или как не надо учить ребенка есть ложкой

Учить малыша кушать самостоятельно сложно, и вначале многие родители допускают ошибки. Используйте опыт других мам и пап - и вы существенно ускорите и облегчите воспитательный процесс.


  1. Не торопите ребенка, когда он ест. Фразы наподобие «жуй быстрее, мне нужно мыть посуду» должны пропасть из вашего лексикона. Еду важно тщательно разжевывать, чтобы она хорошо переварилась, а для этого требуется время. Кроме того, сам прием пищи - это прекрасная возможность маме пообщаться с малышом, подарить ему свою заботу.
  2. Не прерывайте обучение. Если вы начали учить свое чадо пользовать ложкой, продолжайте гнуть свою линию. Не поддавайтесь лени, не ищите отговорки. Объясните всем членам семьи, что отныне малыш будет кушать без их помощи.
  3. Не заставляйте ребенка брать ложку. Если он сыт, болен или просто капризничает, оставьте малыша в покое. Урок по самостоятельности всегда можно перенести.
  4. Не ругайте малыша за то, что он испачкался едой, даже если он баловался. Это временные трудности, ведь скоро кроха научится есть, как взрослые. Ваша агрессия напугает ребенка, и у него пропадет вся мотивация на обучение.
  5. Не позволяйте включать телевизор во время еды. Мультфильмы и любые передачи отвлекают малыша, а ведь ему нужна концентрация, чтобы научиться пользоваться ложкой.
  6. Не накладывайте в тарелку огромную порцию. Лучше дайте ребенку меньше каши, а потом положите добавку, если он попросит.
  7. Не поддавайтесь на детский шантаж. Малыши пытаются управлять своими родителями с помощью капризов. Так, ребенок, который уже прекрасно орудует ложкой и вилкой, может заявить, что будет есть сам только котлету, но не суп. Это значит, что малыш не голоден, поэтому смело убирайте тарелку.
  8. Не заставляйте ребенка съедать всю порцию. Он ест столько, сколько нужно его организму для нормальной работы. Если ваш малыш отодвинул тарелку - значит, он сыт, пусть там и осталась треть порции.
  9. Не используйте двойные стандарты. Если в поездке вы разрешаете ребенку сладкое на обед вместо супа, то дома должно быть точно так же. Если на своей кухне вы закрываете глаза на то, что малыш вытирает испачканное лицо о скатерть, не делайте ему замечаний и в гостях.

Главный совет для родителей, чьи дети начали осваивать ложку, — не паниковать, если обучение затягивается. Со временем малыш обязательно научится кушать самостоятельно.

Не забывайте: сноровка приходит с опытом. Лучше всего подбирать такие виды еды, которые лучше пристают к ложке. Помните: начинать учиться кушать при помощи вилки и ложки и пачкать при этом все вокруг – это нормально!

Видео: как научить ребенка есть самому

  1. I ЭТАП. С 6 месяцев всегда надо давать ребенку ложку. Ребенок должен обязательно потрогать еду рукой, не запрещайте ему это.
  2. II этап. С 7-8 месяцев ребенок будет пробовать опускать ложку в тарелку и тянуть в рот. Обмокните ложку в еду и, на первых порах, помогите ему попробовать его рукой донести ложку ему в ротик.
  3. III этап. Начинайте сами есть при ребенке, чтобы он копировала ваше поведение. Пусть малыш наблюдает за Вами, смотрит как вы жуете и отправляете ложку в рот. Покажите свою пустую тарелку, и потом начинайте кормить ребенка. Очень быстро ребенок начинает, наблюдая за мамой есть сам.

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Возраст 10-12 месяцев – период небывалой активности малыша. С этого момента ребенок с неподдельным увлечением интересуется всем, что его окружает: наводит «порядки» в шкафчиках, высыпает игрушки с корзины и собирает их, самостоятельно пьет из бутылочки или чашечки, пытается надевать носочки, колготки или шапку, расстегивает пуговички и молнии… Эта же тенденция прослеживается и в отношении еды: малыш может отказываться от помощи взрослых, орудуя ложкой своими силами.

Конечно, без разбросанной каши, пролитого супа и испачканной одежды не обойтись. Но это лучший опыт для ребенка, чтобы научиться кушать самостоятельно. И если родители проявляют сдержанность и терпение, уже к году малыш сам сможет кушать ложкой первое и второе блюдо. Как правило, к полуторагодовалому возрасту самостоятельность крохи в отношении еды дополняется аккуратностью. Но можно ли ускорить процесс приучения к самостоятельности? Как научить ребенка кушать ложкой?

Выбираем правильные столовые приборы

Очень важно правильно выбрать столовые приборы для ребенка, чтобы ему было удобно кушать из них. Для малышей больше подходят ложки:

  1. Серебряные – согласно традициям, такую ложку крестные родители дарят малышу в день Крещения или на первый зубик. Главное достоинство, коим обладает серебряная ложка, - обеззараживание пищи, что очень полезно для маленького неокрепшего организма.
  2. Резиновые – такая ложка не травмирует ротик крохи. Однако самостоятельно малыш кушать из этого прибора не сможет – он неудобен из-за мягкости материала.
  3. Анатомические приборы разработаны специально для маленьких детей. Они удобно удерживаются крохотной ручкой, ими легко зачерпывать еду. Но есть одно «но»: приучить ребенка к анатомической ложке легко, а вот отучить гораздо сложнее, так как ручка крохи привыкает к ее форме, которая значительно отличается от формы обычного прибора
  4. Чайная ложка – оптимальный вариант, «классика жанра». Этот прибор, по большому счету, уменьшенная копия столовой ложки. Он удобен, компактен, им легче всего приучить ребенка к самостоятельному приему пищи.

Кроме того, выбирая столовый прибор для малыша, необходимо учитывать такие нюансы:

  1. Ложка, предназначенная для ребенка, должна быть безопасной. В связи с этим осуществлять покупку детских ложек следует в специализированных магазинах, где имеются сертификаты качества продаваемой продукции.
  2. Ложка для прикорма не может быть использована для самостоятельного приема пищи ребенком. Такой прибор должен иметь удобную ручку и широкое черпало, в котором будет удерживаться еда.
  3. Рукоятка ложки должна быть широкой и укороченной – в этом случае ребенку будет легче удерживать прибор.
  4. Учить малыша кушать с ложечки проще, если рукоятка прибора немного выгнута или имеет поворотный держатель. Второй тип изделия хорош тем, что как бы ребенок не поворачивал ручку ложечки, черпало будет оставаться в одном положении, не проливая пищу. К тому же в таком приборе есть фиксатор, блокирующий стержень. Поэтому ложку можно использовать, даже когда ребенок подрастет.

Что касается другой посуды, то выбирать следует изделия из пищевого термопластика: они безопасны и экологичны, их вес незначителен, они устойчивы к ударам. Рекомендуется отдавать предпочтение тарелкам с присоской на днище – благодаря этому они не будут скользить по столу и не перевернутся.

Типичные ошибки родителей

«Научить ребенка кушать ложкой самостоятельно можно лишь в случае, если взрослые проявляют терпение, не уступают малышу в плане подкармливания, если кроха уже в состоянии принимать пищу без посторонней помощи», – убеждает доктор Комаровский, известный педиатр. «Даже если вы слишком торопитесь, и ждать, пока малыш доест свою порцию, у вас нет ни сил, ни терпения, не стоит докармливать ребенка. Всегда давайте ему возможность закончить трапезу самостоятельно, как бы долго это не длилось. В конце концов, усаживайте кроху за стол раньше положенного времени, и тогда вы точно успеете туда, куда торопитесь. Но помните, докармливание – это табу», - делится Евгений Олегович.

Кроме того, Комаровский утверждает, что малыш вряд ли будет отказываться от блюд, которые украшены аппетитными фруктами, красивой овощной нарезкой, если они будут сделаны в виде небольших сказочных сюжетов, персонажей, предметов. Приучить кушать красивое блюдо гораздо проще. Ожидая нового яркого сюжета, ребенок всегда с радостью будет хвататься за ложку и с удовольствием уплетать цветы, грибочки, сказочные осьминожки, зайчики, улитки и т.д.

Существует несколько ошибок, которые делают родители. Эти ошибки препятствуют обучению самостоятельности:

  1. Важно не упустить момент, когда ребенок заинтересуется ложкой и самостоятельным потреблением пищи.
  2. Учить ребенка кушать ложкой нужно планомерно: начинать стоит с малого, уверенно продвигаясь к поставленной цели.
  3. Излишняя «забота» родителей: часто взрослые, как только ребенок берет ложку в руки и пытается набрать в нее еду, выхватывают ее и начинают сами кормить кроху. Это неправильно: если вы поставили задачу - научить ребенка кушать самостоятельно, предоставьте ему полную свободу действий за столом.
  4. Нерегулярность обучающего процесса. Приучать ребенка кушать ложкой должны все члены семейства, чтобы не получилось так, что мама начала учить кроху самостоятельности, а остальные домочадцы кормят его из ложечки. К тому же малыш должен учиться есть ложкой ежедневно. Однако если кроха болеет, лучше отступить от правил.
  5. Ложка, как предмет игры. Если ребенок будет считать, что ложка – это игрушка, процесс обучения самостоятельному приему пищи затянется. Ложка – это столовый прибор, которым кушают, а не играются. И это стоит помнить всегда.
  6. Наказание за неаккуратность. Если вдруг каша была просыпана на скатерть, не стоит ругать кроху. Предложите малышу салфетку, пусть он вытрет ручки и ротик, сотрет кашу со стола. Любое наказание формирует страх перед действием, а не самостоятельность.
  7. Прием пищи в «компании» игрушек и мультфильмов. Идеальное место для еды – кухня. А мультики и игрушки лишь отвлекают кроху от ответственного процесса.

Начинать приучать ребенка самостоятельному приему пищи можно с того момента, как он заинтересовался ложкой или когда вы начали вводить прикорм. Но нужно всегда придерживаться главных правил: не ставьте перед крохой непосильных задач и никогда не делайте за малыша то, что он сам может сделать.

Уговорить или заставить ребенка покушать самостоятельно, если он не готов к таким действиям, сколько бы вы ни старались, не получится – малыш должен сам проявлять интерес к ложке и «взрослой» еде. В возрасте 10-12 месяцев можно начинать обучение, соблюдая такие правила:

  1. Ребенок должен кушать за обеденным столом вместе с другими членами семьи.
  2. Следует объяснять, что предмет для еды называют ложкой, ею нужно кушать суп, кашу, пюре.
  3. Предоставьте крохе свободу действий: сначала малыш будет стучать ложкой, облизывать, махать и т.д., но только не кушать ею. Ничего страшного – дети таким способом знакомятся с новыми предметами. Постепенно ребенок поймет, для чего нужна ложка и научится не только удерживать ее, но и зачерпывать ее пищу и даже доносить ее до рта.
  4. Всегда на первых этапах обучения помогайте крохе: зажав рукоятку ложки ручкой ребенка, помогайте удерживать предмет, зачерпывать еду и направлять ее ко рту.
  5. Будьте терпеливы, доброжелательны и ласковы, хвалите кроху за любую удачную попытку, подбадривайте, если что-то не получается.
  6. Если ребенок просит о помощи, не отказывайте ему. Придержите ручку с ложкой, помогите зачерпнуть кашу, направьте ее к ротику, покажите, как нужно держать столовый предмет.
  7. Для закрепления навыков удерживания ложки отправляйтесь в песочницу и предложите малышу небольшой лопаткой набрать в ведерко песок. Оттачивать навык держать ложку можно и дома: для этого в одну емкость положите фасоль, а вторую оставьте пустой. Задача ребенка – ложкой переместить всю фасоль в пустую емкость.
  8. Каша, пюре или суп не должны быть слишком жидкими – идеальная консистенция, когда еда легко зачерпывается ложкой, но не выливается из нее.
  9. Кормление должно осуществляться в одно и то же время.
  10. Если малышу удобней есть вилкой или руками – не препятствуйте ему.

Никогда не навязывайте ребенку пользование ложкой – малыш начнет отказываться от нее, что в итоге продлит период привыкания. Будьте последовательны, терпеливы и непоколебимы. Помните, что этот процесс может занять не один месяц, ведь кушать ложкой – достаточно сложный навык, требующий от малыша концентрации внимания, точных координаций движений и значительных усилий.

Научить ребёнка пользоваться ложкой не всегда удаётся без различных осечек. Маме нужно набраться терпения, поскольку приёмы пищи станут более продолжительными, а сам процесс привития навыка займёт не одну неделю.

Следует морально подготовиться и к тому, что малыш начнёт пачкать всё вокруг, в том числе и себя. Маме придётся много убирать, умывать детское личико. Однако такие проблемы преодолеваются, зато каждая ложечка приближает ребёнка к самостоятельности.

Важно понимать, что точные сроки, когда ребёнок начнёт есть с ложки самостоятельно, назвать довольно непросто, поскольку каких-либо определённых возрастных границ и параметров попросту не существует.

Конечно, имеются усреднённые данные, что в 1 годик ребёнок должен крепко держать ложку, а в 18-месячном возрасте сам уверенно орудовать данной столовой принадлежностью. Но так как малыш развивается в собственном темпе, то и сроки появления данного навыка индивидуальны.

Некоторые дети уже в 8 — 10 месяцев достаточно ловко пользуются столовыми приборами, отправляя в рот каши, пюре и прочие блюда первого прикармливания, а другие и в 2 года ждут, когда родители покормят их с ложечки.

И всё же существует определённая закономерность – к концу младенческого возраста (12 месяцев) ребёнок сам старается обслужить себя за столом. Увеличенный интерес к приёму пищи и копированию взрослого поведения приводит к тому, что кроха забирает у мамы ложку.

В такой ситуации отказывать ребёнку нельзя. Конечно, первоначальные его попытки попробовать ложечку пюре закончатся неудачей или измазанным лицом. Поэтому задача взрослых – последовательно и без спешки показывать и объяснять, как правильно брать столовый прибор и пользоваться им.

Популярный теледоктор Комаровский убеждён, что нет нужды заставлять детей пользоваться ложкой, если они ещё не готовы к этому или им неинтересна данная столовая принадлежность. Чрезмерная настойчивость нередко приводит к отказу ребёнка от кормления.

Чтобы научить ребёнка есть самостоятельно, необходимо предварительно позаботиться о выборе первого столового прибора. Правильно подобранная ложка ускорит процесс приобретения навыка и уменьшит число «осечек».

При покупке этой столовой принадлежности следует обращать внимание на несколько важных нюансов:

  • самое важное условие – ложка должна быть безопасной. Приобретать столовую принадлежность необходимо в специализированных детских магазинах, в которых имеются все необходимые сертификаты, подтверждающие безопасность материалов;
  • не нужно путать приспособление для первого прикармливания с ложкой для самостоятельного приёма пищи. Требуемый в нашем случае предмет кухонной утвари должен отличаться широким черпалом, чтобы ребёнок не смог уронить захваченную еду;
  • поскольку дети в 1 год поначалу захватывают и сжимают ложку кулачком, то важно позаботиться и о выборе правильного держателя. Рукоятка у столовой принадлежности должна быть укороченной и широкой. В этом случае ребёнок будет крепче её удерживать;
  • в продаже имеются ложечки с изогнутыми ручками. Считается, что с такими приборами маленьким детям проще справляться. Ещё один вариант – изделия с поворотными держателями. Как бы ребёнок ни поворачивал ручку, особый стержень внутри крутится следом за ней, поэтому набранная еда не вываливается. Дополнительно имеется фиксатор для блокировки стержня, когда ребёнок подрастёт.

Для малышей от 10 месяцев до двух лет лучше приобретать пластмассовые ложечки. Они лёгкие, яркие, хорошо ложатся в руку ребёнка, отличается многообразием форм и размеров.

Тарелки и чашки лучше также покупать из термостойкого пищевого пластика. Такая посуда отличается лёгкостью, стойкостью к ударам и падению с высоты, а также экологичностью. Для формирования пищевых навыков стоит приобрести тарелку с присоской. Она не перевернётся.

Также следует не забывать про нагрудники из ткани или из особо мягкого и гибкого пластичного материала. Тканевые передники придётся стирать после каждого приёма пищи, пластиковые фартуки отстирывать не нужно, достаточно просто смыть капли и просушить.

Приучать ребёнка есть столовыми приборами нужно лишь после того, как у него возник интерес к процессу приёма пищи. А вызывать заинтересованность с помощью игр, угроз или мультиков во многом бесполезно – это не вызовет желания чему-то научиться.

А чтобы ускорить и упростить обучение, стоит прислушаться к следующим рекомендациям специалистов и опытных родителей, которые уже прошли этот путь:

  1. Нужно озвучить решение о том, что детка теперь ест самостоятельно, всем домочадцам. Иначе получится так, что мать учит ребёнка держать ложечку, а когда он начнёт бывать у бабушки, то она его станет кормить сама. В такой ситуации процесс приучения затянется.
  2. Чтобы стать умелым, ребёнку нужно учиться владеть ложкой каждый день. Но если он неважно себя чувствует по причине болезни или прорезывании зубов, не нужно принуждать его кушать самостоятельно. В такой день лучше отойти от правила и накормить кроху с ложки.
  3. Маме нужно быть рядом с малышом во время приёма пищи. Ситуации бывают разные – ребёнок устаёт, капризничает, может подавиться даже небольшим кусочком. Поэтому лучше присесть рядом и наблюдать за крохой.
  4. Научить ребёнка держать ложку можно не только в процессе кормления. Отлично подойдёт для тренировки песочница, где малыш орудует лопаткой. Также следует почаще играть с куклами, объясняя, что они тоже «хотят кушать».
  5. Как быстро приучить ребёнка к ложке? Важно выбрать оптимальную консистенцию блюда – пюреобразную, но не жидкую. Идеально подойдут каши, овощные пюре, творог или густоватый крем-суп. Порции должны быть небольшими, чтобы сохранялся необходимый температурный режим.
  6. Если ребёнок тянется не к ложке, а вилке, позвольте ему выбрать для начала обучения этот «зубастый» предмет. Важно лишь приобрести особую вилку с закруглёнными краешками и затупленными зубцами. Но тогда и еда должна быть не жидкой, а кусочками (отварные овощи).

Более подробно о том, когда следует в детский рацион и как правильно готовить эти блюда, читайте в статье детского доктора.

Ребёнка заинтересует процесс питания, если оформлять блюда красиво (делать цветы, зверей, смайлики) и подавать их в тарелках с рисунками на донышках. Нужно объяснить малышу, что в конце обеда его ждёт небольшой сюрприз.

Этикет для малыша

Для дошкольников, школьников и детей подросткового возраста более подробно описаны в другой статье. Обязательно прочитайте и её тоже, чтобы иметь общее представление о хороших манерах ребёнка.

Как уже было отмечено, глупо ожидать от маленького несмышлёныша, что он с первого раза начнёт кушать аккуратно. Поначалу съеденный, вернее, подносимый ко рту продукт будет находиться везде – на одежде, столе и даже на полу.

Однако эта закономерность вовсе не означает, что маленькому ребёнку не нужно показывать, как себя следует правильно вести за столом. Здоровые пищевые привычки формируются уже в раннем детстве:

  1. Перед каждым приёмом пищи малышу в обязательном порядке моют ручки . Это основа основ гигиены, поэтому пренебрегать этим нельзя. Мама показывает крохе, как правильно это делается и почему это так важно (простейшее объяснение – чтоб животик не болел).
  2. Не следует окружать кушающего ребёнка многочисленными игрушками , включать ему мультики, пытаясь словить момент, когда он откроет ротик. Кухня – вот идеальное место для приёма пищи, а играть нужно в детской.
  3. Игра с ложкой допустима лишь на этапе знакомства с предметом . Затем не следует допускать игр со столовыми приборами. Если кроха разбаловался, обед прекращают.

Нельзя ругать малыша за неаккуратные действия. Просто стоит предложить ему салфетку. Приученный малыш уже с двух лет сможет вытирать ручки и лицо, естественно, по мере возможностей.

Решение вопроса, как научить ребенка кушать самостоятельно ложкой, не терпит суеты. Если малышу скоро нужно будет идти в ясли, не стоит слишком торопиться и буквально заставлять его брать столовый прибор в ручку. Обычно в коллективе малыши быстрее адаптируются, если, конечно, закреплять успехи дома.

И напоследок. Существуют универсальные принципы, которые будут полезны для мамы, желающей приучить кроху к самообслуживанию. Во-первых, не предъявляйте к ребёнку непосильные требования. Во-вторых, не делайте за него те действия, с которыми он сам справляется.

Ложка – один из первых инструментов, который малыш начинает использовать «по назначению». Для ребенка это очень серьезное дело – научиться самостоятельно есть, и без помощи взрослого тут не обойтись.

В каком возрасте ребенок научится есть самостоятельно, в первую очередь зависит от родителей. Чем больше они опекают малыша, тем медленнее он осваивает новые навыки. И наоборот, малыш, которого мама не ограничивает в его стремлении к самостоятельности и во всем поддерживает, быстро освоит эту нелегкую задачу.

При обучении ребенка навыкам самостоятельного пользования ложкой родителям надо набраться терпения. Кормления будут занимать больше времени, чем обычно, а процесс обучения займет не один день. Надо приготовиться к тому, что во время еды малыш будет пачкать не только себя, но и все вокруг. После каждого приема пищи придется вытирать стол, пол, измазанные едой руки и лицо ребенка. Но это не повод для того, чтобы отказываться от поставленной цели и возвращаться к кормлению с ложечки.

Когда начинать учить ребенка есть самостоятельно?

Дети с разной скоростью осваивают навык пользования ложкой, но, как правило, к 1–1,5 годам они уже начинают есть самостоятельно.

Самостоятельность при приеме пищи впервые проявляется у ребенка в тот момент, когда он начинает сам есть печенье, сухарики, хлеб. На следующем этапе своего развития малыш начинает брать пищу из тарелки руками. Ругать его за это ни в коем случае нельзя – это своеобразная тренировка: он берет руками пищу и учится попадать едой себе в рот. Именно эти действия приближают маленького человека к освоению навыка самостоятельного употребления пищи. Ведь прежде чем начать есть ложкой, ребенок должен научиться брать и удерживать предметы между большим и указательным пальцами. Когда кроха освоит этот важный навык – а произойдет это примерно к 7–8 месяцам, – можно начинать учить его пользоваться ложкой.

У нас самообслуживание

С самого раннего возраста надо приучать ребенка есть на кухне или в столовой. Для кормления необходимо приобрести специальный детский стульчик со съемным столиком, за которым малышу будет удобно кушать.

Также у крохи должна быть своя посуда: ложка, глубокая и мелкая тарелки, чашка. Вся детская посуда должна быть небьющейся, так как, возможно, ей не раз придется падать на пол. Этим требованиям отвечает термостойкий пищевой пластик.

Тарелка. На первых порах малышу подойдет тарелка с высокими бортиками и присоской – она крепится к столу, и малышу вряд ли удастся ее перевернуть. Крохе будет интереснее кушать, если на тарелке будут изображены различные зверюшки или сказочные герои. Можно сочинить для него какую-нибудь сказочную историю и заинтересовать нарисованным сюжетом. Существуют тарелки с подогревом; у них внутри есть резервуар, куда заливается горячая вода – благодаря этому пища долго остается теплой.

Чашка. Чашку лучше выбрать небольшого размера (не более 100–125 мл), с ручками с двух сторон. Ребенок сможет держать ее двумя руками.

Ложка. Сейчас делают специальные ложки для малышей: небольшого размера, с нескользящей удобной ручкой, часто округлой формы, удобной для захвата детской ладошкой.

Вилка. С детской вилкой малыша можно познакомить примерно в 1,5–2 года, когда он уже хорошо управляется с ложкой. Зубчики у детской вилки должны быть не острыми, а закругленными, чтобы малыш не мог поранить себя. Ребенку надо показать, что если приходится накалывать вилкой кусочки еды (кусочки котлеты, рыбы и т. д.), то ее необходимо держать зубцами вниз, а если вилкой кушать пюреобразную пищу (картофельное пюре, вермишель) – то ее надо держать как ложку.

Мама обязательно должна показать малышу, как накалывать еду на вилку и как аккуратно снимать пищу с вилки ртом, чтобы не пораниться.

Существует также специальная обучающая посуда для малышей. Пластмассовые ложки и вилки из таких комплектов имеют форму, изогнутую в сторону лица. Благодаря этому крохе легче донести еду до рта.

Нож. Чуть позже, в 2,5–3 года, можно дать ребенку неострый детский нож, предварительно продемонстрировав, как им правильно пользоваться.

Нагрудник. Чтобы малыш не испачкался во время еды, необходимо надевать на него специальный непромокаемый фартучек или нагрудник с кармашком внизу. Фартучков лучше иметь несколько, так как после каждого кормления их придется стирать. Очень удобны нагрудники с загнутым нижним краем, так как они предотвращают стекание на одежду малыша жидкой пищи. Эти нагрудники изготавливаются из специального мягкого и гибкого пластика. Они хороши тем, что их не надо стирать – они легко моются и быстро сохнут. Малышу вполне достаточно будет иметь один такой нагрудник. Помытый после еды, он уже через 5 минут снова готов к употреблению.

Как научить ребенка есть ложкой? Основные принципы

Чтобы научить ребенка есть ложкой, необходимо последовательно соблюдать несколько принципов.

  • Решение о том, что малыш будет учиться есть самостоятельно, должно быть оговорено со всеми членами семьи. Чтобы не получилось так, что мама учит малыша пользоваться ложкой, а бабушка или другие родственники кормят его сами. В этом случае малыш будет лениться и процесс обучения может затянуться.
  • Учить ребенка есть ложкой нужно каждый день, чтобы он не забывал уже приобретенных навыков. Однако если кроха болеет, у него режутся зубки, он устал или у него просто плохое настроение – не надо заставлять его кушать самостоятельно. Лучше в этот раз покормить малыша с ложечки, а когда состояние ребенка нормализуется, снова предложить ему есть самому.
  • Родители обязательно должны показать, как едят они сами. Для этого надо стараться организовывать совместные трапезы. Основной чертой детского поведения является подражание, поэтому, глядя на взрослых, он станет брать с них пример и будет стремиться кушать самостоятельно.
  • Кормить ребенка лучше в строго установленное время.
  • Для первых попыток самостоятельно пользоваться ложкой лучше всего подходят каши и пюре – это густая пища, и малышу проще донести ее до рта. Если дать крохе сразу самостоятельно есть суп, то он просто расплескает содержимое ложки, не донеся еду до рта.
  • Лучше предлагать ребенку есть самостоятельно, когда он действительно голоден. Желательно, чтобы это были вкусные, любимые блюда.
  • Не надо ставить на стол пред ребенком сразу все, что приготовлено на обед. Иначе он выберет , а от остального откажется. Первое и второе блюдо должны подаваться отдельно, из разных тарелок.


Едим ложкой

Чтобы малыш понял, как надо есть ложкой, маме нужно вложить "инструмент" в его ручку и показать, как правильно им пользоваться. Мама берет руку ребенка в свою, зачерпывает еду из тарелки и помогает ему донести ложку с едой до рта. Когда эта процедура повторится несколько раз, малыш поймет, как пользоваться ложкой. Первое время он будет держать ложку в кулачке, так как у него еще плохо развиты мелкая моторика и координация движений. Крохе просто тяжело держать этот столовый прибор правильно.

Главная его цель на данном этапе – донести еду до рта. Но все равно малышу надо показывать, как правильно держать ложку, тогда он постепенно научится и этому.

Если ребенок самостоятельно и с аппетитом начал есть сам, но быстро устал, мама должна докормить его. Лучше это делать параллельно – второй ложкой. Если у малыша не получается набирать еду в ложку самостоятельно, можно предлагать ему уже наполненную едой ложку. Также крохе можно предложить такой вариант еды: одну ложечку с едой кладет ему в рот мама, другую – он сам.

Как научить ребенка пить из чашки самостоятельно?

Учить малыша пользоваться чашкой можно начинать в 6–8 месяцев. Многие родители при переходе ребенка от груди или бутылочки к чашке используют в качестве промежуточного звена поильник. Ведь научиться пить из поильника ребенку намного легче, чем из чашки. Поильник – это пластиковая чашечка, на которую надевается специальный колпачок с носиком, жидкость из этого носика попадает точно в рот малыша. Но вовсе необязательно ребенок должен пить из поильника, до того как научиться пить из чашки.

Прежде всего, мама должна показать малышу, как надо пользоваться чашкой. Для этого она должна попить из чашки сама на глазах у ребенка. Затем надо аккуратно прижать чашку к губам ребенка, слегка наклонить и дать ему сделать 1–2 глотка любимого им напитка. В первое время нужно обязательно придерживать чашку и контролировать действия ребенка, подстраховывая его. Очень скоро малыш поймет, каким должен быть угол наклона, чтобы жидкость попадала в рот, и тогда ему можно будет разрешить пить из чашки самостоятельно. При обучении важно соблюдать два правила:

Поначалу в чашку наливать немного жидкости – на 3–4 глотка, – чтобы малыш случайно не захлебнулся;
питье должно быть обязательно привычным для крохи.

Этикет для ребенка

С раннего возраста у ребенка формируются правильное пищевое поведение и привычки. Поэтому необходимо сразу учить его правильно вести себя за столом.

  • Перед едой надо обязательно мыть ребенку руки. Это один из главных гигиенических навыков. Мама должна показать малышу, как правильно мыть руки, и постараться доступно объяснить, зачем это надо делать.
  • Не нужно кормить ребенка вне кухни и во время игры. Многие мамы, пытаясь накормить малыша, окружают его различными игрушками – это неправильно. С самого начала нужно дать понять крохе, что во время еды надо есть, а играть – потом.
  • Нельзя разрешать ребенку играть с едой и столовыми приборами. Когда малыш начинает баловаться, стоит сразу прекратить кормление.
  • Не нужно ругать ребенка за неаккуратность – лучше научить его пользоваться салфеткой. Подходящий для этого возраст – 1,5 года. Сначала мама должна показать малышу на своем примере, для чего нужна салфетка, а затем можно предложить ее крохе.

Правила для взрослых

  • Не следует кормить ребенка насильно, поскольку у него может закрепиться отрицательное отношение к еде.
  • Нельзя торопить малыша во время еды.
  • Нельзя оставлять ребенка во время еды одного; он может подавиться или поперхнуться.
  • Обязательно надо хвалить кроху, даже если у него не все получается.

И наконец, два универсальных правила, о которых важно помнить взрослым, приучающим малыша к самостоятельности:

  • не предъявлять ребенку непосильные требования;
  • не делать за малыша то, что он может сделать сам.

Возможно, вам будут интересны статьи

Наблюдая за тем, как растёт наш малыш, мы, с одной стороны, хотим, чтобы он побыстрее стал самостоятельным, не зависящим от взрослых, а с другой — так хочется, чтобы время младенчества продлилось бы подольше — ведь так приятно ухаживать за малышом, чувствовать свою необходимость и его зависимость от родителей. Вообще, вопрос независимости ребёнка — один из главных, которые пытаются решить родители, воспитывая своё чадо. В одной из книг по уходу за ребёнком я прочла интересную фразу: "Правильно воспитать ребёнка — это значит научить его обходиться без родителей". Первое, чему его надо научить делать — есть самостоятельно.

Когда же можно дать ложку ребёнку? Путь это долгий, и он потребует от родителей огромного терпения, и возраст, в котором ребёнок научится есть самостоятельно, зависит от взрослых, от того, сумели ли они вовремя разглядеть порывы к самостоятельности и поддержать своего малыша в этом трудном деле.

Итак, на что же следует обращать внимание? Ниже я опишу этапы по возрастам, но следует сказать, что не стоит буквально принимать это, так как каждый ребёнок — это индивидуальность, один раньше начинает сидеть, другой — ходить, третий — говорить. Поэтому границы эти весьма условны.

3-4 месяца. Малыш уже умеет есть с ложки фруктовое пюре, если Вы кормите из бутылочки, он кладёт на неё руку, но пока не может самостоятельно удержать её.

5-6 месяцев. Вы вполне можете научить ребёнка пить из кружки, надо только, чтобы ребёнок умел сидеть хотя бы с поддержкой. Возьмите малыша на руки, усадите его; в кружечку небольшого размера (объёмом около 50 мл) такую, чтобы её диаметр был 5-6 см, налейте 1-2 чайные ложки сока или компота (не больше, чтобы малыш не захлебнулся) и поднося к губам ребёнка, осторожно наклоняйте её. Почувствовав вкус напитка, малыш сделает глотательное движение. Поверьте, что таким образом Вы очень быстро научите ребёнка пить из чашки. (Если кто-то сомневается, то могу сказать, что оба моих ребёнка успешно пили из чашки с 5-ти месяцев).

6-7 месяцев. Ребёнок может самостоятельно сидеть на специальном высоком стульчике, "как взрослый", может вместе со всеми членами семьи участвовать в приёмах пищи. Он может сосать корочку хлеба, сухарик, печенье, держа их всеми пятью пальцами.

9-10 месяцев. Малыш может уже хорошо пить из чашки, но если Вы ещё предлагаете ему молоко в бутылочке, то он самостоятельно держит её, сам берёт соску и вынимает её, закончив пить. Если Вы даёте ребёнку протёртую еду, он берёт маленькие кусочки руками и самостоятельно кладёт их в рот. Не советую запрещать ему делать это, так как возможно, в случае запрещения он позже других научится есть и ложкой.

В этом возрасте ребёнок пачкается сам и пачкает всё вокруг, поэтому советую сшить или купить большой клеёнчатый нагрудник, а под стульчик постелить большую клеёнку.

11-12 месяцев. Малыш очень интересуется ложкой и буквально выхватывает её из рук матери. Это не — это потребность научиться самостоятельно управлять этим предметом (я советую в этом возрасте готовить для кормления две ложки: одну Вы предложите малышу взять в руки, а другой будете, всё-таки, кормить его, так как пройдёт несколько недель, прежде чем он научится самостоятельно зачерпывать пищу ложкой и доносить её до рта). В этом возрасте ребёнок уже держит сухарь или печенье, как взрослый, большим и указательным пальцами; умеет вынимать предметы изо рта самостоятельно. Но в этом возрасте и прибавляется маме хлопот, так как ребёнок различает отдельные блюда и от некоторых категорически отказывается.

15 месяцев. Ребёнок различает блюда и указывает пальцем на то, что он хочет. Может держать кружку, правда, только двумя руками; пытается есть ложкой, но пока ещё доносит до рта лишь незначительную часть пищи, да и держит ложку неправильно.

18 месяцев. Малыш делает первые успехи в овладевании ложкой, особенно хорошо это получается, когда ест густую пищу. Он уже хорошо держит стакан (что намного легче, чем держать кружку), но пока ещё часто его опрокидывает. Нередко предпочитает самостоятельно есть часть пищи, но быстро устаёт и хочет, чтобы ему помогали. И здесь ещё один совет: если Ваш малыш уже научился хоть немного есть ложкой, не кормите его больше. Я понимаю, что кормление тогда будет очень долгим, но наберитесь терпения: чем раньше это произойдёт, тем Вам же потом легче будет. Когда ребёнок голоден, он будет изо всех сил стараться утолить голод, если он за 10 минут съедает основную часть пищи, не кормите его больше.

Поверьте, что если в этом возрасте Вы не утолите этой естественной потребности есть самостоятельно, то в более старшем возрасте ребёнок вряд ли захочет это делать, ведь он уже привыкнет к тому, что его кормят.

Я хочу ещё раз предупредить, что нет одного-единственного правильного возраста, чтобы самостоятельно есть. Не пытайтесь заставить ребёнка, если он ещё не созрел для этого и не проявляет интереса, это лишь создаст дополнительные трудности. Важно вовремя "уловить момент" и естественный интерес ребёнка направить в нужное русло.

21 месяц. Ребёнок практически всё может есть самостоятельно, но пока очень неаккуратно.

2 года. Успехи малыша достаточно внушительны: до сих пор для каждого приёма пищи требовалась чистая салфетка, теперь же иногда ему удаётся почти не испачкать её за время еды, но неожиданности в виде опрокинутого стакана с компотом или перевёрнутой на пол тарелки с супом ещё случаются, поэтому будьте готовы ко всему и не ругайте малыша за "провинность".

В этом возрасте ребёнок уже может держать кружку одной рукой.

Если Вы внимательно наблюдаете за своим чадом, то заметите, что в этом возрасте у малыша есть определённые привычки, которые становятся ритуалом: приёмы пищи должны всегда проходить одинаково (как все предыдущие) необходимые предметы должны находиться на своих местах (кружка, салфетка, тарелка). Именно в этом возрасте Вы уже можете прививать ребёнку гигиенические навыки.

2,5 года. Ваш малыш уже в состоянии овладеть новым предметом — вилкой, он может использовать её для накалывания кусочков пищи (некоторые дети поступают очень интересно: они руками накалывают на вилку, например, макаронины или какую-либо другую еду и затем отправляют её в тор). Пюре пока удаётся есть только ложкой.

3 года. Приблизительно с этого возраста ребёнок начинает вести себя правильно за столом, Вы уже можете взять его с собой на обед к друзьям или даже в ресторан, не опасаясь при этом, что его неловкость заставит Вас покраснеть. Он становится более ловким и уже может держать чашку за ручку.

4 года. Ребёнок осваивает ещё один новый предмет — нож. Малыш может намазать масло на хлеб или отрезать кусочек мягкого сыра, но он пока недостаточно силён и ловок, чтобы разрезать мясо и жёсткие фрукты (этому он научится не раньше 7 лет).

Малыш с удовольствием помогает накрывать на стол, проявляет интерес к приготовлению еды. Воспользуйтесь этим его естественным стремлением, и у Вас вырастет отличный помощник.

Желаю удачи и приятного аппетита.

На основе личного опыта и литературы:

  1. Б.Спок "Ребёнок и уход за ним", Владикавказ, "Алания", 1991
  2. Справочник "Ребёнок: уход, питание, вакцинопрофилактика", Кишинёв "Штиинца", 1988
  3. К.Ладодо, Л.Дружинина "Продукты и блюда в детском питании", М., "Росагропромиздат", 1991.

Ирина Быкова, детский врач и по совместительству мама двоих детей.

Обсуждение

Моему сыну 2года,вообще не ест сам,не хочет капризничает,как его научит самостоятельно есть?

11.10.2017 21:18:33, Эльзана

мне очень понравилась сатья! Кстати, я не знала, что если ребенку запрещать брать маленькие кусочки ручками -позже будет брать ложку. Нам 9,5 месяца, но уже давно интересуемся ложкой!А вот клеенчатый нагрудник нам совсем не понравился. Лучше большой тряпошный-он впитывает воду, а не сливает ее вниз.

Спасибо за советы нашему ребенку 1 год и 19 дней. Очень капризничает в результате того, что просит ложку, чтобы есть самостоятельно. Но естественно весь в каше и т. д. Использовать вторую ложку не пришло в голову. Хочу поробовать сегодняже. Спасибо еще раз.

21.05.2004 20:26:31, Афанасий 15.12.2003 20:43:27, Mamochka

Большое спасибо за подробное описание этапов. Возник только один вопрос. Я читала что детишкам, которые хорошо растут и прибавляют в весе на грудном молоке до полугода можно вообще не вводить прикорм и не давать пить водичку. Как же тогда быть? Как научить ребенка пить из чашечки? Может быть наливать туда грудное молоко?

Упс! А я-то думала, что одна такая умная - сынулька перестал нормально есть, и я предположила, что он жаждет самостоятельности. Вследствие чего дала чаду вторую ложку, которой он с удовольствием и сопутствующим свинячеством начал кормить меня. Сразу закончились проблемы с едой.
Спасибо, очень познавательно - теперь буду знать, как дальше разивать успехи. Вот только кто бы убирал после этого мою кухню, а? :))))

11.10.2000 12:43:15, Рыжик

Спасибо, замечательный подробный рассказ. У меня малышу 11,5 месяцев. Как вы и описываете последние месяца полтора, мы едим только с двумя ложками. Одной я его кормлю, а второй Егор либо кормит меня (так как это именно то, что он видит, сейчас я его даже специально сажаю за стол, когда едим мы с мужем, чтобы он видел, как едят взрослые), либо пытается есть сам, ну либо размазывает еду по столу - это же так интересно! :))) Будем надеяться, что скоро будет есть как настоящий джентлмен:)).

Комментировать статью "Учимся есть самостоятельно"

Пробуем мясо Мясо содержит большое количество белков высокой биологической ценности и является источником важных минералов – железа и цинка. В питание малыша мясо можно вводить с 6,5-7,5 месяцев. Следует выбирать нежирные сорта мяса – говядину, нежирную свинину, кролика. Куриное мясо часто вызывает у малышей аллергию, поэтому лучше не спешить с его введением (не раньше 10-11 месяцев). Детям раннего возраста мясо должно быть протерто в пюре. Начинают вводить мясо с небольшой порции (1\4-1\2...

Каша промышленного производства – в чем плюс? Крупы являются ценным источником сложных углеводов, обеспечивающих организм энергией, растительных белков, большого спекра витаминов, микро и макроэлементов, а также растительных волокон, необходимых для нормального функционирования желудочно-кишечного тракта. Лучше отдавать предпочтения кашам промышленного производства. Они проходят исследования на пригодность к использованию в детском питании, производители дают гарантию экологической чистоты...

Учимся кушать самостоятельно Малыш растет, пробует новую пищу и приходит время, когда нужно учиться кушать самостоятельно. Чтобы освоить этот важный навык, следует придерживаться следующих правил: · Обучение проводят, когда ребенок голоден, чтобы сохранить интерес к пище. Но не стоит учиться кушать, когда ребенок сильно устал или хочет спать. · Чтобы ребенку было удобно брать еду, нужно предложить оптимальный объем пищи определенной консистенции. Идеально подходят овощные пюре, густые каши...

Учимся кушать самостоятельно Возраст, в котором малыш начнет кушать сам, во многом зависит от родителей. Чем больше они будут проявлять свою опеку, тем сложнее будет ребенку стать самостоятельным. Чтобы готовить ручку малыша к еде ложкой, можно давать ему сосать сухарик, печенье, кусочек яблока. Это уже будет первым самостоятельным приемом пищи. Месяцев в 7-8 если предложить малышу попробовать кормить себя самому, то, скорее всего, он начнет брать еду из тарелки ручками. Как правило, это...

Обсуждение

Мы кушаем вместе. Я - свое, а малыш - свое. Повторяет, что делает мама. Вначале в еде было все вокруг, но постепенно он ест все чище и аккуратнее.

А я считаю, что пусть учится. Ну и что, что повсюду грязь, зато малышу весело и он становится самостоятельным.

Наткнулась на интересный опрос в сообществе - отдали бы вы ребенка в сад, если бы у вас была возможность с ним сидеть дома?! Я без сомнений отдала малышку в садик, она очень хорошо ладит с детьми, с садом нам очень-очень повезло! Хотя слышала я много разных отзывов от одноклассниц и подруг. Но нам с садом очень повезло, замечательные и высококвалифицированные педагоги у нас, отличные условия, кормят просто прекрасно. Всегда знаю, что даже если задержусь в пробках, ребенка накормят ужином...

Ослабнет действие данных факторов - будет успешно учиться дальше. Интеллект как самостоятельная ценность - это здОрово, но и кушать иногда что-то надо, не находите?

Обсуждение

Читаем возрастную психологию:) В младшем школьном возрасте ведущая деятельность-учебная. В младшем подростковом ведущей деятельностью становится межличностное общение. В том смысле, что в приоритете у 6 классников обшение с ровесниками. А тут как раз у девочки проблемы. Потому и учиться она не хочет.
Не ругайте, не пугайте и не пускайте на самотек уроки. Любите, хвалите, проводите свободное время с ребенком, разговаривайте обо всем. А уроки делайте вместе. Сразу по приходу с работы. На письменный стол чай -бутерброды -конфеты для работы мозга:) -дочку обнять, поцеловать и садиться рядом с ней.
Ей сложно сейчас, но ваша задача -не допустить пробелов в знаниях. Поддержите ее год-два, а дальше само пойдет.

девочки мои, вы такие хорошие! спасибо за поддержку. Я теперь знаю, что не у одной у меня такие проблемы.
раньше до 5 кл. такого не было, она медленно, но делала сама уроки...да, англ. и франц, матем контролировались всегда...
меня пугает -отсутствие интереса к учебе, нет любимых предметов, ей что 5, что 3 одинаково....вот что!может и правда...МС на носу, вот ее и колбасит.

Liskai-ответ:
я надеюсь к тому времени, когда она вырастет и пойдет голосовать, ей на тележке мозги подвезут дополнительную порцию:)не надо на нас крест ставить. куча примеров, когда супер воспитанные и подающие надежды дети становились изощренными преступниками или просто неприятными людьми....так что, ваш пример с кнопкой неудачен.

Персонажи серии «Лесная сказка»: Мишка, Лисенок и Зайка – поселились и на новых товарах для кормления малыша ТМ «Мир детства». Теперь учиться кушать самостоятельно малыш будет с еще большим удовольствием. Красивые и очень удобные столовые приборы, поильники и сеточки для прикорма будут способствовать хорошему аппетиту ребенка. В серии «Лесная сказка» представлен большой выбор поильников самых разных форм для деток любого возраста. Поильники ТМ «Мир детства», изготовленные из безопасного...

Очень подвижный и любопытный, ему надо быть в курсе всего, что происходит вокруг, надо части тела, повторяет за взрослым движения, «своих» узнает, учится кушать самостоятельно.

Обсуждение

Приемные родители и опекуны там не приветствуются, будьте готовы, кандидаты, к письменному обращению с опекой!

Кристина Д.
родилась в сентябре 2013.
Возможные формы устройства: опека (попечительство).
Братья/сестры: нет.
Опека: МО «Константиновское» (куда обращаться).

Кристина – маленькое чудо, само очарование. Настороженно относится к незнакомым людям, но интерес к новому у нее сильнее страха. Кристина самостоятельно садится и сидит, встает, держась за опору, ходит с поддержкой и пробует делать первые самостоятельные шаги. Кристина активно интересуется всем, что находится вокруг неё, берет в руки и рассматривает игрушки, пробует на зуб.

Кристина ждет замечательную маму!

Анкета добавлена: 08.12.14

Давным-давно (может быть, в прошлую пятницу), когда вашему прелестному созданию было годика полтора-два, он/а научился говорить. И из всех слов русского языка ваше сокровище выбрало чудесную парочку - «дай!» и «неть!» - и тиранило вас ими с утра до ночи (и даже намного дольше). «Пора домой; не рисуй на обоях; иди кушать; дай я тебя умою...» - а в ответ сплошные протесты и требования. Ваше чудо протестовало, бунтовало, хулиганило. Оно пыталось вас не признавать. Даже бороться с вами. Вероятно...

Зачем репетиторы? То есть, Вы признаете, что самостоятельное обучение, без А ты когда в школе училась, уверена была, что все у тебя проверяют досконально?

Обсуждение

Если есть куда переходить, если есть силы и желание туда поступить(без репетиторов и титанических усилий), если не на много увеличится время от школы до дома и ребенок в состоянии самостоятельно преодолеть это расстояние, то почему не попробовать?

Переводить в 5-й имеет смысл только если:
1. У ребенка проблемы с одноклассниками
2. Учителя по русскому и математике Вас не устраивают
3. Более 2-х неадекватных учителей
4. Сильная школа не более 40 минут в один конец

Через два месяца, 7 февраля 2014 года, состоится открытие Олимпийских зимних игр в Сочи. Готовиться к Олимпийским зимним играм теперь могут даже малыши! Приобретая официальную лицензионную продукцию с талисманами «Сочи 2014» в категории «Товары для новорожденных» родители используют уникальную возможность «прикоснуться» к Играм, внести свой вклад в подготовку и проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи. В линейке официальной лицензионной продукции...

Первые шаги самостоятельности проявляются у малыша ближе к году. Картина в виде размазанной каши по столу или супа на лице у ребенка известна каждой маме. Ведь необходимо только отвернуться, как малыш уже руками перебирает свою еду в тарелке и пытается понять, какая она не только на вкус, но на ощупь. Процесс приучения ребенку к тому, чтобы он самостоятельно ел за столом требует большого терпения со стороны родителей. Существует пять основным правил учебы ребенка кушать самостоятельно: 1...

Учиться будут самостоятельно? Смотря какие студенты. У моей летние каникулы все были "по-взрослому": ровно 28 календарных дней.

Дорогие друзья, обращаюсь за помощью к тем, у кого есть такая возможность! У меня есть племяшка - Божедомова Настя, 3 годика, (ДЦП, спастический тетрапарез, 6% зрения). Настина группа в контакте: [ссылка-1] Настасья родилась 14 февраля – в день всех влюбленных, и, наверное, только любовь помогла ей выжить тогда, когда врачи не давали никаких прогнозов и лишь отводили глаза. Настенька живет и дарит свою любовь родителям уже 3 года. За это время было пройдено очень много: больницы и...

Так-то да, на самом деле это нужно ему, но когда ребенок это поймет самостоятельно - будет поздно... тех, кто может сам учится, готов осваивать программу практически самостоятельно.

Обсуждение

Прошло 10 лет Интересно знать как дела у вашего сына

20.02.2019 11:16:53, Ирина4747

А что он делает потому что надо? Не интересно, не хочется, а именно НАДО?
Что знает про вас из того что вы делаете регулярно на основе "нравится-не нравится жуй моя красавица"?
Про других людей из того же?
Это я к чему, мотивация это прекрасно, это позволяет делать с удовольствием. Но дисциплина важнее, что должно быть сделано делать все равно приходится. А кто не умеет сам себя мотивировать сам виноват, значит будет делать без удовольствия. Но все равно будет. Делать. Все что надо. В срок.
Имхо у ребенка просто не сформировано представление о дисциплине и исполнении своего долга как о неотъемлемой части жизни от которой никто никуда не делся и избежать не удастся.

Него труднее всего (была практически непосильно для самостоятельного выполнения). Но продленка смешанная из двух классов, которые учатся по разным программам.

Обсуждение

Летом на предмет обязательного чтения нами был найден один ход. Я спрашиваю свою девицу: "Когда ты планируешь сесть читать? Когда играть на скрипке?"
-Читать в 2 часа, играть-гогда погуляю.
-То есть играть в 18 часов?
-Да, зови меня в 16, я посмотрю "..." и поиграю.

Если у меня возникали сомнения по поводу того, что играть после телевизора она будет со скрипом (пардон за каламбур), то озвучивала эти сомнения. Если они подтверждались, то в следующий раз мной говорилось:
-В прошлый раз после телевизора пошло очень плохо. Давай-ка ты перед передачей это сделаешь.

Иногда она соглашалась, иногда-нет. И имели опять "со скрипом" . Ну, исправляли "методом естественных последствий".

Почему-то назначенное самим ребенком время более обязательное, что ли. Чем то,которое назначил кто-то другой.

А кроме школы есть еще какие-то занятия? ИМХО, когда ребенок ограничен во времени, он более собран.

Моя знает, что до четырех (условно) должна сделать уроки, потому что потом бежать на какие-нибудь занятия. А вечером лучше телек, книжка или настольная игра, чем мама, пришедшая после работы злобно шипящая про несделанные уроки:-D

Ну и кроме того у нас помогает "Не будешь успевать с уроками, "отключим газ" :-) (Отлучим от танцев, лошадей - пока действует...) Правда уроки она делает под контролем бабушки или дедушки, но процесс вроде бы не затягивает, до сканадала не доходит.
Английский вечером делаю с ней сама (вернее контролирую и отвечаю на непонятности), но садится делать без особых скандалов (хотя конечно не сразу - кому охота:-)...)

Обсуждение

У меня уже 3 школьника, в 3, 8 и в 10-м классах, и всем им я помогала делать уроки только первые 1-2 месяца 1 класса. Потом напоминала только, потом, класса с 3-го не напоминаю и не проверяю - это их дело. Я и оценками не интересуюсь, и не ругаю никогда. Помогаю, только когда просят объяснить чего-нибудь, или материал какой-нибудь найти.

У меня тоже два "чуда" - одно в 8-м классе, а другое - только собирается в школу. со старшей я также принципиально уроки не делала - до того момента, пока не начался пресловутый "преходный" возраст и она не закинула все школьные занятия (сползла на 4-ки с практически абсолютных пятерок). Вот теперь готовлю младшего к школе и заранее приучаю его к мысли, что буду контролировать его уроки. Во-первых, ребенку самому прияно и важно, что мы внимательно относимся к его занятиям. Во-вторых, далеко не все, даже одаренные (или - именно одаренные!) дети способны сосредоточиться над рутинными школьными задачами и качественно их выполнить. А это, поверьте старой мамаше, очень важно - особенно в средней школе. И к этому надо готовить - в том числе и психологически. Но вот стоять над плечом и гноить за каждую закорючку - это лучший способ развить в бедном "подопытном ребенке" невроз. Сначала придется научится контролировать себя, потом уже браться за малыша.... Так я думаю
. надеюсь, мое мнения хотя бы минимально поможет Вам определиться.

Статьи по теме: