Каким становится голос после мутации. Что такое мутация голоса

Детские образовательные музыкальные учреждения - это кузницы будущих профессионалов в сфере музыкального искусства. Для многих именно здесь начинается музыкальный путь, по которому предстоит шагать всю жизнь, реализовывая себя в творческой работе.

К сожалению, современная вокальная педагогика испытывает острый дефицит грамотных детских педагогов. Любой преподаватель, работающий как с детьми, так и со взрослыми должен понимать, как устроен голосовой аппарат, что такое нервная система и за что она отвечает в нашем организме. В своей статье я проанализирую развитие детского голосового аппарата и превращение его во взрослый. Также расскажу о вокальных проблемах, которые появляются в результате неправильного пения в подростковом возрасте, когда голос находится в стадии мутации, дам теоретические рекомендации по детской вокальной педагогике и общей работе с детьми.

Любой музыкальный инструмент - это сложная система взаимодействия составных частей, каждая из которых выполняет свою функцию. Точно также и голос, особенность которого в том, что он скрыт внутри нас. Научиться петь - значит научиться управлять своим голосом.

Мутационный период является очень важным в вокальной педагогике. Ведь правильный подход к занятиям в это время - залог здорового голоса в будущем. С медицинской точки зрения, "период мутации - смены голоса - рассматривают, как физиологическое явление, связанное с изменением физиологических функций гортани и всего организма в период полового созревания ребенка с появлением вторичных половых признаков". Если подходить к вопросу шире, то необходимо анализировать весь комплекс изменений человека, которые происходят в его организме и влияют на голос.

В своей статье я рассказываю о работе и проблемах с голосом в мутационный период. Стоит понимать, что изменения мужского и женского голоса протекают по-разному, грамотный педагогический подход здесь играет немаловажную роль.

Итак, приблизительно в возрасте 13-14 лет у мальчиков мы замечаем бурное развитие всего организма в целом. Происходит явное анатомическое изменение гортанного скелета, в это время отделы гортани растут быстро и в короткий срок достигают своих значительных, мужских размеров. Их гортань в переходном возрасте увеличивается на целых две трети, когда женская только на половину. Голосовые складки увеличиваются по длине в полтора-два раза, эти изменения в голосовом аппарате мальчиков, параллельно с сильным ростом гортани, выражаются в понижении диапазона голоса и в другом звучании его тембра. Голос из дисканта или альта переходит в тенор, баритон или бас. Период полного перехода из детского голоса в мужской, может длиться от нескольких недель, месяцев, до 2 - 3, а иногда и до 5 лет. Наиболее часто он продолжается приблизительно около одного года. Не всегда перемена певческого и разговорного голоса наступает одновременно: иногда запаздывает одна, иногда другая. Педагог вокала должен быть подготовлен и профессионально и морально к тому, что мутация у мальчиков может быть преждевременной. В 11 и даже в 10 лет появляется низкое, грубое звучание голоса, совершенно несоответственное детям этого возраста. Такое явление может быть как следствие преждевременного наступления половой зрелости, так и результатом длительной чрезмерно напряженной работой голосового аппарата (крик, форсированное пение, пение в высокой тесситуре и т.д.). Также мутация может быть затянувшейся: смена голоса происходит от 5 до 7 лет. Ко всему ещё встречается запоздалая мутация: наступает у мальчиков через 3-4 года после полового созревания, и вторичная мутация, когда в зрелом возрасте в голосе внезапно повторно обнаруживаются явления мутации, резко улавливающиеся тембровые изменения голоса. Эти виды мутаций относятся и к развитию голоса у девочек.

У девушек в мутационный период основной характер голоса резко не изменяется; увеличивается его сила, ярче делается тембр, голос звучит объёмнее. Также образуются регистровые особенности. В голосе появляется сипота, вялость и неблагозвучность, детонирование, неустойчивость, ощущение неловкости, утомление. Покраснение связок и всей гортани в этот период является нормальным явлением. Девочки часто временно утрачивают голос во время формирования, у них появляется беззвучие. Период роста гортани у девочек короче, чем у мальчиков, и протекает он с меньшей интенсивностью, из-за чего некоторых явлений мутации можно и не заметить, но это не значит, что их нет, или их можно игнорировать при обучении пению. Говоря о специфических особенностях развития организма девочки, нельзя не обратить внимания на явление менструации. Опасность пения в период менструации связана с тем, что рост гортани и ее частей, а также постепенного ее формирования, сопровождающегося некоторым покраснением, набуханием, наличием слизи и прочих признаков мутации при менструации, резко усиливается. Увеличивается раздражение слизистой, расширяются сосуды. В момент отсутствия кровотечений, наоборот, рост гортани и ее частей у девочек совершается не резко и изменения в состоянии гортани обычно мало заметны для глаза. Очень часто подростки заявляют, что в менструальный период им петь легче и продолжают это делать, но вскоре голоса их делаются хриплыми. Именно поэтому в такие дни педагогу стоит настаивать на полном голосовом покое.

В период мутации юных певцов педагог должен не упускать такие моменты, как значительное напряжение голосовых складок при произнесении высоких звуков и расслабление их при переходе к низкому звучанию. Все эти явления сопровождаются заметным нарушением певческого голоса, они могут проявляться в форме небольшой или значительно выраженной хрипоты. В связи с этим наступает быстрое утомление голоса, возникают неожиданные срывы и «соскакивания» звуков, что в вокальной практике называется киксами.

В столь сложный период развития голоса необходимо обеспечить учащимся максимально комфортную обстановку на уроке вокала. Ученик должен чувствовать себя расслабленным и уверенным в своих способностях. Так как в период мутации голос начинает вести себя непредсказуемо, то многие ребята думают, что это их вина, что они чего-то не понимают и музыкальный талант покинул их. Преподаватель обязан провести теоретическое занятие с учащимися и объяснить доступным языком, что такое мутация и как она проходит.

Любое занятие по вокалу начинается с речевой разминки и распевания голоса. В мутационный период, учитывая все изменения голоса и всего организма в целом, необходимо более внимательно прислушиваться к поведению звука. При выборе упражнений необходимо опираться на внутренние ощущения ученика, о которых он Вам говорит. При чрезмерном дискомфорте, лучше прервать занятие и дать подростку «отмолчаться» несколько дней. Распеваться в период мутации необходимо в удобной тесситуре, с комфортной ноты, где голос чувствует себя уверенно и не зажато. Особое внимание можно уделить пению «на закрытый рот». При полном расслаблении речевого аппарата (разомкнутые зубы, опущенная вниз нижняя челюсть и т.д.) пение на сомкнутых губах даст возможность голосовым связкам поработать в спокойном для них режиме. При этом стоит внимательно относиться к тому, чтобы звук был на опоре, так как пение не на дыхании приведет к ненужному зажиму, что особенно вредно в мутационный период. Репертуар необходимо подбирать по голосу. Даже самым талантливым ученикам не стоит давать сложное произведение в плане вокальной техники, с высокими нотами, которые в момент волнения и перестройки голоса не прозвучат должным образом. Это может привести не только к расстройству, но и к определенным проблемам в дальнейшем развитии голосового аппарата. Необходимо больше уделять внимание освобождению всего тела, работе над вокальным дыханием, раскрытию замысла музыкального произведения и передачи всей образности.

В заключении хочется сказать, что недостаточно профессиональный подход к детскому вокалу ведет за собой множество неприятных последствий. В дальнейшем, когда голос пережил, так скажем, неправильную мутацию, придётся исправлять «напетое» в детстве, создавать новые условные рефлексы в пении, вероятно даже лечить фониатрические проблемы. Все это занимает многие месяцы, а то и годы, поэтому для многих талантливых ребят вопрос о поступлении в профессиональные заведения уже не стоит, или откладывается, к сожалению, на неопределенный срок.

Мутация голоса у подростков - это явление, которое обусловлено изменениями гормонального фона организма. В основном ломке голоса подвержены мальчики. Происходит мутация голоса в период полового созревания. В кровь подростка начинает поступать тестостерон. Этот мужской половой гормон провоцирует расширение голосовой щели. Голос начинает приобретать более низкую частоту и характерную для мужчин хрипотцу.

Физиологическая особенность строения голосового аппарата человека в детском возрасте - это одинаковое строение голосовых связок у мальчиков и девочек. Различить по голосу ребенка его половую принадлежность практически невозможно. Однако уже в возрасте 10 лет мальчики начинают говорить более низким голосом. Это связано с более быстрым ростом голосовой щели и связок. В 10-12 лет голоса мальчика и девочки различаются всего на 1,5 мм. Именно настолько длиннее голосовая щель десятилетнего мальчика. И, тем не менее, мы отчетливо замечаем разницу в тональности звука.

Эти изменения не связаны с гормональным влиянием. Здесь сказываются физиологические особенности. Именно по этому принципу в возрасте 10-12 лет в прошлых столетиях отбирались мальчики для певческой карьеры в церковных хоровых коллективах. Для исключения явления мутации голоса им делалась операция по удалению половых желез. Потому что в дальнейшем весь процесс ломки голоса происходит именно под влиянием половых гормонов.

Мутация голоса у мальчиков - это физиология

Возрастная мутация голоса у мальчика подростка - это нормальное физиологическое явление. Обычно она начинается в период полового созревания. В это же время у мальчиков начинаются первые полюции, оволосение лобка и подмышечных впадин. Одновременно с ломкой голоса начинается рост волос на лице в характерных для этого местах.

Ломка голоса может произойти в период с 11-12 лет до достижения мальчиком 18-летнего возраста. При боле поздней мутации голоса следует обратить внимание на мужское здоровье подростка. Возможно, есть какие-то отклонения. Чаще всего мутация голоса занимает период не более 2 месяцев. За это время голос приобретает характерную тональность. В дальнейшем тембр голоса остается прежним на протяжении всей жизни. Изменить его могут только травмы гортани, ожоги и злоупотребление вредными привычками.

Механизм половой мутации голоса у мальчиков заключается в постепенно утолщении голосовых связок и дальнейшим расширением голосовой щели. На этот процесс оказывает влияние не только тестостерон, но и гормон гонадотропин, который ускоряет рост волос на теле и провоцирует появление вторичных мужских половых признаков.

Мутация голоса у девочек - это патология

Если мутация голоса у мальчиков в подростковом возрасте - это неизбежность и свидетельство правильного роста и развития, то у девочек данное явления относится к патологическим отклонениям. Мутация голоса у девочек - это достаточно редкое явление. Оно, как правило, свидетельствует о повышенном уровне тестостерона в крови. Может сопровождаться такими явлениями, как:

  • появление волос на лице;
  • телосложение по мужскому типу;
  • ускоренный рост конечностей;
  • отставание в развитии вторичных женских половых признаков.

Коррекция этого состояния проводится под наблюдением эндокринологи. Причинами могут стать вирусные заболевания, изменения режима питания и распорядка дня, стрессовые ситуация, неправильное .

Почему происходит ломка голоса у детей

Следует понимать, что ломка голоса у детей - это неизбежное явление, связанное с ростом и развитием. Природой так заложено, что в детстве, в то время, когда потомство нуждается в заботе, защите со стороны родителей, дети обладают тонкими пронзительными голосами. Звуки высокой тональности распространяются на большие расстояния и четче воспринимаются человеческим ухом.

По мере роста организма изменяется длина голосовой щели и связок. Происходит незначительная ломка голоса у девочек. Появляется более низкая тональность. Но это явление нельзя назвать мутацией голоса. Ломка не связана с гормональными изменениями.

Подростковый период – один из наиважнейших в жизни каждого ребенка: в эту пору в растущем организме происходит немало сложных изменений. К подобным трансформациям относят и ломку голоса у мальчиков. И даже став взрослыми, многие мужчины не любят вспоминать о времени, когда приятный юношеский басок предательски сменялся полудетским дискантом.

Как рождается голос?

Человек получает возможность «высказываться» благодаря сразу нескольким органам: гортани, легким, грудной клетке, носоглотке, голосовым связкам. Последние являются своеобразными струнами, позволяющими голосу человека звучать, в то время как все прочие «составляющие» служат резонаторами. Интересно, что качество звука может разниться: чем толще и длиннее связки человека, тем ниже окажется его голос. У «маленьких взрослых» голосовые складки пока невелики – соответственно, голосок у ребят звонкий и высокий. Но так и было задумано природой: каждого малыша должно быть слышно вопреки «немощности» его звукообразующей системы.

Изменения голоса в детском возрасте – когда и как?

Так называемая ломка голоса – это изменение его тональности в связи с ростом и утолщением голосовых связок. Происходит это под воздействием гормонов роста… В итоге голос мальчика может понизиться на 5-6 тонов. В то же самое время начинает развиваться и мужской кадык (адамово яблоко). Когда это случается?

Чаще всего такие трансформации настигают детский организм в 13-14 лет, но возможны и вариации… В это время ребенку нужно «подружиться» со своими укрупненными связками и научиться по-новому продуцировать звуки. Однако пока мальчик постигает премудрости иного механизма речеобразования – он может говорить то высоким, то низким голосом попеременно. Столь неприятный для каждого юноши период длится несколько месяцев.

Родителям на заметку…

Взрослые должны кое-что знать о сложностях, подстерегающих ребенка во время голосовой мутации.

  • Хотя простудные заболевания способны продлить период ломки голоса, не нужно думать, что красное горло – всегда примета прогрессирующей инфекции. Активное развитие голосовых связок сопровождается усилением кровообращения – вот ткани и приобретают пунцовый оттенок.
  • Мутация «не терпит» высокой нагрузки на голосовые складки. А потому нужно пояснить сыну, что частое напряжение связок приводит к образованию на оных так называемых «узелков крикунов». Из-за них процесс вибрации видоизменяется, а голос приобретает хрипотцу. Одна часть узелков со временем может рассосаться, с другой же – способны справиться лишь хирурги.
  • Порой прекрасный чистый голос после мутации становится самым заурядным, ничем не выделяющимся ни по тембру, ни по силе. А потому если ребенок увлечен пением – его будущее под большим вопросом. Естественно, в эту сложную пору родители должны поддерживать маленького певца психологически.
  • В большинстве своем подростки быстро приучаются к «взрослому» механизму звукоизвлечения, но иногда бывает полезна и помощь фонопеда (уже одно занятие может оказать практическую пользу).

А как у девочек?

У юных барышень голосовые связки увеличиваются несколько медленнее, чем у мальчишек. И хотя тембр голоса у девочек тоже видоизменяется, но более плавно и менее явно, нежели у будущих мужчин. А поскольку такая трансформация практически не связана с гормональными перестройками девичьего организма, специалисты не склонны называть ее голосовой мутацией.

И еще…

Любопытно, что гормональные сдвиги оказывают влияние и на голос пожилых людей. «Возрастные» дамы и джентльмены утрачивают часть гормонов, свойственных собственному полу, вот голосовые складки и «шалят»: женщины начинают «звучать» ниже, а мужчины – выше и звонче.

Для прекрасного пола очень важно слышать от своего мужчины слова любви и поддержки, а тем более это приятно, если голос благоверного по-настоящему красив. Тем не менее, бархатистый баритон или роскошный и мужественный бас у парней появляется не вдруг и не сразу. Этому предшествуют месяцы перестройки голосовых связок - процесс необратимый и неизбежный для каждого юноши. Давайте же узнаем, когда ломается голос у мальчиков, как долго это происходит и можно ли как-то ускорить данную трансформацию.

Точка отсчета

Обычно все происходит очень внезапно. В одно прекрасное (а для кого-то, может, и не совсем хорошее) утро вчерашний ребенок начинает превращаться в юношу. У мужчин взросление протекает крайне тяжело. Причем касается это всех аспектов их существования - начиная от внутреннего мира и заканчивая внешними преображениями.

Примерно с 9-10 лет у мальчиков стартует предпубертатный период. Это еще не «оно» - самое страшное время, когда у сорванцов зашкаливает тестостерон, толкающий их на разнообразные опрометчивые (а подчас и вовсе бестолковые) поступки, но к этому возрасту их организм начинает свою перестройку. Также это еще не та пора, когда ломается голос у мальчиков. Этот процесс происходит немного позднее.

По усредненным параметрам «ломка» голоса происходит в 11-14 лет, на пике пубертатного периода. Все зависит от того, когда началось мальчишки. От старта первых изменений, которые внешне проявляются в виде кожных несовершенств и постоянно жирных волос (частенько с примесью перхоти), до того времени, когда начинает ломаться голос у мальчиков, проходит около трех лет. Лет в 15 парни уже не считаются детьми, их половое созревание завершено, но полностью процесс превращения в мужчину закончится не ранее, чем в 22-23 года.

Что происходит де-факто?

Таким образом, мы выяснили, во сколько лет ломается голос у мальчиков. Чаще всего это происходит около 13 лет. На темпы полового созревания влияет много факторов, в том числе наследственность и условия существования ребенка. Ученые доказали, что нездоровый образ жизни молодого человека тормозит его развитие как мужчины.

Наверняка читателей интересует, что же такого происходит с организмом, когда ломается голос у мальчиков. Этот период в их жизни отмечается бурным физическим ростом. Парни становятся выше, сильнее, набирают мышечную массу, вместе с тем претерпевают изменения и внутренние органы, ответственные за речь.

Способность к воспроизведению звуков у человека зависит от нескольких систем и органов. Воздух, скопленный в легких, при выдохе образует волну, которая с силой воздействует на голосовые связки, расположенные в гортани. Именно они являются главным звеном в цепи создания звуков. Также в этом процессе участвует полость рта, гортани, носоглотка.

У детей связки тонкие и короткие, поэтому и разговаривают они нежными, певучими голосами. Во время активного увеличиваются сами связки, а также мускулы и хрящи, расположенные в области горла, формируется кадык. Резкое изменение телосложения служит причиной того, что голос парней меняется практически внезапно, не давая юношам плавно приспособиться к новой манере речи.

Гормоны… Куда ж без них?

То, во сколько ломается у мальчиков голос, напрямую зависит от состояния их гормонального фона. За данную метаморфозу отвечает тестостерон. Если эндокринная система в порядке, то к тому моменту, когда начинает ломаться голос у мальчиков, она выработает достаточное количество гормонов для роста связок. В конечном итоге тембр речи станет ниже на 5-6 тонов.

За счет влияния особых компонентов тестостерона происходит существенное уплотнение и удлинение связок, что и провоцирует изменения голоса. Бывает, что столь нужного гормона организму не хватает во время активной фазы его роста, тогда у мальчика голос остается довольно высоким не только в период его трансформации в мужчину, но и во время постпубертатного периода, а также зрелости. Любопытно, что с возрастом у представителей сильного пола часто наблюдается дефицит «мужского гормона», отчего в старости голос у них становится более высокий.

Как помочь?

Независимо от того, во сколько начинает ломаться голос, у мальчиков будут определенные трудности, связанные с этим процессом. Ребенок никогда не будет к этому готов на сто процентов, а, учитывая его переменчивое психо-эмоциональное состояние, на которое влияет активная фаза полового созревания, он очень сильно нуждается в помощи близких, хотя вряд ли кому-то признается в этом.

Родителям, а лучше всего именно отцу, стоит провести беседу со своим сыном на тему того, что его голос в недалеком будущем будет меняться, уточнив, что это дело не одного дня. В каком возрасте ломается голос у мальчиков, определенно сказать невозможно, но лучше начать готовить их к этому годам к 12.

Также близким нужно постараться обеспечить покой ребенку, а точнее его связкам. Эта рекомендация имеет довольно обширный характер, ведь касается не только исключения возможного перенапряжения голосовых связок, но и комплексной профилактики простудных заболеваний. Почему это важно?

Во время роста связок в полости гортани происходят особые процессы, там активизируется продуцирование слизи, усиливается кровообращение, горло отекает и краснеет. Именно в этот период оно максимально подвержено атакам вирусов и бактериальных инфекций. Тонзиллит может спровоцировать формирование узелков на связках, что придает голосу хрипотцу.

Чего нельзя делать во время «ломки»?

  • во время разговоров на повышенных тонах;
  • когда человек поет;
  • также связки напрягаются во время крика.

Именно у поющих мальчиков можно раньше всего «диагностировать» смену голоса. Когда этот процесс только начинается, детская речь звучит как тенор, но во время напряжения связок голос срывается и может кратковременно повышаться или понижаться.

Когда заканчивается смена голоса?

Обычно к 15 годам формирование речевого аппарата и голосовых связок завершается. Ломание голоса длится в среднем около полугода, оно может произойти и быстрее - за 3-4 месяца, но иногда бывает, что мальчишка срывается то на визг, то на бас на протяжении целого года.

Ускорить этот процесс или как-то продуктивно повлиять на него невозможно. Обычно дети не замечают изменений, не ощущают физического дискомфорта, но иногда они могут жаловаться на першение в горле, желание прокашляться.

А какой он будет?

Тембр голоса зависит от физиологии конкретного ребенка, а точнее - от толщины и длины его связок. Для мальчика может быть непривычным его новый говор, но родителям следует тактично объяснить юноше, что когда трансформация закончится, ему стоит привыкать к тому, как он «звучит».

Изменить или копировать чей-то голос - означает ломать естественный ход собственного развития, его тональность задается природой, и к этому нужно относится как к данности. Слишком усердная работа над манерой речи может привести к срыву голоса. Самостоятельно можно развить его силу, улучшить дикцию, выразительность речи.

Щекотливый вопрос

Особенно тяжело ломание голоса происходит у тех юношей, для кого он является «инструментом». Многие мальчики любят петь, занимаются музыкой не только как любители, но и вполне профессионально. Нежный голос, которым обладают дети до 10-11 лет, очень скоро изменится, и юного певца необходимо к этому подготовить.

Рост связок сильно повлияет на тональность голоса мальчика. Более того, в первое время ему будет крайне трудно управлять звуками, которые он издает во время пения. Если подросток будет к этому готов, он проще перенесет сложный период мутации голоса, возникающей в результате полового созревания и активного роста.

Каждые 2–3 года детский голос меняется. Становясь сильнее, он постепенно понижается, приобретает новые интонационные возможности и больший диапазон. Однако самые заметные изменения происходят во время мутации (от лат. mutatio – изменение, перемена). В период, когда голос ребенка становится голосом взрослого человека.

Занимаясь с детьми вокалом, тема мутации стала для меня очень актуальной. Так как, сделав несколько лет назад большой набор детей одного возраста, сейчас мы с ними подошли к периоду мутационных изменений. Поэтому мне пришлось изучить специальную литературу, прочитать множество статей, чтобы самой разобраться в этой проблеме и объяснить детям, те изменения, которые с ними происходят. К сожалению, в специальной литературе не так много внимания уделяется этому вопросу, а в годы обучения в учебных заведениях нам эту проблему также освещали лишь вскользь, не углубляясь. Поэтому я решила объединить разрозненные сведения в данной работе, а также провела беседу с детьми и их родителями о проблемах мутации. Так как на своем опыте убедилась, что лучше заранее детям объяснить, что с ними будет происходить (а с кем-то уже происходит), чем потом «рассеивать» детские страхи по поводу того что «у меня пропал голос», или «что со мной!?» и т.д. и т.п.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детская музыкальная школа № 20 п. Плесецк

(беседа для учащихся и родителей)

Лизунова Елена Владимировна-

преподаватель вокала

2010 г.

  1. Введение …………………………………………………………… 2
  2. Исторический экскурс …………………………………………….. 3
  3. Что нужно знать о мутации ………………………………………. 4
  4. Голосовой аппарат ………………………………………………… 5
  5. Мутация у девочек и мальчиков. Три стадии …………………… 7
  6. Рекомендации …………………………………………………….. 11
  7. Охрана детского голоса…………………………………………... 15
  8. Заключение ………………………………………………………. 16

Введение.

Каждые 2–3 года детский голос меняется. Становясь сильнее, он постепенно понижается, приобретает новые интонационные возможности и больший диапазон. Однако самые заметные изменения происходят во время мутации (от лат. mutatio – изменение, перемена). В период, когда голос ребенка становится голосом взрослого человека.

Занимаясь с детьми вокалом, тема мутации стала для меня очень актуальной. Так как, сделав несколько лет назад большой набор детей одного возраста, сейчас мы с ними подошли к периоду мутационных изменений. Поэтому мне пришлось изучить специальную литературу, прочитать множество статей, чтобы самой разобраться в этой проблеме и объяснить детям, те изменения, которые с ними происходят. К сожалению, в специальной литературе не так много внимания уделяется этому вопросу, а в годы обучения в учебных заведениях нам эту проблему также освещали лишь вскользь, не углубляясь. Поэтому я решила объединить разрозненные сведения в данной работе, а также провела беседу с детьми и их родителями о проблемах мутации. Так как на своем опыте убедилась, что лучше заранее детям объяснить, что с ними будет происходить (а с кем-то уже происходит), чем потом «рассеивать» детские страхи по поводу того что «у меня пропал голос», или «что со мной!?» и т.д. и т.п.

Исторический экскурс.

Вопрос о воспитании мутирующего голоса решался уже достаточно давно. И ответов на вопрос «нужно ли заниматься пением во время мутации?» существует два, прямо противоположных друг другу: одни педагоги утверждают, что можно и даже нужно, другие – что ни в коем случае нельзя. Попробуем разобраться и решить для себя, кто же все-таки прав.

Резко отрицательное было отношение к мутирующим певчим в средние века, вплоть до 19 века. После того как голос мальчика, поющего и обучающегося в школах при церквях и соборах, начинал мутировать, его попросту «выбрасывали» на улицу. Наиболее показателен здесь пример Йозефа Гайдна, который обучался и работал в капелле при соборе св. Стефана в Вене. В 17 лет он остался на улице, без средств к существованию, только по тому, что голос его уже не имел того детского легкого звучания.

К счастью, прогресс не стоит на месте и, начиная с 19 века, проводятся исследования и в области мутационных изменений.

Авторы знаменитого труда «Метод пения Парижской консерватории», изданный в 1803 году – профессора Гара, Б. Менгоцци, Меполь, Мегюль, Госсек и Керубини – пришли к выводу, что заниматься пением в переходный возраст целесообразно. В этом труде дается ряд конкретных методических рекомендаций. На своем опыте профессора Парижской консерватории доказали, что заниматься вокалом в период мутации не только не вредно, но и протекает она быстрее. Только есть одно «но»: лишь под умелым руководством.

Об этом же говорят и современные данные педагогических и лабораторных исследований.

В связи с этим стоит привести пример диагностических исследований, проведенных группой ученых-специалистов в училище им. А.Б.Свешникова. Было обследовано 47 мальчиков-хористов в возрасте от 10 до 17 лет. Состояние здоровья как в непосредственно мутационный период, так и до и после него определялось на основании личных жалоб врачам и экспериментальных клинических показаний.
Основанием для жалоб была трудность взятия высоких нот. Это и понятно: если голос снижается на целую октаву, то тянуть выше, разумеется, нелегко. Удивительно другое: проблема возникала и с очень низкими нотами - мальчикам-подросткам они тоже давались с трудом. И все же сопровождаемый «ломкой голоса» критический возраст у вокалистов проходит легче, чем у «обычных», не поющих ребят, без сильных болей и невротических расстройств. Был сделан вывод, что, скорее всего, это связано с равномерной «загрузкой» голосового аппарата, при которой изменения тембра идут постоянно, достигая критической планки в мутационный период.

Что нужно знать о мутации.

Как уже было сказано, «мутация» в переводе с латинского – «изменение» - перемена голоса у подростков с наступлением полового созревания. Это процесс неизбежный, естественный, поэтому бояться его ни в коем случае нельзя.

В каком же возрасте начнется мутация? Это зависит от многих факторов: климатических условий, национальной принадлежности и индивидуальных физиологических особенностей развития ребенка. Обычно у детей, проживающих в умеренном климате, изменения голоса начинаются в 12–15 лет и продолжаются от месяца до 2–3 лет. Тогда как у южан мутация наступает гораздо раньше.

Возрастная мутация обусловлена изменениями гортани (увеличивается в размере у мальчиков в 1,5-2 раза, у девочек на 1/3). Голосовые складки увеличиваются в размере по всем параметрам (длина, ширина, толщина), начинают колебаться всей массой. Тогда как в домутационный период голосовые связки колеблются только самыми краями, т.е. смыкаются неполностью.

Необходимо остановиться на том: где же, собственно говоря, формируется голос и за счет чего происходит звучание голоса.

Механизм голосообразования центрально обусловлен, т. е. в коре головного мозга находится центр вокализации, но для образования голоса необходима струя воздуха, без которой колебание голосовых складок беззвучно. Голосовой аппарат имеет три периферических отдела, взаимосвязанных между собой и регулируемых корой головного мозга: органы дыхания (легкие, бронхи, трахея), гортань с голосовыми складками (в гортани образуется слабый первичный тон голоса), надставная труба (полость рта, носа, глотки, придаточные пазухи носа). В надставной трубе голос усиливается и приобретает дополнительную окраску.

1 - гортань; 2 - дыхательное горло; 3 - разветвление бронхов; 4 - легкие; 5 - диафрагма.

Для характеристики голоса крайне важны резонаторы. Резонатор - полое тело, заполненное воздухом, имеющее выходные отверстия. Стенки резонатора колеблются, накладывая обертоны и усиливая звук. Чем больше резонатор, тем ниже тон голоса. Самый большой резонатор - грудная клетка.

Мутация у девочек и мальчиков. Три стадии.

Развитие голоса ребенка тесно связано с его ростом. Каждая стадия этого развития имеет свои характерные особенности. Это необходимо учитывать преподавателю вокала для того, чтобы правильно подобрать репертуар , поставить в каждом случае соответствующие возрасту художественно-исполнительские задачи.
Различают три основных
стадии развития голоса :
10-13 лет - домутационный период;
13-15 лет - собственно
мутация (изменение детского голоса в период полового созревания подростка);
15-18 лет -
послемутационный период , становление голоса взрослого человека.
Каждому из этих этапов присущи свои особенности и характерные признаки, которые необходимо знать преподавателю вокала, руководителю вокального ансамбля, хора, то есть всем тем, кто занимается с детьми. Все признаки мутации выявляются:

б) по субъективным ощущениям поющих детей;

в) при помощи врачебного осмотра гортани (ларингоскопии).

Домутационный период. До 10-11-ти лет голос, как правило, имеет чисто детское звучание. Рост ребенка этого возраста идет плавно, и в его голосе нет еще существенных изменений. Звук голоса нежный, легкий, про него говорят: «головное звучание», «фальцетное звучание» или «высокое резонирование». Голосовой аппарат детей младшего возраста хрупок. Его механизм еще прост по своей структуре, звук, зарождающийся в гортани, образуется при краевом колебании голосовых связок. Они смыкаются неполностью, между ними в момент образования звука остается небольшая щель во всю их длину. При правильном вокальном воспитании процесс становления голоса проходит плавно как у мальчиков, так и у девочек. В гортани развивается очень важная мышца - голосовая. Ее строение постепенно усложняется, и к 12-13-ти годам она начинает управлять всей работой голосовых связок, которые приобретают упругость. Колебание связок перестает быть только краевым, оно распространяется на голосовую складку, и голос делается сильнее и компактнее («собраннее», «полнее»).
После 12 лет в организме ребенка происходит глубокая перестройка. Меняется анатомия гортани. Увеличивается просвет трахеи и бронхов, глубина и высота твёрдого нёба, изменяется форма ротовой и глоточной полостей.

Как я уже говорила, гортань девочек увеличивается лишь на 1/3. Поэтому мутация у девочек не так ярко выражена как у мальчиков, менее заметна. Хотя и здесь возникают определенные мутационные трудности, которые также характерны и мальчикам, но в гораздо большей степени. (Об этом мы поговорим чуть позже.)

Гортань мальчиков вырастает на 2/3, резко вытягивается вперёд, образуя кадык, голосовые складки также соответственно удлиняются. Бурный рост гортани сопровождается усиленным приливом крови к растущим тканям и воспалительными изменениями в них. Эти изменения вызывают резкие нарушения в голосообразовании. Это приводит к тому, что мальчики не могут пользоваться голосом в привычной для них манере.

В этот период поведение ребенка резко меняется: появляется излишняя нервозность, лёгкая возбудимость, задумчивость, замкнутость. Разговорная речь в начале периода остаётся ещё детской. Позже появляется некоторая тусклость в голосе: впечатление осиплости или глубокой фонации, теряются крайние верхние ноты диапазона. У мальчиков намечаются отдельные новые низкие ноты в малой октаве. Появляется неловкость и покашливание, охриплость и сипота при пении. Портится тембр, возникают тусклые ноты, постепенно теряет лёгкость и звонкость. Интонация становится неустойчивой. Повышается голосовая утомляемость.

В средней, собственно мутационной (острой) стадии (13-15 лет) все явления прогрессируют. Определить приближение мутации поможет целый ряд признаков, характеризующих наступление этого периода. Обычно перед мутацией голос мальчиков значительно улучшается, увеличивается его сила, но вскоре они с трудом начинают петь верхние звуки диапазона, которые раньше исполняли легко и непринуждённо. У мальчиков и девочек в голосе появляется сипота, скрипучесть. Нередко они поют фальшиво (детонируют), чего ранее не было, утрачивается ровность звучания, напевность и звонкость голоса. Голоса мальчиков ломаются. Они могут петь двумя голосами: детским и более низким, близким по звучанию к мужскому голосу, делая резкие переходы от одного к другому. При этом голос срывается или, как говорят, «петушит» (срыв голоса в разговорной речи у мальчиков бывает ещё до мутации, так как разговорный голос переходит во взрослый раньше).

У мальчиков часто наблюдаются и чисто внешние признаки: повзросление лица, расширение переносицы. Девочки испытывают артикулярные неудобства, связанные с активным ростом языка. Значительные изменения претерпевает диапазон голоса: у девочек он, как правило, понижается на один-два тона, у мальчиков - на октаву и больше. Резкое покраснение гортани, обилие слизи, нарушение дыхательных функций нередко приводит к временной потере голоса; такое явление особенно характерно для мальчиков, но может наблюдаться и у девочек.

Мутация у мальчиков протекает от 6-8 месяцев до 2-3 лет. У девочек она не бывает столь продолжительной, но может повториться в 15-16 лет.

Для третьей, завершающей стадии - послемутационный период (15-18 лет) характерно постепенное увеличение диапазона и силы певческого голоса, его тембровое обогащение. Болезненные ощущения при пении понемногу исчезают, идёт на убыль сипота и хрипота. Мальчики привыкают пользоваться новыми нижними нотами, целиком переходят на пение в тесситуре, свойственной мужскому голосу. Диапазон голоса у них расширяется до октавы, иногда и больше. У девушек явления мутации к 17 годам исчезают полностью, диапазон голоса значительно расширяется. Некоторые ребята теряют фальцет, который позже при правильной работе непременно восстанавливается. В начале завершающей стадии мутации голоса мальчиков могут быть ещё слабыми по силе и неопределёнными по тембру. К концу этого периода более или менее ясно выкристаллизовывается вид будущего взрослого голоса (тенора или баритона).

Педагогическая практика показывает, что мальчикам, а уж тем более девочкам, в период мутации петь можно и даже полезно, так как помимо общего музыкального роста пение в этот период способствует развитию голосового аппарата и более быстрому формированию взрослого голоса.

Но для поющих мутантов устанавливается строгий щадящий режим: они могут петь только в ограниченном диапазоне, не требующем никакого напряжения со стороны голосового аппарата, умеренной силой звука, без намёка на малейшую форсировку, а в отдельных случаях – силой звука ниже оптимальной, т. е. возможной средней силы.

Их пение ограничивается по времени, они должны часто отдыхать.

Делать перерыв в занятиях следует только в случаях, когда пение из-за болезненных ощущений, сильного сипа, хрипоты и воспалительных изменений в гортани необходимо прекратить.

Обычно мальчики-юноши при появлении первых нот с грудным звучанием стараются искусственно сгущать тембр и расширять свой диапазон вниз, т. е. петь ещё не свойственным им звуком, что ведёт к перенапряжению голосовых мышц.

Пение в характере и диапазоне детских голосов в разгар мутации исключает резкий переход недостаточно развитого голосового аппарата к грудному регистру, даёт возможность при новом способе голосообразования сохранить ноты в пределах первой октавы. Благодаря этому после мутации голос обретает полный певческий диапазон, что особенно важно для высоких мужских голосов (теноров).

Существует даже целая наука – гигиена голоса – эта группа мероприятий, направленных на предотвращение заболеваний голосового аппарата. Они рекомендуют в период мутации:

1. Правильное выстраивание занятия по вокалу, чередование периодов нагрузки и отдыха.

2. Правильная техника вокала: своевременное переключение регистров при пении; избегать использования низкоэнергетического фальцетного режима; достижение техники нижнереберно- диафрагмального дыхания; выключение из голосообразования вспомогательных мышц шеи и грудной клетки.

З. Избегать форсированного звука, твердой атаки звука, резкого форте, визга, крика.

4. Пение во время мутации только с опытным педагогом, активные занятия спортом, закаливание.

7. Запрещение выступлений вокальных коллективов на открытом воздухе при температуре ниже + 15 град. С, пение в условиях шума движения городского транспорта.

8. Избегать длительной, монотонной речи, ведущей к накоплению статического напряжения, шепотной речи.

9. Отказ от курения, алкоголя.

10. Исключение по возможности побочных шумов в аудитории при речевых нагрузках.

11. Своевременное лечение ОРЗ, трахеитов.

12. Работа в чистых помещениях, с достаточной влажностью.

13. Избегать резких температурных перепадов, употребления холодных напитков при перегревании.

15. Правильная работа с микрофонами

16. Общеукрепляющие, закаливающие процедуры.

17. Своевременное лечение ЛОР-органов и других органов и систем.

Надо не допускать дефектного и слишком длительного пения, после которого голос «садится», то есть устает, тускнеет, теряет звонкость, хрипнет. Это происходит в результате форсировки голоса, перенапряжения гортани, утрировки грудного тембра на высоких звуках, пения в неудобной тесситуре. Существует ряд приемов для снятия напряжения гортани. Можно привести в качестве примера у пражнения для укрепления горла, снятия напряжения.

1. "Лошадка". Поцокать языком громко и быстро 10-30 сек.

2. "Ворона". Произносите "Ка - аа - аа - ар". Посмотрите при этом в зеркало. Постарайтесь как можно выше поднять мягкое небо и маленький язычок. Повторите 6-8 раз. Попробуйте делать это беззвучно.

3. "Колечко". Напряженно скользя кончиком языка по небу, постарайтесь дотянуться до маленького язычка. Делайте это с закрытым ртом несколько раз.

4. "Лев". Дотянитесь языком до подбородка. Повторите несколько раз.

5. "Зевота". Зевоту легко вызвать искусственно. Вот и вызывайте несколько раз подряд в качестве гимнастики для горла. Зевайте с закрытым ртом, как бы скрывая зевоту от окружающих.

6. "Трубочка". Вытяните губы трубочкой. Вращайте ими по часовой стрелке и против часовой стрелки. Дотянитесь губами до носа, затем - до подбородка. Повторить 6-8 раз.

7. "Смех". Во время смеха положите ладонь на горло, почувствуйте, как напряжены мышцы. Подобное напряжение ощущается при выполнении всех предыдущих упражнений. Смех можно вызвать и искусственно. С точки зрения работы мышц не имеет значения смеетесь вы или просто произносите "ха-ха-ха". Искусственный смех быстро пробудит приподнятое настроение, приведет к натуральному веселью.

Изменения голосового аппарата – естественная реакция на перестройку всего организма в процессе взросления. В это время голос особенно уязвим, поэтому важно понять и уяснить необходимость бережного отношения к нему.

Общаясь друг с другом в школе и на улице на повышенных тонах, часто срываясь на крики визг, дети безжалостно напрягают свои голоса. Это ведет к повреждению связок, появлению на них мозолистых наростов – «узелков крикунов», – а нередко заканчивается кровоизлиянием в голосовую складку, после чего школьник не может произнести ни звука.

В любом случае проблемы, возникшие с голосом, нельзя оставлять без внимания, а при их частом возникновении заниматься самолечением. Необходимо комплексное обследование не только у отоларинголога, но и у фониатра, невропатолога и логопеда.

1. Летом не увлекаться холодными напитками, зимой прикрывать шею, не ходить нараспашку.

2. При появлении малейшего дискомфорта дать голосу передышку – помолчать. Если говорить все же необходимо, лучше делать это тихим голосом.

3. Важно воздерживаться от речевой нагрузки, и тем более от пения, во время гриппа, ларингита и других респираторных заболеваний.

4. Не стоит увлекаться караоке. В подростковом возрасте слепое подражание чужой манере пения с хрипотцой или надрывом может надолго лишить начинающего певца собственного голоса.

5. Ни в коем случае нельзя курить. Голосовые связки одними из первых принимают на себя никотиновый удар. Дым, вдыхаемый при курении, имеет очень высокую температуру. Он обжигает слизистую оболочку гортани, дыхательные пути, и, конечно же, голосовые связки. Отечность, кровоизлияние, утолщение, узлы – далеко не полный перечень патологических изменений голосовых связок курильщика.

Самый главный вывод из всего сказанного: беречь голос во время мутации!!!

Заключение.

Особая роль в воспитании ребёнка принадлежит музыке. С этим искусством дети соприкасаются с первых дней жизни, слушая колыбельные песни матери. Музыкальные впечатления приносят ребёнку также радио, телевидение, порой независимо от его воли и желания, а также окружающих его людей.

К сожалению, современная музыка не всегда оказывает благоприятное воздействие на детей, иногда они увлекаются не лучшими произведениями эстрады. Поэтому так важно в годы детства, когда пробуждается духовный мир ребёнка, формируются его вкусы и пристрастия, научить понимать искусство, понимать гармонию красок и звуков.

И здесь особая роль принадлежит пению. Оно оказывает могущественное эмоциональное влияние на слушателей и на самого поющего, никакой музыкальный инструмент не может соперничать с голосом – этим замечательным даром природы, который с детства нужно беречь и соответственным образом воспитывать.

И еще. Каждого человека, обладающего достаточно хорошим слухом и развитой музыкальностью, можно научить петь. Другое дело, что занятия детским вокалом могут не привести к профессиональному исполнению, пригодному для большой сцены , но ученик будет петь во всех смыслах грамотно - и в отношении техники, и в исполнительском плане.

Литература.

1. Л.Дмитриев "Основы вокальной методики". Из-во "Музыка", М.1968.


Статьи по теме: