Краткий пересказ произведения галоша зощенко. Галоша рассказ зощенко

Конечно, потерять галошу в трамвае нетрудно. Особенно, если сбоку поднапрут, да сзади какой-нибудь архаровец на задник наступит - вот вам и нет галоши.

Галошу потерять - прямо пустяки.

С меня галошу сняли в два счета. Можно сказать, ахнуть не успел.

В трамвай вошел - обе галоши стояли на месте, как сейчас помню. Еще рукой потрогал, когда влезал - тут ли.

А вышел из трамвая - гляжу: одна галоша здесь, как миленькая, а другой нету. Сапог - здесь. И носок, гляжу, здесь. И подштанники на месте. А галоши нету.

А за трамваем, конечно, не побежишь.

Снял остальную галошу, завернул в газету и пошел так. «После работы, - думаю, - пущусь на розыски. Не пропадать же товару. Где-нибудь, да раскопаю».

После работы пошел искать. Первым делом - посоветовался с одним знакомым вагоновожатым.

Тот, прямо, вот как меня обнадежил.

Скажи, - говорит, - спасибо, что в трамвае потерял. В другом общественном месте - не ручаюсь, а в трамвае потерять - святое дело. Такая у нас существует камера для потерянных вещей. Приходи и бери. Святое дело!

Ну, - говорю, - спасибо. Прямо, гора с плеч. Главное, галоша почти что новенькая. Всего третий сезон ношу.

На другой день поехал в камеру.

Нельзя ли, - говорю, - братцы, галошу получить обратно? В трамвае сняли.

Можно, - говорят. - Какая галоша?

Галоша, - говорю, - обыкновенно какая. Размер - двенадцатый номер.

У нас, - говорят, - двенадцатого номера, может, двенадцать тысяч. Расскажи приметы.

Приметы, - говорю, - обыкновенно какие: задник, конечно, обтрепан, внутри байки нету - сносилась байка.

У нас, - говорят, - таких галош, может, больше тыщи. Нет ли специальных признаков?

Специальные, - говорю, - признаки имеются. Носок, вроде бы, начисто оторван, еле держится. И каблука, - говорю, - почти что нету. Сносился каблук. А бока, - говорю, - еще ничего, пока что удержались.

Посиди, - говорят, - тут. Сейчас посмотрим.

Вдруг выносят мою галошу.

То есть, ужасно обрадовался. Прямо умилился. «Вот, - думаю, - славно аппарат работает. И какие, - думаю, - идейные люди - сколько хлопот на себя приняли из-за одной галоши».

Спасибо, - говорю, - друзья, по гроб жизни. Давайте поскорей ее сюда. Сейчас я надену.

Нету, - говорят, - уважаемый товарищ, не можем дать. Мы, - говорят, - не знаем, может, это не вы потеряли.

Да я же, - говорю, - потерял.

Очень, - говорят, - вероятно, но дать не можем. Принеси удостоверение, что ты действительно потерял галошу. Пущай домоуправление заверит этот факт, и тогда без излишней волокиты выдадим.

Братцы, - говорю, - святые товарищи, да в доме не знают про этот факт. Может, они не дадут такой бумаги.

Дадут, - говорят, - это ихнее дело дать.

Поглядел я еще раз на галошу и вышел.

На другой день пошел к председателю.

Давай, - говорю, - бумагу. Галоша гибнет.

А верно, - говорит, - потерял? Или закручиваешь?

Ей-богу, - говорю, - потерял.

Пиши, - говорит, - заявление.

Написал заявление. На другой день форменное удостоверение получил.

Пошел с этим удостоверением в камеру. И без хлопот, без волокиты выдают мне галошу.

Только, когда надел галошу на ногу, почувствовал полное умиление. «Вот, - думаю, - аппарат работает! Да в какой-нибудь отсталой стране разве стали бы возиться с моей галошей столько времени? Да выкинули бы ее с трамвая - только и делов. А тут неделю не хлопотал, выдают обратно. Вот это аппарат!»

Одно досадно, за эту неделю во время хлопот первую галошу потерял. Все время носил ее под мышкой в пакете - и не помню, в каком месте ее оставил. Главное, что не в трамвае. Это гиблое дело, что не в трамвае. Ну, где ее искать?

Но, зато, другая галоша у меня. Я ее на комод поставил. Другой раз станет скучно - взглянешь на галошу - и как-то легко и безобидно на душе становится. «Вот, - думаю, - аппарат!»

  • Михаил Зощенко. Опальные рассказы , 1531.18kb.
  • План предшественники и последователи от Даниила Заточника до Михаила Жванецкого. Драматургия , 476.94kb.
  • Михаил Зощенко великий юморист, рассказы которого поражают сочным, народным языком , 15.85kb.
  • Русская литература XX в. (4 к., Жур фак) Русская литература 1920-30х , 33.88kb.
  • , 51kb.
  • Творческая мастерская: история русской литературы XX века , 9.97kb.
  • М.М.Зощенко

    «Галоша»

    Конечно, потерять галошу в трамвае нетрудно.

    Особенно, если сбоку поднажмут да сзади какой-нибудь архаровец на задник наступит,- вот вам и нет галоши.

    Галошу потерять прямо пустяки.

    С меня галошу сняли в два счета. Можно сказать, ахнуть не успел.

    В трамвай вошел - обе галоши стояли на месте. А вышел из трамвая - гляжу, одна галоша здесь, на ноге, а другой нету. Сапог - здесь. И носок, гляжу, здесь. И подштанники на месте. А галоши нету.

    А за трамваем, конечно, не побежишь.

    Снял остальную галошу, завернул в газету и пошел так.

    После работы, думаю, пущусь в розыски. Не пропадать же товару! Где-нибудь да раскопаю.

    После работы пошел искать. Первое дело - посоветовался с одним знакомым вагоновожатым.

    Тот прямо вот как меня обнадежил.

    Скажи, говорит, спасибо, что в трамвае потерял. В другом общественном месте не ручаюсь, а в трамвае потерять - святое дело. Такая у нас существует камера для потерянных вещей. Приходи и бери. Святое дело.

    Ну, говорю, спасибо. Прямо гора с плеч. Главное, галоша почти что новенькая. Всего третий сезон ношу.

    На другой день иду в камеру.

    Нельзя ли, говорю, братцы, галошу заполучить обратно? В трамвае сняли.

    Можно, говорят. Какая галоша?

    Галоша, говорю, обыкновенная. Размер - двенадцатый номер.

    У нас, говорят, двенадцатого номера, может, двенадцать тысяч. Расскажи приметы.

    Приметы, говорю, обыкновенно какие: задник, конечно, обтрепан, внутри байки нету, сносилась байка.

    У нас, говорят, таких галош, может, больше тыщи. Нет ли специальных признаков?

    Специальные, говорю, признаки имеются. Носок вроде бы начисто оторван, еле держится. И каблука, говорю, почти что нету. Сносился каблук. А бока, говорю, еще ничего, пока что удержались.

    Посиди, говорят, тут. Сейчас посмотрим. Вдруг выносят мою галошу. То есть ужасно обрадовался. Прямо умилился. Вот, думаю, славно аппарат работает. И какие, думаю, идейные люди, сколько хлопот на себя приняли из-за одной галоши. Я им говорю:

    Спасибо, говорю, друзья, по гроб жизни. Давайте поскорей ее сюда. Сейчас я надену. Благодарю вас.

    Нету, говорят, уважаемый товарищ, не можем дать. Мы, говорят, не знаем, может, это не вы потеряли.

    Да я же, говорю, потерял. Могу дать честное слово. Они говорят:

    Верим и вполне сочувствуем, и очень вероятно, что это вы потеряли именно эту галошу. Но отдать не можем. Принеси удостоверение, что ты действительно потерял галошу. Пущай домоуправление заверит этот факт, и тогда без излишней волокиты мы тебе выдадим то, что законно потерял.

    Я говорю:

    Братцы, говорю, святые товарищи, да в доме не знают про этот факт. Может, они не дадут такой бумаги.

    Они отвечают:

    Дадут, говорят, это ихнее дело дать. На что они у вас существуют?

    Поглядел я еще раз на галошу и вышел.

    На другой день пошел к председателю нашего дома, говорю ему:

    Давай бумагу. Галоша гибнет.

    А верно, говорит, потерял? Или закручиваешь? Может, хочешь схватить лишний предмет ширпотреба?

    Ей-богу, говорю, потерял. Он говорит:

    Конечно, на слова я не могу положиться. Вот если б ты мне удостоверение достал с трамвайного парка, что галошу потерял,- тогда бы я тебе выдал бумагу. А так не могу.

    Я говорю:

    Так они же меня к вам посылают. Он говорит:

    Ну тогда пиши заявление. Я говорю:

    А что там написать? Он говорит:

    Пиши: сего числа пропала галоша. И так далее. Даю, дескать, расписку о невыезде впредь до выяснения.

    Написал заявление. На другой день форменное удостоверение получил.

    Пошел с этим удостоверением в камеру. И там мне, представьте себе, без хлопот и без волокиты выдают мою галошу.

    Только когда надел галошу на ногу, почувствовал полное умиление. Вот, думаю, люди работают! Да в каком-нибудь другом месте разве стали бы возиться с моей галошей столько времени? Да и выкинули бы ее - только и делов. А тут, неделю не хлопотал, выдают обратно.

    Одно досадно, за эту неделю во время хлопот первую галошу потерял. Все время носил ее под мышкой, в пакете, и не помню, в каком месте ее оставил. Главное, что не в трамвае. Это гиблое дело, что не в трамвае. Ну где ее искать?

    Но зато другая галоша у меня. Я ее на комод поставил.

    Другой раз станет скучно, взглянешь на галошу, и как-то легко и безобидно на душе становится.

    Вот, думаю, славно канцелярия работает!

    Сохраню эту галошу на память. Пущай потомки любуются.

    М.М.Зощенко

    Встреча (Опальные рассказы)

    Скажу вам откровенно: я очень люблю людей.

    Другие, знаете ли, на собак растрачивают свои симпатии. Купают их и на цепочках водят. А мне как-то человек милее.

    Однако, не могу соврать: при всей своей горячей любви не видел бескорыстных людей.

    Один-было парнишка светлой личностью промелькнул в моей жизни. Да и то сейчас насчет него нахожусь в тяжелом раздумье. Не могу решить, чего он тогда думал. Пес его знает -- какие у него были мысли, когда он делал свое бескорыстное дело.

    А шел я, знаете, из Ялты в Алупку. Пешком. По шоссе.

    Я в этом году в Крыму был. В доме отдыха.

    Так иду я пешком. Любуюсь крымской природой. Налево, конечно, синее море. Корабли плавают. Направо -- чертовские горы. Орлы порхают. Красота, можно сказать, неземная.

    Одно худо -- невозможно жарко. Через эту жару даже красота на ум нейдет. Оторачиваешься от панорамы. И пыль на зубах скрипит.

    Семь верст прошел и язык высунул.

    А до Алупки еще чорт знает сколько. Может, верст десять. Прямо не рад, что и вышел.

    Прошел еще версту. Запарился. Присел на дорогу. Сижу. Отдыхаю. И вижу -- позади меня человек идет. Шагов, может, за пятьсот.

    А кругом, конечно, пустынно. Ни души. Орлы летают.

    Худого я тогда ничего не подумал. Но все-таки при всей своей любви к людям не люблю с ними встречаться в пустынном месте. Мало ли чего бывает. Соблазну много.

    Встал и пошел. Немного прошел, обернулся -- идет человек за мной.

    Тогда я пошел быстрее, -- он как будто бы тоже поднажал.

    Иду, на крымскую природу не гляжу. Только бы, думаю, живьем до Алупки дойти. Оборачиваюсь. Гляжу -- он рукой мне машет. Я ему тоже махнул рукой. Дескать, отстань, сделай милость.

    Слышу, кричит чего-то.

    Вот, думаю, сволочь, привязался!

    Ходко пошел вперед. Слышу опять кричит. И бежит сзади меня.

    Несмотря на усталость, я тоже побежал.

    Пробежал немного -- задыхаюсь.

    Слышу кричит:

    Стой! Стой! Товарищ!

    Прислонился я к скале. Стою.

    Подбегает до меня небогато одетый человек. В сандалиях. И заместо рубашки -- сетка.

    Чего вам, говорю, надо?

    Ничего, говорит не надо. А вижу -- не туда идете. Вы в Алупку?

    В Алупку.

    Тогда, говорит, вам по шаше не надо. По шаше громадный крюк даете. Туристы тут завсегда путаются. А тут по тропке надо итти. Версты четыре выгоды. И тени много.

    Да нет, говорю, мерси-спасибо. Я уж по шоссе пойду.

    Ну, говорит, как хотите. А я по тропинке. Повернулся и пошел назад. После говорит:

    Нет ли папироски, товарищ? Курить охота.

    Дал я ему папироску. И сразу как-то мы с ним познакомились и подружились. И пошли вместе. По тропинке.

    Очень симпатичный человек оказался. Пищевик. Всю дорогу он надо мной смеялся.

    Прямо, говорит, тяжело было на вас глядеть. Идет не туда. Дай, думаю, скажу. А вы бежите. Чего-ж вы бежали?

    Да, говорю, чего не пробежать.

    Незаметно, по тенистой тропинке пришли мы В Алупку и здесь распрощались.

    Весь цельный вечер я думал насчет этого пищевика.

    Человек бежал, задыхался, сандалии трепал. И для чего? Чтобы сказать куда мнe надо итти. Это было очень благородно с его стороны.

    Я теперь, вернувшись в Ленинград, думаю: пес его знает, а может, ему курить сильно захотелось? Может, он хотел папироску у меня стрельнуть. Вот и бежал. Или, может, итти ему было скучно-- попутчика искал.

    Тема урока. М. М. Зощенко. Автор и его герой. Рассказ «Галоша».

    Форма занятия: аналитическая беседа с элементами самостоятельной работы учащихся.

    Цели и задачи урока.

    Познавательные:

    познакомить учащихся с фактами жизни и творчества М. М. Зощенко, рассказом «Галоша».

    Задачи:

    дать определения неизвестным словам, встретившимся в рассказе;

    дать определение понятий «юмор», «сатира», разграничить эти понятия.

    Развивающие:

    обратить внимание учащихся на особенности художественной манеры М. М. Зощенко; развивать эстетические способности школьников.

    Задачи:

    провести работу с портретом писателя;

    обратить внимание на особенности стиля писателя;

    развивать навыки чтения и анализа прозаического произведения.

    Воспитательные:

    развивать интерес и любовь к жизни и творчеству М. М. Зощенко;

    формировать неприятие учащимися бюрократического поведения.

    Задачи:

    раскрыть характер отношений к человеку работниками камеры хранения и домоуправления;

    поработать с эпиграфом к уроку, связав его с основной темой произведения.

    Методы и приёмы обучения: слово учителя, работа с портретом, комментированное чтение рассказа, определение понятий «юмор», «сатира», анализ художественных деталей и эпизодов рассказа, вопросы учителя и учащихся, ответы-рассуждения учеников,.

    Средства обучения: портрет Зощенко М. М., эпиграф к уроку.

    Временной план урока:

    организационный момент (1 мин.)

    рассказ учителя о биографии писателя (7 мин.)

    прочтение воспоминаний Л. Утёсова о М. М. Зощенко (3 мин.)

    работа с портретом писателя (4 мин.)

    чтение рассказа «Галоша» (6 мин.)

    словарная работа (4 мин.)

    определение характера главного героя (3 мин.)

    составление сравнительной характеристики понятий «юмор» и «сатира» и отражение её в таблице (4 мин.)

    анализ прочитанного (7 мин.)

    работа с эпиграфом к уроку (3 мин.)

    итоговое слово учителя (2 мин.)

    постановка домашнего задания (1 мин.)

    Ход урока:

    Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь.

    Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Михаила Михайловича Зощенко. Откройте свои тетради, запишите дату и тему нашего урока «М. М. Зощенко. Рассказ «Галоша». Эпиграфом к уроку служат слова самого Зощенко: Почти двадцать лет взрослые считали, что я писал для их забавы. А я для забавы никогда не писал.

    Чтобы понять смысл этих слов, нужно обратиться к произведениям писателя и его биографии.

    Михаил Михайлович родился в 1895 году в Петербурге, в семье небогатого художника Михаила Ивановича Зощенко и Елены Осиповны Суриной. В их семье было восемь детей. Ещё гимназистом Михаил мечтал о писательстве. За невзнос платы его исключили из университета. Он работал контролёром поездов, участвовал в событиях Февральской революции, Октябрьской революции. Добровольцем ушёл в Красную армию. После демобилизации работал агентом уголовного розыска в Петрограде, инструктором по кролиководству в совхозе Маньково Смоленской губернии, милиционером в Лигове, снова в столице – сапожником, конторщиком и помощником бухгалтера в петроградском потру «Новая Голландия» Вот перечень того, кем был и что делал Зощенко, куда бросала его жизнь, прежде чем он сел за писательский стол. Начал печататься в 1922 году. В 1920–1930-е годы книги Зощенко издаются и переиздаются огромными тиражами, писатель ездит с выступлениями по стране, успех его невероятен. В 1944–1946 годах много работал для театров. В последующие годы он занимается переводческой деятельностью. Последние годы жизни писатель провёл на даче в Сестрорецке. Весной 1958 года ему становится – хуже затрудняется речь, он перестает узнавать окружающих.

    22 июля 1958 Зощенко умер от острой сердечной недостаточности. Зощенко был похоронен в Сестрорецке. По свидетельству очевидца в жизни мрачный Зощенко улыбался в гробу.

    А теперь давайте обратимся к воспоминаниям Леонида Утёсова (22 стр. учебника).

    1 ученик: Был он невысокого роста, с очень складной фигурой. А лицо… Лицо у него было, по-моему, необыкновенное.

    Смуглый, темноволосый, он, мне казалось, чем-то походил на индуса. Глаза же у него были грустные, с высоко приподнятыми бровями.

    Я встречал много писателей-юмористов, но должен сказать, что редкие из них были весельчаками.

    Учитель: В учебнике нам дан портрет Михаила Зощенко и мы можем убедиться в правдивости слов Л. Утёсова.

    Какой человек смотрит на нас с портрета?

    2 ученик: На нас смотрит задумчивый, серьёзный человек.

    Учитель: Смотрите, ребята, какой получается парадокс: с одной стороны это писатель-юморист, рассказы которого читать порою безудержно смешно.

    С другой стороны – мы видим человека, который смотрит на людей внимательно и сострадающе. Зощенко вовсе не смеётся вместе с нами. Лицо его задумчиво.

    О чём он думает? Мы можем это понять, прочитав его произведения.

    Мы обратимся к рассказу «Галоша». (Читается учениками. Сцена «В камере хранения и в домоуправлении» читается по ролям.)

    Во время прочтения вам встретились слова, которые затруднили понимание смысла произведения?

    1 ученик: Да. Волокита, бюрократизм.

    2 ученик: Бюрократ, архаровец, канцелярия.

    Учитель: Архаровец – озорник, буян.

    Канцеля́рия – подразделение организации или при должностном лице, ведающее делопроизводством, служебной перепиской, оформлением документации, в более узком смысле – название ряда государственных учреждений.

    Бюрократ – 1)крупный чиновник; 2)человек приверженный к бюрократизму.

    Бюрократизм – чрезмерное усложнение канцелярских процедур, приводящее к большим затратам времени.

    Волокита – недобросовестное затягивание дела или решения какого-нибудь вопроса, а также медленное течение дела, осложняемое выполнением мелких формальностей, излишней перепиской.

    Учитель: Кто является главным действующим лицом рассказа?

    1 ученик: Сам рассказчик.

    Учитель: Каким вы его себе представляете?

    2 ученик: Рассеянным, растерявшимся, смешным.

    Учитель: А почему мы смеёмся над этим человеком?

    1 ученик: В погоне за первой галошей он потерял вторую, но всё равно радуется.

    2 ученик: Он долго занимается поисками старой галоши, хотя мог бы купить новую пару.

    Учитель: Автор смеётся над героем, но не так беззаботно и весело, как это делал, например, А. П. Чехов. Это сатирический смех. Для того чтобы понять, в чём заключается различие юмора от сатиры, начертим небольшую табличку.

    Юмор

    Сатира

    Учитель: Давайте подумаем, мы назовём этот рассказ юмористическим или сатирическим?

    1 ученик: Сатирическим, т.к. автор высмеивает пороки общества (бюрократизм).

    Учитель: Можем ли мы сказать, что речь героев тоже отражает сатирический настрой автора? (Да, можем.)

    Давайте обратим внимание на начало рассказа. Что же в нём особенного?

    2 ученик: Начинается с вводного слова «конечно».

    Учитель: Ещё ничего не сказано, а конечно уже прозвучало. Слово «конечно» по своему значению должно подвести итог сказанному, но оно опережает ситуацию и сообщает ей некий комический эффект.

    Вместе с тем необычное в начале рассказа вводное слово подчёркивает степень обычности сообщаемого – обычное дело потерять галошу в трамвае, это может случиться с любым человеком.

    Слово «конечно» не единственное слово в рассказе.

    Найдите в тексте вводные слова.

    1 ученик: Может, гляжу.

    2 ученик: Думаю, дескать.

    Учитель: Большое количество вводных слов и кратких вводных предложений – ещё одна особенность рассказов М. Зощенко. (Учащиеся записывают в тетради).

    Ребята, в сказе рассказчик – это человек с особым характером и складом речи. Автор проникается особенностями речи этого лица, чтобы у читателя не возникало сомнений в истинности вымышленного рассказчика. (Учащиеся записывают в тетради).

    Учитель: Можно ли охарактеризовать героев по их речи?

    1 ученик: Да, малокультурные.

    Учитель: Найдите в тексте рассказа просторечия, нелитературные формы слов.

    1 ученик: Ихний, с трамвайного парка.

    2 ученик: То есть ужасно обрадовался, пущай, делов.

    Учитель: Да, у героев Зощенко речь часто неправильная, порой встречается грубая лексика. Разве писатель не знал хороших слов?

    1 ученик: Знал.

    Учитель: И снова вы правы. Это ещё один литературный приём – сниженная, неверная речь, – вызывающий наш смех над невежеством, бескультурьем. Зощенко разъяснил: «Обычно думают, что я искажаю «прекрасный русский язык », что я ради смеха беру слова не в том значении, какое им отпущено жизнью, что я нарочно пишу ломаным языком для того, чтобы посмешить почтеннейшую публику.

    Это неверно. Я почти ничто не искажаю. Я пишу на том языке, на котором сейчас говорит и думает улица»…

    Обратите внимание на своеобразие фразы. Какие предложения, простые или сложные, использует М. Зощенко?

    2 ученик: Простые.

    Учитель: « Я пишу очень сжато. Фраза у меня короткая… Может быть, поэтому у меня много читателей». (М. Зощенко)

    Ребята, а почему рассказ называется « Галоша»?

    1 ученик: Она является одним из «действующих лиц».

    Учитель: Если её ищут, то она, должно быть, новая, красивая?

    2 ученик: Нет, она уже старая.

    Учитель: Прочитайте её описание. Что же мы видим?

    Приём, характерный только для рассказов Зощенко, который писатель Сергей Антонов называет «наоборотностью». (Учащиеся записывают в тетради).

    Так для чего же написан данный рассказ?

    Учитель: Ребята, я хочу обратить ваше внимание на эпиграф к сегодняшнему уроку.

    « Почти 20 лет взрослые считали, что я писал для их забавы. А я для забавы никогда не писал».

    Но если не для забавы, тогда для чего писал свои рассказы М. М. Зощенко?

    1 ученик: Для того чтобы показать пороки общества. Он хочет, чтобы мы заметили их, не стали бы восхищаться ими, как герой рассказа.

    Учитель: Да, ребята, вы правы. Мы можем записать вывод: Герой – обыватель; он жалок в своём умилении равнодушием к человеку ответственных товарищей. Объекты сатиры – волокита и бюрократизм, не изжившие себя и сегодня.

    Спасибо за работу на уроке.

    Конечно, потерять галошу в трамвае нетрудно. Особенно, если сбоку поднапрут, да сзади какой-нибудь архаровец на задник наступит — вот вам и нет галоши.

    Галошу потерять — прямо пустяки.

    С меня галошу сняли в два счета. Можно сказать, ахнуть не успел.

    В трамвай вошел — обе галоши стояли на месте, как сейчас помню. Еще рукой потрогал, когда влезал — тут ли.

    А вышел из трамвая — гляжу: одна галоша здесь, как миленькая, а другой нету. Сапог — здесь. И носок, гляжу, здесь. И подштанники на месте. А галоши нету.

    А за трамваем, конечно, не побежишь.

    Снял остальную галошу, завернул в газету и пошел так. «После работы, — думаю, — пущусь на розыски. Не пропадать же товару. Где-нибудь, да раскопаю».

    После работы пошел искать. Первым делом — посоветовался с одним знакомым вагоновожатым.

    Тот, прямо, вот как меня обнадежил.

    — Скажи, — говорит, — спасибо, что в трамвае потерял. В другом общественном месте — не ручаюсь, а в трамвае потерять — святое дело. Такая у нас существует камера для потерянных вещей. Приходи и бери. Святое дело!

    — Ну, — говорю, — спасибо. Прямо, гора с плеч. Главное, галоша почти что новенькая. Всего третий сезон ношу.

    На другой день поехал в камеру.

    — Нельзя ли, — говорю, — братцы, галошу получить обратно? В трамвае сняли.

    — Можно, — говорят. — Какая галоша?

    — Галоша, — говорю, — обыкновенно какая. Размер — двенадцатый номер.

    — У нас, — говорят, — двенадцатого номера, может, двенадцать тысяч. Расскажи приметы.

    — Приметы, — говорю, — обыкновенно какие: задник, конечно, обтрепан, внутри байки нету — сносилась байка.

    — У нас, — говорят, — таких галош, может, больше тыщи. Нет ли специальных признаков?

    — Специальные, — говорю, — признаки имеются. Носок, вроде бы, начисто оторван, еле держится. И каблука, — говорю, — почти что нету. Сносился каблук. А бока, — говорю, — еще ничего, пока что удержались.

    — Посиди, — говорят, — тут. Сейчас посмотрим.

    Вдруг выносят мою галошу.

    То есть, ужасно обрадовался. Прямо умилился. «Вот, — думаю, — славно аппарат работает. И какие, — думаю, — идейные люди — сколько хлопот на себя приняли из-за одной галоши».

    — Спасибо, — говорю, — друзья, по гроб жизни. Давайте поскорей ее сюда. Сейчас я надену.

    — Нету, — говорят, — уважаемый товарищ, не можем дать. Мы, — говорят, — не знаем, может, это не вы потеряли.

    — Да я же, — говорю, — потерял.

    — Очень, — говорят, — вероятно, но дать не можем. Принеси удостоверение, что ты действительно потерял галошу. Пущай домоуправление заверит этот факт, и тогда без излишней волокиты выдадим.

    — Братцы, — говорю, — святые товарищи, да в доме не знают про этот факт. Может, они не дадут такой бумаги.

    — Дадут, — говорят, — это ихнее дело дать.

    Поглядел я еще раз на галошу и вышел.

    На другой день пошел к председателю.

    — Давай, — говорю, — бумагу. Галоша гибнет.

    — А верно, — говорит, — потерял? Или закручиваешь?

    — Ей-богу, — говорю, — потерял.

    — Пиши, — говорит, — заявление.

    Написал заявление. На другой день форменное удостоверение получил.

    Пошел с этим удостоверением в камеру. И без хлопот, без волокиты выдают мне галошу.

    Только, когда надел галошу на ногу, почувствовал полное умиление. «Вот, — думаю, — аппарат работает! Да в какой-нибудь отсталой стране разве стали бы возиться с моей галошей столько времени? Да выкинули бы ее с трамвая — только и делов. А тут неделю не хлопотал, выдают обратно. Вот это аппарат!»

    Одно досадно, за эту неделю во время хлопот первую галошу потерял. Все время носил ее под мышкой в пакете — и не помню, в каком месте ее оставил. Главное, что не в трамвае. Это гиблое дело, что не в трамвае. Ну, где ее искать?

    Но, зато, другая галоша у меня. Я ее на комод поставил. Другой раз станет скучно — взглянешь на галошу — и как-то легко и безобидно на душе становится. «Вот, — думаю, — аппарат!»

    Конечно, потерять галошу в трамвае нетрудно.

    Особенно, если сбоку поднажмут да сзади какой-нибудь архаровец на задник наступит,- вот вам и нет галоши.

    Галошу потерять прямо пустяки.

    С меня галошу сняли в два счета. Можно сказать, ахнуть не успел.

    В трамвай вошел - обе галоши стояли на месте. А вышел из трамвая - гляжу, одна галоша здесь, на ноге, а другой нету. Сапог - здесь. И носок, гля­жу, здесь. И подштанники на месте. А галоши нету.

    А за трамваем, конечно, не побежишь.

    Снял остальную галошу, завернул в газету и по­шел так.

    После работы, думаю, пущусь в розыски. Не про­падать же товару! Где-нибудь да раскопаю.

    После работы пошел искать. Первое дело - посо­ветовался с одним знакомым вагоновожатым.

    Тот прямо вот как меня обнадежил.

    Скажи,- говорит,- спасибо, что в трамвае по­терял. В. другом общественном месте не ручаюсь, а в трамвае потерять - святое дело. Такая у нас су­ществует камера для потерянных вещей. Приходи и бери. Святое дело.

    Ну, - говорю, - спасибо. Прямо гора с плеч. Главное, галоша почти что новенькая. Всего третий сезон ношу.

    На другой день иду в камеру.

    Нельзя ли, - говорю, - братцы, галошу заполу­чить обратно? В трамвае сняли.

    Можно,- говорят.- Какая галоша? - Галоша, - говорю, - обыкновенная. Размер - двенадцатый номер.

    У нас,- говорят,- двенадцатого номера, может, двенадцать тысяч. Расскажи приметы.

    Приметы,- говорю,- обыкновенно какие:, зад­ник, конечно, обтрепан, внутри байки нету, сносилась байка. - У нас,- говорят,- таких галош, может, боль­ше тыщи. Нет ли специальных признаков? - Специальные,- говорю,- признаки имеются. Носок вроде бы начисто оторван, еле держится. И каб­лука, - говорю, - почти что нету. Сносился каблук. А бока,- говорю, - еще ничего, пока что удержа­лись.

    Посиди,- говорят,- тут. Сейчас посмотрим. Вдруг выносят мою галошу.

    То есть ужасно обрадовался. Прямо умилился.

    Вот, думаю, славно аппарат работает. И какие, ду­маю, "идейные люди, сколько хлопот на себя приняли из-за одной галоши.

    Я им говорю: - Спасибо,- говорю,- друзья, по гроб жизни. Давайте поскорей ее сюда. Сейчас я надену. Благо­дарю вас.

    Нету,- говорят,- уважаемый товарищ, не мо­жем дать. Мы,- говорят,- не знаем, может, это не вы потеряли.

    Да я же,- говорю,- потерял. Могу дать чест­ное слово.

    Они говорят: - Верим и вполне сочувствуем, и очень вероятно, что это вы потеряли именно эту галошу. Но отдать не можем. Принеси удостоверение, что ты, действительно, потерял галошу. Пущай домоуправление заверит этот факт, и тогда без излишней волокиты мы тебе выда­дим то, что законно потерял.

    Я говорю: - Братцы,- говорю,- святые товарищи, да в до­ме не знают про этот факт. Может, они не дадут такой бумаги.

    Они отвечают: - Дадут,- говорят,- это ихнее дело дать. На что они у вас существуют? Поглядел я еще раз на галошу и вышел. На другой день пошел к председателю нашего до­ма, говорю ему: - Давай бумагу. Галоша гибнет.

    А верно,- говорит,- потерял? Или закручива­ешь? Может, хочешь схватить лишний предмет шир­потреба? - Ей-богу,- говорю,- потерял. Он говорит: - Конечно, на слова я не могу положиться. Вот если б ты мне удостоверение достал с трамвайного парка, что галошу потерял,- тогда бы я тебе выдал бумагу. А так не могу.

    Я говорю: - Так они же меня к вам посылают. Он говорит: - Ну тогда пиши мне заявление, Я говорю: - А что там написать? Он говорит: - Пиши: сего числа пропала галоша. И так далее. Даю, дескать, расписку о невыезде впредь до вы­яснения.

    Написал заявление. На другой день форменное удостоверение получил.

    Пошел с этим удостоверением в камеру. И там мне, представьте себе, без хлопот и без волокиты вы­дают мою галошу.

    Только когда надел галошу на ноту, почувствовал полное умиление. Вот, думаю, люди работают! Да в каком-нибудь другом месте разве стали бы возиться с моей галошей столько времени? Да выкинули бы ее - только и делов. А тут неделю не хлопотал, выда­ют обратно.

    Одно досадно, за эту неделю во время хлопот пер­вую галошу потерял. Все время носил ее под мыш­кой в пакете и не помню, в каком месте ее оставил. Главное, что не в трамвае. Это гиблое дело, что не в трамвае. Ну, где ее искать? Но зато другая галоша у меня. Я ее на комод по­ставил.

    Другой раз станет скучно, взглянешь на галошу, и как-то легко и безобидно на душе становится.

    Вот, думаю, славно канцелярия работает! Сохраню эту галошу на память. Пущай потомки любуются.

    Статьи по теме: