Как реагировать на неудачи ребёнка: инструкция для амбициозных родителей. Детские страхи: что делать, если ребёнок боится неудач

Ирина Пазухина
Как научить ребёнка принимать и справляться с неудачами?

Каждый ребенок хочет выигрывать. Но жизнь диктует свои правила, и иногда кто-то другой оказывается лучшим. Некоторые дети довольно стойко переносят поражения. Но есть ребята, для которых даже маленький проигрыш становится настоящей катастрофой.

Дети очень искренни в своем стремлении во всем быть первыми. Для некоторых из них это становится делом принципа : быстрее всех съесть тарелку супа, выше всех залезть на лестницу, лучше всех рассказать стишок на утреннике, выиграть все конкурсы на дне рождения приятеля. Поэтому реакция таких малышей на поражение зачастую бывает очень бурной : не в силах совладать со своими эмоциями, они начинают плакать, обижаться, злиться, а иногда даже драться, ломать игрушки. На первый взгляд такая реакция может показаться забавной : «Ну, надо же, какой смешной – так расстроиться из-за какой-то ерунды!» Однако не стоит недооценивать всю важность переживаний ребенка. Для него все происходящее с ним очень серьезно. К тому же если ребенок остро воспринимает каждую неудачу , постоянно расстраивается, кричит и злится, то даже самым веселым и оптимистичным родителям становится не до шуток : ведь ребенку предстоит встретиться еще не с одной трудностью – впереди садик, школа, институт, а он совершенно не умеет «держать удар» . Это может стать серьезной проблемой в дальнейшей жизни. И задача родителей – научить малышей переживать неудачи спокойно и преодолевать препятствия уверенно и сделать из неудач трамплин для дальнейших достижений. Для этого необходимо иметь правильную ориентацию : тот, кто ориентирован на успех, по данным психологов, добивается большего успеха, чем тот, кто просто пытается избежать неудач . Поэтому ориентация на успех - это то, что двигает человеком, помогает ему принимать решения в тяжелых ситуациях, выносить правильный опыт из неудач .

Мировоззрение ребенка : фиксированное или подвижное?

Психологи сейчас все чаще говорят о двух основных типах отношения к миру. Первый тип называется "фиксированным", при этом человек воспринимает самого себя и свои способности как нечто неизменное. Люди с таким мировоззрением чаще других сталкиваются с необходимостью снова и снова доказывать себе и окружающим, что они достойны всяческого уважения. Люди с "подвижным" мировоззрением, наоборот, считают, что они сами и их возможности могут меняться и развиваться в зависимости от ситуации и полученного опыта. Именно они легче других приспосабливаются к новым условиям жизни.

Мировоззрение ребенка во многом зависит от родителей, а это значит, что в наших силах повлиять на то, как он будет относиться к своим победам и поражениям. Столкнувшись с неудачей , ребенок с "фиксированным" мировоззрением может сломаться, а может оправдывать себя всеми возможными способами. Такие дети либо очень переживают из-за поражения, либо полностью игнорирует его, делая вид, что ничего не случилось. Дети с "подвижным" взглядом на события, напротив, попытаются преодолеть сложности, чтобы в следующий раз показать лучшие результаты. Конечно, они тоже расстраиваются, сталкиваясь с отказом или поражением, но по прошествии определенного времени могут правильно оценить, что же случилось на самом деле, и что нужно предпринять , чтобы изменить ситуацию.

Чтобы помочь ребенку сформировать "подвижный" взгляд на мир и научить его извлекать уроки из поражений, а затем и превращать их в настоящие победы, прислушайтесь к рекомендациям психологов.

1. Знакомство с объективной реальностью. Многие родители стараются обезопасить своего ребенка, оградить от всех неприятностей и проблем с самого раннего возраста. Руководствуясь принципом «Детство должно быть счастливым» , они не позволяют малышу увидеть мир таким, каков он есть. Но рано или поздно ребенок все равно столкнется с реалиями жизни. И чем позже это произойдет, тем болезненней будет для него опыт неудачи . Например, мама всегда опекала малыша, опережая возможные проблемы, была рядом и внимательно следила, чтобы ее крошке жилось легко и радостно (подыгрывала во всех играх, «страховала» во всех занятиях : «Лучше помогу донести ему чашку, а то разольет, расстроится…» ). И ребенок привык к тому, что все проблемы решаются сами собой, все и всегда получается так, как он хочет. Оказавшись в среде ровесников, например в детском саду или на площадке возле дома, такой малыш будет просто шокирован : оказывается, он многого не может. Вася бегает быстрее, чем он, Костя первым заканчивает обед, а Вероника лучше рисует! И он искренне не понимает : ему раньше все удавалось, он был самым лучшим, а теперь вдруг не может с чем-то справиться ! Многие дети не в силах спокойно принять такой «удар судьбы» . Чтобы избавить ребенка от лишних разочарований, необходимо с раннего возраста предоставлять ему возможность знакомиться с объективной реальностью.

2. Ориентация на успех. Чтобы помочь будущему школьнику справляться с неудачами , необходимо научить его ориентироваться на успех. Для этого родителям можно использовать некоторые из приведенных ниже рекомендаций :

1. Ориентировать школьника необходимо на получение знаний, а не на оценку. Только из знаний можно вынести необходимый для практики фундамент.

2. Школьник должен научиться понимать , что для достижения цели основным оружием являются приложенные усилия, а не просто способности. Необходимо дать понять ребенку, что с помощью затраченных усилий, он сможет многого добиться. Главное, чтобы родители отмечали усилия ребенка, оценивали их. Если школьник будет получать обратную связь, будет видеть, что его ценят, то это поможет ему стать более уверенным.

3. Родителям необходимо учить ребенка воспринимать себя самого таким , каким он есть, относиться к себе с долей сочувствия и понимания. Во многих случаях, дети пытаются просто избежать неудач , потому боятся не соответствовать требованиям. Поэтому для них лучшим вариантом является отказ от результатов, деятельности. Они просто не хотят прикладывать усилия. Родителям необходимо научить детей воспринимать себя правильно , помочь им принимать неудачи , как опыт, который является частью людской жизни.

4. Помочь школьнику воспринимать себя с уважением . Чувство самоуважения всегда способствует поднятию уровня самооценки, что помогает быть более уверенным и успешным в деятельности.

5. Помогайте ребенку найти причины неудач . Если у школьника что-то не получается, то лучше попробовать разобраться с ним, почему его деятельность не приносит необходимого результата. Это поможет школьнику найти причины неудач , помочь правильно построить свои действия.

6. Ориентация на успех должна быть вызвана внутренними приоритетами школьника. Не заставляйте его что-то делать хорошо, потому что вы считаете, что ему это необходимо. Позволяйте школьнику выбирать приоритеты своей деятельности. Только внутреннее желание, а не внешний контроль помогут ребенку добиться успеха.

7. Помогите правильно расставить приоритеты. Очень часто дети способны переоценивать свои возможности, поэтому задание родителей помочь выбрать те цели, которые являются главными, помочь избежать физической перегрузки.

8. Научите воспринимать неудачи с улыбкой . Из всего опыта, даже негативного, можно вынести положительные моменты. Помогите ребенку найти именно эти положительные результаты.

3. Сами принимайте неудачи правильно ! Успешные дети вырастают у успешных родителей. Поэтому все навыки, которые вы хотите привить своим детям, вы должны проявлять сами, быть для них своеобразным подтверждением всех своих теорий и слов.

4. Найдите преподавателя для более продуктивного развития ребенка. Какими бы ни были интересы ребенка (спорт, музыка, школьные предметы, убедитесь в том, что вы нашли для ребенка людей, которые смогут его учить и тренировать надлежащим образом. Дополнительные ресурсы и новые люди научат ребенка быть более самостоятельным в том, что он делает. Найдя ребенку преподавателя, вы тем самым перестаете быть «центром» происходящего, и когда ребенок не справляется , Вы пытаетесь его на этом «поймать» . Для ребенка легче слышать и воспринимать конструктивную критику, если она исходит от других людей, а не от родителей.

5. Уверьте ребенка в безусловной любви. Иногда дети стремятся быть замечательными во всех отношениях для того, чтобы заслужить любовь родителей. Как правило, в такой ситуации малыши ощущают, что отношение мамы или папы к ним меняется в зависимости от их успехов. Например, если ребенок построил самую красивую башню в песочнице, мама очень радуется, обнимает его, А если воспитательница в конце дня жалуется родителям, что ребенок не справился с каким-то заданием , что он неусидчивый или неспортивный, то у мамы резко портится настроение, она раздражается на малыша, не хочет играть с ним. Да еще и всем родственникам может рассказать, какой он неуклюжий, неловкий или невнимательный. Малыш делает закономерный вывод : «Чтобы меня любили, я должен всегда быть лучше всех!» И, конечно, любое поражение он переносит крайне тяжело – ведь для него это не просто проигрыш, это риск лишиться родительской любви! А что может быть страшнее! Ребенок должен чувствовать, что мама с папой любят его всегда, а не только когда он хорошо себя ведет, выполняет все задания на отлично и побеждает во всех соревнованиях. Убедите ребенка в том, что его будут любить независимо от результатов игры, соревнования, и т. д. Многие дети уверены в том, что то, как они справляются с чем-либо , определяет, насколько сильно родители будут их любить. Детям нужно объяснить, что их ценят и любят такими, какие они есть, а не за то, что они умеют. Им нужно знать, что любовь к ним не ограничивается условиями.

6. Дайте ребенку отреагировать негативные эмоции. Необычайно важно позволить ребенку плакать, сердиться и выражать свои эмоции по поводу поражения. Некоторые родители говорят детям не плакать, и что плачь - удел неженок или психопатов, и что проигравшие не плачут. Для ребенка быть способным на эмоциональную разрядку и выплеснуть свою реакцию очень важно. Можно потопать ногами, покричать, попрыгать или пробежаться. Но договоритесь, что в выплеске агрессии не должны страдать другие люди.

7. Оглянитесь в прошлое. Не сразу после поражения, а через некоторое время стоит «оглянуться назад» . Пообщайтесь с ребенком и узнайте у него, как бы он поступил, если бы можно было вернуть время назад. Напомните ему : «Мы говорим не о том, что ты выиграл или проиграл, а о том, как ты вел себя во время игры». Способствуйте тому, чтобы ребенок обдумал и высказал, какой опыт он извлек из игры.

8. Подумайте о возможностях ребенка. Может оказаться, что систематические проигрыши являются индикаторами того, что ребенок не готов к определенной деятельности, ему скучно, занятия не доставляют ему радости и удовлетворения, или тренировки неадекватны.

9. Продолжайте поддерживать ребенка. Укажите на то, что вы видели, что вам понравилось. В то время как ребенок, возможно, делал что-либо не самым наилучшим образом, всегда есть вещи, которые он делал хорошо. Детям важно услышать о том, что они делали хорошо, особенно в свете поражения. Совет «если с самого начала Вам не повезло, пробуйте снова и снова» может очень расстроить. Не забывайте напоминать детям, что никогда не стоит терять надежду!

10. Не требуем от ребенка быть идеальным. Нередко бывает и так, что родители, не желая ничего плохого своим детям, сами формируют в них стремление быть идеальными. Такие мамы и папы, как правило, очень требовательны к себе. Для них важно выполнять свои обязанности наилучшим образом. Того же они ждут и от своего малыша. «Ты слепила самого красивого ежика в группе! Мама тобой гордится!» , «Твой папа всегда был сильнее всех мальчишек. И ты должен быть самым сильным!», «Ну что же ты, не могла постараться получше! Ты расстроила нас» – такие установки способствуют формированию у ребенка «комплекса отличника» . Малыш старается заслужить одобрение и похвалу любой ценой. И, конечно, промахи в этом случае просто недопустимы – они могут стать настоящей катастрофой. Поэтому не стоит предъявлять малышу слишком много требований и ждать от него исключительно успехов – перфекционизм (стремление быть идеальным во всем) вредит здоровью, препятствует психологическому благополучию ребенка. Важно учить ребенка трудиться, прилагать усилия, но не ждать от него наилучших результатов во всем.

11. Не лишайте ребенка права на ошибку! Ведь именно принятие и осознание собственных ошибок дает возможность дальнейшего роста и развития. Как все мы помним, не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.

12. Справедливая награда . Очень важно поддерживать ребенка, хвалить его, поощрять. Но важно придерживаться принципа золотой середины . Если недохвалить малыша, не заметить его успехов, у него будет недостаточно уверенности в себе и своих силах. Но если перехвалить его, то он не захочет и не сможет прилагать усилия, чтобы добиться настоящего успеха.

13. Не нужно лишней похвалы! Поощрение только за дело! Дети очень хорошо чувствуют, когда они справедливо заслужили награду , а когда их хвалят просто так. Чтобы любая деятельность ребенка не превратилась в погоню за похвалой, будьте максимально объективны. Если вы видите, что результат работы оставляет желать лучшего, не нужно искусственных восхищений. Лучше похвалите ребенка, например, за то, что он старался.

14. Хвалите за то, что достойно похвалы. Вне зависимости от того, с какой оценкой приходит домой школьник, сосредоточьтесь не на отметке, а на том, что ребенок узнал, на том, что ему было интересно, и на том, где эти знания могут пригодиться. Дети, которых родители хвалят не за пятерки, а за умение размышлять и предлагать нестандартные пути решения, не боятся сложных заданий. Наоборот, чем сложнее задача, тем интереснее ее выполнять. Как быть, если ребенок проделал большую работу и все-таки получил двойку? Обязательно хвалите его за старание, за те усилия, которые он приложил. Но не пытайтесь переложить вину на несправедливого учителя . Стоит сказать примерно следующее : "Я знаю, что ты действительно старался, ты молодец! Но, похоже, ты не совсем понял эту тему. Давай подумаем, как тут разобраться".

15. Поговорите с ребенком о том, что такое успех и поражение. Как объяснить ребенку, что победа в соревнованиях или хорошая оценка - не единственные мерила успеха? Постарайтесь донести до детей, что сам процесс подготовки достоин уважения, а не только результат. Как ни странно, чем меньше ребенок волнуется из-за результатов, тем лучше они оказываются. Ведь только в этом случае школьник может сосредоточиться на том, что он делает в настоящий момент, и в полной мере проявить свои знания. Скажите так : "Для меня настоящий успех - это когда ты по-настоящему стараешься и делаешь что-то от души и с удовольствием". У вас наверняка бывали ситуации, когда вы смогли преодолеть трудности с пользой для себя. Расскажите о них детям.

16. Не приукрашивайте факты. Все люди когда-нибудь проигрывают - из этого правила нет исключений. Кого-то не принимают в балетную школу , кто-то вылетает из соревнований после первого же матча, кто-то не поступает в гимназию. Это жизнь! Но обязательно стоит говорить о том, что случилось. Не уверяйте ребенка, что все прекрасно. Но и не делайте вид, будто ничего не произошло. Молчание формирует у ребенка убеждение в том, что случилось нечто настолько ужасное, что об этом нельзя даже говорить. Самым конструктивным был бы такой подход : "Ну что, экзамен мы не сдали. Как будем готовиться в следующий раз?"

17. Откажитесь от ваших собственных амбиций. Иногда то, что родителям кажется поражением ребенка, на самом деле всего лишь задевает их собственные чувства. Не путайте ваши собственные детские желания с тем, чего хотят ваши дети. Если вы расстраиваетесь из-за неудачи больше , чем сам ребенок, получается, что это ваша проблема и решать ее нужно именно вам. Не переставайте напоминать себе, что это жизнь вашего ребенка, а не ваша. И в первую очередь важны его желания и устремления.

18. Научитесь сами и учите ребенка правильно распределять ответственность за поражение. Ведь оно зависит от многих факторов : невнимательность, непрофессионализм, везение, страх и т. п.

19. Если ребенок бурно реагирует на неудачу (кричит, плачет, дерется)

НЕправильно :

Игнорировать («Я ухожу, раз ты кричишь» );

Ругать и наказывать;

Угрожать («Не прекратишь плакать, больше играть не будем!» , «Еще раз так крикнешь – получишь!» );

Приводить в пример других детей;

Смеяться, обесценивать переживания малыша («Подумаешь, проиграл!» );

Привлекать к решению проблемы посторонних (когда они готовы включиться в ситуацию : «Ой, как девочка кричит! Сейчас заберу с собой» ).

Правильно :

Сохранять спокойствие. И ребенок тоже вскоре успокоится;

Обнять, поддержать кроху («Я вижу, ты расстроился из-за проигрыша. Но зато ты очень старался! Все заметили это!»);

Вернуться к разговору, когда буря уляжется («Я помню, ты расстроилась, когда победила Вика, а не ты. Но, согласись, если бы всегда выигрывал только один и тот же человек, остальным было бы неинтересно играть!»);

Поговорить с ребенком о чувствах, которые он испытывал, помочь ему понять, что произошло;

Поговорить с ребенком о чувствах окружающих («Когда ты кидался игрушками, кричал и дрался, другие ребята были напуганы. Им было не очень приятно смотреть на тебя»);

Предложить альтернативу, научить со-радоваться успехам других («Когда ты выигрываешь, ты радуешься. Когда побеждает кто-то другой, ему тоже хочется радоваться. Мы можем веселиться вместе с ним.

Если ребенок кричит во все горло от обиды за проигрыш, а окружающие смотрят на вас с сожалением, уведите ребенка в сторону. Говорите спокойно, пожалейте его и посочувствуйте. Скажите : "Я понимаю, что тебе обидно". Обнимите, погладьте по голове. Ваша первая задача - успокоить ребенка, а затем уже можно разговаривать с ним о том, что случилось.

Чаще всего дети либо достаточно долго плачут и переживают, либо уходят в себя, стараясь выглядеть взрослыми. И здесь лучше всего подыграть ребенку. Спросите, чем он хотел бы заняться, о чем хочет поговорить. Не реагируйте слишком бурно, дайте понять, что ничего страшного не произошло.

Формулируйте правила игры таким образом, чтобы дети понимали : главное участие и процесс. Например, «каждый, кто добежал до финиша, уже победитель» или «каждый, кто играл, уже выиграл» .

04.10.2017

Дети очень восприимчивы к критике и поражениям. Многие после неудачи боятся браться за дело и двигаться вперед. В такие моменты у родителей возникает вопрос: «как научить ребенка реагировать на неудачи?». Ведь именно от этого зависит его уверенность в себе, умение принимать ситуацию и делать выводы на основе поражений.

Ребенок не должен бояться оступиться и ошибиться. Эти составляющие помогают расставить правильные жизненные установки. Негатив и страх поражений у многих детей возникает не только из-за темперамента. Большинство детей боятся огорчить родителей (двойка в школе, проигрыш на соревнованиях и т.п.), не хотят слышать упреки и ругань со стороны близких людей. Именно взрослым следует научиться правильно воспринимать падения своего чада.

  • В первую очередь маме (папе) следует научиться хвалить и поддерживать своего ребенка. Говорить о том, что он глуп от природы – нелогично. Ведь учеными доказан тот факт, что интеллект можно развить.
  • Родители должны помочь ребенку делать «работы над ошибками» и анализировать сложившуюся ситуацию. Не выиграл на соревнованиях, все равно молодец – ведь пригласили участвовать. Получил низкую оценку по математике, . Но не следует перенапрягать его и слишком ругать за не восприятие предмета. Возможно ребенок гуманитарий.
  • Научить ребенка вставать после падений и двигаться вперед можно на собственном примере. Рассказывайте об известных личностях или собственные примеры из жизни. Разве в этом возрасте вы не совершали ошибок, не получали двойки и т.п. Главное – дать понять ребенку, что неудачи это опыт, которые может сыграть на пользу в будущем.

Как реагировать на неудачи ребенка и вырастить бойца по жизни – эффективные советы родителям

  1. Дайте больше самостоятельности сыну (дочери). Эту свободу необходимо разрешать с раннего возраста. Многие родители не позволяют детям играть на площадке, не разрешают бегать, общаться с другими детьми и т.п. В этом случае дети растут неприспособленными к социуму и самостоятельному принятию решений. Ребенок должен сам совершать ошибки, сам их принимать, учиться избегать в будущем и принимать правильные решения. Только в этом случае он сможет быть готовым к неприятностям и научить принимать их достойно.
  2. Не следует слишком навязывать свое мнение. Если малыш хочет рисовать красками, налейте ему воду, дайте кисть и пусть пытается. Многие бояться, что чадо обольется или вымажется. Мамы навязывают книгу или другие игрушки, игнорируя желания дочери (сына). Если постоянно запрещать ребенку что-либо и все решать за него можно просто вырастить человека без собственного мнения и взгляда на жизнь.
  3. Оптимизм со стороны родителей – еще одна черта, которая поможет ребенку легче переносить неудачи и двигаться вперед. Наблюдая за тем, как отец или мама решают проблемы на работе и при этом остаются активными, любящими и заботливыми родителями ребенок захочет повторить эту модель поведения.
  4. Не стоит бояться строгости. Поддержка должна быть всегда, но хвалить ребенка за ошибки – нелогично. Если сын постоянно капризничает и балуется, следует его наказать и проявить свой авторитет. Замечания могут делать только родители – не позволяйте соседям или чужим людям ругать и поучать детей. Если кто-то позволит себе такую наглость, не бойтесь заступиться за ребенка (саму ситуацию обсудите с ребенком позже наедине).

Любовь, здравый смысл и внимание к ребенку поможет каждому родителя воспитать настоящего бойца, который не побоится неудач и поражений.

Все родители хотят вырастить счастливого, уверенного в себе, успешного человека. Но иногда естественное желание взрослых натыкается на серьёзную преграду в виде детского страха совершить ошибку. Что делать, если ребёнок боится неудач? «Эврика» расскажет!

Почему дети боятся неудач

Страх совершить ошибку присущ каждому человеку. И это не является проблемой, пока он не диктует своих условий и не снижает качества жизни. Обеспокоиться стоит, когда ребёнок:

  • отказывается действовать, если заранее не уверен в абсолютном успехе;
  • становится тревожным в непривычных для него обстоятельствах;
  • избегает новых знакомств.

Обычно атихифобия (страх действовать из-за возможности неудачи, ошибки) расцветает пышным цветом уже в школьные годы, но предпосылки для неё зарождаются ещё в раннем детстве. И, как и подавляющее большинство прочих детских страхов, страх неудач питается от ошибок воспитания:

  • чрезмерная опека, желание выстелить соломкой каждый детский шаг;
  • чрезмерный контроль со строгим оцениванием каждого детского поступка;
  • завышенные ожидания, требования, не соответствующие возможностям ребёнка;
  • привычка сравнивать своего малыша с другими;
  • отсутствие в системе семейного воспитания согласованности, чётких и понятных принципов;
  • преувеличение значимости неудач и ошибок;
  • зависимость самих родителей от мнения окружающих.

Для любого человека очень важно быть понятым и принятым. Особенно это важно для ребёнка. Переживания, которые с позиций взрослого выглядят мелкими, не стоящими внимания, для малыша могут представлять серьёзную проблему. Проявите чуткость и признайте право крохи испытывать тот или иной страх. Не отмахивайтесь от детских волнений и не стыдите за них своего наследника.

Ошибки делают все. Это часть нашей жизни, и это совершенно нормально. Некоторые взрослые так увлекаются созданием образа идеальных родителей, что тщательно маскируют от малыша собственные промахи и неудачи. Но тем самым они оказывают ему медвежью услугу: на фоне таких «правильных» родственников собственные ошибки ребёнок будет воспринимать ещё болезненнее.

Вы можете регулярно беседовать с ребёнком на тему здорового отношения к неудачам, но если сами каждый раз драматизируете любые неприятности, эмоционально реагируете на проигрыши и ярко переживаете последствия неверного решения, то слова ваши пройдут мимо детских ушей. Показывайте на собственном примере, как полезен здоровый оптимизм, как закаляют волю ошибки, как правильно преодолевать разочарования.

  • Сколько можно возиться, дай я сам сделаю.
  • Опять ты всё перепутал!
  • Что ж ты неумеха-то такой!

Тем или иным способом высказывая своё недовольство детской неудачей, вы вселяете в малыша комплексы. Вместо того чтобы в очередной раз разразиться сердитой тирадой, вспомните, как долго вы сами учились завязывать шнурки, мыть посуду или решать примеры по математике. Позвольте ребёнку ошибаться снова и снова. Его ошибки, его проигрыши и просчёты - это его опыт, без которого нельзя выложить надёжный путь к успеху.

Не жалейте слов любви и поддержки для ребёнка, столкнувшегося с неудачей. Помогайте малышу справиться с разочарованием, не усугубляя его тяжёлое психологическое состояние упрёками и нотациями. Предлагайте варианты решения проблемы, если ситуацию можно исправить. Ищите слова, мотивирующие пробовать снова и снова, пока не получится достичь хороших результатов. Именно в умении преодолевать трудности, несмотря на все неудачи, проявляются волевые качества личности, необходимые во всех сферах человеческой жизни.

Если ваш ребёнок пасует перед любыми трудностями, опасаясь потерпеть фиаско, проявите находчивость. Покажите чаду, что каждую ошибку можно воспринимать как удачу. Каждое неверное решение приближает к верному, даёт бесценный опыт, тренирует и закаляет. Что-то не получается? Важно понять почему - и, откорректировав свои действия, все же добиться желаемого результата.

Когда ребёнок довольствуется тем, что есть, чтобы не пробовать новое и не познать разочарования, он лишается определённых возможностей. Уже в 6–7 лет дети способны понимать, что такое упущенные выгоды. Будьте убедительны, объясняя осторожному малышу, что его ждёт в случае успеха. Важно, чтобы он понял: награда стоит риска.

На что следует обратить внимание:

  1. Столкнувшись с детским страхом, ищите его причину.
  2. Учите ребёнка проигрывать. Тот, кто достойно принимает проигрыш, знает, что неудачи неизбежны, но не трагичны.
  3. Не подавляйте один страх другим. Ни в коем случае нельзя наказывать за проявление страха. Так вы можете загнать проблему глубже, а это обернётся серьёзными неприятностями, решить которые без профессиональной помощи будет крайне затруднительно.
  4. Не оценивайте детские переживания по своей шкале. То, что кажется вам мелочью, может лишить малыша покоя.
  5. Иногда то, что воспринимается сегодня как неудача, завтра оказывается великой победой. Беседуйте с детьми на эту тему, находите примеры в детской литературе, рассказывайте истории успеха знаменитых людей.

Будьте счастливы. Ведь в счастливых семьях вырастают счастливые, уверенные в себе и успешные дети.

Человеческие фобии весьма многообразны и коварны. Они снижают качество жизни человека, лишают его перспективы и надежд на позитивные изменения.

Страх перед возможной неудачей (атихифобия) – одна из самых распространённых и стойких человеческих фобий. Это то, что блокирует стремления человека и не дает ему гармонично развиваться.

Можно ли преодолеть страх, и как с ним бороться? Чтобы ответить на вопрос, нужно предварительно изучить причины и проявления атихифобии.

Каковы причины

Мужчины, женщины и дети, страдающие от данной психологической проблемы, никогда не становятся успешными. И не потому, что им не везёт, а по той причине, что такие люди ничего не делают.

Атихифобы могут заниматься рутинными, безопасными и привычными делами, но не способны начать новое дело, действовать в нестандартных обстоятельствах.

Страх потерпеть неудачу часто имеет под собой вполне разумные обстоятельства: новое всегда несет в себе риск, а привычные алгоритмы действий и реакций в незнакомых ситуациях не работают. Человек оказывается беззащитным перед враждебными факторами.

С этой точки зрения боязнь неудачи – своего рода предохранительный клапан. Но если постоянно идти у своего страха на поводу, можно полностью утратить мотивацию к действиям.

Глубинные причины атихифобии нужно искать в собственном прошлом – вероятнее всего, в детстве или в ранней юности. Самые вероятные факторы влияния на развитие этого страха:

  • завышенные требования родителей и, как следствие, заниженная самооценка;
  • отсутствие поощрения за поступки в детском возрасте со стороны взрослых;
  • неадекватное отношение к неудачам (слишком трагичное и преувеличенное);
  • зависимость от мнения других;
  • серьёзные психотравмы.

Человеческая жизнь немыслима без взлётов и падений, но если мы боимся падать, мы не сможем и летать. Если в детстве нас считали бесталанными, не достойными похвалы, во взрослом состоянии вера в собственные силы, как правило, отсутствует.

Необходимо приложить серьёзные усилия, чтобы вновь обрести веру в себя и научиться разумному отношению к собственным неудачам.

Удачи и неудачи наполняют человеческую жизнь примерно в равных пропорциях. Если мы научимся радоваться своим успехам и спокойно относиться неудачам, существование станет более позитивным и светлым.

В чем выражается атихифобия

  1. В психологическом плане атихифобия проявляется в виде неспособности действовать без волнения и паники в относительно новой ситуации – например, на собеседовании, на экзамене или во время знакомства с новым человеком.
  2. Попадая в незнакомые обстоятельства люди, испытывающие страх перед возможной неудачей, ощущают тревогу, беспокойство, буквально теряют дар речи.
  3. Люди начинают избегать таких ситуаций. От этого снижается уровень жизни, сужается круг общения, развиваются депрессии, ухудшается физическое здоровье и внешний вид.

Данная фобия может выражаться в виде вполне конкретных физиологических реакций:

  • нарушение сердечного ритма;
  • затруднение дыхания, одышка;
  • тошнота, желудочные расстройства;
  • интенсивное потоотделение;
  • напряжение мышц;
  • тремор рук;
  • слабость.

Симптомы могут проявляться весьма интенсивно, особенно в ситуациях, когда присутствует прямая конкуренция из-за поощрений – в школах, вузах, на рабочих местах. Боязнь неудачи заранее лишает человека шансов на успех.

Человек, подверженный атихифобии, погружается в трясину мелких бытовых удовольствий и забот, не требующих ни внутренних, ни внешних усилий.

Существование такого индивидуума сводится к простым и безопасным схемам, не предполагающим даже малейших разочарований и тем более – крупных провалов. Такая схема выглядит примерно так: у мужчин – пришёл с работы домой, включил ТВ, выпил, лёг спать; у женщин – пришла, зависла в соцсетях, посмотрела фотки, легла спать.

Казалось бы, в этом нет ничего предосудительного, но на деле такие люди не приносят ни личной, ни общественной пользы. Жизнь проходит быстро, старость наступает рано. Неудач вроде бы нет, но и достижений – ноль.

Как преодолеть страх неудачи

Перебороть страх очень сложно, особенно самостоятельно, но если этого не сделать, сладкого вкуса победы вы никогда не почувствуете. В конце концов, даже если новое начинание закончится провалом, у вас будет бесценный опыт, который позволит избежать ошибок в дальнейшем.

Преодолеть страх неудачи однократным усилием воли не получится, нужно действовать систематическим образом. Наука психология советует начинать с самого простого и постепенно двигаться к сложному.

Вот примерный алгоритм действий, который поможет если не победить, то по-крайней мере подчинить себе атихифобию:

  1. Начинайте с взаимоотношений внутри семьи : разрушайте шаблоны. Для начала можно сделать подарок жене (мужу) не на день рожденья, а просто так. Пусть страх быть непонятым вас не сдерживает.
  2. Покиньте зону комфорта . Сломайте привычный алгоритм: запишитесь в тренажерный зал, на курсы английского, а если не хотите лишних трат – начните просто бегать по вечерам в ближайшем парке.
  3. Научитесь просчитывать пользу от упущенных возможностей . «Не делать» очень легко: вы ничего не приобретаете, но ничего и не теряете. Попробуйте мыслить наоборот, представьте, как много вы приобретете, начав «делать» и говорить миру «да».
  4. Разбивайте большие цели на более мелкие : вспомните поговорку про один шаг и тысячу ли.
  5. Примите следующую установку: никаких неудач не существует, а временные трудности только идут на пользу.
  6. Прекратите обращать внимание на мнение других – смотрите на мир своими глазами.

Гарантии, что у вас все получится в ближайшие несколько месяцев, нет: на восстановление здоровой психики могут уйти годы. Если вам слишком трудно, не стесняйтесь – обратитесь за помощью к профессиональному психологу. Научный подход может здорово помочь в деле устранения внутренних страхов.

Как помочь ребенку

Атихифобия, как уже было сказано, развивается в детском возрасте, стало быть, искоренять её лучше всего в зародыше.

Если вы заметили у своего ребёнка признаки боязни неудачи, примите меры по коррекции данного психического нарушения:

  1. Начните с простого: например, попросите его сделать покупку в магазине в вашем присутствии. В следующий раз усложните задачу – попросите купить какую-нибудь обыденную вещь, а сами подождите на улице.
  2. Если ребенок проявляет признаки атихифобии в присутствии сверстников (в детском саду, в школе), постарайтесь объяснить ему, что окружающим до его действий нет никакого дела, и что уверенное и спокойное поведение никогда не вызовет у товарищей усмешек или порицания.
  3. Чаще хвалите ребёнка и не только за хорошие оценки, но и за «правильное» с точки зрения психологии поведение.

Помните, что боязнь возможных неудач (и у детей, и у взрослых) – это не приговор, не пожизненный диагноз, а то, что можно и нужно преодолеть. Начните жить той жизнью, которая вам нравится, и пусть мир сам приспосабливается к вам.

Видео: Говорит специалист

Преподаватели теннисного клуба, где занимался 12-летний Петя, не знали, как справиться со вспышками гнева, которые возникали у мальчика после каждого поражения. Родители тоже не могли повлиять на сына и в результате приняли непростое решение — прекратить занятия на полгода. За это время талантливый маленький спортсмен должен был понять, хочет ли он заниматься дальше, и пересмотреть свое отношение к победам и поражениям.

13-летний Тимур перепробовал за несколько лет бесчисленное количество спортивных секций и из каждой из них уходил со скандалом. Виноватыми оказывались и тренеры, которые придирались, и другие ребята, которые завидовали и пытались подставить, словом, все, кроме самого Тимура. Хотя преподаватели в один голос уверяли, что мальчик очень одаренный и мог бы добиться успеха и в футболе, и в легкой атлетике, к девятому классу он вообще прекратил занятия спортом. Родители только разводили руками. Даже играя в футбол с соседскими мальчишками на даче, Тимур кричал и спорил до хрипоты, отказываясь признавать свои промахи.

Какие выводы можно сделать из этих двух историй? В первом случае родители помогли Пете понять, что теннис — это не только приятное времяпрепровождение, но и большая работа. И если ты хочешь заниматься серьезно и добиваться результатов, то и относиться к тренировкам нужно как к работе, а не как к игре. Во втором случае родители сквозь пальцы смотрели на вспышки гнева, считая, что это само пройдет, когда мальчик повзрослеет. Возможно, так оно и будет. Но сожаление о друзьях, которые были потеряны, и о времени, потраченном впустую, может остаться даже в зрелом возрасте.

Довольно легко осознать, что игнорировать гневные вспышки ребенка или потакать ему — не самый правильный подход. Гораздо сложнее решить, что же надо делать. Любой взрослый человек понимает, что невозможно по-настоящему наслаждаться успехом, если ты не умеешь работать со своими поражениями. Вот классический пример. Когда физик Томас Эдисон рассказывал о создании электрической лампочки, он говорил примерно так: "Мне пришлось сделать более 700 опытов, но я не считаю, что 700 раз ошибся. Я 700 раз с успехом доказал, что эти способы не работают".

Но одно дело — разумно полагать, будто все, что нас не убивает, делает нас сильнее. А совсем другое — спокойно относиться к неудачам, от которых страдает ваш собственный ребенок. Кто из родителей сможет сохранять спокойствие, когда сын получает двойку на экзамене, к которому честно готовился? Или разумно относиться к слезам дочери, которая не находит себе места от неразделенной любви? Да, мы понимаем, что все это ерунда, и в будущем только поможет детям избежать гораздо более серьезных разочарований. Но многие ли из нас при этом смогут избежать искушения обнять малыша и горячо уверять, что не он сам, а кто-то другой виноват во всех его горестях и печалях?

Получается, с одной стороны, мы хотим, чтобы ребенок научился конструктивно относиться к своим неудачам, анализировал причины, которые привели к поражению, и старался бы в следующий раз не повторять тех же ошибок. С другой, — мы готовы на любые ухищрения, лишь бы избавить детей от разочарований. Атакой подход может принести больше вреда, чем пользы.

Невозможно по-настоящему наслаждаться успехом, если ты не умеешь работать со своими гениями.

Современные родители стараются создать у ребенка чувство уверенности в своих силах и возможностях. И ради этого многие пытаются переложить вину за промахи с самих детей на кого-то еще. После проигранного футбольного матча ребенка утешают тем, что судьи были несправедливы, хотя гораздо разумнее сказать: "Мне кажется, ты был рассеян и из-за этого играл не очень хорошо". Ведь задача родителей заключается не в том, чтобы уберечь ребенка от любой неприятности, а в том, чтобы научить его справляться с трудной ситуацией.

Чем раньше вы начнете работать над конструктивным отношением детей к неудачам, тем больше шансов, что вы преуспеете.

Мировоззрение ребенка: фиксированное или подвижное?

Психологи сейчас все чаще говорят о двух основных типах отношения к миру. Первый тип называется "фиксированным", при этом человек воспринимает самого себя и свои способности как нечто неизменное. Люди с таким мировоззрением чаще других сталкиваются с необходимостью снова и снова доказывать себе и окружающим, что они достойны всяческого уважения. Люди с "подвижным" мировоззрением, наоборот, считают, что они сами и их возможности могут меняться и развиваться в зависимости от ситуации и полученного опыта. Именно они легче других приспосабливаются к новым условиям жизни.

Мировоззрение ребенка во многом зависит от родителей, а это значит, что в наших силах повлиять на то, как он будет относиться к своим победам и поражениям. Столкнувшись с неудачей, ребенок с "фиксированным" мировоззрением может сломаться, а может оправдывать себя всеми возможными способами. Такие дети либо очень переживают из-за поражения, либо полностью игнорирует его, делая вид, что ничего не случилось. Дети с "подвижным" взглядом на события, напротив, попытаются преодолеть сложности, чтобы в следующий раз показать лучшие результаты. Конечно, они тоже расстраиваются, сталкиваясь с отказом или поражением, но по прошествии определенного времени могут правильно оценить, что же случилось на самом деле, и что нужно предпринять, чтобы изменить ситуацию.

Чтобы помочь ребенку сформировать "подвижный" взгляд на мир и научить его извлекать уроки из поражений, а затем и превращать их в настоящие победы, прислушайтесь к советам психологов.

  • Хвалите за то, что достойно похвалы. Вне зависимости от того, с какой оценкой приходит домой школьник, сосредоточьтесь не на отметке, а на том, что ребенок узнал, на том, что ему было интересно, и на том, где эти знания могут пригодиться. Дети, которых родители хвалят не за пятерки, а за умение размышлять и предлагать нестандартные пути решения, не боятся сложных заданий. Наоборот, чем сложнее задача, тем интереснее ее выполнять. Как быть, если ребенок проделал большую работу и все-таки получил двойку? Обязательно хвалите его за старание, за те усилия, которые он приложил. Но не пытайтесь переложить вину на несправедливого учителя. Стоит сказать примерно следующее: "Я знаю, что ты действительно старался, ты молодец! Но, похоже, ты не совсем понял эту тему. Давай подумаем, как тут разобраться".
    Учителя в школе чаще всего требуют от детей хороших оценок, но, если ребенок взялся за трудную и интересную задачу, которая оказалась не по силам, он все равно достоин уважения. Очень может быть, что он достоин его даже больше тех, кто ограничился стандартными подходами и получил заслуженные четверки и пятерки. Вы верите, что умение не бояться трудностей и мыслить нестандартно важнее хорошей оценки за контрольную по алгебре? Если да, то пусть ваш ребенок знает об этом.
  • Поговорите с ребенком о том, что такое успех и поражение. Как объяснить ребенку, что победа в соревнованиях или хорошая оценка — не единственные мерила успеха? Постарайтесь донести до детей, что сам процесс подготовки достоин уважения, а не только результат. Как ни странно, чем меньше ребенок волнуется из-за результатов, тем лучше они оказываются. Ведь только в этом случае школьник может сосредоточиться на том, что он делает в настоящий момент, и в полной мере проявить свои знания. Скажите так: "Для меня настоящий успех — это когда ты по-настоящему стараешься и делаешь что-то от души и с удовольствием". У вас наверняка бывали ситуации, когда вы смогли преодолеть трудности с пользой для себя. Расскажите о них детям.
  • Не приукрашивайте факты. Все люди когда-нибудь * проигрывают — из этого правила нет исключений. Кого-то не принимают в балетную школу, кто-то вылетает из соревнований после первого же матча, кто-то не поступает в гимназию. Это жизнь! Но обязательно стоит говорить о том, что случилось. Не уверяйте ребенка, что все прекрасно. Но и не делайте вид, будто ничего не произошло. Молчание формирует у ребенка убеждение в том, что случилось нечто настолько ужасное, что об этом нельзя даже говорить. Самым конструктивным был бы такой подход: "Ну что, экзамен мы не сдали. Как будем готовиться в следующий раз?"
  • Откажитесь от ваших собственных амбиций. Иногда то, что родителям кажется поражением ребенка. На самом деле всего лишь задевает их собственные чувства.


Не путайте ваши собственные детские желания с тем, чего хотят ваши дети

"В прошлом году творческий коллектив, в котором занимается моя дочь, отправлялся на гастроли по области. Они выступали с танцевальными номерами, — рассказывает мама 11-летней Оксаны. — За две недели до отъезда я узнала, что мою дочь не берут. Я была в ужасе, готова была бежать в студию и порвать в; еж на месте. А Оксана была на удивление спокойна и сказала, что хочет не танцевать, а петь, и что на днях будет прослушивание солистов. Прежде чем я успела что-то предпринять, Оксана прошла это прослушивание с прекрасным результатом".

Не путайте ваши собственные детские желания с тем, чего хотят ваши дети. Если вы расстраиваетесь из-за неудачи больше, чем сам ребенок, получается, что это ваша проблема и решать ее нужно именно вам. Не переставайте напоминать себе, что это жизнь вашего ребенка, а не ваша. И в первую очередь важны его желания и устремления.

Будьте спокойны, и ребенок тоже успокоится. Дети часто устраивают из-за неудач и поражений, потому что не могут облечь свои эмоции в слова, а слезы и крики оказываются единственным способом выразить чувства. Для четырех-пятилетних детей это вполне нормально, а вот 10-летний уже вполне может держать себя в руках.

Как быть, если ребенок кричит во все горло, а окружающие смотрят на вас с сожалением? Во-первых, уведите ребенка в сторону. Говорите спокойно, пожалейте его и посочувствуйте. Скажите: "Я понимаю, что тебе обидно". Обнимите, погладьте по голове. Ваша первая задача — успокоить ребенка, а затем уже можно разговаривать с ним о том, что случилось.

Чаще всего дети либо достаточно долго плачут и переживают, либо уходят в себя, стараясь выглядеть взрослыми. И здесь лучше всего подыграть ребенку. Спросите, чем он хотел бы заняться, о чем хочет поговорить. Не реагируйте слишком бурно, дайте понять, что ничего страшного не произошло.

И, наконец, самый главный совет. Каждый день давайте понять детям, что вы любите их — вне зависимости от их оценок или спортивных достижений. Вы любите их просто потому, что они есть, а не потому что они делают что-то хорошо.

Если ребенок понимает, что родители не будут любить его меньше, если он получит двойку, оценки никогда не будут для него трагедией.

Комментировать статью "Научите ребенка проигрывать"

Я за советом... Отношения с детьми. Детская психология. Но для этого нужно серьезнее относиться к казалось бы незначительным вещам - прежде всего к собственным амбициям, уверенности в непогрешимости, постоянно сомневаться в верности собственного...

Обсуждение

Мой ё12-летний сын абсолютно такой же:-(

Я сама не сталкивалась с таким в воспитании, у нас с детьми как-то все легко проходит, без особых скандалов (хотя, конечно и они бывают). А вот моя подруга с дочкой консультируются у психолога Надежды Храмовой, она очень хороршие отзывы мне рассказывала о ней, поэтому смело вам её порекомендовать. потому что у неё была точно такая же ситуация, дочь не слушала ничего, делала всё через пень-колоду, неглупая девочка, но учиться совсем не хотела. После психолога стало намного легче с ней, она и по дому помогает и со своей мамой стала более общительной, стали вместе ходить куда-то (раньше вообще наотрез отказывалась от совместного отдыха). Я вам внизу оставлю координаты её психолога, попробуйте для начала может одной к ней обратиться, чтобы понять это отклонения или у него такой характер.

Амбиции. Дети и родители. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст Особенно если нервная система позволяет спокойно воспринимать неудачи и бледность на фоне остальных, и характер такой, что...

Обсуждение

сильной разницы не вижу, пусть идет тогда во второй, конечно же, Бауманка нынче не особо дает какие-то привилегии при трудоустройстве, наш репетитор, который вел нас с 7го класса по математике и физике,до сих пор без работы, на копейки идти не хочет, говорит, что останется пока репетировать, тут больше толку, так что....

Если он "проходит по баллам", то это не сверхамбиции, имхо. Это желание "брать по максимуму". Я такое поддерживаю))

Дети и родители. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового Как-то всегда по умолчанию считается,что родители мечтают о счастье своего ребенка и всё Что касается родителей, очень многое нельзя знать заранее: кому-то амбиции родителей только...

Обсуждение

Может врачи, говоря о состоянии здоровья, имели в виду только что перенесенный грипп. Думаю, что родители думают и заботятся об интересах сына. Вы уверены, что смогли бы категорически запретить подростку участвовать в конкурсе? Я как-то не уверена. Предполагаю, что последствия такого запрета тоже могут быть неприятными для всех.

Ломка могла проявиться впервые. Прослушивания спиной к певцам снимаются сразу, не думаю, что он там неделю ждал
14летнего уже нельзя заставить. А значит он сам хотел и старался.
И поддержать его, пусть через ломки и обмороки (если нет паталогий и последствий) имхо, как раз обязанность родителей
ОФФ
А вот со стороны судей брать в команду явного петухастого аутсайдера по жалости- это неправильно. Проект не "большое сердце" называется или "пожалей мечту ребенка", а "голос." Имхо, неуважение по отношению к другим детям без проблем.
Мальчик занял чье-то место. Вполне возможно, в 14лет мог бы понять это. Возможно, родители должны объяснить.

трусливый и неуверенный в себе. Нужна консультация психолога. Детская психология. Уверенность в себе.. Отношения с другими детьми. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада Как поверить в свои силы и перестать бояться неудач?

Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями Как вы учите своих детей достойно встречать неудачи, или 6 лет - еще " детский возраст" и надо Реализовывать свои амбиции за счёт ребенка считала великой глупостью.

Обсуждение

Моя тоже хочет все время быть первой. Я не возражаю, но каждый раз объясняю, что именно для этого нужно сделать. Хочешь лучше всех бегать - да, пожалуйста, бегай:) Пойдем, запишу тебя в инфизкульт, через год будешь бегать лучше всех в классе. Хочешь плавать - пожалуйста. Тренировки четыре раза в неделю и ты будешь первой "на ефтой улице":) Хочешь быть первой не только в школе, а еще где-нибудь - не вопрос, работай. Но для того, чтобы быть первой в районе, например, тебе придется заниматься столько, что надо будет бросить это, это и это. И тогда через несколько лет добьешься своего...
Обычно очень отрезвляет, она сразу прикидывает, готова ли она так платить за то, чтобы быть первой.
Я ей никогда не говорю, что быть первой плохо, или хорошо, и вообще, я и сама не знаю, плохо это или хорошо.
Хочешь быть первой - работай. И вот на этапе систематических напряженных занятий желание быть первым во всем и фильтруется очень успешно.

оценивать успехи, а не ребенка не "ты такая молодец, что лучше всех читаешь", а "я рада, что ты умеешь хорошо читать". Я помню, как еще на подготовке к школе сынище спрашивал: "я молодец, что у меня больше всех наклеек?", я пыталась увиливать, что это очень хорошо, что наклеек так много, но это не главное, главное, что тебе было интересно на уроке и т.п.
Но... все равно проблема есть. С возрастом проходит, или смягчается по крайней мере. Меня сейчас другое беспокоит. Ребенок, если ему делаешь какое-либо замечание в 80% случаев начинает рассказывать, что "а Вася тоже...", как с этим бороться не знаю.

Нужна консультация психолога. Детская психология. Как воспитать уверенного в собственных силах и знаниях человека? (сыну скоро 4года). Когда я его ругаю (или кто-то другой) за всякие пакости детские в быту, мне кажется порой, что тем самым я его закомплексовываю...

Обсуждение

Вот способ, который подсказал мне сам ребенок своим поведением. Если коротко, то надо исходить из того, что в поведении и действиях ребенка не бывает ничего плохого - "до 13 лет все дети - ангелы"© - поэтому все, что видется взрослым в негативном свете надо превращать в светлую сторону. А предыстория была такая. Никак не могли мы научить ребенка писать после Ж и Ш букву И - упорно писала Ы, кроме того отказывалась читать слова в тексте со слогами ЖИ и ШИ. Стихотворное правило "ЖИ, ШИ пиши с буквой И" не действовало, хотя другие правила правописания ребенок применяет с легкостью. А тут отказывается наотрез. Я уже хотела жаловаться на нее воспитательнице и просить помочь, как тут заметила, что ребенок старательно выискивает в словаре слова со слогами ЖЫ и ШЫ - не нашла, начала искать их в саду в букваре у воспитательницы, которой неграмотное письмо ребенка я объяснила так - "она у нас такая упорная, пока сама в чем-то не убедится, на слово не поверит")))))

Как известно, согласно суевериям русского народа, хвалить ребенка при других, в его присутствие, считалось дурным знаком - сглазить можно. Что значит сглазить? Испортить...
Поругать при других - даже полезно: целее дите будет...
Давайте переведем это табу с языка суеверий (читай: народной педагогики) на язык современный...

Статьи по теме: