Коко Шанель: интересные факты. Коко шанель: интересные факты и цитаты Что коко шанель

Коко Шанель (наст. имя Габриэль Шанель) – икона стиля, одна из самых известных модельеров мира, основатель бренда одежды и духов Chanel. Стиль, созданный Шанель, олицетворяет собой целую эпоху, а в ней – элегантность, минимализм в использовании аксессуаров и удобство. Шанель была неординарным и сложным человеком в жизни – она по большей части презирала людей и была готова идти по головам ради своего успеха и выгоды.

Детство и семья

Будущая знаменитость Габриэль Шанель родилась в 1883 году (хотя сама утверждала, что появилась на свет 10 лет позже) в бедной семье рыночного торговца и дочки сельского плотника. Когда Габриэль родилась, ее родители не были женаты, это была их вторая дочь. Регистрировали девочку в приюте, а имя ей дали в честь медсестры Габриэль, которая помогла малютке появиться на свет.


Мамы Габриэль, Жанны Деволь, не стало, когда девочке было всего одиннадцать лет. Буквально через неделю ее с сестрой и двумя братьями бросил отец – до своего совершеннолетия Габриэль пришлось жить в приюте при монастыре.


Казалось бы, совсем не располагающая успеху предыстория – однако опыт, приобретенный Шанель в сиротском доме, и определил ее дальнейшую жизнь. Дело в том, что именно монахини научили девушку шить, так что, покинув заведение, Габриэль смогла устроиться продавщицей в магазин белья «Au Sans Pareil».

Первые шаги к успеху

Помимо увлечения дизайном одежды, Габриэль любила петь и даже выступала в кабаре. Именно тогда она получила прозвище Коко, потому что ее любимыми песнями были «Ko Ko Ri Ko» и «Qui qua vu Coco». В одном из таких кабаре девушка познакомилась с богатым офицером в отставке, Этьеном Бальзаном, который вскоре предложил ей переехать к нему в настоящий замок в Париже. Шанель согласилась, однако зависеть от кого-то было не в ее стиле.


Вскоре, вспомнив уроки шитья в приюте, она поняла, что хочет стать модисткой (мастерицей по изготовлению женских шляп, платьев и белья), и с помощью молодого английского предпринимателя Артура Кэйпела в 1910 году смогла открыть свой собственный шляпный магазин в Париже – он до сих пор находится напротив отеля «Ритц» на улице Камбон, 31.

Начало дизайнерской карьеры

Когда Коко Шанель открыла собственный бизнес и смогла дать волю своему вкусу и способностям, уже ничто не могло ее остановить – ни отсутствие опыта, ни даже Первая Мировая война. Она работала и как предприниматель, и как дизайнер, воплощая в жизнь все свои идеи по созданию элегантности – ввела в моду женские брюки, то самое маленькое черное платье. Созданный ей стиль позднее назвали «простая роскошь» – для того, чтобы одеваться в стиле Шанель, нужен в первую очередь вкус, а не огромные деньги.


Но у клиенток Габриэль деньги водились, и они с радостью покупали шляпки и одежду у оригинальной модистки. Очень скоро бизнес Коко стал феноменом, которого не было до этого в истории моды. Сама Шанель стала первой портной, которая вошла в высшее общество, а не была прислугой у богатых заказчиков. Ее друзьями становились композиторы, балетмейстеры, художники, режиссеры, предприниматели. Девушка изменила общественное мнение о труде дизайнера, став притягательной личностью международного масштаба.

«Я вошла в сливки общества не потому, что создавала одежду. А наоборот. Я ведь создавала одежду, потому что находилась в обществе, где стала первой женщиной, которая жила полной жизнью моего века», – комментировала свою славу Коко Шанель.

Коко Шанель уделяли внимание высокопоставленные аристократы. К примеру, женщина входила в круг общения Великого российского князя Дмитрия и английского герцога Вестминстерского. Ее руки пытались добиться многие успешные мужчины, однако ее по-настоящему волновало только свое дело. На предложение герцога Вестминстерского Коко ответила, что герцогинь Вестминстерских может быть много, а вот Шанель такая одна.


В возрасте пятидесяти лет Коко Шанель оказалась на вершине своей славы и красоты. Она одевалась с чувством абсолютной свободы и купалась в славе. Именно в это время ей восхищались больше всего. Годы пятидесятилетия стали самыми золотыми в биографии некогда бедной девочки Габриэль.

И если в Первую Мировую войну дизайнер сумела остаться на плаву, то после объявления Второй Мировой войны в 1939 году Шанель пришлось закрыть все свои салоны – в такое время моде не было места. Несмотря на оккупацию Парижа, Коко осталась на это время во французской столице и даже сумела вызволить из плена своего племянника.


В сентябре 1944 года по инициативе Комитета по Общественной морали женщину арестовали из-за слухов о ее связи с немецким офицером Гансом Гюнтером фон Дюнклегом. Вскоре ее освободили по просьбе Черчилля с условием того, что она покинет Францию. Шанель уехала в Швейцарию и прожила там почти десять лет. По версии исследователя Хэла Вогана, Шанель не только была любовницей пособника нацизма, но и поставляла информацию немецкому правительству.

Интервью Коко Шанель французскому телевидению (1969)

Личная жизнь Коко Шанель

Жизнь знаменитого дизайнера одежды пестрила романами, но ни один из них не перерос в супружество – кажется, Шанель в этом и не нуждалась. Ей приписывали романы с русским композитором-эмигрантом Игорем Стравинским, герцогом Вестминстерским и даже нацистским офицером Гансом фон Динклаге. Согласно некоторым источникам, Шанель была бисексуальна.


Мода на загар появилась как раз во времена Коко Шанель. Произошло это случайно – в 1923 году Габриэль загорела во время круиза и появилась в таком виде в Каннах. Общество, на тот момент внимательно относившееся к внешнему виду женщины, сразу последовало примеру Шанель.


Знаменитые духи «Chanel № 5» появились в 1921 году. Их автором является русский парфюмер-эмигрант Эрнест Бо. Уникальность этих духов состоит в том, что до Шанель у женских духов не было сложных запахов. Коко выступила новатором и предложила женщинам первый синтезированный парфюм.


Коко Шанель сделала популярными маленькие черные платья, которые позволялось носить в течение всего дня, дополняя разными аксессуарами. Так она доказала, что некогда считавшийся траурным, черный цвет может быть элегантным и прекрасно дополнит вечерний образ.


К заслугам Коко Шанель относится и создание уникальных сумочек. «Я устала носить ридикюли в руках, к тому же я их вечно теряю», – сказала Габриэль в 1954 году. А через год представила небольшую прямоугольную сумочку на длинной цепочке. В итоге женщины смогли носить сумку, удобно повесив на плечо.

Коко Шанель. Жизнь Замечательных Людей

Последние годы жизни. Смерть

Шли годы, и дурная слава Шанель постепенно уходила в прошлое. Если в довоенной моде работали преимущественно женщины-дизайнеры, к примеру, Шанель, Чиапарелли, Ланвэн, Вионнет, то в послевоенной власть досталась мужчинам, среди которых значились Диор и Баленсиага. Казалось, что успех Диора не оставлял будущего моде, созданной Шанель.


Однако в 1953 году Коко Шанель приняла решение вновь открыть свой салон в Париже. Тогда прославленной француженке уже исполнялось 70 лет. Пятого февраля 1954 года был торжественно открыт Дом Шанель. Критики были беспощадными и разнесли ее новую коллекцию. Впрочем, Габриэль осталась глуха к критике – ей понадобилось всего три года, чтобы вновь вернуться на Олимп славы.

10 января 1971 года Коко Шанель скончалась в отеле Ритц в возрасте 87 лет от сердечного приступа. Ее похоронили в швейцарской Лозанне, на верхней части ее надгробия высечено пять львов.

Вдохновившись мужской модой и дорогой простотой, Габриэль — вошедшая в историю как великая Коко — навсегда перевернула мир высокой моды и вошла в список ста самых влиятельных людей XX века по версии журнала «Тайм». Сложно переоценить вклад, который внесла эта француженка в мировую моду и гардероб каждой отдельно взятой женщины. АиФ.ru вспомнил культовые изобретения Шанель.

1. Духи Chanel № 5

Первое, что приходит в голову при упоминании имени Коко Шанель , это, конечно же, . Аромат, изобретённый в 1921 году выходцем из Российской Империи Эрнестом Бо (на счету этого парфюмера известные духи императрицы «Букет Екатерины»), стал настоящей революцией в истории парфюмерного искусства и самым популярным парфюмом в мире. Кстати, Chanel № 5, как потом говорил Эрнест Бо, были навеяны воспоминаниями о России.

В чём же была уникальность аромата для того времени? До появления Chanel № 5 духи делались преимущественно из природных компонентов растительного или животного происхождения путём эмпирического смешения. Появление синтетических компонентов, которые усиливали стойкость запаха и заставляли его «вибрировать», перевернуло парфюмерный рынок.

Коко предложила Бо создать искусственный аромат, и парфюмер, экспериментировавший с альдегидами, предложил ей целую серию ароматов. Из них великая Шанель и выбрала аромат № 5.

Мировой триумф Chanel № 5 обеспечили новизна аромата, который не вызывал ассоциаций ни с одним из знакомых цветов, и простой флакон в форме параллелепипеда в противовес модным тогда фантазийным пузырькам.

2. Маленькое чёрное платье

История создания маленького чёрного платья овеяна множеством легенд. Биографы Габриэль пишут, что любящую простоту и аскетизм законодательницу моды раздражало обилие ярких и пышных творений Поля Пуаре . Излишне нарядных дам она называла «ряжеными» и приняла решение переодеть всех в чёрное.

По другой версии, Шанель создала простое траурное платье в память о погибшем в автокатастрофе возлюбленном Бое Кейпеле . Появившись на свет в 1926 году, маленькое чёрное платье навсегда «поселилось» в гардеробах женщин.

Узкое прямое изделие из крепдешина с тщательно подогнанными рукавами американский Vogue окрестил «„фордом“ среди платьев».

Коко подхватила эту мысль: «Я создаю «форды», а не „роллс-ройсы“». Позволить себе маленькое чёрное платье могла даже дама со скромными доходами.

3. Сумка 2.55

Культовая сумка 2.55 увидела свет в феврале 1955 года — дата «рождения» и дала название этому аксессуару. Её популярность, несмотря на труднодоступность и высокую цену, растёт год от года, и даже во французских бутиках не продают больше одной сумочки 2.55 в одни руки в месяц.

До её появления дамам приходилось носить с собой в руках различные ридикюли, которые доставляли много неудобств. Коко Шанель избавила женщин от этих проблем, подарив им небольшую стёганую сумочку в форме прямоугольника на длинной цепочке.

Модель 2.55 можно было удобно носить на плече. Изначально Шанель придумала сумочку в своём любимом чёрном цвете, но позднее появились другие версии — самых разных оттенков и фактуры.

4. Твидовый костюм

Твид и джерси считались грубыми тканями, подходящими исключительно для пошива мужских костюмов. Но Шанель разрушила этот стереотип и создала женский твидовый костюм, который стал воплощением роскоши и элегантности.

В него с удовольствием облачились «звёзды» кино и сцены и даже жёны президентов, например, Джеки Кеннеди — известная законодательница моды. Кстати, идея шить женские костюмы из грубой ткани возникла у Коко благодаря тому самому Бою Кейпелу , который заинтересовал её «английским стилем».

Несмотря на безусловную популярность, твидовый костюм из приталенного жакета и узкой юбки, который Коко презентовала в 1923 году в салоне на Рю Камбон, был встречен журналистами крайне холодно. Своё второе рождение он пережил в 1954 году — женщинам пришлись по душе простота кроя и элегантность линий.

5. Двухцветная обувь

Габриэль Шанель была причастна не только к созданию культовой одежды. Благодаря её безупречному вкусу появился и такой тренд, как двухцветная обувь, которая стала ещё одним признаком фирменного стиля французского дома моды.

Мадемуазель предпочитала удобную обувь на небольшом каблуке, а сочетание бежево-чёрной гаммы считала одним из самых удачных. Обувь с бежевой основой и мысом из чёрной лакированной кожи решала две задачи: привлекала внимание и визуально уменьшала длину стопы и удлиняла ноги.

Сегодня дизайнеры всего мира активно используют эту идею, предлагая свои смелые и оригинальные сочетания цветов. Но бежевые босоножки с чёрным мысом и эластичной стяжкой, охватывавшей пятку, остаются нестареющей классикой от Chanel.

6. Аксессуары и жемчуг

Шанель ненавидела вычурные и яркие наряды, предпочитая простоту и аскетичность. Но аксессуары, которых, по утверждению Коко, должно быть как можно больше, были её настоящей страстью.

Сама великая мадемуазель всегда носила их в большом количестве, начиная от нитки жемчуга и заканчивая головными уборами. Так, лаконичная нить жемчуга может дополнить как маленькое чёрное платье и твидовый костюм, так и матросскую тельняшку.

Она сделала жемчуг демократичным и модным, хотя раньше он считался достоянием только высшего круга. Более того, Коко показала, как можно без ущерба для репутации объединять драгоценности и бижутерию, которую до неё считали дешёвой подделкой. Достоинства бижутерии — доступность и возможность носить с повседневными нарядами — быстро сделали идею Коко популярной.

7. Короткие стрижки

Коко Шанель, как пишет в биографической книге Анри Гидель , «упрямо насаждает короткие волосы». До Шанель женщины не носили стрижек, а по волшебному мановению её руки, француженки начинают нещадно стричь свои пышные шевелюры. У поселившегося на той же знаменитой Рю Камбон куафёра Антуана , создателя причёски «a la garcon», наблюдался постоянный аншлаг.

Новые тенденции в женских причёсках привели к появлению и нового фасона шляп в виде колокольчика. Этот головной убор надвигали до самых бровей, передний край прикрывал глаза. Так носила шляпку сама Коко и многочисленные поклонницы этого стиля.

Рассказываем о женщине, которая придумала маленькое черное платье и сделала бижутерию популярной.

Рассказываем о женщине, которая придумала маленькое черное платье и сделала бижутерию популярной.

  1. Именно Шанель открыла миру моды двухцветную обувь. Бежево-черная гамма - самая выгодная по её мнению. Беж - это продолжение линии ног, а черный зрительно уменьшал ступню.

  2. Карьера Шанель в мире моды началась с создания шляп для европейских аристократок. Известность же ей принесла идея шить женскую одежду из дешевого трикотажа, из которого до нее делали только мужское нижнее белье.

    Это было просто что-то невообразимое. В те годы дамам не полагалось знать, что мужчины носят нижнее белье. А Коко начала шить из той же ткани для них платья.

    Карл Лагерфельд

  3. Шанель первой стала смешивать бижутерию и драгоценности:

    Украшений должно быть много. Если они настоящие, это отдает хвастовством и дурным вкусом. Я делаю фальшивые и очень красивые. Они даже красивее настоящих.

    Коко Шанель

  4. Коко Шанель популяризировала загар. До нее в моде была бледность.
  5. Черный цвет не использовался в повседневной одежде до Коко. Он считался траурным, а не элегантным. Но Шанель и ее маленькое черное платье доказали женщинам, что он абсолютно универсален.
  6. Коко Шанель не расставалась с ножницами, они всегда были при ней - в сумочке или на веревочке на шее. Однажды на каком-то приеме она покромсала наряд одной из своих манекенщиц, которая пришла туда в платье от другого кутюрье. При этом Коко заявила, что теперь наряд выглядит намного элегантнее.
  7. Шанель никогда не рисовала эскизы. Она работала прямо  на манекенщицах, так как считала, что платье должно двигаться. Вместо карандаша она использовала только ножницы и булавки.

  8. До того, как стать модельером, Габриэль Шанель пела в кабаре. В честь одной из песен «Qui qu’a vu Coco» она и получила свой псевдоним.
  9. Главное соперницей Шанель была Эльза Скьяпарелли, которую Габриэль демонстративно называла не иначе как «эта итальянка».

  10. До Шанель у женских духов не было сложных запахов. «Chanel № 5» стал первым синтезированным парфюмом, который не повторял запах ни одного цветка. Парфюмер представил Коко на выбор десять ароматов, из которых она выбрала пятый. К тому же, «пять» было любимым числом Коко Шанель.
  11. Шанель выступала за простоту кроя и практичность вещей. Именно благодаря ей женщины стали носить брюки и сумочки на плече.

  12. Коко Шанель никогда не была замужем и принципиально не заканчивала демонстрацию коллекции подвенечным платьем.

Коко Шанель (1883-1971) – французский модельер, основательница знаменитого дома моды Chanel. Эта женщина во многом повлияла на моду ХХ века в Европе; она упростила женские костюмы, позаимствовав элементы из мужских гардеробов; ввела моду на маленькое чёрное платье, приталенные жакеты, сумочки на цепочке, крупную бижутерию из искусственного жемчуга и броши-камелии. Её парфюм «Шанель № 5» является бестселлером ХХ века в мире парфюмерии.

Детские годы

Настоящее имя, которое было дано девочке при рождении, ─ Габриэль Бонёр Шанель. Она родилась 19 августа 1883 года в маленьком французском городе Сомюре в приюте для бедных. Её родители Евгения Жанна Деволь и Альберт Шанель не были официально женаты. Альберт торговал в обычной рыночной палатке, Евгения Жанна была из рода небогатого, отец её трудился сельским плотником. Габриэль была у Деволь и Шанель второй дочерью, её регистрировали приютские работники в местном муниципалитете. Это имя ей дали в честь медсестры, которая принимала девочку во время родов.

Позже в семье родилось ещё трое детей, последние роды были тяжёлыми, и во время них мама Коко умерла. Девочке на тот момент исполнилось одиннадцать лет. Вскоре и отец оставил детей, сначала они были на попечении родственников, потом попали в приют.

Там всё было одинаково серо, безлико и уныло. Но скорее всего именно это и послужило тем значимым толчком, что подрастающая девушка Габриэль хотела стать совсем другой – яркой, свободной и индивидуальной.

Сирота из приюта прекрасно отдавала себе отчёт, какое у неё может быть будущее, но тем не менее всегда мечтала о блестящей жизни. Когда Коко станет взрослой и знаменитой, она никогда не будет вспоминать о своих детских годах, проведённых в сиротском приюте. Более того, она приложит все усилия, чтобы навсегда вычеркнуть эти жуткие воспоминания о бедном детстве из своей памяти.

Молодость и Этьен Бальзан

Когда Габриэль Шанель исполнилось 18 лет, по приютской рекомендации она начала работать помощником продавца в небольшом магазинчике одежды. В свободное от магазина время, чтобы накопить хоть немного денег, девушка подрабатывала в кабаре. Она танцевала и пела свои любимые песни «Ko Ko Ri Ko» и «Qui qu’a vu Coco». За эти песенки исполнительницу прозвали Коко.

Однажды в кабаре на молодую особу обратил внимание кавалерийский офицер в отставке Этьен Бальзан. Это был довольно богатый мужчина, наследник огромного состояния, он увлекался разведением породистых скакунов и красивыми женщинами, сам занимался верховой ездой. Ему очень понравилась девушка, Этьен предложил ей переехать к нему в поместье Руалье, Коко согласилась.

Она стала жить в замке, поначалу ей это нравилось, только не очень радовала роль любовницы. Особенно обижало её то, что когда Этьен принимал высокопоставленных гостей, она ела не с ними за столом, а с прислугой.

Как-то раз она сказала ему, что хотела бы стать модисткой. Этьен посчитал идею бредовой, в Париже полным-полно было модисток, а Коко ко всему прочему совершенно не имела опыта в подобном деле. Он просто пожалел денег, ведь немалые суммы были нужны ему на собственный бизнес по разведению лошадей.

Артур Кейпел и начало бизнеса

Тогда Коко завела себе нового любовника, им стал промышленник из Англии Артур Кэйпел, среди близких друзей он имел кличку «Бой». Молодой человек был ближайшим другом Этьена Бальзана, но, несмотря на это, Шанель переехала жить к Кейпелу в 1909 году.

Они были очень близки по своим интересам: и Артур, и Коко обладали спортивным характером и предпринимательскими способностями. У него уже был свой небольшой бизнес и к идее Шанель он отнёсся с пониманием. В 1910 году Артур помог ей открыть шляпный магазин в Париже на бульваре Малерб и тем самым круто изменил жизнь Коко Шанель. Не прошло и года, как этот магазинчик переехал на улицу Камбон, 31, напротив отеля «Риц», где располагается в настоящее время Дом моды Шанель. Спустя три года ещё один её бутик появился в городе Довиль.

Артур стал для Коко самой большой и романтической любовью в жизни. Он был для неё одновременно и отцом, и братом, наставлял и в тоже время баловал. Многочисленные любовницы много раз говорили ему, чтобы он бросил Шанель. А Кейпел отвечал, что это так же невозможно, как если бы он отрезал себе ногу.

Артур был вынужден жениться на другой женщине из знатного и богатого семейства. Но их отношения с Коко сохранялись до самой смерти Кейпела.

Его не стало в декабре 1919 года. Артур ехал из Парижа в Канн, на автомобиле лопнула шина, он погиб в автокатастрофе. Коко увидела кучу искорёженного металла, совсем недавно это была машина её любимого человека. Она легонько провела рукою по стеклу, которое осталось не разбитым. Всюду была его кровь, она горько расплакалась, сев на обочине.

Коко приехала в их дом и покрасила чёрным все стены. Отныне чёрный цвет присутствовал во всей её одежде, она надолго облачилась в траур. К тому времени Шанель уже стала популярной личностью, и тысячи её поклонниц мгновенно сделали то же самое. Так Коко стала законодательницей в моде чёрного цвета и маленького чёрного платья.

В обществе того времени не принимали ношения траура по мужчине, с которым не состоял в официальном браке. Но ей было на всех плевать – на окружающих, на общество, на их моральные устои. А объявленная ею мода на чёрный цвет уже полетела по всему миру. И в 1926 году один американский журнал поставил маленькое чёрное платье от Шанель на одну позицию по популярности и уникальности с автомобилем Ford.

Переворот в мире моды

Её первая шляпная мастерская в Париже быстро превратилась в модный салон. Модистка была необычная, в столице Франции она произвела фурор, самые первые модницы выстраивались в очередь за новыми шляпками.

Коко открыла в себе уникальную способность – придумывать модели. В ней проснулся настоящий художник, Шанель создавала свой, ни на кого не похожий стиль. Она имела невероятную трудоспособность. Иногда новые идеи приходили к ней во сне, и тогда она вставала и начинала работать.

Шляпки были только началом, впоследствии Коко полностью перевернула мир моды:

  • первая сказала «нет» удушающим женским корсетам;
  • ввела общепризнанный символ статуса нового поколения – твидовый костюм «от Шанель»;
  • освободила женские руки от ношения сумок, теперь сумочки на длинных цепочках можно было носить на плече;
  • длинные пышные юбки, оборки и рюши заменила строгими, чёткими, простыми линиями в одежде;
  • ввела моду на женские короткие стрижки;
  • дала возможность женщинам носить блейзеры, тельняшки, блузки с короткими рукавами, брюки и обувь на низком каблуке.

Она сделала маленькое чёрное платье самым удобным и универсальным, сексуальным и в тоже время элегантным женским нарядом; его можно было носить и в обеденное время, и вечером, в зависимости от сочетания с различными аксессуарами.

Коко Шанель – феномен, которого до этого история моды не знала. У неё получилось сделать головокружительный прыжок наверх и утвердить в мире моды свои понятия о красоте. Всё, чтобы она ни делала, становилось модным. Однажды во время морского круиза Коко загорела и в таком виде появилась в Каннах. Общество сразу же восприняло это как новую моду на загар.

Князь Дмитрий Романов и «Шанель № 5»

В небольшом городке Биаррице на юге Франции, где у Коко был модный салон, в 1920 году, она познакомилась с русским эмигрантом Дмитрием Романовым, двоюродным братом царя Николая II. Между ними завязался роман, Коко, будучи к тому времени довольно известной и богатой, сняла для их встреч виллу на берегу Атлантического океана. Дмитрий примерял на неё сапфировые и рубиновые украшения московских царей, которые ему удалось вывезти из России при эмиграции, а она купалась в его внимании.

Их роман был недолгим, в 1921 году Дмитрий женился на дочери американского миллиардера. Но благодаря этому увлечению в коллекциях Коко Шанель начали появляться русские мотивы – например, пальто на соболиной подкладке или рубашки с ручной вышивкой.

Но самое главное, что принесло это знакомство, – знаменитый парфюм «Шанель № 5». Дмитрий познакомил Шанель с Эрнестом Бо. Это был второй сын французского парфюмера, некогда работавшего в крупной российской косметической компании, которая поставляла парфюмы Императорскому двору. Молодой Бо также продолжил дело отца в мире запахов и ароматов.

После знакомства с парфюмером Коко пришла в голову идея, создать духи под своим именем. Эрнест работал несколько месяцев и создал много образцов. При выборе Коко наугад взяла флакончик под номером 5 и аромат ей очень понравился. Так появился парфюм «Шанель № 5».

Вторая Мировая война

Успех у одежды от Шанель был колоссальный. Но началась война, и Коко закрыла все свои магазины и Дом моды. Многие знаменитые дизайнеры покинули Францию, но Шанель осталась в Париже.

На этот период приходится самый скандальный любовный роман в её жизни с немецким агентом Шпатцем (Ганс Гюнтер фон Динклаге). Он был правой рукою Гитлера, а Коко агентом с прозвищем «Модная шляпка». Она активно участвовала в переговорах немцев с союзниками.

Узнав об этом, но учитывая заслуги Шанель перед Францией в области моды, правительство поступило с ней мягко. Ей предложили добровольно сесть в тюрьму либо покинуть страну. Она уехала в Швейцарию, и до 1954 года о ней ничего не было слышно.

Непревзойдённая Коко

Она вернулась в модный мир с новой коллекцией в 1954 году, ей был 71 год. Через три сезона к ней снова пришла былая слава.

Она одевала Элизабет Тейлор, Джеки Кеннеди, Одри Хепберн.

Для работы и создания новых моделей ей не нужны были бумага и карандаш, только лишь булавки, манекен и её бурная фантазия.

Коко Шанель можно отнести к долгожителям. Ей была чужда ночная богемная жизнь. Ночью она предпочитала спать, причём не менее 7-8 часов. Коко утверждала, что после бессонных ночей, ничего путного днём создать не получится. Спала всегда с открытыми окнами, вставала не позднее 7 часов утра и почти сразу же начинала работать. Коко говорила, что в жизни должно быть время только на работу и любовь, больше ни на что его не стоит тратить.

Она не позволяла себе обжорство и алкоголь, чтобы не разрушать своё тело. Её рацион всегда был простой – овощи, рыба, фрукты.

И при всём этом Коко Шанель выкуривала около 50 сигарет за день.

Смерть

Коко Шанель ушла в иной мир тихо и спокойно 10 января 1971 года. Это произошло в номере «люкс» парижского отеля «Риц», где она проживала последние годы. Великая женщина была абсолютно одинока – ни мужа, ни друзей, ни детей. Последние дни Коко провела в обществе своей домработницы. А напротив блистал известный на весь мир, роскошно отделанный Дом моды Шанель.

Девочка из сиротского приюта Габриэль и великая королева моды Коко Шанель закончила свой путь на этой земле, умерла от сердечного приступа. Её похоронили в Швейцарии на Лозаннском кладбище Буа-де-Во, в верхней части надгробья сделан барельеф, на котором изображены пять львиных голов.

И всё-таки она создала образ женщины, который до неё никто не знал.
После смерти Коко её Дому моды пришлось пережить тяжёлые времена. Возрождение его началось в 1983 с приходом нового модельера Карла Лагерфельда.

Коко Шанель (англ. Coco Chanel) – пожалуй, одна из самых ярких личностей прошлого века, которая смогла изменить моду в сторону удобства и элегантности. Выбравшаяся в высокий свет из бедственного положения, она стала примером для многих людей, показав, что происхождение может совершенно ничего не значить, если есть ясная цель. Французы до сих пор ассоциируют фразу «Искусство жить» именно с Шанель.

  • Настоящее имя: Габриель Бонёр Шанель
  • Годы жизни: 19.08.1883 – 10.01.1971
  • Знак зодиака: Лев
  • Рост: 169 сантиметров
  • Вес: 54 килограмма
  • Объем талии и бедер: 67 и 99 сантиметров
  • Размер обуви: 35,5 (EUR)
  • Цвет глаз и волос: Карие, брюнетка.


Коко родилась в приюте города Сюмора. Его работники дали девочке имя Габриэль, в честь одной из тех, кто принимал роды. Матерью Коко Шанель была Евгения Жанна Деволь, плотничья дочь, а отцом – Альберт Шанель, обычный торговец рынка. Родители тогда не были женаты, жили в бедности.

Когда Габриэль исполнилось одиннадцать, ее мать умерла, и отец бросил девочку с сестрой и двумя братьями одних. Дети Шанель отправились в дом для сирот при монастыре, где Габриэль пробыла до совершеннолетия. Коко Шанель уже в детстве осознавала свое положение, однако вопреки всему она не переставала мечтать о хорошей жизни.

Начало восхождения

В монастыре Коко Шанель дали рекомендацию, которая помогла ей устроиться на должность помощницы бельевого торговца в маленьком магазине. В то же время она пела и танцевала в кабаре, пробовалась в театре, но не преуспела в этом. В одном из кафе к ней и пристало прозвище Коко, потому что девушка любила петь песни «Куи Куа Ву Коко» и «Ко Ко Ри Ко».

Несмотря на отсутствие особенного успеха, кабаре дало возможность Коко Шанель приблизиться к той жизни, о которой она грезила: именно там ее увидел состоятельный отставной офицер Этьен Бальзан, который был настолько очарован девушкой, что увез ее в свой дом, оказавшийся настоящим замком.

Коко долго привыкала к роли офицерской любовницы, ей все время чего-то недоставало. Однажды она поняла, что хочет быть модисткой. Этьен над этим лишь посмеялся, однако свел ее с Артуром Кэйпелом, английским промышленником, и тот согласился поддержать идеи Шанель, несмотря на отсутствие у нее нужного опыта.

Близкие люди Артура называли его Боем. Несмотря на молодость, он был успешным предпринимателем, умевшим продвигать дела. Кроме того, он тоже интересовался модой, и с его помощью Коко Шанель смогла открыть свой первый шляпный магазин для парижанок. Дело оказалось успешным. Прошло три года, и у нее открылся второй магазин, уже в городе Довиль.

Путь в высший свет

Успех раскрепостил в Коко Шанель множество талантов. Не обладая предпринимательским опытом, она сумела быстро не только раскрутить свой бизнес, но и оставить его на плаву даже в годы Первой Мировой войны. Кроме того, она сама придумывала дизайн всех вещей, которые продавала, и все, что выходило из-под ее рук, несло в себе подлинную элегантность и удобство.

Мечта Габриэль сбылась: она стала известной модисткой, о ней говорили в высших кругах. К ней приходили самые известные дамы Парижа, они говорили о Коко Шанель, рекомендовали ее друг другу, и вскоре она стала первой в истории закройщицей, которая сумела получить доступ в аристократические круги не как слуга, а как равный член общества. Ее имя стало феноменом, оно гремело на весь свет.

Коко Шанель привлекала внимание высокородных особ даже в других странах, она зналась с Великим российским Князем Дмитрием, сблизилась с английским Герцогом Вестминстерским, ее стали окружать композиторы, балетмейстеры, люди искусства.

Вершины своей славы Коко Шанель достигла к пятидесяти годам. Несмотря на то, что этот возраст считается уже достаточно немолодым, именно к своему пятидесятилетию она по-настоящему расцвела, достигла совершенства и во внешности, и в образе, который создавала все это время.

Упадок и новый рывок

Когда началась Вторая Мировая война, женщине пришлось закрыть все свои салоны и магазины. Она приняла тот факт, что в такое время никому нет дела до моды. Годы процветания оставили ей множество связей, которыми ей пришлось воспользоваться, чтобы вызволить одного человека ее близкого круга из немецкого плена. Для этого Коко пришлось обратиться к немецкому офицеру, и когда это стало известно, ее арестовали. Заключение продлилось всего несколько часов — Коко выпустили с условием, что она оставит Францию, и женщина почти на десять лет обосновалась в Швейцарии.

После войны у Коко Шанель появилось множество конкурентов в ее излюбленном деле. Одними из самых успешных были Диор и Баленсиага. Власть в мире моды из женских рук перешла в мужские, но ненадолго. Когда Коко Шанель исполнилось семьдесят, она вернулась в Париж и снова открыла салон. Критики ее разгромили. Но Коко на это не обратила, казалось, никакого внимания. Уже через три года она не только вернула себе былую славу, но, пожалуй, даже ее преумножила. Женщина объясняла это тем, что она жила полной жизнью своего времени и подарила костюмам свободу движения, в чем и заключалась настоящая элегантность.

Шанель Коко умерла в возрасте восьмидесяти семи лет. Произошло это в отеле Риц из-за сердечного приступа. Последним пристанищем знаменитейшей модистки стала швейцарская Лозанна, а последним украшением — пять львов на надгробии.

Самые знаменитые достижения

С именем Коко Шанель связывают появление моды на загар. Однажды женщина отправилась в круиз и в этом плавании сильно загорела. Когда она прибыла в Канны, то не стала скрывать свой загар, и люди последовали ее примеру.

Знаменитые на весь свет духи, которые получили имя Коко, Шанель стала использовать и продавать после того, как Эрнест Бо, парфюмер, иммигрировавший в Россию для придворной службы, предложил ей на выбор пять ароматов. Женщина остановилась на последнем из них, пятом, потому что он был синтезирован искусственно и не напоминал ни одного цветка. Так появился аромат «Chanel № 5».

Женщины прославляют Коко Шанель за то, что она ввела в обиход маленькое черное платье. Его можно было носить весь день и вечер, не переодеваясь, и в зависимости от необходимости просто менять аксессуары, чтобы лучше соответствовать окружению. По легенде, она придумала его, когда умер ее друг, тот самый Артур с прозвищем Бой. Носить траур по тем, кто не был супругом, в то время считалось предосудительным, и это платье стало своеобразным выражением ее отношения к произошедшему.

Еще одна очень важная заслуга Коко Шанель — введение в обиход сумочек на длинных цепочках, которые можно было носить на плече. По признанию самой женщины, она постоянно забывала про ридикюли, всюду их оставляла, к тому же носить в руках их было тяжело. Накинутые же на плечо сумочки не доставляли таких неудобств.

Личная жизнь Коко Шанель

Несмотря на огромный успех, Коко Шанель была не слишком счастливой. Ее личная жизнь полна крутых поворотов и глубокой драмы. Начать следует с того, что при обилии поклонников она ни разу не была замужем, кроме того, дети у Коко появиться не могли, потому что она оказалась бесплодной.

Такой широкой известности фамилии Шанель Коко достигла не только благодаря своим несомненным талантам, но и при помощи постели. Ее проекты требовали больших вложений, и она не брезговала просить их у любовников. Из-за этого она прослыла вечной содержанкой, и первый, кто взял ее на содержание, был уже упоминаемый Этьен Бальзан.

После этого любовная связь у Коко Шанель была с Артуром Кейпелом, который и помог ей запустить бизнес. Они были вместе довольно долго, однако не все это время Шанель была счастлива. Дело в том, что Артур по прозвищу Бой был тем еще бабником. Поначалу он сдерживался, будто остепенившись, но со временем старые привычки взяли верх, и он стал изменять возлюбленной модистке. Любовь Шанель была так сильна, что она закрывала на это глаза, говорят, она даже простила Артура за то, что он ушел от нее к другой светской львице и выбрал в жены именно ее. По слухам, Коко пришлось даже шить для новой избранницы Боя свадебное платье. Она признавалась, что любила этого человека больше, чем кого-либо. Гибель Боя в аварии ее сильно подкосила, она долго была в депрессии.

Только через год она вновь завела роман, на этот раз с князем Дмитрием Романовым. Коко Шанель была старше его больше чем на семь лет, однако это не помешало их бурным отношениям. Этот союз оказался очень плодотворным: князь подал Шанель идею сделать красивых девушек манекенщицами, он спонсировал ее проекты и познакомил с императорским парфюмером, который и создал для Коко знаменитый парфюм. Отношения продержались год, когда князь уехал в Америку для женитьбы на состоятельной девушке.

Долго оставаться в одиночестве Коко не пришлось. У нее завязался роман с герцогом Вестминстерским, и эти отношения были воистину королевской красоты. Когда уже дело двигалось к свадьбе, оказалось, что герцог хочет от Шанель детей. Снова камнем преткновения в отношениях Коко стали дети. Роман с герцогом длился четырнадцать лет, но пара все-таки рассталась. Сама Шанель любила детей и хотела их, но после многочисленных абортов в юности завести их уже не могла.

Во время Второй Мировой войны Коко Шанель познакомилась с дипломатом из Германии по имени Ганс Гюнтер фон Динклаге. Именно из-за него она оказалась втянутой в шпионские игры, с его помощью она вызволила из плена своего племянника и оказалась на плохом счету у властей Франции, именно из-за него она была вынуждена уехать в Швейцарию. В результате и этот союз распался, Коко Шанель и Ганс Гюнтер фон Динклаге не только много ссорились, но даже дрались.

Это был ее последний роман. После него она целиком ушла в бизнес моды, сотрудничала с Голливудом, меняла все представления об одежде и стиле. Детям Коко Шанель могли бы перейти по наследству все наработки этой выдающейся женщины и все ее состояние, однако возрождать ее дом мод пришлось Карлу Лагерфельду. Он смог сохранить огромное наследие великого модельера и не позволил пропасть тому, что сделало Коко, талантливую Шанель одной из самых удивительных женщин двадцатого века.

Статьи по теме: