Как развить память на фамилии и имена? Как запомнить имя человека? Легко! Техника запоминания имен.

Что такое мнемоника, мнемотехника, искусство мнемотехники: определение, объяснение метода.

  • Авторы многих доступных учебников по мнемотехнике при публикации своих работ руководствовались вполне приземленными для человека мыслями – написать текст, который будут покупать. Потому в книгах много сведений о науке мнемотехнике, объяснений, позволяющих, якобы, применять почерпнутые из различных выкладок, научных энциклопедий сведения в реальной жизни.
  • Однако, преследуя цель собрать несколько значительных «пластов» знаний о науке, в действительности у них получается все иначе: полезной и доступной информации мало, а терминов и «воды» много.
  • Человеческий мозг обладает невероятными возможностями, и мнемотехника помогает их раскрыть. Однако не всем, кто заинтересовался этой наукой, удается «раскопать суть» большинства техник, чтобы автоматически применять их в повседневной жизни.

В нашей статье собраны наиболее доступные объяснения и способы обучения навыку запоминания.

Что такое мнемоника, мнемотехника, искусство мнемотехники: определение, объяснение метода

  • В основе метода мнемотехники – создание образов в подсознании. Берется информация, необходимая для запоминания, и подсознательно преобразуется в образ путем ассоциации.
  • Мы обладаем прекрасной ассоциативной памятью, которую мнемоники используют в полной мере. Чтобы развить способность запоминать, необходимо уметь рисовать мысленно воображаемые предметы.
В основе метода мнемотехники – создание образов в подсознании

Вот пример запоминания информации. Ниже приведен список того, что мы обычно покупаем в магазине. Попробуйте запомнить последовательность слов:

  • влажные салфетки
  • зубная паста
  • шампунь
  • голландский сыр
  • мандарины
  • томатная паста
  • растительное масло
  • кетчуп
  • зеленый горошек
  • грецкие орехи

Чаще всего у людей остается в памяти 7 наименований. Счастливчики, запомнившие весь список, как и остальные, как правило, по прошествии 5 минут забывают все слова из списка.
А теперь раскрываем секрет запоминания подобных списков таким образом, чтобы он оставался в памяти на несколько дней минимум.



Неординарные ситуации сильнее «врезаются» в память

Для запоминания необходим образ, а не только набор слов. Потому умение создавать в голове нужную картинку – уже первый шаг к успеху.

Для запоминания нашего списка проделываем следующие воображаемые действия:

  • Представляем пачку влажных салфеток
  • Представляем тюбик зубной пасты
  • Совмещаем два предмета, мысленно поставив их рядом или проткнув насквозь пачку салфеток тюбиком зубной пасты
  • Соединение двух необычных образов надолго врезается в мозг, особенно, если добавить некоторые детали: например, из пачки салфеток может вытекать какая-то жидкость или, находясь рядом с тюбиком зубной пасты, влажные салфетки покрываются пеной. Основная задача – соединение двух различных образов.
  • Далее в списке записаны шампунь, голландский сыр, мандарины и томатная паста. Проделываем все то же самое: на разлитый шампунь падает кусочек сыра, а мандарины варятся в томатной пасте.
  • Если с придумыванием ассоциаций все сложно, то просто представьте, как один образ «протыкает» другой.


Соединение двух необычных образов надолго врезается в мозг, особенно, если добавить некоторые детали
  • «Протыкание» одного образа другим не просто забыть, потому способ срабатывает почти всегда.
    Противники метода могут возразить, что на соединение образов уходит много времени. Однако, если нужно постоянно запоминать информацию в большом количестве, то метод того стоит. Упражнения мнемотехники как раз и разрабатываются для запоминания подобных списков, сведений, логических цепочек.

В книгах по мнемотехнике собрано достаточно информации, чтобы понять, как работают упражнения и как создавать свой дворец памяти или чертог разума, если вам так больше нравится. Все упражнения полезны при регулярном их применении в жизни.

Как создавать дворец памяти

  • Сохранившиеся в памяти образы – это ваш склад изображений, который вы строите в голове. Из подобного хранилища образы извлекаются в нужный момент, например, список продуктов. В течение нескольких дней список забудется, даже при наличии суперпамяти.
  • Упражнения мнемотехники помогут сохранить список на долгие годы в так называемом дворце памяти.
    Создание дворца памяти можно сравнить с методом Цицерона. Суть его заключается в том, что мнемоник рисует в своем воображении жилище и мысленно расставляет в нем предметы, присваивая им определенные образы.
  • Теперь об особенностях нашего «строения»: поскольку дворец памяти создается в мысленно, то и процесс запоминания будет проходить удобнее, ведь в таком случае позволительно использовать самые разнообразные предметы.


Вот как это выглядит практически:

  • Требуется запомнить физическую формулу q = CU. Преобразовываем полученные латинские буквы в образ. Здесь все совершенно индивидуально: представляйте то, что вам легче запомнить.
    Например, q - кочан капусты, CU - авоська. Теперь рисуем завершенный образ: в авоське лежит кочан капусты.
  • Двигаемся дальше и отправляем полученный образ во дворец. Но не просто оставляем его там, а укладываем на полочку, которая называется «Физика». Чтобы проще было ориентироваться в нашем дворце, установим на эту же полку небольшой бюст Эйнштейна или учебник по физике. Теперь ставим авоську с кочаном на полку.

Как видите, ничего сложного!

Для обучения навыку запоминания не обязательно погружаться в изучение деталей о работе мозга и о том, какова скорость заряда между нейронами. Главное усвоить технику запоминания.



Усвоив технику запоминания, вы сможете без труда наполнять свой дворец памяти образами

Как развить память начинающим взрослым — мнемотехника: методы, приемы и упражнения

Какими же приемами и практическими упражнениями располагает мнемотехника? Тренируя память, вы сможете запоминать как образную информацию, так и сведения, представленные в текстах или таблицах.

Для кого приемы мнемотехники будут полезны:

  • Всем нам в какие-то моменты необходимо запомнить определенное количество точных сведений. И совершенно не обязательно для этого быть школьником, студентом или преподавателем. Вспомните, сколько имен, номеров телефонов и списков вы записываете в электронные или записные книжки.
  • А ведь было бы проще вносить все сведения в свой мозг. Тогда вы уж точно сохраните все «листы» своей «записной книги» и не нужно будет искать зарядное устройство для телефона или планшета, если вдруг разрядиться аккумулятор, чтобы увидеть свои записи.
  • Вы просто будете помнить всю информацию, которая может понадобиться. В некоторых случаях «сделать запись» мысленно намного легче, чем искать нужный блокнот, ручку или карандаш.


В некоторых случаях «сделать запись» мысленно намного легче, чем искать нужный блокнот, ручку или карандаш
  • Приемы мнемотехники выручат и оратора, речь которого после некоторых выполненных и опробованных во время выступления упражнений будет литься плавно и естественно.
  • Школьники и студенты также смогу оценить приемы мнемотехники, особенно в период сдачи зачетов и экзаменов. Ведь упражнения помогут лучше запоминать большое количество информации. Если на экзамене студенты пытаются списать со шпаргалки или с телефона, то тот, кто применяет описанные выше техники по запоминанию данных, сможет без особых усилий списывать из своей памяти.
  • Такой способ безопаснее, да и времени на подготовку к сложным экзаменам понадобится меньше.
    Для преподавателей использование приемов мнемотехники будет не только полезным, но и добавит уважения. Лекционные материалы будут запоминаться быстрее и подглядывать в конспект не придется.
  • Для запоминания информации о людях из своего обширного круга деловых знакомств также не лишним будет знание приемов мнемотехники.
  • Если вы будете часто прибегать к разработанным мнемониками способам запоминания информации, даже в качестве профилактики своей постоянной забывчивости, то ваша память не начнет «отмирать» за ненадобностью до преклонных лет.


Располагать данные и связывать их мысленно помогают образное мышление, воображение, внимание

Основы мнемотехники: описание

Как же работают приемы и методы для запоминания больших информационных блоков? Мысленно упорядочив (расположив) необходимую для запоминания информацию, используя различные ассоциации, можно связывать получаемые сведения между собой. Располагать данные и связывать их мысленно помогают образное мышление, воображение, внимание.

  • Чтобы применять методы мнемоники, не обязательно начинать знакомство с этой областью знаний с нуля. Все приемы становятся доступными и понятными практически сразу после ознакомления с мнемоникой. Основы мнемоники позволяют уже на ранних этапах самообучения запоминать простые последовательности чисел, знаков, слов.
  • Быстрое освоение основ мнемотехники может сыграть злую шутку с новичком: свои новые возможности он воспринимает как полностью освоенный навык и прекращает развиваться в этом направлении дальше. Что же происходит? В определенные моменты мнемотехника дает сбой из-за отсутствия практических навыков по запоминанию и опыта сохранения информации в памяти на длительный период.


Основы мнемоники позволяют уже на ранних этапах самообучения запоминать простые последовательности чисел, знаков, слов

Правильно составленные ассоциации помогут обрабатывать в уме большое количество информации. Потому важно отрабатывать приемы мнемотехники на уровне навыка. Регулярные тренировки помогут овладеть искусством запоминания. А вот быстрым наскоком добиться эффективности приемов нельзя.

Видео: Чертоги разума. Дворец памяти

Мнемотехника – тренировка памяти: таблицы цифр, букв, символов

Для тренировки памяти есть специальные таблицы. Их можно найти во всемирной паутине в свободном доступе. Таблицы Шульге, например, разработаны для разного уровня сложности. Суть заключается в том, что нужно находить числовые значения и знаки, которые нужно будет добавить через пару ходов. Таблицы Шульге развивают память, улучшают концентрацию внимания.



Принципы запоминания информации

Буквы

Цыфры

Знаки

Есть тренировочные упражнения, разработанные в виде игр на внимание и сообразительность. Вот некоторые из них:

  • В игре «Числовой охват революция» необходимо запоминать появляющиеся на экране цифры и безошибочно вводить их в пустое окошко. Правильный ввод цифр позволяет пройти дальше и увеличить количество набранных очков. Игра может длиться долго или закончится после третьего неправильного ввода последовательности цифр.
  • Суть игры «Быстрое сложение перезагрузка» заключается в том, что открывается заданное трехзначное число, а игроку необходимо подобрать правильные слагаемые суммы этого числа. Правильный ответ увеличивает количество балов.
  • Среди сложных заданий можно выделить Красно-черные таблицы Горбова-Шульге. В них требуется запомнить одновременно две цифровые последовательности. Черные клетки предназначены для выбора наименьшего числа, а красные – для наибольшего. В игре главное быстро подбирать нужные числа.
  • Не все таблицы и задания построены на вычислениях и подборе чисел. Например, в игре «Буквенный охват» развивается память и внимание, благодаря запоминанию букв и их воспроизведению. На экране появляются буквы, которые нужно запомнить. Следующий шаг предполагает запись буквенного ряда по памяти.


Во Всемирной паутине можно найти тренировочные упражнения, разработанные в виде игр на внимание и сообразительность

Мнемотехника – запоминания имен на основе визуального мышления: описание метода, ассоциации

  • Для запоминания имен необходимо внимательно слушать людей, которые вам представляются, а не отвлекаться на мысли о предстоящих с ними беседах.
  • Услышанное от нового знакомого имя можно несколько раз повторить во время первой встречи или разговора (если это уместно). Завершающей фразой может стать следующая: «приятно познакомиться», и обязательно повторить имя нового знакомого.

Но есть и другие способы, позволяющие запоминать имена новых знакомых. Мысленно представить образ, который ассоциируется в вашем воображении с конкретным именем:

  • Светлана – электрическая лампочка
  • Валерий – школьный учитель
  • Соня – грызун
  • София – софа
  • Павел – перо павлина
  • Лилия – одноименный цветок
  • Николай – кол
  • Михаил – медведь

Представив картинку, которую рисует ваше воображение при упоминании определенного имени, свяжите полученный образ с внешностью нового знакомого. Например, если София рыжеволосая, то представьте на софе копну рыжих волос. Только не раскрывайте свой секрет человеку, имя которого вы запомнили таким необычным способом. Ведь нарисованный вашим воображением образ-ассоциация может его обидеть.

Видео: Как запоминать имена людей?

Мнемотехника для развития памяти взрослым – программа: описание

Приемы мнемотехники

Цепочка

  • Связывание ассоциаций попарно. Пары придуманных образов составляются примерно одинаковые по размеру. После образования связи между первым образом и вторым, связь с первым образом «обрывается», а внимание переключается на второй образ. Так образуется взаимосвязь между образами. Если возникнет необходимость припомнить один из образов «цепочки», то сознание воспроизведет одновременно до пяти образов.
  • В образовании связей должна присутствовать определенная система: горизонтальная ассоциация предполагает размещение первого образа по левую сторону, вертикальная ассоциация предполагает размещение первого образа внизу. Припоминание образов должно происходить в таком же порядке.

Прием «Матрешка»

  • Механизм запоминания предполагает соединение образов парами, но в определенной последовательности: первый образ самый крупный, второй образ меньше первого, третий — меньше второго и так далее.
  • При переключении внимания на следующие образы, предыдущие складываются друг в друга. В подсознании четко видно только два образа.

Видео: Мнемотехника и мнемоника

В момент знакомства внимание обычно обращено не на имя, а на внешность человека (мимику, фигуру, одежду). Поэтому мы, услышав имя собеседника, тут же можем его забыть, а переспрашивать неудобно. Множество людей оказывается в неловком положении из-за того, что не могут вспомнить имя человека, который рассчитывает на то, что его помнят. Чтобы при следующей встрече с человеком при виде его лица вспомнить его имя или фамилию, вы можете использовать несколько простых мнемотехник.

Иногда всем нам бывает трудно не только узнать человека, которого мы видели всего один или два раза, но и вспомнить, как его зовут. Знание людей и понимание их проблем может принести значительный успех в деловых отношениях.

Каждому хочется запоминать имена людей, с которыми он встречается. Когда вас впервые представляют кому-нибудь во время собеседования, деловой встречи или коктейля, первое, что вы слышите, это имя.

В момент знакомства внимание обычно обращено не на имя, а на внешность человека (мимику, фигуру, одежду и т. д.). Поэтому мы, услышав имя собеседника, тут же можем его забыть, а переспрашивать неудобно. Далее может возникнуть ситуация не из приятных, когда к вам обращаются по имени-отчеству, а мы не можем ответить тем же. У нашего собеседника создается впечатление, что к нему относятся неуважительно. Хороший способ запечатлеть имя в памяти - начать повторять его . Произнесите имя вслух несколько раз и произнесите про себя, когда отойдете от этого человека. Желательно записать имя в записную книжку или смартфон, связать с образом человека , придать имени и фамилии смысловое значение. Например Воронин Константин - «посадите» человека на ворона, несущего в клюве кость; Иван Столяров - «посадите» мужчину на верстак в форме буквы И. Когда соберетесь уходить, взгляните на свои записи и пройдитесь по именам.

Таким образом, чтобы при следующей встрече с человеком при виде его лица вспомнить его имя или фамилию, вам необходимо:

  1. воспроизвести имя про себя или вслух как можно точнее;
  2. связать с образом человека;
  3. придать имени или фамилии смысловое значение.

Важно помнить, что при восприятии и запоминании особое значение приобретает не только физический облик, но и мимика, жестикуляция, голос, речь, походка.

Очень хорошо зарекомендовал себя при заочном знакомстве с кем-либо метод рождения образа . Образ - это представление. Из кусочков чужих рассказов и своих впечатлений мы сами сможем создать определенный образ, свой собственный. Свое мы никогда не спутаем с чужим и не забудем.

Когда нам рассказывают о некоем Иване Ивановиче, мы хотим узнать и то, как он выглядит, и то, чем занимается, чем увлекается. Это поможет нам сопоставить незнакомого человека с нашими мыслительными образами (ведь в нашем представлении рабочий - это одно, а бухгалтер - совсем другое). Есть еще и социальные стереотипы: считается, что профессор - это рассеянный человек, студент всегда весел и бесшабашен, англичане, как стереотипно считают многие, чопорны и надменны, а прибалты могут быть медлительны.

Торговые агенты хорошо знают, насколько важно помнить имена своих клиентов, используя для этого простые приемы, помогающие устанавливать связи между именами и лицами. Для этого необходимо мысленно соединить доминирующую черту внешности представленного человека с его именем . Если фамилия нового человека Зеленев, тогда вы можете представить его себе с зеленым носом, если нос является примечательной чертой его лица. Точно так же можно представить себе госпожу Розанову с большим букетом роз на голове, если прическа больше всего выделяется на голове.

К сожалению, не все люди имеют примечательные черты лица, но вы можете сами придумать любые воображаемые черты внешности. Если человек имеет фамилию Лисов, можно представить его себе с длинным лисьим носом, а Медведева вообразить большим и неуклюжим.

Многие фамилии не вызывают простых образных ассоциаций. В таких случаях можно использовать подставные имена.

Некоторые люди имеют широко распространенные фамилии, и в вашей памяти уже есть человек с такой фамилией, например известный киноактер. Представьте себе, что человек, с которым вас познакомили, разговаривает с этим артистом.

Для успешного использования этого метода необходимо помнить о следующих правилах:

  1. Не пытайтесь использовать этот метод на обычной вечеринке с целью запомнить каждого, с кем встретитесь, потому что трудно одновременно вести разговор и создавать ассоциации.
  2. Запоминайте имена только тех людей, с которыми вы, возможно, встретитесь еще раз.
  3. Если вы не разобрали имя человека с первого раза, не стесняйтесь попросить его представиться еще раз. Подобная просьба говорит об интересе к этому человеку с вашей стороны.
  4. Чтобы освежить свою память, вспоминайте имена людей, с которыми познакомились, рисуйте их мысленные образы.


Извлечение из памяти имен и лиц

Множество людей оказывается в неловком положении из-за того, что не могут вспомнить имя человека, который рассчитывает на то, что его помнят. Это происходит тогда, когда вы встречаете человека в непривычной обстановке. Может получиться и так, что, разговаривая с людьми, которые раньше не встречались, вы внезапно понимаете, что не можете представить их друг другу. Причина одна: вы не можете вспомнить имени одного из них.

Чтобы не попасть впросак, воспользуйтесь следующими советами.

  1. Продолжайте вести беседу, быть может, в ходе разговора вы получите подсказку, с помощью которой вы сможете установить личность собеседника.
  2. Попытайтесь вспомнить, где вы в последний раз с ним встречались.
  3. Переберите в уме алфавит, чтобы проверить, не всплывет ли искомое имя. Может, оно начинается на букву А, Г, М и т. д.
  4. Если ничего не помогает, продолжайте говорить. Было бы неприлично признаться в том, что вы не помните имя коллеги или, еще хуже, начальника.
  5. Вступая в разговор с незнакомым человеком, представьтесь ему сами, этот прием поможет избежать неловкой ситуации. Того же требует и обычная вежливость.


Метод выделения отличительного признака

Многие люди в школьные годы имели прозвища. Один был «Очкариком», другой - «Рыжим», третий - «Пончиком». Все это отличительные признаки. Прозвище носит индивидуальный характер: сразу дает понять, о ком идет речь. Прозвище - это слово, которое легко представить в виде зрительного образа.

Отличительный признак позволяет вспомнить конкретного человека. К нему можно «привязать» точную информацию о человеке. Отличительные признаки можно запоминать последовательно.

Даже если вы точно знаете фамилию человека, его имя, место работы и проживания, может появиться необходимость в запоминании дополнительной информации о нем: номера его сотового телефона, шифра кодового замка в подъезде его дома. Тогда отличительный признак выделяется по виду деятельности человека, его привычкам, манере поведения, стилю одежды, по его характеру . Если ваш знакомый - врач, сам собой напрашивается отличительный признак (образ) - шприц. Ваша подруга занимается игрой на скрипке - присвойте ей образ «скрипка». Можно присвоить отличительные признаки и своим близким родственникам.

Часто случается так, что отличительный признак нужно выделить у незнакомого человека, стоящего перед вами. Зная, что предстоит знакомство с новым человеком, постарайтесь заранее выделить отличительный признак у будущего собеседника до того, как вам его представят. К выделенному признаку сразу следует привязать фамилию человека, зафиксировать имя и отчество.

Повторяйте запомненную информацию в течение беседы, несколько раз назовите собеседника его именем.

Хорошими отличительными признаками являются рост человека, его фигура (полная или худая), необычное в поведении, особенности речи, походка. В то же время желательно не выделять отличительные признаки по одежде или прическе, потому что люди часто меняют как прическу, так и одежду.

Если образ будущего собеседника вам не известен, можно поработать с фамилией этого человека. Славянские фамилии сравнительно легко перевести в образы.

  • Светцов - образ «свет», «лампа».
  • Чернов - «чернота», «мрак».
  • Тихонов - «черепаха».

Чтобы создать образ на основе иностранной фамилии, нужно разбить ее на несколько частей, затем каждую из них перевести в образ. Эти образы соединяются в ассоциации:

  • Мартенсон - мар - тен - сон (март - тент - кровать).


Запоминание фамилий, имен и отчеств

Фамилии преобразуются в образы путем наводящих ассоциаций (кодирование по созвучию, составление слова по слогам). Возьмем распространенные фамилии:

  • Пчелинцев - «пчела».
  • Озеров - «озеро».
  • Белоголовцев - «белая голова».
  • Мальков - «малек».
  • Евграфов - «граф».

Так же поступим с иностранными фамилиями.

  • Берг - «берег».
  • Дарли - «радар - лимон».

Возможно кодирование имен в образы следующим способом. Если вашу знакомую зовут Катя и она работает продавцом мороженого, то вы можете всех людей с именем Катя обозначать образом «мороженое». Всех Нин можно обозначить образом «половник», если ваша знакомая Нина работает поваром.

Имена и отчества переводятся в образы одинаково. Имена можно преобразовывать в зрительные образы путем выделения из имени другого слова по ассоциации со знакомыми людьми, по созвучию:

  • Владимир - мир - «глобус».
  • Роза - «цветок роза».
  • Михаил - «мишка» - «медведь».
  • Павел - «павлин».
  • Василий - «кот».
  • Николай - «кол».
  • Светлана - «светлячок».
  • Галина - «галка».
  • Елена - Аленка - «шоколад».

Наверное, с каждым случался конфуз, когда через минуту после знакомства вы уже не помнили имя своего собеседника.

Оказывается, у этой проблемы есть решение - простой алгоритм действий. Как раз о нем и рассказал Алексей Бессонов, чемпион Украины по запоминанию больших объемов информации, руководитель и тренер Центра развития памяти Алексея Бессонова, полиглот, автор книги «9 ½ недель на иностранный язык», на мастер-классе 9 апреля в «Часопысе».

Любой процесс запоминания ‑ это связка чего-то с чем-то. Запомнить телефонный номер - это привязать набор цифр к конкретному человеку, а запомнить имя - значит связать его с человеком, с его лицом, с тем местом, где вы с ним познакомились, с его работой.

Нередко явление, когда, вы, встретив человека на улице, сначала вспоминаете, при каких обстоятельствах с ним познакомились, а потом в памяти всплывает и имя. Или сначала вспоминаете его профессию, а потом имя.

Рассмотрим три этапа привязки имени к человеку:

1. Запоминаем имя

Вы знакомитесь с человеком, допустим, по имени Сергей. А через некоторое время в процессе разговора уже забыли, как его зовут, или не уверены, что запомнили правильно. Просто вы не уделили процессу запоминания должного внимания.

Искренне заинтересуйтесь вашим визави, проговорите его имя несколько раз в течение разговора - хотя бы три раза: «Сергей, а как вы считаете…», «Спасибо, Сергей, вы мне очень помогли» и т.п. Но пусть, конечно, это звучит естественно. Про себя тоже прокрутите имя несколько раз.

Подумайте, нет ли какой-то ассоциации с человеком или его именем: имя Сергей созвучно слову сережка. Представьте себе этого человека с сережкой в ухе. При следующей с ним встрече ваша память услужливо достанет из своих недр образ с сережкой в ухе, и вы вспомните, как зовут этого человека.

Если нужно запомнить одного человека, то необязательно придумывать мнемоническую ассоциацию. А вот если нужно запомнить группу людей, то без таких ассоциаций не обойтись.

Упражнение: потренируйтесь придумывать мнемонические ассоциации к именам. Кодировать имена можно либо по созвучным словам, либо привязывая к кому-то из ярких личностей вашего круга общения или известных людей.

Александр - Саня - санки

Андрей - Андрей-воробей, как брат жены - в этом случае проведите связь между двумя людьми - волосы, профессия, увлечение и т.п.

Артем - Артемон, улица Артема

Артур - король Артур

Валерий - валерьянка или Валерий Леонтьев

Геннадий - крокодил Гена

Филипп - Филипп Киркоров

Тарас - Тарас Бульба

«Используйте любую ассоциацию, которая у вас возникла, пусть даже самую несуразную. Старайтесь не использовать абстрактные понятия, на них память хуже срабатывает. При этом желательно кодировать первые три буквы. Так устроена память - по первым буквам легче вспомнить слово. Но возможны и исключения - Евгений - гений. В случае с одинаковыми именами ассоциацию можно использовать одну и ту же: Валентин и Валентина - валентинка, валенок»

У вас могут возникнуть на приведенные выше имена другие ассоциации. Отлично - это говорит ваш жизненный опыт. Чужие ассоциации могут оказаться для вас не очень действенными.

Если вы понимаете, что ваш жизненный путь связан с запоминанием имен, вы - учитель, тренер, периодически меняете работу и т.п., то возьмите список наиболее частотных имен и придумайте себе на них ассоциации-заготовки. Тогда, встретившись с группой людей, уже придумывать ассоциации не надо будет. Процесс запоминания пойдет гораздо быстрее. В случае с редким именем ассоциацию придумаете по ходу дела.

Если вам предстоит общаться с этими людьми дальше, помните о важности процесса повторения: сначала надо повторить их имена в течение суток, потом в конце недели и по истечении месяца.

2. Запоминаем лицо

Нам, представителям европеоидной расы, представители негроидной - все на одно лицо. Также, как и азиаты, и наоборот. Это связано с тем, что, мало общаясь с представителями другой расы, мы не умеем их различать. Но этому можно научиться. Достаточно просто стать наблюдательным. Привязывая имя к человеку, нам также нужно запомнить его лицо, фигуру.

Упражнение - учимся различать лица : в течение недели изучайте отдельные черты лица у прохожих на улице, в транспорте, на работе, по телевизору. Присматривайтесь аккуратно, чтобы не смущать испытуемых. Допустим в понедельник контур лица, во вторник глаза и брови, в среду нос, в четверг рот, в пятницу прическу и уши и т.д. Порядок установите сами.

Потренируйтесь к каждой черте лица подбирать характеристики: нос - курносый, с горбинкой, широкий, орлиный и т.п., лицо - овальное, треугольное, квадратное и т.д. Такое упражнение делают полицейские, которым надо составлять фотороботы. Но для благой цели и вам не помешает такое умение.

Лучше всех подмечают черты лица художники, рисующие шаржи: выдающиеся черты лица или фигуры они утрируют, но понятным остается, кто изображен.

3. Наклеиваем визуальный ярлык

Заключительным этапом запоминания является фиксация на отличительной черте - обстоятельствах знакомства (на конференции, в путешествии), хобби, увлечении. Память человека устроена так, что вспомнив обстоятельства знакомства, хобби, любую информацию о человеке, нам проще будет вспомнить и имя, если оно забылось.

Интересный факт: шахматисты могут запоминать только комбинации. Но если шахматы расставлены на доске в произвольном порядке, то запомнить расположение будет гораздо сложнее, потому что они ни с чем не могут ее ассоциировать.

«Когда людей мало, ассоциации можно не делать, просто искренне заинтересоваться человеком, проговорить имя вслух и про себя. Когда много - крепите визуальные ярлыки. Если на один день надо запомнить - крепите к чему угодно - одежде, сумке, очкам и т.п. Если на долгое время - крепите к так называемому отличительному признаку - хобби, профессии, лицу»

Ассоциации нужны будут только на первое время, поэтому даже если человек сменит внешность - поменяет стрижку или цвет волос, по которым вы запоминали, - ничего страшного. Не забудьте повторить имя в течение суток, недели и месяца. Имя будет вспоминаться без ассоциаций, так как в памяти останется образ человека.

На видео вы можете воочию увидеть, насколько эффективна эта методика.

Педагоги постоянно сталкиваются с необходимостью запомнить сразу много имен - детей, их родителей, коллег на новом месте работы. Причем чем быстрее это произойдет, тем лучше педагог будет выглядеть в глазах окружающих: прав был Дейл Карнеги, когда утверждал, что самый сладостный звук для каждого человека — его собственное имя.

Обычно педагоги используют палочку-выручалочку: схему класса с партами, на которых подписаны имена детей. Однако такой способ не подходит, например, вожатым в лагере, перед которыми дети постоянно перемещаются и «мельтешат». Как же выйти из положения и обеспечить запоминание максимального числа имен в кратчайшие сроки?

1-й способ - «Бэйджи»

Их лучше сделать заблаговременно, и в первый же день прикрепить к груди детей. Визитки поначалу весьма облегчают общение, однако они недолговечны: вряд ли маленькие дети сохранят их дольше одного дня, а подростки, скорее всего, будут ожидать, что вы запомните их имена в первый день знакомства и не поймут вас, если вы и через неделю будете просить их надевать бэйджи.

2-й способ — «Ассоциации»

Выбрав ребенка, чье имя требуется срочно запомнить, нужно провести мысленную параллель между его именем и внешностью, поведением, манерой речи. Например, у полненькой девочки Оли можно связать округлость лица и круглую букву О в имени,а Аню с красивыми глазами превратить в «Анютины глазки». Могут быть и ассоциации по контрасту: к примеру, тихую девочку Юлю можно мысленно назвать «Юля-юла».

3-й способ — «Игры на запоминание имен»

В такие игры лучше играть с детьми в первые дни учебы. Это не только позволит вам быстрее запомнить имена детей, но и самим детям поможет перезнакомиться между собой, что позволит им чувствовать себя увереннее. Эффективная и веселая игра — «Снежный ком». Первый ребенок называет свое имя, а второй повторяет имя предыдущего малыша и добавляет свое и так далее по цепочке. В конце учитель должен перечислить имена всех сидящих детей.

4-й способ — «Частое повторение имени»

Этот способ использовал Наполеон Бонапарт. У него было многотысячное войско, и многих солдат он знал по имени. Как он этот делал? При знакомстве с солдатом он спрашивал его имя, а в дальнейшем при разговоре о семье, здоровье и т.д. обязательно несколько раз обращался к солдату по имени. Такое многократное повторение имени и связь его с каким-то определенным эпизодом из жизни солдата обеспечивало его быстрое запоминание.

Поговорите с каждым ребенком в первые дни знакомства, расспросите его об интересах и увлечениях, при этом постоянно повторяйте имя малыша. Успех в запоминании гарантирован.

5-й способ — «Знаменитые личности»

Проведите ассоциации имен детей с именами известных людей. Пусть Коля, Федя и Дима станут в вашем воображении Коперником, Достоевским и Биланом. Берите по 5-10 детей в день и придумывайте им прототипы. С такими темпами вы выучите имена всех детей за несколько дней.

Самое важное — это настроиться на запоминание и внимательно относиться к детям. Для того чтобы проверить, насколько хорошо вы запомнили каждого ребенка, вечером, придя домой, возьмите список детей и, читая имена и фамилии, мысленно представляйте внешний вид этого ребенка. Если нескольких детей вы все же не вспомнили, на следующий день уделите этим ребятам особенное внимание.

Успехов вам в работе и быстрого запоминания учеников!

А как вы запоминаете имена учеников?

Наверное, многим из нас знакома неприятная ситуация, когда мы встречаем знакомого человека, но не можем вспомнить его имя. Или, что ещё хуже, знакомимся с кем-то и уже через 5 минут понятия не имеем, как к нему обращаться. Такое может произойти где угодно - как на вечеринке у друга, так и на деловом обеде или в новом рабочем коллективе.

Как же научиться запоминать имена? Для этого есть несколько проверенных способов.

Согласно материалу в журнале «Психология сегодня» (Psychology Today), способность запоминать имена ухудшается ещё и с возрастом. Оказывается, около 85% людей среднего возраста и пожилых людей забывают имена. Однако это вовсе не значит, что забывчивость на имена появляется лишь с возрастом, ведь многие молодые люди также замечают за собой такой недостаток.

Почему мы забываем имена

Этот феномен можно объяснить. Когда мы встречаем кого-то впервые, наше внимание рассеивается на множество факторов - лицо, внешний вид человека, его голос, манеру разговора, жесты и обстановку вокруг. Переизбыток информации и расфокусирование нашего внимания нередко приводят к тому, что мы не можем вспомнить, как зовут человека, находящегося перед нами.

Помнить имя важно

Если вы хотите добиться внимания человека, проще всего это сделать, назвав его по имени. Исследования показывают , что произношение нашего имени активизирует наш мозг, даже если мы находимся в шумном помещении. Именно поэтому многие влиятельные лидеры придают именам большое значение и стараются по максимуму их использовать. Эффект от этого легко проверить: полагаю, каждому приятно осознавать, что о нём помнят, когда он слышит своё имя. И наоборот, забывчивость других вызывает негативные эмоции.

Как запоминать имена

Если вы так же, как и множество других людей, постоянно забываете имена, Кристи Хеджс , профессиональный коуч, спикер и автор книги The Power of Presence: Unlock Your Potential to Influence and Engage Others, предлагает несколько проверенных на практике советов, которые помогут избавиться от этого недостатка раз и навсегда.

Встретились - повторите

Когда вы услышите чьё-то имя, не просто кивайте в ответ и продолжайте разговор, а повторите это имя, включив его в свой разговор или спросив о чём-то нового знакомого. Например, если вашего нового знакомого зовут Марк, вы можете сказать: «Привет, Марк, приятно познакомиться», - или же задать ему вопрос: «Как долго Вы работаете в IT, Марк?».

Используйте имя на протяжении беседы, только не переусердствуйте и не повторяйте его слишком часто. Также включите имя в прощальную фразу и, произнося её, смотрите в лицо собеседнику, чтобы закрепить в памяти его образ и имя вместе.

Записывайте

Доктор Гари Смол, психиатр и эксперт в области изучения памяти, предлагает просить человека записать его имя, особенно если оно необычное или редкое. Эта техника будет эффективной, если у вас хорошо развита визуальная память. Кроме того, можно попросить у человека визитную карточку и прочитать его имя на ней, пока вы с ним общаетесь. Так вы создадите связь между человеком и визуализацией его имени у себя в памяти.

А сразу после встречи запишите имя человека и основную информацию о нём в свои контакты. Так вы сохраните всё самое главное и при случае легко вспомните собеседника. Записать можно как личную информацию, так и особенности его внешнего вида или тему последнего разговора.

Используйте ассоциации

Многие эксперты советуют в момент, когда вы слышите новое имя, создавать в воображении словесную связь или картинку для ассоциации. Это может быть любой факт, который вы знаете о человеке, - его увлечения, сфера деятельности, место проживания и т. п.

Вивиан Жанг приводит пример этого совета, который она узнала из учебного курса Дейла Карнеги:

Воображайте картинки, которые звучат, как имя человека, и сопоставляйте их с другими фактами, которые вы о нём знаете. Если вы встречаете кого-то из Бразилии по имени Лаура, представьте её в лавровом венке на голове, плавающей в реке Амазонке.

Создавайте связи

Ещё один способ запоминания имён - сопоставление человека с другим человеком с таким же именем, которого вы хорошо знаете. Например, с вашим другом или родственником.

Кристи Хедж узнала этот приём на одном из тренингов, в котором принимали участие 15 человек. Она была удивлена, когда тренер после краткого приветствия с каждым из участников снова прошёлся по группе и обратился с каждому из них по имени без единой ошибки. Он тогда использовал простую технику - ассоциировал каждого человека с известной личностью (или известным ему человеком). Например, Райан ассоциировался с Райаном Гослингом. Сперва это может показаться сложным, но с практикой вы научитесь мгновенно создавать такие связи между людьми и запоминать их имена.

Проявите внимание

Большинство психологов и экспертов в области изучения памяти утверждают, что одной из главных причин забывчивости имён является то, что мы не сосредотачиваемся на нём и уже через мгновение наше внимание рассеивается на другие вещи, которыми мы окружены.

Такой же совет даёт в первую очередь и один из самых общительных людей на планете Кейт Феррацци:

Если вы примете сознательное решение запомнить имя, потому что проявляете внимание к людям, которых встречаете, вы сразу же начнёте делать это гораздо лучше.

Надеюсь, что эти простые советы помогут вам лучше запоминать имена и избегать неудобных ситуаций в будущем. Лично я обязательно возьму на вооружение самый первый совет с устным повторением имени. Мне кажется, что с него легче всего начать практиковаться. Расскажите, а как вы запоминаете имена и испытываете ли с этим трудности?

Статьи по теме: