Как приучить ребенка к горшку быстро и без истерик. Возраст, методики, частые ошибки

В жизни любого малыша наступает ответственный момент, когда родители решают, что он достаточно большой и уже может обходиться без подгузника. Одного желания взрослых мало, гораздо важнее физиологическая и психологическая готовность ребенка, без которых приучить к горшку, не вызывая негативных эмоций, невозможно. Следует запастись не только терпением, но и некоторыми знаниями, а также изучить методики, выбрав наиболее подходящую.

Возраст физиологической готовности

До определенного возраста дети не контролируют процессы опорожнения мочевого пузыря и кишечника, они просто не чувствуют их заполненности. Центральная нервная система развита в недостаточной степени и еще не способна передавать импульсы от органов в головной мозг и обратно, а без этого невозможно осознанное освоение подобных навыков.

Неразвитыми являются и органы, которые непосредственно отвечают за физиологические процессы: кишечник, в частности, прямая кишка и ее сфинктеры, мочевой пузырь, уретральный сфинктер, мускулатура брюшной стенки. Перечисленные несовершенства устраняются только к 1.5 годам, а у большинства это происходит и того позднее. Поэтому врачи оптимальным для начала приучения к горшку считают возраст не ранее 1.5 лет, однако уточняют, что затянуться он может до 3-5 лет, и это не будет патологией.

Есть категория родителей, хвастающихся достижениями своих чад, которых они уже в 9-10 месяцев (а иногда и раньше) с успехом высаживают на горшок. При наблюдении за такими малышами можно заметить, что они действительно опорожняются, когда мама сажает их на горшочек или держит над тазиком, ванной, произнося заветное «пись-пись». Однако это всего лишь рефлекс, и ничего общего с осмысленным использованием туалета он не имеет. Как только взрослые «прозевают», свои дела ребенок сделает в штаны, так как это для него все еще неконтролируемый процесс.

Большинство современных педиатров и неврологов против вызывания у ребенка связи между характерными звуками (излюбленное у родителей «пи-пи» и «а-а», звук текущей воды) и физиологическими процессами. Проблемы начинаются в возрасте, когда большинство начинают осознанно проситься на горшок. Они зажимаются и не могут сходить в туалет без «звукового сопровождения». А если ребенка с 3 месяцев держали над тазиком, ванной или пеленкой, то посадить его на горшок гораздо труднее, так как он, скорее всего, будет требовать привычных условий для удовлетворения естественных потребностей.

Гораздо хуже обстоят дела у детей, которых родители насильно усаживают на горшок, прерывая, например, игру, и не дают встать, пока малыш не пописает. Расстроенный ребенок быстро невзлюбит этот атрибут и будет всячески избегать его.

Социальные навыки как показатель готовности

Важную роль в приучении к горшку играет и развитие социальных навыков. Доктор Комаровский, например, считает, что нет смысла начинать обучение, если не сформированы «азы туалетной науки»:

  • увеличение интервала между опорожнениями до 2 и более часов;
  • знание и понимание слов, указывающих на физиологические потребности («писать», «какать»);
  • осознание того, что от него хотят взрослые, полное понимание обращенной к нему речи;
  • нежелание находиться в мокрых штанах;
  • стремление подражать родителям;
  • умение выражать свои желания, пусть и не в словесной форме, а жестами, звуками;
  • умение снимать и надевать штаны самостоятельно.

Если перечисленные навыки развиты в достаточной степени, можно приступать к знакомству ребенка с горшком.

Оптимальный возраст приучения к горшку и как его определить родителю

Во сколько начинать малыша знакомить с горшком, должны определить родители, у каждого ребенка это будет индивидуально. В работе «Дневник развития от рождения до трёх лет» А. Казьмин, кандидат медицинских наук, заведующий кафедрой клинической психологии раннего детства, выделил основные этапы сформированности и определения готовности малыша к освоению гигиенических норм:

  1. В 12-14 месяцев малыш начинает негативно реагировать на то, что его штаны оказались мокрыми, требует их заменить.
  2. В 18 месяцев пытается показать, что хочет в туалет. Ребенок уже способен ощущать некие позывы и давать о них знать. Но он еще не может сдерживаться, поэтому, если родители вовремя не отреагируют, малыш опорожнится в штаны. Это могут быть звуковые сигналы или же изменение настроения. Например, среди игры кроха застывает, задумывается, внимательно смотрит на маму или рядом стоящий горшок.
  3. В 22 месяца ребенок пытается сказать о своей надобности любыми доступными ему средствами, но далеко не все дети в этом возрасте используют слова. Это могут быть жесты, некоторые самостоятельно несут горшок.
  4. К 2 годам малыш уже в течение 3 часов способен оставаться сухим. Если родители смогли к этому возрасту объяснить предназначение горшка, то малыш осваивает эту науку. Он самостоятельно стягивает штаны и садится, нужно следить только, чтобы белье было снято в достаточной мере, одежда не была намочена. Также следует помочь одеться, потому как 2-летнему ребенку еще трудно делать все самостоятельно.
  5. В 2.5 года многие начинают говорить и уже способны объяснить свои потребности. Здесь нужно следить, чтобы ребенок вовремя садился на горшок, потому что, заигравшись, он может не контролировать себя и снова испачкает штанишки.
  6. К 3 годам, как правило, детки самостоятельно контролируют весь процесс: легко находят горшок, не найдя, могут попросить взрослого проводить его, снимают и надевают штаны.

Таким образом, лучшим возрастом, когда ребенку нужно начинать знакомство с горшком, по мнению большинства педиатров, является 1.5-2 года. Именно в это время он физиологически и психологически становится готовым к тому, чтобы полноценно освоить столь важные гигиенические навыки.

Видео: Доктор Комаровский о возрасте приучения к горшку

Подготовительные этапы приучения к горшку

Если по всем показателям (физиологическим, психологическим, социальным) родители определили, что в жизни малыша настал важный этап взросления, следует определить линию поведения и четко придерживаться ее. Нельзя после нескольких неудачных попыток оставлять задуманное, важно запастись терпением и изо дня в день добиваться поставленной цели.

Для начала ребенка «знакомят» с горшком, то есть показывают и объясняют ему, что это и для чего используется. В процессе игры демонстрируют, что одна из игрушек «захотела писать и пошла на горшочек».

После пробуждения утром или днем, перед сном высаживают на горшок на 3-5 минут. Часто бывает, что малышу запрещают вставать, пока он не опорожнится. Так, капризничая, он может просидеть до получаса, что грозит впоследствии психологическим дискомфортом и боязнью туалета. Если ребенок хочет, 3 минут ему хватит, чтобы удовлетворить потребность.

Следует отказаться от подгузника в дневное время. Но не следует во время приучения к горшку оставлять голышом (без штанов или трусиков), так он не сможет установить связь между мокрой одеждой и тем, что необходимо сделать, чтобы она осталась сухой.

Очень важно первое время хвалить кроху, когда получится самостоятельно справить нужду, куда необходимо. Это огромный шаг в его развитии, он должен знать это и то, что его успехи родители очень ценят.

Как только родители увидели, что ребенок без боязни, капризов и истерик садится на горшок, при этом сам снимает штаны, можно переходить к заключительному этапу, то есть к непосредственному приучению.

Основные методики приучения к горшку

Существует несколько методов, применяемых на заключительном этапе обучения. Это может быть классическая методика постепенного приучения или одна из так называемых быстрых методик.

Важно: Приучать самостоятельно пользоваться туалетом следует только после подготовительных этапов знакомства с предметом гигиены и развития необходимых социальных навыков. Нельзя в первый же день после приобретения горшка сажать на него ребенка и требовать, чтобы он сразу же начал им пользоваться по назначению.

Классическая «выжидательная» методика

Часто родители не ставят себе цели за короткое время обучить «горшечной науке», а просто показывают ему горшок, ставят его на видное и доступное место, периодически напоминая, для чего здесь находится этот предмет. Специально высаживать на горшок можно и нужно после и перед сном, перед прогулками, если малыш длительно не справлял нужду. Рано или поздно ребенок сам все поймет и начнет постепенно пользоваться «унитазом».

Конечно, эта методика длительная, но и более естественная. Как говорит Комаровский, следует просто оставить ребенка в покое и дать ему самостоятельно все понять и во всем разобраться. Но важно напоминать, чтобы малыш сам сел на горшочек, а не снимать с него штаны и усаживать. Только так будет происходить самообучение.

Более действенными многие родители считают так называемые быстрые методики.

Как приучить за неделю

Джина Форд и ее система «Добровольный малыш» обещает приучить ребенка к горшку за 7 дней. Эту методику применяют к деткам, достигшим возраста 1.5 лет, имеющим определенную подготовку. То есть ребенок умеет снимать штаны и понимает, для чего это необходимо:

  1. День первый. С крохи снимают подгузник, объясняя, что он стал большим и будет носить трусики. После пробуждения его сажают на горшок на 5-7 минут. При неудачной попытке повторяют через 15 минут. Так до тех пор, пока не будет достигнуто желаемое. Перерывы между результативными высаживаниями составляют 2 часа.
  2. День второй. Родители ставят себе цель следить за поведением, фиксируя любые признаки необходимости горшка. Ребенку следует предлагать горшочек, но не сажать его насильно.
  3. День третий. Убирают подгузник на время прогулки и дневного сна. Для этого следует добиться, чтобы малыш оправился, только потом отправляться гулять или укладывать его спать. В возрасте 1.5 лет перерыв между походами в туалет уже составляет не менее 1 часа.
  4. С четвертого по седьмой дни следует предлагать горшок через равные промежутки времени, особенно если малыш увлекся игрой.

Конечно, через неделю малыш не освоит гигиенические навыки как следует, осечки будут, возможно, поначалу даже чаще, чем хотелось бы. Но уже на этом этапе родители замечают очевидный прогресс. Автор методики отмечает, что главное – не отступать. Если результата через 7 дней нет, все так же продолжают следить за потребностями малыша и предлагать ему горшочек.

Как приучить за 1 день

Авторы методики - Натан Эзрин и Ричард Фокс. Используется метод, когда ребенку уже исполнилось 2 года (и больше), сам он способен полностью понимать обращенную к нему речь и что конкретно от него требуют, может объяснить свои желания и потребности.

Подготовительная работа начинается за 2 недели. Мама знакомит ребенка с горшком, учит снимать и надевать трусики и штанишки. Когда он уяснит простейшие правила пользования предметом гигиены, без сопротивлений и истерик снимает штаны и садится на горшок, можно выбирать день для обучения.

Маме сразу нужно настроиться, что целый день – с утра и до вечера – ей придется быть рядом с ребенком, отложив все домашние дела. Запастись сухой одеждой, любимой игрушкой крохи, лакомством (например, печеньем) и, конечно, терпением. В этот день ребенку нужно давать как можно больше жидкости, это может быть любой напиток, который он любит. Можно выбрать сок, разбавленный водой, чтобы не вызвать аллергию от употребления слишком большого объема, или клюквенный морс, обладающий легким мочегонным эффектом.

Как только ребенок проснулся, следует снять с него подгузник, переодеть в трусики и сразу посадить на горшок. Если ребенок не пописал, долго держать его не стоит.

Мама в течение дня постоянно объясняет, для чего нужен горшок. Для примера усаживает на него любимую игрушку, незаметно подливая в емкость воды, якобы игрушка пописала. Вместе с ребенком идут выливать жидкость в унитаз. Можно разрешить малышу смыть за любимцем, как правило, этот процесс вызывает восторг.

Высаживать ребенка на горшок следует через каждые 10-20 минут. Из-за выпитой жидкости малыш будет писать часто, поэтому в какой-то из разов цель будет достигнута, он опорожнится, куда надо. Мама должна проявить радость и похвалить кроху, вознаградить любим лакомством. При неудачах можно показать, что мама расстроилась испачканной одеждой и мокрым полом, пойти вместе с ребенком вытирать лужу, но ни в коем случае не ругать его.

Как правило, к концу дня после неоднократных объяснений и похвал ребенок уже четко понимает, чего от него хотят, сам при необходимости бежит на горшок, который всегда должен быть рядом. До определенного возраста ребенок не может сдерживать позывы к мочеиспусканию и дефекации. Если в поле его видимости предмета гигиены не оказалось, свои потребности он справит в штаны или, приученный их снимать, в любое удобное для него место.

Видео: Психолог о том, когда и как высаживать на горшок

Приучение по ночам

Часто к этому этапу родители обращаются в последнюю очередь. Ничего плохого в этом нет, но следует понимать, что слишком позднее приучение проситься на горшок по ночам грозит проблемами в будущем в виде энуреза , непроизвольного мочеиспускания. К 5 годам ребенок должен просыпаться при позывах.

Начинают с того, что убирают подгузник на ночь. Чтобы не были испачканы простыни и матрац, который очень непросто высушить и потом избавиться от неприятного запаха, постель ребенка застилают клеенкой, сверху натягивают простынь в 2-4 слоя. Можно использовать современные впитывающие пеленки с непромокаемым нижним слоем, которые есть в аптеке или детском магазине.

Если малыш не просыпается ночью попить или перекусить, родителям придется через каждые 3 часа ставить будильник, чтобы высадить его на горшок. Постепенно интервал увеличится, и просыпаться можно будет только 1 раз за ночь. Держать сонного ребенка нужно не более 3 минут. Если малыш описается, от того, что пеленка мокрая, он, скорее всего, проснется. Следует посадить кроху на горшок и сменить простынь.

Контролировать ночное мочеиспускание получается далеко не сразу. Уходит до полугода и больше, пока не выработается навык вставать, чтобы сходить в туалет.

Важно: Даже у деток, которые по ночам просятся на горшок, случаются промахи. Это происходит, если малыш спит слишком крепко или если он болеет. Некоторым бывает просто лень вставать, они думают, что «разок можно». Именно поэтому до 5-6 лет родителям не следует посылать детей в туалетную комнату, лучше ставить горшочек рядом с кроватью.

Видео: Опыт мамы о ночном приучении к горшку

Какие проблемы возникают и как их решить

Далеко не всегда удается решить проблему сразу. Возникает ряд ситуаций, к которым родители бывают не готовы:

  1. Умеющий пользоваться горшком малыш начинает снова писаться в штаны. Регресс проявляется как реакция на стресс (например, смена места жительства и садика , развод родителей). Может быть признаком приближения так называемого «скачка в развитии», когда после некоторой паузы у ребенка резко появляются новые умения и навыки. Как правило, через время (от недели до месяца) все нормализуется. Если же этого не происходит, лучше посоветоваться с неврологом.
  2. Боязнь горшка. Ребенок изначально не желает садиться на него, плачет и вырывается. К такой реакции чаще всего приводят различные ошибки родителей в процессе обучения данному социальному навыку. В этом случае следует сделать перерыв и совсем убрать горшок из вида. Месяца через 2-3 купить новый, полностью отличающийся формой, цветом и прочими параметрами, и начать все с начала. Можно попробовать приучать малыша садиться сразу на унитаз, используя специальный детский стульчак и подставляя для удобства стульчик-лесенку.
  3. Медицинские проблемы, при которых ребенок 3-5 лет не умеет контролировать мочеиспускание и дефекацию. Эти проблемы решает только врач.

Иногда ребенок отвергает горшок из-за ошибок родителей, наиболее частой из которых является неподходящий возраст приучения, когда малыш не готов ни психологически, ни физиологически, не обладает достаточными социальными навыками.

Постоянное ношение подгузников приводит к тому, что нет неудобств от мокрых штанов. Педиатры советуют с первых дней жизни проводить воздушные ванны, а примерно с 3-4 месяцев надевать впитывающие средства только на сон и на прогулку. Ребенок должен чувствовать свое тело, понимать, когда ему комфортно, от чего бывает дискомфорт и как этого избежать.

Пристыживания вызовут у крохи боязнь горшка. Часто такие детки стараются сделать свои дела незаметно. Опасаясь наказания, ребенок будет ходить мокрый, это ведет к воспалению органов мочеполовой системы, инфекциям, зимой – к переохлаждению.

Начинать приучать малыша к горшку опытные мамы рекомендуют в теплый период, когда не страшно, если ребенок окажется мокрым на улице. Конечно, кроху сразу же следует переодеть в чистое сухое белье.

В момент приучения одевать и дома, и на улице ребенка следует так, чтобы он сам без труда мог снять трусики и штанишки. Для этого выбирают одежду с нетугой резинкой, без застежек, шнуровок и прочих приспособлений. Подгузники с липучками лучше заменить на специальные подгузники-трусики для приучения к горшку, которые малышу также не составит труда быстро стянуть с себя в случае необходимости. Их первое время можно надевать на прогулку или перед поездкой, на дневной и ночной сон.

Мальчиков, как и девочек, начинают приучать к горшку сидя. Когда навык освоен полностью, папа объясняет сыну правила поведения в туалете, не забывая напоминать об обязательном мытье рук после его посещения.

Огромное значение имеет и правильный выбор горшка. Цвет не играет решающей роли, потому как в столь юном возрасте малышу будет безразлично, розовый или зеленый у него горшочек. Если родителям этот вопрос принципиален, можно опереться на предпочтения самого ребенка, взяв его с собой за покупками.

Существует несколько простых требований к первому атрибуту:

  1. Анатомическое выполнение. Для девочек выбирают горшки с круглой выемкой, для мальчиков – с овальной.
  2. Материал. Лучше брать приспособления из качественного пластика: они не охлаждаются, ребенок будет чувствовать себя на нем комфортно.
  3. Отсутствие эффектов. Существует множество горшков со звуковыми или световыми эффектами, но от них лучше отказаться, дабы не напугать ребенка или чтобы малыш не воспринял средство гигиены как игрушку.
  4. Устойчивость. Детки бывают на горшке достаточно активными, особенно когда мамы сажают их на длительное время. Чтобы исключить падение ребенка и выливание жидкости на пол, отдать предпочтение стоит моделям с широким основанием.

Если планируются поездки, то можно приобрести горшок с крышкой или специальный контейнер-непроливайку.

Когда ребенок категорически отказывается садиться на горшок, можно постараться завлечь его любимой игрушкой или читать ему в это время книгу. Увлекаться данным способом не стоит, потому что впоследствии можно столкнуться с отказом идти к своему туалету, пока мама не возьмет в руки книгу.

Видео: Доктор Комаровский о «горшечной науке»


Время пришло? Споры о том, когда нужно начинать приучать ребенка к горшку, не умолкают. Одни обра-щаются к опыту мам и бабушек, которые считали, что обучать малыша навыкам чистоплотности нужно с того момента, когда он нау-чится сидеть, то есть примерно с шести месяцев. Другие откладыва-ют приобретение горшка до того мо-мента, пока ребенку не исполнится год, третьи вообще не торопятся и ждут возраста 2-3 лет, когда малыш станет более сознательным. Когда бы вы ни решили приступить к сложно-му процессу обучения, главное, о чем нужно твердо помнить: дети начина-ют проситься на горшок тогда, когда созревают для этого и физически, и психически. На этот естественный процесс нельзя повлиять ни ласковы-ми уговорами, ни строгостью. На первом году жизни ребенок еще не в состоянии контролировать свои выделения: физиологические отправ-ления у него происходят рефлекторно - по мере наполнения мочевого пузыря и кишечника. На этом этапе малыша можно только «подлавли-вать» - например, велика вероят-ность того, что ребенок, пробудившись ото сна, захочет «по-маленько-му» - как раз в это время и можно предложить ему горшок. Для того чтобы отношение к своим отправле-ниям стало сознательным, нужно, чтобы у ребенка сформировались нервные цепочки, обеспечивающие передачу «сигнала» от мочевого пу-зыря и кишечника к головному моз-гу, а для этого малыш должен еще немного повзрослеть. Навыки чистоплотности начинают формироваться у ребенка в период от 12 до 18 месяцев: именно в это вре-мя мышцы заднего прохода и сфинк-тер мочевого пузыря становятся бо-лее крепкими, а развитие мозга ма-лыша достигает определенного уров-ня. Полный контроль над мочевым пузырем и мускулатурой прямой кишки становится возможным при-мерно к трем годам. Обычно у ребен-ка сначала формируется контроль над кишечником в ночное время, за-тем - в дневное, потом - контроль над мочевым пузырем в дневное вре-мя, и в последнюю очередь - в ночное. У некоторых детей ночное не-держание продолжается вплоть до 4-5 лет - и это нормальное и доволь-но распространенное явление. Интересно, что девочки начинают проситься на горшок примерно на 2-3 месяца раньше, чем мальчики.

Девочки опережают мужской пол и в некоторых других отношениях: как правило, раньше учатся сидеть и более ловко совершают хватательные движения. У них лучше развита коор-динация зрения и моторики. Ученые предполагают, что этот факт связан с тем, что левое и правое полушария головного мозга у девочек и мальчи-ков развиваются по-разному.

НЕ БОЙТЕСЬ ТРУДНОСТЕЙ!

Начинать приучать ребенка к горшку - непростой процесс, требующий от родителей внимания и большого терпения. Не гонитесь за скорыми результата-ми, не ожидайте, что ребенок за пару дней освоит сложную «горшечную» науку, главное, чтобы у него появи-лось положительное отношение к этому процессу. Сначала познакомь-те малыша с горшком, объясните, зачем он нужен. Дайте ребенку по-трогать новый интересный предмет, предложите посидеть на нем. Можно «проиграть» ситуацию на куклах, мягких игрушках. Необходимо, что-бы малыш осознал, для каких целей предназначается горшок. Для того чтобы у ребенка выработался опре-деленный ритм, высаживайте его на горшок до и после еды, до и после дневного сна, перед ночным сном и после пробуждения (причем каждый день это должно быть примерно в од-но и то же время). Если у ребенка по-лучилось справить нужду в «ночную вазу», обязательно похвалите его за это, скажите, что он молодец. Но ес-ли результата никакого нет, оставлять его сидеть на горшке в течение более чем 10 минут не следует. Никогда не ругайте малыша за промахи, иначе у него выработается отрицательное отношение к самому процессу естест-венного отправления. Ребенок, чувст-вуя, что ему нужно облегчиться, мо-жет начать прятаться от вас, пытаясь втайне сделать свои дела, или будет пытаться сознательно задерживать стул, что может привести к запорам. Постарайтесь оставаться очень так-тичными и деликатными в этих воп-росах и не торопите время - в конце концов, малышу ведь тоже неприятно ходить в грязных штанишках. Будить ребенка в ночное время для того, чтобы предложить ему посидеть на горшке, не нужно: скорее всего, малыш будет очень недоволен, а вдо-бавок к этому, может потом и не за-снуть. Пока ребенок еще писается ночью, можно укладывать его спать в одноразовых подгузниках или сте-лить в кровать непромокаемую про-стыню. Постарайтесь отслеживать те моменты, когда малыш собирается «сделать дело»: обычно перед отпра-влением естественных надобностей ребенок перестает играть, затихает, становится сосредоточенным - в это время и нужно принести ему горшок. Со временем малыш и сам начнет со-общать вам о том, что он готов к важ-ному делу. Правда, для этого нужно, чтобы ребенок уже начал осваивать речь. Возможно, он придумает какие-то свои специфические слова для обо-значения этого процесса. С самого начала обучения навыкам чистоплотности, горшок должен все-гда стоять в комнате малыша, на виду, чтобы ребенок сам мог попробовать сесть на него, сняв штанишки, или принести вам горшок и таким обра-зом попросить вас помочь ему.

В том, когда лучше приучать ребенка к горшку, специалисты солидарны. Идеальное время для знакомства с горшком - лето. Поскольку одежды на малыше обычно бывает немного, он легко может с ней справиться са-мостоятельно. А если ребенок и об-мочит штанишки, их можно пости-рать и высушить на солнышке. На время обучения лучше отказаться от использования одноразовых под-гузников. Когда малыш постоянно на-ходится в памперсах, у него не возни-кает состояния дискомфорта после мочеиспускания, а значит, нет жела-ния избавиться от этого состояния. Другое дело - мокрые штанишки: ходить в них очень неприятно, а это является хорошим стимулом, чтобы начать пользоваться горшком.

САМЫЙ УДОБНЫЙ ГОРШОК

К счастью, вре-мена, когда малышам приходилось осваивать холодные эмалированные горшки, отошли в прошлое. Сейчас процесс стал приятным во всех от-ношениях: пластиковые горшки не только удобные, теплые, легкие, но еще и красивые. Некоторые из них сделаны в виде игрушек - собачек, утяток, машинок и т. д. Несколько минут, проведенных на таком горшке, неприятных ощущений не оставят. Некоторые родители, стремясь дать своему чаду самое лучшее, покупают горшки с пищалками, мигалками, музыкой. Однако сильно увлекаться этим не стоит: ребенок не должен забывать, какова основная цель его пребывания на этом предмете. Самая подходящая модель горшка для мальчиков - с завышенной передней частью: с таким горшком меньше вероятности, что брызги слу-чайно разлетятся в стороны. Пример-но с двух лет можно приучать маль-чика писать на горшок стоя. Как только ваш малыш подружится с горшком, он станет для ребенка од-ним из самых жизненно необходи-мых предметов. Поэтому отправляясь на дачу, в гости, в путешествие, не за-бывайте, что его обязательно нужно взять. Это может быть «дорожный» вариант - небольшой, легкий по весу и простой по устройству горшок (луч-ше познакомить малыша с новым горшком заранее, так как некоторые дети, уже привыкнув к своему горшку, иногда отказываются пользоваться незнакомым для них предметом). От горшка можно постепенно пере-ходить к унитазу. Чтобы облегчить этот процесс, можно приобрести спе-циальное детское сидение на унитаз: на нем ребенку будет более удобно. Кроме того, можно купить в магази-не детских товаров небольшую под-ставочку для ног, чтобы малыш, ис-пользуя ее, сам мог залезать на унитаз и ставить на нее ножки. Каким бы сложным ни показалось вам обучение ребенка навыкам чис-топлотности, рано или поздно он ос-воит эту науку, главное - запаситесь терпением и относитесь к происходя-щему спокойно. Не сравнивайте сво-его малыша с другими детьми, не ки-вайте на соседского Васю - каждый ребенок развивается в своем темпе. И не паникуйте, если у вашего ребенка этот процесс немного затягивается. Всему свое время.

РАЗВИТИЕ НАВЫКА ПО МЕСЯЦАМ

Навык контроля за мочевым пузырем у детей от рождения и примерно до возраста четырех лет примерно одинаков. То, как и когда лучше начинать приучение ребенка на горшок справлять свои нужды, зависит от возрастных особенностей.

0-18 месяцев. В первые месяцы жизни грудной ребенок мочится до 25 раз в сутки. Это происходит бессознательно - в момент, когда сокращается мускулатура стенки мочевого пузыря. Примерно в полугодовалом возрасте младенец начинает мочиться немного реже (около 20 раз). Это признак того, что нервные пути ребенка продолжают развиваться, мышцы мочевого пузыря перестают постоянно сокращаться и теперь он способен вмещать больше мочи.

18-30 месяцев. У малыша постепенно раз-вивается восприятие наполненности мочево-го пузыря и ощущение позыва к мочеиспуска-нию. Теперь ребенок уже может связать сигналы своего организма с наполнением мочевого пузыря - раньше он был просто не способен на это. Многие дети могут контролировать сфинктер мочевого пузыря самое раннее со второго года жизни, а в большинст-ве случаев - только на третьем году. Тогда они чувствуют позыв к мочеиспусканию еще до того, как мочевой пузырь станет полон.

С четвертого года жизни большинство детей могут на какое-то время задержать отправление малой нужды, даже если чувствуют позыв к мочеиспусканию. Они в состоянии также пописать «на всякий случай» даже при незначительной заполненности мочевого пузыря. Главное, чтобы это не вошло в привычку.

Процесс обучения ребенка начинается с самых первых дней жизни малыша. И состоит он не только из различных педагогических методик, но в большей части из обычного жизненного опыта - познания мира методом проб и ошибок. То есть ребенок учится всему тому, что видит вокруг себя. Однако наступает время, когда малыша приходится приучать к особой деятельности, которая касается исключительно его. Именно на такой теме хочется сейчас и остановиться. Как (Комаровский и его методика), что нужно делать, а от каких действий лучше всего отказаться, дабы не травмировать психику своей крохи - об этом далее и пойдет речь.

О готовности малыша к горшку

Пока малыш еще очень маленький, он воспринимает горшок как игрушку. Это для него всего лишь предмет интерьера. Кроха еще не понимает всей его значимости и необходимости. Поэтому не стоит ругать своего ребенка, если он начинает с горшком играть. К слову, очень важно не пропустить этот момент, ведь это отличный повод начать приучать малыша к этому неведомому ему доселе предмету. Можно пробовать высаживать на него игрушки, стараться присаживать самого малыша. Но вот если кроха упирается и сильно плачет, пока нужно на время оставить эту затею. Скорее всего, ребеночек еще просто не готов.

Тут стоит сказать о том, что если мамы начинают высаживать своего малыша на горшок в возрасте 8-9 месяцев, и кроха делает все, что полагается, можно говорить только лишь о грамотно выработанном рефлексе. Малыш будет писать в горшок совершенно неосознанно. Этого можно достичь в основном методом тренировок (чаще всего, если используется наказание). О контролируемом мочеиспускании в таком юном возрасте речи быть не может. А все потому, что нервная система ребенка еще совершенно к этому не готова.

Конкретнее о цифрах

В возрасте до одного года горшок для ребенка еще не является осознанным предметом туалета. Как это уже было сказано выше, он воспринимается малышом, скорее, как игрушка или предмет интерьера. До первого года жизни кроху можно, конечно же, с ним знакомить, но это практически ни на что не повлияет и лишь удлинит время обучения. Сознательность, понятие и, главное, первые признаки самоконтроля к малышу приходят примерно в возрасте 18 месяцев. У кого-то это может случиться на несколько месяцев раньше, но в основном - позже. Нужно понимать, что все цифры условны. И надо просто знать своего кроху, чтобы понимать, готов ли ребенок к высаживанию на горшок.

О дневных и ночных высаживаниях

Разбираясь, как приучать ребенка к горшку, Комаровский говорит еще и о том, что нужно учитывать время суток. Если в полтора года малыш может начинать контролировать позывы своего тела в дневное время, то с ночным периодом дела обстоят не так и просто. Ночью детки могут писаться даже до 4-летнего возраста. И в этом нет ничего страшного. Ведь ночного контроля у детей - примерно 3-3,5 года. Родители об этом не должны забывать.

О показателях готовности ребенка

Часто мамы и папы задаются вопросом о том, как приучить ребенка к горшку в год? Можно ли обучить кроху таким навыкам? Педиатры утверждают, что есть определенные показатели, которые расскажут о том, что малыш полностью готов к высаживанию:

  • Горшок для ребенка не страшен, малыш его не боится и иногда даже пытается сам присесть на него, пусть даже и не спуская штанишки.
  • Один из признаков готовности малыша - его умение самостоятельно ходить и садиться.
  • Следующий показатель - ребенок может рассказать родителям о своих желаниях, потребностях организма.
  • Кроха понимает, когда взрослые к нему обращаются с различными просьбами.
  • Один из признаков - ребенок понимает команды родителей.
  • Если ребенок понимает похвалу и поощрения со стороны взрослых, он также частично готов к высаживанию на горшок.
  • Комаровский утверждает, что если малыш показывает свое недовольство полным подгузником или мокрыми штанишками, он также готов к приучению.

Если же все эти показатели или хотя бы большая часть из них присутствуют, специалисты уверены, что можно начинать процесс приучения крохи к своему горшочку.

Время, когда начинать приучение не стоит

Бывает иногда так, что ребенок боится горшка, ему на нем некомфортно находиться. Это свидетельствует о том, что пока еще не пришло время для первых приучений к данному предмету туалета. Однако тут нужно строго разграничивать манипулятивное поведение ребенка и действительно страх или дискомфорт. Иные показатели, которые свидетельствуют о том, что с первыми высаживаниями нужно повременить:

  1. Во время нервного напряжения малыша или его болезни не стоит начинать процессы приучения.
  2. Время перемен - не лучший час для приучения к горшку. Если семья переезжает, вот-вот ждет пополнения и т. д., это и так стресс для крохи. А обучение в этот период и вовсе окажется неэффективным.
  3. И последний пункт - отсутствие вышеперечисленных навыков, которые свидетельствуют о готовности малыша к высаживанию на горшок.

О выборе горшка

С чего должен начинаться процесс приучения? Конечно же, с правильного выбора самого горшка! Каким он должен быть? Производители сегодня предлагают огромнейший выбор. Это может быть музыкальный горшок для детей, в виде лошадки или машинки, со спинкой и без. Доктор Комаровский же советует выбирать самый простой. В таком случае кроха не будет воспринимать горшок как игрушку. А музыкальный горшок и вовсе рискует выработать рефлекс испражняться под музыку, что в результате окажется большой проблемой. Правила выбора этого предмета туалета:

  1. Как уже было выше сказано, горшок должен быть самым простым. Единственное - можно выбрать тот цвет, который наиболее нравится ребенку.
  2. Наличие спинки не помешает. Малышу должно быть удобно сидеть на своем «троне».
  3. Нужно помнить о том, что ножки крохи должны находиться под прямым углом (или же коленки могут быть немного приподняты). Это очень важно, ведь в противном случае кроха рискует заработать геморрой или же трещины прямой кишки, постоянно давя ножками на диафрагму.
  4. Горшок также должен быть максимально устойчивым. Малыш может вертеться, сидя на нем, и если он несколько раз упадет, то может и вовсе отказаться на него садиться.

Этапы приучения к горшку: ознакомление

Итак, как Комаровский советует не спешить, а сам процесс обучения разделить на несколько важных этапов. Первый из них - ознакомление. Так, хорошо, если за покупкой горшка мама отправится вместе со своим ребенком. Кроха сможет выбрать именно то, что ему по душе. Нужно только помнить, что не стоит сомневаться в выборе малыша. Итак, горшок куплен. Теперь его нужно поместить в комнате ребенка на видном месте. Надо постараться объяснить ребенку, что это такое и для чего данный предмет предназначен. Лучше всего свои рассказы проиллюстрировать картинками из книг или же примером высаживания на горшок любимой мягкой игрушки. Не стоит сразу же пытаться посадить туда ребенка. Пусть он свыкнется с новым жителем своей комнаты.

Первые высаживания

Стоит помнить о том, что если ребенок не садится на горшок, не стоит на этом настаивать. Нужно просто на несколько дней забыть об этой науке и отвлечься. А через некоторое время опять попробовать. Так, первые высаживания нужно проводить в самые удобные для испражнения часы: после сна или через полчасика после принятия пищи. В таком случае результат ребенку будет виден. И, конечно же, не стоит забывать, что кроху нужно похвалить после сделанного. Поощрение детьми воспринимается очень позитивно.

Если в первые разы ребенок не желает снимать штанишки и садиться на горшок, можно пока этого не требовать. Хорошо, если малыш хотя бы усядется на этот предмет. Данный период в основном занимает от одной недели до 10 дней.

Сознательные походы

Разбираемся далее, как приучать ребенка к горшку. Комаровский говорит о том, что если кроха уже не боится этого предмета интерьера и спокойно к нему относится, можно высаживать его чаще. Примерно каждые 2-3 часа. Частенько мамы этот период называют «словить попис». То есть родители просто пытаются поймать тот момент, когда ребенок может хотеть испражниться. Это обязательно должно сопровождаться вопросами о том, хочет ли ребенок писать. Формулировать их нужно в удобной для своей крохи форме. Данный этап также длится примерно десять дней.

Однако не стоит полностью привязываться к цифрам. Ведь все дети развиваются по-разному, каждый малыш требует определенного времени для обучения. У кого-то весь процесс обучения может занять срок в полтора месяца, а у кого-то - целых полгода.

О дрессуре и быстрому обучению

Некоторые родители искренне уверены в том, что приучить кроху к горшку можно весьма быстро. Особенно начитавшись статей «приучаем ребенка к горшку за 7 дней» или тому подобных. Сделать это, конечно же, можно. Однако только лишь запугав своего малыша. Да, многие родители хвалятся тем, что их детки в год уже просятся на горшок. Однако они никогда и никому не расскажут, какой ценой они этого достигают. Если бить и ругать ребенка после каждого мочеиспускания в штаны, держать кроху по полчаса на горшке, пока не будет виден результат, добиться быстрого обучения, конечно же, можно. Но стоит ли так издеваться над своим ребенком, коверкая ему психику с самых ранних лет? Как в таком случае поступить - решают только лишь родители крохи.

Как не отбить у малыша желание ходить на горшок

Есть три главных табу, о которых должны помнить все родители:

  1. Нельзя настаивать и заставлять ребенка сесть на горшок, если он этого не хочет делать.
  2. Категорически запрещается удерживать малыша на горшке насильно.
  3. Нельзя ругать кроху за то, что он пописал в штаны. В первое время контролировать позывы своего тела ребенку будет еще весьма сложно.

Если же родители сделали хотя бы одну из вышеперечисленных ошибок, они рискуют отбить у малыша желание высаживаться на горшок. Также нужно помнить, что такое поведение ребенка может быть самым обычным протестом против насильственных действий взрослых. Толку от этого точно не будет.

О подгузниках и горшке

Сколько стоит горшок для детей? Цена его зависит от многих факторов. Самый дешевый из них стоит около 100 рублей, а верхних границ стоимости не уществует. Но, купив этот предмет туалета, нужно помнить о том, что резко отказываться от подгузников не стоит. Тем более что педиатры утверждают, что ношение их никак не влияет на процесс приучения к горшку. На первое время подгузники понадобятся для ночного и дневного сна. Также трудно без них будет обойтись на прогулке. Но постепенно все же придется от подгузников отказываться, но только лишь не в ущерб ребенку.

В качестве небольшого вывода хочется сказать о том, что будет ли у ребенка горшок со спинкой, в виде лошадки или музыкальный, весь процесс обучения зависит только лишь от родителей. Нужно помнить, что важно запастись терпением и спокойствием. Также надо быть последовательным в своих решениях. То есть, решив научить своего малыша, нужно делать это регулярно, не устраивая себе или крохе каникулы на день или даже неделю. И самое главное, весь процесс у ребенка должен быть сопряжен с хорошим настроением. Только в таком случае результат не заставит себя ждать, а сам процесс обучения пройдет без слез ребенка.

«Как и когда приучать ребенка к горшку? Почему у некоторых родителей проходит легко и быстро, а у кого-то нет?». Такими вопросами задаются все мамы и папы. Начитавшись литературы, родители примерно знают, когда малыши начинают сидеть, ползать, вставать, говорить, а вот сроки, когда лучше приучать ребенка к горшку, сильно размыты. Некоторые родители стараются в раннем возрасте приучить ребенка ходить на горшок, чтобы избежать хлопот со стиркой, снизить расходы на приобретение подгузников, а некоторые спускают на самотек, чтобы их чадо самостоятельно проявило интерес к горшку.

Когда приучать к горшку ребенка

Существуют разные мнения о том, когда некоторые считают, что как только ребенок научился сидеть сразу же нужно сажать его на горшочек, а кто-то считает, что в два года с ребенком будет проще договориться и «подружить» его с горшком. Те, кто начинает приучать ребенка с раннего возраста, испытывают больше хлопот с малышом, потому что шестимесячный ребенок еще не может контролировать процесс мочеиспускания.

Если вы для себя решили, что будете приучать свое чадо к горшку с полугода, тогда нужно с первых дней жизни, когда малыш начинает писать или какать, приговаривать «пис-пис-пис» или «а-а-а». Таким образом, ребенок научится говорить вам о своих потребностях. Контролировать свое мочеиспускание малыш научится только к году, поэтому приучая малыша к горшку, будьте готовы, что у него будут происходить иногда «аварии».

Чаще всего детки до года, стремясь к самостоятельности, бунтуют против принуждений и запретов. Горшок - это не исключение. Детские психологи утверждают, что ребенок осознанно садится на горшок в полуторагодовалом возрасте. Поэтому познакомить малыша с горшком можно в год, а начинать ближе к полутора годам.

Если все попытки до двухлетнего возраста ребенка были тщетны, попробуйте снова, но смените тактику приучения. Например, так как малыш уже отлично понимает речь, попробуйте договориться с ним. Конечно, все цифры приблизительны, так как все детки индивидуальны и развиваются по-разному. Чтобы понять, когда приучать ребенка к горшку ориентируйтесь по его поведению, и вы сами увидите тот самый момент, когда нужно будет действовать.

Как приучить ребенка к горшку

Итак, разобравшись, когда приучать ребенка к горшку, и дождавшись этого момента, необходимо незамедлительно действовать. Если малыш не приучен к подгузникам, то процесс обучения будет намного легче, чем у детишек, привыкшим к ним. Как научить ребенка к горшку:

  1. В течение дня не одевайте ребенку подгузники. Если вы приучаете ребенка в теплое время года, то пускай малыш бегает голышом по квартире. Дайте ему время изучить и исследовать свое тело, увидеть процесс дефекации и мочеиспускания.
  2. Если есть старшие дети, которые уже во всю используют горшок по назначению, то попросите их личным примером продемонстрировать для чего его нужно использовать.
  3. Храните горшок на полу в пределах досягаемости ребенка, чтобы малыш при необходимости мог на него в любой момент сесть. Если ребенок будет голый, то отпадет надобность в снятии одежды.
  4. Посадив малыша на горшочек, отвлеките его игрушками и книжками, а вы в это время приговаривайте: «пись-пись-пись» или «а-а-а». Если ребенок не хочет сидеть, насильно не заставляйте. И наоборот, не разрешайте ребенку играть с горшком, иначе он нескоро научится использовать его по назначению.
  5. Приучая ребенка к горшку, проговаривайте в слух все свои действия: «берем горшочек», «открываем его», «садимся на горшочек», «писаем», «одеваем штанишки», «выносим горшочек», «моем горшочек», «накрываем крышечкой его», «ставим на место». И тогда ребенок будет воспринимать поход на горшок как некую игру, которую он должен правильно выполнить.
  6. В возрасте до года дети ходят в туалет «по-маленькому» в среднем каждые 15-20 минут. Поэтому предлагайте ребенку сесть на горшочек, приговаривая: «Малыш, давай пописаем (покакаем) в горшочек. Горшок нам нужен для того, чтобы ты в него писал и какал. Куда пописаешь и покакаешь? Правильно, в горшочек!»
  7. Если ребенок все-таки «напрудил» на пол, то не стоит его ругать. Просто выразите свое разочарование. Малыш поймет, что огорчил вас, и будет стараться в следующий раз справить свою нужду в горшок. Если же наоборот поругать малыша, то горшок у него будет вызывать чувство отвращения, что значительно увеличит процесс приучения.
  8. После того как ребенок использовал горшочек по назначению, улыбнитесь ему, похвалите и погладьте по головке. И тогда он запомнит приятные эмоции от применения горшка.
  9. Предлагать горшок следует перед каждым сном, а также после сна, после приема пищи, перед гулянием и после прогулки.
  10. Бывают ситуации, когда малыш заигрался и не смог проконтролировать процесс мочеиспускания. Не ругайте его, спокойно вытрите лужу, показывая ему свое огорчение от сложившейся ситуации. А также «сбой» с горшком может произойти во время болезни ребенка и когда режутся зубки.
  11. Приучая ребенка спать без подгузника, стоит примерно 2-3 раза за ночь поднимать малыша, чтобы он пописал на горшочек. Периодичность времени вы поймете сами. Это нужно на короткий срок, далее малыш научится всю ночь терпеть, при условии, что он пописал перед сном. Чтобы не перестилать ночью полностью постель, можно застелить кровать одноразовыми и тогда вы сможете быстренько убрать последствия «аварии», не доставляя ребенку дискомфорт.
  12. Приучать гулять без подгузника лучше в теплое время года. Если ребенок пописал, не ругайте его, ведь он и так испытывает неприятные ощущения от мокрых штанишек. Спокойно переоденьте его и предложите ему в следующий раз, когда он захочет в туалет некую игру: полить травку или деревце. А также на улице регулярно спрашивайте ребенка, о том: не хочет ли малыш пописать.

Будьте терпимы и у вас все получится!

Когда начинать приучать ребенка к горшку? Ребенок в возрасте 1-2 лет, как раз тогда, когда легче всего сформировать привычку пользоваться горшком, делает только то, что ему нравится.

Задача родителей – не «спугнуть» желание ребенка научиться писать в горшок, помочь ему освоиться с этим новым для себя процессом. Для ребенка же это целое открытие: он, оказывается, может, «как большой» писать в горшок!

Но от желания родителей, чтобы их ребенок поскорее стал пользоваться горшком, до реализации этого навыка, иногда может пройти достаточно много времени. Этот период (возраст 1-2 года) и является самым благоприятным временем для приучения к горшку.

Многие родители 5-6 месячных малышей с гордостью хвастаются: «А наш-то, наш-то… Уже на горшок ходит!». На самом же деле, это достижение не ребенка, а мамы, которая периодически сажает чадо на горшок.

По теории вероятности (особенно при знании примерного режима облегчения младенца), периодически желание ребенка «сходить в туалет» совпадает с моментом, когда родительница высаживает его на горшок.

Когда начинать приучать ребенка к горшку?

Но на самом деле, в возрасте до 9-12 месяцев, ребенку «без разницы», пописает он в подгузник, на пол или в горшок. Так стоит ли тратить свое время и проявлять постоянное терпение в этот период?

Ведь у любой мамочки много гораздо более неотложных дел. Намного легче приучить ребенка к горшку, когда он уже может уверенно сидеть, манипулировать игрушками, ходить.

Его пассивный словарь достаточно широк, он сможет соотнести понятие горшка с предметом (горшок – это тот зеленый круглый «стульчик» с нарисованным тигренком, который стоит под детской кроваткой).

Он сможет сам найти и достать горшок по просьбе взрослого. Он сможет понять, что родители довольны его действиями (попросился на горшок), и что действия эти правильные.

Правила приучения малыша к горшку просты.Основная трудность заключается в том, что процесс этот требует большого терпения от родителей и регулярной повторяемости одного и того же ритуала.

Пока ребенок научиться осознавать, что он сам может контролировать мочеиспускание и дефекацию, понимать, что делать «пи-пи» и «ка-ка» нужно в горшок, проситься на горшок, снимать трусики, может пройти несколько недель, а то и месяцев.

Но вплоть до возраста 5-6 лет возможны «аварии» (заигрался, не рассчитал силы, не успел добежать до горшка).

Итак, примерно после года (можно с 9-10 месяцев) надо постепенно приучать малыша к горшку (а себя к мысли, что теперь и на долгое время слежение за желанием малыша облегчиться будет Вашей основной задачей).

Как приучить ребенка к горшку?

Отмените подгузник, когда вы дома (на ночь, на прогулку и в поликлинику – лучше пока оставить).

Пусть малыш играет дома в обычных хлопчатобумажных трусиках. В отличие от одноразовых подгузников, мокрые трусики будут вызывать у ребенка дискомфорт, что также будет дополнительным стимулом для малыша поскорее приучиться к горшку. Понаблюдайте за ребенком и попытайтесь определить примерную длительность «сухих» периодов.

Как правило, у большинства ребятишек вырабатывается определенный «режим»: «по большому» — с утра (обратите внимание на поведение ребенка перед эти событием, чаще всего малыш перед дефекацией может покряхтывать, делать сосредоточенное лицо), «по маленькому» — после сна, после приема пищи или прогулки.

На начальном этапе приучения к горшку можно высаживать ребенка примерно каждые полчаса-час, либо каждый раз, когда Вам покажется, что малыш готов облегчиться. Позже Вы приноровитесь и почти на подсознательном уровне сможете почувствовать, что «час икс» наступил.

Устройте ребенку знакомство с горшком.

Покажите ему новый для него предмет, назовите его. Опишите («Это горшок. Он круглый и синий. На горшке нарисована кошка. Катя будет писать и какать в горшок, как взрослая»). Дайте ребенку потрогать, повертеть горшок в руках, постучать им об пол.

Покажите место, где будет стоять горшок (в углу детской, под кроватью, в ванной комнате). Заинтересовывая ребенка горшком, постарайтесь не превращать его в игрушку.

Горшок должен вызывать у малыша симпатию и интерес, но надо приучить ребенка к тому, что он предназначен все-таки «для дела», а не для постоянных игр, как, например, машинка или пирамидка.

Малыши любят все яркое и красивое.

Поэтому к выбору горшка стоит отнестись серьезно. В детских магазинах большой выбор различных горшков. Можно сходить туда с ребенком и «примерить» несколько штук на предмет удобства сидения, размера.

Есть горшки необычные и нестандартные (музыкальные, например). На таком горшке ребенок будет сидеть с удовольствием, но есть опасность, что приучение к горшку может превратиться в многочасовое сидение на новой игрушке, а основная задача (мочеиспускание) пройдет мимо внимания малыша.

Высаживая ребенка на горшок, комментируйте свои действия: «Маша снимает трусики, садится попой на горшок, писает. Встает. Посмотри, Маша пописала, в горшочке водичка. Маша молодец, большая девочка, умеет ходить на горшок. Вечером придет папа, мы ему расскажем, что Маша весь день писала в горшок сама».

Если результат «сидения на горшке» достигнут, ребенка надо обязательно похвалить. Дети любят доставлять маме удовольствие, пусть ребенок видит по Вашему радостному лицу, что Вам приятно. За «неудачи» никогда не ругайте. Если ребенок не хочет сидеть на горшке, не заставляйте его силой.

Каждый раз, когда ребенок, встав с горшка, «не сделав дела», чрез несколько минут «напрудил» лужу на пол, говорите ему, что сделать это надо было в горшок, можно подвести ребенка к горшку, показать его. Покажите, что Вы расстроены, не ругайте малыша и обязательно выразите уверенность, что у него все получится.

Лучший способ обучения маленького ребенка – личный пример.

Конечно, не каждый родитель сможет чисто психологически заставить себя присесть на детский горшок (хотя такой вариант допустим). Но есть и другие возможности.

Если у Вас есть знакомые семьи с маленькими детьми, которые уже пользуются горшком, сходите к ним в гости, устройте малышу ликбез. Можно использовать в качестве примера игрушки (звери, куклы, особенно такие, которые «пьют и писают»).

Если ребенку скучно сидеть на горшке, посадите рядышком ним на игрушечный (а можно и настоящий) горшок любимого медвежонка или котенка. Можно показать ребенку фото и видео с сидящими на горшках детьми.

Когда ребенок станет постарше (около 1,5-2,5 лет – у всех по-разному), надо объяснить ему, что не стоит ждать, пока мама догадается, что чаду надо бы сходить в туалет.

Пусть ребенок, почувствовав позыв, подойдет к Вам или к горшку и знаками или словами доведет до Вашего сведения, что пора на горшок.

Опять же, можно использовать пример: собачка (медвежонок, кукла) «подходит» к маме и «говорит» (озвучивает, естественно, мама): «Мама, хочу пи-пи». Мама сажает собачку на горшок, хвалит: «Молодец, собачка, попросилась на горшок».

Когда начинать приучать ребенка к горшку, решайте сами. Но проявляя терпение и упорство, вы рано или поздно увидите результат.

Однажды ребенок, захотев в туалет, подойдет к горшку, сам снимет трусики, сядет на него и… словом, сделает все то, чему Вы его так долго учили.

Статьи по теме: