Конспект итоговых занятий по фэмп старшая группа.

Каринэ
Итоговое занятие по ФЭМП в старшей группе

ГОУ Центр развития ребенка детский сад №2395 «Умка»

Конспект открытого итогового занятия

по формированию элементарных математических представлений в старшей группе

Составила конспект

Воспитатель старшей группы

Калабекова К. В.

Программное содержание :

Образовательные :

Закрепить навыки счета в пределах 10;

Закрепить умение соотносить цифру с количеством предметов;

Закрепить навыки ориентировки в пространстве, на листе бумаги;

Закреплять знания о геометрических фигурах, их свойствах;

Закреплять умения детей решать арифметические задачи;

Закреплять знания о частях суток;

Закреплять употребление антонимов;

Развивающие :

Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения;

Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление;

Развивать конструктивные и творческие способности, фантазию, творческое воображение;

Воспитательные :

Воспитывать интерес к математическим занятиям .

Воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.

Материалы к занятию :

Конверты с заданиями, группы предметов , Карточки с цифрами, лепестки семицветика, рисунки «художника» с ошибками, бубен, мяч, изображение дома для цифр.

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята сегодня к нам пришло письмо от царицы Математики. В нем она пишет, что ее похитил злой колдун и ее спасти, и освободить можем только мы, если справимся со всеми заданиями колдуна. Ребята вы согласны помочь царице Математики и спасти ее? Если да, то закройте глаза и посчитайте от 10 до 0 и мы с вами окажемся в царстве Математики.

Вот колдун нам оставил первое задание. Слушайте внимательно.

«Надо найти и исправить ошибки. На столе перед вами находятся группы предметов и рядом с ними цифры обозначающие количество предметов. Вы должны посмотреть соответствуют ли цифры группам предметов ».

Вот такое задание. Как его решить? Для этого задания нужно 2 помощника. Выходите, ребята и ищите ошибки».

Молодцы ребята, справились с заданием. За это злой колдун дает нам подсказку, где найти следующее задание.

«От стола сделать 5 шагов вперед, повернуть на право и сделать еще 3 шага. В этом месте искать конверт с заданием».

Нашли! Давайте я прочитаю, что там написано, какое испытание нас ждет.

«Ребята вам нужно отгадать математические загадки. За каждый правильный ответ вы получите лепесток цветика семицветика. Когда соберете все семь лепестков, сможете отправляться за следующим заданием».

1я – У животного 2 правые ноги,2 левые ноги,2 ноги спереди, 2 - сзади. Сколько всего ног у животного?

2я – Сколько носов у 3 котов?

3я - Сколько дней недели? Назовите их?

4я – Сколько углов у квадрата?

5я – Сколько ушей у двух мышей?

6я – Сколько зверей колобок повстречал в лесу?

7я – Что тяжелее 5 килограмм ваты или 5 килограмм сахара?

Запасные задачи :

Назовите времена года?

Что наступает раньше : вчера, сегодня, завтра?

Сколько этажей в нашем детском саду?

В маленьком пруду плавало 7 карасей и 3 сома. Сколько акул плавало?

Сколько лепестков вы получили? Посчитайте. Молодцы все семь лепестков собрали, и колдун дает нам следующее испытание.

«Колдун заколдовал художника в царстве Математики, и он неправильно нарисовал картинки. Вам нужно их исправить. Дорисовать столько геометрических фигур, сколько обозначает цифра на картинке или наоборот лишние фигуры зачеркнуть. И рассказать все, что знаете об этих геометрических фигурах».

Приступайте к заданию.

Какие вы сообразительные, снова справились с заданием.

Давайте сейчас немного передохнем и поиграем в игру «Живые цифры» . Каждый ребенок берет по карточке с цифрой и под музыку бегает в рассыпную по залу, как только музыка заканчивается, все дети должны встать в шеренгу. Первый ребенок у кого цифра 1, далее 2 и так до 10.

Ребята нас с вами ждет еще одно сложное задание.

«Ребята перед вами дом, в котором живут цифры, но злой колдун и здесь успел по хулиганить и выгнал все цифры на улицу только вы сможете им помочь вернуться в свой дом. Для этого вам нужно решить задачи и заселить цифры в нужные квартиры».

Поможем цифрам найти свои квартиры?

Тогда слушайте.

Первая цифра живет на первом этаже справа, чтобы узнать какая это цифра надо решить задачу.

На поляне у дубка

Он нашел еще один.

Кто ответить нам готов,

Сколько еж нашел грибов?

Вторая цифра живет на первом этаже слева.

Задача :

У стены стоят кадушки

В каждой ровно по лягушке.

Если было 5 кадушек,

Сколько было в них лягушек?

Поднимите руку кто готов ответить. Кто правильно ответит - берет нужную цифру и устанавливает ее в доме.

Третья цифра живет на втором этаже слева.

Задача :

Как-то четверо ребят

С горки покатились.

Двое в саночках сидят,

Сколько в снег свалились?

Поднимите руку кто готов ответить. Кто правильно ответит - берет нужную цифру и устанавливает ее в доме.

Четвертая цифра живет на втором этаже слева.

Задача :

У домика утром

Два зайца сидели

И дружно веселую песенку пели.

Один убежал,

А второй в след глядит.

Сколько у домика,

Зайцев сидит?

Поднимите руку кто готов ответить. Кто правильно ответит - берет нужную цифру и устанавливает ее в доме.

Умницы, спасли и цифры.

Сейчас поиграем в игру «Наоборот»

Дети стоят в кругу, ведущий-воспитатель стоит в центре круга. Бросает ребенку в руки мяч и говорит слово, а ребенок, поймавший мяч называет антоним этого слова.

Например : высокий – низкий,

длинный - короткий,

узкий – широкий

темный – светлый

холодный - горячий

старый - новый (молодой)

легкий – тяжелый

сладкий …

маленький….

Глубокий….

Пока мы играли, колдун подбросил нам еще одно задание.

«Назовите часть суток, когда мы просыпаемся, одеваемся, умываемся?

Что люди делают днем?

домой, вы ужинаете дома?

Что люди делают ночью?»

Молодцы ребята справились со всеми заданиями, и теперь злой колдун должен будет освободить Царицу Математики. Она когда вернется в свой дворец, то напишет нам о своих приключениях и освобождении. Назовите часть суток, когда родители приходят с работы, забирают.

Любовь Пеханова
Конспект итогового занятия по ФЭМП с использованием ИКТ в старшей группе «Путешествие в страну математики»

Цель : закреплять знания о геометрических фигурах и счет до 10.

Задачи :

Образовательные : совершенствовать навык счета в пределах 10 в прямом и обратном порядке. Учить понимать отношения между числами в числовом ряду. Продолжать учить детей составлять и решать математическую задачу на сложение и вычитание, записывать решение с помощью знаков, цифр.

Закрепить с детьми математические понятия .

Развивающие : Развивать мелкую моторику руки, создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные : Воспитывать у детей интерес математическим понятиям .

Оборудование и материалы . Ноутбук, проектор, экран, карточки с числовыми рядами в которых пропущены некоторые цифры; фломастеры, мяч.

Ход непосредственно-образовательной деятельности :

I. Вводная часть. Организационный момент.

Воспитатель : Здравствуйте, ребята и гости.

Сегодня, у нас в гостях : воспитатели групп и ваши родители . Они пришли посмотреть на то, чему мы научились за этот год. Подарим им свои очаровательные улыбки и поприветствуем их (здравствуйте, доброе утро) .

Воспитатель : А теперь покажите мне свои пальчики. Давайте подружим их (координация движений и развитие мелкой моторики, развитие памяти) .

Дружат в нашей группе девочки и мальчики .

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10!

Начинаем счет опять : 10; 9; 8; 7; 6; 5; 4; 3; 2; 1;

Дружно мы в кругу стоим!

Приглашаю вас сесть за столы.

II. Основная часть.

Воспитатель :

Сегодня нас приглашает в свое волшебное государство царица Математика . В её государстве постоянно происходят какие-то истории.

Царица Математика хочет проверить , готовы ли вы перейти в подготовительную группу . Она издала указ : приготовить для вас интересные задания и проверить ваши знания. Если вы смелые, решительные, уверенные в своих силах, тогда отправляемся в путь. (Слайд №2)

I задание в указе : Разминка на сообразительность

(кто быстро и правильно ответить на вопросы)

1. Покажите цифру, которая подскажет сколько пальцев на руке? (5) ;

2. Который по счету день недели среда? (3-й день по счету) ;

3. Назови, число следующее за числом 9?

5. За понедельником следует среда?

6. Сколько дней в неделе? (7) ;

II задание в указе : «Числовые ряды» (Слайд №3)

Воспитатель : Перед вами на экране карточки с числовыми рядами, в которых пропущены некоторые цифры.

Ваша задача : Назвать пропущенные цифры на этих карточках.

Слайд №5 Слайд №6

Вопросы :

* Какую цифру нужно вставить между цифрами 10 и 8 и 6?

III задание в указе : «Составление и решение задач» :

Воспитатель : Ребята, послушайте задачу и решите её. Запись решения прочитайте.

1. У продавца было 7 шариков, мальчик купил два шарика. Сколько шариков осталось у продавца? (Слайд №7)

2. На одном столе в вазе три тюльпана, на другом – пять. Сколько всего тюльпанов? (Слайд №8)

Справились с заданием. Молодцы!

***Ну, а теперь физкультминутка!

В понедельник я купался (изображаем плавание)

А во вторник рисовал (изоб. рисунок любой)

В среду долго умывался («умываются» )

А в четверг в футбол играл (бег на месте)

В пятницу я прыгал, бегал (прыжки на месте)

Очень долго танцевал (кружимся на месте)

А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)

Целый день я отдыхал (дети садятся на корточки, руки под щеку и засыпают)

IV задание в указе «Из каких геометрических фигур составлен паровоз, и сколько фигур?» (Слайд №9)

Воспитатель : Посчитайте, сколько геометрических фигур в нарисованном паровозе.

Все справились с заданием. Отлично.

V задание в указе : Д/игра : «Скажи наоборот»

Воспитатель : Игра проводится с мячом. Я буду кидать мяч называть слово, а вы должны назвать противоположные по смыслу т. е слово наоборот). Н-Р : «Больше – меньше» ;

Длинный – короткий; широкий – узкий;

Большой – маленький; длиннее – короче;

Высокий – низкий; утро-ночь;

Шире – уже;

VI задание в указе : «Нарисуйте кружочки в последнем квадрате, используя закономерность ». (Слайд №10)

Воспитатель : У каждого ребенка на столах лист бумаги с заданием. Нарисуйте кружочки в последнем квадрате, используя соответствующую закономерность. (Сколько кружочков нарисовал Рома)

Хорошо! Все правильно выполнили задания.

III. Заключительная часть.

Воспитатель : Сложные задания придумала Королева Математика . Не смотря на это, вы отлично справились.

Рефлексия :

Что понравилось больше всего?

С чем вы легко справились?

Что показалось трудным?

Воспитатель : А королева математики в благодарность вам за помощь оставила вот этот сундучок. Заглянем в него?

Посмотрите, это сладкие гостинцы!


Тема: «Цветик - семицветик»
Программное содержание:



Тип НОД: Познавательно - развивающая
Возраст детей: 5-6лет
Форма проведения НОД: Занятие - путешествие
Форма организации: Подгрупповая
Виды детской деятельности :

игровая

Физкультминутка : «Считалочка с башмачком»

Цель:
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Здоровьесберегающие:
Демонстрационный материал
Раздаточный материал:
Методы и приемы:
Наглядный: мультимедийная презентация;
Словесный:
Практический: игра «Соберите баранки», Раз, два, три - дни недели назови!
«Назови соседей числа».«Раз, два, три – время суток назови!»
Игровой:
Создание мотивации:

Предварительная работа:

Воспитатель:- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а куда мы оправимся, вы узнаете, отгадавмою загадку:
Художественное слово:
Не дерево, а с листочками
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
Дети: - Книга
Воспитатель:
Воспитатель:
Воспитатель:
Игра «Соберите баранки»
Воспитатель:


Воспитатель:
Дети:
Воспитатель:
Воспитатель.
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть, по-моему, вели. Слайд 6

Воспитатель:

Дети:

Дети: - Среда, пятница.

Дети: - Суббота, воскресенье.
Воспитатель:
Дети: - Вчера.
Воспитатель:-
Дети: - Вчера.
Воспитатель:

- Сосчитайте от 3,5

Дети: - Слева
Воспитатель:
Дети: - Три
Воспитатель:
Игра: «Назови соседей числа» .

Воспитатель:
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть, по-моему, вели.

Воспитатель:
Дети: Предполагаемые ответы.
Воспитатель:



Воспитатель:

Раз! Два! Три! Четыре! -
По дорожке я скачу, вперед
Раз! Два! Три! Четыре!
Башмачок скакать учу - прыжки на месте
Раз! Два! Три! Четыре!
Обломился каблучок - дети приседают
Раз! Два! Три! Четыре!
Заблудился башмачок - разводят руки в строны
Воспитатель:

Воспитатель: - Отрываем шестой лепесток.
А теперь поиграем в : Слайд 14
Воспитатель:
Дети: - Утром.
Воспитатель:
Воспитатель:
Дети: - Вечером.
Воспитатель:
Дети: - Ночью.
Воспитатель:
Дети: - Сутки
Воспитатель:-
Дети:
Воспитатель:
Игра «Круг пожеланий» Слайд 16
Дети:
Воспитатель:
Воспитатель:
Воспитатель:

Итоговая непосредственно-образовательная деятельность в образовательной области "Познавательное развитие" (ФЭМП) в старшей группе

Тема: «Цветик - семицветик»
Программное содержание:
Образовательная область:«Познавательное развитие»
(Формирование элементарных математических представлений)
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие (Развитие речи)», «Художественно-эстетическое развитие (Музыка)».
Тип НОД: Познавательно - развивающая
Возраст детей: 5-6лет
Форма проведения НОД: Занятие - путешествие
Форма организации: Подгрупповая
Виды детской деятельности :
коммуникативная ответы на вопросы, высказывание предположений, выводы;

«Назови соседей числа».«Раз, два, три – время суток назови!»
Физкультминутка : «Считалочка с башмачком»

Цель: показать знания и умения детей, полученные в течение года по формированию элементарных математических представлений.
Задачи:
Образовательные: Совершенствовать навыки прямого и обратного счета, с любого заданного числа. Учить выкладывать числовой ряд до 10. Учить соотносить цифры с количеством предметов. Закреплять знания о геометрических фигурах и умение составлять изображение предметов из частей полученных при делении, ориентироваться на плоскости листа. Правильно использовать названия частей суток, дней недели. Учить устанавливать последовательность событий.
Развивающие: Развивать речь, мышление, внимание.
Воспитательные: Воспитывать навыки сотрудничества в игре и в непосредственно образовательной деятельности, самостоятельность, инициативность, активность, ответственность.
Здоровьесберегающие: обеспечение эмоционального благополучия в процессе занятия, своевременная смена статического положения детей.
Демонстрационный материал :Мультимедийная установка, проектор, ноутбук, беспроводная мышь, мультимедийная презентацияс иллюстрациями, цветок с 7 лепестками, мяч.
Раздаточный материал: баранки на веревочке, цифры на каждого ребенка, разбитые вазы из геометрических фигур, картинки игрушек 15 штук на каждого ребенка,
Методы и приемы:
Наглядный: мультимедийная презентация;
Словесный: высказывание предположений, ответы на вопросы, загадка, игра «Круг пожеланий»;
Практический: игра «Соберите баранки», Раз, два, три - дни недели назови!
«Назови соседей числа».«Раз, два, три – время суток назови!»
Игровой: Физкультминутка: «Считалочка с башмачком»
Создание мотивации:
Беседа, художественное слово, сюрпризный момент, показ слайдов.
Предварительная работа: чтение сказки В.Катаева «Цветик - семицветик», закрепление количественного и порядкового счета в пределах 10 в прямом и обратном порядке, называть «Соседей числа», познакомить с числами в пределах 10, закрепление временных отношений, сформировать представления о геометрических фигурах, учить устанавливать последовательность событий, учить отвечать на вопросы «Который по счету?», «На каком месте?», совершенствовать понимания смысла пространственных отношений.

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

Воспитатель:- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а куда мы оправимся, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Художественное слово:
Не дерево, а с листочками
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
Дети: - Книга
Воспитатель: - Правильно (открывается экран, а на нем появляется большая и красивая книга).Слайд 1
Воспитатель: - Сегодня мы отправимся в сказку В.Катаева «Цветик-семицветик». Жила-была девочка Женя. Мама послала ее в магазин за баранками. Девочка купила баранки. Сколько баранок купила Женя? (8). Слайд 2
Воспитатель:
Игра «Соберите баранки»
- Нужно собрать баранки от самой маленькой до самой большой. Молодцы!
Воспитатель: -Но пока Женя шла домой и смотрела в витрины магазина, собака съела баранки. Когда Женя спохватилась, баранок не было. Слайд 3
Побежала девочка за собакой, не догнала ее, но встретила старушку, которая подарила ей волшебный цветок. Слайд 4
-Посмотрите на цветок и сосчитайте, сколько у него лепестков. (7).Слайд 5
Воспитатель: -Какого цвета лепестки? (цветок прикреплен на мольберте)
Дети: - Предполагаемый ответ: Все лепестки разного цвета
Воспитатель: -Сколько красных лепестков у цветка? (Синих, зеленых и т.д.)
Воспитатель. - Отрываем лепесток. Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть, по-моему, вели. Слайд 6
Игра: Раз, два, три – дни недели назови!
Воспитатель: - Кому брошу мяч, тот и отвечает на вопрос.
- Но сначала скажите, сколько всего дней в неделе? (7)Слайд 7
- Ребята, назовите дни недели по порядку.
Дети: - Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.- Как называется первый день недели?
- Четверг - какой день недели?
- Назовите выходные дни недели.
- Какой день недели идет после вторника? четверга?
Дети: - Среда, пятница.
- Какой день недели идет перед воскресеньем? понедельником?
Дети: - Суббота, воскресенье.
Воспитатель: -Как называется день, который недавно прошел?
Дети: - Вчера.
Воспитатель:- Который день был раньше: сегодня или завтра?
Дети: - Вчера.
Воспитатель: - Посмотрите, все цифры перепутались, помогите расставить их по порядку. (Расставляют цифры за столами) Слайд 8
- Сосчитайте что у вас получилось, обратным счетом
- Сосчитайте от 3,5
- Справа или слева от цифры восемь должна стоять цифра семь?
Дети: - Слева
Воспитатель: - Какая цифра должна стоять слева от цифры четыре?
Дети: - Три
Воспитатель: - Молодцы! Все цифры вернулись на свои места. Слайд 9
Игра: «Назови соседей числа» .
- Назовите соседей цифр 4, 6, 8? (3 -5, 5 - 7, 7- 9.)
Воспитатель: - Отрываем второй лепесток. Лети, лети, лепесток
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть, по-моему, вели.
Пришла Женя домой, решила поставить цветок в вазу, но посмотрела в окно. Увидела там ворон и стала их считать, а ваза упала из рук и разбилась на осколки. Помогите собрать и склеить вазу, чтобы мама не ругала Женю. Слайд 10
Воспитатель: -Из скольких частей состоит ваза. На какие геометрические фигуры они похожи?
Дети: Предполагаемые ответы.
Воспитатель: - Отрываем третий лепесток. Потом, Жене захотелось много игрушек. Слайд 11
- Выложите на верхнюю полоску столько игрушек, чтобы было на 1 больше, чем цифра 6. Сколько игрушек на верхней полоске?
-А на нижнюю полоску столько игрушек, чтобы было на 1 меньше, чем цифра 7? Сколько на нижней полоске?
- На какой полоске игрушек больше? А на какой меньше? На сколько?
- Что нужно сделать, чтоб игрушек было поровну?
- Заяц, который по счету? собачка, которая по счету? Между машиной и матрешкой кто стоит? Кто третий по счету? Кто крайний слева, справа?
Воспитатель: Отрываем четвертый лепесток. А теперь мы отправимся на Северный полюс вместе с Женей.
Физкультминутка: «Считалочка с башмачком»
Раз! Два! Три! Четыре! - дети скачут на двух ногах, с продвижением
По дорожке я скачу, вперед
Раз! Два! Три! Четыре!
Башмачок скакать учу - прыжки на месте
Раз! Два! Три! Четыре!
Обломился каблучок - дети приседают
Раз! Два! Три! Четыре!
Заблудился башмачок - разводят руки в строны
Воспитатель: - Отрываем следующий лепесток. Вот Женя оказалась на Северном полюсе. Слайд 12
- Посмотрите и скажите, кто находится в правом верхнем углу? Белый медведь, где находится? И т.д.Слайд 13
Воспитатель: - Отрываем шестой лепесток.
- Вели, чтобы Женя оказалась снова дома. Чтобы исполнилось это желание, назовите части суток.
А теперь поиграем в игру «Раз, два, три – время суток назови!» : Слайд 14
Воспитатель: - Мы выходим по порядку, начинаем физзарядку….
Дети: - Утром.
Воспитатель: -Мы за стол все дружно сели, первое, второе, третье съели Дети: - Днем
Воспитатель: - Когда, ваши папа и мама приходят с работы?
Дети: - Вечером.
Воспитатель: - Ужинаем мы вечером, а спим ….
Дети: - Ночью.
Воспитатель: - Скажите, пожалуйста, утро, день, вечер, ночь - что составляют?
Дети: - Сутки
Воспитатель:- У нас остался последний лепесток. Вспомните, как Женя его использовала?
Дети: Предполагаемые ответы: помогла мальчику.Слайд 15
Воспитатель: - Ребята, а сейчас каждый из вас передавая друг другу цветик -семицветикскажет, что бы вы пожелали друг другу.
Игра «Круг пожеланий» Слайд 16
Дети: - Предполагаемые ответы: здоровья, радости, счастья, веселья, доброты, море улыбок, согласия.
Воспитатель: -Наше путешествие закончилось.
Воспитатель: - Какие задания были самыми трудными? Что было трудным для тебя сегодня на занятии?
Воспитатель: - Ребята, если Вы, сегодня на занятии выполнили все задания возьмите цветочки.
-А если Вы считаете, что у вас возникли трудности- наклейки
Звучит музыкальное сопровождение к презентации Слайд 17

Щеканова Елена Александровна
Сяйлева Светлана Петровна
Мартышкина Галина Ивановна


Воспитатель, АНО ДО "Планета детства "Лада" д/с № 192 "Ручеек", г. Тольятти Самарская обл.
Воспитатель, АНО ДО "Планета детства "Лада" д/с № 192 "Ручеек", г. Тольятти Самарская обл.

Щеканова Е.А., Сяйлева С.П., Мартышкина Г.И. Приключения в стране математики: конспект итогового занятия по ФЭМП в старшей группе // Совушка. 2018. N2(12)..09.2019).

Заказ № 87596

Цель: выявить знания детей по математике.

Программное содержание:

Обучающие задачи:

  • Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
  • Закрепить ориентировку в пространстве (слева, справа, впереди, сзади, между).
  • Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года.
  • Развивать у детей конструктивные способности, логическое мышление, мелкую моторику рук.
  • Закрепить представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры, умения сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине).

Развивающие задачи:

  • Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
  • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
  • Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Методические приёмы:

  • Игровой (использование сюрпризных моментов).
  • Наглядный (использование иллюстрации).
  • Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
  • Поощрение, анализ занятия.

Интерактивные технологии:

-«Корзина идей» - высказать предположения на чем добираться в математическое королевство;

-«Работа в парах» - собрать изображение животного по схеме (игра «Танграмм»;

-«Карусель» - ответы детей при анализе занятия (что было легко, а что трудно).

Демонстрационный материал: «письмо», замок с геометрическими фигурами, волшебный цветок с загадками на каждом лепестке.

Раздаточный материал: амулеты каждому ребенку для деления на команды (круги и квадраты), набор цифр на команду детей, числовые домики на каждого ребенка, игра «Танграмм» - набор на пару (6 наборов и 6 схем), простые карандаши, круги разного цвета на каждого ребенка, клей для аппликации, лист А3.

Ход НОД:

Воспитатель : В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо, раз, два, три.

А теперь пойдем налево, раз, два, три.

В центре круга соберемся, раз, два, три.

И на место все вернемся, раз, два, три.

Улыбнемся, подмигнем,

И общаться мы начнём!

Ребята, я очень рада видеть вас. Посмотрите друг на друга, подарите друг другу улыбку. Отлично!

Дидактическая игра “Определи свое место”

Саша, кто находится справа от тебя?

Денис, а кто находится слева от тебя?

Илья, встань впереди меня.

Алина, встань между мной и Ильей.

Ева, встань слева от Алины.

Никита, встань между Евой и Алиной.

Молодцы.

Ребята, сегодня утром на столе я нашла письмо, которое адресовано детям старшей группы № 12. Давайте откроем его и посмотрим, что внутри. Ой, тут послание. Интересно, от кого оно? Давайте прочитаем его, и нам все станет ясно.

«Дорогие ребята, в нашей стране математики случилась беда. Злой волшебник заколдовал всех жителей королевства - все числа перепутались в числовом ряду, а геометрические фигуры забыли свои имена. Я целый год наблюдала за тем, как вы интересно играли на занятиях по математике, только вы можете снять колдовские чары, выполнив все задания. Королева Математики».

Ребята, мы поможем жителям страны математики?

Тогда отправляемся путешествовать в математическую страну. На чем мы можем отправиться в путешествие? (Ответы детей)

Я вам предлагаю отправиться путешествовать в страну математики на ковре-самолете.

Садитесь на корточки и закрывайте глаза. Раз, два, три - в математической стране очутись!

Мы попали с вами в страну математики.

Ой, ребята, злой волшебник повесил огромный замок на воротах королевства. Чтобы его открыть, нам нужно разгадать один секрет - догадаться какая из фигур лишняя.

Ребята, какие геометрические фигуры вы видите на замке? Есть ли здесь одинаковые фигуры? Сравните их, и скажите, чем они похожи, что есть общее? (сравнение по форме, цвету, величине)

Чем фигуры отличаются? Как вы считаете, какая фигура лишняя?

(круг - не имеет углов).

Молодцы, замок открыт, мы можем зайти в математическое королевство.

Итак, 1-ое задание:

«Случай странный,

Случай редкий,

Цифры в ссоре,

Вот те на! Со своей стоять соседкой,

Не желает ни одна,

Нужно цифры помирить.

И их строй восстановить»

Но для того, чтоб выполнить это задание вы должны разделиться на 2 команды. У меня есть защитные амулеты, которые помогут нам справиться с заданиями, прикрепите их себе.

Как можно помирить цифры? Что нужно сделать, чтобы они встали в нужном порядке?

Ответ детей : Выстроить числовой ряд.

Ребята вы согласны? Давайте все вместе повторим числовой ряд.

Дети командами выкладывают числовой ряд. Одна команда считает числа по порядку. Вторая в обратном направлении от 10 до 0.

Ребята, а давайте проверим, какое число вы поставили между числами 7 и 9?

Ответ детей : Восемь.

Все согласны?

Назовите соседей числа 6, 2, 4, 9;

Назовите число, которое больше числа 3 на 1.

Назовите число, которое больше числа 5 на 1.

Назовите число, которое больше числа 7 на 1.

А теперь сходите друг к другу в гости и проверьте верно ли выполнено задание. Молодцы вы отлично справились с этим заданием.

2-ое задание:

Воспитатель : Мы очутились с вами на поляне с волшебным цветком. Посмотрите с цветком что-то случилось? Какой он?

Ответ детей : Серый, бесцветный, тусклый.

Воспитатель : Какое у него настроение?

Ответ детей : Грустное, плаксивое.

Воспитатель : Чтобы цветок нам к жизни вернуть, нужно его лепестки расколдовать от чар злого волшебника- отгадать его загадки. Тот, кто отгадает - тот лепесток с угаданной цифрой к жизни возвращает:

Сколько солнышек на небе? (1)

Сколько лапок у кота? (2)

Сколько спинок у трёх свинок? (3)

Сколько у коня копыт, когда конь в траве лежит? (4)

Сколько пальцев на одной руке? (5)

Пять щенят + мам Лайка, сколько будет, сосчитай-ка? (6)

У маленькой Светы четыре конфеты.

Еще дала три Алла, сколько всего стало? (7)

Молодцы! Быстро всё разгадали!

3-е задание:

А сейчас, ребята, нас ждет физ.минутка!!! Будьте внимательны!!!

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернитесь

Пола ручками коснитесь

Сели-встали, сели - встали

И на месте поскакали.

4-ое задание:

Воспитатель : Итак, отправляемся дальше в путь. Дальше у нас волшебный лес и двигаться в нем надо змейкой. Вставайте, строго друг за другом. Вот мы с вами и добрались. Но что это? Все звери заколдованы. И здесь злой волшебник успел напакостить. Чтобы зверей расколдовать, надо собрать из геометрических фигур фигуру животного по схеме. Работать надо в парах кто с кем хочет. (Дети делятся на пары и выполняют задание).

Воспитатель : Разделитесь по командам - помогут вам ваши амулеты: круги -одна команда, квадраты - другая. (Дети собирают изображения животных по схемам). Молодцы, справились с задание. Вот и звери все ожили. Отправляемся дальше.

5-ое задание:

Воспитатель : Ребята, а здесь нас ждет игра, но не простая Эта игра - испытание «Верно-неверно» поможет исправить ошибки, которые злой колдун специально кое-где оставил.

Если вы услышите то, что считаете правильным, хлопайте в ладоши, если же то, что не правильно - покачайте головой:

Утром солнышко встает;

По утрам нужно делать зарядку;

Нельзя умываться по утрам;

Днем ярко светит луна;

Утром дети идут в детский сад;

Ночью люди обедают;

Вечером вся семья собирается дома;

В неделе 7 дней;

За понедельником следует среда;

После субботы идет воскресение;

Перед пятницей стоит четверг;

Всего 5 времен года;

Весна наступает после лета.

Молодцы, вы были внимательными!

6-ое задание:

Воспитатель : Посмотрим, какое следующее математическое задание нам приготовили. Я предлагаю вам сесть за столы на свои рабочие места.

Итак, вам нужно заселить в числовые домики жильцов. А сколько жильцов можно поселить в доме - вам покажет цифра на крыше дома. Приступаем.

Молодцы, это задание у вас тоже не вызвало затруднений.

7-ое задание:

Воспитатель : Злой волшебник заколдовал жителей страны математики при помощи магического круга. Если мы, ребята, разделим магический круг на равные части, колдун больше не сможет пакостить, и превратится в доброго волшебника. У вас на столах разноцветные круги - сложите свой круг на 2 равные части. Как нужно складывать, чтобы части были одинаковые? (совмещать края) Как можно назвать каждую из частей? ½ (половина) А теперь сложите ещё раз пополам? Как теперь называется полученная часть круга? ¼(четвёртая часть) Молодцы, злые чары сняты!!!

А давайте сделаем для нашего уже доброго волшебника один большой красивый ковер, выложив узор из разноцветных кругов. С этим ковром волшебник будет творить только добрые чудеса.

Ребята, вы выполнили все задания, навели порядок в стране математики, а злого колдуна превратили в доброго волшебника. Королева вам очень благодарна за помощь. Ребята, а вам понравилось наше путешествие? Что вам было особенно легко, что показалось трудным? (Ответы детей цепочкой).

Сегодня все дети работали хорошо, но особенно активны были…

Ну а теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Закрывайте глаза и начинаем отсчёт от 5 до 0. (дети считают хором)

Воспитатель : Вот Мы и в детском саду.

Мы в королевстве побывали,

Очень многое узнали.

Возвратились мы назад,

Детский сад нам очень рад!

Программное содержание: Закреплять умение считать предметы, представления о том, что результат счета не зависит от качественных признаков предмета. Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, обозначать пространственные отношения соответствующими словами. Способствовать формированию безопасного поведения в природе (в лесу). Развивать логическое мышление, речь, память, внимание. Воспитывать любовь к природе, желание помогать игровому персонажу, чувство юмора.

Словарная работа: длиннее, короче, шире, уже, поровну.

Предварительная работа: Беседы и чтение книг о весне. Рассматривание иллюстраций. Разучивание физминутки.

Методы и приемы : игра малой подвижности, использование ТСО, сюрпризный момент, беседа, дидактические игры и задания, работа по карточкам, проблемная ситуация, физминутка.

Оборудование: магнитофон, запись «Звуки весны», фланелеграф, указка, «дорожка здоровья», елка, игрушка Ежик.

Материал демонстрационный: мяч, ручеек и речка из голубой бумаги, разные по длине и ширине, «камушки» от маленького к большому, изображение домика из геометрических фигур на листе бумаги и геометрические фигуры разного цвета и размера, 5 цветов больших, 5 цветов маленьких разного цвета, 5 бабочек, 5 птичек, 5 листочков.

Раздаточный. Набор геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Карточки с 2 полосками, по 5 цветов большего и по 5 меньшего размера разного цвета.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас гости! Давайте поздороваемся с ними.

(дети здороваются с гостями).

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем. Все встали в круг. Я буду бросать вам мяч и задавать вопросы. Будьте внимательны!

Какое сейчас время года, Самир?

Самир: Весна.

Воспитатель: Какой сейчас весенний месяц, Даша?

Даша: Май.

Воспитатель: Какое время суток, Тимур?

Тимур: Утро.

Воспитатель: Какой сегодня день недели, София? София: Среда.

Воспитатель: Молодцы. А сейчас я приглашаю вас в необычное путешест-вие в весенний лес.

Дети: Да!

Воспитатель: Но прежде чем пойти в лес, нужно вспомнить правила безопасного поведения в лесу. Чего нельзя делать в лесу? Дети: Нельзя громко кричать, ломать ветки, рвать цветы, жечь костер…

Воспитатель: Молодцы, вы хорошо знаете правила поведения в лесу. А сейчас в путь! Волшебная дорожка приведет нас в лес (дети идут по Волшебной дорожке («дорожке здоровья») и приходят на «лесную полянку»).

Воспитатель: Вот и весенний лес! Как здесь хорошо, природа оживает, всё радуется теплу. А сейчас закройте глаза, прислушайтесь… (включает фонограмму «Звуки весеннего леса»). Греют солнечные лучи. Звонко поют птицы, радуясь весне! Какие еще звуки вы услышали?

Дети: Журчание ручейка.

Воспитатель: Да, правильно! Вот ручеек, а вот речка. Какой по длине ручеек, какая по длине речка?(побуждает детей использовать различные формы слов).

Дети: Ручеек короткий, а речка длинная. Речка длиннее, чем ручеек.

Воспитатель: А что шире – ручеек или речка? Что уже?

Дети: Речка шире, чем ручеек. Ручеек уже, чем речка. Речка широкая, а ручей узкий.

Воспитатель: Правильно. А сейчас внимательно слушайте задание. Девочкам нужно перейти речку по камушкам от маленького к большому, а мальчикам перепрыгнуть через ручеёк.

(Дети проходят препятствие.)

Воспитатель: Ой, кто-то фыркает под елкой. Кто же это?

Дети: Ежик!

Воспитатель: Он что-то хочет мне сказать.

Воспитатель: Да, ёжик, поняла! Дети тебе помогут. Ребята, Ежик спал всю зиму, а весной проснулся. Он увидел на полянке много цветов, бабочек и хотел их сосчитать, но никак не может. Давайте ему поможем! Посмотрите внимательно, что вы видите на полянке?

Дети: Птичек, бабочек, цветы, листочки.

Воспитатель: Да, правильно, давайте сосчитаем, сколько на полянке цветов?

Дети: На полянке 5 цветов.

Воспитатель: Сосчитайте, сколько бабочек?

Дети: На полянке 4 бабочки.

Воспитатель: Чего больше, цветов или бабочек?

Дети: Цветов больше, чем бабочек.

Воспитатель: Правильно! Вот прилетела еще одна бабочка. Что мы сейчас можем сказать о количестве бабочек и цветов?

Дети: Их стало поровну!

(Дети считают предметы. Воспитатель побуждает использовать в речи слова «больше, меньше, поровну»)

Ёжик: Спасибо, ребята! Вы замечательно умеете считать! У меня есть еще одна просьба, поможете?

Воспитатель: А что нужно сделать?

Ёжик: Ребята, я построил себе дом из разноцветных геометрических фигур. Он был очень красивым, но налетел ветер и все фигуры разлетелись. Помогите починить мой дом – найти для каждой фигуры свое место. (На столе геометрические фигуры – части домика)

Воспитатель: Из каких геометрических фигур был построен дом ёжика?

Дети: Квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал.

Воспитатель: Правильно! (приглашает детей по одному, они должны назвать геометрическую фигуру, его цвет и разместить на фланелеграфе).

Воспитатель: Ребята, посмотрите! Какой замечательный дом из геометрических фигур получился! Тебе нравится, Ёжик?

Ёжик: Спасибо, друзья! Помогли отремонтировать мой домик. Воспитатель: Давайте порадуем ежика. Посадим цветы около его домика.

Физминутка

«Наши красные цветки
(согнутые в локтях ручки соединяем и поднимаем перед собой, ладошки складываем ковшиком)
Распускают лепестки.
(пальцы расставляем в стороны)
Ветерок чуть дышит,
(дуем)
Лепестки колышет.
(шевелим пальчиками)
Наши красные цветки
Закрывают лепестки.
(снова соединяем пальчики в «бутон»)
Головками качают,
(качаем из стороны в сторону соединенными вместе кистями рук)
И тихо засыпают».
(соединенные кисти рук подкладываем под голову).

Воспитатель: Молодцы, а сейчас поработаем за столом. Перед вами карточки с двумя полосками — это грядки для цветов. В тарелочках лежат цветы. Посмотрите, они одинаковые?

Дети: Нет. Они отличаются по цвету и размеру. Цветы большие и маленькие.

Воспитатель: Правильно! На верхнюю грядку мы будем сажать 5 больших цветов (дети выполняют задание). Сколько цветов вы посадили?

Дети: Пять цветов.

Воспитатель: А сейчас на нижнюю грядку посадите столько же маленьких цветов, сколько больших. Будьте внимательны! (Дети раскладывают на карточках цветы).

Воспитатель: Сколько маленьких цветов? Каких цветов больше? Каких меньше? (дети отвечают на вопросы).

Воспитатель: Да, больших и маленьких цветов поровну.

Ежик: Спасибо, вам, друзья! Вы меня очень обрадовали!

Воспитатель: Ребята, давайте сделаем Ёжику подарок — аппликацию.

(Воспитатель объясняет последовательность приклеивания: солнышко в верхнем левом углу, цветок в нижнем правом углу, мячик в нижнем левом углу, тучка в верхнем правом углу.)

Воспитатель: Какая красота у нас получилась! Салават, где ты наклеил солнышко?

Салават: Я наклеил солнышко в верхнем левом углу.

Воспитатель: Аня, где ты наклеила цветок?

Аня: Я наклеила цветок в нижнем правом углу.

Ежик: Замечательные картины! Я повешу их на стену в моем домике. Спасибо мальчики и девочки, вы очень добрые, внимательные, я расскажу о вас всем своим лесным друзьям.

Воспитатель: И тебе спасибо, Ежик! А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. До свидания!

Дети: До свидания, Ёжик! (Ёжик уходит).

Воспитатель: Ребята, куда мы ходили? Как мы помогли Ёжику? С заданиями вы все справились. Молодцы!

Колточихина Альфия
Итоговое занятие по ФЭМП в старшей группе в форме экзамена-викторины

Итоговая математическая экзамен-викторина . Старшая группа .

Область «Познания» . Закреплять знания детей о геометрических фигурах : круг, квадрат, треугольник. Продолжать учить сравнивать числа и закреплять представления о цифрах в пределах 10. Учить отгадывать математические загадки, также составлять логические задачи. Учить правильно формировать ответы на вопросы задачи. Упражнять в составлении задач по рисунку, продолжать закреплять и углублять представления о частях суток, времени года и последовательностей дней недели. Воспитывать культуру честного соперничества в игра- соревнованиях.

Область «Социально- коммуникативная» . Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща заниматься.

Область «Речевое развитие» . Продолжать учить решать спорные вопросы с помощью речи : убеждать, доказывать, объяснять. Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях : существительные с числительными. Совершенствовать диалогическую речь.

Область «Художественно-эстетическая» Способствовать дальнейшему развитию движений под музыку.

Область «Физическое развитие» . Формировать правильную осанку ; умение осознано выполнять движения.

Материал. Картинки с задачами, математические карточки с примерами с пустой клеткой.

Ход занятия.

Воспит- Дети, заканчивается год. Школьники заканчивают учебный год и у нас тоже скоро будут каникулы. Школьники готовятся сдавать экзамены , чтобы перейти в другой класс, только школьники при сдаче экзамена отвечают каждый за себя. Но вы же еще не школьники, но осенью вы тоже придете не в старшую группу , а уже в подготовительную. Поэтому я вам предлагаю попробовать сдать свой маленький экзамен , не каждый за себя, а командой. Хотите попробовать сдать экзамен ? …

Сейчас мы поровну разделимся на 2 команды.

Если они будут самостоятельно делиться, без вашей помощи, то это будет «Социально-коммуникативное» + «Математика» . Конечно, будут споры, недовольства, даже где-то бардак, но зато какой жизненный опыт.

1. Первое задания для команд : надо придумать названия для команд. Каждая команда придумывает свое название.

2. Второе задание. «Разминка» . Слушаем вопросы чья команда отвечает правильно, та и зарабатывает балл. (Оцениваем по справедливости, отвечает команда)

Подарил утятам ежик

Восемь кожаных сапожек

Кто ответить из ребят

Сколько было всех утят? (4)

Раз к зайчонку на обед

Прискакал дружок – сосед

На пенек зайчата сели

Сколько съедено морковок?

(четыре)

На поляне у дубка

Сколько крот нашел грибков

(три)

Три зайчонка, пять ежат

Сколько малышей в саду? (8)

Пять ворон на крышу сели

И еще две прилетели,

Отвечайте быстро, смело :

Сколько всех их прилетело? (7)

Из какой посуды нельзя ничего съесть? (Из пустой.)

Оценивается правильный ответ по справедливости.

3 Задание на внимание. Назовите фигуры и сосчитайте сколько их.

Каждая команда выполняет свое задание.

4. Составь задачу по рисунку.

Правильность построения : условие-решение-ответ.

5. Динамическая пауза

«Мы в строю шагаем браво

Мы науки познаем

Знаем лево, знаем право

И, конечно же, кругом

Это правая рука

Ох, наука нелегка!»

6. Задания на быстроту мышления

Сколько солнышек на небе?

Сколько глаз у совы?

Сколько пальцев у перчаток?

Сколько огоньков у светофора?

Сколько колес у машин?

Сколько ушей у двух мышей?

Сколько дней в неделе?

Какой сегодня день недели?

Сколько углов у квадрата?

Сколько хвостов у пяти коров?

Сколько выходных дней на неделе?

Сколько углов у треугольника?

8 Найти неправильно написанное число.

9. Подвижная игра «Ждут нас быстрые ракеты»

Ждут нас быстрые ракеты

Для полёта на планеты.

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет :

Опоздавшим места нет!

9. Подведении итогов .

«Поздравляю вас, все успешно сдали свой маленький экзамен по математике и перешли в подготовительную группу ». Можно даже вручить «Похвальные листы» или «свидетельства» .

Публикации по теме:

Итоговое занятие по ФЭМП «Путешествие Колобка» в средней группе Задачи: 1) Образовательные: - формировать у детей элементарные математические представления, совершенствовать навыки счета в пределах 5;.

Итоговое занятие по ФЭМП в старшей группе «Приключения курочки, или петушок и бобовое зернышко» Итоговое занятие по ФЭМП в старшей группе № 3 «Приключения курочки, или петушок и бобовое зернышко» Программное содержание: Образовательные.

Итоговое занятие по ФЭМП в старшей группе Доминирующая область: «Познавательное развитие». Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное.

Итоговое занятие по ФЭМП в старшей группе «Чудо-дерево» Задачи: совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать до десяти, умение соотносить количество предметов с цифрой, знание.

Итоговое занятие в младшей группе по ФЭМП «В гостях у Мишки» Цель: Закрепить элементарные математические представления. Задачи: Образовательная: Различать понятия «много», «один», «по одному», «ни.

Итоговое занятие в форме квест-игры в старшей группе «В поисках клада» Итоговое занятие в старшей группе «В поисках клада»(квест-игра) Цель: Способствовать развитию воображения дошкольников, используя современные.

Статьи по теме: