Конспект занятия по гражданско-правовому и патриотическому воспитанию детей "я-гражданин". Программа гражданско- патриотического воспитания

Шапошникова Наталия Геннадьевна, воспитатель ОСР

Беседа «Родина начинается с меня»

Цель: воспитание у детей чувства патриотизма, уважения к своей родине

Задачи:
Формирование у детей образа родной страны;
Воспитание любви к Родине;
Развитие у учащихся коммуникативных навыков;
Сплочение детского коллектива.

Оборудование:

Аудиозапись, карточки с родословным деревом, карандаши.

Ход занятия

Звучит аудиозапись песни «С чего начинается Родина» (муз. Я. Френкеля, сл. М. Матусовского).

Воспитатель:
Ребята, поговорим мы сегодня на очень серьезную и интересную тему – тему Родины. Как вы понимаете слово «Родина»? (Ответы детей).

Воспитатель:
Правильно. Это место, где человек родился, где живет его семья, это родной город, страна, в которой мы живем.

(Чтение стихотворения З.Н. Александровой «Родина». 4 человека)

Если скажут слово «Родина»,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка-скромница

И ромашковый бугор...

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина...

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

Воспитатель:
Для каждого человека Родина начинается с его родного дома, с семьи.

У вас лежат листы бумаги и карандаши, давайте попробуем нарисовать родовое дерево. О чем оно может нам рассказать?

(Ответы детей)

Воспитатель:
Ребята, давайте попробуем составить рассказ о семье, используя родовое дерево.

(Рассказы детей. 2 человека)

Воспитатель:
Спасибо, молодцы! Ребята, вы сейчас очень хорошо рассказывали о своих семьях. А знаете ли вы, как называется страна, в которой мы живем?

(Ответы детей)

Воспитатель:
Да, ребята, живем мы с вами в огромной, прекрасной стране – России.

(Звучит стихотворение о России. 1 человек)

У моей России длинные косички,

У моей России светлые реснички,

У моей России голубые очи,

На меня, Россия, ты похожа очень.

Воспитатель:
В России, как и в любой другой стране, есть главный город – столица. Какой это город?

А как называется наш город?

(Звучит отрывок стихотворения о Нефтеюганске)

… А вот мосты Нефтеюганские,

Я давно уже соскучился по ним,

Раньше были переправы здесь спартанские,

То по льду, а то паромом, между зим….

Воспитатель:

У нашего города есть свой флаг и герб. Давайте рассмотрим.

Если деньги накопить,

Можно многое купить –

Дом, одежду и завод,

Самолет и пароход.

Но нельзя купить росу,

Птичье пение в лесу,

И не спрятать в кошелек

Родничок и тополек.

Дерево, трава и птица

Не всегда сумеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Воспитатель:

«Человек с рождения, с первого своего дыхания приобретает родной очаг и родную землю – Отечество, то есть землю своих отцов. Отечество не выбирают и не ищут, оно даётся судьбой. Его, как и родителей, любят не за то, что оно самое лучшее, а за то, что это единственное родное для тебя место на земле; недаром его ещё называют Родиной-матерью. Знать своё Отечество так же естественно, как знать свою семью и свой род. Но познание это длительно. Оно идёт всю жизнь и требует от человека прилежного труда ума и сердца. Не враз, а постепенно складывается у каждого человека дорогой ему образ Родины».

Для одних Родина – это родные места, отчий дом, для других – друзья и детство, для третьих – история и культура, достойные дела ради пользы и славы Отечества.

В заключении хочется сказать «Родина начинается с меня»

Тема: «Мы – россияне»

Цель:

    способствовать формированию у учащихся убеждённости и гордости за страну, в которой они живут.

Задачи:

    обобщить и систематизировать знания детей о России;

    формировать уважительное отношение к государственным символам;

    закрепить названия крупных российских городов и рек; народов, населяющих РФ; названия народных промыслов;

    воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства;

    коррекция и развитие мыслительных процессов (анализ, синтез), внимания и связной речи.

Оборудование: атрибуты для проведения викторины, изображения гербов и флагов, салфетки, ручки, экран, проектор.

Ход занятия.

    Вводная часть.

    Организационный момент.

Здравствуйте ребята, поздоровайтесь с нашими гостями. Садитесь.

    КРУ

Ребята обратите внимание на доску, здесь спрятаны слова, расшифруйте их:

Анидор, авксом, ацилотс, тоиртап, анзичто.

По какой теме подобраны данные слова? К чему они относятся? (Родина, Россия)

Тема нашего сегодняшнего занятия «Мы – россияне».

    Основная часть.

Наша Родина – богатая страна. Россия богата традициями, полезными ископаемыми, памятниками природы и архитектуры, людьми, многонациональными культурами, народными промыслами.

Я предлагаю вашему вниманию небольшой видеоролик о нашей великой державе.

Показ видеоролика «Россия» на песню Е. Росса

Сегодня у нас не обычное занятие, а викторина на тему «Мы – россияне». В игре участвуют две команды: команда «Васильки» и команда «Ромашки».

Оценивать игру будет жюри. Команды поприветствуйте жюри. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Команды, представьтесь, пожалуйста.

Команда «Васильки»:

Василек – цветок России,

Он, как небо, синий, синий,

Любит русская душа

Васильковые глаза.

Команда «Ромашки»:

Мы – ромашковое поле,

Символ русского раздолья.

Но совсем не горячи

Ромашки белые лучи .

- Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран на земле, везде живут люди, но Россия единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина.

Как вы думаете, что такое Родина? (Родина - значит родная сторона, место, где мы родились, где мы живем. Это Отчизна, Отечество. Родина у человека одна).

Давайте начнём нашу викторину с разминки. Я буду говорить предложения, а вы их закончите.

К какой команде будет обращён мой вопрос та команда и отвечает.

Наша страна называется….. Россия.

Граждане России называются…. Россияне.

Столица России – город …. Москва.

Санкт – Петербург основал.… Пётр I .

Самая известная река России…. Волга.

Кто является главой российского государства.… Президент.

Молодцы, начинаем нашу игру.

Конкурс 1. «Государственные символы»

Какие государственные символы вы знаете? (герб, флаг, гимн)

Что такое государственный гимн? (главная песня страны, слушать её надо стоя, проявляя уважение)

Я предлагаю командам выбрать на листочках среди разных флагов российский флаг.

Где можно увидеть российский флаг? (на государственных зданиях, кораблях, школах, жилых домах в дни государственных праздников)

А теперь найдите наш российский герб среди гербов других стран.

Что изображено на нашем гербе? (золотой двуглавый орёл со скипетром и державой, на щите изображен Георгий Победоносец, он копьем поражает змея)

Конкурс №2 «Литературный»

А сейчас у нас литературный конкурс. Каждой команде было задано домашнее задание, выучить стихотворение о Родине. Жюри оценивает содержание и выразительное чтение.

Песня В.Степанов

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.

Необъятная страна. В.Степанов

Если долго-долго-долго

В самолёте нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть.

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озёра, горы…

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймём тогда, какая

Наша Родина большая,

Необъятная страна.

Конкурс 3. «Города России»

Россия – самая большая страна в мире! В России свыше тысячи городов, очень много сёл, деревень. Назовите города, сёла, посёлки, которые вы знаете. (команды поочерёдно называют)

А сейчас каждая команда получит карту России. Задание: поставьте точку приблизительно в том месте, где находится наше село.

Конкурс 4 «Собери правильно»

Родной край - сердцу рай.

Человек без Родины - что соловей без песни.

Народное братство - дороже всякого богатства.

Жить – Родине служить.

Если дружба велика - будет Родина крепка.

Если народ един - он непобедим.

Физминутка.

Конкурс 5 «Народы России»

Упражнение “Салфетка”.

На ваших столах лежат бумажные салфетки. Возьмите, пожалуйста, по одной и сверните её пополам любым способом. Оторвите с любого края уголок. Сверните её ещё раз пополам и опять оторвите кусочек с любого уголка. Сверните в третий раз пополам и снова оторвите. А теперь разверните и продемонстрируйте то, что у вас получилось.

Вряд ли найдётся пара салфеток, на которых повторяется рисунок. Как вы думаете, почему мы получили такой результат? (потому что каждый по-разному оторвал кусочек, потому что мы все разные)

Каждый человек уникален, он обладает только ему присущими качествами. Но, несмотря на то, что мы такие разные, многое нас объединяет.

В России живёт много разных народов. Каждый народ имеет свою культуру, свой язык. Все народы равны между собой. Давайте вспомним и назовем, какие народы живут в России. (дети по очереди называют: русские, татары, башкиры, чуваши, мордва, евреи, якуты, украинцы, таджики, армяне, и пр.)

Конкурс 6 «Народные промыслы»

А теперь я предлагаю вам вспомнить изделия декоративно-прикладного искусства российских мастеров. Внимательно слушаем и.

    Ой, свистулечка какая,

Утка полосатая,

Необычная, смешная,

И чуть-чуть пузатая.

Подожди минуточку

Ты откуда уточка?

Уточка свистит моя:

Филимоновская я!

    Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

В этой молодице

Прячутся сестрицы.

Каждая сестрица –

Для меньшей – темница. (матрешка)

    Снежно – белая посуда, расскажи: ты откуда?

Видно, с севера пришла и цветами расцвела:

Голубыми, синими, нежными, красивыми. (Гжель.)

    Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка не спеши.

Там травка вьётся и цветы

Небывалой красоты.

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют ….. Хохломой.

(дети отгадывают, а воспитатель показывает на слайде картинку)

Конкурс № 7. «Русские художники»

Ребята каких русских художников вы знаете? (Шишкин, Васнецов и т.д.)

А теперь среди представленных картин нужно найти картины русских художников.

На этом наша викторина заканчивается и жюри подсчитывает баллы.

IV . Итог.

Оглашение результатов викторины.

Победила дружба!

Наше занятие подошло к концу. Сегодня мы говорили о государственных символах, о культуре русского народа. Я думаю, что сегодняшнее занятие оставило в каждом из вас определённые чувства к Родине.

Рефлексия.

Я предлагаю вам закончить предложения, которые вы видите на доске:

Для меня Россия – это:

1. Страна, в которой я живу, которой горжусь и должен суметь защитить её в трудную минуту.

2. Страна, в которой я родился, где живу я, моя семья и мои друзья.

Мне очень понравилось, как вы сегодня работали, все молодцы, всем спасибо!

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 . Конспект занятия для детей старшего возраста по гражданско-патриотическому воспитанию на тему: «Наш дом - Россия» Подготовила: Третьякова Наталья Петровна Программное содержание: 1) воспитывать любовь и уважение к своей Родине, селу, детскому саду; 2) развивать внимание, память, мышление, воображение; 3) обобщить знания и представления детей о Государственной символике РФ, символическом значении цвета и образов в ней; 4)продолжать работу по обогащению и уточнению словаря. Предварительная работа: 1) чтение и заучивание стихотворений о Родине; 2) рассматривание флага и герба РФ; 3) прослушивание гимнов РФ, песен о России; 4) беседа о Государственной символике РФ, о Родине, детском саде; 5) дидактические игры: «Узнай по описанию», «Белый-синий-красный», «Найди среди других», «Узнай наш герб», «Узнай наш флаг».

2 среди других», «Узнай наш герб», «Узнай наш флаг». Материалы к занятию: 1.ребус (Хлебосольная); 2. дидактическая игра «Собери флаг России»; 3. аудиозаписи: гимн РФ, песня «С чего начинается Родина»; 4. изображения государственных символов России. Ход занятия: Дети и воспитатель заходят в зал и встают полукругом, здороваются с гостями. Воспитатель: Ребята, послушайте меня внимательно. Я вам прочитаю очень красивое стихотворение Я. Абидова «Мать Земля». Скажи мне, как правильно Землю называть? Земля дорогая? Земля Золотая? Земля - наша милая, Добрая мать! Так ласковей будет звучать и вернее. Ведь всё, что мы любим, Всё создано ею - И горы, и реки, И лес, и цветы, И дождик и ты... Воспитатель: Ребята, мы с вами живём в самой большой и прекрасной стране на Земле, у которой удивительно красивое звучное имя. В какой стране мы живём? Дети: Мы живём в России. Воспитатель: Страна наша называется Россия. А как называют люди живущие в нашей стране? Дети: Их называют россияне. Воспитатель: Россия необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Как вы думаете, что такое Родина? Дети: Родина - значит родная, как мать и отец. Родина- место где мы родились. Родина - страна в которой мы живём. Воспитатель: Наша Родина большая и красивая страна. Каждый россиянин любит свою страну. За что вы любите нашу Родину? Дети: За то, что тут мы родились. За то, что она красивая и т.д. Воспитатель: Да, Россия великая, могучая держава. Про неё можно сказать много красивых слов. И одно из них зашифровано на этой картинке. (Воспитатель выставляет 2 картинки на мольберт (хлеб и соль)) Воспитатель: Как вы думаете, какое слово спряталось? Дети: Здесь спряталось слово «Хлебосольная». Воспитатель: А как вы понимаете слово «хлебосольная»?

3 Воспитатель: А как вы понимаете слово «хлебосольная»? Дети: Есть такой обычай встречать дорогих гостей с хлебом и солью. Воспитатель: Много пословиц и поговорок сложил народ о Родине. Давайте вспомним некоторые из них. Дети: Нет земли краше, чем Родина наша. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. Кто за Родину горой - тот истинный герой! Одна у человека мать - одна и Родина. Воспитатель: Чему учат нас эти пословицы? Дети: Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению защищать её от врагов. Воспитатель: Ребята, а вы хотите рассказать стихотворение о нашей Родине? Дети: Звучит аудиозапись «С чего начинается Родина» Дети читают стихи: 1 З.Александрова Если скажут слово «Родина», Сразу в памяти встаёт Старый дом, в саду смородина Толстый тополь у ворот У реки берёза - скромница И ромашковый бугор А другим наверно вспомнится Свой родной московский двор Или степь от маков красная, золотая целина Родина бывает разная Но у всех она одна. 2 С чего начинается Родина? С улыбок и слёз матерей; С тропинки, ребятами пройденной, От дома до школьных дверей. С берёзок, стоящих веками На взгорье в отцовском краю, С желанья потрогать руками Любимую землю свою. 3 Так что же такое ты, Родина? Поля в перелесках зари. Всё очень знакомое вроде бы, А глянешь - и сердце горит. И кажется: можешь с разбега Взлететь, не боясь вышины, И синюю звёздочку с неба Достать для родимой страны. Воспитатель: Каждая страна, каждое государство имеет свои отличительные символы. Что это за символы? Дети: Это герб, флаг и гимн. Воспитатель: Правильно, давайте сейчас встанем и посмотрим наш Российский

4 Воспитатель: Правильно, давайте сейчас встанем и посмотрим наш Российский герб. (Дети подходят к стене с изображением герба и встают полукругом). Герб - это отличительный знак нашего государства. Где мы сможем увидеть изображение герба? Дети: Мы можем увидеть герб: на флагах, монетах, печатях, кораблях, документах... Воспитатель: Давайте внимательно посмотрим, что изображено на нашем гербе? Дети: На гербе изображены: Двуглавый орёл золотого цвета на темнокрасном щите. Воспитатель: А почему изображен орёл, а не другая птица? Дети: Орёл - это смелая, гордая птица, которая летает высоко-высоко, видит всё вокруг. Воспитатель: Скажите ребята, а почему у орла две головы? Дети: Орёл смотрит во все стороны, а значит, он не пропустит ни одного врага. Воспитатель: Что у орла на голове и в лапах? Дети: На голове у орла золотая корона, в правой лапе орёл сжимает скипетр, а в левой - державу. Это символы царской власти. Воспитатель: На что похожи крылья орла? Дети: Крылья похожи на солнце. Воспитатель: А солнце - это символ добра и справедливости. Что расположено на груди у орла? Дети: На груди у орла изображён Георгий Победоносец на коне, убивающий змея. Воспитатель: Георгий Победоносец издавна почитается на Руси, как покровитель воинов, защитник Отечества. Змей - символ зла. А мы знаем из сказок, добро всегда побеждает зло. Так и наш герб символизирует победу добра над злом! Воспитатель: А сейчас ребята, давайте поговорим еще об одном символе нашей России - флаге. Дети подходят к стене с изображением Российского флага. Воспитатель: Какие цвета присутствуют на флаге России? Дети: На флаге России присутствуют цвета: белый, синий, красный. Воспитатель: Люди придают большое значение цветам флага. Какая полоса на флаге первая (наверху)? Дети: Белая полоса. Воспитатель: Как вы думаете, о чём напоминает нам белая полоса флага? Дети: Она напоминает нам белоствольные берёзы, русскую белоснежную зиму,

5 Дети: Она напоминает нам белоствольные берёзы, русскую белоснежную зиму, лёгкие белые облака, белые ромашки. Воспитатель: Какая полоса на флаге находится под белой? Дети: Синяя полоса. Воспитатель: Как вы думаете, о чём напоминает нам синяя полоса флага? Дети: Она напоминает нам синее небо, синее море, озёра. Воспитатель: Какая полоса на флаге находится под синей? Дети: Красная полоса. Воспитатель: Как вы думаете, о чём напоминает нам красная полоса флага? Дети: Она напоминает нам огонь, солнце, тепло, радость. Воспитатель: Белый цвет - это мир и чистота. Синий - небо и верность. Красный - огонь и отвага. Воспитатель: Ребята садитесь, пожалуйста, на свои места. Есть у каждой страны особенная, самая главная песня. Что это за песня? Дети: Это гимн России. Воспитатель: Правильно, ребята! Гимн страны - это тоже государственный символ. А что такое гимн? Дети: Гимн России - самая главная торжественная песня страны. Он исполняется в особенно торжественных случаях. Под звуки гимна самым выдающимся людям страны - артистам, спортсменам, учёным - вручают награды. Молодые воины принимают присягу, то есть дают Родине клятву в верности. Воспитатель: Гимн России очень красивый и величавый. А как надо слушать государственный гимн? Дети: Гимн нужно слушать стоя, мужчины должны снимать головной убор, нельзя разговаривать. Воспитатель: Граждане каждой страны гордятся своим гимном, проявляют уважение к своей стране, давайте сейчас послушаем гимн России. Звучит аудиозапись гимна. Дети слушают стоя. Дети садятся. Воспитатель: В нашей стране живут мужественные и честные люди, которые относятся друг к другу по-доброму. Радуются мирному небу, яркому солнцу. Давайте и мы с вами поиграем. Игра-танец: «Я, ты, он. она!» (Дети садятся на места). Воспитатель: Наша Страна - это большая дружная семья, которая отличается от других стран своим народом, традициями и обычаями. Детский сад - это тоже большая дружная семья. Какие сюда ходят люди?

6 других стран своим народом, традициями и обычаями. Детский сад - это тоже большая дружная семья. Какие сюда ходят люди? Дети: Сюда ходят дружные, весёлые, трудолюбивые люди и дети. Воспитатель: На одном из занятий, мы с вами ребята, придумали эмблему нашей группы. А вы хотели бы показать нашу работу гостям? Воспитатель: Эмблема у нас получилась вот такая. Воспитатель выставляет на фланелеграф эмблему. Воспитатель: Почему вы выбрали солнце? Дети: Солнце - потому что в группе тепло и светло. Воспитатель: Почему - голуби? Дети: Голуби - нам здесь свободно, как птицам в небе. Воспитатель: Почему - цветы? Дети: Цветы - здесь красиво, уютно. Воспитатель: Почему - детские лица? Дети: Детские лица - мы здесь счастливы. Воспитатель: А почему - книга? Дети: Книга - мы в детском саду получаем знания. Воспитатель: Ребята, мы сегодня очень много говорили о России, о нашем городе, о символах. Мне хочется, что бы вы всегда оставались дружными, добрыми и весёлыми. Но самое главное, вы должны беречь свою Родину. Как мы должны беречь свой дом - свою Родину? Дети: Не мусорить на улице, не ломать кусты, любить своих близких, дружить с ребятами... Воспитатель: Правильно ребята, вы ещё очень малы, но даже сейчас можете много сделать для того, что бы наша Родина стала ещё краше. Воспитатель: Вы так много сегодня рассказали о нашей Родине, я горжусь вами, вы настоящие россияне. Мы жители огромной планеты, наш народ умеет не только хорошо трудиться, но и хорошо отдыхать. Давайте подарим нашим гостям небольшой подарок. Песня - танец: «Московская». Воспитатель: Ребята давайте попрощаемся с нашими гостями. Дети уходят в группу. Литература: 1. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: методическое пособие. М., ЦТЛ, Зеленова Н. Г, Осипова Л. Е. Мы живём в России. Гражданско- патриотическое воспитание дошкольников, изд. Скрипторий 2003, 2008

7 2. Зеленова Н. Г, Осипова Л. Е. Мы живём в России. Гражданско- патриотическое воспитание дошкольников, изд. Скрипторий 2003, Логинова Л. В. Что может герб нам рассказать... (Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию). М., изд. Скрипторий 2003,2008


Конспект НОД по патриотическому воспитанию в подготовительной группе Тема: «Государственные символы России» Образовательная область: познавательное развитие Вид деятельности: непосредственно-образовательная

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад 14 Организованная образовательная деятельность на тему «Наша Родина Россия». Воспитатель: Бейбулатова Ж.И. Цель: Систематизация

Всероссийский конкурс для воспитателей «Современный детский сад 2014» КОНСПЕКТ НОД НА ТЕМУ: «ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА» старшая группа Подготовила: Воспитатель Новикова Наталья Викторовна- вторая категория

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 5 «Рябинка» Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по патриотическому воспитанию «Наша родина

Тема: «Моя Родина» Данилова Н.Н. Программное содержание: Закрепить знания о нашей стране и государственной символике. Учить находить на карте страну и ее столицу. Развивать познавательную активность, любознательность,

Белый цвет символизирует мир, чистоту, правду, благородство, невинность. Синий цвет символ неба, целомудрия, верности, духовности. Он считался цветом Богородицы. Красный цвет символизирует отвагу, войну,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида 9 «Жар птица» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым Конспект интегрированного

ЦЕЛЬ: 1. Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свою страну. 2. Познакомить с географической картой. 3. Закрепить и обобщить знания детей о символах России флаге, гимне, гербе; закрепить знания

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение МКДОУ «Детский сад 21 «Ягодка» станицы Советской Подготовила: Воспитатель МКДОУ Детский сад 21 Ягодка ст-цы Советской Ляпунова Т. Д. Программное содержание:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 18 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ДЕР.КРАСНЫЙ БАЛТИЕЦ Программное содержание. 1. Дать элементарные сведения об истории страны и её символике. 2. Показать,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 49 города Ставрополя «ФЕЯ» Сценарий летнего праздника «День Флага России» для детей подготовительной группы

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад общеобразовательного вида 3 с. Бехтеевка Корочанского района Белгородской области» Конспект проведения образовательной деятельности

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 106 Старшая группа Воспитатель детского сада 106 Кируца Мария Михайловна Рыбинск, 2016 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Володина Наталья Петровна воспитатель МБДОУ «Д/С 112 КВ» г. Чебоксары, Чувашская Республика КОНСПЕКТ НОД «ВЕЛИКАЯ ДЕРЖАВА» Аннотация: в данной статье приводится план проведения учебного

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Центр развития ребенка детский сад «Сказка» г.белоярский Конспект НОД по окружающему развитию На тему: «Россия наш общий

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «детский сад 106» СЦЕНАРИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЫ «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА» (СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ) Составители: музыкальный руководитель

МБДОУ «Детский сад» с. Летка Музыкально тематический вечер Тема: «Наша Родина Россия» Воспитатели: Роза Александровна Андреева Первая категория Дарья Владимировна Сидорова Цель: Воспитание патриотических

«Наша Родина Россия» Цель: формировать представление у детей о России как о родной стране. Расширять представления детей о расположении нашей страны на карте. Задачи: - закрепить знания о символах нашей

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ГОРОДСКОЙ» ИМ.С.А.ШМАКОВА г. ЛИПЕЦКА Беседа «Герб Российской Федерации» в рамках городской воспитательной акции

Разработка классного часа «Государственная символика России и Тверской области», проведенного в 3-А классе классным руководителем Кузьминой И.А. Цель: актуализация знаний обучающихся о государственной

Конспект ООД в средней группе «Знакомство с государственными символами России» Локтева Жанна Альбертовна, воспитатель высшей квалификационной категории, Попова Валентина Владимировна, воспитатель Цель:

Цель: Познакомить с гербом города; воспитывать любовь, уважение к людям, живущим в нем, чувство гордости за свой город. Задачи: -вызвать желание узнать историю происхождения и назначение символов родного

МБДОУ д/с «Теремок» Мероприятия, посвященные дню Российского Флага, проведенные с воспитанниками, разновозрастной группы д/с «Теремок» Воспитатель: Крылова Е.М. 22 августа 2017 года Цель: формировать представление

Развлечение викторина «Россия Родина моя» (для детей подготовительной группы) Составила: Беляева Наталья Ивановна, учитель-логопед МАДОУ «Сказка», с. Сладково, Тюменская область. Цель: формирование нравственных

Отдел образования Администрация муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан Конспект организованной образовательной деятельности на тему: «РОССИЯ РОДИНА МОЯ» для детей подготовительной

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» Конспект организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе 2 Область:

Интегрированное занятие для детей старшей группы по теме «Наша Родина - Россия» Цели и задачи: Расширить представление детей о России как стране, в которой они живут; о её столице; Закреплять и обобщать

Сценарий «День независимости России» Цель: создать условия для воспитания любовь и гордость к своей стране, уважение к традициям своего народа. Вот и наступило лето замечательная пора. Вы, ребята, должны

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 2 «Рябинка» п. Приволжский Россия - Родина моя Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 56 «Колибри» (МБДОУ «Детский сад 56 «Колибри») Конспект занятия - игры по патриотическому воспитанию на тему: «Россия Родина моя»

Администрация Городского округа Подольска Комитет по образованию Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад 15 «Медвежонок» Конспект непосредственно-образовательной

1 Цели: познакомить с символикой Российского государства: флагом, гербом, гимном. формировать уважительное отношение к культуре родной страны, создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Николаевская начальная школа детский сад» «День России» Разработала: воспитатель детского сада Телешенко Н. В. 2013г. Цель: познакомить детей с государственными

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Родничок» Конспект НОД по патриотическому воспитанию «Наша Родина Россия» Выполнила: Лущенко Марина Сергеевна Воспитатель Первая

Сценарий праздника «День Государственного флага Российской Федерации» Все страны мира, все государства, существующие на земле, имеют свои флаги и гербы и являются отличительным знаком государства. Государственный

Конспект занятия в разновозрастной группе по нравственно патриотическому воспитанию: «Моя малая Родина» Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы»,

Конспект НОД в средней группе «В единстве наша сила» 3 октября 2017 года Воспитатель: Новикова Р. Г. Аннотация. Конспект интегрированного занятия в средней группе посвященного празднованию Дня народного

Конспект занятия в старшей группе «А» Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Музыка». Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие

ГБОУ СОШ 1240 Досуг-викторина для детей 6-7 лет. Тема «Москва мой родной город» Звучит музыка Колокола, дети входят в зал, садятся. Ведущая: Ребята, вы знаете, что у города Москвы, в котором мы живём,

Сценарий внеклассного мероприятия (для учащихся начальной школы) по теме «Гражданский урок» Праздник «Родина моя- Россия» Цель: формирование гражданской (российской) идентичности; Задачи: - закрепить основные

Классный час «Мы живём в России» Звучит 1куплет песни В. Баснера на слова М. Матусовского «С чего начинается Родина?» (из к/ф «Щит и меч»). Учитель: Ребята, вы услышали куплет замечательной песни из кинофильма

Государственные символы России Подготовила Рыбичева В.П. учитель истории Права, свободы человека Таков приоритет страны. Мы Конституции навеки Россия, матушка родная, Тебя спасем от всех невзгод. Канонам

МБДОУ «Детский сад «Одуванчик» Занятие по патриотическому воспитанию в подготовительной группе Россия Родина моя! Воспитатели: О.В. Гайдеек Т.В. Климова г. Славгород, Славгородский район,..г. «Россия -

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа 176 с углубленным изучением отдельных предметов» городского округа Самара Конспект НОД в старшей группе с использованием ЭОР «Моя Самара» Подготовила:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ГОРОДСКОЙ» ИМ.С.А.ШМАКОВА г. ЛИПЕЦКА Беседа «Знакомство с флагом Российской Федерации» в рамках городской воспитательной

Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина это место, где ты родился, где ты живѐшь со своими родителями, со своими друзьями. На свете много разных стран, но есть одна: от белых льдов до теплых рек

Тема внеклассного мероприятия: «Я гражданин России» 2класс Цели: формировать системные представления о государственных символах России; воспитывать чувство любви к родному Отечеству; показать, что каждый

1 Конспект внеклассного мероприятия Класс: 1 класс Учитель: Архипова А.М., учитель начальных клссов Тема: «Страна Россия, где мы живем!» Цели: Познакомить с современной Россией- еѐ столицей, символикой

НОД по познавательному развитию (с использованием нового робототехнического конструктора) Тема: «Как возникла Россия. Символика страны герб, флаг». Интеграция образовательных областей: познавательное развитие,

Игра-викторина по патриотическому воспитанию в старшей группе: «Россия наша Родина» Составили и провели воспитатели старшей «А» группы: Птушко Елена Александровна Степашкина Светлана Михайловна Цель: Систематизировать

МОЯ РОДИНА Составила: Сидорук Лидия Оскаровна - воспитатель МБДОУ - д/с 7 Здравствуй мой юный друг! Меня зовут Россиночка. Я хочу рассказать тебе о России, стране в которой ты живешь. Россия огромная страна.

Нохрина Ирина Владимировна воспитатель частного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад 243 ОАО «РЖД» [email protected], Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Люблю тебя,

НАША РОДИНА - РОССИЯ Цель мероприятия: воспитание чувства уважения и любви к своей Родине, к её традициям и обычаям, к народному творчеству. Задачи: - способствовать созданию радостного, праздничного настроения,

Автономное учреждение «Дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей 16 «Снежинка» муниципального образования

Конспект непрерывной образовательной деятельности ТЕМА: КРАСНЫЙ ГОРОДЕЦ НА РЕКЕ СИНЕЙ Воспитатель: Линькова Лилия Михайловна Обучающие задачи: Познакомить детей с историей возникновения поселка, гербом

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 3 муниципального образования Тимашевский район НОД по патриотическому воспитанию «Россия - наша Родина» Логопедическая

МБДОУ МО г. Краснодар «Центр - детский сад 233» «Государственные символы Российской Федерации» Воспитатель: Колбунова Н.В. Никитина Н.В. Цель: познакомить детей с государственными символами России: флагом,

День Государственного флага Российской Федерации 22 августа «Мы растём под флагом России» Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 45 г. Ставрополь Конспект образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей

Родительское собрание «Права ребенка это права взрослого». Старший дошкольный возраст. Цель: Формировать у родителей понимание того, что права ребенка это важно, значимо, что родители являются гарантом

Классный час «Конституцияосновной закон» Подготовила и провела: учитель 2 «А» класса МКОУ «СОШ 3» Горшкова Л. Е. 2015-2016 уч.год Цель: гражданско-патриотическое воспитание. Задачи: познакомить учащихся

Урок Мира во 2 классе 8 вида Моя родина - Россия Цель: формирование представлений учащихся о Родине и Хабаровском крае. Задачи: способствовать формированию у учащихся понимания значения выражения «родина»;

МДОБУ детский сад 4 КВ города Богородицк Конспект Интегрированного занятия По ознакомлению с окружающим На тему: Для детей среднего дошкольного возраста Составила воспитатель: Коршунова Ирина Ивановна

Классное мероприятие для 8а,8в,5в Классный час «Россия моя Родина» Учитель географии Хаманова И.Н. Задачи: знакомство учащихся с традиционными и государственными символами России, расширение кругозора

Конспект итогового занятия по краеведению для подготовительной Крым». группы«мой Цель: продолжать формировать интерес к изучению родного края, закрепить знания детьми художественных произведений, отражающих

МБОУ Верхне- Любовшенская ООШ имени В.Г. Куликова Классный час «Я - человек и гражданин!» в 1-4 классе 2017г. Подготовили: Куликова Е.В. Шерстнова Е.А.\ Цель: - познакомить учеников с символами России;

12 июня - ДЕНЬ РОССИИ! Ход мероприятия. Слайд 1 - плакат Звучит музыка («Я гражданин России»), дети маршем заходят в музыкальный зал. Вед. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы празднуем замечательный праздник

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 5 «Берёзка» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ГОРОДСКОЙ КОНКУРС КОНСПЕКТОВ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «КОТОВСК МОЙ ГОРОД РОДНОЙ» ВОСПИТАТЕЛЬ:

Интегрированный Урок-беседа Тема урока: «Моя Родина Россия!». Цели урока: - раскрыть значение слов Русь, Россия, россияне; Оборудование: - показать значимую важность государственных символов флаг, герб,

Сценарий праздника «12 июня День России» в разновозрастной группе. Подготовили и провели. Воспитатели разновозрастной группы. Попова Наталья Анатольевна. Силаева Надежда Алексеевна. Цель праздника: воспитывать

1 Земскова Татьяна Владимировна 2 Воспитатель 3 ГБОУ СОШ 1412 ДО 8 4 г. Москва 5 127560 г. Москва, ул. Коненкова д. 23 А 6 Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Россия родина моя»

Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение «Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида № 4”

ПРОГРАММА

по гражданско-патриотическому воспитанию

«Я патриот, я гражданин» 

(Образовательная программа)

  Программу разработали:

Заместитель директора по ВР

школы-интерната № 4

Ганиева С.Н.

Руководитель ШМК воспитателей

Богатырева О.В.

Ижевск, 2015

Паспорт программы

Полное название учреждения

Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение «Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида школа № 4

Наименование программы

Программа « Я патриот, я гражданин»

Основной разработчик программы

Заместитель директора по ВР: Ганиева С.Н.;

руководитель ШМК воспитателей: Богатырева О.В.

Цель программы

Задачи программы

Срок реализации

2015 - 2019 г.г.

Исполнители основных мероприятий программы

Обучающиеся 1-11 классов, родители (законные представители) обучающихся, педагогический коллектив школы, специалисты ведомственных организаций.

Пояснительная записка

Программа ориентирована на учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната, имеющих ограниченные возможности здоровья. Она определяет содержание, основные пути развития системы патриотического воспитания обучающихся, воспитанников школы-интерната, её основные компоненты, позволяющие формировать готовность служить Отечеству.

Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, имеет большое значение для решения воспитательных и социальных проблем.

Актуальность проблемы патриотического воспитания и обоснование необходимости её решения.

Патриотическое воспитание молодежи все чаще определяется как одно из приоритетных в современной молодежной политике.

В последние годы российская образовательная система претерпела значительные изменения. Перемены затронули различные сферы образовательной деятельности. Экономическая нестабильность в стране, размывание нравственных и этических ценностей, резкое снижение социальной активности молодежи, кризис семьи и отношений между родителями и детьми заставляют по-новому взглянуть на образовательную систему и на возможности воспитания.

Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм. Для того, чтобы стать патриотом, не обязательно быть героем, достаточно любить свою Родину такой, какая она есть, ведь другой не будет. Патриотизм – это, прежде всего, состояние духа, души. Жизнь показывает, что дети растут, и приходит время, когда они спрашивают о семейных традициях родителей, дедушек и бабушек, размышляя над прошлым своей Родины. Это хорошие уроки мужества для подрастающего поколения. Ведь в настоящее время эта проблема очень актуальна.

В статье №2 Закона РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Среди важнейших названа задача патриотической направленности: «Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». Постановление Правительства РФ «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан России на 2011-2016 г.г.», федеральный государственный образовательный стандарт подчеркивают значимость и актуальность патриотического воспитания, определяют место и роль воспитания патриотизма у российских граждан.

Человеку и гражданину России важно знать ее историю, духовные истоки и традиции, чтобы понимать происходящие в ней сегодня события. Системе образования принадлежит ведущая роль в патриотическом становлении подрастающего поколения.

Основной вопрос, который стоит в настоящее время перед педагогическими коллективами - это возрождение духовных традиций России, с очень четкой фиксацией в сознании ребенка таких понятий как Родина, Отечество, Отчизна, Родной край, Гражданин, Патриот, Герой, Ветеран войны и труда.

Патриотическое воспитание в школе-интернате - это систематическая и целенаправленная деятельность педагогического коллектива по формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга.

Процесс патриотического воспитания в специальной (коррекционной) школе является трудным и его результат не так ощутим, как в массовой школе, он осложняется рядом психофизиологических особенностей, присущих детям с ограниченными возможностями здоровья. Ребенок с умственной отсталостью с гораздо большим трудом усваивает нормы и правила поведения и общения, ему требуется больше времени для того, чтобы усвоить, что такое любовь к дому, семье, Родине. Смысл многих гражданско-патриотических качеств ребенку с ограниченными возможностями здоровья так и не понять, а те понятия, которые ребенок из массовой школы начинает осознавать ко 2-3 классу, ему будут понятны гораздо позже.

Правила, по которым осуществляется процесс гражданско-патриотического формирования личности, едины, как для массовой, так и для специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида, т.к. «наличие у ребенка умственной отсталости не может изменить общей идейной направленности воспитательной работы с ним. Уровень решения воспитательных задач в специальной (коррекционной) школе будет иным, чем в массовой школе».

В настоящее время в школе-интернате сложилась определенная система патриотического воспитания детей, которая включает различные направления для формирования у ребят чувства патриотизма. Проводятся мероприятия, посвященные памятным датам отечественной истории, выставки, конкурсы, беседы. Первые уроки в День знаний посвящены Родине, героическим страницам ее истории, культуре. Главной целью этих уроков является раскрытие учащимся смысла понятия «любовь к Родине», воспитание у юных граждан чувств уважения и любви к Отечеству. Понимание сущности и значения государственных символов страны, уважительное отношение к ним формируется у воспитанников на уроках истории, обществознания, в процессе внеклассной работы, организации Уроков Мужества.

Гражданско - патриотическое воспитание - один из приоритетов воспитательной работы Центра образования. Патриотизм - одна из базовых составляющих личности, гражданина, выражающаяся в чувстве любви, гордости, признания своему Отечеству, его истории и культуре, традициям, в осознании гражданского долга перед ним, в готовности к защите его интересов, формированию у учащихся чувства готовности к выполнению своего гражданского долга и конституционных обязанностей.

Гражданин и патриот начинается в школе: прежде чем стать гражданином и патриотом Родины, школьник должен научиться быть гражданином и патриотом своей школы, знать ее историю, активно участвовать во всех делах и акциях школы.

Память - важнейшая составляющая патриотического воспитания, она отражает связь поколений, их преемственность, желание узнать историю своего района, города, Родины, ее боевые и трудовые достижения и гордость этими достижениями, уважение к старшему поколению как носителю традиций народа. Память определяет заботливое отношение к ветеранам, уважительное отношение к памяти погибших в боях за Родину.

Данную программу следует рассматривать как шаг по пути решения проблемы в воспитании гражданина.

Настоящая Программа исходит из необходимости преобразования учебно-воспитательного процесса в единое духовно насыщенное образовательное пространство с целью необходимости осуществления воспитания принципиально нового, демократического типа личности, способной к управлению собственной жизнью и деятельностью, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру ощутимый вклад должна внести современная школа.

Общественные опросы и работа с детьми показывают, что среди молодых людей большими темпами растет преступность, увеличивается число наркоманов, падает нравственность, возникает стремление покинуть Родину, существуют другие негативные явления, ослабляющие основы государства.

Исходя из выше изложенного, в целях повышения эффективности патриотического воспитания обучающихся, воспитанников разработка и принятие программы патриотического воспитания является крайне актуальной и необходимой.

Программа гражданско-патриотического воспитания предназначена для детей 7 – 17 лет, рассчитана на пять лет, учитывает особенности психофизического развития детей.

Реализация программы позволит удовлетворить потребности ребенка в полноценном развитии как личности, поможет войти в современный мир, приобщиться к его ценностям через расширение представлений о родном крае и родной стране, в которой он живет.

Структура и организация данной воспитательной программы строится с учётом различных возрастных категорий обучающихся, в связи со специфическими особенностями и задачами духовно нравственного и физического развития учащихся разного школьного возраста и учитывается степень подготовленности обучающихся, воспитанников к жизни и деятельности в коллективе, их умения принимать решения и действовать самостоятельно.

Цель программы:

Развитие системы гражданско – патриотического воспитания учащихся с ограниченным интеллектом, направленной на формирование чувства национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству и своему народу.

Задачи:

  1. Получение и расширение знаний обучающихся, воспитанников о России: её истории, традициях, культуре, праве и т.д.
  2. Формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие гордости за свою страну, её выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, спорта, культуры.
  3. Привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации, исторических святынь Отечества.
  4. Воспитание у обучающихся, воспитанников интернациональных чувств на примере знакомства с Удмуртией и городом Ижевском.
  5. Формирование гуманистического отношения к окружающему миру и людям.

Срок реализации:

Начало: 2015 год

Окончание: 2019 год

Исполнители основных мероприятий программы:

  1. Учащиеся Муниципального общеобразовательного казенного учреждения «Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида школа № 4
  1. Родители (законные представители) обучающихся.
  2. Педагогический коллектив школы.
  3. Специалисты ведомственных организаций.

Принципы реализации программы:

  1. принцип коррекционно-компенсаторной направленности - во всех видах деятельности происходит коррекция и компенсация первичного дефекта и вторичных отклонений;
  1. принцип гуманизации - умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству;
  1. принцип учета региональных условий - пропаганда идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, регионального;
  1. принцип дифференциации - создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном крае, стране с учетом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.;
  1. принцип непрерывности и системности - взаимосвязь процессов воспитания и обучения;
  1. принцип интеграции - сотрудничество с семьей, библиотекой, музеем и т.п.;
  1. принцип  стимулирования активности - планирование и реализация проектной деятельности, которая обеспечивает практическое применение полученных знаний, совместный поиск решения задач, сбор материала и др.

Программа включает в себя следующие тематические блоки:

  1. «Семья и семейные ценности»

Цели: Привитие любви к маме. Воспитание заботливого и уважительного отношения к членам своей семьи, любви к близким. Закрепление умения определять наименование родственных отношений между близкими членами семьи. Формирование представлений о преемственности поколений в семье. Знакомство с традициями семьи и рода и уважительного отношения к ним. Закрепление знаний детей о профессиях родителей и других членов семьи. Удмуртский День Бабушки (26 мая).

  1. «Мой край родниковый»

Цели: Осознание обучающимися причастности к судьбе родного края, его прошлому, настоящему, будущему. Знакомство детей с традициями, достопримечательностями, памятными местами Удмуртии. Воспитание потребности в изучении родного края.

Цели: Помочь каждому ребёнку осознать неповторимость своей личности, а также личности каждого одноклассника. Изучать интересы, потребности и личностные характеристики членов классного коллектива; (в т.ч национальные). Воспитывать в детях уважение к себе, сверстникам и старшим.

Цели: Формирование гордости и чувства сопричастности к деяниям предков и современников. Сохранение связи поколений, их преемственности. Расширение знаний о боевых и трудовых достижениях земляков и воспитание чувства уважения к ним.

  1. «Я – гражданин России»

Цели: формирование представлений об устройстве нашего государства, изучение символики нашей страны, знакомство с другими городами России, со столицей нашей Родины, осознание себя гражданами России.

План работы по гражданско – патриотическому воспитанию

  1. «Семья и семейные ценности»

№ п/п

Мероприятия

Ответственные

Экскурсия «Здравствуй, школа».

Составление схемы «Дорога в школу» (дорога из дома в школу).

Беседа «Моя группа – моя семья».

Беседа-диалог «Ты у себя дома».

Познавательное занятие «Родные люди, родственные отношения».

Внеклассное занятие «Мои права и обязанности в группе – семье».

Я - школьник. Конструирование: «Школьные вещи».

Беседа – практикум «Как можно обращаться к людям»

Познавательное занятие «История моего имени и фамилии».

Беседа «Мои семейные реликвии».

Беседа-рассуждение «Моя родословная».

Рисование. Портрет мамы (отца, сестры, брата).

Беседа-диалог «Мои предки в труде и в бою».

Беседа-диалог «Новый год – праздник семейный».

Рисование «Семейные праздники и традиции».

Беседа «Семейная этика».

Тематический вечер «Без корня и полынь не растет».

Ролевая игра «Я горжусь своей семьей».

Беседа «Что такое «мир в семье?»

Какой бы я хотел видеть свою страну? Вечер вдвоем (игра-ситуация). Семейное законодательство.

Беседа «Народ и я – единая семья».

Тематический вечер «Отец, Отчизна, Отечество».

  1. «Мой край родниковый»

№ п/п

Мероприятия

Ответственные

1

Внеклассное занятие «Люби и знай свой край»

Педагог-организатор, социальный педагог, психолог, классные руководители, воспитатели, родительский комитет.

2

Беседа. «Знакомство с символикой республики Удмуртия»

3

Тематический вечер «Путешествие по реке времени» история возникновения города на Иже

4

Экскурсия. Архитектурно-этнографический музей-заповедник "Лудорвай"

5

КВН «Краеведы».

6

Беседа-диалог «Известные места отдыха в родном городе»

7

Игра. «Раз картошка, два картошка» (особенности национальной кухни)

8

Заочная экскурсия во времени. «Алангаса́ры - люди богатыри»

9

Практическое занятие. «Оденем куклу-оберег» (особенности национальной одежды)

10

Поэтический вечер «Времена года».

11

Экскурсия. «Шаркан – Родина Тол Бабая»

12

КВН «Спортивные «звезды» нашей Республики».

13

Тематические встречи. «Знаменитые люди – выходцы из моей республики»

14

Проектная деятельность «Как сделать местонахождение родников зоной отдыха»

15

Конкурс исследовательских сочинений «Край мой родниковый».

16

Фольклорный праздник (обрядовые песни)

  1. «Все мы разные, но все мы вместе»

№ п/п

Мероприятия

Ответственные

Беседа. «Что такое толерантность?»

Педагог-организатор, социальный педагог, психолог, классные руководители, воспитатели, родительский комитет.

Игра «Будем дружить».

Беседа-диалог. «У каждого народа свой герой»

Конкурс. Культура разных народов.

Внеклассное мероприятие. «Мы соберем большой хоровод»

Театрализованные игры: «Друг всегда придет на помощь», «Как поссорились Солнце и Луна», «Как вести себя на улице», «Театр»

Беседа-диалог. «Я такой же, как все»

Конкурс рисунков, сочинений «Семейные традиции».

Фестиваль «Подари человеку радость»

Уроки культуры «О воспитании внимательности к окружающим».

Конкурс «Наша дружная семья»

Деловая игра с родителями «Толерантность – это…»

Вечер встречи. «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»

  1. «Возрождение» (военная слава прошлого и героика нашего времени)

№ п/п

Мероприятия

Ответственные

Серия классных часов, бесед Памяти воинам интернационалистам. "Герои не забываются"

Педагог-организатор, социальный педагог, психолог, классные руководители, воспитатели, родительский комитет.

Серия классных часов, бесед Дети защитники отечества.

Уроки мужества. Посвященные, людям проявившим героизм в мирное время.

Мини – книжки «Герои среди нас»

Акции: - «Герои живут рядом»

- «От сердца к сердцу»

Выставка стенгазет, буклетов

  • «Отечественная война в рисунках, сочинениях и письмах детей»,
  • «Военная история моей семьи в фотографиях»

Просмотр художественных фильмов о мужестве и героизме.

Посещение музеев боевой славы и мужества.

Изготовление праздничных открыток к дню Победы

Военно – спортивная игра.

Выпуск стенгазет, проведение классных часов и литературно-музыкальных композиций о городах воинской славы России

Подготовка и проведение мероприятий к профессиональным праздникам родов войск Вооруженных сил РФ:

● День пограничника

● День ВДВ

● День ВМФ

● День воздушного флота

Проведение конкурса рисунков детей о Великой Отечественной войне «Война глазами детей»

Создание электронного фотоальбома «На страже Родины»

Проведение военно-патриотических праздников

  • «А, ну-ка парни!»
  • «А, ну-ка, мальчики!»

Встреча с представителями местного отделения полиции

Встреча с работниками пожарной части

Классные часы, направленные на пропаганду профессий - «Я - Спасатель!»

Проведение викторины «Мы этой памяти верны»

  1. «Я – гражданин России»

№ п/п

Мероприятия

Ответственные

Беседа о государстве - «Российская Федерация».

Педагог-организатор, социальный педагог, психолог, классные руководители, воспитатели, родительский комитет.

Час поэзии «Стихи о Родине».

Беседа «Россия – многонациональное государство».

Классный час «Что значит любить Родину?».

Внеклассное занятие «Обязанности гражданина России».

Классный час «Мы граждане России».

Беседа «Кем я стану, кем мне быть, чтобы Родине служить?».

Внеклассное занятие «Вот она, какая моя Родина большая».

Дискуссия «Я патриот своей Родины?».

Устный журнал «Белокурая березка – символ Родины моей».

Общешкольные акции:

  • «Дом без одиночества» (ко Дню пожилого человека);
  • «Милосердие» (ко Дню инвалидов).

Конкурс рисунков «Мы и мир».

Познавательное занятие «Кто такой президент России?».

Беседа «Что такое «мир в стране?»

Занятие «Человек в обществе».

Празднование Дня матери:

организация выставок

  • «Руками мамы»,

выставки рисунков

  • «Профессия моей мамы»,
  • «Портрет моей мамы»,

фотоконкурс

  • «Мамины глаза».

Конкурс сочинений «Память жива», посвященный участникам войны.

Общешкольная линейка «День конституции».

Месячник «Мы будущие защитники Отечества»:

  • Рыцарский турнир;
  • Спортивная эстафета;
  • Акция «Ветеран живет рядом»;
  • Конкурс плакатов «Высокое звание – российский солдат»;
  • Конкурс художественных открыток к 23 февраля;

Урок мужества «Жизнь замечательных людей».

Месячник Славы и Памяти:

  • Акция «Поздравь ветерана на дому»;
  • Конкурс патриотической песни;
  • Конкурс газет «Наша память».

Фестиваль детского творчества «Я люблю тебя, Россия».

Механизм реализации программы

Этапы реализации программы:

1 этап: подготовительный.

Изучение и анализ состояния гражданско-патриотического воспитания в школе, уровня гражданско-патриотического сознания у школьников, отбор критериев оценки уровня гражданско-патриотического сознания у школьников, разработка нормативно-правовой базы, связанной с реализацией программы гражданско-патриотического воспитания.

2 этап: практический.

Разработка комплексной стратегии, направленной на формирование гражданской позиции и воспитания патриотических чувств. Отбор методов, методик по программе, внедрение современных технологий.

Изучить и внедрить уже разработанные современные педагогические технологии по патриотическому воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида.

Расширение и укрепление связей и отношений школы-интерната с учреждениями культуры, социальными партнерами.

Проведение мониторинга эффективности программы, информирование педагогов, обучающихся о ходе реализации программы.

Активное участие в муниципальных, региональных, всероссийских мероприятиях патриотической тематики.

3 этап : аналитический.

Анализ и обобщение результатов работы.

Проведение коррекции затруднений в реализации программы.

Издание методического комплекса (перспективных планов, методик, методических рекомендаций, дидактических пособий). Планирование работы на следующий период.

Формы реализации программы.

Тематические беседы, уроки, коллективные творческие дела, дидактические игры, устные журналы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, встречи с интересными людьми, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам, круглые столы, читательские конференции, организации выставок, акции, проведение «Уроков мужества», тематические стенды, сбор материала в школьный музей и др.

Критерии оценки эффективности проекта

Конечным результатом реализации программы должны стать:

  • положительная динамика роста патриотизма и интернационализма подрастающего поколения;
  • возрождение духовности; укрепление культурных и исторических традиций народа;
  • обеспечение на ее основе благоприятных условий для духовного и культурного воспитания личности школьника, гражданина и патриота Родины;
  • повышение авторитета школы.

Предполагаемые результаты:

Осуществление настоящей программы позволит:

  • продолжить работу над совершенствованием системы патриотического воспитания в школе-интернате;
  • сформировать готовность у учащихся к патриотическому действию, к активной гражданской позиции;
  • отвлечь обучающихся, воспитанников от противоправной деятельности, заполнить свободное время подростка социально значимыми, интересными делами.
  • сформировать такие ценности как: семья, Отечество, свобода, культура, мирное существование народов разных стран, экологическое благополучие;
  • привить уважение к прошлому и настоящему своего народа, традициям, культуре, старшим поколениям, родителям;

Заключение.

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, воспитанников, как основа личности гражданина России.

Список используемой литературы

  1. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005 - №4 – с. 23.
  2. Борщанская М. С. Создание воспитательной системы в школе VIII вида / Борщанская М. С. // Дефектология. – 2001. - №4 – с. 37.
  3. Выгодский Л. С. Нравственное воспитание / - Пед. Психология. – М.: 1991- с. 138.
  4. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников – 2005 - №8 – с.17.
  5. Научно-методический журнал «Классный руководитель», Москва 2013 - №1 - с. 22.
  6. Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. «795 «О государственной программе«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 г.г.».
  7. «Патриотический Интернет-сайт» Российского государственного военного историко-культурного центра при Правительстве РФ.
  8. Роготнева А. В. Организация воспитательной работы в детских домах и интернатных учреждениях // Пособие для педагогов, М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.
  9. Худенко Е. Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. – М.: АРКТИ, 2005.

Организация: МАДОУ № 94

Населенный пункт: Томская область, г. Томск

Цели и задачи:

  • Расширять представление о стране, в которой они живут.
  • Закреплять и обобщать знания детей о государственных символах России.
  • Закрепить знания детей о Москве – столице России, воспитывать чувство гордости и уважения к своему народу.
  • Формировать уважительное отношение к государственным символам.
  • Воспитывать патриотические чувства.
  • Воспитывать любовь и гордость за свою Родину с помощью художественного слова.
  • Обогащать словарь детей.
  • Создать положительное – эмоциональное настроение у детей.

Ход занятия

(дети стоят в кругу)

Воспитатель:

Придумано кем – то
Просто и мудро.

При встрече здороваться!
- Доброе утро!
- Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!

(Дети садятся на стульчики)

Воспитатель:

Ребята, сегодня мы с вами продолжим разговор о Родине, стране в которой мы с вами живём. Почитаем стихи. Звучит негромкая, спокойная музыка.

Воспитатель:

С. Васильев
РОССИЯ

Россия – как из песни слово.
Берёзок юная листва.
Кругом леса, поля и реки.
Раздолье, русская душа.

Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей,

Люблю, всем сердцем понимаю
Степей таинственную грусть.
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом – Русь.

Хлеб, которым человек кормится, земля, на которой человек живёт, мать, которая даёт жизнь… Без всего этого, человеку жить просто невозможно. Среди самого необходимого, самого дорогого, есть у человека Родина!

Родина! Что это значит?

Ребёнок читает стихотворение

Т. Бокова

Родина!

Родина - слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно полмира:

Мама и папа, соседи, друзья.

Город родимый, родная квартира,

Бабушка, школа, котенок … и я.

Зайчик солнечный в ладошке,

Куст сирени за окошком

И на щечке родинка – Это тоже Родина.

Воспитатель:

Это цветы, что растут в нашем крае,
Это заря, что горит не сгорая…
Родина – это глаза твоей мамы,
Полные слёз или в искорках смеха.
Родина. Слова не знаю чудесней,
В нём наши сказки и славные были,
Дедов далёкие грустные песни,
Те, что и мы до сих пор не забыли.
Родина – это земля у порога,
Где ты впервые узнал своё имя.
Родина – это большая дорога,
Та, по которой пойдёшь ты с другими.

Такими красивыми и понятными словами один из поэтов сказал, что такое Родина.

Ребята, а что для вас означает это слово?

Дети: ( ответы…)

Воспитатель:

Конечно, слово Родина, означает очень многое, и каждый понимает его по-своему. Родина – это и земля, и страна в которой мы родились. Это и мать, и отец твой.

Родину ещё отчизной, отечеством называют, а дом родной – называют «отчим домом». Язык, на котором мы с вами говорим, для нас родной, он дан нам Родиной.

Родина, это и цветы, и воздух, и даже небо, ведь даже оно не везде одинаковое. Есть родное небо – это то, под которым ты родился и живёшь.

Томск- это тоже наша Родина.

Ребёнок читает стихотворение :

Средь тайги и просторов широких
Мой раскинулся город родной.
Край озёр, облаков синеоких…
Он чарует своей красотой.

Река Томь – летом ты говорлива,
Катишь к северу воды свои.
Ты всегда неизменно красива:
Будишь нежные чувства мои.

Город юности, ярких мечтаний,
Ты меня навсегда покорил.
Город ВУЗов – рассадник познаний:
Ты талантов немало взрастил.

Воспитатель:

Одна у человека родная мать, одна у него и родина. Крепко любит народ ее.

Много сложил народ о ней пословиц и поговорок. Вспомните пословицы и поговорки о Родине.

Дети:

Родина любимая – что мать родимая.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Жить – Родине служить.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Родина мать, умей за нее постоять.

Человек без Родины – что соловей без песни.

  • Береги землю родимую, как мать любимую.
  • Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.
  • Нет ничего краше, чем Родина наша.
  • Кто за Родину горой, тот истинный герой.
  • Русский в словах горд, в делах тверд.
  • Москва – всем городам мать.
  • Всякому мила своя сторона.

Игра: «Передай сердечко и скажи словечко» - подобрать прилагательные к слову Родина.

Воспитатель:

Ребята, вы сказали о Родине такие прекрасные слова. А вы знаете, в какой стране вы живёте?
Дети: (ответы…)

Воспитатель:

Да, наша страна называется Россия, и мы с вами в ней живём.. Какое красивое и звучное имя - Россия. Давайте повторим его вместе.

Игра: «Как зовут жителей» - предлагается детям место проживания и они должны назвать жителей этого места. Например: на Луне – лунатики, на Земле – земляне, в России – россияне

Воспитатель: Верно, мы с вами россияне, потому что живём в России. Ребята, нашу страну, можно узнать не только по имени, но и по государственным символам: гимну, флагу и гербу.

Все страны мира, все государства, существующие на земле, имеют свои флаги и гербы и они являются отличительным знаком государства.

Государственный флаг означает единство страны и его независимость от других государств..

Флаг нашей страны имеет свою историю. Много веков назад люди вместо флага использовали шест с привязанным к его верхушке пучком травы, окрашенным яркой краской. Называлось это стягом. Его главное назначение- «стягивать», к себе, т.е. объединять воинов для защиты своей земли. Затем стяги стали делать из ткани. Современный флаг утвердил великий русский царь Пётр 1. Полотнище флага состоит из трёх полос белого, синего и красного цветов. Полосы расположены горизонтально. Цвета флага выбраны не случайно.

Цвету флага придается особый смысл.

Белый цвет означает мир и чистоту совести;

Синий – небо, верность и правду;

Красный – огонь и отвагу.

Эти цвета издревле почитались на Руси народом, ими украшали свои жилища, вышивали затейливые узоры на одеждах и одевали их по праздникам.

«Да она шила – вышивала тонко бело полотно,

Да тонко бело полотно, да бело-бархатное,

Она строки строчила красным золотом».

Православные христиане видели в расположении полос флага строение мира.

Вверху – божественный мир, воплощенный в белом, небесном свете, ниже – синий небосвод, а под ним мир людей, красный цвет.

Мы говорим белый цвет, синее море, весна красна, красная девица, употребляя слово «красный» в значении «красивый».

Видимо все же не случайно стали они цветами государственного флага России.

Воспитатель: А знаете ли вы, ребята, где можно встретить государственный флаг России?

Дети: (ответы).

Физкультминутка:

Столица нашей Родины – Москва

уки поднять вверх, пальцами правой руки обхватить пальцы левой руки)

Ехать очень долго – дня два.

(поднять указательный и средний пальцы правой руки вверх)

С высокой, главной башней,

(подняться на носки, поднять)

С курантами на ней

(руки вверх, потянуться)

И с площадью огромной,

(развести руки в стороны на уровне груди)

С названием скромным,

(руки согнуть в локтях, вытянуть их вперёд)

Зовётся она Красной

И смотрится прекрасно.

Музеев там не перечесть,

(согнуть руки в локтях и растопырить все пальцы рук)

Театры, памятники есть.

(загнуть левой рукой два пальца правой руки)

Поедим в гости мы к друзьям,

(руки согнуть в локтях, поочерёдно выдвигая их вперёд, пальцы сжаты в кулаки)

Чтоб рассказать об этом вам.

(согнуть руки в локтях и вытянуть их вперёд, ладонями вверх)

Воспитатель: Второй символ – герб. Гербы появились давным – давно. Герб был отличительным знаком рыцарей. Служил он для того, чтобы можно было отличать друг от друга закованных в железные доспехи воинов. Такой символ был изображен на рыцарских щитах. Шло время, не стало рыцарей, но остались гербы. Герб является знаком отличия, эмблемой государства. Его изображение

можно увидеть на флагах, печатях, монетах, на паспорте гражданина России, на пограничных столбах, на зданиях, где работает правительство.

Воспитатель:

Посмотрите на герб нашего государства. Что вы на нем видите?

Дети:

Орел с двумя головами, у орла распущенные крылья, на головах короны, в одной лапе орел держит золотой шар, а в другой золотой жезл.

Воспитатель:

Вывод: на гербе России золотой двуглавый орел, над орлом три короны. В лапах орла золотой жезл и золотой шар.

Воспитатель:

А что вы видите на груди орла?

Дети:

Воспитатель:

Подумайте, вам знаком этот щит?

Дети:

Щит похож на герб Москвы.

Воспитатель:

Как вы думаете, почему герб Москвы в центре государственного герба?

Дети:

Москва – столица нашего государства.

Воспитатель:

Попробуйте описать герб Москвы.

Дети:

На красном щите нарисован всадник на белом коне. В руках он держит копьё, которым убивает змея.

Воспитатель:

Правильно, мы видим Георгия Победоносца в серебряных доспехах. Золотым копьем он поражает дракона.

Ребята, каждый элемент герба имеет своё значение:

  • Двуглавый орел – символ единства России;
  • Короны – союз республик, входящих в состав России;
  • Жезл и шар означают сильную власть, защиту государства и его единство;
  • Всадник на щите – победа добра над злом, готовность народа защищать свою страну от врага.

Воспитатель:

Герб России

На герб посмотрим: здесь орел,

Да не простой – двуглавый,

Символизирует страну –

Могучий, величавый.

В Европе с Азией страна

Раскинулась широко -

Меж океанов и морей,

От запада к востоку.

Вот и взирает птица-царь

В две стороны внимательно:

В порядке ль все, не шел чтоб враг,

Следит он обязательно.

В руках держава, скипетр есть,

Над главами – короны.

И всадник на коне верхом,

И змей, копьем сраженный.

Воспитатель : Скажите, а где можно встретить изображение герба?

Дети : (ответы).

Герб и флаг страны созданы в соответствии со строгими правилами и имеют общую символику, которая олицетворяет красоту и справедливость, победу добра над злом.

Игра:«Я знаю…», детям предлагается собрать Герб и Флаг России из отдельных частей.

Воспитатель:

Гимн - самая главная песня нашей страны, ее должны знать все люди, которые живут в России и не только знать, но и относиться к ней с трепетом и уважением. Музыка гимна неторопливая и величавая. А в словах текста отражается любовь к Родине- России, говорится о красоте природы, высказываются надежды на прекрасное будущее. Государственный гимн- один из главных символов страны, поэтому его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения- все присутствующие встают,. Гимн всегда поют и слушают стоя. Давайте и мы сейчас встанем и послушаем главную песню нашей Родины.

Дети встают. Звучит «Государственный гимн Российской Федерации ».

А знаете ли вы, когда исполняется Государственный гимн?

Дети (ответы).

3. Воспитатель:

Ребята, сегодня вы узнали о государственной символике Российского государства. Граждане России гордятся Государственными гербом, флагом и гимном.

Список литературы:

  1. Общеобразовательная программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под редакцией Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева.
  2. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? – М.: Сфера, 2004.
  3. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2007.
  4. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. - М.: УЦ «Перспектива», 2008.
  5. Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать... - М.: Изд-во «Скрипторий», 2003.
  6. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ / Под ред. Л.А.Кондрыкинской. - М.: ТЦ Сфера, 2010.
Статьи по теме: