Колядки план-конспект занятия (средняя группа) на тему. Сценарий развлечения для смешанной группы«К нам пришла Коляда Беседа на тему колядки в средней группе

Цель : вызвать интерес к традициям и искусству русского народа.

Ход утренника

Звучит хороводная мелодия. Выходят ряженые, осыпают зрителей зерном и поют песенку.

Ряженые.

Сею, вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю,

На Новый год, на новое счастье.

Уходи, ненастье.

Уродись, пшеничка,

Колос-чечевичка,

На поле - копнами,

На столе - пирогами.

Позвольте к вам войти.

Год у коляды на пути?!

Медведь. Дома ли, дома хозяин дома?

Хозяин. Дома я, дома.

Ряженые.

Желаем счастья, здоровья хозяину дома.

А хозяюшка дома?

Хозяюшка . Дома я, дома, дорогие гостеньки.

Ряженые.

Желаем хозяюшке дома счастья, здоровья.

И деткам вашим желаем большого счастья.

Хозяюшка.

Спасибо, гостеньки, вам,

Что пришли на праздник к нам!

Ряженые (поют).

Коляда, коляда!

Накануне Рождества.

Коляда пришла,

Рождество принесла,

Коляда, коляда -

Радость - не беда.

А бывает коляда

Накануне Рождества.

Хозяин.

Хорошо вы пели,

Есть, наверно, захотели?

Баба-Яга.

Чем, хозяин, нас одарите,

Что вы нам сейчас подарите?

Хозяюшка.

Не плясали, мало пели,

Угощенья захотели?

Погодите же, постойте,

Попляшите и попойте.

Ряженые (поют частушки, пляшут).

Коляда, коляда,

На столе стоит еда -

Каша овсяная,

Голова свиная.

Коляда, коляда,

Покатилася звезда

К нам сюда на Святки,

Подпалила пятки.

Коляда, коляда,

Есть у нас вкусна еда,

Это радость - не беда,

Подавай ее сюда!

Коляда, коляда,

Очень даже молода.

Дай конфеток коробок

Или сунем вилы в бок.

Хозяйка (подает конфеты, пироги).

Вот конфет коробок

Да пирогов лоток.

Начинаются зимние Святки,

Подходите поближе, ребятки.

Хозяйка (показывает мешочек с деньгами).

А вот мешочек с деньгами,

Расплачусь сейчас я с вами.

Ряженые (в ответ).

Кто дал пироги -

Тому рожь густа, примолотиста.

Из полузерна - пирог,

С голенище - широк.

Кто дал мяска -

Тому двор живота.

А хозяину с хозяюшкой

Наш земной поклон. (Кланяются.)

Козел.

Впереди у нас дорожки,

Нам опять колядовать,

Коляда, бери-ка ложки,

Будем «Барыню» играть.

Баянист наигрывает «Барыню», а дети подыгрывают ему на ложках. Затем все уходят с песней и хороводом.

Хозяйка.

Приходила коляда,

С колядой была звезда.

Ты куда пошла опять,

Коляда, колядовать?

Название: Сценарий развлечения для детей 5-6 лет «Рождественские колядки»
Номинация: Детский сад, Праздники, развлечения, сценарии, спектакли, инсценировки, Средняя группа

Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МБДОУ детский сад села Шунга
Месторасположение: село Шунга, Костромской район, Костромская область

Сценарий развлечения для детей 5-6 лет
«Рождественские колядки»

Цель: формировать у детей интерес к русской народной культуре.

Задачи: продолжать знакомить с русскими традициями (колядование, народные игры), развивать художественно-творческую деятельность путем ознакомления с предметами быта, обычаями, играми, воспитывать в детях патриотические чувства.

Ход мероприятия:

Дети в русских народных костюмах входят в зал под музыку с шумовыми инструментами, встают в полукруг.

Ведущий:

— Все заносит белым снегом –

Зимней сказки торжество.

Ярко звездочка сверкает,

Наступает Рождество!

Праздник светлый, долгожданный,

В каждом доме гость желанный.

Светом озарит вокруг,

Все, что дорого нам вдруг!

Ряженые ходили по домам

Пели песни тут и там.

Колядка песня называлась

Рождество в ней прославлялось.

Закончились новогодние гуляния, пришло время радостного праздника – Рождества Христова. С самого крещения – светлые дни – святки.

Вот как это было:

Ребенок 1:

— Приходит праздник – Рождество

Добра, надежды торжество!

С ними коляда приходит

Песни звонкие заводит!

Ребенок 2:

— Коляда-коляда,

Дай кусок пирога,

Угостите вкусным,

Никто не будет грустным!

Ребенок 3:

— Дайте пряники медовые,

Будем целый год здоровые,

Хлеба вы не пожалейте

Молочком его залейте!

Ребенок 4:

— Ложки коляде дарите.

Очень вкусно, посмотрите!

Люди добрые, идите,

Коляду благословите!

Веселы и гладки

Православные святки!

Ребенок 5 (поет):

— К вам я сяду на порог

Съем я праздничный пирог,

Чтоб водилось добро,

Золото да серебро!

Ребенок 6 (поет):

— Чтоб коровушки мычали,

А телятки не скучали.

Полон двор скотинки

Курочки и свинки!

Ребенок 7:

— Ты добра иль нет, хозяйка,

Нам окошко открывай-ка.

Кидай лепешки нам в мешок,

Пришел колядкам щедрый срок!

Колядовщики проходят по залу, зрители кидают угощение в мешок.

Ведущий:

— Надо петушка позвать

С нами Рождество встречать

Выходит ребенок в костюме петушка, пляшет под народную мелодию.

Петушок:

— Выходи – ка, детвора!

Поиграть пришла пора!

Дети встают в круг, петушок внутри круга выбирает курочку.

Дети хором:

— Петушок наш очень смел,

На забор большой взлетел,

Песню звонкую запел.

Петушок:

— Ой, вы, курочки – хохлатки,

Выходите на колядки!

Кинут нам зерна немного,

Гладкой чтоб была дорога.

Будет в нашей каше сало,

Чтоб семья моя клевала.

Курочки – красавицы

Коляде понравятся!

Выходите, попляшите,

Коляду нам посмешите!

Дети выполняют танцевальные движения под русскую народную мелодию.

Дети хором, обращаясь к ведущей:

— Вам понравилась игра?

Угощать теперь пора!

Самовары выносите,

Всех ребяток угостите!

Печеньем да пряником!

Со светлым всех праздником!

Ведущий:

— За стол садитесь в два ряда,

Чаепитие готовит чудо – коляда!

Дети идут в группу пить чай.

Анна Ковалёва
«Рождественские колядки». Сценарий развлечения для детей средней группы

«Рождественские колядки »

сценарий развлечения для детей средней группы

в рамках проекта «Русская изба» .

Цель : сохранять русские народные традиции и обычаи; воспитывать любовь и интерес к народным праздникам.

Задачи :

приобщать детей к истокам русской народной культуры;

знакомить детей с новыми играми , забавами;

совершенствовать исполнение колядок , частушек, которые сопровождают зимние святки;

воспитывать уважительное отношение к традициям и обычаям русского народа.

Оборудование : аудиозаписи (песня «Коляда » , весёлые песни для игр, мешочек с крупой для игры «Кем будешь?» , валенок для игры «Валенок» .

Ход мероприятия:

У центральной стены – деревенский дом, скамейка. Дед и Баба садятся на скамейку и вспоминают.

Баба : А помнишь, Дед, как раньше-то было весело? Ходили мы по избам, колядки пели , хозяев величали, Святки справляли?

Дед : А помнишь, Баба, сколько при колядовании ряженых было ?

Баба : Ой, Дед! А помнишь, как гадали-то, бывало, судьбу свою хотели узнать? В зеркало, в блюдце, в чашку глядели. А песни какие пели!

Дед и Баба поют : Ой, Овсень, Овсень,

Во боре, на дворе,

Сосенки стояли,

Зелены, кудрявы…

Дед : Хватит молодость вспоминать, можно и в старости погулять!

Баба : Пойду, поставлю тесто. Вдруг заглянут гости, напеку-ка я блинов.

Дед : Верно, Баба, «не красна изба углами, а красна пирогами» .

(Слышится шум, песни, заходят дети со звездой на шесте.)

Дети : Коляда , Коляда ,

Ты подай пирога,

Или хлеба ломтину,

Или денег полтину,

Или курочку с хохлом,

Петушка с гребешком,

Или индюшку, или сена клок,

Или вилы в бок!

(Дед и Баба приносят угощение, складывают в сумки) .

Дети : Мы ходили, мы ходили

По святой Руси.

Поздравляли, величали.

Добра, счастья всем желали.

Баба : Коляда пришла ,

Всем веселье принесла.

Не сидите, не скучайте,

На игру скорей вставайте.

Игра «Валенок» .

Ведущий бросает через плечо валенок. На кого носок валенка укажет, тот пляшет или поёт.

Дед : Тренди-бренди, балалайка,

Веселее заиграй-ка.

Баба : Или нет у нас певцов?

Или нету молодцов?

Кто частушки петь умеет?

Выходите поскорее.

Частушки…

Мы частушки на колядки

Развеселые споем ,

Вы нас слаще угощайте,

А то обидимся – уйдем!

Коляда идет к вам в дом ,

И мешки несет с добром,

Кто подаст нам больше всех,

Ждет того большой успех!

Вот и матушка – зима пришла,

Отворяй-ка ворота!

Пришли святки!

Пришла коляда !

Мы пошли по деревеньке,

Взяли сумки и мешки,

Хорошо колядовали ,

Жаль, не взяли рюкзаки!

Ангел с неба к нам спустился,

И сказал Иисус родился.

Мы пришли его прославить,

И вас с праздником поздравить.

Баба : Мы и пели и играли,

Но ещё не погадали.

Ведь на Руси гадания были очень популярны.

Гадание «Кем будешь?»

В мешочек с крупой кладут маленькие игрушки с разными профессиями. Ребёнок опускает руку в мешочек и с горсть зерна вытаскивает игрушку. Какую игрушку достал, тем он и станет.

Дед : Тары-бары! Тары-бары!

Приглашаем к самовару.

Баба : Испокон веков на Руси есть обычай старинный : гостей встречать у самовара. Всех сегодня угощаю горячим русским чаем.

(Колядующие уходят в группу , где происходит чаепитие.)

Использованная литература :

1. Петров В. М, Гришина Г. Н, Короткова Л. Д. Зимние праздники, игры и забавы. – М.: Сфера, 1999.

2. "Дошкольное воспитание" №12,2011г.

Развлечение в средней группе «Колядки»

Цель: приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре, традициям.


Воспитатель: - Дома ли хозяева? Разрешите коляду прославить?
Хозяйка:- Заходите, гостям завсегда рады!

Воспитатель:
Пришла коляда, отворяй ворота!
Ворота отворяй и гостей принимай!
Как зашли мы, да в хорошую хату.
Здравствуйте, хозяева!
Щедрый день, добрый день!

Хозяйка:
Добрый день добрым людям
Пусть весёлым праздник будет
С праздником всех поздравляю
Счастья от души желаю!

Воспитатель: Вот и закончился первый месяц нового года – январь. Когда проходила первая неделя после встречи Нового года на Руси начинали праздновать весёлую пору Святок, каждый день люди гуляли по деревне, пели песни, катались с горок на санях наряжались в диковинные костюмы. А ещё в эти дни принято было попрошайничать под окнами исполняя специальные песенки, которые назывались колядки. И никто не сердился на ряженных, потому что ряженые приносили хозяевам много доброго а следующем году.

Дети поют колядки:
Коляда, коляда
Отворяй ворота
Подавай пирога
Хлеба кусочек,
Сметаны горшочек,
Не подашь пирогов
Напустим клопов
Тараканов усатых
Зверей полосатых

Хозяйка: Спасибо вам, дорогие колядовщики, что пришли к нам с поздравлениями да с колядками (кладёт в корзину детям угощение). – А теперь попробуйте отгадать мои хитрые загадки.


1. Белым пледом лес укрыт,
И медведь в берлоге спит.
Снег, как белая кайма.
Кто хозяйничал? (зима)

2.Что за чудо-покрывало?
Ночью все вдруг белым стало.
Не видать дорог и рек -
Их укрыл пушистый... (снег)

3. Наши окна - как картинки.
Кто художник-невидимка?
На стекле букеты роз
Нам нарисовал... (мороз)

4. Кто все ночи напролет
Песни снежные поет?
Ветру - зимняя подруга,
Наметет сугробы... (вьюга)

5. Заморозил чародей
И озера, и ручей.
Холодом дышал, и вот -
Не вода в ручье, а... (лед)

6. Змейкой вьются по земле,
Воют жалостно в трубе,
Засыпают снегом ели.
Это - зимние... (метели)

Ведущая: Наша зимушка – зима хоть и морозна да весела

Гадание-игра «Профессии».


Воспитатель: - Посмотрите, на лавке стоят горшочки, в которых насыпано пшено. Давайте подойдем и погадаем, кем же вы станете, когда вырастите.

Дети идут вокруг лавочки и произносят слова:
Горшочек с вершочек,
Скажи нам дружочек,
Что сбудется, станется?
Плохое, пусть останется!


Дети достают из горшочков карточку с изображением какой либо профессии и рассказывают, кем они станут.

Ведущая: Будем праздник продолжать, будем в игры мы играть!

Проводится игра «Бубен».

Дети стоят в кругу и под музыку передают бубен друг другу. Когда музыка замолкает, тот, у кого бубен идёт в центр круга и пляшет.

Проводится игра «Ручеёк».

Дети становятся парами друг за другом, подняв вверх соединённые руки. Каждая пара должна пройти под этим «мостиком», постепенно выстраиваясь впереди другой пары.

Ведущая: Вот каким весёлым получился у нас праздник святок!
А теперь ребята пойдёмте в группу пить чай с угощениями, вас, хозяюшка, в гости приглашаем.


Конспект развлечения в средней группе «Рождественские колядки»

Программное содержание:

Приобщение детей к традициям и обрядам русского народа. Знакомить детей с рождественскими праздниками, играми, песнями, особенностями зимних праздников, колядками, святочными гаданиями. Учить детей соблюдать народные традиции, помогать возрождать обычаи и обряды русского народа. Развивать познавательный интерес к истории, воспитание чувств любви к своей малой Родине.

Предшествующая работа: Заучивание стихотворений, колядок, беседа о традициях русского народа, о христианских праздниках, подбор костюмов.

Материалы и оборудование: слайды с изображением христианских праздников, костюмы для ряженья, атрибуты для народных игр, самовар, угощение (пряники и сушки), мультимедийный проектор, ноутбук, колонки.

Ход занятия:

Ведущий:

Сеем, веем, посеваем,

Добрых хозяев поздравляем!

На Новый год, на ново счастье!

Пусть у вас уродится пшеничка, чечевичка.

На поле копнами,

На столе пирогами.

Кому вынется, тому сбудется,

Тому сбудется не минуется.

Для чего мы посыпаем?

Ангелина:

Чтобы курочки водились, чтобы свинки поросились.

Чтоб коровушки телились, а кобылки жеребились.

Чтобы счастье и веселье было в доме круглый год,

Чтоб гостей не в проворот! (слайд №1)

Дети сегодня мы с вами поговорим о праздниках.

    Скажите, в какой стране мы живем?

    Какое сейчас время года?

Какие зимние праздники вы знаете?

    Как вы отмечаете Новый год, Рождество?

В январе, как вы правильно отметили, празднуется Рождество Христово, т. к. именно в этот день родился сын Божий Иисус Христос - 7-го января. (слайд №2)

А 19-го января - отмечается православный праздник Крещение Господне, потому что в этот день Иисус Христос крестился. (слайд №3)

В этот день церковный Батюшка освещает воду в водоёмах, она считается самой чистой и целебной. Не набирают, для того чтобы нить и исцеляться. Считается, что если искупаешься в водоёме в этот день, то смоешь с себя все грехи и подучишь благословения Господа для избавления от недугов (болезней). (слайд №4)

С Рождества и до Крещенья ряженые колядники ходят от дома к дому и поют хозяевам колядки, - это святочные народные песни в которых прославляли хозяев, а те дают им монеты и сладости. Обряд колядования сопровождается музыкой, танцами, играми, гаданием.

Серега:

Праздник этот самый длинный,

Он веселый и старинный.

Наши прабабушки и прадедушки
Веселились две неделюшки.

София:

От Рождества и до Крещения,

Приготовив угощенье,

Пели разные колядки.

По дворам ходили в Святки.

Наряжались и шутили.

Праздник ждали и любили.

Владик:

У нас сегодня день чудес! У нас радость до небес!

Ведущий:

Сегодня я предлагаю вам ненадолго перенестись в прошлое и показать, как колядовала молодежь в старину.

(В зал заходит Баба Яга-ряженый колядовщик, т.е. воспитатель)

Саша:

Пришла коляда,

Отворяйте ворота.

Тимоша:

Эй, хозяева, спешите,

Ворота-то отворите!

Рита:

Отворяйте поскорей,

Приглашайте-ка гостей!

Соня:

Приходила коляда

На кануне Рождества.

Кто даст пирога,

Тому полон хлев скота,

Овин с овсом,

Жеребца с хвостом.

Ты нас будешь дарить -

Мы будем хвалить,

А не будешь дарить -

Мы будем корить!

София:

Здравствуйте, хозяева добрые!

Принимайте гостей со всех волостей!

Хлебом, солью встречайте,

Да сладко угощайте!

Катя:

Дайте деткам пятачок,

А мы вам счастья мешок!

Матвей:

Дайте нам кило конфет,

Целый год вам жить без бед!

Катя:

За любое угощенье

Будет радость и веселье!

(слайд №5)

Баба Яга:

    Посиделки - сборище крестьянской молодёжи по осенним и зимним ночам под видом рукоделия, а на самом деле для забав, гадания и песен.

Вот и мы с вами сейчас поиграем!

Народная игра «Горелки»

Дети идут по кругу в одну сторону, водящий за кругом в другую, произносят слова:

Г ори, гори ясно

Чтобы не погасло

Глянь па небо

Птички летят

Колокольчики звенят

Водящий платком задевает двух играющих стоящих рядом, после

Раз, два, три беги! - они бегут вокруг крута в противоположные стороны, их задача взять первым платок.

Баба Яга: (слайд №6)

Не пора ли погадать да про будущее узнать?

Кому глянется, тому справится!

(слайд №7 по № 27)

    Весёлой певуньей тебе быть (микрофон)

    Доброе здоровье тебе на долгие годы (лимон)

    Расти тебе трудолюбивой и прилежной (щетка)

    Быть тебе и красивой (зеркало)

    Выучишься, далеко поедешь (луна)

    Быть тебе хорошей хозяйкой (разделочная доска)

    Добрым будешь (сердечко)

    Послушным будешь (ремень)

    Хорошо рисовать будешь (фломастеры)

    Гостеприимной будешь (чашка)

    Спортсменом будешь (мяч)

    Красивым будешь (расческа)

    Быстрым будешь (машинка)



15 .Быть стройной (гантели)

    Музыкантом будешь (дудочка)

    Быть тебе хорошим товарищем (щенок)

(слайд №27)

Баба Яга:

Засиделись, ребятки, не пора ли поиграть!

Народная игра «Баба Яга»

Обруч, в середине становится Баба-Яга. В руках у нее ветка - «помело». Вокруг бегают ребята и дразнят:

Бабка-Ежка костяная ножка.

С печки упала, ножку сломала.

а потом и говорит: «У меня нога болит».

Пошла она на улицу - раздавила курицу.

пошла на базар - раздавила самовар.

Пошла на лужайку - испугала зайку.

Баба-яга скачет из обруча на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». Кого запятнает - тот замирает.

Ведущий:

А сейчас мы послушаем как пели в старину.

Слушание произведения «Святый вечер» Аудиозапись «Музыкальный ансамбль ВАЛААМ»



Какая музыка по характеру? Какое настроение? О чем это музыкальное произведение?

Баба Яга:

Давайте в игру веселую поиграем, а кто водит посчитаем!

Зимний вечер темен, долог-

Насчитаю сорок ёлок,

Скину шубку на снежок,

Все, пожалуйста в кружок!

(слайд №29)

Игра «Льдинка»

Дети стоят в кругу, на середину выходит водящий-капитан. Он на одной ножке прыгает, а другой толкает льдинку. Дети ему припевают:

Капитан, капитан,

Не бей льдинкой

По ногам,

По кривым сапогам.

У тебя нос крючком,

Голова лучком,

Спина ящичком!

Водящий-капитан отвечает:

Скачу по дорожке,

На одной ножке,

В старом лапоточке,

По пенькам, по кочкам,

По холмам, по горам,

Бух, по ногам!

Водящий старается задеть льдинкой (кубиком) по ногам играющим.

Баба Яга:

Все мы пели и плясали, и играли на удивленье!

Заслужили вы за это большое угощенье!

Приглашайте гостей к нам на чай! (дети с колядовщиками идут в группу на чаепитие).

Статьи по теме: