Картотека сказки шумелки для озвучивания шумовым оркестром. Методическая копилка "сказки-шумелки" на музыкальных занятиях

ЗИМА В ЛЕСУ ЖЕЛЕЗНОВЫ

СКАЗКА-ШУМЕЛКА "ЗИМА В ЛЕСУ"

Осенью мышки с утра до вечера бегали по лесу, собирали еду на зиму

(бегать пальцами по барабану)

А белочки прыгали по веткам, собирая шишки

(кастаньеты)

И вот с неба стали падать снежинки

(удары палочкой по металлофону)

Снег укрыл землю пушистым белым одеялом и на снегу были видны следы маленьких лапок

(удары по треугольнику)

Белочки устраивали себе гнезда на деревьях, мыши попрятались в свои норки и делали себе гнездышки из травы

(шуршать бумагой)

У всех было много еды: белки грызли орешки

(удары деревянными ложками)

Сказка-шумелка
«Шел однажды медведь по лесу (барабан). Захотелось ему медку поесть. Вдруг видит он улей, а пчелы в нем так и жужжат (расчёска). Знал медведь, что связываться с пчелами опасно. Но уж больно ему медку хотелось. «Авось не покусают», - подумал медведь и залез в улей. Тут пчелы накинулись на него и стали жалить (расчёска). Завыл медведь, застонал.

–Вот уж я вас!

Спилю сейчас сук побольше и всех вас разнесу!

Вскарабкался он на дерево. Сел на самый толстый (барабан) сук (тёрка) и начал его пилить.

Летела мимо птичка-синичка (дудочка).

Не пили, медведь, веточку! Гнездышко моё разоришь и сам упадешь! – прощебетала она тоненьким голоском.

Без тебя обойдусь!- прорычал медведь в ответ. А сам дальше пилит. (терка).

Скакала по веткам белочка: (шумовой колокольчик).

Перестань, медведь, пилить! Всех бельчат разбудишь и сам упадешь!

Скачи своей дорогой, - буркнул медведь. А сам дальше пилит (терка).

Пробегал мимо олень: (трещётки).

Не пили, медведь, сук! Нас без свежей травы оставишь и сам упадёшь!

Не слушает медведь никого, знай себе пилит (тёрка).

Выбрались из нор маленькие зверьки: мышки, ёжики, кроты. Смотрят, а медведь все пилит.

Тут мимо ворона пролетала и каркнула: (голос).

Ой, упал медведь!

Сук (смять стаканчик пластиковый) обломился и рухнул.

(барабан) Упал медведь с дерева. Все бока отшиб. Заплакал, застонал. (голос).

Простите меня, друзья, всех обидел и сам пострадал.

Пожалели звери незадачливого медведя. Помогли ему подняться. И впредь наказали:

Никогда не пили сук, на котором сидишь!»

Сказка - шумелка «Трусливый заяц»

Жил-был в лесу заяц-трусишка.
Вышел однажды заяц из дома, а ёжик в кустах вдруг как зашуршит!

Шуршим пакетом

Испугался заяц и бежать.

Бежал, бежал и присел на пенёк отдохнуть. А дятел на сосне как застучит!

Стучим ложками

Бросился заяц бежать.

Быстро встряхиваем кастаньеты

Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает!

Шлёпаем руками по ногам

Побежал заяц из леса к речке.

Быстро встряхиваем кастаньеты

А на берегу речки лягушки сидели.

Проводим палочкой по рубелю

Увидели они зайца и прыг в воду.

Проводим палочкой по металлофону

Обрадовался заяц, что лягушки его испугались - и смело поскакал обратно в лес.

Медленно ударяем кастаньетами по ладони ("смелый заяц") или используем барабан

ТРЕУГОЛЬНИК или БОКАЛ

ДВЕ ЧАШКИ ИЛИ МЕТАЛЛОФОН

« Мы тоже умеем играть», - сказали деревянные ложки и сыграли что-то весёлое.

ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ

«Лучше послушайте меня»,- сказала баночка с крупой. «У меня тихий, но интересный голос». И она загремела:

БАНОЧКА С КРУПОЙ ИЛИ МАРАКАСЫ

«Разве это музыка?», - закричала большая картонная коробка. «Тебя же почти не слышно! Вот как надо играть!», - и она громко застучала.

КОРОБКА ИЛИ БАРАБАН

СКОВОРОДКА ИЛИ ТАРЕЛКА

Но тут Катенька, которая стояла под дверью и всё слышала, закричала:
«Мама, бабушка! Я нашла музыкальные инструменты! Идите на кухню!»
И она включила магнитофон, и все стали играть под музыку, а мама запела.
И это был самый лучший голос!

«Теремок»

Стоит в поле теремок.

Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает - Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.

КОЛОКОЛЬЧИК

Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает

УДАРЫ ДЕРЕВЯННЫМИ ЛОЖКАМИ

Я, мышка-норушка! А ты кто?

КОЛОКОЛЬЧИК

А я лягушка-квакушка

Иди ко мне жить! Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.

КОЛОКОЛЬЧИК

Бежит мимо зайчик-побегайчик остановился и спрашивает:

Терем-теремок! Кто в тереме живет?

ТРЕУГОЛЬНИК

Я, мышка-норушка

КОЛОКОЛЬЧИК

А я лягушка-квакушка

А ты кто?

А я зайчик-побегайчик.

ТРЕУГОЛЬНИК

Иди к нам жить! Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить.

ТРЕУГОЛЬНИК

Идет мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает: - Терем-теремок! Кто в тереме живет?

ШУРШАЛОЧКА

Я, мышка-норушка

КОЛОКОЛЬЧИК

А я лягушка-квакушка

А я зайчик - побегайчик - А ты кто?

ТРЕУГОЛЬНИК

А я лисичка-сестричка- иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.

ШУРШАЛОЧКА

Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:

Терем-теремок! Кто в тереме живет?

ШУМЕЛОЧКА

Я, мышка-норушка

КОЛОКОЛЬЧИК

А я лягушка-квакушка

А я зайчик - побегайчик

ТРЕУГОЛЬНИК

А я лисичка-сестричка

А ты кто?

ШУРШАЛОЧКА

А я волчок-серый бочок.

ШУМЕЛОЧКА

Иди к нам жить!Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют.

МЕТАЛЛОФОН

Вдруг идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:- Терем-теремок! Кто в тереме живет?

УДАРЫ ПО БАРАБАНУ

Я, мышка-норушка.

КОЛОКОЛЬЧИК

А я лягушка-квакушка

А я зайчик - побегайчик

ТРЕУГОЛЬНИК

А я лисичка-сестричка

ШУРШАЛОЧКА

А я волчок-серый бочок.- А ты кто?

ШУМЕЛОЧКА

А я медведь косолапый

БАРАБАН

Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез - никак не мог влезть и говорит:- А я лучше у вас на крыше буду жить.

МЯТЬ БУМАГУ

Влез медведь на крышу и только уселся - трах! - развалился теремок. Затрещал теремок, упал набок и весь развалился

Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок - все целы и невредимы.

КОЛОКОЛЬЧИК, ЛОЖКИ,ТРЕУГОЛЬНИК,ШУРШАЛОЧКА,ШУМЕЛОЧКА

Принялись они бревна носить, доски пилить - новый теремок строить.

Лучше прежнего построили!!

РАСЧЁСКОЙ ПО КРАЮ СТОЛА

МЕТАЛЛОФОН

«Репка»

Жил-был дед с бабкой да внучка

И были у них собака Жучка, кошка Муська и мышка-норушка.

ПОГРЕМУШКА, ТРЕУГОЛЬНИК, КОЛОКОЛЬЧИК

Посадил как-то дед репку, и выросла репка большая-пребольшая - рук не хватит обхватить!

МЕТАЛЛОФОН

Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может.

МЯТЬ БУМАГУ

Позвал дед на помощь бабку.

ШУМЕЛОЧКА,

Бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.

УДАР ЛОЖКАМИ, МЯТЬ БУМАГУ

Позвала бабка внучку

ШУРШАЛОЧКА

Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.

3 раза УДАРЫ ЛОЖКАМИ, МЯТЬ БУМАГУ

Кликнула внучка Жучку.

ПОГРЕМУШКА

Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.

4 раза УДАРЫ ЛОЖКАМИ, МЯТЬ БУМАГУ

Кликнула Жучка кошку.

ТРЕУГОЛЬНИК

Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут

5 раз УДАРЫ ЛОЖКАМИ, МЯТЬ БУМАГУ

Кликнула Муська мышку.

КОЛОКОЛЬЧИК

Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут - вытащили репку.

6 раз УДАРЫ ЛОЖКАМИ, МЯТЬ БУМАГУ, МЕТАЛЛОФОН

Информационная характеристика педагогического проекта:

Проект - вид творческий, долгосрочный (на учебный год)

Участники музыкальный руководитель, дети дошкольного возраста, воспитатели, родители.

При разработке и реализации проекта для меня важно определить цель и задачи проекта:

Цель развивать интерес к эстетической стороне действительности, потребность детей в творческом самовыражении, инициативность и самостоятельность в воплощении художественного замысла, вовлекать родителей в совместную музыкально-игровую деятельность.

Задачи -создание условий для свободного экспериментирования ребенка дошкольного возраста со звуком.

  • развивать музыкальный слух, музыкальные способности

(чувство ритма. лада, темпа, звуковысотного, гармонического, тембрового слуха) , тактильных ощущений у детей дошкольного возраста

  • создавать детям условия для возможности реализовать свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении.
  • расширять кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами.
  • способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая индивидуальные особенности ребенка.
  • вовлекать дошкольников в разные виды художественно – эстетической деятельности, помогая им освоить различные средства, материалы и способы изготовления музыкальных игрушек – инструментов.
  • поддерживать инициативу и стремление детей к импровизации при игре на самодельных музыкальных игрушках – инструментах.

Методическое обеспечение -музыкальные журнлы «Палитра» , «Музыкальный руководитель»

  • М. Ю. Картушина «Музыкальные сказки о зверятах»
  • Н. Сорокина «Кукольный таетр для самых маленьких»
  • Зацепина М.Б. «Программа эстетического воспитания детей 2 – 7 лет.
  • Кононова Н.Г. «Обучение игре на детских музыкальных инструментах в детском саду»
  • Тютюнникова Т.Э. «Природные и самодельные инструменты в музыкально – педагогической концепции Карла Орфа.

Методическое пособия -картотека «сказок – шумелок» , стихов, потешок.

  • музыкальные инструменты: деревянные ложки, маракасы, бубен, металлофон, колокольчики и т.д.
  • музыкальные инструменты (самодеотные) : пакет – шуршалка, деревянная расческа, деревянные палочки, барабан, музыкальная коробочка, шаркунчики (маракасы) и т.д.
  • плоскостной, кукольный, пальчиковый театр.
  • детская художественная литература.

Краткая аннотация проекта

Педагогический проект направлен на благоприятное развитие у ребенка воспитательных, образовательных процессов посредством проведения занятий «сказки – шумелки» . Большие возможности открываются у детей, с раннего возраста вовлеченных в групповые формы музицирования, в частности, в детский оркестр. Самым излюбленным видом детского оркестра является оркестр из самодельных музыкальных инструментов, который позволяет сочетать метроритмические и мелодические инструменты. У ребенка развивается большой интерес к миру звуков. Ведь именно самодельные музыкальные инструменты будят творческую мысль, помогают детям понять, откуда и как рождаются звуки.

Сказки – шумелки с забавным шумовым оформлением обеспечат веселые и эффективные развивающие занятия с детьми. Я считаю, что польза данного проекта в том, что звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками развивает у детей творческую фантазию, обучает способам и приемам игры на детских музыкальных инструментах.

Исполнение детьми сказок – шумелок на групповых занятиях способствует развитию у детей навыков общения и помогает увереннее держаться во время публичных выступлений. Слушая сказки, дети учатся ждать, пока начнет играть следующий инструмент – это способствует развитию терпения, выдержки, умения управлять своем поведением. Проводить занятия с детьми можно как в дошкольных учреждениях, так и в семье.

Актуальность.

Работая в нашем детском саду я прежде всего, как педагог ставила основную задачу - это воспитание ребенка, как гармоничной личности. Это, прежде всего, формирование духовной культуры, частью которой является музыкальная культура. Как педагог я с дошкольного возраста создаю условия для общения детей с музыкой, развиваю их потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы, воображение, расширять кругозор, побуждать детей к творчеству.

С раннего возраста ребёнок чувственным путём познаёт окружающий его мир. Одним из объектов ребенка познания являются звуки, в том числе и музыкальные. И поэтому для меня необходимым становится создание условий для активного экспериментирования со звуками с целью накопления первоначального музыкального опыта. Я считаю, что именно манипулирование и игра с музыкальными звуками позволят ребёнку начать в дальнейшем ориентироваться в характере музыки, её жанрах.

Определяющей моей задачей данного проекта это создание условий для свободного экспериментирования ребенка со звуком. В процессе музыкальной деятельности дошкольники учатся понимать, что их окружает мир звуков, а при выполнении творческих заданий у них развиваются внимательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости – все то, что в совокупности способствует развитию творческих способностей.

Сделав своими руками звучащую игрушку, ребенок по иному воспринимает окружающий мир, более внимательно относится к звуку, с большей активностью включается в совместное инсценирование и сопровождение сказки музыкальными инструментами. Некоторые мои воспитанники были замкнуты, не активны, стеснялись, но благодаря проекту музыкальные сказки – шумелки дети со временем раскрепощались и раскрывались с разных сторон. Они становились более коммуникабельными, могли выступать перед большим количеством детей, активно принимали участие во всех видах деятельности. Меня волновали вопросы, как сделать, чтобы каждое занятие было интересно для детей, как ненавязчиво, легко и просто рассказать им о музыке, научить их слышать, видеть. Понимать, фантазировать придумывать. Именно поэтому в своей практике я использовала озвучивание сказок с помощью самодельных музыкальных инструментов. Данный подход к построению различных видов деятельности с детьми, даёт мне возможность экспериментировать, нетрадиционно организовывать взаимодействия с ребёнком, а ребёнку возможность выразить себя.

И поэтому цель моего проекта - развивать интерес к эстетической стороне действительности, потребность детей в творческом самовыражении, инициативность и самостоятельность в воплощении художественного замысла, вовлекать родителей в совместную музыкально-игровую деятельность.

Рассказывание сказок с помощью детских шумовых инструментов, на мой взгляд - одна из самых доступных форм ознакомления ребенка с миром музыки. Игра на детских шумовых инструментах - развивает музыкальный слух, ритм, музыкальную память, формирует навыки вербального и невербального общения, формирует готовность и умение действовать в коллективе, развивает навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию. Отличительной особенностью моего проекта является творческое озвучивание сказок.

Это очень увлекательный и интересный процесс. После прослушивания сказок сначала мы вместе с детьми имитировали различные движения и звуки, соответствующие ситуациям сказки (шум дождя, полёт бабочки, голос лягушки, появление медведя, зайчика, мышки и т.д.) . Затем дети к каждому герою подбирали похожие по звучанию инструменты, передавали ритм (бежит лиса, скачет лошадка, прыгает заяц) . Данные игровые упражнения помогли озвучить тексты не только русские народные, но и авторские сказки. Закреплением разучивание сказки это было показ театральной деятельности детей. Они сами показывали сказку и озвучивали с помощью музыкальных инструментов.

Я как педагог стремилась дать детям более полно проявить свои творческие возможности, ближе соприкоснуться с миром музыки. Поэтому совместно с детьми стали сочинять свои сказки не только с полюбившимися героями из мультфильмов, но и придуманными самими детьми.

В процессе своей работы с детьми дошкольного возраста я увидела, что музыкальные инструменты для детей - всегда чудесны, необыкновенны, притягательны. Дети с удовольствием играют на музыкальных инструментах: барабане, погремушке, колокольчике, металлофоне, дудке, свистульке, а особенно на самодельных, которые изготовила совместно с детьми. С помощью звучащих игрушек, ребенок по-иному воспринимает окружающий мир, более внимательно относится к звуку, с большой активностью включается в совместные инсценирования и музицирования. Детей привлекает не только звучание инструментов, но и то, что они могут сами, без чьей – либо помощи извлекать из них звуки.

Благодаря совместной деятельности в педагогической работе осуществляется комплексное развитие ребёнка:

  • научились реализовать свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении.
  • звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствовала развитию творческой фантазии детей.
  • научились лучше слышать, различать и самостоятельно производить звуки разной окраски.
  • сформировались навыки сотрудничества и сотворчества.

Обеспечение проекта:

  • Музыкальный центр
  • Детские музыкальные инструменты
  • Материал для продуктивной деятельности (предметы, издающие различные звуки: мелкие камешки, монетки, крупы и т.д.)
  • Музыкально-дидактические игры, загадки, потешки
  • Иллюстративный материал
  • Кукольный театр

Этапы реализации проекта «Музыкальные сказки – шумелки»

1 этап – подготовительный:

Организационно-методическая деятельность:

  • Подбор методической литературы, изучение материалов для реализации проекта.
  • Сбор различного бросового материала для изготовления музыкальных инструментов.

Информирование родителей по теме проекта:

  • Оформление наглядной информации в родительский уголок.
  • Консультация для педагогов ДОУ «Организация музицирования на детских шумовых инструментах с детьми» .
  • Мастер-класс по изготовлению музыкальных инструментов.

2 этап - активной деятельности «Музыкальная лаборатория» , или «Детское творчество» :

На данном этапе проекта совместно с детьми мы создаем простейшие инструменты по образцу и воспроизводим ритмический рисунок различных потешек. Дети самостоятельно выбирают и изготовляют инструмент для предлагаемого мною музыкального произведения, сказки, стихотворения. Они учатся слушать себя и других, находящихся рядом сверстников, различать правильное и неправильное звучание, оценивать его, делая замечания в доброжелательной форме. Дети музицируют и импровизируют на инструментах-самоделках и таким образом знакомятся с деревянными, шуршащими, стеклянными звуками. При помощи шумовых инструментов ребенок может выполнять различные игровые задания, озвучиванию различных потешек, рассказов, сказок.

3 этап - заключительный этап .

Подготовка и проведение итогового занятия «Мы расскажем музыкальную сказку…» для родителей воспитанников и педагогов ДОУ. На этом этапе используются все созданные детьми инструменты и закрепляются навыки игры на каком – либо самодельном инструменте для озвучивания сказок или сказок собственного сочинения.

  • Перед началом разучивания сказки – шумелки педагог читает ее детям, они проигрывают ее.
  • Перед каждой сказкой педагог озвучивает детям инструменты, которые могли бы они использовать в звукоподражании данной сказки.
  • Подсказывать ребенку выбор инструмента, показывать им различные приемы игры на инструментах, поддерживать творческие проявления ребенка а и обязательно хвалить его за новые варианты озвучивания.
  • Сказка или история должны быть выучены так, чтобы их можно было рассказывать наизусть.
  • Не следует перегружать рассказ звуковыми эффектами.
  • Благодаря использованию инструментов история или сказочка должна стать более интересной и яркой.
  • Проверьте звучание ударных инструментов, найдите необходимый звуковой эффект.
  • Перед занятием раздайте инструменты с учётом возможностей малышей, можно также предложить детям выбрать инструмент и дать время проверить звучание.
  • При чтении сказки ребенку 1.5 – 2 лет педагог первое время играет на шумовых инструментах сам.
  • С ребенко от 2 – 3 лет рекомендуется совместное или поочередное озвучивание текста шумами. А также пробывать озвучивать совместно сказки по картинкам.
  • Педагог должен обеспечьте благоприятную, спокойную обстановку для проведения занятия, такую, чтобы и Ваш рассказ, и шумовое оформление произвели впечатление на детей.
  • Во время исполнения сказки используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы.
  • Во время рассказа чаще глядите детям в глаза.
  • Игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.
  • Инструмент должен отзвучать прежде, чем Вы продолжите рассказ.
  • Побуждайте детей к игре на инструментах. Вступление ребенка можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом.
  • Мимикой и жестами детям можно подсказывать детям громкость и скорость игры.
  • Учить бережному обращению с инструментами. После занятия учить убирать музыкальные инструменты на свои места.

Продукт проекта:

  • мини-музей шумовых инструментов: шумелки, гремелки, шуршалки, звонилки, пищалки.
  • Показ для малышей сказок - шумелок «Теремок» , «Репка» , «Яблонька» и т.д.
  • Пособие «В мире загадочных звуков»
  • Показ презентаций к сказкам – шумелкам.

Итоги проекта «Музыкальные сказки – шумели» :

Изучив литературу по данному проблеме, я выделила наиболее значимые для меня идеи, которые определили следующие направления в работе с детьми дошкольного возраста:

  • Реализации представлений ребёнка о шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями;
  • Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии;
  • Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения;
  • Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова песен и сказок;
  • Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы;
  • Формируются навыки сотрудничества и сотворчества;
  • Развиваются концентрация внимания и выдержка;
  • Звукоподражание на шумовых и детских инструментах быстро разовьет мелкую моторику у малышей, они овладеют различными приемами извлечения звуков;
  • Обогащение пассивного словаря за счёт называния инструментов, приёмов игры, перечисления персонажей сказки-шумелки и активизация речи в процессе звукоподражания, подговаривания текста сказки-шумелки;

Ожидаемые результаты проекта «Музыкальные сказки – шумелки» :

Данный мой проект «Музыкальные сказки – шумелки» помогают педагогам и родителям обеспечить в игровой форме разностороннее развитие детей дошкольного возраста. Дети реализуют свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями. Совместное музицирование и игровая деятельность педагога, родителя и детей формирует навыки общения. Развивается слух детей, дети различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы. Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок. А так же у детей формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается выдержка.

Совместное изготовление самодельных инструментов-игрушек не только развивает изобретательность детей, но и позволяет сделать взаимоотношение педагог, родителей с детьми более интересными и плодотворными. Играя на самодельных инструментах, дети изучают и исследуют мир звуков. А самая большая ценность детского творчества, которая рождается в процессе игры и импровизации, в том, что оно сопровождается радостью, удовольствием, проявлением индивидуальности ребенка.

Сказки – шумелки для детей дошкольного возраста с музыкальным шумовым оформлением в исполнении детей можно использовать не только у дошкольных учреждениях, но и дома на развивающих занятиях с детьми дошкольного возраста. С помощью занимательных сказок – шумелок дети познакомятся с детскими музыкальными инструментами, овладеют различными приёмами извлечения звуков, разовьют слуховую память, научатся воспроизводить оттенки звучания. На основе предлагаемых материалов можно с детьми устраивать замечательные музыкальные спектакли.

Литература:

  • Девятова Т.Н. Звук – волшебник: материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста – М.ЛИНКА –ПРЕСС.
  • Кочемасова Е.Е., Тютюнникова Т.Э., Откуда берется звук? // журнал «Музыкальная палитра» , №5, 2006 г.
  • «В мире музыки» - С.В. Богомолова.
  • Интернет-ресурсы

Сказки-шумелки как инновационная форма музыкально-ритмических игр.

Одной из самых увлекательных форм музыкально – ритмических игр для ребенка является рассказывание сказок-шумелок.

Сказка-шумелка – это повествование сказки с использованием музыкальных и шумовых инструментов и звукоподражания. В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз ребёнку дается возможность что-либо изобразить шумом.

Сказка с шумовым оформлением является весёлым и эффективным упражнением для слухового восприятия, развития мелкой моторики, слуховой памяти и творческой фантазии у дошкольников. Ребёнок реализует свои образные представления в шумах, звуках, что всегда сопровождается положительными эмоциями, способствует созданию эмоционального благополучия.

В нашем детском саду мы работаем с такими сказками на отдельных развивающих занятиях «Здравствуй сказка!». Занятия проводятся раз в неделю для детей младшей и средней группы детского сада.

Такие Занятия предполагают решение целого ряда актуальных задач художественно-эстетического развития:

    формирование представлений о средствах музыкальной выразительности;

    пробуждение интереса к творческому музицированию;

    развитие музыкальных способностей (чувства ритма, лада, темпа, звуковысотного, гармонического, полифонического, тембрового, динамического слуха);

    развитие коллективных навыков игры;

    формирование художественного вкуса.

Алгоритм работы со сказкой:

    Знакомство со сказкой: чтение или просмотр мультфильма.

    Выбор музыкальных и шумовых инструментов для озвучивания.

    Выделение в тексте пауз для звукоподражания и музицирования.

    Распределение музыкальных инструментов среди детей, проба их звучания.

    Озвучивание сказки.

Для таких сказок предполагается использование шумовых инструментов и различных звуков

Что же такое шумовые инструменты?

В отличие от музыкальных звуков, шум не имеет точно определенной высоты.
К шумовым звукам относятся треск, дребезжание, скрип, шелест и т. д.,

К шумовым оркестровым инструментам относятся ударные инструменты с неопределенной высотой звука:

    барабаны

  • треугольник

    кастаньеты и т. д.

Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками. Именно они вызывают особый интерес к музыке и желание музицировать.

пластиковые банки с рисом, гречкой, ложки, крышки от кастрюль. Всевозможные трещотки, расчески, целлофан.

Важно знать методику рассказывания сказки-шумелки

Сказка должна быть выучена так, чтобы можно было рассказывать почти наизусть.

Определите, какие музыкальные или шумовые инструменты и предметы, а также звукоподражания подойдут для шумового оформления текста

Игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.

Инструмент берите в руки только для игры и затем откладывайте.

Инструмент должен отзвучать прежде, чем Вы продолжите рассказ.

Выбирая текст сказки, необходимо учитывать насколько он подходит детям по сложности и объёму.

Важно заранее определить шумовое оформление для выбранного рассказа или сказочки, смысловые акценты и паузы в тексте.

Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом.

Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу.

Следует тщательно продумывать окончание историй. Стремиться к тому, чтобы оно было ярким, оригинальным.

А сейчас мы сами попробуем озвучить небольшую сказку…

Называется она «Заяц-трусишка»

Сначала я расскажу вам эту сказку а потом будем её озвучивать.

Инструменты: пакет, барабан, коробочка, платочек, ксилофон.

Жил-был заяц трусишка. И всего этот заяц боялся. Вышел однажды он из дома. Не успел и трех шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах!
(ШУРШИМ ПАКЕТОМ)

Испугался заяц и бежать.
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ) (быстро)

Бежал, бежал, присел на пенек отдохнуть, а дятел на сосне как застучит!
(СТУЧИМ по КОРОБОЧКЕ)

Бросился заяц бежать.
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ)

Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльям как захлопает.
(НАТЯГИВАЕМ ТКАНЬ) и говорим звук УХ УХ

Побежал заяц из леса к речке
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ)

А на берегу лягушки сидели. И громко квакали. КВА КВА
Увидели они зайца – и скок в воду.
(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО КСИЛИФОНУ)

Тут заяц остановился и говорит:
А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся!
Сказал так и смело поскакал обратно в лес.
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ) (медленно)

Воспитатель может использовать такую сказку в качестве динамических пауз.

Такой совместный игровой досуг для ребёнка могут организовать родители без специальной методической или музыкальной подготовки.

Сказки-шумелки - ЭТО ИНТЕРЕСНО!!!

Дошколята

Екатерина Железнова


Сказки-шумелки


В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания в дошкольном возрасте. Предлагаемые нами сказочки с шумовым оформлением являются весёлыми и эффективными упражнениями для слухового восприятия, а также развития мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии у детей от 2 до 5 лет. Проводить занятия с малышами можно как в семье, так и в дошкольных учреждениях.

Благодаря такой деятельности осуществляется комплексное развитие ребёнка:

1. Ребёнок реализует свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями.

2. Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии.

3. Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения.

4. Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок.

5. Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы.

6. Формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается выдержка.

ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

Сказочка или история должны быть выучены так, чтобы можно было рассказывать наизусть.

Не следует перегружать рассказ звуковыми эффектами, на первом месте должна оставаться всё же сама история, а не игра на инструментах.

Благодаря использованию инструментов история или сказочка должна стать более интересной и яркой.

Проверьте звучание ударных инструментов, найдите необходимый звуковой эффект.

Если в детском учреждении или дома нет необходимых музыкальных инструментов, подберите для игры подходящие звучащие предметы.

Перед занятием раздайте инструменты с учётом возможностей малышей, можно также предложить детям выбрать инструмент и дать время проверить звучание.

Обеспечьте благоприятную, спокойную обстановку для проведения занятия, такую, чтобы и Ваш рассказ, и шумовое оформление произвели впечатление на детей.

Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы.

Во время рассказа чаще глядите детям в глаза.

Игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.

Инструмент берите в руки только для игры и затем откладывайте.

Инструмент должен отзвучать прежде, чем Вы продолжите рассказ.

Побуждайте детей к игре на инструментах. Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом.

Мимикой и жестами можно подсказывать детям громкость и скорость игры. Лучше не прерывать без особой необходимости игру ребёнка.

Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу детей, идеи детей.

Следует тщательно продумывать окончание историй. Стремиться к тому, чтобы оно было ярким, оригинальным. Если возможно, надо дать детям закончить историю по своему усмотрению с соответствующим звуковым оформлением.

Дети должны постепенно запомнить названия инструментов, узнавать их по слуху, а с 4 лет с помощью взрослого научиться сравнивать и характеризовать звучание знакомых инструментов.

Учите детей бережному обращению с инструментами. После занятий положите вместе с детьми инструменты на место.

1. МЫШИНАЯ ИСТОРИЯ

Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.

(СТУЧИМ ПАЛЬЧИКАМИ ПО БАРАБАНУ ИЛИ КОРОБКЕ)

И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.

Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.

(УДАРЯЕМ ПО ТРЕУГОЛЬНИКУ ИЛИ ПОДВЕШЕННОЙ ЛОЖКЕ)

Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.

Они грызли орешки,

(ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ)

Грызли зёрнышки

(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ ИЛИ ДЕРЕВЯННОЙ РАСЧЁСТКЕ)

И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки.

(ШУРШИМ ПАКЕТОМ ИЛИ БУМАГОЙ)

Особенно они любили лакомиться сладкими корешками.

(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ ИЛИ ГОФРИРОВАННОМУ КАРТОНУ)

А снаружи на землю каждый день падал снег и шумел ветер.

(ДУЕМ В БУТЫЛКУ)

Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках.

(УДАРЯЕМ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛЛОФОНУ ИЛИ БОКАЛАМ)

2. ЗАЯЦ В ЛЕСУ

Жил-был заяц-трусишка. И всего этот заяц боялся.

Вышел однажды он из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах!

(ШУРШИМ БУМАГОЙ ИЛИ ПАКЕТОМ)

Испугался заяц и бежать.

Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит!

(СТУЧИМ ПАЛОЧКОЙ ПО ДЕРЕВЯШКЕ)

Бросился заяц бежать.

(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (быстро))

Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает.

(НАТЯГИВАЕМ РУКАМИ ТКАНЬ)

Побежал заяц из леса к речке

(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (быстро))

А на берегу лягушки сидели.

Увидели они зайца - и скок в воду.

(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО КСИЛОФОНУ ИЛИ ШЛЁПАЕМ ЛАДОНЯМИ ПО НОГАМ)

Тут заяц остановился и говорит:

А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся!

Сказал так и смело поскакал обратно в лес.

(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (медленно))

СКАЗКИ - ШУМЕЛКИ

Технология Е. и С. Железновых

ЛИСА и РЫБА

Вёз дед на санях мешок рыбы.

Лошадка бежит, копытами стучит, колокольчиком звенит.(ксилофон и колокольчик)

Видит дед - лиса лежит. Обрадовался: "Вот будет моей старухе воротник на шубу!"

Бросил дед лису в сани, (барабан), а сам пошел впереди. (мешочки)

Лошадка бежит, копытами стучит, колокольчиком звенит. (ксилофон и колокольчик)

А лисичка стала выкидывать все по рыбке, да по рыбке. (глиссандо на ксилофоне)

Выбросила всю рыбку, а сама убежала. (барабан)

ТАНЕЦ ДЛЯ МЫШКИ

Жила была в большом доме маленькая мышка. Сидела она на кухне за холодильником. Сидела, сидела и заскучала. «Там в комнате светло» - сказала мышка (три высоких звука на металлофоне).

Там много места и можно бегать и танцевать (глиссандо на ксилофоне) . Она вылезла из-за холодильника и побежала к большому таракану (палочки). Усатый таракан сидел под большим пакетом (расческа). Мышка спросила у таракана:

-«Ты можешь сыграть или спеть? А я буду танцевать».

-« Мне некогда, я ищу себе еду» - сказа таракан и уполз (расческа) . Побежала мышка дальше (палочки) .Бежит мышка, бежит, а навстречу ей муха (ж-ж-ж-ж).

-«Ты можешь сыграть или спеть?» - говорит мышка.

-«Я устала и буду отдыхать» - прожужжала муха и села на стол (ж-ж-ж). И побежала мышка дальше (палочки) . Бежит она, бежит, а с потолка на паутинке спускается паучок (щепки струны) .Мышка говорит ему:

-«Ты можешь сыграть или спеть, а я буду танцевать?»

Ничего не сказал паучок и убежал(струны) . Побежала мышка к себе домой и вдруг услышал музыку (часы). Мышка подошла к большим часам, они заиграли чуть громче(часы играют).

«Какая красивая музыка» - сказала мышка и стала танцевать (игра на фортепьяно) .

ТРУСЛИВЫЙ ЗАЯЦ


Жил-был в лесу заяц - трусишка. Вышел однажды заяц из дома, а ёжик в кустах вдруг как зашуршит(бумага) . Испугался заяц и бежать (трещетка) . Бежал-бежал и присел на пенек отдохнуть, а дятел на сосне как застучит (стук) . Бросился заяц бежать (трещетка) . Бежал-бежал, забежал в самую чащу, а там сова. Крыльями как захлопает(хлопки) .Побежал заяц из леса к речке(трещетка) . На берегу речки лягушки сидели (расческа) .Увидели они зайца и прыг в воду (глиссандо на металлофоне) .Заяц обрадовался и говорит:"А звери меня, зайца, боятся!" - сказал так и смело поскакал обратно в лес(барабан) .

ПЫХ

Жили-были дед да бабка.И была у них внучка Машенька. Дед мастерил, молотком стучал (стук) и пилой пилил (расческа). Бабка пол подметала (щетка) и пыль вытирала (вытирает) . А Машенька ничего не делала, только бегала и прыгала (ксилофон) .Вот как-то Машенька и говорит: "Дедушка, принеси мне ягод, пожалуйста!"

Дедушка и пошел в огород. Сначала по полу (барабан) , потом по камушкам (ксилофон) , потом по травке (мешочки) . Подошел дед к грядке, вокруг тихо, только пчелки жужжат (ж-ж-ж-ж) и комарики пищат (писк) . И только хотел дед ягодку сорвать, вдруг кто-то на него как фыркнет (трем ладошку о ладошку). Дед испугался и домой побежал (мешочек - ксилофон - барабан) . Прибежал домой и говорит:

-«Я ягод не принес. Там в огороде какой-то страшный Пых сидит!»

Тогда Машенька бабушке говорит: «Бабушка, принеси мне ягод, пожалуйста!»

Бабушка и пошла в огород. (барабан - ксилофон - мешочки) .Остановилась у грядки - вокруг тихо, только пчелки жужжат (ж-ж-ж) и комарики пищат(з-з-з) . И только хотела бабушка ягодку сорвать,вдруг кто-то на неё как зафыркает (ладошки) .Бабушка испугалась и домой побежала (мешочки - ксилофон - барабан). Прибежала и говорит:

-« Я ягод не принесла. Там в огороде какой-то страшный Пых сидит!"

Тогда Машенька говорит: «Раз вы такие бояки - я сама пойду».

Пошла Машенька в огород.(по полу -барабан,по камушкам - ксилофон,по травке - мешочки). Остановилась у грядки. Только хотела ягодки сорвать, вдруг на неё кто-то как зафыркает (ладошки) .А Маша не испугалась. Смотрит, а в траве ёжик маленький. Потрогала Маша его колючки одним пальчиком (струны) , положила на землю платочек, взяла палочку и скатила его на платочек (глиссандо на ксилофоне). Принесла ёжика в платочке домой и молоко напоила. А ночью ёж не спал и по комнате бегал (барабан).

ЗИМА В ЛЕСУ

Осенью мышки с утра до вечера бегали по лесу, собирали еду на зиму (коробочка). А белочки прыгали по веткам, собирали орешки (скорлупа) .И вот с неба стали падать снежинки (треугольник). Снег укрыл землю пушистым белым одеялом и на снегу стали видны следы маленьких лапок.Белочки стали устраивать себе дупла на деревьях, мыши попрятались в норках и сделали себе пастельку из травы (мешочки) .У всех было много еды. Белки грызли орешки (ксилофон - глиссандо) , мыши грызли зернышки (расческа). В лесу шумел холодный зимний ветер (фонограмма) . Но белочкам было тепло в гнездах (щелчок языком) , и мышкам было хорошо в своих маленьких норках (пи-пи-пи) .

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ

Однажды в курятнике, в гнезде за ящиком кто-то тихо пискнул (пи-пи-пи). Курица - мама подбежала к гнезду и стала слушать. В самом большом яйце кто-то снова пискнул, чуть-чуть громче (пи-пи-пи). Курица осторожно постучала по яйцу (стук) .Яйцо раскололось и из него вылез маленький цыпленок (пи-пи-пи) .«С днем рождения,малыш!» - сказала мама-курица. - Пойдем, я покажу тебе где можно покушать».

И она пошла из курятника во двор. Вот так (ксилофон,длинные звуки) .А цыпленок побежал за ней. Вот так. (ксилофон,короткие звуки). Курица привела цыпленка к кормушке с кашей. Они начали клевать кашу. Вот так (ксилофон) мама - курица сказала: «Стой здесь! Я сейчас приду!» - и куда-то ушла. Цыпленок стоял-стоял и вдруг услышал тихий звон(треугольник). «Как красиво звонят! - сказал цыпленок.- Это потому что у меня день рождения? Надо об этом всем рассказать!» И он подошел к большой важной утке. (ксилофон,короткие звуки). «Слышите как красиво звонят? - спросил цыпленок. - Это потому что у меня день рождения» . Утка ничего ему не ответила. Тогда цыпленок подошел к толстой свинье. Которая что-то ела из корыта (имитация голоса) .«Слышите, как красиво звонят? Это потому что у меня день рождения!» Но свинья ничего не сказала. Тогда цыплёнок подошел к черной кошке.«Слышите, как красиво звонят? Кошка сказала: «Мяу! Мяу!» И тихонько пошла к цыпленку. Но тут прибежала мама-курица и закричала: «Ну-ка быстро домой!» и они пошли в курятник (ксилофон) .А в курятнике бегало много маленьких цыплят. (ксилофон,короткие звуки) «Слышите как красиво звонят? - спросили цыпленок(треугольник) .«Это потому, что у нас день рождения» - ответили цыплята и захлопали крыльями. Вот так.(ладоши)

ПРИШЛА ВЕСНА


Пришла весна(фонограмма) .Девочку Катюшу разбудили яркие солнечные лучи(металлофон) .«Ура! - обрадовалась Катя. -Можно идти гулять!» (ксилофон). Катя вышла во двор и залезла на горку (восходящее глиссандо на металлофоне). Она скатилась с горки (нисходящее глиссандо) и упала (барабан). Катя увидела дождевого червяка. Червяк выползал из земли (расческа) .Катя встала на ноги, отряхнула юбочку (щетка) .Катя увидела большую бабочку и побежала за ней (ксилофон) .Бабочка села на желтые цветы, похожие на маленькие солнышки (трезвучие на металлофоне). «Мама очень любит цветочки, - сказала Катюша и собрала целый букет. (трезвучие на металлофоне). Мама обрадовалась весенним цветам и поставила их в вазу (фонограмма) .


Однажды на кухне поспорила посуда чей голос лучше?« У меня просто волшебный голос!» - сказал большой хрустальный стакан и зазвенел (колокольчик) .«У нас тоже очень приятные голоса!» - сказали две чашечки. Одна из них была побольше, другая поменьше, но их поставили на стол вместе и они подружились. «Мы вместе можем собрать песенку!» - сказали две чашечки и зазвенели.(треугольник). «Мы тоже умеем играть, - сказали две деревянные ложки и сыграли что-то веселое (игра на ложках) .«Лучше послушайте меня-сказала баночка с крупой. - У меня тихий, но интересный голос. И она загремела. (гремит). «Разве это музыка? - закричал большая картонная коробка. - Вот как надо играть! « И она застучала. (палочки) .«Голос громкий, но не очень приятный, - сказала большая сковородка. - Послушайте теперь меня!», - и она зазвонила, как колокол.(большой колокольчик) .Но тут Катенька, которая стояла под дверью и всё слышала, закричала: «Мама, бабушка! Я нашла музыкальные инструменты! Идите на кухню!» И она включила магнитофон. Все стали играть под музыку, а мама запела. И это был самый лучший голос!

ТРИ ПОРОСЁНКА

Жили-были три маленьких поросенка, три брата. (имитация Наф-Наф, Нуф-Нуф,Ниф- Ниф) .Целыми днями они бегали (ксилофон) , прыгали по лужам (глиссандо на металлофоне) и выкапывали из земли вкусные корешки (расческа) . Но наступила осень, и стал часто идти дождь. (треугольник) .Поросята мокли и мерзли.Старший брат стал себе строить домик из тяжелых камней (барабан) . Средний братик построил себе домик из дощечек (восходящий ксилофон) . А младший поросёнок построил себе домик из соломы быстрее всех(мешочки) .А потом пошёл снег,и стало совсем холодно. Поросята грелись в своих домиках, а из леса слышался вой волка.(у-у-у) .Волку захотелось есть и он побежал за младшим поросёнком(барабан) .Вот подбежал к соломенному домику и зарычал (рёв) , в дверь застучал (стук) .Волк подул (дует) , и соломенный домик разлетелся.Поросёнок бросился бежать (барабан) , а волк за ним (барабан ниже) . Поросёнок прибежал в дом среднего брата и захлопнул дверь.(удар в барабан) .Волк подбежал к дому и зарычал.(р-р-р-р) . В дверь застучал (стук) , и подул (дует) .Деревянный домик развалился (глиссандо вниз на металлофоне) .Поросята бросились бежать. А волк за ними (большой барабан) . Прибежали в дом старшего брата, и захлопнули дверь. (удар). Волк (те же действия). Но дом не развалился. Волк подул ещё сильней. Но дом даже не покачнулся. Волк полез на крышу. Поросята услышали шаги (бубен). Они сняли крышку с большого котла. А в котле варился(подуть в трубочку в бутылке с водой) .Волк залез в трубу на крыше и скатился вниз (нисходящее глиссандо) в котел с горячим супом.Волк выпрыгнул из котла (палочки) , выскочил из дома (глиссандо на ксилофоне) , побежал в лес (барабан) .И поросята его больше никогда не видели.

Статьи по теме: