Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе. Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Эксперименты с мукой

Цель: закрепить знания о почве методом опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

— формировать у детей представление о значении почвы в природе; познакомить с составом почвы, с некоторыми ее свойствами.

— упражнять в умении анализировать; развивать умение использовать схемы для систематизации знаний;

— формировать познавательную активность, интерес к объектам живой и неживой природы;

— активизировать словарь за счет слов: плодородная, воздухопроницаемая, водопроницаемая, перегной, примеси;

— формировать коммуникативные навыки, воспитывать чувство сопереживания, желание оказывать помощь.

Предварительная работа: чтение и рассматривание иллюстраций к сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»; экспериментирование с водой, воздухом, песком. Просмотр презентации «Какая бывает почва».

Оборудование и материалы: письмо, мисочки с землей, вода, ложечки, салфетки, лупы, воронки, ватные диски, стаканы – по количеству детей, схемы и карандаши для обозначения.

Ход деятельности

Организационный момент:

(Воспитатель приглашает детей в круг.)

— Ребята, с чего начинается хорошее настроение? (С улыбки, с добрых дел, с прекрасных сюрпризов.)

Мы все за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Мы готовы поиграть –

Много нового узнать.

Мотивационно-ориентировочный этап:

— Ребята, на адрес нашей группы пришло письмо. (Воспитатель открывает конверт, читает письмо). Это письмо от Маленького принца.

«Здравствуйте, мои друзья с большой планеты Земля! На моей маленькой сказочной планете приключилась беда: заболел мой друг – прекрасная Роза, она растет в песке и у нее пожелтели и стали опадать лепестки. А я узнал, что на вашей планете есть «живая земля», которая сможет ей помочь. Я бы хотел, чтобы вы помогли мне узнать, из каких веществ состоит «живая земля» и прислали мне образец с описанием почвы».

Поисковый этап:

Поможем Маленькому принцу? Как мы можем помочь ему? Давайте порассуждаем, что нужно растению для его существования? (Свет, влага, воздух). Скажите, а чем питается растение и где берет питание? (Ответы детей.)

Растение живое и ему нужен свет, а также воздух, вода, и, конечно, питание.

Для хорошего роста растениям нужна плодородная земля.

У нас в группе цветы растут в плодородной земле и поэтому не болеют, хорошо себя чувствуют. А у Маленького принца цветок вянет. Почему? Что мы знаем о песке? (Он сыпучий, влага в нем не долгое время сохраняется, он быстро высыхает от солнца, нет полезных примесей).

Практический этап:

Ребята, для того, чтобы сделать описание почвы, нужно провести опыты. Для этого предлагаю вам стать учеными-исследователями.

Кто знает, чем занимаются ученые? (Исследуют, наблюдают, проводят опыты.) Для проведения опытов ученым нужна лаборатория. Давайте пройдем в лабораторию и сядем за столы. Ученые часто советуются друг с другом, обсуждают свои исследования, поэтому мы будем также с вами договариваться о том, что делать, помогать друг другу. (Дети подходят к столам. На столах стоят мисочки с землей, стаканчики с водой, ложечки, салфетки, лупы, воронки, ватные диски, стаканчики, схемы, карандаши.)

У вас на столах лежат предметы для исследования. Перечислите, что именно. (Ответы детей) . Мы будем проводить опыты с помощью таблиц, которые подскажут нам, с чего необходимо начать работу, как ее продолжить и к каким результатам мы должны прийти.

1 опыт: дети рассматривают внешний вид почвы и дают описание. Что нужно сделать, чтобы описать внешний вид почвы? (Понюхать, рассмотреть, потрогать).

(Для этого предлагается таблица, с помощью которой можно описать внешний вид почвы.)

2 опыт: далее необходимо выяснить, из чего состоит наша почва, то есть что в ней содержится. Как это сделать? Какие предметы нам нужны для этого опыта? Необходимо рассмотреть почву через лупу, определить, имеются ли в ней полезные примеси: камни, глина, песок, перегнившие листья, чернозем и другие примеси.

Земля образуется из опавших листьев и веточек, погибших животных, камешков, песчинок. В ней находится «еда» для растения. Чем больше такой еды, тем лучше себя чувствует растение.

3 опыт: Далее необходимо провести более сложные опыты по водопроницаемости и удерживанию влаги. С помощью каких предметов мы можем провести данный опыт? (Вывешивается схема к этому опыту). Для этого нам нужны стаканчики с водой, воронка и ватный диск. Как можно провести опыт с помощью этих предметов? В этом вам поможет таблица. (С помощью таблицы дети проводят данный опыт.)

Вода проходит через почву, значит почва – водопроницаемая. Наша почва содержит достаточное количество влаги, что нужно для роста растения.

4 опыт: Далее необходимо провести опыт по определению воздухопроницаемости, то есть, нам нужно узнать, есть ли в почве воздух? Как мы можем это сделать? Какие предметы нам нужны для этого опыта? Почему? (Дети рассматривают схему и делают данный опыт.) Что образуется? Пузырьки – это значит, что в почве есть воздух, необходимый для жизни растения.

Физкультминутка.

Раз – и стану я землей,

Мягкой, теплой и живой!

Очень сильной, очень крепкой,

Очень доброй и большой.

Два – я почва – верхний слой,

Дружат травы все со мной,

И деревья, и кусты,

Червяки, жуки, кроты.

Всем живущим говорю:

«Чтите матушку свою!»

Рефлексивно-оценочный этап:

После опытов проводится анализ обследования почвы и подводится итог с помощью схем.

Итак, как вы можете описать почву, в которой растут наши цветы? (Предполагаемые ответы детей: наша почва темного цвета, в ней содержатся камни, глина, песок, чернозем, полезные примеси, она средней сыпучести, пропускает воздух и удерживает влагу, в ней растение хорошо растет – значит, это плодородная земля.)

Значит, землю можно назвать «живой»?

Как можно помочь принцу справить ситуацию, которая произошла с Розой?

(Для того чтобы Роза выздоровела, нужно послать ту землю, в которой живут наши растения, — это «живая» земля.)

Давайте соберем в контейнер образец почвы и вечером напишем письмо с описанием нашей «живой земли».













Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Практическая опытно-экспериментальная деятельность формирует элементарные экологические знания детей, расширяет детский кругозор, позволяет развивать познавательный интерес детей, их умение рассуждать и анализировать.

Цель: расширить и уточнить знания детей о свойствах воды.

Задачи:

  • Помочь детям выявить вещества, которые растворяются в воде.
  • Познакомить детей со способом очистки воды - фильтрованием.
  • Закрепить знания детей о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.

Форма организации: экспериментально-исследовательская деятельность.

Оборудование: Вода, мука, сахар, растительное масло. Марля, марганцовка. Сосуды разного размера и формы. Воронки, передники клеенчатые, клеенки для столов. Компьютер, экран, мультимедийная установка.

Предварительная работа: вспомнить уже известные детям свойства воды: прозрачность, отсутствие вкуса, запаха, познакомить со свойствами – текучесть, возможность растворять различные вещества, способность переходить из одного состояния в другое. Повторить правила работы с незнакомыми веществами: нельзя пробовать вещества на вкус - есть опасность отравиться; нюхать надо осторожно, направляя запах от стакана ладошкой.

Ход занятия

Задача Метод (прием) Содержание Время
1. Вводная часть.
Ввести детей в тематику мероприятия. Художественное слово.
Воспитатель:
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить.
2 мин.
2. Основная часть
Повышать познавательный интерес и речевую активность детей.
Беседа. Постановка проблемной ситуации. Как вы уже догадались, сегодня мы с вами поговорим о воде. Ребята, а вы знаете, что вода – волшебница? Я хочу пригласить вас в лабораторию. Мы сейчас превратимся в волшебников и займемся опытами с водой (Дети рассаживаются за столы). 10 мин.
Опыты, исследовательский метод.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что произойдет, если растворить исследуемые вещества в воде? (Дети растворяют различные вещества в разных сосудах)
Диалог с детьми, рассуждения детей. Эвристическая беседа (поэлементное усвоение опыта).
Что произошло с водой? Сахар быстро растворяются в воде, вода остается прозрачной. Мука тоже растворяется в воде, но вода становится мутной. После того как вода немного постоит, мука оседает на дно, но раствор продолжает оставаться мутным. Порошок марганцовки быстро изменили цвет воды, значит, растворяются хорошо. Масло не растворяется в воде: оно либо растекается по ее поверхности тонкой пленкой, либо плавает в воде в виде желтых капелек. 3 мин.
Поддержать чувство радости от общения с героем, смена вида детской деятельности. Физкультминутка «К речке быстрой»
К речке быстрой мы спустились,
(шагаем на месте )
Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
(встряхиваем руками )
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
(круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.
(круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.
(прыжки на месте)
Вышли на берег крутой
(шагаем на месте )
И отправились домой.
2 мин.
Метод проблемного изложения на примере сказки. Воспитатель: Ребята, давайте вспомним сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Что случилось с Иванушкой? (Ответы детей) Почему нельзя было пить эту воду? Правильно потому, что она грязная. 10 мин.
Поэлементное усвоение опыта. Но бывает такая ситуация, что воды чистой рядом нет, но жизненно важно нужно глотнуть хотя бы глоточек воды. Существуют разные способы очистки воды. С самым простым способом, которые вам в жизни могут пригодиться, мы сейчас познакомимся. Для этого возьмем: воронку, носовой платок, вату и емкости для воды. Вместе с детьми выясняем, как сделать очистительные устройства – фильтры. Итак, если бы Аленушка с Иванушкой знали, что воду можно очистить, пропустив ее через платок, то беды можно было избежать.
Физкультминутка. Дидактическая игра. «Вода – не вода». Игра на внимательность. Если названное слово обозначает то, что содержит воду, дети встают. Если предмет имеет косвенное отношение к воде, дети садятся и поднимают руки. Если предмет или явление не имеет отношения к воде – дети хлопают в ладоши. Слова для игры: река, поезд, щука, корабль, облако, солнце, лужа, лодка, стул, пароход, поезд, снег, ветер, озеро, дельфин. 2 мин.
3. Заключительная часть
Побуждать детей делать простейшие обобщения на основе имеющихся знаний. Подведение итогов, вывод.

Беседа, фиксация результатов опыта.

Воспитатель: Что произошло после фильтрования воды с разными веществами?
Масло удалось отфильтровать быстро, потому что оно не растворилось в воде, на фильтре хорошо видны следы масла.
Сахар не отфильтровался, потому что, хорошо растворился в воде. Марганцовка отфильтровалась частично, т.к. она окрасила воду в розовый цвет. Мука прошла через фильтр частично, на фильтре осталась часть муки и вода осталась мутной.
5 мин.
Поддерживать положительно-эмоциональный настрой группы, мотивировать детей на последующую опытно-экспериментальную деятельность.
Сюрпризный момент. Фантазирование, технология ТРИЗ. Воспитатель: А сейчас, мы превратимся с вами в магов и чародеев.
Проводятся фокусы с водой: Приложение
В стакан с водой опускаем булавку. Как можно достать булавку, не замочив при этом руки? (С помощью магнита.)
Воспитатель благодарит детей за активное участие и дарит всем мыльные пузыри.

Конспект открытого занятия по экспериментированию с воздухом в подготовительной группе

Тема: «Богатство нашей планеты Земля»

Воспитатель Власова Алла Викторова Группа №4

Москва 2014

Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

Программное содержание: способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха; развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом - кляксографией.

Предварительная работа: Беседа: «Живая и неживая природа», рассматривание иллюстраций в энциклопедии; наблюдения на прогулке за ветром.

Материал: воздушные шары разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики, 2 баночки с плотными крышками, краски, бумага, резиновая игрушка, горячая вода в термосе, 2 пустые бутылки, технические средства обучения (компьютер, мультфильм «Фиксики»).

Словарная работа: кляксография.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)

В: А сейчас давайте пройдем на ковер и встанем в круг, и поздороваемся друг с другом.

(ИГРА на общение) коммуникация

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте! » друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет! » и «Добрый день! »;

Если каждый улыбнётся -

Утро доброе начнётся.

- ДОБРОЕ УТРО!

Посмотрите, какие красивые шары я принесла: красный, зелёный, ой, а что это случилось с синим шариком? Он какой- то стал грустный, маленький (ответы).

А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?

Д: - Надо его посильнее надуть.

В: - Правда? Сейчас я его надую (надуваю). Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри, посмотрите?

Д: - Воздух.

В: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? Лаборатория.

В: В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга. не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе.

В: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов)

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество - внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

В: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Садитесь за столы. (дети садятся)

В: Итак, начнем наши опыты:

Эксперимент № 1 «Как поймать воздух? »

В: - Ребята, чтобы увидеть воздух, нужно его поймать. Я придумала, как нам поймать воздух и посмотреть какой он.

В: Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (он пуст) .

В: Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. (ответы) .

Ребята, как вы думаете, можно почувствовать воздух. (Ответы)

В: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Вывод: воздух можно почувствовать.

В: А вы знаете, как можно увидеть воздух? (ответы детей)

Эксперимент № 2 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»

В: - Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы) .

В: - А давайте проверим!

В: - Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.

В: - Ой, ребята, что это происходит с водой?

Д: Выходят пузырьки.

В: - Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы) .

В: - Я поняла, пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

А почему пузырьки поднимаются на поверхность?

Потому что воздух легче воды.

Эксперимент № 3 «Имеет ли воздух вес? »

В: Это мы сейчас проверим.

В: На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины

В: Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет.

Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?

(воздух)

Вывод: Правильно. Потому что воздух легче воды.

Физминутка. «Мыльные пузыри».У меня для вас есть небольшой сюрприз. (Достаю мыльные пузыри). Что это? Как думаете, что находится внутри пузырей? Давайте немножко поиграем. Я буду надувать пузыри, а вы ловите.

А теперь пройдём в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия.

В: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)

Эксперимент № 4 «Слышим воздух»

В: Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик.

В:Возьми те по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.

В: А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.

С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик) .

Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)

В: А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)

Эксперимент № 5 «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»

Что это? Наверное, это волшебные баночки.

В: - Посмотрите, а в них что - ни будь есть? (ответы) .

В: - Правильно, воздух, а как он вкусно пахнет, понюхайте чем пахнет?

В: - Действительно, пахнет апельсином.

В: - Ребята, а давайте проверим, что же лежит во второй баночке.

В: - Чем пахнет воздух в этой баночке? (ответы) .

В: Как вы думаете, почему обе баночки пусты, а пахнут по - разному (ответы) .

В: - Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.

В:Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Вывод: Воздух не имеет запаха.

В: Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография.

В: Хотите попробовать?

В: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. (показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. (дети пробуют рисовать)

В: Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите вам понравилось проводить опыты (ответы детей)

В: - А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный шарик». Мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу и рассказывать всё, что узнали сегодня о воздухе.

В: Какой опыт вам показался интересным больше всего?

В: Что вы сегодня узнали нового? Как называется техника рисования воздухом?

Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными и активными.

Конспект открытого занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе, тема: «Скоро в школу нам шагать - что там будем изучать?»

Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории Давыдова Светлана Алексеевна.

Цели:

Научить дошкольников развивать у себя исследовательские умения: выявлять проблему, собирать информацию, наблюдать, анализировать, обобщать, проводить эксперименты, делать выводы.
Развивать интерес к исследованию и экспериментированию.
Определить наиболее эффективные способы растворения веществ в воде.
Установить связь между строением птичьего пера и его функцией.
Подвести детей к выводу о необходимости стереоскопического зрения для человека, формировать знания о правильном уходе за глазами, научить снимать усталость с глаз (от аккомодационного напряжения).
Установить зависимость удаленности от Солнца и температурой планет.
Объяснить детям с помощью опыта, что земля обладает силой притяжения.
Закрепить знания о свойствах песка.
Обогащать активный словарь детей.
Развивать умение делать выводы из результатов исследований и четко излагать свои мысли.
Способствовать развитию познавательной активности детей, любознательность, наблюдательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
Мотивировать детей к обучению в школе, заинтересовать различными школьными предметами.

Оборудование:

Аудиозапись школьного звонка.
Картины «Солнечная система», «Пустыня».
Учебники «биология», «химия», «физика», «география», «анатомия», «астрономия».
Лупы, перья маховые и пуховые.
По два стаканчика с водой на каждого ребенка, шпатели, пипетки, емкости с растворенной краской.
Листы бумаги, ручки с колпачком, картинки с изображением детей правильно и неправильно сидящих за столом, ухаживающих за глазами.
Настольная лампа.
Ранец, тетрадь, ручка, линейка, ластик, дневник, карандаш, учебник, альбом, цветные карандаши, кукла, бутылочка с соской.
Пластиковые тарелки с песком, пустые тарелки, деревянные шарики, мячики для настольного тенниса, скатанные из салфеток шарики, клеенка.

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята! Скажите пожалуйста, вы из какой группы? (Ответы детей). Из подготовительной группы. Значит вы самые взрослые среди детей детского сада. Расскажите, какие у вас бывают занятия? (Ответы детей). Но, совсем совсем скоро придет пора прощаться с детским садом. Почему? (Ответы детей). Потому что вы станете школьниками. В школе нет занятий. Вместо них - … уроки. Много разных школьных предметов предстоит вам изучить на уроках.

А что это за звук?

(Звенит звонок).

Он звенит, звенит, звенит,
Очень многим он велит:
То сядь да учись,
То встань, разойдись.
А что это звенело?

(Ответы детей).

Это школьный звонок. Он сообщает о начале и конце урока. А сейчас мы с вами перенесемся в будущее: представьте, что вы - уже школьники, учитесь в школе и изучаете на уроках много интересных школьных предметов.

(Звенит звонок).

Звонок зовет нас на урок химии. (Показ учебника). Химия - наука о веществах, о том как они ведут себя в разных условиях. На уроках химии вы узнаете почему одни вещества не хотят смешиваться, а другие растворяются, а третьи при смешивании взрываются.

Сейчас вы сможете почувствовать себя учениками на уроке химии.

Урок химии - «Как вещества растворяются в воде?»

В один стакан с водой капните с помощью пипетки краску. Что вы видите? (Ответы детей). Капля медленно и неравномерно растворяется в воде.
В другой стакан с водой также капните краску и с помощью шпателя размешайте. Что вы видите? (Ответы детей).Краска растворилась быстро.
Какой вывод можно сделать из увиденного? (Ответы детей). Если мы хотим быстро и равномерно растворить вещество в воде, нужно размешать его.
В обычной жизни как мы используем знание этой особенности растворения веществ в воде? (Ответы детей). Размешиваем сахар в чае или соль в супе.

(Звенит звонок).

Звонок зовет нас на урок биологии. (Показ учебника). Биология - наука, которая изучает все живые существа. На уроках биологии вы узнаете много интересного о разных растениях, о самых больших обитателях планеты - китах и самых маленьких - микробах.

А сейчас представим себя на уроке биологии и поговорим о птицах.

Урок биологии - «Как устроены перья у птиц?»

Птицам нужны разные перья. Перед вами перо маховое и перо пуховое. Давайте рассмотрим их. Что можно сказать о размерах перьев? (Ответы детей). Маховое перо намного больше пухового.

Дайте упасть маховому перу и проследите за его падением. Как оно падало? (Ответы детей). Медленно, плавно кружась. А теперь проделайте то же самое с пуховым пером. Как оно падало? (Ответы детей). Еще медленней.

А теперь рассмотрим стержень каждого пера. Чем они отличаются? (Ответы детей).У махового пера толстый и пустой внутри стержень. У пухового пера тонкий, мягкий стержень.

Взмахните маховым и пуховым пером. Что вы ощутили? (Ответы детей). Маховое перо рассекает воздух резко, со звуком. Пуховое перо не рассекает воздух.
Рассмотрите перья через лупу. Обратите внимание как волоски перьев расположены относительно друг друга. У махового пера волоски сцеплены между собой, а у пухового волоски расположены по отдельности.

Давайте порассуждаем, для чего птицам такие перья? (Ответы детей).

Вывод: маховое и пуховое перо отличаются. Маховое перо помогает птице летать, а пуховое - сохранять тепло.

(Звенит звонок).

А этот звонок зовет не на урок, а на перемену!

Динамическая пауза «Перемена»

Дети выстраиваются в колонну, у первого ребенка - ранец, у последнего набор предметов, которые он передает по одному впереди стоящему. Когда предмет доходит до первого ребенка, он принимает решение: класть этот предмет в ранец, или он не нужен школьнику? Собранный ранец передается в обратном порядке.

(Звенит звонок).

Звонок зовет нас на урок анатомии. (Показ учебника). Анатомия - наука, изучающая тело человека. На уроках анатомии вы узнаете, от чего зависит цвет волос у ребенка, сколько у человека костей, как работает сердце.

Представьте себя на уроке анатомии.

Урок анатомии - «Зачем человеку два глаза?»

Вот интересно, зачем человеку два глаза? А если бы был один большой глаз?
Давайте выясним, сколько глаз лучше, два или один?
Положите перед собой чистый лист бумаги, возьмите ручку и поставьте на листе точку. А теперь встаньте и попробуйте быстро попасть ручкой в нарисованную точку. Получилось? (Ответы детей). Это сделать легко.

А теперь проделайте то же самое, закрыв рукой один глаз. Что скажете? Легко ли было выполнить это задание?
Попробуем другой эксперимент: снимите колпачок с ручки и быстро наденьте его обратно. У вас возникли трудности? (Ответы детей). Нет. Это простое задание. А теперь снимите колпачок с ручки, зажмурьте один глаз и быстро наденьте колпачок на ручку. А как на этот раз? (Ответы детей). Задание выполнить оказалось не так уж просто.

Это потому, что наши глаза передают в мозг две картинки, немного отличающиеся друг от друга.
Так сколько же глаз нужно человеку? (Ответы детей). Два глаза.

Глаза надо беречь. Посмотрите на картинки.

Кто правильно ухаживает за глазами? Почему? (Ответы детей). Почему нельзя тереть глаза руками? Руки могут быть грязными и грязь попадет в глаза. Зачеркните неправильную картинку.
А теперь скажите, кто правильно сидит за столом, мальчик или девочка? Почему? (Ответы детей). Зачеркните неправильную картинку. Нельзя наклоняться близко к книге или тетрадке. Глаза быстро устают, когда смотрят на то, что расположено близко к ним. А если глаза устанут смотреть на близкое, значит нужно посмотреть на … (ответы детей) - далекое. На что например? (Ответы детей). На небо за окном, на потолок.

(Звенит звонок).

Звонок зовет нас на урок астрономии. (Показ учебника). Астрономия, о чем же эта наука? «Астра» в переводе с греческого языка означает «звезда». Так что же изучает наука астрономия? (Ответы детей). Астрономия - наука о звездах и всех небесных телах: планетах и их спутниках, кометах и многих других.

Представьте себя на уроке астрономии.

Урок астрономии - «Далеко-близко»

Взгляните на картину. (Показ).

Так выглядит Солнечная система. Вот наша планета, которая называется как? Земля. А Солнце - это звезда.

Что такое солнце,
Если спросят вас,
Отвечайте смело -
Раскаленный газ.

Представим, что включенная лампа - это раскаленное Солнце. Сожмите два кулака - это будут планеты. Теперь поднесите один кулак близко к лампе-Солнцу, а другой кулак - подальше от лампы. Что вы почувствовали? (Ответы детей). Чем ближе кулак к лампе, тем ему теплее. Чем дальше от лампы, тем больше расходятся в стороны лучи и тем меньше их попадает на кулак.

А как же с планетами? На каких жарко и тепло, а на каких холодно. (Ответы детей).

Чем ближе планета к Солнцу, тем жарче на ней, а чем дальше планета от Солнца, тем холоднее на ней. Покажите самую горячую планету. (Показ). Покажите самую холодную планету. (Показ). А наша планета расположена не очень близко и не очень далеко от Солнца. И только милая Земля во всем пригодна для жилья.

(Звенит звонок).

Урок физкультуры

На уроках физкультуры вы познакомитесь с разными видами спорта, станете сильными, ловкими, быстрыми. А сейчас потренируемся.

Физминутка «Будем спортом заниматься»

(Дети выполняют движения под музыку соответственно тексту и показу воспитателя).

(Звенит звонок).

Звонок зовет нас на урок физики. (Показ учебника). Физика - наука о законах природы. На уроках физики вы узнаете, почему летают самолеты, почему одни предметы плавают, а другие тонут.

Сейчас представим себя на уроке физики и попробуем разобраться, почему все падает вниз.

Урок физики - «Почему всё падает на землю?»

Земля обладает силой притяжения. Все, что мы подбросим вверх, упадет вниз на землю. Подпрыгнув, мы тоже опустимся вниз. А вот как земля притягивает разные предметы, мы с вами постараемся сейчас выяснить.

Встаньте рядом с наполненной песком тарелкой. Возьмите в руку три шарика: деревянный, пластиковый, бумажный. Какой из них самый тяжелый? Самый легкий? (Ответы детей).

Поднимайте повыше и отпускайте шарики по очереди, так, чтобы они упали на песок. Обратите внимание, какой из них быстрее упадет - притянется к земле, а какой медленней. Также обратите внимание на след, оставленный шариком на песке в месте падения.

Расскажите о результатах своих наблюдений. (Ответы детей).
Чем легче предмет, тем медленней он падает - притягивается к земле. Тяжелые предметы ударяются сильнее. Удар сильнее, если предмет падает с большей высоты, тогда в песке увеличивается углубление.

Вывод: все предметы притягиваются землей и падают, но с разной силой и скоростью.

(Звенит звонок).

Звонок зовет нас на урок географии. (Показ учебника).

Урок географии

- «Гео» в переводе с греческого языка означает «Земля». География - наука о Земле, о поверхности планеты Земля. На интереснейших уроках географии вы сможете познакомиться со всеми уголками планеты - с жаркой Африкой, ледяной Антарктидой, загадочной Австралией.

Ребята, знаете ли вы, что это такое? (Показ. Ответы детей). Это глобус.

Города, моря найдём,
Горы, части света.
Умещается на нём
Целая планета.

А что означают цвета на глобусе? Зеленый цвет? (Ответы детей). Зеленый цвет означает леса. Белый цвет? (Ответы детей). Льды и снег. Коричневый цвет? (Ответы детей). Горы. А желтый? (Ответы детей). Пустыни.

Покажи на глобусе большую Африканскую пустыню Сахара. (Вызывается ребенок).

Вот о песчаных пустынях мы с вами и поговорим.

Что такое пустыня? (Ответы детей). Часть земли, покрытая песком. От какого слова произошло это название «пустыня». Прислушайтесь к слову. (Ответы детей). От слова «пусто». А почему? Потому что в пустыне почти ничего не растет и не живет. Но почему же? В пустыне нет воды. Много песка, который умеет течь. Как это? Попробуем разобраться.

Пересыпьте песок в пустую тарелку. Только старайтесь сыпать струйкой в одно место. Что получилось? (Ответы детей). В месте падения песка образовался песчаный холм. Песок сползает, как-бы стекает со склонов холма.
А теперь попробуем изобразить ветер. Как это можно сделать? (Ответы детей). Подуть на песок? (Ответы детей). Подуйте слегка на песок. Что произошло? (Ответы детей). Песок стал двигаться.

Попробуем разобраться, почему по пустыням не текут реки. С помощью пипетки налейте воду на песок. Что произошло? (Ответы детей). Песок впитал воду. Даже если в пустыне бывает дождь, вода мгновенно поглощается песком.
Так почему же в пустыне почти нет воды, растений и животных? (Ответы детей). Песок постоянно движется, вода быстро впитывается песком.

Наше занятие подошло к концу. Мы с вами не успели поговорить еще о многих интересных науках, которые вам предстоит изучать в школе. Впереди у вас много интересных открытий. Желаю вам получит в школе много знаний и много хороших оценок. Спасибо! До свидания!

Ирина Щукина
Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Эксперименты с мукой»

Цель : Ознакомление детей со свойствами муки через детское экспериментирование .

Образовательные задачи : Расширять и уточнять знания детей о хлебных зерновых культурах. Познакомить со свойствами муки.

Продолжать формировать у детей умение предвидеть последствия действий.

Развивающие задачи : Развивать познавательный интерес к экспериментированию , умение делать вывод. Развивать слуховой, зрительный, тактильный анализаторы. Развивать внимание, мышление, память.

Воспитывающие задачи : Воспитывать в детях партнерские отношения при работе в парах. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

Предварительная работа : экскурсия в хлебный магазин, выставка мучных изделий, рассматривание иллюстраций, беседы с детьми, чтение пословиц, загадок, поговорок о зерновых культурах, замешивание солёного теста.

Словарная работа : хлебобулочные изделия, кондитерские изделия, макаронные изделия, индигридиенты, зерновые культуры, сито, эксперимент , мука, дрожжи, крупа, лупа, кофемолка (ручная и электрическая, зёрна, пшеница, овёс, ячмень, гречиха, кукуруза, колосок, хлеб пшеничный и ржаной, сыпучая, безвкусная, пекарня.

Материалы : Иллюстрации полей с зерновыми культурами (рис, пшеница, рожь, овёс, кукуруза, ячмень, колоски пшеницы, сито, кофемолки (ручная и электрическая, одноразовые плоские тарелочки, стаканчики, ложки, кувшин с водой, глубокие тарелочки, лупа, сахар, дрожжи, мука; коробочки с зерновыми культурами (пшеница, гречка, рис, овёс) .

Ход занятия:

Звучит русская народная музыка. Входит воспитатель :

Ребята, я приглашаю вас в экспериментальную лабораторию ! Вы любите эксперименты ? (ответы детей)

Воспитатель : В некотором царстве, в некотором государстве, не на Марсе, не на Луне, жила пшеница на Земле! Свойство царское имела, накормить народ сумела, словом, наша речь о том, как пришла мука к нам в дом!

Ребёнок : Собрались мы снова вместе,

Чтобы было интересней!

Много нового узнаем,

Что ж, ребята, начинаем!

Сегодня мы проведем эксперименты с мукой !

А для чего нужна мука? (Ответы : - Для того, чтобы выпекать хлеб, батон, булочки, печенье.)

Молодцы! Вы все ответили правильно! Надеваем фартуки и переходим к практической части – предлагаю вам изучить свойства муки.

Осторожно понюхайте муку. Мука имеет запах? (Да, мука имеет запах, но он какой – то особенный) – Мука имеет запах.

Из стакана через ситечко высыпаем муку в тарелку. Что происходит с мукой (Сыплется) – Мука сыпучая. Возьмите щепотку муки и скажите, что вы почувствовали? Мука какая? (Легкая, мягкая, пышная, воздушная) – Мука – мягкая, пушистая. Разровняйте муку в тарелочке, слегка двигая в стороны. Попробуйте что – нибудь нарисовать на муке пальцем. – Оказывается, на муке можно писать и рисовать! Возьмите теперь муку на кончик пальчика и попробуйте на вкус. Какая она? (безвкусная) . Ложечку муки положите в стакан с водой и осторожно размешайте. Что случилось с мукой ? (Растворилась) – Добавьте ещё две ложечки. Размешайте и определите, что получилось? (Получилось жидкое тесто) – Смесь стала тягучая, липкая, плотная, густая. Таким образом, замешивают тесто для выпечки. Для того, чтобы испечь пышные булочки и пироги, в тесто добавляют разные ингридиенты : масло, соль, сахар, яйца, дрожжи. Сейчас, в один из ваших стаканчиков добавим немножко сахара и дрожжей. И поставим на батарею один стаканчик с дрожжами и сахаром, а второй только с мукой . И немножко подождём.

Физкультминутка. Дидактическое упражнение с мячом.

(Ведущий, задавая вопрос, бросает мяч ребёнку, тот возвращает мяч с ответом и т. д.)

Откуда хлеб пришёл? – из магазина.

А как в магазин попал? – из пекарни.

Что делают в пекарне? – пекут хлеб.

Из чего? – из муки.

Из чего мука? – из зерна.

Откуда зерно? – из колоса пшеницы.

Откуда пшеница? – выросла в поле.

Кто её посеял? – хлеборобы.

Ребята, а как вы думаете, из чего же делают муку? (из зерна)

Из какого зерна делают муку? (Пшеница, овёс, ячмень, рис, кукуруза, рожь, гречиха) . Пока мы играли, посмотрим, что произошло с нашим тестом? (ответы детей : поднялось, подошло) . Из такого теста (дрожжевого) выпекают вот такие пышные булочки, пироги. Правильно, ребята! Выращивают зерновые культуры и из них выпекают различные изделия. Назовите, какие вы знаете хлебобулочные изделия (хлеб, батон, лаваш, каравай, кондитерские (пирожные, бисквит, торт, печенье, зефир, пряники, макаронные (макароны, вермишель, рожки, спагетти, ракушки, колечки, бабочки, звёздочки).

У вас в тарелочках лежат разные зёрна. Давайте их рассмотрим с помощью лупы и определим, как они называются. (Овёс, пшеница, рис, кукуруза, гречка) .

Давайте сами попробуем сделать муку из пшеницы и овса, при помощи ручной и электрической кофемолок.

Давайте посмотрим, какая мука у нас получилась? (Ответы детей)

А давайте сравним с магазинной мукой . (Ответы детей)

А почему же она не белая?

Прежде чем сделать белую муку, зёрна проходят несколько стадий (сортировку, обработку, очищение) ; и только после этого из зёрен получается чистая, белая, пушистая мука, какую мы покупаем в магазинах.

В нашей стране самый распространенный хлеб – пшеничный и ржаной. Особенно полезен ржаной хлеб грубого помола, в нём содержится много микроэлементов, необходимых для нашего организма. Недаром в народе говорят :

Хлеб – всему голова

Хлеб да вода – здоровая еда

Худой обед, коли хлеба нет

А чтобы хлеб пришёл к нам на стол, много людей над этим трудятся. Это – трактористы, комбайнёры, хлеборобы, мельники, пекари, водители, продавцы, повара.

Хлеб наш – берегите,

Хлебом не сорите!

Хлеб наш уважайте,

С хлебом не играйте,

Хлеб выбрасывать нельзя!

Берегите хлеб, друзья!

А сейчас давайте все вместе дружно сделаем колосок пшеницы из солёного теста (тесто жёлтого цвета подготовленное ) – коллективная работа.

Публикации по теме:

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Яйцо, какое оно?» Цель: развитие интереса у дошкольников к опытно - экспериментальной деятельности. Задачи: 1. Расширять представления детей об окружающем.

Конспект НОД по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Исследователи» Задачи: Образовательные: 1. Закреплять представления детей о разнообразных свойствах воды. 2. Обучать детей составлять рассуждение Развивающие:.

Конспект открытого занятия по опытно- экспериментальной деятельности во второй младшей группе. Образовательные области: познавательное.

Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию с элементами экспериментальной деятельности в средней группе «Воздух» Цель: Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе, представления о значимости воздуха.

Цель: формирование исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование со льдом и снегом. Задачи: расширять знания.

Статьи по теме: