Конспект занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной группе на тему: « Во саду ли в огороде» с использованием ИКТ. Конспект занятия по фцкм в подготовительной группе «сезонные изменения осени

Конспект НОД "Сад-огород" подготовительная группа

Образовательная область: «Коммуникация»

Интеграция: «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», «Чтение художественной литературы»

Цель: Развитие свободного общения с взрослыми и детьми через интеграцию образовательных областей.

Образовательные: сформировать умение комбинировать разные виды художественного творчества; учить создавать коллективную композицию, размещая вырезанные элементы; показать роль цветового фона для натюрморта; учить детей составлять коллаж; закреплять умение вырезать по шаблону из бумаги, закрепить знания детей о жанре «натюрморт», уточнить знания отличительных признаков и качеств овощей.

Развивающие : развивать чувство формы и цвета, творческое воображение; способствовать развитию положительных эмоций в ходе творческой работы; развивать слуховое восприятие, логическое мышление и тактильное восприятие; развивать коммуникативные навыки, умение согласовывать свои действия с работой товарищей, совершенствовать речь.

Воспитательные : воспитывать чувство принадлежности к группе через коллективное творчество, воспитывать уважение к труду взрослых; аккуратность и усидчивость.

Коррекционные задачи: побуждать детей активно участвовать в разговоре; учить детей использовать слова в правильной грамматической форме; побуждать детей стараться говорить четко, ясно.

Материал : лист формата А3, цветные карандаши, черно-белые картинки овощей, ножницы, клей-карандаш, ватные диски, гуашь, кисточки, салфетки…

Словарь: натюрморт, коллаж, композиция, урожай…

Предварительная работа : знакомство детей с разными жанрами изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, портрет), познакомить с техникой «коллаж», с тональной техникой (растушевка, стружки грифеля); рассматривание репродукций картин на осеннюю тематику, беседа « Труд людей осенью», чтение детских стихотворений: «Осень добрая пришла» В. Волина, «Наш сад», У. Рашид, «Огород» А. Прокофьев. «Огурец» К. Тангрыкульев, «Картошка» Э. Островская и т.д.; составление рассказов по сюжетным картинкам.

Организационный момент

Осень

М. Ходякова
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется.

Рассказ воспитателя. Осенью на огородах собирают урожай овощей. Люди аккуратно собирают их с грядки, чтобы не повредить. Морковь, свеклу, лук, чеснок выдергивают; капусту – срубают, картошку – выкапывают; огурцы, помидоры, перец – снимают. Овощи употребляют в пищу сырыми, вареными, жареными, солеными. Из них делают салаты, добавляют в суп, борщ. Овощи заготавливают на зиму. Они полезны, в них много витаминов.

Закрепление пройденного материала.

Посмотрите, что лежит в этой корзине (рассматриваются и называются овощи) при первом правильном ответе овощ кладётся на стол ребёнку.

Ребята, а какие вы ещё знаете овощи?

А что в этой корзине?

Давайте их назовём.

Ребята, а какие вы ещё знаете фрукты?

Фрукты также раздаются детям.

Как можно назвать одним словом то, что я принесла (овощи), (фрукты).

Дети дают ответы.


Введение новых понятий "сад" и "огород"

Чтобы узнать, как называется сегодня наше занятие, мы должны ответить на вопросы "Где растут овощи и фрукты?» и тогда мы узнаем тему нашего занятия.

Как вы думаете, где Осень взяла так много овощей? (ответы детей).

Огород - это огражденный участок земли, где есть грядки и парники. Там люди выращивают овощи (показ).

Молодцы, а кто может назвать овощи, которые мы срываем? (огурцы, помидоры, перец и др.).

А которые выкапываем? (картофель).

А которые выдёргиваем из земли? (морковь, свёклу, редиску, репу, лук и др.).

А какие овощи мы срезаем ножом? (тыква, кабачок, капуста, баклажан).

Хорошо, а где она собрала фрукты? (Ответы детей).

Садом называют ограждённую территорию с плодовыми деревьями - это яблочное дерево, персиковое дерево и др.(показ).

Кто сможет определить тему сегодняшнего нашего занятия?

САД И ОГОРОД.

Правильно!

Дидактическая игра «Что из чего?».

Давайте попробуем сказать, какой сок мы можем получить из овощей и фруктов?

Сок из яблока –яблочный, из банана -…, из абрикоса - …, из апельсина - …, из груши – грУшёвый, из сливы – слИвовый.

А вы знаете, что сок можно делать также и из овощей.

Вспомните, как называется сок из моркови – морковный, а из помидора – томатный.

А какое варенье получится из:?

Яблока – яблочное, из ананаса – ананасовое, из апельсина – апельсиновое, из сливы – сливОвое, из груши – грУшевое.

А давайте вспомним, что ваши мамы готовят из овощей? (салаты, икру, супы, солят, маринуют и др.).

А какой салат получится из:?свёклы – свекольный, из моркови – морковный, а из капусты – капустный.

Развитие мыслительных операций Дидактическая игра «Четвёртый лишний» (показ)

Я хочу поиграть с вами в очень интересную игру.

Воспитатель : Ребята, к нам в гости пришла кукла Таня, Она сегодня решила помочь своей маме приготовить на обед салат, но как сделать его не знает. Но она надеется, что вы расскажете ей как его приготовить, вы ведь такие все умные и все знаете.

Воспитатель просит ответить на несколько вопросов :

1. Перед тем как употреблять или готовить овощи или фрукты, что следует сделать в первую очередь (Помыть)

2. Это обязательно? Зачем мыть овощи и фрукты? (Грязные плоды нельзя есть - на них много микробов)

3. Какие овощи нужно обязательно почистить? (Картофель, свёклу, морковку, репу, лук) .

4. Какие овощи можно принимать в пищу сырыми? (огурцы, помидоры, капусту, редиску, морковку) .

5. Что готовят из сырых овощей? (Салаты)

6. А какие овощи можно есть сырыми и вареными? (Капусту, морковь) .

7. Какие овощи можно засолить на зиму? (Капусту, помидоры, огурцы) .

8. А какую зелень можно положить в салаты или супы? (Укроп, петрушка, сельдерей) .

9. Что можно приготовить из фруктов? (Компот, варенье, сок, повидло) .

Дидактическая игра «Волшебный мешочек» (мешочек с овощами)

Дети вынимают предметы на ощупь из мешочка и называют овощи.

Воспитатель : Молодцы, ребята! Знаете все овощи. Чтобы в огороде работать надо еще и руки ловкие да быстрые иметь.

Пальчиковая гимнастика "Хозяйка однажды с базара пришла".

Хозяйка однажды с базара пришла,

"Шагают" пальчиками.
Хозяйка с базара домой принесла

Загибают по одному пальнику.
Петрушку и свеклу. Ох!..

Хлопок.
Вот овощи спор завели на столе -
Кто лучше, вкусней и нужней на земле.
Картошка? Капуста? Морковка? Горох?

Загибают по одному пальчику.
Петрушка иль свекла? Ох!..

Хлопок.
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала
Картошку, капусту, морковку, горох,

Загибают по одному пальчику.
Петрушку и свеклу. Ох!..

Хлопок.
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке

Ладони складывают крестнакрест.
Картошка, капуста, морковка, горох,

Загибают по одному пальчику.
Петрушка и свекла. Ох!..

Хлопок.
И суп овощной оказался неплох!

"Едят" суп.

Человек осенью

Посмотрите на схему-подсказку: о чем мы будем говорить теперь? (Мы будем говорить о заботах человека осенью.)
- Конечно. Давайте в помним, чем осенью занимаемся мы с вами, ваши родители, друзья и знакомые. Вы можете ему рассказать, как мы трудимся осенью? (выставляются картины)
- Какие работы выполняются в садах? - А в садах? (Нижнюю часть деревьев белят известью, ч тобы их не погрызли зайцы. Осенью в садах плодовые деревья хорошо поливают, чтобы они перенесли морозы и дали на следующий год хороший урожай)
- Саша, какие еще работы выполняются в саду? (Еще осенью в садах собирают урожай: яблоки, груши, картофель копают и морковь.)
- Саша М., что ты можешь добавить? (загадка о капусте)
- А как трудятся в деревне, на полях? (В селах убирают оставшийся хлеб, с полей убирают картофель, капусту, морковь, свеклу. Убранные поля удобряют и вспахивают. На вспаханные поля высеивают семена озимой ржи и пшеницы, в огородах сеют морковь, укроп и петрушку.)
А вы, ребята, как трудились всю осень? (А мы убирали листву на участке, чтобы помочь дворнику, дяде Фёдору, чтобы стало чисто.)

Кто хочет добавить? (Мамы и бабушки делают заготовки на зиму: варенья, компоты, соленья, маринады. )
- Правильно. Осень очень щедра на подарки: фрукты, овощи, ягоды, грибы, орехи. Но все ее дары необходимо собрать и переработать: законсервировать или засушить, сварить или засолить. А это тоже немалый труд.

Дидактическое упражнение «Вершки-корешки»
- У вас на столах лежат цветные карандаши и листочки с заданием. Необходимо обвести зеленым цветом те овощи, у которых мы употребляем в пищу вершки, т.е. листья, зелень. Красным цветом – корешки. И синим цветом те овощи, у которых мы съедаем и то, и другое.

13. Подведение итогов.

С какими двумя новыми словами мы сегодня познакомились «Огород», «Сад»?

Что повторили?

В какие игры играли?

Задачи в соответствии с интеграцией образовательных областей.

1. Коммуникация:
— обогащение словарного запаса через художественное слово
— развитие грамматического строя речи
— образование сложных слов

2. Художественное творчество :
— создание выразительных образов методом нетрадиционного рисования

3. Здоровьесбережение :
— развитие общей и мелкой моторики

4. Социализация:
— воспитание доброжелательности и контактности в отношениях со сверстниками
— формирование навыков самоконтроля и самооценки

5. Познание:
— воспитание интереса к живописи, поэзии, слушанию классической музыки.

Загадка (Благинина)

Кто всю ночь по крыше бьет,
да постукивает,
Тихо песенку поёт,
убаюкивает? (дождь)

Воспитатель : Ещё недавно солнышко было таким тёплым. Мы радовались лету, цветам, ягодам, загорали и купались в реке. Но вот подул холодный ветер, небо затянуло тучами, начались дожди… Что же произошло? Почему наша природа так изменилась? (ответы детей)

Звучит песня «Осень началась…»

Дети играют на металлофоне, колокольчиках и музыкальных треугольниках.

Между небом и землей
Дождь натягивает струны,
Их прозрачною рукой
Нежно тронул лучик лунный
Сразу над землёю сонной
Зазвенели перезвоны,
Тихо песня полилась,
Осень, осень началась…

Воспитатель :

— Что такое осень?
— Какие звуки у осени? (Шум дождя, шум ветра, шорох падающих листьев).
— Чем пахнет осень? (Рябиной, клюквой, осенним грибком).
— Как меняется жизнь человека с приходом осени?
— Пословицы об осени:
— Холоден сентябрь, да сыт;
— От осени к лету поворота нету;
— Сентябрь лето кончает, осень начинает.
— Какая бывает осень? (Золотая, дождливая, пасмурная, грустная, красивая).

Воспитатель : Осень – грустная, но очень красивая пора. Все люди – и взрослые, и дети любят красоту. Художники создавали красивые картины об этом времени года, одну из которых мы рассмотрим. (Дети рассматривают картину И. И. Левитана «Золотая осень).

Воспитатель читает стихотворение П. Синявского «Золотая осень»

Золотая волшебница осень,
Подожди, подожди уходить.
Ну, пожалуйста, мы тебя просим
Хоть немножечко с нами побыть.
Очень нравится нам любоваться,
Как листочки на солнце горят.
Мы с тобой не хотим расставаться,
По душе нам твой пёстрый наряд.

Вопросы к детям:

Какую осень нарисовал художник?
Какие деревья нарисовал художник?
Как вы думаете, почему картина такая светлая?
Какое настроение она у вас вызывает?
Как бы вы назвали эту картину?

Воспитатель : Художник Левитан назвал эту картину назвал «Золотая осень». Перед нами скромный осенний пейзаж. Таких пленительных уголков в России очень много. Берёзовая роща пылает кострами берёз. Золотыми россыпями светится земля. В холодной воде реки отражается прозрачная голубизна неба, жёлтые и рыжие обрывистые берега, красноватые ветки кустарника. Легкие облака чуть заметны. Осенний воздух чист и прозрачен. Левитановская осень – праздник золота и синевы. Радостный праздник красоты. И немного грустный: ведь это – красота прощания. Скоро зима.

Воспитатель : А теперь давайте сами попробуйте выразить осеннюю красоту – потанцуйте с листьями (Дети импровизируют свой танец – свободно, легко, выразительно по музыку Леви «Маленикий вальс»).

Дети собирают букет из осенних листьев. Пусть он радует нас свое волшебной красотой.

Осень вдохновляла художников, поэтов, музыкантов создавать прекрасные произведения. Природу рисуют художники, о ней пишут стихи поэты. У художников – краски, у поэтов – слово, у композиторов – звуки. Но ими можно прекрасно рисовать природу. Так же, как это делает в свое музыке П. И. Чайковский.

Дети слушают фрагмент произведения «Осенняя песня» Чайковского

Пальчиковая игра «Осенний лист»:


А воздух осенний прозрачен и чист.
Весной, разрывая мелкие почки,
На ветках взрывались хлопушки – листочки.
Смотрите, смотрите, падает лист.
Жёлтый, сухой, он теперь неказист.
Листья писали мелками теней
Портреты июльских солнечных дней.
Смотрите, смотрите, падает лист,
И лес опустевший не так голосист.
Деревья уснули и спят до весны.
И смотрят лесные, зелёные сны.

Воспитатель : Ребята, а вам хотелось бы создать панно из разноцветных листьев и украсить им группу? (Дети работают коллективно).

Нетрадиционное рисование – дети тонируют красками лист ватмана, на нём появляются контуры листьев клёна, рябины, дуба, заранее обведённые восковыми мелками.

Воспитатель : Ребята, вы вместе постарались, и у вас получилось очень красивое панно.

Как бы вы его назвали? (Ответы детей).

Дети читают стихотворение В. Семернина «Золотая осень».

Программное содержание:

  • Систематизировать представления детей о характерных признаках осени.
  • Способствовать закреплению умения, устанавливать связь между признаками в природе, использовать объекты живой и неживой природы, формированию отстаивать свою точку зрения, делать выводы, умозаключения.
  • Содействовать развитию памяти внимания, воображения, логического мышления, обогащать словарь.
  • Воспитывать патриотизм через гуманное отношение к родной природе.

Оборудование:

  • Стулья расставлены полукругом по количеству детей.
  • Доска с таблицей, фломастер, шкатулка.
  • Книжка сюрприз от осени.
  • Письмо.
  • Две ветки в вазах.

Демонстрационный материал:

  • Иллюстрация картин "Ранняя осень", "Поздняя осень".
  • Обобщающие таблицы предыдущих занятий.

Ход совместной деятельности

Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда вы узнаете, если отгадаете загадку:

Воспитатель:

Прошла по лугам,
По лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам,

Сказала: за мною нагрянет зима.

Дети: Осень. Открывается дверь и выглядывает мордочка зайца. Он приносит письмо.

Воспитатель: Посмотрим от кого же это письмо?

Детский сад № 74 детям подготовительной группы

Обратный адрес: Заячья поляна пригородного леса.

Здравствуйте. На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилось так, что одна половина считала, что пора, а другие зайцы говорили что рано.

Одни говорили, что осень заканчивается, другие говорят, что только насалась. Мы не знаем, что делать. Посоветуйте, пожалуйста. Мы не можем понять, кончается осень или нет?

Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Но мы с вами постараемся на него ответить. Дети, зайцам повезло, сейчас мы совершим путешествие в осень и сможем помочь зайчикам принять правильное решение.

Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? (дождь, снег, туман). Воспитатель записывает.

Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру).

Игра "Погода осенью"

Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью, когда идет дождь - дождливая.

  • Когда дует ветер - ветреная
  • Холодно - холодная
  • Пасмурно - пасмурная
  • Сыро - сырая
  • Хмуро - хмурая
  • Ясно - ясная

Воспитатель: Отлично: Вы правильно говорите, о погоде.

Воспитатель: А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете?

Дети: (Ранняя, поздняя)

Воспитатель: Вы видите несколько картин с изображением осени. Покажите, какая на них изображена осень. (Дети показывают и называют)

Воспитатель: Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой в сентябре?

Воспитатель: Какая погода в октябре?

Воспитатель: Что вы можете сказать о ноябрьской природе?

Воспитатель: Молодцы вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. Да, осень бывает прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили загадки и пословицы. Послушайте, я расскажу вам о приметах осени.

Приметы осени

У нас в детском саду есть копилка народных мудростей, дети складывают в нее пословицы и приметы времен года.

А вы хотите положить туда свои знания? (Да).

В круг ребята становитесь,
Крепче за руки держитесь.
Я шкатулочку возьму,
И приметы соберу.

Воспитатель: Открывает крышку, а дети называют приметы и пословицы.

Воспитатель: Дети, вы замечательно все говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями. Мне понравились ответы, вы назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.

(Дети садятся на стульчики)

А почему у деревьев опадают листочки?

Дети: (Мало солнца, стало холодно)

Воспитатель: Дети, а можно ли что - либо сделать, чтобы листочки остались на дереве?

Дети: (Приклеить, пришить).

Воспитатель: А будут ли, такие листочки держатся?

Дети: (Нет, скрутятся, почернеют, будут не красивые, опадут).

Воспитатель: А как вы считаете, для чего деревья сбрасывают листву?

Воспитатель: давайте сейчас придумаем разные предложения со словом «листок».

Сколько слов в вашем предложении?

Сколько слогов в этом слове?

С помощью квадратиков выложите слово «Листок» (Работа детей)

Воспитатель: Представьте себе, что вы листочки, подул ветер, и вы закачались (звучит музыка, дети танцуют).

Физминутка "Листочки".

Осенние листочки закружились.

Весело они летели
И на землю сели.
Вот ветер снова тихо набежал,

Весело они летели
И на землю сели.

Ой, как много на ковре листочков. А давайте поиграем в игру.

Воспитатель: Дети, а что было бы, если к нам совсем не пришла осень?

(Ответы детей)

Воспитатель: Из ваших ответов, я поняла, что осень вам нравиться

(Выход осени)

Осень: Здравствуйте ребята! Я так рада сегодня прийти к вам в гости. Мне очень приятно, что я вам так нравлюсь. А давайте поиграем в игру?

Игра осенние слова

Воспитатель: А вот скажите, пожалуйста, какие птицы бывают?

Дети: Перелетные, зимующие

Воспитатель: А что же это за перелетные птицы?

Дети: Это птицы, которые улетают на юг, там теплее и сытнее.

Воспитатель: А как вы думаете, все ли птицы сразу улетают?

Нет сначала, улетают птицы, которые питаются насекомыми, потому что они прячутся. (Ласточки, стрижки кукушки, жаворонки). Затем улетают птицы, которые находят корм на земле. Исчезают червяки, не заметны плоды и зерна. (Это скворцы, журавли, грачи). В последнюю очередь улетают водоплавающие птицы: гуси, лебеди, утки. Потому что вода на реках замерзает.

Воспитатель: Во время переплета птицы устают, их много погибает. И поэтому, когда они садятся отдыхать, не пугайте их.

(Выход Сороки)

Сорока: Здравствуйте ребята! Я прилетела к вам чтобы сделать с вами физминутку

Физминутка "Птицы"

Это птица синица
Она зернышки клюет.
У нас зимою холодно.
Плохо птицам голодно.
Они нам верят.
К нам прилетают.
Плохи те люди
Кто их обижает.

Воспитатель: Дети вы верно подметили, что в природе все взаимосвязано, природа засыпает постепенно. А что вы можете сказать о животных, как они готовятся к зиме?

Воспитатель: Вот подошло наше путешествие к концу. Расставаясь с осенью, давайте поиграем с лесным эхом.

Игра «Эхо»

Воспитатель: Дети, подумайте и скажите, что мы напишем зайцам.

Дети: Осень наступила, но менять шубки еще рано.

Воспитатель: Я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства, что осень прошла через наш город и направилась в лес. Сегодня после прогулки мы напишем зайцам ответ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по (ФЦКМ) тема «Осень, осень в гости просим»

Программное содержание:

  • Систематизировать представления детей о характерных признаках осени.
  • Способствовать закреплению умения, устанавливать связь между признаками в природе, использовать объекты живой и неживой природы, формированию отстаивать свою точку зрения, делать выводы, умозаключения.
  • Содействовать развитию памяти внимания, воображения, логического мышления, обогащать словарь.
  • Воспитывать патриотизм через гуманное отношение к родной природе.

Оборудование:

  • Стулья расставлены полукругом по количеству детей.
  • Доска с таблицей, фломастер, шкатулка.
  • Книжка сюрприз от осени.
  • Письмо.
  • Две ветки в вазах.

Демонстрационный материал:

  • Иллюстрация картин "Ранняя осень", "Поздняя осень".
  • Обобщающие таблицы предыдущих занятий.

Ход совместной деятельности

Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда вы узнаете, если отгадаете загадку:

Воспитатель:

Прошла по лугам,
По лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: за мною нагрянет зима.

Дети: Осень. Открывается дверь и выглядывает мордочка зайца. Он приносит письмо.

Воспитатель: Посмотрим от кого же это письмо?

Детский сад № 74 детям подготовительной группы

Обратный адрес: Заячья поляна пригородного леса.

Здравствуйте. На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилось так, что одна половина считала, что пора, а другие зайцы говорили что рано.

Одни говорили, что осень заканчивается, другие говорят, что только насалась. Мы не знаем, что делать. Посоветуйте, пожалуйста. Мы не можем понять, кончается осень или нет?

Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Но мы с вами постараемся на него ответить. Дети, зайцам повезло, сейчас мы совершим путешествие в осень и сможем помочь зайчикам принять правильное решение.

Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? (дождь, снег, туман). Воспитатель записывает.

Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру).

Игра "Погода осенью"

Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью, когда идет дождь - дождливая.

  • Когда дует ветер - ветреная
  • Холодно - холодная
  • Пасмурно - пасмурная
  • Сыро - сырая
  • Хмуро - хмурая
  • Ясно - ясная

Воспитатель: Отлично: Вы правильно говорите, о погоде.

Воспитатель: А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете?

Дети: (Ранняя, поздняя)

Воспитатель: Вы видите несколько картин с изображением осени. Покажите, какая на них изображена осень. (Дети показывают и называют)

Воспитатель: Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой в сентябре?

Воспитатель: Какая погода в октябре?

Воспитатель: Что вы можете сказать о ноябрьской природе?

Воспитатель: Молодцы вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. Да, осень бывает прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили загадки и пословицы. Послушайте, я расскажу вам о приметах осени.

Приметы осени

У нас в детском саду есть копилка народных мудростей, дети складывают в нее пословицы и приметы времен года.

А вы хотите положить туда свои знания? (Да).

В круг ребята становитесь,
Крепче за руки держитесь.
Я шкатулочку возьму,
И приметы соберу.

Воспитатель: Открывает крышку, а дети называют приметы и пословицы.

Воспитатель: Дети, вы замечательно все говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями. Мне понравились ответы, вы назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.

(Дети садятся на стульчики)

А почему у деревьев опадают листочки?

Дети: (Мало солнца, стало холодно)

Воспитатель: Дети, а можно ли что - либо сделать, чтобы листочки остались на дереве?

Дети: (Приклеить, пришить).

Воспитатель: А будут ли, такие листочки держатся?

Дети: (Нет, скрутятся, почернеют, будут не красивые, опадут).

Воспитатель: А как вы считаете, для чего деревья сбрасывают листву?

Дети: (Чтобы не замерзнуть, сохранить свою жизненную силу, дать почве полезные вещества, укрыть насекомых, чтоб ветки не сломались от снега)

Воспитатель: давайте сейчас придумаем разные предложения со словом «листок».

Сколько слов в вашем предложении?

Сколько слогов в этом слове?

С помощью квадратиков выложите слово «Листок» (Работа детей)

Воспитатель: Представьте себе, что вы листочки, подул ветер, и вы закачались (звучит музыка, дети танцуют).

Физминутка "Листочки".

Осенние листочки закружились.
Веселый ветер зашумел над ними,
Весело они летели
И на землю сели.
Вот ветер снова тихо набежал,
Вдруг листочки красивые поднял.
Весело они летели
И на землю сели.

Ой, как много на ковре листочков. А давайте поиграем в игру.

Воспитатель: Дети, а что было бы, если к нам совсем не пришла осень?

(Ответы детей)

Воспитатель: Из ваших ответов, я поняла, что осень вам нравиться

(Выход осени)

Осень: Здравствуйте ребята! Я так рада сегодня прийти к вам в гости. Мне очень приятно, что я вам так нравлюсь. А давайте поиграем в игру?

Игра осенние слова

Воспитатель: А вот скажите, пожалуйста, какие птицы бывают?

Дети: Перелетные, зимующие

Воспитатель: А что же это за перелетные птицы?

Дети: Это птицы, которые улетают на юг, там теплее и сытнее.

Воспитатель: А как вы думаете, все ли птицы сразу улетают?

Нет сначала, улетают птицы, которые питаются насекомыми, потому что они прячутся. (Ласточки, стрижки кукушки, жаворонки). Затем улетают птицы, которые находят корм на земле. Исчезают червяки, не заметны плоды и зерна. (Это скворцы, журавли, грачи). В последнюю очередь улетают водоплавающие птицы: гуси, лебеди, утки. Потому что вода на реках замерзает.

Воспитатель: Во время переплета птицы устают, их много погибает. И поэтому, когда они садятся отдыхать, не пугайте их.

(Выход Сороки)

Сорока: Здравствуйте ребята! Я прилетела к вам чтобы сделать с вами физминутку

Физминутка "Птицы"

Это птица синица
Она зернышки клюет.
У нас зимою холодно.
Плохо птицам голодно.
Они нам верят.
К нам прилетают.
Плохи те люди
Кто их обижает.

Воспитатель: Дети вы верно подметили, что в природе все взаимосвязано, природа засыпает постепенно. А что вы можете сказать о животных, как они готовятся к зиме?

Воспитатель: Вот подошло наше путешествие к концу. Расставаясь с осенью, давайте поиграем с лесным эхом.

Игра «Эхо»

Воспитатель: Дети, подумайте и скажите, что мы напишем зайцам.

Дети: Осень наступила, но менять шубки еще рано.

Воспитатель: Я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства, что осень прошла через наш город и направилась в лес. Сегодня после прогулки мы напишем зайцам ответ.


Татьяна Борисовна Исайкул
Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе «Сезонные изменения осени»

Цель : Закрепить представления об осени , учить детей отвечать на вопросы по теме. Программные задачи : Активизация словаря по теме "Осень ". Воспитывать интерес и бережное отношение к природе. Формировать познавательный интерес к природе, продолжать знакомить со средствами выразительности в художественной деятельности. Развивать эстетическое восприятие, воображение, творчество. Закреплять умение передавать сложную форму листа. Формировать эстетический вкус. Воспитание доброжелательности, взаимопонимания, самостоятельности, любви и бережного отношения к природе. Предварительная работа природе.: рассматривание картин и иллюстраций, беседа с детьми об осени , наблюдения в природе. Чтение литературы по заданной теме. Заучивание пословиц об осени . Ход занятия : В : Ребята, у нас сегодня необычное занятие , я для вас приготовила загадку, послушайте и отгадайте её. Дни стали короче Длиннее стали ночи Урожай собирают Когда это бывает (осенью ) Послушайте ещё одну загадку : Дождь идёт. Ветерок срывает листья С севера туман ползёт Тучи грозные нависли. Пусто в поле Птицы движутся на юг, Чуть касаясь сосен Догадайся , милый друг, Что за время года? (осень ) В. Верно с наступлением осени в природе происходит очень много изменений . Назовите мне, изменения происходящие в природе. Дети : Наступают холода, деревья меняют окраску, сбрасывают листву, люди одевают тёплую одежду, птицы улетают в тёплые края, звери готовятся к зиме, собирают урожай. В. Осень излюбленная пора года для многих писателей и поэтов- сколько произведений посвящено ей, не счесть. Давайте вспомним поэтов, которые писали об осени . Берёзы косы расплели, Руками клёны хлопали, Ветра холодные пришли И топотом затопали. Поникли ивы у пруда, Осины задрожали Дубы, огромные всегда

Как будто меньше стали. Закружился надо мной Дождь из листьев озорной До чего же он хорош. Где такой ещё найдёшь. Без конца и без начала? Танцевать под ним я стала. Мы плясали, как друзья Дождь из листиков и я. В. Молодцы ребята, какие красивые стихи вспомнили и прочитали. В. А теперь я вам предлагаю поиграть. В нашей игре вам нужно будет выполнять действие и движение пальчиками в соответствии с содержанием стих-я. -Ветер северный подул "с - с - с -", все листья с липы сдул. (пошевелить пальцами и подуть на них) Полетели, закружились И на землю опустились Дождик стал по ним стучать" кап-кап-кап, кап-кап-кап!" (постучать пальцами по столу) Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил (постучать кулаками по столу) Снег потом припорошил (плавные движения кистями рук вперед-назад) Одеялом их накрыл (ладоши прижать к столу) В. А какой осенний месяц сейчас идёт ? Д. Сентябрь. В. Сколько всего осенних месяцев ? Д. Всего три месяца. В. Назовите первый осенний месяц , второй, третий. Д. Сентябрь-первый осенний месяц , месяц ранней осени , когда ещё тепло и не пожелтела трава. Деревья и кустарники стоят в красивых нарядах. Октябрь-второй месяц, листьев становится на деревьях мало, листва жухнет. Ноябрь-третий, последний холодный и серый месяц деревья стоят голые. Они сбросили всю листву. Дни стали короче, а ночи длиннее. В. Чтобы наше хорошее осеннее настроение продлилось долго, я вам предлагаю стать сегодня маленькими художниками и

придумать, чем может стать красивый осенний листок . Дети рассаживаются за столы, рассматривают красивые осенние листья с разных деревьев, уточняют на что похож, тот или иной листок. Прежде чем приступить к работе разомнём пальчики. Раз, два, три, четыре, пять?

Мы идём грибы искать Этот пальчик в лес пошёл Этот пальчик гриб нашел Этот пальчик чистить стал Этот пальчик жарить стал От того и потолстел. Дети приступают к работе (звучит тихая, осенняя музыка ) Готовые рисунки вывесить на доске, рассмотреть, отметить наиболее интересные, красиво Этот пальчик всё съел,расположенные, удачно раскрашенные. В. Хорошо мы сегодня с вами позанимались, много вспомнили, поговорили об осени , а теперь пойдём на улицу гулять и любоваться красивой, сухой осенью

Публикации по теме:

Дата: 5 сентября Тема: «Осень. Сезонные изменения» Утренняя гимнастика №1, пальчиковая гимнастика №1 (утром, артикуляционная гимнастика.

КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности воспитателя и детей (НОД) с использованием интерактивной доски и приёмов ТРИЗ – технологии.

Тема: «Животные» Цель: Закрепить знания детей о временах года и о животных. Задачи: формировать интерес и любовь к природе,.

Конспект занятия по ФЦКМ «Приметы осени» Цель: расширять знания детей о характерных признаках осени. Задачи: 1. Уточнять знания детей об осени, ее приметах, названиях осенних месяцев.

ОО «Познавательное развитие» ФЦКМ в подготовительной группе компенсирующей направленности на тему: «День Победы» Подготовила и провела:.

Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе «Лекарственные растения» Ход НОД: Организационный момент: В:-Мне кажется, что радость и доброта всегда помогают человеку. Так давайте, начнем наше занятие с улыбки.

МБДОУ "Детский сад №31" г. Петропавловск-Камчатский

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по ФЦКМ на тему: «Осень –краса природы»

Иванова Майя Валентиновна

воспитатель

Цель:Уточнить и закрепить знания детей о сезонных изменениях в осенней природе, уточнить приметы осени, название осенних месяцев.

Образовательные

Обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе, взаимосвязях живой и неживой природы осенью;

Подвести детей к пониманию, что средства художественной выразительности (стихи, музыкальные произведения, картины) могут выражать определённое настроение;

Познакомить с нетрадиционной техникой рисования эстамп с использованием растительных элементов (пекинская капуста);

Развивающие

Развивать память, мышление, воображение, выразительность речи, расширять и активизировать словарный запас;

Развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы;

Воспитательные

Воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности и любви к природе;

Воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы.

Предварительная работа:

Беседы об осени с выделением признаков в разные периоды,

Наблюдения за изменениями в природе,

Отгадывание загадок об осени,

Рассматривание иллюстраций по теме «Осень»,

Беседа о перелётных птицах; о подготовке животных к зиме;
- Накопление словаря: «золотая», «щедрая», «ранняя», «поздняя» осень; названия осенних месяцев; употребление обобщающих понятий «перелётные птицы», «урожай»;

Заучивание стихов, отгадывание загадок

Ход проведения занятия:

В гости к детям приходит Осенинка.

Осенинка: Здравствуйте ребята! Меня зовут Осенинка.

Падают, падают листья.

В нашем саду листопад.

Жёлтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают,

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали. (М. Ивенсен)

Вы конечно же догадались о каком времени года говорится в этом стихотворении? (ответы детей).

Осень-это очень непостоянное и разнообразное время года. То согреет нас солнышко, то польют проливные дожди, а то и засыплет мелким колючим снегом. А давайте отправимся с вами в путешествие во время года осень.

(дети вместе с Осенинкой отправляются в путешествие).

Осенинка: Посмотрите, сколько красивых листочков кружится в воздухе, но листики не простые, а волшебные. И сейчас мы проверим их волшебство.

(на листиках написаны названия и Осенинка предлагает коснуться одного из листиков)

Блок«Братья-месяцы»

Осенинка: А вот и братцы осенние месяцы. Давайте назовём по порядку их имена (дети называют)

(Затем появляется слайд с изображением месяца сентябрь)

Сентябрь:

Пришёл сентябрь с красками,

Коснулся листьев ласково

Принёс сентябрь зонтики,

Полил на рощу дождиком.

В сентябре осень называют ранней. Ребята, как вы думаете, почему? (ответы детей)

(сменяет слайд с сентябрём слайд с изображением октября)

Наберу я листьев груду,

Ведь они сейчас повсюду.

В октябре и стар и млад

Наблюдают листопад.

Ребята, а какого цвета бывают листья осенью? (ответы детей)

(слайд сменяет месяц-ноябрь)

Нынче осень стала строже,

День все чаще непогожий.

То жжёт мороз, то ветер плачет

Медведь в берлогу ляжет спать

Жди-к нам зима,шагает значит.

А какую народную пословицу вы знаете про месяц ноябрь? (ответы детей)

Д/игра «Расставь месяцы на свои картинки»

Затем детям предлагают составить рассказ об осени с опорой на мнемотаблицу.

Д/игра «С какого дерева листочек?»

Блок «Приметы осени»

Ребята, посмотрите, по небу плывут облака. В них спрятались признаки осени. Давайте нажмём на них и посмотрим. Что вы можете рассказать об этом признаке (аналогично с другими картинками).

На экране появляются картинки с изображением признаков осени. Детям предлагают рассмотреть картинки и назвать признаки осени.

Д/игра «Времена года»

Д/игра «Чья тень?»

Блок «Весёлый листочек»-физминутка

Блок «Осень в стихах и красках».

Воспитатель:

Вы рассказали об осени с помощью простых слов. А если о ней захочет рассказать поэт, художник, композитор. Как он это сделает? (ответы детей)

Послушайте, как красиво написал об осени поэт Фёдор Иванович Тютчев:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора-

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Очарование и поэтичность нашей природы полюбил великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Он особенно любил осень, она его восхищала, вдохновляла. Большое количество своих произведений Пушкин написал именно в это время года.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец, и золото одетые леса.

Не только поэтов, но и художников вдохновляла осень. Вглядитесь в эти репродукции русских художников. Как тонко подмечена цветовая гамма (колорит) этих произведений.

Да, ребята, осень-это замечательное время года. Деревья словно наряжаются в яркие убранства. Как будто добрый волшебник раскрасил все вокруг яркими красками. Сегодня я предлагаю вам самим стать волшебниками и нарисовать волшебную осеннюю картину. А почему волшебную? А потому, что рисовать мы будем необычными способами-эстампами. Что это такое? Это отпечатывание, с каких либо форм, в данном случае с листьев капусты на бумагу. А как же мы это будем делать?

Берём клеёнку, кладём на неё наш лист и покрываем его краской с помощью кисти. Затем окрашенной стороной осторожно кладём на наш лист бумаги, прижимаем салфеткой, а затем аккуратно все убираем.

Но прежде чем приступить к работе предлагаю размять наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

1,2,3,4,5-будем листья собирать - сжимают и разжимают кулачки

Листья-берёзы-загибают большой палец

Листья-рябины-загибают указательный палец

Листья-тополя-загибают средний палец

Листья-осины-загибают безымянный палец

Листики-дуба-загибают мизинец

Мы соберём

Маме осенний букет отнесём - сжимают и разжимают кулачки.

Под музыку П.И.Чайковского «Октябрь» дети выполняют свои работы.

Что интересного вы узнали из этого путешествия?

Что больше всего запомнилось?

Что вы рисовали?

Какими листьями рисовали?

Вступительное слово к презентации «Осень-краса природы»

Добрый день уважаемые коллеги, члены жюри и все присутствующие. Своё выступление хочу начать с небольшого стихотворения:

Сейчас осень, непогода

Дождь и слякоть. Все грустят:

Потому что с жарким летом

Расставаться не хотят

Постепенно холодеет

И короче стали дни.

Время быстро убегает,

Стаей птиц, мелькнув вдали.

Моя осень не такая

Осень чудной красоты

Лишь едва подует ветер

Как осенняя листва

Замелькает в ярком цвете

Будто искры от костра.

Позвольте представить вашему вниманию работу на тему: «Осень-краса природы» воспитателя МБДОУ «Детский сад №31» Ивановой Майи Валентиновны.

Цель моей работы: уточнить и закрепить знания детей о сезонных изменениях в осенней природе, уточнить приметы осени, название осенних месяцев.

Образовательные:

Обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе, взаимосвязях живой и неживой природе осенью;

Подвести детей к пониманию, что средства художественной выразительности (стихи, музыкальные произведения, картины) могут выражать определённое настроение;

Познакомить с нетрадиционной техникой рисования эстамп с использованием растительных элементов (пекинской капустой);

Закрепить умение составлять рассказ с опорой на мнемотаблицу.

Развивающие:

Развивать память, мышление, воображение, выразительность речи, расширять и активизировать словарный запас;

Развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы;

Воспитательные:

Воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности и любви к природе;

Воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы.

Данная презентация разработана для детей старшего дошкольного возраста. Это цикл занятий, который можно использовать по следующим образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

В начале занятия используется игровой сюрпризный момент-приход девочки Осенинки.

С помощью программы по обработке звуковых файлов я озвучила объект. Звук воспроизводится автоматически. Смена слайда происходит по щелчку.

Предлагается детям ответить на вопрос: «О каком времени года идет речь?»

Чтобы узнать больше много нового и интересного Осенинка предлагает им отправиться в путешествие. Предлагаю и вам отправиться в путешествие.

Переходим на слайд, откуда дети начинают «свое путешествие».

К названию каждого цикла закреплена гиперссылка и с её помощью мы можем переходить между текущими слайдами в презентации.

Предлагаю начать наше путешествие с блока «Братья-месяцы»

Блок «Братья-месяцы» с 6 по 12 слайд

Все объекты в этом блоке озвучены с помощью программы по обработке звуковых файлов. Смена слайдов происходит по щелчку.

В данном блоке представлены и дидактические игры:

д/и «Расставь месяцы на свои места»,создана при помощи триггеров. Объектам (месяцам) задана анимация «другие пути перемещения» (вправо, влево) и связаны с помощью триггеров. В результате, при нажатии на картинку объекты становятся на «свои» места. А давайте и мы с вами поиграем.

В следующем задании воспитатель предлагает составить рассказ об осени с опорой на мнемотаблицу. Картинки-символы детям уже знакомы.

Следующая дидактическая игра «С какого дерева листочек?» тоже выполнена с помощью триггеров. При нажатии на дерево листочек ложится на крону своего дерева. Предлагаю проверить правильность выполнения задания.

Чтобы вернуться к слайду, с которого мы начали свое путешествие, нажимаем на управляющую кнопку, которая связана с изначальным слайдом гиперссылкой.

Блок «Приметы осени»

На слайде появляются объекты-облака с заданной анимацией другие пути перемещения (верх по дуге),выход с предыдущим. С помощью триггеров к облакам привязывают картинку. Нажимая на объект-облако, появляется картинка с признаком осени. Дети могут лучше рассмотреть картинки и дополнить ответы своих сверстников.

Дидактическая игра «Времена года» запускается с помощью триггеров, но отличается от предыдущих тем, что правильному ответу при нажатии на него задана анимация «пульсация», а неправильному, анимация «качание». Я навожу мышью на картинку, а вы отвечаете «Какое это время года?» А теперь правильный ответ.

Дидактическая игра «Чья тень?»

С помощью макроса ДрекенДроп, наведя мышью на объект и щелкнув по нему, объект становится подвижным, и его можно перемещать на нужный объект (вмоем случае-это тень объекта). Поиграем?

Блок «Веселый листочек»

Это динамичная пауза. На слайд вставлен анимационный джиф и звуковой файл.

Блок «Осень в стихах и красках»

Воспитатель спрашивает у детей: - Вы рассказали об осени с помощью простых слов. А как может рассказать об осени художник, поэт, музыкант?

Послушайте, как красиво написал об осени поэт Федор Иванович Тютчев:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора…

Александр Сергеевич Пушкин особенно любил осень, она его восхищала.

Унылая пора! Очей очарованье!

Не только поэтов, но и художников вдохновляла осень. Вглядитесь в эти репродукции русских художников: Шишкина, Левитана, Волкова.

На этом слайде объектам задана анимация на вход-возникновение с предыдущим и на выход-плавное удаление вниз после предыдущего. Установлена определенная длительность и задержка на вход и выход.

В завершении цикла можно провести занятие по художественно-эстетическому развитию на тему «Осень на палитре краски разводила» в нетрадиционной технике рисования «эстамп» с применением растительного материала (пекинской капусты).

Свои работы дети могут выполнять под музыкуП.И.Чайковского «Октябрь».

Данные блоки могут использоваться в разной последовательности.

Их можно дополнять другим дидактическим и раздаточным материалом, с вариантами которых, я предлагаю вам познакомиться.

В завершении своего выступления, мне хотелось бы сказать. Что проведение занятий при помощи мультимедиа, требует большой подготовки и специального оборудования, и на воспитателя ложится большой груз, чтобы подготовить материал, но это как нельзя лучше развивает мышление ребенка, его память, наблюдательность, даёт представления об осенних явлениях, происходящих вокруг нас, помогает понять некоторые законы природы.

Статьи по теме: