Конспект занятия к Пасхе. Конспект занятия по ознакомлению с праздником «Словно в сказку попали, и о Пасхе мы узнали."

Воспитатели:
Васильева Анна Александровна
Маркова Светлана Юрьевна
Цель: создать условия для приобщения детей к русской национальной культуре.
Задачи:
Познакомить детей с христианским праздником Пасхи;
Развивать творческие способности, обогащать музыкальный опыт детей;
Воспитывать в детях нравственные качества: милосердие, добродушие, чувство любви к ближнему своему.
изготовление заготовок для пасхальной открытки, создание сюрпризного момента- спрятать корзинку с шоколадными яйцами.

Ход работы :
Воспитатель: читает стихотворение А. Фет «Уж верба вся душистая»

Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.
Станицей тучки носятся,
Тепло озарены,
И в душу снова просятся
Пленительные сны.
Везде разнообразною
Картиной занят взгляд,
Шумит толпою праздною
Народ, чему-то рад…
Какой-то тайной жаждою
Мечта распалена -
И над душою каждою
Проносится весна.

Воспитатель: Ребята, скажите, о каком времени года идет речь в стихотворении.
Ответы детей:___
Воспитатель: Правильно Весна. Давайте вспомним весенние праздники.
Ответы детей:___
Воспитатель: молодцы много праздников знаете.
Звучат колокола с тихого до громкого (музыкальный фон)
Воспитатель: Ребята что это, вы слышите.
Ответы детей:___
Воспитатель: Да это колокола, а какой праздник приветствуют колокола.
Ответы детей:___
Воспитатель: правильно, это праздник Пасхи. Вы хотите о нем немного узнать.
Ответы детей:___
Воспитатель: Пасха - это главный праздник христианского мира, это день воскрешения Христа. Это победа жизни над смертью! По великой любви к нам, людям, Господь сошёл на землю в образе человека Христа, принял за нас страдание и смерть на кресте. На третий день после погребения свершилось чудо – Господь воскрес из мёртвых!
На Пасху принято христосоваться и целовать трижды друг друга.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете как приветствуют друг друга на Пасху при встречи?
Ответы детей:___
Воспитатель: Вы правы, но это нужно делать правильно:
Первыми приветствуют младшие словами:
"Христос Воскресе! ", а старшие отвечают им: "Воистину Воскресе". Давайте мы с вами потренируемся, я буду читать стихотворение, а вы мне будете помогать.

Андрей УСАЧЁВ ПАСХА

На землю сходит светлый праздник Пасхи,
Волшебнее любой волшебной сказки,
Чудеснее любых земных чудес:
Христос воскрес!
Воистину воскрес! (дети)
Пасхальный звон, и яйца с куличами.
Берёзки встали белыми свечами.
И над землёй несётся благовест:
Христос воскрес!
Воистину воскрес! (дети)
И верба в честь Святого Воскрешенья
Весенние надела украшенья.
И словно храм, наполнен пеньем лес:
Христос воскрес!
Воистину воскрес! (дети)

Воспитатель: Молодцы спасибо. Ребята, а еще при встречи необходимо три раза целоваться щека к щеке, это называется похристосоваться, давайте и мы похристосуемся.

Воспитатель: Хорошо вот так вы должны встречать гостей и приходить сами в гости. А кто мне сможет подсказать, какие блюда готовят на Пасху.
Ответы детей:___
Воспитатель: и опять вы правильно все сказали, но знаете ли вы, почему именно яичко, в какие цвета нужно красить и какой цвет самый главный?
Ответы детей:___
Воспитатель: я на это вам расскажу одну красивую легенду:
Мария Магдалина после Воскресения Христова отправилась странствовать по свету, рассказывая, всем о своем учителе и пришла в Рим к императору Тиберию. Тогда было принято преподносить императору подарки, но у Марии ничего не было, кроме обычного яйца. Она протянула его Тиберию и сказала: «Христос воскрес! » Тиберий рассмеялся и ответил: «Разве так бывает, чтобы мертвые воскресли? » «Это также невозможно, как и то, что это белое яйцо может стать красным». И вдруг … яйцо стало на глазах у всех менять свой цвет и вскоре стало ярко-красным. Сегодня эту красивую легенду помнят не все, но обычай дарить крашеные яйца сохранилась до сих пор.
Воспитатель: а еще мы красим яйца ярко- жёлтый цвет – цвет солнца, зелёный – цвет весны. Но я вам скажу, что не все яйца нужно красить так как в легенде, их можно раскрашивать разными узорами, цветами, но перед этим их необходимо сварить. А почему?
Ответы детей:___
Воспитатель: Да молодцы. И еще на праздничный стол обязательно ставят пасху и куличи.
Ответы детей:___
Воспитатель: Я, конечно, очень надеюсь, что вы им поможете родителям подготовиться к празднику.
Ответы детей:___
Воспитатель: Засиделись мы с вами, заслушались, а про игры веселые забыли. Давайте же с вами поиграем. и в конце нас обязательно будет ждать сюрприз. Давайте разделимся на команды.
Игра: «Головоломка» Перед каждой командой кладётся – разрезанное на части яйцо. Команды должны собрать его, чья команда быстрее, та и победила.

Эстафета с яйцом. Каждой команде выдается по ложке, ставится миска с яйцами на один край ковра и вторая пустая на другой край. Участникам необходимо, взять ложкой яйцо и донести в пустую миску, вернуться и передать следующему участнику команды ложку. Так чья команда быстрее справился с заданием - тот выиграл.

Игра «За двумя зайцами». Перед детьми кладутся два бутафорских яичка. Нужно третьим яичком попасть по ним так, чтобы они покатились в разные стороны.

Воспитатель: Молодцы поиграли, выиграла, конечно же, дружба и осталась у нас самое главное задание, а какое я вам сейчас расскажу: Когда я утром шла в детский сад, мне по дороге встретился пасхальный зайчик и сказал что был у нас в группе и оставил целую корзину подарком, но где не сказал. Вот я вам и предлагаю помочь мне найти сюрприз от зайчика.
Дети начинают поиски, ребенок нашедший корзину приносит воспитателю.

Воспитатель: вы такие молодцы и с этим справились, и за наши труды предлагаю угоститься шоколадным яичком. На этом наш небольшой праздник подошел к концу. Ребята скажите, вам понравилось?
Ответы детей:___
Воспитатель: а что понравилось больше всего?
Ответы детей:___
На этом развлечение заканчивается, дети съедают шоколадные яйца и под пасхальные песнопения приступают к оформлению пасхальной открытки, для которой они готовили заготовки в течение недели.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Вешкаймская средняя общеобразовательная школа № 1

Ульяновская область

Коршунова Юлия Валентиновна,

учитель начальных классов

Номинация

«Лучший урок по Основам православной культуры для общеобразовательной организации»

Тема: « Пасха»

(в тематическом планировании № 8)

Познакомить учащихся с историей и смыслом главного праздника христиан – Пасхой.

Способствовать развитию воображения, обогащению словаря детей.

Приобщить младших школьников к истокам русской культуры, воспитывать любовь к культуре своего народа, его традициям, обычаям, обрядам.

Содействовать формированию привычки следовать праздничным традициям осознанно.

Коммуникативные: обсуждение услышанного; работа в группах и парах; выработка умения слушать и слышать друг друга.

Личностные: умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы.

Познавательные : отработка терминов и понятий; работа с иллюстрациями презентации

Предварительная подготовка : В классе оформлена выставка «Пасхальная радость» (работы детей и родителей). Дети заранее учат весенние русские народные заклички и приговорки.

Оборудование: мультимедийная презентация и соответствующее оборудование

ПЛАН УРОКА

    Орг. момент (3 минуты)

А) Эмоциональный настрой

Б) Актуализация темы.

В) Сообщение темы и целей урока

2. Основная часть урока (32 минуты)

А) Беседа по теме урока (7 минут)

Б) Народные игры (7 минут)

В) Роспись пасхальных яиц (10 минут)

Г) Игры с «писанками» (8 минут)

    Итог урока (3 минуты)

    Рефлексия (5 минут)

    Домашнее задание (2 минуты)

ХОД УРОКА

1.Орг. момент

А) Эмоциональный настрой (Звучит русская национальная мелодия.)

Учитель:

Здравствуйте, ребята!

Звонко капают капели

Возле нашего окна.

Птицы весело запели

В гости Пасха к нам пришла.

Б) Актуализация темы.

Учитель: А скажите мне, дети, какое событие послужило для утверждения этого праздника в христианской религии?

Дети: (Воскрес (ожил) Иисус Христос после того, как его распяли на кресте.)

В) Сообщение темы и целей урока

2. Основная часть урока

А) Беседа по теме урока

Учитель : Ребята, сегодня на уроке мы с вами поговорим о самом великом празднике, который отмечается на Руси - празднике Святой Пасхи.

Этот праздник в народе называют праздником праздников, торжеством из торжеств. Празднуется Пасха всегда в воскресенье.

Пасха считается главным христианским праздником, поводом для которого стали спасительные страдания и воскресение Иисуса Христа. Ребята, а знаете ли вы, что означает слово "Пасха"? Слово произошло от древнееврейского - "прехождение".

Неделя перед пасхой называется страстной. Великий четверг напоминает о последнем причастии. В пятницу Христос был распят на кресте, его тело поместили в пещеру. В Великую субботу на Гроб Господень сошел Благодатный Огонь, знаменующий Воскресение Христа. На третий день, ночью, Иисус Христос ожил. Ангел Господень повелел рассказать об этом всем ученикам.

Ученик 1

Чудо выше всех чудес - Христос Воскрес!

Смерть ушла и страх исчез - Христос Воскрес!

Хоры ангелов с небес прославляют Божий крест.

Христос Воскрес - Воистину Воскрес!

Ученик 2

Нас Господь от смерти спас - Христос Воскрес!

Царство Божие средь нас - Христос Воскрес!

Веселись и славословь - нынче царствует любовь!

Христос Воскрес - Воистину Воскрес (пасхальная песня)

Учитель:

Как по-другому называется этот праздник?

Дети : (Светлое Христово Воскресенье.)

Учитель:

В этот день в церкви вспоминают страдания и смерть Иисуса Христа на кресте, учат христианскому всепрощению, потому что Иисус Христос любил всех людей и прощал им все зло. Даже когда его пригвоздили к кресту, он молился за своих врагов и говорил: «Отче наш! Прости им, они не ведают, что творят».

Праздник Святой Пасхи знаменит различным угощением, которое в течении года не встретишь ни на одном праздничном столе. Скажите мне, дети, какие блюда готовят один раз а году, только для пасхального стола?

Дети. (Куличи, пасхи, крашеные яйца.)

Учитель: А чем украшают дом?

Дети .(Зажигают свечи, включают лампы, люстры, светильники, в вазы ставят веточки вербы.)

3 ученик

Кругом леса зазеленели,

Теплом дохнула грудь земли,

Внимая трелям соловьиным,

Вербы, вербы расцвели.

Верба, верба, наша пальма - ты на вид совсем проста!

Но с тобою мы встречаем к нам грядущего Христа.

Потому и отдаем мы каждый год, весною, вновь

Белой вербе нашу нежность, нашу ласку и любовь. (Н. Горчаков)

Учитель: Да, вербу ставят за неделю до Светлой Пасхи, в вербное воскресение. Верба в России считается первым цветущим кустарником. Издавна считалось, что достаточно трех цветущих веточек вербы, чтобы прогнать из дома всю нечистую силу. А в вербовых золотых пушистых сережках содержится целительная сила. Бабушки их разминали в ладонях, прикладывали к лицу и приговаривали: « Сойдите, морщинки, разгладься, кожа». Размятую веточку вербы повязывали платком ко лбу и шептали: «Уймись, головная боль!» Кору вербы сушили, размельчали в порошок, и она становилась целительным лекарством. Больному давали вдыхать вербный порошок, и у него исчезал насморк.

Праздник Святой Пасхи богат обрядами. В этот день старики расчесывали волосы с пожеланиями, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове, умывались с золота, серебра и красного яичка в надежде разбогатеть, а молодые взбирались на крыши,чтобы лучше рассмотреть как будет играть и веселиться красное солнышко. Весь народ шел в церковь. Всю ночь накануне Святой Пасхи шла пасхальная служба. Когда во время пасхальной службы звучали святые слова «Христос Воскрес. Воистину воскреси», молодые девушки загадывали на будущее: «Пошли, Боже, жениха хорошего, ни молодого, ни старого, а ровняшку».

В этот день, в день Святой Пасхи, во всех церквях и соборах после окончания Пасхальной службы звонят колокола.

4 ученик

Хорошо на колокольне

Позвонить в колокола,

Чтобы праздник был раздольней,

Чтоб душа запеть могла.

Будто ангельское пенье,

Этот дивный перезвон,

Светлым гимном Воскресенья

Зазвучал со всех сторон

5 ученик

Старинный медный колокол

На башне вековой,

Обросший мохом мрачным

И тощею травой,

Гудит, поднявши благовест

До радости небес,

Весенних, светлых, праздничных,

Поет: "Христос Воскрес!" (В.Шамаников)

Учитель: Давайте, дети, послушаем с вами колокольный звон.

(слушается запись)

Учитель : В Светлое Христово Воскресенье колокола звонят по - особенному торжественно. Этот звон зовется Пасхальный благовест.

6 ученик

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит.

Заря глядит уже с небес,

Христос воскрес! Христос Воскрес!

7 ученик

Вот просыпается земля,

И одеваются поля.

Весна идет, полна чудес,

Христос воскрес! Христос воскрес! (А. Майков)

Б) Народные игры

Учитель: Со Святой Пасхальной недели начинаются первые весенние игры и хороводы. Давайте и мы покличем весну, встанем в хоровод.

(Звучит русская национальная мелодия. Дети встают, заводят хоровод, читают заранее выученные весенние русские народные заклички и приговорки.)

1) Синички - сестрички, чечетки - тетки,

Кулички - мужички, скворцы - молодцы,

Из - за моря к нам летите,

Весну красну несите!

С шелковой травой,

С жемчужной росой,

С теплым солнышком,

С пшеничным зернышком!

2) Весна, весна, на чем пришла?

На сохе, на бороне, на чужой стороне.

3) Ой, весна, весна, тките, тетки, кресна,

А вы, мужички, точите сошники.

Да в поле поезжайте, пахать начинайте!

4) Жаворонушки, прилетите,

Тепло летечко принесите,

Нам зима надоела,

Весь хлеб у нас поела,

Дрова, солому всю пожгла.

Молоко все унесла.

5) Весна, весна красная!

Приди, весна с радостью,

С радостью, с радостью,

С великою милостью!

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными!

Учитель: Во все следующие за Пасхой дни Светлой седмицы, принято было заниматься благотворительностью (раздавать одежду, деньги, пищу нищим, больным людям) . И сейчас в наше время особенно необходимо посещение больных, стариков, бедных, которых надо угостить пасхальным куличиком, развеять их одиночество. Пусть и сейчас соблюдается этот милосердный обычай и вы постарайтесь его соблюдать.

В) Роспись пасхальных яиц

Учитель : А сейчас я хочу испытать ваше умение в росписи пасхальных яиц. По обычаю красили пасхальные яйца в Великую пятницу, за день перед Пасхой. Традиция красить яйца пришла из древности. Узнав о воскресении Господа, Его ученица Мария Магдалина пошла во дворец к царю Тиверию, чтобы рассказать ему о чуде воскресения. А т.к. была она очень бедна, то вместо богатых даров принесла царю обычное куриное яйцо. Царь не поверил в воскресение из мертвых и сказал, что скорее подарок Марии покраснеет, чем такое чудо могло бы произойти. В этот миг на глазах у удивленного царя и всего царского двора яйцо в руках у Марии Магдалины стало ярко красным. С тех пор появилась традиция красить на пасху яйца. Красили яйца чаще всего шелухой от лука! Считалось, что таким образом окрашенное яйцо приобретает целебную силу, помогает от всяких болезней, от сглазов. Малым детям, когда они плохо спали, катали по темечку яичко, и ночные страхи ребенка исчезали. На Руси красили яйца, расписывали их всеми цветами радуги. Окрашенные в один цвет яйца назывались «крашенки», расписанные узорами «писанки», а расписанные пятнами «крапанки». Крашеные яйца и пасху освящали в церкви и съедали в первую очередь – «разговлялись». Яйцо – символ новой жизни, чистой, светлой, символ надежды. Пасхальному яичку приписывают чудесные свойства. Раньше верили, что освящённое - яйцо может потушить пожар. С его помощью искали пропавшую или заблудившуюся корову. А есть ещё секрет: если пасхальное яйцо пролежит 12 лет, им можно вылечить все болезни. Если остается на год, исполнятся все желания.

Давайте с вами рассмотрим символы, изображениями которых расписывали пасхальные яйца. (рассматриваются изображения символов)

Сосна - долголетие и здоровье.

Звезда - нравственная чистота, человеколюбие.

Дубовый лист - гармония.

Солнце - к урожаю.

(Дети расписывают принесенные из дома вареные яйца фломастерами.)

Учитель: Мы раскрасили яйца. Как они называются в народе?

Дети (Писанки)

Г) Игры с «писанками»

Учитель : Сейчас мы проведем игры с писанками. Выходите из-за столов!

(Дети выходят и становятся в две шеренги в центре зала: девочки напротив мальчиков, разворачиваются лицом друг к другу.)

Игра 1 (участвуют поочередно несколько пар)

По команде дети одновременно раскручивают свои писанки. Чье яйцо дольше крутится, тот и победитель, он забирает яйцо проигравшего.

Игра 2 (участвуют оставшиеся пары)

Играющие катают писанки так, чтобы они столкнулись. Чье яйцо разбивается, тот отдает его сопернику.

Игра 3. По периметру стола разложены призы (конфеты, шоколадки, киндер-сюрпризы, небольшие игрушки). Ваша задача - своим яйцом выбить ту вещь, которая понравилась. Катать будем по очереди. Каждый получит тот приз, который он выбьет. Игра продолжится до тех пор, пока не выбьете все призы.

3.Итог урока

Учитель: Наше занятие подошло к концу. Давайте подведем итог.

О каком великом празднике шла речь сегодня? (О празднике Святой Пасхи.)

Как по-другому называется этот праздник? (Светлое Христово Воскресенье.)

Как называется кустарник, веточки которого приносят в дом и ставят в вазы за неделю до Пасхи, чтобы прогнать из дома всю нечистую силу?(верба)

Вечером, накануне праздника чтобы присутствовать на Пасхальной службе, где собирается народ? (В церкви.)

Утром в церквях и соборах после пасхальной службы начинают звонить во что? (В колокола.)

Как называется этот звон? (Пасхальный благовест.)

4. Рефлексия.

Учитель: -Молодцы! Понравилось вам занятие? О чем вам захотелось рассказать дома родителям?

8 ученик

Хвалите Господа с небес

И пойте непрестанно!

Исполнен мир его чудес

И славой несказанной!

9 ученик

Хвалите Господа с небес

И ангельские лики!

Пусть смолкнут всякая печаль

И ропот безнадежный.

10 ученик

Хвалите Господа с небес

И славьте, человеки!

Воскрес Христос! Христос воскрес!

И смерть попрал вовеки! (К. Романов)

Литература:

    «Сборник. Детям о Пасхе Христовой» . Составитель Наталия Куцаева. Издательство Белорусского Экзархата - Белорусской Православной Церкви., 2013

    «Пасхальная книга для детей. Рассказы и стихи русских писателей и поэтов» Издательство «Никея» (Ишимова. А.О, Есенин С. А., Майков А.Н.и др)

    Православные праздники: книга для детей и их родителей - Москва: Издательство « ДАРЪ», 2012.

    Ищук, В. В. «Встречаем весну. Народные праздники»- Ярославль, 2000.

    Материал сайта http://paskha.gatch

Интеграция областей: познание, художественное творчество (декупаж, экспериментирование.

Задачи: 1) познакомить детей с праздником Пасха

2) развивать у детей интерес к познанию русских традиций посредством рус. народных игр, художественно-прикладного искусства

3) воспитывать любовь к истории возникновения праздника.

Материалы: различные пасхальные открытки, иллюстрации, вареные яйца,

салфетки, яичный белок.аудиозапись «Пасхальный Благовест»

Ход занятия:

Воспитатель: -Ребята давайте вспомним народные праздники. Какие народные праздники вы знаете? (ответы детей)

Правильно; Новый год, Рождество, Масленица, Пасха, Троица- это праздники, которые люди до сих пор помнят и стараются соблюдать некоторые традиции.

На Новый год- ставят ёлку, на Рождество- проводят гадания, на Троицу почитают, восхваляют березку, на Масленицу обязательно пекут блины и сжигают чучело Масленицы прощаясь с зимой.

А что делают на Пасху? (ответы детей)

Да ребята, действительно на Пасху принято красить яйца и обмениваться ими, печь куличи.

Пасха- самый главный праздник христиан. К Пасхе люди готовились очень долго и эта подготовка называется - великий пост. В эти дни нельзя кушать мясо, молоко, яйца. А ещё в это время каждый человек должен задуматься о себе, о своих поступках хороших и плохих, о делах добрых и не очень, и должен понять, что же он сделал неправильно, плохо и по возможности исправить это.

В этот светлый и добрый праздник- Пасхи во всех церквях звонили колокола, по особенному, торжественно этот звон зовется "Пасхальный благовест".

(звучит запись колокольного звона)

Ребята, а может кому-то из вас знакомо имя- Иисус Христос?

Кто это? (ответы детей)

Да ребята, для верующих людей христиан, Иисус Христос- Бог. Он помогает людям в трудную минуту. Праздник Пасхи - это праздник прославления Иисуса Христа. Когда-то давно Иисус жил на земле и делал очень много хорошего для людей, помогал больным и бедным. А главное учил любить близких, людей и Бога. Народ очень любил Иисуса Христа, но люди бывают разные: гордые, завистливые, злые. Эти люди возненавидели Иисуса и решили его погубить. Они схватили и распяли его на кресте. Когда Иисус умер, его похоронили в пещере. Но произошло чудо через три дня Иисус воскрес. И в этот день люди стали праздновать воскрешение Иисуса Христа. И в пасхальный день люди приветствуют друг друга восклицанием "Христос Воскрес! "

А теперь ребята у меня для вас задание. Мы с вами делали аппликацию "Пасхальное яйцо". Я взяла нашу аппликацию и разрезала её на несколько частей. И ваша задача собрать из частей аппликацию.

Д/и "Собери из частей целое"

Молодцы, справились с заданием, А теперь скажите мне, кто знает как красят яйца? (ответы детей)

Правильно яйца красят специальной краской. А раньше яйца красили в луковой шелухе или настое трав. Яйца окрашенные в один цвет называются крашенками. Ещё были писанки - яйца, раскрашенные от руки узорами. А еще деревенские умельцы готовили к Пасхе деревянные писанки. В кондитерских продавали шоколадные и сахарные яйца. А ювелиры создавали яйца из фарфора и хрусталя, золота и серебра. Сейчас делают подарочные яйца из бисера, вязанные яйца, яйца в технике "декупаж".

А вы знаете ребята, почему дарили друг другу именно яйца? Потому что яйцо- это символ жизни. Красное яйцо считалось символом нового дня, новой жизни.

Ребята, давайте мы с вами попробуем покрасить яйца в луковой шелухе.

(окрашивание яиц, (беседа о безопасности)

Еще ребята в старину люди на Пасху устраивали народные гулянья, игры. Давайте и мы с вами поиграем в игру, которая называется "Катание яиц"

Проводится игра "Катание яиц"

Ребята давайте посмотрим наши яйца уже наверное окрасились, нужно их аккуратно вытащить из воды.

Ну что ребята, получилось у нас окрасить яйца? (ответы)

А для того чтобы наши яйца стали ещё красивее давайте их украсим.

Украшение яиц в технике "декупаж". (демонстрация открыток, наклеек)

Ребята посмотрите где располагается рисунок на яйце. (ответы)

Правильно, молодцы. Рисунок располагается на всей поверхности яйца или в центре яйца. Возьмите в руки салфетки и аккуратно вырежем рисунок который вам понравится. Теперь прикладываем рисунок к яйцу, где вам кажется, будет лучше и кисточкой наносим яичный белок на рисунок. Теперь положим яйца и дадим им высохнуть. Посмотрите какие красивые получились у нас яйца. Ну что к празднику мы готовы? (ответы детей)

Молодцы ребята, а вы знаете, что на Пасху еще играли в прятки, Но это не простые прятки. Кто нибудь из взрослых выходил утром в сад с подарками и прятал их. Проснувшись дети бежали в сад искать подарки.

Ребята, а вы помните, что мы с вами приготовили для наших гостей подарки? Но сегодня утром я решила поиграть с вами в "Прятки" и спрятала подарки. А вы должны их найти. Я вам даже немного подскажу.

Скажите мне, какое дерево распускается самое первое весной? (ответы детей)

Правильно верба. А теперь посмотрите внимательно по сторонам. Есть ли у нас в группе веточка вербы? (дети ищут вербу и подарки)

Раздают подарки гостям

Выбор детьми силуэта яйца и самостоятельная творческая деятельность, индивидуальная помощь в ходе работы.

Воспитатель: У нас все приготовлено для работы, предлагаю вам проявить свою фантазию и расписать силуэты яиц к Празднику Пасхи интересным узором.

Итог – анализ:

На ваших пасхальных яйцах получился яркий, красочный узор, ваши родные будут рады такому подарку, потому что он сделан от души.

Как люблю я праздник Пасхи! В светлый праздник Воскресенья

Приготовлюсь к четвергу Подарю своим друзьям

Бабушка яички красит По яичку с поздравленьем

Я ей тоже помогу. И скажу: «Раскрасил сам!»

На скорлупке хрупкой, тонкой

Для людей, для красоты,

Крашу кисточкой тихонько:

Крестик, солнышко, цветы.

В старину, если рисовали на яйце элементы сосны – это означало, что желают долголетие тому, кому дарят это яйцо.

Звезда – нравственная чистота, человеколюбие.

Петушиный гребень – к урожаю.

Цветы – символ красоты.

Точечки – символ плодородия.

Художественное творчество «натюрморт Пасха»
Цель. Вызвать у детей интерес к православному празднику «Пасха», эмоциональный отклик на художественные произведения, желание рассмотреть натюрморт, любоваться красотой предметов, развивать умение располагать предметы на всем листе бумаги, аккуратно закрашивать натюрморт красками. Воспитывать интерес к русской традиции, к изодеятельности,
Оборудование: скатерть; поделки: кулич, украшенные яйца, веточки вербы, акварельные краски, кисти, баночки с водой, салфетки, листы бумаги.
Предварительная работа: просмотр презентации «Пасха»; слушание аудио сказку- быль « Пасха» в исполнении Рудаковой Светланы; просмотр мультфильма «Моя первая библия»; раскрашивали яйцо - шаблон к празднику.
Ход занятия:
Воспитатель читает детям стихотворение: «Пасхальное яйцо»
Посмотрите, что за чудо
Положила мама в блюдо?
Тут яйцо, но не простое:
Золотое расписное,
Словно яркая игрушка!
Здесь полоски, завитушки,
Много маленьких колечек,
Звёзд, кружочков и сердечек.
Для чего все эти краски,
Словно в старой доброй сказке?
Мама всем дала ответы:
- Пасха – праздник самый светлый!
А яйцо, известно мне,
Символ жизни на земле!
(Автор: Татьяна Лаврова)
В течение пасхальной недели на Руси звучал колокольный звон. Любой мог подняться на колокольню и ударить в колокол. На площадях устанавливались качели и карусели, разбивались балаганы. Люди ходили друг к другу в гости, и вся неделя проходила в радостных встречах. Было принято приносить в подарок и обмениваться пасхальными яйцами. Яйца изготавливались и деревенскими умельцами, и ювелирными фирмами. Их делали из фарфора, хрусталя, цветного и прозрачного стекла, кости и дерева. В кондитерских продавались шоколадные и сахарные яйца.
Для того чтобы яички на праздничном столе выглядели красиво, за неделю до Пасхи в специальную посуду насыпали землю, сажали в нее пшеничные или овсяные зерна и ежедневно поливали. К Пасхе поверхность земли покрывалась нежной зеленой травкой, и уложенные в нее цветные яички очень красиво смотрелись.
И сейчас люди украшают столы к светлому празднику - Пасха. Давайте поиграем в игру « Накроем стол к Пасхе».
Физкультминутка Пасха.
Стол пасхальный накрываем,
Веткой вербы украшаем. Показ ладошками
Из печи несём куличики,
А от курочки – яички.
Дай нам, курочка, яичко простое, Пальцами «пишут» по воздуху.
Мы его распишем – будет золотое.
Яйцо – символ жизни, любви и надежды!
Нарядим яйцо в пасхальные одежды. Руки на поясе, повороты туловища.
Своему дружку Егорке
Нарисую мотылька. Машут руками, как мотыльки.
Без отцовской пусть без порки
Будет жизнь его легка!
Ну, а я подруге Оле
Разрисую всё фасолью.
Будет ей жених богатый, Показ бровей, веснушек.
Симпатичный, конопатый.
А соседским близнецам нарисуем солнце.
Пусть заглядывает чаще солнце к ним в оконце! Круговые движения руками.
Сегодня мы с вами будем сами создавать, как настоящие художники, натюрморт к пасхе. Давайте вспомним, что называют натюрмортом.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе
Или море в большом графине
Или розу в хрустале
Или бронзовую вазу
Или грушу или торт
Или все предметы сразу
Или все предметы сразу
Знай что это НАТЮРМОРТ.
Я предлагаю вам рассмотреть одну из картин. Да, это натюрморт. Ее написал художник И. Машков « Ягоды на фоне красного подноса» (Дети обсуждают натюрморт.)
- Скажите, а какое настроение она у вас вызывает радостное или грустное? Спокойное или тревожное? Почему? (Ответы детей)
- Давайте разберемся. В этом натюрморте буйство красок, умение радоваться каждому мгновению, которое дарит жизнь, потому что каждое мгновение – прекрасно.
Все предметы натюрморта знакомы нам, но чувствуется, что художник любуется щедростью природы, богатством окружающего мира и приглашает нас разделить с ним эту радость.
- Ребята, а давайте попробуем создать свою композицию для натюрморта!
- Каждый художник, прежде чем писать натюрморт, сочиняет его - выбирает предметы, которые он объединит в свою композицию, думает, как интересно расположить их, по отношению друг к другу.
- Для композиции нужно выбрать фон, которым будет служить кусок цветной материи.
Кто хочет составить натюрморт? Игра « Составь натюрморт» (2-3 раза).
Далее следует обсудить составление композиции. Какое настроение вызывает?
Предложить зарисовать натюрморт составленный детьми.

Бабушка Варвара в гостях у ребят!!!

Фольклорное развлечение для детей 2 младшей группы.

Дети заходят в зал и встают полукругом.

Вед: Здравствуйте, ребятки. Поздравляю вас с праздником, со светлым Христовым Воскресением! Это самый большой праздник у христиан. А как еще называется этот праздник? Пасха!

  1. Солнышко встало

В полях за рекою.

Утро настало

Уже голубое!

  1. Птицы щебечут

в одном упоенье,

Славя Христа за его Воскресенье!

  1. Христос Воскрес!- поет земля

Моря и горы, и поля!

И им в ответ звучит с небес:

Воистину Воскрес!!!

Песня «Весна»

  1. Звонко распевают

Птички за окошком,

Ручейки стекают

Прямо на дорожки

2.А в лесу весеннем

Голубой и нежный

Улыбнулся солнцу

Маленький подснежник!

(сели на стульчики)

Заходит бабушка и внучка Аленушка.

Бабушка : Здравствуйте, мои милые, здравствуйте, мои хорошие! Пришла я в гости, чтобы повеселить вас да потешить. Но сначала давайте с вами познакомимся. Зовут меня бабушка Варвара. А вот как вас зовут, я не знаю. А мне бы очень хотелось узнать! Давайте сделаем так: как только я скажу «Раз, два, три!», каждый из вас назовет свое имя. Договорились?

Дети: Да!

Бабушка: Приготовились: Раз, два, три!

Дети все вместе называют свои имена

Баб: Вот и ладненько, вот мы и познакомились! А вы ребята дружные, веселые, сразу видать. Вот и моя внученька Аленушка такая же. Она, как и вы, маленькая, носик курносый, и добрая, и веселая! А поет как - заслушаешься! Аленушка, спой ребятам песенку!

Песня Аленушки «Пасхальная весна»

Аленушка: А вы тоже, небось, песен много знаете? Спойте бабушке, детки. Любит она песни слушать!

Вед: Ребята, давайте бабушке споем песенку?

Песня «Два веселых гуся»

Баб: молодцы, малыши! Это и моя любимая песенка.

Вед: Бабушка, а наши ребята еще и плясать любят! Становитесь в круг скорее, да станцуем веселее. Бабушка, а ты не хочешь нам компанию составить?

Баб: Очень даже хочу! И мы с Аленушкой попляшем с ребятами! Веселые мы с ней- и спеть, и сплясать всегда готовы!

Танец с платочком

Баб: Ай да молодцы! Какие песни и пляски знаете! А загадки вы любите? Вот я для вас загадки интересные припасла! Слушайте да думайте. Кто знает- тот говорит, кто не знает, тот молчит!

Загадки:

1 . Серые лапки,

На лапках царапки. Кто это?

Баб : правильно, котик. Слушайте дальше.

2. Желтые комочки,

Мягкие, как вата,

Бегают за квочкой
кто это?

Дети: Цыплята!

Танец цыплят.

Игра «Кот и цыплята »

Баб: И еще одна загадка!

Очень рано встает,

Детям спать не дает.

Ку - ка –ре -ку!

Дети: Петушок!

Баб: Петя. Петя- петушок!

Золотистый гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка.

Очень рано встает,

Давайте споем песенку про петушка?

Песня «Петушок- проказник»

1.Петушок, петушок,

Красный красный гребешок.

Он пришел на праздник,

Петушок- проказник.

2.Он поет, он поет,

Никого он не клюет.

Он пришел на праздник,

Петушок- проказник!

Баб: Как у Пети- петушка

Шапка выше гребешка.

Сапоги сафьянные,

Шпоры оловянные.

Громче всех на свете!

Баб: И последняя загадка:

Комок пуха,

Длинное ухо.

Прыгает ловко,

Любит морковку.

Кто же это?

Достает игрушечного зайца и сажает его на стул. Предлагает детям накормить зайца морковкой.

Игра- шутка «Угости зайца»

Ребенок с завязанными глазами подходит к зайцу и старается накормить его морковкой.

Баб: Теперь станцуем и споем

Про то, как весело живем!

Танец «топни, ножка моя !»

Баб: Все так весело играли,

Песни пели, танцевали,

И за это я, ребята,

Вас сегодня награжу,

Я для вас сейчас, ребята,

Эту сказку расскажу…

Достает из корзины кукол для театра: деда, бабку, курочку, мышку, золотое яичко .

Бабушка: Жили- были дед да баба. И была у них курочка Ряба. Снесла им курочка яичко, да не простое, а золотое. Дед бил, бил- не разбил! Баба била- била- не разбила. Мимо мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось! Дед плачет, бабка плачет. А курочка кудахчет: «Не плачь, бабка, не плачь, дед! Я снесу вам много других яичек!.» И что вы думаете? Снесла! Да целую корзинку! Я эту корзинку сюда принесла, чтобы вас, малыши, угостить!

С Пасхи на Руси начинались веселые гулянья! И стар, и млад катался на каруселях, водил хороводы, на улицах пели народные песни, играли в игры. Вот и мы с вами немного повеселимся! В этот праздник красят яйца, расписывают их в разные цвета.

Крашенки, писанки и крапанки- так называются крашенные яйца.

Давайте поиграем с нашими яичками?

Игра «Катись, катись, яичко»

Дети стоят по кругу, ведущий дает два яичка в противоположные стороны детям. Они поют песенку и передают яичко по кругу, на ком заканчивается песенка, выходят в круг и танцуют .

Катись, катись, яичко.

По нашему кружочку.

Найди себе яичко

Для себя дружочка .

Вед: в круг, дружочки выходите

И вдвоем для нас спляшите!

«Чье яичко дольше прокрутится»

«Пронеси яйцо в ложке»

«Чье яйцо крепче»

Баб: Вот и подошла пора

Закончит праздник, детвора!

Пусть, как Пасхи день святой,

Радостный и ясный,

Будет в жизни миг любой

Светлым и прекрасным!

Вед: Давайте скажем спасибо бабушке Варваре за веселье, за доброту и ласку, за интересную сказку.

Баб: Хорошо в гостях, да дома лучше. До свиданья, ребятки! Желаю вам расти большими, вот таки-и-и-ими! Жду вас к себе в гости!

Статьи по теме: