Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию «Наш красивый, добрый мир! Конспект нод по нравственному воспитанию в подготовительной группе.
марина слинко
Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе «Жизнь дана на добрые дела»
Цель : углублять представление детей о доброте , как о ценном, неотъемлемом качестве человека; совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать своё мнение, проявлять доброжелательность , навыки культурного общения со сверстниками, побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей.
Задачи :
Воспитательные :
- воспитывать чувство доброжелательности , сопереживания, отзывчивости, потребность в дружеских взаимоотношениях;
- воспитывать стремление совершать добрые дела
Образовательные :
Формировать представление о том, что доброта есть проявление души;
Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
Совершенствовать познавательную активность;
Обеспечить введение нового слова «милосердие» в речевой обиход детей
Развивающие :
Стимулировать развитие мыслительных способностей детей;
Развивать умение наблюдать, развивать, сравнивать, анализировать;
Развивать мелкую моторику, двигательную активность, координацию движений;
Способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы детей
Актуальность выбора НОД обусловлена необходимостью формирования и развития нравственных качеств и дружеских взаимоотношений между детьми. В настоящее время наша страна переживает непростой период. И дело здесь не в смене политической системы, и развале экономики. Нас подстерегает другая опасность – и заключается она в разрушении личности, когда материальные ценности доминируют над духовными и из нашей жизни исчезают такие понятия, как доброта , милосердие, великодушие, справедливость, взаимопомощь, дружба.
Высокий уровень преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Всё это говорит о кризисе в отечественном образовании и воспитании . Что предпринять в данной ситуации? Как сберечь человека? Что в воспитании поставить на первое место? В недавнее время, как утверждает статистика, всё внимание педагогов было сосредоточено на обучении, второе место занимало введение в отечественную педагогику зарубежного опыта, и уж затем предполагало обращение к духовно – нравственным традициям. Вот только в последнее время отношение к нравственному воспитанию изменилось , идёт поиск духовного возрождения России , т. к. государство нуждается в образовательных моделях, обеспечивающих духовно -нравственные компоненты в содержании образования.
Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Методы :
Наглядные : демонстрация слайдов
Словесные : беседа, творческие задания, чтение и обсуждение стихотворений, пословиц и поговорок о добре
Формы : игровая, вариативно-информационная (презентация-иллюстрация)
Словарная работа : активизировать словарь «милосердие»
Предварительная работа : беседы на нравственные темы, рассматривание иллюстраций с различными ситуациями, обыгрывание ситуаций, составление детьми рассказов из личного опыта, прослушивание песен и стихов о добре и дружбе , разучивание пословиц, чтение художественной литературы.
Подготовительная работа :
Презентация;
Подготовка иллюстративного материала;
Подбор художественной литературы;
Практические ситуации
СЛАЙД 1 (картинка с солнышком)
Ход НОД:
Под музыку «Дорогою добра » воспитатель организует детей в круг :
Воспитатель : Доброе утро , ребята! Раз, два, три, четыре, пять - становитесь в круг играть (дети встают вместе с воспитателем в круг ) . Давайте все улыбнемся. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. И подумайте, как хорошо, когда все люди вежливы и приветливы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя, доброту , красоту, хорошее настроение, а выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения, плохое настроение.
(упражнение на дыхание)
Воспитатель : Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и весёлым давайте передадим друг другу ту искорку тепла и любви, что живёт в нашем сердце. а поможет нам это сделать сердечко . (игра «Сердечко» ) Мы с вами будем передавать сердечко и желать друг другу доброго утра , называя ласково имя того, кому вы будете передавать сердечко.
(Звучит спокойная музыка) .
Воспитатель : Почувствуйте, как по вашим рукам – из ладошки в ладошку – переходит доброта . Улыбнёмся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель : Поговорим сегодня с вами о доброте , о добрых людях и о хороших поступках. Дети, скажите, а что такое доброта ? Какого человека можно назвать добрым ? Какими качествами должен обладать добрый человек ?
Дети : ответы детей (щедрость, храбрость, отзывчивость, внимательность, трудолюбие)
Воспитатель : Хорошо, вы молодцы. «Тот, кто делает добро другим ,сам получает радость» . Давайте мы с вами сейчас это проверим. Становитесь в кружок.
ИГРА : «Добрый я » (содействует развитию понимания детьми самих себя) .
Воспитатель : У меня есть волшебный клубок. Каждый из вас будет наматывать себе ниточку на катушку и рассказывать какие добрые дела вы сделали , а потом передавать клубок своему соседу.
(Дети выполняют упражнение по кругу.)
Воспитатель : Ребята, видите, какой у нас получился большой клубок доброты .
Давайте вспомним произведения, в которых герои совершали хорошие добрые поступки :
Мультипрезентация : «Хорошие и плохие поступки «
Сказка В. Катаева «Цветик - Семицветик» (Девочка Женя потратила последний волшебный лепесток, чтобы вылечить больного мальчика Витю)
Рассказ В. Осеевой «Просто старушка » (Мальчик помог незнакомой старушке , которая упала на льду, подняться)
Сказка В. Сутеева «Мешок яблок» (Заяц был очень добрым и угощал всех яблоками)
С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое» (молодой человек вынес из огня девочку)
Рассказ Л. Н. Толстого «Котёнок» (Мальчик закрыл собой котёнка и спас его от собак)
Дети : ответы детей
Воспитатель : Как вы считаете нуждается ли природа в человеческой доброте ?
Дети : ответы детей
Воспитатель : Мы с вами учили поговорки о добре . Давайте их вспомним (ответы детей)
- Жизнь дана на добрые дела
Не одежда красит человека, а добрые дела
- Доброе слово лечит , а злое - калечит
Мир не без добрых людей
- Добрый человек добру учит
- Добро не горит и не тонет
Про доброе дело и говори смело
Воспитатель : Давайте расскажем и покажем, как мы помогаем маме.
Дети выполняют музыкальное логоритмическое упражнение (Железновы «Мамочка мы тебе поможем» )
Воспитатель : А как вы понимаете слово «милосердие» ? Что оно подразумевает?
Дети : ответы детей
Воспитатель : Милосердие – это милость сердца. Милость, идущая от сердца всегда бескорыстна. Милосердие – это готовность делать добро . Это сочувствие, сострадание. Доброта и милосердие способны творить чудеса. Я предлагаю вам поиграть в игру ИГРА : «Обиженный котенок» (способствует формированию у детей умения любить окружающих, делать для них добрые дела ).
Один из детей играет роль обиженного котенка, которого обидели люди. Он садится в центр круга и грустит. Дети по очереди пытаются утешить, пожалеть его.
Воспитатель : Видите, какие вы молодцы. Вы помогли котенку (ребенку) . Помочь кому-то, кто в беде – самое главное доброе дело .
Давайте с вами тоже будем милосердными и добрыми . Ведь только доброта может спасти мир от жестокости, злости и грубости. Я предлагаю послушать стихотворение о добре . (читает ребенок)
Доброта .
Нет ничего на свете
Прекрасней доброты !
Она. как солнце, светит
С небесной высоты.
Она нас манит нежно,
Ласкает нас мечтой.
Мы все живем с надеждой
На встречу с добротой !
Воспитатель : А сейчас, я приглашаю вас за столы.
На столах лежат белые листы, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры. (на выбор) .
Воспитатель предлагает детям на листе бумаги обвести свою ладошку. Каждый пальчик – доброе дело , которое ребенок сделал для другого человека. Дети называют, какое и для кого они сделали доброе дело , а потом выбирают цвета, соответствующие их добрым делам , и раскрашивают ладошки.
УПРАЖНЕНИЕ : «Ладошка доброты » (здоровьесберегающая технология – элементы арт-терапии) . Дети рисуют под музыку. (Звучит песня о доброте .)
Воспитатель : Видите, какие красивые у вас получились ладошки. Вы все молодцы, сделали много добрых дел . А что вам нравится больше : когда для вас делают доброе дело или , когда вы сами его делаете ? Ответы детей.
Давайте ещё раз улыбнёмся друг другу. посмотрите, даже в группе стало теплее и светлее Я хочу, чтобы вы всегда заботились и помогали друг другу, не давали друг друга в обиду и были внимательными друг к другу.
«Игра с ладошками» .
Конспект НОД в подготовительной группе
Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему «Спешите делать добро».
Автор: Ефименко Светлана Николаевна, воспитатель логопедической группы МБДОУ д/с №18 "Алёнка" г. Сафоново.Цель : развитие в ребёнке желания и умения творчески мыслить, анализировать окружающий мир, изучая себя с позиции добра, справедливости, любви.
Задачи
:
Воспитательные
:
- воспитывать чувство доброжелательности, сопереживания, отзывчивости, потребность в дружеских взаимоотношениях;
- воспитывать стремление совершать добрые дела
.
Образовательные
:
- формировать представление о том, что доброта, есть проявление души.
- совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
- совершенствовать познавательную активность;
- обеспечить введение нового слова «благотворительность» в речевой обиход детей
.
Развивающие
:
- стимулировать развитие мыслительных способностей детей;
- развивать умение наблюдать, выделять, сравнивать, анализировать;
- развивать мелкую моторику, двигательную активность, координацию движений;
- способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы детей
.
Интеграция образовательных областей: познание, социализация, художественное творчество, музыка.
Методы и приёмы
:
Наглядные
: демонстрация отрывка мультфильма «Если падают звёзды» по сказке С. Козлова «Как ёжик и Медвежонок протирали Звёзды»
.
Словесные
: чтение и обсуждение сказки М.Скребцовой «Ежиха - портниха» , беседа, творческие задания
.
Практические
: работа с раздаточным материалом, метод «одновременной имитации»
.
Формы работы
:
Игровая, вариативно – информационная (презентация - иллюстрация)
.
Словарная работа : активизировать словарь «благотворительность» .
Предварительная работа
.
Чтение детям сказок, обсуждение мультфильмов, беседы на нравственные темы, рассматривание иллюстраций с различными ситуациями, обыгрывание ситуаций, составление детьми рассказов из личного опыта, прослушивание песен и стихов о добре и дружбе, разучивание пословиц
.
Подготовительная работа
:
- презентация, видеоролик;
- подготовка иллюстративного материала;
- подбор материала (произведений художественной литературы, детские песенки, занимательные игры, практические ситуации)
.
Оборудование и атрибуты
:
- мультимедиа;
- ватман, с изображение лесной полянки с ромашками, Солнышка и тучек;
- игрушка – Ёж;
-детские песни;
- карточки с рисунками любых предметов или явлений окружающего мира;
- подарки для детей - диски «Добрые мультфильмы»;
- корзина с бабочками по количеству детей
.:
1
.Воспитатель
: Вас так много, а мне хочется познакомиться с вами. Скажите, вы верите в чудеса? Я тоже верю. Каждое утро ко мне приходит волшебник и приносит мне чудесные сказки, а сегодня я сказала волшебнику: " Сегодня я пойду в гости к детям и очень хочу подружиться с ними и узнать, как их зовут" Тогда волшебник подарил мне белый лист бумаги и сказал, что на нем чудеса рядом с нами, только в них надо верить. Сейчас мы попробуем сотворить маленькое чудо. (На листе ватмана парафином написаны имена детей. Смоченной в акварели ваткой закрашиваем лист. Когда проступают имена, читаем их: _____ и комментируем).
2
.Воспитатель
: А теперь я приглашаю вас в страну Доброты к моему другу Ёжику.
Звучит музыка («Дорогою добра»). Дети идут и рассаживаются на стулья.
Воспитатель
: Ёжик почему-то грустный. (На стене прикреплён большой лист ватмана) На его любимой ромашковой полянке солнышко сегодня закрыто тучами.
Дети : Солнышко закрыто тучкой. Солнышко не сияет
Воспитатель
: -Дети (По всему ходу занятия воспитатель обращается поименно к каждому ребёнку
), вы хотите помочь ежу? (Выслушиваю предложения). Мне Ёжик подсказывает, что нам с вами надо пройти ряд испытаний, сделать добрые дела и тучки будут исчезать. Согласны?
Вот послушайте сказку о маме нашего Ёжика.
3.Рассказывание сказки «Ежиха - портниха».
Беседа по сказке. (обратить внимание детей, что 1 тучка исчезла).
Воспитатель
: - Какие добрые дела могут совершить дети? (Ответы детей)
- Как можно назвать взрослых людей, детей, героев сказок, мультфильмов, которые приходят на помощь другим? (Добрыми, сердечными)
Нацелить детей на то, чтобы они не забывали делать добрые поступки по отношению к своим близким, знакомым и незнакомым людям, животным
Подвожу детей к понятию «Благотворительность»
.
Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что означает слово «благотворительность»? (Предположения детей) «Благотворительность» состоит из двух слов «благо» и «творить». «Благо» означает «добро», а «творить» - «делать». Значит слово «Благотворительность» означает «делать добро».
А как поступила сорока в сказке «Ежиха - портниха»?(Ответы детей) .
-Можем мы ей чем-то помочь, чтобы она стала добрее? (Тучка исчезла)
Дети
: подарим улыбки и развеселим.
4.Творческое задание «Доброе дело» .
Воспитатель : А Сорока тем временем нам уже новое задание принесла - картинки с изображениями предметов. Вам надо рассказать о доброте того, что изображено у вас на картинке. Например: Карандаш добрый потому, что он помогает создавать нам красивые рисунки. (Каждый ребёнок рассказывает о доброте того, что изображено у него на картинке. (Тучка исчезла).
5 .Воспитатель : А теперь Ёжик предлагает посмотреть небольшой мультфильм про то, как он со своим другом Медвежонком протирал звёзды.
Просмотр отрывка мультфильма «Как ёжик и медвежонок протирали звёзды».(По сказке С. Казакова.)
Подвести детей к выводу, что чистые звёзды это тоже наша доброта .
Воспитатель : Я предлагаю нам всем вместе тоже протереть звёзды.
6.Динамическая пауза под музыку .
Предложить детям под ритмичную музыку протереть звёзды. Проигрывание сюжета по сказке
(предполагаемый результат – чистые звезды – добрые сердца детей.) Воспитатель вместе с детьми выходит на ковёр и под ритмичную музыку (импровизируя) повторяет сюжет просмотренного мультфильма.
Воспитатель : Мы с вами и улыбаемся. Значит нам хорошо. Верно? А что нам помогает радоваться (Доброта, мы совершили хороший поступок) . (Тучка исчезла)
7 . Воспитатель : Я рада вашему веселью и улыбкам. Давайте мы сейчас сделаем одно общее доброе дело. Вот смотрите,Ёж принёс нам корзину, а там бабочки (Бабочки изготовлены в технике квиллинг).
Раздать детям по бабочке, предложить приложить их к сердечку, наполнить своей добротой, а потом прикрепить бабочку на ромашку, и при этом рассказать о сделанном добром поступке или о том, что собираешься сделать для других.
(Исчезает последняя тучка).
В результате «рождается» украшенная бабочками ромашковая поляна.
Засверкало солнышко .
Ёж : посмотрите, ребята, как весело отвечает на ваши улыбки солнышко! Давайте постараемся его сберечь.
Воспитатель : Какие чувства вы испытывали, делая общее доброе дело?
Дети : Делать добро радостно и приятно.
Воспитатель : Чаще говорите вежливые слова и делайте добрые поступки, и тогда многие ваши желания будут исполняться.
Ёж : Как красиво, какая яркая, нежная получилась у вас «Ромашковая поляна». Спасибо вам за такой подарок. Я тоже хочу вас порадовать и дарю вам диски «Добрые мультфильмы».
Воспитатель : Дети, что важное для себя Вы сегодня узнали? Где Вы это можете применить?
Дети : Надо быть добрым и вежливым. Быть веселым. Помогать людям. Если ты будешь хорошим, то у тебя будет много друзей. Доброта - это украшений нашей жизни.
Воспитатель
:Дети, мы с вами тоже можем быть волшебниками: делать добрые дела, помогать другим людям, говорить добрые слова – от этого всем будет лучше, мир будет добрее
.
Звучит песня "Дорогую добра".
Конспект непрерывной образовательной деятельности по дополнительному образованию духовно – нравственное воспитание дошкольников по рабочей программе «Виноградная лоза» (православная культура).
Тема: Сотворение мира.
Раздел: Православная культура.
/средняя группа/
Цель: духовно - нравственное воспитание дошкольников.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие (дни творения мира, мир как дар человека от Бога, разнообразие нерукотворного мира), художественно -эстетическое развитие (знакомство с иллюстрациями гравюр Юлиуса Карольсфельда, чтение стихотворения «Семь дней творения»), социально – коммуникативное развитие (отношение любви и доверия между близкими родственниками, лучшие качества человека), развитие речи (ответы на вопросы воспитателя, повторение слов физ. минутки), физическое развитие (физ. минутка)
Программное содержание:
1. Закрепить представление детей о днях творения мира.
2. Продолжать знакомить детей с взглядом на мир, как на дар Бога человеку.
3. Развитие познавательного интереса и эмоционального интеллекта дошкольников.
4. Воспитание доброго и бережного отношения к окружающему миру.
Форма работы: фронтальная.
Методические приемы: словесные (чтение педагогом стихотворения, вопросы к детям), наглядный (работа с иллюстрациями гравюр).
Словарная работа:
Активизация словаря: нерукотворный мир, дни творения, любовь.
Обогащение словаря: гравюра, дар.
Материал и оборудование: Шевченко Л.Л. книга 1 «Добрый мир. Прогулки по дням творения» стр. 8, 12, 26, 54, 62, 94, 112; гравюры по дням творения мира Ю. Карольсфельда; иллюстрации животного и растительного мира, иллюстрации космоса.
Предварительная работа: беседа «Мир вокруг нас: рукотворный и не рукотворный мир» с рассмотрением иллюстраций; дидактическая игра по дням творения «Собери картинку».
План НОД:
1. Мотивация.
3. Физ. минутка.
4. Рассказ воспитателя.
5. Итог занятия.
1. Мотивация.
- Вы уже обратили внимание на стол с иллюстрациями. Давайте подойдем к нему и рассмотрим иллюстрации более внимательно.
- Что изображено на иллюстрациях? (На иллюстрациях изображены животные, птицы, насекомые, растения, планеты и звезды).
- Как можно по-другому назвать все изображённое на иллюстрациях? (По-другому, можно назвать все изображенное - нерукотворный мир).
- Правильно. Как ещё можно сказать? (Ещё можно сказать, что это мир созданный Богом).
- Правильно ребята, весь нерукотворный мир создан Богом. Проходите, садитесь на стулья.
- Сегодня мы с вами продолжим начатое в прошлом году знакомство с тем, как Бог сотворил мир.
2. Чтение стихотворения с рассмотрением иллюстраций.
-Сядьте все красиво, как настоящие слушатели. Я прочитаю вам стихотворение о семи днях творения нашего мира и всего, что в нем. Слушайте внимательно, в процессе чтения я буду показывать гравюры знаменитого художника Юлиуса Карольсфельда. /выдерживается незначительная пауза, дети садятся красиво/
День первый.
Во мраке Божий Дух носился,
Кругом был хаос, темнота.
Вдруг луч надежды засветился -
Луч первой жизни и тепла.
Из вечной тьмы пришел рассвет,
Сказал Господь (Бог):
- Да будет свет!
/Показываю детям первую гравюру/
- Посмотрите дети внимательно на гравюру. Бога никто не видел, но художник, решил, что именно так Бог будет выглядеть на его гравюре. Итак, в первый день отделил Бог свет от тьмы.
/Работа с гравюрами происходит по ситуации, в зависимости от интереса детей/.
День второй.
Сотворил Бог в день второй
Свод небесный, голубой,
/Показываю детям вторую гравюру/
- Во второй день Бог сотворил небо и землю.
День третий.
В третий день Отец Небесный (Бог)
Твердь земную сотворил,
Ароматными плодами,
Древом жизни одарил.
Зелень яркими коврами
Расстилается кругом.
Все в садах, цветах, деревьях -
Это наш с тобою дом.
/Показываю детям третью гравюру/
- В третий день Бог разделил воду от суши и на суше произрастил все растения.
День четвёртый.
На небесной тверди вдруг
Засияло все вокруг.
Сотворил Бог в день четвертый
Золотого солнца круг.
К ночи яркое светило
Бледная луна сменила.
Всемогущий Господь Бог
В небе звездочки зажег.
/Показываю детям четвертую гравюру/
- В четвертый день Бог сотворил солнце, луну, звезды и планеты.
День пятый.
Было тихо над землей,
Лишь волной шумел прибой.
Сотворил Господь в день пятый
Рыб и птиц для нас с тобой.
В океане голубом
Кит, дельфин, карась и сом
Обрели с тех пор свой дом.
Птицы радуются в небе,
Занимается заря.
Они песней славят Бога,
За любовь благодаря.
/Показываю детям пятую гравюру/
- В пятый день Бог сотворил всех птиц и рыб.
День шестой.
- Что создал Бог в день шестой?
- Скот, зверей. И мир земной,
Озаренный ярким светом,
Поразил своей красой...
Продолжая свято дело,
Бог создал Адама с Евой.
Их Господь благословил,
В сад Эдемский поселил,
И изрек слова Творец:
- Человек всему венец!
/Показываю детям шестую гравюру/
- В шестой день Бог сотворил всех зверей и первых людей, мужчину Адама и женщину Еву.
День седьмой.
К дню седьмому сотворил:
Небо, землю, скот, зверей,
С Божьим образом людей.
Их Господь благословил
И любовью одарил.
Освятил Бог день седьмой
И нарек его - покой!
/Показываю детям седьмую гравюру/
- В седьмой день Бог отдыхал так и верующие люди в седьмой день, в воскресенье, ходят в храм. Необходимо понимать, что "день" в данном случае - это условное название: день творения может пройти в одно мгновение или в несколько лет.
3. Физ. минутка.
- Давайте немного разомнемся - проведем физ. минутку. Станьте свободно на ковре, не мешая друг другу. Повторяйте за мной не только движения, но и слова.
Ветер дует нам в лицо. Махи ладонями в лицо себе.
Закачалось дерево. Встав ноги на ширине плеч, руки подняты вверх
раскачиваемся из стороны в сторону.
Ветерок все тише, тише - присели на карточки, руки опустили на пол.
Дерево все выше, выше! поднялись на носочки, тянемся вверх руками.
4. Рассказ воспитателя.
- Вы, наверное, думаете, а зачем Бог создал мир и все что в нём? Дети, Бог есть любовь и от полноты своей любви он создал мир и человека. Вы любите своих мам, пап, дедушек и бабушек и вы с ними делитесь своими радостными переживаниями, своими достижениями. Потому что вы их любите, и они любят вас, они радуются вместе с вами и радости получается больше. Ведь одна радость на двоих – это две радости. Вот и Бог создал человека, что бы разделить с ним свою любовь, а мир - как дар человеку, что бы человек заботился о нём, берег, сохранял его и тем самым приумножал в себе лучшие свои качества доброту, милосердие, трудолюбие и любовь ко всему живому.
5. Итог занятия.
- О чем сегодня мы с вами говорили? /Мы говорили о днях творения мира/
- Для чего Бог сотворил мир и всё что в нем? /Бог сотворил мир в дар человеку, чтобы люди заботились о мире и становились лучше сами./
- Что нового вы для себя узнали? /Ответы детей/
- Что вам больше всего понравилось? /Внимательно выслушиваю ответы детей./
Заворина Галина Дмитриевна
Завориной Галине Дмитриевне
Воспитатель
МАДОУ «Детский сад №59»
Конспект непосредственно – образовательной деятельности
по нравственному воспитанию
для детей старшего дошкольного возраста
Тема НОД: Новенькая.
Возраст детей: 5-6 лет.
Цель:
Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к окружающему миру.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей старшего дошкольного возраста с понятием – толерантность;
Формировать умение видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям.
Развивающие:
Способствовать развитию навыков социально приемлемого толерантного поведения.
Развивать способности к творческому самовыражению и коммуникации в пространстве внутренней и внешней правовой культуры.
Воспитательные:
1. Воспитывать культуру межличностного взаимодействия детей группе в духе толерантности.
2. Воспитывать уважительное, внимательное отношение к ближним, способность к сопереживанию, сорадости и адекватному проявлению этих чувств к сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи.
Оборудование: Кукла Алина, мячик, картонное «сердце» разрезанное на части.
Предварительная работа: чтение с детьми сказки Г.Х. Андерсена " Гадкий утенок", выучить с детьми стихотворение Е. Трутневой «Доброта», «Толерантность», познакомить с национальностями, проживающими на территории России.
Словарная работа: толерантность.
Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Ход занятия.
Воспитатель заносит в группу новую чернокожую куклу.
Дети, хочу вас познакомить с новой куклой она приехала к нам из Эфиопии, зовут Алина и хотела бы остаться в нашей группе, но не знает, примите ли вы её. У неё есть печальная история, она жила в одном детском саду там над ней дети смеялись, показывали пальцем, дразнили и обзывали, поэтому она боится всех детей. Как вы считаете, правильно вели себя дети? Почему? Как поступите вы? Ответы детей.
Вспомните, в какой сказке описана похожая история? (Обитатели птичьего двора из сказки Г.Х. Андерсена " Гадкий утенок" обижали утенка за то, что он был некрасивым. Они называли его гадким, никто с ним не дружил.)
Несмотря на разную внешность, все имеют равные права. Какие права у нас есть? Ответы детей. (Право на жизнь, любовь, заботу, игру. ..)
Игра «Мы с вами похожи»
Для того чтобы Алина не боялась нас и мы лучше поняли друг друга, приглашаю поиграть в игру «Мы с вами похожи». Участники встают в круг, ведущий приглашает выйти в центр участников, у которых одинаковый цвет волос с Алиной, карие глаза, волнистые волосы, имя на букву «А», две руки, две ноги, пять пальцев на руках и т.д.
Видите, сколько у нас общего, несмотря на то, что мы все разные, даже Алина заулыбалась. Каждому человеку приятно, когда ему говорят что-нибудь хорошее. Сегодня мы с вами вспомним о такой приятной вещи, как комплимент.
Игра «Учимся говорить комплименты»
Воспитатель передаёт мяч одному из участников и говорит ему комплимент, тот передаёт следующему и т.д.
Наша куколка Алина совсем перестала бояться, она сказала про вас, что вы толерантные дети.
Вы знаете, что означает слово толерантность? Ответы детей.
Толерантность это способность быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает, уважать других, невзирая на различия.
А сейчас мы послушаем, как понимает это новое слово…
Ребёнок читает стихотворение.
Толерантность – это значит,
Если дружно все живут.
И теплом сердец согреты,
Садик, быт наш и уют.
Стать толерантными нам помогут такие качества: Взаимопонимание, Взаимоуважение, Ответственность, Доброжелательность, Сдержанность, Уступчивость, Терпимость, Доброта.
Всегда ли мы с вами проявляем эти качества по отношению к другим людям? Ответы детей.
Алина рассказала про мальчика из Грузии, который не очень хорошо говорит по-русски, ему было трудно подружиться с детьми, поэтому дети смеялись и дразнили. Вы бы его защитили? Что бы вы сказали детям, которые его обижали? На каком языке стали общаться?
Есть язык жестов и мимики, на котором можно общаться с иностранцами, когда не знаешь их языка. Давайте попробуем пообщаться на этом языке. Как бы вы объяснили, что вам хочется пить? (Есть, вы устали и хотите спать, вам нужно найти автобусную остановку..)
Языку жестов и мимики мы научились, куколка Алина хочет посмотреть какие вы дружные.
Игра-тренинг на сплочённость коллектива.
Вдоль стены построиться в шеренгу парами, середина, воображаемая пропасть .
Задача: пройти парой от одной стены до другой поочерёдно, используя разные способы движения, не повторяя движения предыдущих пар, повторил – упал в пропасть.
(Например: одна пара идет на носочках, вторая пара бегом, третья-пара ползет, с ножки на ножку, и т.д.).
Если одна из пар повториться, то дать шанс: Мы даем вам еще один шанс спасти ваши взаимоотношения.
Все благополучно выполнили задание, молодцы!
Игра «Доброе животное» (Н. Л. Кряжева, 1997 год)
Воспитатель тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы - одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох - шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох - два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук - шаг вперед, стук - шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе и становимся добрее и добрее».
Дети читают стихотворение Е. Трутневой «Доброта»
Ребенок 1.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта не пряник, не конфета.
Ребенок 2.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Ребенок 3.
Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Ребенок 4.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
С каким новым словом вы сегодня познакомились?
Что значит толерантный человек? (Ответы детей).
Как вы считаете, а вы толерантные дети?
Почему вы так считаете?
Алина хочет вам преподнести символ сегодняшнего знакомства с ней, но вы его должны сложить сами и посмотреть, что получиться. (Дети складывают большое сердце).
Что получилось?
Что оно обозначает? (Ответы детей).
Какие люди вам приятны добрые или сердитые? Почему?
Алине вы очень понравились, она остаётся, потому что у вас есть доброта, любовь, понимание и прощение. Предлагаю исполнить всем вместе танец «Дружба».
Савельева Юлия Александровна старший воспитатель МБДОУ ЦРР – детского сада № 5 «Сказка» г. Озёры
В ФГОС определены основные принципы дошкольного образования: полноценное проживание ребенком всех этапов детства, индивидуализация дошкольного образования, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Одной из задач ФГОС является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных ценностей. Задачи духовно-нравственного воспитания ставились и ранее, во ФГОС они поставлены в области: социально- коммуникативное и познавательное развитие, и предполагают формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о ценностях нашего народа, традициях и праздниках.
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем. Мы обязаны донести до наших детей моральные принципы и этические нормы, которые дадут им прочную основу для становления в жизни.
Одной из актуальных проблем, стоящих сегодня перед нами, педагогами, является развитие культуры чувств у детей.
Выбор темы диктуется многими и самыми разнообразными обстоятельствами: общим настроением группы, погодой, самочувствием, наличием наглядного материала. Но выбор этот безграничен. Важно – уловить те интонации познания окружающего мира, которые позволяют каждому ребёнку почувствовать себя сопричастным к доброму и прекрасному, что открывается для него в этом мире.
Цель: создание благоприятного психологического климата в коллективе.
Задачи:
- познакомить детей с элементарными правилами поведения, этикой общения и приветствия; расширить словарный запас детей: приветствуют, здороваются, благодарят
- развивать диалогическую речь, умение отвечать на вопросы воспитателя; развивать коммуникативные способности по отношению к сверстникам и взрослым
- воспитывать у детей нравственные чувства: милосердия, сопереживания, доброго, гуманного отношения к окружающему миру, дружелюбия, взаимопомощи, ответственности и заботы.
Методы и приемы: словесный - беседа, объяснение, наглядный - показ.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие» , «Речевое развитие» , «Познавательное развитие» .
Материалы и оборудование: МР3-проигрыватель, песня «Улыбка» , муз. В. Шаинского, слова М. Пляцковского, музыка Ф. Лист «Берёза любви» .
Предварительная работа: чтение художественной литературы, разучивание игр, беседы, работа с картинками по пословицам о доброте и дружбе; сюжетно-ролевые игры в группе «Семья» , «Магазин» .
Ход занятия
На фоне лирической музыки.
Воспитатель. Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнётесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы.
Воспитатель. Что мы пожелаем сегодня Кате, Серёже, Коле… (Воспитатель перечисляет всех детей, вспоминая их вчерашние заслуги.)
Воспитатель. А что вы хотите пожелать мне?
Воспитатель. Вдохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Выдохните из себя свежесть и красоту белого снега, теплоту солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
Воспитатель. Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода?
Воспитатель. А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе стало тепло и спокойно? Надо улыбнуться.
Звучит песня «Улыбка» , муз. В. Шаинского, слова М. Пляцковского.
От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснётся.
И она к тебе ещё не раз вернётся.
Звучит музыка.
Воспитатель. Дети, а какие вежливые слова вы знаете? Почему их называют волшебными?
Воспитатель. Вслушайтесь в волшебство вежливых слов и почувствуйте их чудодейственную силу.
«Здравствуйте!» - здоровья желаю.
«Благодарю!» - благо дарю.
«Извините!» - признаю свою вину и прошу простить.
«Спасибо!» - спаси Бог.
На фоне музыки.
Воспитатель. Волшебные слова приятно слышать каждому из нас. В них – нежность, тепло солнца. Они помогают нам сохранить добрые отношения, дарят радость. И тот, кто умеет их говорить – не знает ссор и обид. Скажите друг другу волшебные слова так, чтобы они вызывали улыбку и подарили всем хорошее настроение. (Воспитатель каждому ребёнку дарит волшебное слово) .
Воспитатель. Дети посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Как вы думаете, для чего человеку, взрослому и ребёнку, нужна улыбка? Почему животные, собаки и кошки, например, могут обойтись без улыбки, а человек нет?
На фоне музыки (Ф. Лист «Берёза любви» ) .
Воспитатель.
Ты улыбкой, как солнышком брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно будет забот.