Конспект занятия на тему кукла. Конспект занятия для младших школьников

Татьяна Коршева

Введение

Кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. Что такое кукла ? В словаре русского языка С. И. Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребёнка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека , она выполняет разные роли и является как бы партнёром ребёнка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя её осуществлять свои мечты и желания. Игра в куклы берёт на себя серьёзную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определённый идеал, давая выход потаённым эмоциям. Каждая девочка любит играть в куклы , да и многие взрослые женщины не отказались бы вернуться в детство. Не зря же на Руси существовало поверье : «Чем дольше девочка играет в куклы , тем счастливее она будет». Но в древние времена славянские куклы служили и мощными оберегами и сопровождали наших предков с рождения до смерти.

Была даже такая примета – когда дети много и усердно играют в куклы , в семье прибыль; если же небрежно обращаются с игрушками, в доме быть беде. Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек , так как кукла считалась ещё и символом продолжения рода. На Руси считалось плохой приметой прерывать игравшего ребёнка. Чем дольше дети играли в куклы , тем спокойнее была атмосфера в семье.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни в крестьянских семьях с давних времён была тряпичная кукла . В иных домах их до ста штук накапливалось. Играли в куклы до 7-8 лет все дети , пока ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки – юбки, их роли и сами игры строго разделялись.

Изготовление кукол было сугубо женским. Мужчин не подпускали даже краем глаза взглянуть на процесс. Все куклы изготавливались без ножниц, иголок и ниток. Использовались не только тряпочки, и глина, дерево, кость, солома и даже творог.

Однако все славянские куклы обереги были похожи в одном : у них не было лица. Кукла без лица считалась предметом неодушевлённым, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредной. Кукла изготовлялась быстро : туго скручивались тряпочки или солома, перевязывались верёвочкой, надевался платочек, и кукла готова .

На Руси, да впрочем, и у всех славянских народов . Было большое многообразие кукол.

Цели :

Развивающая : воспитание в учениках любви к Родине, ее истории и национальной культуре. Приобщение к традициям семейного уклада наших предков.

Дидактическая : Знакомство учащихся с многообразием традиционных русских кукол – оберегов.

Воспитывающая : Развитие творческой фантазии, познавательной активности и художественного вкуса.

Задачи урока :

Сформировать понятие о народной кукле , ее разновидностях и типах.

Научить простейшим приемам изготовления куклы без использования иголки.

Вид урока : комбинированный – Теоретическая часть и практическая работа.

Объект работы : Кукла – пеленашка , выполненная из натуральных тканей без использования иголки.

Материально-техническое оснащение :

Презентация, проектор, экран;

Куклы различных типов ;

Хлопчатобумажная ткань различных расцветок и белая, суровая нить, тесьма или ленточка.

Ход урока:

Теоретическая часть :

Здравствуйте, садитесь.

Сегодня мы познакомимся с замечательным видом народного творчества и на практике освоим приемы работы по изготовлению кукол – оберегов.

С самого раннего детства вас окружают игрушки, большинство из них изготовлены на заводе. Чаще всего такие игрушки изготовлены из синтетических материалов, они имеют стандартную форму и окраску. А вот игрушки, которые мы сейчас увидим, все разные, потому что они сделаны вручную . С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа . Игра в куклы поощрялась взрослыми, т. к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию : считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Часто куклу делали безликой . По старинным поверьям, в кукле без лица (т. е. без души) не может поселиться нечистая. Большинство кукол на Руси были оберегами. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.

Сейчас мы с вами познакомимся с такими куклами .

Пеленашка - Когда женщина ждала ребенка, изготавливала куклу и клала в люльку , что бы та согревала ее. А когда рождался ребенок, подвешивала пеленашку над люлькой, чтобы малыш смотрел на неё и не плакал, пока мама занята делами по хозяйству.

Неразлучники - Муж и жена - две половинки одного целого. Их дарили молодым на свадьбу. Женское и мужское начала соединялись в единое неразрывное целое, ведь после свадьбы супружеской паре предстояло вместе идти по жизни. Кукол изготовляли подруги невесты из лоскутков белой, красной ткани, используя обрывки разноцветных нитей.

Крупеничка - эту куклу делали полной с большим животом. Она символизировала богатство - хороший урожай хлеба. Поэтому и набивалась кукла пшеницей или гречей .

Вепсская кукла (капустка, рванка) - это обрядовая кукла , символизирующая плодородие и достаток. Она охраняла ребёнка с колыбели. С этой куклой устраивали обрядовые проверки парней : смотрели, как парень берет эту куклу , на что обращает внимание, готов ли к женитьбе.

Закрутка-Кувадка (или Кувадка) – одна из самых простых обережных куколок. Ее делали накануне рождения ребенка (за две недели максимум) и вывешивали в избе, чтобы отвлекать внимание злых духов от роженицы и младенца. Позже кукол стали укладывать в колыбельки. Кувадки и защищали новорожденных, и служили им первыми игрушками.

День и Ночь – связанные одной веревочкой две куколки разных цветов (черная и белая, позже – синяя и белая, подвешивались к потолку. Они упорядочивали семейную жизнь и, заодно, внутренний мир своих обладателей.

Домашняя Масленица– её называли дочкой Масленицы или её младшей сестрой. "Домашняя Масленица ’’символизировала крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи. Она считалась сильным оберегом жилища, выполняя заветы хозяев дома. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в жилище. В один из дней праздничной масленичной недели, когда молодые приходили к тёще на блины, эту куклу выставляли в окнах или дворах. По традиции, "Домашней Масленицей’’встречали жениха и невесту.

Мартинички- раньше эти куклы являлись неизменным атрибутом обряда "закликания"весны, в которых в основном участвовала молодежь и дети. Кукол вязали парами : из белых ниток– символ уходящей зимы, из красных– символ весны и жаркого солнца. Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев.

Некоторые обрядовые куклы были лечебные . Это Козьма и Демьян. Изготавливали их из лечебных трав : тысячелистник, ромашка и других трав. Есть такое предание. Жили на Руси два брата – погодки. Эти братья лечили людей и не брали денег и еды за лечение. Но однажды один из братьев взял за работу немного еды. Другой брат очень обиделся на него и просил после смерти похоронить их в разных местах, но народ рассудил по– своему . Ведь еда – это пища для существования, а не деньги, и поэтому их захоронили вместе. За добрые поступки их возвели в ранг святых. Поэтому раньше делали в их честь кукол и сажали в красный угол, чтобы они приносили благо и здоровье в дом.

Десятиручка - кукла , предназначенная молодухе (девушке, недавно вышедшей замуж) . Такую куклу часто дарили невесте на свадьбу, чтобы она всё успевала, и всё у неё в семье ладилось. Традиционно эту куклу делали из травы , соломы, лыка и красиво оформляли.

Лихоманки- куклы особенные ,это своего рода приманки. Их роль – привлечь к себе внимание злодейки-болезни залетевшей в дом. Верили наши бабушки, что залетит злой дух болезни в дом в поисках своей жертвы, увидит ярких нарядных кукол Лихоманок, подумает, что это человек, и вселиться в одну из них. Поэтому кукол Лихоманок делают из ярких, очень бросающихся в глаза тканей.

Слайд № 9, 10, 11.

Практическая часть :

А теперь ребята я вам предлагаю самим сделать куклу пеленашку . Демонстрация схемы изготовления куклы и пошаговая инструкция.

Эта кукляшка - пеленашка делается быстро и очень просто. Отрываем полоску ткани шириной не более 5см. Цвет ткани : от белого, до бежевого,

Пелёночку делаем размером немногим больше самой скатки - лялечки. Подойдёт ситец с мелким рисунком или однотонный. Детали все отрываем, не режем

Укладываем лялюшечку прямо посередине пелёночки.

Верхним срезом пелёночки огибаем голову нашему младенчику. Край можно чуть-чуть подогнуть, чтобы не свисала бахрома. Все складочки на пелёнке формируем симметрично, равномерно.

Заключение :

С обрядовыми куклами никогда не разрешалось играть. В крестьянской семье скапливалось до 500 обрядовых кукол. Хранились они в ларце или туеске подальше от чужих глаз. И если в дом приходила беда, доставали определенную куклу и просили у нее благополучия, а потом снова убирали на место.

Литература

1. Берстенева Е. В, Н. В. Догаева, «Кукольный сундучок» , Белый город, 2010 г.

2. Дайн Г. Л., М. Б. Дайн, «Русская тряпичная кукла » , Культура и традиции, 2007 г.

3. Даль В. И Толковый словарь живого великорусского языка. - М, 2009.

4. Забылин М. «Русский народ » , М, 1992;

5. Котова И. Н., Котова А. С. "Русские обряды и традиции. Народная кукла " - СПб. ,2006;

6. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. - М, 1996.

7. Ушаков Д. Н. Толковый словарь. - М, 1998.

8. И. Н. Котова, А. С. Котова. «Русские обряды и традиции. Народная кукла » . Санкт-Петербург. «Паритет» . 2003г




Мария Вдовина

Конспект занятия НОД

по теме : «Славянские обрядовые куклы » .

Изготовление народной куклы »

Участники : дети старшего дошкольного возраста.

Количество детей : 20 человек

Длительность : 25 минут

Цель занятия : Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа , через изготовление традиционной народной куклы .

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Задачи :

Совершенствовать навыки игрового взаимодействия

ОО «Речевое развитие»

Воспитывать у детей коммуникативную культуру :

умение вести разговор на заданную тему

Совершенствовать речь как средство общения

ОО «Познавательное развитие»

Содействовать развитию у детей устойчивости внимания в процессе выполнения последовательных заданий на наглядной и звуковой основе

Содействовать формированию у детей мотива

познавательной деятельности

ОО «Физическое развитие»

Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

- образовательная : научить детей изготавливать народную куклу . Обогащать знания детей об истории возникновения и разнообразии народной куклы ;

- развивающая : развивать у детей мелкую моторику рук, усидчивость, внимание, глазомер и умение работать с лоскутами ткани;

- воспитательная : воспитывать интерес к культуре своего народа и бережное отношение к кукле . Воспитывать эстетический вкус.

Предварительная работа

рассматривание альбомов «Русская народная игрушка » , чтение пословиц и поговорок о труде, изучение литературы по теме «Народная кукла » , музыкальное сопровождение.

Материалы :

Лоскуты хлопчатобумажной ткани квадратной, прямоугольной, треугольной формы

трех размеров, синтепон, белые нитки, красные нитки, коричневые нитки.

В НОД использованы методы :

Наглядный, словесный, практический, исследовательский, игровой, использование ТСО, ИКТ

приемы : художественное слово, рассматривание, демонстрации, беседа, рассказ воспитателя, показ способа действия.

Ход совместной деятельности:

Здравствуйте, гости дорогие! Давайте поприветствуем друг друга.

«Здравствуйте!»

Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх, «фонарики» )

Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем носик)

Здравствуйте, губки (показываем губки)

Здравствуйте, зубки (показываем зубки)

Губками «почмокали» («чмокаем» )

Зубками «пощёлкали» («щёлкаем» )

Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)

И ими помахали (машем ладошками)

А теперь все вместе –

«Здравствуйте!» - сказали (хором здороваемся)

Проходите …У русского народа гостям всегда рады…

Вот и мы с вами сейчас сядем рядком да поговорим ладком! А поговорим мы о нашей Руси – матушке. Давайте, посмотрим презентацию.

Русский народ всегда умел хорошо работать, славился трудолюбием и усердием После трудового дня люди на Руси любили устраивать вечерние посиделки. В это время никто не сидел без дела. Вышивали, лепили, мастерили игрушки все – от мала до велика.

А вы знаете когда появилась первая кукла ?

Ответы детей :

Когда появилась первая кукла никто не знает , известно только, что она была сделана из золы. Эта кукла была оберегом женщины, дома, очага. При переезде эту куклу обязательно брали с собой.

Совершенно верно.

Издавна на Руси создавали кукол из различных материалов – из соломы, глины, нити и ткани и даже из дерева.

На какие группы делятся славянские куклы ?

По своему назначению куклы делятся на три большие группы :

обрядовые ;

куклы-обереги ;

Игровые.

Такие куклы охраняли , спасали, помогали в трудную минуту, давали мудрые советы. Кукол любили, берегли, передавали по наследству.

Когда девочке исполнялось пять лет она должна была мастерить кукол сама.

Каждую куклу - оберег делали к определенному событию и в определенный день года. Выполнялась такая кукла из лоскутков старой одежды и ниток. При ее изготовлении нельзя было пользоваться ни иглой, ни ножницами. Лицо кукле не рисовали . Считалось, что в неё может вселиться злой дух. Кукол "крутили", пребывая в хорошем расположении духа, надевали на себя нарядную одежду, чисто убирали в доме. В каждую куклу старались вложить частичку своей души.

Ребята, мы с вами тоже делали таких кукол, пожалуйста, расскажите о них.

Первая тряпичная кукла появлялась в доме с рождением малыша и называлась «пеленашка» . Ее клали в детскую колыбельку, она охраняла ребенка от дурного сглаза и злых духов.

Крупеничку делали после сбора урожая из самого отборного зерна или крупы и ставили ее к иконам в Красный угол. На следующий год она должна была принести хороший урожай. Такую же куклу делала молодая женщина, если у нее долго не было детей. И через год, по поверью, у нее должен был родиться ребенок.

Это обережные куколки «Кувадки» . Наши предки считали, что эти куколки оберегают новорожденного малыша от нечистой силы. Их вешали над кроваткой младенца, как забавные погремушки, обязательно в нечетном количестве. Делали их из одежды, которую сносили, и перематывали их ниточками, надергаными из ткани. Кувадки просты в изготовлении и могут стать основой для других, более сложных кукол. Они будут прекрасным подарком к разным праздникам или просто украшением.

Это игровая куколка на счастье. Куколка с толстой длинной косой, символизирующая здоровье и долгую жизнь, на самом деле невеличка – всего 4 – 5 см в высоту. Однако она крепко стоит на ногах, опираясь на свою густую косу, и обещает счастье своей хозяйке.

Это куколка – стригушка «Десятиручка» . Это традиционная обрядовая подарочная куколка девушке на свадьбу. Считалось, что куколка поможет молодой хозяйке справляться с множеством домашних дел. «Десятиручку» можно изготовить из ткани , соломы, липового лыка или из ниток. Эта куколка сделана из соломы.

Это куколка «Благополучница» , она была небольшого размера : предполагалось, что ее нужно все время держать при себе. Размер куколки – крошки позволяет ее вложить даже в кошелек, чтоб всегда иметь при себе такую помощницу. Внутри куклы спрятана монетка . Монетка внутри куклы должна быть с цифрой 5 : 5 копеек, 50 копеек. Магия числа пять : Земля, Огонь, Вода, Металл, Дерево. Это тот вид куклы , которую можно и нужно дарить!

Куколка «Колокольчик» . Эта куколка – веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Колокольчик – оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.

Гости дорогие, много вы знаете про кукол, молодцы, ну а не засиделись ли вы без дела?

Давайте поиграем!

Становитесь в круг…

(Под песню «Клубок» )

(Проводится игра «Уж я улком щла…»

Дети встают в большой круг, держатся за руки.

Цель игры не порвать ниточку).

Уж я улком шла,

Переулком шла,

Клубок ниточек нашла,

Клубок катится,

нитка тянется,

Клубок дали-дали-дали,

Нитка доли-доли-доли,

Я за ниточку бралась,

Тонка нить оборвалась…

После того, как клубок свернется по спирали, надо найти дырочку.

Встают обратно в круг со словами.

Отдохнули, а теперь от скуки берем дело в руки!

Ребята, хотите сделать лоскутную куколку сами?

Мы с вами сегодня будем делать несколько куколок. На столах лежат заготовки кукол : кукла «Кувадка» , кукла «Благополучница» , кукла «Пеленашка» К каждой, есть схема, но так как ребятам будет немного сложно разобраться со схемами, я предлагаю нашим уважаемым гостям присоединиться к творческому процессу. Пожалйуста, проходите, занимайте места.

Давайте вспомним некоторые правила :

Для того чтобы изготовленная кукла несла в себе не только эстетические функции, но и правильно выполняла все возложенные на нее магические действия, мотанку следовало создавать, строго соблюдая основные требования :

Ни одна из тряпичных кукол-оберегов не имела глаз, носа или рта. Считалось, что изображая черты лица, кукла становилась подвержена черному колдовству. Кроме того создатель такой куклы мог не преднамеренно придать ему сходство с определенным человеком, тем самым вручая его судьбу этой поделке. Чтобы избежать подобного рода негатива, лицо любой куклы -мотанки оставалось чистым.

Традиционно к созданию куколок из отрезов ткани своими руками допускались исключительно женщины : мужчинам зачастую нельзя было даже наблюдать за процессом изготовления оберега . Так как тряпичные куклы несли в себе мощной магический заряд, к их созданию своими руками следовало подходить весьма осознанно и внимательно. Чаще всего этот процесс требовал от девушки особой подготовки и проводился в строго определенное время. Важен был и эмоциональный настрой мастерицы, так как от этого зависела и сила тряпичной куколки.

Приступать к изготовлению тряпичной куклы своими руками не советовали в большие церковные праздники и по воскресеньям. В процессе создания оберега запрещалось использовать любые острые и режущие предметы, так как, разрезая или прокалывая ткань, терялась магическая сила куклы .

Во многом своей обережной силой тряпичные куклы были обязаны многочисленным узелкам, которые на них завязывались. Поэтому и тут существовали определенные правила : узлов должно было быть четное количество. На каждый такой узелок мастерица могла прочитать заговорные слова, вкладывая в них пожелания благополучия, достатка и удачи для семьи.

В качестве основы для мотанки используется крест, выполненный из небольших деревянных веточек или щепок. Такая форма куклы -оберега несет в себе сакральный смысл, так как крест издавна считается особым магическим предметом.

Получившаяся кукла должна нравиться своему владельцу на интуитивном уровне. В этом случае можно говорить о том, что мотанка получила правильный энергетический заряд и сможет с успехом выполнять все возложенные на нее функции.

Пальчиковая гимнастика «Замок» .

На двери весит замок, кто его открыть бы смог.

Мы замочком покрутили, мы замочком постучали,

Потянули и открыли.

Стол стоит на толстой ножке,

Рядом стульчик у окошка

Два боченка под столом,

Вот какой я видел дом.

За работу

Ребята, теперь кукла готова ! Молодцы! Вы настоящие мастера и рукодельницы!

Ребята, чем занимались наши предки во время посиделок?

Каких кукол мы с вами делали сегодня?

Почему кукол делали без лица?

Планируемый результат :

Дети усвоят первоначальные представления о возникновении куклы на Руси ;

Могут самостоятельно изготовить куклу из подручного материала;

Занятие будет способствовать дальнейшему познавательному интересу к истории народных традиций и обычаев нашего народа .

Дальнейшая работа :

Приобщать детей к культуре и традициям народа через цикл занятий по ознакомлению с народными промыслами на Руси ;

Знакомить с новыми приемами над созданием лоскутной куклы .

Файл "/upload/blogs/detsad-325510-1492364410.jpg/upload/blogs/detsad-325510-1492364432.jpg" не найден!










План-конспект

открытого урока по обслуживающему труду

5 класс

Тема урока: Изготовление народной куклы.

ЦЕЛЬ:

Познакомить учащихся с историей появления народной куклы, с обрядами и традициями, связанными с изготовлением кукол;

Научить конкретным трудовым навыкам при работе с тканью, нитками, на примере изготовления куклы - мотанки;

Привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;

Развивать образное мышление, творческие способности.

ОБОРУДОВАНИЕ: образцы изделий, иллюстрации; фотографии национальных костюмов, карты инструкций по изготовлению куклы.

ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ: лоскуты ткани, нити разного цвета, кружево, тесьма, бисер для украшения, ножницы.

ТИП ЗАНЯТИЯ : комбинированный

Ход урока

I. Организационный момент

Проверка готовности учащихся к учебному занятию.

II. Актуализация опорных знаний:

Давайте с вами посоревнуемся и узнаем, чья команда лучше подготовилась к уроку. Для этого разделимся на две группы. Отвечая на вопросы, вы будете собирать бонусы, у кого их окажется больше тот и победит. Итак, начнем:

Из чего получают ткани?

Из чего получают нити?

Какие вы знаете волокна?

Назовите происхождение натуральных волокон и приведите примеры

Из чего получают искусственные волокна?

Из чего получают синтетические волокна?

Приведите примеры формообразования

Вспомните, какие вы знаете ручные швы

Какой образ возникает у вас в сознании при слове «кукла»?

Отвечают ученики.

III. Изучение нового материала. Сообщение темы урока.

Все, что происходило вокруг первобытного человека, было непонятным, страшным и пугающим для него. С неба лилась вода, стрелами падал огонь (дождь и молния). Вода смывала и уносила жилье, людей, посевы. Молнии убивали людей и скот, поджигали дома. Солнце то же не всегда было ласковым к человеку и земле. Были времена, когда оно сжигало все засеянное, лишая людей урожая. Ветер вырывал с корнем деревья, разрушал жилье. И человек задавался вопросом: «А кто все это делает?» И нашел для себя ответ: «Конечно, это были выше и мощнее существа – боги». И вот люди подумали, а что если создать изображения богов и дать им имена? Тогда можно будет знать, у кого просить помощи и защиты, кому поклоняться. Так появились боги: Сварог (бог огня), Даждьбог (бог солнца), Макошь (бог воды, земли, семейного очага и рукоделия), Перун (бог грома и молнии), Стрибог (бог ветра) и другие. Чаще всего изображали богов в виде человеческих фигур.

Наверное, это и были первые куклы в истории человечества! Люди верили им, поклонялись, надеялись на их защиту. Так первые куклы облегчили жизнь древних людей.

Когда люди просили о чем-то богов, то они обязательно приносили им жертву. В древности это были человеческие жертвоприношения. Но однажды кому-то пришла в голову мысль предложить в жертву вместо живого человека - куклу. Взяли полено, обрядили его в платок и сарафан и принесли в жертву богам. Боги жертву приняли. Так кукла-полено спасла жизнь человека.

Постепенно обряды жертвоприношения превратились в настоящие праздники. Разным богам стали приносить в жертву различных кукол-чучел, у которых были свои имена: Морено, Купало, Ярило и т.д. Наряженных кукол с песнями носили на руках, водили хороводы вокруг них, затевали игры, а затем "отдавали" богам - топили в реке, сжигали на костре, разбрасывали по полям и т.д. А вместо них просили здоровья, урожая, любви.

Из глубины веков пришли к нам традиции изготовления кукол из лоскутков ткани. Игрушке придавалось магическое значение. Самодельные тряпичные куклы делали безликими: лицо заменял узор в виде креста, ромба, квадрата. По старинным поверьям, кукла с лицом как бы смотрела в душу и могла навредить ребенку, его сглазить. Поэтому, безликая кукла была одновременно и оберег.

Тряпичных кукол начинали «вертеть» с пяти лет. Такие куклы были в любой крестьянской семье, в некоторых домах их насчитывала до сотни. Куклы делали с большим старанием, так как по ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки. Кукла-оберег изображала человека, она была партнером в игре, учила понимать внутренний мир человека. На изготовление этих кукол шли в основном подручные материалы.

А какие?

Ответы учащихся.

Учитель: Совершенно верно.

Для костюма куклы более всего подходят хлопчатобумажные и льняные ткани. Желательно использовать ситец, лен, сатин мелких расцветок. Эти ткани удобны в раскрое, не тянутся, легко склеиваются и сшиваются.

Показ образцов тканей

Современному, особенно городскому, человеку сложно представить быт и традиции села. С одной стороны, он был заполнен тяжелым физическим трудом, а с другой - общеизвестные веселые деревенские праздники, которые были приурочены к церковным дат. В народном сознании уживались христианские праздники, а также древние языческие приметы и обряды. Сельские праздники были разнообразны и многочисленны, они сопровождались разнообразной символикой и ритуальными предметами. Не последнее место среди них занимала и кукла. Она была понятным и доступным посредником между человеком и неведомыми силами природы. Считалось, что чем древнее способ изготовления куклы, тем действеннее ее роль в совершении обряда.

По определению В. Даля «Кукла - сделанное из тряпья, кожи, бумаги, дерева и др. подобие человека, а иногда и животного ».

Кукла не рождается сама: создает ее человек. Будучи частью культуры, кукла сохраняет в своем образе черты народа. Шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. То есть наряд куклы имел не только эстетическое, декоративное значение, но и глубокие духовные корни. Именно в кукольном платье прослеживаются древние формы украинской одежды. Всю одежду женщина испокон веков делала сама. В наряде любой куклы всегда присутствовал красный цвет и вышивка. А как вы думаете почему?

Ответы учащихся.

Это цвет солнца, тепла, здоровья, радости. В старину считали, что они оберегают от сглаза и травм. Узор вышивки тоже был не случаен, каждый рисунок вышивки имел свое значение.

Обязательной принадлежностью любого костюма был пояс. Он был и оберегом и имел практическое назначение. Пояс был границей, оберегавшей тело человека от злых сил. Так же пояс подвязывал фартук, за него подтягивали рубашки, под него подтыкали плахту, он поддерживал шаровары, к поясу крепились ключи, кошельки и т.д.

Кукла - это образ человека, в котором, как в зеркале, люди могут увидеть себя. Как и человек, она может быть какой угодно: дружелюбной, высокомерной, веселой, грустной, может иметь выражение лица умное или бессмысленное. На Руси было большое многообразие кукол, их делали по разным поводам, для разных случаев.

Традиционная обрядовая кукла безлика, она считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для своего владельца.

У каждой хозяйки в доме в "красном углу" была куколка, и когда в семье были ссоры, то, оставшись одна, женщина открывала окна и будто маленьким “веником-куклой "выметала сор из избы"- из-за которого ссоры в доме.

Я расскажу о некоторых названиях кукол, они были очень просты и наивны. Самая распространенная детская игровая кукла - "стригушка". Делалась она из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях, в нее вплетали лечебные травы. Играя, ребенок вдыхал запах травы, что оказывало лечебное действие.

Самые первые куклы (как давно это было - я не знаю, наверное, еще на заре человечества) делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла была оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, чтобы на новом месте был снова очаг, уютный дом.

Известна еще одна очень древняя история. Когда женщина остригала свои волосы, то она собирала их в небольшой мешочек и делала куклу, когда человек заболевал, то его надо было обложить такими куклами и он выздоровеет.

Так же были куклы, которые женщина давала мужчине, когда тот уходил в дорогу или на войну. Считалось, что они охраняет мужчину и напоминает о доме.

Вы подготовили сообщения и теперь можете дополнить мой рассказ.

Ученические сообщения :

Кукла, которая сопровождала ребенка с самого детства - это "вепсская кукла" в некоторых районах Руси, она называлась капустка или рванка. Делалась из старых вещей матери, без использования ножниц и иглы. для того чтобы жизнь ребенка была не "резаная и не колотая". кукла висела над колыбелькой и охраняла малыша от порчи. Когда ребенок подрастал, он с ней играл.

Были куклы и в помощь хозяйке. Кукла "десятиручка" помогала девушке или молодухе в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось.

Самая простая кукла, которая использовалась для детских игр делалась из обыкновенного полена, на котором завязывались платок и тряпица вместо платья. Потом кукла укладывалась в лапоть-колыбельку. Игрушка готова. Главное, чтоб количество узлов на платке и платье было нечетным.

Кукла-зерновушка делалась из мешочка с зерном осеннего сбора. Ее обшивали, одевали, и всю зиму с ней играли дети. Весной зерно доставали и сеяли. Урожай был отменным. Говорят, что причина тому – положительная детская энергетика.

Для новорожденного с матерью делалась кукла “младенчик-пеленашка”. Кукла шилась непосредственно перед рождением ребенка, с молитвой, с мыслями о будущем дитятке; ткани для изготовления были родные - от сарафана, от рубахи отца, деда и т.п. - все это хранило родовую и генетическую память. Куколка вкладывалась в ладошку и, сжимая кулачки, малыш сам себе делал массаж всей внутренней поверхности ладони.

Простая на вид кукла - младенчик делается достаточно сложно и соответственно несет в себе много важной и необходимой информации. Нижняя часть ее фигуры оборачивалась тканью семь или десять раз (символ древнейшей модели небес). В основе правил изготовления. Пеленашки воспроизводили основные признаки человеческого подобия: тело, голову и центр жизненной силы – пуп. Оставшиеся концы шнура откусывали, как и пуповину при рождении ребенка. Вторая деталь – голова, Для ее обозначения скатку перетягивали нитями, выделяя треть длины с одного из концов скатки – пропорции куклы соизмеряются с пропорциями младенца.

Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую, потешку уже могла делать любая девочка.

Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали кукол. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.

Продолжает учитель:

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Все куклы, изготовляемые в семье - обереги, они оберегали человека от несчастья. Подбирая ткани и нитки для будущей куклы, учитывали символический смысл каждого цвета: красный - это само солнце, огонь, горячая кровь, символ плодородия; желтый - тепло, младенчество; зеленый - здоровье, молодость; синий - высокие помыслы и духовное общение; черный - сила, власть, богатство, крепкая семья. Мама или бабушка собирали мягкие и яркие лоскутки. Их руками отрывали от “счастливых” платьев и связывали в куколку. Первую куклу ласково называли нянюшка. Нянюшку, как и капустку, нельзя делать с помощью ножниц и иглы (жизнь ребенка должна быть без разрезов и проколов, цельной и счастливой). Обычное место ее возле подушки, чтобы во сне поучить малыша уму-разуму, пошептать на ушко что-то важное. Вот и мы сегодня постараемся сделать такую куколку-закрутку. Помните, что по ней судят о вкусе и мастерстве хозяйки. В работе совершенно не используются иголка - только закрутка тряпочки и завязывание ее хлопчатобумажной или шерстяной ниткой.

Показ презентации.

IV. Практическая работа

Любимой и запоминающейся всегда была и будет только та кукла, сделанная своими руками, в которую вы вложили частичку своей души. В ней есть что-то такое, от чего становится теплее на сердце. Как вы думаете, отличается современная кукла от рукотворной? Если "да", то чем?

Ответы учащихся.

Сейчас я покажу вам, как делается такая кукла. Берём кусок ткани, скручиваем его, согнём пополам. Делаем перетяжки нитью в области шеи и талии. Это у нас получилась заготовка под тулово. Для устойчивости в него можно закрутить вату или предложенный вам синтепон. Затем из ваты формируем шарик, вкладываем его в центр белой ткани, обкручиваем тканью и затянем ниткой, одновременно прикрепляя к тулову в области шеи. Из противоположных концов ткани сделаем ручки. Концы ткани завернём и затянем ниткой, получились кисти или ладошки рук. На поясе вновь затянем ткань ниткой – это будет кофточка. На голову повяжем платочек. Юбочку можно сделать любую, на ваш вкус пышную или узкую закрепив её на талии всё тем же способом – обмотав ниткой, также и фартук.

М.А. Пожарова “Тряпичная кукла”.

Свернута из тряпки
Кукла у Параши
Не отыщешь краше.
Руки - словно лапки,
Глазки - пара точек
А лицо - комочек.
Кукла смотрит косо,
Взгляд ее уныл,
Кто-то вместо носа
Пуговку пришил.
Но Параша любит,
Нежит и голубит,
И целует в щечку
Маленькую дочку.

Вот и пришло время приступить к работе. Обратите внимание, сначала делаем тулово, затем головку, ручки, кофточку, и наконец повяжем платочек, юбочку и фартучек.

После повторения Т.Б. при работе с инструментами и тканями, учитель показывает этапы выполнения куклы.

V. Закрепление новых знаний

1) С чем связано изготовление кукол?

2) Почему так почитали куклу и берегли?

3) Почему народная кукла была безликой?

4) Как называется кукла-сувенир, которую вы сделали на этом уроке?

5) Чем она вам понравилась?

VI. Итоги урока

А подвести итог нашего урока мне хотелось бы притчей.

Притча “О мудреце и хитреце”.

Однажды хитрец, прослышав о мудром старце, решил испытать его, так как был уверен, что он мудрее. Хитрец поймал бабочку и пришёл к мудрецу.

Скажи мне, о Мудрейший, что у меня в кулаке?

Я не волшебник, не могу видеть сквозь твои пальцы.

Ладно, правда твоя, там бабочка. Тогда ответь мне, живая она или мертвая? – спросил хитрец и подумал: “Если мудрец скажет, что бабочка живая, то я её раздавлю, а если скажет, что она мёртвая, разожму и выпущу её.

Мудрец посмотрел на хитреца и сказал:

Всё в твоих руках.

Действительно все в наших руках, которые сегодня прекрасно потрудились.

VI I . Демонстрация лучших работ.

VI II . Домашнее задание: Подготовить сообщение о нитяных куклах.

МБУ ДО ЦДТ г. Суража

Конспект занятия

« Народная тряпичная кукла »

РАЗРАБОТАЛ: ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САНДЛЕР

СВЕТЛАНА АЛЕКСАНРОВНА

Цель: формирование умений при выполнении изделия по замыслу –тряпичной куклы в соответствии с традиционной русской народной игрушкой.

Задачи:

Обучающие:

Рассказать о значении народной тряпичной куклы в жизни русского народа;

Познакомить с принципами её изготовления;

Научить изготовлению нескольких видов традиционной тряпичной куклы: рождественского ангела и вепсской куклы.

Развивающие:

Способствовать развитию эмоционально-эстетического восприятия и художественно-творческих способностей;

Расширить представления воспитанников об использовании текстиля в изготовлении традиционных народных декоративно-прикладных изделиях.

Воспитательные:

Указать значение народной куклы в современном обществе;

Воспитывать интерес к народным традициям;

Прививать внимательность, аккуратность, усидчивость, трудолюбие;

Развивать коммуникативные навыки.

Характеристика занятия:

- форма организации: практическая работа с элементами рассказа и обратной связью;

- тип занятия: комбинированное.

Материальное обеспечение занятия:

Образец готовой тряпичной куклы;

Ножницы;

Разноцветные нити;

Х/б ткань белого цвета;

Лоскутки цветных х/б тканей;

Кружево, тесьма, ленты;

Ручные иглы;

Синтепон;

Нитки красного цвета;

Аудиоаппаратура;

Диски (кассеты) с записями мелодий русских народных песен;

Компьютер.

Видеопроектор.

Подборка слайдов.

Материальные образовательные ресурсы:

Иллюстрации, наглядные пособия.

Ход занятия:

I . Организационное начало.

1. Подготовка учащихся к занятию.

II . Актуализация знаний.

В светлу горницу войду,

Взглядом все тут обведу.

Сразу видно – эта хата

Мастерицами богата!

Здравствуйте, красавицы!

Мне здесь очень нравится!

К вам пришла я не одна,

С собою ангелов взяла,

Да куколку-красавицу

Нам здесь очень нравится!

Сообщение темы урока:

- Вот эти народные куклы сегодня на нашем занятии мы научимся делать, соблюдая традиции наших предков.

(Демонстрируется образец тряпичной куклы)

Демонстрация наглядного и иллюстративного материала.

III . Объяснение нового материала.

1.Возникновение народной тряпичной куклы

В современном мире существует огромное множество игру­шек. Они сделаны из различных материалов (пластмассы, меха, пряжи и так далее), бывают огромных размеров и очень малень­кими. Многие из них передвигаются, разбираются на части, а куклы могут даже разговаривать.

По сегодняшняя наша беседа пойдет об игрушке особой народной. Такими игрушками играли дети много лет назад на территории России.

Народные игрушки это те, которые создаются целыми партиями па фабриках и заводах. Первую народную игрушку сделал еще древний человек, когда слепил себе горшок для еды, а из остав­шейся глины сделал дочке куклу. И еще тот, кто, сделав себе большое копье, изготовил маленькое копье для сына и куклу из щепочки дочке. И сын и дочь выросли и сделали такие же иг­рушки своим детям.

Правда, многие народные игрушки были вовсе не для игры. Первобытные люди делали из камня и дерева фигурки богов, чтобы поклоняться им, просить у них милости и защиты. Чаще

всего эти фигурки напоминали человеческие фигуры и были са­мыми первыми куклами. Эти куклы облегчили жизнь первых людей: они спасли множество человеческих жизней, заменив собой людей в обрядах жертвоприношения; служили оберегами от болезней, несчастий, плохой охоты, голода...

Традиционно такие куклы делятся на три группы:

игровые,

обрядовые

и обереги .

Они простые, милые и отчего-то очень-очень родные. Смотришь на маленькую нитяную тряпичную фигурку – чувствуешь, как веет от нее уютом, теплом домашнего очага. А на душе становится светло, спокойно, радостно…
Хотя, ремеслом изготовление таких кукол назвать сложно. Давным-давно их делали не для продажи, а для себя – как обереги, как ритуальные и обрядовые символы. Верили, что куклы способны защитить, отвести беду, вылечить болезни, избавить от бессонницы, поспособствовать урожаю, привлечь в дом счастье, богатство, лад и прочее.
Их мастерили (сматывали, скручивали, сворачивали) неспешно, обстоятельно. С надеждой и, главное, с большой любовью. А потому в процессе изготовления не использовали ни ножниц, ни иголок (ну кто же станет резать и колоть будущего хранителя и защитника?).

Нити рвали руками, так же поступали и с тканью – лоскутами ношеной одежды или бывшего в использовании постельного белья. И обязательно использовали ткань природную (натуральную) и «счастливую», ту, что носили в хороший жизненный период, не омраченный ни бедами, ни стрессами.
Детали кукол не сшивали, а связывали между собой, приматывали друг к дружке. В некоторых случаях навивали нити «по солнышку», т. е. с востока на запад, в других – по особой схеме, избегая повторных витков. При этом формулировали желания, напевали, приговаривали или читали молитвы (и только в редких специальных случаях хранили полное безмолвие).
Отсюда и положительная энергетика, которую мы, глядя на результат, неосознанно чувствуем даже сегодня. Отсюда ощущение уюта, спокойствия и тепла.

Примечательно, что в большинстве случаев кукол оставляли безликими – даже приблизительно не намечали ни глаз, ни ртов, ни носов. И это подчеркивало неодушевленность предмета. Считалось, что, имея выражение лица, кукла приобретала душу и теряла свою таинственность, магичность и обережные свойства.

Согласно поверью, безликая кукла не сможет стать чьим-либо двойником и, следовательно, никогда не причинит вред человеку. Ни намеренно, ни случайно. Единственное, чем допускалось отмечать кукольные лица – это крест (древний могущественный солнечный знак). В некоторых случаях именно он придавал текстильной или соломенной фигурке магический статус оберега.

1.Кто принес весть о рождении богомладенца?

Известно всем, что в русской деревушке

Лоскутная кукла- любимая игрушка!

Я знаю, в юности прабабушка моя

В такие куклы с удовольствием играла.

И куклы из простого лоскутка

По вечерам под песню создавала.

В такие куклы до замужества играли;

Они и чуткий сон детей оберегали,

И благосостоянье приносили для народа,

И символом считались продолженья рода.

И пусть безликими такие куклы были

Они оберегали всю семью, хранили.

И право стать невестой та имела,

Что сотню кукол сшить себе сумела

- Ваши прабабушки сами изготавливали себе такие куклы из лоскутков от ветхой одежды, оставшихся от пошива одежды. И таких кукол у девочки обычно было очень много.

Наша куколка грустит:

Не с кем хоровод водить.

Сделаем подружек ей.

Кукле будет веселей!

- Что же нам потребуется, чтобы сделать такую куколку? Давайте подумаем вместе.

Ткань белая, цветная, нитки красные, коричневые

- А сейчас вы узнаете, как изготовить такую куклу.

(В качестве объяснения нового материала звучат стихи. А так же демонстрируются электронные слайды с поэтапным изготовлением куклы)

- Вот такие красивые куклы-закрутки должны получиться у вас. Причем каждая из них будет оригинальна и неповторима.

(Дети выполняют задание. Во время работы звучит музыка. В качестве технологической карты по изготовлению куклы-закрутки используются электронные слайды).

Порядок работы:

    Возьмите прямоугольный кусок ткани.

    Перегните его пополам по горизонтали.

    Перевяжите ткань посередине нитками (рис. 1, а).

    С обеих сторон от перевязки подложите под ткань ветошь, оформите головы кукол и перевяжите шеи нитками (рис. 1, б).

    Из ткани по краям оформите ручки, обмотайте их нитка­ми: в середине, на месте перевязки, обмотайте нитками общую руку (рис. 1,«).

    У одной из кукол сформируйте из ткани ножки, обмотайте их нитками (рис. 1, г).

    Подпояшьте кукол. Грудь куклы-невесты перевяжите нит­ками крест-накрест

(рис. 1, д).

    Из ниток сделайте куклам повязки на головы. На голове куклы-невесты укрепите фату из тюля или кружева (рис. 1, е).

Заключительная часть.

- У каждой из вас получилась замечательная кукла!

Вот для куколки подружки.

Не похожи друг на дружку.

Как пуховые подушки,

Мягки новые игрушки!

Вот и куклы расписные

Всех на свете краше!

В сарафанах распрекрасных

Эти куклы наши!

Пришла пора всем куколкам

В дорогу собираться.

А с вами мне, красавицы

Пришла пора прощаться!

Будьте умелы, прилежны, старательны,

И аккуратны, и очень внимательны

Нам не на долго придется прощаться.

Будем ещё много раз мы встречаться!

Мелькают дни, летят года,

Века сменяются веками.

Но люди не забудут никогда,

Что сами рукотворно создавали!

Используемая литература:

Гильман Р. А., Иголка и нитка в умелых руках; М., Легпромбытиздат, 1993.

Мазурик Т. А., Лоскутное шитье: от ремесла к искусству, - С-Пб., «Паритет», 2000.

Максимова М., Кузьмина М., Лоскутки,- М., «ЭКСМО-Пресс», 1998.

Миловский А. С., Скачи, добрый единорог; М., Детская литература, 1986.

Статьи по теме: