Коррекционное занятие по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения из серии «Маша и медведь. Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком с нарушением зрения

Название: Конспект занятия с детьми с нарушением зрения «Настроение»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, занятия дефектолога

Должность: учитель-дефектолог высшей квалификационной категории
Место работы: МБДОУ детский сад №36
Месторасположение: г. Каменск-Шахтинский, Ростовская область

Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекционно- педагогической работе с детьми с нарушением зрения.

Цель здоровьесберегающих технологий — становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи Практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей со зрительной патологией. Коррекционная работа предполагает коррекцию и активизацию не только зрительных функций, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с ОВЗ высок процент, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, логоритмику.

В этой связи весьма актуальным становится вопрос о внедрении в практику здоровьесберегающих образовательных технологий, т.е. такой организации образовательного процесса на всех его уровнях, при котором качественное обучение, развитие и воспитание детей происходят без ущерба их здоровью, а наоборот способствуют его укреплению. Оздоровительные технологии в образовательный процесс внедряются в условиях здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей среды, обеспечивающей благоприятную гигиеническую, психологическую и педагогическую обстановку.

Использование здоровьесберегающих технологий в моей деятельности становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения зрения. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только зрительных трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. На фоне комплексной коррекционной помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции зрительных возможностей детей и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

В своей практической деятельности применяю следующие здоровьесберегающие компоненты:

— зрительная гимнастика (комплексы упражнений, направленных на профилактику нарушений зрения, предупреждения и снятия зрительного утомления, развитие глазодвигательных и прослеживающих функций глаза). Зрительная гимнастика в форме игры помогает детям не допускать переутомление зрительного анализатора и облегчает педагогу соблюдать требования санитарных норм и образовательных стандартов в части гигиены органа зрения.

Предлагаю комплексы упражнений на сюжетно – ролевой основе, которые являются, прежде всего, гимнастикой для глаз и ставят основной целью снятие утомления и восстановление зрительного анализатора. Ведь, как известно, зрительный анализатор устаёт и отдыхает вместе с центральной нервной системой. Поэтому в процессе выполнения предложенных упражнений дети не только восстанавливают остроту зрения, снимают спазм аккомодации, но и снижают эмоциональную напряжённость, стимулируют когнитивные функции.

Во всех четырёх комплексах движения выполняются по одним и тем же траекториям, обозначенным на плакатах. Но в первом комплексе дети двигают лишь глазами, во втором – движения выполняются носом, в третьем- всей головой, в четвёртом – движения глаз следуют за движением руки. Все предложенные варианты дают минимальную общую нагрузку на организм, поэтому не имеют медицинских противопоказаний.

Упражнения выполняются из исходного положения — сидя с прямой спиной, стопы полностью стоят на полу, голова расположена над плечевым поясом, по средней линии тела, надплечья опущены, руки расслаблены, лежат на столе либо опущены. Рот закрыт, дыхание носовое.

В начале и в конце каждого комплекса желательно выполнить упражнение пальминг. Физиологический смысл этого упражнения, состоит в общем расслаблении организма, в том числе снятия напряжения со всех отделов зрительного анализатора, расслаблении мышц, управляющих глазом, восстановлении их длины и улучшении условий функционирования. После пальминга выполнить упражнение быстрое моргание («полёт бабочки»). Это упражнение помогает снять статическое напряжение с мышц глаз, способствует переключению внимания на события внешнего мира, делает организм готовым к приёму новой информации.

Комплекс упражнений «Часики шалят» предназначен для снятия усталости глаз, профилактики нарушений рефракции, восстановления длины и тонуса мышц глаз, снятия эмоционального напряжения и повышение работоспособности.

Игровая цель – путешествие по циферблату озорных часов с Бим-Бомом.

Комплекс упражнений «Подсолнушки» предназначен для отдыха зрительного анализатора, расслабления глазодвигателей, мышц задней поверхности шеи, надплечий, снятия эмоционального напряжения и повышения работоспособности.

Игровая цель – подсолнушки играют с солнышком.


Комплекс упражнений «Лесовичок» предназначен для снятия усталости глаз, профилактики нарушений рефракции, восстановления длины и тонуса мышц глаз, снятия эмоционального напряжения и повышения работоспособности.

Игровая цель – Лесовичок учит цифры и фигуры, используя для этого циферблат часов.

Комплекс упражнений «Лучики» предназначен для снятия усталости глаз, профилактики нарушений рефракции, восстановления длины и тонуса мышц глаз, снятия эмоционального напряжения, формирования зрительно – моторной координации и повышения работоспособности.

В данном комплексе глаза следят за движением руки, поэтому особенно важно правильное положение плечевого пояса: надплечья симметричны, опущены, руки двигаются свободно.

Игровая цель – путешествие лучиков по циферблату часов.

Проведение зрительных гимнастик в форме игры делает образовательный процесс более интересным и привлекательным для ребёнка, формирует у него привычку использовать физические упражнения для управления своим состоянием: снятия утомления и повышением работоспособности.

— артикуляционная гимнастика;

— дыхательная гимнастика (комплекс упражнений по методике Стрельниковой). Суть методики заключается в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра, что влияет на оздоровление организма;

— точечный массаж БАТ (стимулирует или успокаивает нервную систему, усиливает кровоснабжение, регулирует трофику тканей, снижает нервное и мышечное напряжение);

— самомассаж (это массаж, выполняемый самим ребёнком, для стимуляции кинестетических ощущений мышц);

— фонетическая ритмика (система двигательных упражнений сочетающихся с произнесение речевого материала);

— развитие общей моторики (комплексы физминуток);

— Су Джок терапия (стимуляция высокоактивных точек, расположенных на кистях рук). Эту работу провожу на занятиях перед выполнением заданий, связанных с рисованием в течение 1 минуты. Стимулирование активных точек происходит при помощи шариков, массажных мячиков, грецких орехов. Эффективен и ручной массаж пальцев;

— аурикулотерапия (система лечебного воздействия на точки ушной раковины путем массажа);

— кинезеологические упражнения (формирование межполушарного взаимодействия). С этой целью в работе с детьми использую комплекс кинезеологических упражнений: «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос», «Замок» и т.д.;

— система работы по развитию мелкой моторики рук (графические диктанты, обводка шаблонов и штриховка изображений, различные упражнения в «сухом бассейне»);

— психогимнастика (глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения).

Все вышеперечисленные компоненты проводятся мной ежедневно, либо меняются в течение всей недели, что очень благоприятно влияет на коррекцию развития детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Рассмотрев множество приёмов и методов по здоровьесбережению, применив их в практической деятельности, пришла к выводу, что использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с дошкольниками с ОВЗ дало положительные результаты:

Улучшились показания зрительных функций;

— снизился уровень заболеваемости;

— повысилась работоспособность, выносливость;

— развились психические процессы;

Конспект коррекционного занятия по зрительному восприятию для детей с нарушением зрения: « Как Бусинка искала друзей».

Предлагаю вашему вниманию занятие по зрительному восприятию для детей младшей группы с нарушением зрения. Занятие по развитию восприятия сенсорных эталонов, с использованием игровой мотивации. Конспект занятия будет интересен учителям - дефектологам, воспитателям коррекционных групп с нарушением зрения, педагогам ДОУ.

Цель: развитие зрительного восприятия.

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:
1.Обобщить знания детей о сенсорных эталонах, учить использовать имеющиеся знания на практике: цвет, форма (круглая), величина.
2. Формировать у детей зрительные и тактильные способы обследования предметов, развивать систему «глаз-рука», зрительное восприятие, зрительно-моторную координацию.

Коррекционно-развивающие задачи:

Развивать фантазию, творческие способности.
Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать у детей с нарушением зрения социально-адаптивные формы общения и поведения:(хорошо-плохо, добро-зло).

Здоровьесберегающие технологии : пальчиковые игры, дыхательная гимнастика, динамическая пауза, гимнастика для глаз, релаксация.
Материал : Раковина, жемчужина на ниточке, аудиозаписи различных звуков (шум моря, голоса птиц, песни «Доброта», картинки из серии «Хорошо-плохо»), учебное пособие «Полянка добра и зла»

Ход занятия:

Тифлопедагог: Ребята, вы любите мечтать?

Ответы детей: Да….

Тифлопедагог : Закройте глаза и представьте, что сейчас лето и мы находимся на берегу моря, светит солнышко и слышится плеск морской волны …(аудиозапись).

А теперь откройте и посмотрите вокруг! Дети находят раковину, в которой лежит бусинка на ниточке.

Тифлопедагог : Ой, ребята, что это мы нашли?

Ответы детей : Раковина, а в ней жемчужина.

Тифлопедагог: 30 лет и 3года пролежала она на пустынном морском дне. А когда она очутилась на берегу, то почувствовала, что она так одинока! У нее нет здесь друзей, и она не хочет покидать свою раковину. Ребята, давайте подарим бусинке свои улыбки, покажем ей, что мы рады ее видеть! (тренинг эмоций).

Дети дарят жемчужинке свои улыбки, и она покидает раковину.

Тифлопедагог берет за ниточку бусинку и держит на уровне глаз детей,слышится аудиозапись с голосом Бусинки:

33пустынных года я на дне морском лежала.

Все грустила и грустила, ничего не замечала.

Но увидев лица ваши, взгляд на них свой задержала!

Потому что в них улыбка, словно лучик засияла!

Дети рассматривают бусинку, играют с ней, подставляя свои ладошки, закрывают глаза, бусинка приветствует каждого. Дети наощупь определяют, что она холодная, гладкая, круглая по форме. Открывают глаза и с помощью остаточного зрения называют цвет, блеск и т.д.

Тифлопедагог: Ребята, бусинка рада, что встретилась с вами. Я думаю, что мы сможем ей помочь обрести много новых друзей. Давайте нарисуем их, таких же кругленьких, но разных по цвету. Ведь она об этом так мечтает!

Дети садятся за столы, делают пальчиковую гимнастику «Замок»:

На двери весит замок, кто открыть его бы смог?

Покрутили, потянули и открыли!

Дети с помощь внутренних трафаретов, обводят круг, закрепляя при этом его свойства: он круглый, у него нет углов. Для штриховки предлагаются карандаши разного цвета, дети самостоятельно выбирают тот, который им больше нравится.

Тифлопедагог: Какого друга вы подарите бусинке и как его назовете?

Ответы детей:

синий - воздушный шарик.

красный - Синьор Помидор

желтый - Колобок

оранжевый - Солнышко, апельсин

зеленый-Горошинка

голубой – Снежок.

Повторяют правила «Волшебного Карандашика» - правила правильной штриховки: штриховать в одном направлении, не оставляя белых просветов, не выходить за контур и т.д.

Тифлопедагог: Ребята, совсем недавно у вас были одинаковые кружки, но с помощью «Волшебного карандашика», и умелых ручек, они превратились в разноцветные кружки, по форме очень похожие на нашу бусинку.

Мы старались, мы трудились, глазки наши утомились.

Пальчики гулять пойдут - наши глазки отдохнут!

Вышли пальчики гулять, чтобы глазкам помогать - имитация игры на фортепиано.

«Что делать?»- отдыхать!

Руками глазки прикрываем и тихонечко моргаем! - прикрываем ладошками глаза,моргаем

Руки вверх подняли, опустили вниз – смотрим глазами вверх, вниз, не поднимая и не опуская при этом голову

Тифлопедагог: Ребята, смотрите, какие чудесные получились друзья для нашей Бусинки. И как она рада своим новым друзьям! (Бусинка начинает качаться на ниточке)

Ой, ветерок уносит нашу Бусинку, скорее за ней! Дети берут свои работы и идут за тифлопедагогом и Бусинкой, находящейся у нее в руке.

Тифлопедагог: Ой, ребята, Бусинка не хочет лететь дальше, она остановилась. Давайте подуем на нее, может ветерок ослаб.

Дуем тихо, тихо, а потом, вздохнув - сильней, сильней!

Тифлопедагог: Не летит наша Бусинка, что же случилось с ней?

Бусинка (аудиозапись):

Чудесная полянка взгляд мой привлекла.

Но не та поляна Грусти и Зла,

А другая зеленая поляночка - Добра!

Тифлопедагог: Ребята посмотрите, здесь две полянки: Добра и Зла. Полянка Добра - зеленая, здесь растут цветы, поют птички, находятся сюжетные картинки с добрыми поступками из серии «Хорошо-плохо». На полянке Зла: сухие деревья, сухая трава, нет птиц и цветов, картинки с плохими поступками детей. Наша Бусинка хочет остаться на полянке Добра со своими друзьями. Давайте попрощаемся с ними. Дети прощаются с Бусинкой и ее друзьями.

Бусинка благодарит детей за помощь: Вы помогли мне найти новых друзей и сами стали моими друзьями.

Тифлопедагог: Почему Бусинка выбрала полянку Добра?

Ответы детей

Тифлопедагог: Посмотрите, на полянке Добра нас ждет угощение. Дети находят корзинку с Чупа-чупсами, звучит песня «Доброта». Видите, ребята, если делать добро, оно всегда вернется добром! Ведь нет ничего дороже дружбы, ценнее доброты! Вы все молодцы, спасибо вам.

Дети уходят в группу, рассказывая друг другу, какого цвета им досталось угощение, какого вкуса и запаха. Но главное, что они сделали доброе дело - это выше всех похвал!

Форма проведения: индивидуальная (возраст детей 5 лет; зрительная патология-гиперметропия и амблиопия средней степени, сходящиеся косоглазие);

Развитие зрительного восприятия. Формирование представлений и системе эталонов цвета. Развитие сенсорных операций. Использование ИКТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГБОУ СОШ с углубленным изучением английского языка №1375

Дошкольное отделение. Структурное подразделение 5.

Конспект индивидуального занятия по развитию зрительного восприятия у детей с ОВЗ

(нарушение зрения)

Тема: "На прогулке по аллее сада ".

Тема: "На прогулке в аллее сада"

Форма проведения: индивидуальная (возраст детей 5 лет; зрительная патология-гиперметропия и амблиопия средней степени, сходящиеся косоглазие); Закрепление пройденного материала.

Предварительная работа: индивидуальная работа с ребенком по освоению программного материала по развитию сенсорных представлений (величина).

Цели: Развитие зрительного восприятия. Формирование представлений и системе эталонов цвета. Развитие сенсорных операций.

Задачи:

Коррекционные:

Закрепить представление о цвете предметов.

Учить находить предмет нужного цвета, согласно стихотворному тексту. - Закрепить представление о длине предметов, учить отражать в речи сравнение предметов по длине.

Развитие глазомерных и глазодвигательных возможностей глаза, прослеживающей функции глаза, формирование навыков зрительного анализа.

Развитие умения зрительно анализировать изображение, выделяя его части, развитие целостного зрительного восприятия.

Развитие мелкой моторики рук, абстрактного и пространственного мышления, зрительно - моторной координации.

Предаппаратная подготовка к лечению на аппаратах ортопто-диплоптического периода лечебно-восстановительного периода.

Общеобразовательные:

Развивать связную речь

Расширять представления об окружающем мире.

Воспитательные:

Учить уважительно относиться к своим товарищам;

Учить слушать высказывание другого ребенка.

Воспитывать любовь к труду и творчеству.

Средства коррекции: Очки, окклюзии, зрительные упражнения и гимнастики, профилактика зрительного утомления, соответствующий подбор методик и нагрузок.

Оборудование: тетрадь для индивидуальной работы, ТСО - компьютер, смарт ноутбук технология, лазерная указка, аудиозапись на тему зимней природы.

Словарная работа: круглая форма, длина, длиннее, самый длинный и т.д.

Руководство учебно-познавательной деятельностью:

Формирование сенсорного опыта: Задается игровая ситуация для пополнения сенсорного опыта и мотивации действий при зрительном сравнении предметов и локализации цвета.

Формирование приемов и способов умственной деятельности:

Формирование навыков зрительного сравнения предметов по сенсорным признакам.

Коррекционная направленность методов обучения и воспитания: поэтапное изложение материала, постоянное проговаривание, сочетание зрительного и тактильно – двигательного восприятия.

Ожидаемый эффект компенсации дефекта:

Совершенствование навыков локализации цвета; зрительного выделение величин и форм. Развитие необходимых умений для лечения на аппаратах ортопто-диплоптического периода.

Ход занятия.

  1. Зрительная гимнастика:

Сегодня мы с тобой отправляемся на прогулку в парк. Но на улице холодно, чтобы нам не замерзнуть мы отправимся в путь вместе со снежинкой, которая часто прилетает в нашу группу. Подними голову вверх, следи внимательно за лучиком-снежинкой глазами.

Вот полетела снежинка по кругу, остановилась, спряталась и вновь полетела, но уже в другую сторону.

А теперь закрой глаза, открой их, поморгай, вновь закрой и постой несколько минут с закрытыми глазками.

Вот мы на улице.

2. Задание « Расставь скамейки».

Тифлопедагог читает стихотворение, ребенок выставляет скамейки того цвета, о котором говорится в произведении.

"Скамейки".

В нашем парке на аллейке

Разноцветные скамейки:

На коричневой скамейке (выставить скамейку коричневого цвета)

Две шумливые семейки.

На другой скамейке, белой, (Выставить белую скамейку)

Только девочка сидела.

А в близи скамейки красной (Выставить красную скамейку)

Лег бульдог большой, опасный.

Бабушка сидит на синей, (Выставить синюю скамейку)

На коленях кот в корзине.

Два рабочих взяли рейку -

Чинят желтую скамейку. (Выставить желтую скамейку)

Мы усядемся с тобой

На скамейке голубой. (Выставить скамейку голубого цвета)

А на самой отдаленной,

На скамеечке зеленой - (Выставить скамейку зеленого цвета)

Вырезные листья клена.

Всем хватило по скамейке

В нашем парке на аллейке.

Леонид Яхнин.

Посмотри внимательно, чтобы слева скамейки стояли ровно.

Скамейка, какого цвета, самая длинная?

Скамейка, какого цвета, самая короткая?

(работа занимает 2 мин)

3. Упражнение на снятие зрительного и физического утомления.

Садись удобней, закрой глаза, слушай стихотворение и музыку, она поможет нам вернуться в детский сад.

Педагог под музыку читает стихотворение:

Есть песня у метели, и есть у ручейка,

Есть песенка у ели и у березняка,

У вербы на опушке,

У жабы, у лягушки,

Лисенка и зайчишки,

И у малышки-мышки.

И надо слушать песни,

Молчать и не дышать,

Потом все песни вместе

Слегка перемешать.

2. Задание "Волшебная книжка" Тифлопедагог: Посмотри, волшебница-снежинка приготовила тебе еще одно задание. В парке лежит чудесная книжка. Странички у этой книжки не простые. Что нарисовано на этой страничке? (Яблочко, подсолнух, колобок, божья коровка).

Но не все разукрасил художник в книжке. Ты тоже можешь стать художником, но мы будем не раскрашивать, а накладывать картинки. Какой формы все предметы, которые ты будешь накладывать? (Круглой).

Ребенок, под руководством педагога находит нужные предметы и накладывает силуэтное/рисованное изображение на соответствующий контур предметы (добиваясь полного совмещения, 2 мин).

4. Зрительная гимнастика на релаксацию. Закрой глазки и досчитай до пяти.

5.Задание.Собери из частей целую божью коровку. Посмотри, здесь снежинка оставила для тебя подарок, собери из частей божью коровку.

Снова закроем глазки, теперь я досчитаю до 10 и мы вернемся обратно (в это время распечатывается лист).

6. Итог занятия.

Тифлопедагог: открой глаза, вспомни, где мы сегодня были, что тебе понравилось больше всего.

7.Задания педагогам группы : при необходимости продолжить работу по совмещению и наложению предметов различных модальностей.


Возрастная группа: Средняя группа. Дети 4-5 лет.
Тема (в соответствии с комплексно-тематическим планированием): Транспорт
Тема НОД: Игры с Гео.
Цель: Развитие прослеживающей функции глаз. Систематизация и закрепление знаний о геометрических фигурах.
Задачи:

  • коррекционно-развивающие: развивать цветовосприятие, умение узнавать и называть цвет и форму;
  • развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию; развивать зрительное внимание.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать эмоционально-положительное отношение к персонажам, формирование положительной самооценки.
Коррекционно-образовательные: упражнять детей в определении геометрических фигур на основе словесного и зрительного восприятия; продолжать развивать умение объединять различные элементы геометрических фигур с целью создания новой фигуры, закреплять умение составлять изображение предметов из геометрических фигур; упражнять детей в квалификации предметов и фигур по форме; закреплять умение определять знакомые геометрические фигуры на основе осязательно-двигательного обследования и называть их.
Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная.Формы организации: подгрупповая
Формы реализации детских видов деятельности: решение проблемных ситуаций; дидактические игры и игровые упражнения; отгадывание загадок.Оборудование: фигурка сказочного героя Гео, коврограф, блоки Дьенеша, картинка-схема для выкладывания объекта, игровизор с маркером, лист с контурным изображением геометрических фигур, цветные верёвочки, предметные картинки, карточки и дорожки геометрических фигур, д/и «Собери фигуру».
Предварительная работа: игры с геометрическим лото, работа со счетными полочками (выкладывание геометрических фигур); работа с картинками-схемами, игровое упражнение с игровизором.
Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Вводная часть: Приветствие, создание эмоционального настроя на работу Добрый день ребята. Вам нравиться играть с нашим другом Гео. Сегодня у нас намечается очень интересная игра. Наш друг Гео приготовил для нас интересные задания с геометрическими фигурами. Ему интересно, знаем мы их. И если мы все выполним, у него для нас сюрприз. Готовы поиграть с Гео?Воспитанники стоят в кругу. Выбирают приветствие. Приветствуют друг друга.
Дети отвечают
Основная часть
Первое задание: Д/игра «Геопаравоз» Раздаю картинки-схемы и блоки Дьенеша.
Молодцы! Вы замечательно выполнили это задание. Итак, какой предмет мы составили? Уточняю, какие геометрические фигуры дети использовали.
Гео, мы готовы выполнить твое следующее задание.
Второе задание: Д/игра «Предмет и форма». Гео, посмотри, всё ли ребята выполнили правильно.
Зрительная гимнастика Смотрим вправо - никого, Смотрим влево - никого.
Дети выкладывают на картинке-схеме объект из геометрических фигур.
Отвечают на вопросы
На коврографе дети соединяют цветными верёвочками форму и предмет.
За столом.
Работа на коврографе. (по одному) Гео хвалит детей за выполнение задания.
Раз-два, раз-два - закружилась голова. Глазки закрывали, глазки отдыхали. Как откроем мы глаза, Вверх посмотрим - да-да-да! Вниз ты глазки опусти, Вверх опять их подними. Пальцами погладь глаза - Отдыхать пора глазам!
А теперь ребята, садитесь за стол. Будем отгадывать загадки, а отгадку надо обвести на игровизоре.
Третье задание: Д/игра «Обведи фигуру, отгадав загадку.» Три угла, Три стороны Все углы во мне ровны. Треугольник
Нет углов у меня И похож на блюдце я, На медаль, на блинок, На осиновый листок. Людям я старинный друг. Называют меня … круг.
Не овал я и не круг, Треугольнику не друг. Прямоугольнику я брат, А зовут меня... квадрат.
Эти фигуры по городу мчат, В садики, школы развозят ребят. Едут автобус, троллейбус, трамвай. Ты на дороге смотри, не зевай! На эту фигуру похожи дома. прямоугольник Четвёртое задание: Д/игра «Чудесный мешочек».
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Дети отгадывают загадки и обводят по контуру отгаданную геометрическую фигуру.
Каждый ребёнок по очереди опускает руку в мешочек, нащупывает
Выполняется стоя.
Работа с игровизором.

Геометрическую фигуру, определяет и называет её.
Заключительная часть Ребята, вам понравилось играть с Гео? Какое задание вам показалось труднее всего? А с чем вы легко справились? Гео дарит детям д/игру из геометрических фигур «Собери фигуру». Спасибо Гео, в твою игру мы обязательно поиграем в группе. Дети делятся впечатлениями и отвечают на вопросы. Благодарят сказочного героя Гео.

Задачи: — расширять и пополнять представления детей о различных насекомых (учить называть части тела насекомых, замечать цвет, величину, объяснять способ передвижения), закреплять обобщающее понятие «Насекомые»;

— формировать умение различать изображения с пересекающимися контурами, соотносить контурные изображения с цветными;

— учить анализировать образец насекомого, составленный из геометрических фигур, составлять целое из частей с опорой на зрительный образец;

— развивать прослеживающую функцию глаз, зрительное и слуховое внимание, память, мышление, графо-моторные навыки.

Материал: — карточки с пересекающимися контурами насекомых (на каждого ребенка), цветные изображения этих же насекомых для игры «Узнай по контуру»;

— игрушки из набора «Насекомые» для игры «На лесной поляне»;

— опорные картинки для сказки «Ленивая пчелка»;

— наборы геометрических фигур (в соответствии с образцом) для задания «Выложи насекомое»;

— карточки для упражнения «Обведи по точкам»;

— фломастеры.

Предварительная работа: составить вместе с детьми схему леса на магнитной доске.

Ход занятия:

  1. Организационный момент. Игра «Узнай по контуру».

У детей картинки с пересекающимися контурами насекомых, справа на картинке три пустых квадрата.

Педагог: — Ребята, посмотрите внимательно на свои картинки и назовите, кого хотел нарисовать художник? (ответы детей) Положите в пустые клеточки цветные изображения. Назовите одним словом, кто это? (дети: — Это насекомые)

  1. Беседа. Вместе с детьми рассмотреть насекомых. Обратить внимание на цвет, величину. Назвать части тела насекомых.
  2. Упражнение «На лесной поляне».

Педагог: — Ребята, в прошлый раз мы с вами выложили на магнитной доске очень красивый лес. Вот только насекомых в нашем лесу пока нет. Вы хотите, чтобы в нашем лесу жили насекомые?

Дети рассаживают насекомых и объясняют их местоположение). Пример:

— Жук прилетел на дерево.

— Муравей приполз к муравейнику.

— Пчела прилетела на цветочную поляну.

Педагог: — Ребята, мне кажется, я знаю эту пчелку. Да это же Ленивица!

Садитесь на свои места. Я расскажу вам сказку.

  1. Сказка «Ленивая пчелка».

Жила-была в улье пчелиная семья. Все пчелы в ней работали. Они собирали цветочный нектар и делали из него вкусный мед на зиму. И только одна пчелка ничего не делала. Ее так и звали – Ленивица. Целыми днями она летала над цветочками и пила сладкий сок.

Но вот наступила зима, и Ленивица осталась без меда. Стала она просить мед у подруг, но они с ней не делились. Только одна пчела пожалела Ленивицу и дала ей меда. Стало Ленивице грустно и стыдно. Она пообещала, что следующим летом будет трудиться наравне со всеми.

(Рассказ педагога сопровождается показом опорных картинок). Обсуждение сказки.

  1. Зрительная гимнастика «Полосатая пчела».

Полосатая пчела Дети прослеживают глазами за полетом пчелы

Торопилась, как могла. (траектория восьмерки).

Раз, два, три, четыре, пять Моргают глазами.

Будем мы с пчелой играть.

Она летает высоко, Движения по тексту.

Она летает низко.

Улетает далеко,

Прилетает близко.

Пчела по кругу полетела, Круговые движения глазами.

Словно яркий огонек.

Опустилась на поляну, Движения глазами вправо — влево.

Собирать цветочный сок.

  1. Задание «Выложи насекомое».

Педагог: — Ребята, у Ленивицы совсем нет друзей. А ей так хочется познакомиться с другими насекомыми. Давайте ей поможем.

(Рассматривание и анализ образца насекомого, составленного из геометрических фигур: стрекоза, божья коровка ). После обсуждения дети составляют насекомое с опорой на зрительный образец.

  1. Упражнение «Обведи по точкам».

Педагог: — Ребята, Ленивице пора возвращаться в свой улей. Давайте ей в подарок нарисуем рисунки (дети обводят насекомых по точкам).

Статьи по теме: