Конспект занятия по развитию речи " транспорт". Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему: Транспорт

Грачёва Е.А., учитель-логопед.

Коррекционно-образовательные:

  1. Закрепление словаря и знаний детей по теме “Транспорт”.
  2. Уточнить понятия о различных видах транспорта (наземный, водный, воздушный, подземный, железнодорожный), а также о названиях некоторых профессий в данной сфере, закрепить знания детей о деталях транспорта.
  3. Знакомство детей с новыми словами (аэродром, космонавт, звездолёт; причал, порт,; вокзал; стеклопластик).

4. Продолжать учить:

Правильно употреблять сравнительную степень прилагательных,

Образовывать прилагательные от существительных,

– образовывать глаголы аффиксальным способом,

Составлять деформированные предложения,

Точному употреблению предлогов

  1. Продолжать обучать детей составлять описательный рассказ по алгоритму (схеме).

Коррекционно-развивающие:

  1. Развитие зрительного и слухового внимания и памяти, фонематических процессов (слоговой структуры и слогового анализа)
  2. Логического мышления.
  3. Развитие конструктивного праксиса.
  4. Развитие темпо-ритмических компонентов.
  5. Развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики, направленной воздушной струи.

Коррекционно-воспитательные:

  1. Воспитание интереса к профессиям на транспорте, уважительного к ним отношения.
  2. Формирование навыков сотрудничества, чувства товарищества, доброжелательности, взаимопонимания.

Предварительная работа: проведениепредварительных упражнений по развитию речи и окружающему миру по теме “Транспорт”, разучивание стихотворений по теме, рассматривание книг и иллюстраций по теме, отгадывание загадок, обыгрывание сюжетно-ролевых, настольно-печатных игр по данной теме, упражнения в конструктивном праксисе.

Оборудование: зеркала настольные, картинки с различными видами транспорта, ниткидля обозначения взлётных полос, бумажные самолётики, мягкие модули и карточки со схемами для изготовления моделей самолёта и ракеты, кусок материи изображающий море (реку), модели-оригами яхт, кораблей, пароходов, лодок, скакалки для изображения рельсов, цифры с креплениями для вагонов, небольшие игрушечные машины, трасса для игры “Ехали-ехали”,гаражи, большой игрушечный грузовик, алгоритм-схема описательного рассказа, диск с музыкальными отрывками.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Логопед: Что мы сегодня будем делать?

Дети: Как всегда мы будем стараться,

Внимательно слушать,

Отвечать не бояться.

Психологический настрой.

Если вы будете думать,

Прежде чем ответить,

Тогда вам всё будет будет понятно, дети.

Артикуляционная гимнастика.

Сопряжённое повторение детей с логопедом:

Чтобы говорить чётко и красиво

Чисто и неторопливо,

Нам нужно постараться,

В упражнениях для язычка и губ потренироваться.

Давайте представим, что наш рот – это гараж, губы – ворота гаража, зубы – замок гаража, а язык – это машина.

Покажем, как крепко на замок закрыт гараж (оскал зубов),

Замок на пульте управления открывается и закрывается (зубы в оскале смыкаются и размыкаются).

Открыли гараж и замок, видим в зеркало, там стоит наша машина.

Прежде чем её мы выедем из гаража, нам нужно, что сделать?

Правильно - завести мотор. Заводим – д-д-д-д-д.

Машина выехала из гаража, остановилась (упражнение “Лопаточка”).

Мотор работает – д-д-д-д – ррррррррр.

И поехала по улицам: сначала повернула налево, потом повернула направо и т.д. (язык передвигается из одного уголка губ в другой, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна).

На горку … (въехала), вниз … (съехала) и опять … (по3 раза выполняются движения языком вверх к губам, вниз к подбородку, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна).

Приехала машина на автозаправочную станцию. Для чего? Чтобы заправиться бензином.

Открываем топливный бак у машины (упражнение “Трубочка”), наливаем туда бензин (втягивание воздуха по свёрнутому желобком языку).

Машина заправлена, можно ехать.

2. Сообщение темы.

Наши язычки были в роли машин, и, наверное, вы догадались, о чём сегодня пойдёт речь на занятии?

Да, о транспорте.

Мы будем продолжать учиться разделять его на разные виды, узнаем новые слова, связанные с транспортом, составлять предложения и рассказы о транспорте.

3. Закрепление пройденного материала (воздушный, наземный, подземный, водный, железнодорожный, пассажирский, грузовой, легковой)

Вывешиваются картинки, игра “Найди лишнюю картинку”, объяснить почему.

Лодка, велосипед, теплоход

Трамвай, троллейбус, грузовик

Маршрутное такси, легковая машина, поезд в метро

Самолёт, вертолёт, пароход

Поезд, электричка, лодка

Такси, автобус, поезд

3. Изложение нового материала.

Какую главную работу выполняет транспорт? (Перевозит грузы и пассажиров, а специальный транспорт помогает людям разных профессий). Сегодня нас ждёт путешествие, мы будем передвигаться на воображаемом транспорте.

На доске картинки - самолёт, пароход, поезд, легковая машина

К какому виду транспорта относится самолёт? (К воздушному виду транспорта. Какая профессия нужна для управления самолётом? (Лётчик). Значит, в кого мы сейчас превратимся? (В лётчиков).

Садимся в наши воображаемые самолёты. Заводим моторы (Рррррррр). Расправили крылья, полетели. (Уууууууууу).

Посмотрите как много самолётов? Куда мы прилетели? (На аэродром).

Интересно, на какой именно аэродром мы прибыли? Вы знаете? И я не знаю, вот вижу записку, прочитаем её и, наверное, узнаем, куда мы попали.

Читаю деформированное предложение (Прибыли, московский, на, аэродром, вы)

Выработка силы и направленности воздушной струи.

Выбирайте себе бумажный самолётик. Будем силой воздушной струи отправлять их в полёт, каждый по своей дорожке, т.к. на аэродроме должен быть строгий порядок каждый самолёт взлетает только по своей взлётной полосе. Посмотрим, чей самолётик улетит дальше.

Ребята, вы, наверное, знаете, что существует такая профессия – космонавт. На чём отправляются в космос космонавты? (На ракетах). Правильно. А чтобы добраться до далёких планет и звёзд нужен звездолёт . Как вы думаете, почему он так называется?

Место где стоят ракеты и звездолёты, где их готовят к полёту называется … . Кто знает как? (Космодром).

Конструктивный пракис. Составление объёмной фигуры (мягкие модули) по образцу на карточке.

Сейчас мы разделимся на две команды. Одна команда будет лётчиками и будет строить по образцу самолёт, а другая будет космонавтами и будет строить … (Ракету). Приступаем.

Игра “Закончи предложение)

Будем сравнивать самолёт и ракету.

Самолёт летит высоко, а ракета … (выше).

Самолёт летит быстро, а ракета …

Самолёт летит мощный, а ракета …

Самолёт летит большой, а ракета …

Самолёт летит тяжёлый, а ракета …

Самолёт летит просторный, а ракета …

Самолёт летит длинный, а ракета …

Самолёт летит далеко, а ракета …

Посмотрим на доску. Назовите следующий вид транспорта. (Пароход). К какому виду транспорта он относится? (К водному). Кто плавает, работает на корабле? (Моряки). Кто самый главный на корабле? (Капитан).

У корабля есть основные части - нос, корма, борта. Давайте все вместе изобразим корабль, я буду капитаном.

Если я скажу лево руля, что нужно делать? (Повернуть налево). - Если я скажу право руля, что нужно делать? (Повернуть направо). Если скажу - полный вперёд, что нужно делать? (Плыть вперёд). Пароход отправляется. Подаём сигнал, гудим (Ууууууу).

На полу кусок голубой материи, изображающий реку, “причал” с двумя лодочками, далее “порт” с бумажными яхтами, пароходами, лодками.

Мы с вами оказались у реки.

– Что мы видим? (Лодки, яхты, пароходы). Место, где причаливает водный транспорт в небольшом количестве называется причал , а если этих судов много и они больших размеров, то это место будет называться порт.

Вам хочется узнать в какой именно мы порт прибыли? Давайте узнаем, прочитав записку.

Логопед читает деформированное предложение (Прибыли, города, в, Сочи, порт, вы)

Дети составляют предложение, проговаривают его по очереди.

Упражнение “Из чего сделана, какая?”

Обратим внимание на лодочку.

Из чего она изготовлена? (Из бумаги). Значит, она какая? (Бумажная).

Если лодку сделают из резины, она будет …

Если лодку сделают из металла, она будет …

Если лодку сделают из пластика, она будет …

Чтобы лодка из пластика была ещё прочнее, к пластику добавляют стекло и получается материал стеклопластик , и лодка получится … (стеклопластиковая).

На магнитной доске - поезд

Назовите следующий вид транспорта, на котором мы продолжим путешествие. (Поезд). К какому виду транспорта он относится? (Железнодорожному).

Почему он так называется?

Кто им управляет? (Машинист). Первый вагон в электропоезде, называется локомотивом, в нём есть мотор, который работает при помощи электричества, поэтому весь поезд и локомотив и вагоны, которые он тянет за собой, называются электропоездом. Я буду машинистом и локомотивом, а вы вагонами.

Я буду давать вам номера вагонов. У нас нумерация с головы поезда.

Ты встанешь между локомотивом и вторым вагоном, каким вагоном ты будешь? (Первым).

Ты будешь вторым вагоном. Где твоё место? (За первым вагоном). Как ещё можно сказать? Я стою между первым и третьим вагоном.

Ты третий вагон. Где ты должен быть?

Ты будешь четвёртым вагоном. Где твоё место? (За третьим вагоном). Как ещё можно сказать? Я стою последним вагоном.

Поезд по чему движется? (По рельсам), будьте внимательны, с рельсов сходить нельзя, а то будет авария. Поехали. (Чух-чух-чух).

Посмотрите как много людей (кукол), они, наверное, ждут поезд. Как вы думаете, место, где пассажиры ждут поезда, встречают своих приехавших родственников и знакомых, как называется? (Вокзал)

Хотите узнать на вокзал, какого города мы прибыли? Давайте узнаем, прочитав записку.

Читаю деформированное предложение (Прибыли, города, на, Челябинска, вокзал, вы) “Погрузи в вагон слово с нужным количеством слогов”

Куклы ждали именно наш поезд, они хотят, чтобы мы доставили груз на следующую станцию. Посмотрите на картинки в их руках. Что мы повезём на нашем поезде, назовите одним словом (Танк, такси, автобус, велосипед – это транспорт).

Приступим к погрузке. В первый вагон загрузим транспортное средство, в котором один слог, во второй слово с двумя слогами, в третий с тремя, в четвёртый с четырьмя.

Дети делят слова на слоги вместе, распределяя карточки между собой.

На магнитной доске - легковая машина

Назовите следующий вид транспорта, на котором мы закончим наше путешествие. (Машина). К какому виду транспорта он относится? (Машина легковая, она относится к наземному транспорту).

Кто водит пассажирский и грузовой транспорт? (Водитель). Как можно ещё его назвать? (Шофёр).

Игра “Ехали-ехали”. Образование глаголов от глагола ехать приставочным (аффиксальным) способом.

Берём каждый по машине. Теперь мы кто? (Водители).

Ехали мы, ехали, до горки … (доехали),

Ехали мы, ехали, до ямы …. (доехали),

Ехали мы, ехали, до речки … (доехали),

Ехали, мы ехали, до дома … (доехали),

Во двор … (заехали), вот и … (приехали).

Место, где ставят машины, называется ….(Гараж). Ставьте свои машины в гаражи.

Хотите узнать, где находятся гаражи? Давайте узнаем, прочитав записку.

Логопед читает деформированное предложение (Находятся, улице, на, гаражи, Космонавтов)

Давайте посмотрим, что находится в самом большом гараже.

Какая машина здесь стоит? (Грузовик). Смотрите, здесь лежит схема рассказа о машине, будем составлять о ней рассказ. Обратите внимание на то, что машина эта, игрушечная.

Составление описательного рассказа по плану:

Как называется транспортное средство?

Из каких частей состоит?

Чем приводится в движение?

Где движется этот транспорт?

Для чего используется, что перевозит?

Кто управляет этим видом транспорта?

Теперь составим рассказ, о настоящей грузовой машине.

11.Рефлексия.

Послушайте отрывки из песенок.

Сначала дослушайте до конца, потом ответьте, о каком транспорте идёт речь. К какому виду относится данное транспортное средство?

Что вам понравилось делать? Какая игра вам больше всего понравилась?

Спасибо вам, ребята!

группе на тему

«ТРАНСПОРТ»

Конспект занятия по развитию речи

в подготовительной логопедической

группе на тему «ТРАНСПОРТ»

Цель занятия:

1. Развивать связную речь детей.

2. Тренировать в составлении описательных рассказов с опорой на предмет.

3. Практическое усвоение предлога «на»; слов, обозначающих предмет, и слов, обозначающих действия. Активизация словаря по теме «Транспорт».

4. Учить детей использовать в речи сложноподчиненные предложения.

5. Воспитывать у детей культуру поведения на улице. Закрепить знания о правилах дорожного движения.

6. Развивать воображение, наблюдательность, интерес к окружающему, учить использовать впечатления из собственного жизненного опыта.

7. Закреплять и обобщать знаний детей о транспорте.

8. Развивать действия контроля.

Оборудование:

Магнитофон, игра «Компьютер» (у каждого ребенка), Незнайка; сюжетные картинки, загадки, картинки-отгадки, светофор, игрушечный транспорт (у каждого ребенка), «Веселый паровозик», таблички на определение места звука в слове.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I . Оргмомент П. Постановка цели занятия

Посмотрите, кто пришел к нам на занятие. (Незнайка).

Сегодня он пришел к нам со своим сундучком. Интересно, что у него там? Но сначала посмотрим, что еще принес нам Незнайка: какую-то чудесную вещь. Что это такое, вы сможете узнать, если отгадаете загадку:

Друг от друга тянут сами

Правильно, это наш старый знакомый - магнитофон. Он сегодня будет помогать нам на занятии.

А теперь посмотрим, что же в сундучке? (Логопед вынимает из сундучка и расставляет на полке игрушки - транспорт). Назовем эти игрушки.

А как сказать одним словом, что это? (Транспорт).

Да, Незнайка предлагает нам сегодня поговорить о транспорте. А он будет внимательно слушать вас.

III . Дифференциация видов транспорта в зависимости от места передвижения

Посмотрите внимательно на картинки. Что это? (Дорога, железная дорога, небо, море.)

Подумайте, на чем можно ездить по земле, по дороге?

Как называется транспорт, на котором можно ездить по земле? (Наземный.)

А на чем можно ездить по железной дороге?

Как называется транспорт, на котором можно ездить по железной дороге? (Железнодорожный.)

А теперь давайте отгадаем загадки о транспорте, которые тоже оказались в Не-знайкином сундучке. Вы не просто должны отгадать, о каком транспорте говорится в загадке, но и назвать, к какому виду он относится. (Картинки-отгадки логопед прикрепляет на рисунки.)

Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька. (Автомобиль)

В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит. (Поезд)

Что за птица: песен не поет,
Гнездо не вьет,

Людей и груз везет. (Самолет)

К лежебоке у реки
Притащил я две руки.

По руке к бокам приладил

И поплыл по водной глади. (Лодка)

Вот так чудо! Чудеса!
Подо мной два колеса,
Я ногами их верчу

И качу, качу, качу! (Велосипед)

Плывет белый гусь -
Брюхо деревянное,
Крыло полотняное. (Яхта)

Чудо-птица,
Алый хвост.

Прилетела в стаю звезд. (Ракета)

Что за чудо:
Красный дом,

Окна светлые кругом.

Носит обувь из резины,

А питается бензином. (Автобус)

Давайте условимся, что наземный, воздушный и водный транспорт мы обозначим табличками (расставить эти таблички над рисунками на доске).

А теперь поиграем в компьютер.

Кто не знает, что изображено на его картинке, поднимите руку.

Обозначьте на линеечках, какой у вас вид транспорта.

Поднимите экран и проверьте, правильно ли вы выполнили задание. Кто выполнил неверно, исправьте ошибку.

Опустите экраны на место. Расскажите, у кого какой транспорт, к какому виду он относится.

Вы назвали, на чем можно ездить по земле, лететь по воздуху и плыть по воде. А можно ли ездить под землей? (На метро.)

Какой это вид транспорта? (Подземный.)

Да, сейчас у нас есть и такое чудо, как подземный транспорт ! Многие из вас ездили на чудесных подземных поездах - электричках, у которых двери сами закрываются, и, конечно, катались на «лесенке-чудесенке». Как по-другому она называется? (Эскалатор.)

Вывод: Итак, мы вспомнили все виды транспорта в зависимости от места передвижения: наземный, железнодорожный, воздушный, водный, подземный.

IV . Дифференциация видов транспорта в зависимости от выполняемой работы

Когда мы ездили на экскурсию по нашему городу, видели, сколько машин движется по улицам! Одни спешат своевременно доставить людей на работу, другие везут грузы на фабрики, заводы, развозят различные товары и продукты. Каждая машина выполняет свою работу. А какой вы знаете транспорт в зависимости от работы, которую он выполняет? (Пассажирский, грузовой, специальный.)

Вспомните нашу экскурсию с милиционером ГАИ. В каком потоке машин мы ехали! Каких машин только не было! И хотя машин было очень много, на дороге был порядок. Кто следит за порядком на дороге? Вспомните, кого мы видели на перекрестке? Кому подчиняются все машины? (Регулировщику.)

А как постовой-регулировщик был одет? (Форма, белый ремень, белые перчатки, в руках жезл.)

А почему регулировщик так одет? (Чтобы водители сразу заметили его.)

А для чего ему нужен жезл? (Жезл - как волшебная палочка в руках регулировщика; им он показывает, какие машины могут ехать, а какие должны остановиться.)

А кому еще подчиняются водители и пешеходы? (Светофору.)

Где стоит светофор? (На перекрестке.)

Почему он так стоит? (Чтобы водители и пешеходы видели, какой приказ отдает светофор.)

Что приказывает красный свет? (Стой!)

Желтый? (Приготовься!)

Зеленый? (Иди или можно ехать.)

V . Физминутка

Давайте поиграем в шоферов. Будьте внимательны. На красный свет тормозите. Не создавайте на дороге аварийную ситуацию.

VI. Специальные машины

А какие машины могут ехать на красный свет светофора? (Пожарная машина, «скорая помощь», милицейская, аварийная.)

Почему эти машины мчатся, гудя на всю улицу и не останавливаясь на перекрестках?

Почему пешеходы и другие машины должны пропускать их?

Все эти машины спешат на помощь. Это нужные, полезные машины. Так как они называются? (Специальные.)

А как вы думаете, есть ли специальный воздушный или водный транспорт? Назовите его.

Вывод: Запомните, что в зависимости от вида работы транспорт делится на пассажирский, грузовой и специальный.

VII . Игра на внимание

Посмотрите, какие картинные загадки привез нам сегодня Веселый Паровозик. Эти загадки смогут отгадать только самые внимательные дети.

1)Посмотрите на 1-й вагончик. О какой картинке я говорю: не грузовик и не красный?

2)Посмотрите на 2-й вагончик. Не трамвай и не синий.

3)Посмотрите на 3-й вагончик. Не самолет и у него не черные лопасти на винте, а синие.

VIII . Составление описательных рассказов (с опорой на предмет)

Давайте мы сейчас поиграем в летчиков, космонавтов, машинистов, капитанов, водителей.

Посмотрите, какой у меня самолет. Я - летчик. Я летаю на пассажирском самолете. А теперь помогите мне рассказать о моем самолете самое интересное.

Коллективное составление рассказа (с использованием слов: крылья, хвост, шасси, двигатель, аэродром, аэропорт, взлетная полоса, рация, взлетает, садится, летит, идет на посадку).

Посмотрите, что у вас в коробках сегодня (в ней 2 игрушки - транспорт).

Рассмотрите свои машины. Расскажите о своем транспорте все, что помните. Не забудьте сказать, кто водитель, летчик, машинист, капитан... (несколько детей).

IX . Угадайте, кто это? (Работа с магнитофоном.)

Каждый из вас знает стихи о транспорте. Сейчас мы включим магнитофон и прослушаем, как рассказали стихи те дети, которые лучше всех следили за своей речью. Угадайте, кто был самым старательным? (Стихотворение «Умные машины».)

X . Как вести себя на улице

Вы обратили внимание на последнюю строчку стихотворения? Да, с машинами надо дружить и, чтобы машины не причинили вам зла, надо всегда помнить правило поведения пешеходов на улице. Об этих правилах мы много разговаривали. О них нам рассказывал инспектор ГАИ на экскурсии. Давайте еще раз вспомним, где можно переходить дорогу (только по пешеходной дорожке, по «зебре», на зеленый свет).

Никогда нельзя перебегать дорогу в неположенном месте! Запомните: машину сразу остановить водитель не может!

XI . Итог занятия

Стихотворение С. Михалкова «От кареты до ракеты».

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе

На тему: «Транспорт»

Цели

Образовательные:

Обобщить знания по теме «Транспорт»,

Формировать умение от существительных образовывать прилагательные,

Совершенствовать звуковую культуру речи,

Развивающие:

Развивать логическое мышление, речь,

Моторику рук.

Воспитательные:

Воспитывать дисциплинированность, чувство ответственности за происходящее, дружелюбие.

Активизация словаря:

Самолёт, вертолёт, автомобиль, лодка, велосипед и др., по земле, на воде, в воздухе и др., маленький, металлический, резиновый и др., сигнал, светофор, пешеход, водитель, пешеходный переход, транспорт и др.

Материал:

Сюжетные картинки на тему «Транспорт», по 2 индивидуальные карточки для обведения и штриховки (кораблик, машина, самолёт; «Светофоры», макет участка дороги и атрибуты для него (мелкие машинки, игрушки, светофоры) .

Предварительная работа:

Проведение бесед о правилах дорожного движения, дорожных знаках, светофорах.

ХОД НОД

1. Организационный момент.

Воспитатель: Послушайте загадки и отгадайте их:

Что это за птица: песен не поёт,

Гнезда не вьёт, людей и груз везёт. (Самолёт.)

Без разгона ввысь взлетает,

Стрекозу напоминает,

Отправляется в полёт

Наш российский … (Вертолёт.)

По воде поплыла

И нас с собой взяла. (Лодка.)

Этот конь не ест овса,

Вместо ног два колеса.

Сядь верхом и мчись на нём,

Только лучше правь рулём. (Велосипед.)

Воспитатель показывает картинку к каждой отгадке.

2. Дидактические игры и упражнения.

1) «Покажи и назови».

Воспитатель показывает картинки с изображением видов транспорта, уточняет их составные части, назначение. Затем раздаёт каждому ребёнку картинку с изображением одного вида транспорта и объясняет правила игры.

Воспитатель: Я буду рассказывать о машине, пароходе или самолёте. Если этот транспорт есть на вашей картинке, поднимите её и назовите.

2) «Продолжи предложения».

Поезд идёт по рельсам, а автобус по (земле) .

Трамвай большой, а велосипед (маленький) .

Самолёт летит по небу, а пароход плывёт по (воде) .

Автобус идёт, а самолёт (летит) .

3) «Какой, какие? ».

Дверца из металла; она (какая) - металлическая.

Колёса из резины; они (какие) - …

Вёсла из дерева; они (какие) - …

4) «Что мы слышим, то и повторим».

Воспитатель: От транспорта на улицах шумно. Давайте вспомним и произнесём те звуки, которые мы слышим:

Шины автомобиля шуршат по дороге: Ш - Ш - Ш.

Машина застряла в канаве и буксует: ДЗЗЗ - ДЗЗЗ, ДЖЖЖ - ДЖЖЖ.

Лётчик заводит мотор самолёта: Р - Р - Р - Р - Р.

Полетел самолёт: У -У -У.

Заводят мотоцикл, и он всё громче и быстрее трещит: Д- Д - Д, Д-Д -Д.

Дети начинают произносить вначале медленно, а затем с ускорением.

Проезжает мимо поезд: ЧУХ - ЧУХ - ЧУХ - ЧУХ.

Фиэкультминутка «Лётчик и самолёты».

По команде воспитателя «заводятся моторы» - дети произносят на выдохе «р - р - р - р», держат «руль» и взлетают «ж - ж - ж - ж». руки расставлены как крылья и поворачиваются на виражах - «у - у - у - у», «самолёты» кружатся и садятся на посадку - «ух - ух - ух» (дети приседают) .

5) «Обведи и раскрась».

Дети на индивидуальном листке обводят кораблик (самолёт, машину или др.) и раскрашивают его.

6) «Раскрась светофоры».

Дети по образцу воспитателя закрашивают у каждого светофора одно окошко жёлтым, красным или зелёным цветом.

3. Беседа «Сигналы светофора».

Воспитатель: Где движутся машины? (По дороге.)

Какие машины вы видели?

Для чего машины останавливаются? (Чтобы люди перешли через дорогу.)

Когда останавливаются машины? (Когда водители видят красный сигнал светофора.)

Какого цвета сигналы светофора? (Жёлтый, красный, зелёный.)

На какой сигнал светофора люди могут перейти дорогу?

Что означают остальные сигналы светофора?

Воспитатель демонстрирует сюжетные картинки.

4. Итог занятия.

Воспитатель: Какой транспорт вы знаете?

Где он может передвигаться?

В какие игры мы играли? Что раскрашивали?

Какие сигналы есть у светофора?

Закрепить представление детей о транспортных средствах.

  • Закрепить знание названий отдельных видов транспорта и место их нахождения (вода, небо, земля).
  • Развивать общие речевые навыки детей, упражнять в координации речи с движением.
  • Развивать мышление, учить отгадывать загадки.
  • Воспитывать умение играть в коллективе.
  • Способствовать развитию длительного плавного речевого выдоха.
  • Уметь создавать сюжетную композицию.

Предварительная работа.

Беседы по теме «Транспорт» (поезд, легковая машина, самолет, корабль), рассматривание иллюстраций, повторение стихотворений А. Барто «Самолет», «Кораблик», рисование «Рельсы для поезда», аппликации «Машина», «Кораблик», лепка «Самолет».

Материалы.

Игрушечный заяц, тематические игрушки и раздаточный материал по теме «Транспорт», тазик с водой и бумажные кораблики, лист с изображением облаков, волн, дороги.

Ход занятия

Организационный момент.

Восп: Ребята, какое замечательное сегодня утро. К нам на занятие пришли гости. Давайте улыбнемся гостям и поздороваемся.

Дети: Здравствуйте.

Восп: А теперь посмотрите на меня своими глазками.

Здравствуй, небо голубое! (тянут руки вверх)

Здравствуй, солнце золотое! (очерчивают круг руками)

Здравствуй, легкий ветерок! (покачивают руками над головой)

Здравствуй, маленький цветок! (наклоняются)

Здравствую утро, здравствуй день

Нам здороваться не лень.

Основная часть.

Восп: Знаете, ребята, к нам в гости обещал придти лесной житель.

Отгадайте, кто это?

Что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной

И стоит среди травы-

Уши больше головы?

Дети: Заяц.

Восп: Правильно! А вот он (стук в дверь), проходи, Заинька, не стесняйся.

Заяц: Здравствуйте, ребята. Как долго я до вас добирался. Как только вышел я из леса на дорогу, все кругом стало гудеть, шуметь. Вы не знаете, что это было?

Восп: Ребята, мы знаем, что у нас есть транспорт. Вот и давайте расскажем зайке все по порядку. Сегодня мы будем путешествовать на всех видах транспорта.

А на чем?- отгадайте загадку. Слушайте внимательно:

Железные избушки

Прицепились друг к дружке.

Одна из них с трубой

Везет всех за собой?

Восп: Что это такое?

Дети: Поезд.

Восп: Ребята, а кто нам покажет поезд?

Выходит ребенок

Что это? (поезд)

Что это такое? (труба)

Что это такое? (колеса)

Как едет поезд? (чух-чух)

По какой дороге едет поезд? (по железной дороге, по рельсам)

Восп: Правильно. Поезд едет только по рельсам. А если железная дорога закончилась, поезд поедет?

Дети: Нет.

Восп: Вот и мы сейчас поедем на поезде.

Воспитатель приглашает детей построиться друг за другом.

Вы будете вагончиками, а я паровозом.

Паровоз дает гудок, поезд начинает двигаться.

Проводится подвижная игра «Поезд».

Чух-чух! Чух-чух!

Мчится поезд во весь дух.

Загудел паровоз и вагончики повез.

Чух-чу! Чух-чу!

Далеко я укачу!

Приехали (шипят: Ш-ш-ш)

Восп: Молодцы, ребята! Но железная дорога закончилась, а это значит, что поезд дальше не едет, и наше путешествие должно продолжиться на другом транспорте.

А на каком? Отгадайте загадку:

Четыре колеса, резиновые шины,

Мотор и тормоза

И что это?

Дети: Машина.

Восп: Кто нам покажет машину?

Выходит ребенок.

Что это? (машина)

А что машина делает? (едет)

Это машина какая? (легковая)

А кого возит машина? (людей)

А где едут машины? (по дороге)

Как сигналят машины? (би-би)

Если машина застряла в канаве и буксует? (дзззз-дзззз, джжжж-джжжж)

А кто водит машину? (шофер)

Восп: Правильно, шофер. А вы хотите быть шоферами? Нам же надо ехать дальше?

Проводится игра из серии «Расскажи стихи руками»: «Мы шоферы».

Дети сидят на стульчиках.

Едем-едем на машине, (имитируют движения рулем)

Нажимаем на педаль, (ногу сгибают, вытягивают)

Газ включаем, выключаем, (поворачивают воображаемый рычаг)

Смотрим пристально мы вдаль (приставляют ладони ко лбу)

Дворники счищают капли – (руки сгибают в локтях перед собой, ладони раскрывают, наклоняют руки вправо-влево)

Вправо, влево - чистота,

Волосы ерошит ветер. (над головой шевелят пальцами рук)

Мы шоферы хоть куда! (поднимают вверх большие пальцы рук)

Восп: Молодцы, все выполнили. Ребята, понравилось вам быть шоферами?

Восп: Но, ребята, ехали, мы ехали, до реки доехали. Дальше нас машина не повезет.

Кругом вода, одна вода… (развести руки в стороны волнообразными движениями)

На чем мы поплывем туда? (сложить ладони в виде лодочки)

Дети: На кораблике.

Восп: Правильно, корабль-это тоже транспорт.

А кто хочет показать кораблик?

Выходит ребенок.

Что это? (кораблик)

Что делает кораблик? (плывет)

А где у кораблика паруса?

А где плавают корабли? (по воде)

Обратить внимание на тазик с водой и кораблик, плавающий в нем.

Восп: Посмотрите, кораблик не двигается. Для того чтобы он поплыл, нужен ветер, и он поплывет.

Воспитатель дует на кораблик. Приглашает детей тоже подуть.

Дети дуют на кораблик.

Дыхательное упражнение «Ветерок».

Восп: Поплыл наш кораблик, молодцы!

Переплыли мы реку. Но путешествие наше заканчивается и нам пора обратно.

Но не проехать, не пройти, всюду горы на пути (переплести пальцы и поднять руки перед собой в виде горки). Какой транспорт поможет нам перебраться через горы?

Отгадайте загадку:

Серебристый, очень быстрый,

Он отправился в полет.

И на небе светлом, чистом появился?

Дети: Самолет.

Кто покажет самолет?

Выходит ребенок.

Что это? (самолет)

А как гудит самолет? (у-у-у…)

А какие крылья у самолета, покажи.

А где самолеты летают? (в небе)

Восп: Тогда давайте мы с вами сядем в самолет и полетим.

Проводится физминутка «Самолет».

Руки в стороны - вперед

Полетел наш самолет

У-У-У-У-У-У

Повертелись, покружились

И на землю приземлились

Ну, вот мы и вернулись обратно. Наше путешествие закончилось. На чем, ребята, мы сегодня путешествовали?

Дети: (поезд, машина, кораблик, самолет).

А как назвать все это, одним словом?

Дети: Транспорт

На мольберте заготовка для коллективной композиции: лист с облаками, обозначающими небо, волны - обозначающие воду, дорога.

Восп: Ребята, облака - это небо, волны - это вода, а внизу дорога.

Давайте с вами вспомним:

Где летают самолеты? (в небе)

Где плавают корабли? (по воде)

Где едут машины? (по дороге)

Молодцы, все правильно. Мы говорим сегодня о транспорте. Посмотрите, у меня здесь есть и самолеты, и машины, и кораблики (показывает изображение транспорта). Это транспорт.

Возьмите по одной картинке и прикрепите ее туда, где она должна быть.

Дидактическая игра «Едет, плывет, летит».

Дети выбирают себе картинку с изображением какого-то транспортного средства, прикрепляют ее туда, где изображено место, соответствующее именно этому виду транспорта (дорога, небо с облаками, вода).

Молодцы ребята, все справились.

Итог занятия.

Восп: Ребята, сегодня у нас было интересное занятие.

Вам понравилось? (да)

А давайте вспомним, что мы делали сегодня с вами на занятии? (Путешествовали, отгадывали загадки, играли.)

А тебе Зайка, понравилось с нами путешествовать?

Заяц: Да, понравилось, вы молодцы!

Восп: Вот видишь, Зайка, сколько ты сегодня узнал.

Расскажи всем лесным жителем о транспорте, какой он бывает, чтобы они знали и не боялись к нам в гости приходить.

Заяц: Хорошо, обязательно расскажу. Но я пришел к вам в гости с угощением.

Зайчик раздает детям конфеты.

Ну, а теперь мне пора возвращаться домой в лес. До свидания.

Дети: До свидания, Зайчик.

Восп: Итак, ребята, сегодня все замечательно занимались. Молодцы! Скажем всем гостям «До свидания».

Спасибо детям и гостям, что вы пришли сегодня к нам!

Тема: « Транспорт нашего города»

Программные задачи:

Образовательная область «Познание»: сформировать понятие «транспорт»; закрепить знания детей о видах транспорта – наземный, водный, воздушный; Расширять знания детей о наземном, водном и воздушном видах транспорта: особенности строения автомобиля, самолета, корабля, место передвижения транспорта – земля, вода, воздух; назначение транспорта. Формировать интерес к технике

Образовательная область «Коммуникация»: формировать умение употреблять обобщающее слово – «транспорт»; формировать активный словарь в соответствии с лексической темой «Транспорт»: автомобили, шофер, водитель, руль, корабль, лодка, катер, иллюминатор, якорь, палуба, корма, капитан, самолет, вертолет, ракета, крылья, нос и хвост самолета, двигатель, пилот. Развивать умение строить полные ответы, умение слушать внимательно. Стимулировать желание участвовать в беседе, развивать слуховое внимание. Формировать навыки вежливого обращения, доброжелательность, дисциплинированность,

Образовательная область «Безопасность»: продолжить работу по развитию умения четко следовать правилам игры; продолжить работу по приобщению к правилам безопасного поведения в группе, во время игр; продолжить работу по развитию умения выполнять поручения и инструкции воспитателя во избежание травматизма.

Образовательная область «Музыка»: продолжить работу по развитию умения слушать музыку, развивать музыкальный слух, приобщать детей к музыке; продолжить работу по формированию и развития умения различать и определять окружающие нас звуки.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»: продолжить работу по развитию умения внимательно и осознанно слушать литературное произведение (стихотворение), развивать слуховую память, продолжить работу по развитию умения передавать основную мысль произведения.

Образовательная область «Здоровье»: предупреждать утомляемость детей во время непосредственно-образовательной деятельности (проведение физминутки, динамической паузы); продолжить работу по сохранению и укреплению психологического здоровья детей, создав благоприятную атмосферу в детском коллективе.

Материал к занятию : игрушки Ежика и Лисенка, модели различных машин, наглядные пособия: плакат по теме «Морской транспорт», плакат «Воздушный транспорт», бумажные самолетики, макет «Дорожное движение», мяч, театральные шумы: «Проезжающий автомобиль», «Пароходные гудки», «Летящий самолет»

Организация детей на занятии : дети передвигаются по групповой комнате.

Методические приемы:

    Словесные: вопросы, рассказывание, беседа,

    Игровые: игра «Опиши транспорт», «Цветные автомобили», «Море волнуется», д/и «Подбери предмет по признаку»

    Демонстрационный: наглядный материал

Ход непосредственно-образовательной деятельности :

Дети стоят полукругом, воспитатель по центру, лицом к детям.

Воспитатель:

"Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся.
И друг другу улыбнёмся"

Воспитатель:

Ребята, сегодня к нам в гости пришли наши знакомые игрушки – Ежик и Лисенок. Им не терпится рассказать нам историю, которая произошла с ними.

Однажды семья Ежика и Лисенка долго не возвращалась домой. Ежик и Лисенок стали волноваться за них. И чтобы первыми увидеть своих родных, они решили посмотреть в окно, не идут ли их друзья. За окном все шумело. (включить запись шума «Проезжающие автомобили»).

Ой, что это? – спросили Ежик и Лисенок удивленно.

Ребята, давайте посмотрим, что же они увидели. (воспитатель подводит детей к с толу, на котором расположен макет «Дорожное движение» с моделями машин, встают кругом; перечисляют, что они видят на столе)

Ребята, как можно назвать это одним словом? (автомобили, транспорт) Понятия закрепляются с 2-3 детьми .

Как вы думаете, какой это транспорт?

Где он ходит? (по земле)

Значит, как его можно назвать? (наземный)

Ребята, а вы знаете, для чего он нужен? (Перевозить людей, грузы)

А кто управляет этим транспортом? (водитель, шофер)

Ребята, я предлагаю вам сыграть в игру «Опиши транспорт» (во время игры дети сидят на стульчиках около стола с игрушками; воспитатель предлагает детям – 2-3 чел. взять со стола транспорт и описать его).

Ребята, а какой наземный транспорт вы встречаете на улице?

Кто еще может назвать наземный транспорт, который встречается в нашем городе? (автобус, маршрутное такси «Газель», троллейбус, трамвай, легковые и грузовые автомобили) (опросить 4-5 чел)

Молодцы, ребята. Ежик с Лисенком устали и предлагают отдохнуть, поиграть в игру «Цветные автомобили»

Динамическая пауза «Цветные автомобили»

(Воспитатель раздает детям рули разного цвета – красный, синий, желтый. Гаражи – стульчики – обозначены соответствующими цветами.

Воспитатель напоминает правила игры и техники безопасности: «автомобили» ездят аккуратно, друг в друга не врезаются, чтобы не произошло аварии. По команде воспитателя «автомобили» начинают движение по сигналу подъезжают к своим гаражам. Игру повторить 2-3 раза, (при повторе педагог меняет обозначения гаражей.)

После игры воспитатель собирает детей около себя.

Воспитатель:

Ребята, послушайте стихотворение.

Несёт кораблик по волнам
И в стороны качает.
Куда несёт, не знает сам,
И скоро ли причалит.

По морю лодочка плывёт,
Попутный дует ветер.
Кораблик свой замедлил ход:
Он лодочку приметил.

Ребята, о чем говорилось в стихотворении? (о кораблике, о лодочке)

Ребята, а вы знаете, что кораблик, лодочка – это тоже транспорт. А вот какой это транспорт, мы сейчас узнаем, и Ежику с Лисенком это тоже интересно. (Воспроизведение шума «Пароходные гудки», воспитатель подводит детей к доске, на которой висят плакаты с изображением водного транспорта).

Ребята, что вы здесь видите? (перечисляют)

А как это все можно назвать одним словом? (транспорт)

Какой это транспорт?

Где он ходит? (по воде, значит – водный)

Ребята, давайте рассмотрим корабль. Кто знает, что есть у корабля? (корма, якорь, палуба. Ответы детей сопровождаются показом названной части корабля. Опросить 4-5 чел.; при затруднении воспитатель добавляет, что у корабля есть иллюминатор.

А что есть у автобуса, похожее на иллюминатор? (окна)

Ребята, а вы знаете, для чего нужен водный транспорт? (Перевозить людей, грузы)

А кто управляет этим транспортом? (Капитан)

Ребята, предлагают поиграть в игру и познакомить с ней Ежика с Лисенка.

Физминутка

Игра «Море волнуется»

Воспроизведение шума «Летящий самолет», запускают самолетик

Ежик и Лисенок:

Ой, что это такое?

Воспитатель:

Ребята, что это? (самолет)

К какому виду транспорта вы бы его отнесли? (выслушать ответы детей)

Почему? (он летает в воздухе)

Правильно, ребята, транспорт, который летает в воздухе, называется воздушным. Он нам нужен для того, чтобы перевозить людей, грузы.

Ребята, давайте рассмотрим самолет. Кто может показать и назвать части у самолета? (нос, крылья, хвост). Ответы детей сопровождаются показом названной части самолёта. Опросить 4-5 чел.; при затруднении воспитатель добавляет, что у самолета есть иллюминаторы, двигатели

А вы знаете, кто управляет самолетом? (пилот, летчик)

Дидактическая игра «Подбери предмет к признаку»

(игра с использованием мяча)

Про что можно сказать – легковой? (автомобиль)

Легковые – (автомобили)

Легковая – (машина)

Грузовой – (корабль, грузовик)

Плавающий – (катер, корабль)

Плавающая – (яхта, лодка)

Летящий – (самолет, вертолет)

Летящая – (ракета)

Длинный – (самолет)

Длинные – (самолеты)

Ребята, а Ежик предлагает нам запустить самолеты в полет. (запускаем самолетики)

Ребята, давайте отправим наши самолеты на аэродром, а Ежик и Лисенок останутся их изучать. (собираем самолеты)

Итог занятия . Воспитатель предлагает детям стать в круг.

Ребята, о каком транспорте мы вместе с Лисенком и Ежиком сегодня говорили?

Что вы узнали нового?

Что вам было интересно?

Что показалось трудным?

Педагог оценивает активность детей на занятии, правильность ответов и даёт установку на дальнейшую деятельность (предлагает желающим детям воды, посетить туалетную комнату).

Статьи по теме: