Конструкторы для детей: увлекательный и полезный досуг. Виды детских конструкторов: описание, примеры и советы по выбору

Рынок детских товаров представлен огромным выбором конструкторов для детей различного возраста . Причем с каждым годом появляются все новые и новые идеи, расширяя их ассортимент. Давайте рассмотрим, какие же бывают виды конструкторов.

Кубики. Это самый первый конструктор для ребенка. Кубики бывают как мягкие, так и пластмассовые и деревянные. С их помощью малыш сможет сооружать первые постройки в виде башен.

Строительный набор – это разновидность кубиков. Они бывают разного размера, в этот набор входят не только кубики, но и конусы, цилиндры, арки, бруски и другие элементы. Такой набор удобно использовать для строительства как отдельный деталей, так и целого замка. Строительный набор может быть деревянный или пластмассовый, он приятный на ощупь и безопасен для крохи. Ребенок может играть таким конструктором даже до школы.

Конструкторы типа Лего . Такой набор состоит из различных по цвету и размеру деталей, которые «надеваются» друг на друга с помощью специальных креплений. Каждый родитель может выбрать для своего ребенка конструктор, подходящий для его возраста: для начинающих строителей – крупные детали, для детей постарше – более мелкие.

Тематические наборы. Это конструкторы, в которых есть блоки, скрепляющиеся между собой и детали, объединенные одной темой. Например: «Ферма», «Пожарная часть», «Загородный дом» и т.д.

Болтовые конструкторы. Они бывают из различного материала. Этот вид конструктора не прост в сборке, поэтому рекомендуется для детей после четырех-пяти лет. Хотя даже в этом возрасте многое придется показывать родителям – и как завинчивать болтики, и как совмещать детали.

Магнитные конструкторы – состоят из палочек и шариков намагниченных, которые «прилипают» друг к другу. Предназначен для детей после трех лет, так как имеет мелкие детали. С ним очень интересно играть, развивая фантазию.

Контурные конструкторы – такие конструкторы состоят из множества трубочек, которые легко сгибаются, принимая различные положения. В состав входят крепежи и палочки, разные по цвету и размеру. С их помощью создаются причудливые модели. Такой конструктор подойдет ребенку от 6 лет.

Конструктор – трансформер , когда одна модель может превращаться в другую. Это различные фигурки супергероев или животных.

Электронные – на основе электросхем . Подойдет для школьника.

Суставные – соединительные элементы, словно суставы.

Мягкие конструкторы – материал их изготовления – изолон, он нетоксичен и приятен к телу малыша. С их помощью можно создавать как плоские игрушки, так и объемные.

Конструкторы-лабиринты. Набор состоит из деталей, которые соединяются между собой, создавая огромный лабиринт или город. По «дорожкам» скатываются мячики, развивая мышление малыша.

Конструктор - одна из развивающих игрушек для ребенка. Они бывают простыми и сложными. Можно выбрать подходящий вариант для ребенка любого возраста. А что же сегодня предлагает нам рынок товаров? Виды конструкторов, а также их особенности и самые популярные фирмы-производители мы освятим в этой статье.

Кубики

Самый популярный вид конструктора - это кубики. Дети начинают играть в них с 2 лет. Правда, в этом возрасте им интересно складывать 6-8 кубиков, на большие постройки у них не хватает зоны внимания. Но постепенно дети растут, и уже в детском саду они создают из модулей целые дворцы. Кубики - это один из самых популярных видов конструктора в детском саду. Что может быть проще - посадить 3-4 детей, и пусть они занимаются. Но так думает только неопытный воспитатель. Ведь дети не все хорошо социализированы и не каждый из ребят умеет делиться. Так что, помимо мелкой моторики и воображения, кубики могут развивать и нравственные качества ребенка. Он может помочь своему соседу сделать в доме перекрытия или построить крышу.

Дети очень любят ломать свои поделки. Делают они это не со зла, им просто интересно, что же находится внутри конструкции. В этом плане кубики - очень удобная игрушка. Из них можно собирать, а потом ломать домики, а потом снова собирать.

Мягкие

Такой вид конструктора редко покупают родители своему чаду. Мягкие модули слишком объемные, и им не место в обычной квартире. А вот для детских садов и частных детских центров этот вид конструктора подходит идеально. На большой площади ребенок может построить из мягких модулей себе целый дом. Такой конструктор играет больше развлекательную, чем развивающую роль. Маленькому ребенку сложно целиком охватить взглядом деталь конструктора, а большим детям такой вид развлечения уже неинтересен.

Строительные наборы

Один из самых популярных таких конструкторов - "Лего". Виды его могут быть разнообразны. Есть наборы, включающие в себя разнокалиберные детали (кирпичики, кубы, пластины, бруски и крышу), а есть те, которые состоят только из кирпичиков или кубиков. Лучше брать тот вид конструктора, который состоит из разных форм. Такая игрушка придется по вкусу и маленькому ребенку, да и когда чадо подрастет, интерес к "Лего" не потеряется. Все детали конструктора имеют своеобразное крепление. Чтобы собрать какую-либо форму, придется постараться. Поэтому лучше научить ребенка сначала складывать кубики и только потом переходить на "Лего". Дом, собранный из кубиков, ломается легко, а вот конструкцию, сложенную из пластиковых деталей, сломать не так-то просто. И ребенок к этому должен быть готов. Дарить "Лего" детям лучше тогда, когда им исполняется 4-5 лет.

Тематические наборы

Среди таких видов конструкторов "Лего" лидирует. Конечно, сейчас есть много китайских подделок, которые копируют принцип сбора легендарной игрушки и даже совместимы с ней, но запчасти быстро тускнеют и ломаются. Поэтому все же стоит переплачивать за качество. Среди тематических наборов есть возрастные разграничения. Конструкторы предназначены для детей от двух лет. Для самых маленьких строителей "Лего" предлагает большие цветные детали, из которых можно построить любую архитектурную форму. Для детей постарше тематические конструкторы представлены в виде черепашек Ниндзя или героев звездных войн. Но Лего производит конструкторы не только для дошкольников. Для детей 9 лет можно приобрести набор «шедевры мировой архитектуры». Детали в таком конструкторе мелкие, а сам процесс сбора будет занимать не один свободный вечер.

Электронные

Такие конструкторы будет интересно собирать не только детям. Многие мамы, которые уже успели подзабыть физику, могут присоединиться к познавательному процессу. Большинство предполагает сбор какого-либо прибора. С ребенком можно изготовить настоящее радио и объяснить ему просто и быстро, что такое электрическая сеть. Причем в процессе такой развивающей игры даже не придется пользоваться паяльником. Такой вид конструктора поможет ребенку лучше учиться в школе, а также получить начальные знания по физике и по химии.

Магнитные

Такой вид конструкторов очень оригинален. Из магнитных квадратиков можно строить любые конструкции и легко преобразовывать плоские объекты в объемные. С такой задачей может справиться даже ребенок 3-х лет. С помощью магнитного конструктора можно изучать с детьми цвета, а также простые и сложные геометрические формы. Не стоит бояться, что ребенок может разобрать детали конструктора на части. Если вы купите качественный набор, сломать его детали будет просто невозможно.

Конструкторы с болтовым соединением

Дети любят разбирать игрушки на части. Набор с болтовым соединением - тот вид конструктора, работа с которым позволяет это делать. Вы можете приобрести машинку или самолётик, и ваш ребенок с удовольствием сможет посмотреть, что у игрушки внутри. В наборе идет небольшая отвертка. Все детали довольно большие, но если ребенок имеет привычку пробовать все на зуб, то лучше его не оставлять наедине с таким конструктором.

Из чего изготавливают конструктор

Самыми популярными материалами являются пластик, дерево и металл. Часто все эти составляющие можно найти в одном конструкторе для детей. Виды развивающих наборов разнообразны, и каждый из них отвечает определенной цели. Деревянные кубики подходят для маленьких деток, которые только начинают познавать этот мир. "Лего" идеален для детей от 3 лет, которые уже могут самостоятельно построить дом, забор, площадку или замок. А вот металлические конструкторы лучше приобретать для школьников.

Какой конструктор выбрать ребенку

Родители должны знать предпочтения своих детей. Если мама с папой заходят подарить своему ребенку конструктор, то они должны учитывать, насколько интересна будет эта игрушка для их чада. Ведь не все дети любят сложную и кропотливую работу. Несмотря на нужен всем без исключения. Ведь именно с помощью этой игры родители легко смогут научить ребенка различать цвета, а также развить внимание, моторику и усидчивость.

Виды конструкторов для детей, которые предпочитают пассивным играм активные, должны быть большими и яркими. С такими блоками можно бегать и играть. На мягких модулях можно прыгать, а собрав себе горку, ребенок сможет на ней покататься.

Для усидчивых детей лучше приобретать "Лего". Им понравится долгими часами собирать роботов, корабли или замки. А также придумывать детские площадки и выстраивать улицы. Для детей старшего возраста можно приобрести уже полноценные модели. Такие конструкторы понравятся даже взрослым. Главная цель этой игры - собрать прототип военного корабля, гоночной машинки или дореволюционного паровоза.

Для любознательных ребят отличным вариантом станут электронные конструкторы. А также такую игрушку можно подарить активному ребенку, с целью его увлечь чем-то, кроме футбола и догонялок.

Популярные производители конструкторов

"Лего" занимает одно из лидирующих мест по производству детских игрушек. Эта марка знаменита во всем мире. Виды детских конструкторов, которые выпускает "Лего", отличаются разнообразием и хорошим качеством.

"Самоделкин" - отечественный производитель, который изготавливает наборы из металлических запчастей. Такой конструктор поможет собрать ребенку поезд, самолет или теплоход. Подходят такие наборы для младших и старших школьников.

"Магнетик" и "Смартмакс" производят магнитные конструкторы. Эти фирмы популярны своей качественной продукцией, которая не ломается и не выцветает.

"Знаток" - это отечественный конструктор, который поможет ребенку познать азы физики и химии. Электронный конструктор будет интересен как детям, так и родителям. Но оставлять ребенка один на один с такой игрушкой не стоит.

Конструктор должен быть у каждого ребенка. Многим детям он интересен из-за своих цветных кубиков и разной формы. Но родитель знает, что это не просто игрушка и развлечение, а весьма полезное времяпровождение для ребенка. Мало того что конструктор надоест вашему малышу еще очень не скоро, ведь благодаря множеству различных фигур, ребенок сможет построить не одно сооружения, например, разные домики, замки и крепости, так он еще несет и обучающий характер.

Благодаря игре ребенок развивает воображение, логическое мышление, моторику пальцев, он изучает фигуры и формы, развивается творчество, креативность и, главное, усидчивость, ведь именно этого иногда так не хватает детишкам в дальнейшем, особенно при учебе в школе. Соорудив замок или домик, ребенок видит конечный результат и это в нем формирует целеустремленные качества.

Обязательно следует помнить родителям, что бы они участвовали вместе с ребенком в его развитии. Помогайте ему строить, подсказывайте в случае проблем со строительством, но основную часть работы должен делать все ровно малыш самостоятельно. Ваше участие поспособствует формированию доверительных взаимоотношений, что очень важно для ребенка.

Виды конструкторов

Любой конструктор будет полезным, и помогать развитию вашему ребенку, но какой-то больше подойдет для маленьких, а какой-то для более взрослых детей. Также в зависимости от пола и предпочтений крохи можно выбрать ему идеально подходящий вариант, исходя из таких видов:

  • для совсем малышей подойдут деревянные или пластиковые кубики. На них со всех сторон наклеены картинки, благодаря которым, ребенку будет интересно с ними играться. Существуют конструкторы-мазайки , с помощью которых, он сможет сложить определенную картинку. В возрасте от двух лет малышу можно добавить к кубикам другие фигуры: конусы, бруски или пирамиды;
  • для деток немного постарше, примерно дошкольного возраста, подойдут металлические конструкторы . Он имеет вид небольших пластинок с отверстиями для закреплений деталей винтами. Этот вариант подойдет для мальчиков, так как с его помощью они научатся пользоваться гаечным ключом, отверткой и другими приспособлениями. Это формирует в мальчике мужское начало, и вырабатывает интерес к изобретениям;
  • весьма интересные и забавными являются мягкие конструкторы. Все детали — мягкий, экологически чистый материал, который не является опасным для ребенка. Такая игрушка, больше подойдет для совсем маленьких. Она позволит развить в малыше воображение и фантазию, а так же тактильные ощущения;
  • конечно же самыми популярными, являются конструкторы из пластиковых материалов . Сейчас появились замечательные модели которые не нужно соединять с помозью винтов и гаек, они крепятся с помощью магнитов, например вот здесь представлено большой выбор магнитных конструкторов для детей: http://bambini-land.ru/catalog/konstruktory/ ;
  • деревянные . Они менее функциональны чем пластиковые, но если покупать неокрашенные, то вредность деревянного материала намного меньше, чем даже у самого качественного пластика.

Выбирая такой конструктор, нужно быть предельно внимательным. Он не должен содержать резких запахов и быть сделан из экологически чистой и безвредной пластмассы. Это универсальный вариант для всех возрастов. Для самых маленьких следует выбирать набор с крупными и более разноцветными деталями, а для детей повзрослей отлично подойдут разные тематические наборы, из деталей которых они построят железную дорогу или полицейский участок. А для девочек найдутся наборы с возможностью собрать дворец принцессы, или домик для Барби.

Сейчас без конструкторов не обходится ни один детский сад, да и во многих семьях можно встретить такую игрушку. Ведь все прекрасно понимают, что конструктор оказывает положительное влияние на развитие ребенка.

Для начала давайте определимся – для чего нужен конструктор вообще и вашему малышу в частности. Многие мамы и папы недаром считают, что конструктор – просто отличная игрушка, так как имеет замечательный принцип «одна игрушка – много игр». Действительно, с одним конструктором можно придумать множество игр, и не надоест он еще очень долго в отличие от многих игрушек-однодневок. Мы, например, с нашими конструкторами лего играем с года и до сих пор, главное – выбрать качественную игру, тогда она понравится и вам и вашему ребёнку.

Преимущества детских конструкторов перед другими игрушками

Я, признаться честно, сама любитель конструкторов для детей, особенно с тех пор, как у меня появился маленький карапузик, для которого конструкторы и стали приобретаться. Итак, в чем же особенные преимущества этой игры перед другими? Чем они лучше машинок (хотя и без них никак) и мягких зайчиков?

Плюсы конструкторов:

  1. Универсальная игрушка – подойдет как мальчикам, так и девочкам (с подарком точно не ошибетесь:-)).
  2. Развивают фантазию и творчество ребенка, потому что из одного конструктора можно сделать много игрушек и придумать много игр.
  3. Детали конструкторов одной фирмы (а бывает и разных фирм) дополняют друг друга.
  4. Большой ассортимент – конструкторов в детских магазинах всегда хороший выбор, если нет – интернет-магазин вам в помощь.
  5. Большой диапазон возраста – есть конструкторы для самых маленьких, для деток постарше и даже для подростков и взрослых. Да что греха таить – сама люблю собирать что-нибудь интересное из конструктора.
  6. Развитие мелкой моторики детских ручек.

Преимущества конструкторов перед другими игрушками можно перечислять бесконечно, но давайте разберемся, какие бывают конструкторы.

Виды конструкторов

Если вы думаете, что детские конструкторы – это только Лего, вы глубоко ошибаетесь, на самом деле, первый конструктор, с которым обычно сталкивается малыш, это обычные кубики . Когда будете выбирать кубики для своего ребенка, не забудьте обратить внимание на материал (они могут быть из дерева, пластмассы или тканевые), размер (совсем маленькие неудобны для малышей, а большие неинтересны детям постарше) и качество материала (сильно яркие цвета могут говорить об их плохом качестве). Кроме того, на кубиках могут быть нанесены рисунки или буквы, что добавляет возможностей по-разному поиграть с ними маме и ребенку.

Следующим видом конструктора, с которым знакомится малыш после кубиков, обычно бывают всевозможные фигурки-вкладыши . Их изготавливают из самых разнообразных материалов и разных уровней сложности: самые простые, например, собрать зайчиков по росту и более сложный вариант, где собирается общая картинка из геометрических фигур-вкладышей. Детские конструкторы-вкладыши очень полезны для развития пространственного воображения, так как для сборки таких конструкторов ребенок должен уметь представить, как будет выглядеть картинка целиком, что и способствует развитию малыша.

Также в детских магазинах можно увидеть строительный набор – это пластмассовый или деревянный конструктор. Это уже не просто кубики, а разные элементы, из которых можно построить дом с крышей, собрать животное или автомобиль и даже построить целый средневековый замок.

Еще обязательно при поиске развивающей игрушки для ребенка обратите внимание на такой вид конструктора для детей, как . очень важно для развития воображения и творческого мышления, а также психического развития ребенка в целом.

Следом приходит время популярного благодаря бренду «Lego» блочного конструктора . На нашем сайте вы найдете замечательную подборку разного возраста. Кстати, к данному виду конструкторов для детей относятся не только Lego, но и различные конструкторы других фирм, например, напольные коврики-трансформеры и конструкторы Mega Bloks . Из такого конструктора можно собрать большое количество самых разнообразных предметов: начиная от домика и заканчивая роботом-трансформером.

Начните заниматься творчеством с ребенком с удовольствием!



Кроме классических мозаик и конструкторов Lego, существует целая масса увлекательных и развивающих конструкторов, например, конструктор с шестеренками . Мы дома с сыном играем вот с таким домиком – там, помимо нескольких вариантов сбора, предложенных в инструкции, есть широкие возможности для полета творческой фантазии ребенка, а еще веселая музыка, под которую крутятся шестеренки. Нам очень нравится – рекомендую и вам!

В настоящее время очень популярны стали магнитные конструкторы , которые открывают ребенку (да и взрослым тоже) совершенно новый уровень конструирования. Про эти конструкторы для детей можно рассказывать долго – просто посмотрите видео:

Специально для любителей «советских» конструкторов и сейчас выпускают множество металлических игрушек с гайками и винтами. Металлические конструкторы с болтовым соединением (а еще такие выпускают и пластиковые) прекрасно подойдут для любителей техники – из них можно построить автомобили, поезда и даже башенные краны! Помните такие конструкторы из своего детства?

Ну а напоследок упомяну научно-развивающие и просто увлекательные электронные конструкторы для детей. Мы до них еще не доросли, но в будущем обязательно приобрету и такой конструктор для своего сынульки. Электронные конструкторы, думаю, самый замечательный способ рассказать ребенку законы физики и химии, объяснить устройство различных приборов и научить собирать электрическую цепь. Такая полезная игрушка, несомненно, увлечет ребенка больше скучной лабораторной по физике!


Как правильно выбирать конструкторы для детей

Конечно же, посмотрите на маркировку возраста на упаковке – хотя, если вашему малышу интересен конструктор, предназначенный для более старшего возраста, можете его приобрести, но учтите, что заниматься с этим конструктором вы будете, скорее всего, вдвоем или под тщательным вашим контролем.

Конструкторы для детей до 1 года обычно большого размера и маленькой цветовой гаммы, чтобы научить ребенка основным цветам. Если ваш ребенок уже ничего не «пробует на зуб», можете покупать игру с мелкими деталями, но перед тем, как распаковывать и строить, объясните, что и в нос, и в ухо тоже не надо засовывать детальки – такое случается даже с детьми более старшего возраста, для которых уже предназначены такие конструкторы.

Для малышей полезны конструкторы с картинками животных, которые заодно с игрой обогатят словарь ребенка. А для детей постарше можно брать игрушки с буквами или слогами.

Кроме того, посмотрите на количество деталей в упаковке – если для малышей лучше меньшее их число, чтобы не рассеивать внимание карапуза, то для деток более старшего возраста детали могут быть уже меньшего размера, но их должно быть больше, чтобы ребенок имел возможность построить что-нибудь стоящее из конструктора.

Все родители знают, что разные виды детских конструкторов подходят для определенных возрастных групп. Определится, подходит ли вашему ребенку выбранная игрушка поможет наша таблица:

Конструктор Возраст
1 Мягкие кубики С 2-3 месяцев
2 Деревянные или пластмассовые кубики С 4-6 месяцев
3 Фигурки-вкладыши С 6-7 месяцев
4 Мозаика С 1 года
5 Блочный конструктор (лего и другие) От 1,5 лет
6 Конструкторы с шестеренками С 3 лет
7 Магнитный конструктор С 4 лет
8 Металлические или пластиковые конструкторы с болтовым соединением От 5 лет
9 Электронные конструкторы С 5 лет

И не забывайте – какой бы самый замечательный вы ни купили, чтобы ваш ребенок увлекся конструированием, сядьте вместе с вашим чадом и поиграйте! Постройте сами интересную модель вашему ребенку, придумайте веселые задания, просто посидите рядом, пока ребенок будет строить свои фигурки – и увлеченность конструктором вам гарантирована! Причем не только ребенку, но и родителям! Играйте на здоровье!

Основные виды конструкторов в образовательной деятельности дошкольников с учетом новых ФГОС Название конструктивной деятельности происходит от латинского слова constructio – построение. Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные виды конструкторов в образовательной деятельности дошкольников с учетом новых ФГОС

Название конструктивной деятельности происходит от латинского слова constructio – построение.
Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки).
Конструирование является довольно сложным видом деятельности для детей. В ней мы находим связь с художественной, конструктивно-технической деятельностью взрослых.
Для конструктивно-технической деятельности взрослых характерно практическое назначение конструкций, построек. При выполнении конструкции взрослый предварительно обдумывает, создает план, подбирает материал с учетом назначения, техники работы, внешнего оформления, определяет последовательность выполнения действий.
Все эти элементы намечаются в детском конструировании. Здесь также решаются
конструктивные задачи . Продукты детского конструирования, как правило, предназначаются для практического использования в игре.
А. С. Макаренко подчеркивал, что игры ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру».
Таким образом, конструктивная деятельность детей близка конструктивно-технической деятельности взрослых. Продукт детской деятельности еще не имеет общественного значения, ребенок не вносит ничего нового ни в материальные, ни в культурные ценности общества. Однако руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на трудовое воспитание дошкольников.
Детское конструирование может быть изобразительным и техническим.
Если продукт конструктивно-технической деятельности взрослых в основном всегда имеет практическое назначение (здание для театра, магазина и т. п.), то детская постройка не всегда выполняется для непосредственного практического использования. Так вначале дети с увлечением строят зоопарк, но как только он был создан, постройка потеряла для них всякий интерес. На вопрос: «Почему они не играют?» – одна девочка ответила: «Водить людей по зоопарку неинтересно».
Такое явление, когда с выполненной конструкцией или постройкой дети не играют, можно наблюдать часто. Создается впечатление, что ребенка интересует сам конструктивный процесс, словно он осваивает в нем что-то новое, сложное, интересное.
Но в этом изобразительном конструировании все же присутствует основное содержание конструктивно-технической деятельности. Если ребенок не использует поделку в своей практике, то, создавая ее, он старается отобразить в ней по возможности все, что необходимо для действия. Принципы создания продукта конструктивной деятельности те же, что и в конструировании.
При этом необходимо отметить, что часто в изобразительном конструировании в своих постройках ребенок добивается значительно большего сходства с окружающими предметами, чем тогда, когда они предназначаются для непосредственного практического использования в игре, в то время как в постройках для игры ребенок допускает больше условностей.
В такой постройке для него важно, чтобы было самое необходимое для игры. Например, по ходу игры понадобилось лететь на самолете, поэтому достаточным оказалось наличие руля, крыльев и сиденья для летчика. Неважно, что построенный самолет выглядит примитивно: он вполне удовлетворяет игровым потребностям детей. Иное дело, когда ребенок стремится показать различные типы самолетов. Тогда дети выполняют их с особенной конструктивной тщательностью. Таким образом, характер и качество постройки не всегда зависят от умений детей.
Существование двух видов детского конструирования – изобразительного и технического, каждый из которых имеет свои особенности,- требует дифференцированного подхода в руководстве ими.
Конструктивная деятельность дошкольников носит характер ролевой игры: в процессе создания постройки или конструкции дети вступают в игровые отношения – не просто определяют обязанности каждого, а выполняют те или иные роли, например бригадира, строителя, мастера и т. д. Поэтому конструктивную деятельность детей иногда называют и строительной игрой.

Виды конструирования в детском саду

В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают:
конструирование из строительных материалов;
конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов;
конструирование из природного материала.
Конструирование из игровых строительных материалов является наиболее доступным и легким видом конструирования для дошкольников.
Детали строительных наборов представляют собой правильные геометрические тела (кубы, цилиндры, бруски и т. д.) с математически точными размерами всех их параметров. Это дает возможность детям с наименьшими трудностями, чем из других материалов, получить конструкцию предмета, передавая пропорциональность его частей, симметричное их расположение. Существует множество наборов для всех возрастных групп детского сада: настольных, для игр на полу, во дворе. Среди них тематические («Архитектор», «Подъемные краны», «Юный кораблестроитель», «Мосты» и др.), которые используют как самостоятельный вид материала для конструирования, а иногда и в качестве дополняющего основной строительный набор.
Как правило, в строительных наборах отдельные элементы крепят путем наложения друг на друга, приставления одного к другому. Кроме строительных наборов, рекомендуются «Конструкторы», имеющие более прочные способы соединения. Чаще всего используются деревянные с наиболее простыми способами крепления. Применяются и металлические, у которых крепления более сложные – с помощью винтов, гаек, шипов и т. д.
В игре «Конструктор» дети учатся решать более сложные конструктивные задачи, знакомятся с различными способами соединения деталей, создают всевозможные подвижные конструкции, тогда как строительные наборы предназначены для сооружения в основном неподвижных построек.
Конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов является более сложным видом конструирования в детском саду. Впервые дети знакомятся с ним в средней группе.
Бумага, картон даются в форме квадратов, прямоугольников, кругов и т. д. Прежде чем сделать игрушку, нужно заготовить выкройку, разложить и наклеить на ней детали, украшения, сделать нужные надрезы и только затем сложить и склеить игрушку. Весь этот процесс требует умения измерять, пользоваться ножницами. Все это значительно сложнее, чем конструирование построек путем составления их из отдельных готовых форм.
Коробки из-под духов, пудры, спичек, кусочки проволоки в цветной обмотке, пенопласта, поролона, пробки и т. д. фактически представляют собой полуфабрикат. Соединяя с помощью клея или проволоки коробки, катушки между собой, дополняя их разнообразными деталями другого материала, дети получают интересные игрушки – мебель, транспорт и другие изделия.
Природный материал в качестве строительного можно использовать для игр детей, начиная со второй младшей группы. Это прежде всего песок, снег, вода. Из сырого песка дети строят дорогу, домик, садик, горку, мосты, с помощью форм (песочниц) – пирожки и др. В более старшем возрасте дети замораживают подкрашенную воду, приготавливая цветные льдинки, которыми украшают участок. Из снега делают горку, домик, снеговика, фигурки зверей.
Используя в своих играх природный материал, дети знакомятся с его свойствами, учатся заполнять свободное время интересной деятельностью. Они узнают, что песок сыпучий, но из сырого песка можно лепить, воду можно наливать в разную посуду, и на холоде она замерзает и т. д.
Начиная со средней группы, дети делают игрушки из природного материала: веток, коры, листьев, каштанов, шишек сосны, ели, ореховой скорлупы, соломы, желудей, семян клена и т. д.
Особенности поделок из этого материала в том, что используется его естественная форма. Качество и выразительность достигается умением подметить в природном материале сходство с предметами действительности, усилить это сходство и выразительность дополнительной обработкой с помощью инструментов.
Особенно большое значение эта деятельность имеет для развития фантазии у ребенка.
Перечень различных видов конструирования в детском саду показывает, что каждый из них имеет свои особенности. Однако основы деятельности едины: в каждой ребенок отражает предметы окружающего мира, создает материальный продукт, результат деятельности предназначается в основном для практического применения.

Статьи по теме: