Когда и как можно оставлять ребенка дома одного. Когда можно оставить ребенка дома одного

Вопросом, с какого возраста ребенка можно оставлять одного дома, задаются многие родители. Сложность заключается в том, что однозначного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос – нет. Одних ребятишек можно ненадолго оставлять одних уже с четырехлетнего возраста. Других же родители опасаются без внимания оставить даже на секунду и в 10 лет.

Соответственно вовсе не возраст является критерием, определяющим готовность ребенка остаться в одиночестве. Это скорее особенности его темперамента и характера, наличие навыков самостоятельного и безопасного поведения в отсутствие взрослых определяют решение родителей оставить ребенка одного дома.
И эти навыки у ребенка необходимо сформировать.

С 5-6 лет:

Предоставляйте малышу максимум свободы в Вашем присутствии. Не следите за каждым его шагом. Создавайте иллюзию свободы, когда малыш сможет на некоторое время остаться один в комнате и заняться своими делами, в то время, пока Вы находитесь в другой. Если Вам это по каким-либо причинам делать не хочется, можете оставлять открытыми межкомнатные двери, чтобы незаметно время от времени наблюдать за его поведением. Таким образом, ребенок учится первым шажкам самостоятельности. Он привыкает спокойно играть в отсутствие мамы, зная, что хотя она не с ним, но все равно где-то рядом.

Разрешайте ребенку самому обслуживать себя на кухне. Пусть он сам нальет в стакан сок, наложит еду на тарелку. Научите его пользоваться микроволновкой. В ней легко и быстро ребенок может разогреть себе пищу. Причем микроволновка в данном случае будет более безопасной, чем газовая или электрическая плиты. Можно оставлять ребенку пищу в мультиварке или термосе. Младшие школьники уже в состоянии научиться аккуратно снять крышку с этих приборов и переложить еду в тарелку.

Ребенок должен четко запомнить, что есть вещи, которых ему никогда нельзя делать. К этому относится правило: никому, даже знакомым людям, не открывать дверь в отсутствие взрослых. Не сообщать по телефону посторонним людям, что взрослых нет дома. Не играть с электрическими приборами: утюгом, стиральной машиной, феном, пылесосом. Не пользоваться газовой плитой. Не выходить на балкон и не открывать окна. Более того, сами взрослые не должны оставлять окна открытыми, если ребенок находится в квартире один. Список этих постулатов Вы можете дополнить исходя из собственных требований или особенностей характера ребенка. Главное условие, чтобы Ваш малыш запомнил, осознал эти правила и не пытался их нарушить.

Чтобы решить для себя, готов ли Ваш ребенок остаться на некоторое время без присмотра, ответьте на следующие вопросы:

— Ребенок может самостоятельно играть около 2-х часов, не контролируя при этом, где находятся родители?
— Боится ли ребенок находится в комнате с закрытой дверью?
— Сформированы ли у ребенка навыки самостоятельного поведения? Речь идет об определенных обязанностях, которые он самостоятельно выполняет: застилает свою постель, чистит зубы, наводит порядок в комнате и т.д. Причем выполнять это он должен регулярно без дополнительного контроля со стороны родителей.
— Засыпает ли ребенок без ночника?
— Знает ли ребенок правила своего поведения дома в отсутствие взрослых? Что он может делать, а что нет? Может ли он объяснить почему нельзя делать то или иное действие?
-Умеет ли ребенок пользоваться телефоном?
— И главное, дает ли сам ребенок согласие остаться один?

Если Вы ответили на данные вопросы положительно, то Ваш малыш способен ненадолго остаться один в квартире. Но, ненадолго – это не значит, что на весь день! Одиночество только в умеренных дозах может пойти на пользу и быть относительно безопасным для Вашего малыша!

Перед всеми родителями рано или поздно встает вопрос, с какого возраста ребенок становится достаточно взрослым, чтобы его можно было оставлять дома одного.

Разрешать самому ходить в школу, и без провожатых из нее возвращаться. Вопрос не из легких, и чтобы правильно в нем разобраться, попробуем рассмотреть проблему с нескольких сторон, поскольку у каждой семьи разные окружающие их обстоятельства.
Для более профессионального решения этого вопроса, заручимся поддержкой специалистов в области детской психологии и рассмотрим некоторые их рекомендации:
Со скольки лет можно оставлять одного по закону
Как узнать можно ли оставлять ребенка одного дома?
Как привить самостоятельность
Но сначала давайте узнаем, что говорит закон, и сравним с законами других стран.
СО СКОЛЬКИ ЛЕТ МОЖНО ОСТАВЛЯТЬ РЕБЕНКА ОДНОГО ДОМА ПО ЗАКОНУ
В России принятый законодательно возрастной ценз нахождение детей одних дома начинается с 14 лет. Отчасти это связано с отсутствием ответственности (в 14 лет в России получают паспорт), а с другой стороны – в этом можно усмотреть некий смысл с точки зрения детской безопасности.
В Украине действует аналогичное возрастное ограничение, до 14 лет должен быть под присмотром, но власти пошли несколько по иному пути, вводя запрет нахождения малыша в одиночестве по месту регистрации и по месту фактического нахождения. То есть, дома он может находиться один с 14 лет, а вот где-то в гостях – только с 16-ти.
В этом случае резон тоже есть – он касается и безопасности, и привязки к возрастному ограничению на нахождение на улице в разных районах (областях и других территориальных единицах).
Белоруссия, в принципе, идет теми же критериями, что Украина и Россия (здесь сказывается единое прошлое Советского Союза и единая же система педагогики, дошкольного и школьного воспитания). Нельзя оставлять без присмотра до 14 лет (в городах), а в сельских районах – до 12-ти.
Европейские страны, считающие себя наиболее цивилизованными, разрешают детям с 16 лет быть дома одним. Правда в Великобритании возрастные ограничения существуют до 15 лет, а в небольших странах (Люксембург, Лихтенштейн) до 14 лет.
США… Здесь все меняется от штата к штату: в основу положен законодательный акт, который четко прописывает запрет быть одному дома, если подростку меньше 15 лет. В отдельных штатах возраст увеличен до 16-17. Но особым образом обходятся в штате Невада, где не достигшим совершеннолетия (в США 21 год), нельзя не только быть без присмотра дома, но и выходить на улицу позже 21.00.
Страны востока в этом отношении разительно отличаются, потому что там и совершеннолетие наступает раньше, и традиции чтят, и сильна в азиатах тяга к самостоятельности.
Для примера возьмем:
Япония – ровняется на Европу, ограничения по возрасту такие же (до 14 лет), но традиционно мужчиной принято считать мальчиков с 12 лет, а женщинами – девочек с 11 лет;
Индия – самые низкие по возрасту показатели (с 8-10 лет, в зависимости от провинции). Это при том, что современное индийское общество признает браки 12-13-летних девочек и мальчиков.
КАК УЗНАТЬ МОЖНО ЛИ УЖЕ ОСТАВЛЯТЬ ОДНОГО?
Понять «созрел» ли ваш ребенок до некоторой самостоятельности, можно понаблюдав за ним в течение некоторого времени, выясняя, как он ведет себя в следующих ситуациях:
играя самостоятельно, как часто он пытается привлечь ваше внимание к себе;
ищет ли он вас, когда вы находитесь в противоположном конце квартиры, дома;
как ведет себя, если в комнате закрыта дверь;
в состоянии ли он, без подсказок - чистить зубы, убирать за собой на кухне, в комнате, застелить постель;
не боится ли засыпать с погашенным светом.
Если после своих наблюдений, вы приходите к выводу, что из вышеперечисленного многие пункты далеки от совершенства, то значит пора просто-напросто привить их.
КАК ПРИВИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
Только самостоятельного ребенка можно оставить дома одного. Психологи советуют начинать этот процесс с 5-6 лет. Если вы пропустили этот период и теперь перед вами стал вопрос, что делать, дитя боится быть дома без взрослых. Прочтите рекомендации, а главное, постарайтесь их воплотить.
Постепенно, не сразу давайте малышу немного больше свободы, не следите за каждым действием. Оставляйте его одного в комнате, сами же находитесь в другой – это сформирует у него чувство, что он сам, но вы все равно где-то рядом, недалеко от него. Позволяйте ему обслуживать самого себя во время обеда, налить себе молока, отрезать хлеба, положить кашу или суп в тарелку и т. д.
Определите четкие границы поведения, то есть, что можно делать, а что ни при каких обстоятельствах делать нельзя, как то: играть с огнем, электроинструментами, общаться с незнакомыми людьми.
Одновременно с этим, учите его пользоваться телефоном, элементарным кулинарным рецептам, как разогреть еду в микроволновой печи. Удостоверившись, что информация прочно усвоена и успешно применяется на практике, определитесь в главном вопросе: хочет ли ребятенок оставаться.
Сначала оставляйте на небольшие промежутки времени, и со временем вы увидите, что ваш ребенок уже сам в состоянии о себе позаботиться.

Четкий возраст, когда маме можно уходить, специалисты называют лишь приблизительно. Чтобы определиться, стоит ли оставлять малыша, нужно иметь в виду 2 правила.

Чем меньше времени малыш проводит без мамы на первом году жизни, тем легче он отпускает ее, став постарше.

До восьми месяцев (а в идеале, до года) малышу лучше не оставаться без мамы больше, чем на несколько часов. При этом крайне важно, чтобы в ваше отсутствие он находился в привычной для него обстановке и с хорошо знакомым человеком.

По мнению американского психоаналитика Эрика Эриксона, до года у детей формируется так называемое «базовое доверие к миру». Что значит «базовое»? То, что оно является фундаментом для развития у ребенка чувства защищенности, доверия и уверенности в том, что с ним не произойдет ничего плохого. Дети, получившие от мамы достаточно внимания и проявлений любви в первый год жизни, после становятся более самостоятельными. Мир не разрушается вместе с маминым уходом, не возрастает тревога, они уверены в том, что она обязательно вернется.

Проверьте, какой тип привязанности сформирован у малыша. Если это — здоровая привязанность, можете смело уходить. Вам нечего опасаться. Если же тип привязанности болезненный – не стоит спешить.

Термин «привязанность» придумал Джон Боулби – английский психоаналитик и семейный психотерапевт. Привязанность — это общение мамы и ребенка, основанное на том, что мама удовлетворяет потребность малыша в любви и безопасности. Если достичь этого удалось, такой тип отношений называется «здоровая привязанность». Если малыш по какой-то причине недополучает от мамы необходимого, у него формируется «болезненная привязанность».

Как узнать – какой тип привязанности развился у вашего ребенка?

Вам достаточно уйти на несколько часов и внимательно понаблюдать, как малыш отреагировал на ваш уход. Дело в том, что почти все дети плачут, когда мама уходит. Любой детский психолог скажет вам, что такое поведение – норма. А вот то, как ребенок встретит вас, и поможет вам определить тип привязанности.

Здоровая привязанность.
Малыш всегда рад маме, может всплакнуть при расставании с ней, и счастлив, когда она возвращается. При этом, если мама уходит, ребенок достаточно легко отвлекается на другие дела.

Болезненная привязанность. Когда мама возвращается домой, ребенок или игнорирует ее приход, или начинает мстить (кусается, щипает, грубит).

Что делать, если это ваш случай?

— Не пугайтесь, потому что надежная привязанность развивается во времени, и сейчас еще просто не настал тот момент, когда малыш может вас спокойно отпустить.

— Не ругайте малыша за слезы, и не внушайте ему, что он поступает неправильно.

— Постарайтесь разобраться, в чем кроется причина его поведения и обратите внимание на следующие моменты: не слишком ли вы опекаете малыша; не пренебрегаете ли вы его интересами; последовательны ли в своем воспитании (например, всегда ли одинаково реагируете на одно и то же поведение).

Вот перечень внешних условий, которые нужно принять во внимание:

Аргументы ЗА:

— У вас есть надежный, хорошо знакомый и любимый ребенком взрослый, который готов остаться с ним на время вашего отпуска. В идеале, это родственник, с которым малыш живет или уже не раз оставался, и встречи эти приносили удовольствие обоим.

— У вас есть возможность оставить малыша в той квартире, где он живет (на «своей» территории).

Ребенок уже умеет говорить и выражать свои чувства, он может разговаривать с вами по телефону или по Скайпу.

Вы уже оставляли малыша на некоторое время, и когда вы возвращались, он радостно бежал к вам, вешался на шею, и рассказывал, как провел время.

Вы устали и измотаны, чувствуете, что вот-вот «сорветесь», если упустите сейчас шанс отдохнуть от семейной суеты.

Аргументы ПРОТИВ:

Вы кормите малыша грудью или прекратили кормление меньше 2 месяцев назад (отъезд мамы и отлучение от груди, совпавшие по времени — слишком серьезный стресс).

Ребенку еще не исполнилось 1,5 лет. Начиная с этого момента, у него появляется стремление к самостоятельности, и расставание становится для него несколько менее болезненным. В таком возрасте ему уже можно объяснить, что родители вернутся, что они оставляют его не навсегда.

Когда вы возвращаетесь к ребенку после непродолжительного отсутствия, он игнорирует вас или «мстит» - кусается, бросается.

Вы настолько привязаны к ребенку сами, что не сможете и часа пролежать на пляже, не волнуясь о том, что ему купят не те подгузники. Если вы, еще не уехав, испытываете огромное чувство вины уже за одну мысль о том, чтобы покинуть кроху.

Ребенок плохо знает человека, с которым вы собираетесь его оставить. В идеале, должен пройти хотя бы месяц с тех пор, как они начали общаться.

Поведение малыша сильно меняется в ваше отсутствие. Он становиться агрессивным, или плаксивым, или, что может не сразу бросаться в глаза, наоборот, «замирает» и часами сидит в углу. Если ваш отъезд совпадает с периодом возрастного кризиса ребенка (например, кризиса 3 лет), оставлять ребенка нежелательно.

С какого возраста ребенка можно оставлять дома одного? Этот вопрос возникает у всех родителей. Дать точный ответ сложно, ведь каждый ребенок – неповторимая личность. Родители должны ориентироваться на уровень самостоятельности своего малыша.

Для каждого возраста характерны свои страхи. Чтобы подготовить ребенка к своему отсутствию, нужно их знать. Детские психологи изучили детские страхи дошкольного возраста и выделили основные из них (И.Е. Кулинцова " Коррекция детских страхов с помощью сказок", А.И. Захарова «Что снится нашим детям», «Детские неврозы»).

Детские страхи

  • Младенцам становится страшно, когда мамы нет рядом.
  • В три года малыши испытывают полноценный страх. Ребенок понимает, что взрослые - его защита, ему страшно оставаться одному. В этом возрасте детские страшилки "оживают": в шкафу живет бабай, под кроватью прячется страшный монстр, а по квартире ходит злой домовой.
  • В 6-7 лет у малышей появляется страх смерти. Обсуждать эту проблему они не любят и всячески ее скрывают. Дети боятся, что с ними может что-то случиться, а взрослого, способного помочь, рядом не будет.
  • После 7 лет дети начинают бояться смерти родителей. Кроме беспокойства за себя, ребенок чувствует страх за родителей. "А, вдруг, мама или папа не вернется?"

Личность ребенка

Малыши с разными типами характера по-разному реагируют на новость о том, что останутся дома одни. Холерики, скорее всего, воспримут ее с восторгом, меланхолики – с большой тревогой, сангвиники – бесстрашно, а флегматики – отстраненно. Но первая реакция не должна вводить вас в заблуждение. Оставшись один, радостный ребенок может испугаться и почувствовать себя беззащитным, брошенным.

С какого возраста ребенка можно оставлять дома без присмотра

Западные психологи уверены, что до 12 лет оставлять малыша одного нельзя, советские и современные русские утверждают, что уже с 6-8 лет можно приучать ребенка быть одному (Т.А.Коваленко, И.В.Андрющенко "85 Вопросов к детскому психологу"). Но все согласны, что готовность к такому шагу определяется не возрастом, а развитием ребенка, в первую очередь, эмоциональным.

Как понять, готов ли ваш ребенок остаться дома один?


  • малыш спокойно играет сам дольше 2-х часов;
  • малыш не боится темноты и закрытого пространства;
  • малыш умеет пользоваться телефоном;
  • у малыша есть внутренняя дисциплина. Он сам следит за своим распорядком дня;
  • малыш понимает, что и почему делать "нельзя".

Как подготовить ребенка

  • Поговорите с ребенком о своем уходе. Убедитесь, что малыш не испытывает из-за этого страх.
  • Выучите с ребенком номера телефонов, которые могут понадобиться. Это должны быть номера мамы и папы, ближайших родственников и экстренных служб. Объясните ребенку, в каких случаях и куда нужно звонить.
  • Не забывайте сами звонить домой чаще, и вы, и ребенок будете чувствовать себя спокойней.
  • Поговорите с ребенком о безопасности. Нельзя включать плиту, высовываться из окна, открывать дверь, отвечать на незнакомые звонки и многое другое. Малыш должен знать и понимать возможные последствия своих действий.
  • Разыграйте с ребенком различные ситуации: вы описываете ему происшествие, а он рассказывает, что нужно делать.
  • Всегда возвращайтесь в указанное время. Малыш должен знать, когда вы вернетесь, так ему будет спокойней, кроме того, это будет вырабатывать у него пунктуальность.

Когда оставлять ребенка самого, решать только вам. Рано или поздно все родители вынуждены оставить свое чадо без присмотра. Поэтому воспитывать самостоятельность малыша нужно до того, как возникнет необходимость оставить его одного дома.

Статьи по теме: